Пэчворк является одним из типов декоративно-прикладного искусства. Зародилась эта техника несколько веков назад в Англии. Длительное время пэчворк использовался лишь бедными людьми, у которых не было возможности приобрести ткань. В наши дни лоскутное шитьё является новомодным трендом. Изделия, выполненные при помощи этой техники, выглядят стильно, и отлично дополняют жилища, выдержанные в стиле кантри или минимализм.
Техника йо-йо используется для изготовления цветков из лоскутов. Эта техника предусматривает необычное драпирование заготовок. Круглые лоскуты ткани, выполненные при помощи этого метода, могу иметь разную фактуру.
Технология йо-йо очень проста в изготовлении. Для того чтобы сделать деталь в этой технике нужно вырезать из отрезка ткани круги, проложите стежки по кромкам кружочка, и аккуратно стянуть нитки. В итоге у вас должен получиться «объёмный блинчик». Если вы делаете первые шаги в технике пэчворк вам поможет наш материал:
Для изготовления заготовок в этой технике лучше всего использовать:
Лоскутное шитьё техники «уголок» является наиболее популярным. Изготовление подделок при помощи данной техники отличается простотой. Если вы ищите ускоренные техники пошива, то уголок – это то, что вам нужно.
Если вы решили сделать заготовку при помощи данной техники, выбирайте для подделок хлопок. Этот материал хорошо держи форму, и является долговечным. Вместо хлопка можно использовать лоскутки изо льна или ситца. Обзор тканей для пэчворка можно прочитать по ссылке:
Существует несколько способов складывания заготовки в уголки:
Техника синель является одной из самых распространенных. Она предусматривает прошивание строчек от центра лоскутка к краю, вне зависимости от конфигурации заготовки.
Также техника синель предусматривается смачивание полотна в воде. Эта операция позволит получить бахрому. Тереть лоскут следует до тех пор, пока бахрома не станет равномерной по всей площади изделия.
После «стирки» деталь сушат на ровной поверхности. При помощи техники синель можно получить полотно, которое будет иметь пушистую фактуру. Данную схему пэчворка преимущественно применяют для того чтобы сделать скатерть, прихватки или другую кухонную утварь.
Витражная техника пришла к нам из Австрии. Существует несколько вариантов изготовления подделок при помощи этой техники. Если вы решили использовать витраж, выбирайте ткани с неброским рисунком.
Алгоритм изготовления заготовки при помощи этой техники следующий:
Техника лоскутного шитья ляпочиха известна практически каждому человеку. При помощи данной технологии издавна делали коврики для прихожей. В наши дни ляпочиха преимущественно используется для создания сумок.
Самая простая технология ляпочиха предусматривает изготовление тоненьких полосок, которые нужно пришить к заготовке рядами. При этом каждый лоскуток необходимо загнуть таким образом, чтобы полученная вещь казалась пёстрой. Схемы для лоскутного шитья в разных техниках мы собрали в статье:
Если вы твёрдо уверены в своих силах, то можете совместить технику ляпочиха и плетения. Такой метод подойдёт для создания объёмных деталей, и придаст изделию особый шарм.
Акварельная техника является самой сложной. На создание детали при помощи этой схемы могут уйти годы. Однако, изделия, выполненные технике акварель, смотрятся изумительно и неординарно.
При выборе ткани для данного типа пэчворка следует учесть ряд нюансов:
Схема колодец является самой старой. Суть технологии лежит в изготовлении геометрической фигуры квадрата, который состоит из полосок (брёвен) разной длины.
Если вы хотите создать необычную деталь, возьмите хлопчатобумажную ткань разных цветов. В центр квадрата приклейте материал более светлых тонов. Также красиво будет смотреться диагональная разбивка.
Техника пицца подойдёт, если вам надо утилизировать маленькие лоскутки, которые остались после шитья. Для изготовления заготовок при помощи этой техники можно воспользоваться обрезки кроя одежды.
Лоскутное шитьё с помощью этого метода предусматривает изготовление детали из трёх слоев. Первый должен быть однотонным.
Алгоритм изготовления детали в технике пицца следующий:
Пэчворк – увлекательная техника декоративно-прикладного искусства. для данного типа рукоделия. Каждая из них является по-своему уникальной и имеет ряд особенностей. Для того чтобы шить изделия вам не понадобится программа какого-нибудь кружка или мастер-классы. Достаточно запастись терпением и необходимыми материалами.
Рассматривая фото роскошных работ в технике пэчворк, можно увидеть, сколь ювелирную работу проделывает мастер. Да, стоит сразу сказать, лоскутное шитье – рукоделие для терпеливых, нацеленных на результат в перспективе. Сегодня на любом «городе мастеров» лоскутные коврики, одеяльца и другие предметы интерьера раскупаются быстро, а видео, где мастер демонстрирует секреты техники, набирает сотни просмотров.
