Театрализованная деятельность дошкольников в детском саду. Рабочая программа театральной деятельности в детском саду

16.05.2019

Рабочая программа по разделу

«Театрализованная деятельность»

Подготовила

педагог дополнительного образования

1 категории

Гнусова Надежда Рудольфовна

Пояснительная записка

Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения.

Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

Цель программы – развитие способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи

1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Продолжительность занятия – 30 минут 2 раза в неделю.
Диагностика проводится 2 раза в год – в декабре, мае.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.
3. «Развитие речи» - на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
5. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
6. «Хореография» - где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроения.

Содержание программы
1 - основы актерского мастерства.
2 - основные принципы драматизации.
3 - театральная азбука.

4 -самостоятельная театральная деятельность.

Программные задачи

Театральная игра

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размешаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству. Упражнять в чётком произношение слов, отрабатывать дикцию. Воспитывать нравственно-этические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.

Ритмопластика

Ритмопластика включает в себя комплексные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущений гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно. Развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений. Воспитывать гуманные чувства.

Культура и техника речи

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие ритмы. Учить произносить скороговорки и стихи, тренировать чёткое произношение согласных в конце слова. Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства. Пополнять словарный запас ребёнка.

Основы театральной культуры

Обеспечить условия для обладания дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Основные темы: особенности театрального искусства; виды театрального искусства; основы актёрского мастерства. Культура зрителя.

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхитительно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.п.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Предполагаемые умения и навыки детей

    Умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.

    Запоминают заданные позы.

    Знают 5-8 артикуляционных упражнений.

    Умеют произносить скороговорки в разных темпах, шёпотом.

    Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

    Умеют выразительно прочитать заданный текст, правильно и чётко произнося слова с нужными интонациями.

    Умеют составлять предложения с заданными словами.

    Умеют сочинять этюды по сказкам.

    Умеют строить простейший диалог.

Театрализованная игра как средство развития творческих способностей.

Этапы работы над инсценированием сказки

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, и знаний, и эмоций. Всем очевидно близкое сходство игры и театрального искусства. Занимаясь с детьми, мы полагаем развитие их творческих способностей средствами театрального искусства. Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театр, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов. Участвуя в игре-драматизации или в кукольном спектакле, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, чувства. Большое и разностороннее влияние этих игр позволяет использовать их как сильное, ненавязчивое педагогическое средство. Ведь во время игры ребенок чувствует себя раскованно, свободно. А для того, чтобы спектакль прошел на должном уровне необходимо работу проводить поэтапно, а еще поэтапная работа имеет огромное значение в коррекционном обучении детей с речевой патологией.

1 этап работы.

Задачи.

1. Познакомить с миром театра, профессией актера.

2. Познакомить с правилами поведения в театре.

3. Видеть и понимать себя, оценивать свои поступки, уметь раскрыть себя, используя изобразительные средства.

Формы работы.

1. Рассказ о театре и профессии актера (что должен уметь актер)

2. Чтение отрывков из произведения Е. Луниной «Тишка – артист».

3. Этюд «Кто такой я».

Предварительная работа

Посещение театра

2 этап работы.

Задачи.

1. Познакомить со сценарием.

2. Учить видеть и понимать характеры героев произведения.

3. Формировать личностное отношение к персонажам сказки.

4. Развивать интерес и любовь к художественной литературе.

5. Продолжать учить видеть и понимать себя, оценивать свои поступки, уметь раскрыть себя.

Формы работы.

1. Чтение содержания сценария.

2. Беседа о характерах персонажей, их повадках, поступках.

3 этап работы.

Задачи.

1. Закрепить знания русской народной сказки «Заяц - хваста».

2. Учить связно и последовательно передавать содержание сказки, используя в речи эпитеты и слова связанные с описанием поведения героев сказки (юркнула, всхлипывая и т. д.) .

3. Учить лепить персонажи сказки «Заюшкина избушка» по выбору, передавая в движении характер героя.

4. Понимать своих сверстников, уметь общаться с ними, смотреть глаза и лицо друг другу.

Формы работы.

1. Пересказ сказки «Заяц - хваста», используя плоскостной театр.

2. Лепка персонажей сказки.

Развивающая театрально – речевая среда

4 этап работы

Задачи.

1. Закрепить знание сказки «Заяц - хваста».

2. Помочь сравнить зайчика из сказки «Заяц - хваста» с зайчиком из других сказок: «Заюшкина избушка» и т. д.

3. Обогатить знания о внешнем виде зайца (зимой и летом) о способах передвижения, питании и повадках.

4. Учить по особенностям жестов и выразительных движений различать определенные состояния животных, возможность передачи информации.

5. Развитие произвольных движений.

Формы работы

1. Частичный пересказ сказки «Заяц - хваста».

2. Рассказ о зайцах, их внешнем виде, повадках, питании.

3. Этюды на имитацию характерных движений животных

«Я как зайка» (лисичка, мишка и т. д.) .

4. Подвижная игра «Знакомство с лисой»

Развивающая театрально – речевая среда

5 этап работы

Задачи.

1. Понимать значение слов «Русская народная сказка», выделять жанровые особенности.

2. Закреплять умение давать точную характеристику героев народных сказок.

3. Подвести к пониманию «мудрости» народных сказок.

4. Заучивание стихов – диалогов и «Небылиц».

Формы работы.

1. Беседа о значении слов «Русская народная сказка».

2. Рассматривание иллюстраций Э. Рачева и Васнецова по русским народным сказкам.

3. Работа над дикцией и полетностью голоса.

6 этап работы

Задачи.

1. Учить внимательно, слушать музыкальные произведения и соотносить характеры героев с музыкой.

2. Закрепить умение по характерным признакам (движениям) узнавать животных.

3. Воспитывать интерес к актерскому мастерству.

4. Передавать в рисунке характерные особенности русского народного костюма.

Формы работы.

1. Слушание музыкальных произведений и беседа по ним.

2. Музыкальная игра «Чувства и музыка».

3. Музыкальное упражнение «Кто я? ».

4. Этюды на имитацию выразительности движений животных.

5. Рисование эскизов костюмов персонажей сказки.

Развивающая театрально – речевая среда.

Прослушивание театральных шумов и отбор их к спектаклю.

7 этап работы

Задачи.

1. Учить правильно, делать паузы, читать текст плавно, размеренным темпом.

