Эдипов комплекс – что это такое. Комплекс Электры в психологии. Как избавиться от комплекса Электры

09.08.2019

Современные ученые-психологи и психоаналитики широко используют термин «эдипов комплекс», который изучает взаимоотношения детей и родителей. Исследования помогают выявить новые закономерности в развитии личности и вылечить такие болезни, как истерия и невроз.

В мифе рассказывается о юноше Эдипе, который после разгадки загадки Сфинкса убил собственного отца Лая и женился на матери, не ведая этого. Судьба ребенка была предсказана еще в младенчестве.

Похожая мифологическая история связана и с героиней Электрой, которая хотела убить родную мать. Фрейд применял свою теорию и для мужчин, и для женщин, но сегодня в противовес эдипову комплексу введено понятие комплекса Электры.

Эти легенды легли в основу теории и были использованы для объяснения притяжения детей к родителю противоположного пола, причем бессознательного, изучения становления внутреннего «Я», а также «сверх-Я»

Что такое Эдипов комплекс в теории Фрейда

Если рассматривать более подробно это понятие, то в трудах Фрейда можно найти такое утверждение: это группа неосознанных побуждений, враждебные чувства по отношению к отцу или матери с целью «устранения» родителя не своего пола.

Выражается в том, что маленький мальчик всячески льнет к маме, старается быть заменой папе и может даже проявить открытую агрессию, соперничать с отцом. Девочка же привлекает к себе папино внимание и соперничает с матерью и другими сестрами, если они есть в семье. При этом она менее агрессивна, но более услужлива.

Фрейд считал эдипов комплекс нормальной стадией развития человеческой сексуальности, которая начинает проявляться с пяти лет. Длится период вплоть до полового созревания. Во время процесса развивается и психика ребёнка. При неправильном поведении у детей могут зарождаться психические отклонения, которые в дальнейшем сложно излечиваются уже во взрослом периоде жизни.

Зигмунд Фрейд отмечал, что зачастую неврозы и истерии во взрослом состоянии могут быть следствием неправильного поведения родителей при развитии здоровой сексуальности ребенка.

Процесс сексуального созревания австрийский психиатр разделял на стадии:

  • оральную, при которой ребенок пьет грудное молоко, соприкасаясь с грудью матери и полностью сконцентрирован на себе. Если в этот период младенец недополучит материнской любви, он будет замкнутым и грубым;
  • анальную, когда малыш учится ходить на горшок и контролировать свои физиологические процессы вплоть до 3 лет. Например, когда родители ругают малыша за то, что не дотерпел до горшка, они закладывают в него сдержанность в будущем;
  • фаллическую, которая является начальной стадией эдипова комплекса. Малыш в пять лет начинает понимать половые различия мальчиков и девочек и тянется к родителю противоположного пола, оттесняя «соперника»;
  • латентную, при которой человек осознает свое «Я» и «сверх-Я», помимо своих потребностей. Начинает развиваться в 6-12 лет, сталкивается с социумом. Зарождаются новые социальные потребности;
  • генитальную, являющуюся пиком полового созревания и протекающую до конца жизни.

По мнению Фрейда, абсолютно каждый проходит данные стадии. И если взаимоотношения родителей и детей построены верным образом, мать и отец живут счастливо, демонстрируя положительные образы ребенку, процесс становления сексуальности пройдет довольно быстро и не зародит психические заболевания у будущей личности.

Как для мальчиков, так и для девочек характерны следующие признаки эдипова комплекса.

  1. Чрезмерная капризность. Ребенок требует нахождение родителя не своего пола рядом. Иначе отказывается кушать, спать, играть.
  2. Нежелание общаться со сверстниками. Девочка будет настаивать на частой игре с отцом, а мальчик – на помощи матери. При этом происходит отказ от игры с одногодками.
  3. Трудность с прощанием. Малыш не захочет отпускать любимого родителя на работу. Будет плакать и даже истерить.
  4. Раздражительность. Ребенок может вести себя агрессивно и даже отвечать на вопросы взрослого очень зло.

Мама проводит с ребенком большую часть времени. На фаллической стадии мальчик начинает бессознательно испытывать к ней влечение и пока не может провести грани между разными видами любви.

Именно тогда начинает проявляться раздражительность, ребенок постоянно плачет, если мама уделяет внимание папе, а не ему. А в отношении отца возникает агрессия. Отец для него становится бессознательным соперником, которого нужно устранить.

Если отец не отнесется с пониманием к проявлению такого рода любви, не будет пытаться построить диалог, в итоге данная стадия не завершится, и процесс перейдет в эдипов комплекс у взрослых мужчин.

У девочек

Девочки мало проявляют агрессии. Они на данной стадии копируют поведение мамы, учатся угождать и именно тогда закладывается образ будущего мужа, которому девочка готовит еду, за которым моет посуду, всячески ублажает.

Если отец сформирует у девочки негативный образ, в дальнейшем будущая женщина испытает сложности с выбором партнера и формированием доверия к мужчине в целом.

Значимость понятия в психоанализе

Эдипов комплекс носит временный характер в становлении личности и половом созревании, по мнению Зигмунда Фрейда. Авторитет родителей подрывается и перемещается в бессознательное детской психики. Он становится первым звеном в становлении «Сверх-Я», которое в дальнейшем формирует чувство вины. Оно вызывает сильнейшие невротические расстройства в дальнейшем. И поддаются лечению только с помощью курсов психоанализа.

По мнению психоаналитиков, люди, которые прошли стадию эдипова комплекса с отклонениями, начинают часто болеть, ударяются в религию и часто критикуют общество за его несовершенство, из-за чего сами сильно страдают. Им присуще излишнее морализаторство, осуждение.

Теория психоанализа и развитие понятия эдипова комплекса получило широкое развитие в трудах Карла Юнга, а также ряда других известных ученых, исследовавших взаимоотношения полов и развитие сексуальности с младенчества до зрелости.

Основная масса психиатров расширяла понятие. Некоторые в целом отказывались от данного термина и опровергали его существование, связывая раздражительность и капризность с дурным воспитанием.

Особенности подхода к комплексу Эдипа

У Карла Юнга

Карл Юнг был учеником Фрейда, но теорию своего учителя он отрицал, создав свое учение, основанное на архетипах, которые представляют собой мысленные представления. Они появляются в течение жизни и наполняются эмоциями.

Юнг выделял коллективное бессознательное, а также архетип матери, который является общим для всего человечества. Помимо этого, архетипа ученый выделил архетип Персона, Тень, Самость, Анима и Анимус.

  1. Персона связана с нашими социальными ролями и тем, какими мы являем себя миру с уникальным характером и способом самовыражения.
  2. Тень – материал, вытесненный сознанием на уровень неосознанного (желания, переживания).
  3. Анима и Анимус – женское и мужское начало, идеальные представления о мужественности и женственности, сформированные в результате общения с противоположным полом.
  4. Эго – центр всего сознания.
  5. Самость – порядок, целостность личности, которое объединяет и сближает сознательное и бессознательное.

У Альфреда Адлера

Ученый подчеркнул, что в нормальных условиях ребенок уже к 6 годам проявляет интерес к отцу и маме. Определенный уход в сторону, влечение может быть связано лишь с внешними воздействиями, когда малыш проводит больше времени с одним из взрослых. Эдипов комплекс при этом Адлер считает проявлением обычной капризности.

