Тема: «Первые шаги в мир хороших манер. Летнее развлечение для детей дошкольного возраста. «День вежливости и хороших манер

16.06.2019

Сценарий

проведения вечера о хороших манерах, этикете

«Я приглашаю Вас…»

Оформление: в зале, где будет проходить вечер, развешены плакаты, лозунги, высказывания выдающихся мыслителей, педагогов о культуре поведения, хороших манерах, пословицы и т.п.

«Вежливый человек должен относиться к своей жене так же, как к любой незнакомой женщине, только в десять раз вежливее» (Б. Шоу).

Пушкин писал в «Евгении Онегине», что меж его героями «все рождало споры и к размышлению влекло: племен минувших договоры, плоды наук, добро и зло».

Быть гражданином и человеком в каждом своем поступке. А остальное, что необходимо для воспитания человека, легко дополнится – надо только захотеть.

Лучше дарить любимой каждый день по цветку, чем сразу все цветы в одном букете. (Арабская пословица).

Только холодные ко всему люди живут, «добру и злу внимая равнодушно». (А.С. Пушкин).

Глубоко режет острый меч, но много глубже – злая речь. (Народная мудрость).

Кто на все руки, у того и нет скуки. (Пословица).

На званого гостя не припасена и ложка. (Пословица).

По одежке встречают, по уму провожают. (Пословица).

Если бы о человеке всегда можно было судить только по его одежде.

Не дорог подарок, дорого внимание.

Точность – вежливость королей. (Французская поговорка).

Слово - серебро, молчание – золото. (Пословица).

Хмель шумит, ум молчит. (Пословица).

«Первый бокал обыкновенно пьют за здоровье, второй – ради удовольствия, третий – ради наглости, последний – ради безумия». (Древний мудрец Анахарсис).

От небрежной одежды и неприбранной комнаты один шаг к ссоре. (Немецкая пословиц а ).

На большом листе ватмана сделать в алфавитном порядке юмористическое объяснение отдельных слов из «Краткой энциклопедии вежливости». Например:

А. Аттестат вежливости – документ, который сегодня каждый вручает сам себе.

Б. Будьте любезны – самая распространенная на нашем вечере форма общения.

В. Внешний вид – хоть и внешний, но говорит и о внутреннем содержании.

Можно вывесить написанные на ватмане Правила вежливости:

1. Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.

2. Не давай товарищу прозвищ и кличек, это невежливо.

3. Не отвечай на грубость грубостью.

4. Не спорьте по пустякам.

5. Приучи себя постоянно думать об окружающих.

На большом планшете вывесите Памятку юношам и девушкам о поведении на улице. Юноши!

- Перед выходом из дома проверьте свои карманы – не забыли ли вы что-нибудь?

- Если носите головной убор, проверьте, как он надет.

- Если ходите с непокрытой головой, посмотрите, как вы причесаны.

- Ботинки, сапоги, туфли всегда должны быть вычищены. Брюки наглажены. Девушки!

- Особенно тщательно следите за своим внешним видом, так как вы постоянно в центре внимания.

- Косметический «ремонт» (подкраска, подтушевка и др..) на улице не производится.

По улице следует двигаться с той скоростью, с которой движется поток пешеходов. Если вы будете шагать медленнее, вас станут толкать, вы будете мешать тем, кто вас нагоняет.

- Если вы станете проявлять излишнюю резвость, то помешаете тем, кто идет впереди, при обгоне не обойдется без толчков и обид.

- На улице следует быть не только вежливым, но и наблюдательным.

Организуйте консультационные пункты:

1. «Приятного аппетита!» Сюда старайтесь поспешить,

Здесь можете узнать,

Как лучше, краше стол накрыть,

И как друзей принять.

2. «Ателье красоты». Показ моделей сезона с участием лучших парикмахеров города, встреча с супермоделью года и т.д.

3. «Разговор о разговорах». Преподаватель русского языка и литературы или руководитель кружка художественного слова научит культуре речи и манере разговаривать.

Ход вечера.

В назначенное время собираются участники вечера. Организаторы вручают присутствующим бланк «лицевого счета», где нужно написать свою фамилию, имя, место учебы. «Лицевой счет» содержит сто клеточек-очков. Чтобы получить приз, нужно до окончания вечера сохранить все очки. Для этого нужно знать и выполнять все правила хорошего поведения. Организаторы в течение вечера снимают с «лицевого счета» штрафные очки. Сколько? Это будет зависеть от тяжести нарушений. Не увидят счастливого финиша те, кто за хочет отсидеться в углу, т. к. учитывается активное участие во всех конкурсах, играх, викторинах и т.п. Если даже опоздаешь на вечер, уже снимается очко.

За 10 минут до начала вечера организаторы проводят интервью. Всем задается вопрос: вежливый человек – каков он? Ваша точка зрения. Ответы: знает, как вести себя на улице, не нарушает правила уличного движения, неукоснительно держится правой стороны, на узком участке тротуара уступит дорогу идущей навстречу девушке, пожилому человеку; переведет через дорогу пожилую женщину, ребенка, слепого человека. Соблюдает такт, когда его попутчик или попутчица встретит знакомых, и отойдет в сторону, чтобы не мешать их разговору.

Организатор: Одним словом, вежливый человек – это сама воспитанность и внешняя культура. Именно воспитанности, хорошим манерам, культуре поведения посвящается наш вечер. Дорогие друзья! Каждый из вас получил вот такие (показывает) «лицевые счета» культуры поведения и хороших манер. В течение вечера я, на правах организатора, помощника ведущих, буду прибавлять или за нарушение убавлять очки из «лицевых счетов». Напоминаю: те из вас, кто активно будут принимать участие в нашей программе, могут стать обладателями главного супер-шоу. Желаю удачи!

Включается фонограмма вальса. Работают светоэффекты. Появляются вальсирующие пары, среди них двое ведущих: парень и девушка.

Она: Добрый вечер! Дальнейшую танцевальную программу ведем мы. У микрофона (называют свою фамилию ) и…(называет фамилию партнера).

Он: Прости, пожалуйста, какую программу?

Она: Танцевальную..

Он: Танцевальную? Тут, очевидно, произошла ошибка.

Она: Никакой ошибки нет, все идет по сценарию.

Он: Тогда я попал сюда по ошибке. Когда меня попросили помочь вести программу этого вечера, никакого разговора о танцах не было. Я, если бы знал, не пошел бы.

Она: Это почему же? Ты что, не любишь танцевать?

Он: А что в танцах хорошего?

Она: То есть, как это что? Танцы облагораживают, учат нас красиво двигаться, а потом они просто доставляют радость, удовольствие, поднимают настроение.

Он: Я сомневаясь, чтоб серьезный человек мог получить удовольствие от танцев.

Она: Ах, так!.. Ну, хорошо, а как, по-твоему, Пушкин был серьезным человеком?

Он: А причем здесь Пушкин?

Она: Помните? «Во дни веселья и желаний

Я был от балов без ума».

Он: А-а-а! «Евгений Онегин»?

Она: Ну, вот видите… Пушкин не только писал чудесные стихи, но и танцевал отлично… А Лермонтов… А Толстой Лев Николаевич был блестящим мастером прозы и блестящим танцором… Так что не упрямься и объявляй следующий танец.

Он: Нет, я на себя такую ответственность не возьму. Мне нужно говорить сегодня о хороших манерах, об этикете…

Она: В таком случае именно после исполнения танца мы и определим с тобой, кто нарушил правила этикета. Пожалуйста! Объявляю. Танцуют все! Прошу, милые девушки и вас, галантные юноши! Я приглашаю вас!

Включается фонограмма. Все танцуют.

Он: Просим удержать с «лицевого счета» этого молодого человека очко за то, что после окончания танца он бросил девушку и направился к друзьям.

Она: А эта девушка тоже должна отдать очко с «лицевого счета». Она осталась безнаказанной, потому что после танца не бегом поспешила занять свободный стул.

Она: Дорогие друзья! Мы очень рады, что вы решили провести с нами этот вечер.

Он: Постараемся, чтобы вы не скучали, развлекались, общались, научились на примерах хорошим манерам…

Она: Мы приглашаем вас: играйте, веселитесь, весельем наполняйте зал!

Он: Друзья! Легко ли вы знакомитесь с людьми?

Она: Я считаю, что для того, чтобы познакомиться, войти в контакт с человеком, нужны определенные обстоятельства.

Он: Думаю, для контакта может стать какая-нибудь мелкая услуга, проявленное вовремя внимание.

Она: Итак, как же представляться, когда вы знакомитесь?

Он: Давай спросим мнение наших гостей.

Ответы: Если представляться женщине, то первым всегда называет себя мужчина. Для молодой женщины или девушки допускается исключение: пожилому мужчине или очень уважаемому человеку она может представиться первой. Младший мужчина представляется старшему.

За правильные ответы можно добавить на «лицевой счет» дополнительные очки.

Он: Необходимо запомнить:

Если вам приходится представить кого-либо, то следуйте таким правилам: того, кого представляете, характеризуйте кратко, но достаточно емко, чтобы всем было ясно, кого с вами знакомят.

