Общий, совместный и коллективный труд

10.07.2019

Министерство сельского хозяйства и продовольствия

Бурятский Республиканский Педагогический колледж

Кафедра Д.О.

РЕФЕРАТ

Тема: «Организация коллективного

труда в детском саду»

Выполнил: студентка 21 группы

Туманина М.

Проверил: Нимбуева С. Н.

г. Улан-Удэ

2002 год

План

  1. Коллективный труд детей. . . . . . 3 стр.
  2. Распределение работы. . . . . . . 3 стр.
  3. Труд всех детей группы. . . . . . . 6 стр.
  4. Методика руководства трудом детей. . . . 6 стр.
  5. Выполнение задания. . . . . . 6 стр.
  6. Обсуждение результатов трудовой деятельности. . . 7 стр.
  7. Литература. . . . . . . . 9 стр.

1. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД ДЕТЕЙ

На протяжении года от возраста к возрасту поручения и дежурства усложняются. Так, уже во второй младшей группе, опираясь на сформированные умения детей, воспитатель переходит от индивидуальных поручений к поручениям, в которых одновременно принимают участие несколько детей (т. е. к труду «рядом»), а в старшей группе те же поручения усложняются тем, что их содержание становится гораздо большим по объему и одновременно требования к самоорганизации возрастают: детям предоставляется большая самостоятельность в процессе работы, при ее организации. Такого рода усложнения имеют целью не столько увеличение объема работы, сколько выдвижение более сложных воспитательных задач.

Чтобы разобраться в сути возможных усложнений, следует рассмотреть особенности форм организации труда с точки зрения объединения детей в труде. Когда происходит объединение их в коллектив? Что служит средством для этого объединения? Какие задачи наиболее успешно решаются при том или ином объединении детей? Для выяснения этого вопроса перейдем к рассмотрению различных случаев объединения участников в процессе труда, обратившись к конкретным примерам.

Воспитатель предлагает всем детям вместе приготовить печенье, посадить лук, постирать кукольное белье (число детей может быть самым различным: от 2—3 до 6—7, а в старших группах и больше). Каждый из детей получает конкретное задание, например: получает кусочек теста, раскатывает его и вырезает формочкой печенья или берет несколько луковиц, получает указание от воспитателя, на какой дорожке, обозначенной линией, ему сажать, и приступает к работе и т. д.

Дети работают «рядом». Но когда процесс труда подходит к концу, воспитатель объединяет результаты всех в один общий итог. Это дает возможность ему обратить внимание на преимущество коллективного труда: каждый потрудился немножко, а вместе выполнили много работы. Это наиболее простое объединение, здесь объединяются только результаты. Но, ставя эту задачу, воспитатель в процессе труда разъясняет детям: «Надо стараться не отставать от других. Не следует заставлять товарищей ждать». А учитывая возможности и уровень навыков того или иного ребенка, он предусмотрит такой объем труда для каждого, чтобы все выполнили работу примерно в одно время.

Такая форма объединения является переходной от труда «рядом» к коллективному труду.

По мере накопления опыта участия в труде и овладения детьми навыками, а также усвоения правил организации собственной трудовой деятельности, роста в формировании некоторых начал трудолюбия (т. е. по мере решения выдвигаемых ранее задач воспитания) педагог начинает переходить к более сложным задачам. Важное значение имеет формирование у детей начал коллективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, общим результатам труда и т. п.

Эти задачи наиболее успешно решаются в совместном труде детей. В детском саду чаще используют два вида коллективного труда: труд общий и труд совместный.

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОТЫ

При организации коллективного труда воспитатель осуществляет руководство детьми во время распределения ими работы между собой. Следует подчеркнуть, что воспитатель и сам мог бы назначить каждого ребенка на определенный участок работы, но тогда вся деятельность по распределению, которая побуждает детей вступать в общение, уступать друг другу, договариваться между собой, не будет использована в полной мере. Более того, такое руководство не обеспечит формирование, умений у детей самостоятельно осуществлять эту деятельность. Следует отметить, что с точки зрения получения результата Совершенно безразлично, кто какие задания будет выполнять. Но воспитатель в первую очередь заботится о решении задачи формирования начал коллективизма, и потому его методы направлены на решение именно воспитательных задач. Ему становится небезразлично, кто какую часть работы будет выполнять и с кем вместе. В процессе распределения общего дела он решает несколько задач:

учитывает трудоемкость разных работ, с тем чтобы у каждого ребенка оказался примерно одинаковый объем, чтобы все дети в одно время закончили свои задания;

организует труд детей так, чтобы каждый ребенок упражнялся во всех видах труда, выполняемых группой;

продумывает расстановку детей таким образом, чтобы рядом с нерешительным ребенком оказался самостоятельный, уверенный, рядом с неумелым — умелый и т. д.;

учитывает задачи воспитания, которые следует решать по отношению к отдельным детям: так, если ребенок недостаточно доброжелателен, объединяет его с внимательным, спокойным сверстником.

С точки зрения детей, есть более и менее интересные дела. Одни предпочитают иногда ту работу, навыками выполнения которой они владеют в большей мере; других привлекает в труде новизна отдельных поручений, и они стремятся получить это задание; третьих пугает сложность каких-либо заданий, и они отказываются их выполнять и т. д.

Поэтому при самостоятельном распределении работы, если дети не имеют достаточного опыта этой деятельности под руководством педагога, между ними могут возникать споры и конфликты. Перед педагогом стоит задача научить детей договариваться между собой. И потому, распределяя работу, воспитатель обстоятельно рассказывает о том, почему он дает именно такое задание. Тогда ребенок принимает задание не как приказ воспитателя, его волю, а как справедливое решение педагога, учитывающего в равной мере интересы всех детей. Педагог разъясняет детям, что, когда работают вместе, всегда заранее договариваются, кто какое дело будет выполнять, распределяют работу справедливо, поровну, уступают друг другу, чтобы самое интересное выполнять по очереди. Тогда не будет никому обидно. А каждое дело по-своему интересно.

Распределение труда между членами группы может стать по мере накопления опыта самостоятельной деятельностью детей. В этом случае дети получают возможность самостоятельно упражняться в поступках, соответствующих положительному отношению к товарищам. Воспитательные задачи будут состоять в том, чтобы научить детей учитывать интересы друг друга, уступать товарищам, разрешать возникающие недоразумения, убеждать друг друга, кому следует отдать предпочтение при решении того или иного спорного вопроса.

Дети могут самостоятельно распределять работу между собой внутри своей группки. Педагогу следует только напомнить им о необходимости договориться перед началом работы и предоставить им возможность осуществить самостоятельно эту деятельность.

С какими же трудностями встречаются дети при решении этого вопроса и какие методические приемы следует использовать воспитателю, чтобы помочь им справиться с этими трудностями?

Покажем на конкретных примерах.

Детям дано задание вымыть растения в уголке природы.

Вася. Я буду обливать цветы из лейки.

Клава. А я буду приносить их и относить обратно.

Мила. Тогда мне остается вытирать подоконники и рамы.

Заметим, что в приведенном примере каждый ребенок выбирает для себя дело, руководствуясь, с одной стороны, общим объемом входящих в задание операций, а с другой стороны, учитывая то, что уже выбрали для себя его товарищи. Тогда не возникает никаких недоразумений. Однако не всегда распределение проходит так гладко.

