Особенности личности у подростков с демонстративным поведением. Демонстративный ребёнок

21.07.2019

ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ – особенность личности, связанная с повышенной потребностью во внимании окружающих.

Дети, обладающие этой чертой, эгоцентричны и стремятся в своей семье и школе вызвать удивление, восхищение, сочувствие. Они рано начинают заботиться о том впечатлении, которое производят.

Еще в дошкольном детстве у них проявляется жажда восторгов и похвал.

Дети с удовольствием читают стихи, танцуют и поют перед зрителями, показывают свои рисунки, хвастаются редкими игрушками и т.д. Они обычно не выносят, если при них хвалят других детей, другим уделяют больше внимания.

Демонстративные дети часто держатся несколько нарочито, манерно. Они любят принимать эффектные позы, кокетничать, стоя перед зеркалом, играют на публику. Их эмоциональные реакции утрированны, театрализованны. Они любят представить себя в благоприятном свете перед взрослыми и сверстниками. Поэтому при посторонних могут быть подчеркнуто послушны, играть роль «самого примерного ребенка». Такие дети часто фантазируют, лгут, и сочиняемые ими истории тоже привлекают внимание. Причем эта особенность ярко проявляется уже в дошкольном возрасте. А.Л. Венгер отмечает:

«Ребенок рассказывает о каких-либо вымышленных событиях... вплетенных в будничную жизнь, и родители принимают его рассказы за чистую монету. Они верят, что заведующая детским садом вызвала их дочку к себе в кабинет и поручила ей следить за тем, как себя ведут другие дети. Верят, что во время прогулки дочь убежала с территории детского сада и полдня гуляла по улицам, а вернулась только к вечеру. Начинаются объяснения с заведующей, воспитательницей. Затем дочке учиняется допрос с пристрастием, на котором она наотрез отказывается признаться, что все выдумала. У родителей начинаются сомнения: а правду ли им сказала воспитательница? Но тут новые красочные подробности, которые дочь приводит в доказательство того, что она действительно пережила все описываемые приключения, окончательно убеждают слушателей в том, что все от начала до конца ею выдумано...

Такая законченная картина – явление редкое. Но ее отдельные элементы встречаются у довольно значительной части детей».

Источником демонстративности в детстве обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Гипоопека как стиль семейного воспитания способствует развитию этой черты, стимулирует борьбу детей за родительское внимание. Но бывает, что ребенку оказывается вполне достаточное или даже большое внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а, наоборот, наиболее избалованными детьми, «кумирами семьи».


Если ребенок стремится к похвале, высокой оценке, логично было бы предположить, что он будет старательно добиваться успеха в каких-то видах деятельности, будет завоевывать положительное отношение к себе окружающих. Но это трудно и требует усилий, а при неблагоприятных обстоятельствах, может быть, и невозможно. И часть демонстративных детей, отчаявшись добиться восхищения или хотя бы одобрения, идет другим путем. Они начинают приставать к взрослым, мешать им, кривляться, нарушать принятые в семье правила поведения. «Он ведет себя так, как будто хочет, чтобы его непрерывно ругали. Как будто нарочно вызывает раздражение», – жалуются родители такого ребенка психологам» (А.Л. Ветер, 1994, с. 104).

В таких случаях дети действительно хотят вызвать раздражение взрослых. Нарушая нормы поведения, они добиваются необходимого им внимания. И пусть это недоброжелательное внимание (замечания, нотации, крик), все равно оно служит подкреплением данной черты. Ребенок, действуя по принципу «лучше пусть ругают, чем не замечают», извращенно реагирует на порицание и продолжает делать то, за что его наказывают. Он становится неуправляемым. А взрослые теряют действенное средство воздействия на ребенка: наказание теперь не только не приводит к нужному результату, но и вызывает обратный эффект.

В школе срабатывает тот же механизм. Как отмечает А.Е. Личко, успехи в первом классе во многом определяются тем, ставят ли демонстративных детей в пример другим. Когда способный и хорошо подготовленный к школе ребенок добивается в самом начале обучения значительных успехов и учитель выделяет его, это становится источником сильной престижной мотивации и старания, продвижения в освоении учебного материала. Реальные достижения и соответствующий социальный статус обеспечивают ученику удовлетворенность собой, а учебные проблемы не возникают.

