Параметры ребенка в 10 месяцев. Безопасное познание мира. Что малыш умеет

10.03.2019

За десятый месяц ребенок набирает в среднем 450 грамм веса и вырастает на 1,5 см. Таким образом, вес 10-месячного ребенка около 9100 - 9500 г, а рост - 71-76 см.

Ничего страшного, если ребенок быстрее или медленнее набирает вес, но насторожитесь, если происходит резкая смена центильного коридора веса или роста (подробнее смотрите в центильных таблицах для мальчиков или девочек). Подробнее нормы физического развития описаны в центильных таблицах : для мальчиков , для девочек .

Что умеет ребенок в 10 месяцев

  • вслушивается в речь взрослого человека и подражает ее звукам;
  • воспринимает шутки в свой адрес;
  • выделяет на слух забавные звукосочетания и смеется над ними;
  • радуется играм-забавам;
  • вставляет один предмет в другой;
  • предпочитает мелкие предметы крупным;
  • при помощи одного предмета достает другой;
  • сознательно отбрасывает предметы или игрушки;
  • катает машинки, толкает мяч, неваляшку;
  • сидит, ползает, ходит у опоры;
  • спокойно расстается с грудью;
  • жует мелок порезанную пищу;
  • проявляет активный интерес к другим детям.
  • В 10 месяцев ребенок может по просьбе (без показа) выполнить заранее заученные действия. Понимает слова «иди», «сиди», «лежи» и другие.
  • Самостоятельно играть в компании с другими детьми, если взрослые будут оказывать помощь.
  • Самостоятельно с опорой поднимается и опускается с невысокой лестницы.
  • Повторяет за взрослыми новые слоги, использует псевдослова, выражающие его отношение к происходящему. На данном этапе использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации. Подражает взрослому в артикуляционных упражнениях, играх с язычком.
  • В 10 месяцев ребенок умеет пользоваться ложкой и пить из чашки или поильника.
  • Хорошо откусывает и жует маленькие кусочки твердой пищи.
  • Спокойно относится к высаживанию на горшок.
  • По просьбе взрослого может сделать выбор между игрушками, предметами одежды, блюдами, определяя, что нравится больше, а что меньше или вообще неприемлемо. Развивайте в крохе это умение – оно жизненно важно для становления его психики.

В 10 месяцев ребенок охотно выполняют различные поручения, да и сами придумывают себе множество «важных» дел. Если вы хотите, чтобы и в будущем ваш ребенок был столь же инициативным, такое поведение следует поощрять. А чтобы у крохи не возникало чувства беспомощности и обиды оттого, что выбранное дело не по плечу (а именно так чаще всего оказывается), мама должна своевременно придти на помощь. И очень сильно похвалить за ту малость, которую ребенок все же сумел сделать сам.

Самостоятельность малыша также надо поощрять. У ребенка, например, могут быть свои обязанности, с которыми он уже вполне в силах справиться. Вы накрываете на стол – карапуз кладет ложки. Собираетесь на прогулку – он выбирает, какие надеть колготки или свитер: красные или синие. К тому же при таком подходе кроха будет знать, что ожидает его в ближайшее время – обед, прогулка или чтение сказок.

Предсказуемая среда всегда более комфортна для ребенка, а догадаться, что в голове у мамы, он никак не может. Надо ли удивляться протесту со стороны малыша, когда он вдруг должен бросить любимый мячик и идти за стол?

Тест развития ребенка в 9-10 месяцев

1. В девять-десять месяцев ребенок хорошо сидит без опоры, передвигается, ползет вперед за игрушкой, поднимается в ответ на протянутые к нему руки, ходит, держась за опору, берет мелкие предметы двумя руками.

2. Подражает в действиях другому ребенку, общается с помощью жестов.

3. Если вы дадите ребенку палочки, покажете, как можно барабанить ими по столу, то он сможет подражать этим действиям. Так же ударять ложками друг о друга.

4. Ребенок в этом возрасте хорошо играет в “ладушки”, “дай ручку” и т.д., а на вопрос “где?” и просьбу “дай” отыскивает повсюду нужный предмет.

5. Хорошо знает свое имя, откликается на него. Знает по имени близких ему людей, названия окружающих предметов и показывает на картинках изображения животных.

6. Может по просьбе (без показа) выполнить заранее заученные действия. Понимает слова “иди”, “сиди”, “лежи” и другие.

7. Может самостоятельно с опорой подняться и спуститься с невысокой лестницы.

8. Ребенок может уже играть в компании с другими детьми, если взрослые будут оказывать помощь.

9. Повторяет за взрослыми новые слоги, использует псевдослова, выражающие отношение ребенка к происходящему.

10. Спокойно относится к высаживанию на горшок. Голосом сигнализирует о биологических нуждах.

Сколько ест ребенок в 10 месяцев

Питание 5-разовое. Мясное пюре постепенно можно заменять мягкой фрикаделькой, паровой котлетой. Если нет диатеза, к концу месяца раз в неделю вместо мясной давать рыбную фрикадельку, пюре из вареной рыбы.