Она: Я с огромным удовольствием приглашаю принять участие в конкурсе «Разрешите познакомиться». Так назвали мы наш конкурс.

Включается фонограмма. Звучит легкая музыка. Проводится конкурс. Каждая пара представляет свой вариант знакомства. Ведущие определяют верность правильного исполнения. Вручаются призы.

Он: Спасибо за участие! Молодцы! Да! Женщине или девушке нелегко познакомиться и представиться самой, как-то неприятно. Поэтому, если парень видит приближающуюся к нему незнакомую девушку, он должен представиться первым. «Очень приятно!», - говорит, услышав вашу фамилию и, протягивая руку, тот, кому вас представили.

Она: После такой реплики вы имеете право завести разговор на любую тему, ведь эти слова не что иное, как поощрение к продолжению знакомства.

Он: А сейчас мы приглашаем всех на танцевальную площадку.

Подходит к ведущей и приглашает к танцу. Включается фонограмма. Все желающие танцуют. Те, кто не танцует, штрафуются – снимаются очки с «лицевого счета».

Он: (с цветком в руке подходит к ведущей. Вручает ей цветок ). Это тебе. Спасибо за танец. Ты была великолепна!

Она: Спасибо и тебе за внимание!

Он: Думаю, что желание сделать приятное всегда ценнее желания поразить кого-либо своей щедростью. Я всегда буду придерживаться арабской пословицы, которая гласит: «Лучше дарить любимой каждый день по цветку, чем сразу все цветы в одном букете».

Она: Это очень приятно. Подарки получать – всегда огромное удовольствие. Подарок – это знак внимания, дружбы, любви, восхищения, т.е. неотъемлемая часть вежливости, одно из наиболее характерных ее проявлений. Так какой нужно дарить подарок, как вы считаете? (Обращается к девушке ). Ответ: Не надо дарить дорогие подарки. Во всяком случае такие, какие вам явно не по карману. Этим вы ставите в неудобное положение того, кому преподносите дорогой подарок.

Она: А как нужно поступить, если именно от этого человека ты не хочешь принимать подарков, а он все же его принес?

Ответ: Нужно отказаться.

Он: Правильно! Отказаться, но аргументированно, так, чтобы даритель мог выйти из этого щекотливого положения с наименьшими моральными потерями. Непременно нужно объяснить причину отказа. И обязательно поблагодарить за оказанное внимание.

Она: Дорогие друзья! Приглашаем всех на танцевальный марафон. Танцуют все без исключения. Не забывайте, те, кто не примет участия в танцах, получит штрафные очки.

Включается фонограмма. Все танцуют в течение 10 минут. Лучшие пары получают призы.

Он: Несколько стратегических советов: не надо без чрезвычайных причин прекращать делать подарки кому-либо, если вы перед этим их регулярно делали.

Она: Если вы с кем-либо поссорились, то не искупайте своей вины подарком, сначала попросите прощения или ликвидируйте ту причину, из-за которой произошла ссора, а уж потом думайте об уместности подарка. Если в течение года есть возможность делать небольшие подарки тому или иному лицу к разным датам, то это лучше, чем единственный, пусть даже дорогой подарок за весь год.

Он: Регулярные небольшие подарки красноречиво доказывают ваше постоянное внимание и заботу. И еще совет: никогда не откладывайте приобретение подарка на последний день. О подарке нужно думать заблаговременно, тогда его оригинальность и уместность будут гарантированы.

Она: Мы наблюдали за вами во время танцев. Соблюдение правил хорошего тона имеет особый сокровенный смысл: танцы – это приобщение к искусству, к прекрасному, к тому, что облагораживает человека. И очень жаль, когда это приобщение принимает уродливые формы. Искусство танца порой подменяется кривляньем, исступленными телодвижениями, где нет места грации и красоте.

Он: Сейчас мы предлагаем вам выступление ансамбля бального танца.

Включается фонограмма. Ансамбль бального танца исполняет несколько показательных номеров. Ведущие благодарят за выступление.

Она: На мой взгляд, те проявления дурного тона, невоспитанности, с которыми подчас приходится сталкиваться на танцевальных вечерах, связаны, прежде всего, с непониманием сущности танца, с отсутствием общей культуры – именно отсюда идет развязность некоторых девушек и юношей.

Он: Вроде бы дело вполне очевидное, каждому ясно: нельзя танцевать, держа в зубах сигарету, напевать в такт мелодии, как нельзя, скажем, в ресторане или в кафе подзывать официанта стуком ножа о тарелку, но, к сожалению, такое и тому подобное до сих пор не редкость.

Она: Стало быть, мало знать правила этикета, нужно чувствовать внутреннюю потребность соблюдать их, и только в этом случае имеют смысл и сами правила. Взаимная вежливость – насущное требование нашей жизни, которую все мы хотим видеть красивой. Сколько же ненужных волнений приносит бескультурье, хамство, пошлость, цинизм!

Без объявления идет сценка в исполнении участников художественной самодеятельности «Ну и хамство!»

Он: Хорошие манеры необходимы каждому. Представляешь, если они станут внутренней потребностью, то помогут в значительной степени изменить взаимоотношения между людьми.

Она: В самом деле, представь себе, что мы больше не услышим грубость продавца в магазине, никогда не увидим бесцеремонность юнца, оскорбляющих прохожих в общественных местах, не почувствуем к себе внимания, прийдя по делу в то или иное учреждение.

Он: Это значит, что исчезнут десятки поводов для плохого настроения, которое иногда порождается в нас грубостью и невоспитанностью. Хороший тон нужен для того, чтобы было удобно всем нам, чтобы доставляло удовольствие общение с окружающими.

Она: Вот почему культуру поведения надо воспитывать с детства, сохранять приобретенные навыки хорошего тона на всю жизнь.

Он: Милые девушки! Мы приглашаем вас принять участие, и самое активное, в игровой программе. Приглашайте своих партнеров.

Она: Восточная мудрость гласит: «Если ты не чувствуешь красоты цветов, если ты не ценишь дружбы, и если тебя не радуют стихи и песни – ты болен, тебя надо лечить».

Он: А великий Гете считал, что «каждый день следует прослушать хоть одну песенку, посмотреть на хорошую картину». Смело входите в мир прекрасного, любите искусство и оно воздаст вам за это щедрой данью, научит создавать и понимать красоту.

Она: Пусть красота будет верным спутником вашей жизни! Внимание! Конкурс «Знатоки искусства». Я приглашаю принять активное участие. Перед вами 5 картин известных художников. Каждая репродукция обозначена номером. Задача: «опознать» каждую из картин и назвать ее автора.

Проводится конкурс «Знатоки искусства». Победители получают призы.

Он: «Сам себе художник» - так мы назвали наш следующий конкурс. Участвуют 2 пары. Показываю вот эти 2 цветные картины. Запомните их цвета. Затем каждому дадим такой же контурный рисунок, кисти, краски и попросим раскрасить рисунок, надев темные очки. Побеждает тот, кто раскрасит рисунок наиболее близко к оригиналу.

Включается фонограмма музыки. Проводится конкурс. Победители награждаются.

Она: Нас ждет танцевальная мозаика. Мы приглашаем всех на танцплощадку.

Включается фонограмма. Все танцуют 10-15 минут.

Он: Мы продолжаем знакомство с хорошими манерами поведения. Я считаю, что если выучить наизусть все учебники хорошего тона и все инструкции о том, где и как себя вести, воспитанным человеком не станешь.

Она: Да, ты прав! Воспитание – дело серьезное, кропотливое, длительное. И бывает очень досадно, когда весь этот культурный капитал разлетается вдребезги из-за того, что человеку забыли привить элементарные нормы поведения в обществе.

Он: Трудно даже представить себе парня или девушку, которые, придя в гости, покладут ноги на стол. Что о них подумают окружающие?

Она: Это, конечно, пример грубый и не типичный. Но ведь со многими подобными явлениями, к сожалению, мы встречаемся в жизни. И когда мы наблюдаем проявление невоспитанности в трамвае, в театре, на собрании, в кафе, обидно становится за тех, кто допускает бестактность и грубость, и за тех, кто вынужден из-за этого страдать.

Он: Из правил, казалось бы даже мелких, которые должны в результате самовоспитания и самодисциплины стать привычкой, и складываются те нормы, без которых немыслим человек в наши дни.

Она: Легче всего давать советы и рецепты. Но даже самые правильные из них смогут принести плоды только в том случае, если будут глубоко усвоены и крепко войдут в сознание.

Он: Я смотрю на группу этих девушек и чувствую, что настроение у них сегодня прекрасное. Так ли, девушки? (Ответ: «Да!») Прошу организатора прибавить в «лицевой счет» девушек лишние очки. За ваше чудное настроение и активное участие в конкурсах. Аплодисменты девушкам!

Она: Настроение зависит от нас самих. А если оно плохое, как быть тогда?

Он: Воспитанный человек сумеет сделать так, чтобы его дурное расположение духа не передалось другим. Хороший тон – это целый комплекс взаимоотношений и не следует его сводить к частностям: к умению держать вилку или правильно подать руку девушке, выходящей из троллейбуса.