Если первоклассник учится не блестяще и ничем не выделяется среди одноклассников, он может удовлетворять свою слишком сильную потребность во внимании, не зарабатывая особого отношения учителя и высокого статуса учебными достижениями. Используются другие способы, в частности нарушение дисциплины, причем бурно-эмоционально, с театральными эффектами, иногда даже с агрессивностью. Нарушая работу всего класса, вызывая у других детей удивление, возмущение, смех или одобрение, такой ученик получает ответную эмоциональную реакцию учителя, что служит для него положительным подкреплением. Причем чем выше эмоциональное напряжение учителя, тем более удовлетворенным оказывается ребенок.

Со временем демонстративный младший школьник начинает играть в классе привычную для всех роль хулигана или шута. Причем его негативизм распространяется не только на дисциплинарные нормы, но и на чисто учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи, периодически «выпадая» из процесса обучения, ученик не может овладеть нужными знаниями и умениями, успешно учиться. Он становится неуспевающим.

Следует отметить, что демонстративность, порождающая много серьезных проблем, обычно связана с артистизмом и обаянием, особым даром вызывать к себе симпатию. Поэтому события, разворачивающиеся в классе, где учится демонстративный ребенок, могут принимать несколько иное направление. Один из вариантов описывает К. Леонгард:

«Ребенка... считают «паинькой», «примерным», а уж если случится, что он нашалит, то как не простить его, ведь с кем не бывает... Шалости таких детей не столь уж редки, хотя они никогда не шалят на глазах у воспитателя. Отношение к воспитателю неизменно вежливое, выдержанное, ребенок с полуслова подчиняется требованиям. Зато среди своих сверстников или других взрослых такое дисциплинированное дитя нередко слывет маленьким эгоистом.

К одноклассникам «паинька» относится враждебно, готов очернить их в глазах учителя, действуя нечестными методами, а воспитатель охотно выслушивает «примерного» ученика и верит ему. Демонстративный ребенок лжет, не сознавая себя лгуном. В соответствии с особенностями возраста вытеснение у детей происходит еще легче, чем у взрослых. Маленькие сплетники и клеветники чаще всего принадлежат к личностям демонстративным».

Таким детям нужно создать возможность самореализации.

Лучшее место для проявления демонстративности – сцена. Помимо участия в концертах и спектаклях детям подходят другие виды художественной деятельности, в частности изобразительная. В последнем случае необходимы коллективное обсуждение и подчеркивание достоинств выполненной работы, организация выставок, запись отзывов и т.п. Социально одобряемые способы привлечения к себе внимания окружающих вытесняют негативные формы поведения, преобладавшие у ребенка ранее.

Рекомендуется в таких случаях также вовлечение учеников в детские группы (в том числе учебные), деятельность которых четко регламентирована. Отклоняющихся форм поведения можно избежать при наличии конкретных требований и обязанностей, включении в коллективную деятельность со сверстниками. Это особенно важно в связи с тем, что демонстративные дети конфликтны и испытывают трудности в общении. Их лживость, стремление подчеркнуть свое превосходство обычно отталкивают остальных детей. Выработка адекватных способов общения со сверстниками, принятие демонстративного ребенка одноклассниками способствуют сглаживанию его отрицательных черт.

Если демонстративный ученик нарушает дисциплину, важно снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения на уроке. А подкреплением для него служит любое проявление внимания взрослых.

Задача учителя, причем очень трудная, – не замечать реплик, глупых шуток, отдельных мелких проступков, обходиться без нотаций и назиданий. Если очередную выходку нельзя оставить безнаказанной, делать замечание или наказывать нужно как можно менее эмоционально. Спокойствие (идеально – безразличие) учителя снижает интерес класса к этому ребенку, а он сам, убеждаясь в том, что его усилия не приносят желаемого эффекта, начинает отказываться от привычного способа действий.

К сожалению, следовать этим рекомендациям способны далеко не все учителя, уроки которых «разрушают» демонстративные дети. Это происходит из-за того, что учителя подвержены стрессам, показатели степени их социальной адаптации ниже, чем у представителей многих других профессий, а эмоциональная устойчивость снижается по мере увеличения стажа работы в школе.

