Контроль родителей за чтением детей. Родительский контроль за детьми с помощью приложений. Доверенные контакты Google

11.10.2019

29.03.2019

Памятка о контроле за времяпровождением ребенка

Уважаемые родители!

Начиная с сентября 2016 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры наблюдается увеличение числа пожаров и гибели людей. В связи с сезонным понижением температур жители начинают чаще использовать для обогрева печное отопление, бытовые электронагревательные приборы. Статистика подтверждает, что больше всего пожаров происходит в жилых домах и на дачных участках.

В зимний период времени, а особенно в предпраздничные и каникулярные дни необходимо обеспечить контроль свободного времяпровождения несовершеннолетних детей, принять исчерпывающие меры по организации полезной занятости учащихся. Обратить внимание родителей (законных представителей) на необходимость принятия исчерпывающих мер по комплексной безопасности детей.

Отсутствие должного родительского контроля за свободным времяпровождением детей может стать причиной, способствующей чрезвычайному происшествию с участием несовершеннолетних.

Человеческий фактор является причиной очень многих возгораний, часто пожары в домах возникают в результате неосторожного обращения с огнём. Люди нарушают элементарные правила пожарной безопасности, не следят за исправностью либо нарушают правила эксплуатации бытовых электронагревательных приборов, другого электрооборудования, печного отопления.

Последствия пожара – печальны, но их, как, впрочем, и сам пожар, можно избежать, соблюдая элементарные требования пожарной безопасности.

Уважаемые родители! Ваша основная задача - обеспечить комплексную безопасность своих несовершеннолетних детей:

Соблюдать требования пожарной безопасности;

Не оставлять детей без присмотра взрослых;

Контролировать времяпровождение несовершеннолетних детей;

Планировать и организовывать досуг несовершеннолетних, проводить с детьми разъяснительные беседы;

Располагать информацией о местонахождении ребёнка в течение дня;

Обращать внимание на окружение ребёнка, знать адреса и телефоны друзей.

Помните, что согласно ст. 63 Семейного Кодекса родители несут персональную ответственность за жизнь и здоровье своих детей. Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства является родительский контроль за поведением и свободным времяпровождением своих несовершеннолетних детей.

Ребенок должен находиться под контролем, заботой и вниманием родителей 24 часа в сутки! При этом родителям необходимо держать связь с образовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования по вопросам воспитания и обучения детей.

Помните, что жизнь и здоровье ребенка зависит от нас: взрослых, родителей, педагогов, жителей района.

О необходимости контроля за времяпровождением ребенка

Каждый из родителей желает, чтобы их дети были здоровыми, благополучными, законопослушными людьми. В связи с этим хочется напомнить родителям простые правила, выполняя которые, можно предупредить негативное влияние на детей, предостеречь их от попадания в круг преступников, наркоманов, токсикоманов и алкоголиков:

1. Постоянно обращайте внимание на ответственное отношение к сохранности личных вещей, в том числе мобильных телефонов, велосипедов и к появлению у них новых вещей, которых вы не приобретали.

2. Требуйте от своих детей ношения в темное время суток световозвращающих элементов (фликеров). Жизнь и здоровье детей гораздо дороже стоимости фликера. Объясняйте детям, что при переходе проезжей части необходимо быть максимально внимательным и начинать переход только после остановки транспорта. Не думайте, что беда приходит в семьи только других.

3. Не допускайте бесцельного, бесконтрольного времяпровождения детей на улице. Рано или поздно это приведет к совершению правонарушений. В любой момент времени вы должны знать где, с кем находится ваш ребенок, чем занимается. Круг общения своего сына либо дочери вы должны знать с именами и фамилиями, адресами и телефонами.

4. Не допускайте нахождения ребенка вне дома в позднее время суток и в ночное время. Если сын или дочь отпрашиваются переночевать у друзей либо знакомых, будьте уверены, что ничего хорошего от этого Вам ждать не придется. Как правило, в таких ситуациях ваш ребенок хочет бесконтрольно и весело провести время. Большая часть преступлений подростками совершаются именно в позднее и ночное время, а также ваши дети сами могут стать жертвой преступления.

5. Обязательно посещайте родительские собрания, поддерживайте связь с классным руководителем, социальным педагогом, обращайтесь за помощью к педагогу-психологу.

6. Больше общайтесь с ребенком о его делах, проблемах, успехах и неудачах, о взаимоотношениях со сверстниками, в том числе в школе и по месту жительства.

7. Ваши дети должны четко понимать, что вы крайне отрицательно относитесь к употреблению алкоголя в несовершеннолетнем возрасте, регулярно напоминайте им об этом. Не вздумайте наливать им алкогольные напитки, в том числе на праздники. Если же вы это делаете, то сами способствуете «воспитанию» будущего алкоголика. В соответствии со ст.20.22 КоАП РФ распитие в общественных местах алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива, либо появление в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, влечет наложение штрафа в размере от тысячи до двух тысяч рублей. Если вашему ребенку не исполнилось 16 лет, то по ст.5.35 КоАП РФ за невыполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним административного правонарушения либо преступления, штраф налагается на родителей в размере от ста до пятисот рублей.

8. Если вы позволяете ребенку курить либо «закрываете на это глаза», то вы рискуете, что, кроме проблем со здоровьем, ребенок в будущем приобретет и другие вредные привычки: употребление алкоголя, токсических веществ, наркотиков. Кроме того, в соответствии со ст. 6.24 КоАП РФ курение в местах, где оно в соответствии с законодательством запрещено, в том числе в учебных заведениях и на их территории, влечет наложение штрафа от пятисот до одной тысячи рублей.

ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

Статья 18. Несоблюдение требований к обеспечению мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда

1. Допущение родителями (лицами, их заменяющими), юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, нахождения детей в возрасте до 18 лет на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, и в иных местах, определяемых представительным органом муниципального образования, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Допущение родителями (лицами, их заменяющими), лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, нахождения детей в возрасте до 16 лет в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах, определяемых представительным органом муниципального образования автономного округа, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Примечание. Под ночным временем понимается:

Административную ответственность в соответствии с настоящей статьей не несут должностные и юридические лица, сообщившие в органы внутренних дел об обнаружении ребенка в местах, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, и принявшие меры, направленные на предупреждение причинения вреда здоровью ребенка, его физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.

Помните, что самый главный и решающий фактор в воспитании ребенка - это личное поведение и образ жизни его родителей. Будьте достойным примером для своих детей!