Она: А вот разговор о культуре поведения уместно начать с внешнего вида человека: на улице мы встречаем незнакомых людей, о которых можем судить лишь по внешнему виду.

Он: Однако, согласись, внешность – понятие относительное. Юноша может быть красиво одет, опрятно, но если он станет вести себя на улице развязно, никто не оценит его красоты и опрятности его одежды.

Она: Очень часто мы видим на улице девушку в ситцевом платье, которая и одета модно, и держится с достоинством, но бывает иначе: вдруг взгляд выхватывает из толпы прохожих девичью фигуру, которая поражает безвкусным, хотя и дорогостоящим нарядом. Ну что же, скажите: мини-юбка – это хорошо или плохо? А макси? А длинные волосы у парня – всегда ли это ужасно?

Он: «Мини» и «макси» сами по себе могут быть превосходны, но вопрос в том, насколько подходят они данной девушке, и здесь опять решающую роль играет вкус, воспитанность, культура, чувство такта.

Она: Или длинноволосые прически парней. Всегда ли это безобразно? Разве не встречали мы певцов на эстраде во фраках и очень приятным силуэтом головы? И не только певцов, людей многих других профессий украшает эта несколько экстравагантная, но вполне допустимая стрижка.

Он: Но вот когда в не ухоженной длинноволосой прическе угадывается слепое подражание так называемым «хиппи», то это ничего, кроме горького сожаления и даже возмущения окружающих не вызывает.

Она: Внимание! Внимание! Предлагаем конкурс «Кокетки».

Включается фонограмма музыки. Ведущие предлагают участникам конкурс. Весь необходимый реквизит на столике: сумочка, зеркальце, помада, расписной платочек, шапочка и т.д. Победителям конкурса вручается приз. Показ под фонограмму причесок из салона красоты и показ моделей сезона.

Он: Милые девушки! Объявляем «белый» танец. Девушки приглашают кавалеров.

Звучит музыка. Все танцуют. Еще следует несколько танцевальных мелодий.

Она: А мы продолжаем наш вечер. Вынесите, пожалуйста, необходимый реквизит. Супер-лото с призами. Вот столик с установленным волчком с вращающейся стрелкой. В центре 12 секторов. Рядом на другом столике лежат пакеты, свертки с призами под номерами. Играющий подходит к волчку и вращает его. Стрелка определяет номер приза, который совпадает с номером пакета.

Он: Итак, разыгрываем призы супер-лотереи. Желающие есть? Начали!

Включается фонограмма музыки. Проводится конкурс. Вручается супер-приз вечера. На «лицевой счет» участников организаторы дают дополнительные очки.

Она: Всем спасибо за участие. Вы, очевидно, обратили внимание вот на этот подвешенный свиток-сюрприз, на котором печать с сургучом. От него опускается вниз ниточка.

Ведущий подходит к свитку, тянет нитку и свиток разворачивается, опускаясь. На нем текст песни.

Он: А теперь, дорогие друзья, мы приглашаем на песенный конкурс.

Включается фонограмма песни, все поют.

Он: Старая пословица звучит так: «По одежде встречают, по уму провожают». Когда проблема модной одежды перестала быть проблемой чисто экономической, нуждается в некотором уточнении. Лучше было бы ее сформулировать так: «По разговору встречают, по уму провожают».

Она: Верно! Потому что в большинстве случаев именно манера разговаривать позволяет судить о степени культуры и воспитанности.

Он: Предлагаем вашему вниманию сценки из жизни. Нужно найти ошибки. За каждую указанную неточность или оплошность организаторы снимают очки с «лицевого счета».

Разыгрывается сценка «Первый визит в дом знакомой девушки». Показывают ассистенты ведущих.

Сценка. Стол. Сидят отец и мать. Стук в дверь. Дочь встречает молодого человека. Здороваясь, вводит в комнату. Обращаясь к нему, говорит: «Саша, разреши тебя познакомить с моими родителями». Юноша первый протягивает руку, называя себя по имени. Родители приглашают его сесть. Он садится первым. Звучит музыка. Молодой человек, не извинившись перед родителями, приглашает девушку танцевать.

Она: Какие ошибки вы заметили?

Следуют ответы. Вручаются очки в «лицевые счета» участников. Ассистенты демонстрируют сценку.

Он: Еще одна сценка. Будьте внимательны. Дверь с надписью «Кафе». Девушка и парень подходят к двери. Молодой человек открывает дверь и пропускает девушку впереди себя.

Она: Правильно ли он поступил? Ответ: Правильно.

Еще несколько примеров культуры поведения. Участникам на «лицевые счета» поступают очки. Включается фонограмма. Ведущие приглашают всех потанцевать 10-15 минут.

Он: Друзья! Проникая в зрительный зал в то время, как фильм, спектакль, концерт уже начался, вы вольно или невольно мешаете зрителям. Следовательно, вы должны сделать все от вас зависящее для того, чтобы не мешать. Если есть свободное место, то, разумеется, можете занять только то, которое ближе всего к вам, чтобы не беспокоить других зрителей. Если мест нет, а вы пришли вовремя и сидите недалеко от входа, а среди опоздавших есть женщина, то вы должны уступить свое место.

Она: А если бы ты меня пригласил в театр?

Он: С огромным удовольствием. Через контроль пройду первым и предъявлю билеты. После первого звонка сразу же пройдем на свои места, т. к. после третьего звонка в зал не пускают.

Она: Если проход к нашим местам будет узок?

Он: Тогда мужчины, сидящие на своих местах, должны будут встать, а женщины могут сидеть. Но здесь есть одна тонкость.

Она: Какая?

Он: До начала проходить по ряду лицом к сидящим зрителям, спиной к сцене. Но уже после 1-го антракта должны, из уважения к игре актеров, проходить лицом к сцене.

Она: Еще хочу подчеркнуть, что оставлять свою спутницу одну во время антракта нельзя, это бестактно по отношению к ней. А как ты поступишь, если я не захочу выйти в фойе во время антракта?

Он: останусь с тобой. Так требует этикет. И не позволю тебе рассматривать окружающих в бинокль. Это неприлично.

Она: Можно ли высказывать вслух свое мнение об игре актеров, о самой пьесе?

Он: Это не этично делать. Если не понравилось, можешь не аплодировать. Но никаких других действий не предпринимать.

Она: А если спектакль очень понравился?

Он: Тогда аплодируй, но не привлекай к себе внимания других зрителей. И никогда не бросайся из зала в гардероб при последних словах актеров или при первом движении финального занавеса, это так не этично!

Она: Надеюсь, наш диалог будет принят вам, дорогие друзья, во внимание, и вы не будете повторять никаких ошибок. И еще раз приглашаем всех на танцевальный марафон.

Включается фонограмма танцевальной музыки. Все танцуют 10-15 минут. Во время танцев можно предложить несколько вопросов викторины.

Он: Верно ли мы говорим? Давайте проверим. Предлагаем урок русского языка. В шуточной форме мы будем называть слова мужского рода, а вы женского и наоборот. Он козел, а она? Ответ: Коза. Он бобер, а она? Ответ: Тоже бобер. Он осел, а она: Ответ: Ослица. Он оса, а она? Ответ: Тоже оса. Она ворона, а он? Ответ: Ворон. Она стрекоза, а он: Ответ: Тоже стрекоза.

Она: А теперь из единственного числа сделайте множественное. Отвечать быстро, четко. Стекло – стекла, колос – колосья, голос – голоса, волос – волосы.

Организаторы вечера вручают очки в «лицевой счет».

Он: Образуйте множественное число от слов: дуга – дуги, рука – руки, любитель – любители, учитель – учителя, житель – жители, человек – люди, грек – греки, узбек – узбеки.

Организаторы вечера вручают очки в «лицевой счет».

Она: Назовите детенышей во множественном числе: корова – телята, лошадь – жеребята, свинья – поросята, собака – щенки, коза – козлята.

Он: Определить женский род в словах: повар – повариха, портной – портниха, купец – купчиха, храбрец – женского рода не имеет.

Она: Организатора попросим вручить в очередной раз дополнительные очки в «лицевые счета» участников.

Он: А вы, дорогие друзья, просмотрите свои «лицевые счета», наступает заключительный этап нашей встречи. Те, у кого сохранились все 100 очков в «лицевом счете», подойдите и получите супер-приз встречи.

Включается фонограмма легкой музыки. Ведущие с помощью организатора подводят итоги и вручают супер-призы победителям. Обращаясь к ним, ведущие говорят:

Он: Я приглашаю вас на танцплощадку. Право выбора за вами.

После танцев звучит фонограмма легкой музыки, в центр выходят ведущие и прощаются с участниками вечера.

Он: Милые и очаровательные леди!

Она: Энд джентльмены!

Он: Вот и окончен наш вечер. Надеемся, что разговор о культуре поведения, о хороших манерах, а также о правилах хорошего тона принес для вас несколько полезных уроков.

Она: Наше общество уже выработало общие правила норм поведения. И основа их: уважение не только к себе. Но и к тем, кто тебя окружает. Так будем соблюдать культуру поведения.

