9 августа какой день. Пантелеймон Целитель, Пантелеймон Кочанный. Церковный праздник по народному календарю

22.09.2019

Вновь и вновь встает на повестке дня вопрос о том, какой отмечается праздник в тот или иной день. В этом отношении сегодняшний день не является исключением. 9 августа отмечается следующий православный праздник: День памяти великомученика и целителя Пантелеимона. В России же сегодня отмечают День воинской славы.

Какой сегодня церковный праздник, 09.08.2018: День памяти великомученика и целителя Пантелеимона

Этот день посвятили великомученику Пантелеймону. Родившийся в конце 3 века в состоятельном языческом семействе в Никомедии, он от рождения был наречен Пантолеоном.

Получив блестящее образование врача под руководством прославленного лекаря Евфросина, юноша сам лечил людей. Случай свел его с христианским проповедником Ермолаем, праздник которого приходится на день раньше Пантелеймона.

Ермолай не только открыл юноше основы христианства, но и крестил его с новым именем, что, согласно легенде, произошло после того, как Пантелеймон обратился к Христу с молитвой о том, чтобы был спасен ребенок, которого укусила змея. Когда чудесное исцеление свершилось, Пантелеймон продолжил врачевать многих людей, но теперь не брал с них платы, а при случае оказывал помощь и тем христианам, кто за свою веру был заточен в темницу.

Император Максимилиан однажды узнал о талантливом враче-христианине и приказал ему отречься от веры, тем самым сняв с себя обвинение, и тогда юноша вместе простого отказа предложил испытать свою веру. Был принесен тяжелобольной человек и началось состязание - кто скорее вылечит его - доктор-язычник или Пантелеймон. Когда победил святой христианин, Максимилиан не принял этого и приказал казнить его. Но, стоило Пантелеймона привязать к дереву и отрубить ему голову, как олива тот же час принесла множество плодов.

На Руси Пантелеймон считается покровителем воинов - возможно оттого, что его имя до крещения означает "лев во всем" - и целителем. В народе его также прозвали Палием и приносили молитвы об исцелении от всяких недугов.

Травники собирались в поля да леса, чтобы собрать целебные дары природы. Но для полевых работ день не подходил: "Палий - пали копны", "Кто на Палия работает, у того гроза спалит хлеб".

Другими прозвищами святого были Кочанник, Кочанный - то была пора, когда на огородах капуста в кочаны завивалась. А прошлогоднюю капусту этим днем доставали да стряпали с ней слоеные пирожки, которыми угощались в особенности дети, доставалось угощение и странникам да нищим людям.

Капусту в деревнях и селах особо уважали. Ели ее сырую, в салатах, варили щи да борщи, любили тушеной хоть с мясом, хоть отдельно. А уж на зиму солили и квасили помногу и обязательно. О том и поговорки складывали: "Без капусты брюхо пусто", "Ельник-березник - чем не дрова? Хлеб да капуста - чем не еда?", "Хлеб да капуста лихого не допустят".

Совпадал день Пантелеймона с заживным праздником, когда в церкви несли колоски с полей для освящения, чтобы после хранить их в доме.

Какой сегодня праздник: День воинской славы России

День первой в истории России морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут (1714 год).
В 1714 году в ходе Северной войны 1700-1721 годов произошло 2-дневное Гангутское сражение, в котором русский галерный флот под командой генерал-адмирала Ф. М. Апраксина одержал победу над шведским линейным флотом контр-адмирала Н. Эреншельда.

Фактически боем руководил сам русский царь Петр I, находившийся на галере за центром авангарда. В плен были захвачены все корабли и командующий флотом.

Победа при Гангуте имела большое военно-политическое значение. В результате русский флот получил свободу действий в Финском и Ботническом заливах. Были обеспечены успешные действия войск в Финляндии и созданы условия для переноса военных действий на территорию Швеции. Сам император Пётр I высоко оценил победу у Гангута, приравняв её к Полтавской.

Каждая знаменательная дата отмечается в любом государстве. В этот день, многие страны празднуют свои главные события. Некоторые страны придерживаются всех главных традиций. Чтобы узнать о важный праздниках, предлагаем вам прочитать эту статью.

Праздники в России 9 августа 2019 года

День воинской славы России – победа у мыса Гангут (1714)

В 1995 году тринадцатого марта был принят Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Ежегодно 9 августа вся Россия отмечает этот праздник. Русский флот под командованием Петра Первого победила сражение над шведами у мыса Гангут. Это событие происходило в 1714 году в Финляндии.

Битва происходила в 1714 году двадцать седьмого июля. В ходе Северной Войны, это сражение считается одним из главных и важных. Русские воины захватывали шведские галеры. Сражение можно было назвать упорным. Проводилась артиллерийская перестрелка.

Также использовалось огнестрельное оружие. Во время этого поражения погибли триста шестьдесят человек шведских солдат. Сто двадцать семь человек нашли мертвыми среди русских. Эта первая победа является гордостью русского флота.

Праздники в остальном мире 9 августа 2019 года

Международный день коренных народов мира

Генеральная Ансамблея ООН приняла резолюции о праздновании «Международного дня коренных народов мира». Этот праздник отмечается ежегодно 9 августа. В этот знаменательный день в 1992 году, состоялось первое заседание коренных народов.

Для этого случая, проводятся специальные семинары, где представляется культура всех коренных народов различных стран. Некоторые сталкиваются с различными трудностями. Поэтому, нельзя дискриминировать и отказывать в помощи всех бедствующих и больных людей мира.

День защиты леса от пожара в США

Этот праздник считается немного необычным. Однако, ежегодно 9 августа, многие жители США отмечают «День защиты леса от пожара». Этот праздник символизирует так называемый «Дымняшка». Он является симпатичным медвежонком, который в свою очередь предупреждает об опасности лесных пожаров. Он также является символом Службы лесного пожара.

Данная служба была создана еще в 1905 году. В ходе деятельности, служба контролирует все земли и леса на территории США. Общая площадь всех участков составляет примерно 193 миллионов акров.

Другие праздники 9 августа 2019 года

«День памяти великомученика и целителя Пантелеимеона»

Православная Церковь почитает Великомученика Пантелеимеона как покровителем воинов. Имя Святого целителя – Пантолеон, а во время Крещения дали второе имя – Пантелеимон, что означает Всемилостивый. Западные христиане считают Великомученика покровителем врачей.

Почитание святого великомученика известно уже с двенадцатого века. Святые мощи Пантелеимеона частицами разошлись по различным уголкам христианского мира.

День памяти жертв атомного удара в Нагасаки

Ежегодно 9 августа в одиннадцать часов две минуты город полностью затихает. После того, как ударяют в колокол все склоняют головы и замирают.

Во время бомбардировки пострадали сотнями тысяч человек. Мощность взрыва составляла двадцать одну килотонну. Некоторые люди, которые выжили вследствие этого страшного происшествия собираются на площади, что почтить память всем погибшим. Эта трагедия произошла в 1945 году.

9 августа 2019 года в народном календаре

Пантелеймон Целитель, Пантелеймон Кочанный

В этот знаменательный день, ежегодно 9 августа отмечается «Память Святого Пантелеймона». Святой священомученик родился в третьем веке в Никомедии.

В среднем возрасте, отец Пантелеймона отправил мальчика к знаменитому врачу, которого звали Евфросин. В скором времени, Пантелеон стал лекарем. Еще ранее на Руси, в этот день молили об излечении тяжелых заболеваний.

