Численность бухгалтерии. Оптимальная численность персонала бухгалтерии. Как проводится расчет штатной численности работников

23.03.2019

Планирование численности персонала на основе норм по труду позволяет достигнуть того уровня производительности, который реально соответствует организационно-техническим условиям.

Расчет на основе норм численности

Норма численности - установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимых для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объема работ в заданных организационно-технических условиях.

При очевидной простоте применения эти нормы имеют и некоторые недостатки, одним из которых является их относительно невысокая точность. Объясняется это тем, что при расчете норм численности учитываются наиболее типовые для данной категории персонала состав и объем работ. При отклонении реального состава работ от типового снижается точность получаемого результата. Чаще всего нормы численности представляются в виде расчетных зависимостей или составленных на их основе нормативных таблиц. Так, в Межотраслевых нормативах численности работников бухгалтерского учета, утвержденных приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 26 сентября 2003 г. № 269, приведены нормативные таблицы и расчетные зависимости для определения численности бухгалтеров на предприятиях с числом структурных подразделений от 3 до 120 и численностью работников от 10 до 20 000 чел. Указанные нормы численности учитывают подготовительно-заключительное время и время на отдых и личные нужды работников.

На предприятиях с численностью работников от 5100 до 10 000 чел. и числом структурных подразделений от 25 до 80 нормативная численность бухгалтеров определяется так:

где Чраб - численность работников предприятия (тыс. чел.);

Nподр - число структурных подразделений;

Кк.п.з - коэффициент, учитывающий удельный вес работ по бухгалтерскому учету, которые выполняются с использованием ЭВМ. Определяется по таблице.

Для каждого диапазона измерения указанных параметров используются разные расчетные зависимости.

Если в состав предприятия входят 47 структурных подразделений, в которых работают 5350 чел., а 75% работ в бухгалтерии выполняются с применением ЭВМ, то нормативная численность работников бухгалтерского учета составляет:

В данном случае нормативная численность рассчитана с учетом типовых видов работ по бухгалтерскому учету. Если виды таких работ на предприятии будут отличаться от типовых, точность результата снизится. Поэтому в Межотраслевых нормативах численности работников бухгалтерского учета приведены также нормы времени для работ по бухгалтерскому учету, которые в полной мере позволяют учесть специфику каждого конкретного предприятия.

Расчет на основе норм времени

Норма времени - количество затрат рабочего времени, установленное для выполнения одной единицы работы работником или группой работников (бригадой) соответствующей квалификации в заданных организационно-технических условиях. При достаточном охвате нормированием выполняемых работ использование норм времени дает точный и объективный результат по расчету численности персонала. Увеличение доли работ, не охваченных нормированием, вносит растущую погрешность, поскольку учет таких работ обычно производится экспертным (оценочным) путем.

На основе норм времени нормативная численность персонала рассчитывается так:

где То - общие трудозатраты на объем работ планируемого периода (смены, месяца, года и т. д.), чел./ч;

Фр.в - фонд рабочего времени на планируемый период, ч;

Общие трудозатраты на объем работ планируемого периода:

где Тp i - затраты времени на каждый отдельный (i -й) вид работ, чел./ч (если используемые нормы времени не включают в себя затраты времени на отдых и личные нужды работников, то Tp i = T i (1 + Колн / 100), где Колн - процент потерь рабочего времени, от 1 до 15% в зависимости от категории работников, на отдых и личные нужды);

К - коэффициент, учитывающий трудоемкость работ, не охваченных нормированием или носящих разовый характер. К = 1 + % ненорм. работ / 100;

Нв n - норма времени на данный вид работ, чел./ч;

O n - объем данного вида работ.

Рассмотрим пример расчета численности бухгалтеров, занимающихся учетом заработной платы. Виды и объем таких работ приведены в табл. 1 . Плановый коэффициент выполнения норм Кв.н = 100, коэффициент работ, не охваченных нормированием, К = 1,03, фонд рабочего времени на 2004 год - 2012 ч. Более 90% работ выполняются на ЭВМ (Кк.п.з = 1,0).

Таблица 1. Виды и объем работ по учету заработной платы

Виды работ

Единица

измерения

Норма

времени, чел./ч

Объем работ

за год

Трудоемкость,

чел./ч

Начисление заработной платы работникам за выполненные работы 1 позиция в ведомости 0,15 350 х 12 = 4200

Удержание подоходного налога

350 х 12 = 4200

Удержания в пенсионный фонд

350 х 12 = 4200

Удержания в фонд социального страхования на случай временной утраты трудоспособности

350 х 12 = 4200

Удержания в фонд социального страхования на случай безработицы

350 х 12 = 4200

Удержания по исполнительным листам

Удержание профсоюзных взносов

315 х 12 = 3780

Итого

Таким образом, нормативная численность работников бухгалтерии предприятия, определенная на основе плановых объемов работ и норм времени, - 1,84 чел. Штатная численность данной категории работников при коэффициенте невыходов Кн = 1,10 составляет:

Расчет на основе норм выработки

Норма выработки - установленный объем работ (количество единиц продукции), который работник или группа работников (бригада) соответствующей квалификации обязаны выполнять (изготовить, перевезти и т. д.) в единицу рабочего времени в заданных организационно-технических условиях. Норма выработки является величиной, обратной норме времени.