Детям дано задание посеять овес. Они распределяют работу так:

Кира. Я буду насыпать землю в коробочки и просеивать ее.

Леня. И я тоже.

Валя. Я тоже хочу насыпать.

Галя. А кто будет сажать? Ну, ладно, тогда я.

Андрюша. Я буду складывать коробочки в ящик и поливать.

В данном примере дети выбирают для себя дело, руководствуясь собственным желанием либо довольствуясь тем, что осталось.

Конечно, само задание позволяет сделать такой выбор. Но при подобном распределении неминуемо будут возникать частые остановки в деятельности некоторых детей. Так, если трое будут наполнять коробочки землей, то один ребенок (в приведенном примере - Галя) не сумеет успеть за ними и в работе Андрюши возникнет остановка.

Чтобы не допустить такого положения, педагог обращает внимание детей на неправильность их распределения с точки зрения учета одинакового объема работы для каждого участника. Она разъясняет детям: «Дети, вы втроем захотели насыпать землю в коробочки. А Галя одна будет сажать овес. Разве она успеет за вами? Разве дела у всех поровну? Нет. И товарищи так не поступают. Надо распределять дело так, чтобы у всех его было поровну. Поэтому вам надо по-другому договориться: кто-то должен вместе с Галей сажать овес».

Воспитатель вводит правила, регулирующие взаимоотношения между детьми: как следует поступить, чтобы было поровну, по-товарищески, справедливо. Именно эта сторона его деятельности имеет непосредственное отношение к воспитанию положительных взаимоотношений между детьми.

Следует отметить, что детям, оказывается, очень трудно при распределении учесть именно трудоемкость операций, поэтому воспитатель и сам приводит примеры распределения с учетом этого, и предварительно, до распределения работы беседует с детьми. Так, обращаясь к детям, которым поручено совместно изготовить санки для кукол, он говорит: «Дети, вы научились мастерить санки, умеете выполнять это дело вместе: один распиливает доски, другой зачищает края шкуркой, а третий и четвертый прибивают планки. Оказалось, что первый гораздо дольше пилит доску, чем второй зачищает края шкуркой, потому что отпилить гораздо труднее. Давайте попробуем так разделить работу, чтобы у каждого дела оказалось поровну, чтобы никто не задерживал друг друга и никто не ждал. Для этого лучше мы поручим двоим распиливать доски». Так воспитатель учит детей учитывать трудоемкость операций.

Умение распределять работу между товарищами по звену формируется у детей неравномерно: одни дети распределяют работу, другие соглашаются или не соглашаются с ними. Нередко инициаторы выбирают для себя наиболее интересные дела. Например, Юра, обращаясь к детям, заявляет: «Чур, я буду мыть растения. Никто не занимайте моего места. Вы (Наташе и Ире) принесите горшки с цветами, а ты (Сереже) вытирай пыль».

Дети не спорят с Юрой, соглашаются с его распределением. Однако не всегда это происходит так гладко. Поставим перед собой вопросы: а если кто-либо из детей захочет выполнять дело, уже выбранное другим ребенком? А если Юра всегда оказывается в роли распределяющего и никогда не уступает товарищам? Как следует поступать педагогу? Чему надо научить детей? Как следует решать, кто должен уступить, а кто занять наиболее интересное место? В таких ситуациях оказывается, что знаний о способах разделения труда на ряд операций у детей еще недостаточно.

Как разрешить возникающий спор между детьми? И воспитатель убеждает: «Кто-то должен уступить, согласиться выполнять другое дело. Хороший товарищ всегда готов уступить желанию друга. Зато в следующий раз вы должны уступить ему. Тогда и вы поступите по-товарищески. Научитесь уважать друг друга. Надо по очереди выполнять те или иные дела. Тогда каждый из вас научится все делать, а всякое дело важное, нужное и по-своему интересное».

Упражнения детей в самостоятельном распределении работы помогают им на конкретных поступках в собственной практике понять, что такое справедливое распределение дел, как следует поступать в коллективе сверстников, согласовывать свои желания с желаниями других детей. Они учатся в зависимости от ситуации уступать, сдерживать свои желания, убеждать товарищей в своей правоте или своем праве на то или иное дело, используют в качестве средств воздействия на товарищей правила поведения в коллективе.

Постепенно меняется и характер воздействий педагога: от прямых указаний, непосредственного разрешения возникающих ситуаций он переходит к иным приемам руководства: контролирует, напоминает, обсуждает с детьми, насколько справедливы они были друг к другу, в процессе распределения, сумели мирно договориться, кто из них был особенно внимателен к просьбам товарищей, учитывал их желания и пр.

Такое подробное изложение всех вопросов распределения работы не говорит о том, что вся эта деятельность занимает значительное время. Ведь воспитатель начинает приучать детей к самостоятельному распределению работы еще тогда, когда он поручает небольшой группе детей относительно несложное общее дело: вымыть растения, протереть стеллаж с игрушками, прополоть грядку с луком и пр. Постепенно, внося нужные правила, педагог может достичь того, что уже в старшей группе у детей можно сформировать первые самые элементарные умения. Тогда, организуя работу всех детей одновременно, он сможет опираться на эти умения и предоставлять детям больше самостоятельности.

3. ТРУД ВСЕХ ДЕТЕЙ ГРУППЫ

В старшей и подготовительной к школе группах детского сада систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы. Эту возможность представляют такие виды труда, как уборка групповой комнаты пли участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформление зала или групповой комнаты к празднику и др., обусловленные конкретными условиями детского сада, наличием участков, цветников, огородов и пр.

Чтобы в коллективном труде могли принять участие все дети одновременно и воспитатель мог осуществлять руководство их работой, необходимо учесть ряд условий.

Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе. Это особенно важно учесть воспитателю старшей группы, ибо нередко в средней группе дети не систематически объединяются для общего труда в небольшие коллективы (из 5—7 участников).

Целесообразно делить детей на несколько работающих групп, Объединение внутри группы достигается предложением каждому какой-либо общей работы (например, одна группа стирает кукольное белье, другая приводит в порядок террасу, третья вскапывает песок в песочном дворике). Число звеньев не следует увеличивать больше двух—четырех, ибо воспитателю приходится распределять свое внимание между ними, что представляет известные трудности.

Для повышения интереса к выполнению разного рода дел может быть рекомендована организация в группе «мастерской добрых дел», которая будет выполнять разнообразные «заказы», поступающие от других групп: ремонтировать книги для малышей, приводить в порядок одежду для кукол. Такая мастерская работает в часы, предназначенные для коллективной работы.

Руководя коллективным трудом детей, воспитатель фактически решает две основные задачи: он направляет усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели, своевременное окончание работы, более качественное выполнение, т. е. руководит самим процессом трудовой деятельности. В то же время педагог осуществляет большую воспитательную работу: способствует проявлению у детей внимания друг к другу в процессе труда, организует взаимопомощь, формирует положительные взаимоотношения и т. д.

Рассмотрим, как в коллективном труде решаются разные воспитательные задачки и какие методические приемы могут быть применены.

В организации коллективного труда детей выделяются три последовательных этапа: распределение предстоящей работы между участниками, процесс выполнения задания детьми, об суждение результатов трудовой деятельности. Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых требует своеобразных методов руководства детьми.

4. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА КОЛЛЕКТИВНЫМ ТРУДОМ ДЕТЕЙ

Определив примерную последовательность в усложнении форм организации труда в разных возрастных группах, раскроем некоторые вопросы методического руководства детской деятельностью, имеющей коллективный характер.

Воспитатель, руководя коллективным трудом детей, одновременно решает две основные задачи. Он направляет усилия каждого ребенка на достижение общей цели, обращает внимание на затруднения, на своевременное окончание работы, т. е. руководит самим процессом трудовой (продуктивной) деятельности. В то же время педагог формирует положительные взаимоотношения между детьми, организует взаимопомощь и т.д.

В организации коллективного труда детей (общего или совместного) выделяются три последовательных этапа: распределение работы между участниками, процесс выполнения задания, обсуждение результатов трудовой деятельности. Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых требует своеобразных методов руководства.

5. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ

Работа, которую будут выполнять дети, должна представляться им как важная, нужная. В этом случае им будет понятна необходимость ее выполнения, ответственного отношения к ней. Воспитатель разъясняет пользу этого труда.

В процессе коллективной групповой деятельности детей воспитатель ставит своей основной задачей формирование представлений о коллективном характере труда, его значимости, а также положительных взаимоотношениях между детьми в процессе труда. Он всячески подчеркивает преимущества коллективного труда, опираясь на ситуации, возникающие то в одном, то в другом объединении детей, например: «Как дружно работают эти дети. Советуются друг с другом, не отвлекаются. Потому и работа у них спорится, быстро идет к концу. И кубики блестят, как новые». Воспитатель, оценивая качество работы детей, подчеркивает моральную сторону их поведения, благодаря которой и качество становится высоким.

В другой ситуации воспитатель, предупреждая возможную ошибку в качестве работы, переносит ее последствия в план оценки деятельности детей и их отношения к порученному делу. Более того, он вводит понятие: товарищей нельзя подводить; на конкретном примере из деятельности самих детей подводит их к пониманию этой нормы: «Не торопись ставить растения на подоконники, а то с них стечет вода, подоконники снова станут мокрыми и тогда ты подведешь своих товарищем, ведь они так старались, вытирая подоконник, а им сделают замечание, что они неаккуратно работали».

Воспитатель, опираясь на конкретные примеры поступков детей, оценивает нравственные проявления, отношение к товарищам, к порученному делу. В процессе труда он внимательно присматривается к взаимоотношениям, которые складываются между детьми, регулирует возникающие недоразумения, побуждает к проявлению товарищества, ответственности и т. д.

Немаловажной задачей является также умение воспитателя координировать работу между звеньями, с тем чтобы все примерно в одно время закончили работу. Наблюдая за деятельностью детей, он может заметить, что какое-либо звено задерживается или может выполнить порученное дело раньше. Выходы из такого положения могут быть различными, но в любом из них следует подчеркнуть необходимость взаимовыручки: «Вы молодцы, уже закончили свое дело. Я знаю, что сейчас вы не откажитесь помочь товарищам. Ведь стыдно стоять в стороне, когда товарищам трудно». Воспитателю важно не только пригласить детей в помощь, но и организовать ее, предупредить возможное проявление у кого-либо из них своего превосходства, осуждения тех, кто еще не справился со своим делом. Поэтому он разъясняет, почему некоторые дети не справились с работой: «Как много оказалось у них дела! Гораздо больше, чем у всех остальных. Им надо помочь, так будет по-товарищески».

Однако не всегда воспитатель присоединяет детей, закончивших работу, к тем, кто еще не справился с заданием. В том случае, если он видит необходимость дать последним возможность самим довести ее до конца, он дополняет объем работы первых. Например, если дети подклеивают коробки, напоминает, что есть еще несколько, требующих ремонта, если убирают стеллаж, предлагает вытереть и вешалки для полотенец и т. д.

В процессе работы воспитатель старается вызвать у детей радость от участия в общем труде: «Как интересно работать вот так, всем вместе! Все стараются, помогают друг другу».

6. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

По окончании работы воспитатель обсуждает итоги. Его задача состоит в том, чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективного труда. Обращаясь к детям, он задает им вопросы: «Что мы с вами успели сделать? Как изменилась после уборки наша группа?» Дети перечисляют выполненную работу (отремонтировали книги, игрушки, убрали полки, переодели кукол и др.). Воспитатель с удовлетворением отмечает, что, работая вместе и дружно, дети сделали много хороших дел. Оценивая качество работы, он приводит в пример настойчивых, старательных детей, тщательно выполняющих свое дело. Вместе с тем выражает уверенность в том, что каждый может работать так же хорошо.

При обсуждении итогов коллективного труда воспитатель отмечает такие поступки, как стремление помочь товарищу.

Например: «Шура выполнила свою работу, но не пошла играть, а решила помочь Любе. Она увидела, что Любе одной неудобно подклеивать уголки у коробки, и помогла ей». Или: «Митя хорошо поступил: он отдал свой фартук Лене, которая мыла кубики и без фартука могла испачкать платье. Он правильно решил, что расставлять игрушки можно и без фартука». Воспитатель побуждает детей к активному обсуждению поступков своих товарищей.

Наряду с обсуждением положительных примеров необходимо привлекать внимание детей к недостаткам: «Света тщательно промыла растения, поливая их из лейки, быстро работала, не отвлекаясь, но делала все небрежно: то себе на ноги налила воду, то пролила ее на пол, пришлось пол вытирать. Коля хорошо работал, но брался за многие дела: и растения переносил, и листья протирал, поэтому торопился, делал все небрежно, разбил горшочек». Воспитатель указывает на недостатки в работе детей в мягкой, доброжелательной форме, выражая уверенность в том, что дети поняли свои ошибки. Обсуждение работы детей занимает не более 8—10 минут, но оно имеет большое воспитательное значение. Зная, что работа каждого будет обсуждаться сверстниками, дети начинают активнее трудиться, контролировать свои действия. Они стараются напомнить товарищам по труду о качестве работы, оказать помощь, если потребуется.

Литература

  1. Нечаева В. Г. - «Воспитание дошкольника в труде», М. Просвещение, 1974 г
  2. Буре Р. С. - «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду», М. Просвещение, 1987 г.
  3. Ядешко В. И., Сахина В. А. - «Дошкольная педагогика». Раздел: «Задачи трудового воспитания в детском саду». М. Просвещение, 1978 г.

Формы и виды трудовой деятельности детей дошкольного возраста

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Дежурства ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужны для коллектива. что позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

Если поручения и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе, и дети достигли определенных успехов, становится возможным перейти к более сложной форме - общему, совместному, коллективному труду.

Объединяет эти виды труда общественно направленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех. Различия же заключаются в условиях для закрепления и воспитания коллективных взаимоотношений.

Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно. При подобной форме организации работы каждый ребенок имеет свой участок и отвечает только за себя. Даже если одинаковое задание дается двум детям, все равно каждый выполняет его отдельно.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде, -- единая. При такой форме организации повышается чувство ответственности за общее дело. Между детьми устанавливаются деловые взаимоотношения. Разрыв в цепочке происходит, если кто-то нарушает общий темп работы. И тогда дети начинают самостоятельно регулировать взаимодействие.