Именины 9 августа 2019 года

Наум, Николай, Платон, Анфиса, Иван, Кирилл, Климент, Герман, Константин

Знаменательные события 9 августа в истории

  • 1173 год – Заложен первый камень колокольни собора Санта Мария Маджоре на Кафедральной площади Пизы
  • 1705 год – Единовременно сыграна сотни свадеб астраханской молодежью
  • 1942 год – Впервые на экраны появился мультипликационный фильм Уолта Диснея «Бэмби»
  • 1944 год – Завершена наступательная Выборгско-Петрозаводская операция советских войск в Карелии
  • 1945 год – Началась Маньчжурская операция
  • 1996 год – Впервые исполнен государственный гимн России Кремлевскими курантами

Родились в этот день

  1. Туве Янссон 1914 год – финская писательница, художница и иллюстратор
  2. Уитни Хьюстон 1963 год – американская эстрадная певица, актриса, продюсер
  3. Александр Горелик 1945 год – советский фигурист, серебряный призер Олимпийских игр, тренер
  4. Жан Пиаже 1896 год – швейцарский психолог
  5. Амадео Авогадро 1776 год – итальянский ученый, физик, химик
  6. Евдокия Лопухина 1669 год – русская царица, первая жена Петра Первого
  7. Леонид Кучма 1938 год – украинский политик, государственный деятель, Второй Президент Украины
  8. Александр Бовин 1930 год – советский журналист, публицист, дипломат

День воинской славы России

Первая в истории морская победа русского флота произошла в сражении мыса Гангут в 1714 году в битве со шведами. После перестрелки пушками и ручным огнестрельным оружием, начался абордаж. Командовал войсками сам Петр 1, сражение продолжалось всего 2 часа, русские захватывали галеры шведов, в конце сражения главный шведский корабль «Элефант» вынужден был спустить флаг. Потери шведской армии составили 361 человек, русских в бою погибло 127 человек. Все они похоронены вблизи мест проходивших боев на берегу.

День коренных народов мира

По постановлению Генеральной Ассамблеи ООН в 1992 году установлен праздник, призванный обратить особое внимание на проблемы развития и сохранение культуры коренных народов. Небольшие народы сталкиваются с огромными трудностями, но являются полноправными членами семьи народов мира. День отмечается уже почти 2 десятилетия, за это положение коренных народов значительно улучшилось. Сегодня усилия направлены на поддержку земель, языка, развитие источников существования культуры.

День защиты леса от пожара в США

Необычное название – День Дымняшки было дано этому дню в честь симпатичного медвежонка — своеобразного символа пожарников. Он изображается на плакатах в джинсах и футболке, и говорит фразу — «Только вы можете предотвратить лесные пожары».Служба защиты леса функционирует в Америке более века, но медвежонок стал символом гораздо позже – после масштабных пожаров в 1950 году. В тушении пожара участвовали все, кто находился в зоне огня. Настоящего живого медвежонка нашли на пожарище в дупле большого дерева, с обожженными лапами. Он был вылечен и отправлен в Национальный зоопарк.

Международный фестиваль искусств в Эдинбурге

Крупнейший в мире фестиваль считается очень необычным. В столице Шотландии можно одновременно увидеть представления различных театров, услышать музыку и посетить концерты артистов разных жанров. За почти месяц фестиваля на площадках города можно увидеть более 1000 представлений театрального, оперного, танцевального и музыкального искусства. Ведущие творческие коллективы из разных стран мира участвуют в формальной и неформальной его части. По масштабам зрелищ фестиваль занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый крупный в мире. Учрежден он был в 1947 году. Гостями праздника становятся ежегодно более 2 миллионов человек. Некоторые труппы выступают прямо на улицах города.

9 августа в народном календаре

День памяти Пантелеймона Целителя, (Пантелеймона Кочанного)

Свято Пантелеймон причислен к лику великомучеников, погибших за веру. Родившись в семье знатного язычника, он стал лекарем. К христианской вере его приобщил святой Ермолай. Он рассказывал о вере, затем крестил Пантелеймона. Поводом для этого послужило исцеление с помощью молитв больного ребенка, укушенного змеей. После этого Пантелеймон лечил всех безвозмездно. Узнав об этом, император Максимилиан поспорил, что лекарь не сможет вылечить тяжелого больного. Когда Пантелеймон выиграл спор, в христианскую веру обратились многие язычники.

Пантелеймона казнили, отрубив ему голову у дерева оливы. В этот момент олива покрылась плодами, и это было настоящее чудо. Пантелеймон считается покровителем воинов, почитается как целитель. Прозвище Кочанный он получил из-за того, что в это время начинали завязываться кочаны капусты, поэтому из погребов доставали остатки прошлогодней капусты и додали — варили щи, пекли пироги и делали салаты. В этот день ходят за травами, грибами. День считается неудачный для работы.

9 августа в истории

Никто не мог даже представить, что в считанные минуты остановятся стрелки на часах целого города. Небо над Нагасаки осветилось гигантской вспышкой, в небо взметнулся огромный гриб и разрушил здания, опалил одежду, расплавил стекла. В 11 часов 02 минуты город затихает на минуту памяти жертв атомной бомбы. Эту печальную дату отмечают жители города, представители власти. Также присутствует делегация из другого пострадавшего города — Хиросимы, испытавшей ужас атомной бомбардировки тремя днями ранее — 6 августа 1945 года.

Поводом для таких событий послужили слухи: царь Петр 1 собирается издать Указ о том, что русским девушкам будет запрещено выходить замуж за русских парней. Заключать браки повелевалось только с немцами, присланными из Казани. Во время свадеб молодежь начала настоящую резню иностранцев, которая переросла в восстание.

Кроме этого, жители были недовольны приказом носить иностранные платья и брить бороду, и это должны были контролировать власти. Особенно отличался местный воевода Тимофей Ржевский. Восстание разрасталось, вначале жители отправили царю петицию с жалобой, потом принялись убивать военных, воевод, дворян. Оно было подавлено с помощью казаков, которые не только не поддержали восстание, но и своими отрядами помогли правительственным войскам.

После окончания Великой Отечественной войны Россия направила свои войска на войну с Японией с целью ликвидировать агрессию и экономическую базу на азиатском континенте. Операция проводилась на разных направлениях, были нанесены удары корабельной артиллерией и авиацией, на Забайкальском фронте был разгромлен противник, освободив подступы к Маньчжурии. Также были высажены массовые воздушные десанты. В результате японские войска начали массово сдаваться в плен. В результате разгрома Квантуньской армии Япония капитулировала, и вторая мировая война была закончена.

9 августа родились

Жан Пиаже (1896 – 1980 г.) — швейцарский биолог, психолог, автор более 60 книг по биологии и детской психологии

Пиаже начинал свою научную деятельность как биолог, но со временем, преподавая в детских школах, он увлекся теорией стадий развития детей. Он отмечал, что люди на разных стадиях развития имеют разные возможности и обнаруживают разный подход к выражению познавательных способностей. С 1921 года Пиаже занимает пост директора Института Руссо в Женеве.

Туве Янссон (1914 — 2001 г.) – шведская писательница и художник

Она автор повести «Муми-тролль и комета», автобиографического повествования «Дочь скульптора» и множества рассказов. Ее книги издаются на 20 языках, в основном в северной и центральной Европе. Образ героев из шведских сказок переработан и дополнен — жизнь обитателей страны Муми-дален похожа на жизнь Янсона так, как это видит ребенок. Основа художественного образа – это образ дома, с множеством близких людей, светом и теплом.

Уитни Хьюстон (1963 – 2012) – американская певица и актриса

Уитни Элизабет начинала свою творческую карьеру как модель у известного менеджера Д. Харви, через пару лет наладив контакты в музыкальном мире, она начала свою сольную карьеру. Впервые в 1985 году она заключила договор с компанией «Arista Records», и получила сразу три топ-сингла. Рекордное количество продаж и огромная популярность позволил ей начать выступать в шоу-программах, прежде не допускавших в программу черных артистов. Уитни стала обладателем многих премий, включая премии «Grammy».

