Профилактика суицида. Презентация "подростковый суицид" Скачать презентацию на тему самоубийство

23.06.2020

Слайд 2

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Суицидальное поведение включает в себя покушения, попытки и проявления (парасуициды). К покушениям относят все неудачные попытки суицида. Суицидальными попытками считают демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемого им акта. К суицидальным проявлениям в широком смысле этого слова относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.

Слайд 3

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Суицидальное поведение – следствие социально-психологической дезадаптации в условиях переживаемого конфликта Самоубийства совершают: психически больные лица с пограничными психическими аномалиями психически здоровые в соотношении 3: 10: 2

Слайд 4

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ СУИЦИДОВ:

высокий уровень: > 13 случаев на 100.000 нас./год средний: 6,5 – 13 случаев на 100.000 нас./год низкий

Слайд 5

СТРАНЫ С НИЗКИМ УРОВНЕМ СУИЦИДОВ:

Израиль – 6,5 (1997) Аргентина – 6,4 (1996) Греция – 3,6 (1999) Турция – 3 (1993) Азербайджан – 0,8 (2000) Иран – 0,2 (1992)

Слайд 6

СТРАНЫ СО СРЕДНИМ УРОВНЕМ СУИЦИДОВ:

США - 10,7 (1999) Индия – 10,7 (1998) Нидерланды – 9,6 (1999) Великобритания – 7,5 (1999) Италия – 7,1 (1999).

Слайд 7

СТРАНЫ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ СУИЦИДОВ:

Литва – 46,4 (1996), 44,1 (2000) Россия – 39,4 (2000) Латвия – 32,4 (2000) Украина – 29,6 (2000) Венгрия – 29,2 (2001) Япония – 25,1 (1999) Дания – 22,0 (2000) Китай – 13,9 (1999)

Слайд 8

РЕЗУЛЬТАТЫ ПО РЕГИОНАМ РОССИИ:

Три первые места Корякский АО – 133,5 Коми – 110,3 Алтай – 101.9 На последнем месте Дагестан – 3,2 Северная Осетия – 4,8 Ингушетия – 1,1 Столичные города: Москва – 11 СПб – 17,8

Слайд 9

ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОТДЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУППАХ

Особо «уязвимыми» в плане суицидального и парасуицидального поведения являются члены профессиональных сообществ, имеющих доступ к сильнодействующим лекарственным препаратам и огнестрельному оружию, например: медики (в частности, врачи-реаниматологи), сотрудники «силовых структур», в частности, работники органов внутренних дел и военнослужащие.

Слайд 10

МОТИВЫ САМОУБИЙСТВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

1) утрата привычных систем поддержки личности и жизнеобеспечения; 2) потеря чувства общности со значимым окружением; 3) утрата надежд на положительные изменения в ближайшем будущем; 4) страх стать инвалидом; 5) «неуставные отношения»; 6) переживание утрат; 7) коллективная травма, «негативная общность» с находящимися в аналогичных условиях сослуживцами; 8) участие в военных действиях; 9) «подражательные» самоповреждения.

Слайд 11

Таким образом, суицидологическая обстановка в Российской Федерации и ряде других стран постсоветского пространства складывается крайне неблагоприятно, и по общемировым стандартам эти страны входят в число государств с наиболее неблагополучной суицидологической ситуацией (М.М.Лапицкий, С.В. Ваулин, 2000). Вместе с тем указанные цифры являются отражением мировой тенденции к росту числа суицидов и парасуицидов.

Слайд 12

ПОСЛЕДСТВИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Самоубийства и покушения на них наносят огромный моральный и материальный ущерб обществу. Экономические потери связаны с необходимостью применения неотложных квалифицированных терапевтических мероприятий, временной нетрудоспособностью и инвалидизацией пострадавших. Суицид оказывает разрушительное влияние на друзей и родственников суицидента. Умышленная, неожиданная и насильственная смерть близкого человека заставляет чувствовать отверженность, беспомощность и отверженность, чувство стыда и вины. Пережившие суицид стараются избегать общения с другими людьми, также как и окружающие избегают общения с ними.

Слайд 13

МЕДИЦИНСКИЕ ПРИЧИНЫ САМОУБИЙСТВ

1) Депрессивное расстройство. 2) Алкоголизм занимает второе место и является причиной 15-25% всех завершенных суицидов. Риск суицида у алкоголиков 2-й стадии в 80 раз выше, чем у здоровых. 3) Наркомания. (в Калифорнии, по данным выборочного исследования, из 133 молодых людей, совершивших суицид, 55% употребляли наркотики). 4) Расстройство личности было выявлено у 35-50% самоубийц при жизни или путем ретроспективного анализа («психологической аутопсии»). Часто сочетается с другими причинами (депрессия, алкоголизм, наркомания). 5) Хронический невроз. 6) Шизофрения диагностируется у 3-10 % самоубийц. Чаще это молодые люди на ранней стадии заболевания, если в картине болезни есть депрессивный компонент (Гельдер и др., 1997).

Слайд 14

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Эмиль Дюркгейм (1898, рус. пер. 1912) считал, что в основе суицидального поведения лежит «снижение и неустойчивость социальной интеграции», а частота самоубийств зависит от того, в какой степени индивид интегрирован в обществе. По мнению Дюркгейма, самоубийство во всех случаях может быть понято лишь с точки зрения взаимоотношений индивидуума с социальной средой, при этом социальные факторы, несомненно, играют ведущую роль.

Слайд 15

КЛАССИФИКАЦИЯ Э. ДЮРКГЕЙМА

ЭГОИСТИЧЕСКОЕ самоубийство характерно для людей, утративших связь со своей социальной группой. Для него характерно «состояние томительной меланхолии, парализующее всякую деятельность человека». «Закрывая глаза на все окружающее, человек обращает внимание на состояние своего сознания; он избирает его единственным предметом своего анализа и наблюдений». Занимаясь только собой, он усугубляет свое состояние. Человек точно определяет час своей смерти и заранее готовится к ней, составляет план. В другом случае субъект стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей – (эпикурейцы). Если они не удовлетворяются – легко уходит из жизни. Мечтательная меланхолия уступает место скептическому и рассудочному хладнокровию.

Слайд 16

АЛЬТРУИСТИЧЕСКОЕ самоубийство – акт самопожертвования, при котором человек сознательно отдает свою жизнь ради блага социальной группы. Оно диаметрально противоположно эгоистическому самоубийству. Человек доказывает самоубийством свою храбрость, невиновность родственника или иного высокозначимого человека (осознанное самопожертвование во время войн и т.п.). По мнению Э.Дюркгейма, в таких случаях нет никаких следов принуждения, акт совершается «от чистого сердца». АНОМИЧЕСКОЕ (от франц.Аnomie – отсутствие закона, организации) самоубийство наблюдается среди живущих в обществе, где недостает «коллективного порядка», поскольку оно находится в стадии коренных перемен и переживает кризис. «Аномия освобождает желания от всякого ограничения, широко открывает дверь иллюзиям, а следовательно, и разочарованию». Человек лишает себя жизни в гневном состоянии, он как бы мстит всем.

