Соотношение закономерностей и принципов воспитания. Педагогический процесс

14.04.2019

Закономерности педагогического процесса.

Главные, объективные, повторяющиеся связи педагогического процесса выражаются в закономерностях. Иными словами, закономерности показывают, что и как связано в педагогическом процессе, что и от чего в нем зависит.

Закономерности - это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса.

Наиболее общие закономерности педагогического процесса:

1. Связь воспитания и социальной системы. Характер воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, национально-культурными особенностями. Установлено, что цели воспитания зависят от социально-экономической ситуации общества и других его характеристик.

2. Связь между обучением и воспитанием. Она обозначает взаимозависимость этих процессов, их разностороннее взаимовлияние, единство, о чем было сказано выше.

3. Связь воспитания и деятельности. Один из основных законов педагогики гласит, что воспитывать значит включать ребенка в различные виды деятельности. Педагогика и психология выделяют виды деятельности школьников, устанавливаются связи между ними и другими компонентами воспитания.

4. Связь воспитания и активности личности. Воспитание успешно, если объект его (ребенок) является одновременно и субъектом, то есть обнаруживает активное поведение, проявляет собственную волю, самостоятельность, осознает свою деятельность, потребность в ней.

5. Связь воспитания и общения. Воспитание всегда протекает во взаимодействии людей: учителей, учеников и др. Ребенок формируется в зависимости от богатства межличностных связей, от психологической атмосферы в окружении.

Подласый И.П. выделяет следующие закономерности педагогического процесса:

1) Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих достижений ученика на всех последующих этапах зависит от его достижений на предыдущих этапах. Это значит, что педагогический процесс имеет постепенный, «ступенчатый» характер и чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.

2) Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов педагогического воздействия.

3) Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от ин-, тенсивности обратных связей между учениками и педагогами, а также от величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на учеников.

4) Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность здесь зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логического осмысления воспринятого и практического применения осмысленного. Для того чтобы обеспечить действительно прочное усвоение норм и правил поведения, знаний и умений в учебно-воспитательном процессе, необходимо объединять эмоции, рассудок и действие.

5) Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса обусловливается качеством педагогической деятельности и качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитанников.

Изложенными закономерностями не исчерпываются все связи, действующие в педагогическом процессе.

Вопрос № 34

принципы педагогического процесса – это основные требования к организации педагогической деятельности, указывающие ее направление и формирующие педагогический процесс.

Принципы педагогического процесса (лат. principium - основа, начало) - система основных требований к обучению и воспитанию, соблюдение которых позволяет эффективно решать проблемы всестороннего развития личности.

Среди многообразия педагогических принципов выделяют общие принципы целостного педагогического процесса, к которым относятся:

1) Принцип целенаправленности педагогического процесса выражает требование организовывать учебно-воспитательную работу с целью всестороннего развития каждого ребенка, подготовки ее к участию в переустройстве общества, к жизни в демократическом, правовом государстве

2) Принцип связи школы с жизнью практически реализуется через связи содержания воспитания и обучения с процессами развития рыночной экономики, демократизации общественной жизни, реформирования системы образования

3) Принцип научности содержания воспитания и обучения требует, чтобы обучение и воспитание раскрывали ученикам, студентам объективную картину мира, закономерности развития природы, общества, культуры. Реализуется он прежде всего при разработке программ воспитания, учебных программ и учебников. Кроме формирования научного мировоззрения, принцип предполагает развитие у учащихся умений и навыков научного поиска, усвоения ими способов научной организации труда.

4) Принцип доступности, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся означает, что обучение и воспитание должны строиться с учетом уровня возможностей учащихся, не приводить к интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

5) Принцип систематичности и последовательности реализуется в различных формах планирования (тематическом и поурочном), написании планов. Он предусматривает формирование у учащихся, студентов навыков рационального планирования своей учебной деятельности

6) Соблюдение принципа сознательности, активности, самодеятельности, творчества учащихся в педагогическом процессе способствует формированию сознательных, активных, самостоятельных и творческих людей.

7) Реализация принципа связи обучения и воспитания с общественно полезным , производительным трудом воспитывает молодых людей творцами общественных ценностей.