2. Запоминать текст, его ритм, выразительность.

3. Дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может сменяться приятным расслаблением и спокойствием, обучить некоторым приемам релаксации.

4. Распределение ролей.

Формы работы.

1. Работа над дыханием, дикцией, темпом, развитием памяти – упражнение «Петрушка».

2. Заучивание скороговорки «33 Егорки»

3. Упражнение на релаксацию "«Шалтай-Болтай», «Винт», «Петрушка»

«Тяжелая ваза", "Увядший цветок", "Мяч".

Развивающая театрально – речевая среда

Изготовление театральных костюмов для спектакля с учетом эскизов детей.

8 этап работы

Задачи.

1. Частичные драматические действия, репетиция отдельных сцен.

2. Учить передавать в диалогах настроение героев сказки через интонацию, паузы.

3. Разучивание подвижной игры «заинька маленький»

4. Подбор музыкального сопровождения к эпизодам сказки – сценария

5. Изготовление афиши спектакля.

Формы работы.

1. Этюды по содержанию эпизодов сказки.

2. Работа над языком общения.

Развивающая театрально – речевая среда

9 этап работы

Задачи.

1. Работа над мизансценами: заучивание расположений героев в спектакле (сценах) .

2. Закрепление навыков релаксации.

3. Изготовление пригласительных билетов.

4. Разучивание заключительного хоровода.

Формы работы.

1. Проработка отдельных сцен сказки.

2. Упражнение на релаксацию «Шалтай-Болтай», «Винт», «Петрушка».

Развивающая театрально – речевая среда

Выставка работ детей к сценарию сказки

10 этап работы

ПОКАЗ ГОТОВОГО СПЕКТАКЛЯ!

Учебно - тематический план театрализованной деятельности

Наименование темы

Количество часов

Теория (мин)

Практика (мин)

Знакомство с детьми. Что такое театр?

Упражнения на развитие дикции, мимики и жестов.

Разучивание и обыгрывание частушек, дразнилок, загадок,стихов

Упражнения на релаксацию"«Шалтай-Болтай», «Винт», «Петрушка»

«Тяжелая ваза", "Увядший цветок", "Мяч"

Этюды "Знакомство", "Встреча", "Угощение".

Игра "Слова-рифмы"

Пальчиковые игры "Печем блины", "Братья", "Замок".

Артикуляционная гимнастика "Маляр", "Качели", "Часы".

Пантомимы "Разговор по телефону", "Варим кашу", "Обед".

Упражнения на развитие мимики и пластики движений "У зеркала", "Настроение".

Чтение русской народной сказки "Заяц - хваста".

Распределение ролей,

проигрывание сценок по сценарию.

Разучивание и драматизация "Заяц - хваста".

Выступление с театрализацией "Заяц - хваста". (2 раза)

Итого 42 часа

Литература

1. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
2. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000.
3. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в деском саду. М., 2000.
4. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
5. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007.

Сказка Заяц-хваста

Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо - приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.

Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:

- У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи - я никого не боюсь.

Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:

- Тетка ворона, я больше не буду хвастать!

- А как ты хвастал?

- А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.

Вот она его маленько и потрепала:

- Более не хвастай!

Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.

«Как бы вороне помочь?»

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону - да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.

Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:

- Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!

Заяц хваста


На свете жил Зайчишка,

Зайчишка хвастунишка.

Кричал с утра до вечера:

А мне бояться нечего!

Мои не лапы, а лапищи!

Мои не зубы, а зубищи!

Вот зайцам слушать надоело.

Ты, Хваста, брался бы за дело!

Зайчиха Хвасте говорит:

Весь день твой рот лишь и открыт!

Не послушал Заяц маму.

Хваста, да ещё упрямый.

Всё кричал он про усищи,

И лапищи, и Зубищи…

Ворону зайцы вдруг позвали.

Про Хвасту всё ей рассказали.

Забыл Зайчишка про отвагу!

От страха прыгнул под корягу…

-Ворона, тётя, я не буду!

-Как хвастать, навсегда забуду!

-Ты, Хваста, вижу, трусоват,

-Мне отвечай, коль виноват!

Ворона строго так сказала,

За уши Хвасту потрепала.

И отпустила вдруг на волю.

-Смотри, не хвастай ты уж боле!

А время шло, забыли звери.

И снова Зайцу стали верить.

Однажды вдруг случилось горе:

Спала Ворона на заборе.

Схватили тут её собаки!

И начали кусаться в драке!

А Хваста это увидал.

Он сел на горку и сказал:

-А ну-ка, вы меня возьмите!

-Меня сначала догоните!

Собаки вслед во весь опор!

Ворона снова на забор.

А Заяц от собак ушёл.

Потом к Вороне подошёл.

Та на заборе всё сидит

И Зайцу вот что говорит:

-Ты, Заяц, просто молодец!

-Не Хваста вовсе, а Храбрец!

Заяц- хваста

3 июля 2011 - Сергей Прилуцкий

(По мотивам русских народных сказок)

Жил- да был, поживал, один заяц в лесу,

Волка только боялся, а также лису.

Летом было ему хорошо, да привольно.

И еды в это времечко всякой довольно.

А зимой приходилось терпеть.

И чтоб с голоду не умереть

Надо было в деревню бежать

На гумно и овёс воровать.

Как-то помню однажды, не очень давно,

Прибегает к крестьянину он на гумно.

А там зайцев, аж целое стадо!

Всем овса-то крестьянского надо.

Чтоб себя остальным показать,

Заяц наш начал хвастать опять:

- У меня не усы, а усищи,

Не короткие лапы, а лапищи,

Рассказали о хвасте всё тётке- вороне.

Захотелось тогда ей взглянуть на героя.

Разыскала она хвастуна под кокориной.

Что ты скажешь косой в своё оправдание?

Очень он испугался её появления.

Стал просить у вороны прощения.

-Ну, давай-ка, давай, мне рассказывай,

Перед всеми как хвастал, показывай.

- У меня не усы, а усищи,

Не короткие лапы, а лапищи,

Не простые зубишки, а зубищи.

И сильнее меня ни кого здесь не сыщешь.

Потрепала ворона маленько зайчишку:

-Плохо быть вот таким хвастунишкой.

Раз сидела ворона на низком заборе

И попалась собакам на своё горе,

А они и давай её мять.