Слайд 17

ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

З. Фрейд рассматривал самоубийство как проявление инстинкта смерти, который может выражаться агрессией и как частный случай аутоагрессией. Существуют два основных влечения - Эрос и Танатос. Континуум человеческой жизни – борьба между ними. Человек не только хочет жить и быть любимым, продолжить себя в своих детях – бывают периоды, когда желанней оказывается смерть. С возрастом сила Эроса убывает, а сила Танатоса растет. По Фрейду суицид и убийство являются проявлением разрушительного влияния Танатоса, т.е. агрессии, направленной против спроецированного внутри себя объекта либидо

Слайд 18

К. Меннингер (1950) рассматривал суицид как отрефлексированное убийство, результат гнева на другого, обращенный против себя. Им были описаны три компонента враждебности при суициде: 1) желание убить, которое проявляется в двух направлениях: ауто и гетеродеструкции. Обычно внешняя агрессия может проявиться во время расширенного суицида, при котором человек из альтруистических соображений убивает наиболее близких, а потом себя. 2) желание быть убитым может проявляться в провокации ситуаций, представляющих опасность для жизни. 3) желание умереть как средство освобождения от чего-то. Если нет всех трех компонентов, то попытка не является серьезной: она рассчитана на внешний эффект и связана со стремлением запугать кого-то, шантажировать, получить «психологические дивиденды».

Слайд 19

К Карлу Меннингеру восходят и современные концепции саморазрушающего поведения. Он первый отнес наркотическую и алкогольную зависимости к одной из форм самоуничтожения («пролонгированной аутоагрессии»). Кроме того, он ввел понятие «частичное самоубийство» для некоторых форм невротического членовредительства: трихотиломании (вырывание и поедание собственных волос), онихофагии (грызение ногтей), удаление зубов, ампутации (пальцев, конечностей, полового члена). Во всех этих случаях, по мнению К. Меннингера, суицидальный импульс сосредотачивается на отдельном участке тела, являющемся для пациента своего рода заменой целого, подлежащего уничтожению.

Слайд 20

Сторонники «ортодоксального» психоанализа считают, что самоубийство - это преобразованное (направленное на себя) убийство, а в подтверждение правильности своей точки зрения ссылаются на обратное численное соотношение убийств и самоубийств, действительно существующее в ряде стран, а также - на снижение самоубийств во время войн (Brown et al., 1982; Inamdar et al., 1982, и др.). В целом психоаналитики считают самоубийство как проявлением дисфункциональных механизмов психологической защиты и в значительно меньшей мере рассматривают его в социальном плане.

Слайд 21

Современные психодинамические теории суицидального поведения придают большое значение исследованию фантазии суицидентов о том, что могло бы случиться и что было бы с их сознанием, если произойдет суицид. Эти фантазии часто включают жажду мщения, могущества, контроля, наказания; жажду искупления и жертвы; желание убежать или заснуть, либо спастись, возродиться, воссоединиться с помощью смерти в новой жизни. Суицидальные фантазии возникают чаще при потере любимого, близкого человека. У депрессивных больных возникают фантазии об избавлении от депрессии с помощью суицида.

Слайд 22

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

К. Роджерс (1975) полагал, что основная тенденция жизни состоит в актуализации, сохранении и усилении Я, формирующегося во взаимодействии со средой и другими людьми. Р.Мэй полагал, что основная причина самоубийств - "экзистенциальный вакуум", утрата смысла жизни. Психологический смысл суицидального поведения – символический «крик о помощи», а также попытка привлечь внешнее внимание к своим проблемам. Основоположник одного из значимых направлений экзистенциальной психотерапии – логотерапии – Виктор Франкл в своей работе «Человек в поисках смысла» (1990) рассматривал самоубийство в ряду таких понятий, как смысл жизни и свобода человека, а также в связи с психологией смерти и умирания.

Слайд 23

В. Франкл относился к самоубийству с сожалением и настаивал, что ему нет законного, в том числе нравственного, оправдания. Таким путем не искупить вину перед другими: только ошибающаяся совесть может приказать совершить самоубийство. Человеку следует повиноваться жизненным правилам: не пытаться выиграть любой ценой, но и не прекращать борьбы даже в условиях невыносимого существования. Самоубийство лишает человека возможности, пережив страдания, приобрести новый опыт и, следовательно, разви­ваться дальше. В случае суицида жизнь становится поражением. Самоубийца не боится смерти - он боится жизни. Человек, которому свойственна осмысленность существования, свободен в отношении способа собственного бытия. Однако при этом в жизни он сталкивается с экзистенциальной ограниченностью на трех уровнях: терпит поражения, страдает и должен умереть. Поэтому задача человека состоит в том, чтобы, осознав ее, перенести неудачи и страдания.

Слайд 24

КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Основоположник данной концепции И.П.Павлов писал: "...Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. ...Жизнь перестает призывать к себе, как только исчезает цель. Разве мы не считаем весьма часто в запис­ках, оставляемых самоубийцами, что они прекращают жизнь потому, что она бесцельна. Конечно, если человеческой жизни безграничны и неистощимы. Трагедия самоубийцы в том и заключается, что у него происходит чаще всего мимолетное и только гораздо реже продолжи­тельное задерживание, торможение... рефлекса цели". Современные представители когнитивной школы, изучая процесс обработки человеком информации, подчеркивают роль негибкого мышления и «когнитивных искажений».

Слайд 25

ТИПЫ КОГНИТИВНЫХ ИСКАЖЕНИЙ (ПО А. БЕКУ)

1) Мышление по принципу "Все или ничего". Веши воспринимаются исключи­тельно в черно-белых категориях. Так, например, нечто, сделан­ное не вполне совершенно, воспринимается как абсолютный провал. 2) Чрезмерное обобщение. Единичное негативное событие воспри­нимается как нескончаемая цепь неудач. 3) Мысленный фильтр. Из всего многообразия опыта вы выбирае­те единственное неприятное переживание и застреваете в нем так прочно, что перестаете видеть все остальные. Этот процесс подобен капле чернил в мензурке, окрашивающей собой всю воду.

Слайд 26

Дискредитация положительного. Вы отрицаете положительные переживания, настаивая на том, что они по той или иной причине "не считаются". Таким образом, вы можете сохранять негативное убеждение, которое противоречит вашему повседневному опыту. Поспешные заключения. Вы строите негативные объяснения, хотя нет никаких определенных фактов, которые могли бы убедительно поддерживать ваши выводы: а) "чтение мыслей": вы произвольно заключаете, что кто-то плохо к вам относится, и не удосуживаетесь проверить это; б) ""мрачные прогнозы": вы предвидите, что дела пойдут плохо, и верите, что ваше предсказание - это уже свершившийся факт. 6) Преувеличение или преуменьшение. Вы преувеличиваете значение одних вещей (например, собственных промахов или чужих успехов) и необоснованно преуменьшаете ценность других (например, собственных достоинств или недостатков других людей).

Слайд 27

Эмоциональное резонерство. Вы предполагаете, что ваши негативные эмоции обязательно отражают вещи такими, какие они и есть на самом деле: "Я так чувствую, значит, так оно и есть". Утверждения долженствования. Вы пытаетесь мотивировать себя на что-то с помощью выражений "должен" и "не должен", как будто от вас можно чего-либо добиться лишь с помощью наказания и запугивания. Эмоциональное следствие такой формы мотивации - чувство вины. А если утверждения со словом "должен" вы адресуете другим людям, то в итоге чувствуете злость, гнев и фрустрацию. 9) Наклеивание ярлыков. Это крайняя форма чрезмерного обобщения. Вместо того чтобы описать свою ошибку, вы попросту наклеиваете на себя отрицательный ярлык: " Я - неудачник" и т.п.

