Трудовая деятельность в лагере. Как организовать лагерь труда и отдыха В лагерях труда и отдыха отдохнут дети

03.03.2020

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся - основная общеобразовательная школа № 14 «Подросток»

Согласовано: Утверждаю:

Савельева Т.С. Директор МБОУ «СУВУ №14

Мая 2017 г. «Подросток»

В.М. Максимова

ПРОГРАММА лагеря труда и отдыха

"Команда твоего успеха"

Информационная карта

Полное название программы

Программа лагеря труда и отдыха «Команда твоего успеха »

Мелехина Татьяна Серафимовна

Территория, представившая программу

РФ, г. Чусовой, Пермский край, МБОУ «СУВУ № 14 «Подросток»

Адрес организации

г. Чусовой, ул. Ленина, д.12

Телефон организации

Форма проведения

Лагерь труда и отдыха

Цель программы

Специализация программы

Историко - экологическая

Сроки проведения

Место проведения

МБОУ «СУВУ № 14 «Подросток»

Общее количество участников, возраст

15 человек (12 - 14 лет)

Программа содержит: пояснительную записку; мероприятия, реализующие программу; ожидаемые результаты и условия реализации.

Пояснительная записка

Актуальность.

Летние каникулы - время для организации труда и отдыха подростков, это лучшая пора для совершенствования возможностей ребёнка, вовлечения его в новые социальные связи, удовлетворения его интересов и потребностей. Лагерь труда и отдыха - одна из форм организации производительного труда подростков. Формирование всесторонне развитой личности - процесс непрерывный. Полученные подростками во время учебного года знания по проектной деятельности, приобретенные ими умения и навыки, сложившиеся привычки будут реализованы в процессе работы над проектом «Благоустройство школьного двора». Актуальность выбранной темы вызвана отсутствием благоустройства и озеленения двора. Проект направлен на развитие творческого личного потенциала, на умение работать в команде. Проект предполагает выполнить программу благоустройства школьного двора, используя коллективно-творческую деятельность детей, родителей и учителей. Проект позволит объединить усилия участников образовательного учреждения, направленных на эстетическое оформление и озеленение школьного двора.

Данная программа предусматривает организацию занятости и отдыха детей школьного возраста в условиях трудового лагеря.

Цель программы:

Создание оптимальных условий для самореализации подростков посредством социально-значимой трудовой деятельности и активного отдыха.

Задачи программы:

Способствовать трудовому воспитанию подростков, укреплению их здоровья.

Развитие самостоятельности и активности.

Формирование опыта социального взаимодействия.

Развитие практических умений и навыков в различных видах трудовой, познавательной и проектной деятельности.

Объединение усилий участников образовательного учреждения, направленных на эстетическое оформление, озеленение и

Данная программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные виды оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях трудового лагеря.

Данная программа разновозрастная.

Основные принципы работы лагеря:

Принцип коллективности - создание условий, способствующих развитию коммуникабельности подростков, умения работать в команде.

Принцип максимальной занятости подростков в летний период.

Принцип сотрудничества - определение общих целей и задач педагогов и подростков, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

Реализация программы включает:

Подготовительный этап.

Подбор кадров.

Проведение семинаров с работниками лагеря, инструктивных совещаний.

Подготовка методических материалов.

Подготовка материально-технической базы.

Организационный этап.

Формирование отряда.

Знакомство с режимом работы лагеря и его правилами.

Оформление уголка отряда.

Основной этап.

Трудовые дела по плану.

Досуговые мероприятия.

Методическая работа с воспитателями.

Заключительный этап.

Закрытие смены.

Обобщение итогов деятельности.

Фотоотчёт.

Сбор отчетного материала.

Режим дня.

8.30 - приём детей.

9.00 - зарядка.

9.30 - завтрак.

10.00 - трудовая деятельность.

13.00 - обед.

13.30 - КТД.

15.00 - уход домой.

Кадровое обеспечение .

Начальник лагеря - Мелехина Татьяна Серафимовна, учитель истории и обществознания МБОУ «СУВУ №14 «Подросток».

Воспитатель: Швецова Елена Александровна.

ПРОЕКТНАЯ деятельность .