Именины 9 августа

Анфиса, Герман, Иван, Кирилл, Климент, Константин, Наум, Николай, Пантелеимон, Платон, Савва

Какой сегодня праздник отмечается в России?

День воинской славы России – победа у мыса Гантуг (1714)

В частности, речь идет об одном из самых значимых сражений на Северной войне. Стоит отметить, что русский флот возглавлял Петр Первый. Он же показал своим подчиненным пример, при этом возглавив абордаж шведских судов. В результате моряки захватили большую часть вражеских судов. Кроме того, эта победа позволила обеспечить снабжение войск, которые вели боевые действия на территории Финляндии. Примечательно, что это одно из последних известных сражений, в которых решающим оказался абордажный бой.

Праздники в мире сегодня 9 августа

День воздушных поцелуев

День памяти жертв атомной бомбардировки Нагасаки

Международный день коренных народов мира

День переплетов

День Дымняшки в США

Национальный женский день в ЮАР

День республики в Сингапуре

Православные праздники 9 августа

День памяти преподобного Германа Аляскинского

Стал иноком уже в 16 лет. Стремился к уединенной жизни, поэтому решил отправиться на Валаам. В частности, там преподобный пробыл 15 лет. Впоследствии ему поручили тяжелую, а также ответственную миссию. Это было обращение язычников, которые проживали на Аляске. Точнее, он присоединился к духовной Миссии, которой руководил архимандрит Иосаф. Однако суровый климат в итоге погубил как архимандрита, так и самых близких подчиненных. В результате именно Герман возглавил миссию, а также многое сделал для своей паствы.

День памяти Равноапостольного Климента, архиепископа Охридского

Некоторое время был учеником Кирилла и Мефодия. Впоследствии по приказу германских епископов основал святилище в Белице, а точнее епископскую кафедру. Это место он посвятил великомученику Пантелеимону. Кроме того, обучил многих учеников. Особенно они посвящали много времени переписыванию книг славян. Считалось, что он обладал чудотворным даром. А также помогал людям. В результате он был причислен к лику святых.

Знаменательные события 9 августа

1173 год – в Пизе заложили первый камень колокольни собора Санта Мария Маджоре.

1705 год – астраханская молодежь единовременно сыграла сотню свадеб.

Гангутское сражение, гравюра Маврикия Бакуа

День воинской славы России - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год) отмечается в нашей стране ежегодно 9 августа, в соответствии с Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России».

Само сражение произошло севернее полуострова Гангут (Финляндия) на Балтийском море (27 июля) 7 августа 1714 года и стало одним из главных сражений в ходе Северной войны (1700-1721). Битва началась около двух часов пополудни и продолжалась более двух часов. Наступление велось с флангов. Русские одну за другой захватывали шведские галеры, затем «Элефант» спустил флаг.

Сражение было чрезвычайно упорным. На этапе сближения с обеих сторон велась интенсивная артиллерийская перестрелка. После перестрелки из судовых пушек в дело пошло ручное огнестрельное оружие, а потом начался абордаж.

В походном журнале Петра Великого об этом сражении оставлена следующая запись: «Воистину нельзя описать мужество наших, как начальных, так и рядовых, понеже абордирование так жестоко чинено, что от неприятельских пушек несколько солдат не ядрами и картечами, но духом пороховым от пушек разорваны».

После жестокого боя все вражеские корабли были захвачены. В Гангутском сражении шведы потеряли 10 кораблей с 116 орудиями, 361 человек убитыми, 350 ранеными и 237 пленными. Потери России составили 127 убитых и 342 раненых.

В этом сражении Петр сумел создать превосходство в силах на главном направлении, сосредоточив против флагманского судна противника сразу одиннадцать галер, а ударами по флангам исключил из действия часть артиллерии противника. Эреншельд решил, что со стороны русских последует фронтальный удар, но просчитался. Петр переиграл шведского флагмана.

Эта победа стала первым крупным военным успехом русского флота и имела большое военно-политическое значение, сам Петр I приравнивал ее по значению к Полтавской битве. Ведь молодой российский флот нанес поражение сильнейшему в то время шведскому флоту, который до Гангутской битвы не знал поражений. К тому же, этот военный успех значительно укрепил позиции русских войск в Финляндии и создал условия для перенесения военных действий на территорию самой Швеции.

Одна из целей Десятилетия коренных народов мира - сосредоточить внимание на действиях в защиту прав коренных народов и в поддержку улучшения их положения (Фото: Sky Light Pictures, Shutterstock)

(International Day of the World’s Indigenous People), отмечаемый ежегодно 9 августа, установлен в 1994 году Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция A/RES/49/214). В этот день в 1992 году состоялось первое заседание Рабочей группы по коренным народам Подкомиссии по поощрению и защите прав человека, в котором говорилось, что:

«В этот Международный день коренных народов мира мы отдаем должное богатству культур коренных народов и особому вкладу, который они вносят в семью народов мира. Мы также помним об огромных трудностях, с которыми сталкиваются многие коренные народы - от недопустимых масштабов бедности и заболеваемости до лишения имущества, дискриминации и отказа в основополагающих правах человека» .

Первое международное десятилетие коренных народов мира (First International Decade of the World’s Indigenous People), начатое в 1995 году, помогло более отчетливо услышать голос коренных народов во всем мире и повысить внимание к проблемам коренных народов.

В 2004 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Второе международное десятилетие коренных народов мира (Second International Decade of the World’s Indigenous People) на период 2005-2014 годов с темой «Десятилетие действий и достоинства». Цель Десятилетия - не только сосредоточить внимание на действиях в защиту прав коренных народов и в поддержку улучшения их положения, в том что касается их земель, их языков, их источников к существованию и их культур, но и в дальнейшем укреплении международного сотрудничества в решении проблем, стоящих перед коренными народами в таких областях, как образование, здравоохранение, права человека, окружающая среда и социальное и экономическое развитие.

А в 2015 году был разработан Общесистемный план действий по поощрению прав коренных народов. Его цель заключается в обеспечении согласованного подхода к достижению целей, поставленных в Декларации ООН о правах коренных народов, в том числе путем усиления поддержки государств - членов ООН и коренного населения.

Сама Декларация о правах коренных народов была принята 13 сентября 2007 года. Согласно ей основополагающим критерием выделения того или иного коренного народа является собственное осознание им себя как коренного народа. Коренные народы имеют право определять себя или свою этническую принадлежность в соответствии со своими обычаями и традициями.

Также данная Декларация признает основные права человека и основополагающие свободы коренных народов - право на свободу и равенство; на свободное определение своего политического статуса и осуществление своего экономического, социального и культурного развития; право на соблюдение и возрождение своих культурных традиций и обычаев; право создавать и контролировать свои системы образования; право на участие в процессах принятия решений на всех уровнях по вопросам, которые могут затрагивать их права, жизнь и судьбу; право на земли, территории и ресурсы и право на гарантированное пользование своими средствами, обеспечивающими их существование и развитие.

В настоящее время общая численность коренных народов на планете составляет примерно 370 миллионов человек, которые живут более чем в 90 странах и представляют множество языков и культур. В России коренными малочисленными народами признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие на территории страны менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Таких в нашей стране - 47 этносов, где выделяются 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Они компактно проживают более чем в 30 субъектах России, более 65% из них - в сельской местности.

И хотя коренные народы составляют всего 5% населения Земли, на их долю приходится 15% беднейшего населения планеты. Ведь они продолжают сталкиваться с множеством проблем, их права нередко нарушаются. И именно для привлечения внимания широкой общественности и властей разных уровней к данным вопросам, и для направления усилий для решения проблем коренных народов во всем мире и был учрежден данный праздник.