Он: Человеческое поведение не может строиться на одних лишь эмоциях. Самоконтроль, самообладание всегда должны приходить на помощь, никогда не должны оставлять нас.

Она: Помните! Только сохраняя ясный взгляд на окружающих, вы сможете творчески относиться к своему поведению, сможете быть органичны, естественны в любой жизненной ситуации.

Он: Знайте: культура поведения должна расти вместе с духовным богатством каждого из нас. А для этого мы должны освоить хотя бы тот багаж знаний и этики поведения, хороших манер, который у нас есть.

Она: Хорошие манеры удлиняют жизнь, потому что берегут нервы и силы человеческие. Так будем же беречь друг друга!

Он: До свидания! Пока! До новых встреч!

Над материалом сценария

работала методист

Е.М.Чумаченко

Сценарий конкурса будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов; для детей младшего школьного возраста; конкурс для закрепления правил хороших манер.
«Этикет, или просто хорошие манеры»
Цель: расширить представления детей о правилах этикета, формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
Плакат на сцене
«Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик.» И. Гете.
« Вежливость – это вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.»
Пословицы.
Чего в других не любишь, того и сам не делай.
Всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.

Ход занятия

Тема нашего мероприятия «Этикет, или просто хорошие манеры». Что такое этикет? (Ответы детей)
-Этикет – совокупность правил поведения в обществе; умение вести себя в обществе; правила культурного поведения в обществе, которые нужно знать каждому. Как возникло слово «этикет»? (Ответы детей)
- На одном из пышных приемов у короля Людовика 14 гостям вручали карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения, от французского названия карточек «этикетки» и произошло слово «этикет».
Русский царь Петр I тоже часто давал балы, на которых бывали послы из других стран. Нужно было уметь себя вести, чтобы не опозориться перед иностранными гостями. Тогда-то и появилась книга о культуре поведения - «Юности честное зерцало». Петр сам принимал участие в её составлении. В книге были такие правила: «в платок громко не сморкаться и не чихать»; «перстом носа не чистить»; «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало»
Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях в театре и т.д. Какие вы знаете правила поведения?
- Здороваться.
- Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома,
Не молчите, не стесняйтесь
И немым не притворяйтесь,
Поздороваться спешите,
Громко «Здравствуйте!» скажите.
Здравствуйте! - Ты скажешь человеку.
Здравствуй, - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Добрый день! - тебе сказали.
Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты!
-Спасибо.
За что мы говорим спасибо?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали? Сколько раз?
примерные ответы детей:
- Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
- Не перебивай говорящего.
- Не выкрикивай с места.
- Не разговаривай во время урока, иначе пропустишь самое главное.
- Следи за чистотой в классе не сори, не пиши на парте, не забывай сменную обувь.
- Почему надо соблюдать в обществе нормы этикета?
- Чтобы не доставлять людям неудобств, неприятностей, чтобы окружающим было приятно от общения с тобой.
- Существует огромное количество самых невероятных для нас правил, которые другим кажутся единственно возможными.
Ежегодно 21 ноября отмечается Всемирный день приветствий. Придумали его два брата-американца Майкл и Брайан Маккормак из штата Небраска. Случилось это в 1973 г., в самый разгар холодной войны. По их мнению, люди, приветствуя друг друга, способствуют миру и разрядке международной напряженности. Наверное, так и есть.
Сегодня более 140 стран мира участвуют в этом празднике-игре. Смысл этой игры заключается в том, чтобы в течение дня от всей души поприветствовать не менее 10 незнакомцев. Сделать это можно по-разному, как вам угодно, главное - искренность.
- Все правила этикета сводятся к одному главному принципу: «Уважай окружающих людей». А сейчас давайте разделимся на 2 команды и посоревнуемся, кто лучше знает правила этикета.
Начинаем 1 конкурс . Понадобиться 2 человека (девочка и мальчик) от каждой команды. Представьте себе ситуацию молодой человек с девушкой идут по улице, с одной стороны улицы стоят дома, а с другой -дорога, по которой идут машины. Итак, вопрос:с какой стороны должен идти молодой человек? (Со стороны дороги)
(Пары учеников изображают молодого человека и девушку. За правильный ответ – 1 балл)
Второй конкурс . Вы опоздали на урок. Как вы войдёте в класс? Выйдите за дверь и сыграйте сценку.
(Представители команд по очереди выполняют задание. Воспитатель перечисляет ошибки, которые допустили ребята. За правильный ответ – 2 балла. Правильный вариант: «Галина Николаевна, извините,пожалуйста, за опоздание. Разрешите войти!)
Третий конкурс . А сейчас мы проверим, умеете ли вы сервировать стол. Вот вам приборы. Время на сервирование стола - 1 минута.
(Около каждой тарелки нужно положить справа обеденную ложку и нож острием к тарелке, а слева – вилку (зубьями вверх). Стакан ставят перед тарелкой справа от нее. За правильный ответ – 3 балла)
- А сейчас я каждой команде буду задавать вопросы. За правильный ответ-1балл.

Викторина по этикету.

1.Что такое этикет?
Совокупность правил поведения, принятых в обществе.
2.Как переводится с французского слово «этикет»?
Слово «этикет» имеет два значения а) ярлык, этикетка
б) церемониал
3. Кто должен пройти первым: входящий в магазин или выходящий из него?
Говорят, что уступает дорогу тот, кто лучше воспитан. А вообще при выходе (не только из магазина) входящий должен пропустить выходящего.
4. Можно ли войти в магазин с собакой?
Ни в коем случае, даже если это магазин, торгующий товарами для животных. С собаками нельзя входить ни в одно общественное здание.
5. Можно ли есть в фойе или зрительном театре?
Нет. Для этого существует буфет.
6.Что можно рассматривать в бинокль?
Только сцену. Рассматривать зрительный зал и публику недопустимо.
7. Нужно ли обмениваться во время спектакля впечатлениями?
Нет. Это можно сделать во время антракта и после окончания спектакля.
8. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту: лицом к ним идти или спиной?
Лицом и только лицом.
9. В какое время нужно звонить кому-либо по телефону?
С 9 до 22 ч., если вы не обговорили более раннее или позднее время звонка особо.
10.С какого слова звонящий должен начинать разговор?