Ладно заяц успел увидать.

На пригорок, как выскочит к ели,

Чтоб собаки его разглядели.

С визгом, лаем за ним понеслись.

А ворона успела спастись.

Тут проходит какое-то время.

Хвалит зайца ворона пред всеми:

- Вот теперь ты у нас молодец.

И не хваста какой-то, храбрец!

Заяц – хваста

(Авторская сценка- сказка на новый лад) Линченко Наталья Александровна

Любят сказки все на свете,

Любят взрослые и дети,

Любят слушать и смотреть.

Сказки могут душу греть.

Чудеса в них происходят,

Люди к счастью путь находят,

И конечно же, добро

Побеждает ложь и зло.

Наша сказка приглашает

На поляну в лес густой.

Там среди высоких сосен

Стоит домик небольшой.

Заходите, заходите,

Заходите все подряд!

Эта школа, эта школа,

Эта школа- для зверят.

Ведущий:

Жил – был заяц в лесу. И мама у зайца была, и папа был. И все было бы хорошо, да любил заяц прихвастнуть и попроказничать: и в школе, и дома.

Собрались однажды зайцы на футбол идти, а заяц – хваста тут как тут.

Заяц:

- Вот я заяц какой! Веселый и озорной! У меня и «Несквик» есть, и «Стиморол» , и «Дирол». А силы я неслыханной какой! Зубы будут белые, мышцы будут крепкие. А в школу я не пойду, а школу я пропущу! Математику я всегда решу, «5» я всегда получу!

Ведущий:

Посмотрели зайцы, махнули на него лапой и пошли по своим делам. А тетка- ворона тут как тут.

Ворона:

-Ну подожди, косой! Подожмешь ты хвостик свой! К родителям твоим полечу, все им расскажу.

Ведущий:

Выскочил заяц на горочку и сел. Тут к нему зайчата подошли. Помощи попросить решили.

Зайчата:

-Братец, помоги, задачу мне реши!

Заяц:

- Нет, это я не хочу! Я немецкий язык по Иллоне Давыдовой учу!

Зайчата:

-Братец, помоги! Кроссворд нам подскажи!

Заяц:

-О-о-о! Это я не мастак. Я лучше полежу вот так! (лежит на спине, закинув ногу на ногу)

Зайчата:

-Хваста! Лентяй!

Отец-заяц:

-Скажи, сынок,

Ну как ты мог

Так огорчить соседа?!

Его красавец «Мерседес»

На гайки развинтил!

Потом собрал один «Москвич»

И два велосипеда.

Я, кажется, тебя, сынок,

Давно не колотил!

Заяц:

-Пап, пап, все обошлось и ладно.

Пап, пап, мне самому досадно!

Ремень из брюк ты не тяни.

Ой, что ты, па,

Не надо, па,

Ну, папа, извини!

Мама- зайчиха:

-Зачем, скажи, на химию

Ты притащил бензин?!

Стоит вся школа на ушах…

Ну ты наделал шороху!

Я, кажется, тебя, сынок,

Давно не колотила!

Заяц:

-Мам, мам, все обошлось и ладно.

Мам, мам, мне самому досадно!

Директор:

-Моих нет сил!

Ну кто просил

Льва выпускать из клетки?

Щенок трехмесячный его

Чуть за нос не схватил?

Теперь болеет Царь зверей

От стресса пьет таблетки.

Ох, заяц, заяц,

Видно тебя давно никто не колотил!

(Все уходят. Заяц сидит,плачет.)

Заяц:

-Ну что же все кричат?

Ну что же все от меня хотят?

(пауза…)

Наверно, что- то я делаю не так…

Лучше я в школу схожу

У детей- зверей прощения попрошу!

Зайчата:

-То- то же,косой!

Не поднимай свой хвост трубой!

Не зазнавайся, не хитри,

А лучше уроки сиди учи!

Все (хором):

-Учиться всегда пригодится!

Ведущий:

-На лесной полянке

В домике с утра

Идут уроки мира,

Дружбы и добра.

И мы там побывали,

Зверюшек повидали.

Нашей сказочке конец,

А кто слушал – молодец!

Театрализованная деятельность в детском саду .

В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а на способность чувствовать, думать и творить, уделяется мало внимания. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие, жестокость и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Кроме того, в последнее время дети увлечены компьютерами и др. новомодными игрушками, которыми родители стараются заменить сверстников, ограждая ребёнка от неприятностей, от «дурного влияния», также этим взрослые стараются заполнить отсутствие детского сообщества, помощи и участия, взрослых в развитии ребёнка, без этого невозможно полноценное психическое и социально-эмоциональное развитие личности.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным статистики, в период психологической адаптации ребёнка к школе, у 67-69% детей возникают страхи, срывы, заторможенность и суетливость. У детей, которые как говорят психологи «не доиграли» часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучения, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазированию, сочинительству.

Решение этих проблем – театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. К сожалению, педагоги используют её в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Подготовка к спектаклю чаще всего заключается в разучивании ролей с многократным повторением текста детьми. А некоторыми педагогами игра-драматизация и вовсе отдаётся на откуп детям.

Сегодня дошкольная педагогика ищет пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению «школьного» типа, а игра – ведущая деятельность детей до семи лет, которая и должна преимущественно использоваться педагогами.

Театрализованная игра очень тесно связана с сюжетно-ролевой игрой и является ее разновидностью. Сюжетно-ролевая игра появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте и достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины 6-7 лет.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

художественным образованием и воспитанием детей;

формированием эстетического вкуса;

нравственным воспитанием;

развитием коммуникативных качеств личности;

воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.

Большое и разностороннее влияние игр на личность ребенка позволяет использовать как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.

Первые игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в ее организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.

Для правильной организации рекомендуется учитывать следующие принципы.

Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.

Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно- ролевые.

Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. Можно рекомендовать с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата», а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывать игры по литературным произведениям: «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского.
Формируя интерес к играм-драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения. Учить инсценировать с помощью воспитателя знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки, используя игрушки, плоскостные фигурки, пальчиковый театр, фланелеграф. Учить изображать описанную в художественном тексте ситуацию.

