Роль примера святых в воспитании детей. «Формирование у детей духовных ценностей на примере жития святых. Православие и детский сад

20.09.2019

З начение педагогических идеалов в воспитании подрастающих поколений трудно переоценить. Если обратиться к господствующей сегодня парадигме личностно-ориентированного образования, то в его сущности обнаруживается представление о некоей идеальной модели личности. В связи с этим возникает закономерный вопрос, а каковы же источники этих педагогических идеалов? Как они формируются? Обнаруживается, что исподволь нам предлагаются образы либеральных свобод, адекватного им образа жизни и средств формирования человека такого общества. Полноценный критический анализ последствий подобного воспитания еще впереди, но уже сегодня ясно, что оно ведет к разрыву с отечественной культурной традицией, с ценностями православного миропонимания.

О бращение к образам русских православных святых как носителям огромного воспитательного потенциала востребовано современной педагогической практикой и должно получить свое теоретическое осмысление.

К аждый человек бесконечно ценен и важен, уникален и неповторим. Это аксиома православного сознания, которая принята сознанием современного общества. Однако многие сегодня не знают и не хотят знать, что христианство, открыв в человеке личность, увидев в каждом человеке неистребимый никакими унижениями образ Божий, тем самым переменило пути человеческой истории. Христианством каждому человеку указан путь обожения, становления новым творением во Христе. Многие люди, шедшие этим путем, достигли святости и стяжали Святой Дух еще в своей земной жизни. Их героизм, духовный подвиг освещают путь другим людям и могут стать содержанием воспитания в современной школе.

С егодня, как никогда, важна просветительская деятельность среди детей и молодежи, для здорового духовного и физического развития которой необходим высокий нравственный идеал, образец, которому она может подражать. Жизнь святых угодников многие столетия являлась и в наше время является таким идеалом нравственного совершенства. Самое важное заключается в том, что противостоять идеологии общества потребления светские идеалы недавнего прошлого, обыденные нравственные нормы оказываются не в состоянии.

С исторической точки зрения Православие уже более тысячи лет назад и создало нашу страну - Святую Русь. Раскрывая значение представлений о «Святой Руси», мы понимаем ее как святыни русской земли, ее монастыри, церкви, священство, мощи, иконы и, прежде всего, как собор наших праведников, святых. По словам Д.С. Лихачева в понятии Святая Русь объединялось то, что «освобождалось от всего греховного, выделялось в нечто неземное и очищенное, получало существование и вне земного, реального и было бессмертно...» Святая Русь созидалась людьми, истово принявшими слово Христово. Они стали на путь очищения своей души от греха, на путь стяжания Духа Святого. Слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжите Духа Святого и тысячи вокруг вас спасутся» - выражают сущность идеи святости.

С мысл обращения к русским святым в том и состоит, что именно они определяли строй мысли русского человека, формировали мироощущение гражданина Святой Руси. Своим подвигом святые помогали человеку освобождаться от греховного в себе и, обретая душевную чистоту, сделаться менее уязвимыми для искушений. Жизнеописания русских святых для современного учителя могут служить тем практическим материалом, в котором он найдет ответы на вопросы нравственного воспитания современных школьников. Поучительность житий святых в том, что они являются наглядным примером скромности, терпеливости в перенесении тягот, неутомимости в своем служении, примером мужества и верности избранному пути.

В житиях святых скрыт образец решения межнациональных проблем, которые обрушились на нашу страну вместе с крушением пролетарского интернационализма. Так, среди учеников преподобного Александра Свирского были и русские, и карелы, и вепсы и многие другие. Но не было между ними национальной розни.

Д ля современной молодежи важно правильное понимание жизненной успешности. Переводя это понимание в духовную плоскость, мы можем показать, что русские православные святые были людьми в высшей степени успешными, обретали умственные и физические достоинства, даже если и не обладали ими от рождения. Они умели выстоять перед лицом вызова той современности, в которой жили, выстоять перед «духом века сего», призванного «победить мир», - победителями стали они. Обращение к истории русских святых князей, монахов, священников, простых мирян наполнит содержание гуманитарного образования исторической и краеведческой конкретностью и убедительностью.

К сожалению, бесценный духовно-нравственный потенциал жизнеописаний православных святых практически мало доступен современному школьнику. Церковные издания в основном носят репринтный характер и никак не адаптированы к восприятию современного человека. Среди них есть выдающие тексты, например, свт. Димитрия Ростовского. Но многие из книг дореволюционных церковных авторов достаточно заурядны и педагогически малоценны. В обилии тиражей морально устаревших житийных текстов сокровища русской святости оказываются спрятанными и трудно раскрываемыми для современного школьника.

О браз русского православного святого должен быть раскрыт растущему человеку, как образ духовной мощи и способности противостоять миру, а не как умилительный, принимающий смиренно все несправедливости мира в силу «пенсионной» немощи. Смирение - высшая правда христианства, но это не следствие слабости, а наоборот явление духовной силы человека. Именно в этом качестве и необходимы сегодняшним школьникам образы русских православных святых. Таким образам они захотят подражать, соотносить свою жизнь с их жизнью. Русские православные святые осознаются национальным сознанием как лучшие люди России. Школьникам необходимо показать, что они действительно лучшие по уму, по талантам, по мужеству, по человечности, по духовной силе. Таковы были Александр Невский, адмирал Федор Ушаков, Сергий Радонежский, Симеон Верхотурский, княгиня Елизавета Федоровна Романова и многие другие.

Н а примерах жизни святых педагог может показать школьнику красоту подвига служения Господу, Отечеству и людям. Показать, что и они сами могут строить свою жизнь в соответствии с этими идеалами, и для этого важны не какие-то выдающиеся способности или исключительные условия, а для этого надо научиться заботиться о своей душе, жить по совести и не отрекаться ради сиюминутной выгоды от образа Творца, заложенного в нас изначально.

К ак донести до подрастающего поколения то духовное сокровище, которым мы обладаем благодаря подвигу святых? Одним из перспективных в педагогическом делании путей здесь может служить обращение к воплощению образов святых в художественных произведениях. С помощью художественной литературы, художественных фильмов, основой которых является подвиг святых, можно успешно формировать в юной душе высокие нравственные качества. Любовь к Родине, уважение к старшим, забота о близких, трепетное отношение к окружающей среде, умение жертвовать собой ради высоких целей, уважение к вере отцов - все эти добродетели можно найти в каждом житии православных святых прошлого и новопрославленных святых.

В практике советской школы был накоплен большой положительный опыт патриотического воспитания на произведениях, в которых описывались героические поступки подростков в годы Великой Отечественной войны. Книги и кинофильмы героико-патриотического содержания вызывают большой интерес в детской и подростковой среде. Их волнует образ героя, посвятившего себя служению Отчизне. Многие дети на долгие годы запоминают эти образы, стремятся подражать им в своей жизни. Сетования на то, что современные подростки подражают агрессивным образам американских боевиков, не изменят ситуацию. Необходимо противопоставить им героику духовного подвига в доступной и понятной детям форме. Простой пересказ, копирующий стиль произведений XIX века, не привлекает внимания ребенка и создает невыразительный, плоский образ Православия и его святых.

