Что для подростков является ценностью. Жизненные ценности современных подростков. Схема обработки полученных данных

11.03.2019

Взаимосвязь ценностных ориентаций подростка и социального статуса в
группе сверстников
В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов,
который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит
переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается
рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к
собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей.
Цель работы: выявить взаимосвязь ценностных ориентаций у учащихся
подросткового возраста с межличностными отношениями в группе.
Объект исследования: ценностные ориентации и межличностные отношения
подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь ценностных ориентаций подростка с
межличностными отношениями в группе.
Гипотеза: предположение о том, что сформированные ценностные ориентации
влияют на социальный статус и положение подростка в коллективе, а наоборот, а также
выявление сущности и содержания особенностей ценностных ориентаций в подростковом
возрасте.
Задачи работы:
1.
На основе анализа психолого­педагогической литературы раскрыть
теоретические аспекты изучения ценностных ориентации подростков и специфики их
межличностных отношений.
2.
Выбрать и обосновать методы изучения ценностных ориентаций у
подростков, а так же рассмотреть их взаимоотношения в группе.
3.
Провести эмпирическое исследование ценностных ориентаций и социального
статуса в группе у подростков.
4.
Разработать рекомендации по формированию ценностных ориентаций у
подростков.
Подростковый возраст (14 – 18 лет) ­ это время, когда складываются, оформляются
устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования,
которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и
психологическое здоровье, общественную и личную зрелость. (П.П. Блонский,
Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и др.)
Подростковый период ­ это период развития между детством и взрослостью,
который имеет биологическое начало и определяемый культурой конец.
В подростковом возрасте появляется чувство взрослости. Чувство взрослости –
особая форма самосознания; оно не жестко связано с процессом полового созревания.
Чувство взрослости проявляется, прежде всего в равноправном отношении со взрослыми.
Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желание оградить
какие­то стороны своей жизни от вмешательства родителей. В подростковом возрасте
впервые проявляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.
Ценностная ориентация – это индивидуальное и групповое ранжирование ценностей,
в котором одним придаётся большая значимость, чем другим, что влияет на выбор целей
деятельности и средств их достижения. Ценностные ориентации являются важнейшим
элементом сознания личности, в них преломляются нравственные, эстетические, правовые,

политические, экологические, экономические, мировоззренческие знания, представления и
убеждения .
Межличностные отношения – это социально­психологические отношения
конкретных, «живых» людей, конструирующих свое поведение или на индивидуальном или
межгрупповом уровне организации своего поведения. Задача межличностных отношений –
вклад в единство социальной системы и стремление к ее преобразованию и формированию
новой системы .
плотность
Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки подростков и
социометрического статуса проводилось на учащихся 10 класса в составе 30 человек.
Возраст ­ 15­16 лет. Мальчиков – 9, девочек – 21.
Методы эмпирического исследования:
В ходе исследования анализировались следующие
1. Социометрия .
социометрические показатели:
(характеризует плотность структуры
взаимосвязей группы); сплоченность (характеризует силу взаимного притяжения клиентов
в группе); устойчивость (характеризует, какая минимальная часть группы должна
покинуть ее, чтобы эта группа распалась на подгруппы, несвязанные между собой);
напряженность (характеризует степень неудовлетворенности клиентов эмоциональными
отношениями в группе); вес (характеризует, какая часть группы считает i­го клиента
значимым при данном критерии); эмоциональная экспансивность (характеризует, какая
часть группы является значимой для i ­ го клиента группы при данном критерии);
удовлетворенность ­ характеризует, какая часть выборов, сделанных i ­ м клиентом
группы, является взаимной); статус (характеризует, насколько притягательным является i
­ й клиент группы для выбора).
2.Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (А.Ф. Фидлер)
. В основе методики лежит метод семантического дифференциала. Участники
исследования оценивают атмосферу в своем коллективе по следующим показателям:
дружелюбие, согласие, удовлетворенность, продуктивность, теплота, сотрудничество,
взаимная поддержка, увлеченность, занимательность, успешность. Методика проводится
анонимно, что повышает ее надежность. Результаты представлены в рис. 1.
8
7
6
5
4
3
2
1
Среднее значение
6.2 5.8 5.9 6.6 5.6 6.1 5.9 5.5 5.8 5.7
Рис. 1. Результаты исследования психологической атмосферы в коллективе
Показатели