Развивать интерес к различным видам театральной деятельности
В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений, например «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе». С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр (сказка «Колобок»). Привлекая к играм малоактивных детей, можно драматизировать произведения, в которых небольшое количество действий (потешки, прибаутки)

Учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест). Учить, модулируя голосом, говорить тихо, громко, грубо, передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх. Учить детей сочетать в роли движение и слово. Формировать у детей желание принимать участие в играх-драматизациях, в театрализованных спектаклях (в массовых сценах) театральной студии. Знакомить детей с театром, с театральной ширмой. Развивать чувство партнерства. Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка - все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок.
Наблюдая за играми старших дошкольников, можно отметить: такая игра сложнее для ребенка, чем подражание событиям из жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, выучить и запомнить текст произведения. Продолжать обогащать впечатлениями детей, развивать их игровые навыки.

Развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании сценок по знакомым сказкам, стихотворениям, песенкам.

Придумывать и разыгрывать сказки, вводя в знакомый сюжет новых героев.

Продолжать развивать чувство партнерства, используя занятия по художественно-речевой деятельности, хореографии.

Принимать участие в работе театральной студии, исполнять главные роли.

Подготовительная группа

На занятиях по хореографии, художественно-речевой и других видах деятельности совершенствовать эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость, пластику движений, выразительность речи, художественно-творческие способности, совершенствовать самостоятельность в организации театрализованных игр.

Побуждать детей принимать участие в многоплановых спектаклях театра-студии (мюзиклах, драматических спектаклях, этюдах).

Проводить предварительную работу над спектаклем через все виды детской деятельности.

Подготовка к проведению театрализованной игры осуществляется в три этапа:

1. освоение литературного текста, который будет драматизироваться. При подборе важно, что бы произведение вызывало сильные чувства, переживания. Должно быть, несколько главных и эпизодических ролей, обязательно наличие диалогов. Выбрав произведение, воспитатель несколько раз читает, рассматривают иллюстрации, беседуют о прочитаном, учатся пересказывать текст;

2. дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создаются декорации, костюмы;

3. проведение театрализованной игры, в которой дети используют ранее полученные представления, знания, навыки.

Сочиняем сказку

Сегодня в ДОУ и школах используются различные приемы активизации творческого воображения. Мне видится уместным присоединить к ним еще один: сочинение сказок с детьми и постановка их в драматизации. Детям старшего дошкольного возраста это поможет не только развить фантазию, но и сделает учебу увлекательным процессом.

Иной способ сочинения сказок предлагает итальянский писатель Джанни Родари. Будучи сам замечательным фантазером и выдумщиком, Родари решил предложить обучиться этому и детям.

Джанни Родари предлагает несколько способов обновления сказки:

«перевирание» сказок (пародия на уже знакомую сказку),

сказки в «заданном ключе»,

«салат» из сказок (соединение различных персонажей в одной сказке),

сказки «наизнанку» (получение нового из старого путем извлечения сюжета и героев),

«а что было потом?» (продолжение сказок после окончания),

Рассмотрим эти способы подробнее.

1. «Перевирание» сказки.

Предложите детям вспомнить любую сказку и придумать в ней иную сюжетную линию с этими же героями или добавить хотя бы один новый персонаж. Например: украденный ведьмой Ивашко (герой сказки «Ивашко и ведьма») встречает в лесу подвешенного за ногу Волка. Как изменится сюжет сказки? Как спасутся герои?

2. Сказка в «заданном ключе».

Такая форма фантазирования особенно уместна на занятиях по экологическому воспитанию как в школе, так и в старших группах ДОУ. Здесь взрослый сам придумывает тему и предлагает ее детям для обсуждения.

Лесовичок объявляет общий сбор лесных жителей – зверей, птиц, насекомых, приглашает Бабу-Ягу, Русалку, Лешего, Кикимору – для решения важной проблемы по сохранению редких видов растений и животных, занесенных в «Красную книгу».

Дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышка (рус. нар. сказка «Репка») переносятся в другие обстоятельства. Например, объединяются в общество охраны окружающей среды, очищают ручей от загрязнения, помогают горе-туристам найти дорогу домой.

3. «Салат» из сказок.

Собрав героев различных сказок можно придумать новую версию.

Новые приключения Маши и Медведя, в которых
участвуют два молодца из волшебного кольца.

Кот, петух и Жихарка помогают сестрице Аленушке спасти братца Иванушку.

Двое из ларца стали путешественниками и побывали на Луне с бароном Соловьем Разбойником, потом победили Змея Горыныча и добыли Жар-птицу из волшебного сада.

4. Сказки «наизнанку».

Это знакомые сказки «наоборот»: добрые персонажи становятся злыми, а злые – добрыми. В связи с этим возникают новые повороты сюжета. Подобная работа по плечу детям среднего и старшего возраста, обладающим чувством юмора. Так, например, можно взять сказку «Три поросенка» и «вывернуть ее наизнанку»: Волка сделать добрым, а поросят – злыми.

5. «А что было потом».

Все дети помнят полюбившиеся сказки от начала до конца и не любят менять в них ни одного слова. Но все-таки иногда находится пара любопытных ребятишек, которые задают вопрос: «А что было потом?»

Что произошло с героями, когда все так хорошо устроилось? Предложите детям придумать продолжение известных сказок. Например, что стал делать Емеля, став царем; вырос ли мальчик-с-пальчик...

Варианты придумывания сказочных историй могут быть самые разные. Особо интересны постановки спектаклей по придуманным сказкам, в которые дети вовлекаются с еще большим желанием.

Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накоплении эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует и участия родителей. Активизация их интереса способствуют и тематические вечера. Тематика их может быть разной – «Любимые сказки», «Смешные истории», «Театральные встречи». Родителей можно привлечь к изготовлению декораций, костюмов, исполнению ролей. В любом случае союз воспитателей и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

И последнее. В ДОУ незаменимую роль выполняют так называемые «Уголки сказки». Это некое пространство, которое организовано взрослыми по задумке детей. Здесь собраны самые разные предметы, которые могут превратиться в волшебный поезд или межзвездный корабль. Здесь можно не только придумать, но и сыграть любую только что придуманную историю.

В заключение напомним замечательные слова А.С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека, как деятеля и работника, может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

Решение педагогических ситуаций

1. Один актер, исполнявший в спектакле для малышей роль отрицательного персонажа, должен был в середине представления пройти на сцену через проход в зрительном зале. Маленькие зрители пытались остановить его, тащили за платье, хватали за ноги, щипали и награждали колотушками, так что он выбрался на сцену в самом плачевном состоянии.

