Тема: «Знакомство с животными жарких и холодных стран.»
Возрастная группа : старшая группа.
Цель: Расширить представления детей о диких животных: северном олене, белом медведе, обезьяне, верблюде.
Задачи: 1)Познакомить детей с природно-климатическими
зонами:тундра,пустыня,арктика.
2)Учить детей по внешнему виду животного определять место его обитания.
3)Обогащать словарь детей сущ. -мох, тундра, пустыня.
прил.- белая, теплая, длинная, ноги сильные, изогнутая.
4)Расширять кругозор детей.
5)Воспитывать любознательность,бережное отношение к природе.
Пространственно- временной ресурс : зал, 30 мин.
Научно-теоретическое обеспечение : «Добро пожаловать в экологию» детство пресс 2006г.
Методическое обеспечение : Стульчики, картины с изображением животных(верблюд, обезьянка,белый медведь, северный олень.), удочки для игры, аудиозапись песни(Чунга-Чанга),пилотка для стюардессы, штурвал для пилота.
Планируемый результат :
знания
1.знают природно-климатические зоны:тундра,пустыня,арктика.
2.знают место
обитания диких животных жарких и холодных стран.
2.знают и употребляют новые слова в своей речи.
умения
1.умеют узнавать природно-климатические зоны на картинах.
2.умеют по внешнему виду животного определить место его обитания.
2.умеют применять новые слова в своей речи.
отношения
1.проявляют интерес.
2.эмоционально
воспринимают новый материал, проявляют
любознательность.
2.радуются полученному результату.
Педагог:
Ребята! Вы любите путешествовать?
А на чем можно путешествовать?
А хотите со мной отправиться в путешествие к животным жарких и холодных стран? (Ответы детей)
Педагог:
Самолет построим сами, понесемся над лесами, понесемся над лесами, а потом вернемся к маме.
Ну, чтобы полететь я
Предлагаю построить самолет.(Конструируют самолёт из стульчиков)
Вот самолет у нас построен.
А может ли самолет полететь без пилота? (Ответы детей)
Тогда я предлагаю выбрать пилота.
Хорошо, пилот выбран.
А стюардесса нужна?
Тогда можно стюардессой побуду я?
Раз я стюардесса
попрошу вас взять с собой фотоаппараты, пройти в салон самолета и пристегнуть ремни, завести мотор, взлет.
Наш самолет
подлетает к Африке.Разнообразна природа Африки сплошные тропические леса, огромные пространства пустынь,где нет ни кустарника ни зелени. Наш самолет идет на посадку и встретим мы здесь животных -верблюда и обезьян.
Но прежде чем вы выйдите из самолёта, нужно снять теплую одежду, так,как в Африке очень жарко. А вот дети и верблюд.
Педагог : давайте посмотрим на верблюда. Мы видим
большого зверя с длинными ногами и
неровной спиной.
А, что у него за горы на спине? (Ответы детей)
Да дети это горб, в нем у верблюда находится весь запас жира и пищи.
Педагог : Молодцы дети! А теперь давайте отпустим верблюда и познакомимся с еще одними жителямиэтой страны- обезьянками.
Обезьянки всегда веселые и жизнерадостные животные. Они очень любят веселиться, танцевать и предлагают нам потанцевать с ними.
Педагог : Весело мы потанцевали,но нам пора заправиться горючим и лететь обратно. Давайте вернемся на места в наш самолет. Заведем моторы, взлет.
Педагог:
Вот и подошло к концу наше путешествие, где мы с вами сегодня побывали?
(Ответы детей)
мы с вами побывали на холодном Севере и в жаркой Африке, а так же в тундре и пустыне.
Педагог:
Пока мы с вами летим обратно
давайте поиграем, я буду называть вам зверя, а вы будете называть в какой стране он живет. (Играют в игру)
Педагог: Молодцы!
А теперь уважаемые пассажиры, наше путешествие заканчивается, и самолет производит посадку в детском саду. Хочу предложить вам,когда вы вернетесь в детский сад, то не забудьте проявить ваши пленки и напечатать свои фотографии.. А я благодарю вас и прощаюсь.