Наконец, коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. При этом воспитатель заранее планирует ситуации, которые будут «провоцировать» детей к установлению взаимоотношений.

Итак, не каждый общий и даже не каждый совместный труд - коллективный. Но каждый коллективный труд -- общий и совместный.

Общий труд возможен уже в средней группе дошкольного учреждения, совместный и коллективный - в старшей и подготовительной к школе. Поэтому в рамках данной работы рассмотрим подробно организацию совместного труда в старшей группе детского сада.

Организация совместного труда

В условиях совместной деятельности каждый из детей выполняет только одну операцию, входящую в общий процесс труда. Так, во время уборки территории один ребенок подметает участок, другой собирает мусор и складывает его на тачку, третий увозит с участка. Здесь налицо и взаимосвязь между участниками, взаимозависимость.

Однако дети дошкольного возраста очень часто принимают свое задание как отдельное, не осознают свою зависимость от других детей.

Поэтому важно, чтобы воспитатель представил работу каждого ребенка как часть общего задания, помог детям осознать, что они все вместе отвечают за результат.

В процессе совместной деятельности бывают в работе тормозы. Причиной этого может быть прежде всего то, что дети работают в разном темпе. Дети по-разному могут реагировать на вынужденную остановку: либо пассивно ждать (в ряде случаев переключаясь на другую деятельность), либо активно воздействовать, входя в разнообразные контакты с участниками: выполнять работу за отстающего, воздействовать на него, советуя, помогая, предъявляя претензии, и пр.

Часто, не учитывая причин задержки, дети могут быть несправедливыми к товарищам, а претензии их необоснованными. Это может привести к ссорам, спорам, обидам друг на друга. Воспитатель в связи с этим должен пристально наблюдать за деятельностью детей: регулируя возникающие ситуации, он помогает детям осознавать причины затруднений, находить правильные решения, способствуя тем самым формированию положительных взаимоотношений между ними.

Рассмотрим, какими приемами пользуется воспитатель для регулирования детского труда и налаживания взаимоотношений между участниками.

Перерывы в совместной деятельности детей могут возникать из-за того, что дети, распределяя задание между собой, не учли трудоемкости операций. И это обнаружилось только в ходе работы, в момент остановки в деятельности кого-либо из участников.

Воспитатель, разъясняя детям причину остановки, дает совет, как наладить работу так, чтобы никто не простаивал, чтобы задание у каждого участника оказалось примерно, одинаковым. Он обосновывает правильность такого распределения с точки зрения проявления положительных взаимоотношений: «Товарищи всегда распределяют работу поровну, нужно быть справедливым, видя затруднения своих друзей».

Если же задание у кого-либо оказалось менее трудоемким, воспитатель помогает ребенку найти дополнительное дело, опять-таки мотивируя с позиции общего дела: «Неинтересно и неправильно стоять в стороне и ждать, когда другие работают. Общее задание нужно выполнять вместе, помогая друг другу».

Педагог советует ребенку, чем он может заняться, увеличивая тем самым объем его работы (например, ребенок не только переносит вымытые растения, но и протирает подоконники).

В организации трудовой деятельности детей старших групп детского сада часто используется такой прием воздействия на детей, как соревнование на скорость выполнения работы. Это не всегда верно, так как в этих условиях у дошкольников часто появляется отрицательное отношение к товарищам по звену, из-за которых им приходится проигрывать. Они отказываются работать с медлительными детьми, проявляют нетерпение, раздражительность, обижают их. Все это не способствует формированию положительных взаимоотношений между детьми группы.

Но соревнование может возникать по инициативе самих детей, поэтому необходимо постоянно разъяснять им, что работу следует выполнять хорошо и только при этом условии можно соревноваться.

Срывы в совместной деятельности могут быть связаны и с тем, если кто-либо из детей выполняет свою работу не вполне качественно и это приводит к остановке в деятельности следующего участника.

При обнаружении недостатков ребенок может предъявлять претензии своему товарищу, заставляет переделывать работу. Педагог должен разъяснять детям, как следует поступать в подобных случаях, формулировав правило: «Прежде чем передавать работу другому, надо проверить ее качество. Сделаешь плохо -- товарища подведешь».

Надо заметить, что дети не всегда могут самостоятельно увидеть недостатки в работе товарища. Воспитатель должен показать в процессе выполнения задания, как это сделать.

Воспитатель учит детей разным способам воздействия на товарищей, и эти способы постепенно усваиваются детьми:

если товарищ не проверил качество работы, надо посоветовать это сделать;

если работа выполнена небрежно, потребовать исправления недостатков.

если он затрудняется в выполнении задания, помочь ему.

Эти способы воздействия на товарищей вполне доступны детям старшего дошкольного возраста.

Таким образом, с целью осуществления регуляции совместной деятельности детей воспитатель использует следующие методические приемы:

Объяснение необходимости работать качественно (с точки зрения не только результата, но и отношения к товарищам -- не подводить их);

Сообщение детям о поведении ребенка в случае плохого качества выполненной работы и способа воздействия на него;

Разъяснение детям моральных правил, обосновывающих положительные образцы поведения в отношениях друг с другом.

Организация коллективного труда в старшей группе

В старшей и подготовительной к школе группах детского сада систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы. Эту возможность представляют такие виды труда, как уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформление зала или групповой комнаты к празднику и др., обусловленные конкретными условиями детского сада, наличием участков, цветников, огородов и пр.

Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе. Целесообразно делить детей на несколько работающих групп (например, одна группа стирает кукольное белье, другая приводит в порядок террасу, третья вскапывает песок в песочном дворике). Число звеньев не следует увеличивать больше двух--четырех.

В организации коллективного труда детей выделяются три последовательных этапа:

распределение предстоящей работы между участниками,

процесс выполнения задания детьми,

обсуждение результатов трудовой деятельности.

На первом этапе воспитатель:

разъясняет пользу и необходимость труда;

перечисляет детям весь объем предстоящего труда и представляет его как одно общее задание для всех детей. В содержание общей работы должны включаться те виды труда, навыками которого дети владеют в достаточной мере.

выделяет задания, которые станут содержанием труда отдельных звеньев;

обсуждает с детьми, какие дела еще нужно выполнить, по их мнению, чтобы в группе «все было в порядке», ставит перед ними вопрос и о том, сумеют ли они выполнить всю работу за отведенное время (например, до полдника), какие дела следует выполнить в первую очередь.

поначалу распределяет работу между звеньями, обучая при этом детей распределять работу между собой, учитывать равные права и обязанность за выполнение любого дела в условиях коллектива: когда следует уступить, почему надо сдерживать свои желания, как согласовывать их с желаниями других детей, как разрешать возникающие недоразумения и споры.

привлекает детей к обсуждению вопросов распределения труда: спрашивает, кому из детей следует поручить то или иное дело, предлагает вспомнить, кто какое дело выполнял в прошлый раз и как надо организовать работу теперь, чтобы было справедливо.

В процессе коллективной групповой деятельности детей воспитатель ставит своей основной задачей формирование представлений о коллективном характере труда, его значимости, а также положительных взаимоотношениях между детьми в процессе труда.

Он всячески подчеркивает преимущества коллективного труда. Оценивая качество работы детей, подчеркивает моральную сторону их поведения.