У Эриха Фромма

Фромм в целом соглашался с Зигмундом Фрейдом и считал, что развитие сексуальности действительно начинается с детства. Однако конфликт с отцом не связан с соперничеством за мать, а выступает сигналом о желании свободы и самостоятельности, независимости. Отец пробует подчинить сына, наталкиваясь на сопротивление. И это никак не связано с «войной» за мать.

В этом, по мнению Эриха Фромма, и выражается эдипов комплекс.

Насколько научен термин «эдипов комплекс»

Ученые много спорят о том, является ли комплекс Эдипа проявлением сексуального стремления к матери или же это борьба за свободу. Многие психотерапевты используют этот метод в своей работе и достигают успехов.

Важно отметить, что именно это стало отправной точкой для создания теории психоанализа, которая проверена клинически и помогает излечить множество неврозов.

Последние практики показали, что простые разговорные практики без применения медикаментов или гипноза не столь эффективны, поэтому разрабатываются новые методики работы психотерапевтов. Большую роль при этом сыграли исследования головного мозга человека.

Заключение

В заключение стоит отметить, что труды Фрейда были исключительными. Изучение развития человека и его отношений с родителями и другими людьми до сих пор продолжается и помогает в борьбе с болезнями нового века – стрессами, истериями, неврозами и другими психическими отклонениями.

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

Эдипов комплекс. Этот комплекс очень распространен и рожден исключительно взаимоотношениями между детьми и родителями. Он должен интересовать каждого воспитателя. Я советую родителям его тщательно изучить.

Психологи знают, сколько психических заболеваний породил этот комплекс, сколько им было загублено жизней

Этот комплекс часто вызывает у мужчин трусость, а у женщин - мужественность. Кроме того он вызывает частичное или полное половое бессилие, боязливость, требовательность или непрерывный страх неодобрения. чувство неполноценности, чувство вины без видимых причин, гомосексуальность

Этот комплекс обычно появляется в детстве. Затем он может исчезнуть если есть полное взаимопонимание между родителями и детьми Если его нет то комплекс сохраняется и у взрослых людей.

Равновесие в семье может быть только в том случае, если все три элемента совершенны. Но это бывает очень редко.

Сначала я напомню вам древний миф: Эдип женится на своей матери Иокасте, убивает своего отца Лая и. ослепив себя, уходит со своей дочерью Антигоной из Фив. Какое отношение это имеет к психоанализу?

Предположим, что молодой человек хочет, чтобы мать принадлежала только ему, но имеется препятствие (соперник) - его отец. Молодой человек хочет (сознательно или нет), чтобы отец полностью оставил ему мать. Каким образом? Уехав, исчезнув или умерев. И мы имеем:

Мальчик: любит свою мать, ревнует ее к отцу и хочет его устранить: испытывает угрызения совести; чувствует себя виновным.

Девочка любит своего отца, становится ревнивой к матери и хочет ее устранить; чувствует угрызения совести; чувствует себя виновной. Показательны некоторые детские рисунки. Маленький мальчик с матерью находится в церкви. Перед ними священник. Сбоку закрытая дверь, за которой стоит отец.

То есть, мальчик нарисовал „женитьбу” на своей матери удалив отца. А вот некоторые рассуждения:

Мама, когда я вырасту, я женюсь на тебе. - Но что скажет папа? - Папа? Он тогда уже умрет. Или:

Папа, когда я стану большой, я буду твоей женой. - Но у нас есть мама. - Мама? Она уедет отсюда.

Проявление эдипова комплекса у детей - норма, но затем он должен нормально исчезнуть. Рассмотрим появление, естественную эволюцию и завершение эдипова комплекса.

Мальчик по отношению к матери :

Физически и психологически зависит от матери (уход, внимание, ласка) Желает полностью ею владеть. Хочет „жениться” на матери, то есть закрепить полное обладание ею. Собственническое чувство пропадает, появляется желание заботиться о матери и охранять ее.

В подростковом возрасте становится независимым, привязанность к матери слабеет. Проводит время с девушками. Женится. Узнает, что не он один любит мать. С этого момента отец становится соперником. Начинает ревновать отца к матери, но не способен устранить этого мощного соперника. С этого момента мальчик агрессивно отталкивает отца. Он становится непослушным, циничным, насмешливым и т.д. Начинает соревноваться с отцом, восхищаясь его силой. Желание уравняться и даже превзойти отца. Он играет в мужчину. Больше не соревнуется с отцом - он сам стал мужчиной.

Девочка по отношению к матери:

Физически и психологически привязана к матери. Немного позже мать становится соперницей. Она агрессивно отталкивает мать. Отец является соперником, потому, что мать заботится о нем так же, как и о ней. Отец - это сила и мужественность. Она хочет, выйти за него “замуж”. Соревнуется с матерью, пытается стать более обольстительной, чем мать. Девочки-подростки насмехаются надматерями, хотят их принизить в глазах отца. Вполне сформировалась. Больше не соревнуется с матерью, считает ее подругой. Играет во взрослую женщину по отношению к своему отцу и другиммужчинам. Отец - только любимый отец, но не мужчина.

Это нормальный путь развития ребенка. Оно продолжается обычно до 15-18 лет.

Сексуальность. Сексуальность является таким же инстинктом, как и все остальные. Она дана нам от рождения. И нет ничего удивительного в том, что годовалый ребенок обладает как сексуальным инстинктом, так и инстинктом самосохранения. Напомню о том, что сексуальность не надо смешивать с половой функцией, которая появляется только после половой зрелости и становится сознательным желанием. Сексуальность бессознательна и проявляется автоматически, когда встречаются два противоположные пола. Бессознательное „Ид” находится вне морали. Понятие „кровосмешение” для него не имеет никакого значения. Не больше, чем для волка понятие „кровожадный”, как я уже говорил. Ид знает только инстинктивные позывы, такие же естественные, как желание пить или есть. Естественно и логично, что сминая сексуальность противоположных полов проявляется даже в одной семье.

Прежде чем рассматривать собственно эдипов комплекс, разберем три обычных случая:

1. Мужчина обожает жену, но чувствует себя с ней импотентом. Со случайными уличными женщинами половой акт проходит нормально.

2. Муж страдает половым бессилием, жене это не нравится, и она заводит любовника. Когда муж об этом узнает, у него восстанавливается способность выполнять супружеские обязанности.

3. Молодой человек несколько раз был помолвлен, но каждое официальное обручение приводило его в ужас и он добивался разрыва отношений. Однако у него было много связей с девицами легкого поведения.

Мы знаем, что мальчик больше привязан к матери, а девочка - к отцу.

Если эта естественная привязанность продолжается чрезмерно легко и усиливается в юности, то возникает явление фиксации. Сын - привязан к матери; идентифицирует себя с матерью; становится похожим на мать, женственным. Дочь - привязана к отцу; идентифицирует себя с отцом; становится похожей на отца, мужеподобной.