Демонстративное поведение представляет собой набор различной степени выразительности поступков или действий, целью которых является привлечения внимания, независимо от того, как настроены к этому окружающие.

Возрастное демонстративное поведение может проявится как у взрослого, так и у ребенка, постепенно заняв место «излюбленного» способа решения проблем или достижения определенной цели.

Чаще всего такая модель поведения присуща лидерам, особям с выраженной харизмой, женщинам. Более того, многие специалисты предполагают, что демонстративное поведение в целом обусловлено женским характером, так как для большинства женщин потребность в повышенном внимании к своей персоне является одной из самых важных.

Детское демонстративное поведение

Особенности поведения ребенка всегда служили особым индикатором его развития. Любое нарушение в психике ребенка, различного рода расстройства самоконтроля или самооценки всегда отображаются на его поведении. Факто о том, что на развитие ребенка влияют особенности его воспитания, является общеизвестным.

Детское демонстративное поведение чаще всего свойственно для капризных малышей, которые стремятся все всегда делать так, как им хочется. Тем не менее, данная форма поведения может быть спровоцирована не только атмосферой потворства в семье.

К примеру, демонстративное поведение может быть ответом на отсутствие внимания к ребенку, являться единственным возможным методом для малыша добиться хоть какого-то внимания к своей персоне, которое для него просто необходимо.

Также причиной может быть желание малыша в самоутверждении, страхе потерять любовь и ласку, например, при появлении в семье еще одного ребенка. Такое поведение часто встречается в семьях, где преобладает авторитетный тип воспитания, когда взрослые обращают достаточно внимания на ребенка лишь в том случае, если он плохо себя ведет.

Дети, которые проявляют склонность к демонстративной модели поведения, зачастую также критикуют других. Для них становится характерной придирчивость и назойливость, они запоминают надолго все ошибки окружающих их людей и стараются как можно чаще напоминать о них.

Также они стараются не дать другим детям возможности проявить себя в чем-то, перебивают их, вмешиваются в их игры или занятия, пытаются начать раздавать советы и руководства, стремятся занять позицию «главного».

Характерной чертой является то, что поведение с другими детьми у такого малыша кардинально меняется в зависимости от присутствия важного для него взрослого. Говоря иными словами, ребенок думает лишь о внешнем проявлении себя, получении одобрения со стороны, но не о том. Как оказать настоящую помощь сверстникам.

Подростковое демонстративное поведение

В случае с подростковым возрастом, который является наиболее сложным и проблематичным периодом развития человека, термин «демонстративное» следует рассматривать как «подчеркнутое», «наглядное».

Подростковое демонстративное поведение выражается в устойчивом и ярко проявляемом эгоцентризме. Причем самому подросту не особо важно. Какое именно внимание он привлечет к себе своим поведением или действиями. В некоторых случаях негативное внимание и осуждение со стороны окружающих даже может находиться в приоритете.

Причинами такой модели поведения у подростков зачастую бывают ошибки воспитательного процесса в детском возрасте, выраженная потребность в любви и уважении, обусловленная их явным недостатком, желание выделиться из «общей массы».

В подростковом возрасте свои желания субъект часто реализует посредством различных методов, которые могут пересекаться или вообще оставаться неизменными. Основная цель при этом всегда остается прежней. К примеру, если подросток стремится заполучить уважение и любовь, и замечает, что его определенная модель поведения приводит к этим результатам как среди сверстников, в школе, так и дома, то он не будет менять свои методы.

Это вполне ярко отражается на успеваемости подростка в учебе. Хорошая успеваемость характерна для тех предметов, в которых преподаватель проявляет индивидуальный подход, и сам подросток ощущает некоторое повышенное внимание к себе.

Иным методом для них является совершение набора действий, нацеленных на то, чтобы вызывать у окружающих сочувствие и переживание. Чаще всего это проявляется в симуляции заболевания, приступов истерии или потери сознания. Подросток склонен рассказывать различные истории о своих страданиях и несчастьях, которые постоянно меняются, а виновными в случившемся всегда являются другие люди.

Также достаточно часто встречается использование подростками негативного внимания в свой адрес. Для достижения такой реакции субъект всячески бравирует, паясничает, проявляет выраженную грубость и хамство, старается преподнести себя как можно более дерзко. Подросток словно принимает оппозиционное отношение против общества. Для таких случаев достаточно часто характерны побеги из дома и склонность к бродяжничеству.