Вопрос: Объясните поведение малышей.

2. Четырехлетнего Сашу сестренка взяла с собой в театр на «Белоснежку и семь гномов».

Во время спектакля он очень нервничал, вскакивал, грозил кулаком злой мачехе-королеве. А когда она начала колдовать над дымящимся котлом, заплакал, уткнувшись в колени сестренки. Ночью Саша спал плохо, звал маму и не отпускал, когда она подходила к кроватке.

Вопрос: Почему Саша так реагировал во время спектакля и плохо спал ночью?

Вопрос: Следует ли водить малышей в театр?

3. Мишу (6 лет) обвиняли в разбросанности, рассеянности, в неспособности сосредоточиться на чем-либо.

Однажды Миша был в кукольном театре. Он с восторгом, не отрываясь ни на миг, глядел на знакомых и любимых персонажей. Придя домой, он со всеми делился впечатлениями и высказывал пожелание сделать кукольный театр дома. В этом ему помогли мама и старшая сестра Катя. Решено было показать Мише, что, прежде чем приняться за исполнение сложного и незнакомого дела, надо все хорошо продумать. «В кукольном театре, - сказала мама, - прежде чем показать представление публике, устраивают заседание, обсуждают, спорят, намечают программу, проверяют, всё ли хорошо получается. Вот так и мы сделаем». Все втроем сели за стол, стали планировать, обсуждать. Наметили место, где будут показывать представление, куда посадят зрителей, кого позовут, кого привлекут на помощь.

Во всех этих делах Миша принимал самое деятельное участие и вел себя исключительно дисциплинированно. Спектакль был назначен на воскресенье. Миша усердно и аккуратно исполнял все задания и на протяжении всей длительной подготовки не проявлял никакой рассеянности, неустойчивости, наоборот, был серьезным, внимательным, добросовестным помощником, а потом и хорошим исполнителем роли. Постановка имела большой успех, которым Миша заслуженно гордился.

Вопрос: Объясните резкие перемены в поведении Миши.

В чем педагогическая ценность организации и проведения игры в кукольный театр?

Дайте анализ приемов руководства этой игрой.

4. В календарном плане воспитательницы было записано: 1 марта - игра в «детский сад», 2 марта - игра в «почту», 3 марта - игра в «театр» и т.д. При этом воспитательница добивалась, чтобы дети играли в те игры, которые она наметила.

Вопрос: Каковы ваши суждения о такой плановости в проведении игр?

5. Дети разыгрывают кукольный спектакль по сказке «Лиса и медведь». Они распределили роли и начали представление, но по ходу действия возник спор о том, кому из героев что говорить. Сюжет «рассыпается», и дети постепенно теряют интерес к игре.

Вопрос: Как разрешить сложившуюся ситуацию? Назовите свои действия в данной ситуации, чтобы игра была продолжена.

6. Педагог предлагает детям поиграть в настольный театр. Происходит обсуждение выбора сказки. Дети высказывают желание поставить сказку «Теремок». Однако выясняется, что в настольном театре нет всех героев к этой сказке. Тогда дети, разобрав имеющиеся плоскостные фигурки, предлагают новый вариант сказки «Теремок».

Вопрос: Ваша реакция в этой ситуации? Какая помощь педагога необходима детям в сложившейся игровой ситуации? Какие выводы может сделать педагог об уровне развития театрализованной деятельности детей?

7. Дети решают разыграть сказку «Колобок», распределяют между собой роли, но одному ребенку роль не достается. Со словами: «Я тоже хочу играть!» расстроенный ребенок садится на стул.

Вопрос: Ваши дальнейшие действия по оптимизации данной игровой ситуации? Подготовьте рекомендации по предупреждению подобных ситуаций в группе детского сада.

8 . После полдника дети занимаются самостоятельными играми. Один ребенок решает разыграть сказку. Берет в руки кукол бибабо и приглашает других детей принять участие, но они заняты своими играми и не откликаются на предложение.

Вопрос: Ваша реакция на сложившуюся ситуацию? Опишите свои действия.

Решение кроссвордов

( Л.В.Куцакова и С.И.Мерзлякова)

Десять Р

1. Место для представлений, зрелищ.

2. Кто пишет пьесы для представления?

3. Кто руководит постановкой спектакля?

4. Группа музыкантов, исполняющая музыку к спектаклю.

5. Человек, управляющий оркестром

Ответы. 1. Театр. 2. Драматург. 3. Pe жи ccep . 4. Оркестр. 5. Дирижер. 6.Композитор.

Театральная змейка

    Место для представлений, зрелищ.

    Главный руководитель, постановщик спектакля.

    Предварительное исполнение (без зрителей) чего-нибудь (например, спектакля) при подготовке к выступлению.

    Место перед сценой, где помещаются музыканты оркестра.

    Исполнитель ролей в театральных представлениях.

    Низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену.

    Перерыв между действиями спектакля.

    Движения, исполняемые в определенном ритме, темпе, в такт музыке, как художественный номер в концерте.

    Что лучше всего подарить артисту, который понравился?

Ответы : 1.Театр. 2.Режиссер. 3.Репетиция. 4.Яма. 5.Актер. 6.Рампа. 7. Антракт. 8.Танец. 9.Цветы.

Слова на букву К

1.Искусство рассказывать о событиях на экране, на котором изображение движется.

2. Не кует, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.

3.Исполнение музыкальных, вокальных, танцевальных номеров на сцене.

Ответы. 1. Кино. 2. Книга. 3. Концерт. 4. Композитор.

Слова на букву А

1.Объявление о спектакле.

2.Человек, выступающий на сцене как исполнитель.

3.Перерыв между действиями спектакля.

4.Рукоплескания.

Ответы. 1. Афиша. 2. Артист. 3. Антракт. 4. Аплодисменты.

Театральные жанры

Слово по вертикали обозначает место для зрелищ, спектаклей.

1.Театральное представление, состоящее из танцев и мимических движений,

сопровождаемых музыкой.

2.Музыкально-драматическое произведение, исполняемое в театре, все действующие лица только поют в сопровождении оркестра.

3.Цирковое представление с участием клоунов.

4.Спектакль, в котором пение чередуется с разговором и танцами.