Сколько спит ребенок в 10 месяцев

Режим и распорядок дня ребенка в 10 месяцев

Режим дня зависит от количества кормлений и биоритмов ребенка (кто-то встает утром раньше, кто-то позже, кто-то больше спит днем) и, зачастую, отличается у всех детей одинакового возраста. Подстраивайтесь под ребенка, но старайтесь кормить и укладывать спать ребенка каждый день в одно и то же время, так у него будет меньше проблем с пищеварением и со сном. Примерный распорядок дня малыша .

Этот режим далеко не руководство к жизни мамы и малыша по часам, а лишь пример, по которому можно представить, какими по продолжительности могут быть фазы сна и бодрствования, перерывы между едой.

Здоровье ребенка в 10 месяцев

Развивающие занятия и игры для 10-месячного ребенка

За изменениями физических параметров малышей до года пристально следят не только родители, но и педиатры. Ведь по ним можно судить о том, насколько правильно и своевременно происходит общее развитие крохи. Каковы же в среднем рост и вес ребенка в возрасте 10 месяцев? Как они изменяются? От чего это зависит?

Динамика роста и веса

Вес ребенка в 10 месяцев, так же как и рост, зависит от многих факторов, поэтому нельзя однозначно всех деток подводить под «общий знаменатель». Необходимо учитывать изменения в динамике. А на них в значительной степени влияют следующие факторы:

  • генетические особенности (если родители низкорослые и худые, кроха, скорее всего, будет таким же);
  • вес, рост младенца при рождении;
  • пол ребенка (статистически доказано, что девочки в среднем бывают ниже ростом на пару сантиметров, а также весят меньше на 500–700 г);
  • вид, качество и количество прикорма, режим питания (ребенок должен кушать 5 раз в день);
  • двигательная активность (насколько продуктивно малыш тратит полученную с пищей энергию, насколько полноценно восполняет энергозатраты);
  • количество кислорода, получаемого ребенком во время игр на свежем воздухе (а значит, и длительность прогулок);
  • режим сна (достаточное количество часов отдыха ночью и днем);
  • психоэмоциональное состояние малыша, наличие психотравмирующих факторов;
  • частота и тяжесть перенесенных заболеваний (часто болеющие малыши ослаблены, набор веса у них идет медленнее);
  • наличие эндокринных заболеваний, нарушающих обменные процессы.

Поэтому, оценивая изменение физических параметров, педиатры отталкиваются от индивидуального развития и особенностей конкретного малыша, от его истории болезней. Сравнивать нужно прибавки самого ребенка в каждом месяце, а только затем, после тщательного анализа всех факторов, которые могли на это повлиять, делать выводы о том, насколько показатели малыша соответствуют средним показателям педиатрических нормативных таблиц.

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Физические ориентиры

Прибавки в росте и весе 10-месячного ребенка становятся заметно ниже по сравнению с предыдущими месяцами. За этот месяц малыш вырастет примерно на сантиметр (или даже меньше), наберет от 350 до 500 г.

Обусловлено это, прежде всего, все возрастающей активностью крохи. Ведь он сейчас целый день находится в движении, приобретая первый, но такой важный исследовательский опыт, изучая окружающий его мир, развивая свои физические навыки:

  • ползает;
  • садится;
  • встает;
  • двигается у опоры;
  • преодолевает ступеньки, держась за руки взрослых;
  • залезает на возвышения (диван, кресло, стул);
  • любит ходить при поддержке взрослых;
  • любит пританцовывать под веселую мелодию.

Немало энергии уходит на игры, которые становятся более осмысленными, логичными (собирание матрешек, пирамидок, башенок, вкладышей, сортеров, пазлов, игры с мячами, игрушками-каталками). После 6–7-месячного возраста уменьшение прибавки веса и снижение темпов роста считаются физиологически обусловленными.

Так сколько же в норме должен весить ребенок этого возраста, на что ориентироваться родителям? Примерные ориентиры можно найти в специальных таблицах. Например, в такой:

При этом стоит обратить пристальное внимание на показатели, которые заметно отклоняются от наибольшего или наименьшего значения. Если своевременно провести обследование и выявить причины отклонений, можно избежать множества проблем с развитием крохи в будущем. Возможно, потребуется помощь невролога, эндокринолога, других специалистов.

Для того чтобы малыш развивался правильно и его параметры соответствовали нормам, многое могут сделать сами родители, обеспечив крохе соответствующие условия.

