Традиции индийской свадьбы. Брачная ночь по расписанию

18.06.2019

Выбор партнера по браку

Величайшее событие в Индии - это бракосочетание. После свадьбы жизнь индуса меняется коренным образом: юность сменяется зрелостью. По традиции выбор супруга зависит не от жениха и невесты, а от интересов родителей. Некоторые родители уславливаются о браке ребенка уже при рождении, но большинство сговариваются позже. В прошлом, брачный возраст был очень мал. В Раджастане даже заключали браки между детьми младше пяти лет. По всей Индии было принято выдавать замуж девочек в возрасте 8 - 12 лет. Мальчиков тоже рано женили. Так, Махатма Ганди и первый президент Республики Индия Раджендра Прасад женились на своих ровесницах в 13 лет. Перепись 1921 года зафиксировала более 600 невест в возрасте от 1 до 12 месяцев. Узнав об этих данных, Ганди убедил юриста Хаар Биласа Шарду подготовить законопроект, препятствующий ранним бракам. Любопытно, что сам юрист был женат в возрасте 9 лет. "Закон Шарды", ограничивающий брачный возраст 14 годами для девочек и 18 для юношей, вступил в силу в 1929 году.


В 1955 году в Индии был принят закон, разрешающий вступать в брак по достижении 18 лет. В 1978 году в закон внесли поправку, допускающий брак мужчин с 21 года, а женщин - с 18 лет. Эти ограничения действуют и в настоящее время. Однако закон соблюдается лишь частично. Если члены высших каст и большинство горожан воздерживаются от ранних браков, стремясь дать детям образование, то деревенская беднота и члены низших каст продолжают заключать детские браки. Выдавая замуж дочерей в раннем возрасте, родители тем самым сокращают расходы на их содержание. Семья жениха, в свою очередь, приобретает бесплатную рабочую единицу в хозяйстве. В многодетных семьях родители в целях экономии стараются женить всех детей одновременно. Согласно обследованию 2007 года, 47% индианок выходят замуж до 18 лет. При этом 13% рожениц составляли девушки 17 и менее лет. Социальная помощь и пропаганда постепенно уменьшают число ранних браков, но медленно - сложившиеся традиции сильны, особенно, в деревне.

Ортодоксальный индуизм не запрещает полигамию: среди высоких каст многоженство было распространено. "Кама-сутра" (III - IV вв.) и последующие руководства по любви - "Ратирахасья" (XIII в.) и "Анангаранга" (XV в.), описывают многоженство и даже гаремы. "Кама-сутра" советует взять вторую жену в следующих случаях: "Другую жену берут, когда [первая жена] глупа, дурного нрава, несчастлива, не рожает детей, рожает одних лишь девочек или когда муж непостоянен. Пусть поэтому она с самого начала стремится избежать этого, выказывая преданность, добрый нрав и ум. Если же она не рожает детей, то пусть сама побуждает его взять другую жену. И будучи замещена [другою], пусть по мере сил старается доставить [новой жене] высшее положение по сравнению с собой. ... Когда же она замещена многими женами, то пусть объединяется с той, которая ей ближе". Состоятельные индусы нередко заводили по две жены вплоть до ХХ века. Эта практика прекратилось после принятия в 1955 году закона о браке, запрещающем многоженство.

По подходу к выбору невесты Индию можно подразделить на два обширных региона - индоарийский север и дравидоязычный юг. На севере ищут брачного союза с семьями, не связанными кровным родством. Брак кровных запрещен. Родители выбирают невесту для сына за пределами деревни и даже соседних деревень из семьи той же касты, не имеющей с ними кровных связей. В результате, жители одной деревни заключают брачные союзы с жителями сотни других деревень. После свадьбы молодая жена попадает в незнакомый дом, где никого не знает. Она одинока, ее родные и знакомые далеко, и она вынуждена подчиняться требованиям новой семьи. В Центральной Индии также преобладала североиндийская система брака, но в смягченном виде: иногда встречаются браки в одной деревне и часто вступают в брак жители соседних деревень. Допускается обмен братьев и сестер - сестра жениха выходит замуж за брата невесты.

В отличие от северян-индоариев, дравидская семья Южной Индии скрепляет браком уже сложившиеся родственные связи. Здесь нет деления родственников по крови и по брачным связям. Но браки на юге заключают внутри ограниченного круга семей, и все их члены являются кровными родственниками. На Юге распространены браки между двоюродными братьями и сестрами и даже между дядями и племянницами. Главное то, что семья, отдавая в другую семью невесту, ожидает ответной невесты, если не сейчас, то в следующем поколении. Цель таких браков создать небольшую, крепко спаянную группу родственников. После свадьбы молодая жена попадает в дом своей бабушки или тетки и ей уютно среди близких. Муж, чаще всего, двоюродный брат, которого она знала с детства. Бывает, конечно, что невеста покидает круг родственников (если среди них нет подходящего жениха), но и тогда ее положение лучше, чем в Северной Индии.

Поиски партнера для брака - непростая задача. Родители ищут жениха или невесту через знакомых или по объявлениям в газетах, где указаны религия, каста, образование, красота невесты (с намеком на размер приданого) и доходы жениха. В деревнях родители договариваюся о браке без участия жениха и невесты, те даже не видят друг друга. В городах, в культурных слоях общества, жених и невеста обмениваются фотографиями и им могут разрешить встретиться в присутствии родственников невесты. Все больше молодых людей с высшим образованием сами решают свою судьбу. Сегодня браки по любви допустимы в высших слоях общества, если жених и невеста принадлежат к одной или близкой по рангу касте и имеют сходный образовательный и профессиональный уровень. Совсем другое отношение родителей в случае брака их ребенка с человеком другой религии (особенно, мусульманином) и, тем более, низкой касты.

В Индии, особенно на севере, семья невесты считается как бы низшей по отношению к семье жениха и должна делать ей подарки на протяжении поколения, а то и двух. Главным подарком является, разумеется, приданое. Его размер оговаривают до свадьбы. В состав приданого входят не только ювелирные украшения. Изначально, в качестве приданого невеста приносила с собой все, что нужно для обустройства быта на новом месте: белье, посуду, предметы домашнего обихода. С конца ХХ века приданое невесты все чаще стали составлять деньги и ценные предметы бытовой техники: мотоциклы, автомобили и т.д. Иногда родители жениха настаивают, чтобы семья невесты оплатила стоимость его высшего образования и даже несколько лет будущих заработков. Нередко отношение к новобрачной в доме родителей мужа определяется размером приданого. Бывают случаи, когда родные невесты не в состоянии выплатить приданое, тогда требование приданого повторяется после свадьбы, и в случае проволочек или отказа, платье молодой жены может по "неосторожности" вспыхнуть, и сама она погибнуть. Подобные убийства редко расследуют. Впрочем, в подавляющем большинстве случаев, браки в Индии прочные и нередко счастливые, а свадьбы отличаются не только пышностью и красочностью, но имеют сакральное значение.