Таким образом, в исследуемом коллективе психологический климат благоприятный.
Он характеризуется: оптимизмом, доверием, чувством безопасности и комфорта, взаимной
поддержкой, теплотой, межличностной симпатией, открытостью, уверенностью,
возможностью свободно мыслить и т.д.
3. Методика "Ценностные ориентации" (М. Рокич)
М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные – убеждения в том, что
конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
инструментальные – убеждения в том, что какой­то образ действий или свойство личности
является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному
делению на ценности – цели и ценности – средства.
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на блоки ценностей.
Так, например, среди терминальных ценностей выделяются:
«конкретные» и «абстрактные»
ценности профессиональной самореализации и личной жизни


Среди инструментальных ценностей выделяются:

Результаты получились следующие:
1. Среди терминальных ценностей выделяются «конкретные» и «абстрактные»,
этические ценности, ценности общения, ценности дела.
ценности профессиональной самореализации и личной жизни.
Среднее значение
12
10
8
6
4
2
0
10.38
9.88
8.36
8.14
1
2
3
Ценности
4
Рис 2. Средние значения выраженности терминальных ценностей у подростков.
Условные обозначения: 1 – конкретные ценности, 2 – абстрактные ценности, 3 –
профессиональная самореализация, 4 – личная жизнь.
2. Среди инструментальных ценностей выделяются этические ценности, ценности
общения, ценности дела.

Среднее значение
10
8
6
4
2
0
10.01
8.78
9.29
1
2
Ценности
3
Рис 3. Средние значения выраженности инструментальных ценностей у подростков
Условные обозначения: 1 – этические ценности, 2 – ценности общения, 3 – ценности дела.
4. Методика Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций
личности (С.С. Бубнова)
Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С.
Бубновой» предназначена для изучения реализации ценностных ориентаций личности в
реальных условиях жизнедеятельности.
В зависимости от получившихся данных, мы может определить, какие ценностные
ориентации преобладают на данном этапе подросткового возраста.
Таблица 3.
Средние значения выраженности ценностей у подростков по опроснику С.С. Бубновой

Ценности
среднее (Мх)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Приятное времяпрепровождение, отдых
Высокое материальное благосостояние
Поиск и наслаждение прекрасным
Помощь и милосердие к другим людям
Любовь
Познание нового в мире, природе, человеке
Высокий социальный статус и управление людьми
Индивидуальность
Социальная активность для достижения позитивных
изменений в обществе
Общение
Здоровье
Основные результаты исследования.
4,9
3,4
2,5
4,2
4,1
2,9
3,2
4,2
2,6
3,4
4

Для математической обработки данных использовалась программа MS­Excel и
SPSS­19. Выбор критериев для обработки происходит после проверки распределения
результатов по каждой шкале на нормальность распределения. Для вычисления
коэффициента корреляции будем использовать критерий r­Пирсона.
В результате установлено, что между показателями ценностных ориентаций и
положением учащегося в группе существуют следующие значимые взаимосвязи:

Между «ценности дела» и «социальный статус» (r=­,234 при р<0,05). Чем
выше ценность «дела», тем ниже социальный статус, подчиняясь коллективу лишь внешне,
формально подросток сохраняет свою независимость, ориентируясь на данную ценность;
Между «ценность отдыха» и «социальный статус» (r=­,286 при р<0,05). При
высокой ценности «отдыха» вне школы при поддержке других коллективов социальный
статус падает;

Между «ценности общения» и «социальный статус» (r=,276 при р<0,05). Чем


выше ценность «общения», тем выше социальный статус;

Между «ценности общения» и «входящими отрицательными выборами»
(r=­,214 при р<0,05). При низкой ценности «общения» уровень входящих отрицательных
выборов в школьном коллективе возрастает, но он получает подкрепление со стороны
других коллективов (семьи, дворовой компании и т. д.);и
Между «ценность милосердия» и «отрицательными входящими выборами»
(r=,341 при р<0,05). При низкой ценности «милосердия, помощи другим» уровень
входящих отрицательных выборов возрастает, если личность навязывает себя коллективу,
то коллектив отвергает ее;