Проявление возрастного демонстративного поведения среди подростков, помимо прочего, является достаточно опасным и может иметь фатальные последствия. Это связано с тем, что при попытках привлечь к себе внимание окружающих, подросток может совершать достаточно рискованные действия, подвергая свое здоровье и жизнь опасности, при этом забывая об осторожности и ответственности.

Демонстративное поведение взрослых

Во взрослом периоде жизни подобная модель поведения может происходить на подсознательном уровне, и может характеризоваться различными проявлениями психопатологической симптоматики.

К примеру, индивидуум склонный к депрессиям будет всячески демонстрировать и подчеркивать потерю своего интереса ко всему вокруг, а человек страдающий манией величия – выставлять напоказ свою тягу к доминированию, а также превосходство своих идей и ценностей.

В психиатрии термин «истеричная личность» фактически является синонимом термина «демонстративная личность», когда затрагивается демонстративное поведение взрослых.

Главной особенностью такого поведения является выраженная способность к подсознательному вытеснению какой-либо критической и рациональной оценки себя и своего поведение, развитие «артистичности».

Главными признаками в данном случае выступают: чрезмерный и стойкий эгоцентризм, нетерпимость проявления равнодушия или нейтрального отношения к своей персоне, жажда проявления каких-либо эмоций в свой адрес, тяга к признанию.

Содержание
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогический аспект проблемы поведения младшего школьного возраста 6
1.1. Классификация нарушений поведения в младшем школьном возрасте 6
1.2. Демонстративное поведение. Причины нарушений 13
Глава 2. Особенности коррекционной работы с детьми с демонстративным поведением
2.1. Особенности коррекции демонстративного поведения 18
2.2. Способы и методы коррекции демонстративного поведения 19
2.3. Программа исследования 23
2.4. Реализация программы по коррекции демонстративного поведения. Анализ результатов исследования 33
Заключение 36
Литература 40
Приложение
1. Карты наблюдений за учащимися 42
2. Детский тест Кеттелла 54
3. Методика «Несуществующее животное» 64
4. Сборник игр и упражнений для работы с демонстративными детьми в начальной школе 72

Внимание!

Работа № 3842. Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ работы, цена оригинала 1000 рублей. Оформлен в программе Microsoft Word.

Оплата . Контакты

Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоции служат средством достижения главной цели - обратить на себя внимание, получить ободрение. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы. При этом демонстративный ребенок часто проявляет негативистские эмоции. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи, периодически «выпадая» из процесса обучения, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться.

Причины демонстративности у детей

Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования проявляются, как правило, избалованными детьми.

Дети с негативистической демонстративностью, нарушая правила поведения, добиваются необходимого им внимания. Это может быть даже недоброжелательное внимание, все равно оно служит подкреплением демонстративности. Ребенок, действуя по принципу: «лучше пусть ругают, чем не замечают», извращенно реагирует на понимание и продолжает делать то, за что его наказывают.

Как бороться с демонстративным поведением ребенка

Таким детям важно найти возможность самореализации. Лучшее место для проявления демонстративности - сцена. Помимо участия в утренниках, концертах, спектаклях детям подходят другие виды художественной деятельности, в том числе и изобразительная. Но самое главное - снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Поэтому взрослым лучше обходиться без нотаций и назиданий, не обращать внимания на легкие проступки, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать.

Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. Учебное пособие Смирнова Елена Олеговна

Глава 4. Демонстративные дети

Глава 4. Демонстративные дети

Хвалиться и демонстрировать свои достоинства любят все дети. Однако часто демонстративность перерастает в устойчивую личностную особенность. Основным мотивом поведения ребенка становится похвала окружающих, с помощью которой он удовлетворяет собственную потребность в самоутверждении. Даже совершая добрый поступок, ребенок делает это не ради другого, а ради того, чтобы продемонстрировать окружающим собственную доброту (особая форма «показного альтруизма»). Демонстративность может проявляться не только в стремлении показать собственные достоинства и достижения. Обладание привлекательными предметами является также традиционной формой демонстрации собственного «я». Так, получив в подарок красивую игрушку, дети часто несут ее в детский сад не для того, чтобы поиграть в нее с другими, а чтобы показать, похвастаться.