Со слова «Здравствуйте!»
11. Кто перезванивает, если во время разговора телефон внезапно отключился?
Тот, кто звонил.
12.Кто первым должен заканчивать разговор по телефону?
Женщина при разговоре с мужчиной.
Старший при разговоре с младшим. При равных условиях – тот, кто звонил.
13. Как правильно произносить слова «звонишь», «звонит»?
С ударением на «и».
14. Какой стороны надо держаться, когда идешь по улице: правой или левой?
Правой.
15. Что нужно сделать, если вы случайно столкнулись с кем-нибудь?
Извиниться.
16. Где должен находиться мужчина, когда он спускается с дамой по лестнице?
На одну-две ступеньки впереди дамы.
17. А когда поднимаешься?
На одну-две ступеньки позади.
18.Можно ли заглядывать в книгу, журнал сидящего или стоящего рядом с вами в транспорте пассажира?
Нет.
19. Кто должен здороваться первым: старший по возрасту или младший?
Младший.
20. А подавать руку для рукопожатия?
Старший.
21. Мужчина первый приветствует даму. А в каких случаях первой здоровается женщина?
Если надо приветствовать мужчину, который намного старше её, руко-
водителя, группу знакомых людей.
22. При входе в транспорт, кто заходит первым и выходит первым?
Женщины, пожилые люди, дети.
23.Если к вам домой пришли друзья и вы хотите познакомить их с родителями – кого кому представлять?
Друзей родителям.
24. Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде?
Не более трех цветов.
25. Нужно ли застегивать пиджак на все пуговицы?
Нет, не надо застегивать нижнюю пуговицу на пиджаке.
26. Может ли мужчина снять пиджак и остаться в жилете?
Нет, жилет в таком случае также надо снимать.
27. Почему нельзя надевать нечищеные ботинки?
Это придает их владельцу неопрятный внешний вид.
28. Можно ли опаздывать, идя в гости?
Это недопустимо.
29. Как, сидя за столом, нужно держать вилку и нож?
Когда вы едите овощные блюда – держите вилку в правой руке, когда же мясо- вилку в левой, а нож в правой.
30. Как нужно брать хлеб: вилкой или рукой?
Только рукой.
31. Что делать с чайной ложечкой, после того как вы размешали в чашке или стакане сахар?
Вынуть и положить на блюдце. Ни в коем случае нельзя оставлять ложку в чашке или стакане и так пить чай либо другой напиток.
Предлагаю вам такую игру.
Задаю вам вопрос и даю три варианта ответа. Вы выбираете правильный и, если возможно, озвучиваете или демонстрируете.
1. Монголы при встрече спрашивают:
а) А где бабуля?
б) Как пройти в библиотеку?
в) Здоров ли ваш скот?
(Стадо для монгола-кочевника - основа его жизни. Здоровы животные - значит, хватает еды и, соответственно, все благополучно в семье. Вот и получается: пожелать здоровья четвероногому кормильцу - все равно, что пожелать здоровья самому скотоводу.)
2. Молодой американец, приветствуя приятеля:
а) Хлопает по своей правой коленке.
б) По спине приятеля.
в) По мягкому месту приятеля.
3. Папуасы при встрече произносят:
а) Дай я тебя всего обнюхаю!
б) Дай-ка я лизну тебя в щеку!
в) Вот ты мне и попался!
4. Зулусы (африканское племя) при встрече обмениваются следующими словами:
а) Я тебя вижу!
б) Я тебя не съем!
в) Куда ты провалился? 100 лет тебя не видел!
5. Тибетцы, здороваясь:
а) Снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо и еще при этом высовывают язык.
б) Надувают щеки и громко хлопают в ладоши.
в) Пожимают руки сами себе.
6. Знатные особы в ХУП-ХУШ веках при встрече:
а) Закрывались веерами.
б) Обменивались визитками.
в) Раскланивались, делая реверансы и другие движения.
7. В древнем Китае китайцы приветствовали друг друга следующим образом:
а) Протягивали друг другу левые руки.
б) Протягивали друг другу правые руки.
в) Пожимали руки сами себе.
- Международная напряженность, может быть, и не очень уменьшилась, а вот хорошего настроения, точно, прибавилось.
Следующее задание: помоги литературным героям найти правильный выход из создавшейся ситуации.
«Театр уж полон…» (инсценируют дети в костюмах)
Мальвина всерьез занялась воспитанием Буратино и решила съездить с ним в музей и театр.
1. Как вы думаете, можно ли Буратино трогать руками музейные экспонаты?
а) Можно, если он уверен в прочности материала, из которого они изготовлены.
б) Нежелательно.
в) Нельзя ни в коем случае.
2. Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?
а) Допустимо,
б) Нежелательно. В любом случае предпочтительна сдержанность.
в) Шумное поведение допустимо везде.
3. Нужно ли Буратино слушать экскурсовода, если его рассказ ему неинтересен?
а) Нужно.
б) Не нужно.
в) Постараться дать понять экскурсоводу, что его рассказ
неинтересен,
4. Как нужно Мальвине и Буратино пройти на свои места перед сидящими зрителями?
а) Спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.
б) Лицом к сидящим.
в) Боком к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.
5. Как проявить неодобрение в связи с содержанием спектакля или игрой актеров?
а) Свистеть и топать ногами.
б) Немедленно встать и покинуть зал,
в) Молчать и не аплодировать.
«Кто ходит в гости по утрам?»
1. Кролик пригласил к себе гостей на чашку чая. Сова опаздывает. Как долго следует ждать опаздывающих гостей?
а) Столько, сколько вытерпят уже пришедшие Винни-Пух и Пятачок.
б) Не более 15 мин.
в) Ждать вообще не следует, т. к. Сова должна была прийти вовремя.
2. Кролик угощает своих гостей очень вкусными блюдами. Можно ли издавать при еде какие-либо звуки?
а) «Озвученная» еда свидетельствует об удовольствии от вкусного угощения.
б) За столом следует вести себя беззвучно.
в) Издавать звуки не обязательно - достаточно громкого звона столовых приборов.
3. Пятачок случайно разбил чашку: как поступить Кролику?
а) Порадоваться, что чашка разбилась «на счастье».
б) Сделать вид, что он ничего не заметил.
в) Убрать осколки и без комментариев заменить чашку.
4. Нужно ли хвалить угощения, приготовленные заботливым Кроликом?
а) Совсем необязательно, и так очевидно, что Кролик хороший хозяин.
б) Обязательно - это дань вежливости.
в) Можно не только похвалить, но и «заказать» наиболее понравившиеся блюда, например горшочек с медом, к следующему званому вечеру.
5. Как поступить Пятачку, если ему нужно уйти из гостей пораньше?
а) Заблаговременно подготовить всех гостей к своему преждевременному уходу.
б) Попросить Кролика объявить всем об его уходе, после чего распрощаться с Тигрой, Кенгой, Крошкой Ру.
в) Уйти незаметно, попрощавшись с Кроликом.
«Мы едем, едем, едем.,.»
1. Незнайка и Синеглазка решили поехать на автобусе из Солнечного города в Цветочный. В каком порядке Незнайка и Синеглазка садятся в транспорт?
а) Сначала с помощью Незнайки садится Синеглазка, а потом ее спутник.
б) Сначала в транспорт входит Незнайка, как бы прокладывая Синеглазке дорогу, а она - за ним.
в) Если в транспорте много народу, стараются протиснуться одновременно, держась за руки, а иначе в толпе можно потерять друг друга.
2. В автобусе Коротышки заметили Знайку, увлеченно читавшего какую-то книгу. Можно ли и Незнайке с Синеглазкой читать ту же самую книгу?
а) Можно, они же не мешают ему читать!
б) Нельзя.
в) Можно, если им хорошо все видно и темп чтения у них со Знайкой совпадает.
3. Нужно ли представиться, когда уступаешь место в транспорте?
а) Желательно, потому что только в этом случае есть надежда, что тот, кому вы уступили место, вас запомнит.
б) Необязательно, так как пока вы будете представляться, ваше пустующее место может занять кто-то другой.
в) Не нужно, достаточно молча встать а предложить свое место.
4. В каком порядке Незнайка и Синеглазка выходят из транспорта?
а) Сначала выходит Синеглазка, а за ней, легонько ее подталкивая, Незнайка.
б) Сначала выходит Незнайка и, подав руку? помогает выйти Синеглазке.
в) Если в транспорте немного народу, то выходят одновременно, держась за руки, чтобы было удобнее спрыгнуть со ступеньки автобуса.
5. Находясь на улице, куда деть обертки от конфет?
а) Бросить в урну.
б) Ясли поблизости нет урны, все сложить в карман или сумку и при случае выбросить.

в) Выбросить в укромное место, чтобы мусор не попался на глаза прохожим.
- Подведем итог нашего конкурса.
- Вот и закончилась наше мероприятие. Жюри подводит итог (объявляет счёт и команду победителей). Конкурс показал, что вы знаете правила этикета. Но правила этикета надо не только знать, но и соблюдать, чтобы окружающим людям было с вами приятно. Я надеюсь, что это занятие поможет вам стать культурнее.

Действующие лица: Фея Вежливость, Старуха Шапокляк.

Атрибуты: книжка со стихами «Волшебные слова» , зеркальце, волшебный мешочек, массажные мячики, мяч, зонт, поясок, шляпа, накидка.

Фея Вежливость: Здравствуйте, ребята! Сегодня волшебный день, день вежливости! Давайте с вами поздороваемся:

Здравствуй, солнышко лучистое!

Здравствуй, речка серебристая!

Утро свежее росистое,

Одуванчик, колокольчик,

Незабудок островочек.

Шелковистая тропинка,

Тонконогая рябинка…

Появляется Старуха Шапокляк, всех щекочет, треплет, хихикает.

Шапокляк: Ха-ха, ребята тут и фейка здесь!

Фея Вежливость: Ой, ребята, кто это к нам пришел?

Дети: Старуха Шапокляк.

Фея Вежливость: Что ж ты, Шапокляк, не здороваешься, да еще и обзываешься? Так не хорошо себя вести! Нужно, поздороваться! Иначе мы с тобой не хотим иметь дела.

Шапокляк: Что и играть со мной не станете?

Дети: Нет.

Шапокляк: А если поздороваюсь и щекотать не буду, будете со мной играть? Мне так хочется поиграть с вами и повеселиться!

Дети: Да, будем играть.

Шапокляк: Ладно, послушаете: Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Феечка!

Фея Вежливость: Вот молодец, Шапоклякочка! Все смеются.

Шапокляк: Ах, как приятно! Когда, тебя так ласково называют!

Фея Вежливость: Давайте, поиграем в игру «Назови себя ласково» , и познакомимся друг с другом.

Шапокляк и Фея кидают мячи детям, дети называют свои имена ласково.

Фея Вежливость: Молодцы, ребята, вот и познакомились!

Шапокляк: Как мне интересно было знакомиться с вами и как приятно видеть, ваши улыбки!

Шапокляк: Знаете, ребята мне какая-то ну очень воспитанная бабушка дала книжку почитать, и сказала что в ней я найду вежливые слова, но я там их совсем не нашла…Я хочу вам ее подарить.

Фея Вежливость: Ребята, давайте поможем Шапокляк найти в книжке вежливые слова. Шапокляк почитай нам книжку, а мы поможем найти тебе вежливые слова.

Шапокляк читает дети «отыскивают» вежливые слова:

Если наступил на ножку

Хоть случайно, хоть немножко,

Сразу говори: «Простите»

Или лучше – «Извините» .

Если бабушка с утра

Пирожок тебе дала,

Ты возьми, скажи «Спасибо» -

Станет бабушка счастливой!

Каждый скажет на прощанье,

Уходя, всем «До свиданья» .

Другу уходить пора –

Скажем мы ему «Пока» .

Просишь маму поиграть?

Вежливым ты должен стать.

Ей «пожалуйста» скажи,

Будете играть с ней вы.

