Образование числа 15 в подготовительной группе. Конспект занятия (НОД) для детей подготовительной группы «Двенадцать месяцев. Дети ищут и находят под часами декабрь

14.03.2019

Тема: «Счет до 13»

Задачи:

Счету до 13;

Зрительно распознавать геометрические фигуры.

2. Совершенствовать умения:

Составлять число из двух меньших чисел;

Находить последующее и предыдущее числа.

3. Продолжать упражнять в рисовании фигур округлой формы в двух и шести клетках в тетрадях.

Демонстрационный материал : цветные полоски, имитирующие палочки Кюизенера; иллюстрации с человечками, состоящими из геометрических фигур; 3 карточки с разным количеством предметов на каждой.

Раздаточный материал: палочки Кюизенера; тетради в клеточку; карандаши.

Ход занятия

Воспитатель с детьми стоят полукругом. В руках у них по одной палочке Кюизенера. Воспитатель проводит игровые упражнения.

— Вы разноцветные числа. Слушайте мою команду:

Соберитесь в ряд числа от 1 до 10;

Встаньте в круг число 5 и число, идущее за ним;

Встаньте в круг число 8 и число, находящееся перед ним;

Встаньте в круг число 3 и его соседи;

Подойдите ко мне числа 7 и 9;

Нужное число, встань между ними.

Воспитатель благодарит детей за выполненные упражнения и приглашает их пройти за столы, на которых лежат палочки Кюизенера.

— Давайте построим разноцветный мост из палочек. Каждый ряд моста должен состоять из двух палочек. Начинать строить мост будем сверху вниз, с палочки, которая обозначает число семь. Какого цвета эта палочка? (Черная.) Приступайте.

Воспитатель выкладывает из цветных полосок задание на доске.

— Как у вас получился каждый ряд?

Воспитатель записывает ответы детей на доске: 1+6 = 7; 2 + 5 = 7; 3 + 4 = 7; 4 + 3= 7; 5 + 2 = 7; 6+1 = 7.

— А сейчас разделитесь на 2 команды. Пусть каждая команда подойдет к своему столу. У вас на столах лежат иллюстрации с необычными человечками. Почему они необычные? (Составлены из геометрических фигур.)

— Перечислите, из каких фигур состоят ваши человечки? Сколько в составе вашего человечка кругов? Квадратов? Треугольников?..

Воспитатель благодарит детей за выполненные задания и приглашает подойти к доске. На ней — 3 карточки с разным количеством предметов.

— Сколько групп предметов на доске? (3 группы.)

— Сколько предметов в первой группе? (11.)

— Сколько предметов во второй группе? (12.)

— Сколько предметов в третьей группе? (13.)

После счета предметов на карточках воспитатель рассказывает детям, как образовано число 13 (аналогично занятию 51).

— Одинаковое количество предметов в каждой группе? Почему? Что больше? Что меньше? Назовите соседей числа 12. Какое число идет за числом 11? Какое число стоит перед числом 11?

Воспитатель благодарит детей за выполненные задания и предлагает пройти за столы.

Дети выполняют в тетрадях задание: рисуют овалы маленькие и большие и делают штриховку.

Конспект

открытого занятия

по ФЭМП

в подготовительной группе

Подготовила воспитатель:

Багиева Р.Ф.

2017 уч. год

Программное содержание:

Учить составлять число 5 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.

Познакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15.

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги и отражать в речи пространственное расположение предметов словами: вверху, внизу, слева, справа, посередине.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал: полоска бумаги или белый лист формата А3; 15 кругов; 10 счетных палочек в пучке; 5 морковок; 5 свёкл; картинки с изображением овощей (свекла, морковь, капуста, картофель, лук).

Раздаточный материал: счетные палочки (по 15 шт. для каждого ребенка), резинки, карточки с цифрами от 0 до 9, листы бумаги, наборы геометрических фигур (красный, желтый и зеленый круги, треугольник, квадрат).

Ход НОД:

1 часть.

Игровое упражнение «Поможем коту Матроскину сосчитать баночки с молоком». На бумаге формата А3 нарисовано 10 кругов.

Воспитатель: посмотрите ребята - это банки с молоком, которые приготовил Матроскин. Давайте посчитаем, сколько баночек молока приготовил Матроскин? (дети считают ). А теперь отсчитайте столько же счетных палочек. Пересчитайте все вместе их.