Для того чтобы мальчик стал мужчиной, он должен соревноваться, это совершенно необходимо. Но с кем ему соревноваться? С матерью? Развитие настоящего мужчины зависит от отца. Он является примером, и мальчик должен стремиться не только уравняться с ним, но и превзойти его. В 1-м и 2-м случаях такое соревнование невозможно. Что же происходит? Отсутствует „соперник", более того, мать разочарована в жизни, она не может найти мужа и отца для ребенка. И, естественно, всю свою любовь, всю заботу и внимание она отдает мальчику, уже лишенному мужественности! При этом она рискует привязаться к ребенку, единственному утешению в жизни. Она его лелеет и пестует. Это классический случай воспитания мальчика „под юбкой у матери”. Со своей стороны мальчик ищет для себя пример и безопасность, и мать становится его единственной защитой. Здесь возникает двойная связь, очень опасная для будущего мужчины. Мать становится для него Единственной Женщиной, Единственным Идеалом, вокруг нее вращается любовь и еще несозревшая сексуальность сына. Став взрослым, он начинает встречаться с женщинами, но к ним он чувствует только „чистую любовь”. Он неспособен объединить любовь с половым актом.

Вернемся к трем случаям:

Мужчина неспособен к половому акту с женой, но совершенно нормально „общается” с уличными женщинами. Почему? Потому что он не должен проявлять к ним особого уважения и ничто не мешает его сексуальному инстинкту.

2. Жена нашла себе любовника, и муж немедленно превратился в мужчину. Как же это произошло? Жена, отдавшись другому, в его понимании перестала быть его женой и стала не достойна уважения, которое ему мешало.

3. Официальная помолвка ставила молодого человека в трудное положение. В его понимании любовь - это уважение, но без сексуальности, что неизбежно вело к проявлению боязливости. Он начинал искать повод к разрыву с невестой для того, чтобы доказать себе, что он способен покорить другую женщину.

И со следующей невестой повторялось то же: боязнь полового бессилия вызывала бегство. Это тип Дон-Жуана.

Отец - диктатор. Прежде всего отметим, что диктатор на самом деле очень слабый человек. Диктаторство является компенсацией слабости. В этом случае соревнование между сыном и отцом невозможно. Юноша слишком боится отца и ищет защиты у матери. Мать же в этом случае не может разделить свою любовь между сыном и мужем и полностью отдает ее сыну. И сын рискует остаться ребенком навсегда.

Не думаете ли вы, что такие ситуации - редкость? Тысячи жалоб, тысячи исповедей приходится выслушивать психологам. Воспитание мальчика без отца требует большого такта и умения.

Без мужа или с мужем-диктатором женщина отдает всю свою любовь и заботы сыну. Для матери мальчик становится всем. И пока сын маленький, все идет хорошо. Мать может бессознательно желать, чтобы он оставался как можно дольше ее „маленьким мальчиком”. И часто случается, что мать добивается своего. Потому что:

а) мальчику не с кого брать пример, ему не с кем соревноваться;

б) мать делает для него все, что ему нужно. Все вопросы решаются просто и идеально. У него не развивается желания добиваться всего самому. Зачем ему это? А если его мать еще и властная женщина, то это может привести к тяжелым последствиям. Еще хуже, если воспитание мальчиков доверяют бабушкам. Теперь рассмотрим эдипов комплекс. Развитие ребенка идет неравномерно, и отношения его с родителями все время меняются. Могут возникнуть разные ситуации, зависящие от внешних обстоятельств, поведения родителей, психологической хрупкости характера ребенка и т.д.

Механизм же эдипова комплекса весьма изощрен. Мальчик хочет, чтобы его мать принадлежала только ему. Отец становится соперником, он ревнует к отцу, и эта ревность рождает в нем агрессивность. Теперь развитие может пойти неправильно. С одной стороны, мальчик восхищен отцом, с другой - он ревнует и поэтому агрессивен. Это противоречие вызывает угрызения совести и тревогу. Мальчик чувствует свою вину перед отцом, но не знает, как ее загладить, чтобы отец простил его. Все это происходит на уровне подсознания и очень медленно.

Мальчик пытается понравиться отцу, получить его одобрение, а для этого он стремится стать менее мужественным. Он начинает играть в „маленького послушного ребенка”, вместо того, чтобы соревноваться с отцом. Поблажки отца компенсируют его тревоги. И эта игра может продолжаться очень долго. Мальчик становится все более женственным, все больше привязывается к матери.

Для взрослого, получившего такой комплекс в детстве, все вышестоящие напоминают ему отца: начальник, старшина, профессор и т. д. Более того, чувство вины и боязнь сделать ошибку никогда не покидают его. Эти случаи чрезвычайно распространены и весьма разнообразны. Тысячи маленьких проявлений являются симптомами этого бессознательного комплекса.

Многие люди делают все, чтобы, доставить удовольствие окружающим. Зачем? Чтобы только доставить удовольствие? Совсем нет. Чтобы получить одобрение, симпатию и поощрение. Они хотят нравиться из боязни не понравиться. Они хотят избавиться от чувства вины.

Например, Н . часто задавал своему начальнику вопросы, ответы на которые прекрасно знал. Зачем? Чтобы окружающие видели, что он всем интересуется и чтобы показать, что ему доверяют.

А. очень обрадовался, когда получил выговор от начальника. Его начальник удивлялся: „Мой выговор его просто преобразил. Я ничего не могу понять. До этого он не работал так хорошо, как сейчас”. Почему? Потому что выговор он получилкак бы от „сурового отца”! И теперь работа позволит ему получить поощрение, симпатию и прощение. И он чувствует себя счастливым.

B., водитель пятидесяти лет, довольно интеллигентный человек, рассказывал:

Это мне кажется абсурдным, я ничего не понимаю. Когда я вижу на перекрестке полицейского, я стремлюсь соблюдать правила движения как, наверное, никто другой. Но не из-за уважения к этим правилам. Здесь что-то более глубокое. У меня появляется непреодолимое желание показать этому полицейскому, что я прекрасно выполняю все правила. Я не знаю этого полицейского и, может быть, никогда больше не увижу. У меня чувство, что я маленький, за мной наблюдает отец и он сейчас скажет: „Это очень хорошо, ты молодец”.

Анализируя жизнь господина В ., можно сказать, что имеет место эдипов комплекс. Для него полицейский представляет власть, то есть отца. И поведение В . при виде полицейского вызвано не тем, что он боится штрафа за нарушение правил движения. Он хочет даже от случайного полицейского получить снисходительное сочувствие, которое для него имеет значение прощения.

Симптомы эдипова комплекса чрезвычайно разнообразны и всегда тягостны. Человек действует совершенно бессознательно и имеет смутное чувство, похожее на неопределенную боль. У комплекса Эдипа очень далеко идущие последствия. Он может испортить человеку жизнь. Человек, подверженный этому комплексу, остается на всю жизнь моральным калекой.

У мужчин исчезает мужественность. Эдипов комплекс заставляет человека чувствовать себя ничтожеством практически во всех ситуациях, где требуется проявить мужество и решимость. Ему в этих случаях всегда становится не по себе или возникает боязнь принятия решения. Он постоянно чувствует себя виноватым. И где бы он ни находился, ему кажется, что его только терпят, он пытается сжаться и стать незаметным. Ему кажется, что за спиной его все ругают, и это для него очень мучительно. И все начальники напоминают ему отца или мать, если он был воспитан одной властной матерью. Потому что; став мужчиной, в душе он остался ребенком. Достаточно оглянуться вокруг, и вы увидите миллионы таких случаев.