«Добро пожаловать» гостям,

Говорят и тут, и там.

Домой гости уезжают

«Доброго пути!» желаем

«Спокойной ночи» говорим,

В кроватке глазки закрывая,

И поцелуй нам подарив,

Обнимет мама нас родная.

Шапокляк: О, какие же все-таки эти вежливые слова приятные! Буду теперь их стараться говорить. Обращается к детям: Сейчас постараюсь сказать фее вежливо, посмотрим, что будет. Обращается к фее: Уважаемая фея, можно мне примерить твою великолепную шляпку?

Фея Вежливость: Конечно, можно у меня есть еще волшебный мешочек. Давайте, ребята и Шапокляк, посмотрим, что в нем?

Фея держит волшебный мешочек, а Шапокляк достает шарфик, зонт, поясок и примеряет. Дети называют вещи.

Фея Вежливость: Ребята, посмотрите, как похорошела Шапокляк. Давайте дарить ей комплименты!

Дети по желанию подходят к Шапокляк и говорят ей комплименты (как вам идет этот замечательный шарф, какая вы красивая в этом наряде и т.д.)

Шапокляк: А у меня тоже есть, кое-что в сумке, хотя она и не волшебная. Хотите посмотреть?

Шапокляк достает мягкие массажные мячики. И предлагает поиграть с ними.

Игра с Ежиком

Мы возьмем в ладошки «Ежик»

И потрем его слегка,

Разглядим его иголки,

Помассируем бока.

«Ежик» я в руках кручу,

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках –

Не достанет его кошка. (берем массажный мячик)

(в одной ручке держим мячик,

другой проводим по нему)

(меняем ручку, делаем то же самое)

(катаем между ладошек)

(пальчиками крутим мячик)

(прячем мячик в ладошках)

(прижимаем ладошки к себе)

Шапокляк: Ребята, как с вами интересно играть, как много я сегодня узнала про вежливые слова, как приятно получать комплименты! К сожалению, мне уже пора.

Фея Вежливость: Шапокляк, добрая ты такая милая! Желаем оставаться всегда такой, доброй и с тобой обязательно захочется подружиться и поиграть!

Шапокляк: До свидания, ребята!

Наталия Лазарева
Перспективный план по реализации проекта «Хорошие манеры»

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Перспективный план

Работы по реализации проекта

«Хорошие манеры »

Недели Тема Задачи

Сентябрь

I 1. Беседа «Я – культурный пассажир»

2. Тренинг «Хорошо ли быть злым . 1. Познакомить детей с правилами поведения в транспорте.

2. Воспитывать в детях любовь к ближнему, отзывчивость, вежливость, доброжелательность.

3. Познакомить дошкольников с полярными понятиями «добро» - «зло» .

4. Закреплять умение определять эмоциональное состояние близких людей, знакомых

II 1. Чтение «Мойдодыр»

2. Сюжетно-ролевая игра

«Семья» 1. Воспитывать любовь к чистоте и опрятности.

2. Прививать внимание к своему внешнему виду.

3. Вызвать интерес к игре и желание играть.

III 1. Составление творческих рассказов «Помогаем старшим и младшим»

2. Выствка детских рисунков «Сюрприз для мамы» 1. Учить детей составлять рассказ с использованием иллюстраций.

2. Воспитание уважения и любви к матери.

IV 1. Беседа «Чтобы у тебя было много друзей»

: «Здоровый малыш»

1. Формировать представления детей о дружбе.

2. Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение ко всем окружающим людям, а особенно, к своим друзьям.

3. Повышать уровень знаний о здоровом образе жизни.

4. Дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни.

I 1. Проблемные ситуации «Что делать в гостях,если.»

2. Сюжетно-ролевая игра «В гостях» 1. Учить детей делать правильный моральный выбор в проблемной ситуации.

2. Учить правила поведения в гостях.

II 1. Театрализованная игра «Узнай сказку» (по иллюстрациям, по отрывкам) »

2. Выставка книг : «Добрая книга»

1. Закрепить знания текстов сказок. Развивать память.

2. Учить составлять небольшие рассказы по иллюстрациям.

3. Углублять представления детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека.

4. Воспитывать любовь к художественной литературе, желание быть добрым.

III 1. Беседа с детьми : «Разговор по телефону»

2. Дидактическая игра :

«Мое настроение» 1. Познакомить детей с правилами разговора по телефону.

IV 1. Рассказы детей «Что бы стало, если»

2. Заучивание потешки «Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся». 1. Закрепление представлений о нравственных качествах; развитие социальной компетентности; развитие монологической речи.

2. Помочь детям запомнить потешку.

3. Закрепить умение использовать потешку в играх.

I 1. Выставка детских рисунков : «В дружбе наша сила»

2. Посещение мордовского национального театра совместно с родителями. 1. Формировать у детей дружеские взаимоотношения.

II 1. Чтение и обсуждение : «Федорино горе»

2. Дидактич. игра : «Кто знает больше вежливых слов» 1. Учить детей слушать и понимать произведение.

2. Воспитывать нравственные качества личности через поступки героев произведения.

3. Совершенствовать речевой этикет, культуру общения.

III 1. Составление творческого рассказа «У меня плохое настроение»

2. Беседа с детьми : «Вежливый слушатель» . 1. Развивать представления детей об эмоциональных состояниях, умение их различать и понимать.

2. Воспитывать хорошие манеры у детей

IV 1. Рассматривание иллюстраций : «Правила этикета»

2. Сюжетно-ролевая игра : «Чаепитие» 1. Изучить с детьми понятие «этикета» и «культурного человека» .

2. Формировать культурное уверенное поведение у детей в разнообразных жизненных ситуациях.

3. Создать положительное эмоциональное настроение в группе.

4. Воспитывать отзывчивость и доброжелательность

I 1. Чтение прибаутки «Давай друг, помиримся» .

2. Рассматривание иллюстраций : «Любить прекрасное» 1. Продолжать знакомить детей с жанрами фольклора

2. Воспитывать любовь к искусству и творчеству.

II 1. Проблемные ситуации : «Гости у тебя дома»

2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин» 1. Учить находить варианты решения проблемной задачи, применяя

имеющиеся знания.

III 1. Подвижная игра : «Ручеек»

2. Составление творческих рассказов : «Я пришел в детский сад»

2. Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками. 3. Развивать восприятие, память.

IV 1. Беседа «Вежливый собеседник»

2. Заучивание пословицы «Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт» . 1. Учить детей правилам поведения в обществе, употреблять вежливые слова и обороты.

2. Воспитывать в детях доброжелательное отношение ко взрослым и детям.

3. Учить быть приветливыми и вежливыми, дарить ласковые слова и быть благодарными.

I Посещение кукольного театра «Крошка» совместно с родителями 1. Воспитывать любовь к искусству и творчеству мордовского народа

II 1. Беседа с детьми : «Правила поведения в детском саду

2. Рассматривание иллюстраций : «Друзья»

1. Познакомить детей с правилами поведения в детском саду.

2. Воспитывать в детях вежливость, доброжелательность.

3. Формировать у детей дружеские взаимоотношения.

4. Воспитывать этические качества : доброту, взаимопомощь.

III 1. Игра-иммитация : «Правила гигиены» .

2. Выставка рисунков «Мои добрые дела»

2. Воспитывать любовь к искусству.

3. Воспитывать хорошие манеры , как часть общей культуры личности.

IV 1. Чтение и обсуждение сказки «День рождения вредного кота» »

3. Составление выставки рисунков по прочитанным произведениям 1. Продолжать знакомить детей с произведениями, с их смыслом.

2. Учит понимать содержание, отвечать на вопросы.

3. Развивать желание передать в рисунке содержание произведения.

I 1. Игра-драмматизация : «Мама обедает»

2. Беседа с детьми : «За столом» 1. Учить детей быть гостеприимными хозяевами, вежливо общаться друг с другом.

2. Знакомить детей с основными правилами этикета, обучение их как вести себя за столом.

II 1. Составление творческого рассказа «Сочиняем добрую сказку» .

2. Игра – драматизация : «Девочка чумазая»

2. Воспитывать у детей желание быть всегда чистыми и опрятными.

III 1. Беседа с детьми : «Какие бывают привычки» .

2. П/и «Нам не тесно»

1. Формировать у детей представление о плохих привычках.

2. Воспитывть желание следить за своим внешним видом, содержать в порядке одежду, обувь.

3. Учить детей избегать ссор, вести себя прилично не толкаться, считаться друг с другом.

IV 1. Чтение и обсуждение : «Телефон» К. Чуковского.

2. Д/и «Телефонный разговор»

1. Продолжать знакомить детей с правилами общения по телефону.

2. Развивать желание вежливо вести телефонный разговор.

3. Игра объясняет детям значение телефонной связи, как предмета первой необходимости, в критической ситуации, случающейся дома, а также правила телефонного разговора.

I 1. Выставка детских рисунков «Добрый и злой»

2. Фотовыставка : «Мои добрые дела» 1. Учить передавать в рисунке эмоциональный мир человека по мимике.

2. Обобщать представления детей о доброте, вызвать стремление совершать добрые поступки.