Немаловажной задачей является также умение воспитателя координировать работу между звеньями, с тем чтобы все примерно в одно время закончили работу.

Выходы из такого положения могут быть различными, но в любом из них следует подчеркнуть необходимость взаимовыручки: «Вы молодцы, уже закончили свое дело. Я знаю, что сейчас вы не откажитесь помочь товарищам. Ведь стыдно стоять в стороне, когда товарищам трудно».

Воспитателю важно не только пригласить детей в помощь, но и организовать ее, предупредить возможное проявление у кого-либо из них своего превосходства, осуждения тех, кто еще не справился со своим делом.

В процессе работы воспитатель старается вызвать у детей радость от участия в общем труде.

По окончании работы воспитатель проводит с детьми обсуждение ее результатов. Задача здесь состоит в том, чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективного труда. Обращаясь к детям, он предлагает вопросы: «Что мы с вами успели сделать? Как изменилась после уборки наша комната (огород, цветник, участок и пр.)».

Дети перечисляют выполненную работу (отремонтировали книги, убрали песочный дворик, подмели участок, собрали урожай и т. д.).

Воспитатель с удовлетворением замечает, что, работая вместе и дружно, дети сделали много хороших дел. Оценивая качество работы, он приводит примеры настойчивости детей, старательности, взаимопомощи, вместе с тем выражает уверенность в том, что каждый может работать так же хорошо.

При обсуждении итогов коллективного труда воспитатель отмечает особенно такие поступки, в которых выражено стремление помочь товарищам, например: «Шура выполнил свою работу и не пошел играть. Увидел, что Любе одной неудобно подклеивать уголки у коробки, подошел и помог ей».

Наряду с обсуждением положительных примеров необходимо привлекать внимание детей к отдельным недостаткам. Однако, указывая на недостатки, воспитателю следует быть особенно осторожным, делать замечания мягко, доброжелательно, выражая уверенность в том, что дети постараются теперь, работать лучше. Все обсуждение занимает не более 3--4 минут, но оно имеет огромное воспитательное значение при организации трудовой деятельности детей.

Список использованной литературы

коллективный труд дошкольный

Воспитание дошкольника в труде // Под ред. В. Г. Нечаевой. - Изд-во «Просвещение». - М., 1974.

Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 10-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 416 с.

Труду как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике. Вспомнив пословицы о труде и отношения людей к труду («Праздность – мать всех пороков», «Ничего не делая, люди учатся делать дурное», «Труд делает заботы незаметными»). Большое значение труду придавали А.С.Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский. Важное значение труду придавал К.Д.Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей.

Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети, наряду с трудовыми, решают более сложные – нравственные – задачи: дого­вариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходи­мости, обра­щаются за помощью к сверстникам, радуются их успехам, об­щим результатам труда, переживают за качество общей, совместной работы. Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений (чувство локтя, защищённость, взаимопонимание), создаёт положительный эмоциональный настрой.

Не каждый общий и даже не каждый совмест­ный труд является коллективным. Но каждый коллективный труд – об­щий и совместный. Важно, чтобы воспитатель умел организовывать действительно коллективный труд детей.

Объединять всех детей в коллективном труде можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе и смогут са­мостоятельно распределять работу.

Определяя содержание общей работы, воспитатель включает в нее только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, и стремится к тому, чтобы занять всех детей. Например, во время уборки помещения можно всем детям найти дело.

Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев, каждому звену предлагается какое-либо общее задание. Например, одно звено стирает белье, другое приводит в порядок игрушки и т.д. Число звеньев не должно превышать четырех. Состав детей в каждом эвене может быть постоянным, а дела, выполняемые ими, будут меняться. Этим обеспе­чивается постепенное включение каждого ребенка в работу (Р.С. Буре).

Для повышения интереса к коллективному труду можно рекомендовать орга­низацию мастерской добрых дел, которая будет выполнять разнообразные зака­зы, в том числе и от младших групп.

Итак, коллективный труд детей - это труд, объединяющий нескольких или сразу всех детей и имеющий общий результат. Коллективный труд ха­рактеризуется объединением детей для достижения общей цели.

На основании иссле­дований В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре можно сделать вывод, что в детском саду ис­пользуются два вида коллективного труда: труд общий и труд совместный.

Общий труд. В процессе данного труда каждый ребенок выполняет свое за­дание, не зависящее от других участников труда, но результат труда - общий.

В общем труде детей объединяют общее задание и обобщение результатов работы всех участников. Выполнение части общего дела дает возможность ре­бенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда.

Например, детям поручено убрать стеллаж с игрушками. Воспитатель разъ­ясняет детям, что каждый из них становится членом одной работающей группы, что когда работают вместе, то всегда стараются помочь друг другу. Педагог рас­пределяет равномерно работу между детьми, чтобы каждый из них смог закон­чить работу приблизительно в одно и то же время. Дети не только слушают разъ­яснения педагога, но и сами убеждаются, что общий итог работы зависит от того, насколько добросовестно выполнил каждый часть общего дела.

Такая организация способствует формированию положительных взаимоот­ношений, умений подчинять свои желания требованиям группы.

Впервые общий труд может быть организован в средней группе во второй по­ловине года. Он имеет место во всех видах труда. Объединения детей для общей работы становятся регулярными в старших группах детского сада. Такие объеди­нения обычно включают от 3 до 6 участников.

Чередуя задания, привлекая к труду последовательно всех детей группы, вос­питатель достигает того, что каждый из детей систематически принимает участие в разных видах работ, приобретает устойчивые навыки. Дети сами начинают до­говариваться о распределении обязанностей, учатся уступать друг другу, совме­стно приходят к общему решению.

Следует подчеркнуть особенность общего труда: значимость каждого отдель­ного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности. Очень важно, когда воспитатель в конце работы сделает общий итог: «Как хорошо потрудились! Никто не отставал, все дружно работали!». Умение воспитателя подчеркнуть пафос коллективного труда имеет большое зна­чение для формирования у детей стремления к коллективной работе.

Совместный труд детей. В подготовительной группе помимо общего тру­да используют более сложную форму организации детей - совместный труд, ко­торый характерен тем, что труд другого ребенка зависит от труда другого. Совме­стный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы об­щения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, дого­вариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель как и в общем труде - общая.

При такой организации труда возникает необходимость учета трудоемкости каждого отдельного задания, поскольку некоторые из них требуют большей или меньшей затраты сил. Так, стереть с полки пыль быстрее, чем переодеть кукол, вымыть растение сложнее и дольше, чем перенести его на подоконник. Чтобы приблизительно уравнять время работы каждого ребенка, следует наиболее сложное дело поручить 2-3 детям.

Другая особенность совместного труда - неодновременное включение детей в процесс деятельности. Например, при ремонте книг первому ребенку поручают приготовить полоски бумаги. Второй ребенок, который будет подклеивать коре­шок, вынужден ждать, пока не выполнит первый свое задание.

Учитывая сложности организации, следует распределять весь процесс труда на 3-4 этапа, каждый из которых заканчивается получением некоторого результа­та, к которому могут быть предъявлены требования по его качеству.