Слайд 28

ИНТЕГРАТИВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Эдвин Шнейдман (1957) описал наиболее значимые характеристики суицида. К ним относятся: Общая цель для суицида – поиск решения Общая задача – прекращение сознания Общий стимул – невыносимая психическая боль Общий стрессор – фрустрированные психологические потребности Общая суицидальная эмоция – беспомощность-безнадежность; Общее внутреннее отношение к суициду – амбивалентность. Общее состояние психики – сужение когнитивной сферы; Общее действие при суициде – бегство (эрессия); Общее коммуникативное действие – сообщение о своем намерении; Общая закономерность – соответствие суицидального поведения общему стилю (паттернам) поведения в течение жизни.

Слайд 29

ТРИ ТИПА СУИЦИДОВ ПО Э. ШНЕЙДМАНУ (2001): Эготическое самоубийство. Причина – интрапсихический диалог, конфликт между частями Я, а внешние обстоятельства играют дополнительную роль. (Суициды психически больных, страдающих слуховыми галлюцинациями). Диадическое самоубийство, основа которого в нереализованных потребностях и желаниях, относящихся к значимому близкому человеку. Т.о. внешние факторы доминируют, делая суицид актом по отношению к другому. Агенеративное самоубийство, когда причина в желании исчезнуть из-за утраты чувства принадлежности к поколению или человечеству в целом (суициды в пожилом возрасте).

Слайд 30

МОТИВЫ, ПРИЧИНЫ, ПОВОДЫ СУИЦИДОВ

А. Г. Амбрумова (1983) основной причиной суицидальных действий считает социально-психологическую дезадаптацию личности. Кроме главной причины могут быть еще и второстепенные (болезнь, семейно-бытовые трудности и т. д.). От причины следует отличать условия и повод. Под условиями понимают такой комплекс явлений, который хотя и не порождает конкретные следствия, но выступает необходимой предпосылкой их становления и развития. Повод в отличие от причины - это событие, которое выступает толчком для действия причины. Повод носит внешний, случайный характер и не служит звеном в цепи причинно-следственных отношений. Поэтому анализ поводов самоубийств не выявляет их причин.

Слайд 31

А. Е. Личко (1974) к числу наиболее частых причин суицидов среди подростков относит: потерю любимого человека; состояние переутомления; уязвленное чувство собственного достоинства; разрушение защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, психотропных средств и наркотиков; отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство; различные формы страха, гнева и печали по разным поводам.

Слайд 32

По данным В.Т. Кондрашенко, С.А.Игумнова (2004), среди основных причин суицидальных действий подростков отмечались: в 26% случаев - болезненные состояния (психозы-10%, пограничные состояния - 15%, соматические заболевания - 1%), в 12% - трудная семейная ситуация, в 18% -сложная романтическая ситуация, в 15% - нездоровые отношения со сверстниками, особенно в неформальных группах, в 8% - нездоровые отношения со взрослыми, в том числе с учителями (дидактогении), в 7% - боязнь ответственности и стыд за совершенное правонарушение, в 5% - пьянство и употребление наркотиков и в 9% - прочие, в том числе и невыясненные, причины.

Слайд 33

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

злоупотребление психоактивными веществами и алкоголем; реакции ухода (эскейп-реакции) (уход из дома и т. п.); самоизоляция от других людей и жизни; резкое снижение повседневной активности; изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью; предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами; частое прослушивание траурной или печальной музыки; «приведение дел в порядок» (оформление завещания, урегулирование конфликтов, письма к родственникам, дарение ценных личных вещей «на память»).

Слайд 34

ФАКТОРЫ ПОВЫШЕННОГО СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

К интраперсональным факторам повышенного суицидального риска относят: 1) особенности характера, преимущественно шизоидного, сенситивного, эпилептоидного и психастенического типов; 2) сниженную толерантность к эмоциональным нагрузкам; 3) неполноценность коммуникативных контактных систем; 4) неадекватную личностным возможностям самооценку; 5) отсутствие или утрату целевых установок, лежащих в основе ценности жизни.

Слайд 35

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

Сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам Своеобразие интеллекта (максимализм, категоричность, незрелость суждений, склонность к «черно-белым» оценкам Недоразвитие или своеобразие коммуникативных способностей (интроверсия, отсутствие способности к эмпатии и сопереживанию) Неадекватная самооценка (заниженная, завышенная, лабильная) Ограниченный репертуар копинг-стратегий (возможностей совладающего поведения) Неразвитость зрелых психологических защитных механизмов

Слайд 36

АНТИСУИЦИДАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ

Эмоциональная привязанность к значимым близким Родительские обязанности Выраженное чувство долга Религиозные представления о греховности самоубийства Четкое осознание социальных требований, зависимость от общественного мнения Представление о неиспользованных жизненных возможностях Наличие творческих планов, стремление к самореализации Наличие эстетических критериев (нежелание выглядеть некрасивым после смерти) Боязнь физического страдания

Слайд 37

АНТИСУИЦИДАЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ

1. Страх смерти, как один из основных факторов, блокирующих суицидальную активность. 2. Религиозные мотивы могут быть существенным фактором не только у религиозных людей, т.к. самоубийство как грех воспринимают и лица, отрицающие у себя какие-либо религиозные убеждения. 3. Этические мотивы, которые отражают внутреннюю психологическую неприемлемость самоубийства из-за нежелания делать больно родным и близким. Этот фактор приобретает особую значимость в зрелом возрасте. 4. Моральные мотивы отражают представление о самоубийстве как о слабости и трусости, «позорном бегстве», а также нежелание оставить о себе «плохую память».

Слайд 38

КРИЗИСНАЯ ТЕРАПИЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СУИЦИДА

Кризисная психотерапия – набор психотерапевтических приемов и методов, направленных на помощь людям, находящимся в состоянии социально-психологической дезадаптации, обусловленной реакцией на тяжелый стресс, и предназначенных для предотвращения саморазрушительных форм поведения и, в первую очередь, попыток самоубийства (суицидальных попыток).

Слайд 39

ЦЕЛИ КРИЗИСНОЙ ТЕРАПИИ:

снятие симптомов; восстановление докризисного уровня функционирования; осознание тех событий, которые приводят к состоянию дисбаланса; выявление внутренних ресурсов клиента, его семьи и различных форм помощи извне для преодоления кризиса; осознание связи между стрессом и прежними жизненными переживаниями и проблемами; освоение новых моделей восприятия, мыслей и чувств; развитие новых адаптивных реакций и стратегий совладения со стрессом, которые могут быть полезны не только в период данного кризиса, но и в будущем.

Слайд 40

ПОКАЗАНИЯ ДЛЯ КРИЗИСНОЙ ТЕРАПИИ:

суицидоопасные состояния, обусловленные кризисной ситуацией (социально-психологическими утратами), проявляющиеся в сфере аффективных реакций субклинического и клинического уровня и развивающиеся у: практически здоровых лиц, больных с пограничными нервно-психическими расстройствами и сохранных душевнобольных вне связи с эндогенными механизмами заболевания (Старшенбаум Г.В., 2005).