М ежду тем, жизненные перипетии православных святых, близких нам по времени - это неисчерпаемый источник для создания героических образов, так необходимых современному школьнику. Лагеря, ссылки, внутренняя борьба и многое другое, выпавшее на их судьбу, не сломили их духа, показали истинный источник духовной силы. Русское Православие показало свое необоримое величие именно в период государственного атеизма, в период гонений. Твердое стояние в вере дало России и всему православному миру сонм великих святых - исповедников и новомучеников Российских.

В каждой местности есть близкие примеры новомучеников. Для нас таким образцом, который и сегодня вызывает острые переживания, может служить жизнь и смерть царской семьи, подвиг великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, которая, будучи сброшена в шахту и обречена, оказывала помощь страдающим рядом. Педагоги не имеют права пройти мимо, не воздав должной памяти новомученикам, не раскрыв подрастающим поколениям их подвиг.

В каждой школе необходимо собирать библиотеку о житиях православных святых, как прошлого, так и настоящего. При этом важно собирать не только церковную литературу, но и художественные произведения о подвижниках духа. Приобщившись через художественный образ к их подвигу, дети и юношество смогут в последствии обратиться и к житийной литературе, так она для них наполнится личностными переживаниями и смыслами.

О бращение учащихся к образам православных святых можно осуществлять в краеведческой работе школы. Поисковая деятельность увлекает подростков, заставляет переосмыслить услышанное на уроке, глубже понять внутреннюю жизнь человека. Встречи со свидетелями гонений, многие из которых еще живы, помогают увидеть историю не как абстрактные закономерности, а как борение человеческого духа в немыслимых порой условиях. Греческое слово «мученик» (martiros) означает «свидетель». Каждый человек - свидетель вопиющей несправедливости мира, лежащего, по слову апостола, «во зле», но лишь у христиан это вызывает жгучий стыд, угрызения совести, стремление выправить жизнь на добродетельных основаниях.

С тавя вопрос о воспитании современного школьника на образах православных святых, педагог должен взять на себя труд научиться создавать своей речью такой образ, который переживается ребенком, западает ему в душу, вызывает потребность подражать. Это требование к речи педагога осуществимо при глубоком знании предмета разговора, личностном переживании учителем материала, высокой культуре речи и правильных педагогических установках. Этот большой труд необходим потому, что идеалы, заложенные в детстве и юношестве, оставляют след в сердцах детей на всю жизнь, оказывают неизгладимое влияние на формирование личности ребенка. Мы призваны сделать так, чтобы наши дети стали милосердными, как великая княгиня Елизавета Федоровна, самоотверженными, как святитель Лука Крымский, праведными, как Симеон Верхотурский, мужественными, как адмирал Федор Ушаков, умеющими противостоять неправде и злу, как святитель Афанасий (Сахаров) и многие-многие другие святые, в земле Российской просиявшие.

О бращение к образам русских святых может оказать существенную помощь в воспитании школьника как будущего семьянина. Сегодня средства массовой информации трубят о неизбежности конфликта поколений между собой. Действительно, духовные силы современной российской семьи серьезно подорваны, но стремление жить семьей еще сохраняется, нормы семейных отношений еще не утрачены. Навязывание либеральной морали «независимости», свободы от семьи строится на очевидных подменах глобалистского проекта: унификации и сокращения рождаемости. Вместо семейных отношений, основанных на любви, предлагаются от имени государства отношения правовые, обеспечивающие молодежи жизнь в кредит, а старикам приют или хоспис. Молодые люди, восстановленные против своих близких, пытаются обрести квазисемью в неформальных объединениях, асоциальных группах, сектах, партиях и т.п.

В житиях описано немало случаев отказа святых от своих личных намерений уйти из мира в монастырь из-за семейных обязанностей. Святой преподобный Сергий Радонежский собирался в монастырскую обитель, но, вняв просьбам родителей, оставался с ними до их кончины. Святой Иоанн Златоуст, будучи единственным сыном овдовевшей матери, не посмел бросить ее, когда она не захотела благословить его на уход из мира.

О бращение к образам русских православных святых в воспитании важно еще и потому, что преодоление раскола между культурой и религией в современной России, первые шаги которого мы наблюдаем в наше время, стало возможным именно благодаря их подвигу. К ним относятся слова Господа: «Блаженны изгнанные за правду» (Мф.5:10); «вы - соль земли» (Мф.5:13). Только на пути обретения духовного единства Россия будет способна преодолеть внутренние кризисы, ответить на все вызовы современности. Образы святых, их жизнь и подвиг должны стать частью содержания воспитания в современной школе. Без знания русских православных святых школьнику невозможно постичь глубину русской культуры, подлинный смысл истории России, осмыслить ее сегодняшнее бытие.

З акончим словами Г.П. Федотова:

«В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России; в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути. Верим, что каждый народ имеет собственное религиозное призвание, и, конечно, всего полнее оно осуществляется его религиозными гениями. Здесь путь для всех, отмеченный вехами героического подвижничества немногих. Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки. Если мы не обманываемся в убеждении, что всякая культура народа в последнем счете определяется его религией, то в русской святости найдем ключ, объясняющий многое в явлениях современной, секуляризированной русской культуры».

Подобно тому, как Луна светит отраженным светом Солнца, так и всякая классическая литература, музыка и живопись светят отраженным светом культа своего этноса. И если мы внимательно и без всякой идеологической предвзятости заглянем в историю жизни нашего народа, то мы увидим, что вся наша культура своими историческими корнями уходит в недра нашей религии. История государства Российского начиналась с монастырских летописей. Живопись своими корнями уходит в иконопись, а художественная литература – в церковную житийную литературу. Светлую печать религиозного единства мы можем видеть как в древнем творчестве наших предков, так и во многих современных произведениях культуры наших соотечественников. Этот факт наглядно свидетельствует о великой неистребимой силе духовного притяжения религиозных Истин:«Мы все созданы Богом для вечности. И насущной задачей каждого из нас является следующее: понять, в чем состоит образ Божий, каким он явлен миру в Лице Богочеловека Христа. И, затем, побеждая грехи, освобождаясь от их тлетворного влияния, восстановить в себе этот нетленный благодатный образ». Свое выступление закончу стихотворением кандидат богословия, поэт и писатель, клирика Балашихинского благочиния Московской епархии протоиерея Владимира Бороздинова.:

Раскинув Руки на Кресте.

Держите зло и грех в узде.

Не позволяйте темной силе

Сердцами вашими владеть.

Храните преданность России,

Не изменяйте Вере впредь!