Следует особо подчеркнуть, что, несмотря на сложности организации, объе­динение детей в совместном труде представляет большие возможности для фор­мирования положительных взаимоотношений между участниками. Здесь, естест­венно, в самом процессе труда неоднократно возникают ситуации, которые тре­буют совместных действий. В процессе работы дети регулируют свои взаимоот­ношения, учатся оказывать помощь при затруднениях, делать замечания и давать советы в корректной форме. Совместный труд приучает детей действовать сооб­ща, коллективом, вместе отвечать за результат работы.

Каждый из способов объединения в труде создает условия для решения различных воспитательных задач. Руководя коллективным трудом детей, воспитатель решает две основные задачи:

Направляет усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели; уделяет особое внимание тем детям, которые затрудняются выполнить за­дание: следит за тем, чтобы все добивались хороших результатов.

Осуществляет большую работу по формированию начал коллективизма у детей, чтобы дети проявляли в процессе труда внимание друг к другу, помогали нуждающимся в помощи, устанавливали положительные взаимоот­ношения и т.д.

В организации коллективного труда детей выделяются четыре последова­тельных этапа:

· оборудование рабочего места;

· распределение работы между участниками;

· выполнение детьми разных заданий;

· обсуждение результатов трудовой деятельности.

В средней группе (труд общий) с помощью коллективного труда может быть организована посадка лука, овса, уход за растениями в уголке природы, стирка кукольного белья, мытье игрушек. Вначале воспитатель сам работает вместе с детьми, показывает, поясняет, сам распределяет обязанности. Чтобы все дети закончили свою работу одновременно, воспитатель подключает детей к оказанию взаимопомощи.

В старших группах коллективный труд проводится не реже одного раза в не­делю. Воспитатель распределяет трудовой процесс на 3-4 этапа, учитывая (если труд совместный):

· трудоемкость работы каждого звена;

· неодновременное включение детей в процесс деятельности;

· организует труд, разделив детей на звенья, где дети сами распределяют между собой обязанности. В каждом звене обязательно должен быть из­бран лидер (звеньевой). Воспитатель напоминает, что прежде чем пере­дать свою работу товарищу (звену), нужно проверить качество. «Сделаешь плохо - подведешь товарища»;

· к обсуждению результатов трудовой деятельности воспитатель привлекает

детей. Обсуждение не должно длиться дольше 3-4 минут.

Наряду с обсуждением положительных примеров необходимо привлекать внимание детей к недостаткам. Воспитатель указывает на недостатки в работе детей в мягкой, доброжелательной форме, выражая уверенность в том, что дети поняли свои ошибки. Зная, что работа каждого будет обсуждаться сверстниками, дети начинают активнее трудиться, контролировать свои действия. Они стараются напом­нить товарищам по труду о качестве работы, оказать помощь, если потребуется.

Коллективный труд может быть и общим и совместным, но с обязательным включением ситуаций, предполагающих взаимопомощь, поддержку, общую от­ветственность за результат.

Коллективный труд также организуется взрослыми целенаправленно, т.е. спе­циально создаются ситуации, формирующие у детей навыки коллективных взаи­моотношений.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том что, трудовая деятельность детей в дошкольном учреждении может быть успешно использована как средство воспитания и разви­тия ребенка лишь в том случае, если правильно определены формы ее организа­ции во всех группах, которые имеют свои особенности на каждом возрастном эта­пе. Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд; воспитывается коллективная ответственности за выполнение задания.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия

Бурятский Республиканский Педагогический колледж

Кафедра Д.О.

Тема: «Организация коллективного

труда в детском саду»

Выполнил: студентка 21 группы

Туманина М.

Проверил: Нимбуева С. Н.

г. Улан-Удэ

2002 год

1. Коллективный труд детей. . . . . . 3 стр.

2. Распределение работы. . . . . . . 3 стр.

3. Труд всех детей группы. . . . . . . 6 стр.

4. Методика руководства трудом детей. . . . 6 стр.

5. Выполнение задания. . . . . . 6 стр.

6. Обсуждение результатов трудовой деятельности. . . 7 стр.

7. Литература. . . . . . . . 9 стр.

1. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД ДЕТЕЙ

На протяжении года от возраста к возрасту поручения и дежурства усложняются. Так, уже во второй младшей группе, опи­раясьна сформированные умения детей, воспитатель переходит от индивидуальных поручений к поручениям, в которых одновре­менно принимают участие несколько детей (т. е. к труду «ря­дом»), а в старшей группе те же поручения усложняются тем, что их содержание становится гораздо большим по объему и одновременно требования к самоорганизации возрастают: детям предоставляется большая самостоятельность в процессе работы, при ее организации. Такого рода усложнения имеют целью не столько увеличение объема работы, сколько выдвижение более сложных воспитательных задач.

Чтобы разобраться в сути возможных усложнений, следует рассмотреть особенности форм организации труда с точки зрения объединения детей в труде. Когда происходит объединение их в коллектив? Что служит средством для этого объединения? Ка­кие задачи наиболее успешно решаются при том или ином объ­единении детей? Для выяснения этого вопроса перейдем к рассмотрению различных случаев объединения участников в процес­се труда, обратившись к конкретным примерам.

Воспитатель предлагает всем детям вместе приготовить пе­ченье, посадить лук, постирать кукольное белье (число детей может быть самым различным: от 2-3 до 6-7, а в старших группах и больше). Каждый из детей получает конкретное зада­ние, например: получает кусочек теста, раскатывает его и выре­зает формочкой печенья или берет несколько луковиц, получает указание от воспитателя, на какой дорожке, обозначенной линией, ему сажать, и приступает к работе и т. д.

Дети работают «рядом». Но когда процесс труда подходит к концу, воспитатель объединяет результаты всех в один общий итог. Это дает возможность ему обратить внимание на преиму­щество коллективного труда: каждый потрудился немножко, а вместе выполнили много работы. Это наиболее простое объеди­нение, здесь объединяются только результаты. Но, ставя эту за­дачу, воспитатель в процессе труда разъясняет детям: «Надо стараться не отставать от других. Не следует заставлять това­рищей ждать». А учитывая возможности и уровень навыков того или иного ребенка, он предусмотрит такой объем труда для каждого, чтобы все выполнили работу примерно в одно время.

Такая форма объединения является переходной от труда «ря­дом» к коллективному труду.

По мере накопления опыта участия в труде и овладения деть­ми навыками, а также усвоения правил организации собственной трудовой деятельности, роста в формировании некоторых начал трудолюбия (т. е. по мере решения выдвигаемых ранее задач воспитания) педагог начинает переходить к более сложным за­дачам. Важное значение имеет формирование у детей начал кол­лективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обра­щаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, об­щим результатам труда и т. п.

Эти задачи наиболее успешно решаются в совместном трудедетей. В детском саду чаще используют два вида кол­лективного труда: труд общий и труд совместный.