Игровая обучающая ситуация
«Незнайка знакомится со свойством воды.» (тип: ИОС с литературными персонажами)
Возрастная группа – младшая группа
Тема недели: «Что окружает человека»
Программные задачи:
1. Закреплять знания детей о свойствах воды, ее значении в жизни человека. Развивать интерес к экспериментальной деятельности. Формировать бережное отношение к воде («Познавательное развитие»)
2.Развивать интерес к сказочным героям. Формировать игровую активность («Социально-коммуникативное развитие).
3. Развивать умение отвечать на вопрос предложением из одного-двух слов(«Речевое развитие»)
Методы и приёмы:
Игровая ситуация: внесение игрового персонажа,
Практический: опыт с водой.
Словесный: беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, ответы детей.
Предварительная работа
Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).
Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Почему надо беречь воду».
Материала и оборудование: .
Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы.
Кукла Незнайка.
Воспитатель сообщает детям, что по дороге в детский сад встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Оказывается, Незнайка ничего не знает о воде. Она его успокоила и сказала, что ребята ему могут помочь. Воспитатель обращается к детям: Поможем? (Ответы детей).
Воспитатель Незнайка, присаживайся на стул. Ребята немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё выясним.
Воспитательвыясняет, что дети знают о воде
Ответы детей.
После ответов детей воспитатель предлагает сделать опыт и показать Незнайке, что вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой (дети экспериментируют: переливают воду из стаканчиков кукольной посуды в ведерки). Незнайка в это время наблюдает, помогает. В конце эксперимента Незнайка делает вывод:
Незнайка: я понял вода – это жидкость, её можно наливать, переливать из одной посуды в другую.
Воспитатель уточняет у Незнайки, знает ли он, что нужно беречь воду. Сказочный персонаж удивляется, что зачем ее беречь, воды много и как беречь воду. Он обращается к ребятам и просит их помочь с ответом.
Ответы детей.
Выслушав ответы, воспитатель обобщает: « Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран».
А чтобы ты, Незнайка, не забыл про это, вот тебе памятка _ напоминание «Помыл руки плотно закрой кран».
Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать. Незнайка благодарит ребят и обещает еще прийти и узнать о других свойствах воды.
« Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС)
по формированию основ экологической культуры
« Путешествие по экологической тропе ».
в старшей группе
Игровая обучающая ситуация
«Путешествие по экологической тропе»
(игра-путешествие)
Старшая группа
Программные задачи: Воспитывать любовь к природе, умение и желание о ней заботиться. («Социально-коммуникативное развитие»)Воспитывать интерес к окружающей природе. («Социально-коммуникативное развитие»)Обеспечивать позитивное отношение к окружающему миру, природе. («Социально-коммуникативное развитие»)
Оборудование:
Ребята, сегодня, придя в группу, я обнаружила, что домовенок Кузя оставил нам в группе корзинку, в ней бутылочки с водой. Интересно, зачем он нам их принес? Как вы думаете? (предположения детей)
Дети находят записку.
«На экологической тропе нужна ваша помощь».
Ну, что же, придется нам отправиться в путешествие. Хотите?
А в путешествие мы отправимся на нашем веселом паровозике.
(звучит минусовка песенки « Мы едем, едем едем» Дети подпевают воспитателю(машинисту)
Мы едем(3р)
И песенку поем
О том, что солнце светит,
И Радостно кругом.
Тра-та-та(2р)
Ах, какая красота
Дерево, кусточки,
Бабочки, цветочки
Все с тобою мы рассмотрим
И названия запомним (2р)
Остановка первая « Куст сирени»
Ребята, что это?
Чем он отличается от дерева? Какую пользу приносит человеку? (рассматриваем куст)
Найдите на цветущей веточке цветок с 5 или 7 лепестками, говорят, что кто найдет, того ждет удача.
Молодцы, ну здесь кажется все в порядке. Сфотографировали Сирень на
Остановка вторая «Дерево липы»
Что это за дерево? Как вы догадались? Какую пользу оно приносит человеку.