Такой настрой угоден Богу,

Угоден Матери Христа.

Ее молитвами дорогу

Укажет Небу вам звезда.

Вы обличетесь в Благодать:

Подобно тому, как Луна светит отраженным светом Солнца, так и всякая классическая литература, музыка и живопись светят отраженным светом культа своего этноса. И если мы внимательно и без всякой идеологической предвзятости заглянем в историю жизни нашего народа, то мы увидим, что вся наша культура своими историческими корнями уходит в недра нашей религии. История государства Российского начиналась с монастырских летописей. Живопись своими корнями уходит в иконопись, а художественная литература – в церковную житийную литературу. Светлую печать религиозного единства мы можем видеть как в древнем творчестве наших предков, так и во многих современных произведениях культуры наших соотечественников. Этот факт наглядно свидетельствует о великой неистребимой силе духовного притяжения религиозных Истин:«Мы все созданы Богом для вечности. И насущной задачей каждого из нас является следующее: понять, в чем состоит образ Божий, каким он явлен миру в Лице Богочеловека Христа. И, затем, побеждая грехи, освобождаясь от их тлетворного влияния, восстановить в себе этот нетленный благодатный образ». Свое выступление отец Владимир закончил своим стихотворением:

Христос зовет в свои объятья,

Раскинув Руки на Кресте.

Он говорит: «Все люди – братья!

Держите зло и грех в узде.

Не позволяйте темной силе

Сердцами вашими владеть.

Храните преданность России,

Не изменяйте Вере впредь!

Такой настрой угоден Богу,

Угоден Матери Христа.

Ее молитвами дорогу

Укажет Небу вам звезда.

Господень Дух сойдет сияньем,

Вы обличетесь в Благодать:

Должны бессмертными вы стать,

Готовясь к смертным испытаньям!»

Елена Боброва
«Формирование у детей духовных ценностей на примере жития святых»

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ЖИТИЯ СВЯТЫХ

Боброва Е. Л. ,

Воспитатель,

МБДОУ детский сад №72 «Акварель»

В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Приступая к процессу воспитания, необходимо, прежде всего, спросить себя, какова его цель. Что мы хотим получить в конечном результате? Какого человека вырастить?

Детский возраст, как учат святые отцы и , в частности, Святитель Иоанн Златоуст , характеризует тяга и любовь к святости , которая с годами под воздействием различных страстей пропадает. А это значит, что если мы упустим в своей практике детский возраст, то впоследствии человек в принципе обречен на унылое существование. Вот почему так важно обращаться вместе с детьми к житиям святых , и воспитывать на их примерах .

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл и многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком – невозможно любить Россию, не зная того, что находится в генетической памяти народа. Нельзя строить будущего, не зная прошлого.

Современные дети плохо знают имена и истории жизни святых . Вот почему обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России , особенно актуально, так как общество и государство остро нуждается в образовательных моделях.

Целью педагогической работы является :

Приобщение детей к истокам православной культуры;

формирование конструктивного отношения к миру, людям и себе.

Для достижения данной цели в работе по духовно -нравственному воспитанию детей были поставлены следующие задачи :

формировать целостное духовно –нравственное и социально–личностное развитие ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры ;

Содействовать формированию у детей духовном мире , о житии святых , знакомить с основными религиозными понятиями;

Воспитывать у детей уважительное , милосердное, внимательное отношение к родным, навыки доброжелательного и добродетельного поведения .

За основу работы взята программа «Мир – прекрасное творение» - к. п. н. старшего научного сотрудника лаборатории русской школы КГУ Гладких Любовь Петровны, архимандрита Зиновия (А. А. Корзинкин, Владимира Михайловича Меньшикова. Содержание программы основано на научных теориях о единстве духовного и материального бытия мира и человека и направлено на духовно – нравственное воспитание ребенка.

Главной линией событийно-содержательной работы по формированию духовных ценностей является православный церковный календарь, в соответствии с которым выстраивается воспитание и обучение детей в группе дошкольного учреждения.

При организации непосредственной образовательной деятельности учитываются индивидуальные особенности детей и необходимо помнить, что уровень нравственного и духовного развития у всех разный – это связано с условиями воспитания и образом жизни его семьи.

При всем внимании к возрасту детей , жития святых нельзя упрощать , искажать, сводить их к волшебной сказке.

В связи с тем, что у дошкольников преобладает непроизвольное внимание, а также их восприятие основано преимущественно на эмоциях, использую в работе те события из жизни святых , которые могут быть наиболее интересны детям, и вызовут у них эмоциональную реакцию. Дети с удовольствием слушают рассказы о детстве святых . Так, на примере жития Сергия Радонежского учу детей терпению , старанию, послушанию, любви к родителям (например , когда родители просят остаться его дома и ухаживать за ними в старости вместо того, чтобы жить в монастыре). Можно учить любви к животным, ведь она у святого оказалась сильнее страха, и так появился друг Миша, которому он отдавал последний кусок. Можно учить трудолюбию, ведь даже став игуменом, преподобный оставался таким же, каким был – тихим, кротким, работящим…

Для развития словесно-логического мышления необходимо задавать вопросы на установление логических связей событий поступков. Для этого можно ставить, например такие вопросы : почему человек так поступил? К чему это могло привести?

Важен искренний подход воспитателя к излагаемому материалу. Если он поделится с ребятами тем, что его задело лично, то рассказ только выиграет. Дети чутко реагируют на правду и на ложь. И если ваш энтузиазм будет показным, то результат труда сведется к нулю. Таким образом, процесс формирования духовных ценностей на основе примеров святых становится двусторонним : актуальным как для ребенка, так и для воспитателя. Чем больше сам воспитатель преуспевает в духовной жизни , тем больше в это погружаются и его воспитанники.

В своей работе широко использую наглядность (различные репродукции, иконы) ; она в значительной степени облегчает процесс духовно -нравственного воспитания. Во время чтения рассказов можно демонстрировать детям содержание, которое трудно донести словесно, например , репродукцию иконы «Введение во храм Пресвятой Богородицы » , сцены из жития святых . Это позволяет ребенку, не только представить, но и воочию увидеть изображаемого героя, что содействует формированию у детей первоначальных представлений о духовном мире .

Прогулки, экскурсии и совместная деятельность с детьми были выделены в отдельное направление в работе, определив их как предварительную форму работы . Например , при изучении темы «Празднование Покрова Пресвятой Богородицы » рассказала детям о празднике, о том, что Пресвятая Богородица – Заступница за весь мир, что событие произошло далеко в теплой стране, где когда-то давно жила сама Пресвятая Богородица . Предложила детям послушать стихотворение Виктора Афанасьева «Небесные паломники» и подумать, почему поэт сравнивает журавликов с паломниками. Дети рассказали о том, что Иисус Христос и Пресвятая Богородица жили в теплых странах, куда осенью улетают перелетные птицы. Дети ответили без труда, так как была проведена предварительная работа на прогулке, где наблюдали за изменениями в природе : за осенним нарядом деревьев, за отлетом птиц, слушали рассказ о теплых странах, стихи об осени, собирали разноцветные листья – все это послужило богатым материалом для будущей непосредственной образовательной деятельности и оказало помощь в становлении творческой личности ребенка.