Индусы верят в то, что свадебный обряд связывает мужа и жену на семь следующих жизней, являясь одним из 16 санскар - важнейших жертвоприношений в жизни индуса. Огромное значение имеет здесь целомудрие. Женитьба на девушке, лишенной девственности, исключена, как совершенно бесполезная. Люди, заключающие подобного рода браки и их дети, попадают в категорию изгоев. Дело в том, что, согласано ведическими представлениями, женщина есть поле - кшетра , а мужчина - владелец поля - кшетрин . Первый, засеявший своим семенем поле, становится его владельцем и владельцем всего, что на нем когда-либо взойдет. Посему, если первым сеятелем поля был не ты, то и плоды (дети), рожденные этим полем, тебе не принадлежат, а ты всего лишь вор, засеявший чужое поле.

Помолвка и свадьба

Свадьбы в Индии любят справлять в феврале: в это время в стране весна, уже тепло и сухо, но еще нет изнуряющей жары. Свадьба состоит из досвадебных церемоний, самой свадьбы и послесвадебных ритуалов. Угощения, подаваемые в этот период, состоят исключительно из молочно-вегетарианских блюд. Употребление мяса, рыбы и яиц запрещены. Основные расходы по устроению свадьбы несут родители невесты. Первой церемонией является помолвка - тилак . В этой церемонии участвует мужская половина обеих семей. Отец невесты вместе с родственниками направляется в дом жениха, чтобы поставить на лоб жениха тилак (священный знак из кумкума - порошка красной куркумы или шафрана) в знак того, что его принимают как зятя. Сначала брахман , распевая мантры, проводит пуджу - ритуал поклонения богам. Затем брат невесты ставит тилак на лоб жениха и одаривает его подарками. Этот же ритуал выполняют все мужчины из семьи невесты. Семья жениха со своей стороны передает подарки невесте. Обычно во время помолвки жених надевает невесте на палец обручальное кольцо.

После помолвки наступает время подготовки к свадьбе, которое длится от одного до двух месяцев. Примерно за 15 дней до свадьбы проводится поклонение богу мудрости и благополучия - Ганеше (изображается в виде толстяка с головой слона). Ганешу просят устранить препятствия во время свадьбы. Оставшиеся дни до свадьбы семьи жениха и невесты будут поклоняться Ганеше. Следующим этапом является веселая церемония, предназначенная для женщин - Сангит. Семья невесты приглашает родственниц, которые собравшись вместе, под аккомпанемент деревянного барабанчика - дхолак , поют песни, посвящённые свадьбе и невесте. Во время веселья все женщины танцуют и поют, шутят, дразнят невесту, вспоминают свою юность и желают невесте благополучия в семейной жизни. Сангит оканчивается богатым угощением.

Затем наступает время Менди -- нанесение узоров на руки и ноги невесты хной. Церемонию проводят в доме невесты в присутствии родственников и подруг. По поверью, чем темнее узоры менди , тем сильнее будет любить свою жену будущий муж. Руки невесты должны быть расписаны по локоть. На правой ладони символически изображен жених, на левой - невеста. Среди узоров скрыты их имена: считается, что если жених в день свадьбы найдет свое имя на ладони невесты, их брак будет счастливым. Помимо рук невесте расписывают ступни. Церемония сопровождается пением и музыкой. По традиции, после замужества женщина не должна работать в доме, пока узоры не исчезнут. После проведения Менди невеста не выходит из дома до самой свадьбы. В день свадьбы или за день до нее проводят церемонию Халди, во время которой на лицо, руки и ноги невесты и жениха наносят пасту из куркумы, чтобы кожа сияла. В этот же день в домах жениха и невесты проводятобряд поминовения усопших предков.

В день свадьбы невеста одевает свадебное сари красного цвета на севере или зеленого у маратхов. На сари множество украшений - золотых нитей, бисера, страз, подвесок. Общий вес свадебного наряда может достигать 12 кг. Руки невесты украшены браслетами и кольцами. Ярко-красный цвет браслетов говорит о том, что девушка выходит замуж. Обряд бракосочетания совершается вечером в доме невесты, куда прибывает жених в сопровождении родственников и друзей. Раньше жених приезжал верхом на лошади или на слоне; теперь чаще используется автомобиль. На женихе праздничный наряд. На севере - это камзол шервани, украшенной золотым шитьем, узкие штаны чуридары, красный пояс и яркий тюрбан. На юге на женихе белое дхоти (набедренная повязка) и ангавастрам (накидка из легкой ткани). У ворот жениха встречает мать невесты. Она кланяется ему и ставит на его лоб тилак , защищающий от всякого зла. Жених следует к мандапу - шатру, украшенному нарядными тканями, листьями банана и цветами; в центре шатра горит жертвенный огонь. Там он ожидает невесту для проведения Вар Мала (Джай Мала) - церемонии обмена цветочными гирляндами.

Появляется невеста с цветочной гирляндой в руках. Стоя друг к другу лицом, под пение священных мантр, жених и невеста обмениваются гирляндами, что означает принятие ими друг друга как мужа и жены. Следуют другие ритуалы, проводимые в мандале. Одним из главных ритуалов является Канья Даан . Канья означает "девственница", а даан - "дар". Во время проведения Канья Даан отец невесты кладет правую руку своей дочери в правую руку жениха и под пение мантр совершает возлияние священными водами в их ладони, символизирующее передачу своей дочери жениху. Священный брак никогда не должен быть разрушен, поэтому брахман связывает конец сари невесты с поясом жениха в узел, который даже после свадьбы не должен быть развязан. Затем молодые, взявшись за руки, четыре раза должны обойти вокруг огня, горящего в центре мандапы. Обойдя огонь, они вместе делают семь шагов. Как и круги вокруг огня, каждый шаг имеет свой смысл, является клятвой.

Завершающим ритуалом свадебного обряда является Синдурдана, во время которого жених наносит на пробор невесты синдур -- красный порошок из киновари, что означает принятие им невесты как жены. А также дарит ей свадебное золотое ожерелье, символизирующее его любовь к ней. Затем молодожёны кормят друг друга сладостями, в знак того, что будут заботиться друг о друге. По окончании свадебной церемонии молодоженов благословляют брахман - пурохит , родители и близкие родственники. После завершения свадебного обряда всех ожидает богатое угощение. Празднование сопровождается песнями и танцами и длится всю ночь, а затем гости сопровождают молодых в дом мужа, где новобрачных ждут подарки и благословение. На следующий день устраивают прием родственников жены - принимают от них подарки, сажают за стол и празднование свадьбы продолжается.

Положение женщин

Индийская семья многочисленна - порой в доме живет до шестидесяти человек. Традиция отдает невестку в полную власть свекрови, а если девушка выходит замуж за младшего в семье, то на нее распространяется и власть старших невесток. Положение женщины еще недавно зависело от ее касты. В низших кастах женщины работают по найму вне дома; они независимы, могут разводиться и повторно выходить замуж. В высших кастах женщина не должна трудиться за плату и лишний раз появляться на людях. По мнению брахманов, ей следует быть послушной супругой, исполнительной невесткой и заботливой матерью. Она не может требовать развода, а овдовев, снова вступать в брак. Сейчас положение меняется: многие женщины из высших каст получают образование и идут работать. Соответственно, они позже выходят замуж. Ослаб и запрет на замужество вдов. Это ведет к постепенной эмансипации женщин из высших каст.