  • Создайте в семье благоприятный психологический климат. Постоянные стрессы являются частой причиной недобора веса детьми. Кроме того, в будущем они могут привести к возникновению у ребенка комплексов, фобий, чувства неполноценности, даже отставания в психоречевом развитии.
  • Обеспечьте карапузу достаточный отдых: как минимум 11 часов ночного сна и 2 дневных сна продолжительностью не менее часа каждый. Если карапуз переходит на 1 дневной сон, он должен быть более продолжительным. Недостаток сна может привести как к вялости, так и к излишней возбудимости, что скажется на самочувствии, а значит, и развитии малыша.
  • Если у ребенка уже появились зубки (их может быть от 2 до 6), старайтесь не давать ему перетертую пищу. Пусть он учится пережевывать маленькие кусочки, откусывать. Это будет очередным этапом в развитии его желудочно-кишечного тракта, от правильной работы которого также в немалой степени зависит вес ребенка.
  • Много гуляйте на воздухе. Летом это может быть 2 прогулки по 2–3 часа каждая. Хорошо, если одну из прогулок частично займет сон. Зимой и в межсезонье ориентироваться нужно на погодные условия. При сильном ветре, большом морозе, проливном дожде гулять не стоит – ограничьтесь частым проветриванием комнаты. В остальные дни прогулок должно быть также 2, продолжительностью не менее 1–1,5 часа. При недостатке кислорода в организме страдает, прежде всего, мозг, который недополучает питание. Соответственно, нарушается работа всех систем.
  • Создайте для юного непоседы безопасную среду для исследования. Все, что находится в его зоне доступа, должно быть безопасным (никаких лекарств, бытовой химии, режущих, колющих предметов, ничего, что можно проглотить). Лучше поставить ограничители на двери, доводчики – на ящики, зафиксировать на полу ковер, чтобы не ерзал, поставить защитные заглушки на розетки, убрать из зоны обзора провода и электроприборы. Особенно если нет возможности следить за карапузом ежеминутно. Ведь любая травма, ожог, отравление – это большое потрясение для юного исследователя.
  • При этом не нужно запрещать малышу куда-то лезть или что-то трогать: он должен иметь возможность получать опыт в исследовании окружающей действительности, открывать для себя ее закономерности, понимать последствия определенных действий. Однако даже если ему уже объясняли, что утюг горячий и его трогать опасно, в этом возрасте нельзя быть уверенными, что малыш не сделает наоборот, ставя под сомнение ваши слова и выясняя, к чему приведет нарушение запрета.
  • Проводите закаливание. Хорошо, если вы делали это с раннего возраста и продолжаете сейчас. Закаливающие процедуры укрепляют защитные силы маленького организма, предотвращая, прежде всего, частые простудные заболевания, способные значительно влиять на вес и общее состояние ребенка. Обтирание, обливание, воздушные ванны, ходьба по полу босиком и другие приемы, если их применять систематически, активируют иммунную систему.

Итак, рост и вес являются первыми показателями, на которые доктора обращают внимание при оценке состояния здоровья и общего развития ребенка. Они помогают заподозрить не только пищеварительные проблемы, но и более серьезные, требующие долгой, кропотливой коррекции.

Однако если видимых физиологических причин недобора (или «перебора») веса нет, родители должны пересмотреть режим ребенка, обеспечить ему условия для полноценного развития. Ведь часто случается, что малыша просто закармливают (особенно в семьях, где живут сердобольные бабушки, для которых самый голодный и тощий ребенок на свете – их внук). Это может не только нарушить метаболизм маленького организма, но и тормозить общее физическое развитие карапуза (толстячкам намного тяжелее ползать, держать свой вес на ножках вертикально, наклоняться). Поэтому стоит усвоить одно главное родительское правило: во всем важно благоразумие.

На десятом месяце детки крайне подвижны и активны. Многие уже встают на ножки и даже пробуют делать первые шаги. В этом возрасте можете заметить стремление к самостоятельности и проявление индивидуальности у ребенка. В статье мы рассмотрим особенности развития десятимесячного малыша. И узнаем, что должен уметь ребенок в этом возрасте.

Физиологические характеристики

За счет активности и движений темпы увеличения веса ребёнка слегка снижаются по сравнению с предыдущими месяцами. В этом возрасте малыш уже проявляет характер. Он может активно двигаться и лепетать или, наоборот, быть спокойным и сосредоточенно чем-то заниматься.

Физиологическое изменение и развитие ребенка в 10 месяцев проявляется в том, что у грудничка уже могут вырасти несколько зубиков. Как правило, это два верхних и два нижних центральных резца. Однако не стоит беспокоиться, если зубов еще нет. Они могут не появляться вплоть до годика.

Десятимесячный ребенок уже не лежит и не спит большую часть времени. Он активно двигается и ползает, самостоятельно садиться, играет, встает на ножки и начинает ходить. Поэтому он может слегка потерять, сохранить или прибавить совсем незначительную массу. Мальчик в среднем набирает 100-600 грамм. Девочка может прибавить 100-500 грамм.

Длина тела, наоборот, увеличивается примерно на полтора сантиметра. Средний рост и вес малыша составляет 8-11 кг и 67-76 сантиметров. Кстати, чем выше малыш, тем он быстрее прибавляет в массе тела. Как вычислить конкретный вес и рост ребенка в 10 месяцев, смотрите .