Большинство детей , которые ходят в детский сад, растут в домах, где нет икон, поэтому знакомство дошкольников с искусством иконы просто необходимо, ведь икона говорит не только о виденном, но и о том, что внутри нас, связывая прошлое и настоящее.

При ознакомлении детей с иконой , читаются рассказы о христианских праздниках : Рождестве, Крещении Господнем, Пасхе, о традициях проведения их на Руси. Такая работа содействует знакомству детей с основами духовно -нравственных традиций русского народа.

Так на примере жития святого Георгия Победоносца , покровителя православных воинов, в чьем имени главное слово – победа, рассказала детям о том, что святой Георгий был мужественным воином. Он заступался за христиан и сам принял много страданий, которые переносил героически с молитвой на устах. Среди героев России был человек, который носил имя святого . Там, где командовал фронтом Георгий Константинович Жуков, армия всегда побеждала фашистов. Недаром его покровителем является святой Георгий Победоносец .

То не гром прогремел в тишине

То не сдвинулись тучи седые

То Георгий на белом коне

Снова встал на защиту России….

Такая работа формирует у детей представление о героизме, развивает эмоционально положительное, действенное отношение к воинам, которое выражается в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в стремлении быть похожими на них, воспитывает патриотические чувства к своей Родине.

За время работы над темой «Формирование у детей духовных ценностей на примере жития святых » было проведено несколько тематических развлечений и театрализованных представлений : «День города. Александр Невский – небесный покровитель Старого Оскола» , «Покровская ярмарка» , «День матери» , «Свет Вифлеемской звезды» , «Крещение Господне» . Эти мероприятия позволяют формировать у детей привычку готовиться и отмечать вместе с родными православные календарные и гражданские праздники, стремиться к пониманию их подлинного жизненного смысла.

Воспитание подрастающего поколения на примере святых угодников Божиих является своеобразной путевой звездой. Они являются для нас образцом любви к человеку и в человеке. Своей жизнью святые показали , к какой духовной красоте призван и способен человек. Кроме того, в житиях мы находим глубоко духовное объяснение важнейшего вопроса – веры во Христа. Закончить хотелось бы цитатой святителя Иоанна Златоуста : «Памятникам святых служат не только могилы, гробницы… столбы и надписи, но и добрые дела, ревность по вере и чистая перед Богом совесть».

В том, что наши дети невоспитанны, жестоки, бесчувственны, подвержены дурным порокам, многие винят сегодняшнее время, испорченность его духа.

Наш век – время разгула произвола, самочиния, так называемой «свободы», а на самом деле разнузданности и разврата. Утрачен авторитет родителей, старших, начальства, нет доверия ни к кому. Везде ложь и лицемерие, потеряны честь и совесть – они обесценены. В почете материальные богатства. Да, этот страшный дух времени растлевающее действует на детей и на подрастающее поколение. Но, тем более, возрастает роль родителей в домашнем воспитании детей.

Как предохранить ребенка от дурного влияния столь многих факторов нашего времени? Прежде всего собственным примером.

Если родители сами не почитают Бога, Его Церковь, с насмешкой говорят о всех авторитетах – гражданских, церковных; иронизируют и подвергают все сомнению при детях – каким образом ваш ребенок будет уважать вас – отца и мать? Он, естественно, потеряет уважение к родителям, к их власти над ним.

Поэтому, родители, если вы хотите, чтобы растлевающий дух времени не касался ваших детей, искореняйте его сначала в себе, держитесь крепко той доброй нравственности, которую содержат христианство и Православная Церковь, не забывайте о традициях семейного воспитания ваших благочестивых предков.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал о том, насколько вредна так называемая «свобода» как взрослым, так и детям. Говорят, что человека нельзя ни в чем принуждать – ни в вере, ни в учении. Какой же это вздор! Что же из такого, «свободного», по своей воле живущего, человека может выйти доброе? Ведь мы все принуждаем себя ко всему должному и полезному, к исполнению своего долга, обязанностей, а детей – к учению, к молитве, ко всякого рода делам. А если этого не делать, то что выйдет из наших детей? – Ленивцы, шалуны, которые, к тому же, научатся всякому злу и себялюбию.

1. Лучшее наследство родителей детям – доброе воспитание.

2. Воспитание детей нужно начинать с появления ребенка на свет.

В ребенке в процессе воспитания должно искореняться все дурное и насаждаться добрые начала.

Нет – своеволию, упрямству, лжи, обману, проявлениям наклонности к лени, лакомствам.

Да – благоговению перед Богом и молитве; послушанию и аккуратности, справедливости и откровенности, терпению и умению поступиться собой – самоотвержению.

Дети – не главные в вашем доме, они ваши помощники во всем . Вы, родители, всегда для них старшие, но не товарищи, подруги, а родители – Отец и Мать. И так должно быть с самого раннего возраста ребенка и на всю его оставшуюся жизнь.

Никогда дети не побеждают родителей, всегда слово старших – последнее.

Если в дальнейшем ваши дети, повзрослев, сбиваются с истинного пути и соблазняются дурными примерами – значит, родители с малых лет не занимались религиозным воспитанием ребенка, не учили его страху Божию .

Кто из детей с младенческих лет воспитан в христианском благочестии и набожности, то даже впоследствии нравственно развратившись, вспоминает те уроки и наставления, полученные им от родителей в детстве. Очень многие отвращаются от греховной жизни и встают на правильный путь.

Если ваши дети непочтительны и непослушны , то вы, родители, неумело воспитывали вашего ребенка, часто сами подавая дурной пример своим детям. Во-первых, не подавляли их самолюбия, давали волю во всем – в их капризах и хотениях. Во-вторых, в вас, матери и отцы, не было согласия между собой в своих запрещениях или ограничениях ребенку. В-третьих, вспышки, резкое проявление гнева, брань одного из родителей не содействовали уважению и почтению к вам ребенка, а поселили только страх в его душе и еще склонность к обману – «чтобы папа не ругался».

Нет согласья между родителями, ссоры, скандалы при ребенке – как бы вы ни старались привить что-то ему доброе, – ребенок не будет слушать ни вас, ни других членов семьи, семейный авторитет для вашего чада будет равен нулю.