Расчет численности персонала на основе норм выработки дает достаточно объективный и точный результат. При этом используется формула:

где V - плановый объем работ в принятых единицах измерения;

Фр.в - фонд рабочего времени на планируемый период, ч.;

Нвыр - норма выработки в принятых единицах измерения;

Кв.н - плановый коэффициент выполнения норм.

Предположим, рабочая программа предприятия предусматривает вырезание 108 000 заготовок в год. Местная норма выработки на одного рабочего - 8 заготовок в час. Плановый коэффициент выполнения норм - 1,1. Фонд рабочего времени на 2004 год - 2012 ч. Нормативная численность рабочих, производящих данный вид заготовок, составляет:

Расчет на основе норм обслуживания

Норма обслуживания - количество производственных объектов (единиц оборудования, рабочих мест, голов скота и т. д.), которые работник или группа работников (бригада) соответствующей квалификации обязаны обслужить в единицу времени в заданных организационно-технологических условиях.

По своей сути норма обслуживания эквивалентна норме выработки для функции обслуживания. Поэтому достаточно часто разрабатываются нормы времени обслуживания. Например, для уборщиков (функция обслуживания) может устанавливаться как площадь убираемого помещения (норма обслуживания), так и время на уборку 1 м2 (норма времени обслуживания).

Нормативная численность работников на основе норм обслуживания рассчитывается по формуле:

где O i - объем выполняемых работ i -го вида;

Ho i - нормы обслуживания для i -го вида работ;

К - коэффициент, учитывающий время на выполнение вспомогательных функций, а также отдых и личные нужды работников.

где a1 - время на выполнение вспомогательных функций, %;

a2 - время на отдых и личные нужды работников, %.

При использовании норм времени обслуживания нормативная численность работников определяется так:

где T н.о - норма времени обслуживания для всего комплекса выполняемых работ за планируемый период (год, месяц, смену и т. д.);

Ф - фонд рабочего времени планируемого периода.

где T н i - норма времени обслуживания для отдельных видов работ;

К - коэффициент, учитывающий время для выполнения вспомогательных функций, а также отдыха и личных нужд работников.

где ti - норма времени обслуживания на единицу работ;

Vi - объем выполняемых работ по каждому виду;

qi - средняя повторяемость работ по каждому виду.

Рассмотрим пример расчета нормативной численности уборщиков, осуществляющих уборку вестибюля, коридоров и туалетов. Нормы обслуживания и времени обслуживания для данных видов работ приведены в табл. 2 и определены на основе Норм времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений (2001).

Предположим, что уборщики ежедневно при односменной работе осуществляют подметание и мытье 1300 м2 полов в фойе и коридорах офисного здания, 250 м2 полов на лестницах и лестничных клетках, а также мытье дважды в смену 60 м2 полов в туалетах. При этом норма времени на выполнение вспомогательных функций составляет 3%, норма времени на отдых и личные нужды работников - 2%.

При расчете нормативной численности персонала на основе норм обслуживания

При расчете нормативной численности персонала на основе норм времени обслуживания

Таким образом, нормативная численность уборщиков, выполняющих указанные работы, должна составлять 3,06 чел.

При расчете как нормативной, так и штатной численности часто получают результаты, выраженные дробными числами, которые необходимо округлить. В практике принято оперировать штатными единицами не менее 0,25 ставки. Результаты расчетов служат основанием для принятия конкретных управленческих решений по формированию кадрового состава предприятия и его штатного расписания.

Время от времени главный бухгалтер сталкивается с необходимостью определить, насколько оптимальна численность его подчиненных. С одной стороны, недостаточное количество бухгалтеров приводит к постоянным переработкам. С другой стороны, чрезмерно увеличивать штат бухгалтерии не дает генеральный директор, который требует очень четко обосновывать потребность в каждом дополнительном сотруднике.

Павел Меньшиков, экспрет по реинжинирингу бухгалтерских служб

Мы уже говорили, что с руководителем нужно общаться на языке сухих цифр, а не эмоций. Если вы просто придете к директору со словами: «У меня за последний год прибавилось очень много работы. Я не справляюсь, мне нужен дополнительный человек, а лучше - два», то в ответ можете услышать: «А я считаю, что у вас мало работы. Я бы с удовольствием сократил бухгалтерию на одного человека, а еще лучше - на двух».

В этой же статье поговорим о том, как рассчитать идеальное количество сотрудников бухгалтерии, а также фонд оплаты труда для них. А потом уже можно решать, имеет ли смысл просить директора о расширении штата.

От каких факторов зависит численность персонала бухгалтерии

Очень часто главные бухгалтеры спрашивают у меня, каково идеальное процентное соотношение бухгалтеров к общему числу сотрудников компании - 5, 10 или, может, 15 процентов? Однозначного ответа на этот вопрос нет, так как даже в похожих компаниях число специалистов бухгалтерии может отличаться в разы.

Почему же так происходит? Потому что численность сотрудников прежде всего зависит от функций, которые выполняет подразделение.