Слайд 41

ПРИЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ АНТИСУИЦИДАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ (Э. ШНЕЙДМАН, 2001)

установить отношения доверия и взаимопонимания; идентифицировать суицидогенную проблему и фокусироваться на ней; избегать всего того, что может помешать терапевтическому контакту; быть внимательным к эмоциональным запросам клиента, поощрять его открытость; осознавать фрустрированные потребности пациента; воздерживаться от оценки его системы ценностей; выражать несогласие с суицидальным решением пациента; разъяснять свою терапевтическую позицию и побуждать пациента к анализу ситуации;

Слайд 42

исследовать и интерпретировать попытки пациента справитьсяс проблемой; отслеживать и подчеркивать его потенциальные возможности по выходу из кризиса; организовать практическую помощь пациенту, направленную на удовлетворение фрустрированных потребностей, являющихся для него жизненно важными; проявлять бдительность к возможному усилению суицидальногориска, своевременно его оценивать; принимать оценку своих терапевтических усилий пациентом; получать обратную связь и поддержку от коллег; консультироваться у старших товарищей.

Слайд 43

НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ОШИБКИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КРИЗИСНОЙ ТЕРАПИИ (К.ДЕРНЕР, У.ПЛОГ, 1997)

недостаточное внимание к сигналам пациента о его суицидальныхнамерениях, которое обычно связано со страхом терапевта передсмертью; навязывание пациенту позитивного решения, чтобы успокоитьсобственный страх; бесконечные расспросы, скрывающие от пациента страх и недостаточную эмпатию; взятие на себя полной ответственности зажизнь пациента, активные профессиональные воздействия без учета их влияния на пациента, которому остается пассивная роль.

Слайд 44

ЧТО НЕ НАДО ДЕЛАТЬ

Не впадайте в замешательство и не выглядите шокированным. Не пытайтесь спорить или отговаривать от суицида. Не пытайтесь преуменьшить боль, переживаемую другим – это лишь показывают человеку, что вы его не понимаете. Не пытайтесь улучшить и исправить состояние клиента. Ему больно,и важно показать, что вы это понимаете. Не предлагайте простых ответов на сложные вопросы. Принимайтепроблемы человека серьезно, говорите о них открыто и откровенно,оценивайте их значимость с точки зрения этого человека, а не со своей. Не говорите: «Подумай, скольким людям гораздо хуже, чем тебе, тыдолжен быть благодарен судьбе за все, что имеешь!» Эти слова не решат проблемы, а усугубят у человека чувство вины, поэтому принесут только вред. Никогда не обещайте держать план суицида в секрете.

Слайд 45

КРИЗИСНАЯ ПОДДЕРЖКА

1. Установление терапевтического контакта требует, чтобы пациент был выслушан терпеливо и сочувственно, без сомнения и критики. Необходимо создать у пациента уверенность, что психотерапевт компетентен в вопросах терапии вообще, разобрался в особенностях индивидуального кризиса пациента в частности и готов применить адекватные виды помощи. В результате психотерапевт воспринимается как понимающий, чуткий и заслуживающий доверия, благодаря чему ликвидируются чувства эмоциональной изоляции и безнадежности.

Слайд 46

2. Раскрытие суидоопасных переживаний происходит в условиях безусловного принятия пациента, что повышает его самовосприятие, сниженное в результате психологического кризиса. Сочувственное выслушивание облегчает отреагирование пациентом подавляемых эмоций, что уменьшает аффективную напряженность. Можно спросить: “Что Вас (тебя) удерживает в жизни? ” Лица со сформированными “антисуицидальными представлениями ” отвечают четко и определенно (“ семья, близкие люди; могут выявляться представления о “ позорности”, “греховности ” самоубийства и т.п. ”).

Слайд 47

3. Мобилизация адаптивных навыков проблемно-решающего поведения производится путем актуализации антисуицидальных факторов и прошлых достижений в значимых для пациента областях, повышения его самоуважения и уверенности в своих возможностях в разрешении кризиса. Проявления личностной несостоятельности подростка в кризисной ситуации не интерпретируются, чтобы не снижать самооценку пациента и не актуализировать тем самым суицидоопасные переживания.

Слайд 48

«Мы должны во что бы то ни стало довести до сознания человека, решившегося на самоубийство, что самоубийство не может разрешить никакую проблему. Мы должны показать ему, как похож он на шахматиста, который, получив тяжелую позицию, сметает с доски все фигуры. Этим он не решает шахматную проблему. Тем более в жизни ни одна проблема не решается путем того, что жизнь отбрасывают. Человек, который выбирает добровольную смерть, нарушает правила игры жизни. Эти правила не требуют ведь от нас, чтобы мы любой ценой побеждали, но требуют, чтобы мы никогда не прекращали борьбу» В.Франкл

Посмотреть все слайды

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

"В нашу жизнь приходит радость, когда у нас есть чем заняться, есть кого любить, и есть на что надеяться." В. Франклин

3 слайд

Описание слайда:

За день в мире убивают себя 2300 человек, за год – 800 тысяч человек. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству. По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Игнорировать данную проблему, не обращая внимания на реальность, нельзя.

4 слайд

Описание слайда:

Различают следующие типы суицидального поведения: 1. Демонстративное поведение В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.

5 слайд

Описание слайда:

2. Аффективное суицидальное поведение Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции - обида, гнев - затмевают собой реальное восприятие действительности, и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

6 слайд

Описание слайда:

3. Истинное суицидальное поведение Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты. Самоубийство - слишком противоестественный и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает не мгновенно. Ему, как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Причинами суицида в детском и подростковом возрасте может быть следующее: 1) Несформированное понимание смерти В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет. 2) Отсутствие идеологии в обществе Подросток в обществе "без родины и флага" чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии. 3) Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям При этом возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением "как жить дальше" (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения. 4) Дисгармония в семье 5) Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества) 6) В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения. 7) Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению. Не существует какой-либо одной причины самоубийства. С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Признаками эмоциональных нарушений являются: - потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней; - частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость); - необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду; - постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти; - ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие; - уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека - одиночку; - нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы; - погруженность в размышления о смерти; - отсутствие планов на будущее; - внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

11 слайд

Описание слайда:

Словесные признаки Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут: Прямо и явно говорить о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить»; Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться»; Много шутить на тему самоубийства; Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

12 слайд

Описание слайда:

Поведенческие признаки 1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами. 2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как: в еде – есть слишком мало или слишком много; во сне – спать слишком мало или слишком много; во внешнем виде – стать неряшливым; в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении; замкнуться от семьи и друзей; быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния. 3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

13 слайд

Описание слайда:

Ситуационные признаки Человек может решиться на самоубийство, если: Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема); Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального. Предпринимал раньше попытки суицида. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей). Слишком критически настроен по отношению к себе.

14 слайд

Описание слайда:

Направления работы специалистов (педагога-психолога, психотерапевта) по профилактике депрессии и суицидов. - Провести с ребенком работу по снятию негативных эмоций, которые у него копятся; - помочь разобраться в чувствах и отношениях подростка с окружающими; - обучить социальным навыкам и умениям преодоления стресса; - оказать подростку социальную поддержку с помощью включения семьи, учебного заведения, друзей и т.д.; - при необходимости включить подростка в группу социально-психологического тренинга; - провести психокоррекционные занятия по повышению самооценки подростка, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.