II 1. Рассматривание иллюстраций : «Здоровый малыш» .

2. Посещение кукольного театра «Крошка» совместно с родителями 1. Повышать уровень знаний о здоровом образе жизни.

2. Дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни.

3. Воспитывать любовь к искусству и творчеству мордовского народа

III 1. Беседа с детьми : «Поговорим по телефону»

2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин» 1. Закрепить правила разговора по телефону.

2. Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции.

3. Учить распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.

IV 1. Составление альбома «Иллюстрированные пословицы и загадки»

2.. Сюжетно-ролевая игра «Семья»

1. Формировать умение работать с иллюстрациями, выстраивая последовательно сюжет пословицы, загадки.

2. Вызвать интерес к игре и желание играть.

I 1. Игра «Цветок доброты»

2. Рассматривание иллюстраций : «Друзья»

1. Продолжать знакомить детей с добрыми словами, умение видеть в других хорошие качества .

2. Формировать у детей дружеские взаимоотношения.

3. Воспитывать этические качества : доброту, взаимопомощь.

II 1. Беседа : «Правила гигиены»

2. НОД «Учимся понимать переживания родных и близких нам людей» 1. Формировать представление о культурно-гигиенических навыков.

2. Формировать осознанное отношение к соблюдению требований взрослых.

3. Побуждать к проявлению сопереживания детям и родителям, переживаемых трудные ситуации.

III 1. Тренинговое упражнение : «Помоги своему товарищу» .

2. Дидактическая игра :

«Мое настроение» 1. Закреплять и обобщать представления детей о доброжелательном отношении к сверстникам, напомнить правила поведения.

2. Развитие умения описывать свое настроение, рас познавать настроения других, развитие эмпатии.

IV 1. Беседа «Наши бабушки и дедушки»

2. Игровое упражнение : «Мои пожелания для бабушки (дедушки) » 1. Расширять представления детей об отношении к пожилым людям.

2. Воспитывать уважительное отношение к пожилым людям и старым людям и побуждать к проявлению им сочувствия.

I 1. Составление рассказов по иллюстрированным сказкам.

2. Игра «Эмпатии героев»

1. Учить детей составлять сказки по иллюстрациям.

2. Учить различать эмоциональное состояние на примере сказочных персонажей .

3. Способствовать формированию эмпатии, умению оценивать ситуацию и поведение окружающих.

II 1. Игра «Подарки друг другу»

2. Проблемная ситуация : «Что подарить другу в день его рождения» 1. Развивать потребность в проявлении гумманых чувств к сверстнику.

2. Побуждать детей быть внимательным к сверстникам и близким.

III 1. Подвижная игра : «Ручеек» .

2. Беседа : «Не мучайте животных!»

1. Воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры.

2. Учить различать понятия «играть» и «мучить» .

3. Развивать чувство сострадания, сопереживания представителям животного мира.

IV 1. Составление творческого рассказа «Сочиняем добрую сказку» .

2. Беседа : «Подарим птицам нашу доброту»

1. Учить детей сочинять сказки.

3. Вызывать сочувствие и проявлять заботу о птицах.

Комитет по образованию администрации г. Мурманска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мурманска гимназия № 5

Внеклассное мероприятие по теме «Этикет»

«В Королевстве хороших манер»

Степанова Елена Анатольевна,

педагог-организатор

МБОУ г. Мурманска

гимназии № 5

«В королевстве хороших манер»

Сценарий

Цель мероприятия: повышение уровня общей культуры воспитанников, воспитание чувства ответственности, умения работать в команде, развитие духа здорового соперничества.

Форма: конкурс-игра

Подготовка: организация команд, оформление кабинета пословицами и афоризмами об этикете .

Оборудование: компьютер, интерактивная доска

Действующие лица: Королева, Первая фрейлина, Вторая фрейлина, церемониймейстер (ведущий)

Элементы костюмов: Королевская корона, мантия

Церемониймейстер: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я предлагаю вам провести некоторое время в месте, которого нет ни на одной географической карте. Называется оно Королевством хороших манер. На его территории живут удивительные люди. Они добры, приветливы, образованны и очень хорошо воспитаны. Все граждане этого королевства с детских лет изучают хорошие манеры и придворный этикет. Моя должность при королевском дворе называется церемониймейстер, я слежу за строжайшим соблюдением всех дворцовых ритуалов. Хочу предложить вам возможность узнать что-то новое, проверить свои знания хороших манер и принять участие в королевском турнире по правилам этикета. Высокий королевский суд будет оценивать ваши ответы. Прошу всех встать и склонить головы, приветствуя главного судью – властительницу Королевства хороших манер.

Звучит фонограмма.

Входит Королева.

Церемониймейстер: А теперь попрошу аплодисментами поприветствовать фрейлин королевского двора.

Входят фрейлины и занимают свои места.

Церемониймейстер: Ваше королевское высочество, позвольте мне приступить к своим обязанностям.

Королева: Повелеваю, приступайте!

1. Конкурс «Дурные манеры»

Церемониймейстер: У древнегреческого философа Лукиана спросили: «Где ты учился благовоспитанности?» - «У невоспитанных - ответил он, - я избегал делать то, что делают они.» Как вы думаете, что считается в обществе дурными манерами? Предлагаю командам составить так называемый список дурных манер. Чей список окажется длиннее, тот и победит!

Грызть ногти;

Громко разговаривать;

Неряшливо одеваться;

Громко хлопать дверью;

Ковырять пальцем в зубах, носу;

Сквернословить и т.п.

2. Конкурс «Ежели вы вежливы»

Церемониймейстер: Рассмотрим такую ситуацию: Мальчик кричит прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Услышав ответ, он спешит домой. Обращаясь с вопросом к прохожему, он допустил 4 ошибки. Какие? Напишите, пожалуйста.

1) в обращении не было слова «пожалуйста»;

2) правильно будет «который час»;

3) нужно поблагодарить, сказав «спасибо»

4) не кричать

3. Конкурс «Словарь вежливых жестов»

Церемониймейстер: В разговоре нам помогают не только слова, но и жесты. Я имею в виду не размахивание руками, а определенные, известные всем движения рук, головы. Предлагаю участникам конкурса показать жестами некоторые вежливые слова.

- «здравствуйте» - рукопожатие;

- «пока, прощай» - машет рукой;

- «спасибо» - кивок головы;

- «извините» - рука на сердце;

- «садитесь, пожалуйста» - показать рукой на место;

- «вы не правы» - покачать головой

4. Конкурс «Круговорот приветствий»

Церемониймейстер: Смею заметить, что одним из самых древних жестов человечества является приветствие. В разных уголках земного шара люди по-разному приветствуют друг друга.

Демонстрируется презентация «Приветствие в разных странах»

Церемониймейстер: Вот такие разные традиции. Но есть и кое-что общее: у всех народов уклонение от приветствия считалось верхом неприличия и неуважения к окружающим.

1 вариант

Церемониймейстер: Сейчас мы проведем небольшой конкурс и узнаем, кто из вас лучше знает правила вежливости. Участникам турнира предлагается ответить на вопросы.

1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (Младший.)

2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)

3. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (Кивнуть головой.)

4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться. (Да.)

2 вариант

Церемониймейстер: Кроме жестов для приветствия можно использовать различные слова и выражения. В этом конкурсе мы узнаем, в какой команде участники знают больше приветственных слов. Начинаем по очереди, по одному слову от каждой команды. И так далее, пока кто-нибудь не остановится.

5. Конкурс «Вставь словечко»

Церемониймейстер: Команды получают карточки, на которых написаны фразы. В них пропущены слова. Нужно вставить слова по смыслу, чтобы они соответствовали правилам этикета:
Девочка встретила учительницу и поздоровалась:«...».
Миша уходил от друга и сказал ему: «...» - а его родителям:«...».
Когда Катя узнала, что подругу Ксюшу положили в больницу, она позвонила ей и спросила:«...».
В школьной столовой Саша нечаянно толкнул Дашу и произнес:«...».
После еды сын сказал маме:«...».

6. Конкурс «Встречают по одежке…»

Церемониймейстер: Как церемониймейстер, я с уверенностью могу утверждать, что знание этикета позволяет человеку выглядеть уместно на королевском приеме, дипломатической встрече, в театре и т.д. Вот как представляет себе этикет Кролик из сказки Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес» .

Пропали перчатки,

И веер пропал!

Ну, как же теперь

Мне явиться на бал?!

Ведь я не могу нарушать этикет!!!

Все скажут, что кролик разут и раздет

Уверена, что и к внешнему виду ученика есть определенные требования. В этом конкурсе мы проверим, знают ли их наши участники. Команды получают рисунки с изображением современных школьников, задача следующая - найти ошибки в этих рисунках.

7. Конкурс «Нужные слова»

Церемониймейстер: Этот конкурс – упражнение для тех, кто еще сомневается в пользе вежливых слов. Представьте себе такую картину в школьной столовой. Некая ученица кричит своему однокласснику: « Эй, ты там!... Передай-ка мне компот!...Шевелись быстрее!... Наконец-то!» Предлагаю командам вспомнить нужные вежливые слова и исправить грубость девочки.