У женщин также возникает чувство неполноценности и вины. Они боятся любви, боятся мужчин, боятся материнства и ответственности. В замужестве они сексуально холодны и агрессивны в бессознательном соревновании со своим мужем. Женщина с эдиповым комплексом всю жизнь - женщина-ребенок.

Это еще раз показывает, насколько важна нормальная семейная среда. Возможность того, что эдипов комплекс исчезнет сам по себе, маловероятна. Восемь человек из десяти несут в себе более или менее глубокие следы этого комплекса.

Комплекс кастрации. Кастрация влияет на физическое и душевное состояние человека, многие мужчины при одной только мысли о кастрации приходят в ужас. У некоторых детей возникает страх быть кастрированными, а значит, - изуродованными. Подобные опасения проявляются в определенных обстоятельствах и во многом зависят от воспитания. Эти страхи продиктованы природой - даже на разговоры о кастрации мужчины реагируют довольно болезненно. Страх может быть осознанным или подсознательным. Многие родители сами создают у сыновей комплекс кастрации, неправильно их воспитывая.

Иногда у маленьких мальчиков появляется желание трогать и выставлять напоказ половые органы. Это естественно и нормально, но родители считают это чем-то ужасным и начинают запугивать ребенка: „Если ты будешь его трогать, он отвалится”, „Если ты будешь его показывать, у тебя отберут и ты станешь девочкой”. Или еще хуже: „Если ты будешь его трогать, я его отрежу!”

Иногда этот комплекс развивается по-другому. Например, как только мальчик узнает о различии полов, он приходит к мысли, что девочки неполноценны Мальчик рассуждает: „Если у девочек нет полового члена, это значит, что у них его отняли или удалили”. Он начинает бояться потерять свой. Он начинает думать, что с ним могут поступить таким же образом. Он боится стать неполноценным, как девочка, боится быть недоразвитым и приниженным. Запомните это, это очень важно. И если родители угрожают мальчикам, то это может привести к возникновению боязни кастрации. Я предполагаю, например, что страх быть кастрированным может привести к мастурбации Известно, что детские страхи могут сказаться у взрослого человека. И в первую очередь они приведут к мастурбации связанной со страхом быть кастрированным. Но и сексуальность может стать синонимом кастрации То есть появятся приниженность неполноценность, лживость, женственность, отсутствие мужественности и бессилие. Эти симптомы могут распространиться на все сферы жизни.

Взрослый мужчина начинает поступать как маленький мальчик, который убегая, закрывает рукой свои половые органы Этим он предохраняет себя от упреков и всякой борьбы. Для того, чтобы сохранить себя, он не сражается из страха: что его мужское достоинство подвергнется испытанию. Он избегает всяких действий. Или другая крайность - он может прийти к убеждению, что мужчине необходима агрессивность для самоутверждения. Эта агрессивность может доходить до садизма, и такой комплекс почти не поддается лечению.

Комплекс Дианы. Богиня охоты Диана - женщина довольно мужественная.

Первый случай. Рассматривая комплекс кастрации, мы говорили о том, что маленький мальчик чрезвычайно горд превосходством, которое ему дает половой член, и в этом нет ничего удивительного. Не надо забывать, что фаллос у древних является символом жизни.

С маленькой девочкой происходит то же самое, но наоборот. Она думает, что у нее чего-то недостает, что ее лишили того, что есть у мальчиков. Она верит, что „это” еще вырастет. Но так как „это” не появляется, она начинает чувствовать себя неполноценной. И здесь тоже большую роль играет воспитание. Нельзя говорить девочкам, что „это” не будет расти в наказание. Довольно часто бывает, что девочка слышит разговор родителей со знакомыми: „Мы хотели мальчика, но родилась девочка”.

Девочка начинает относиться к своим половым органам как к чему-то второстепенному. Она захочет компенсировать свою неполноценность, будет стараться походить на мальчика. И в результате она делается мужеподобной.

Иногда такая женщина становится начальником. Она требует полного повиновения, особенно это относится к мужчинам. Поскольку она завидует мужчинам, она пытается восстановить против них других женщин. Властная и агрессивная, она презирает женственность. Сама она - не женщина и не мужчина и может ужасно страдать от этого. Если она выходит замуж, то часто бывает совершенно холодной. Повсюду и всегда она пытается показать свое превосходство и „быть настоящим мужчиной”. Она отказывается заниматься тем, что свойственно ее полу, например, домашним хозяйством. Ее возмущает „тирания мужчин”. „Диана” всегда недовольна и возмущена. Только одно может ее спасти - материнство, особенно если ребенок - мальчик. Почему? Потому что она создала ребенка мужского пола и теперь чувствует себя уравненной с мужчинами. Но чаще всего такая женщина становится матерью-тираном, а воспитание, которое она даст детям, приведет к катастрофе.

Случай второй. Вообразим себе такую, часто встречающуюся, ситуацию.

Предположим, отец был женственным вследствие эдипова комплекса. Он боялся женщин, потому что не считал себя настоящим мужчиной. В большинстве случаев так называемая ненависть к: женщинам переносится и на собственную дочь. Бессознательно он делает все возможное, чтобы она не стала женщиной.

Он пробует воспитывать ее как мальчика. Он хвастается ее силой, ловкостью, сноровкой, ее мускулатурой. Воспитанная таким образом девочка по складу ума становится похожей на мальчика, ее тревожат проявления женской природы. Доходит до того, что в некоторых случаях нарушается регулярность менструаций, а иногда они просто прекращаются.

Представьте себе бесконечную тревогу, которая мучает эту женщину. Тревога вызвана противоположными тенденциями:

а) глубинным желанием стать женщиной; 6) отказом от женственности вследствие полученного воспитания.

Став взрослой, она дорого заплатит за такое воспитание: волнения, фобии, болезни, неврозы и т.д. Ее не покидает чувство неполноценности и глубокое страдание.

Случай третий. Отец ужасно деспотичен, он без конца оскорбляет дочь, обманывает и унижает ее. Это продолжается так долго, что у дочери появляется ненависть к мужчинам. И тогда:

а) она отказывается „быть покорной” мужчинам, но она также отказывается и от женственности - становится мужеподобной. В замужестве она довольно холодна, - но если у нее родится мальчик, она сделает все, чтобы воспитать его женоподобным;

б) она сближается с мужеподобными женщинами, которые для нее играют роль мужчин, то есть становится лесбиянкой.

Комплекс Каина. Это самый простой и наиболее известный комплекс. Он возникает в том случае, когда в семье появляется второй ребенок. Старший понимает, что теперь его будут любить меньше. Но все зависит, очевидно, от обстоятельств и поведения родителей. Этот комплекс (совершенно нормальный, если он постепенно проходит) иногда проявляется в сновидениях или рисунках детей. Вот что приснилось десятилетнему мальчику: он идет с родителями, ярко светит солнце. Внезапно появляется река. Мать наклоняется и пытается вытащить из воды куклу. Мать отталкивает его, тогда он вырывает куклу из рук матери и бросает в воду. Сон этот очень простой. Кукла, вытащенная из воды, - младший брат ребенка. Во сне мать отогнала его. Тогда он „убил” своего брата - бросил его в воду.