Режим дня

В возрасте десяти месяцев малыши спят около восьми часов ночью и трех часов днем. Количество дневного сна сокращается до двух, каждый из которых длится 1,5 часа. В этом возрасте ребенок кушает пять раз, при этом большую часть рациона составляет прикорм. Тогда как на грудное вскармливание или смеси приходится только два приема пищи. Ночные кормления уже полностью исключаются. Малыш должен спать целую ночь.

Для каждого ребенка характерен свой режим. Кто-то любит вставать попозже, кто-то кушать побольше. Однако важно выстроить один график и соблюдать его каждый день. Это приучит малыша к дисциплине. Устойчивый график положительно скажется на здоровье и развитии крохи.

Соблюдение режима укрепит иммунитет и психику малыша. Ребенку будет легко вставать, адаптироваться в обществе, пережить стресс. Он не будет уставать и переутомляться. Это, безусловно, пригодится, когда он пойдет в детский сад и школу. Примерный режим для детей в десять месяцев содержит таблица ниже.

6:00-7:00 Подъем, гигиенические процедуры и первый завтрак
7:00-10:00 Массаж, гимнастика или зарядка, прогулка
10:00 Основной завтрак
10:30-12:00 Первый дневной сон
12:00-14:00 Развивающие занятия и игры, при желании прогулка
14:00-15:30 Обед и игры
15:30-17:00 Второй дневной сон
17:00-18:00 Период бодрствования, активные игры
18:00 Ранний ужин
18:30-22:00 Спокойные игры и занятия, купание, массаж, прогулка
22:00 Второй ужин, подготовка ко сну и ночной сон


Основные навыки и умения

  • Понимает большинство фраз, которые обращены к нему, может выполнить несложные действия и просьбы. Например, ребенок должен уметь находить предметы и указывать на называемые вещи, ищет спрятанное изделие и т.д.;
  • Огорчается или даже злится, если что-то не получается сделать самостоятельно;
  • Проявляет недовольство и реагирует на слово “нельзя”, понимает запреты и похвалу, просьбы “дай” и “возьми”;
  • Пугается от громкого шума или неизвестных звуков;
  • Самостоятельно поднимается на ноги и стоит у опоры. Некоторые малыши могут самостоятельно пройтись около стенки;
  • Садится из положения стоя без поддержки и опоры, хорошо ползает на четвереньках;
  • Берет и держит предметы в обеих руках, хватает вещи двумя-тремя пальчиками при помощи щипков. Одной рукой может держать ложку, двумя – чашку;
  • Переступает ножками, держась за опору, пытается приседать в кроватке, встает и ходит внутри нее, держась за бортики;
  • Слезает с дивана, кресла или кровати и забирается обратно;

  • Закрывает и открывает дверцы шкафа, тумбочки, выдвигает ящики в столе или комоде;
  • Подражает звукам, жестам и поведению взрослых или животных; повторяет слоги;
  • Узнает и реагирует на знакомые мелодии, различает звуки телефона, телевизора, будильника и т.д.;
  • Играет с игрушками по назначению. Например, катает машинки, строит пирамидку, бросает мяч и так далее. Малыш может сам себя занять игрой примерно на полчаса;
  • Умеет использованием одного предмета достать другой. Например, пододвинуть палочкой игрушку;
  • Осознанно разбрасывает игрушки и кидает вещи;
  • При общении использует простые жесты. Машет рукой для приветствия или прощания, обнимает, протягивает руки и т.д.;
  • Произносит простые слоги и короткие слова. Речь ребенка эмоционально окрашена. Особенно у малыша получаются повторяющиеся слоги, которые выстраиваются в слова, типа “мама”, “папа”, “баба” и пр.;
  • Умеет привлекать к себе внимание при помощи лепета, голоса, жестов.


Питание детей в 10 месяцев

Кормить ребенка в десять месяцев нужно пять раз в день. Для младенцев на ГВ грудное молоко становится дополнением к основной пище. Оно составляет до 25-30% ежедневной нормы объема еды. Деткам на искусственном вскармливании вместо грудного молока дают молочную смесь. За одно кормление малыш должен съесть примерно 200 грамм пищи.

Кормить грудным молоком или молочной смесью нужно в первый, самый ранний, завтрак, и в последний поздний ужин перед сном. При введении новых продуктов не забывайте делать паузу и следить за малышом. Ведь у грудничка может возникнуть пищевая аллергия и другая негативная реакция.

Разрешенные продукты и блюда Норма в сутки Норма за один прием пищи
Грудное молоко или молочная смесь 400 мл 200 мл
Каши (гречка, овсянка, рис, кукурузная каша) 180-200 грамм
Фруктовое пюре 100 грамм 50 грамм
Яичный желток ½ штуки ½ штуки
Овощное пюре или суп-пюре 150-200 грамм
Мясное или рыбное пюре 50-80 грамм
Сок фруктовый или компот из сухофруктов 50 мл 100 мл
Растительное или сливочное масло 5 грамм
Кефир 100 мл 200 мл
Творог 50 грамм 80-100 грамм
Печенье 30-50 грамм

Отдельное внимание обратите на приготовление пищи. Продукты должны быть свежими, качественными и только после термической обработки. Сырые овощи и фрукты нельзя давать деткам до года. Кроме того, в блюда детям до года нельзя добавлять соль и сахар, специи и приправы.