Демонстративных детей выделяет стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Такие дети, как правило, достаточно активны в общении, однако в большинстве случаев они не испытывают реального интереса к партнеру. Они говорят преимущественно о себе, показывают свои игрушки, используют ситуацию взаимодействия как средство привлечения внимания взрослых или сверстников. Причем способами привлечения внимания могут быть как просоциальное поведение, так и действия, выражающие агрессию.

Демонстративные дети ориентированы на оценку окружающих, особенно взрослых. Как правило, такие дети стремятся во что бы то ни стало получить положительную оценку себя и своих поступков. Однако в случаях, когда отношения с воспитателем или группой не складываются, демонстративные дети применяют негативную тактику поведения: дерутся, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры. Нередко самоутверждение достигается путем обесценивания другого. Например, увидев рисунок сверстника, демонстративный ребенок может сказать: «Я рисую лучше, это совсем некрасивый рисунок». Вообще в речи демонстративных детей доминируют сравнения: лучше/хуже; красивее/некрасивее и т. д. Для демонстративных детей характерна также высокая нормативность поведения: они часто объясняют мотивировку поступка тем, что так надо. Используя социально-одобряемые формы поведения, дети ожидают положительную оценку своих действий. Однако их правильные моральные поступки ситуативны и неустойчивы. Если демонстративные дети и делятся со сверстником, то они комментируют свой поступок и обращаются к взрослому за поддержкой. Например: «Я дам Кате конфету, потому что хорошие дети всегда делятся с тем, кому не досталось». В случае отсутствия взрослого тот же ребенок и не думает делиться с партнером, несмотря на его просьбы. Таким образом, в просоциальном поведении демонстративных детей наблюдается ярко выраженный формализм. Для них гораздо важнее соблюсти внешнюю картину одобряемого поведения, чем реально помочь сверстнику.

Демонстративное поведение отражает определенную направленность личности, ее внутренние мотивы.

Демонстративные дети проявляют яркий интерес к действиям сверстника: делают замечания и комментируют, однако их вовлеченность носит явно оценочный характер. Например: «Нет, ты не так делаешь, смотри, как надо».

Ярко выраженная конкурентная направленность проявляется в том, что ребенок изо всех сил старается обесценить деятельность сверстника. Он пытается доказать, что на месте сверстника он справился бы гораздо лучше. Так, Настя Д., как только взрослый дал задание ее партнеру, стала громко возмущаться: «А почему Никитке сказали делать? Он не умеет и в тихий час плохо себя вел. Воспитательница его ругала. Можно, я лучше сделаю, ну пожалуйста». При этом она неотрывно наблюдала за действиями Никиты, пыталась сама вставить элементы в его мозаику.

Конкурентность проявляется также в реакциях ребенка на успехи и неудачи сверстников. Когда взрослый дает отрицательную оценку действиям сверстника, демонстративный ребенок с жаром поддерживает его. В ответ на похвалу взрослого ребенок, напротив, начинает возражать.

Можно заметить, что представления о собственных достоинствах и способностях демонстративных детей нуждаются в постоянном подкреплении через сравнение с чьими-то другими. У этих детей ярко выражена потребность в другом ребенке, при сравнении с которым можно оценить и утвердить себя. Это проявляется в характере высказываний: их яркой конкурентности и сильной ориентации на оценку окружающих.

В отличие от других проблемных форм межличностных отношений (таких как агрессивность или застенчивость), демонстративность часто не считается отрицательным и проблемным качеством. Более того, в настоящее время некоторые особенности, присущие демонстративным детям, напротив, являются социально-одобряемыми: настойчивость, здоровый эгоизм, способность добиться своего, стремление к признанию, честолюбие считаются залогом успешной жизненной позиции. Однако при этом не учитывается, что противопоставление себя другому, болезненная потребность в признании и самоутверждении являются зыбким фундаментом психологического комфорта и мотивации тех или иных поступков.

Ненасыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий и поступков. Такой человек постоянно боится оказаться хуже других, что порождает тревожность, неуверенность в себе, которая компенсируется хвастовством и подчеркиванием своих преимуществ. Гораздо более прочной оказывается позиция, основанная на принятии себя и отсутствии конкурентного отношения к окружающим. Именно поэтому важно вовремя выявить проявления демонстративности и помочь ребенку в ее преодолении.