Этот комплекс хорошо объясняет его название. Для старшего брата младший является соперником. И поэтому старший поступает логично, желая убрать соперника. Это бессознательно проявляется в виде насмешек, агрессивности, соперничества, яростных соревнований, споров, а иногда и вражды.

Со временем этот комплекс может исчезнуть или перейти в невроз, выражающийся в чувстве вины, бессилия, враждебности. Исчезновение комплекса в большой степени зависит от поведения родителей. Этот комплекс трансформируется, когда старший брат защищает младшего. При этом он сохраняет свою главную роль в отношениях с родителями. И тогда чувство неполноценности будет испытывать не старший, а младший брат.

Эти комплексы считаются нормальными. Развитие их зависит главным образом от семейного климата.

Комплекс неполноценности. Альфред Адлер (1870-1937 гг.) - первый ученик Фрейда. В 1911 году он опубликовал свою работу „Исследование неполноценности и ее физического отражения” и основал школу индивидуальной психологии. Адлер очень интересовался воспитанием “трудных” детей. Фрейд положил в основу своей теории подсознание и сексуальность. Адлер же взял за основу чувство неполноценности.

Нормальное чувство неполноценности - это понимание студентом того, что он уступает профессору в опыте и знаниях. Но он знает, что это временно. Ребенок чувствует себя неполноценным по сравнению с отцом, потому что он намного младше. Человек чувствует себя неполноценным по сравнению с природой. Однако комплекс неполноценности может стать болезнью. Я приведу один пример: начинающий пианист играет на рояле хуже виртуоза. Но его неполноценность ограничена роялем. Она не вызывает у него ни агрессивности, ни чувства униженности. Молодой пианист знает, что у него пока меньше знаний и умения. Болезненная неполноценность захватывает человека целиком. Она становится неврозом, который вызывает страдания, боязливость, тревогу, страх, враждебность, агрессивность, мучительную потребность превзойти других, унизить их, командовать, управлять и быть первым.

Но человек обычно избегает страданий и стремится к душевному покою. Что делает боязливый, если он чувствует страх? Он становится агрессивным. Человек, страдающий от комплекса неполноценности, будет искать ту область, где он сможет показать свое превосходство. Это и есть механизм компенсации. Чувство превосходства и силы смягчает тревоги, вызванные неполноценностью и бессилием. Компенсация ни в коей мере не исключает чувства неполноценности; она просто накрывает его плащом иллюзий. Многие люди реализуют большие планы из-за того, что у них есть комплекс неполноценности.

Все тираны, все властолюбцы, все агрессоры имеют этот комплекс. Потребность в превосходстве всегда свойственна людям с нездоровой психикой.

Пример. Один крупный писатель сказал: „Мне совершенно безразлично, восхищаются моими книгами или нет”. Рассмотрим три варианта:

1. Если этот писатель уравновешен, имеет ясный ум и интеллигентен, ему это действительно безразлично. Он является вполне нормальным человеком и не нуждается в восхищении.

2. Предположим, что писатель страдает от комплекса неполноценности, боится быть смешным. У него появляется страх, что он не сможет сделать того, чего от него ждут. Он начинает притворяться безразличным, избегать встреч. В этом случае безразличие будет компенсацией.

3. Или из-за чувства неполноценности он старается казаться совершенным и с презрением отзывается о всякой вздорной болтовне, цену которой он знает. Он старается также удивить всех своей скромностью. Восхищение ему необходимо, чтобы чувствовать себя в безопасности.

Последние две реакции ненормальны, они не соответствуют тому, что чувствует человек на самом деле.

Недостаток ласки часто приводит к появлению у детей комплекса неполноценности - обычно в неполных семьях или когда один из родителей оскорбляет или унижает ребенка. Прекрасно известно, к чему это ведет.

Рассмотрим один случай. Властная мать нежно пестовала своего „восхитительного ребенка”. Ее доброте не было границ. Мать не давала сыну выполнять даже самые элементарные действия. Могло показаться, что она перекармливала своего сына лаской. Она была убеждена, что делает все для блага ребенка. Но была ли эта ласка настоящей? Нет, совсем нет. Эта мать любила ребенка для самой себя. И она ошибалась - потому, что была неврастеничкой. На самом деле ей было необходимо чувство силы и непогрешимости, чтобы подтвердить свое превосходство. Здесь мы встречаемся с фальшивой лаской, которую ребенок легко распознает. Дети очень хорошо чувствуют, когда что-то не так. Диктатор, даже притворяющийся ласковым, вызывает у них неистовое внутреннее сопротивление, но, кроме того, и усиливающийся комплекс неполноценности. Психологический механизм тихо включается и безжалостно приводит ребенка к неврозу.

Здоровый воспитатель способен подметить все хорошие стороны ребенка, больной же мало что замечает, так как все время думает только о себе. Чтобы жить с неврозом, нужна компенсация, и часто в этой роли выступает именно ребенок.

Подобный воспитатель уничтожает индивидуальность ребенка, вызывая комплекс неполноценности.

Если родители - хорошие воспитатели, то даже если они наказывают ребенка, конечно, за дело, то бояться нечего. Ребенок скажет себе: „Я получил по заслугам. Закон есть закон”, и будет думать о других вещах, не чувствуя себя униженным. У психически же нездоровых родителей любое соревнование или игра будут унижать ребенка. Кроме того, такие родители передают детям свои навязчивые страхи, например: остерегайся аварий, падений, насекомых или бактерий, будь осторожен на улице и т.п.

Комплекс неполноценности у женщин. У многих женщин появляется комплекс неполноценности только оттого, что они - не мужчины. Конечно, эмансипация дает свои плоды, но то, что сложилось тысячелетиями, трудно изменить сразу.

К несчастью, у женщин комплекс неполноценности полностью исчезает очень редко, и на вопрос: „Хотели бы вы стать мужчиной”, большинство отвечают уверенным „да”. Это значит, что они хотели бы пользоваться привилегиями мужчин и обладать чисто мужскими качествами: смелостью, силой, независимостью. И совершенно естественно, что женщины, обладающие комплексом неполноценности, ищут, чем его можно компенсировать. Они начинают носить мужскую одежду, коротко стричься, заниматься спортом. Все это печально и нелепо, но делается для того, чтобы самоутвердиться.

Комплекс неполноценности у женщин часто появляется из-за неправильного воспитания. Сколько отцов ждут ребенка для того, чтобы он продолжил род и фамилию, унаследовал профессию. Это настоящий эгоизм. „Продолжить род” - это значит иметь мальчика. И, естественно, такой отец ужасно расстроен, если рождается девочка. Он так старался сделать мальчика; а теперь он обучает девочку ходить и одеваться, как мальчик. Для такого отца все, что является мужским, - хорошо, а все, что является женским; - это слабость и достойно презрения. Девочке начинает казаться, что она существо второго сорта только потому, что она девочка. Просто фантастическая сила потребуется девочке, выросшей в такой семье, чтобы стать полноценной женщиной.