Еще в XIX веке в Индии был распространен обряд сати, когда вдовы сжигали себя в погребальном костре мужа. Как правило, сати совершали женщины из высших каст: особенно много самосожжений было в Раджастхане и Бенгалии. Изуверский обряд пытались запретить еще Великие Моголы, но побороть его (и то частично) смогли лишь англичане, начавшие вешать всех, кто содействовал самосожжению вдов. Известен ответ генерала Чарльза Непиэра на жалобу брахмана, недовольного тем, что британцы вмешиваются в традиции индусов. Сэр Чарльз тогда сказал:

"Пусть будет так. Сжигать вдов ваш обычай; готовьте погребальный костер. Но у моей нации тоже есть обычай. Когда мужчины сжигают женщину живьем, мы их вешаем и конфискуем имущество. Поэтому мои плотники построят виселицы, чтобы вешать всех, вовлеченных в гибель вдов. Давайте следовать - вы своим, а мы своим обычаям".

Несмотря на запреты, сначала британского, а затем индийского правительства, сати случаются и поныне. С 1947 года в Индии зафиксировано около 40 самосожжений, большинство приходится на район Шехавати штата Раджастхан. Против сати приняты жесткие меры, ставящие вне закона всех наблюдавших за ритуалом. Закон не делает различий между наблюдателями и подстрекателями - их равно признают виновными. Все же положение вдов в высших кастах остается тяжелым. Согласно древнеиндийским канонам, сразу после кремации умершего мужа вдова (видава) должна отправиться к пруду и смыть краску брака - синдур, со своего пробора, разломать свои браслеты и облачиться в белое траурное сари. Она никогда не должна снова надевать украшения, красивые наряды и придаваться веселью. В высших кастах к вдовам относятся пренебрежительно, особенно, если мужья умерли от болезни. Присутствие вдовы на празднованиях и торжествах нежелательно: считается, что за ней следуют несчастья. К участию в религиозных обрядах вдов не допускают.

Особенно жестко следуют обычаю безбрачия вдов в касте брахманов. Значительно лучше положение вдов в низших кастах, где им позволено повторно выходить замуж, и на Юге Индии, где женщинам вообще свободнее, чем на Севере. Женщины в южной Индии занимают в обществе примерно такое же положение, что и в Юго-Восточной Азии, тогда как северные области Индии сходны в этом плане с исламскими странами Ближнего Востока. Например, на севере страны принято закрывать лицо, а на юге лицо закрывают только мусульманки. Компенсация к индийской женщине приходит с возрастом. Если после свадьбы она выполняет домашнюю работу под критическим надзором свекрови, то после рождения ребенка ее статус повышается. По мере того как дети взрослеют и вступают в брак, она сама превращается в свекровь и главу домохозяйства, занимая место своей предшественницы. Во всех слоях индийского общества мать - символ любви и защиты, объект уважения и добрых чувств.

Дает интервью Валерий Кравцов из Латвии, который на днях выдал свою дочь за сына бывшего бедного крестьянина, а ныне - богатого индийского землевладельца:

Валерий Кравцов: - Свадьба в Индии - это какое-то безумие. Когда у индуса рождается дочка, он начинает копить на ее свадьбу. При этом дочку можно толком и не кормить, и не учить. Соберут кучу денег, грохнут все на свадьбу, и дочь потом может опять жить впроголодь и не учиться.

Юрий Алексеев: - А какой там порядок цен?

В Дели - дороже, чем в Москве. Я спрашивал спикера парламента Дели: а почему так дорого у вас? Он говорит: Валера, Москва - маленький город. А в Дели только сосчитанных жителей - 20 миллионов, плюс еще столько же несосчитанных. Плюс еще пригороды - там еще столько же. В Индии года три назад была перепись, они насчитали 1,2 миллиарда и бросили считать - надоело. Они же не ограничивают рождаемость, как китайцы.

- Где познакомились ваши молодые?

Они вместе учились в Англии, в Кардифе, в университете. Диана – на юриста, а Рахул – инженер-механик.

- Жену прокормит?

Ну, у них своя земля, он будет работать на себя, они строят доходные дома, сдают их в аренду. Они люди богатые, поскольку в Дели земля - самое ценное.

- Что это за плакат?

Когда мы ехали по Дели, я вдруг обнаружил такие плакаты в районе, где была свадьба. В Индии это общепринятая практика, не приглашение, а как бы информация, что такое событие состоится.

- А гости приходят по приглашениям или вся родня, кто узнал о событии?

Да, только по приглашениям. Они разослали их тысячи. И почтой, и курьерами…

Это первый обряд – обручение. В принципе, обручение должно пройти за год до свадьбы. Но так как мы – европейцы, нам сделали исключение, обручили всего за 10 дней до свадьбы.

Сагай - знакомство с семьей

Это следующий обряд – Сагай, за три дня до свадьбы. Его смысл – знакомство семей. Тут нас принимают в семью жениха – Соланки. На обряд приходят все мужчины рода, все важные деятели. Тут я в кругу индийских политиков. В Индии очень легко отличить политика. Если на человеке безрукавка коричневого цвета, это – член государственного парламента. А если безрукавка светлая – это член муниципального парламента.

- И они везде так ходят?

Да, видимо, они не так много вредят народу, что ходят безбоязненно в своей парламентской форме. А в чалме – старейшина 360 деревень, где проживает 4,2 млн. человек. Он, как я понял, старейшина в семье.

А здесь – часть моей новой семьи по мужской линии. Все в кадр не вошли, там еще справа – столько же. Передо мной в такой затрапезной шапочке – брахман. Он ведет обряд. А напротив, в сером костюме и кепочке, – самый старый мужчина в роду.

- А что там происходит?

В данный момент я одариваю жениха и его родню. По ритуалу нужно подарить одежду и еду (фрукты) близким родственникам. Потом все мужчинам рода – деньги.

- Всем?! Там же их сотни! Вы не разорились?

Нет, это чисто ритуальное дело, размер подарка в пересчете на наши деньги - около 5 латов. Но - каждому! Их там всего было где-то 250 человек.

- А как вы там понимали, что нужно делать? Знаете хинди?

Нет, конечно. Но вечером накануне к нам на квартиру приходил брахман, он провел инструктаж. Куда подойти, кому первому что дать, короче, всю процедуру расписал. Ну и по ходу помогал. А вообще у них все эти процедуры – несложные, все очень понятно, человечно и дружелюбно.

Но хоть и с улыбками, хоть и демократично, но вот это мероприятие - Сагай - и было самым серьезным и массовым. Именно здесь было 3,5 тысячи гостей. Оно считается даже важнее самой свадьбы. Тут на тебя смотрят все, поскольку ты претендуешь с ними породниться. От того, как ты войдешь в семью, зависит, как будет относиться семья к невесте. Более того: как я понял, на Сагае могут и не принять в семью.

- А на что больше-то всего смотрели?

Будете смеяться, все очень пристально смотрели на мой значок на лацкане – такой маленький красный значок "Центра согласия", я его в суете забыл отстегнуть от парадного костюма. У индусов даже самая маленькая деталь всегда несет особый смысл. Так меня все спрашивали: это орден? Я отвечал: да, это – Орден Согласия! (Смеется.)

- Вас там о чем-то спрашивали, экзаменовали?