В одной из предыдущих статей мы уже говорили о том, что в различных компаниях эти функции могут существенно различаться. Например, одно дело - просто предоставлять информацию о дебиторской задолженности в другие отделы и службы. И совсем другое - самим выбивать правильные документы или деньги из не очень добросовестных контрагентов.

Второй по популярности вопрос: влияет ли на численность бухгалтерии выручка компании? Например, должна ли измениться численность, если выручка выросла с 200 тыс. руб. в день до двух миллионов? Давайте разберемся. Мы могли раньше выставлять один счет на 200 тыс. руб., а сейчас выставляем такой же счет, но на два миллиона. Численность должна измениться? Безусловно, нет. А другая компания, чтобы заработать 200 тыс. руб., должна была выставлять 20 тысяч счетов по 10 руб. каждый. И когда выручка увеличилась до двух миллионов, счетов стало уже 200 тысяч. Поэтому штат бухгалтеров этой компании также должен существенно расшириться.

Таким образом, если мы хотим определить бухгалтерии, нужно учитывать не только перечень продуктов, которые она производит. Важен и объем операций, связанных с изготовлением этих продуктов.

И третье, от чего иногда зависит численность персонала бухгалтерии, это уровень эффективного использования рабочего времени. Сюда относится степень автоматизации и технологичности (чем больше ручного труда, тем ниже эффективность), а также просто элементарная дисциплина и правильная мотивация.

Самое интересное, что если рост объема операций в бухгалтерии сопровождается грамотной автоматизацией работы, то численность можно и не увеличивать. Например, приобрести сканер и программное обеспечение, которое будет автоматически сохранять копии отсканированных документов в бухгалтерской программе. Современные потоковые сканеры способны обрабатывать от 15 до 100 документов в минуту. А сколько документов в час вводят ваши бухгалтеры?

Как установить оптимальную численность и фонд оплаты труда бухгалтерии

Можно выделить пять типовых позиций в бухгалтерии: главный бухгалтер, его заместитель, старший бухгалтер, младший бухгалтер и операционист.

Операционисты - это либо люди, которые вносят первичные документы в информационную систему, либо курьеры.

Младшие бухгалтеры - сотрудники, которые отвечают за несложные участки либо помогают старшим бухгалтерам.

Старшие бухгалтеры (в некоторых компаниях они называются бухгалтерами второй категории или ведущими бухгалтерами) имеют гораздо больший опыт. За ними закреплены наиболее сложные участки учета.

Заместитель главного бухгалтера - это либо методист, который отслеживает изменения в бухгалтерском и налоговом учете на всех участках. Либо человек, который помогает главбуху руководить большим коллективом.

Чтобы определить оптимальную численность персонала бухгалтерии, нужно составить список задач, возложенных на нее генеральным директором. Потом рассчитать приблизительный объем времени на выполнение каждой задачи. Далее распределить задачи между названными выше позициями. Суммировать нормативное время. И представить генеральному директору расчетное количество бухгалтеров каждой квалификации: скажем, один заместитель, два старших бухгалтера, два - младших и один операционист. Затем, чтобы составить бюджет на содержание бухгалтерии, просто умножаем получившееся количество бухгалтеров на сложившийся в вашем регионе уровень зарплат. Для Москвы можно взять следующие ставки: операционист - 100 руб. в час, младший бухгалтер - 200 руб., старший бухгалтер - 350 руб., заместитель главного бухгалтера - 700 руб., главный бухгалтер - 1200 руб. в час.

Многие московские главбухи, сравнив свой оклад со ставкой 1200 руб. в час, очень удивятся, ведь они получают гораздо меньше. Причина в том, что 1200 руб. в час (или около 200 тыс. руб. в месяц) - это идеальный оклад главного бухгалтера средней компании. Такой специалист занимается только работой, соответствующей его квалификации. В реальной жизни главный бухгалтер определенное количество времени тратит на менее квалифицированную работу. Он может вести несколько участков учета, ездить в налоговую. А чем ниже сложность решаемых задач, тем ниже и зарплата.

С помощью этих расчетов можно определить идеальный состав бухгалтерии. Теперь предлагаю рассмотреть наглядный пример.

Как оценить, соответствует ли загрузка работников их зарплате

Допустим, в бухгалтерии помимо главбуха трудятся три человека: Иванова (старший бухгалтер), Петрова и Сидорова (младшие бухгалтеры). Главбуху надо определить реальный процент загрузки этих сотрудниц. Также необходимо оценить, соответствует ли их зарплата уровню выполняемой работы. Для этого руководитель заполняет таблицу (см. образец расчета бюджета времени и фонда оплаты труда бухгалтерии).

Сначала нужно составить перечень продуктов, которые производят бухгалтеры, а также затрат времени на каждый из них. Время на обработку «первички» рассчитывается исходя из объема данных, введенных в информационную систему, и нормативов на внесение документов. Получается, что старший бухгалтер Иванова вводит «первичку» 95 часов в месяц, Петрова - 50, Сидорова - 40.

Чтобы понять, сколько времени занимают звонки контрагентам, используется таблица учета рабочего времени. Иванова звонила в течение 15 часов в месяц, Сидорова - 5 часов, Петрова вообще не звонила. На саморазвитие, например на чтение бухгалтерских журналов, каждой даме выделено по 2 часа в месяц.