Начало сентября для детей — период, когда они начинают полноценно вливаться в учебный процесс. Ну, нам хотелось бы, чтобы полноценно. Было бы славно, если юные пользователи гаджетов, которыми сейчас обладают практически все, чаще думали об уроках и домашних заданиях, а не тратили свое время на социальные сети и переписки в мессенджерах. Если самостоятельно с соблазном дети справиться не могут, то помочь им в этом должны родители. Конечно, всецело ограничивать доступ к сети не выход. А вот грамотно выстроенное управление контентом, который может оказаться перед глазами ребенка, поможет оградить чадо не только от потраченного впустую времени, но и от опасных для него вещей. В этом материале рассказываем, что такое родительский контроль, как контролировать использование мобильных устройств детьми бесплатными способами, и какое существует на наш взгляд лучшее платное решение на рынке приложений.

Встроенные инструменты контроля

Существует много приложений, которые относятся к категории родительского контроля и выполняют функцию ограничителя доступа к определенным настройкам устройств. Самые главные операционные системы для мобильных устройств Android и iOS уже имеют встроенные возможности для контроля. Рассмотрим базовые и бесплатные возможности самих операционных сетей.

Ограничение прав в Android

Начиная с 6 версии Android, которая более известна под именем Marshmallow, появилась возможность устанавливать администраторов устройства и обычных пользователей. По сути это тот же родительский контроль. Если родитель приобретает для ребенка отдельное устройство, или позволяет пользоваться собственным, то эта функция отлично подойдет для установки некоторых ограничений. Например, можно установить только определенные приложения и запретить ребенку устанавливать другие самостоятельно. Ограничениям можно подвергнуть и функции вызовов, доступа в интернет и отправки сообщений.

Регулировка возрастного ценза в iOS

Немного обширнее функционал в iOS устройствах. Здесь также, как и в Android можно блокировать установку приложений и позволять пользоваться только определенным набором программ.

Но помимо этого есть возможность просмотра одобренного контента, которая тоже представляет собой форму родительского контроля. Можно просто выбрать набор параметров возрастного ценза, установленного для определенных стран, а можно настроить ограничения вручную. Например, ограничить доступ к книгам с сексуальным содержанием, включить блокировку контента с ненормативной лексикой и установить доступ только к определенным веб-сайтам.

Контроль местоположения в iOS

Еще одной важной функцией в iOS является отправка данных о местоположении. Она будет полезна для отслеживания точного местоположения ребенка. Ее можно включить только для нескольких пользователей. Например, родители могут установить на устройстве ребенка отображение его местоположения только для самих родителей.

Доверенные контакты Google

В Android такой встроенной функции нет. Зато есть отдельный бесплатный сервис от Google, который как раз для этого и создан. Он называется Доверенные контакты. Здесь все делается с разрешения. Например, родитель через приложение может отправить ребенку запрос на отправку его местоположения. В случае если ребенок на него не ответит, то приложение самостоятельно отправит последние данные о местоположении. Время отправки этих данных можно настраивать. Есть тут и обратная связь, когда ребенок через приложение может срочно отправить свою геопозицию.

Универсальный сервис Safe Kids

А ведь было бы здорово иметь все эти возможности вне зависимости от операционной системы и в одном приложении. И такое оказывается есть. Компания Kaspersky разработала приложение, которое помогает осуществлять родительский контроль — Kaspersky Safe Kids. Стоит сразу предупредить, что полный набор функций приложения платный и основан на ежегодной подписке. Safe Kids устанавливается на устройство ребенка и родителя, осуществляется выбор в приложении, на чье устройство оно установлено и дальше производится детальная настройка.

Ограничения в интернете

В разделе “Интернет” можно установить функцию безопасного поиска, которая будет блокировать содержимое для взрослых в таких поисковиках, как Google, Yandex, Yahoo! и Bing. Можно более детально настроить посещение различных категорий сайтов. Например, полностью ограничить доступ к сайтам с контентом о насилии, оружии, алкоголе и наркотиках, а для религиозных сайтов установить предупреждение, которое будет видеть ребенок при попытке посетить подобный ресурс.

При этом, даже если ребенок попытается зайти на сайт с ограничением или предупреждением, родитель получит уведомление о том когда и куда именно ребенок пытался зайти.

Звонки и SMS

Safe Kids также позволяет получать статистику о звонках и SMS сообщениях ребенка. Конфиденциальность оно не нарушает и доступ к содержимому разговоров и сообщений не дает. Зато показывает время и номера телефонов.

Использование приложений

Здесь также можно осуществлять контроль за приложениями. Родителю разрешено получать статистику использования приложений и назначать правила их использования. При включении возрастных ограничений Safe Kids автоматически заблокирует приложения в соответствии с правилами ESRB, PEGI, Google Play и App Store. Удаленно с устройства родителя можно заблокировать определенные категории приложения и назначить исключения.

Время использования смартфона

Есть тут и общий контроль времени использования смартфона. Время можно настроить по определенным дням недели. Например, в будни, когда ребенок в школе и после нее занимается уроками можно предоставить возможность пользоваться смартфоном всего несколько часов. А в выходные этот контроль можно отключить. Тут уж как родителям будет угодно.

Геолокация и периметры

Ну и наконец определение местоположения. В Safe Kids такая функция тоже есть. Помимо простого отслеживания местоположения в реальном времени есть опция настройки периметра. То есть, родитель может выбрать определенные территории на карте, где ребенку можно находится. Как только он покинет установленный периметр родитель получит об этом уведомление.

Психологическая подготовка

Безусловно, давать подобный инструмент неподготовленному родителю тоже достаточно опасно. Это может привести к тому, что ребенок начнет протестные действия против тотального родительского контроля, которым его обложили мама с папой. Поэтому, в приложении к каждому из возможных ограничивающих действий есть ряд советов психолога. Они помогут быть открытыми с чадом и безболезненно объяснить, почему эти контролирующие действия важны и, что может произойти, если их не применять.

Так контролировать или не контролировать?

Мы часто видим детей со смартфонами и очень часто слышим от родителей истории, как их ребенок куда-то залез. Обычно это веселые повествования, несущие смысл: “Видали, какой он у меня продвинутый в 8 лет”. На наш взгляд это не всегда хорошо, потому что рамок у интернета становится с каждым днем меньше. И вообще, неизвестно куда он может завести ребенка. Но в любом случае решать родителям. Решений тут может быть много: использовать встроенные в систему функции, использовать бесплатные приложения или платить за полный, аккуратный и обдуманный контроль, либо же делать все постепенно и выбирать лучшее для себя.

Сервис «Родительский контроль», который позволяет родителям следить за активностью своих детей в интернете. За 150 рублей в месяц сервис будет анализировать публикации, лайки, подписки и комментарии ребенка во всех социальных сетях. Если ребенок интересуется оружием, наркотиками, самоубийствами или пишет комментарии экстремистской и фашистской направленности, а также если у ребенка в друзьях появились «сомнительные взрослые люди», то родителям придет соответствующее уведомление.