Нет, но очень внимательно рассматривали подарки, их все даже переписали и сфотографировали.

- А что в этот момент делают женщины?

Там за павильоном накрыты столы, женщины развлекаются с гостями. Но невесты нет, невесту никто не должен видеть до свадьбы. И жена моя тоже не поехала – испугалась. Уж больно мероприятие серьезное: оно начинается в 12 дня и заканчивается в 10 вечера. Честно сказать, я сам смог продержаться только до пяти. Когда закончилась «официальная часть», я поехал домой.

Ночь хны - девичник и мальчишник

Это за день до свадьбы – так называемая «Ночь хны». В чем фишка: всем женщинам разрисовывают руки, а невесте еще и ноги:

Это чисто молодежное мероприятие, девичник и мальчишник. Обычно девчонки гуляют отдельно, мальчишки – отдельно, но нам, как европейцам, их совместили.

Вот такие узоры из хны. Считается, чем ярче получается узор, чем дольше он не сходит – тем лучше будут отношения между невестой и свекровью. Хна держится примерно месяц.

- Такой сложный рисунок… Это же сколько времени расписывают?

Примерно час. Невесту расписывают два художника, работают очень быстро. Узор имеет смысл. Скажем, у семьи Соланки на родовом гербе два павлина, потому на ногах они их изобразили. А остальные женщины наносят себе небольшие узоры:

Это расписанные женщины. Слева направо: география - Шанхай, Брюссель, Лиепая (моя вторая дочь), Санкт-Петербург, Лиепая (моя жена). Остальные - подруги невесты.

Вот так выглядит свежий рисунок. Женщины должны сидеть не шевелясь два часа и сохнуть.

А пока женщины сохнут, мужчины отмокают…

Свадебный городок

А это - центральный вход в свадебный городок. Там строится целый город для одной свадьбы.

Это - ложи для старейшин…

А это - центральный шатер для членов семьи. Он весь драпирован тканью, мне сказали, что ткани пошло – 23 километра!

- 23 километра! А вы не интересовались, во сколько им это все вылилось?

Ну как не интересовался? Я даже участвовал в расходах, но потянул только небольшую часть. Сколько – не скажу, не буду пугать нашу маленькую Латвию.

- А внизу – это ковер?

Нет, трава! И эта трава – чуть ли не самое дорогое на всей свадьбе. В самом Дели такой кусок свободной земли стоит бешеные деньги. И те, кто владеет такой землей – истинные богачи. Они сдают ее в аренду под свадьбы и имеют бешеные деньги. За сезон на таком куске они зарабатывают 8 млн. фунтов.

А это - специальный павильон только для поздравлений, осыпания молодых лепестками цветов и фотографирования. Фотопавильон по-нашему.

А это - крытый павильон в ожидании гостей.

Сама свадьба

По традиции жених на белой кобылице едет на встречу с невестой. Именно на кобылице – это олицетворяет доминирование мужского над женским.

Перед женихом танцуют мужчины семьи, призывая опомниться – не делай этого! Танцуют часа два, чтобы хорошенько подумал. Даже деньги предлагают, чтобы не женился.

А это - встреча жениха женщинами невесты. По центру – будущая теща, слева в голубом – моя вторая дочь, дальше – моя мама. Справа – подруги невесты.

Будущая теща рисует на лбу жениху красную точку – принадлежность к индуизму. И прилепляет на эту точку несколько рисинок – такой аналог русского «хлеб-соль». И вручает блюдо, на котором разные кушанья, символизирующие изобилие.

- А там еще спички лежат – это тоже имеет смысл?

Да, жених потом передает чашу брахману, который этими спичками зажигает как бы семейный очаг.

Жених готов, ждет невесту.

Теперь ведем невесту к жениху. Слева в смокинге – мой младший сын.

- А где вы брали сари для женщин?

Ой, это интересно. Нас родственники жениха спросили: вы хотите быть в европейском или в сари? Мои женщины – смелые, захотели в сари. Остальные не осмелились и потом пожалели. Потому что всем сари подарили, а к сари, оказывается, еще и драгоценности прилагаются – их им тоже подарили. (Смеется.)

Невеста готова! Шесть килограммов украшений – фамильные драгоценности. Эти драгоценности переходят от матери жениха из рода в род. Они старинные, золото у них не наше, оно – чистое, такое желтое, тусклое и мягкое. Сари на невесте – тоже целое состояние, вся вышивка сложнейшая, ручной работы.

- А нос ей тоже прокололи?

Нет, это прищеплено. Кстати, насчет драгоценностей. Часть их – настоящие, а часть заменили на бижутерию. То есть подарили настоящие, но когда обряжали на свадьбу – самые дорогие заменили «подделками». Они объяснили, что слишком дорогие вещи надевать в публичное место просто опасно. Они сразу говорили: вот это лучше не надевайте, вот это можно надевать, а это – нужно надевать. Там свой какой-то протокол.

А вот соединение «хрупкой Европы и могучей Индии». Тут их свели, они надели друг на друга гирлянды из живых цветов – и дальше пошел процесс фотографирования. Часа три - друг с другом, с гостями, прием подарков. Но они еще не муж и жена. Самого обряда еще не было, это как бы их «первое знакомство».

Фото с родителями жениха

А это - соединение отцов жениха и невесты - Рамеша Соланки и Валерия Кравцова.

- У отца жениха в руке – кошелек?

Точно! Он так и ходил с ним, без конца открывая и расплачиваясь то с тем, то с другим. Он был главный распорядитель. Более того, он очень часто подзывал меня и давал мне какую-то сумму и говорил: надо дать тому или тому. Опять же - по свадебному протоколу.

- Валерий, признайтесь, вы себя не чувствовали там бедным родственником ?

Да я и понял, что по их понятиям, мы – нищие. Меня спасло то, что я год отсидел в Сейме. И меня всем представляли как экс-члена парламента. А для них член парламента – это практически живой бог. Они же меряют на свою страну, с полутора миллиардами населения… Мое дело было молчать и делать важный вид. (Смеется.)

А вот уже сам обряд. Молодые дают семь клятв друг другу, три клятвы - жених и четыре - невеста. Три клятвы – как бы стандартные, как и у нас: быть верным, не оставлять в беде и прочее. А дополнительная, четвертая клятва невесты – замечательная. Звучит она примерно так: «Я никогда себе не позволю кричать на мужа при людях» . Нашим женщинам тоже бы такую клятву неплохо ввести. (Смеется.)

А вот это – самый важный момент. Отец жениха снял золотой перстень, отдал жениху, тот зачерпнул перстнем красную краску и наносит невесте на пробор.
Пробор в волосах, окрашенный красной краской, означает – женщина замужняя. Именно в этот момент она становится его женой.

- А кстати, дочка на хинди-то говорит?

Уже немного говорит, у нее это пятый язык. Выучит, ей языки, в отличие от меня, даются легко. Жить-то она будет теперь в Дели.

А это - брахман их связал, и они семь раз обходят очаг. Три круга ведет невеста и четыре круга - жених.

Свадебный обряд закончился, жених с невестой опять пошли в свой «фотопавильон», а старейшины, брахман (который в коричневой шапочке), папа жениха и мы – садимся, и нас начинают одаривать. На Сагае одаривали мы, а тут – нас. Дарят те самые украшения, которые сказали, что не надо надевать.