Если дети ваши склонны к обману (но не фантазии – у маленьких это свойство их психики, например, «я видел слона, он со мной поздоровался» и т. п.) и лицемерию, то, во-первых, вы не научили любить истину на религиозном основании, из любви к Богу и повиновения Ему; во-вторых, не относились с полным доверием к ребенку, не верили ему на слово, а требовали подтверждения сказанного; в-третьих, сами во всех ваших словах и делах не были правдивы, т. е. обманывали и лицемерили (например, при госте говорили ему комплименты, высказывали любовь, а когда он уходил, «поливали» ушатом нелицеприятных слов при ребенке, т. е. только прикидывались друзьями.

Необходимо приучать детей ненавидеть ложь ; говорите ребенку, что Бог запретил лгать, каждая ложь – грех пред Богом. Одна из причин, почему ребенок приучается говорить неправду, – снисходительность родителей. Так, если он сделал что-то дурное и не признается в этом, начинает врать – необходимо наказать ребенка, так он поймет, что это плохой поступок.

Если ваши дети недовольны вами , упрекают вас за то, что вы не смогли обеспечить им хорошую жизнь, не оставили денег, квартиры, и они сами всего должны добиваться в жизни, то, уважаемые родители, вы забыли с детства приучать их к непритязательности, довольствоваться тем, что имеют. Вы, родители, не радели о духовных началах в семье, считали первым делом накормить, обуть и одеть ребенка, и все. Поэтому с младенчества не изнеживайте детей, всячески укрепляйте физически, воспитывайте выносливость (не кутайте, не делайте слишком мягкой постели, не позволяйте долго спать и т. д.).

Бедные родители должны приучать детей добровольно и терпеливо переносить бедность и нужду по примеру Иисуса Христа. Вот что они могут говорить своим детям: «Не бойся, мой сын: хотя мы проводим и бедную жизнь, но ты получишь много добра, если сам будешь бояться Бога, избегать всяких грехов и делать добро» (Тов. 4, 21). Не надо при своих детях жаловаться на нужду или завидовать тем, кто лучше живет.

Если ваши дети ленивы , не хотят помогать вам в ваших делах, то вы не приучили их к трудолюбию, не привлекали к домашним делам, общим семейным заботам.

Если ваши дети неряшливы, неаккуратны – то вы предоставляли их собственной воле: не убирает постель – некогда, ложится поздно – лишь бы дома был, пусть смотрит телевизор и т. д.

Если ваши дети бесстыдны , ничего не боятся и не стесняются, вы в детстве не говорили им, что это некрасиво, например, когда ребенок ходит в полунагом виде в присутствии своих домашних (конечно, ребенок постарше), или девушка надевает какой-то наряд, слишком откровенно подчеркивающий или обнажающий какие-то части тела. Сами родители должны в этом подавать пример детям.

Если ваши дети завистливы , недоброжелательны к ближним, то вы не пресекли во время этот порок в детях, например, недовольство, когда предложили ребенку какую-то вещь, игрушку, одежду, а он оттолкнул их от себя, потому что лучше у Пети, а у него хуже. Такой поступок не должен пройти безнаказанно.

Родителям также не следует иметь любимцев , если в семье несколько детей. Не должно быть чего-то особенного, например в пище или игрушках, даже для ребенка младше других. Надо стараться мерить всех одной меркой – одинаковой похвалой, наградой и наказанием. Младших детей также следует наказывать за те проступки, за которые подвергаются взысканию и старшие дети (конечно, учитывая возрастные особенности младших и старших детей, т. е. поступать разумно). Самое главное – необходимо говорить детям, что зависть отвратительна Богу, это очень большой грех, даже зло произошло из зависти – об этом говорит Священное Писание (Каин и Авель; фарисеи ложно, из зависти, обвинили Спасителя и довели Его до крестной смерти)… «чрез зависть диавола смерть вошла в мир, и те, которые допускают ее в сердца свои, подражают ему».

Уважаемые родители! Чтобы ваш ребенок не напоминал неукротимого, дикого, жестокого и беспощадного зверя, для которого не существуют ни законы, ни обязательства, ни вы сами, наказывайте детей с самых юных лет .

1. Нельзя наказывать за несовершенства и недостатки , доставшиеся ребенку от природы, например, неспособность к учебе или каким-то занятиям (при условии, что вы видите трудолюбие и прилежность его, но успехи более чем скромные).

2. Нельзя наказывать строго за шалость и проступки, свойственные юношескому легкомыслию или природной ветрености . Например, играя в футбол, ребенок по детской рассеянности разбил окно, или нечаянно дома – тарелку.

Любя же сына своего, учащай ему раны – и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение. Понапрасну не смейся, играя с ними: в малом послабишь – в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою. Так не дай ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей, и злою досадой. (Домострой. С. 46).

Необходимо наказывать детей и применять самое строгое и чувствительное средство – телесное наказание в следующих случаях.

1. Когда все другие меры оказались бесплодными (строгий разговор, лишение прогулки, стояние на коленях, даже угроза). И если оно употреблено, то ребенок должен его почувствовать и надолго запомнить.

2. Телесное наказание применяется, если проступки ребенка проистекают из упорства и злой воли, он не хочет сознаться в содеянном, не оставляет своего дурного поведения. Это, прежде всего, обман, кража, дерзость к родителям, невыполнение их распоряжений и указаний, жестокость по отношению к другим и т. д.

Конечно, телесное наказание есть первое и последнее средство, самое строгое и чувствительное.

К другим наказаниям относятся: временное лишение пищи – обеда, завтрака – оно особенно полезно против упрямства и лени; для неуживчивых, склонных к ссорам, мстительности детям действенным наказанием является запрет общения с товарищами и закрывание в определенную комнату. На достаточно чувствительных детей очень действует то, что за их поступки родители перестают с ними общаться или холодно, жестко разговаривают, показывают всем своим видом недовольство. Выговор и внушение, использующиеся как наказание, должны быть краткими, немногословными, а угрозы родителей приводимы в исполнение.

Исправление ребенка – вот главная цель наказаний. И все они должны быть отеческими и не переходить в жестокость, не должны совершаться во гневе. Это не месть, а следствие того, что ребенок совершил грех, оскорбил Бога, и об этом, в первую очередь, необходимо сказать ребенку.

При наказании детей всегда руководствуйтесь любовью – только исправление их, и более ничего. Таким образом, впоследствии они будут благодарны родителям, что их строго держали и добрым воспитанием направили в нужное русло жизни, сформировав христианина, достойного гражданина своего Отечества.

Пусть для всех нас, живущих в XXI веке, послужат напоминанием и примером слова известного церковного и государственного деятеля Сильвестра, жившего в эпоху Иоанна Грозного, автора книги «Домострой», что есть добродетельная жизнь христианина, какой раньше считали русские люди жизнь праведную, а от какой предостерегали.