У каждого из вас лежат резиночки, перевяжите палочки резинкой. У каждого из вас получился пучок, из десяти палочек. Сколько пучков у вас получилось? (ответы детей). Сколько палочек в пучке? Один пучок называется десятком. А теперь обозначьте один десяток цифрой, назовите число (ответы детей ).

Воспитатель отделяет 10 кругов вертикальной полоской и рядом кладется еще один круг.

Воспитатель: ребята, сколько еще баночек с молоком принес Матроскин? (ответы детей). А теперь положите на пучок еще одну палочку. Сколько у нас десятков? (ответы детей - один десяток ответы детей - одна единица. )

Воспитатель: «Одиннадцать». Ребята, обозначьте число 11 с помощью цифр . Сколько в числе 11 десятков, а единиц?

Воспитатель выкладывает еще один круг. Дети считают.

Воспитатель: ребята, добавьте еще одну палочку.

Сколько еще баночек с молоком принес Матроскин? (ответы детей - две баночки )

Сколько у нас десятков? (ответы детей - один десяток .) Сколько единиц над десятком? (ответы детей две единицы. )

Воспитатель: ребята, у нас получилось новое число: «Двенадцать». Ребята, обозначьте число 12 с помощью цифр . Сколько в числе 12 десятков, а единиц.

Таким образом дети считают до 15.

2 часть.

Игровое упражнение «Матроскин готовит салат».

Воспитатель: А ещё ребята, Матроскин приготовить салат из 5 овощей. (Воспитатель выкладывает на доске 4 моркови и 1 картошку) .

Сколько всего овощей взял Матроскин?

Какие овощи он взял?

Сколько морковки взял?

А картошки?

Всего сколько овощей?

А какой цифрой можно обозначить наши овощи?

Как составлено число пять? (ответы детей – 4 и 1, четыре морковки и одна картошка)

Затем воспитатель выкладывает 5 морковок и 5 картошек и предлагает детям по-другому составить число 5. Все варианты выкладываются на доске (4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4).

Игровое упражнение «Поможем Матроскину записать рецепт салата».

У детей наборы цифр. Воспитатель предлагает выложить рецепт салата, используя для обозначения ингредиентов две цифры. Воспитатель обсуждает возможные варианты записи рецепта салата.

Физкультминутка

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал. (изображаем рисование )

В среду долго умывался, (умываемся)

А в четверг в футбол играл. (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал. (кружимся)

А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал. (садятся на корточки, руки под щеку – засыпают)

3 часть.

Игровое упражнение «Раскладываем продукты в погребе».

У детей альбомные листы и геометрические фигуры(3 круга – красный, зелёный, жёлтый; треугольник; квадрат).

Воспитатель: Ребята, а ещё Матроскин попросил, чтобы вы помогли разложить продукты в погребе.

Матроскин рассказал мне, где и какие овощи будут лежать, посмотрите на доску. Посередине он положил капусту, слева от капусты морковь, справа от капусты - свекла, над капустой – лук, а под капустой - картофель.

Воспитатель: Только мы с вами вместо овощей возьмём геометрические фигуры. Берём альбомный лист и кладём посередине зелёный круг, слева от зелёного круга кладём треугольник, справа от зелёного круга кладём красный круг, над зелёным кругом кладём жёлтый круг, а под зелёным кругом кладём квадрат.

Воспитатель: Закончили? (затем дети рассказывают, как разложены овощи).

Воспитатель: Молодцы! Ребята, до-скольки мы сегодня с Матроскиным научились считать? А давайте вспомним с вами из каких двух чисел состоит число 5. 5 – это 4 и (ответы детей - 1 ), 5 – это 3 и (ответы детей - 2 ) и т.д.

Правильно. Сегодня каждый за работу на занятии получаЕт звёздочку.

Наше занятие закончено, можете встать и убрать свои звёздочки в коробочки. Не забудьте посчитать сколько у вас звёздочек стало.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД № 2 «СВЕТЛЯЧОК» ГОРОДА БИРСКА

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БИРСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Конспект

организованной образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений

в подготовительной группе

«Образование чисел второго десятка в пределах 15.

Понятие «Мера»

(в рамках тематической недели «Квартира. Мебель»)

Воспитатель Кильдиярова С.Г.

Бирск – 2018

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.

Программное содержание:

  • Учить составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
  • Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15.
  • Познакомить с измерением величин с помощью условной меры.
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.

Словарная работа:

Обогащение: кухонная мебель, мера.

Активизация: мера, измерять.