Владелец сервиса Артур Хачуян в разговоре с The Village подчеркнул, что программа анализирует исключительно открытую информацию и не нарушает российское законодательство. Она не имеет доступа к личной переписке и геоперемещению. В качестве примеров, когда родителям придут уведомления, Хачуян приводит лайк ребенка к посту Тесака, комментарий в группе националистов, добавление в друзья к девочке взрослого мужчины, который «лайкает детское порно». Если у ребенка изменилась модель поведения и он начал чаще смотреть фотографии детей противоположного пола, то сервис сообщит родителю, что с ребенком нужно поговорить про секс.

За день на сайте сервиса зарегистрировались 2,5 тысячи человек. Все прошли проверку и подтвердили, что они подлинные родители. У родителей проверили дату регистрации в соцсети, «не чистил ли аккаунт, не удалял ли, не менял ли он свою модель поведения». Также изучили фотографии и публикации родителей, после чего потенциальных клиентов пробили по базе судопроизводства.

Несмотря на законность, сервис вызывает вопросы, в первую очередь этические. The Village пообщался с экспертами и узнал, правильно ли, по их мнению, тайно контролировать своих детей в интернете и не подрывает ли это доверия между родителями и детьми.

Артур Хачуян

генеральный директор компании SocialDataHub, преподаватель ВШЭ

Мы не агитируем родителей следить за детьми, мы предоставляем им инструмент. И тем более не агитируем что-то запрещать. Решение всегда принимает родитель.

Я выступаю за диалог и считаю, что нужно говорить и быть крайне осторожным с запретом чего-либо ребенку. Если бы мне в детстве что-то запретили, я бы специально это делал. Но сейчас я придерживаюсь принципа «доверяй, но проверяй». Если я, например, узнаю, что мой ребенок пишет в интернете про превосходство белой расы, я ему, конечно, не скажу прямо, что слежу за его аккаунтом. Я аккуратно спрошу, как он, например, относится к ку-клукс-клану.

Если мамашка не спалится, то ребенок никак не узнает, что за ним следят. Родитель не должен говорить ребенку: «Даня, ты сегодня сделал три публикации в инстаграме - ты почему в них матом ругаешься?» Речь о другом. Например, родители будут получать от сервиса такие СМС: «Валентина Сергеевна, а вы в курсе, что ваш сын - правый националист и завтра собирается на рейд выкапывать могилы, трахать трупы и так далее?» Я искренне считаю, что в таких случаях нужно предупредить мамку с папкой.

Александр Покрышкин

детский психолог

Эта программа - мечта многих поколений родителей, ведь плохие компании, с которыми общаются дети и которые смущают родителей, были всегда. Сервис позволяет уберечь ребенка от опасности, и это здорово.

Другое дело, что мы все-таки следим за ребенком, и это не может не влиять на наши отношения. Мы серьезно вторгаемся во внутренний мир ребенка, и это не очень этично. Стремление родителей уберечь своих детей может привести к тому, что их отношения усложнятся. Одно дело, если ребенок сам расскажет о том, что вступил в националистическую группу. Это отчасти означает, что он готов услышать нас и ему важно наше мнение. А если мы вторгаемся без его ведома, то ребенок в очередной раз убедится, что взрослым нельзя доверять. К тому же повлиять мы в этом случае ни на что не можем: если у ребенка есть интерес к определенным группам, он все равно обойдет программу: например, возьмет телефон у одноклассника.

Мария Шаталина

редактор разделов «Дети» и «Дом» на The Village

В семьях, где родители решаются на подобную слежку, речь о доверии не идет. А как можно подорвать то, чего нет? Я не контролирую активность детей (моему сыну 16 лет, а дочери 12) в соцсетях. Мне достаточно того, что мы друг у друга в друзьях - я вижу их статусы, новые фотографии и комментарии их друзей. Да, пару раз я попадала на контент, не предназначенный для родительских глаз, но не реагировала бурно, хотя и не скрывала, что увидела. На вопрос, как дети отнесутся к тому, что мы с мужем будем использовать подобный сервис, старший ответил, что перестал бы нам доверять, а младшая - что каждый человек имеет право на личную жизнь.

Интернет опасен - это факт, и The Village писал об этом отдельный большой . Меры могут быть только превентивными: установленный «родительский контроль» и простые правила общения с незнакомыми в интернете, которым необходимо научить детей. А дальше - постоянный диалог, общение на равных, уважение личных границ каждого - только так вы будете знать первым, что и как происходит с вашим сыном или дочерью.

Юлия Казачкова

педагог-психолог Ломоносовской школы

Сейчас информационное поле очень разнообразно и местами зловредно, поэтому хорошо, когда есть возможность уберечь свое чадо. Если вы получаете информацию о том, что происходит в Сети, это не означает, что вы нарушаете личное пространство ребенка.

Программа - благо, и навредить она не может. Навредить может только реакция родителей на какую-либо информацию. Из-за слежки может возникнуть кризис в отношениях, но здесь дело не в сервисе. Если родитель в принципе склонен контролировать своего ребенка и вторгаться в его личное пространство, то программа ему мало поможет, потому что родитель наверняка уже нашел другие способы контроля.

В годы моей молодости не было интернета, и родитель мог следить за своим ребенком из окна, а сейчас надо узнавать, что происходит с детьми, другими способами.

Год издания и номер журнала:

1. Родительская забота

Родительская забота выступает в качестве ведущей формы воспитания ребенка. Уровень заботы, или протекции, определяет, сколько сил и времени уделяют родители воспитанию ребенка. Можно выделить две крайние степени протекции: чрезмерную (гиперпротекция) и недостаточную (гипопротекция) (Эйдемиллер, Юстискис, 1999).

При гиперпротекции, или гиперопеке, родители уделяют ребенку очень много времени и сил. Фактически воспитание становится для них смыслом всей жизни. Гиперопека выражается в стремлении родителей окружить ребенка повышенным вниманием, во всем защищать его, даже если в этом и нет реальной необходимости, сопровождать каждый его шаг, предохранять от мнимых опасностей, беспокоиться по поводу и без повода, удерживать ребенка возле себя, "привязывать" его к своим настроениям и чувствам, требовать от него определенных поступков (Захаров, 1988). Как правило, забота нужна не столько детям, сколько самим родителям, восполняя у них нереализованную и нередко невротически заостренную потребность в привязанности и любви. Стремление матери "привязать" к себе ребенка имеет в своей основе и выраженное чувство беспокойства или тревоги. Гиперопека может быть мотивирована как тревогой, вызванной одиночеством родителей, так и инстинктивными опасениями, что с ребенком может случиться несчастье. Это может выражаться такими фразами: "Ты только не задерживайся, а то я буду волноваться", "Никуда не уходи без меня" (Захаров, 1988).