Из книги Частный детский сад: с чего начать, как преуспеть автора Зицер Наталья

Глава 10. Откуда берутся дети Набор детей в детский сад – сложный и длительный процесс. А главное, практически непрогнозируемый. Будьте готовы к тому, что учебный год вы начнете с 5–6 детьми, а дальше они будут набираться «в час по чайной ложке».Мнение, что все хорошие

Из книги Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. Учебное пособие автора Смирнова Елена Олеговна

Глава 1. Агрессивные дети Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе, волнующих не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся,

Из книги Успеть сделать, пока ребенок не вырос. Приключения, игры, опыты автора Ризо Елена Александровна

Глава 2. Обидчивые дети 2.1. Феномен детской обиды, выявление обидчивых детейСреди всех проблемных форм межличностных отношений особое место занимает такое тяжелое переживание, как обида на других. Обидчивость отравляет жизнь и самому человеку, и его близким. Справиться в

Из книги Гиперактивный ребенок – это навсегда? Альтернативный взгляд на проблему автора Кругляк Лев

Глава 3. Застенчивые дети 3.1. Выявление застенчивых детейЗастенчивость является одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений. Известно, что застенчивость порождает ряд существенных трудностей в общении людей. Среди них такие, как

Из книги От нуля до букваря автора Аникеева Лариса Шиковна

Глава 4 Дети и творчество По мнению некоторых родителей, творческие способности нужно развивать, только если у ребенка обнаружился ярко выраженный талант к рисованию, лепке, музыке, танцам. Остальные, мол, прекрасно проживут и так. Но это глубочайшее заблуждение: любой

Из книги Наши хорошие подростки автора Литвак Нелли

Глава V Что же едят наши дети Из этой главы вы узнаете: Почему наши дети любят вредные продукты Как правильно составить рацион ребенкаЧестно говоря, мы не уверены, что все взрослые питаются правильно. Если же учитывать многочисленные противоречивые рекомендации

Из книги Качая колыбель, или Профессия «родитель» автора

Глава 6. Недоношенные дети Любой новорожденный нуждается в неусыпном внимании и трогательной заботе. А рождение недоношенного ребенка возлагает на родителей и врачей повышенную ответственность за его дальнейшее развитие и здоровье.Природа определила срок вынашивания

Из книги В ожидании чуда. Дети и родители автора Шереметева Галина Борисовна

Глава 5 Голландские дети Самые счастливые подростки в мире Они носятся стайками на велосипедах, в школу и назад, заполняют в субботу вечером специально для них отведенные бары в центре города, они сидят за кассами супермаркетов по пять-шесть часов в неделю, чтобы

Из книги Уход за ослабленными новорожденными автора Луковкина Аурика

Из книги Французские дети едят всё автора Бийон Карен Ле

Из книги Малышу виднее. Cекреты спокойных родителей автора Соломон Дебора

Глава 4 Недоношенные дети Недоношенными считают детей, родившихся до истечения 37 недель беременности и имеющих массу тела менее 2500 г и рост менее 45 см. Эти показатели вследствие их значительной индивидуальности могут быть отнесены к условным критериям недоношенности,

Из книги Почему они такие разные? Как понять и сформировать характер вашего ребенка автора Корнеева Елена Николаевна

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

Глава 8 Дети, которые учатся ходить Как ни смешно это звучит, жизнь под одной крышей с ребенком, который учится ходить, целительна. Все наши чувства, будь то умиротворение или грусть, ощущение, что нас любят или, напротив, отвергают, – обостряются. Это напоминает

Из книги автора

Из книги автора

Глава 7 Дети-«отказники» или дети из неблагополучных семей – «что лучше?» Важен ли для успешного усыновления опыт жизни в семье? Болезненность процесса изъятия ребенка из семьи и информация о негативных последствиях жизни в неблагополучной семье становятся основой

Из книги автора

Глава 8 Утрата семьи: что теряют дети? Интеллектуальные, эмоциональные и социальные нарушения, свойственные детям, воспитывающимся в учреждениях, объясняются не только плохим обращением в кровной семье, но также и фактом разрыва с этой семьей. Таким образом, мы говорим о