А в своей резолюции 71/178, посвященной правам коренных народов, Генеральная Ассамблея провозгласила 2019 год Международным годом языков коренных народов с тем, чтобы привлечь внимание к острейшей проблеме утраты таких языков и к настоятельной необходимости сохранять, возрождать и поощрять эти языки и предпринимать дальнейшие экстренные шаги на национальном и международном уровнях. Ведь языки, комплексным образом влияющие на идентичность, культурное разнообразие, духовность, коммуникацию, социальную интеграцию, образование и развитие, имеют огромное значение для людей и планеты. Лингвистическое разнообразие вносит вклад в поддержание культурной самобытности и разнообразия и в межкультурный диалог.

Кстати, каждый год мероприятия, проводимые в рамках Дня, посвящены определенной теме. Так, в разные годы девизами Дня были: «Примирение и партнерство между государствами и коренными народами», «Коренные народы и ВИЧ/СПИД», «Творчество коренных народов: достойная оценка преданий и культур, создание нашего собственного будущего», «Создание альянсов коренных народов: соблюдение положений договоров, соглашений и других конструктивных договоренностей», «Миграция и перемещение коренных народов» и другие.

9 августа отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 9 августа

Пантелеймон Целитель

Великомученика и целителя Пантелеймона.

День чествования святого врача Пантелеймона (имя от рождения Пантолеон), обладавшего даром исцеления. За отказ принести жертву идолам был предан жесточайшим мукам по указу правителя Максимиана. Почитание святого церковью началось с XII века.

Великомученик и целитель Пантелеимон родился в городе Никомидии в семье знатного язычника Евсторгия и назван Пантолеоном. Его мать Еввула была христианкой. Она хотела воспитать сына в христианской вере, но умерла, когда будущий великомученик был еще юным отроком. Отец отдал Пантолеона в начальную языческую школу, окончив которую юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина и стал известен императору Максимиану (284-305), который захотел видеть его при своем дворе.

В то же время в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20 000 христиан в Никомидийской церкви в 303 году. Святой Ермолай неоднократно видел Пантолеона, ходившего мимо их убежища. Однажды пресвитер позвал юношу в свое жилище и рассказал о христианской вере. После этого Пантолеон ежедневно посещал священномученика Ермолая.

Как-то раз юноша увидел на улице мертвого ребенка, укушенного ехидной, которая еще была рядом. Пантолеон начал молиться Господу Иисусу Христу о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет последователем Христа и примет Крещение. Ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах у Пантолеона.

После этого чуда Пантолеон был крещен святым Ермолаем с именем Пантелеймон (всемилостивый). Беседуя с Евсторгием, святой Пантелеймон подготовил его к принятию христианства, и когда отец увидел, как сын исцелил слепца призывами Имени Иисуса Христа, то он уверовал во Христа и крестился вместе с прозревшим слепцом.

После смерти отца святой Пантелеймон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безмездно лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их Именем Иисуса Христа. Он посещал в темницах узников, особенно христиан, которыми были переполнены все тюрьмы, и лечил их от ран. В скором времени молва о милостивом враче распространилась по всему городу. Оставив других врачей, жители стали обращаться только к святому Пантелеймону.

Из зависти врачи донесли императору, что святой Пантелеймон лечит христианских узников. Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но святой Пантелеймон исповедал себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного Именем Иисуса Христа. Ожесточенный Максимиан казнил исцеленного, восславившего Христа, а святого Пантелеймона предал жесточайшим мукам.

Господь явился святому и укрепил перед страданиями. Великомученика Пантелеймона повесили на дереве и рвали железными когтями, обжигали свечами, потом растягивали на колесе, бросали в кипящее олово, ввергали в море с камнем на шее. Во всех истязаниях великомученик оставался невредимым и с дерзновением обличал императора.

В то же время перед судом язычников предстали пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ. Все трое твердо исповедали свою веру во Спасителя и были обезглавлены (сведения о них помещены 26 июля).

По повелению императора великомученика Пантелеймона бросили на растерзание диким зверям в цирке. Но звери лизали его ноги и отталкивали друг друга, стараясь коснуться руки святого. Зрители поднялись с мест и стали кричать: «Велик Бог христианский!» Разъяренный Максимиан приказал воинам рубить мечами всех, кто славил Имя Христово, а великомученику Пантелеймону отрубить голову.

Святого привели на место казни и привязали к масличному дереву. Когда великомученик молился, один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким, как воск, и не нанес никакой раны. Святой окончил молитву, и послышался Голос, звавший страстотерпца по имени и призвавший в Небесное Царство. Услышав Голос с Неба, воины упали перед святым мучеником на колени и просили прощения. Палачи отказались продолжать казнь, но великомученик Пантелеймон повелел выполнить приказ императора, сказав, что иначе они не будут иметь с ним части в будущей жизни. Воины со слезами простились со святым, целуя его.

Когда мученику отсекли голову, из раны потекло молоко. Маслина, к которой был привязан святой, в момент его смерти покрылась плодами. Многие присутствующие при казни уверовали во Христа. Тело святого, брошенное в костер, осталось в огне неповрежденным и было погребено христианами († 305). Слуги великомученика Пантелеймона Лаврентий, Вассой и Провиан видели его казнь и слышали Голос с Неба. Они написали повествование о жизни, страданиях и кончине святого великомученика.

Святые мощи великомученика Пантелеймона частичками разошлись по всему христианскому миру: честная глава его находится ныне в Русском Афонском монастыре во имя великомученика Пантелеймона.

Почитание святого мученика в Русской Православной Церкви известно уже с ХII века. Князь Изяслав, в крещении Пантелеймон, сын святого Мстислава Великого, имел изображение великомученика Пантелеймона на своем шлеме. Заступлением святого он остался жив в войну 1151 года. В день памяти великомученика Пантелеймона русские войска одержали две морские победы над шведами (в 1714 году при Гангаузе, в 1720 году при Гренгаме).

Великомученик Пантелеймон почитается в Православной Церкви как грозный святой, покровитель воинов. Эта сторона почитания раскрывает его первое имя Пантолеон, что значит «лев во всем». Второе имя, данное при Крещении, - Пантелеймон, то есть «всемилостивый», раскрывается из почитания великомученика как целителя. У западных христиан он считается покровителем врачей. Связь этих двух покровительств святого хорошо видна из того, что воины, чаще других получающие раны, больше всех нуждаются во враче-целителе. Именно поэтому христиане, ведущие брань духовную, также прибегают к этому святому с просьбой исцелить язвы души.

Имя святого великомученика и целителя Пантелеймона призывается при совершении таинства Елеосвящения, освящения воды и в молитве за немощного.

День памяти святого великомученика и целителя Пантелеймона в Русской обители на Афоне является храмовым праздником. Предпразднство начинается за 8 дней до праздника, в которые после вечерни поются молебные каноны на 8 гласов, причем для каждого дня имеется особый канон. Второй день праздника - ктиторский день. В самый день праздника после вечерни соборне совершается панихида по почившим строителям и благодетелям обители, освящается и раздается коливо (кутия). Припевы на 9-й песни канона великомученику и целителю Пантелеймону по рукописной афонской службе напечатаны в «Журнале Московской Патриархии» (1975, № 3, с. 45-47).

Преподобного Германа Аляскинского

Память святого Германа – проповедника Евангелия и крестителя язычников на Аляске. Прославлен церковью в 1969 году.