Детям до трех лет запрещены маринады и соленья, покупные колбасы и сосиски, морепродукты и полуфабрикаты, кетчуп, майонез и различные соусы, грибы и жареные блюда. Компоненты нужно тушить, варить, запекать или готовить на пару. Приготовленное блюдо измельчайте и давайте в виде пюре, в том числе и супы.

Развитие и уход за ребенком

Важными в жизни малыша остаются гигиенические процедуры и купание, прогулки, физическое и умственное развитие. Гулять с малышом нужно два-три раза в день. Купание должно быть ежедневным, при этом время процедуры можно увеличить до получаса. Желательно каждый день делать массаж и проводить зарядку или гимнастику. Это укрепляет мышцы, усиливает иммунитет, поднимает настроение.

В качестве физических упражнений используйте приседания и стимулируйте ходьбу с поддержкой, сгибайте и разгибайте ножки, ручки ребенка. Чем больше малыш двигается, тем быстрее он начнет ходить . Каждое занятие выполняйте до 15 минут, чтобы сохранить интерес крохи к упражнениям.

Постоянно разговаривайте с ребенком, пойте песенки и учите потешки, носите кроху на руках, даже если тот уже ползает или пытается ходить. Все это положительно влияет на психическое и умственное развитие малыша, на эмоциональное состояние. Эксперты советуют уделять ношению на руках не менее часа в день. Причем делать это нужно не только маме, но и папе и другим близким родственникам, которые часто находятся с крохой.

Не забывайте постоянно целовать и обнимать малыша. Как показывает практика, при постоянном телесном и позитивном контакте в раннем возрасте детки вырастают более спокойными и уверенными в себе, психически и эмоционально устойчивыми. Они меньше капризничают и меньше стесняются, легче адаптируются и находят друзей, проще переносят стресс и разлуку с родителями.

В процессе игр и занятий отвечайте на лепет и поддерживайте разговор, употребляйте простые слова и предложения, говорите медленно, четко и понятно.

Используйте различные развивающие игры и занятия. В процессе не давайте больше двух-трех игрушек или предметов за раз, так как малыш не сможет сосредоточиться. Периодически меняйте игрушки и предметы на другие.

Игры и занятия с малышом

  • Научите малыша показывать части тела. Это можно выполнить перед зеркалом или сидя друг напротив друга. В десять месяцев он уже может знать, где находится носик, глазки, ушки, ручки, ножки. Причем может показывать и на себе, и на маме;
  • В десять месяцев можно начинать занятия по рисованию и лепки. Ребенку достаточно одного-двух небольших фломастера или баночек пальчиковых красок и кусочек пластилина. А вот целые большие наборы сейчас ни к чему, иначе кроха все просто раскидает. Из пластилина можно слепить колбаску или шарик, можно рисовать легкие фигуры и раскрашивать;
  • Каждый день уделяйте время чтению и рассматриванию картинок в книжках. Читайте короткие сказки, выбирайте книги с яркими и красочными иллюстрациями;
  • Развивать детскую моторику помогут различные крупы, макароны, горох или фасоль. Рассыпьте предметы на подносе, чтобы кроха перебирал их пальчиками. Можно порисовать на песке или муке;
  • Аккуратно нацепите на одежду малыша легкие пластиковые прищепки. Пусть он снимает и отцепляет их. Это тоже развивает моторику пальчиков;
  • Пусть ребенок бросает и катает мячик. Хоть он еще не умеет ловить предметы, такие действия развивают пространственное мышление и ловкость;
  • Используйте ползание через препятствия. Попросите ребенка проползти под стулом, перелезть через обруч и так далее. В конце “трассы” придумайте какой-нибудь приз. Например, поставьте игрушку. Можно попросить ребенка догнать движущуюся машинку;
  • На глазах ребенка запакуйте игрушку, а затем попросите распаковать бумагу. Аккуратно развернуть он не сможет, но сможет разорвать. Такие действия развивают зрительное и сенсорное восприятие, укрепляет моторику рук;
  • Попросите малыша рассортировать предметы по размеру или по цвету. В возрасте десяти месяцев дети уже различают многие цвета и узоры. Причем малыши хорошо видят на любом расстоянии. А полноценное цветовосприятие формируется у детей уже в восемь месяцев. Изучайте цвета с использованием любимых фруктов и цветов, используйте эмоциональную привязку и ассоциации.

Предоставьте ребенку пространство для ползания. При этом следите за безопасностью и чистотой в помещении. И помните, если у малыша что-то не получается, это не повод ругать кроху. Крик, ругань может испугать ребенка, и у того отпадет желание что-либо делать. А более подробный календарь развития ребенка по месяцам до года вы найдете по ссылке /.