При гипопротекции ребенок находится на периферии внимания родителей, до него "не доходят руки", за воспитание родители берутся время от времени, когда случается что-либо серьезное (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999).

Важным аспектом воспитания ребенка является степень удовлетворения его потребностей. Эта характеристика отличается от уровня протекции, так как родитель может много времени заниматься воспитанием, но не удовлетворять потребности ребенка в должной мере. В степени удовлетворения потребностей ребенка также возможны два крайних варианта (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999):

Потворствование имеет место тогда, когда родители стремятся к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка. Они балуют его, любое его желание - закон для родителей. Объясняя необходимость такого воспитания, родители предлагают аргументы, которые являются по своей сути проявлением механизма рационализации: слабость ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего они сами были лишены.

Игнорирование потребностей ребенка - такой стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще всего страдает потребность ребенка в эмоциональном контакте с родителями.

2. Понятие родительского контроля

В младенчестве и раннем возрасте все потребности ребенка удовлетворяются взрослым, и от него почти ничего не требуется. Однако по мере того, как развивается его моторика и способность управлять своим поведением, родители начинают ограничивать и направлять его активность. Несомненно, по многим причинам нельзя предоставлять ребенку неограниченную свободу. Необходимы определенные ограничения и руководство, чтобы обеспечить его безопасность. Например, ребенок не может играть в мяч на проезжей части улицы или играть с огнем или острыми предметами. По мере усложнения потребностей ребенка они неизбежно вступают в конфликт с желаниями окружающих. Ребенок уже не может свободно выражать свои потребности, но должен учиться соотносить их с требованиями окружающего мира.

Интериоризация средств и навыков контроля, используемых родителями, является важным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность (Столин, 1983). Интериоризация родительских стандартов зависит, с одной стороны, от чувства страха, а с другой - от чувства вины (Whiting, 1954). Когда интериоризация находится на низком уровне, контроль осуществляется страхом перед внешним наказанием; когда интериоризация развита, поведение контролируется чувством вины (Whiting, 1954).

Эффективный контроль предполагает сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью (Столин, 1983). Родительский контроль может быть представлен в двухполюсной системе: автономия - контроль. В рамках дисциплинарной оси любое конкретное поведение родителей занимает место между двумя крайними точками: от предоставления полной автономии до абсолютного подчинения воле родителей.

Маккоби включила в родительский контроль следующие компоненты (Цит. по: Архиреева, 1990):

1. Ограничительность - установление границ детской активности.

2. Требовательность - ожидание высокого уровня ответственности у детей.

3. Строгость - принуждение детей к чему-либо.

4. Навязчивость - влияние на планы и отношения детей.

5. Произвольное проявление власти.

Предполагается, что по степени выраженности этих параметров можно судить о степени авторитарности контроля родителей.

Радке (Radke, 1969) выделяет следующие принципы и формы проявления авторитета родителей и дисциплинирования ребенка.

1. Философия авторитета , которая представлена двумя полюсами: автократический и демократический стиль. При автократическом стиле родитель определяет всю воспитательную политику, много требует от ребенка, но не разъясняет ему своих требований. При демократическом стиле воспитательная политика обсуждается родителями с детьми, то есть ребенку разъясняется сущность родительских требований.

2. Родительские ограничения . Они могут быть строгими и жесткими, когда ребенок не может их нарушить. Ограничения могут быть легкими и подвижными, когда ребенок может их нарушить без особых для себя последствий.

3. Строгость наказаний .

4. Контакт родителей с ребенком . При хорошем контакте родители уделяют внимание детским проблемам, разделяют интересы ребенка. Он доверяет родителям, и его отношения с ними насыщены положительными эмоциями. При плохом контакте родители не обращают внимания на проблемы ребенка и не разделяют его интересов. Ребенок испытывает недостаток доверия по отношению к родителям, отмечается также недостаток позитивных эмоциональных отношений.

Сочетание родительского контроля и безусловной поддержки желания ребенка быть самостоятельным и независимым Баумринд (Baumrind, 1971) называет моделью авторитетного родительского контроля. Родители относятся к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно, много с ними общаются, но контролируют детей, требуют осознанного поведения. Модель поведения родителей, которые больше полагаются на строгость и наказания, получила название властной. Родители жестко контролируют детей, часто применяют свою власть, не побуждают детей выражать свое собственное мнение. Модель поведения родителей, которые не поощряют детей, не обращают внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе, была названа снисходительной. Модель гармоничного поведения родителей сходна с моделью авторитетного родителя по всем признакам, кроме контроля, который используется здесь достаточно редко. Модель поведения нонконформистов присуща родителям, которые не признают традиционного представления о воспитании. В основе их педагогической тактики лежит идея свободного развития детей.

Поведение детей зависит от целого комплекса воспитательных воздействий. Обе группы родителей - авторитетные и властные - стараются контролировать детей, но осуществляют это различными способами. Властные родители полагаются исключительно на применение силы, требуют, чтобы ребенок подчинялся им без рассуждения. Авторитетные же, наоборот, учитывают мнение детей, откликаются на их проблемы, позволяют детям проявлять самостоятельность и инициативу (Baumrind, 1971).

А. И. Захаров (Захаров,1988) выделяет три вида родительского контроля: разрешающий, умеренный и чрезмерный. Чрезмерный контроль может приобретать форму авторитарного. Рассмотрим эти виды контроля подробнее.

При разрешающем контроле наблюдается отсутствие запретов и предписаний начиная от малой степени попустительства и вплоть до полной неспособности родителей совладать с чувствами детей. Здесь допускаются полная активность и самостоятельность ребенка, отсутствуют порицания и наказания. Родители во всем идут навстречу и нередко потакают неадекватным, с позиции здравого смысла, желаниям и требованиям (капризам) детей.

Отсутствие контроля имеет две формы: форму гипопротекции и потворствующей гиперпротекции (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999). Гипопротекция - недостаток опеки и контроля, приводящий иногда к полной безнадзорности. Такая форма контроля часто сочетается с отвержением ребенка и представляет собой чрезвычайно неблагополучный для ребенка тип родительского отношения. Вторая форма отношения, при котором наблюдается недостаток контроля и требований, - это потворствующая гиперпротекция , или воспитание ребенка по типу "кумир семьи", что выражается в потакании всем желаниям ребенка, чрезмерном покровительстве и обожании (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, Гарбузов, 1983). При таком родительском отношении у ребенка формируется следующая внутренняя позиция: "Я нужен и любим, а вы существуете ради меня". Ребенок управляет своим поведением, на основе следующих представлений(Хоментаускас, 1985):

1. Я - центр семьи, родители существуют ради меня.