5.Литературное произведение, предназначенное для исполнения актерами

на сцене (с содержанием, основанным на переживаниях героев).

Ответы . 1 . Балет. 2. Опера. 3. Клоунада. 4. Оперетта. 5. Драма.

Слово по вертикали - театр.

Театральные профессии

По вертикали - слово, обозначающее главную театральную профессию.

1. Кто пишет пьесы для постановок в театре?

2. Работник театра, занимающийся гримом артистов.

3.Кто пишет музыку к спектаклям.

4.Главный руководитель постановки спектакля.

5.Работник театра, подсказывающий слова во время представления актерам.

6.Работник театра, отвечающий за освещение сцены.

Ответы . 1. Драматург. 2. Гример. 3. Композитор. 4. Режиссер. 5. Суфлер. 6.

Осветитель. Слово по вертикали - артист.

Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссёрские. В играх – драматизациях ребёнок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности.

Видами драматизации являются: игры - имитации образов животных, людей, литературных персонажей. Игры - драматизации это ролевые диалоги на основе текста. А вот в режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства выразительности.

Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный теневой, пальчиковый и т.д. Для того чтобы развить самостоятельность и творчество детей в процессе театрализованной деятельности, необходимо выделить несколько условий:

Обогащение среды атрибутами театрализованной деятельности и свободное освоение детьми этой среды (мини театр, который периодически пополняется новыми атрибутами и декорациями);

  • содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;
  • содержательное общение педагога и детей;
  • театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети;
  • обучение детей выразительным средствам театрализованной деятельности:

Мимика – говорит нам без слов о тех или иных чувств и настроениях человека, то есть когда лицо выражает какие –либо эмоции.

Жесты – динамические движение тела: рук, ног, головы и т.д., а так же поза.

Пантомимика – мимика в сочетании с жестами.

В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных режиссерских игр с помощью насыщения предметно-игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.). Участие педагога в индивидуальных режиссерских играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций (из потешек, произведений В.Берестова, Е.Благининой и др.), показе пользования ролевой речью, звукоподражанием, втягивании ребенка в игру, подсказывании реплик, объяснении действий.

В средней группе педагог создает условия для коллективных режиссерских игр. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки и др.), способствующий развитию воображения, способности действовать с предметами-заместителями. Организуя режиссерские игры, педагог занимает позицию помощника: просит ребенка пояснить смысл действий, побуждает к ролевой речи («Что сказал?», «Куда пошел?), иногда выступая носителем игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов-заместителей фантастические истории, что помогает ребенку включиться в подобную деятельность.

Старший дошкольный возраст – период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью. Содержанием игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Предметно-игровая среда для режиссерских игр конструируется на основе полифункционального игрового материала (карта-макет игрового пространства). Его использование помогает ребенку придумывать и разыгрывать события, составляющие сюжетную канву, представить сюжетную ситуацию еще до ее разыгрывания, а затем конкретизировать в процессе режиссерской игры, наполнив ее игровыми событиями. Близость структуры игрового и сказочного сюжета дает возможность использовать литературную сказку как основу для развития сюжетосложения.

В каждой возрастной группе желательно наличие уголка для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:

  • различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелёграфе и др.;
  • реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
  • атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Классификация театрализованных игр

У детей младшего дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры через:

  • настольный театр игрушек;
  • настольный плоскостной театр;
  • плоскостной театра на фланелеграфе;
  • пальчиковый театр.

В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:

  • мягкой игрушки;
  • деревянный театр;
  • конусный театр;
  • театр народной игрушки;
  • плоскостных фигур;
  • театр ложек;
  • театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и т.д.

В старшей и подготовительной возрастных группах , детей можно знакомить с марионетками, театром «живой руки», платочный театр, люди – куклы.

«Любите ли вы театр так же, как люблю его я?», — эти слова великого Евгения Багратионовича Вахтангова должны быть лейтмотивом работы и творчества педагога, занимающегося театральной деятельностью в детском саду.

Театральная деятельность в детском саду – это настоящий клад для тех, кто хочет видеть детей творческими, свободными, умеющими говорить и слышать других, свободно двигаться, чувствуя при этом окружающих людей.

Всё это дают детям занятия театральной деятельностью в детском саду. Главное — выбрать именно те направления среди занятий театральной деятельностью, которые больше всего подходят именно вашим детям. Для этого можно провести первоначальную диагностику качеств личности детей, которые требуют дополнительного развития: двигательная активность, движения рук, речь, эмоциональный интеллект и т. п.

Всё, что окружает, — воспитывает и развивает

Для занятия театральной деятельностью в детском саду необходима соответствующая развивающая предметно-пространственная среда. Это важное условие для развития эмоционального интеллекта детей – умения понимать свои эмоции и управлять ими.

Театральная деятельность в детском саду должна осуществляться не только организованно, но и быть возможностью для свободного выбора детей. Поэтому пространственная среда для её осуществления должна строиться не только комплексно – место для занятия кукольным театром, так называемые «уголки ряжения» с карнавальными костюмами, аксессуарами для театра; «сцена» для театральных представлений; но иметь гибкий формат, чтобы разные зоны можно было трансформировать и чтобы они не пересекались друг с другом. Такой принцип обустройства среды позволяет детям заниматься театральной деятельностью, не мешая друг другу.

Свободные театральные деятели

Театральная деятельность в детском саду должна быть деятельностью свободной. Это, конечно, требует от педагога значительных усилий в плане того, что он должен предложить детям различные варианты театральной деятельности. Это может быть и актёрская деятельность, и художественная – по подготовке декораций спектакля. Можно предложить детям просто поиграть в театральные игры, а можно написать вместе с ними короткую сказку или сценку для того, чтобы поставить её на сцене.

Для детей, которые любят заниматься прикладным творчеством, воспитатель может предоставить возможность создать театральную куклу своими руками . Куклы могут быть сделаны из картона, с ручками и ножками на шарнирах; из новых носков: в этом случае часть носка с резинкой надевается на руку, а та часть, где обычно бывает стопа, превращается в голову персонажа и оформляется соответствующим образом. Кукол делают и из перчаток, и из варежек…

Простор для фантазии – необъятный! Практически всё, что попадёт в руки творческому воспитателю, можно превратить в театральную куклу. Главное — обладать хорошим вкусом и творческим мышлением.