Монах Герман происходил из купцов города Серпухова Московской губернии. С самых юных лет возымел он великую ревность к благочестию и шестнадцати лет от рождения пошел в монахи. Сначала поступил он в Троице-Сергиеву пустынь Санкт-Петербургской епархии. Будущий великий проповедник веры и благочестия с первых своих шагов по пути подвижническому отличался верою и большой любовью ко Христу. В Сергиевой пустыни он заболел: у него на горле образовался нарыв; опухоль быстро возрастала и обезобразила все лицо, боль была ужасная, весьма трудно было глотать, запах был нестерпимый. В таком опасном положении, ожидая смерти, молодой подвижник не обратился к земному врачу, но с горячею молитвою и со слезами припал он пред образом Царицы Небесной и, прося у Нее исцеления, молился всю ночь, потом мокрым полотенцем отер лик Пречистой Владычицы и этим полотенцем обвязал опухоль, продолжая молиться. В изнеможении заснул он на полу и увидел во сне, что его исцелила Пресвятая Дева. Наутро просыпается, встает и к великой радости находит себя совершенно здоровым. К удивлению врачей, опухоль, не прорвав нарыва, разошлась, оставив о себе только малый след, как бы в воспоминание чуда.

Пять или шесть лет прожил отец Герман в Сергиевой пустыни и потом перешел в Валаамский монастырь. Всей душей полюбил он величественную пустынную Валаамскую обитель, полюбил незабвенного настоятеля ее, великого старца Назария, и всю братию.

«Ваших отеческих мне, убогому, благодеяний, - писал он впоследствии отцу Назарию из Америки, - не изгладят из моего сердца ни страшные непроходимые сибирские места, ни леса темные, ни быстрины великих рек не смоют, ниже грозный океан не угасит чувств оных. Я в уме воображаю любимый мною Валаам, на него всегда смотрю через Великий океан».

Старца Назария в своих письмах величал он преподобнейшим, любезным своим батюшкой, а всю Валаамскую братию любезною и дражайшею. Пустынный Еловый остров, место своего жительства в Америке, назвал он Новым Валаамом. И, как видно, всегда находился в духовном общении со своею духовной родиной, ибо еще в 1823 году, следовательно, через тридцать лет пребывания своего в пределах американских, писал к преемнику отца Назария, игумену Иннокентию.

На Валааме отец Герман проходил разные послушания. Испытав его ревность в трудах общежития, мудрый старец отец Назарий отпустил его потом на жительство в пустыню. Пустыня эта находилась в густом лесу, версты полторы от обители; доныне местность та сохранила название «Германово». По праздникам приходил отец Герман из пустыни в монастырь и, бывало, на малой вечерне, стоя на клиросе, приятным тенором поет он с братией припевы канона «Иисусе сладчайший, спаси нас, грешных», «Пресвятая Богородица, спаси нас», а слезы градом льются из очей его.

Во второй половине XVIII столетия расширились пределы великой России на севере: деятельностью русских промышленников открыты были тогда Алеутские острова, составляющие на Великом океане цепь от восточного берега Камчатки до западного берега Северной Америки. С открытием островов обнаружилась священная необходимость - просветить светом Евангельским диких их обитателей. Для этого святого дела по благословению Святейшего Синода митрополит Гавриил поручил старцу Назарию избрать способных людей из братии Валаамской. Избрано было десять человек, в числе их и отец Герман. В 1794 году отправились избранники из Валаама к месту нового назначения.

Святою ревностию проповедников быстро разливался свет проповеди Евангельской между новыми сынами России: несколько тысяч язычников приняли христианство; заведена была школа для образования новокрещенных детей, выстроена церковь в месте жительства миссионеров. Но неведомыми судьбами Божиими общие успехи миссии были недолговременны. Через шесть лет после своей многополезной деятельности потонул вместе со своею свитою начальник миссии епископ Иоасаф, ранее его ревностный иеромонах Ювеналий сподобился мученического венца, прочие выбывали один за другим, наконец остался один отец Герман, и ему благоволил Господь долее всех собратий потрудиться подвигом апостольским для просвещения алеутов.

Как уже было сказано, местом жительства отца Германа в Америке был остров Еловый, названный им Новый Валаам. Этот остров проливом в версты две отделяется от острова Кадьяк, на котором был построен деревянный монастырь для помещения миссии и устроена деревянная церковь во имя Воскресения Спасителя. Остров Еловый небольшой, весь покрыт лесом, почти посредине его сбегает в море маленький ручеек. Этот-то живописный остров и избрал для себя отец Герман, выкопал на нем своими руками пещеру и в ней провел первое лето. К зиме, близ пещеры, управляющая островами Компания выстроила для него келию, в которой и жил он до смерти, а пещеру святой отец обратил в место своего могильного упокоения. Недалеко от келии возвышались деревянная часовня и деревянный домик для посетителей и училищных занятий. Перед келией разбит был огород. На огороде сам копал он гряды, сажал картофель и капусту, сеял разные овощи. К зиме запасал грибы: солил и сушил их; соль приготовлял сам из морской воды или рассола. Плетенный короб, в котором носил старец с берега морскую капусту для удобрения земли, говорят, был так велик, что трудно было эту ношу поднять одному, а отец Герман, к великому удивлению всех, переносил ее без посторонней помощи на далекое расстояние. В одну зимнюю ночь ученик его, Герасим, случайно увидел его в лесу, идущего босиком с таким большим деревом, которое под силу нести четверым. Так трудился старец и все, что приобретал таким безмерным трудом, все то употреблял на пропитание и одежду для сирот - его воспитанников, и на книги для них.

Одежда отца Германа была одна зимою и летом. Рубашки холстяной он не носил, ее заменяла оленья кухлянка, которую он по восьми лет не снимал и не переменял, следовательно, шерсть на ней вся вытиралась и кожа залоснивалась. Потом сапоги или башмаки, подрясник, ветхая, полинялая, вся в заплатах, ряса и клобук - вот и все его одеяние. В этой одежде он ходил везде и во всякую погоду: и в дождь, и в снежную метель.

Постелью ему служила небольшая скамья, покрытая оленьей, вытершейся от времени шерстью, изголовье - два кирпича, которые под голою шкурой оставались незаметными для посетителей: одеяла не было, его заменяла деревянная доска, лежавшая на печке. Эту доску сам отец Герман назвал своим одеялом, завещав ею покрыть его смертные останки, она была совершенно в рост его.

«В бытность мою в келии отца Германа,- говорил креол Константин Ларионов, - я, грешный, сидел на его постели, и это считаю верхом моего счастья».

Случалось отцу Герману бывать в гостях у правителей Компании и в душеспасительных беседах с ними просиживать до полуночи и даже за полночь, но ночевать он никогда не оставался, несмотря на ни какую погоду, всегда уходил к себе в пустыню. Если же по какому-либо особенному случаю и нужно было ему ночевать вне келии, то утром всегда находили постель, постланную для него, совершенно нетронутою, а старца не спавшим. Точно так и в своей пустыни, проведя ночь в беседе, не предавался он отдохновению.

Ел старец весьма мало. В гостях чуть отведывал какого-либо кушанья и оставался уже без обеда. В келии очень малая часть небольшой рыбы или овощей составляла весь его обед.

Тело его, изнуренное трудами, бдением и постом, сокрушали пятнадцатифунтовые вериги. Эти вериги в настоящее время находятся в часовне, где за образом Божией Матери найдены они были после смерти старца, как говорят одни, или оттуда они сами выпали, поясняют другие.

Описанные черты жизни старца касаются, прежде всего, внешнего его делания.

«Главное же его дело, - вспоминал преосвященный Петр, бывший епископ Ново-Архангельский, викарий Камчатской епархии, - было упражнение в подвигах духовных, в уединенной келии, где никто его не видел, и только вне келии слышали, что он пел и совершал богослужение по монашескому правилу».

Такое свидетельство преосвященного подтверждает и ответ самого отца Германа. На вопрос:

«Как вы, отец Герман, живете один в лесу, как не соскучитесь?» он отвечал: «Нет, я там не один. Там есть Бог, как и везде есть Бог! Там есть ангелы, святые! И можно ли с ними скучать? С кем же лучше и приятнее беседа, с людьми или с ангелами? Конечно, с ангелами!»

