Лидия Скворцова
Для развития ребенка тактильные ощущения имеют огромное значение. Пальчики ребенка – важный орган, который несет ответственность за развитие его мыслительной деятельности.
Ребенок прикоснулся к неровной или гладкой поверхности? Что он почувствовал? В этот момент он мысленно сравнивает различные поверхности. И мы уже много раз ему говорили о горячей и холодной воде. Это лишь звук для ребенка. Пока он не попробовал, он не понял. Чем тоньше тактильные ощущения малыша , тем точнее он может сравнивать, объединять или различать окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно мыслить.
Вот какую тактильную доску я сделала для своих детей .
Разделила доску на прямоугольники , покрасила.
заполнила различными материалами : ракушки, мех, карандаши, войлок,
потолочная плитка, панель ПВХ, старые фишки от лото, линолеум
всего 12 ячеек.
Детям предлагала определить на ощупь с закрытыми глазами, что у них под ладошкой.
Малыши просто гладили и ассоциировали с ощущениями : искали, что похоже на киску.
на гладкую дощечку, искали ямки.
Вот такая у нас появилась игра!
Долго выбирая между тактильными дощечками и тактильными крышками для ребенка, я решила остановиться на втором варианте.
А развивающих игр с такими крышками, как оказалось, можно придумать огромное количество...
Почему я долго выбирала между дощечками и крышками?
Плюс дощечек в том, что тактильную поверхность можно сделать достаточно большой. Из таких дощечек можно составлять тактильные коврики и ходить по ним босиком или прикладывать к различным частям тела для обогащения тактильного опыта ребенка.
Большой размер дощечек для некоторых, как и для меня, может оказаться и минусом: их нужно где-то хранить, а значит тактильных вариантов будет заведомо меньше.
Для создания своего пособия я решила использовать металлические крышки от детского питания "Фрутоняня".
Что заставило меня остановить свой выбор именно на них:
Это могут быть:
Различные типы бумаги, картон, целлофан, губка, пнопласт и т.п.,
Пуговицы, ракушки, бусины, бисер, спички, палочки, камни, фигурки из стекла и других материалов,
Семена, орехи, семечки, крупы, макаронные изделия...
А сам процесс изготовления тактильных крышек очень быстр!
Из картона я вырезала кружок достаточного диаметра, чтобы точно подходить для внутреннего размера крышки. Далее использовала его как трафарет для вырезания кругов из различных материалов.
Старший сын сам сделал несколько тактильных крышек в подарок младшему на двухлетие: для него это возможность проявить себя, почувствовать свою значимость и причастность, а также потренировать моторику, для меня - возможность сфотографировать процесс.
Мы смазывали клеем наклеиваемую деталь и быстро прижимали к крышке. В течение 1-2 минут клей затвердеевает, и с крышками уже можно играть!
Когда крышек у меня стало на три полных банки, я решила переложить их в коробку, что оказалось очень удобно.
ВАРИАНТЫ НЕ ТОЛЬКО ТАКТИЛЬНЫХ ИГР С ТАКТИЛЬНЫМИ КРЫШКАМИ
:
1. Найти точную пару крышек (с открытыми или закрытыми глазами).
4. К одной крышке постараться подобрать как можно больше соответствующих прилагательных, описывающих тактильные ощущения, или существительных, которые могут быть похожими на ощупь (автор Наталия Сухорученкова , по книгам И.Ю. Матюгина).
5. Ощупать крышку и найти ей пару из имеющихся картинок или предметов (автор Наталия Сухорученкова , по книгам И.Ю. Матюгина).
Затем выбранные предметы/картинки можно убрать и предложить ребенку вспомнить пары, ощупывая крышки.
Предметы для этого варианта игры я взяла из другой моей "Чудо-коробки" .
6. Найти пару крышек, которые можно описать словами-синонимами.
8. Составить последовательность из крышек от самой приятной на ощупь до самой неприятной и объяснить свой выбор (автор Наталия Сухорученкова , по книгам И.Ю. Матюгина).
8. Тактильное мемори (с открытыми или закрытыми глазами).
Вариант: тактильное геометрическое мемори.
Екатерина Калугина
Для изготовления тактильных дощечек мы использовали гофрированный картон от коробок. Размером они получились довольно-таки большими - квадраты со стороной 14 см.
Заготовки обклеили цветной бумагой для принтера.
Для оформления тактильного поля использовали геометрические формы, созданные зернышками гречки, риса, гороха, арбуза, приклеили их на клей ПВА.
Для оформления другой дощечки мы использовали короткие цветные карандаши, которыми уже неудобно рисовать, но выкидывать их не пришлось и мы подарили им вторую жизнь. Разрезали карандаши вдоль, убрали грифель и приклеили на клей ПВА.
Пригодились и винные пробки, нарезали канцелярским ножом кружочки и приклеили.
Следующая дощечка получилась разнофактурной : кусочек поролона, флиса, текстурные обои, шершавая сторона от губки для посуды.
Дощечки могут быть с сюжетным изображением. Например, проведи собачку домой (или завези машинку в гараж и пр.) .
Любой бросовый материал может превратиться в великолепное пособие для развития мелкой моторики рук, мышления и просто интересную пальчиковую игру.
Публикации по теме:
"Волшебный мешочек" - это игра, помогающая обогатить активный и пассивный словарный запас ребенка, сделать его речь более рассудительной.
Одной из основных моих задач, как педагога – психолога, способствовать развитию таких познавательных процессов как: внимания, памяти,.
В развитии мелкой моторики особое внимание уделяем сенсорному восприятию, тактильным ощущениям, это благоприятно сказывается на развитии.
Цель: развитие мелкой моторики, внимания, памяти. Один из способов развития моторики: тактильные мешочки. Что бы пошить мешочки необходимо.
Цель: развитие тактильного восприятия Задачи: развитие мелкой моторики; обогащение словаря новыми понятиями; расширение знаний о качествах.
Дидактическое пособие оформлено таким образом, что его можно использовать для развития речи, координации зрительных и тактильных анализаторов,.
Игровое дидактическое пособие:"Тактильные Пальчики" Цель: Формировать навыки различия и написания букв и воображения (прочтения слов,.
Светлана Гудкова
Уважаемые коллеги!Здравствуйте! Предлагаю игры с тактильными дощечками . Что такое тактильная память ? Тактильная память- это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Сделали их сами. Для этого понадобится 10 дощечек с разной шероховатостью. На верх наклеили мех,бархатную бумагу,капли воска,наждачная бумага,шнуровка,байк,спички или маленькие палочки,вельвет или джинсовку,одна дощечка с гладкой поверхностью. На обратной стороне написали её порядковый номер от 1 до 10. Вариантов игры можно придумать много. Вот одна из них. Разложить дощечки по порядку от 1 до 10 номером книзу. Закрыть глаза и тщательно,не торопясь ощупать поверхность каждой дощечки . Надо запомнить,какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем перемешать все дощечки , и разложить в прежнем порядке. Ещё один вариант. Потрогать дощечку с закрытыми глазами и представить, что тебе напоминает её поверхность. Например дощечка с мехом похожа на кошечку или шубу. И так с каждой дощечкой .
Спасибо за внимание!