Летний мини-проект «БЛАГОУСТРОЙСТВО

ШКОЛЬНОГО ДВОРА»

Паспорт мини-проекта

1. Название мини - проекта: «Благоустройство школьного двора»

2. Руководитель проектного коллектива: Мелехина Татьяна Серафимовна, учитель истории и обществознания МБОУ «СУВУ №14 «Подросток», г. Чусовой, Пермский край.

3. Мини - проект:

Реализация: (май - июнь 2017).

Рассчитан на детей: 12 -15 лет.

Стоимость:

4. Состав проектной группы:

Мелехина Татьяна Серафимовна, руководитель проекта.

Галяс Любовь, ученица 9 - б класса МБОУ «СУВУ № 14 «Подросток», г. Чусовой, Пермский край.

Постоногова Дарья, ученица 7 класса.

Антропова Александра, ученица 7 класса.

Елькина Полина, ученица 7 класса.

Беликова Арианна, ученица 7 класса.

5. Цель: выполнить программу благоустройства школьного двора, используя коллективно-творческую деятельность учителей и учеников.

6. Задачи:

Объединение усилий участников образовательного учреждения, направленных на эстетическое оформление и озеленение школьного двора.

Благоустройство школьного двора.

7. Аннотация:

Данный проект разновозрастной. Тема предлагаемого проекта «Благоустройство школьного двора». Актуальность выбранной темы вызвана отсутствием благоустройства и озеленения двора. Проект направлен на развитие творческого личного потенциала, на умение работать в команде. Проект предполагает выполнить программу благоустройства школьного двора, используя коллективно-творческую деятельность детей и учителей. Проект позволит объединить усилия участников образовательного учреждения, направленных на эстетическое оформление и озеленение школьного двора.

Цель проекта: выполнить программу благоустройства школьного двора, используя коллективно-творческую деятельность детей и учителей.

Проблема данного проекта : отсутствие благоустройства и озеленения двора.

Задачи:

Объединение усилий семей, направленных на эстетическое оформление и озеленение семейного двора.

Благоустройство школьного двора.

Ход проекта :

Подготовительный этап - мотивация проекта (май)

Проектировочный этап - схема проекта (май)

Практический этап - реализация проекта (июнь 2017)

План мероприятий:

Покупка рассады.

Сбор пластиковых бутылок.

Изготовление цветочных клумб из пластиковых бутылок.

Обработка почвы, посадка цветов.

Уход за клумбами (дизайн, полив цветов)

Оформление дорожки между клумбами галькой.

Изготовление изгороди.

Изготовление скамейки.

Аналитический этап - анализ промежуточных результатов работы.

Заключительный этап - конечный результат (конец июня)

Результаты проекта:

Улучшение и благоустройство территории школьного двора.

Повышение уровня формирования экологической культуры, чувства личной ответственности за состояние школьного двора.

Активизация деятельности детей в летний период.

Место реализации проекта: территория школьного двора по улице Ленина, 12,

г. Чусовой, Пермский край.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ деятельность.

Специализация - история, экология.

Формы:

1. Выпуск газет, листовок.

2. Исследовательская деятельность.

3. Наблюдение.

4. Создание макетов.

5. Лабиринты - упражнения.

6. Викторина.

7. Практикумы.

ТРУДОВАЯ деятельность

Трудовое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в соответствующую их возрасту трудовую деятельность.

Виды трудовой деятельности: труд по самообслуживанию (ремонт учебно-наглядных пособий, книг в школьной библиотеке, мебели, инвентаря); общественно полезная работа по благоустройству школьной территории, по сбору вторичного сырья, лекарственных растений; общественно полезный, производительный труд.

Говоря о значении общественно полезного труда детей в лагере, я имею в виду два аспекта. Первый состоит в пользе труда, т. е. в получении конкретного предметного результата произведенной детьми работы. Второй связан с воспитанием и его целью - формированием всесторонней, гармонично развитой личности.

Календарный план лагерной смены

Мероприятия

Ответственный

Открытие лагерной смены

актовый зал,

школьный двор

1. Инструктаж по ПДД, инструктажи по правилам поведения в ЛТО.

2. Трудовой десант по уборке пришкольного участка.