15 слайд

Описание слайда:

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С СУИЦИДАЛЬНЫМ ПОДРОСТКОМ Советы для педагогов и родителей Если у вас возникают опасения относительно состояния ребенка или если в его семье уже имела место суицидальная попытка, следует предпринять меры по предупреждению суицидального кризиса. Эти действия включают две основных стратегии – постоянную работу по улучшению взаимоотношений в классе, повышению самооценки, самоуважения у ребенка. Повышение самооценки. Позитивная самооценка защищает подростков и молодых людей от психологического стресса и подавленности, а также помогает им лучше справляться со стрессовыми ситуациями в жизни. Для повышения самооценки можно использовать следующие подходы: Всегда старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще ребенку. Ощущение успешности, достижения в чем-то, в том числе и прошлые успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее. Не следует оказывать постоянное давление на подростка или молодого человека, предъявлять чрезмерные требования в отношении все лучших и лучших результатов Детей важно принимать такими, какие они есть. Поддерживайте самостоятельные устремления ребенка. Не судите его слишком строго. Вообще стремитесь поменьше оценивать. Самостоятельность и собственные умения – это строительный материал для повышения самооценки. Самооценка во многом зависит от физического развития, навыков общения среди сверстников. Поощряйте занятия спортом, успехи среди друзей.

16 слайд

Описание слайда:

Если существует суицидальный риск или уже произошла попытка. Чаще всего подростки и молодежь в состоянии стресса или суицидального риска, а также после совершенной попытки испытывают главную проблему – проблему общения. Первым шагом в предупреждении самоубийства всегда бывает установление доверительного общения. Если его достичь не удается, возникает ситуация, в которой молчание и нарастающее напряжение в отношениях не позволяет осуществить никаких полезных действий для подростка. Страх взрослых спровоцировать суицидальное поведение разговором о самоубийстве, обсуждением суицидальных мыслей и сигналов приводят к отсутствию эффективной коммуникации. Что делать дальше? 1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. 2.Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. 3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение может служить основанием для тревоги. 4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным жалобам и обидам ребенка. Не пренебрегайте ничем из сказанного. 5. Не бойтесь прямо спросить, не думает ли он (она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

По официальной статистике в среднем каждый час на территории России совершается 314 преступлений. (по 5 преступлений в минуту) Каждую минуту

По официальной статистике в среднем каждый час на
территории России совершается 314 преступлений. (по 5
преступлений в минуту)
Каждую минуту в мире выпивается 27529124 литров пива.
В Германии каждую минуту 50 человек получают травмы в
результате дорожно-транспортных происшествий.
Каждую минуту мире происходит одна ампутация.
Во всем мире мире исчезает 3 биологических вида в час –
более 70 в день или 27000 в год.

Каждую минуту вырубается около 20 гектаров леса. Каждые 4 минуты дин человек теряет зрение из-за недостатка витамина А в организме. Каждые 4 м

Каждую минуту вырубается около 20 гектаров леса.
Каждые 4 минуты дин человек теряет зрение из-за
недостатка витамина А в организме.
Каждые 4 минуты в мире умирает человек от заболеваний
связанных с курением.
Каждые 40 секунд в мире происходит самоубийство…

Статистика
Подростковый суицид
Мифы о суициде
Притча
Что же делать?
Заключение
Вернуться к началу

По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством 1 100 000 человек. Среди них:

- 350 тысяч китайцев
- 55 тысяч русских
- 31 тысяча американцев
- 30 тысяч японцев
- 12 тысяч украинцев
- 10 тысяч французов

Статистика

Самый высокий
уровень самоубийств
отмечен в таких
странах, как: Литва,
Белоруссия, Россия,
Казахстан, Венгрия,
Латвия, Украина,
Япония.
Меньше всего
суицидов
совершается в
Египте, на Гаити и
Ямайке – в этих
странах уровень
самоубийств близок
к нулю.

Статистика

Число законченных самоубийств среди
мужчин в среднем в 4 раза больше, чем
женщин. С возрастом это соотношение
увеличивается до 6-9. С другой стороны
– женщины пытаются покончить с собой
в 4 раза чаще, чем мужчины, но
выбирают «щадящие» способы, которые
значительно реже приводят к смерти.

С начала 19 века
наблюдается
постоянное и
равномерное
возрастание
статистики
самоубийств во
всех странах мира.
По прогнозу ВОЗ в
2020 году ежегодно
будут кончать
самоубийством 1
500 000 человек.

Статистика

Самоубийства занимают третье место
среди причин смерти (первое - смерть
от болезни, второе - от несчастных
случаев).
19 000 000 человек ежегодно
совершают неудачные попытки
самоубийства
Только один з четырех (24 %) тех,
кто совершает самоубийства и
остался жив, соприкасается с
профессиональной системой
здравоохранения.

Статистика

Уровень самоубийств в
Санкт-Петербурге ниже, чем
уровень самоубийств в
Москве.
60% всех суицидов приходится на
лето и весну. Может быть именно
в этот период особенно заметен
контраст между расцветом природы и неизменностью внутреннего
состояния.
Около 80% самоубийц
предварительно дают
знать о своих намерениях
окружающим, хотя способы
сообщения об этом могут
быть завуалированны.

Статистика

Любое государство стремиться
скрыть статистику самоубийств от
своих граждан.
Считается, что болезнью
самоубийц является депрессия –
до 70% депрессивных больных
обнаруживают суицидальные
тенденции, а 15% из них
совершают самоубийства.
Поэтому проблема суицида – это
проблема депрессий.

Статистика

Время:
-Первая половина дня – 32%
-Вторая половина дня – 44%
-Ночь – 24%
Прощальные записки оставляют 44%
самоубийц. Они адресованы:
-всем – 20%
-близким - 12%
-начальникам – 8%
-никому – 4%

Статистика

Суицидальный риск для различных
профессий:
(Оцениваемый в баллах от 1 до 10)
Продавец – 2,1 б.
Зубной врач – 8,2 б.
Библиотекарь – 3,2 б.
Медсестра – 8,2 б.
Психиатр – 7,2 б.
Первое место:
Музыкант 8,5 б.
Финансист – 7,2 б.

Статистика
Алкоголь при жизни употребляло 60%
самоубийц, хотя непосредственно
перед самоубийством алкоголь
употребляется только в 8% случаев,
наркотики – в 4%.
В окружении каждого человека,
покончившего с собой, остается в
среднем 6 человек, для которых его
самоубийство является тяжелой
душевной травмой.

Статистика
12% после неудачной попытки суицида в течении
двух лет повторяют ее и достигают желаемого.
80% покончивших с собой, пытались сделать это
в прошлом по крайней мере однажды.
У 6% покончивших с собой, один из родителей был
самоубийцей

Подростковый суицид

Самоубийство – третья
основная причина
подростковой
смертности. Какими бы
тревожащими эти
данные не были, они,
вероятно занижены. О
самоубийствах не
всегда сообщают по
причинам религиозных
запретов и исходя из
пожеланий семьи.

Подростковый суицид

За последнее время самоубийства среди подростков
выросло в 3 раза. Основные причины суицида:
а)неразделенная любовь; б)конфликты с родителями,
сверстниками; в)страх перед будущим; г)одиночество.
Ежегодно каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19
лет пытается совершить попытку самоубийства. По
абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия
занимает первое место. Причем в 75% зарегистрированных
суицидов это дети из вполне обеспеченных и
благополучных семей. Все больше случаев суицида
фиксируется в таких экономически благополучных странах,
как Швеция, Норвегия, Япония.