Ну вот, вы смогли приблизиться к очередной круглой дате - десять месяцев. Цифра - обязывающая и очень серьезная. Последняя четверть первого года жизни малыша будет сопровождаться быстрым психологическим развитием, а вот родителям можно пожелать только терпения. В этом возрасте за ребенком нужен глаз да глаз, ведь он всегда проявляет инициативу, подавлять которую нельзя.

Рост и вес

В 10 месяцев средний вес малыша должен составлять от 9.525 до 10.355 килограмм, а его рост может колебаться на отметке в 72.11-73.91 сантиметров. Обхват грудной клетки в возрасте 10 месяцев составляет 45-46 сантиметров, а окружность головы равна 45-46 сантиметрам.

Что умеет ребенок в 10 месяцев?

Ребенок в 10 месяцев должен уметь воспринимать в свой адрес шутки, вслушиваться в речь взрослого человека и подражать его звукам. Вставлять один предмет в другой, предпочитать играть мелкими предметами в сравнении с крупными, доставать один предмет с помощью другого, толкать мяч, катать машинку. Ходить у опоры, ползать, сидеть, жевать порезанную мелко пищу, проявлять к другим детям активный интерес. Самое главное для ребенка в этом возрасте, делать все «как большой». Кроха уже достаточно овладел движением кистей, рук и пальцев, чтобы повторять все действия за взрослыми. Будьте крайне внимательны, ведь ваш случайный жест способен так сильно понравиться малышу, что потом вам месяцами придется отучивать его от этого.

Режим дня ребенка в 10 месяцев

Меню и питание ребенка

Даже в 10 месяцев при вводе в рацион малыша новые продукты необходимо делать это с особой осторожностью. Ведь даже если раньше у крохи не было аллергической реакции, никто не может однозначно ответить, не возникнет ли она после введения, к примеру, рыбы. Не стоит торопиться вводить продукты, которые считаются аллергенными, к примеру, куриные яйца, рыбу, малину и клубнику.

Осторожно, аллергия

Детям, проживающим в умеренно-континентальном климате, в России, Украине, в раннем возрасте не рекомендуется давать нетипичные фрукты для этого региона. К ним относится не только экзотическое киви и манго, но также и апельсины и остальные цитрусовые, к примеру, хурма. Также аллергию может вызвать шоколад, содержащий к тому же много сахара. Ребенку, склонному к запорам, не стоит давать продукты, закрепляющие стул - вишни, черную смородину, бананы и чернику.

Сколько спит

Чаще всего в 10 месяцев ребенок переходит на один дневной сон, которого ему бывает достаточно для полноценного отдыха. Разные по своему темпераменту детки спят разное количество времени, поэтому если ваша кроха спит днем 4-5 часов, то нет повода для переживаний. А другие детки могут днем спать только 1-2 часа, что также является пределом нормы. Ребенок пока еще не может сам понять, что устал и ему нужно спать, поэтому мама должна правильно распознавать его капризы и укладывать его ко сну. К ночному сну ребенка можно подготовить, прочитав ему интересную книжку.

Приучаем к горшку

10 месяцев - это такой возраст, когда малыша можно приучать к горшку. Это необходимо делать, когда кроха уже может уверенно сидеть, запомните примерное время, когда его штанишки становятся мокрыми, и в это время высаживайте его на горшок. Сделайте спокойную атмосферу, включите в кране водичку, повторяйте звуки типа «а-а» или «пи-пи», сажая при этом ребенка на горшок. Не надо заставлять его сидеть, если он не хочет. Процесс приучения малыша к туалету - довольно сложный, однако рано или поздно он сможет научиться этому. Если у него все получится, обязательно похвалите его.

Уход за ребенком в 10 месяцев

Купание

В 10 месяцев можно кроме обычного купания добавить водные обливания. Проводить такую процедуру можно каждый день в ванной комнате, при помощи душевого шланга на расстоянии в 20-30 см от тела крохи. Для обливания начальная температура должна составлять 36 градусов, каждую неделю ее следует понижать на 1 градус, доводя до 28 градусов. Именно такая температура должна быть постоянной к тому времени, как вашему крохе исполнится один год. Лучше всего обливание проводить с 16.00 до 19.00 часов. Начинать его необходимо со спины, после животик и грудная клетка, в последнюю очередь обливается правое и левое плечо. После обливания ребенка необходимо тщательно вытереть, хорошо делать обливания после комплекса гимнастики и массажа, после сна или через 30 минут после кормления.

Развлечения

В 10 месяцев игры с ребенком должны быть направлены на развитие мелкой моторики, такие как:

  • пересыпание, перебирание из одной емкости в другую орехи, крупы, пуговицы или бусины;
  • выкладывание зубочисток, спичек, орехов, фасоли, фигурных макаронных изделий, ватных палочек, камешек;
  • открывание крышек - больших (от пластиковых бутылок) и маленьких (от баночек с кремами);
  • рисование пальцами по мелкой крупе, песку, муке;
  • игры с ленточками, узелками, шнурками;
  • пальчиковые игры со стишками (типа «Сорока-ворона»);
  • использование для еды ложек разного размера;
  • пересыпание или копание снега или песка грабельками, совком, палочкой, лопаткой.