3. Организация проекта по благоустройству школьного двора.

4. Открытие лагерной смены.

Мелехина Т.С.

Всемирный день защиты слонов в зоопарках

библиотека,

школьный двор

1. Инструктаж по безопасному выполнению отдельных видов работ.

2. Час труда - подготовка участка под клумбу, саженцы, поливка клумбы.

3. Библиотечный час «Интересные факты о слонах».

4. Практикум «Слоновые» + документальный фильм «Слоны».

Швецова Е.А.

Мелехина Т.С.

День цветка

школьный двор

1. Фотоколлаж «Красота родного края».

2. Сбор лекарственных растений.

3. Создание макета - цветы на клумбе.

4. Час труда. Проект «Благоустройство школьного двора».

5. КТД «Гербарий своими руками».

Швецова Е.А.

Мелехина Т.С.

День памяти и скорби.

актовый зал,

школьный двор

1. Выпуск листовок «День памяти и скорби».

2. Лабиринты - упражнения по основным событиям Великой Отечественной войны.

3. Час труда - проект «Благоустройство школьного двора».

4. Фильм о войне «Девочка ищет отца».

Швецова Е.А.

Мелехина Т.С.

Международный

олимпийский день

актовый зал,

школьный двор

1. Час общения - «История олимпийских игр».

2. КТД «Мы - олимпийцы».

3. Олимпийский десант по благоустройству школьного двора.

Швецова Е.А.

Мелехина Т.С.

День природы

актовый зал,

школьный двор

1. Поделки из вторсырья «Второе дыхание».

2. Час экологии. Экологический конкурс «Жили - были птицы, рыбы, звери».

Швецова Е.А.

Мелехина Т.С.

День рыболовства

библиотека,

школьный двор

1. Библиотечный час «История и традиции праздника».

2. КТД. Состязания по «рыбной ловле».

3. Проект «Благоустройство школьного двора».

Швецова Е.А.

Мелехина Т.С.

День истории

актовый зал,

школьный двор

1. Исследование «Значение фамилии».

2. Час труда на пришкольном участке - работа над проектом.

3. Викторина - конкурс «Конституция РФ».

Швецова Е.А.

Мелехина Т.С.

Экодень

актовый зал,

школьный двор

1. Проект «Благоустройство школьного двора»: итоги, презентация.

2. Библиотечная экокопилка.

3. Час экологии. Экологический конкурс по страницам Красной книги - «Они просят защиты».

Швецова Е.А.

Мелехина Т.С.

Закрытие лагерной смены

актовый зал,

школьный двор

1. Закрытие лагеря, подведение итогов, награждение.

2. Фестиваль детских идей.

Швецова Е.А.

Мелехина Т.С.

Материально - техническое обеспечение .

Материально - техническое оборудование спортивной площадки: стадиона при школе.

Канцелярские принадлежности: цветная бумага, карандаши, фломастеры, маркеры.

Сведения об участниках :

Учащиеся образовательного учреждения в возрасте от 12 до 15 лет.

Сроки и условия пребывания .

Программа реализуется в течение одной лагерной смены с 19 июня по 30 июня 2017 года. В лагере один отряд из 15 человек.

Перечень предоставляемых услуг.

Оздоровление детей.

Режим питания.

Воздушные процедуры.

Организация досуга.

Воспитательные мероприятия.

Трудовое воспитание.

Трудовая деятельность.

Проектная деятельность.

Ожидаемые результаты.

1. Приобретение подростками практических умений и навыков в различных видах трудовой, проектной, творческой деятельности.

2. Приобретение подростками опыта социального взаимодействия.

3. Общее оздоровление подростков.

4. Проект «Благоустройство школьного двора».



Лагерь труда и отдыха - распространенная ранее форма организации общественно полезного труда старшеклассников. Учащиеся старших классов городских школ работали в лагерях труда и отдыха только в летнее время и, как правило, в сельскохозяйственном производстве. Основная задача лагеря - воспитать у школьников любовь и уважение к труду, развить их общественную активность.