Подростковый суицид
По наблюдениям психологов можно выделить 6
основных причин подросткового суицида:
- Безответная любовь
- Обратите на меня внимание
- Нет сил бороться
- Пусть мучаются
- Всем на зло
- Я никому не нужен

Подростковый суицид
Психологи выделяют несколько типов подростков, которые
склонны к суициду. Вот основные тревожные сигналы, на
которые следует обратить внимание:
1)У подростка нет друзей, он практически ни с кем не
общается и не бывает откровенен.
2)Подростка ничего не интересует. На любой вопрос у
него один ответ «Мне все равно».
3)Любит болеть и постоянно придумывает себе
болезни.
4)Подросток часто представляет, что будет, если он
умрет.

Подростковый суицид
Как показывает практика, очень часто причина
для самоубийства бывает надумана или
совсем пустяковая. Она служит лишь
последней каплей для отчаявшегося
подростка. А истинная причина кроется
далеко внутри, и родители могут ее даже не
замечать. Подростки, которых удалось спасти,
рассказывают, что мысль о самоубийстве
посещала их довольно часто. Сначала это
была лишь фантазия, но когда слишком часто
об этом размышляешь, то идея уже не
кажется такой абсурдной и постепенно
фантазия приобретала все более реальные
черты.

Притча

В болоте северной Персии тонул человек. Он весь
погрузился в трясину, и только голова его еще
выглядывала. Несчастный орал во всю глотку,
прося о помощи. Скоро целая толпа собралась на
месте происшествия. Нашелся смельчак,
пожелавший спасти тонущего. «Протяни мне руку!
– кричал он ему. – Я вытащу тебя из болота.» Но
тонущий взывал о помощи и ничего не делал для
того, чтобы тот смог ему помочь. «Дай же мне
руку» - все повторял ему человек. В ответ
раздавались лишь жалобные крики о помощи.
Тогда из толпы вышел еще один человек и сказал:
«Ты же видишь, что он никак не может дать тебе
руку. Протяни ему свою, тогда сможешь его
спасти.»

Мифы о суициде

«Люди совершающие
самоубийства, не желают искать
помощи»
Нет, это не правда. По статистике,
более половины людей совершивших
самоубийство, искали помощь в
течение последних 6 месяцев, а так
же большое количество обращалось к
профессиональным медикам.

Мифы о суициде

-Самоубийство можно
предотвратить, если люди будут
загружены работой.
Во-первых, порой причиной
самоубийства становились
конфликты и неудачи на работе или
учёбе. Во-вторых, при каких-либо
трагических ситуациях, связанных с
личной жизнью, у человека
пропадает интерес ко всем сферам
деятельности и начинается
депрессивное состояние, которое
может, в конечном счете, привести к
попытке самоубийства.

Мифы о суициде
-Прием алкоголя помогает снять суицидальное переживание.
Но зачастую это вызывает обратный эффект: повышается
тревога, обостряются конфликты, тем самым способствуя
самоубийству.
-Добровольно уходят из жизни сильные личности. Люди, которые
не бояться преодолеть страх перед неизведанным, сделать шаг к
забвение.
Но перестают бороться за жизнь только слабые личности, те, кто
спасовал перед возникшими трудностями.
-С депрессией можно справиться усилием воли
Призывы типа «возьмите себя в руки!», «будь мужчиной!» и т.п.
лишь снижают самооценку, поскольку сознательно
контролировать депрессию не удается.

Мифы о суициде
Те, кто часто просыпается по ночам и имеет плохой сон, немного
больше подвержены суициду чем люди с нормальным сном.
Согласно исследованиям американских ученых, люди страдающие
хроническими проблемами со сном, имеют наиболее высокий риск
к попыткам самоубийств
Ранее исследования показали, что люди
страдающие бессонницей имеют
повышенный уровень гормона стресса –
кортизола, а также повышенную
раздражимость. Очень часто недосыпание
связывают с депрессией и различными
психическими расстройствами. Но
бессонницу ранее не связывали с
повышением риска совершения
самоубийства.

Что же делать?

Иногда, чтобы помочь сохранить жизнь, нужно просто выслушать
человека. Когда вы выслушиваете человека, то на психологическом
уровне, вы выражаете свою заботу о нем, даете ему понять что вам не
все равно, что происходит и что может случиться с ним.
Делать:
Направьте на все свое
внимание на человека
которого вы выслушиваете
Скажите ему/ей что вам не
все равно, и что вы рады что
сейчас разговариваете
вместе
Задайте вопрос который
поможет вам лучше понять
переживания человека
Чего не стоит делать:
Пробовать «сходу» решить проблемы
собеседника
Давать советы о которых вас не
просили
Говорить о том, что чувства
собеседника неправильные и
малозначимые (например говорить что
это пустяки)
Рассказывать о собственных
проблемах (Такой ход может усилить
пессимистический настрой)

В "Театральном романе" М.А.Булгакова есть
замечательный эпизод, с которого
начинается глава под названием "Приступ
неврастении". На главного героя этого
произведения накатывает страх смерти,
близкий самому желанию смерти,
неожиданная помощь приходит от одной
простой мысли - "кто же будет кормить эту
старую кошку?", несчастный подобранный
когда-то во дворе зверь сильно
заинтересован в том, чтобы ничего не
случилось с хозяином. Вот так один
маленький эпизод может придать
жизнеутверждающую силу всему
произведению.
Ваша жизнь может быть счастливой или
несчастной. Но это - не самое главное. По
настоящему важно только одно. Ваша жизнь
– это единственное, что вы имеете. За нее
все же стоит цепляться, она того стоит.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Игра в самоубийство: как устроены "группы смерти"

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Игра в суицид По данным, приводимым изданием «Новая газета», из 130 молодых людей, покончивших жизнь самоубийством за последние полгода по всей России, около 80 состояли в этих «группах смерти» и готовились к тому, чтобы сознательно лишить себя жизни, действуя по чьей-то указке. Государство приступило к полномасштабной кампании по блокировке в соцсетях групп, посвященных самоубийствам, участниками которых в основном являются подростки.

5 слайд

Описание слайда:

во «ВКонтакте» действует большое количество групп, воспитывающих смертников. Журналисты и эксперты уже прозвали их «китовыми» группами, поскольку в их названиях присутствует слово «кит»: «Киты плывут вверх», «Море китов», «Космический кит» и т. д.Выглядит это как групповая игра, в которой финальный ход участника - это самоубийство тем способом, в то время и в том месте, которое назначит гуру (админ группы) после приглашения в скайп.

6 слайд

Описание слайда:

История опасного абсурда По мнению пользователей социальных сетей, массовую популярность среди подростков «группы смерти» приобрели после гибели школьницы Рины К., которая покончила с собой на железнодорожном полотне, написав в одном из своих профилей «Ня.Пока», перед тем, как пойти на роковой шаг.

7 слайд

Описание слайда:

История опасного абсурда Из простой жительницы Уссурийска несчастная превратилась в своеобразный образ, в кумира для подростков, одержимых темой смерти и суицида. Они рисуют её, делают мультяшные картинки с ней (порой страшные и оскорбительные), активно используют хештег #няпока на своих страницах.