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОТЫ

При организации коллективного труда воспитатель осущест­вляет руководство детьми во время распределения ими работы между собой. Следует подчеркнуть, что воспитатель и сам мог бы назначить каждого ребенка на определенный участок рабо­ты, но тогда вся деятельность по распределению, которая по­буждает детей вступать в общение, уступать друг другу, догова­риваться между собой, не будет использована в полной мере. Более того, такое руководство не обеспечит формирование, умений у детей самостоятельно осуществлять эту деятельность. Следует отметить, что с точки зрения получения результата Со­вершенно безразлично, кто какие задания будет выполнять. Но воспитатель в первую очередь заботится о решении задачи фор­мирования начал коллективизма, и потому его методы направле­ны на решение именно воспитательных задач. Ему становится небезразлично, кто какую часть работы будет выполнять и с кем вместе. В процессе распределения общего дела он решает не­сколько задач:

учитывает трудоемкость разных работ, с тем чтобы у каждого ребенка оказался примерно одинаковый объем, чтобы все дети в одно время закончили свои задания;

организует труд детей так, чтобы каждый ребенок упражнял­ся во всех видах труда, выполняемых группой;

продумывает расстановку детей таким образом, чтобы рядом с нерешительным ребенком оказался самостоятельный, уверен­ный, рядом с неумелым - умелый и т. д.;

учитывает задачи воспитания, которые следует решать по отношению к отдельным детям: так, если ребенок недостаточно доброжелателен, объединяет его с внимательным, спокойным сверстником.

С точки зрения детей, есть более и менее интересные дела. Одни предпочитают иногда ту работу, навыками выполнения ко­торой они владеют в большей мере; других привлекает в труде новизна отдельных поручений, и они стремятся получить это за­дание; третьих пугает сложность каких-либо заданий, и они отказываются их выполнять и т. д.

Поэтому при самостоятельном распределении работы, если дети не имеют достаточного опыта этой деятельности под руко­водством педагога, между ними могут возникать споры и конфликты. Перед педагогом стоит задача научить детей договариваться между собой. И потому, распределяя работу, воспитатель обстоятельно рассказывает о том, почему он дает именно такое задание. Тогда ребенок принимает задание не как приказ воспи­тателя, его волю, а как справедливое решение педагога, учиты­вающего в равной мере интересы всех детей. Педагог разъясняет детям, что, когда работают вместе, всегда заранее договарива­ются, кто какое дело будет выполнять, распределяют работу справедливо, поровну, уступают друг другу, чтобы самое инте­ресное выполнять по очереди. Тогда не будет никому обидно. А каждое дело по-своему интересно.

Распределение труда между членами группы может стать по мере накопления опыта самостоятельной деятельностью детей. В этом случае дети получают возможность самостоятельно уп­ражняться в поступках, соответствующих положительному отно­шению к товарищам. Воспитательные задачи будут состоять в том, чтобы научить детей учитывать интересы друг друга, усту­патьтоварищам, разрешать возникающие недоразумения, убеж­дать друг друга, кому следует отдать предпочтение при решении того или иного спорного вопроса.

Дети могут самостоятельно распределять работу между со­бой внутри своей группки. Педагогу следует только напомнить им о необходимости договориться перед началом работы и пре­доставить им возможность осуществить самостоятельно эту дея­тельность.

С какими же трудностями встречаются дети при решении этого вопроса и какие методические приемы следует использо­вать воспитателю, чтобы помочь им справиться с этими труднос­тями?

Покажем на конкретных примерах.

Детям дано задание вымыть растения в уголке природы.

Вася.Я буду обливать цветы из лейки.

Клава.А я буду приносить их и относить обратно.

Мила.Тогда мне остается вытирать подоконники и рамы.

Заметим, что в приведенном примере каждый ребенок выби­рает для себя дело, руководствуясь, с одной стороны, общим объемом входящих в задание операций, а с другой стороны, учи­тывая то, что уже выбрали для себя его товарищи. Тогда не воз­никает никаких недоразумений. Однако не всегда распределение проходит так гладко.

Детям дано задание посеять овес. Они распределяют работу так:

Кира.Я буду насыпать землю в коробочки и просеивать ее.

Леня.И я тоже.

Валя. Я тоже хочу насыпать.

Галя. А кто будет сажать? Ну, ладно, тогда я.

Андрюша. Я буду складывать коробочки в ящик и поливать.

В данном примере дети выбирают для себя дело, руководст­вуясь собственным желанием либо довольствуясь тем, что оста­лось.

Конечно, само задание позволяет сделать такой выбор. Но приподобном распределении неминуемо будут возникать частые остановки в деятельности некоторых детей. Так, если трое будут наполнять коробочки землей, то один ребенок (в приведенном примере - Галя) не сумеет успеть за нимии в работе Андрюши возникнет остановка.

Чтобы не допустить такого положения, педагог обращает внимание детей на неправильность их распределения с точки зрения учета одинакового объема работы для каждого участника. Она разъясняет детям: «Дети, вы втроем захотели насыпать землю в коробочки. А Галя одна будет сажать овес. Развеона успеет за вами? Разве дела у всех поровну? Нет. И товарищи такне поступают. Надо распределять дело так, чтобы у всех его было поровну. Поэтому вам надо по-другому договориться: кто-то должен вместе с Галей сажать овес».

Воспитатель вводит правила, регулирующие взаимоотношения между детьми: какследует поступить, чтобы было поровну, по-товарищески, справедливо. Именно эта сторона его деятельно­сти имеет непосредственное отношение к воспитанию положи­тельных взаимоотношений между детьми.

Следует отметить, что детям, оказывается, очень трудно при распределении учесть именно трудоемкость операций, поэтому воспитатель и сам приводит примеры распределения с учетом этого, и предварительно, до распределения работы беседует с детьми. Так, обращаясь к детям, которым поручено совместно изготовить санки для кукол, он говорит: «Дети, вы научились мастерить санки, умеете выполнять это дело вместе: один рас­пиливает доски, другой зачищает края шкуркой, а третий и чет­вертый прибивают планки. Оказалось, что первый гораздо доль­ше пилит доску, чем второй зачищает края шкуркой, потому что отпилить гораздо труднее. Давайте попробуем так разделить работу, чтобы у каждого дела оказалось поровну, чтобы никто не задерживал друг друга и никто не ждал. Для этого лучше мы поручим двоим распиливать доски». Так воспитатель учит детей учитывать трудоемкость операций.

Л.Е. АНДРЕЕВ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ, СОВМЕСТНЫЙ И КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД И ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРЕСОВ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Труд - вечное естественное условие человеческой жизни, он не зависит от какой бы то ни было ее конкретной организации. С точки зрения его всеобщей формы он не выступает ни в какой особой экономической определенности. В нем не выражено никакого определенного исторического (общественного) производственного отношения, в которое люди вступают на производстве, в их общественной жизни. Напротив, в нем выражена та всеобщая форма, в которой реализуются способности человека, создающие блага для собственного существования. В истории развития труда мы находим ключ к пониманию всей истории человеческого общества.

Это наиболее общая, далеко не полная характеристика труда в жизни общества. Мы абстрагируемся от множества категорий, связанных с проявлением труда как такового в человеческой истории.

Исходными для нашего исследования являются различие и взаимосвязь таких его особых форм, как индивидуальный, совместный, коллективный труд, совершаемый в сельском хозяйстве. Такое выяснение особенностей труда очень важно для решения основной задачи нашего исследования - производственный коллектив и кооперация его труда.

Всякая кооперация труда многих лиц предполагает совместную их деятельность на одной и той же арене труда или на разных, но взаимосвязанных между собой, также предполагает кооперацию труда. Здесь мы обнаруживаем взаимосвязь двух процессов: кооперацию труда и совместную деятельность людей в этой кооперации. Индивидуальный труд отдельного человека в совместной деятельности не теряет своего смысла, так как последняя, т.е. совместная деятельность, не может осуществляться без труда индивидуума. Согласованность, внутренняя упорядоченность в данной деятельности создает новую силу, не связанную в механическую сумму отдельных сил, носителями которых являются работники кооперированного труда. Индивидуальный труд сливается с трудом лиц, занятых в кооперации. Индивидуальный труд - это клеточка совместного труда, т.е. та естественная опора, на чем основывается кооперативный труд.