Часто говорят, что женщины не имеют способностей. Но кто это говорит? Конечно, мужчины! Но иногда и женщины - из-за комплекса неполноценности. Необходимо заметить, что женщины имеют способности, но совершенно не такие, как мужчины, поскольку у каждого из них - своя роль. Мужчины более способны к абстрактному мышлению, меньше поддаются эмоциям, а женщины глубже чувствуют суть вещей.

Способен ли мужчина на интуитивные прозрения? Очень редко - его интуиция давно покрылась коркой здравого смысла и логики.

Воспитатель прежде всего должен заботиться о том, чтобы самооценка ребенка не была ни завышенной, ни заниженной.

Школьная среда также очень важна для воспитания ребенка. Часто в классе сами собой формируются группы. Элита - это дети богатых родителей, их уважают и ими восхищаются. Бедных и слабых здесь презирают. У меня собрано много скорбных признаний взрослых мужчин и женщин, которые не могут забыть страшное унижение, которому они подвергались в школе. В некоторых учебных заведениях бедные ученики, обучающиеся бесплатно, должны были обслуживать в столовой богатых учащихся, платящих за обучение. Превосходство, которое дают деньги, выставлялось напоказ - это было гнусно и оскорбительно. Дети бедных родителей приобретали комплекс неполноценности и начинали искать компенсацию. Но компенсация может создать как большого человека, так и большого бандита. Некоторые учителя насмехаются над бедностью и профессией родителей учеников, страхом детей, их дикцией, и это происходит на глазах у всего класса, вызывая смех у одноклассников. Совершенно очевидно, что такие воспитатели сами нездоровы. Детство, незаконно лишенное любви, ласки и веры в себя, - самая больная проблема современного воспитания. Больные дети станут взрослыми, которые в свою очередь будут воспитывать больных детей. И эта цепочка бесконечна.

Комплекс неполноценности, так же как и необходимость превосходства, проявляется в тысяче мелких деталей, образуя полную картину. Иногда, как при вспышке молнии, неврастеник понимает, что его действия и реакции неправильные, но он стремится сейчас же отбросить это чувство. Почему? Потому, что он боится, что его увидят таким, какой он есть, - всех презирающий и ненавидящий. Предположим, что он делает что-то очень хорошо, и все это видят. Он сам верит, что обладает прекрасными качествами, но в действительности все это скрывает его глубокие раны. Ему кажется, что он - „чистое золото”. Но внезапно он дает себе отчет в своих действиях и видит, что это не золото, а медь. Он считает себя сильным, хорошим, любящим и вдруг оказывается перед руинами, все его конструкции рухнули, рухнули все механизмы безопасности. Вот почему неврастеник не может сам помочь себе. Здесь должен вмешаться психолог.

И много ли таких неврастеников с комплексом неполноценности? Десятки миллионов! Наш образ жизни и культура являются главными причинами их появления. Наша жизнь основана на соревновании, желании принести пользу себе и вред другим, на индивидуальном превосходстве, презрении, доминировании. Страдающих становится все больше.

По теории Зигмунда Фрейда, эдипов комплекс возникает у мальчика в раннем детстве, но может оказать влияние на всю его жизнь.

Взять хотя бы такой случай из практики. Молодой человек обратился с просьбой помочь ему научиться налаживать отношения с девушками. Подруги, с которыми он знакомился и сближался, через некоторое время покидали его. В итоге он стал бояться знакомиться, опасаясь, что рано или поздно они в нем разочаруются. Внешне молодой человек был симпатичным, профессионально состоявшимся, да и проведенное сексологическое обследование показало, что в этой сфере у него все в порядке.

Постепенно выяснилось, что у юноши с детства не было нормального контакта с отцом. Тот его просто игнорировал. На этом фоне у него возникли очень тесные, доверительные отношения с матерью. Отца же он стал презирать, злился на него, «ревновал» к матери. А без ее совета не мог и шагу ступить. Мать подчинила его полностью. Только поступив в институт, он понял, насколько зависим от матери, и постарался освободиться из-под ее чрезмерной опеки.

Но привычка постоянно зависеть от чужого мнения, отсутствие до конца сформированного мужского начала делали его поведение с девушками капризным, придирчивым, мелочным, по сути – женским. Поэтому при всей своей мужской привлекательности он не мог быть для них желанным партнером. К счастью для молодого человека, он вовремя понял, что проблема – в нем самом. Продолжительная психотерапия помогла ему избавиться от этих комплексов. И от старых, и от новых. А отца он простил и пожалел…

Привет из прошлого

Эдипов комплекс – это не болезнь, скорее одна из мужских поведенческих стратегий. Суть проявления данного комплекса – конкурентные отношения в семье между отцом и сыном. По Фрейду, эдипов комплекс проявляется ревностью к отцу вследствие сексуального влечения сына к матери. Но сегодня он трактуется гораздо шире.

Эдипов комплекс – одна из «животных» ипостасей человека. Животное начало в человеке играет гораздо большую роль, чем кажется на первый взгляд. Так, например, внезапный резкий звук или неожиданно промелькнувшая на периферии зрения тень, заставляет человека вздрогнуть, независимо от того, варит ли он уху на берегу таежной речки или сидит на 22-м этаже офисной «свечки» в Москве.

Первая реакция – всегда непроизвольная – «привет» от нашей животной сущности. Это уже секунды спустя начинается «разбор полетов».

Существует еще множество таких «приветов», одним из которых и является эдипов комплекс. Мальчик всегда учится у отца мужскому поведению. Он сравнивает себя с отцом. И уже в этом сравнении проявляются элементы конкуренции – это в природе мужского поведения. В случае, если мальчик лишен такого опыта, во взрослой жизни он будет испытывать затруднения в тех ситуациях, которые требуют активизации мужского начала.

Бывает, что отчего-то «не отыгранные» в детстве конкурентные отношения с отцом переносятся человеком во взрослую жизнь. В таком случае мужчина в сложных ситуациях непроизвольно вешает «маску» своего отца на соперника и реагирует как маленький мальчик: обижаясь, злясь, чувствуя свою никчемность, пытаясь что-то доказать – себе или другим...

И двигатель успеха, и причина неудач

Противостояние сыновей и отцов – довольно распространенное явление, достаточно вспомнить криминальную статистику: большинство убийств происходит «после совместного распития спиртных напитков кухонным ножом». И довольно часто преступники и жертвы – близкие родственники.

И в психотерапевтической практике специалисты часто сталкиваются с этим комплексом. 70% клиентов-мужчин, которые обращаются за психотерапевтической помощью, имеют определенные его проявления, ведь роль родительских фигур на начальных этапах нашей жизни чрезвычайно велика. А все психологические проблемы взрослого человека родом из его детства.

Итак, комплекс возникает в процессе воспитания, когда происходит вытеснение враждебных импульсов по отношению к отцу и влечения к матери в сферу бессознательного. Он может проявляться у большинства мужчин в той или иной форме, даже если человек не обращается за помощью к специалисту. У одного этот комплекс может вызывать желание во всем всегда быть первым, и в результате он достигает своих целей. У другого же формирует такой комплекс неполноценности, что требуются годы работы для его преодоления.