8 слайд

Описание слайда:

Группы смерти В закрытых сообществах, используя многочисленные шифры и символы, чтобы не попасться родителям и непричастным людям, они обсуждают друг с другом темы и способы самоубийства, а иногда, вдохновленные историями о лучшей загробной жизни, решаются на то, чтобы добровольно лишить себя жизни. Таких групп в ВКонтакте сейчас тысячи, количество подписчиков в них варьируется от десятков до десятков тысяч. Найти их можно по специальным опознавательным знакам из современных сетевых страшилок.

9 слайд

Описание слайда:

Хештэги Попадая в подобные группы, вы сразу же оказываетесь вовлечены в паутину сложных хештегов типа #f57 #тихийдом #морекитов и прочего. Эти три явления связаны друг с другом только опосредованно. А если точнее, то вся идеология «групп смерти» - это просто мешанина из интернет-страшилок, слитых воедино очень странным образом.

10 слайд

Описание слайда:

Правила игры Участники получают кодовые имена и выполняют задания, придуманные организаторами. В данном же случае речь идёт о более жестоких вещах, таких, как порезанные руки, постановочные видео с собственным самоубийством (не настоящим), выпитые таблетки снотворного или даже предсмертные фотографии.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

«Тихий дом» Основная концепция данного «верования», навеянного художественным рассказом анонимного пользователя, если предельно упростить, заключается в том, что в недрах Сети существует «глубинный интернет», содержащий различную страшную для человеческого сознания информацию. Чем глубже погружаешься в Сеть - тем больше соприкасаешься с мистическим миром, где цифры, формы и смыслы теряют своё значение. Самый нижний слой – тот самый «Тихий дом», куда, согласно данной концепции, уходят души мёртвых и уже не возвращаются.

13 слайд

Описание слайда:

«Море китов» Таких групп сейчас в интернете несколько, и все они имеют депрессивную направленность. Кит здесь представлен как мудрое и величественное животное, которое, тем не менее, бесконечно одинок, и порой, не вынося терзающей душу грусти, выбрасывается на берег.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Смертельные хештеги Странные хештеги #f57, #f53 и им подобные среди подростков и любителей сетевых мистификаций считаются строками из Библии, содержащими «все библейские смерти» (что бы это ни значило). Есть также версия, что это номера психических расстройств по МКБ-10 (Медицинская классификация болезней), но это маловероятно, так как под номером F57 идёт послеродовая депрессия, которая едва ли соотносится с данной темой.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

"Тебя поставили на счётчик" Перейдя на сомнительный сайт после прочтения очередной страшной истории Вконтакте, вы окажетесь на жутковатой странице, где есть только очередной околомистический символ, леденящая душу песня и подозрительный счётчик, который показывает обратный отсчёт, начиная с 70 дней. Каким-то образом он привязан к вашему IP, так что, когда вы вновь зайдёте на эту страницу, он будет продолжать отсчитывать дни. Чтобы понять, что это такое, придётся зайти в указанную группу в ВК, где и начнётся «игра», согласно которой на табл именно столько суток, сколько тебе осталось жить.

19 слайд

Описание слайда:

Мнение участников «Когда ты попадаешь туда, тебя почти сразу же ставят перед выбором: смерть или жизнь. У многих есть номера, которые им дают администраторы, потом на их страницах или в группе появляются зашифрованные фразы или задания, которые надо выполнять. Смысл игры – смерть, точнее медленное умирание. Если сделать всё последовательно и правильно, подготовиться как следует, то сделать последний шаг будет нетрудно, а после смерти тебе будет хорошо. Так они считают. Администраторы сидят обычно с фейков, никаких имён и лиц. Участники - люди из самых разных городов. Там, куда я попала, люди «кучковались», создавая отдельные обсуждения для каждого города. Был там и Нижний Новгород, количество участников из нашего города порядка 15 человек. К тому моменту, как я там оказалась, я уже встала «на счётчик» по всем канонам книги "50 дней до моего самоубийства". Из 50 положенных мне дней у меня осталось всего 23»

Cлайд 1

Профилактика суицида Подготовил социальный педагог МКОУ ЦО «Возрождение» Наталья Валерьевна Аверкина

Cлайд 2

Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникает внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намеревается совершить суицид, от 70% до 75% тем или иным образом раскрывает свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что ¾ тех, кто совершает самоубийства, до этого, по какому-либо поводу, в течении ближайших месяцев, посещают врачей, общаются с любимыми друзьями, психологом. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными.

Cлайд 3

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

Cлайд 4

Суицид –осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.

Cлайд 5

Одной из важнейших причин самоубийств у подростков считается отсутствие уверенности. Спусковым крючком для подросткового суицида часто становится подобный поступок молодёжного кумира, героя книг или фильмов, близких друзей или любимых. Подростки часто рассматривают суицидальные попытки как своеобразную, но подконтрольную взрослым игру, оставаясь в глубине души уверенными, что те не разрешат им довести суицид до конца.

Cлайд 6

Группа риска подростков, склонных к суициду: Отличники, т. к. к ним все предъявляют повышенные требования. К тому же эти дети редко бывают приняты в социальной группе сверстников, что также может привести к суицидальному исходу. Дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности, естественно вызывая тем самым недоумение и возмущение родителей и учителей. Дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования, а они в силу субъективных причин не могут их выполнить. Дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям (в основном это дети с родовыми травмами, правополушарные и те, у которых в роду или ближайшем окружении были случаи или попытки самоубийства), особенно в пубертате (периоде полового созревания).

Cлайд 7

Статистика По количеству самоубийств Россия занимает в мире - 2 место. По количеству самоубийств среди детей и подростков – 1 место. Ежегодно более 1,5 тыс. самоубийств совершаются несовершеннолетними. На 100 тыс. детского населения - 19,8 случаев суицидов. В последние годы частота самоубийств среди 10-14-летних детей - от 3 до 4 случаев на 100 тысяч. Среди подростков 15-19 лет - 19-20 случаев. Это превышает средний мировой показатель по этой возрастной категории населения в 2,7 раза.

Cлайд 8

Виды суицида: Истинный. Демонстративный суицид (попугать). Скрытый суицид (суицидально обусловленное поведение – занятия экстремальным спортом, рисковая езда на автомобиле, алкогольная или наркотическая зависимость

Cлайд 9

Мотивы суицидального поведения детей и подростков: 1.Переживание обиды,одиночества, отчужденности и непонимания. 2. Действительная или мнимая утрата любви родителей. 3. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи. 4. Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия. 5. Боязнь позора, насмешек или унижения. 6. Страх наказания. 7. Любовные неудачи, беременность. 8. Чувство мести, злобы, протеста. 9. Желание привлечь к себе внимание. 10. Чувство безнадежности. 11. Множественные проблемы, все глобальные и неразрешимые. 12. Желание наказать обидчика. 13. Депрессивные состояния.

Cлайд 10

Причины суицидального поведения детей и подростков Нарушение детско-родительских отношений. Конфликты с друзьями или педагогами.(как последняя капля, толкнувшая к суициду, но основная причина №1) Прессинг успеха.(страх не оправдать надежды взрослых, собственные слишком высокие притязания на успех). Отсутствие негативного отношения к суициду в сознании подростков.(самоубийца вызывает сочувствие, а не презрение) Самоубийство фанатов после смерти кумира. (имеют часто массовый характер).