Лоскутная скатерть – модная вещь, идея которой эксплуатируется не в одной дизайнерской коллекции. Зачем же переплачивать, если из оставшихся лоскутков можно сделать такую вещь самому. Вдохновиться фото, найти нужные схемы (а схемы и вовсе могут не понадобиться, так как идея проста), или найти видео мастер-класс.
Вам понадобятся :
Сначала вы замеряете размеры стола, после чего будет ясно, сколько ткани вам потребуется. Затем вы делаете шаблоны – бумажные квадратики 20 на 20 см. Именно такой размер необязателен, можно и больше, можно и меньше. Но примем все же условные 20 на 20 см. Квадраты раскраиваете из разных лоскутков или отрезов ткани.
Затем действуете так:
После пришивания каймы изделие снова нужно проутюжить. Затем вы берете подкладочную ткань, кладете на нее получившееся полотно из квадратов. Подкладка с полотном соединяется булавочками, лишняя ткань срезается, край окантовочной полосы подгибается на 2 см. Все сшивается и снова проглаживается.
Что же касается количества фрагментов в этой скатерти, конечно, их может быть и очень много, чтобы они буквально не повторялись. Но такой яркий пэчворк может стать изделием, что называется, «по случаю». Это будет слишком пестрая вещь, которая должна всегда гармонировать с интерьером. А интерьер, если он преимущественно не состоит из таких рукодельных вещей, может «не подружиться» с такой скатертью. Но! Если лоскутки будут не яркие, а нежных цветов или в пастельной гамме, это меняет ситуацию.
Ляпочиха – технология лоскутного шитья, с которой наверняка, так или иначе, знаком каждый. По крайней мере, если видел ворсистые бабушкины коврики из пестрых лоскутков. Конечно, такая технология создавалась не от богатой фантазии, и желания удивить, а от бедности. Да еще от мудрой крестьянской позиции: считалось, что поношенную одежду выбрасывать нельзя, в таком случае, благосклонности высших сил семье не видать. И бедность, как покарание, последует за таким пренебрежением к старой одежде.
Вот и использовали женщины буквально каждый лоскуток, да еще как использовали! Не коврики, а картинки выходили из-под их умелых рук, хоть тогда, конечно, никто не называл это все современным словом «пэчворк».
Ворсистые коврики из лоскутного шитья времен наших прабабушек перекочевали в день сегодняшний. Ляпочиха – это не просто дань традициям, а технология, способная создать красивые и уютные интерьерные вещи.
Особенности техники ляпочиха:
Во всех случаях мастер должен понимать – у такого шитья есть важнейшая особенность, и зависит она только от самой рукодельницы. Это умелое сочетание цветов. Оно определяется окончательный вид работы, будет ли изделие художественным. Посмотрите фото работ в этой технике, оцените самые удачные, не ждите быстрого понимания всех основ техники.
Только пробуя себя в технике пэчворк, всегда внимательно изучайте и схемы, и выкройки. Если не знаете, с чего начать и куда двигаться, за основу подойдет программа кружка «Лоскутная техника». Почему программа, да еще кружка? Да потому что там есть база, есть четкая последовательность занятий по принципу усложнения, есть те же схемы и выкройки.
Программа предполагает объяснение основ, дает методические отсылки. То есть вы поймете, какое видео посмотреть, на какие мастер-классы обратить внимание. А еще программа координирует вашу самостоятельную работу.
Лицевая часть синели – это аккуратно пришитые на какую-то основу цветные полосочки. Но это не традиционное шитье. Отличия синели принципиальны. Изначально большие кусочки ткани с помощью специальных приемов превращаются в ровные полосочки, и внешне выглядят как ворс.
Считается, что синель – это просто спасительная техника. Какие только проблемные уголки не починит она. К примеру, протертости на джинсах. Если синель достаточно жесткой пластиковой щеткой разлохматить, получится эффект вельвета в крупный рубчик.
Заготовка синели состоит из трех частей:
Если же говорить о технологии синели, на первый взгляд она очень сложна, но на самом деле просто кропотливая работа. Важно собрать правильно заготовку синели. Для этого на поверхность выложите основной слой лицевой частью вверх, потом, один за другим, наполнители. Завершит заготовку декоративный слой синели, уложенный лицевой частью вверх.
Акварель – популярная техника, которая строится на основе все тех же квадратов. Конечно, не каждый мастер возьмется за акварель, так как эта история, мягко скажем, долгоиграющая. Но результат невероятный – на любом фото видно, что изделие в технике акварель полностью оправдывает свое название.