…держись, чадо, добрых людей всех чинов и званий, их добрым делам подражай, внимай хорошим словам и исполни их. Почаще читай Божественное Писание и вложи его в сердце свое на пользу себе. Видел и сам ты, чадо, что в жизни этой жили мы в полном благоговении и в страхе Божьем, в простоте сердца, в страхе и уважении к церкви, всегда по Божественному Писанию. Видел, как были по Божьей милости всеми мы почитаемы, всеми любимы, всякому в нужном угодил я и делом, и служением, и покорством, а не гордыней; порочащим словом не осуждал никого, не насмехался, не укорял никого, не бранился ни с кем, а пришла от кого обида – мы Бога ради терпели и винили самих себя – и потому враги становились друзьями. А если какою виной душевной или телесной согрешил я пред Богом и перед людьми, тотчас в том я винился пред Богом за грех свой и отцу своему духовному каялся со слезами, сокрушенно прося прощение, духовные его наставления с признательностью исполнял, чтобы он ни повелел. И если кто-то в прегрешении или в невежестве уличит меня или кто-то душевно наставит, или даже с насмешкой бранит меня и укоряет, все благодарно я принимал, как если бы было правдой это и каялся в том, и от дел таковых удалялся, если Бог помогал мне. Даже если в чем не повинен, и несправедлива молва и брань или насмешка какая и упреки, и побои, все равно я во всем повинился, не оправдываясь перед людьми, и праведным своим милосердием Бог восстановит правду. Вспоминал я слова Евангелия: «Любите врагов ваших, делайте добро ненавидящим вас, благотворите клянущих вас, молитесь за творящих вам пакости, вас изгоняющих, ударившему тебя по щеке подставь и вторую щеку, и не препятствуй тому, кто отберет у тебя одежду твою и сорочку, и всем просящим у тебя подай, у отнимающего твое не требуй, а если кто-то попросит тебя пройти один переход – пройди с ним два», припоминая при том и молитву у причастия: «Господи мой, помилуй ненавидящих меня и враждующих со мной и поносящих меня, как и клевещущих на меня, пусть никто никогда из них из-за меня, нечистого и грешного, не пострадает во зле ни в нынешнем, ни в будущем веке, но – очисть их милостью своею и покрой их благодатью своею, всеблагий!»

И тем всегда утешал я себя, что не погрешил никогда против службы церковной с юных лет и до сего времени, разве что был болен; ни нищего, ни убогого, ни странника, ни скорбного, ни печального никогда не презрел я, разве что по неведению; из темниц и больных, и пленных, и должников из рабства, и во всякой нужде людей по силе своей выкупал я, и голодных как мог кормил, рабов своих освободил я и наделил их, а иных и из рабства выкупил и на свободу пустил я; и все те наши рабы свободны, богатыми домами живут, как ты видишь, молят Бога за нас и во всем нам содействуют. А если кто и забыл нас – Бог его да простит во всем.

А мать твоя в добром наставлении воспитала многих девиц и вдов, ничтожных и убогих, обучила рукоделию и всякому домашнему обиходу, и, наделив приданым, выдала замуж…

А от кого нам, от наших вскормленников, досада и убытки бывали большие и многие, так то все мы сами снесли, никто о том и не слыхивал, а нас за то Бог наградил. Ты, чадо, тому подражай и поступай так же: всякую обиду в себе пронеси и перетерпи – и Бог наградит вдвойне. Не познал я другой жены, кроме матери твоей; как дал я ей слово, так исполнил. О Боже, Христе, удостой закончить и жизнь свою по-христиански и в заповедях Твоих!

Живи, чадо, по христианскому закону – во всех делах без лукавства, без всякой хитрости во всем. (Домострой. С. 169–171).

Что же представляет собой современная семья? Почему многие родители не видят в детях своей опоры и поддержки? В чем причины плохого воспитания детей сегодняшнего времени?

Социологические исследования проблем семьи и брака показали, что институт семьи переживает кризис, трансформируются семейные ценности, кардинально изменилась вся символика семейного образа. Особенно это касается образа детства, в котором, как указывают современные социологи, «угадываются черты будущего однодетного и бессемейного мира».

Если раньше в семье, например, девочка воспитывалась как помощница, маленькая хозяйка, сестра, которая оденет, погуляет, позаботится о младших, пока мама занята другими делами, то с течением времени все изменилось. Так, темы рождения младенца, радость от того, что появился новый член семьи, заменяются радостью, что можно без него обойтись. Об этом говорят, например, такие стихи сегодняшнего времени.

И сестренку, и братишку я у мамы попрошу.
Но сказала мама строго: У тебя фантазий много,
Мы ковер сначала купим, люстру, лампы, мебель, бра.
…Ее папа рад, ее мама рада – вторую девчонку рожать не надо,
Ведь есть иностранка, ведь есть интуристка,
Ведь есть обезьянка по кличке Анфиска.

Совершенно новое содержание получило понятие «хороший ребенок». Если раньше таким считали ответственного, воспитанного, некапризного, то теперь «хороший» – значит «незаметный», «не мешающий», такой, что его как будто и нет – его не видно, не слышно.

Процесс отчуждения детей от родителей, родителей от семьи сформировал два противостоящих друг другу мира – мир детей, которые не хотят взрослеть, и мир родителей, которые считают, что родительская забота сводится только к материальному обеспечению детей.

Сейчас смысловое пространство «детство» наполнилось такими понятиями, как одиночество, ощущение заброшенности, отсутствие эмоциональных связей и душевной теплоты, непонимание.

Еще совсем недавно продолжительность браков старшего поколения составляла 20–30 лет, младшего – полгода-год; количество детей в середине XX века – четыре, сейчас, как правило, один ребенок. Для современной семьи характерна крайняя неустойчивость социальных связей, смещение в ролевой структуре семьи .

В распавшихся семьях бабушки и дедушки заменяют мам, которые, в свою очередь, играют роль работниц, или пап, ушедших из семьи.

В качестве заместителей родительского воспитания выступают ясли, сады, дома ребенка и прочие государственные учреждения. В ситуации замещения ролей ребенок имеет искаженный опыт родительского воспитания или вообще лишен наглядного опыта взаимодействия между отцом и матерью, между родителями и ребенком – все это крайне отрицательно сказывается на его самооценке и дальнейшем взрослении. Ведь именно поведение родителей на первых этапах развития ребенка формирует его «я». Передача норм и ценностей в неполной или полной, но однодетной семье способствует развитию таких качеств у ребенка, как эгоцентризм и некритическое отношение к себе.

Для современных семей характерна высокая конфликтность между супружескими парами. Ориентация личности на личный успех и достижения помимо семьи, разрушение взаимных внутрисемейных ролей мужей и жен, родителей и детей и многие другие причины не способствуют укреплению семьи, ее ценность стремительно падает.

Жизненный цикл семей XIX в. был полным, так как браки были христианскими и изначально совершались на всю жизнь. Они не расторгались не потому, что это было сложно, а потому, что это было не нужно. У многих идеал полного счастья был неразлучен с идеалом семьи, ведь она составляла одно единое целое. А многопоколенная многодетная семья обеспечивала связь уходящего и вновь появляющегося: «жить в семье так, как привыкли жить отцы и деды» и передавать детям все самое лучшее – принципы, взгляды, традиции, веру своих предков.