Опасный тандем

Можно ли этот комплекс преодолеть или рационально приспособить для повседневной жизни?

Первое и важное в подобных ситуациях – это осознать роль отца. Если у человека осталось негативное восприятие роли отца, нужно постараться найти позитив, что-то, за что следует испытывать к нему благодарность.

Иногда отношения с отцом порождают стремление получить больше любви и понимания у матери. Любви не плотской, а сыновней. Мальчику, в случае, если отношения с отцом не сложились, но есть материнская любовь, взрослея, легче адаптироваться к жизни, чем без материнского тепла.

В то же время часто комплекс сопровождается формированием собственнических отношений матери по отношению к сыну. Мать, пытаясь компенсировать отсутствие любви отца к сыну, создает ситуацию обоюдной зависимости: своей от сына и сына от себя.

Такого рода «сыновняя любовь» настолько крепко привязывает мужчину к своей матери, что иногда это мешает ему взять на себя роль мужа, отца в своей семье.

Наша справка

Название «эдипов комплекс», введенное в психологию Зигмундом Фрейдом, обязано своим происхождением трагедии древнегреческого драматурга Софокла «Царь Эдип».

Кстати, пьесы Софокла в древних Афинах не были просто зрелищем или развлечением. Такое понятие, как «служение музам», еще не стало затертым выражением, в Древней Греции оно понималось буквально. В те времена спектакли-трагедии были своего рода сеансами коллективной психотерапии и в идеальном случае заканчивались у зрителей в тогах катарсисом, то есть очищением, просветлением души. Так что ничего нового Зигмунд Фрейд не изобрел, его новое было хорошо забытым старым.

Название явления основано на древнегреческом мифе о царе Эдипе и одноименной драме Софокла , в котором Эдип, вопреки своей воле и не ведая того, убивает своего отца Лая и женится на матери Иокасте . Понимание эдиповой ситуации в качестве ключевого фактора в образовании невротических заболеваний возникло у Фрейда в ходе самоанализа, который он провел после смерти своего отца ; это понимание пришло на смену теории соблазнения .

Первое упоминание об Эдипе Зигмунд Фрейд (слева) делает в 1897 году в письме своему близкому другу Вильгельму Флиссу (справа).

Впервые Фрейд упоминает о драме Софокла в одном из писем своему другу Вильгельму Флиссу в 1897 году , в котором он пишет:

«Я также обнаружил на своем собственном примере влюбленность в мать и ревность к отцу… и теперь рассматриваю это в качестве универсального явления раннего детства. И если это так, то мы можем понять чарующую силу Царя Эдипа ».

Первое подробное рассуждение о явлении встречается в фундаментальном труде Фрейда «Толкование сновидений » (1899). Однако термин «эдипов комплекс» Фрейд вводит только в 1910 году в небольшой работе «Об особом типе выбора объекта у мужчин»:

«Мальчик, начинающий снова желать свою мать и ненавидеть отца как соперника… попадает, как мы говорим, под влияние Эдипова комплекса . Он не прощает матери, что она оказывала услугу полового сношения не ему, но его отцу, и расценивает это как акт неверности».

С тех пор термин прочно вошёл в употребление среди психоаналитиков классического направления.

Сущность

Описание

Эдипов комплекс у мальчиков

Процесс развития эдипова комплекса в случае с лицами мужского пола, согласно классическому направлению психоанализа, состоит в следующем. Мальчик, испытывая сексуальное влечение к матери, одновременно испытывает враждебные ревностные побуждения по отношению к отцу. Ребёнок пытается скрыть эти побуждения, поскольку ожидает наказания от своего отца в форме кастрации . Вследствие страха кастрации в психической жизни ребёнка формируется особая инстанция - Сверх-Я , под воздействием которой ребёнок подавляет инцестуозные побуждения по отношению к своей матери и начинает идентифицировать себя с отцом.

Эдипов комплекс у девочек

Девочки, по Фрейду, аналогичным образом направляют первые инцестуозные побуждения на мать. Однако в возрасте 2-3 лет, обнаружив у себя отсутствие пениса, девочка начинает испытывать так называемую зависть к пенису (англ. ), под воздействием которой реагирует усилением завистливой привязанности к отцу и возмущенной обидой на мать, видя в ней соперницу, претендующей на любовь отца. В конечном счете, конфликт разрешается попыткой девочки компенсировать свою неполноценность посредством желания иметь ребёнка.

Позитивный и негативный эдипов комплекс

Впоследствии Фрейд пришёл к выводу, что существует более сложный характер эдипова комплекса - негативный, проявляющийся в любви к родителю того же пола и враждебности к родителю противоположного пола. Выше описанные варианты были обозначены как позитивные. Описывая это явление, он использовал понятия бисексуальности и амбивалентности :

«Более подробное исследование обнаруживает чаще всего более полный эдипов комплекс, который является двояким - позитивным и негативным, в зависимости от бисексуальности ребенка, то есть у мальчика - не только амбивалентная установка к отцу и нежный выбор объекта-матери, но одновременно он и ведет себя как девочка - проявляет нежную женственную установку к отцу и соответствующую ей, ревниво-враждебную, к матери».

Таким образом, Фрейд придерживался мнения, что на практике эдипов комплекс проявляется в виде комбинации вариантов вдоль оси между его позитивным и негативным типом, включающей в себя как гетеросексуальные, так и гомосексуальные импульсы.

Эдипов комплекс в контексте сексуальной теории Фрейда

Фрейдизм рассматривает эдипов комплекс как этап психосексуального развития и восприятия, впервые проявляющимся между вторым и третьим годами жизни (в теории Фрейда этот период характеризуется приматом генитальности, под которым объединяются оральное и анальное влечения предыдущих стадий развития либидо. Пиковых же значений, по Фрейду, эдипов комплекс достигает между 3 и 5 годами жизни человека и после некоторого угасания возрождается в период полового созревания (пубертатный период), в процессе которого преодолевается тем или иным выбором эротического объекта.

Значимость

С самых истоков психоаналитической теории Фрейд придавал эдипову комплексу первостепенное значение в образовании всех невротических заболеваний. По Фрейду, успешное разрешение эдипова комплекса является ключевым для психического здоровья человека. Неудача же ведет к неврозам и сексуальным отклонениям: в этом случае говорят о неразрешенном эдиповом комплексе либо неразрешенной эдиповой ситуации. Впоследствии Фрейд придавал эдипову комплексу ещё большее значение, усматривая практически во всех проявлениях человеческой цивилизации эдипальные корни. Так, например, в «Тотеме и табу » (1913) Фрейд пишет:

«Таким образом, в заключение этого крайне сокращенного исследования, я хочу высказать вывод, что в Эдиповом комплексе совпадает начало религии, нравственности, общественности и искусства в полном согласии с данными психоанализа, по которым этот комплекс составляет ядро всех неврозов».