8) Принцип наглядности предполагает использование наглядности не только как средства иллюстрирования, но и для того, чтобы учащиеся, студенты научились самостоятельно работать с художественным образом как источником информации, которая включает в себя общее ее единичное, общее и индивидуальное.

9) Принцип коллективного характера воспитания и обучения предусматривает последовательное сочетание массовых, коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

10) Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к ней имеет особое значение. Уважение и требовательность к ребенку воспитывают у нее чувство человеческого достоинства, формируют представление о гуманных принципах человеческих взаимоотношений.

11) Принцип выбора оптимальных методов, форм, средств обучения и воспитания основывается на осознании того, что не существует универсальных подходов к обучению и воспитанию, которые срабатывают в любых педагогических ситуациях. Успешно решить ту же педагогическую проблему можно различными сочетаниями форм и методов работы.

12) Принцип прочности, осознанности и действенности результатов образования, воспитания и развития требует, чтобы ощущался не только образовательный, но и воспитательный, развивающий эффект педагогического процесса

13) Принцип комплексного подхода к воспитанию проявляется в органических связях учебной, трудовой деятельности школьников, студентов с формированием мировоззрения ценных для общества мотивов поведения, с нравственным отношением к учебе, труду, природе, самого себя, других людей. Комплексный подход, обеспечивающий единство организации и результатов воспитания и обучения, воплощается прежде всего в межпредметных связях

В реальном педагогическом процессе принципы обучения реализуются в тесной взаимосвязи, взаимообуславливают друг друга, ни один из них не может быть задействован обособленно, то есть без учета и использования возможностей других.

Вопрос № 35


Похожая информация.


Закономерности воспитания – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между педагогическими явлениями и процессами характеризующие их развитие.

Принципы (правила) воспитания (ПВ)– это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию и методам организации воспитательного процесса. В них отражается представление о сущности воспитания, поскольку принципы формулируются на основе закономерностей педагогических процессов.

1. П. связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. Воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, отвечать его потребностям.2 . П. комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. Влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса.3. П. педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников. Человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому В. состоит в организации разных видов деятельности, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя руководящие позиции.4. П. гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. Отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует от учителя умения создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон.5. П. опоры на положительное в личности ребенка. Он связан с предыдущим и требует от педагога веры в положительные результаты воспитания, в стремление ученика быть лучше, поддерживать, развивать это стремление.6. П. воспитания в коллективе и через коллектив - предполагает организацию восп. воздействий на личность через коллективистские отношения и деятельность.7. П. учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Учителя должны знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия школьников, в соответствии с ними выбирать определенные средства и методы работы с конкретными воспитанниками.8. П. единства действий и требований школы, семьи и общественности. Семья школьника и социальные институты, школа, пед. коллектив должны обеспечить единые и согласованные действия всех участников В.П.

Педагогическая наука утверждает, что все принципы воспитания тесно связаны между собой, отражают целостное представление о том, каким должно быть воспитание и как его нужно организовывать. В этом заключается научное значение принципов и их роль в практике.

Эти закономерности воспитания выступают как основополагающие принципы, или требования, на основе которых необходимо осуществлять учебно-воспитательную ра­боту в школе. Это значит, что нужно включать учащихся в разнооб­разные виды деятельности по овладению общественным опытом, стимулировать их активность в этой деятельности, проявлять к ним уважение и чуткость, помогать добиваться радости успехов и т.д.

Педагогический процесс как специально организованное, целенаправленное взаимодействие обучающих и обучающихся имеет определенную структуру, структура педагогического процесса состоит из совокупности частей, соответствующих компонентам педагогической системы. Знание структуры педагогического процесса помогает преподавателю анализировать, осознавать и совершенствовать собственную деятельность, а ученым - разрабатывать новые технологии и системы обучения, воспитания.

Структура педагогического процесса включает четыре компонента: целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный (рис. 30).