Предварительная работа: Чтение глав из романа английского писателя Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста», рассматривание иллюстраций к книге; беседа о мебели.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал и оборудование: две корзины: в одной 10 мячей, в другой – 5 мячей; банка с рисом, 6 кубиков, ложка, стакан, линейка, шнурок, лист бумаги, картонная полоска (полоска должна укладываться полное количество раз в листе бумаги); 2 коробки с карандашами: в одной коробке – 5 карандашей красного цвета, в другой коробке – 5 карандашей синего цвета; карточки с цифрами.

Раздаточный материал : карточки с цифрами, листы бумаги с изображением здания детского сада (прямоугольник) и участка (овал), карандаши.

Ход организованной образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Воспитатель: Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

Потому что в этот час,

Математика у нас.

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы с вами научимся составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа, продолжим знакомиться с образованием чисел второго десятка в пределах 15, также научимся измерять величины с помощью условной меры и попробуем научиться ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем; закрепим названия некоторых предметов кухонной мебели.

Воспитатель: Ну что же, вы готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда – вперед!

2. Игровое упражнение «Играем с мячами»

Воспитатель: Ребята, перед вами корзина с мячами (в корзине 10 мячей) . Возьмите их, пожалуйста. Сосчитайте, сколько мячей?

Дети: Десять.

Воспитатель: Правильно! Теперь с другой корзины я достану один мяч и отдам его Коле. Сколько мячей стало?

Дети: Одиннадцать.

Воспитатель: А сколько детей стало?

Дети: Тоже одиннадцать.

Воспитатель:

Воспитатель: Следующий мяч я отдам Аиде. Сколько мячей стало?

Дети: Двенадцать.

Воспитатель: А сколько детей стало? Тоже 12. А как получилось новое число? Дети: Было 11, добавили 1, получилось число 12 .

Воспитатель: Еще один мяч я отдам Жене. Сколько мячей стало?

Дети: Тринадцать.

Воспитатель: А сколько детей стало?

Дети: Тоже 13.

Воспитатель: А как получилось новое число?

Воспитатель: Следующий мяч я отдам Алине. Сколько мячей стало?

Дети: Четырнадцать.

Воспитатель: А сколько детей стало? Тоже 14. А как получилось новое число?

Воспитатель: Еще мяч я отдам Ярославу. Сколько мячей стало?

Дети: Пятнадцать.

Воспитатель: А сколько детей стало? Тоже 15. А как получилось новое число?

Воспитатель: Правильно ребята, молодцы! Какой вывод мы можем сделать? Чтобы получить новое число мы прибавляем одну единицу.

3.Игровое упражнение «Учимся измерять»

Воспитатель: Теперь, ребята, попрошу вас пройти к столу.

Дети проходят и встают вокруг стола

Воспитатель: Ребята, на чём стоит посуда?

Дети: На столе.

Воспитатель: Стол, за которым вы обедаете, какой стол?

Дети: Обеденный стол.

Воспитатель: Ребята, а на чём вы сидите?

Дети: На стульях.

Воспитатель: Что есть у стула?

Дети: У стула есть сиденье, спинка, ножки.

Воспитатель: Сравните два стула. Какие они?

Дети: Один стул высокий, а другой - низкий.

Воспитатель: А шкаф, в котором хранят посуду, какой?

Дети: Посудный шкаф.

Воспитатель: Ребята, стул, стол, шкаф - что это?

Дети: Это мебель. Кухонная мебель.

Воспитатель: Так вот, ребята, на столе у меня 6 кубиков и банка с рисом. А кто ответит мне, как узнать, сколько здесь кубиков?

Воспитатель: А как узнать, сколько риса в банке?

Воспитатель: Ребята, пересчитывать зернышки очень долго: можно измерить крупу в банке. Чем можно измерить количество крупы? (Ответы детей)

После ответов детей воспитатель кладет на стол ложку, стакан, линейку, шнурок

Воспитатель: А теперь посмотрите на все эти приборы и ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: чем удобнее измерить крупу?

Дети: Стаканом, ложкой.

Воспитатель: То, чем мы что-то измеряем, называется мерой . Повторите, пожалуйста, - «мерой».

Воспитатель предлагает измерить крупу с помощью стакана и показывает приемы измерения. Он насыпает полный стакан крупы, обращая внимание на то, что крупа насыпана до краев стакана, и пересыпает ее в миску. Ребенок ставит на стол кубик. По окончании измерения дети считают кубики и называют их количество.