2. Мои пожелания и стремления - самые важные. Я должен их осуществлять во что бы то ни стало.

3. Окружающие, даже если не говорят этого, восхищаются мною.

4. Люди, которые не видят моего превосходства,- просто глупые. Я не хочу иметь с ними дела.

5. Если другие люди думают и действуют не так, как я, они ошибаются.

В результате воспитания по типу потворствующей гиперпротекции у ребенка, формируется, с одной стороны, непомерно высокий уровень притязаний, а с другой - недостаточно эффективная волевая регуляция собственного поведения. Часто такие дети сталкиваются с реальными проблемами во взаимоотношениях с другими людьми, так как они ожидают от них такого же обожания, как и от родителей.

Умеренный тип контроля сочетает как твердость родителей, не перерастающую в излишнюю принципиальность и настойчивость, так и определенную ситуативную уступчивость в отношении желаний и требований детей (Захаров, 1988).

Чрезмерный контроль проявляется в стремлении родителя следить за каждым шагом ребенка. Часто он распространяется на эмоциональную и двигательную активность детей, на непосредственность в выражении чувств, приготовление уроков и "свободное" времяпрепровождение, которое в данном случае значительно сокращается (Захаров, 1988). Избыток контроля наблюдается также в отношении приема пищи и формирования навыков самообслуживания в первые годы жизни детей. Нередко контроль носит характер тотальных, прямо или косвенно подразумеваемых запретов, когда за-прещается без разрешения делать что-либо или даже выражать свои желания. Особенно много запретов накладывается в том случае, если дети "не устраивают" взрослых своим темпераментом или характером. Обилие контроля характерно для доминирующей гиперпротекции , при которой обостренное внимание и забота сочетаются с обилием ограничений и запретов (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999).

Чрезмерный контроль часто приобретает форму авторитарного. Он может быть обозначен следующим образом: "Делай так, потому что я сказал", "Не делай этого..." По мнению А. И. Захарова, доминантность в отношении с детьми приводит к безоговорочному признанию взрослыми истинности любой своей точки зрения, категоричности суждений, приказному, повелевающему тону, навязыванию мнений и готовых решений, стремлению к строгой дисциплине и огра-ничению самостоятельности, использованию принуждения, физического наказания. Черты авторитарного воспитания проявляются в недоверии к детям, их возможностям, а также во властности в отношениях с детьми. Кредо таких родителей - "Я не успокоюсь, пока не заставлю его сделать все, чего хочу" (Захаров, 1988). Строгие родители предписывают детям множество запретов, держат их под пристальным надзором, устанавливают определенные нормы поведения, которым дети обязаны следовать. У строгих родителей могут проявляться противоречия в системе требований и запретов.

В работе Т. Н. Жугиной (Жугина, 1996), посвященной восприятию детьми материнского поведения, было показано, что матери чаще всего используют негативные способы контроля. Наиболее распространенным является принуждение (36 %), которое направлено на ограничение активности ребенка или насильственное переключение ребенка с одного вида активности на другой. Нередко матери используют физическую силу, чтобы преодолеть сопротивление ребенка. Так, воспроизводя в рассказах по картинкам поведение матерей, дети отмечали: мама "утаскивает силой", уводит ребенка с прогулки, игнорируя его желание поиграть с друзьями. Жестко контролируя жизнь ребенка, ограничивая его спонтанную активность, мать превращает ребенка из субъекта взаимодействия в объект манипуляций. От ребенка требуется беспрекословное послушание, его чувства, мысли, желания игнорируются и обесцениваются, у ребенка формируется зависимое поведение. Многие дети говорили: не хочу идти домой, но пойду, хочу играть с ребятами, но не буду. Таким образом, закладывается внутренний конфликт между собственными желаниями ребенка и необходимостью следовать материнским требованиям.

В том же исследовании (Жугина, 1996) было показано, что дети, находящиеся под жестким, авторитарным контролем, оценивают своих матерей как агрессивных. Это про-явилось в результатах тестирования с помощью проективной методики "Рисунок родителей в виде несуществующих животных". Так, дети рисуют матерей в виде саблезубых тигров, раков, динозавров, придают даже миролюбивым животным многочисленные признаки агрессии (хорошо прорисованные зубы, иголки, клешни, когти, шерсть). В некоторых рисунках наблюдается символическое ограничение агрессии родителей. Например, ребенок помещает нарисованных животных в клетку.

Преобладание в российской культуре авторитарных моделей воспитания является следствием отреагирования тоталитарного прессинга в общении с ребенком (Каган, 1992). Послушание рассматривается как одна из главных добродетелей ребенка. Семья чувствует ответственность за развитие ребенка, но принимает ее парциально: все желательное - результат нашего воспитания, все нежелательное - вопреки ему, результат дурного влияния школы, улицы, средств массовой информации. Это приводит к тотальному контролю всей жизни ребенка, переживаемому им как недоверие, отрицание, унижение и вызывающему в результате протест. Наиболее выпуклая и яркая черта тоталитарного семейного воспитания - противостояние взрослых детям, вызывающее ответное противостояние детей взрослым (Каган, 1992).

3. Родительские требования

Требования взрослого касаются, во-первых, обязанностей ребенка, то есть того, что ребенок должен делать сам (самообслуживание, учеба, помощь по дому и т. д.). Во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие, чего ребенку нельзя делать. Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999) описали следующие разнополярные системы требований-обязанностей.

Чрезмерность требований-обязанностей - требования к ребенку очень велики, не соответствуют его возможностям, что увеличивает риск психической травматизации ребенка. Чрезмерность требований-обязанностей лежит в основе типа воспитания, который можно определить как "повышенная моральная ответственность". От ребенка требуют не соответствующих его возрасту и реальным возможностям бескомпромиссной честности, порядочности, следования чувству долга, возлагают на него ответственность за жизнь и благополучие близких (Личко, 1985). Родители устанавливают для ребенка высшие цели в различных областях жизни, питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его способностей и талантов. Родители любят не столько самого ребенка, сколько его идеальный образ.

Недостаточность требований-обязанностей . В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье, и родители нередко сетуют, что ребенка трудно привлечь к какому-то делу по дому.

Требования-запреты определяют степень самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения. Здесь также есть две крайности: чрезмерность и недостаточность требований-запретов. Чрезмерность требований-запретов проявляют в том, что ребенку "ничего нельзя", ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Недостаточность требований-запретов, напротив, заключается в том, что ребенку "все можно". Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок их легко нарушает, зная, что с него никто ничего не спросит.

