Существует ли на самом деле философский камень. Алхимия. Философский Камень и принципы алхимии. Философский камень, как источник бессмертия

30.06.2020

Философский Камень и принципы алхимии
Какова же была теоретическая база алхимических опытов? В основе всей алхимической системы лежали две теории: теория строения металлов и теория порождения металлов. Металлы, по мнению алхимиков, состояли из различных веществ, и в каждом из них обязательно содержались сера и ртуть. Сочетаясь в различных пропорциях, эти вещества образовывали золото, серебро, медь и т.д. Предполагалось, что в золоте доля ртути велика, а доля серы – мала; в меди же, например, оба эти ингредиента содержались примерно в равных количествах. Олово представляло собой несовершенную смесь из малого количества "загрязненной" ртути и значительной доли серы, и так далее.
Все эти умозаключения изложил в VIII веке арабский алхимик Гебер. Он же заявил, что, согласно древним адептам, путем известных операций можно изменять состав металлов и тем самым преображать один металл в другой. Эта теория порождения металлов формулировалась в средневековых алхимических трактатах довольно четко. Процесс, происходящий в алхимическом сосуде, уподоблялся процессу порождения животных и растений. Так, чтобы произвести на свет тот или иной металл, необходимо было приобрести его семя.

Такого понятия, как неорганическое вещество, для адепта алхимии не существовало: с его точки зрения, каждое вещество было живым. Жизнь веществ находилась под тайным влиянием звезд – безмолвных мастеров, неторопливо ведущих металлы к совершенству. Несовершенное вещество мало-помалу преображается и в конце концов становится золотом. Отдельные герметисты, которым удалось постичь символ змеи, кусающей свой хвост, утверждали, что природа работает безостановочно и что идеальная субстанция претерпевает новые трансформации, возвращаясь к состоянию неблагородного металла. Цикл изменений вечно повторяется.

Однако все это были лишь гипотезы, и для подтверждения их необходимо было провести успешную трансмутацию. Начиная с XII века алхимики стали утверждать, что для трансмутации необходим некий агент-реактив. Этот агент называли по-разному: философским камнем, философской пудрой, великим эликсиром, квинтэссенцией и т.д. Соприкасаясь с жидкими металлами, философский камень должен был превращать их в золото. Описания этой чудотворной субстанции у разных авторов различны. Парацельс характеризует ее как твердую и темно-красную; Беригард Пизанский говорит, что она окрашена в маковый цвет; Раймунд Луллий уподобляет ее окраску цвету карбункула; Гельвеций уверяет, что держал ее в руках и что она была ярко-желтого цвета. Все эти противоречия примиряет арабский алхимик Халид (вернее, автор, писавший под таким псевдонимом): "Этот камень объединяет в себе все цвета. Он белый, красный, желтый, небесно-голубой и зеленый". Так было достигнуто соглашение между всеми философами.


В разные временные периоды одни серьезно занимались изучением алхимии, а другие называли ее лженаукой. Но один французский торговец книгами сумел доказать, как считают некоторые мистики, истинность алхимии. Он якобы превратил ртуть в серебро и золото, а полученные богатства потратил на благотворительность.


Алхимия - это средневековая дисциплина с корнями, которые уходят в миры философии, физики и религии. Физический аспект алхимии сосредоточен на преобразовании элементов, а именно превращении одних материалов в другие, как правило, в золото. Для того чтобы совершить подобное, алхимику необходимо познать много нового, а самое главное - получить философский камень. Согласно описаниям в александрийских и арабских текстах, он дает не только возможность создавать драгоценный металл, но и обретать исключительную силу, здоровье и бессмертие.



Алхимики прошлого по-разному описывали внешний вид философского камня. Он мог быть твердым или в виде порошка, его цвет также варьировался: красный, синий, белый, желтый, черный, либо даже бесцветный. Алхимик, физик и оккультист Парацельс ввел «единое» описание философского камня как твердого блестящего, темно-красного предмета, наподобие рубина.