Воспитатель: Значит, количество кубиков показывает, сколько стаканов риса в банке. В банке четыре стакана риса.

Теперь попробуем измерить длину листа бумаги с помощью картонной полоски. Начинаем от начала листа бумаги, конец меры зажимаем пальчиком и ставим метку (черточку) карандашом. Очень важно измерять точно и аккуратно. Помните, что, измеряя длину предметов, надо укладывать мерку по прямой линии, точно отмечать место, на которое пришелся конец мерки, и в следующий раз укладывать ее точно от этой мерки, чтобы величина была измерена полностью («От одного конца до другого»).

Сколько мер у нас получилось?

Дети: Три.

Воспитатель: На что указывает число?

Дети: Число указывает на меру .

Воспитатель: Чему равна длина листа бумаги?

Дети: Длина листа бумаги равна трем мерам .

Воспитатель: Давайте обобщим: чем мы с вами занимались за этим столом?

Дети: Измеряли .

Воспитатель: Измеряли вес, длину с помощью условной меры .

Теперь попрошу вас пройти на коврик.

Дети проходят и встают на коврик

4. Физкультминутка «Оливер Твист»

Воспитатель: Мы с вами недавно читали отрывок из романа Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста» и знаем, кто такой Оливер Твист. Я буду читать вам стихотворение и вместе будем выполнять соответствующие движения (Игра повторяется 5 раз с повтором последнего слова в строке 5 раз).

Поди подивись – (Качают головой.)

Оливер Твист,

Не может ни сесть, (Приседают.)

Не может ни встать, (Садятся на пол.)

Ни хлопнуть в ладоши – (Руки за спину.)

Начнем опять: (Встают.)

Поди подивись, подивись – (Далее повторяются те же движения.)

Оливер Твист, Твист,

Не может ни сесть, ни сесть,

Не может ни встать, ни встать,

Ни хлопнуть в ладоши, в ладоши,

Начнем опять, опять:

Поди подивись, подивись, подивись…

5. Игровое упражнение «Составляем число».

Воспитатель: Посмотрите, ребята, у меня две коробки с карандашами: в одной коробке – 5 карандашей красного цвета, в другой коробке – 5 карандашей синего цвета.

Воспитатель уточняет у детей, сколько карандашей в коробках и какого они цвета. Затем дает ребенку задание:

Возьми один,

Дружочек, карандаш

И положи

К другим пяти в коробку.

Теперь скажи:

Каких цветов и сколько ты отдал,

Чтоб получилось шесть, и только.

Воспитатель: Сколько карандашей теперь в коробке?

Дети: Шесть.

Воспитатель: Какого цвета карандаши?

Дети: 5 карандашей – красного цвета и один карандаш – синего цвета.

Воспитатель: Как мы составили число шесть?

Дети: Пять и один.

Воспитатель: А как еще мы можем составить число шесть?

Дети: Четыре и два, три и три, два и четыре, один и пять.

Дети на столах и на доске выкладывают соответствующие пары цифр (каждая пара друг под другом). Затем называет все варианты состава числа 6.

5. Игровое упражнение «Рисуем дорожку к участку».

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат листы бумаги с изображением плана территории детского сада (здание и участок детского сада).

Воспитатель: Давайте поможем кукле Варваре найти дорогу к участку. Придумайте, как мы будем обозначать направление движения?

Дети: Прямой линией со стрелкой.

Воспитатель:

1) Нарисуйте треугольник посередине листа. Это будет спортивная площадка.

2) Проведите прямую линию со стрелкой от прямоугольника до треугольника.

3) Положите круг посередине левой боковой стороны листа. Это будет участок группы «Непоседы».

4) Проведите прямую линию со стрелкой от круга к участку.

5) Теперь попробуйте рассказать о направлении движения от детского сада до участка, используя слова, обозначающие пространственные отношения: «прямо», «налево», «направо» и т.д.

Один-два ребенка рассказывают

6. Рефлексия

Воспитатель: Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, чем же мы с вами сегодня занимались? Что вам запомнилось больше всего? А какое задание вызвало затруднение?

Дети:

Мы познакомились с образованием чисел второго десятка в пределах 15.

Закрепили названия некоторых предметов кухонной мебели.

Научились измерять величины с помощью условной меры: ложки, стакана, картонной полоски.

Научились составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.

Научились ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.

Воспитатель: На этом наше занятие окончено, всем спасибо за работу!