Лагеря труда и отдыха создавались на базе колхозов , совхозов , лесхозов, а также на промышленных предприятиях, учебно-производственных комбинатах, в сферах обслуживания. Их создавали отделы народного образования, обкомы и райкомы профсоюзов совместно с базовыми предприятиями и комсомольскими организациями.

Сельскохозяйственное предприятие, на базе которого организуется лагерь, создавало необходимые условия для труда и отдыха школьников: выделяло для жилья здание, обеспечивало постельными принадлежностями, хозяйственным, культурным и спортивным инвентарем, организовывало питание. Многие хозяйства строили и оборудовали для школьников стационарные лагеря со спальными корпусами, душевыми, столовыми, спортивными площадками. Были и палаточные лагеря. Иногда учащихся размещали в сельских школах, интернатах, общежитиях. Многие школьные коллективы поддерживали связи с одними и теми же колхозами или совхозами.

Продолжительность рабочего дня зависит от возраста школьников и вида работ, но не превышает 4 ч. Учащиеся допускаются к работе только после занятий по технике безопасности.

В лагере организуется соревнование между коллективами учащихся (бригадами, отделениями, звеньями) и между школьниками. В обязательствах по соревнованию основное внимание уделяется качеству работы, культуре труда, строгому соблюдению техники безопасности, трудовой дисциплине, организации культурно-массовой и спортивной работы.

Высший орган самоуправления в лагере труда и отдыха - общее собрание. Текущей работой руководит совет (штаб) во главе с председателем (командиром). Совет распределяет работу между бригадами, организует соревнование, дежурство и самообслуживание в лагере, участвует в разработке распорядка дня, проводит политико-воспитательную, культурно-массовую, спортивную работу. В лагере создается педсовет, который решает вопросы производственной и воспитательной работы. Работой педсовета руководит начальник лагеря.

За выполненную работу школьники получают вознаграждение в соответствии с действующим законодательством. Не более 50% заработанных учащимися средств идет на возмещение затрат по содержанию лагеря, остальные расходы распределяются по решению общего собрания.

Лагеря труда и отдыха впервые стали создавать в 1965–1967 гг. в Донецкой, Московской и ряде других областей на базе колхозов и совхозов. Летом 1981 г. в стране действовало около 29 тыс. лагерей труда и отдыха, объединявших около 3 млн школьников.

В некоторых областях РСФСР, Украины, Казахстана ежегодно проводились смотры-конкурсы лучших лагерей труда и отдыха. По итогам летней трудовой четверти лагеря награждались призом ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения СССР, ВЦСПС «Герои труда - лучшему лагерю труда и отдыха», вымпелом ЦК ВЛКСМ «Лучшему лагерю труда и отдыха».

По словам многих детских психологов и педагогов, переходный возраст - это очень сложное и трудное время. Но это ещё и возраст, когда точно знаешь, что мир вокруг потрясающе интересен и просто-таки необъятен.

Нынешним летом подростки, если повезет, смогут не просить денег у родителей, так как у них есть возможность отправиться в трудовой лагерь. Уже за полгода до начала каникул некоторые родители начали записывать туда своих чад. Давайте выясним, чем же привлекает подростков "работа летом".

Трудовой лагерь - всё, как у взрослых

"Работа за гроши" для молодых людей не самый лучший вариант. Тем не менее лагеря труда и отдыха (ЛТО), которые возродились относительно недавно после многих лет забвения, хоть и не сделают ваших детей миллионерами, но все же на них у родителей бешеный спрос. Подростки разделяют такую позцию. Так в чем же дело?

От работ, которые выполняет ребенок, будет зависеть и его заработок, а также на него влияют и возможности, которыми располагает сам трудовой лагерь. То есть чем лучше устроишься, тем лучше платят, как и во взрослой жизни. Благо, сейчас выбор есть, в последние годы список предприятий, которые готовы предоставить рабочие места подросткам летом, значительно увеличился.

И денежно, и приятно

По словам специалистов в области образования, самый большой спрос — на детские трудовые лагеря, в которых выполняют посильную для их возраста работу: собирают спелые ягоды, пропалывают грядки. Конечно, собирать ягоды приятнее, чем пропалывать грядки, но за прополку платят больше. Кому что нравится. И главное, что это будет происходить среди сверстников. То, что больше всего нужно в данном возрасте - своя среда.