Среди немногих заявлений об открытии философского камня одно стоит рассмотреть подробнее. Речь идет о парижском торговце книгами Николя Фламеле (Nicolas Flamel) . Он переехал в Париж в 1340 году и открыл книжную лавку. Фламель интересовался оккультизмом, и на его полках стояло много книг по алхимии.


Однажды к нему в магазин зашел незнакомец, который принес старинную книгу по алхимии. Фламель писал, что «она была сделана из великолепной свиной кожи; ее крышка была латунной, и внутри начертаны странные символы». Автором манускрипта был указан «Авраам Еврей – князь, священник, философ, Левит, астролог и философ».

Более двадцати лет Фламель пытался раскрыть код, которым была записана книга. Отчаявшись, он скопировал несколько листов и отправился в Испанию, где проник в еврейскую общину. Он нашел пожилого ученого, который признал текст древнехалдейским и попросил увидеть всю книгу. Ученый умер по пути во Францию, но успел перевести страницы, которые были у Фламеля.



В 1382 году Фламель и его жена Парренелль смогли перевести оставшийся текст и даже совершили трансмутацию: с помощью философского камня они превратили полфунта ртути сначала в серебро, а затем в золото. Процесс оказался довольно прост.

Но, вместо того чтобы накапливать богатство, Фламель начал жертвовать средства на благотворительность. Он финансировал строительство нескольких школ, семи церквей, четырнадцати больниц. Фламель продолжил изучение алхимии и написал несколько книг на эту тему. Тем не менее, Николя Фламель считал, что нельзя открывать секрет философского камня и давать людям свободный доступ к золоту. Филантроп и ученый мирно умер в возрасте 80 лет в 1418 году и был похоронен в церкви Сен-Жак-де-ла-Бушери (Saint-Jacques-de-la-Boucherie).



О человеке, получившим философский камень, известно довольно много из его же книг. Дом, в котором он жил, стоит до сих пор. Постройка 1407 года сейчас считается старейшим зданием Парижа. После смерти Николя Фламеля оно было сильно повреждено вандалами, искавшими якобы спрятанные секреты.



Также сохранилась могильная плита Фламеля, рисунок которой создан им самим. На ней изображены Иисус Христос, Святые Петр и Павел, алхимические символы, надпись с подробным описанием благотворительной деятельности алхимика.

Существует также версия, что философский камень наделил Николя Фламеля не одним только богатством, но и бессмертием. Говорят, что он побывал в Индии, и что его неоднократно видели в Париже в XVII, XVIII, XIX веках. А про несметное богатство этого знаменитого француза говорили едва ли не больше, чем про его мистическое появление в Парижской опере вместе с женой и сыном через 300 лет после смерти в 1417г. Но на этот счет документальных свидетельств не сохранилось.

Все желающие могут также больше узнать об .

Первым человеком, рассказавшим о невероятных свойствах философского камня, был египетский алхимик Гермес Трисмегист. Рецепт изготовления он записал в своих книгах, но большинство из них сгорели на пожаре, а местонахождение оставшихся неизвестно. До нас дошли лишь переводы. В начале первого тысячелетия алхимия была под запретом смертной казни. И только в 700-х года н.э. возобновила свое учение. Великим деятелем алхимии того времени был Абу Мусса Джабир ибн Хайян. Он положил в основу металлов философские ртуть и серу, никак не связанные с обычными ртутью и серой.