Старайтесь, чтобы ваша кроха все делала двумя руками, а не только правой. Ведь в 10 месяцев происходит активное развитие правого полушария, за которое и отвечает левая рука.

Проблемы

В 10 месяцев у ребенка могут быть проблемы с питанием, у него уже сформировались вкусовые предпочтения, появились любимые и нелюбимые блюда. Внимательно следите за его рационом, старайтесь не заставлять его съесть то, что ему не нравиться.

У вашего малыша круглая дата – десять месяцев. Он теперь многое понимает и умеет. Вы начали замечать появление индивидуальности у крохи. Теперь он стремится к самостоятельности, проявляет характер: активно двигается и лепечет или напротив, так сосредоточенно занимается чем-то, что вы не решаетесь помешать. И действительно, ребенок в 10 месяцев, пытаясь подражать вам, уже настойчив в достижении своих целей и возмущается, если кто-то препятствует ему.

Что нового в физическом развитии в 10 месяцев?

Малыш на столько активен, что прибавка в весе начинает уменьшаться по сравнению с предыдущими периодами в его жизни. За десятый месяц кроха прибавляет в весе до 300 – 450 г, а в росте около 1 – 1.5 см. В 10 месяцев ребенок имеет массу тела 8.5 – 10 кг (± 1 кг) и рост 71 – 74 см (± 3 см).


Что умеет малыш к концу 10-го месяца

  1. Ребенок поднимается на ножки и стоит без опоры. Если взять его за одну ручку, то делает попытки передвигаться. Некоторые малыши могут пройтись вдоль стенки.
  2. Может сесть без поддержки из положения стоя.
  3. Хорошо берет и держит предметы обеими руками: держит двумя ручками чашку, одной – ложку. Полностью освоил щипковое хватание (двумя пальчиками). Временами ребенок предпочитает какую-то одну руку. Не следует отучать малыша пользоваться той рукой, которую он предпочитает.
  4. Многие дети уже хорошо . Координация движений все время развивается, и ребенок может доползти уже куда угодно, поэтому родителям следует принять все меры безопасности.
  5. Ребенка в 10 месяцев нужно научить слезать с дивана: поворачиваться попой к краю и спускать ножки.
  6. Копирует движения взрослых. Открывает и закрывает шкафчики, выдвигает ящики в комоде.
  7. Может катать мячик туда, куда вы ему покажете и ползти за ним. Катает машинку.
  8. Кроха в десять месяцев способен манипулировать несколькими предметами сразу. Умеет при помощи одной вещи достать другую: спихнуть палочкой мячик со стола.
  9. Когда малыш стоит в кроватке и держится за перила, то может подпрыгивать и приседать, ходить по периметру кроватки.
  10. К этому возрасту у крохи может вырасти уже 4 зуба: два нижних и два верхних центральных резца. Но если зубов пока нет, то не стоит переживать – подождите до года.

Что нового в психическом развитии

  1. Ребенок в 10 месяцев понимает уже многое, что вы говорите. Он повторяет за вами простые слова и показывает пальчиком на называемые предметы.
  2. Дети в этом возрасте начинаю понимать шутки.
  3. Кроха в десять месяцев пытается подражать и делать, как взрослые: качает куклу, подносит к уху телефон, берет ложечку и тянет в рот.
  4. В общении малыш использует простые жесты: машет ручкой на прощание, обнимает, протягивает ручки.
  5. Теперь ребенок может выполнять несложные требования и понимает запреты или похвалу.
  6. Сознательно разбрасывает и кидает предметы, рушит пирамидку.
  7. Интересуется другими детьми, тянет к ним ручки, пытается потрогать.
  8. Ищет спрятанный предмет, помнит где находятся убранный раннее вещи, где лежат его игрушки.
  9. Малыш сознательно сжимает и разжимает пальчики. Если раньше забрать у него было что-то трудно, то теперь можно попросить, и кроха вам отдаст этот предмет. Моторика продолжает развиваться, но основные функции малыш уже усвоил: он крепко держится за спинку кроватки, когда встает и ловко разжимает пальчики, когда что-то кидает.

Тест на развитие малыша в 10 месяцев:

  • В десять месяцев ребенок должен уметь самостоятельно сидеть, вставать у опоры, ползти за игрушкой, брать предмет двумя пальчиками.
  • Малыш должен произносить слоги или короткие слова, понимать значение нескольких слов. В среднем ребенок в 10 месяцев должен пытаться повторять за взрослым около 8 слов. «Речь» малыша должна быть эмоционально окрашена, а не монотонна.
  • Младенец должен уметь привлекать к себе внимание голосом, лепетом или используя жесты: помахать рукой «пока-пока», покачать головкой «нет».
  • Кроха должен выполнять простейшие просьбы: «дай», «возьми».

Как кормить малыша в 10 месяцев?