Индивидуальный труд каждого отдельного человека, как часть совокупного труда, сам может представлять различные фазы процесса труда, через которые предметы труда вследствие кооперации проходят быстрее. Так, например, сборщики соломы образуют последовательный ряд для того, чтобы передавать ее от одного человека к другому. От начала стогования и до завершения его работают один или несколько человек, но каждый из них делает одно и то же, и тем не менее их отдельные операции представляют собой ступени одной общей операции, особой фазы, выполнить которую подлежит отдельному человеку.

Комбинирование труда имеет место и в том случае, если, например, к постройке дома или животноводческой фермы приступают одновременно с разных сторон: кто-то укладывает фундамент, кто-то плотничает, кто-то готовит бетонный раствор и т.д. При комбинированном рабочем дне предмет труда подвергается обработке с разных сторон, т.е. комбинированный или совокупный работник является в известной мере вездесущим. При этом изготовление совокупного продукта (в данном случае строительство дома или фермы) завершается быстрее, чем при индивидуальном труде работников, которые подходят к изготовлению предмета труда односторонне.

Труд каждого человека прямо или косвенно связан с трудом других. Труд комбайнера, убирающего пшеницу, может создать у внешнего наблюдателя впечатление, что тот ни от кого не зависит. Однако обманчивость такого представления становится очевидной, как только мы вникаем в сложную систему его отношений с внешним миром. Комбайн произведен на заводе, изготовлен рабочими, горюче-смазочные материалы - результат труда нефтяников и рабочих нефтехимической промышленности и т.д. В то же время в своей непосредственной работе он также зависит от многих обстоятельств: ему доставляются горючее, запасные части, отвозят убранное зерно и т.п. В этом смысле он находится в мире материальных отношений, за которыми стоят другие люди. Вместе с тем он вступает в мир денежных отношений: комбайн или, например, зерно, убранное им, имеет цену. Через ценовые отношения определяются доходы товаропроизводителей. Одновременно он живет и действует в определенной системе юридических и нравственных отношений.

В данном случае важно понять, что труд комбайнера, как всякий труд, создающий благо, составляет лишь часть совокупного труда общества.

Труд отдельного человека, с одной стороны, в известной мере обособлен, с другой - связан с трудом других. Отсюда необходим обмен деятельностью, обмен продуктами.

Любой труд, создающий материальное благо, осуществляется на основе определенной формы собственности (государственной, ассоциированной, частной и т.д.), в условиях конкретных форм хозяйствования (кооперативов, товариществ, личного подворья, ферм и т.д.). Все это определяет характер взаимоотношений между производителями.

Коллективный труд предполагает совместное сотрудничество нескольких лиц. Но не всякий совместный труд является коллективным. Совместно трудились и крепостные на барщине у помещика. Здесь труд многих людей объединял барин, которому принадлежало основное средство производства - земля. Отсюда весь доход присваивался собственником земли.

Под коллективным трудом мы понимаем труд свободных производителей, объединенных на основе общих интересов. Он требует соблюдения следующих условий: 1) снятия причин отчуждения человека от средств производства, т.е. органического соединения непосредственных материальных условий производства и непосредственных производителей; 2) первичного присвоения результатов труда самими производителями; 3) подчинение управленческого труда самим производителям; 4) создания экономических и правовых норм взаимодействия совместного и индивидуального труда.

Коллективный труд выступает в разнообразных формах: труд семьи в личном подворье, фермерском хозяйстве или же на арендном участке; труд механизированных звеньев по выращиванию отдельных сельскохозяйственных культур, труд людей, работающих на животноводческих фермах и, наконец, труд работников колхозов, совхозов, товариществ, взятых в целом. В каждом случае они отличаются друг от друга по разным признакам: характеру выполняемых технологических операций, долям затрат в общем количестве времени на производство продукции и т.п. В каждом коллективе обнаруживаются свои особенности разделения и кооперации труда.

В системе разделения труд каждого является частью совокупного труда. Урожай зерна, выращенного и убранного в каком-либо хозяйстве, есть результат труда многих людей, как непосредственно работавших на этом зерновом поле (механизаторов, сеяльщиков, комбайнеров, шоферов и т.д.), так и тех, кто выводил сортовые семена, изготовил тракторы, комбайны, добывал нефть.

В данном случае мы должны абстрагироваться от внешних факторов, действующих на производительную силу коллективного труда. О них будем говорить позже.

Заметим, что количество и качество труда коллектива зависит от многих обстоятельств. Их тоже можно рассматривать по многим признакам: экономическим, организационно-технологическим, нравственно-психологическим. Главное действующее лицо в коллективе - это человек со своими способностями. Сам человек представляет собой, как утверждают философы, биосоциальное явление. Иначе говоря, у него два исходных начала: биологические и социальное. Первое является ведущим, так как без его физического существования невозможно второе - социальное. Оба начала лежат в основе формирования и развития его интересов. Эти две группы интересов у каждого нормального человека находятся в постоянном взаимодействии и имеют многие формы и способы их сочетания в различные периоды его жизненного пути. В этой связи можно сказать, что сколько людей, столько различий в их интересах.

Единственным способом реализации интересов человека труда остается его труд. Но их можно удовлетворить при наличии определенных способностей. Это, прежде всего, физические и духовные способности человека. Чем человек крепче физически, чем он духовно и интеллектуально более развит, тем больше и качественнее он производит продукции.

Поэтому его труд как клеточка коллективного труда выступает мощным фактором роста производительной силы совместного труда. Следовательно, чем больше подобных людей в коллективе, тем больше возможностей для повышения эффективности труда.

Однако человек в процессе коллективного труда преследует собственные интересы, реализация которых в значительной мере зависит от реализации интересов всего коллектива.

По мере сближения и тем более органического соединения интересов работника с интересами коллектива начинает действовать принцип: условия развития ассоциации есть условия развития каждого отдельного индивидуума, а сама ассоциация выступает как особый способ существования, развития его как человека. Иначе говоря, это единство предполагает, что ассоциация производителей не может существовать, не обеспечивая свободного развития своего члена, его способности к труду, не применяя эти способности там, где они приносят наибольший результат, не заботясь об удовлетворении материальных и духовных потребностей человека.

В то же время каждый отдельный работник, в том числе и крестьянин, не может обрести свободу действий, не развивая свои способности. Только в этой системе отношений наиболее полно проявляются признаки коллективности, т.е. добровольного и свободного союза производителей. Только в этом случае индивидуальный труд крестьянина естественно сливается с коллективным трудом.

АНДРЕЕВ ЛЕОНИД ЕГОРОВИЧ родился в 1935 г. Окончил Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева. Кандидат экономических наук, профессор кафедры экономической теории и рыночного хозяйства Чувашского государственного университета. Область научных интересов - кооперация труда и воспроизводственный процесс в сельском хозяйстве. Автор более 40 научных работ, из них 7 монографий, 7 научных пособий.