Отдельно стоит остановиться на строке «Резерв на непредвиденные дела». Распределяя загрузку, всего не предусмотришь, всегда найдутся мелкие дела, которые отнимают много времени. Поэтому важно в расчет оптимальной численности закладывать резерв на непредвиденные дела. Чем выше должность подчиненного, тем больше у него должен быть этот резерв.

Итого у Ивановой получилась нагрузка в объеме 187 часов при нормативе 176 часов. Перерасход - 11 часов, или 6 процентов от рабочего времени. Петрова и Сидорова недозагружены.

Далее по каждому продукту, то есть в каждой строчке, нужно проставить уровень квалификации, необходимый для качественного выполнения данной работы. А затем умножить количество расходуемого времени на соответствующую часовую ставку (в нашем примере московскую). Что такое «Ввод “первички”»? Это работа, соответствующая ставке операциониста, то есть 100 руб/ч. Звонки контрагентам - более квалифицированный труд уровня старшего бухгалтера, то есть 350 руб/ч. И так далее.

Осталось просто посчитать, какую зарплату мы должны платить бухгалтеру за месяц. Первая - Иванова. 95 часов, расходуемых на обработку первичных документов, главбух умножает на 100 руб/ч. Получает 9500 руб. 15 часов звонков контрагентам умножает на 350 руб., итого 5250 руб/мес. И так по каждой строчке. Заключительный аккорд - сумма по столбцу. Выходит 38 400 руб. оклада. А на деле Иванова зарабатывает 40 000 руб. в месяц. Напрашивается очень интересный вывод. С одной стороны, сотрудница перегружена, но с другой - она не полностью отрабатывает даже свою нынешнюю зарплату. Поэтому просить у генерального директора прибавки для нее мы не можем. Если же провести аналогичные расчеты для Петровой, то получится 14 480 руб. при фактической зарплате 25 000 руб. И это неудивительно, учитывая огромные резервы времени, которыми она обладает.

Так почему же у старшего бухгалтера Ивановой такой перекос? Потому что она больше половины своего времени занимается работой, не соответствующей ее квалификации. Чтобы Иванова все успевала, нужно всего лишь делегировать часть своих функций двум другим сотрудницам.

Этот пример отлично показывает, что перед тем, как выбивать у генерального директора дополнительного сотрудника, необходимо разобраться, все ли внутренние резервы повышения эффективности использованы. Возможно, простое перераспределение обязанностей между имеющимися бухгалтерами устранит проблемы с нехваткой кадров.