Как смотрел отец Герман на туземных жителей Америки, как понимал свое отношение к ним и как сочувствовал их нуждам, выражает он сам в одном из писем к бывшему правителю колонии Яновскому.

«Любезному нашему Отечеству, - писал он, - Творец будто новорожденного младенца дать изволил край сей, который не имеет еще ни сил к каким-нибудь познаниям, ни смысла, требует не только покровительства, но по бессилию своему и слабости ради младенческого возраста - самого поддержания; но и о том самом не имеет он еще способностей кому-либо сделать свою просьбу. А как зависимость сего народного блага Небесным Провидением, неизвестно до какого-то времени отдана в руки находящемуся здесь русскому начальству, которое теперь вручилось вашей власти, сего ради я, нижайший слуга здешних народов и нянька, от лица тех пред вами ставши, кровавыми слезами пишу вам мою просьбу. Будьте нам отец и покровитель. Мы всеконечно красноречия не знаем, но с немотою, младенческим языком говорим: «Отрите слезы беззащитных сирот, прохладите жаром печали тающие сердца, дайте разуметь, что значит отрада!»

Как чувствовал старец, так и поступал. Предстательствовал он всегда перед начальством за провинившихся, защищал обвиняемых, помогал нуждавшимся чем только мог, и алеуты обоего пола и дети их часто посещали его. Кто просил совета, кто жаловался на притеснение, кто искал защиты, кто желал помощи - каждый получал от старца возможное удовлетворение. Разбирал он их взаимные неприятности, старался всех мирить, особенно в семействах заботился восстановить согласие. Если не удавалось помирить мужа с женой, старец на время разлучал их. Необходимость такой меры он сам объяснял так:

«Пусть лучше врозь живут, да не дерутся и не бранятся, а то, поверьте, страшно, если не развести: были примеры, что муж убивал жену или жена изводила мужа».

Особенно любил отец Герман детей, наделял их сухариками, пек им крендельки, и малютки ласкались к старцу. Любовь отца Германа к алеутам доходила до самоотвержения.

На корабле из Соединенных Штатов занесена была на остров Ситху, а оттуда на остров Кадьяк повальная заразная болезнь оспа. Она начиналась жаром, сильным насморком и удушьем и оканчивалась колотьем; в три дня человек умирал. Не было на острове ни доктора, ни лекарств. Болезнь, разливаясь по селению, быстро охватила окрестности. Смертность была так велика, что некому было копать могилы, и тела лежали не зарытыми. Во все время этой грозной болезни, продолжавшейся с постепенным умалением целый месяц, отец Герман, не щадя себя, неутомимо посещал больных, увещевал их терпеть, молиться, приносить покаяние или приготовлял их к смерти.

Особенно старался старец о нравственном преуспеянии алеутов. С этою целью для детей, сирот алеутских, устроено было им училище, где отец Герман сам учил их Закону Божию и церковному пению. С этою же целью в часовне близ его келии в воскресные и праздничные дни собирал он алеутов для молитвы. Здесь часы и разные молитвы читал для них ученик его, а сам старец читал Апостол, Евангелие и устно поучал прихожан, пели же его воспитанницы, и пели очень приятно. Любили алеуты слушать наставления отца Германа и во множестве стекались к нему.

Увлекательны были беседы и с чудною силою действовали они на слушателей. Об одном из таких благодатных впечатлений своего слова пишет он сам.

«Слава судьбам святым Милостивого Бога! Он непостижимым Своим Промыслом показал мне ныне новое явление, чего здесь на Кадьяке я, двадцать лет живши, не видал. Ныне, после Пасхи, одна молодая женщина, не более двадцати лет, по-русски хорошо говорить умеющая, прежде совсем меня не знавшая, пришла ко мне и, услышав о воплощении Сына Божия и о вечной жизни, столько возгорела любовью к Иисусу Христу, что никак не хочет от меня отойти, но сильною просьбою убедила меня, против моей склонности и любви к уединению, несмотря ни на какие предлагаемые от меня препятствия и трудности, принять ее, и более уже месяца у меня живет и не скучает. Я с великим удивлением смотрю на сие, поминая слова Спасителя: что утаено от премудрых, то открыто младенцам».

Эта женщина жила у старца до его смерти. Она наблюдала за благонравием детей, учившихся в его училище, и он, умирая, завещал ей жить на Еловом и, когда она скончается, похоронить ее при его ногах. Звали ее София Власова.

Вот что писал о характере и силе бесед старца один из очевидцев:

«Мне было тридцать лет, когда я встретился с отцом Германом. Надо сказать, что я воспитывался в морском корпусе, знал многие науки, много читал, но, к сожалению, науку из наук, т. е. Закон Божий, едва понимал поверхностно и только теоретически, не применяя к жизни, и был только по названию христианин, а в душе и на деле - вольнодумец, атеист. Тем более я не признавал божественности и святости нашей религии, что перечитал много безбожных сочинений Вольтера и других философов XVIII века. Отец Герман тотчас заметил это и пожелал меня обратить. К великому моему удивлению, он говорил так сильно, умно, доказывал так убедительно, что, мне кажется, никакая ученость и земная мудрость не могли бы устоять против его слов. Ежедневно мы беседовали с ним до полуночи, и даже за полночь, о любви Божией, о вечности, о спасении души, христианской жизни. Сладкая речь неумолкаемым потоком лилась из его уст… Такими постоянными беседами и молитвами святого старца Господь совершенно обратил меня на путь истины, и я сделался настоящим христианином. Всем этим я обязан отцу Герману, он мой истинный благодетель».

«Несколько лет тому назад, - вспоминал он дальше, - отец Герман обратил одного морского капитана Г. из лютеранской веры в Православие. Этот капитан был весьма образован; кроме многих наук он знал языки: русский, немецкий, английский, французский и несколько испанский, и за всем тем он не мог устоять против убеждений и доказательств отца Германа - переменил свою веру и присоединился к Православной Церкви через миропомазание. Когда отъезжал он из Америки, старец при прощании сказал ему: «Смотрите, если Господь возьмет вашу супругу у вас, то вы никак не женитесь на немке, если женитесь на немке, она непременно повредит ваше Православие».

Капитан дал слово, но не исполнил его. Предостережение старца было пророческим. Через несколько лет действительно умерла жена у капитана, и он женился на немке, оставил или ослабил веру и умер скоропостижно без покаяния».

«Однажды пригласили старца на фрегат, пришедший из Санкт-Петербурга. Капитан фрегата был человек весьма ученый, высокообразованный, он был прислан в Америку по Высочайшему повелению для ревизии всех колоний. С капитаном было до двадцати пяти человек офицеров, также людей образованных. В этом-то обществе сидел небольшого роста, в ветхой одежде, пустынный монах, который своею мудрою беседою всех образованных собеседников своих привел в такое положение, что они не знали, что ему отвечать.

Сам капитан рассказывал: «Мы были безответны, дураки пред ним!» Отец Герман сделал им всем один общий вопрос: «Чего вы, господа, более всего любите и чего бы каждый из вас желал для своего счастья?»

Посыпались разные ответы. Кто желал богатства, кто чинов, кто красавицу-жену, кто прекрасный корабль, на котором он начальствовал бы, и так далее в этом роде.

«Не правда ли, - сказал отец Герман, - что все ваши разнообразные желания можно привести к одному, что каждый из вас желает того, что, по его понятию, считает он лучшим и достойным любви?».

«Да, так» - отвечали все.