Между «любовь» и «отрицательными входящими выборами» (r=,360 при
р<0,05). При низкой ценности «любовь» уровень входящих отрицательных выборов в
школьном коллективе возрастает, личность и коллектив сосуществуют, соблюдая
формальные отношения, называясь при этом коллективом, но не будучи им по сути;
Между «ценности благосостояния» и «положительными входящими
выборами» (r=,337 при р<0,05). Чем выше ценность «благосостояние», тем больше уровень
входящих положительных выборов;

Между «ценность личная жизнь» и «атмосферой в коллективе» (r=,299 при
р<0,05). В этом случае подросток только внешне воспринимает нормы и ценности
коллектива, высказывает те суждения, которые от него ждут, ведет себя в различных
ситуациях так, как это принято в коллективе, однако вне школьного коллектива он и
рассуждает, и думает иначе, ориентируясь на ранее сложившийся у него социальный опыт.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
Во­первых, в среде современного подростка наиболее актуальными являются
ценности «материального положения», «достижений» и «собственного престижа», что
говорит о преобладающей эгоистически­престижной направленности.
Во­вторых,
имеется определенное рассогласование между содержанием
терминальных и инструментальных ценностей. В действительности, это рассогласование
носит лишь формальный характер, так как здесь мы видим наличие вполне рационального
механизма реализации значимых ценностей.
В­третьих, были определены психологические особенности взаимосвязи статуса
межличностных отношений и ценностных ориентаций. В этом же случае нами было

обнаружено достаточно серьезное противоречие. Данное противоречие снимается, если мы
обратимся к рассмотренным выше результатам, когда для современного подростка
наибольшую значимость имеют ценности эгоистически­престижной направленности. В этом
случае мы можем предположить, что подростки, для которых наибольшую значимость
играют абстрактные и этические ценности (связанные со значимостью достижения успеха),
рассматриваются сверстниками как своеобразные образцы поведения, что и повышает их
межличностный статус.
Литература:
1
2
Бернс Р. Развитие Я­концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
Выготский Л.С. Педология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю.И., ­
М., Российское педагогическое агентство, 1997. С. 232­285.
3
Голуб А.М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе
досуговой деятельности // Социально­педагогическая работа. – 2009. ­ № 4. – С. 53­57.
4
Марковская И.М. Социометрические методы в психологии: Учебное
пособие. – Челябинск: Изд­во ЮУрГУ, 1999. – 46 с.
5
6
номер.
7

Сушков И. Р. Межличностные отношения // Социальная психология.­ год,
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. – Социально­психологическая
диагностика развития личности и малых групп: Сборник психологических методик. – Изд­
во Институт психотерапии, 2002. – 490 с.

УДК 37.015.324

Аннотация
Статья посвящена проблеме выявления содержания ценностных ориентаций современных подростков. Описан ход и проанализированы результаты эмпирического исследования. Исследование показало, что современные подростки ориентированы на такие ценности, как «материальная обеспеченность», «образование», «развлечение и отдых», которые по мере взросления подростков приобретают всё большую значимость.

THE STUDY OF THE MODERN TEENAGERS’ VALUE SYSTEM

Elvira Petichenko
Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute
3rd year student of the Faculty of Psychology and Social Pedagogy


Abstract
The paper contemplates the content of modern teenagers’ value system. The process and the results of empirical research were carefully explored. Basing upon the undertaken study the author deduced that modern teenagers pattern their behaviour on such values as “material security", “education", “entertainment and relaxation”.

Актуальность данной проблемы мы видим в том, что на сегодняшний день всё более остро перед педагогами и родителями встают проблемы переходного подросткового возраста (девиантное и делинквентное поведение, беспризорность и др.).

Как отмечают ученые, подростковый возраст является переходным главным образом в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза – это продолжение первичной социализации. При которой происходит «массированное влияние на детей стихийных отрицательных факторов, нередко аморальных, которые подключают такие неосознанные механизмы социализации, как идентификация, внушение, заражение, подражание, которым часто не могут противостоять целенаправленные воспитательные воздействия…» .