Для распределения численности работников по функциям управления применительно к каждой функции управления устанавливается перечень относящихся к ней структурных подразделений и должностей. Этим перечнем рекомендуется руководствоваться при отнесении служащих к структурным подразделениям.
Распределение нагрузки на работников осуществляется главным бухгалтером, руководителем структурного подразделения. Количество заместителей главного бухгалтера, начальника управления определяется с учетом норм управляемости (не менее 7 человек в подчинении).
Нормативы численности работников бухгалтерии по функции «Бухгалтерский учет и отчетность» определяются:
Нчб = 0,0014 ? Дб ? Р .
Где Дб- бухгалтерский учетно-отчетный документооборот;
Р- списочная численность работников в организации в среднем за год, чел.
Пример. Если списочная численность работников в организации в среднем за год в интервале от 11 000 – 17 000 и бухгалтерский учетно-отчетный документооборот при такой численности 210 000 шт., то нормативная численность работников бухгалтерии составляет 130 человек.
Нормативы численности работников бухгалтерии по разделу функции «Учет расчетов с работниками по заработной плате и другим платежам» определяются:
Нчз = 0,0043 ? Р
Пример. Если списочная численность работников в организации в среднем за год составляет 14 200 человек, то норматив численности работников по функции «Учет расчетов с работниками по заработной плате и другим платежам» составляет 22,8 человека.
Нормативами охвачена деятельность по следующим видам учета:
начисление в установленном порядке всех видов заработной платы, пособий, премии и других выплат;
начисление резерва премии по итогам года;
расчет оплаты отпусков;
расчет доплат;
расчет оплаты листков нетрудоспособности;
учет удержания налогов из заработной платы;
удержания по профсоюзным взносам, квартплате, коммунальным платежам, перечислениям в Сбербанк, погашению ссуд;
удержания по исполнительным листам;
выплата депонированной заработной платы;
ведение учета с расчетно-кассовым центром;
начисления по персонифицированному учету;
оформление пенсий;
формирование бухгалтерской и статистической отчетности;
оформление и выдача различного рода справок о заработной плате, других выплатах и удержания из них;
другие виды учета.
Нормативы численности работников бухгалтерии по функции «Финансовое обеспечение деятельности организации» определяются:
Нчф=0,00135?Дф (0,929)? Р (0,003).
Пример. Если списочная численность работников в организации в среднем за год находится в интервале от 11 000 до 17 000 человек и финансовый учетно-отчетный документооборот за месяц насчитывает 27 000 шт., то нормативы численности работников по функции «Финансовое обеспечение деятельности организации» составляет 18,1 человека.
Величина поправочных коэффициентов устанавливается нанимателем в соответствии со степенью влияния указанных факторов на нормативы численности работников и отражается в Коллективном договоре организации.
Нормативы численности работников по разделу «Учет основных средств и нематериальных активов» по формуле:
Нр = 0,00124 ? Дб
Учет основных средств и нематериальных активов включает:
поступление основных средств и нематериальных активов, зачисление их на баланс;
начисление амортизации, учет амортизационного фонда;
перемещение основных средств, модернизация и реконструкция;
списание основных средств, продажа нематериальных активов;
учет содержания драгоценных металлов; сдача в аренду и аренда основных средств и нематериальных активов;
износ основных средств и нематериальных активов выбывших (ликвидированных) объектов;
учет расходов на НИОКР и т.п.
Пример. Если установленный документооборот за месяц составляет 9 000 шт., то норматив численности работников по разделу «Учет основных средств и нематериальных активов» составляет 5 человек.
Нормативы численности работников по разделу «Учет затрат на производство продукции и оказание услуг» определяется по формуле:
Нр = 0,00124 ? Дб.
Виды учета разделяются:
расход сырья и материалов на производство и оказание услуг по заказам и по калькуляционным нормам;
расход сырья и материалов на производство и оказание услуг по элементам затрат в результате группировки по корреспондирующим счетам;
расход заработной платы на производство продукции и оказание услуг;
распределение расходов на содержание и эксплуатацию оборудования;
учет потерь от брака;
учет незавершенного производства;
калькуляция себестоимости аналитических объектов и т.п.
Пример. Если установленный бухгалтерский учетно-отчетный документооборот за месяц насчитывает 30 000 шт., то норматив численности по разделу «Учет затрат на производство продукции и оказание услуг» составляет 21.9 чел.
Нормативы численности работников по разделу «Учет реализации товаров, готовой продукции и финансовых результатов» рассчитывается по формуле:
Нр = 0,003 ?Дб.
Виды учета характеризуют работу по учету:
отгрузка товаров и готовой продукции;
реализация отгруженных товаров и продукции;
продажа в розницу;
оказание услуг;
учет остатков нереализованной продукции на складах и у покупателей;
таможенные расходы;
себестоимость реализованных товаров и продукции;
учет продаж;
расчет прибыли;
учет прибыли (убытков);
учет движения фондов экономического стимулирования, спецфондов, целевого финансирован и целевых поступлений;
учет курсовых разниц валют;
начисление штрафных санкций и т.п.
Пример. Если установленный документооборот за месяц составляет 12 500 шт., то норматив численности работников по разделу «Учет реализации товаров, готовой продукции и финансовых результатов» составляет 10,3 человека.
Нормативы численности работников по разделу «Учет денежных, расчетных и кредитных операций» рассчитывается по формуле:
Нр = 0,00124 ? Дб .
Виды учета разделяются на учет по:
движению денежных средств на банковских счетах;
операциям на валютном счете, купля-продажа иностранной валюты;
расчетам с контрагентами по видам договоров;
инвентаризации расчетов с покупателями и поставщиками;
расчетам в условных единицах, акт сверки расчетов;
денежным средствам в кассе, расчетам с подотчетными лицами;
учету внутриведомственных и внутрихозяйственных расчетов;
банковским ссудам, кредиты, заем;
расчетам с государственным бюджетом;
другие виды учета.
Пример. Если установленный документооборот за месяц составляет 15 500 шт., то норматив численности работников по разделу «Учет денежных, расчетных и кредитных операций» составляет 10,1 человека.
Нормативы численности работников по разделу «Учет капитальных вложений и основных фондов» рассчитывается по формуле:
Нр = 0,007 ? Дб .
Виды учета представляют:
движение материальных ценностей и оборудования в разрезе мест хранения и объектов монтажа;
аналитический учет незавершенного строительства;
обработка документов, в том числе первичных документов, выписок банка, заполнение журналов-ордеров №№ 1-16;
составление бухгалтерской отчетности по капитальному строительству;
другие виды учета.
Пример. Если установленный документооборот за месяц составляет 4 000 шт., то норматив численности работников по разделу «Учет капитальных вложений и основных фондов» составляет 3,24 человека.
Нормативы численности работников по разделу «Учет налоговых расчетов и платежей» рассчитывается по формуле:
Нр = 0,0022 ?Дб.
Виды учета характеризуют работу по учету показателей:
нормируемые расходы;
доходы от реализации имущества, работ, услуг, прав;
расходы, связанные с реализацией имущества, работ, услуг, прав;
внереализационные доходы, внереализационные расходы;
расходы на оплату труда;
начисление всех видов налогов;
расчет налога на прибыль;
другие виды учета.
Пример. Если установленный документооборот за месяц составляет 7 000 шт., то норматив численности работников по разделу «Учет налоговых расчетов и платежей» составляет 4,95 человека.
Нормативы численности работников по разделу «Учет сводно-балансовых операций» рассчитывается по формуле:
Нр = 0,0016 ? Дб .
Виды учета:
журнал-ордер и ведомость по каждому счету;
журнал-ордер счетов по субконто;
синтетический учет по счетам;
отчеты по проводкам;
сводные проводки (шахматка);
оборотно-сальдовая ведомость по счетам (Главная книга);
составление баланса;
другие виды учета.
Пример. Если установленный документооборот за месяц составляет 7 500 шт., то норматив численности работников по разделу «Учет сводно-балансовых операций» составляет 6,09 человека.
Итоговая штатная численность работников, занятых бухгалтерским учетом и финансовой деятельностью в организации, определяется путем суммирования скорректированных нормативов численности по всем функциям. По итогам наших примеров штатная численность составит 92 человека без учета главного бухгалтера и его заместителей.