По своей форме требования к ребенку можно разделить на две группы: императивные и оптативные. Императивные требования предъявляются в категоричной, обязывающей форме (приказ, распоряжение, указание, угроза, поучение). Оптативные требования выражают желательность выполнения ребенком тех или иных действий (совет, предложение, просьба).

Чрезмерность контроля и требований отмечается при так называемой авторитарной гиперсоциализации . Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они стараются навязать ему свою волю и не желают встать на точку зрения ребенка. За проявление своеволия ребенка наказывают. Родитель пристально следит за достижениями ребенка во всех сферах жизнедеятельности. При таком стиле воспитания личность ребенка формируется по тревожному типу. Это объясняется главным образом тем, что, культивируя послушание, родители придают ему самодовлеющее значение. Сделать что-то не так, как хотят родители, и, в частности, мать, - значит быть наказанным, быть плохим, что, в свою очередь, ведет к лишению любви, а поскольку потребность в любви - одна из самых важных для ребенка, то неудовлетворение этой потребности ведет к фрустрации и неврозу.

4. Влияние родительского контроля на развитие личности ребенка

Как же влияют родительский контроль и требования на детское развитие? Родительский авторитаризм приводит к отсутствию эмпатии, формированию низкой самооценки ребенка, его ориентации на внешние требования и стандарты. Дефицит практики самостоятельного поиска и принятия решения приводит к формированию зависимости ребенка от взрослого, к инфантилизации и инвалидизации ребенка. Клиническая практика показывает, что пациенты с наиболее тяжелыми психосоматическими расстройствами отмечают чрезмерную склонность своих родителей к дисциплинарным требованиям, соединенную с отсутствием любви и жестким критицизмом (Lazarus, 1971).Так, например, больные язвенной болезнью желудка часто указывают, что их родительская семья отличалась стремлением к доминированию и подавлению.

Болдуин (См.: Столин, Соколова, Варга, 1989) показал, как влияют на личность ребенка демократический и контролирующий стили родительского воспитания. Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между родителями и детьми, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, верой в успех самостоятельной деятельности ребенка, ограничением собственной субъективности в видении ребенка. Контролирующий стиль предполагает введение значительных ограничений на поведение детей, четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Оказалось, что в семьях с демократическим стилем воспитания дети обладали умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, но с трудом поддавались внешнему контролю. Они отличались хорошим физическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками, но им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия. Дети родителей с контролирующим типом воспитания были послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. При сме-шанном стиле воспитания детям были присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

Баумринд (См.: Столин, Соколова, Варга, 1989) в цикле исследований попытался вычленить совокупность детских черт, связанных с фактором родительского контроля. Были выделены 3 группы детей:

Компетентные - с устойчиво хорошим настроением, уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем поведения, умением устанавливать дружеские отношения со све-р-стниками, стремлением к исследованию, а не избеганию новых ситуаций. Избегающие - с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками. Незрелые - неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциями отказа во фрустрационных ситуациях.

1. Родительский контроль. При высоком балле по этому параметру родители стараются оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия родителей направлены на модификацию у детей проявлений зависимости, агрессивности на развитие игрового поведения детей, а также на более успешное усвоение родительских стандартов и норм.

2. Родительские требования. Побуждают развитие у детей зрелости; родители стараются, чтобы дети развивали свои интеллектуальные, эмоциональные и коммуникативные способности, настаивают на необходимости и пра-ве детей на независимость и самостоятельность.

3. Способы общения с детьми в ходе воспитательного воздействия. Родители с высоким баллом по этому показателю стремятся добиться послушания с помощью убеждения, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают четко и однозначно свои требования и недовольство или раздражение, но чаще прибегают к косвенным способам воздействия - жалобам, крику, ругани.

4. Эмоциональная поддержка. Родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на физическое и духовное развитие детей.

Комплекс черт компетентных родителей соответствует наличию в родительских отношениях четырех измерений - контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки. При этом адекватный контроль предполагает сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их яс-ностью, непротиворечивостью и последовательностью их предъявления ребенку.

Шобен (Shoben, 1949) нашел, что дети с проблемным поведением имеют родителей, которые поддерживают строгую дисциплину и требуют от детей послушания. Уотсон (Watson, 1933) исследовал детей, у которых были любящие, но строгие родители и сравнивал их с другой группой детей, родители которых любили детей и многое им разрешали. Он показал, что предоставление ребенку большей свободы позитивно коррелирует с инициативностью и независимостью детей, их дружелюбием по отношению к людям, лучшей социализацией и кооперацией, высоким уровнем спонтанности, оригинальности и креативности. Исследования Радке (Radke, 1969) показали, что дошкольники из семей с огра-ничивающим, авторитарным стилем воспитания менее живые, более пассивные и незаметные, менее популярны среди сверстников. Кроме того, агрессивный воспитательный стиль с применением принуждения связан с низкой социальной компетентностью и отвержением со стороны сверстников. Вербальные и физические наказания ребенка провоцируют агрессивное поведение детей, что может служить причиной отвержения со стороны сверстников (Travillion, Snyder, 1993).

Дети авторитарных родителей имеют тенденцию усваивать авторитарный стиль общения и воспроизводить его в собственных семьях. В дальнейшем такие дети склонны к установлению большой социальной дистанции с людьми, к формирование ролевых, а не межличностных отношений (Hart, 1957).

5. Техники дисциплинирования ребенка

Сущность родительской дисциплины состоит в приведении поведения и личности детей в соответствие с родительскими представлениями и требованиями.

Выделяют три основные техники дисциплинирования ребенка:

а) эмоциональное наказание;

б) техника, основанная на утверждении силы;

в) разъясняющая техника.

Эмоциональное наказание - это такая дисциплинарная форма, при которой родители воздействуют на чувства ребенка. Это отказ разговаривать с ребенком, насмешки, нарочитое лишение его родительской любви ("мама такого не любит"), выражение нелюбви, изоляция ребенка, стимуляция чувства вины. Например, мать может говорить ребенку: "Нельзя брать песок, ты и так все время болеешь, мне опять придется брать больничный, ты меня уже замучила", "Не ходи по песку, я устала от стирки". Это наиболее сильный способ воздействия на ребенка, так как эмоциональное наказание может быть длительным, к тому же на ре-бенка в этом случае действует сильная угроза - страх потери объекта любви.

Техника, основанная на утверждении силы, включает физические наказания, лишение удовольствий и материальных ресурсов, вербальные угрозы по отношению к ребенку. В этом случае механизмом управления поведением ребенка является страх наказания. Показано, что дисциплина, основанная на власти, ведет к задержке морального развития ребенка (Cass, 1988). Такая родительская практика может быть связана со следующими факторами: высоким уровнем родительского стресса или депрессии, выраженностью такой личностной черты, как раздражительность, низким образовательным уровнем родителей, разводом, воспитанием большого количества детей и бедностью (Travillion, Snyder, 1993). Наказывая ребенка, родители добиваются краткосрочного комфорта, но не могут повлиять на общую динамику развития ребенка (Waters, 1988).