Негативные явления в подростковом возрасте наблюдаются, главным образом, из-за кризиса ценностей. Подростки выставляют неверные ценностные приоритеты, в результате чего выходят во взрослую жизнь уже травмированными личностями. Причин формирования «ложных» ценностей множество. Одна из них заключается в том, что на формирование ценностных ориентаций подростков в большей степени влияет социальная уличная микросреда, СМИ, неформальные объединения и др. Старшее поколение в этом вопросе постепенно отходит на второй план.

Цель нашего исследования связана с выявлением ценностных ориентаций современных подростков.

Анализ философской (А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, В.П. Тугаринов и др.) и психолого-педагогической (З.И. Васильева, М.Г. Казакина, А.В. Кирьякова и др.) литературы показал, что ценности связаны с реальной жизнью, с общественными и личными потребностями, интересами и целями людей. Ценность возникает, функционирует и изменяется в реальной социокультурной среде. Это обусловливает необходимость анализа современной культуры. Значимые ценности современной культуры выделены в работе С.Ю. Шаловой:

Витальные ценности (человеческая жизнь как абсолютная ценность)

Прагматические ценности (благо, успех, польза, целесообразность)

Интеллектуальные ценности (знание, интеллектуальные способности)

Социальные ценности (общение, сотрудничество, свобода, справедливость)

Нравственные ценности (доброта, гуманизм)

Эстетические ценности (красота, гармония) .

Однако, как отмечает автор, было бы ошибкой считать эти ценности едиными для всех. В одной и той же социокультурной ситуации можно выделить разные группы ценностей, присущие разным социальным институтам, разным возрастным группам и т.д. При этом каждое сообщество в качестве одной из важнейших ставит перед собой задачу формирования у своих членов таких ценностных ориентаций, которые бы находились в соответствии с их социальным статусом.

Понятие «ориентация», согласно концепции З.И. Васильевой, следует рассматривать в двух аспектах: как интегративное лич­ностное образование и как процесс его формирования. В прямом смысле ориентация определяется как умение раз­бираться в окружающей обстановке. В переносном значении ори­ентация – это направленность какой-либо деятельности.

З.И. Васильева определяет ценностные ориентации как сложное интегральное и динамичное качество личности, которое «выражает индивидуальное, избирательное отношение человека к духовным и материальным ценностям, к жизни общества, науке, культуре, труду, образованию и к самому себе» .

В ряде исследований (С.В. Старшинина, Е.И. Казакова, Л.И. Лапочкина, С.Ю. Гуревич, Т.В. Бондарук и др.) представлена структура данного качества, возможности, условия и методы его формирования.

Основными структурными компонентами ценностных ориентаций являются:

  • когнитивный компонент (осознание объективной ценности);
  • мотивационный компонент (переживание ценности как потребности);
  • поведенческий (выражающийся в определенных поступках);
  • прогностический (программирование будущего).

Такой подход к структурному составу ценностных ориентаций основывается, с одной стороны, на теории ценностей, с другой стороны, на системном подходе к анализу личности и ее формированию. Сформировавшись под воздействием обстоятельств жизнедеятельности человека, ценностные ориентации преобразуют и окружающую действительность, и саму личность. При этом обеспечивается внутренняя детерминация поведения не только в настоящем, но и устремленность человека в будущее .

Анализ проблемы формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте показал, что в этот период начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. У подростков развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей.

Чаще всего, период перехода от подросткового к юношескому возрасту приходится на старшие классы школы и поэтому переход от детства к взрослости и связанная с ним необходимость самоопределения и выбора жизненного пути после окончания школы осложняется тем, что для старшеклассников остается актуальным проблема формирования самосознания (центрального новообразования подросткового возраста).

Поэтому, когда речь идет о формировании ценностных ориентаций подростков, подразумевается педагогически контролируемый и организованный процесс, в котором осуществляется воспитание личности, владеющей средствами познания себя и окружающего мира, способной к полноценной профессиональной и личностной самореализации .

Экспериментальное исследование, направленное на изучение содержания ценностных ориентаций подростков проводилось в общеобразовательной школе № 23 г. Таганрога.

Для получения эмпирических данных мы использовали следующие методы исследования:

Анкетирование подростков с целью выявления их ценностных ориентаций

Анкетирование представителей старшего поколения с целью выявления их мнения о ценностных ориентациях подростков.