- Вы хоть их как-то оценивали?

Да когда? Не до того было. Я коробками принял и коробками сдал дочке.

А вот гости закусывают. Эта часть стола - вегетарианская. Интересно, что у нас по традиции жених с невестой – во главе стола, все гости вокруг них, а в Индии - совершенно по-другому. Для гостей построен целый город, они там едят, пьют, развлекаются, а жених с невестой – в одном углу, родители – в другом, их никто и не видит, и не беспокоит. Честно сказать, мне понравилось – не надо скакать тамадой.

- Вам, кстати, на вкус как индийская пища пошла?

Она достаточно простая, крестьянская, почти как латышская. У нас серый горох, а у них любимые бобы – дал, которые они готовят в разных модификациях. Конечно, у них там все остро – даже мороженое бывает с перцем и чай с перцем… В жару это идет. Главное – не пить их воду. А если честно, пока я наверх их овощей вискарика не налью, мой желудок на индийской вегетарианской еде не работает.

- На русский желудок лучше – водочка…

Конечно, но я всю водку, которую привез, раздарил.

- Свадьба, как я понял, была безалкогольная, традиционная. А сами-то они в гражданской жизни употребляют?

Очень мало. У индусов нет к алкоголю сопротивляемости, как у нас, северных народов. Им два глотка – и они с катушек слетают. Несколько раз выпили – и в алкоголизм… Так что им лучше не пить вообще.

Это уже свадьба закончилась, молодых сажают в машину, но невесту в первую брачную ночь в дом мужа сопровождают брат и сестра. Молодые в первую ночь вместе не спят, с молодой женой рядом находятся ее близкие родственники. В эту ночь задача жены – познакомиться с домом мужа. Раньше по традиции невеста не могла до свадьбы вообще входить в дом будущего мужа.

На следующий день молодую жену родственники забирают и привозят в дом ее родителей, где она должна рассказать, что видела в доме мужа. И уже на вторую ночь молодую жену муж забирает к себе окончательно.

А это – улица семьи Соланки в Дели, примерно 25 домов. Улица закрывается воротами, у ворот стоят охранники с ружьями, а на ночь даже сторожевых собак спускают.

Видео улицы:

Камни Индии – изумруды, рубины… К свадьбе это не относится, но меня на форуме ИМХОклуба просили рассказать про камни. Мы были у семьи ювелиров, которая обслуживает семью Соланки. Когда они показывали эти сокровища, сзади меня стоял такой маленький индус с огромной «аркебузой» - ствол диаметром сантиметра четыре. (Смеется.)

- А про семью, с которой породнились, подробности узнали? Как разбогатели?

На российской военной технике.

20 лет назад Россия поставляла в Индию много военной техники, а папа жениха был тогда простым крестьянином. Но он какой-то волею судеб попал на аэродром работать механиком по обслуживанию МиГов. Прошел какие-то курсы обычного механика. Но по тем временам крестьяне жили в полной нищете, а механик получал приличные деньги – для деревни просто фантастические. И он умно ими распорядился – начал скупать землю. И если честно, даже перестарался. Он ее скупил слишком много, и когда Дели расширился до их деревни, правительство даже не смогло у него выкупить всю землю. Оно часть земли отобрало – выкупило за копейки, а часть земли у него осталась. И эта земля сейчас – огромное состояние. Но началось это состояние именно с российской военной техники.

И последнее: слоны, куда же без них в Индии?

Вот, например, наши предки девственности особого значения не придавали. Ничего стыдного в добрачных отношениях они не видели, более того, имел место так называемый пробный брак. Жених и могли пожить какое-то время вместе, что бы понять, подходят ли они друг другу. Даже девушка с ребенком могла быть невестой, в чем-то даже более желанной, чем бездетная, в этом случае доподлинно известно - женщина может родить. И эти традиции не удалось изжить даже во времена христианства.

Тем не менее, первая брачная ночь все равно считалась чем-то особенным и сопровождалась определенными обрядами. Молодых закрывали в отдельном помещении, но не оставляли в покое. Всю ночь вокруг ходили разнообразные родственники и подначивали жениха, давали советы, шутили… И естественно, что в такой обстановке жениху немудрено и сплоховать. На этот случай ему давалось еще две попытки. Если и на третий раз молодой муж не справлялся, ему находили временную замену: старшего родственника, крестного или самого почетного гостя.

Существуют и еще более удивительные традиции.

В Европе в века имело место право первой брачной ночи. Невеста проводила ее не с законным супругом, а с сюзереном. Ученые приводят разные возможные причины появления такого обычая. В частности считалось, что с лишением девственности связанна определенная опасность, что восходит к обычаю отдавать девственность божествам. И более опытный сюзерен оберегал таким образом своих подданных. Быть может, зарождался обычай именно так, но со временем он выродился в удовлетворение собственной похоти. Так от непривлекательных невест сюзерен вполне мог , а с красивыми девушками это правило выполнялось неукоснительно.

В некоторых племенах Африки жених в первую брачную ночь выбивал невесте два передних зуба. А в некоторых страна (на Филиппинах или в Мексике) в первую брачную ночь, а то и несколько ночей, новобрачные воздерживались от , так как на свадебном пиру употребляют . В других странах, кстати, в том числе на Руси, наоборот, новобрачным запрещалось принимать хмельные напитки.

А в других племенах той же Африки девочек лишали девственности еще до начала месячных, причем делать это должен был абсолютно посторонний человек. Чаще всего какой-нибудь путешественник, проходящий через деревню. Если же к первым месячным девушка оставалась девственницей, это считалось позором, и она вполне могла остаться старой девой.

В Самоа первая брачная ночь проходит в доме невесты, в окружении спящих родственников. И пройти она должна в полном молчании, чтобы никто не проснулся. Иначе страстного жениха поколотят. Мужчины, кстати, имея это ввиду, мажутся перед свиданием маслом: так и вырваться легче и побои переносить.

Интересный обычай в племени Бахту, Центральная Африка. Там вместо молодожены занимаются совсем другим делом: они вступают в схватку. И бьются до самого рассвета, после чего расходятся по родительским домам, отсыпаться. Ведь следующую ночь их снова ждет бой. И так до тех пор, пока молодые не почувствуют, что исчерпали всю злобу друг на друга на годы вперед. Иногда такие бои затягивались на неделю. И крайне редко, но все-таки случались смертельные исходы.

А самые странные обычаи, связанные со свадьбой и первой брачной ночью, у Наяров, племени в одном из штатов Индии. То есть сама свадьба и первая брачная ночь (а точнее целых три ночи) мало чем отличаются от свадеб других местных племен. Но у всех народов свадьба – это начало совместной жизни. В этом же племени на четвертый день муж покидает жену и далее каждый из них живет собственной жизнью, с кем хочет и как хочет. И меняет любовников так, как ему удобно. А за родившихся у женщины детей отвечает очередной любовник, до тех пор, пока и его не сменят.

Вот так разнообразно относятся к столь важному событию в жизни в разных странах и у разных народов.

Финалом любого свадебного торжества является первая брачная ночь. В настоящее время, первая ночь молодоженов стала условностью, не имеющая никакой ценности. Сейчас считается нормой, когда секс у новобрачных происходит далеко до свадьбы.