Обычная ртуть и сера лишь свидетельствуют о существовании философских ртути и серы как духовных принципов. Металл ртуть – принцип металличность (философская ртуть), содержащий принцип горючести (философская сера). Сухие вещества Земли дают философскую сера, а мокрые – философскую ртуть. Тогда считалось, что действие огня упрощает свойства всех металлов. И поэтому при соединении в различных пропорциях двух принципов с помощью высокой температуры образуются 7 металлов: золото, серебро, свинец, медь, олово и железо. Причем, золото получается только при соединении в идеальной последовательности чистой философской серы и чистой философской ртути. То есть алхимики считают, что в золоте сера здоровая – красная, в серебре – белая, в меди – испорченная красная, в свинце – испорченная черная. То есть свинец – это испорченное золото и его можно вылечить. Земля тоже может образовывать золото, но только очень медленно. Можно ускорить процесс с помощью определенного эликсира. И раз плотность ртути больше плотности золота, то считалось, что этот эликсир должен быть очень плотным. Позднее его стали называть философским камнем. Помимо превращения металлов в золото философский камень бает обладателю бессмертие, вечную молодость и абсолютное знание. Деятельность алхимиков покрыта мистикой и тайной. Считалось, что получить философский камень может только избранный, поэтому учебников по этой науке не было, знания передавались от учителя к ученику. Ходило много разговоров, что кому то из алхимиков удалось получить философский камень, но рецепт его так по сей день и неизвестен, а поэтому поиски продолжаются.

Заслуги алхимиков

Благодаря деятельности алхимиков были проведены хорошие эксперименты и именно алхимиками получены полезные вещества: порох, лекарство, многие соли и кислоты, селитра. Также были описаны свойства этих веществ. К тому же очень важной их заслугой является открытие процесса выплавки металла из руды, а также фильтрование, кристаллизация и перекристаллизация. Были созданы аппараты для дистилляции жидкости и сублимации твердых веществ. Алхимиками изобретены приборы и посуда для проведения химических опытов. Уже в 10 веке н.э. алхимик Авиценн умел получать хлороводородную, серную и азотную кислоты, а так же гидроксиды калия и натрия.

Алхимиками было придумано несколько способов добычи золота из бедной породы: отделяли от песка, ртути и прочих примесей.

Алхимики-шарлатаны

Большое количество шарлатанов было при дворах коронованных особ. Одним из таких был Иоганн фон Рихтгаузен, который был при дворе короля Германии Фердинанда III. Он превратил в присутствии короля ртуть в золото. Но потом выяснилось, что он заранее растворил золото в ртути, а затем лишь испарил ртуть при помощи нагревания.

Еще один алхимик-шарлатан был при дворе Леопольда I. Он якобы превращал в золото цинк. Из этого золота даже чеканили монеты, но ни одной монеты так и не дошло до нашего времени.

Но самым известным придворным алхимиком, творившим невероятные вещи, считается Зайлер. Он на глазах Леопольда I и его придворных провел превращение ртути в золота в своей лаборатории. Опыт проходил так: Зайлер облепил воском щепотку красного порошка, которого он назвал философским камнем. Бросил эту щепотку и кипящую ртуть, затем перемешал толстой деревянной палкой. Затем повалил дым, всем пришлось отвернуться. Зайлер еще сильнее раздул огонь, бросил в ртуть угли, которые тут же сгорели. Затем остатки ртути перелил в плоскую чашку и все увидели, что металл стал желтым. Ювелир подтвердил, что это золото, причем очень чистое. Зайлера тут же возвели в рыцари. Но рецепт этого фокуса все таки был раскрыт. Палка, которой он перемешивал состав была полая и в нее был засыпан порошок золота, а отверстие залеплено воском. Угли тоже были полыми и золотым порошком внутри. Порошок быстро расплавился в ртути, затем ртуть испаряется под действием температуры и в чаше осталось чистое золото. А философским камнем был всего лишь оксид ртути.

В 20 веке было доказано, что ртуть всегда содержит небольшую примесь золота. Поэтому алхимики 20 века возобновили свои эксперименты, но уже с помощью электричества, пытаясь отделить золото от ртути. Получилось произвести золото в ядерных реакторах из изотопа ртути в результате захвата ядром электрона из электронной оболочки атома ртути, но количество золота было ничтожно мало

Эликсир долголетия

Все тот же Джабир ибн Хайян был самым ярым алхимиком, искавшим возможность жить вечно. Его рецепт был прост: «Надо только, - писал он, - найти жабу, прожившую десять тысяч лет, затем поймать летучую мышь тысячелетнего возраста, высушить их, истолочь и растереть в порошок, растворить его в воде и принимать каждый день по столовой ложке». Это была, конечно, ирония. Так он подчеркивал нереальность своего рецепта. Но в отличие от самого Хайяна, его учения и идеи стали бессмертными.