В исследовании приняли участие 80 человек. Из них:

  • 40 человек – подростки;
  • 40 человек – представители старшего поколения.

Так как данная проблема является не до конца изученной в современной науке, методик, отвечающих поставленной цели мы не нашли. Поэтому в данном исследовании использовались авторские анкеты, вопросы которых отвечали сути исследования.

Анкета для подростков включала 15 вопросов различного характера: о наиболее значимых ценностях, об интересах и идеалах, об отношениях с другими людьми и т.д.

Каждая из анкет была предназначена для одной из трех возрастных категорий подростков (11-12, 13-15 или 16-17 лет). И, в зависимости от возраста, указанного подростком, и ответов на вопросы анкеты, мы могли сравнивать суждения о ценностных ориентациях разных возрастных групп подростков.

Анкета для представителей старшего поколения также включала 15 вопросов, касающихся содержания ценностных ориентаций внука/внучки. Это помогло нам получить более достоверные сведения. Ведь они опирались не только на мнение подростков, но, главным образом, учитывалось мнение представителей старшего поколения.

Результаты анкетирования представлены в таблице 1.

Таблица 1. Выявление жизненных ценностей подростков

Возраст подростков

Ценности

Результаты исследования

Счастье в семье 15% 12,5% 5%
Материальная обеспеченность 2,5% 10% 17,5%
Здоровье 15% 12,% 2,5%
Любовь 7,5% 10% 7,5%
Карьера 0% 0% 10%
Нравственность 0% 0% 0%
Образование 0% 7,5% 15%
Власть 0% 2,5% 0%
Дружба 25% 20% 5%
Развлечения, отдых 2,5% 10% 12,5%
Саморазвитие и духовное просвещение 0% 5% 2,5%

По данным таблицы мы можем проследить, как с изменением возраста подростков меняются ценности, представляющие наибольшую важность.

Например, такие ценности, как «материальная обеспеченность», «образование», «развлечение и отдых» с взрослением подростков приобретают всё большую значимость. А ценность «счастье в семье», «здоровье», «дружба» – наоборот, теряют свою важность.

Нас удивил тот факт, что ценность «нравственность» не была отмечена ни одним респондентом, как наиболее важная. Также, лишь единицы отметили важными для себя ценность «саморазвитие и духовное просвещение» и «власть».

Таблица 2. Выявление предпочтений и интересов подростков

Возраст подростков

Кол-во человек

Чтение книг 2,5% 2,5% 0%
Просмотр телевизора 10% 10% 2,5%
Встречи с друзьями 7,5% 15% 12,5%
Посещение кружков по интересам 10% 2,5% 0%
Посещение дискотек, ночных клубов и др. 0% 2,5% 12,5%
Занятия спортом 0% 5% 5%

Представителям старшего поколения был кроме всего прочего задан вопрос: «С чем, по Вашему мнению, может быть связана проблема формирования жизненных ценностей подростков?» Как распределились ответы, отражено на рис. 1.

Рис 1. Мнение старшего поколения о причинах возникновения проблемы формирования жизненных ценностей подростков

Анализируя результаты проведенного нами эмпирического исследования, можно сделать некоторые выводы о ценностных ориентациях подростков:

  1. Современные подростки главным образом ориентированы на такие ценности, как «материальная обеспеченность», «образование», «развлечение и отдых», которые по мере взросления подростков приобретают всё большую значимость. Ценность «счастье в семье», «здоровье», «дружба» – наоборот, теряют свою важность. Причиной этого, по мнению большинства представителей старшего поколения, является отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми.
  2. Большинство респондентов пожилого возраста хотели бы видеть в своих внуках в будущем такие качества, как трудолюбие, чувство ответственности, бережливость, порядочность, уважение к другим и пр. К сожалению, воспитать в будущих молодых людях тягу к творчеству, воображение, бескорыстие хотели бы лишь единицы.
  3. Шалова С.Ю. Профессиональные ценности в системе ценностных ориентаций студентов педвуза//Интернет-журнал «Науковедение». – 2013 – №3 (16). – Идентификационный номер статьи в журнале: 48ПВН313. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik48ПВН313.pdf , (дата обращения: 01.09.2013)
  4. Кобышева Л.И., Кротова А.П. Самоопределение как условие становления профессонализма будущих педагогов. // Общество: социология, психология, педагогика. 2012. – № 2. – С. 95-103.
Количество просмотров публикации: Please wait