Таким образом, кризис семьи напрямую влияет на будущее поколение. Оно недополучает в большинстве своем любовь, родительскую заботу и не видит достойных примеров в своих родителях, следовательно, воспитание детей можно назвать ущербным.

Погорелов С. Т.


З начение педагогических идеалов в воспитании подрастающих поколений трудно переоценить. Если обратиться к господствующей сегодня парадигме личностно-ориентированного образования, то в его сущности обнаруживается представление о некоей идеальной модели личности. В связи с этим возникает закономерный вопрос, а каковы же источники этих педагогических идеалов? Как они формируются? Обнаруживается, что исподволь нам предлагаются образы либеральных свобод, адекватного им образа жизни и средств формирования человека такого общества. Полноценный критический анализ последствий подобного воспитания еще впереди, но уже сегодня ясно, что оно ведет к разрыву с отечественной культурной традицией, с ценностями православного миропонимания.

О бращение к образам русских православных святых как носителям огромного воспитательного потенциала востребовано современной педагогической практикой и должно получить свое теоретическое осмысление.

К аждый человек бесконечно ценен и важен, уникален и неповторим. Это аксиома православного сознания, которая принята сознанием современного общества. Однако многие сегодня не знают и не хотят знать, что христианство, открыв в человеке личность, увидев в каждом человеке неистребимый никакими унижениями образ Божий, тем самым переменило пути человеческой истории. Христианством каждому человеку указан путь обожения, становления новым творением во Христе. Многие люди, шедшие этим путем, достигли святости и стяжали Святой Дух еще в своей земной жизни. Их героизм, духовный подвиг освещают путь другим людям и могут стать содержанием воспитания в современной школе.

С егодня, как никогда, важна просветительская деятельность среди детей и молодежи, для здорового духовного и физического развития которой необходим высокий нравственный идеал, образец, которому она может подражать. Жизнь святых угодников многие столетия являлась и в наше время является таким идеалом нравственного совершенства. Самое важное заключается в том, что противостоять идеологии общества потребления светские идеалы недавнего прошлого, обыденные нравственные нормы оказываются не в состоянии.

С исторической точки зрения Православие уже более тысячи лет назад и создало нашу страну - Святую Русь. Раскрывая значение представлений о «Святой Руси», мы понимаем ее как святыни русской земли, ее монастыри, церкви, священство, мощи, иконы и, прежде всего, как собор наших праведников, святых. По словам Д.С. Лихачева в понятии Святая Русь объединялось то, что «освобождалось от всего греховного, выделялось в нечто неземное и очищенное, получало существование и вне земного, реального и было бессмертно...» Святая Русь созидалась людьми, истово принявшими слово Христово. Они стали на путь очищения своей души от греха, на путь стяжания Духа Святого. Слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжите Духа Святого и тысячи вокруг вас спасутся» - выражают сущность идеи святости.

С мысл обращения к русским святым в том и состоит, что именно они определяли строй мысли русского человека, формировали мироощущение гражданина Святой Руси. Своим подвигом святые помогали человеку освобождаться от греховного в себе и, обретая душевную чистоту, сделаться менее уязвимыми для искушений. Жизнеописания русских святых для современного учителя могут служить тем практическим материалом, в котором он найдет ответы на вопросы нравственного воспитания современных школьников. Поучительность житий святых в том, что они являются наглядным примером скромности, терпеливости в перенесении тягот, неутомимости в своем служении, примером мужества и верности избранному пути.

В житиях святых скрыт образец решения межнациональных проблем, которые обрушились на нашу страну вместе с крушением пролетарского интернационализма. Так, среди учеников преподобного Александра Свирского были и русские, и карелы, и вепсы и многие другие. Но не было между ними национальной розни.

Д ля современной молодежи важно правильное понимание жизненной успешности. Переводя это понимание в духовную плоскость, мы можем показать, что русские православные святые были людьми в высшей степени успешными, обретали умственные и физические достоинства, даже если и не обладали ими от рождения. Они умели выстоять перед лицом вызова той современности, в которой жили, выстоять перед «духом века сего», призванного «победить мир», - победителями стали они. Обращение к истории русских святых князей, монахов, священников, простых мирян наполнит содержание гуманитарного образования исторической и краеведческой конкретностью и убедительностью.

К сожалению, бесценный духовно-нравственный потенциал жизнеописаний православных святых практически мало доступен современному школьнику. Церковные издания в основном носят репринтный характер и никак не адаптированы к восприятию современного человека. Среди них есть выдающие тексты, например, свт. Димитрия Ростовского. Но многие из книг дореволюционных церковных авторов достаточно заурядны и педагогически малоценны. В обилии тиражей морально устаревших житийных текстов сокровища русской святости оказываются спрятанными и трудно раскрываемыми для современного школьника.

О браз русского православного святого должен быть раскрыт растущему человеку, как образ духовной мощи и способности противостоять миру, а не как умилительный, принимающий смиренно все несправедливости мира в силу «пенсионной» немощи. Смирение - высшая правда христианства, но это не следствие слабости, а наоборот явление духовной силы человека. Именно в этом качестве и необходимы сегодняшним школьникам образы русских православных святых. Таким образам они захотят подражать, соотносить свою жизнь с их жизнью. Русские православные святые осознаются национальным сознанием как лучшие люди России. Школьникам необходимо показать, что они действительно лучшие по уму, по талантам, по мужеству, по человечности, по духовной силе. Таковы были Александр Невский, адмирал Федор Ушаков, Сергий Радонежский, Симеон Верхотурский, княгиня Елизавета Федоровна Романова и многие другие.

Н а примерах жизни святых педагог может показать школьнику красоту подвига служения Господу, Отечеству и людям. Показать, что и они сами могут строить свою жизнь в соответствии с этими идеалами, и для этого важны не какие-то выдающиеся способности или исключительные условия, а для этого надо научиться заботиться о своей душе, жить по совести и не отрекаться ради сиюминутной выгоды от образа Творца, заложенного в нас изначально.

К ак донести до подрастающего поколения то духовное сокровище, которым мы обладаем благодаря подвигу святых? Одним из перспективных в педагогическом делании путей здесь может служить обращение к воплощению образов святых в художественных произведениях. С помощью художественной литературы, художественных фильмов, основой которых является подвиг святых, можно успешно формировать в юной душе высокие нравственные качества. Любовь к Родине, уважение к старшим, забота о близких, трепетное отношение к окружающей среде, умение жертвовать собой ради высоких целей, уважение к вере отцов - все эти добродетели можно найти в каждом житии православных святых прошлого и новопрославленных святых.