На позднем этапе развития психоанализа Фрейд указывает на необходимость установления некоторых границ применения данного понятия и на необходимость ограничений спекуляций на его счет («Конец эдипова комплекса», 1924). Впрочем, от предыдущих взглядов Фрейд не отказался, а упомянутая работа ставила своей целью «расставить точки над i» в рядах психоаналитиков, допускающих себе вольности в интерпретации явления (см. ниже). Известны также слова Фрейда, согласно которым признание эдипова комплекса является своего рода отличительным признаком психоаналитиков:

На сегодняшний день большинство психоаналитиков фрейдистской школы вслед за Фрейдом признает первостепенную значимость эдипова комплекса в психосексуальном развитии человека. Однако за пределами психоаналитической теории понятие эдипова комплекса не получило признания по причине своей ненаучности.

Пересмотр и вариации

Современные психоаналитики, а также психоаналитики направлений, отличных от классического фрейдистского направления, иначе смотрят на концепцию эдипова комплекса, превнося в неё свои собственные элементы либо перераспределяя акценты в уже имеющихся.

Карл Густав Юнг

Альфред Адлер

Эрих Фромм

Мелани Кляйн

Мелани Кляйн явилась одним из первых психоаналитиков, подчеркивающих то, что эдипов комплекс Фрейда, как и вся теория Фрейда, занижает влияние матери в психической жизни индивида; она также подвергала критике использование Фрейдом мальчика в качестве модели развития. Помимо этого Кляйн пришла к выводу, что эдипальные отношения можно наблюдать даже на первых годах жизни ребёнка:

«Я неоднократно упоминала о том, что эдипов комплекс начинает действовать раньше, чем обычно считается. В моей последней статье „Психологические принципы детского анализа“ я рассмотрела этот вопрос детально. Вывод, к которому я пришла, заключался в том, что эдиповы тенденции появляются в результате фрустрации , которую переживает ребёнок, когда его отнимают от груди, и что они становятся явными в конце первого и в начале второго года жизни».

Кляйн считала что с возраста семи месяцев (когда у малыша начинают развиваться когнитивные способности), он начинает осознавать что объект (мать) и частичный объект (грудь) не принадлежат только ему и что он должен разделять их ещё с кем-то. Вследствие этого понимания, у малыша зарождается эдипова тенденция в виде ревности к матери. Впоследствии в теории Мелани Кляйн эдипову комплексу уделялось второстепенное значение, а основной её компонентой стала так называемая «депрессивная позиция».

Отто Ранк

Карен Хорни

То есть, по Хорни, эдипов комплекс является следствием невроза, а не его причиной. Ещё одним пунктом критики Карен Хорни явилось понимание Фрейдом развития эдипова комплекса у девочек, которое она считала совершенно неправильным, «результатом искаженного понимания женской психологии» и «продуктом мужского нарциссизма».

Эдипов комплекс в рамках современного психоанализа

Как уже отмечалось выше, современные психоаналитики признают существенную роль эдипова комплекса в психосексуальном развитии человека. Однако некоторые пункты теории Фрейда подверглись ревизии и пересмотру. Так, многие психоаналитики отвергают тезис об универсальности и биологической детерминированности эдипова комплекса. Концепция развития эдипова комплекса у лиц женского пола также не находит единодушной поддержки. В целом, многими психоаналитиками концепция эдипова комплекса понимается более свободно, чем она понималась Фрейдом: часто это понятие используется в самом широком смысле, например, в контексте обозначения и характеристики всей гаммы отношений ребёнка с родителями. Также в отличие от классического психоанализа, фокус источника эдипова комплекса сместился с биологического на социологический.

Критика

Ненаучный статус гипотезы

Специалисты указывают на то, что отсутствуют какие-либо эмпирические данные, свидетельствующие в пользу эдипова комплекса. Более того, доказать наличие эдипова комплекса объективным научным образом представляется невозможным по причине неудовлетворения базовых научных принципов (например, принципа фальсификации ) как отдельными гипотезами психоанализа (включая эдипов комплекс), так и всей теорией психоанализа. То, что Фрейдом и его последователями выдается за доказательства, объективно следует рассматривать исключительно в качестве интерпретаций психоаналитиков, приспосабливающих их к своим априорно принятым гипотезам , которые, по мнению скептиков, несут отпечаток субъективных предубеждений . В этой связи критики также указывают на тот факт, что эдипов комплекс является, в первую очередь, результатом самоанализа Фрейда, а не объективного наблюдения за пациентами.

Критика детской сексуальности

Для многих сомнительным представляется само утверждение о том, что ребёнок может испытывать половое влечение по отношению к родителю: как известно, тестостерон и прогестерон , половые гормоны , которые, воздействуя на гипоталамус , вызывают у человека половое влечение, организмом ребёнка до пубертатного возраста вырабатываются лишь в незначительных количествах. Впрочем, данная критика является, по мнению сторонников Фрейда, несостоятельной по той причине, что половое созревание индивидуума не обеспечивается одним только формированием генитальных морфологических и нейроэндокринных структур организма и должно сопровождаться организацией соответствующих психологических структур.

Споры об универсальности эдипова комплекса

Многие специалисты отвергают постулируемый Фрейдом универсальный характер эдипова комплекса, указывая на несостоятельность тезиса биологической детерминированности эдипова комплекса и подчеркивая первостепенное значение социокультурных особенностей. Польский антрополог Бронислав Малиновский в своей работе «Секс и подавление в обществе дикарей» (1927) доказывает , что эдипов комплекс никак не проявляется в жизни дикарей на Тробриановых островах и что, следовательно, тезис об универсальности эдипова комплекса является ложным. Впрочем, некоторые психоаналитики отстаивают мнение, что выводы Малиновского являются необоснованными. Например, венгерский антрополог и психоаналитик Геза Рохайм в своей работе «Психоанализ примитивных культур» (1932), которую он написал после того, как провел четыре года в Сомали и Австралии, утверждает, что не только доказал универсальность эдипова комплекса, но также обнаружил ряд фактов, свидетельствующих в пользу гипотезы, выдвинутой Фрейдом в «Тотеме и табу», согласно которой первобытная орда братьев, убив деспотичного отца, раскаялась и ввела запрет на инцест и отцеубийство.

Критика в контексте шизоанализа

В таком направлении современного постструктурализма , как шизоанализ , разработанном Жилем Делёзом и Феликсом Гваттари в их работе «Анти-Эдип » (1972), эдипов комплекс предстает олицетворением репрессивного духа буржуазных семейных отношений и символом репрессивной идеологии капитализма. Эдипов комплекс подвергается критике по причине своей односторонности и ограниченности: ограниченный рамками семейных отношений, он оказывается неспособным объяснить сложные социальные структуры и процессы. Делёз и Гваттари указывают также на то, что психоанализ в целом оказывается неэффективным средством лечения таких заболеваний, как психоз и шизофрения , и малоэффективным средством интерпретации социальных процессов. Более того, согласно шизоанализу , концепция эдипова комплекса является препятствием на пути выздоровления невротика, поскольку заведомо обрекает его на детерминационную зависимость от такой «псевдоструктуры», как семья. В этом контексте Делёз и Гваттари говорят об «эдипизации» бессознательного, сознания и всей культуры в целом. Концепция эдипова комплекса противопоставляется свободной («шизофренической») форме бессознательного:

«Шизофреническое - вместо Эдипова».

Таким образом, Делёз и Гваттари призывают к свободному интерпретированию бессознательного, не зажатого в узкие рамки эдипова комплекса.