Ценностная ориентация включает в себя три компонента:

1. когнитивный, или смысловой, в котором сосредоточен социальный опыт личности. На его основе осуществляется научное познание действительности, способствующее становлению ценностного отношения;

2. эмоциональный, который предполагает переживание индивидом своего отношения к данным ценностям и определяет личностный смысл этого отношения;

3. поведенческий, базирующийся на результатах взаимодействия первых двух компонентов. Благодаря познанию действительности и ее ценностному переживанию субъектом формируется готовность действовать, осуществлять задуманное в соответствии с продуманным планом.

Ценностные ориентации являются результатом внутреннего и внешнего взаимодействия в процессе развития личности, субъективным отражением объективного мира в сознании конкретного индивида. Будучи осознанными, ценности играют огромную роль для определения направленности индивида, его ориентации в социальной среде.

Ценностные ориентации подростка формируются постепенно в процессе его социализации путем проникновения социальной информации в индивидуально-психологический мир ребенка. Формирование системы ценностных ориентации представляет собой процесс становления личности, и эта система является средством реализации определенных общественных целей.

Механизм ценностной ориентации реализуется следующим образом: потребность - интерес - установка - ценностная ориентация . Интерес - это осознанная потребность, установка - предрасположенность к определенной оценке на основе социального опыта, приобретаемого личностью по отношению к тем или иным социальным явлениям, и готовность поступать в соответствии с данной оценкой. Ценностная ориентация воспринимается как общая направленность сознания и повеления личности .

Ценностные ориентации определяются сознанием или подсознанием, формируются в ходе обретения личного опыта. В сформированном состоянии они представляют индивидуальную иерархическую совокупность ценностей, определяющих направленность личности и избирательность ее поведения.

Процесс формирования ценностных ориентации графически представлен в виде модели .


Модель становления ценностных ориентаций

В познании особенностей социального развития и характера процесса социализации этап подросткового возраста занимает особое место. Он рассматривается как специфический пубертатный период, характеризующийся особой динамикой «изживания предыдущей фазы развития» и становления новой системы жизненных ориентации. Именно поэтому актуальным остается раскрытие структурно-содержательных характеристик, тенденций, факторов, условий, определяющих процесс социализации подростка, формирование его социальной позиции, самоопределения.

Характерной особенностью подросткового возраста является формирование особого типа молодежной субкультуры, на которую оказывают воздействие фундаментальные механизмы культурной трансформации нового типа ценностно-нормативных моделей .

Психолог Б. Битинас при анализе механизмов формирования ценностных ориентации показывает роль свободного воспитания, фиксированных социальных установок, убеждений. Под интериоризацией понимается процесс превращения социальных идей как специфического опыта человечества в побуждающие его к позитивным поступкам и сдерживающие от негативных. Следовательно, интериоризация - это не только усвоение социальных норм, но и становление этих идей доминантами, регуляторами жизни человека. Социальные идеи считаются интериоризированными, когда овладевают человеком. Таким образом, процесс формирования ценностных ориентации представляет собой процесс перевода объективных ценностей в субъективные, личностно значимые.

Возникает задача формирования у ребенка неосознанных движущих сил просоциального поведения и внутренних «тормозов», сдерживающих негативное поведение. На этом строится концепция свободного воспитания, которая отказывается от принуждения, но только при условии, что сформированы неосознанные внутренние регуляторы поведения ребенка.

Наиболее значимым для подростка является личное участие в социально значимых событиях. При этом Б. Битииас отмечает, что в подростковом возрасте важны не столько сами социальные идеи, сколько эмоциональное отношение взрослых к этим идеям и построение на этом отношении поведения. В младшем подростковом возрасте на первый план выдвигаются удовольствие, переживаемое благодаря правильному поступку, и страдания из-за проступка. При негативном эмоциональном опыте формируется негативная позиция личности. Так, установлено, что в неблагоприятных семьях дети практически не испытывают позитивных переживаний, и это является основной причиной формирования их негативной позиции. Создание условий для позитивных эмоциональных переживаний формирует благоприятные предпосылки для изменений негативной позиции.