Занимаем места

Детские трудовые лагеря могут быть с дневным или круглосуточным пребыванием. В основном в них отдыхают и работают подростки в возрасте 14-18 лет. Можно также найти трудовой лагерь для школьников и в загородных оздоровительных учреждениях, здесь можно совместить и профориентацию, и отдых. Но на такое трудовое лето большой спрос, поэтому лучше договариваться раньше. Еженедельно проводятся культурно-массовые мероприятия, в том числе спортивные турниры и праздники. Летний трудовой лагерь для подростков, которые уже чувствуют себя почти взрослыми, - идеальный вариант. Многие дети с удовольствием идут туда, где можно попробовать свои силы в разной деятельности, которая будет полезна не только для них, но и для общества.

Трудовые лагеря процветают

Найти информацию и данные про каждый трудовой лагерь для подростков можно во всех городских и районных управлениях образования, а также и в обычных средних школах. Словом, и сами подростки, и их родители могут легко найти, куда можно обратиться с этим вопросом.

Ребенок сам может выбрать, какой работой он может заняться. Предлагают занятость по благоустройству территории лагеря или предприятия: мелкий ремонт и строительство досуговых и спортивных площадок, хозяйственных помещений, поддержание чистоты в корпусах и на территории, Еще можно поработать в сельскохозяйственном секторе. Это уход за различными с/х культурами: посадка, прополка, полив.

О чём не стоит забывать

Конечно, трудовая подобная деятельность регламентируется нормативными документами по организации труда детей. Отдыхать и трудиться ребенка можно отправить не раньше, чем ему исполнится 14 лет. Трудовой лагерь для школьников предлагает занятость на основании гражданско-правовых договоров. Но заключение такого договора возможно только лишь с детьми, которым уже исполнилось 16 лет. Если ребенок младше, трудовой лагерь потребует письменное согласие одного из родителей или законного представителя. Также может потребоваться разрешение врача, подтверждающее, что нет проблем со здоровьем. Как и всегда, трудовой договор подписывается в двух экземплярах, один из которых остается у работника-подростка, а другой - у работодателя. По этому договору наниматель обязан выплачивать ребенку зарплату за работу в зависимости от ее сложности, качества, квалификации работника и с учетом фактически отработанного времени.

Дети будут выполнять строго нормированную, посильную работу в условиях, которые оговорены специальными законами и нормативными актами. И вот даже при том что дети будут заняты размер заработка выплачивается соответствует доходам работников таких же категорий при полном рабочем дне. Также оплачивается труд школьников по сдельным расценкам, которые действуют для взрослых.

Планы на ближайшее время

Трудовой лагерь для школьников станет широко распространенным явлением. Такие места отдыха планируется открыть во всех регионах страны. И не только в городах, но в сельской местности, где дети часто помогают при сборе урожая или же по хозяйству. В стационарные оздоровительные учреждения можно отправить детей до 14 лет, а вот ребята постарше могут поехать в трудовой лагерь для подростков. В большинстве случаев это частные предприятия, которые сотрудничают с администрацией города или села. Разнообразные программы и виды работ, которые они предлагают, ориентированы на определенный возраст. В ближайшее время планируют создать трудовые лагеря, отправляя в которые детей, можно быть уверенным, что они будут среди сверстников, и им будут предложены работы с учетом их интересов и особенностей. Так как ребята будут заняты неполный рабочий день, они смогут на досуге сходить в кафе, посетить парк или прогуляться по магазинам. Конечно, до какой степени предоставлять ребенку свободу, следует оговаривать при подписании договора.

Огромная польза

Подчеркнем также и пользу от такой работы для подростков. Теперь у детей, вместо обычного шатания по улицам, будет Такой труд подготовит их к ответственности, которая ждет детей в дальнейшей жизни. Главные цели, которую преследует трудовой лагерь для школьников: формирование нормативного поведения, коррекция поведенческих стереотипов несовершеннолетних, приобщение к производственным отношениям и дисциплине, привитие трудового навыка. Не стоит забывать, что каждая семья - отдельный мир. Есть родители, которые могут отправить свое чадо на море, а другие думают, как его прокормить. Для таких семей летний трудовой лагерь - самый лучший вариант, потому что ребенка там покормят. Также нельзя сбрасывать со счетов и для подростков будет организована не более 4 часов в день по направлениям, которые сам ребенок и выбирает. Также очень важен и который в данном случае будет состоять из сверстников.