Список использованной литературы

  1. Голицына Н.С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Подготовительная к школе группа. Интегрированный подход. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2016. – 568 с.
  2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. Подготовительная группа. - Волгоград: Учитель, 2016. - 415 с.
  3. Математическое развитие детей 4-7 лет: игровые занятия / авт.-сост. Л.В.Колесова. – Изд. 2-е, доп. – Волгоград: Учитель, 2014. – 251 с.
  4. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 176 с.

Тема : «Счет до 17»

Задачи:

1. Учить выполнять в тетрадях узоры сложной конфигурации.

2. Познакомить детей с числом 17.

3. Упражнять в определении времени по часам.

4. Закрепить:

Сложение и вычитание чисел при решении задач;

Навыки пространственной ориентировки.

Демонстрационный материал: 2 игрушки; 3 карточки с предметами (15, 16, 17).

Раздаточный материал: листы бумаги; наборы геометрических фигур; тетради в клетку; карандаши.

Ход занятия

Воспитатель с детьми стоят возле часов. На часах — 9 часов.

— Какое время показывают часы? В это время у нас начинается занятие. Сколько минут длится наше занятие? В какое время закончится занятие? Обращайте внимание на часы, нам нужно уложиться за 30 минут. Давайте с вами поупражняемся в решении задач.

У богатого волчонка

Было кваса три бочонка.

Тут еще один бочонок

Прикатил домой волчонок.

Вместе складывать их стал.

Сколько бочонков насчитал?

Шесть синиц клевали зерна,

Две подсели к ним проворно.

Мы умеем прибавлять:

Всех синичек будет...

Пять ежей с лукошками,

Два ежа с гармошками.

Сколько между сосен

Ежей гуляет?

Шесть орешков бурундук

Положить хотел в сундук.

Только он не утерпел —

Два орешка быстро съел.

Отвечай скорей, не мешкай,

Сколько осталось всего орешков?

Девять улиток гуляли по саду

Вдыхали улитки ночную прохладу.

Гуляли улитки всю ночь до зари.

Две потерялись - осталось их...

По В. Степанову

Воспитатель благодарит детей за правильное решение задач и приглашает пройти за столы, на которых лежат листы бумаги и наборы геометрических фигур.

— Придвиньте к себе лист бумаги. Положите на него:

В правый верхний угол — любую фигуру с четырьмя углами;

В левый нижний угол — любую фигуру без углов;

В правый нижний угол — фигуру, у которой меньше четырех углов;

В середину листа — пятиугольник;

В левый верхний угол — четырехугольник, но не ромб.

— А сейчас пусть выйдут ко мне мальчики и встанут с правой стороны от меня. А девочки — с левой стороны. Мальчики, возьмите игрушку мишку, подойдите к столу и посадите с правой стороны стола. Девочки, возьмите куклу и посадите с левой стороны стола.

У воспитателя в каждой руке по одной карточке (15 и 16 предметов).

— Мальчики, возьмите карточку из моей правой руки, девочки — из моей левой руки.

— Сколько предметов на ваших карточках? (15 и 16.)

Воспитатель показывает карточку, на которой 17 предметов.

— Сколько предметов на этой карточке? Я вижу затруднения во время счета. Давайте с вами вместе посчитаем.

Воспитатель с детьми считают предметы.

— Из цифр составьте, пожалуйста, число 17.

Воспитатель еще раз закрепляет счет до 17. Благодарит детей за работу и предлагает пройти за столы. Дети выполняют задания в тетрадях: рисуют узоры.

Воспитатель обращает внимание на часы: время занятия прошло.

Конспект занятия по ФЭМП

подготовительной группы 6-7 лет

Программное содержание

Учить составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.

Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15.

Познакомить с измерением величин с помощью условной меры.

Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Две корзины: в одной 10 мячей, в другой - 5 мячей, банка с рисом, 6 кубиков, ложка, стакан, линейка, шнурок, лист бумаги, картонная полоска (полоска должна укладываться полное количество раз в листе бумаги), 2 коробки с карандашами: в одной коробке - 5 карандашей красного цвета, в другой коробке - 5 карандашей синего цвета; карточки с цифрами.

Раздаточный материал. Карточки с цифрами, листы бумаги с изображением здания детского сада (прямоугольник) и участка (овал) (см. рис. 1), круги, треугольники, карандаши.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Играем с мячами».