Например: «Витя, извини! Передай мне, пожалуйста, компот. Спасибо!»

8. Конкурс «Рассуждения»

Церемониймейстер: Послушайте, пожалуйста, такую историю: «Одна девочка, которой сделали замечание, потому что она слишком громко и неестественно смеялась, обиженно сказала: «Мое поведение - мое личное дело». Права ли девочка? Что вы думаете по этому поводу? Чем объясните свой ответ? Напишите, пожалуйста, свои рассуждения.

9. Подведение итогов.

Церемониймейстер: Все конкурсные задания исчерпаны. Сейчас я предоставляю слово главному судье. Ваше королевское Высочество, соблаговолите оценить ответы наших конкурсантов.

Выступает Королева, комментирует ответы команд и объявляет результаты конкурсов.

10. Награждение победителей.

Церемониймейстер: На прощание хочу сказать: «Стать вежливым, тактичным и деликатным не так уж трудно, стоит только захотеть! До свидания! До новых встреч в Королевстве хороших манер!

Приложение

Таблица подведения итогов

п/п

Название конкурса

Критерии оценки

1 команда

2 команда

3 команда

Дурные манеры

1 балл за ответ

Ежели вы вежливы

до 4 баллов

Словарь вежливых жестов

до 3 баллов

Круговорот приветствий

до 2 баллов или 1 балл за ответ

Вставь словечко

до 5 баллов

Встречают по одежке…

до 5 баллов

Нужные слова

до 5 баллов

Рассуждения

до 5 баллов

Итого:

Странности этикета [ 8 ]

За нарушение придворного этикета полагалось наказание.
Порой, доходило до абсурда.
Так присниться принцессе считалось неслыханной дерзостью при марокканском дворе. За это могли высечь кнутом или даже отправить на плаху.

Обед при Эдуарде VI
Однажды Франсуа де Вьевиль - будущий маршал Франции, был приглашён на обед к английскому королю Эдуарду VI.
В своих мемуарах де Вьевиль с удивлением описывал увиденное:
"На обеде прислуживали рыцари ордена Подвязки. Они вносили блюда и, приблизившись к столу, опускались на колена.
Блюда у них принимал главный гофмейстер и обслуживал короля, тоже стоя на коленах.
Мы, французы, находили весьма странным, что рыцари, происходящие из самых именитых родов Англии, отличные мужи и военачальники, стоят на коленях, ведь у нас даже прислуживающие пажи склоняют колени только в дверях, входя в зал".

Чарльз II и граф де Гиш
Такой диковинный этикет с коленопреклонениями во время обеденной церемонии сохранялся в Англии ещё и во времена Чарльза II.
На одном из таких обедов присутствовал Антуан де Грамон, граф де Гиш, и король решил похвастаться:
"Не правда ли, там, дома, Вы подобного не видели? Французского короля ведь не обслуживают, стоя на коленях?"
У де Грамона оказался острый язык:
"Я полагал, что эти господа стоят на коленях, чтобы испросить прощения за многие плохие блюда, поданные Твоему величеству".

Российский этикет

О европейском этикете в России узнали при Петре I.
Царь лично составил свод правил хорошего поведения, в который входили следующие пункты: "в носу перстом не ковырять, в круг не плевать, ножом зубы не чистить, ногами не болтать…".
Также запрещалось за столом облизывать пальцы, сморкаться в скатерть, плевать в свою тарелку и бросать кости под стол.
"Нельзя быть краше императрицы"
Это правило этикета при дворе Елизаветы нарушила фрейлина Лопухина, за что поплатилась… прической.
Императрица прямо на балу отрезала ей клок волос.
Но фрейлина еще легко отделалась. Часто немилость императрицы полностью исключала человека из светской жизни.
Очень строгий и временами абсурдный этикет сложился при дворе испанских королей.
Вот несколько примеров.

Лошадь Марии-Луизы
Известно, к испанской королеве не мог прикоснуться ни один мужчина, кроме короля.
Однажды королева Мария-Луиза, жена Карла II, прогуливалась верхом, лошадь внезапно понесла, королева вывалилась из седла и её нога запуталась в стременах.
Королеве грозила верная смерть, но два молодых офицера, презрев этикет, остановили лошадь, подхватили королеву и высвободили её ногу.
Не дожидаясь благодарности, офицеры пустили своих коней в галоп и поспешили покинуть королевский двор.
Говорили, что им даже пришлось укрыться за границами Испанского королевства – ведь молодым людям грозила смертная казнь за то, что они посмели прикоснуться к телу королевы.

Как быть королеве?
Тяжёлая жизнь была у испанских королев.
Если бы королева упала во время прогулки или во время торжественной церемонии, то ей пришлось бы подниматься самой или дожидаться, пока не подоспеют некоторые придворные дамы, которым дозволено прикасаться к королеве.

Ожоги короля

Не лучше положение было и у испанских королей.
Рассказывают, что когда однажды Филипп III грелся у камина, ему стало плохо, и он потерял сознание.
Пока придворные бегали за одним из грандов, который имел право прикасаться к королю и двигать его кресло, Филипп III получил довольно серьёзные ожоги.
В истории любой страны с легкостью можно обнаружить подобные абсурдные правила.

Если уж говорить о чудачествах придворного этикета, не упомянуть правление Людовика XIV было бы странно.
При Короле-Солнце абсурд перерос все границы.
Короля, как рой, окружало несметное число придворных.
Размах, с которым жил Людовик, не укладывался ни в какие рамки. Только вельмож, что управляли кухней, было 96 человек, а весь персонал при приготовлении трапезы и вовсе насчитывал 400 человек!
Столы ломились от изобилия вкусностей, но при этом Король-Солнце продолжал есть мясо и рыбу, приготовленную в вине, руками, так и не научившись пользоваться столовыми приборами.

В правила этикета могли быть включены и правила, которые кажутся просто настоящим самодурством.

Однажды в России наказали... колокол.
Его звон прервал послеобеденный сон царя Федора Алексеевича. За это колокол сослали в Николаевский Карельский монастырь, чтобы не тревожил царя в неположенный час.

Наказание для реки
Однако особым самодурством отличился персидский царь Кир II.
История произошла недалеко от реки Гинд. В водах Гинда утонула его любимая лошадь, которую считали священной. Что сделал Кир II? Он приказал казнить реку! Ему удалось осуществить свою бредовую идею: воины изрыли реку многочисленными каналами, и она прекратила свое существование.


В целом, в старых хрониках и мемуарах придворных можно найти множество свидетельств того, как из-за мелочей, связанных с этикетом, нередко вспыхивали ссоры, осложнявшие политические отношения между государствами. Безусловно, сегодня, узнавая о таких перипетиях этикета и курьезах с людьми, следовавшими или нарушавшими их, мы только улыбаемся и пожимаем плечами.

Вадим Левин « Учтивый разговор» (История очень вежливая и не слишком короткая)

Один англичанин толкнул англичанина
и тут же сказал: "Извините, нечаянно".
Второй англичанин любезно ответил:








и сразу сказал: "Извините - нечаянно".

"Простите, но я ничего не заметил".
"Нет-нет, это вы, ради Бога, простите".
"Простите, но что мне прощать? Объясните".
"Как - "что мне прощать"? Неужели не ясно?"
"Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно:
я рад бы простить вас, но мне не понять,
что именно должен я вам извинять!"
Тогда англичанин толкнул англичанина
и сразу сказал: "Извините. Нечаянно".
На что собеседник любезно ответил:
"Простите, но - я ничего не заметил!"
"Нет-нет, это вы, ради Бога, простите".
"Простите, но что мне прощать, объясните?"
"Как - "что мне прощать"? Неужели не ясно?"
"Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно.
Я рад бы простить вас, но мне не понять,
Что именно должен я вам извинять".
Тогда англичанин толкнул англичанина!
И сразу сказал: "Извините, нечаянно!"
Но тут собеседник ответил иначе:
"Простите, но я вам, пожалуй, дам сдачи".
И вежливо-вежливо два англичанина
друг друга до ночи тузили отчаянно.

Пословицы и афоризмы об этикете

По одежке встречают, по уму провожают.

Доброе слово и кошке приятно.

Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой.

Не красна изба углами – красна пирогами.

Список литературы и интернет-источников

1. Бушелева Б. В. Поговорим о воспитанности. Петрозаводск. Карелия.1991.

2. Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах. М. Молодая гвардия. 1987.

3. Колас И. Весело и просто. О правильном поведении девочек. М.

Омега-пресс. 2011.

4. http :// muzofon . com / search /% D 0% B 7% D 0% B 2% D 1%83% D 0% BA % D 0% B 8%20% D 1%84% D 0% B 0% D 0% BD % D 1%84% D 0% http :// nsportal . ru / shkola / stsenarii - prazdnikov / library /2014/09/28/ v - gostyakh - u - gnoma - etiketa - ili - prazdnik - vezhlivosti

9. В. Левин «Учтивый разговор»

10. Льюис Кэролл «Алиса в стране чудес» в переводе Б. Заходера