А ведь когда-то первая брачная ночь сопровождалась целым ритуалом, отличающимся у каждого народа. Предлагаем заглянуть на страницы истории и вспомнить обычаи первой брачной ночи.

КАК ПРОХОДИЛА ПЕРВАЯ БРАЧНАЯ НОЧЬ В ЕВРОПЕ

В средние века в странах Европы существовала традиция, по которой невеста должна была провести ночь не с мужем, а с феодалом. Историки приводят разные аргументы по поводу появления такого обычая. Одни утверждали, что лишение девственности – это опасная процедура, подвластная только божествам, а феодал брал на себя полную ответственность за происходящее и оберегал супругов от гнева богов.

Другие сетовали на удовлетворение своих сексуальных потребностей и желание быть выше всех, ведь от некрасивых невест феодал мог легко отказаться, а с красивыми девушками это правило выполнялось всегда. Правда, в конце XVI века в Швейцарии отказались от такого обычая, а в Германии его заменили на выкуп.

СЕКС В ПЕРВУЮ БРАЧНУЮ НОЧЬ В АФРИКЕ

В некоторых племенах Африки в первую брачную ночь было принято выбивать девушке два передних зуба. Это символизировало замужество – что-то вроде обручального кольца. Замужние женщины не стыдились своей беззубой улыбки и демонстрировали ее всем, в то время как незамужние – прикрывали рты.

В Самоа первая брачная ночь должна была обязательно пройти в кругу спящих родственников невесты. Только новобрачные должны заниматься любовью бесшумно, чтобы никто не проснулся. В противном случае, мужчину ждала серьезная выволочка от родственников. Именно поэтому, многие мужчины Самоа перед первой брачной ночью смазывают тело маслом: так вырываться легче и не так больно переносятся побои.

Секс в первую брачную ночь в Северной Африке предполагал поочередное совокупление невесты с гостями на свадьбе. Каждый гость должен был подарить невесте особенный подарок.

Существовали племена, в которых было принято лишать девочек девственности в совсем юном возрасте – до начала месячных. Это должен был сделать абсолютно посторонний человек. Чаще всего им оказывался путешественник, проходящий через деревню. Если во время начала месячных девочка оставалась девственницей, это считалось настоящим позором, она могла никогда не выйти замуж.

В племени Бахту, что находится в Центральной Африке, вместо секса в первую брачную ночь новобрачные должны были биться до рассвета, а потом расходиться по родительским домам и отсыпаться. Странный, конечно, обычай, но у каждого народа свои тараканы в голове. В следующую ночь молодожены снова вступали в схватку. И так продолжалось до тех пор, пока они не выплеснут всю ненависть друг на друга на годы вперед. Иногда такие бои заканчивались смертельным исходом.

У некоторых африканских народностей была традиция по осуществлению акта дефлорации при помощи специальных инструментов. Такая мини-операция проводилась самыми старыми женщинами.

Иногда эту процедуру заменяли на естественную, но лишить девственности девушку должен был не супруг, а отец или старший брат жениха, а также жрец или старейшина.

В племени арунто лишить девушку девственности должны были друзья будущего мужа. Мужчина выбирал двоих-троих приятелей, те похищали невесту и каждый из них занимался с ней сексом. Когда девушка лишится невинности, к ней в дом в плоть до самой свадьбы, мог прийти любой желающий и заняться с ней сексом, дабы снять пробу с новоиспеченной женщины.

КАК ПРОИСХОДИТ ПЕРВАЯ БРАЧНАЯ НОЧЬ У МУСУЛЬМАН

Первая брачная ночь у мусульман практически не изменилась с древних времен. У большинства мусульман существует по сей день обычай демонстрировать родственникам жениха простыню, на которой новобрачные занимались сексом. Пятна крови свидетельствовали о невинности невесты, если их не было – девушку считали порочной, это был позор всей семье. В настоящее время, это правило соблюдается только в некоторых регионах.

Перед первой брачной ночью мусульмане должны соблюсти ряд обычаев:

  • Первая брачная ночь у мусульман проходит только после того, как невеста перевезет в дом супруга все необходимые вещи. Приданное для девочки начинают собирать с малых лет, у нее должно быть не менее 40-одеял и подушек. Постельные принадлежности должны быть украшены и сшиты собственноручно (некоторые принадлежности покупать не запрещается)
  • Прежде чем приступить к близости, мужчина должен положить руку на голову жены, похвалить ее, сказать несколько ласковых слов и закончить речь фразой «Именем Аллаха». Затем, молодожены читают две ритуальные молитвы, после чего, мужчина читает еще одну молитву, в которой просит благословить Аллаха на совместную жизнь и в случае развода помочь им сохранить дружеские отношения.
  • Мужчина обязательно должен преподнести супруге множество сладостей и вкусных напитков. Обязательными продуктами на столе считались мед и молоко. Супруг должен быть мягким и нежным при общении с женой, расположить ее к себе, поговорить. Непристойные интимные отношения запрещены Кораном. Женщине нельзя отталкивать мужчину, ведь это могло привести к печальным последствиям. Также новоиспеченная жена не должна быть равнодушной и холодной.
  • Утром, после первой брачной ночи, супруги проводят ритуал омовения и приступают к приему пищи. Часто накрывают стол и приглашают родственников.

КАК ПРОХОДИТ ПЕРВАЯ БРАЧНАЯ НОЧЬ У ЧЕЧЕНЦЕВ

У чеченцев первая брачная ночь проходит на третий день свадьбы. Для совершения ритуала, мужчина надевал специальный костюм, который предварительно был ему подарен родственниками невесты. В это время женщина должна быть готовой в спальне, куда ее приводят замужние подруги.

Перед интимной близостью, мужчина должен открыть Коран и помолиться Аллаху, потом закрыть книгу плотным полотном и приступить к лишению невинности супруги. Если супруги не были знакомы до свадьбы, половой акт не является обязательным условием в первую брачную ночь, они должны сначала познакомиться.

В комнате, где спят молодожены не должно быть никого, даже животных.

ПЕРВАЯ БРАЧНАЯ НОЧЬ У МУСУЛЬМАН В ДАГЕСТАНЕ

У дагестанцев первая брачная ночь проходит по-особенному: ее превращают в обряд единоборства. Мужчина будет достоин женщины только в случае выигрыша. Невесту готовят к поединку с самого детства, а в первую брачную ночь брили голову, смазывали открытые участки кожи жиром, надевали одежду со множеством узлов, стягивали спецодежду шнуром, который должен сохранить девственность.

В комнату, где проходил бой никому нельзя заходить, можно было только подслушивать и подглядывать. По древним обычаям парень обязан был победить девушку и бой продолжался до победного.

Если бой проходил слишком долго, невесту уговаривали сдаться, специально не давали ей пить и есть, зато делали все для жениха.

Чем быстрее мужчина развяжет все узелки на спецодежде, тем быстрее он сможет овладеть женой. Бой проходил без оружия, а телесные повреждения наносить не возбранялось.