Процесс воспитания строится так, чтобы для подростка он выступал как удовлетворение его личностных потребностей, интересов, как процесс самореализации .

Правомерно можно выделить два аспекта освоения подростками ценностей: процессуальный и содержательный. Содержательный компонент реализуется через освоение знаний о ценностях, нормах поведения, способность к сочувствию и сопереживанию, осознание необходимости определенного поведения в соответствии с ценностями, готовность поступать в соответствии с имеющимися знаниями и имеет ряд особенностей (неустойчивость, недостаточность), обусловленных возрастными особенностями подросткового возраста. Процессуальный аспект включает в себя этапы освоения подростками нравственных ценностей: от познания смыслового содержания нравственных норм и ценностей до реализации в поведении.

Каждый из этих этапов зависит от личной значимости для подростка нравственной ценности, знания ее сущности, готовности и умения реализовать ее в поведении, от социальных и педагогических условий, в которых происходит процесс освоения .

Процесс ориентации предполагает наличие трех взаимосвязанных фаз, обеспечивающих развитие. Фаза присвоения личностью ценностей общества по мере своего функционирования продуцирует ценностное отношение -ценностные ориентации и иерархическую систему ценностных ориентации. Фаза преобразования , базируясь на присвоенных ценностях, обеспечивает преобразование образа Я, которое развивается во взаимодействии «Я -реальное» - «Я - идеальное» - «жизненный идеал». Фаза прогноза - завершающая, обеспечивает формирование жизненной перспективы личности как критерия ориентации.

Для определения эффективности формирования ценностных ориентации Н.Н. Ушакова выделяет следующие критерии:

1. Знание ценностей. Результатом здесь является умение формировать ценностные ориентации. Понятие ценностей считается усвоенным, если подросток полностью овладел содержанием понятия, его объемом, знанием его связей, отношений с другими понятиями, а также умением оперировать понятием в решении практических задач.

2. Дифференциация ценностей - умение подростков производить ценностный выбор.

3. Действенность ценностных ориентации .

Развитые ценностные ориентации – это признак зрелости личности, показатель меры её социальности. Устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентаций обусловливает развитие таких качеств личности, как цельность, надёжность, верность определённым принципам и идеалам, активность жизненной позиции. Противоречивость порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций является признаком инфантилизма, что особенно заметно у молодого поколения, о котором пойдёт речь ниже .


3. Система ценностных ориентаций подростков

Современное общество многие века находится в состоянии постоянного конфликта поколений. Сегодняшнее молодое поколение оказывается в сложной ситуации: различные перевороты в социально-экономическом укладе сопровождается кризисом ценностного сознания. Социальные ценности, которыми жили «отцы», в настоящее время утратили практическое значение для «детей».

Какие ценности сегодня разрушаются, а какие остаются? Ради чего живут сегодняшние подростки? Каковы особенности их ценностных ориентаций? Ответам на эти вопросы посвящена данная глава работы.

3.1 Интеллектуально-образовательные ценности

Ценности подростков поколения следует рассматривать в ракурсе ее умственного, творческого потенциала, который, к сожалению, значительно снизился за последние годы. Это связано с ухудшением физического и психического состояния подрастающего поколения.

Результаты социологических исследований свидетельствуют: свои интеллектуальные, творческие способности молодые люди оценивают весьма низко. Только 19% из них считают эти способности высокими, 22% называют себя талантливыми.

Столь низкая самооценка характеризует неверие юных в свои силы, и это, естественно, негативно отражается на их притоке в сферу интеллектуального труда. Все возрастные группы главным средством достижения цели считают профессионализм и квалификацию. Но в их глазах молодежи продолжает быстро падать ценность умственного труда, образования и знаний. Даже студентами обладание знаниями ценится весьма низко.

Подростковый возраст является критическим с точки зрения формирования личности. На его протяжении последовательно формируется ряд сложных механизмов, знаменующих переход от внешней детерминации жизни к личностной саморегуляции и самодетерминации. Источник и движущие силы развития в ходе этих изменений смещаются внутрь самой личности, которая обретает способность преодолевать обусловленность ее жизнедеятельности ее жизненным миром .