Несколько тысяч бухгалтеров школ, лицеев и детсадов лишатся работы из-за реформы Смольного. Их функции передадут специальным учреждениям.

Школы, лицеи, гимназии и детские сады лишатся своих бухгалтерий. Комитет финансов передаст их функции районным ГКУ в целях экономии бюджета. Георгий Полтавченко одобрил реформу. Главы бюджетных учреждений называют ее откатом системы образования на четверть века назад, когда школьные работники обивали пороги районных бухгалтерий для получения каждой справки или оплаты счета. Смольный обещает взять часть уволенных в районные учреждения, но они туда не торопятся.

Глава комитета финансов Алексей Корабельников написал губернатору Георгию Полтавченко письмо с просьбой «в целях повышения эффективности использования средств бюджета» разрешить передать функции бухгалтерского учета во всех подведомственных районным администрациям учреждениях — казенным бухгалтериям, которые есть в каждом районе. Помимо бухучета за ними предлагается закрепить составление бухгалтерской отчетности и планирование доходов и расходов.

«Результаты проведенного комитетом финансов анализа численности работников государственных учреждений... свидетельствуют о более эффективном использовании трудовых ресурсов при централизованной форме ведения бюджетного (бухгалтерского) учета», — говорится в письме.

Сейчас только в 1213 районных госучреждениях есть собственная бухгалтерия, их-то и предлагается упразднить.

«Согласен», — стоит виза губернатора Георгия Полтавченко.

В остальных 1565 бухгалтерские функции уже многие годы выполняют районные ГКУ. На них реформа никак не отразится.

В число районных госучреждений входят школы всех разновидностей (средние, детско-юношеские, с углубленным изучением определенных предметов и т. д.), гимназии, лицеи, подростково-молодежные клубы и детские сады. Письмо Корабельникова мгновенно разлетелось по этим образовательным организациям и вызвало беспокойство среди их руководителей и бухгалтеров.

В каждом учреждении работает в среднем 2 - 4 бухгалтера, в детсадах — один-два человека, в школах их число иногда достигает пяти. В ряде образовательных учреждений, например, есть бухгалтер по зарплате, бухгалтер по платным услугам, который занимается заключением договоров, учетом оплаты, выдачей квитанций, а также бухгалтер бассейна, который ведет учет и выдает платные абонементы (на плавание с обучением, на аквааэробику и проч.), ну и, соответственно, главный бухгалтер.

Реформа Смольного означает возможную потерю работы для 2 - 3 тысяч бухгалтеров. Но это не единственное обстоятельство, которое беспокоит бюджетных работников. Как рассказала «Фонтанке» директор расположенного в Приморском районе лицея № 64 Галина Иванова , упразднение бухгалтерий — серьезный шаг назад.

«До 1994 года все мы ходили в эти централизованные бухгалтерии. Сколько в школах направлений, столько в бухгалтериях и кабинетов — плановый отдел, налоговый, отдел платных услуг, социальной работы, госзаказа. В каждом отделе по нескольку человек, и за одним работником было закреплено несколько школ. Нам приходилось обходить все эти кабинеты, записываться на приемы, выклянчивать оплату каждого счета, обивать пороги, чтобы элементарно получить справку 2-НДФЛ. Еще посмотрят на тебя десять раз, перед тем как выполнить твою просьбу. Поэтому, естественно, мы против планов комитета финансов», — говорит она.

По словам Галины Ивановой, во многих школах за годы работы выработан «грамотный механизм финансово-хозяйственной деятельности», который экономит время педагогов, школьной администрации, повышает ответственность учреждения за каждый шаг. При этом в крупных серьезных школах, которые выполняют и перевыполняют госзадания, куда выстраивается очередь будущих первоклассников, работают профессионалы, экономисты-финансисты, чего нельзя сказать о сотрудниках районных бухгалтерий, говорит она.

«Это какое-то вредительство, или безграмотность, или безответственность, — я не понимаю. Нельзя допускать такого безобразия. Методы царя Гороха не должны воскреснуть. Сражайтесь за нас!» — отметила Иванова.

По мнению директора школы № 45 Ларисы Юшмановой (Приморский район) , вряд ли районные бухгалтерии смогут принять на обслуживание все школы и детсады. Для этого придется набирать дополнительных сотрудников, что по сути на бюджете города никак не отразится.

«Наше отношение к этим планам — отрицательное», — сказала она.

Бухгалтерам еще одного учреждения — одной из школ Красносельского района, работники которой просили не называть ее номер, — уже предложили перейти в районную бухгалтерию, но они туда не спешат, рассказал ее директор. «Там дурдом», — считает руководитель школы.

В упразднении бухгалтерий есть и другая проблема, говорит он: платные услуги, которые в некоторых школах до сих пор родители учеников оплачивали на счет учебного заведения, теперь будут падать в общий районный котел, из которого эти деньги будет уже не извлечь.