Cлайд 11

Характерные черты суицидальных личностей: Настойчивые или повторные мысли о самоубийстве. Депрессивное настроение, часто с потерей аппетита, жизненной активности, проблемы со сном. Может присутствовать зависимость от наркотиков или алкоголя. Чувство изоляции, отверженности; их депрессия может быть вызвана уходом из семьи и лишением систем поддержки. Ощущение безнадежности и беспомощности. В такой момент угроза суицида может быть первым сильным чувством. Неспособность общаться с другими людьми из-за чувства безысходности и мыслей о самоубийстве. Они считают, что лучше не станет «никогда». Их речь и мысли полны обобщений и фатальны: «жизнь ужасна», «всем все равно». Они обладают туннельным видением, т. е. неспособностью увидеть то положительное, что могло бы быть приемлемо для них. Они видят только один выход из сложившейся ситуации. Они амбивалентны – хотят умереть, и в то же время, некоторым образом, хотят жить.

Cлайд 12

Вербальные (речевые) ключи: Непосредственные заявления типа «Я подумываю о самоубийстве», или «Было бы лучше умереть», или «Я не хочу больше жить». Косвенные высказывания, например: «Вам не придется больше обо мне беспокоиться», или «Мне все надоело», или «Они пожалеют, когда я уйду». Намек на смерть или шутки по этому поводу. Многозначительное прощание с другими людьми.

Cлайд 13

Поведенческие ключи: Отчаяние и плач. Повторное прослушивание грустной музыки и песен. Нехватка жизненной активности. Изменение суточного ритма (бодрствование ночью и сон днем). Повышение или потеря аппетита. Вялость и апатия. Неспособность сконцентрироваться и принимать решения, смятение. Уход от обычной социальной активности, замкнутость. Приведение в порядок своих дел. Отказ от личных вещей. Стремление к рискованным действиям, например, безрассудное хождение по карнизам. Суицидальные попытки в прошлом. Чувство вины, упрек в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка. Потеря интереса к увлечениям, спорту или школе. Не соблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью. Скудные планы на будущее. Стремление к тому, чтобы их оставили в покое, что вызывает раздражение со стороны других людей.

Cлайд 14

Суицидальное поведение (по последовательности) Первичная диагностика и профилактика направлены на выявление, формирование и развитие тех черт личности, которые позволяют либо не позволяют адекватно реагировать на возникающие жизненные трудности и превращать их в ситуации саморазвития. Вторичная диагностика и профилактика заключается в работе с личностью, которая уже проявила признаки суицидального поведения. Большинство существующих методик диагностики и профилактики Третичная диагностика и профилактика заключается в предотвращении повторной суицидальной попытки (в случае, если предыдущая не удалась).

Cлайд 15

Существуют различные формы психопрофилактической работы Первая форма – организация социальной среды. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. Профилактика суицидального поведения у подростков включает, прежде всего, социальнуюрекламу по формированию установок на здоровый образ жизни.

Cлайд 16

Вторая форма психопрофилактической работы - информирование. Это наиболее привычное направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения еѐ способности к принятию конструктивных решений. Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация по полу, возрасту, социально- экономическим характеристикам.

Cлайд 17

Третья форма – активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы: 1.Тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию (развивает способность сказать «нет» в случае негативного давления сверстников). 2.Тренинг аффективно-ценностного обучения (формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей). 3. Тренинг формирования жизненных навыков (формируются умения общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты).

Cлайд 18

Четвѐртая форма – организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествие), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).

Cлайд 19

Пятая форма – организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.

Cлайд 20

Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия - всѐ это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, еѐ здоровье и устойчивость к негативному внешнему

Cлайд 21

Рекомендации педагогам по оказанию поддержки ребенку, имеющему признаки суицидального риска: не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией; доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки; не предлагайте того, чего не в состоянии сделать; дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность; сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит; говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы; постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности; убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;

Cлайд 22

не предлагайте упрощенных решений; дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства; помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией; помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс; при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние; помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.

Cлайд 23

ЧТО МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ Установите заботливые взаимоотношения с ребенком Будьте внимательным слушателем Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации Помогите определить источник психического дискомфорта Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее.

Cлайд 24

Рекомендации педагогам и родителям в случае, если у ребенка замечена склонность к самоубийству. 1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в состоянии душевного кризиса, прежде всего необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. 2. Оцените серьезность намерения и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны. 3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток: может испытывать серьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находящейся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность такое поведение также может служить основанием для тревоги. 4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. 5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы.

Cлайд 25

Рекомендации родителям: Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своём ребёнке. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье ни чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все проблемы вместе с ним. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят ему вас. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами

Cлайд 26

Социальный педагог Организует контакты учащихся с родителями и близкими. Постоянно проявляет заботу о социальной защищенности учащихся, удовлетворении их нужд и запросов, восстановлении нарушенных прав. Организует деятельность консультационного пункта по социально-правовым проблемам. Заботится о создании в ОУ благоприятных условий жизни воспитанников, культурного и духовного развития, организации досуга. Периодически проводятся индивидуальные беседы с детьми, особое внимание при этом уделяется детям группы риска, требующих повышенного психолого-педагогического внимания. Тренинговые занятия «Дорога к спасению души» Круглый стол «Я в этом мире не один» (по проблеме одиночества личности учащегося в социуме и дома) Конференция «Наше духовное богатство» Воспитательный час «Экстремальная ситуация. Как себя вести?» Психолого-педагогические групповые консультации на темы «Умей владеть собой», «Приемы снятия психологического напряжения», «Экзамен без стресса» Кинолекторий на тему «Нравственные ценности» Час информирования «10 сентября – Всемирный день предотвращения самоубийств» Цикл классных часов для учащихся 8 – 11 классов «Жизнь прекрасна!» Рекомендуемые формы профилактической работы с родителями Родительские собрания «Подростковый суицид» Информационные листы и памятки для родителей Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам проблемных (конфликтных) взаимоотношений с детьми. Психолого- педагогические консультации на темы: «Роль семьи в развитии ребенка», «Семейная атмосфера», «Супружеский конфликт и эмоциональное состояние ребенка», «Детско-родительский конфликт и способы его преодоления», «Семейная жестокость» и т.д. Работа с педколлективом С педагогами проводится психологическое просвещение в вопросах психологического здоровья самих педагогов, а также дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, дается информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.

Cлайд 33

Литература по проблеме Актуальные проблемы суицидологии: Сборник трудов московского НИИ психиатрии. - М., 1978. Амбрумова А.Г. Индивидуально-психологические аспекты суицидального поведения // Актуальные проблемы суицидологии. - М., 1978. Амбрумова А.Г. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. - М., 1978. Акопов Г. В. и др. (ред.) Методы профилактики суицидального поведения. – Самара-Ульяновск, 1998 Дюркгейм Э. Самоубийство (социологический этюд). - М., Мысль, 1994. Исаев Д.С. Психология суицидального поведения. - Самара, 2000. 8. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону: Феликс, 1997. 10. Лукас К., Сейден Г. Молчаливое горе: жизнь в тени самоубийства. – М.: Смысл, 2000. Професійний довідник соціальногго педагога.- Харків, “ОСНОВА,”2011. . Пурич-Пейакович Й., Дуньич Д. Й. Самоубийство подростков. – М.: Медицина,2000. Очарова Р.В. Справочник социального педагога.- М.,”Сфера,” 2011. Старшенбаум Г. В. Формы и методы кризисной психотерапии. Методическое рекомендаци. – М., 1987.

Cлайд 34