Сама легенда о бессмертии берет свое начало в Шумерском царстве около 2000 лет до н.э. По легенде сын богини Нинсун Гильгамеш захотел стать бессмертным и узнал, что для этого нужно съесть траву жизни, которая находится на морском дне. Он добыл траву, но по дороге домой захотел искупаться. Траву оставил на берегу. Змея нашла траву, пока он плавал, и съела ее, став бессмертной, а Гильгамеш умер.

Яков Брюс

Алхимики средневековья пытались найти эликсир долголетия, чтобы жить тысячу лет. Так врач Людовика 13 алхимик Давид Кампи рекомендовал пить раствор золота в воде, аргументируя это тем, что золото – это семя земли. А врач и алхимик Парацельс уже утверждал, что элексир долголетия удлиняет жизнь уже на 600 лет.

В России эликсир долголетия получал Яков Брюс, один из самых умнейших людей России времен Петра I. Его лаборатория находилась в Сухаревской башне в Москве. Люди обходили эту башню стороной, считая его колдуном и чернокнижником. Говорят, что Брюсу все таки удалось получить живую и мертвую воду. Он завещал слугам оживить себя после смерти. Но удалось ему оживить себя или нет – неизвестно. Хотя его после смерти похоронили, но могила была разграблена и тела не нашли.

В истории существует также много невероятных историй, когда найденные эликсиры бессмертия убивали людей, которые отважились их принять. Яркий тому пример произошел в России в средние века. Один монах-алхимик Василий Валентин решил добавлять в пищу себе и монахам в своем приходе оксид сурьмы. Многие умерли в страшных муках. С тех пор второе название сурьмы антимониум, то есть в переводе противомонашеский.

Универсальный растворитель

Также вместе с эликсиром бессмертия и философским камнем алхимики искали универсальный растворитель, с помощью которого можно было бы выделить из других веществ сам философский камень, ведь этим растворителем нельзя растворить только его. И этим растворителем осадить драгоценные металлы. Его найти как раз почти удалось. В 1270 году алхимик Бонавентура соединил сильно концентрированные соляную и азотную кислоты, затем полил порошок золота – золото исчезло. Обрадованный Бонавентура назвал этот раствор царской водкой за умение растворить царя металлов. Тут же приступил к выделению философского камня. Потратил на это 10 лет, но так и не достиг результатов. Царская водка не действует на стекло, керамику, песок, олово и многие другие вещества, а значит не универсальна. Бонавентура бросил это дело и занялся изготовлением лекарств. Но практически универсальный растворитель оказался полезной находкой.

Имя этого французского алхимика-эзотерика , посвятившего себя поискам тайны бессмертия и способа добычи золота из неблагородных металлов, окутано густой пеленой легенд и мистической тайны. И неудивительно, что многие историки сомневаются даже в самом факте его существовании.

Другие исследователи доказывают, что такой человек действительно существовал, создал философский камень и остался жить вечно — могила Фламеля, на которой были начертаны странные письмена, оказалась пустой. А про несметное богатство этого знаменитого француза говорили едва ли не больше, чем про его мистическое появление в Парижской опере вместе с женой и сыном через 300 лет после смерти в 1417г.

Тысячи лет философский камень тревожил умы ученых — уж больно заманчива была перспектива решить все жизненные проблемы одним махом. До Фламеля в течение нескольких веков многие бились над решением этой задачи, но получали в награду лишь разочарования и отчаяние.

И вот в XIV ст. Николя (или Николас на латинский манер) Фламель заявил, что достиг цели. Он не только не разорился на опытах по превращению в золото неблагородных металлов, а даже напротив — его скромное состояние почти мгновенно умножилось и превратилось в настоящее богатство.