Занятия театральной деятельностью в детском саду предполагают и ещё одно направление, которое, на первый взгляд, казалось бы, не относится ко всему тому, о чём мы говорили ранее. Но то, о чём мы сейчас поговорим, может считаться основой всей театральной деятельности ребёнка не только в детском саду, но на протяжении всей его дальнейшей жизни. Мы имеем в виду деятельность ребёнка в театре в качестве зрителя!

Я зритель

Согласитесь, быть зрителем ребёнка тоже надо учить. Начав, буквально, с вешалки. Умение вести себя в непривычной обстановке, особенно, если попал туда впервые, редко является врождённой особенностью современного детсадовца. Поэтому перед первым посещением театра можно провести сюжетно-ролевую игру «Мы в театре» . Все моменты, которые ждут малышей в этом чудесном жилище Мельпомены, надо отыграть – на себе или на куклах. Можно загадать детям загадки, имеющие ответом правила поведения в театре. Можно написать самим или найти уже готовую сценку о том, как правильно воспитанные, культурные, интеллигентные люди ведут себя в театре. Да и не только в театре, но в других местах, где они не одни. Это будет очень необходимый опыт, так как практика показывает, что редкие дети в состоянии правильно реагировать, например, на открытые двери. Они, как правило, встают непосредственно в дверной проём, тем самым лишая всех остальных возможности проникнуть куда-либо через него.

Особенность эта остаётся у детей, скорее всего, с младшего дошкольного возраста, когда ребёнок как раз и хочет, чтобы все на него «натыкались». Таким образом, он пытается обратить на себя внимание, напомнить о себе и получить от взрослых столь нужный ему отклик на своё присутствие, неважно даже, положительный или нет. Но ребёнок растёт, и, согласитесь, остаточные признаки поведения двух-трёхлетних детей в пять-шесть-семь лет уже не являются нормой. Если ребёнок не может развиться самостоятельно, надо ему помогать.

Занятия театральной деятельностью в детском саду очень хорошо подойдут для того, чтобы привить детям навык адекватного взаимоотношения с внешней действительностью – умения видеть и чувствовать окружающий мир. Театральные занятия помогут вам объяснить детям: для того, чтобы тебя заметили, совсем необязательно вставать так, чтобы на тебя натыкались. При этом ты будешь мешать выполнению целей и задач других людей: они не смогут войти в двери, выйти из автобуса, если ты стоишь в дверях, не собираясь выходить. Как показывает практика, редкие дети могут понять это самостоятельно. Научите их! И предложите альтернативу обращения на себя внимания: участие в качестве актёра в театральном спектакле.

Я театральный критик!

Театральная деятельность в качестве зрителя может плавно перетечь в деятельность театрального критика. Так для тех, кто не хочет быть актёром или художником тоже предоставляется шанс поучаствовать в театральной деятельности в детском саду. Согласитесь, не часто можно услышать о таких экспериментах, как написание отзывов о спектаклях от дошкольниках. А тем не менее, деятельность эта вполне реальна.

Спрашивайте детей и записывайте их ответы:

— О чём они видели спектакль? С какими героями спектакля они бы хотели подружиться? Какие поступки главного героя им понравились? А не понравились? Почему? А как бы поступили они в аналогичном случае?

— Какими был герои в начале спектакля и какими стали в конце? Кто, кроме артистов, занят в спектакле? (Загляните в программку, выберите, например, художника.)

— Какие костюмы и декорации спектакля запомнились, и почему они именно такие?

— Как влияли костюмы и музыка на восприятие спектакля? Как, по их мнению, правильно ли назван спектакль, или его можно было бы назвать как-то по-другому? Как?

После этого все впечатления можно нарисовать. И опубликовать в специальном детсадовском театральном журнале-альманахе. Или в стенгазете на стенде.

А ещё можно придумать афишу к спектаклю. И сделать своими руками подарок понравившемуся герою и передать его в театр.

Театральная деятельность как способ формирования механизмов саморегуляции самоосознания

У дошкольников ещё присутствует недостаток саморегуляции, несформированность механизмов самосознания. Поэтому-то маленькие дети иногда не могут отличить свои фантазии от реальности, а взрослые думают, что дети просто врут. Это доставляет всем много трудностей. Театральная деятельность в детском саду помогает научить ребёнка различать эти процессы. Участие в театральной деятельности в детском саду даёт ребёнку неограниченные возможности для фантазирования . При этом он чётко видит: это происходит на сцене, а значит, не в реальности.

Театральная деятельность в детском саду поможет развить у детей умение согласовывать свои действия с другими детьми, регулируя своё поведение, свои действия . Пластические игры и упражнения обеспечат развитие естественных психомоторных способностей, умение ориентироваться в пространстве.

Упражнения на развитие речи не только помогают ребёнку развивать речевые способности, но и формируют у него умение общаться с людьми в разных ситуациях, умение пользоваться разнообразными жестами и интонациями, выражающими основные чувства. Театрализованная деятельность в детском саду — важнейшее средство развития эмпатии . Дети учатся распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации.

И, конечно же, эффект от театральной деятельности в детском саду вырастет в несколько раз, если к этой деятельности будут привлечены родители дошкольников. Проведите тематическое родительское собрание, совместный выход в театр. Попросите и родителей написать отзывы о спектакле. Поставьте совместный спектакль! Трудно переоценить те результаты, которые будут получены при правильно организованной подобной театральной деятельности.

Значение театрализованной деятельности Театрализованная деятельность позволяет решать
многие педагогические задачи, касающиеся
выразительности речи ребенка,
интеллектуального и художественноэстетического воспитания.
Театрализованная деятельность – неисчерпаемый
источник развития чувств, переживаний и
эмоциональных открытий, способ приобщения к
духовному богатству.
В результате театрализованной деятельности
ребенок познает мир умом и сердцем, выражая
своё отношение к добру и злу; познаёт радость,
связанную с преодолением трудностей общения,
неуверенности в себе.