В практике советской школы был накоплен большой положительный опыт патриотического воспитания на произведениях, в которых описывались героические поступки подростков в годы Великой Отечественной войны. Книги и кинофильмы героико-патриотического содержания вызывают большой интерес в детской и подростковой среде. Их волнует образ героя, посвятившего себя служению Отчизне. Многие дети на долгие годы запоминают эти образы, стремятся подражать им в своей жизни. Сетования на то, что современные подростки подражают агрессивным образам американских боевиков, не изменят ситуацию. Необходимо противопоставить им героику духовного подвига в доступной и понятной детям форме. Простой пересказ, копирующий стиль произведений XIX века, не привлекает внимания ребенка и создает невыразительный, плоский образ Православия и его святых.

М ежду тем, жизненные перипетии православных святых, близких нам по времени - это неисчерпаемый источник для создания героических образов, так необходимых современному школьнику. Лагеря, ссылки, внутренняя борьба и многое другое, выпавшее на их судьбу, не сломили их духа, показали истинный источник духовной силы. Русское Православие показало свое необоримое величие именно в период государственного атеизма, в период гонений. Твердое стояние в вере дало России и всему православному миру сонм великих святых - исповедников и новомучеников Российских.

В каждой местности есть близкие примеры новомучеников. Для нас таким образцом, который и сегодня вызывает острые переживания, может служить жизнь и смерть царской семьи, подвиг великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, которая, будучи сброшена в шахту и обречена, оказывала помощь страдающим рядом. Педагоги не имеют права пройти мимо, не воздав должной памяти новомученикам, не раскрыв подрастающим поколениям их подвиг.

В каждой школе необходимо собирать библиотеку о житиях православных святых, как прошлого, так и настоящего. При этом важно собирать не только церковную литературу, но и художественные произведения о подвижниках духа. Приобщившись через художественный образ к их подвигу, дети и юношество смогут в последствии обратиться и к житийной литературе, так она для них наполнится личностными переживаниями и смыслами.

О бращение учащихся к образам православных святых можно осуществлять в краеведческой работе школы. Поисковая деятельность увлекает подростков, заставляет переосмыслить услышанное на уроке, глубже понять внутреннюю жизнь человека. Встречи со свидетелями гонений, многие из которых еще живы, помогают увидеть историю не как абстрактные закономерности, а как борение человеческого духа в немыслимых порой условиях. Греческое слово «мученик» (martiros) означает «свидетель». Каждый человек - свидетель вопиющей несправедливости мира, лежащего, по слову апостола, «во зле», но лишь у христиан это вызывает жгучий стыд, угрызения совести, стремление выправить жизнь на добродетельных основаниях.

С тавя вопрос о воспитании современного школьника на образах православных святых, педагог должен взять на себя труд научиться создавать своей речью такой образ, который переживается ребенком, западает ему в душу, вызывает потребность подражать. Это требование к речи педагога осуществимо при глубоком знании предмета разговора, личностном переживании учителем материала, высокой культуре речи и правильных педагогических установках. Этот большой труд необходим потому, что идеалы, заложенные в детстве и юношестве, оставляют след в сердцах детей на всю жизнь, оказывают неизгладимое влияние на формирование личности ребенка. Мы призваны сделать так, чтобы наши дети стали милосердными, как великая княгиня Елизавета Федоровна, самоотверженными, как святитель Лука Крымский, праведными, как Симеон Верхотурский, мужественными, как адмирал Федор Ушаков, умеющими противостоять неправде и злу, как святитель Афанасий (Сахаров) и многие-многие другие святые, в земле Российской просиявшие.

О бращение к образам русских святых может оказать существенную помощь в воспитании школьника как будущего семьянина. Сегодня средства массовой информации трубят о неизбежности конфликта поколений между собой. Действительно, духовные силы современной российской семьи серьезно подорваны, но стремление жить семьей еще сохраняется, нормы семейных отношений еще не утрачены. Навязывание либеральной морали «независимости», свободы от семьи строится на очевидных подменах глобалистского проекта: унификации и сокращения рождаемости. Вместо семейных отношений, основанных на любви, предлагаются от имени государства отношения правовые, обеспечивающие молодежи жизнь в кредит, а старикам приют или хоспис. Молодые люди, восстановленные против своих близких, пытаются обрести квазисемью в неформальных объединениях, асоциальных группах, сектах, партиях и т.п.

В житиях описано немало случаев отказа святых от своих личных намерений уйти из мира в монастырь из-за семейных обязанностей. Святой преподобный Сергий Радонежский собирался в монастырскую обитель, но, вняв просьбам родителей, оставался с ними до их кончины. Святой Иоанн Златоуст, будучи единственным сыном овдовевшей матери, не посмел бросить ее, когда она не захотела благословить его на уход из мира.

О бращение к образам русских православных святых в воспитании важно еще и потому, что преодоление раскола между культурой и религией в современной России, первые шаги которого мы наблюдаем в наше время, стало возможным именно благодаря их подвигу. К ним относятся слова Господа: «Блаженны изгнанные за правду» (Мф.5:10); «вы - соль земли» (Мф.5:13). Только на пути обретения духовного единства Россия будет способна преодолеть внутренние кризисы, ответить на все вызовы современности. Образы святых, их жизнь и подвиг должны стать частью содержания воспитания в современной школе. Без знания русских православных святых школьнику невозможно постичь глубину русской культуры, подлинный смысл истории России, осмыслить ее сегодняшнее бытие.

З акончим словами Г.П. Федотова:

«В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России; в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути. Верим, что каждый народ имеет собственное религиозное призвание, и, конечно, всего полнее оно осуществляется его религиозными гениями. Здесь путь для всех, отмеченный вехами героического подвижничества немногих. Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки. Если мы не обманываемся в убеждении, что всякая культура народа в последнем счете определяется его религией, то в русской святости найдем ключ, объясняющий многое в явлениях современной, секуляризированной русской культуры».



Дети в православном обществе воспитывались на послушании своим родителям и почитании их. Почитать мать и отца воспринималось как заповедь Божия, без соблюдения которой было невозможно благополучное взросление человека. А женщина и знали свою ответственность семейного служения и осознавали свой долг по духовному воспитанию детей. Родители понимали всю необходимость мудрых педагогических разговоров с ребёнком в семье.

Таким образом, все древнейшие православные традиции определяют особую роль семьи в воспитании детей, а, следовательно, и в формировании всего христианского, православного общества и человечества в целом. А в основе воспитания детей лежит воспитание родителями самих себя. И это единственный верный путь.

Поскольку только собственным примером можно научить ребёнка любить и почитать родителей, быть нравственно и духовно развитыми, честными и ответственными и быть готовыми к тому, чтобы воспитывать уже своих детей и заботиться о них. И делать это также, на основе собственных примеров и через воспитание самих себя.

На основе статьи христианина,отца
двоих детей, организатора паломничества
по святым местам России, Александра Котилина.