Парижский переписчик книг (по другим данным — нотариус, коллекционер книг) Никола Фламель родился, возможно, в 1330 г., а умер в 1417 или 1418 г. Довольно долгое время он трудился целыми днями, но все равно едва сводил концы с концами.

Среди книг, проходивших через его руки, наверное, попадалось и множество алхимических трактатов, но ни один из них не привлек внимания Фламеля. Однажды какой-то полунищий старик прямо на улице продал ему трактат с позолотой без переплета.

Редкая, очень старинная и объемная книга была сделана не из бумаги или пергамента, а из восхитительных пластинок коры, снятой с молодых деревьев. Чутье коллекционера подсказало Николасу, что она стоит той солидной суммы, какую за нее запросил нищий — два флорина.

Много лет Фламель пытался найти ключ к тексту, в котором в зашифрованной форме объяснялось, как превращать неблагородные металлы в золото, но знаки и символы оставались ему непонятными. Алхимик стал советоваться со знающими людьми по всей Европе, предусмотрительно показывая им не манускрипт, а лишь некоторые фразы и знаки, выписанные из книги.

Эти упорные, но безуспешные поиски продолжались 20 лет, пока Никола не отправился в Испанию, в Сантьяго-де-Компостела, но и там не нашел ответа. Однако на обратном пути в Леоне он встретил некоего мастера Канчеса, знатока древнеиудейской символики и мистики, адепта той же магии, которой владели библейские волхвы. Едва услышав о книге, ученый раввин оставил дом и все свои дела и вместе с французом отправился в дальний путь.

«Наше путешествие, — писал позднее сам Фламель, — было благополучным и счастливым. Он открыл мне зашифрованное описание Великого Делания, истинное значение большей части символов и знаков, в которых даже точки и черточки имели величайший тайный смысл...»

Однако, не доезжая до Парижа, в Орлеане Канчес заболел и вскоре умер, так и не увидев великого трактата, ради которого он отправился во Францию.

И все же парижскому алхимику с помощью этой книги и благодаря советам еврейского доктора удалось, по его собственному признанию, открыть секрет философского камня — тайну превращения обычных металлов в золото и секрет бессмертия.

В своих записках Фламель рассказал, что 17 января 1382 г. он получил чудодейственную жидкость, превращающую ртуть в серебро, и что он «близок к решению великой задачи — получению золота...» Еще три месяца спустя алхимик раскрыл тайну трансмутации золота.

Николас так описывает памятное событие: «Случилось это в понедельник, 17 января, около полудня, в моем доме, в присутствии одной лишь моей супруги Пернелл, в год возрождения человечества 1382-й. Затем, неукоснительно следуя словам книги, я произвел проекцию этого красного камня на такое же количество ртути...»

Символично, что Николас по-гречески значит «победитель камня», а фамилия Фламель происходит от латинского Flamma, то есть «пламя», «огонь».

Итак, Фламель сказочно разбогател, что документально подтверждено многими французскими историками, обзавелся колоссальной собственностью, а потом просто исчез вместе со своей женой. Молва о Никола Фламеле, как о самом удачливом алхимике Парижа, разнеслась далеко за пределы Франции.

Произошло это еще и благодаря его четырем весьма интересным и необычным книгам, одна из которых называлась «Иероглифические фигуры». В ее первой части Фламель описывал свою жизнь и нахождение алхимической «Книги еврея Авраама», изучая которую, он с женой постиг тайну философского камня — Великого Делания.

Во второй части автор привел интерпретацию своих же барельефов или гравюр (он называл их иероглифами), выполненных на арке кладбища Невинных в Париже в начале XV ст. (т.е. за 200 лет до издания трактата) в алхимическом и теологическом аспектах.

Текст «Книги еврея Авраама» знаменитый парижанин отказался приводить «...потому, что Бог наказал бы меня, если бы я совершил великое зло, сделав так, чтобы весь род людской имел одну голову, которую можно было бы снести одним ударом». Впервые «Иероглифические фигуры» были опубликованы в 1612 г.