Чувства и
эмоции
маленького
артиста
Театрализова
нная
деятельност
ь
Театрпомощник в
воспитании
Развитие речи,
фантазии,
воображения
Мы становимся
смелее
(уверенность,
раскованность)
Мы становимся умнее
(память,
сообразительность,
находчивость,
кругозор)
Мы становимся
добрее

Задачи по развитию речи: 1. Пополнение и активизация словаря (за счёт слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков); 2. З

Задачи по развитию речи:
1. Пополнение и активизация словаря (за
счёт слов, обозначающих названия предметов,
действий, признаков);
2. Закрепление навыка использования прямой
и косвенной речи;
3. Совершенствование монологической и
диалогической форм речи;
4. Воспитание культуры речевого общения,
умения действовать согласованно в
коллективе.

В театрализованной деятельности активно
развивается диалог как форма
социализированной (коммуникативной) речи.
Сценические диалоги идеальные,
«правильные», то есть выверенные
хронологические, логические, эмоционально.
Заученные во время подготовки к спектаклю
литературные образы речи дети используют
впоследствии как готовой речевой материал в
свободном речевом общении.

Театральная игра Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на за

Театральная игра
Задачи: Учить детей ориентироваться в
пространстве, равномерно размещаться по
площадке, строить диалог с партнёром на
заданную тему. Развивать способность
произвольно напрягать и расслаблять
отдельные группы мышц, запоминать слова
героев спектаклей, развивать зрительное
слуховое внимание, память,
наблюдательность, образное мышление,
фантазию, воображение, интерес к
сценическому искусству.
Ритмопластика
Задачи: Развивать умение
произвольно реагировать на
команду или музыкальный
сигнал, готовность
действовать согласовано,
развивать координацию
движения, учить запоминать
заданные позы и образно
передавать их.
Основные направления работы с детьми
Работа над спектаклем
Культура и техника речи
Задачи: Развивать речевое дыхание и
правильною артикуляцию, чёткую
дикцию, разнообразную интонацию
логику речи; учить сочинять небольшие
рассказы и сказки, подбирать простейшие
рифмы; произносить скороговорки и
стихи, пополнять словарный запас.
Задачи: Учить сочинять этюды по
сказкам; развивать навыки действий
с воображаемыми предметами;
развивать умение пользоваться
интонациями, выражающими
разнообразные эмоциональные
состояния (грустно, радостно,
сердито, удивленно, восхищённо,
жалобно и т.д.).

Формы организации театрализованной деятельности Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знан

Формы организации
театрализованной
деятельности
Выбирая материал для инсценировки, нужно
отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и
умений детей, обогащать их жизненный опыт,
побуждать интерес к новым знаниям, расширять
творческий потенциал:
1Непосредственно-организованная образовательная
деятельность:
-театральное занятие;
-театрализованная игра на других занятиях
2. Образовательная деятельность в процессе
режимных моментов:
-театрализованная игра;
-игра-драматизация;
3 Самостоятельная театрально-художественная
деятельность, театрализованные игра в повседневной
жизни.

Предметно-пространственная среда обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, является основой самостоятельного творч

Предметно-пространственная среда
обеспечивает совместную
театрализованную деятельность детей,
является основой самостоятельного
творчества каждого ребенка, своеобразной
формой его самообразования.
Разнообразие театров способствует
повышению интереса детей к
театрализованной деятельности.

В педагогике и психологии активно обсуждается проблема
взаимосвязи личности и творчества.
Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в
сугубо детских видах деятельности в противовес обучению
школьного типа.
Именно игра и должна преимущественно использоваться
педагогами.
Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность
в дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым,
чтобы ведущая деятельность составляла основное
содержание
жизни самих детей.
Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг
которого сосредоточиваются главные интересы и
переживания детей.
Театрализованная деятельность является разновидностью
игры.

Театрализованная деятельность в детском саду
организационно может пронизывать все режимные
моменты: включаться во все занятия, в совместную
деятельность детей и взрослых в свободное время,
осуществляться в самостоятельной деятельности детей.
Театрализованная деятельность может быть органично
включена в работу различных студий и кружков;
продукты театрализованной деятельности
(инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и
др.) могут вноситься в содержание праздников,
развлечений и сладких пятниц.

Из всех видов кукольного театра в детском саду
наибольшей популярностью пользуется:
- театр картинок (на фланелеграфе, картоне,
столе).
- театр игрушек и петрушек (перчаточный)
По способу управления театральные куклы делятся на два
основных вида – верховые и напольные.
К верховым относятся те, которыми кукловод управляет
из-за ширмы.
В свою очередь, они бывают перчаточными и тростевыми.
Напольные куклы «работают» на полу, кукловод
управляет ими на глазах у зрителей.
К напольным относятся марионетки и большие (ростовые)
куклы.

Театральная деятельность представлена в
ДОУ
кукольным театром и театрализованными
играми,
которые делятся на две группы:
режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм в ДОУ относятся:
1. настольные театрализованные игры:
- настольный театр игрушек (театр
шагающий, конусный (или цилиндр, коробка)
- настольный театр картинок (театр игрушектопотушки, баночный театр (на кружках,
прозрачных стаканах), плоскостной театр)
2. стендовые театрализованные игры:
- стенд-книжка,
- теневой театр,
- театр на фланелеграфе.

Театр на руке.

Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев.

Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробо

Театр кукол на столе – способствует владению
техникой управления куклами настольного театра
(куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек.

Театр игрушек

Конусный
театр

Баночный театр

Плоскостной
театр

Плоскостной театр «Заяц-хваста».

Театр
шагающий

Театр теней

Кукольный театр

Театр на фланелеграфе: может быть использован как самостоятельное развлечении как часть образовательной деятельности

игры-драматизации

Видами драматизации являются:
игры-имитации образов животных, людей,
литературных персонажей;
ролевые диалоги на основе текста;
инсценировки произведений (потешек, небольших
сказок, песен, небольших литературных текстов;
постановки спектаклей по одному или нескольким
произведениям (драматический спектакль,
музыкально-драматический спектакль, детская опера,
спектакль на хореографической основе, спектакль
ритмопластики, пантомима, мюзикл).

К играм-драматизации в ДОУ относятся:
Игры-драматизации с пальчиками - атрибуты
ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации,
сам действует за персонажа.
(Например, сказки «Репка», Коза и семеро козлят»,
«Гуси-лебеди».
Показ таких сказок могут показывать двое, трое детей,
которые располагаются за ширмой).
Игры-драматизации с куклами бибабо – в этих играх
на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы,
рук, туловища осуществляются с помощью движений
пальцев, кисти руки.