В начале XX в. в классической педагогике возникла идея целостности педагогического процесса как единства обучения и воспитания. Было введено (И.Ф. Гербарт) понятие воспитывающего обучения. Однако к концу XX в. педагогика вновь разделилась на две части: теорию обучения (дидактику) и теорию воспитания, хотя в реальном педагогическом процессе такое разделение весьма условно. Воспитание и обучение - два взаимообусловленных процесса, подчиненных единым закономерностям.

Закономерности педагогического процесса - это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса - как внешними (социальная среда), так и внутренними (между методом и результатом). К наиболее общим закономерностям педагогического процесса относятся связи между воспитанием и:
социальной системой: характер воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, национально-культурными особенностями;
обучением: подразумевает взаимозависимость этих процессов, их разностороннее взаимовлияние, единство;
деятельностью: согласно одному из основных законов педагогики, воспитывать - значит включать ребенка в различные виды деятельности;
активностью личности: воспитание успешно, если его объект (ребенок) является одновременно и субъектом, т.е. обнаруживает активное поведение, проявляет собственную волю, самостоятельность, потребность в деятельности;
общением: воспитание всегда протекает во взаимодействии людей - учителей, учеников и др. Формирование ребенка зависит от богатства межличностных связей.

В педагогическом процессе участвуют два субъекта - учитель и ученик. Деятельность учителя определяется задаваемыми обществом целями (социальный заказ), в соответствии с которыми отбирается содержание образования, разрабатываются соответствующие организационные формы, методы обучения и контроля, средства обучения и контроля. Деятельность учащегося также определяется целями, осознанными и неосознанными. Ученик в процессе обучения использует методы и средства, которые он освоил ранее. Деятельность этих двух субъектов далеко не всегда совпадает, поэтому требуется специальная организация по их взаимодействию.

Основные функции педагогического процесса: образовательная, воспитательная, социальная и развивающая. Наиболее сложной и неоднозначно понимаемой является развивающая функция, выражающаяся в качественных изменениях психической деятельности обучающегося. Если обучение (воспитание) опирается на уже сформировавшийся уровень развития, т.е. дает ребенку то, что он уже знает и умеет, то такое обучение не оказывает влияния на развитие. Обучение может тормозить психическое развитие, например, в том случае, если к обучающемуся предъявляются завышенные требования или его лишают возможности проявлять инициативу и активность. Л.С. Выготский предложил ориентироваться при обучении на «зону ближайшего развития» ребенка, когда ему предлагаются задания, с которыми он не может справиться самостоятельно, но способен выполнить под руководством учителя.

В современной российской педагогике распространены четыре теоретически обоснованные и экспериментально подтвержденные концепции развивающего обучения, появившиеся почти одновременно в 1960-1980-х гг.

Во-первых, это предложенная Л.В. Занковым дидактическая система для начальной школы, предполагающая ведущую роль теоретических знаний, высокий уровень трудности, быстрый темп с повторением и закреплением в новых условиях. Во-вторых, охватывающая весь учебный процесс начальной и средней школы концепция Д.Б. Элько-нина и В.В. Давыдова, в которой основной акцент делается на формировании теоретического мышления и способов умственных действий. Как результат у учеников формируется способность генерировать новое знание, прослеживая происхождение того или иного понятия, явления, вещи. В-третьих, развивающая система «Школа диалога культур» B.C. Библера. Эта теория подразумевает обучение через диалог, дискуссию, деловое общение, мыследеятельность. Допустимо только проблемное изложение знаний, учитель не дает готового ответа, а выслушивает все предлагаемые учениками варианты, помогает им высказывать свою точку зрения. И наконец, система психического развития младших школьников на основе реализации принципа сотрудничества, разработанная Ш.А. Амонашвили. Эта воспитательная система строится не по принципу подготовки к жизни, а на основе реальной жизни ребенка, его опыта и переживаний.

Построение педагогического процесса опирается на определенные принципы, некие нормативные основы . Принципы реализуются через систему правил. Например, принцип социальной защиты растущего человека проявляется в требованиях гуманизации педагогического процесса, т.е. в создании таких отношений между обучающим и обучающимися, в которых главным является ценность человека. Отсюда вытекают следующие правила: защищенность и эмоциональная комфортность в педагогическом процессе, признание прав ребенка и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью, опора на положительные качества воспитанников, создание ситуации успеха.