«Что же, скажите, - продолжал он, - может быть лучше, выше всего, всего превосходнее и по преимуществу достойнее любви, как не сам Господь наш Иисус Христос, Который нас создал, украсил такими совершенствами, всему дал жизнь, все содержит, питает, все любит. Который Сам есть любовь и прекраснее всех человеков? Не должно ли же поэтому превыше всего любить Бога, более всего желать и искать Его?».

Все заговорили: «Ну, да! Это разумеется! Это само по себе!»

«А любите ли вы Бога?» - спросил тогда старец.

Все отвечали: «Конечно, мы любим Бога. Как не любить Его?».

«А я, грешный, более сорока лет стараюсь любить Бога, а не могу сказать, что совершенно люблю Его», - возразил им отец Герман и стал объяснять, как должно любить Бога. «Если мы любим кого,- говорил он, - мы всегда поминаем того, стараемся угодить тому, день и ночь наше сердце занято тем предметом. Так же ли вы, господа, любите Бога? Часто ли обращаетесь к Нему, всегда ли помните Его, всегда ли молитесь Ему и исполняете Его святые заповеди?».

Должны были признаться, что нет.

«Для нашего блага, для нашего счастья, - заключил старец, - дадим себе обет, что по крайней мере от сего дня, от сего часа, от сей минуты будем мы стараться любить Бога уже выше всего и исполнять Его святую волю!»

Вот какой умный, прекрасный разговор вел отец Герман в обществе. Без сомнения, этот разговор должен был запечатлеться в сердцах слушателей на всю их жизнь!

Вообще отец Герман был словоохотлив, говорил умно, дельно и назидательно, более всего о вечности, о спасении, о будущей жизни, о судьбах Божиих. Много рассказывал из житии святых, из Пролога, но никогда не говорил ничего пустого. Так приятно было его слушать, что беседующие с ним увлекались его беседою и нередко только с рассветом дня нехотя оставляли его, свидетельствует креол Константин Ларионов.

Чтобы несколько выразить самый дух учения отца Германа, мы приведем слова собственноручного письма его. «Истинного христианина, - писал он, - делают вера и любовь ко Христу. Грехи наши нимало христианству не препятствуют, по слову Самого Спасителя. Он изволил сказать: не праведныя приидох призвати, но грешныя спасти. Радость бывает на Небеси о едином кающемся более, нежели о девятидесяти праведниках. Также о блуднице, прикасающейся к ногам Его, фарисею Симону изволил говорить: имеющему любовь, многий долг прощается, а с не имеющего любви и малый долг взыскивается». Этими и подобными им рассуждениями христианин должен приводить себя в надежду и радость, и отнюдь не внимать наносимому отчаянию; тут нужен щит веры.

Грех любящему Бога не что иное, как стрелы от неприятеля на сражении. Истинный христианин есть воин, продирающийся сквозь полки невидимого врага к Небесному своему отечеству, по Апостольскому слову: отечество наше на Небесах. А о воинах говорит: «несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем» (Еф. 6, 12).

Пустые века сего желания удаляют от отечества, любовь к тем и привычка одевают душу нашу как будто в гнусное платье; оно названо от Апостолов «внешний человек». Мы, странствуя в путешествии сей жизни, призывая Бога в помощь, должны гнусности той совлекаться, а одеваться в новые желания, в новую любовь будущего века и через то узнавать наше к Небесному отечеству приближение или удаление, но скоро сего сделать невозможно, а должно следовать примеру больных, которые, желая любезного здравия, не оставляют изыскивать средств для излечения себя. Я говорю не ясно».

Ничего не искав для себя в жизни, давно уже, при самом прибытии в Америку, по смирению отказавшись от сана иеромонаха и архимандрита и оставшись навсегда простым монахом, отец Герман без малейшего страха пред сильными ревновал всем усердием по Боге. С кроткою любовью обличал он многих в нетрезвой жизни, недостойном поведении и притеснении алеутов, и все это - невзирая на чины и звания.

Обличаемая злоба вооружилась против него, делала ему всевозможные неприятности и клеветала на него. Клеветы были так сильны, что часто даже люди благонамеренные не могли заметить той лжи, которая в доносах на отца Германа скрывалась под покровом наружной правды, и поэтому должно сказать, что только один Господь сохранял старца.

Правитель колоний Я., еще не увидев отца Германа и только по одним наговорам на него, писал в Петербург о необходимости его удаления, объясняя свое прошение тем, будто он возмущает алеутов против начальства. Священник, приехавший из Иркутска с большими полномочиями, наделал отцу Герману много огорчений и хотел отправить его в Иркутск, но правитель колоний Муравьев защитил старца. Другой священник М. прибыл на Еловый остров с правителем колоний И. и служителями Компании обыскивать келию отца Германа, предполагая найти у него большое имущество. Когда не нашли ничего ценного, вероятно с дозволения старших, служитель Пономарьков стал топором выворачивать половые доски. «Друг мой, - сказал тогда ему Герман, - напрасно ты взял топор, это орудие лишит тебя жизни». Через короткое время потребовались люди в Николаевский редут и поэтому из Кадьяка послали туда русских служителей, в числе их Пономарькова. Там-то и сбылось предсказание отца Германа: кенайцы ему, сонному, отрубили голову.

Много великих скорбей понес отец Герман и от бесов. Это он сам открыл своему ученику Герасиму, когда тот, войдя к нему в келию без обычной молитвы, на все вопросы свои не получил ответа и на другой день спросил его о причине вчерашнего молчания.

«Когда я пришел на этот остров и поселился в этой пустыне, - отвечал ему тогда отец Герман, - много раз бесы приходили ко мне как будто для надобностей то в виде человеческом, то в виде зверей, тогда я много потерпел от них и разных скорбей, и искушений, поэтому-то я теперь и не говорю с теми, кто войдет ко мне без молитвы».

Посвятив себя совершенно на служение Господу, ревнуя единственно о прославлении Его Всесвятого Имени, вдали от родины, среди многообразных скорбей и лишений, десятки лет проведя в высоких подвигах самоотвержения, отец Герман был сподоблен от Господа многих благодатных даров.

Среди Елового острова по горе сбегает ручей, устье которого всегда покрыто бурунами. Весной, когда появлялась речная рыба, старец отгребал песок из устья, чтобы можно было пройти рыбе, и рвущаяся на нерест рыба устремлялась в реку. Сушеною рыбою кормил отец Герман птиц, и они во множестве обитали около его келий. Под келией у него жили горностаи. Этот маленький зверек, когда ощенится, недоступен, а отец Герман кормил его из рук. «Не чудо ли это мы видели?» - говорил его ученик Игнатий. Видели также, что отец Герман кормил медведей. Со смертью старца и птицы, и звери удалились, даже род его не давал никакого урожая, если кто самовольно держал его, утверждал Игнатий.

Однажды на Еловом острове сделалось наводнение. Жители в испуге прибежали к старцу, тогда он взял из дома своих воспитанников икону Божией Матери, вынес ее, поставил на мели (лайде) и стал молиться. По окончании молитвы, обратившись к присутствующим, сказал: «Не бойтесь, далее места, где стоит святая икона, не пойдет вода». Исполнилось слово старца. Затем, обещая такую же помощь от святой иконы и на будущее время заступлением Пренепорочной Владычицы, поручил он ученице своей Софье в случае наводнения ставить икону на лайду. Икона эта хранится на острове.

Барон Ф. П. Врангель по просьбе старца писал под его диктовку письмо одному из митрополитов (имя его осталось неизвестно). Когда письмо было окончено и прочитано, старец поздравил барона с чином адмирала. Изумился барон: это для него была новость, которая действительно подтвердилась только через долгое время, при выезде его в Петербург.