КАК ПРОХОДИТ ПЕРВАЯ БРАЧНАЯ НОЧЬ У ЦЫГАН

Цыгане, конечно, не самая чистая на руку нация, но свои традиции они соблюдают испокон веков. Первая брачная ночь у цыган называется «Выносом чести» и считается самым главным обрядом на свадьбе. Невеста должна хранить девственность до свадьбы, в противном случае, она опозорит свою семью. Молодожены вместе с тремя уважаемыми дамами из обеих семей идут в отдельную комнату, где проверяют невинности невесты.

Секс молодоженов проходит без свидетелей, но жених обязан вынести покрывало со следами девственной крови.

По другой версии, три дамы лишают девушку невинности, с помощью простыни, намотанной на палец, чтобы молодожены не смогли сфальсифицировать девственность невесты. Есть еще одна версия первой брачной ночи у цыган – жених с невестой должны совершить первый половой акт на банкетном столе в присутствии гостей. Когда невинность девушки доказана, дамы кладут простынь со следами на поднос, осыпают ее красными лентами и выносят к гостям. Красные ленточки раздают родне жениха за определенную плату. После обряда невесту переодевают в красное платье, заплетают ей косы и снимают фату.

ПЕРВАЯ БРАЧНАЯ НОЧЬ НА РУСИ

Во времена Древней Руси добрачные отношения не возбранялись – это было повсеместным явлением. Некоторые молодые люди успевали пожить друг с другом да брака, а иногда обзаводились детьми. В некоторых поселениях был распространен «пробный брак», по нашему гражданский. Молодые люди жили вместе, делили быт, рожали первенца, а уже потом могли пожениться, если не раздумали.

Некоторые традиции Руси были похожи на варварские. На свадьбе каждый мужчина мог пощупать и облапать невесту так, как это должно было происходить во время брачной ночи. Невесту даже могли раздеть на свадьбе до нижней рубашки, чтобы продемонстрировать весь сок. Когда свадьба подходила к концу, молодые уединялись в отдельной комнате, а гости подслушивали и подглядывали под дверью, чтобы молодожены были заняты друг другом, а не сном.

Секс должен был продолжаться до утра, чему способствовали гости – они орали частушки с сексуальным подтекстом и всячески подстегивали молодых. Утром жених с невестой предоставляли доказательства лишения невинности. Если у жениха ничего не получилось, он мог повторить попытку еще два раза, если и тогда не справился со своей обязанностью, жениха заменяли на более опытного мужчину. В некоторых деревнях было принято проводить первую брачную ночь вместе со старшими братьями жениха, которые приходили на помощь неопытному жениху в случае чего.

Как мы видим, первая брачная ночь во многих странах предполагала лишения девушки девственности, если девушка была порочна до свадьбы, ее семья была опозорена, а нерадивую невесту могли вернуть родителям. Правда, сейчас любой гинеколог скажет, что во время первого полового акта крови может и не быть, ровно так же как и боли, поскольку девственная плева у всех разная.

Фото Shutterstock

Это красочное во всех смыслах мероприятие порой напоминает не свадебную церемонию, а какой-то грандиозный светско-религиозный праздник. Ритуалов и обрядов множество, а древние обычаи индийцев и ноты этикета соблюдаются неукоснительно. Но самое главное то, что разновидностей свадебных церемоний настолько много, что потеряться в них несведущему человеку проще простого. Причем отличаются свадьбы друг от друга кардинально. Все потому, что в каждой индийской касте, в каждом религиозном ответвлении, да что там — чуть ли не в каждом штате этой поистине экзотической страны свои неписанные законы проведения молодоженами и гостями свадебного «досуга». В тематику некоторых свадеб в Индии входят сладости, яйца и деньги — символы «сладкой» жизни, удачи и процветания. А вот свадебная церемония Хинди не обойдется без местных ритуалов изгнания злых духов. Согласно обычаям, либо отец жениха или его братья осыплют молодоженов лепестками цветов; вокруг их голов трижды пронесут кокос; на время всей церемонии наденут на жениха тюрбан с вуалью из цветов, покрывающей его лицо (интересно, что невеста при этом остается без «защиты»). Да и первая брачная ночь в разных районах Индии будет существенно отличаться. Произойти главное «действо» может либо сразу после клятв верности, либо только после того, как невеста проведет ночь в доме представительницы касты жрецов (где она якобы приобщится к судьбе женщины, чья жизнь пройдет в благочестии и семейном счастье). А может быть и так: в свою первую брачную ночь молодая пара должна надеть специальные украшения лечь спать, а между супругами укладывалась палка из дерева удумбара, которая изображала бога Вишвавасу. И только через 3 дня молодые могли провести настоящую первую брачную ночь. Словом, удивительное рядом. Причем в индийских свадьбах удивительного столько… Но, все по порядку.

На любой «вкус»

Фото Shutterstock

Из всего множества разновидностей индийских свадеб выделяют 8 основных. Интересно, что самый наименее распространенный из них — это свадьба-гандхарва, когда молодые вступают в брак по своей инициативе, не спрашивая разрешения у взрослых. Причем во многих индийских штатах «это» и за брак-то не считают. У «бракосочетания» есть свои варианты. Так, к примеру, по одной из разновидностей, обязательно в один из храмовых праздников юноша опаивает возлюбленную хмельным настоем, который передает через ее кормилицу. Девушка выпивает его и, пьяная и веселая, приходит в заранее оговоренное место, где отдается любимому. Вот и все — брак заключен! Вариант пайшача предусматривает то, что «жених» овладевает «невестой» во сне. И снова тут замешана развратная кормилица. Третья разновидность (ракшаса) самая дикая: юноша нападает на девушку во время прогулки в самом неожиданном месте. Неудачно вышедшая на променад, похищенная оказывается в полной власти «жениха».
А чтобы обиженные таким неуважением к собственному мнению родители не смогли расторгнуть гандхарва, проводится специальный обряд, в ходе которого огню приносят в жертву священную траву куша.
А есть еще и особенные, ритуальные свадьбы, где невеста выступает в качестве некоего товара за отпущение грехов. Так, при свадьбе-брахма девушку вручают жениху со специальными украшениями, а перед этим совершают ритуальные возлияния воды. Родившийся от такого брака сын очищает своим рождением по 12 предков и потомков с обеих сторон. При свадьбе-дайва невесту дарят жрецу. Родившийся сын очистит по 10 предков и потомков с каждой стороны. В традиции арша жених покупает себе невесту за быка и корову. Родившийся сын очистит по 8 предков и потомков с каждой стороны. Причем, если жених хотел только сыновей, то он держал невесту только за большой палец руки, а если был не прочь обзавестись и дочерьми, то мог взять всю руку.

Как и договаривались

Фото Shutterstock

Но нормальный бак в Индии — это брак «по предварительной договоренности». Все полностью зависит от решения родителей жениха, которые подыскивают подходящую невесту для своего сына и договариваются с ее родителями о будущем брачном союзе. От девушки не зависит абсолютно ничего. Во многих районах Южной Индии даже церемонии обручения не существует. Просто родители жениха и невесты изучают гороскопы молодых. Только в том случае если «карта легла», родители невесты приглашают будущих родственников на смотрины. Неимоверно повезло девушкам из Западной Бенгалии. Ведь там невеста может познакомиться с будущим мужем даже до свадьбы, причем увидеть жениха можно целых два раза! Все потому, что после предварительной договоренности между родителями, по традиции, организуются две встречи молодых (ашир-вад), сначала в доме невесты, а затем в доме жениха.