Руководитель школы написал в районную администрацию письмо с отказом упразднять бухгалтерию, после чего к нему незамедлительно пришла проверка и «перевернула бухгалтерию вверх дном». Если все же учреждение заставят перейти на обслуживание районной бухгалтерией, в школе все равно останется как минимум один бухгалтер, который будет выполнять роль посредника между школой и централизованной бухгалтерией. «Кто-то должен заниматься организацией питания, отчеты делать, горзаказ формировать», — пояснил он.

«Мы работаем потихоньку, все красиво и хорошо. У нас все учителя приходят в бухгалтерию: "Девочки, мне нужна справочка". — "Да ради бога". А что будет в районных бухгалтериях? Бумаги будут теряться, отношение к людям там будет совсем другое», — сказал директор.

На учительских форумах уже появилось письмо к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой отменить реформу . Его скачивают в школах и детсадах, подписывают и отправляют в Смольный. Как сообщил «Фонтанке» глава одного из крупнейших городских районов, он совместно с комитетом финансов будет смотреть, где бухгалтерии все же можно оставить. «Ко мне приходят директора школ. Часто говорят: вот хороший бухгалтер. Не вопрос. Будем просить комитет не упразднять», — рассказал чиновник.

Как пояснил «Фонтанке» сам Алексей Корабельников, экономическая действительность заставляет комитет настоятельно рекомендовать перевести бухгалтерии в ГКУ. Но если конкретное учреждение докажет, что сохранение бухгалтерии является целесообразной мерой, то все останется по-прежнему. Но каждый такой случай будет рассматриваться в отдельности. Если районные бухгалтерии не будут справляться с работой, туда устроят больше работников.

Бюджет школы на 500 - 700 учеников в среднем составляет 50 - 70 млн рублей в год. Доходы на 90% состоят из субсидии государства и на 10% — из внебюджетных источников. Есть школы, где доля внебюджета доходит до 50%, но это единичные случаи. Около 70% расходов — зарплаты и налоги, 20% — оплата электричества, воды и прочих коммунальных услуг, 10% — обучение сотрудников.

«В прошлом году при всех этих расходах у меня оставалось около 2 млн, в которых я была полностью свободна, — говорит директор одной из школ. — Их мы направляли на закупки, ремонт и так далее. В 2016 году свободных денег будет всего 37 тысяч рублей. Бюджеты школ в нынешнем году практически нулевые».

Один, два, три...
или О подсчете численности работников бухгалтерии

Бухгалтер&Закон 15.02.2010 – 21.02.2010, № 07 (38)

Конечно же, любой опытный главбух сможет, как говорят, для себя лично определить, сколько человек должно работать в бухгалтерии. Во всяком случае, сделать это можно после изучения деятельности предприятия, ее специфики, степени автоматизации учетных процессов и других вопросов.

Однако, как обосновать правильность полученных умственных заключений перед руководителем предприятия? Ведь именно он принимает решение о трудоустройстве и размерах денежного вознаграждения для каждого работника.

По мнению «Б&З» ,без упрямых фактов и конкретных цифр в данном случае просто не обойтись!

Итак, при подсчете численности бухгалтеров можно воспользоваться действующими (специальными) нормативами или разработать свои собственные.

Считаем, что пользоваться первым из указанных способов определения нормативов целесообразно предприятиям с наименьшими учетными особенностями. Если же деятельность предприятия достаточно специфическая, то для получения более точного результата имеет смысл воспользоваться вторым способом, а именно, разработать нормативы самостоятельно.

Действующие (специальные) нормативы

В действующем законодательстве существует специальный документ, посвященный подсчету численности работников бухгалтерского учета – Нормативы № 269.

Правда этот документ не зарегистрирован в Минюсте, а значит, он не имеет силы нормативно-правового акта и не обязателен к применению большинством предприятий. Иными словами, положения Нормативов № 269 в рассматриваемом случае имеют чисто рекомендательный характер.

Документ этот достаточно объемный, поэтому кратко остановимся лишь на самых важных, по нашему мнению, моментах.

Нормативы № 269 содержат нормы времени на выполнение работ по бухгалтерскому учету (раздел 1) и нормативы численности бухгалтеров предприятий (раздел 2).

В нормах времени приведены виды выполняемых работ, которые связаны с выполнением требований положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и Плана счетов.

При этом в нормах учтено время на подготовительно-завершительные работы, обслуживание рабочего места, отдых, включая физкультурные паузы и личные нужды.

Нормы определяются с учетом определенных факторов, путем применения поправочных коэффициентов (например, коэффициенты, учитывающие качество обрабатываемой документации, необходимость поверки документа, удельный вес работ, выполняемых при помощи электронно-вычислительной техники).

Нормативы № 269 содержат нормы времени на осуществление конкретных учетных операций, а именно учет:

Поступления, амортизации и выбытия основных средств и нематериальных активов;

Поступления и выбытия запасов;

Расходов на производство;

Готовой продукции;

Расчетов по оплате труда;

Денежных средств, расчетов и др.

Кроме того, в рассматриваемом документе содержатся нормы времени на составление форм финансовой отчетности предприятия.