В корзине 10 мячей. Воспитатель вызывает к доске 15 детей и предлагает им взять по одному мячу. Дети считают, сколько мячей они взяли.

Воспитатель дает по одному мячу остальным ребятам, каждый раз пересчитывая количество мячей и детей и выясняя, как получилось новое число. (Было 10, добавили 1, получилось 11...)

II часть. Игровое упражнение «Учимся измерять».

На столе у воспитателя 6 кубиков и банка с рисом. Воспитатель спрашивает у детей: «Как узнать, сколько здесь кубиков? (Посчитать.) Как узнать, сколько риса с банке?»

Воспитатель выслушивает ответы детей и подводит их к выводу, что пересчитывать зернышки очень долго: «Можно измерить крупу в банке. Чем можно измерить количество крупы?»

После ответов детей воспитатель кладет на стол ложку, стакан, линейку, шнурок и спрашивает: «Чем удобнее измерить крупу?» (Стаканом, ложкой.) То, чем мы что-то измеряем, называется мерой».

Воспитатель предлагает измерить крупу с помощью стакана и показывает приемы измерения. Он насыпает полный стакан крупы, обращая внимание на то, что крупа насыпана до краев стакана, и пересыпает ее в миску. Ребенок ставит на стол кубик. По окончании измерения дети считают кубики и называют их количество. Воспитатель уточняет: «Количество кубиков показывает, сколько стаканов риса в банке. В банке четыре стакана риса».

Затем дети вместе с воспитателем измеряют длину листа бумаги с помощью картонной полоски. Предварительно воспитатель уточняет правила измерения: «Начинаем от начала листа бумаги, конец меры зажимаем пальчиком и ставим метку (черточку) карандашом».

Воспитатель выясняет, сколько мер получилось, на что указывает число, чему равна длина листа бумаги.

В ходе измерения воспитатель использует слова: мерили, измерили, мера .

Физкультминутка «Оливер Твист»

Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие движения. Игра повторяется 5 раз с повтором последнего слова в строке до 5 раз.

Поди подивись - (Качают головой.)
Оливер Твист,
Не может ни сесть,
(Приседают.)
Не может ни встать,
(Садятся на пол.)
Ни хлопнуть в ладоши -
(Руки за спину.)
Начнем опять: (Встают.)
Поди подивись, подивись -
(Далее повторяются
те же движения.)

Оливер Твист, Твист,
Не может ни сесть, ни сесть,
Не может ни встать, ни встать,
Ни хлопнуть в ладоши, в ладоши,
Начнем опять, опять:
Поди подивись, подивись, подивись...

III часть. Игровое упражнение «Составляем число».

У воспитателя 2 коробки с карандашами: в одной коробке - 5 карандашей красного цвета, в другой коробке - 5 карандашей синего цвета. Воспитатель уточняет у детей, сколько карандашей в коробках и какого они цвета. Затем дает ребенку задание:

Возьми один,
Дружочек, карандаш
И положи
К другим пяти в коробку.
Теперь скажи:
Каких цветов и сколько ты отдал,
Чтоб получилось шесть, и только.

Воспитатель спрашивает: «Сколько теперь карандашей в коробке? Какого цвета карандаши? Как мы составили число шесть?» (Пять и один.)

Воспитатель вместе с детьми обсуждает все возможные варианты состава числа шесть. (Четыре и два, три и три, два и четыре, один и пять.) Дети на столах и на доске выкладывают соответствующие пары цифр (каждая пара друг под другом). Затем называют все варианты состава числа 6.

IV часть. Игровое упражнение «Рисуем дорожку к участку».

У детей листы бумаги с изображением плана территории детского сада (здание и участок детского сада) (рис. 1).

Рис. 1

Воспитатель предлагает детям помочь Петрушке найти дорогу к участку и дает указания:

  • Придумайте, как мы будем обозначать направление движения. (Прямой линией со стрелкой.)
  • Положите треугольник посередине листа. (Спортивная площадка.)
  • Проведите прямую линию со стрелкой от прямоугольника до треугольника.
  • Положите круг посередине одной из боковых сторон листа (участок какой-то группы).
  • Проведите прямую линию со стрелкой от треугольника до круга.
  • Уточните дальнейшее направление движения до участка.
  • Проведите прямую линию со стрелкой от круга к участку.

Затем дети по очереди рассказывают о направлении движения от детского сада до участка, используя слова, обозначающие пространственные отношения (прямо, налево, направо и т. д.).

Итог занятия:

Что мы с вами сегодня делали?