Подростковый возраст является периодом интенсивного формирования ценностей личности. Формирование ценностей опирается на ряд предпосылок: во-первых определенный уровень умственного развития, способность воспринимать, применять и оценивать соответствующие нормы и поступки; во-вторых, эмоциональное развитие, включая способность к сопереживанию; в-третьих, накопление личного опыта более или менее самостоятельных моральных поступков и последующей их самооценки; в-четвертых, влияние социальной среды, дающей ребенку конкретные примеры нравственного и безнравственного поведения, поощряющей его поступать так или иначе. Именно в подростковом возрасте достигается необходимый уровень интеллектуального развития, развивается самосознание и накапливается необходимый жизненный опыт .

Многие авторы, указывают на то, что ценности раскрываются в поступках и формируется поступками. Например, по словам И.С. Кона «Человек, не бывавший в сложных жизненных переделках, еще не знает ни силы своего «Я», ни реальной иерархии исповедуемых им идей и принципов» . Поэтому, справедливо говорить о том, что именно в пробах складывается система ценностей подростка. В отличие от ребенка, принимающего данные ему правила поведения на веру, подросток начинает осознавать их относительность, но еще не всегда знает, как их можно соподчинить друг другу. Простая ссылка на авторитеты его уже не удовлетворяет. Более того, «разрушение» авторитетов становится психологической потребностью, предпосылкой собственного морального и интеллектуального поиска.

Л.И. Божович говорит о том, что «с мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие школьника, которое существенным образом изменяется именно в переходном возрасте. Усвоение ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Процессы эти весьма глубинные, поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются не замеченными ни родителями, ни учителями. Но именно в этот период существует возможность оказать нужное педагогическое влияние, потому что вследствие «недостаточной обобщенности нравственного опыта» нравственные убеждения подростка находятся еще в неустойчивом состоянии» .

В первые годы своей жизни ребенок устанавливает контакт с внешним миром практически только через родителей, и их представления и оценки влияют на восприятие ребенка. Позднее определенное влияние оказывают школа и сверстники. Однако с ростом самосознания подросток начинает понимать, что его личный социальный опыт не является единственным критерием окружающего. Он присматривается к другим ценностям и правилам, постигая их в процессе общения со сверстниками. Подросток стремится расширить свои социальные горизонты, познакомиться с альтернативным социальным опытом, получить представления о системах ценностей, на которые ориентируются его ровесники, и обрести собственное видение мира. Именно в этот период ценности, привитые ребенку в детстве, проверяются на прочность: выдержат ли они испытание, достаточно ли надежно они укоренились в его сознании.

Выводы

Юношей и девушек 11-12-15-16-17 лет мы называем подростками; это период развития личности от детства до зрелости. В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Однако раскрывающееся его сознанию общество жестоко инициирует его. Особенности этого периода зависят от особенностей физического развития подростков. Но это не только физическое и половое созревание, но и формирование личности.

Подростковый возраст – это период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне проявляется в негативизме – первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростковой уникальной сущности, собственного «Я». Подростковый возраст благодаря потребности познать себя и стремлению открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. Тем более, что именно в этом возрасте диапазон полярных чувств чрезвычайно велик. У подростка пылкие чувства, подчас ничто не может остановить его в достижении избранной цели: для него не существует в этот миг ни нравственных препон, ни страха перед людьми и даже перед лицом смерти. Кроме собственной цели – весь мир ничто. Но вот еще чуть-чуть – и он вновь охвачен страстью новой цели.

Подростковый возраст является очень важным для становления системы взглядов и ценностей человека. Подростковый возраст обычно считается переломным, переходным, критическим периодом в жизни ребенка. Кризис этого возрастного периода состоит в том, что нет готового ответа на вопрос «Кто я?». Его нужно найти, и подросток пробует себя, пробует границы своих возможностей. Таким образом, это возраст проб и возникающих в связи с этим специфических переживаний. Стремление найти свое Я, определить границы своих возможностей, подтвердить свое бытие находит выражение именно в ситуациях проб; именно в таких ситуациях обнаруживаются разные грани себя, стороны своего Я; а сами такие ситуации сопряжены с риском (с рискованием, рискованными ситуациями).