Питание ребенка днем уже полностью заменено на обычные продукты. Время прикорма постепенно отходит, и малыш переводится на общий стол. Грудное молоко и смесь вы даете после и перед сном, а также после кормлений вместо сока или воды: 30 – 50 г. В сутки ребенок в 10 месяцев должен получать 600 – 700 г молочных продуктов, поэтому для первого и последнего кормления вполне хватит грудного молока или смеси. За одно кормление малыш съедает от 200 до 250 мл.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Теперь ребенок нуждается в большом количестве витаминов, минералов, белков и жиров, поэтому питание крохи должно быть легкоусвояемым и сбалансированным. Пища должна быть сварена, лучше на пару, жареное давать не следует. Если у крохи есть зубки, то стимулируйте у него жевание: давайте маленькие кусочки вареных овощей (картофель) или мягкие фрукты (банан, персик). Пюре можно уже измельчать не на блендере, а разминать вилкой. Продолжайте вводить новые продукты.

Режим – сон и бодрствование

Примерно до года – полутора лет режим у детей не меняется: ночью они спят до 10 часов, а днем — два раза по 1.5 – 2 часа. Биоритмы индивидуальны у каждого ребенка: кто-то рано ложится и рано встает, а кто-то любит попозже. Соответственно и дневной сон у этих детей будет в разное время. Родителям важно приучать кроху к режиму сна и питания, тогда ребенок не переутомится и будет есть с аппетитом.

Как помочь малышу развиваться

  • Несмотря на то, что ваш малыш ползает или даже пытается ходить, продолжайте носить его на руках. Такая тактика воспитания еще называется холдингом (от английского слова «hold» – держать, удерживать). Посвящайте этому хотя бы 1 час в день, берите карапуза на ручки и носите с собой везде, разговаривая с ним. Садите себе на колени, смотрите друг другу в глаза, улыбайтесь, обнимайте кроху и говорите, что любите его. Прижимайте малыша к себе и пойте песни. Не страшно, если у вас нет голоса и слуха, главное, чтобы ваше пение было окрашено позитивными и ласковыми эмоциями. Ученые утверждают, что пение не только способствует психическому здоровью ребенка, а также стимулирует речевые навыки. Очень хорошо, если холдинг будет осуществлять не только мама, а также отец.
  • Разговаривайте с ребенком, так, словно он все понимает. Отвечайте, на его лепет, поддерживайте диалог. При этом старайтесь не употреблять слишком сложных слов и длинных предложений, не разговаривайте чересчур быстро. Говорите конкретно, например: «это лежит кубик», «кубик синего цвета». Не употребляйте пока местоимения (особенно личные), малышу еще трудно понять их значение, говорите так: «Коля, возьми кубик. Теперь у Коленьки есть кубик».
  • Развивайте у малыша чувство юмора, дети в 10 месяцев уже понимают шутки.
  • Не забывайте, что любую игру малыш воспринимает как реальность. Ребенка в этом возрасте очень легко расстроить, забрав и спрятав игрушку, всего лишь с целью игры.
  • Предоставьте ребенку простор для ползания, но помните, что теперь он будет этим пользоваться, чтобы достать то, что хочет. Следите за чистотой в доме, уберите все опасные предметы повыше – обеспечьте крохе полную безопасность. Объясняйте ребенку, что есть вещи, которые нельзя трогать, потому что они опасны: в розетке – ток, чайник – горячий.
  • Научите малыша показывать на себе части тела. Можно это делать, сидя друг против друга или перед зеркалом.
  • Позволяйте крохе кидать игрушку столько, сколько он пожелает. Не ругайте его за это. Заведите для малыша специальную коробку, в которую можно кидать игрушки и предложите ему заняться этим. Коробку можно ставить то слева, то справа от ребенка, чтобы он пытался бросать обеими руками по очереди.
  • Уже можно начинать проводить с ребенком занятия рисованием и лепкой. Пока малышу будет достаточно 1 – 2 маленьких фломастеров, одной баночки пальчиковых красок и небольшого кусочка пластилина. Не заваливайте пока ребенка целыми наборами, скорее всего, все это полетит в разные стороны. Пусть кроха поймет для начала, что с этим делать. Покажите ему, как нужно рисовать, раскрашивать, слепить шарик или колбаску.
  • Не давайте малышу сразу много игрушек: 2 – 3 вполне достаточно. Периодически меняйте их.
  • Каждый день отводите какое-то время для чтения. Купите ребенку несколько книжек, странички в которых он сможет переворачивать сам. Теперь, когда малыш уже понимает некоторые слова или даже сам произносит, нужно читать ему короткие сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок». Организуйте для малыша книжную полочку, до которой он сможет сам дотянуться и взять книжку.
  • Продолжайте развивать моторику ребенка:
    • Насыпьте на поднос или в миску макароны, горох или фасоль, пусть малыш покопается в них ручками, порисует пальчиком на подносе с мукой.
    • Поиграйте в веселую игру с прищепками: прицепите их на рукава и на штанишки малыша, ему будет забавно отцеплять их от себя.
    • Дайте ребенку листы цветной бумаги, пусть он рвет ее на кусочки. Из обрывков бумаги сделайте малышу «салют».