Так, например, на оформление приобретения одного объекта основных средств (составления соответствующего акта) Нормативами № 269 отведено 9 минут; запасов (оформление карточки учета) – 12 минут; а на начисление заработной платы одному сотруднику (без учета времени на расчет начислений и удержаний налогов и страховых взносов) отведено 9 минут.

А вот составление, например, баланса предприятия (формы № 1) поставлено в прямую зависимость от общей численности работников предприятия. Если на предприятии числится 50 человек, то на составление этой формы должно уйти не более 2,5 часа, а если более 10 тыс. человек – не более 30 часов.

Нормативы численности представляют собой объемную таблицу, которая, собственно говоря, и содержит нормы численности бухгалтеров в зависимости от общей численности работающих на предприятии человек и количества самостоятельных структурных подразделений такого предприятия.

Вот упрощенный вариант (фрагмент) этой таблицы.

Таблица. Нормативная численность бухгалтеров, чел.

Общая численность работников,
тыс. чел.

Количество самостоятельных структурных подразделений, ед.

Обращаем внимание на то, что в Нормативах № 269 не учтена работа по ведению налогового учета и составлению налоговой отчетности, а также отчетности в Пенсионный фонд, фонды социального страхования, органы статистики и др. А это, как известно, очень даже внушительный объем работы. Само собой разумеется, что для ее выполнения потребуется дополнительная рабочая сила.

Специальные (собственные) нормативы

Как уже было сказано выше, если деятельность предприятия достаточно специфична, а значит, и работа, выполняемая бухгалтерией, имеет существенные особенности, то целесообразно разработать свои собственные нормативы.

Разработка таких нормативов может состоять из двух этапов.

Составление подробного списка работ, выполняемых каждым работником бухгалтерии.

За основу этого списка может быть взят перечень работ (учетных операций), перечисленных в Нормативах № 269.

При этом, также как и при определении численности по указанным Нормативам, в списке необходимо дополнительно учесть работы, связанные с ведением налогового учета и отчетности, составлением отчетности в Пенсионный фонд, фонды социального страхования, органы статистики и др.

Обращаем внимание, что львиную долю при ведении налогового учета и составления указанных видов отчетности, занимает работа по изучению действующего законодательства и, собственно, сама сдача отчетных форм (представление отчетности соответствующим органам).

Определение времени, которое затрачивается на выполнения каждого наименования работ.

На данном этапе определяется, сколько времени (в минутах, часах) необходимо бухгалтеру для выполнения каждого вида работ (операций) из составленного на первом этапе списка. Далее эти показатели умножаются на количество соответствующих операций, осуществляемых в соответствующем периоде. Исходя из полученного результата (времени) определяется количество работников бухгалтерии.

При определении времени, затрачиваемого на осуществление бухгалтерских работ, рекомендуем учитывать факторы (показатели), влияющие на их трудоемкость:

1. Сложность и запутанность действующего законодательства. Значительную часть рабочего времени бухгалтера занимает изучение действующих законов и подзаконных актов. Не секрет, что многие из них достаточно тяжелы для восприятия и понимания, а некоторые нормы даже противоречат друг другу. В действующие нормативно-правовые акты постоянно вносятся изменения или издаются новые документы. Чтобы разобраться во всем этом, бухгалтер должен приложить значительные умственные усилия и потратить немало времени.

2. Виды деятельности, осуществляемые предприятием. Чем больше видов деятельности, тем сложнее учет и на его ведение требуется больше времени. Ведь каждый из них регулируется разными нормативно-правовыми актами (отдельными нормами), а значит, имеет свои учетные особенности. Бухгалтеру предприятия, ведущего только один вид деятельности, работать значительно легче.

3. Количество сотрудников предприятия. Этот показатель влияет прежде всего на трудоемкость работы бухгалтера, на которого возложены обязанности по начислению заработной платы (осуществлению начислений и удержаний из нее обязательных платежей). Само собой разумеется, что чем больше работников, тем больше работы у такого бухгалтера.

4. Уровень автоматизации учета на предприятии. Уже давно ни для кого не является секретом то, что компьютерная техника и соответствующее программное обеспечение являются хорошими помощниками бухгалтера. Если они есть – то работать гораздо легче и быстрее, если нет, то работа может превратиться в настоящую пытку.

5. Другие факторы (количество: контрагентов и подразделений предприятия; объектов учета и др.). Чем больше их количество, тем большая нагрузка ложится на бухгалтерию.

И еще...

Выше были перечислены виды бухгалтерских работ (операций). Однако зачастую на работников бухгалтерии возлагаются обязанности, прямо не связанные с бухгалтерским и налоговым учетом (отчетностью).

Ярким примером обязанностей, не свойственных бухгалтерии, может являться ведение кадрового учета на предприятии, оформление государственной регистрации (ликвидации, реорганизации) предприятия, получение различного рода разрешений на ведение предпринимательской деятельности.

Само собой, если бухгалтеру приходится выполнять такие работы, то они также должны быть учтены при определении нормативов: как первым, так и вторым способом.

Правовой глоссарий:

1. Нормативы № 269 – Межотраслевые нормативы численности работников бухгалтерского учета, утвержденные приказом Минтруда Украины от 26.09.2003 г. № 269.