Чтобы правильно подобрать ткань для акварели, нужно :
Это тончайшая, кропотливая работа. Посмотрите хотя бы пару видео: как мастер подбирает ткани, как комбинирует их. Здесь прогадать с цветом лоскутков и принтом проще, чем где-либо еще. Мастер-классы помогут сориентироваться в хитростях такой техники, как акварельная. Схемы также очень важны, как выкройки в работах с мельчайшими деталями.
Одеяло в технике акварель может делаться год и больше, но работа стоит того.
И еще некоторые понятия, которые неизменно связаны с пэчворком, могут часто встречаться начинающей рукодельнице. Опять же, программа кружковой работы поможет понять, с чего начать, разобраться в основных терминах лоскутного шитья, направить на определенных мастер-классы.
Важнейшие понятия лоскутного шитья:
Стоит упомянуть и уголки. Это объемная техника. Уголки словно бы оживляют изделие. Обычно уголки используются в изготовлении панно, прихваток, коврики. Уголки могут и окантовывать одеяла. Лоскутки не сшиваются, уголки позволяют окантовывать их на основу. А еще уголки могут вкладываться друг в дружку.
Лоскутное шитье – это целый мир, имеющий и свои классы сложности, и схемы, и целый ряд авторских работ, которые можно подсмотреть на видео. Есть ускоренные курсы (в том числе, и видео), позволяющие быстрее познакомиться с пэчворком. Какой бы путь вы не выбрали, не ждите, что и результаты будут ускоренные. Это работа для усидчивых, нацеленных на перспективу.
Подушка в технике ляпочиха, из трикотажных лоскутков
Ляпочиха – одна из лоскутных техник рукоделия .Есть варианты написания «Ляпочиха» и «Ляпачиха» (через «а»), оба считаются правильными. Иногда встречаются и другие названия этой техники: «ляпоток», «ляпачок», «ляп», «лапша». Так или иначе, во всех названиях встречается корень «ляпа» или «лапа», который обозначает лоскуток ткани. В народе лоскутки называли ляпок, ляпа, тряпка, ляпочок, и все слова созвучны.
Трудно найти точное свидетельство, когда точно появилась эта техника. Но, скорее всего, расцвет стал возможным только с изобретением и распространением швейных машинок . Поскольку вручную выполнять подобные изделия слишком трудоемко, и вручную лучше выполнять другие лоскутные техники, например, такие как пэчворк (хотя в современном прочтении он делается тоже на швейной машине), гобелен или плетение из полосок ткани.
Прикроватный коврик в технике ляпочиха, лоскутки пришиты с постепенной сменой цвета
Сейчас многие вспоминают, что коврики и покрывала в такой технике шили их бабушки или прабабушки. Более ранних свидетельств мало. Поэтому можно говорить о распространении и популярности техники, начиная с первых десятилетий 20 века . Хотя была придумана, скорее всего, намного раньше.
Коврики в технике ляпочиха можно встретить в большом количестве у народов русского Севера, встречаются подобные вещи и на всей территории России.
В современном видении, ляпочиха – отличный способ избавиться от лишнего хлама в доме, переработав таким образом ненужные или старые вещи. А изделия получаются натуральные, экологически чистые.
большое покрывало в технике ляпочиха, лоскутки пришиты с хаотичной сменой цвета (фото с блога Komnatadljashitja.blogspot.com)
Лоскутная техника заключается в том, чтобы пристрачивать лоскутки только в одном месте (по центру или зацепив с краю), так, чтобы лоскуток был отлетным, а много лоскутков образовывают как бы «ворс».
Как правило, одним швом пристрачивается сразу несколько лоскутков. Их прихватывают по центру или с одного края. Если пристрачивают по центру, то иногда в месте шва скручивают «восьмеркой» для дополнительного объема.
Строчки делают по прямой, а можно делать и более замысловатый узор, например, по спирали или зигзагом. Шаг строчек – 1-1,5 сантиметра. Чем ближе строчки друг к другу, тем гуще «лоскутный ворс» (если лоскутки пристрочены очень близко – это позволяет им не падать, стоять почти вертикально).
этапы создания подушки с однотонными лоскутками
Рукодельницы, обладающие большим опытом, могут осилить ляпочиху, которая будет представлять собой узор, орнамент или даже отдельный сюжет.
Есть мастерицы, которые создают в технике ляпочиха картины . Сюжет: пейзаж или натюрморт. Для картин лоскутки берутся намного мельче, чем для обычных декоративных вещей. Часто для картин в технике ляпочиха используют микс из лоскутков и кусочков пряжи или шерсти для валяния , а также лент . Все зависит от фантазии.
Ляпочиха — занимает особое место в ремизном ткачестве на стане, в лоскутной технике и вязании. Великое множество приемов, усложняющих, и тем самым обогащающих поверхность полотна, делает это направление особенно привлекательным.