Между тем историки утверждают, что из четырех известных текстов, приписываемых Фламелю, два — роман «Иероглифические фигуры» и «Завещание» — были написаны явно не им, а кем-то другим. Подлинность его авторства «Книги Прачки» и «Краткого изложения философии» тоже ставится под сомнение.

Кроме того, алхимическая интерпретация теологических фигур, размещенных на четвертой арке кладбища Невинных, построена на анализе работ таких алхимиков как Гермес, Халид, Пифагор, Разес, Орфей, Мориен и др., а не на мифической «Книге еврея Авраама».

Как бы там ни было, но после внезапной смерти супруги Фламель ударился в благотворительность и много денег тратил на строительство храмов, больниц и приютов для бедняков в Париже и других городах Франции. В каждой из церквей он распорядился «отобразить знаки из «Книги еврея Авраама»».

В 1417 г., когда Никола Фламель умер, прошел слух, что он обманул смерть с помощью философского камня, инсценировал свою смерть и похороны, а сам подался в Центральную Азию, возможно в Тибет, в таинственную страну Шамбалу.

Надгробный камень с могилы Фламеля

Надгробие французского алхимика и его жены Пернелл существовало в парижской церкви Невинных еще в XVI ст. Когда могилу алхимика вскрыли, то она оказалась пустой. Ведь нельзя забывать, что поговаривали: вместе с секретом получения золота из обычных металлов Никола и его жена открыли и эликсир молодости, научившись удлинять жизнь.

По словам исследователей, существует множество свидетельств о том, что парижский алхимик не умер. Например, в XVIII ст. аббат Вилен писал, что Фламель посетил французского посла в Турции Дезалью — почти через четыре столетия после своей якобы смерти!

В 1700 г. французский врач Поль Лука (Люка?), путешествовавший по Востоку, встретил в турецком монастыре в Бруссе дервиша, которому на вид было 30 лет, а на самом деле — более ста. Этот пилигрим поведал французу, что он пришел из отдаленной обители мудрецов и остается молодым благодаря философскому камню, который дал ему Никола Фламель, встретившийся ему в Восточной Индии.

Дервиш утверждал, что французский алхимик еще жив — ни он, ни его жена еще не встретили свою смерть. О Фламеле упоминает и граф Сен-Жермен, с уверенностью утверждая, что тот не умер в XV ст., т.к. сам граф встречался с ним в XVIII веке.

Некоторые исследователи полагают, что этого индийского дервиша, графа Сен-Жермена и Жана Жюльена Фулканелли никогда не существовало, а был один человек — Никола Фламель, человек, нашедший путь к вечной жизни.

И, возможно, Фламель — это всего лишь один из псевдонимов таинственной личности, живущей на свете уже бесчисленное количество лет. Открыв тайны алхимии, француз обрел бессмертие и продолжает практиковать алхимические опыты и в наши дни.

Имя Фламеля упоминает Виктор Гюго в «Соборе Парижской Богоматери» и Джоанна Роулинг в книге «Гарри Поттер и философский камень».

Интересна судьба «Книги еврея Авраама». После смерти парижского алхимика наследники ее не нашли. Но два века спустя Пьер Борелли, составляя свой «Каталог тайных философских книг», обнаружил, что кардинал Ришелье после кончины Фламеля немедля приказал учинить обыск не только в его доме, но и в церквах, им построенных. Поиски, скорее всего, увенчались успехом, т.к. позднее кардинала видели за изучением «Книги еврея Авраама» с пометками Фламеля на полях.

И тут историки подчеркивают странные совпадения: те, кто занимался алхимией, через некоторое время становились баснословно богатыми. Например, Джордж Рипли, английский алхимик XV ст., пожертвовал ордену св. Иоанна Иерусалимского на о. Родос 100 тыс. фунтов стерлингов. По сегодняшнему курсу это около одного миллиарда долларов США.