Кто-то может сказать, что в трудовой лагерь в большинстве случаев будут отправлять городских детей, так как ребята, которые живут в селе, и так летом без работы не сидят. И в этом есть доля правды - городские подростки часто находятся без присмотра и без дела.

Итоги

В летних лагерях труда и отдыха, помимо физической работы, детей ждут также групповые и индивидуальные встречи, которые совмещают в себе просветительные и профилактические беседы. В любом случае подростки не будут предоставлены сами себе и смогут не только отлично отдохнуть, но и заметно прибавить в свой кошелек наличности, чем будут особенно гордиться. Именно в летних трудовых лагерях есть возможность для детей проявить свои таланты, научиться отстаивать свою точку зрения, уважать мнение других, спорить и вместе достигать какой-либо цели.

Как организовать лагерь труда и отдыха

Ксения КРОТОВА ,
заместитель директора по научно-методической работе гимназии № 1516

Марина ГОРБАЧЁВА ,

Марат КУТНАЕВ ,
заместитель директора по воспитательной работе гимназии № 1516

Вот почти и пролетел учебный год, как обычно быстро и незаметно… Ещё совсем немного времени - и позади останутся школьные экзамены, выпускной вечер. Кто-то уйдёт из школы навсегда, ну а кому-то в сентябре вновь возвращаться в класс, оставив в памяти яркие . Как сделать их незабываемыми? Можем ли мы, взрослые, помочь ребятам организовать свой, почти самостоятельный, отдых? Можем. Конечно, нелегко и даже немного страшно начинать всё в первый раз, да и выбрать среди огромного количества возможностей тот вид летнего отдыха, который подходит именно вашей школе, сложно, но ведь результат усилий того стоит? Тем более что наградой вам будет… Впрочем, о наградах чуть позже.

Итак, что же выбрать? Зарубежную стажировку, туристическую поездку, морской круиз? Может быть. Но мы хотим предложить вам организовать труда и отдыха (ЛТО). Почему? Да потому, что он так напоминает детство, потому, что ребята там действительно трудятся и отдыхают, а главное, чувствуют себя взрослыми, ответственными за свой выбор людьми. Звучит заманчиво? Тогда начнём.

Процесс организации выездного детского лагеря условно делится на два этапа: творческий, а потому радостный и весёлый, и бюрократический - скучный, нервный. Второй этап, конечно, неприятен, но избежать его, понятное дело, невозможно. Поэтому лучше помнить, что сложно и очень трудно бывает лишь в первый раз.

Организационный этап. Подготовка и оформление документов

На этом этапе мы постараемся максимально помочь вам, не только рассказав о том, какие документы необходимо собрать, оформить и подписать, но и о том, как это сделать проще, удобнее и без лишних потерь.

Работа с различными инстанциями

Первое и, наверное, главное, что вам следует сделать на этом этапе, - это заключить договор с той сельскохозяйственной организацией, которая готова принять школьников, обеспечить их работой и, соответственно, оплатить эту работу. Мы приводим принятую сейчас форму такого договора.

ДОГОВОР НА РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ОТРЯДОМ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
на период с … по …

Мы, нижеподписавшиеся, с одной стороны (название с/х организации) в лице председателя (Ф.И.О.), с другой стороны (Ваша организация) Департамента образования города Москвы в лице директора Ф.И.О. заключили настоящий договор.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Трудовой отряд старшеклассников организуется на основании совместного решения совета школы и органов народного образования и комплектуется из учащихся 7–11-х классов на принципах добровольности.
2. Члены отряда принимаются на работу в качестве рабочих или служащих и на них распространяется действующее законодательство о труде и социального страхования.
3. Отряд старшеклассников является самостоятельной единицей. Руководитель отряда - начальник лагеря, который отвечает за всю деятельность и дисциплину, организует распределение поручений между членами отряда и совместно с руководителями хозяйства проверяет их исполнение.
4. В отряде устанавливается рабочая неделя продолжительностью 6 дней, рабочий день не более 4 часов.
5. (Ваша организация) обязуется перечислить деньги за питание преподавателей и учеников на счёт (название с/х организации).