Жаль мне тебя, любезный кум, - говорил отец Герман правителю Кашеварову, у которого он принимал от купели сына, - жаль, смена тебе будет неприятная!» Года через два Кашеваров был связан во время смены и отправлен на остров Ситху.

За год до получения в Кадьяке известий о смерти высокопреосвященного митрополита (имя его неизвестно), отец Герман говорил алеутам, что их большой духовный начальник скончался.

«Часто говорил старец, что в Америке будет свой архиерей, тогда как об этом никто и не думал, - рассказывал преосвященный Петр, - но пророчество это в свое время сбылось».

«После смерти моей, - говорил отец Герман, - будет повальная болезнь, и умрет от нее много людей, и русские объединят алеутов».

Действительно, кажется через полгода по его кончине, было оспенное поветрие, смертность от которого в Америке была поразительная: в некоторых селениях оставалось в живых только по несколько человек. Это побудило колониальное начальство объединить алеутов. Тогда из двадцати алеутских селений образовалось семь.

«Хотя и много времени пройдет после моей смерти, - говорил отец Герман, - но меня не забудут, и место жительство моего не будет пусто. Подобный мне монах, убегающий славы человеческой, придет и будет жить на Еловом, и Еловый не будет без людей».

«Миленький, - спрашивал отец Герман креола Константина, когда тому было не более двенадцати лет от роду, - как ты думаешь, часовня, которую теперь строят, останется ли втуне?» «Не знаю, апа», - отвечал малютка. «Я, действительно, - говорил Константин, - не понял тогда вопроса, хотя весь разговор со старцем живо запечатлелся в моей памяти». Старец же, несколько помолчав, сказал: «Дитя мое, помни, что на этом месте со временем будет монастырь».

«Пройдет тридцать лет после моей смерти, все живущии теперь на Еловом острове перемрут, ты останешься жив и будешь стар и беден, и тогда вспомнят меня», - говорил отец Герман ученику своему, алеуту Игнатию Алиг-яге.

«Когда я умру, - говорил старец своим ученикам, - вы похороните меня рядом с отцом Иоасафом. Моего быка убейте; мне довольно послужил. Похороните же меня одни и не сказывайте о моей смерти в гавань: гаваньские не увидят моего лица. За священником не посылайте и не дожидайтесь его: не дождетесь. Тела моего не обмывайте, положите его на доску, сложите на груди руки, закутайте в мантию, ее воскрылиями и клобуком покройте мое лицо и голову. Если кто пожелает проститься со мной, пусть целует крест, лица моего никому не показывайте. Опустив на землю, покройте меня бывшим моим одеялом».

Приближалось время отшествия старца. В один из дней приказал он ученику своему Герасиму зажечь свечи пред иконами и читать Деяния Апостольские. Через некоторое время лицо его просияло и он громко произнес: «Слава Тебе, Господи!» Потом, приказав прекратить чтение, объявил, что Господу было угодно еще на неделю продлить его жизнь.

Через неделю опять по его приказанию были зажжены свечи и читали Деяния святых Апостолов. Тихо преклонил старец свою голову на грудь Герасима, келия наполнилась благоухания, лицо его просияло, и в то же мгновение отца Германа не стало. Так блаженно почил он сном праведника на восемьдесят первом году своей многотрудной жизни, 13 декабря 1837 года.

Несмотря на предсмертную волю отца Германа, ученики его не решились хоронить старца, не дав о том знать в гавань; неизвестно почему не убили они и быка. Посланный с печальной вестью возвратился из гавани, сообщив, что правитель колонии Кашеваров запретил хоронить старца до его приезда. Там же, в гавани, был заказан для усопшего лучший гроб, который должен был доставить на Еловый священник. Но все эти распоряжения были противны воле почившего. И вот подул страшный ветер, полил дождь, сделалась ужасная буря. Невелик был переезд из гавани на Еловый, всего часа два пути, но никто не решался пуститься в море в такую погоду. Так было целый месяц, и все это время тело отца Германа лежало в теплом доме его воспитанников, лицо его не изменилось и от тела не было ни малейшего запаха.

Наконец с опытным стариком Козьмою Училищевым был доставлен; из гаваньских никто не приехал, и жители острова одни предали земле бренные останки своего старца. Та исполнилось последнее желание отца Германа. Бык отца Германа на другой день по его смерти ударился головой о дерево и свалился на землю мертвый.

В самый день смерти старца в селении Катани на Афогнаке виден был над Еловым необыкновенный светящийся столб до неба. Пораженные чудесным явлением креол Герасим Вологдин и жена его Анна стали молиться со словами: «Видно отец Герман оставил нас». Этот светящийся столб видели и другие. В тот же вечер в другом селении на Афогнаке видели человека, поднимавшегося к облакам над Еловым островом.

Похоронив старца, ученики поставили над его могилой простой деревянный крест. Позже на этом месте был воздвигнут храм, освященный во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.

Видев славную подвигами жизнь отца Германа, видев его чудеса, видев исполнение его пророчеств и, наконец, его блаженное успение, «все местные жители, - свидетельствует преосвященный Петр, - вполне уверены в его богоугождении».

В 1842 году, через шесть лет по преставлении старца, плывя морем на Кадьяк и находясь в крайней опасности, высокопреосвященный Иннокентий, архиепископ Камчатский и Алеутский, воззрев на остров Еловый, сказал в уме своем: «Если ты, отец Герман, угодил Господу, то пусть переменится ветер!» И точно, не прошло кажется и четверти часа, рассказывал впоследствии высокопреосвященный, как ветер сделался попутным, и они благополучно пристали к берегу. В благодарность за избавление архиепископ Иннокентий сам отслужил на могиле блаженного панихиду.

В 1867 году один из аляскинских епископов составил записку о житии преподобного Германа и о случаях чудотворения по его молитвам, которые еще долго после его блаженной кончины записывались доброхотами. Впервые житие преподобного Германа было опубликовано на Валааме в 1894 году. В 1927 году русский архимандрит Герасим (Шмальц) прибыл на остров Еловый и остался там до конца своих дней. В 1952 году им были составлены житие и акафист преподобному, а через семь лет им же мощи преподобного Германа были открыты и перенесены в специально построенную небольшую часовню.

9 августа 1970 года, на день памяти святого великомученика и целителя Пантелеймона, на острове Кадьяке было совершено прославление преподобного Германа. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 1 декабря 1970 года имя преподобного Германа Аляскинского было включено в месяцеслов. В 1984 году преподобный Герман прославлен вместе со всеми Сибирскими святыми. Его изображение есть на общей иконе Сибирских святых.

Блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского

Блаженный Николай Кочанов, Христа ради юродивый Новгородский († 1392), родился в Новгороде в семье богатых и знатных родителей. С юности возлюбив благочестие, он усердно ходил в храмы, любил молитву и пост. Видя его добродетельную жизнь, люди начали восхвалять его. Блаженный, испугавшись славы «от человек», начал юродствовать ради Господа. В одном рубище в лютые морозы он бегал по городу, терпя побои, обиды, насмешки. Блаженный Николай и другой новгородский юродивый блаженный Феодор (память 19 января) вели себя как непримиримые враги и тем самым наглядно показывали новгородцам пагубность их междоусобной распри.

Однажды, догоняя своего мнимого противника, блаженный Николай пошел по Волхову, как по суше, и бросил в блаженного Феодора кочан капусты, отчего и был назван Кочановым. Блаженного Николая прославил Господь даром чудес и прозорливости. Так, прогнанный слугами с одного званного пира, он ушел, но вместе с ним исчезло вино из бочек, и только по возвращении юродивого, по его молитве, оно обрелось вновь. По кончине блаженный Николай был погребен в конце кладбища, расположенного вокруг Яковлевского собора.

Мощи блаженного Николая почивают под спудом в построенной над его могилой церкви великомученика Пантелеймона.