Посмотрите вокруг много разных деревьев. Давайте поиграем в игру.
А теперь, может быть, кто-нибудь вспомнит стихи о деревьях, которые мы выучили в этом году.
(про осинку, про дуб, про березку и т.д.)
Остановка третья « Ландыши»
Что это за цветы? Я расскажу вам одну сказку. Однажды в царство эльфов пришли охотники из других стран. Они взяли себе то, что им не принадлежало, а именно: жемчужины из сокровищницы эльфов. Тогда король этой крохотной страны рассердился и обратил все жемчужины в белые дурманящие цветы. Эти цветы во первых, дурманящие, во вторых, имеют ядовитые плоды, но в то же время они и лекарственные растения. Ландыш даже был когда-то эмблемой докторов медицины. Самое знаменитое лекарство – ландышевые капли - капли Зеленина – очень нужное лекарство для людей, страдающих сердечными заболеваниями.
А какие еще лекарственные растения растут на нашем участке? Молодцы. Скоро появиться полянка подорожников, клевера. А полянка одуванчиков уже из желтой превратилась в белую. Давайте мы соберем картинки лекарственных растений (пазлы крупные).
Остановка четвертая « Фруктовые деревья»
Ребята, посмотрите, плодов еще нет, но висят какие - то карточки с буквами. Вспомните кА, что это за буквы? Это названия витаминов, которые встречаются во фруктах и ягодах, именно поэтому, очень полезно, для нашего организма, кушать фрукты и ягоды.
А здесь и одна из наших любимых игр. « Фрукты – ягоды ».
Детям раздаются картинки фруктов и ягод. Воспитатель командует « Ну кА фрукты, стройся в ряд, я командир вы мой отряд» Потом вместе с детьми проверяем все ли построились верно. Затем воспитатель меняет карточки. Играя последний раз, следует дать детям все карточки с фруктами.
Осмотрите растение, не нужна ли ему помощь?
Остановка пятая « Огород»
Что растет на огороде? Но еще только весна. Когда созреют овощи? А что для этого надо делать? Сейчас нужна наша помощь на огороде? Да, конечно, молодцы, заметили. Наша рассада поникла и её надо полить. Посмотрите есть ли в лейке вода? Нет. Видно тот кто поливал огород накануне забыл наполнить лейку. Как же быть? Как вы думаете? Вот для чего нам домовенок дал с собой воду. Поможем растению? Поливайте, только осторожно, растения еще хрупкие и могут сломаться.
Ой, ребята, посмотрите, а на нашей грядке выросли загадки. Отгадаем? Да.
1. Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)
2. За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая. (Морковь)
(И другие.)
Как назвать одним словом лук, свекла, морковь, репка? Молодцы это действительно корнеплоды. А вы знаете какие-нибудь пословицы про овощи?
Каждому овощу свое время.
Всякий день с овощами, да не всякий день со щами.
Лук от семи недуг
.
Вот какие молодцы! Вам понравилось путешествовать? Что нового вы узнали? А теперь нам пора возвращаться в группу. Нам надо еще для мам и пап фоторепортаж подготовить о нашем путешествии. Хотите? Тогда в путь.
Программные задачи:
Методы и приёмы:
Предварительная работа :
Материала и оборудование:
Ход занятия
Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики.
Воспитатель /далее В. /(с игрушкой Незнайкой): Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что оказывается, ничего не знает о воде. Я его, ребята успокоила и сказала, что мы ему сможем помочь. Поможем? (Ответы детей). Незнайка, присаживайся на стул. Наши ребята ещё немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё выясним.
В. : Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей).
Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой.
Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой. (Ответы детей). Проходите к столам, удобно пристраивайтесь.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость».
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. А чтобы вам. Ребята, и тебе, Незнайка, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).
В. : Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим.
Опыт № 2 «Вода бесцветная».
На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.
В. : Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (перед детьми вывешивается символ этого свойства)
В.: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Незнайка, хочешь? (Ответы).
На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка. Этот опыт проделывает только воспитатель.
В. : Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
В. : Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.
А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.
А чтобы вы, ребята, не забыли это и ты, Незнайка, чтобы не забыл, я приготовила вам символ этого свойства воды.