Интересно, что слово «ляпок» считается простонародным, также как и глагол ляпать, в то время как в немецком языке вполне литературным является слово der Lappen — тряпка, лоскут. Установить взаимосвязь таких близко звучащих слов, первородство того или другого — задача лингвистов. Нас же интересуют сами изделия под названием «ляпачиха».
Характерной особенностью «ляпачихи» является так называемая «ворсистость» поверхности. Это чисто внешний признак. Достигнуть этого эффекта возможно двумя путями.
Один путь, когда «ляпочок» (лоскуток) пришивается на поверхность готовой ткани. Для нее годятся любые ткани. Берем основу – ткань, на которую будем нашивать наши полоски. Если делаем коврик, то края обрабатываем, если же потом будем использовать в другом изделии, например, как лоскутную раму, то оставляем края открытыми. Основа должна быть достаточно плотной. Нарезаем ткани на полоски примерно 1х12 см, можно шире или короче, как вам хочется. Чем короче заготовленные полоски, тем пушистее получится конечный результат. Отступив от края основы 2-3 см настрачиваем наши полоски по середине в одну линию вдоль края.
Затем загибаем пришитые полоски к краю и, отступив от строчки 3-4 см (в зависимости от того, какой длины ваши полоски), пришиваем следующий ряд. Потом снова: отогнули, настрочили следующий, отогнули и т.д. Шов всегда ведем по середине полосок.
Видели, наверное, такие пушистые коврики в деревнях?
А сейчас в ляпачихе делают такие вещи!
Второй — Вязаная ляпачиха Если соединить широко известную технику вязания крючком половичков из полосок ткани и главное достоинство ляпачихи - выход лоскутков из плоскости, можно получить яркое декоративное изделие. Делается это так. Вместо прямой полоски ткани, вырезаемой для вязания, нужно приготовить полоску усложненной формы.
Для этого вырезать из ткани полосу шириной 3-10 см (более узкие для плотной ткани, более широкие - для тонкой) (рис. 1). Разрезать ее вдоль по ломаной линии до точки А, (рис. 2). После разрезания получится полоса рельефной формы в два раза длиннее заготовки (рис.3), из которой крючком вяжется ляпачиха.
Объемность а вязаной ляпачихе получается за счет выступающих участков ткани в подготовленной для работе полосе.
Третий
путь: «ляпочок» вводится в структуру ткани в процессе ее возникновения — ткачества. Разные лоскуты, выбранные по замыслу автора-ткача определенного размера и цвета, вставляются в некоторое число нитей основы на уточную нить и затем вместе с уточной нитью переплетаются с нитями основы, замыкаясь в своем зеве. Наиболее интересным и органичным на наш взгляд является последний вид «ляпачихи».
Все три приема привлекательны тем, что они изменяют поверхность ткани: она становится подвижной, более выразительной и эмоционально заряженной. Варьируя лоскутки разного цвета, возможно живописать поверхность, придавая изделию цветовое разнообразие, или строгую графичность. Это не просто придание «ворсистости» тканине подобно ворсовым коврам. Введение лоскута не только меняет фактуру ткани. Поверхность оживает, приобретает дыхание и внутреннее движение.
Техника «ляпачиха» широко использовалась для создания предметов домашнего обихода: покрывал, половиков, накидок, кукол, головных уборов и свадебных одеял.
Но не только из-за внешних достоинств в технике «ляпачиха» ткались свадебные одеяла. Магия введенных ярких лоскутов придавала им свойства оберегов. Они являлись предвестниками продолжения жизни, плодородия, благополучия. Мифологема яркого, цветного, в основном красного лоскута очень живуча в традиционной культуре. Тряпичные атрибуты присутствовали во многих ритуалах (родильный обряд, свадебный, похоронный, рекрутский, обряд перехода в новый дом, календарные обряды и др.). Красный лоскуток как символ, знак в культуре подробно рассматривается в работе Веселовой «Красные девицы и кумач; цветные атрибуты праздника». Семантика ярких, в основном красных лоскутов атрибутировалась по исследованиям Тернера, как девичья кровь, продуцирующая сила.
Текстиль в силу своего физического строения способен запечатлевать в своей структуре высокие эмоционально-физиологические проявления человека. Видимо поэтому лоскуткам, особенно побывавшим в употреблении, приписывались магические свойства.
Достаточно интересен сегодняшний день бытования техники «ляпачихи» в городском пространстве. В этой технике создаются и другие предметы обихода, например, абажур.
Каково наше отношение к такой привлекательной во всех отношениях технике? Все-таки для нас большое значение имеет чувственное, эстетическое восприятие изделия.
Мастер-классы "ЛЯПОЧИХА".