Разъясняющая техника является относительно мягким способом дисциплинирования, который характеризуется попытками родителей объясниться с ребенком в надежде, что он поймет, почему он должен изменить свое поведение. Например, можно разъяснить ребенку его поведение, взывая к его гордости, к желанию "быть взрослым", объяснить разумность соблюдения дисциплины.

Развитие совести у ребенка положительно коррелирует с тем, насколько часто матери используют похвалу и убеждение, и отрицательно - с использованием физического наказания. Непоследовательность в родительских дисциплинарных требованиях (когда один родитель, например, наказывает, а другой поощряет) дает ребенку рычаги манипулирования, что делает родительские дисциплинарные меры неэффективными (Бандура, Уолтерс, 2000).

Необходимо, чтобы родители понимали поведение ребенка. Очень часто они просто реагируют на его поведение, на то, что они видят или слышат, не делая при этом попытки понять, почему ребенок ведет себя подобным образом. Самый легкий и быстрый ответ - накричать на ребенка или наказать его. Чтобы эффективно отвечать на нежелательное поведение ребенка, нужно знать: 1) на какой стадии развития находится ребенок, способен ли он контролировать свое поведение так, как от него требует родитель; 2) какой тип воздействия будет наиболее эффективным для данного ребенка; 3) что в действительности случилось, что привело к такому поведению ребенка. Например, ребенок может вести себя агрессивно по отношению к другим детям потому, что он напуган. Взрослый должен предупредить или остановить такие реакции, но в то же время он должен помочь ребенку справиться со страхом. Ребенку нужно показать, что взрослый понимает его чувства, он должен узнать, что люди часто злятся и гневаются, когда они расстроены. Зная это, ребенок будет прорабатывать свои чувства вместо того, чтобы агрессивно вести себя по отношению к другим людям.

Эллис, основатель рационально-эмотивной терапии, полагал, что дисциплину необходимо рассматривать как умения, которые должны усваиваться ребенком, а не как ограничения. В этом случае родительские воздействия будут направлены на развитие ребенка, а не на его ограничение и осуждение. Взрослый должен ясно сообщить ребенку, что дисциплина - это путь сделать ребенка более счастливым и успешным в достижении его целей. Дисциплина лучше всего может быть понята как средство формирования у ребенка самоконтроля и самодисциплины; именно эту долгосрочную цель должен иметь в виду взрослый. Тогда сообщение взрослого будет звучать, скорее всего, примерно так: "Ты совершил что-то неправильно, и я хочу, чтобы ты сделал это лучше в будущем", а не так: "Ты ничтожество и заслуживаешь наказания" (Waters, 1988). Физическое наказание ребенка порождает у него гнев, ощущение беспомощности. Если взрослый использует наказание в качестве последнего средства дисциплинирования, то он должен делать это без гнева. Если взрослый наказывает ребенка в состоянии гнева, то он как бы показывает ребенку: "Я, взрослый, не могу контролировать себя, но я требую самоконтроля от тебя".

Выбор техники дисциплинирования должен, несомненно, зависеть от возраста ребенка. Ребенка двух лет бесполезно дисциплинировать, используя вербальные средства и разъясняя ему причины его поведения. В данном возрасте огромное влияние на ребенка имеют чувства, демонстрируемые родителем. Ребенок пока еще имеет слабую защиту от тревожности, поэтому он будет чувствовать себя беспомощным, если родитель будет выражать гнев. Использование физических наказаний, то есть причинение ребенку боли, может остановить нежелательное поведение, но одновременно ведет к разрушению отношений между взрослым и ребенком. Двухлетний ребенок имеет проблемы с поведением, так как он чрезмерно активен в освоении действительности и оказывает сопротивление при желании родителей его контролировать. Все это - естественные шаги в развитии автономии ребенка, и родителям необходимо быть понимающими и терпеливыми. Наилучший способ дисциплинирования ребенка этого возраста - минимум ограничений и такая организация окружения ребенка, чтобы он имел возможность исследовать разные предметы. Родители также должны уметь говорить "нет" твердо и спокойно и убирать подальше от ребенка те вещи, которые нельзя трогать.

Ребенок 5-6 лет более способен контролировать свое поведение. В этом возрасте дисциплинирование может включать объяснение причин и последствий различных форм поведения.

В подростковом же возрасте от родителей как никогда требуется понимать поведение ребенка, видеть те причины, которые побуждают подростка вести себя подобным образом. Подросток борется за независимость и не терпит, когда его ограничивают. С другой стороны, он боится независимости, так как независимость означает ответственность (Cass, 1988). Подросток полон внутренних противоречий, которые родители должны понимать и принимать.

Дисциплинарные воздействия родителя могут по-разному интерпретироваться ребенком. Например, родитель разводит двух дерущихся детей по разным комнатам. Для одного ребенка это может быть благом, так как он хотел побыть один, чтобы закончить постройку. Другой же ребенок несчастлив, так как он намеревался пойти на улицу к друзьям.

Отметим, что практически никто из родителей не придерживается какой-то одной дисциплинарной техники, они меняются от ситуации к ситуации. Однако у каждого родителя можно выявить доминирующий тип воздействия на ребенка.

Литература:

  • Архиреева Т. В. Родительские позиции как условия отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: Автореф. дис. на соискание уч. степени канд. психол. наук.- М., 1990.- 19 с.
  • Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений.- М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000.
  • Жугина Т. Н. Восприятие детьми 6-7 лет стиля материнского отношения: Дипломная работа.- Орел, 1996.
  • Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков.- Л., 1988.
  • Каган В. Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание // Вопросы психологии. 1992. № 1-2. С. 14-21.
  • Столин В. В. Самосознание личности.- М.: Наука, 1983.
  • Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультативной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М., 1989. С. 16-37.
  • Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи.- СПб., 1999.
  • Baumrind D. Current patterns of parental authority // Developmental Psychology Monographs, 1971, 4 (No. 1, Pt.2).
  • Cass L. Discipline from the psychoanalitic viewpoint // Dorr D., Zax M., Bonner J. W. III. The psychology of discipline.- New York: International Universities Press, Inc., 1988, p. 15-64.
  • Hart I. Maternal child-rearing practices and authoritarian ideology // Journal of Abnormal and Social Psychology, 1957, 55, p. 232-237.
  • Lazarus A. A. Behavior therapy and beyond.- New York: McGraw-Hill, 1971.
  • Radke M. J. The relation of parental authority to children"s behavior and attitudes.- New York: Greenwood Press, Publishers, 1969.
  • Shoben E. J. The assessment of parental attitudes in relation to child adjustment // Genetic Psychology Monographs, 1949, 39, p. 101-148.
  • Travillion K., Snyder J. The role of maternal discipline and involvement in peer rejection and neglect // Journal of Applied Developmental Psychology, 1993, 14, p. 37-57.
  • Waters V. The rational-emotive point of view of discipline // D.Dorr, M.Zax, Bonner, J. W. III. The psychology of discipline.- New York: International Universities Press, Inc., 1988, p. 65-98.
  • Watson G. A critical note on two attitude studies. Mental Hygiene, 1933, 17, 63-64.