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Администрация (ваша организация) обязуется:
1. Сформировать отряд старшеклассников не менее 80 человек для выполнения сельскохозяйственных работ в СХПК с…..по… 200 … года, обеспечив его административное руководство.

Администрация СХПК обязуется:
2. Обеспечить фронт работы отряда с нормами и условиями агротехники, закрепив за ними необходимый объём работы на весь период с указанием существующих норм и расценок.
3. Принять на работу в качестве сельскохозяйственных рабочих весь личный состав отряда по списку, предоставленному начальником лагеря.
4. Обеспечить отряд инструментами и инвентарём в количестве и в сроки, исключающие возможность простоя. В случае простоя по вине СХПК оплату производить по среднесдельным расценкам.
5. Обеспечить охрану труда и технику безопасности в соответствии с существующими требованиями, проводить инструктаж по технике безопасности при переходе с одного вида работ на другой.
6. Оборудовать лагерь в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, утверждёнными Минздравом.
7. Выделить специалистов (должность) … приказ № … от …, ответственных за материально-техническое обеспечение подготовки фронта работ, охрану труда и технику безопасности, за подготовку и содержание лагеря.
8. Производить при необходимости перевозку членов отряда к месту работы и обратно на машинах, согласно соответствующим правилам.
9. За 3 дня до окончания работы хозяйство обязано подготовить соответствующие документы для окончательного расчёта и произвести его полностью до отъезда.
10. На основании методического указания Главного санитарного управления Минздрава от 17.01.78 г. № 1818/78 о снижении норм для несовершеннолетних и Постановления Государственного Комитета СССР по труду о доплате несовершеннолетним за сокращённый рабочий день и в целях упорядочения оплаты снизить нормы выработки на 20%.

Примечание
1. Администрация СХПК проводит автобусные экскурсии по достопримечательностям района.
2. При качественном выполнении плана администрация СХПК награждает отряд согласно условиям соревнования.
3. Администрация школы оставляет за собой право закрыть ЛТО в случае невыполнения договора.
4. Администрация СХПК обязуется обеспечить охрану территории лагеря в дневное и ночное время нарядом милиции.

Председатель СХПК … « … » … 200 … г.

Директор школы … « … » … 200 … г.

Затем вам необходимо оформить и подписать в округе или департаменте заявку на финансирование вашего летнего лагеря. Мы предлагаем вам ту форму, которую сами используем каждый год.

НАЧАЛЬНИКУ …

ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ …

ЗАЯВКА
Прошу вас организовать на базе школы № … выездной трудовой лагерь на группу учащихся в количестве … человек на 1 (или более) смену (указываете период).

Место дислокации лагеря: …

Директор школы № …

Подпись …

После выполнения всех вышеперечисленных действий вы составляете смету расходов и переходите к следующему пункту организационного этапа.

Работа с детьми

Как правило, найти желающих поехать в летний лагерь не составляет труда. Однако ребята должны осознать свой выбор. Поможет им это сделать заявление, которое вам необходимо собрать со всех, кто собирается в лагерь.

Начальнику лагеря труда и отдыха

школы № … Ф.И.О. … от ученика(цы) (фамилия, имя) … класса …

ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу зачислить меня в состав ЛТО на период с … по … 200 … года. Обязуюсь выполнять установленные нормы работы, соблюдать дисциплину, активно участвовать в жизни лагеря.

Подпись …

С решением сына (дочери) согласны, против отъезда ребёнка в лагерь не возражаем.

Подпись родителей …

Домашний адрес …

Домашний телефон …

Ф.И.О. матери …

место работы, должность, рабочий телефон …

Ф.И.О. отца …

место работы, должность, рабочий телефон…

Телефон, Ф.И.О. родственников, знакомых, к которым можно обратиться в случае отсутствия родителей в Москве …

Конечно, собираясь в лагерь, мы понимаем, что наши «работники» ещё всё же маленькие, и мы должны им напомнить о той одежде, которая им нужна.