Свадьба «по-крупному»

Фото Shutterstock

В обеспеченных семьях все свадьбы существенно бьют по карману и обходятся от 5000 до 20000 рупий. Особенно дорого жениться в штате Пенджаб. И дело не только в том, что, снова же согласно традициям, на торжество приглашают 700−800 гостей, а за невестой полагается большое приданое. Просто родители молодых все время устраивают своеобразные соревнования, стараясь перещеголять друг друга в щедрости и богатстве.
Обычно между помолвкой (если таковая вообще предусмотрена обычаем) и свадьбой проходят 1−2 месяца, во время которых родители невесты собирают приданое дочери: множество сари на все случаи жизни, украшения и кухонную утварь. За четыре дня до свадьбы съезжаются все родственники невесты. Два дня до свадьбы, пока дом украшают фольгой, гирляндами цветов и разноцветных лампочек, невеста никуда не выходит. А в день торжества жениху и невесте нельзя есть вплоть до начала церемонии.
В доме жениха девушки из числа родственниц исполняют свадебные танцы и песни (так что индийские «мюзиклы» — отнюдь не преувеличение, индийцы действительно постоянно поют и танцуют). Затем совершается ритуал «гайе холуд» — обряд восхваления желтого цвета, который ассоциируется с солнцем и служит символом верности. Церемония напоминает праздник красок «холи»: сначала все красят себе лбы, а потом обсыпают друг друга желтым порошком. Невесту же одевают в ярко-красное сари, а на руках у нее обязательно ярко-красные браслеты, означающие, что девушка выходит замуж. Она будет носить эти браслеты еще месяц после свадьбы. К вечеру верхом на лошади прибывает жених, в одежде с золотым шитьем, подпоясанный огненным кушаком и с ярким тюрбаном на голове. Позади на разукрашенной лошадке скачет мальчик-дружка («маленький жених») в таком же наряде. Процессию обычно сопровождают музыканты, а «пожелтевшие» после «гайе холуд» гости поют и танцуют прямо по дороге. Жениха встречают отец и дядя невесты. Причем ни одна женщина из дома не должна попасться на пути будущего мужа. А у самых ворот младший брат невесты моет жениху ноги и целует его, что означает: будущие зять и шурин породнились.

Жених становится на специальный плоский камень и ждет, когда несколько человек вынесут в деревянном паланкине невесту. Семь раз носильщики обходят вокруг жениха, а затем молодые смотрят друг другу в глаза. Взгляд этот называется «шубхо дришти» — самый первый взгляд. И, что печально, иногда он действительно первый в жизни невесты.

После ужина молодых ведут в «веди» — маленький храм, специально построенный для совершения обряда: 5 бамбуковых палок, покрытых тентом. Украшен он по углам четырьмя пальмами и цветами. В центре его горит огонь. После того, как молодые, взявшись за руки, обходят его 7 раз, они становятся законными супругами. Причем все это время жених и невеста привязаны друг к другу: конец ее сари к его кушаку. Потом мужа укладывают спать в отдельной комнате, а жена остается в своей девической спальне. Родственники мужа отправляются ночевать к себе домой. Утром молодую жену все в том же свадебном наряде уводят в дом мужа. Теперь она придет в гости к родителям только через месяц. «Гуляют» свадьбу 3 дня.

По другой традиции, вместо храма, сооружают навес-пандал, украшенный цветами, гирляндами из кокосов и бананов и разноцветными огнями. В центре пандала устанавливают большую чашу, до краев наполненную рисом, поверх которого лежит цветок кокосовой пальмы, а вокруг чаши зажигают огни — все вместе это символизирует счастье. Жениха проводят в пандал и сажают возле чаши с рисом. Появляется невеста в сопровождении матери, родственников и друзей, и под звуки свадебной мелодии надевает ему на шею цветочную гирлянду и получает от будущего мужа такую же. Затем жених дарит невесте золотую цепочку (или специальное ожерелье), которую она отныне будет носить до конца своих дней. А еще невесты всех штатов, кроме южных, выкрашивают пробор и ставят на лбу знак замужества.

Продешевить — не страшно?

Фото Shutterstock

На самом севере Индии живет племя нандхари. Свадьба здесь стоит 1 рупию и 25 пайсов (примерно 16 копеек). Одиночных свадеб у нандхари не бывает, поэтому «брачуются» сразу 30−50 пар новобрачных. Ритуал венчания начинается рано утром под открытым небом. Женихи и невесты с ног до головы одеты в белое. Сначала выходят женихи и торжественно рассаживаются на циновках из рисовой соломы. Затем подходят к суженым невесты. Причем те из них, которые до свадьбы ни разу не видели будущего мужа, определяют его по фотографии, которую получили от родителей. Священник поочередно подходит к парам и наливает «святую» воду в пригоршню каждой невесте и каждому жениху. Молодые должны сразу же ее выпить. Затем священник разжигает огонь и произносит молитвы, время от времени подливая масло специальной ложечкой.
Затем все пары поднимаются, и женихи привязывают концы своих кушаков к концам шарфов невест, а в узел жених вкладывает плату за свадьбу. Пары образуют круг и 5 раз обходят огонь. Потом все садятся в том же порядке, как и в начале церемонии, а священник обходит их, развязывая концы шарфов и вынимая спрятанные деньги. По окончании свадьбы невеста отправляется в дом мужа, где живет не менее недели, и только потом ей будет дозволено нанести визит родителям.

Во власти символов

Многочисленные ювелирные украшения на молодых — дань символике. Ведь для свадьбы обычно готовят специальные изделия. Например, для невесты — брачное ожерелье «тали» или «мангель-сутра», которое во время свадебной церемонии жених наденет ей на шею. Женщина будет носить «тали» всю жизнь, если, конечно, не овдовеет.

Горькая доля

Фото Shutterstock

Пережить брачную церемонию с незнакомым мужчиной — всего лишь полбеды. Самой страшное — жизнь в семье мужа, которая зачастую состоит из его родителей, их женатых сыновей с женами и детьми, неженатых сыновей и незамужних дочерей — порой в доме живет до шестидесяти человек. Традиция отдает невестку в полную власть свекрови, а если девушка выходит замуж за младшего в семье, то на нее распространяется и власть старших невесток. Женщина главная в доме. Даже свой заработок все мужчины в семье отдают матери, а та определяет, на что и как надо тратить деньги. Если свекровь не балует невестку подарками, последняя должна обходиться теми вещами, что привезла из родного дома или получила в подарок на свадьбу. Если свекровь не считает нужным привлекать невестку к обсуждению бюджета семьи, к вопросам воспитания и обучения ее детей, невестка будет жить как бесплатная прислуга, проводя свои дни у очага, детской кровати, за стиркой, мытьем посуды, полностью лишенная права голоса. Найдет родня мужа нужным отослать детей к каким-нибудь родственникам — отошлют. Найдут нужным взять для мужа вторую жену — возьмут. Словом — полное бесправие.

Вот такая она, эта экзотическая культура, удивительная семейная жизнь и такая разная индийская свадьба!