Вокруг действительно много опасностей - от бешеного движения на улицах до угрозы репутации в Сети (детям это даже важнее, чем взрослым). Но постоянный присмотр душит детскую самостоятельность. Зачем чему-то учиться, если всё на свете и так контролируют мама и папа? Гиперопека не даёт опыта, а за неопытного и беспомощного ребёнка мы беспокоимся ещё больше. Попробуем понять, как сочетать заботу и здравый смысл.

Контролируем реальность

Контроль растёт и меняется вместе с ребёнком. За младенцами может проследить видеоняня, но чем старше дети, тем сложнее их маршруты, и приходится выдумывать что-то поинтереснее.

По статистике, которую приводит В ОП РФ разработали памятку с советами, как предотвратить пропажу детей Общественная палата РФ, с начала 2017 года в России потерялось около 1 350 человек, из них более 300 - дети.

При этом, по данным одного из исследовательских центров Parents, Teens and Digital Monitoring , 39% родителей фильтруют информацию, которую дети могут получить в Сети, и только 16% отслеживают местоположение ребёнка при помощи приложений на смартфоне, хотя такие программы доступны и помогают искать не только детей, но и других членов семьи. Главное, что не надо постоянно названивать с неизменным вопросом «Ты где?». Но смартфон - это как раз тот предмет, который первым отожмут хулиганы, поймавшие ребёнка после школы.

Другой вариант - маячки, посылающие сигналы о геолокации. Их, конечно, придётся купить отдельно и заодно присмотреться к функциям, которые в них есть.

Лучше смотреть на носимые гаджеты, чтобы не потерять их и не забыть дома.

Это детские часы со встроенным GPS. Они отслеживают местоположение ребёнка и посылают данные на смартфон родителей. Кроме GPS гаджет использует технологию LBS, которая берёт данные Wi-Fi-точек и помогает находить гаджет в помещении.

Чтобы постоянно не приходилось смотреть на карту, в приложении можно настроить безопасные зоны. Когда ребёнок пересекает их границы, часы присылают уведомление. Большой плюс гаджета - тревожная кнопка на корпусе, которую может нажать сам ребёнок, подавая сигнал опасности. Вы можете отключить постоянные уведомления и договориться, что реагируете только на тревожный звонок - так, чтобы ребёнку не казалось, что за ним всё время смотрит Большой Брат. Настройки приложения элементарные, часы работают «из коробки» и отслеживают локации по всему миру.




У Kids Radar есть функция прослушивания окружающей обстановки. Например, если ребёнок нажал на тревожную кнопку, вы можете включить её и узнать, что произошло: ссора с одноклассниками, агрессия со стороны учителя или что-то ещё. При этом незнакомцы не могут «позвонить» на гаджет.

Дети чаще всего теряются в толпе, в торговом центре или на празднике, когда родители на минутку отвернулись. Такие случаи обычно заканчиваются благополучно, если не считать пострадавших нервных клеток. Чтобы ребёнка не потерять, включите режим сопровождения: если трекер и смартфон окажутся на большом расстоянии, вы услышите сигнал.




Бонус трекера - подсчёт шагов. Считать шаги скоро будет, наверное, даже асфальт на улицах, так почему бы заодно и не посмотреть, сколько пробежал ребёнок на переменах и на физкультуре? По крайней мере, будет понятно, куда идти после школы: делать домашнее задание или гулять (хотя мы и так знаем, что гулять).

Контролируем интернет

Функции родительского контроля скоро появятся даже у микроволновок. Есть масса способов не допустить ребёнка до опасной информации:

  1. Блокировка отдельных приложений или их функций паролем.
  2. Приложения, которые создают свою оболочку смартфона. Ребёнок просто не сможет открыть то же, что и родители.
  3. Настройки браузеров и специальные расширения для контроля контента.
  4. Встроенные средства мобильных платформ.

Выбирать легко, пока ребёнок не научится все эти заборы взламывать, а этот момент обязательно настанет. Впрочем, если он смог обойти ваши технические примочки, то сможет разобраться, какую информацию потреблять.

Ребёнок рано или поздно всё равно столкнётся с негативной информацией: сможет прочитать надпись на заборе, как только выучит алфавит. Задача родителей - не закрашивать буквы, а объяснять, что делать.

Как не переборщить с контролем

Опасность заключается не только в том, чтобы потеряться или найти новость с шокирующими фотографиями. Никакие гаджеты и приложения не помогут, если ребёнок не смотрит по сторонам перед тем, как перейти дорогу. Ему нужно самому заботиться о безопасности, но научиться этому он может, только если будет многое делать сам, без родительского надзора.

Придётся найти компромисс, при котором родители не будут хвататься за сердце по поводу и без, а ребёнок не будет чувствовать себя запертым в клетке.

Всегда предлагайте вместе с контролем свободу.

Оставьте себе контроль за физической безопасностью, но доверьте ребёнку что-то другое:

  1. Вы вручаете ему трекер-часы и разрешаете самому собирать портфель.
  2. Вы договариваетесь, что включаете отслеживание местоположения, но разрешаете после школы гулять с друзьями.
  3. Просите на вечеринке найти минуту и позвонить, чтобы рассказать, как дела. Иначе в условленное время вы включите удалённое прослушивание, чтобы убедиться, всё ли в порядке.
  4. Обучаете ребёнка нажимать на тревожную кнопку и разрешаете остаться на ночь в гостях.
  5. Вы состоите в друзьях в соцсети, но не знаете пароля от аккаунта.
  6. Вы смотрите обновления в соцсетях, но не ругаете за перепосты с шуточками про то, как не хочется идти на урок. Потому что иначе появится новая страница с этими самыми шуточками, но только вы о ней не будете знать.

Чем старше ребёнок, тем больше можно ему доверить. Вряд ли вы сможете закрыть интернет от подростка или повесить маячок на выпускника школы, поэтому ответственность за себя нужно воспитывать как можно раньше.