Опыт № 3. (Детям раздаются пиалы с солью или сахаром, ложечки).
В. : Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт № 4 «Вода не имеет запаха».
В. : А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.
Вывешивается символ этого свойства воды.
В. : Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем детям.
Физкультминутка:
Синяя вода
Синяя вода,
(Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны.)
Поле без следа,
Без конца и края.
(Кружимся на месте.)
Синяя вода,
Ты спешишь куда?
Ты спешишь куда?
(Присели, обхватили плечи руками.)
К морю синему,
Там, где волны сильные, (Встали, руки вытянули вверх.)
Там, где волны сильные
Плещутся всегда.
(Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)
К морю синему
Поскорей неси меня, (Кружимся на месте.)
Поскорей неси меня,
Синяя вода . (Присели, обхватили плечи руками.)
В. : А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стульчики. Садись и ты, Незнайка.
Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Но давайте Незнайке расскажем, для чего нужна вода и кому?
(Работа с панно «Кому нужна вода») .
В.: Молодцы, ребята! Ну что, Незнайка, узнал что-нибудь нового о воде?
Незнайка: Да! Только это так трудно запомнить.
В. : А ребята тебе, Незнайка, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай: (с опорой на символы):
Незнайка: Ну. Спасибо, Незнайка, теперь я всё знаю о воде.
В.: А ты знаешь, Незнайка, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?
Незнайка: А зачем её беречь. Вон сколько воды!
В. : Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
А чтобы ты, Незнайка, не забыл про это, вот тебе памятка _ напоминание «Помыл руки плотно закрой кран».
Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать.
В. : Ребята, давайте, и мы у себя в умывальной комнате повесим такие же памятки. Согласны? (Ответы). А сейчас у меня для вас есть ещё один сюрприз (вносятся цветные льдинки). Как вы думаете, что это? Как можно получить такие льдинки? (Ответы)
Старшая гр. В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы и т. д. Это могут быть 2-3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, примула, амариллис и др. При подборе животных для уголка природы старших детей необходимо учитывать основную программную задачу - обеспечить формирование первоначальных знаний об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания. В аквариумах хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб - гуппи, меченосцев, скалярий и др. Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство, - канарейка, волнистые попугайчики. Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве - ценнейший материал для наблюдения. В уголок природы старшей группы хорошо поместить черепаху (любой вид). Разнообразнее и подбор млекопитающих. Кроме морской свинки и хомячка, нужны еж, белка. Белка в большей степени, чем другие млекопитающие уголков природы, меняет свой образ жизни по сезонам. Белка осенью чаще прячет остатки пищи в свою кладовую, зимой менее подвижна, кроме того, она два раза в год линяет. Эти изменения связаны с условиями жизни животных в природе, о чем старшие дошкольники должны знать. Подгот. гр . Чтобы дети усвоили, как поливать различные растения, в зависимости от условий их обитания в естественной среде, в уголок природы следует поместить растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве; кактусы (1-2 вида), требующие очень небольшой и редкой паливки, традесканции - с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно, и др Вегетативное размножение комнатных растений весьма разнообразно: побегами (герани, фуксия, розы, бегонии и др.); листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера и др.); аспидистра, аспарагусы и др. размножаются делением куста. Большой интерес вызывают у детей так называемые живородящие растения - камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм и др. Рыбы в аквариумах (их должно быть 2-3 вида) также разнообразные: из местных водоемов (любая), а также теплолюбивые (живородящие и икромечущие). Каждая их этих групп требует особых, хотя и не очень сложных условий содержания. Как и у старших ребят, в уголок природы подготовительной к школе группы из птиц лучше отобрать тех, которые выводят потомство в неволе, а летом на участке содержать семейство кур или утку с утятами (в зависимости от местных условий). Из млекопитающих в уголке могут жить любые животные. При этом, однако, необходимо иметь в виду, что таких животных, как еж, можно содержать в клетке только в зимнее время. Весной их надо обязательно выпустить. Старшие дети ухаживают за крольчатником на участке детского сада.