Император Рудольф II (1552—1612) тоже страстно желал заполучить философский камень, для чего создал в Праге целое поселение алхимиков (ныне — «Злата уличка»). Папа Иоанн XXII тайно решил познакомиться с содержимым конфискованных вредных книг. И спустя некоторое время в своей секретной лаборатории гонитель алхимиков сам начал заниматься трансмутацией металлов.

Позже он получил 200 слитков золота по 100 кг каждый. В 1648 г. император «Священной Римской империи германской нации», австрийский эрцгерцог Фердинанд III при помощи порошка, полученного от алхимика Рихтгаузена, как утверждали, собственноручно получил из ртути золото. «Золотая лихорадка» заразила даже знаменитого датского астронома Тихо Браге: рядом со своей обсерваторией он воздвиг алхимическую лабораторию.

В начале XVII ст. знаменитый шотландский адепт (т.е. посвященный в тайны какого-либо учения) Александр Сетон узнал секрет трансмутации золота от некоего голландца Джеймса Хауссена, которого приютил у себя в доме после кораблекрушения.

Шотландец в присутствии профессора Фрейбургского университета Вольфганга Динхайма и профессора медицины из Базельского университета, автора «Истории немецкой медицины» Цвингера расплавил в тигле свинец и серу, затем бросил туда немного какого-то желтого порошка. После этого он 15 минут перемешивал смесь железными прутьями, затем погасил огонь, и в сосуде оказалось чистое золото.

В 1602 г. Александра схватили по приказу курфюрста Саксонии Христиана II и пытали, но шотландец так и не открыл своей тайны. В конце концов ему удалось бежать с помощью другого адепта, польского дворянина Сендивогия. Оказавшись на свободе, Сетон вскоре умер, а перед смертью передал остатки философского камня своему освободителю.

Совершив множество трансмутаций, польский алхимик прославился не меньше, чем его покойный учитель.

За ним послал император Рудольф II. В Праге Сендивогия приняли весьма любезно и с большими почестями, и адепт счел за благо вручить императору некую толику философского камня.

С помощью нескольких крупиц этого желтого порошка Рудольф II успешно добыл золото из неблагородного металла, а поляк получил титул советника Его Величества и медаль с портретом императора.

В 1604 г. польского алхимика пригласил к себе в штудгартский замок Фридрих, герцог Вюртембергский. Там Сендивогий совершил несколько эффектных трансмутаций, что весьма обеспокоило придворного алхимика, графа Мюлленфельса, который приказал слугам ограбить поляка. Те под покровом ночи отняли у него все ценности и философский камень.

Супруга пострадавшего подала жалобу императору, и Рудольф II послал в Штутгарт курьера с требованием доставить графа Мюлленфельса к императорскому двору. Сообразив, что дело может зайти чересчур далеко, герцог велел графа повесить. Однако философский камень был утерян безвозвратно, а Сендивогий прожил остаток жизни в нищете.

В 1705 г. алхимик Пейкюль в присутствии ученого-химика Гирна и многих свидетелей также якобы совершил несколько превращений неблагородных металлов в золото. В память о Великом Делании из полученного золота была выбита медаль.

В 1901 г. английский физик Резерфорд со своим коллегой Фредериком Содди открыл трансмутацию элементов (превращение тория в радий), при этом Содди,увлекавшийся историей алхимии, чуть не лишился чувств. Ходили слухи, что Резерфорд просил друга не упоминать алхимию в описании этого опыта, иначе бы ученые точно подняли их на смех.

Исследователь-китаист Джон Блофельд в книге «Тайны мистерии и магии даосизма» пишет, что первая книга по алхимии появилась около 2600 г. до н.э., т. е. почти пять тысяч лет назад.

Если тогда был известен рецепт эликсира вечной молодости, то можно представить, какими могуществом и познаниями могли обладать представители древнейшей цивилизации, нашедшие путь к вечному бытию и дожившие до наших дней. Не исключено, что и сейчас где-то живет человек, которому несколько десятков веков.