Список вещей, необходимых в лагере труда и отдыха :

Рюкзак или спортивная сумка или чемодан.

Рабочая форма:

лёгкая (2 комплекта):
- Рубашка или футболка с длинным рукавом.
- Тренировочные или брюки.
- Кроссовки или кеды.
- Головной убор от солнца (2)!
- Рукавицы или перчатки!

теплая:
- Плащ или штормовка.
- Свитер или олимпийка.
- Тёплая рубашка.
- Брюки или джинсы.
- Шапка спортивная.
- Резиновые сапоги!

Одежда:
- Куртка.
- Спортивный костюм.
- Брюки, джинсы.
- Рубашки с длинным рукавом.
- Рубашки с коротким рукавом.
- Футболки.
- Шорты.
- Кроссовки или кеды, туфли или сланцы (шлёпанцы).
- Свитер.
- Носки простые (6 пар).
- Носки шерстяные (2 пары).
- Нижнее бельё.
- Купальный костюм (2).
- Туалетные принадлежности: зубная щётка, паста, мыло, мочалка, шампунь, пемза, расчёска, туалетная бумага (рулон); полотенце для лица, для ног, банное.
- Парадно-выходная одежда.
- Носовые платки (6).
- Ручка, блокнот, конверты.
- Кружка, миска, ложка.
- Игры, музыкальные инструменты.
Если есть необходимость, родителям отдать воспитателю специальные лекарства.
Деньги сдать воспитателям бригад.
Взять еду на дорогу, сухие продукты в лагерь (исключая консервы), чай, сахар.

Московское железнодорожное агентство по обслуживанию пассажиров - филиал ФГУП «Московская железная дорога»

От школы № … Департамента образования города Москвы

ЗАЯВКА НА РЕЗЕРВИРОВАНИЕ МЕСТ
Просим Вас зарезервировать … плацкартных мест (… льготных, … полных) на поезд № … (назначение поезда) отправлением « … » … 200 … года для группы учащихся школы № …

Оплату гарантируем по наличному расчёту.

Обязуемся использовать зарезервированные и оформленные в МЖА проездные документы только по прямому назначению, не допуская случаев перепродажи третьим юридическим и физическим лицам.

Проездные документы поручается получить руководителю группы … (Ф.И.О.), паспорт … выдан …

В случае нарушения нами указанных выше обязательств МЖА имеет право отказать нам в резервировании и оформлении проездных документов.

Список детей и руководителей прилагается.

Директор школы … Ф.И.О.

Подпись …

Жизнь в лагере

Вот, наконец, мы и добрались до творческого этапа подготовки летнего лагеря труда и отдыха, более интересного и весёлого. Хотя, конечно, и здесь не обойтись без чёткой организаторской работы. Мы поделимся с вами нашей системой организации лагеря. Для нас летний лагерь - это великолепная экспериментальная площадка для новых творческих дел. В течение года иногда сложно найти время для подобных экспериментов, а летом - в самый раз. Много интересных творческих дел, которые мы теперь проводим в гимназии, пришли к нам из лагеря, к большому удовольствию и ребят, и взрослых!

Перед отъездом
Ещё в Москве, на общем сборе, мы комплектуем бригады, следуя таким правилам: во-первых, наши бригады - разновозрастные. Как вы понимаете, это во многом помогает ребятам налаживать отношения, учиться дружить и помогать друг другу (конечно, мы стараемся расселять ребят по комнатам по возрасту). Во-вторых, если в лагерь едут ученики одного класса, они попадают в одну бригаду. На этом же сборе ребята сами выбирают бригадиров, но при этом учитываются рекомендации педагогов гимназии (если необходимо, бригадиры могут переизбираться).

Первый день в лагере
Первый день у нас, как и у всех, наверное, самый тяжёлый. Нужно разместиться, отдохнуть от дороги, собрать лагерь. Этим вечером ребята выбирают штаб. В него входит совет бригадиров, старший воспитатель и по два человека от каждой бригады (мы советуем ребятам выбирать представителей разного возраста, чтобы в штабе были представлены все). Штаб лагеря будет собираться каждый вечер, чтобы придумать то творческое дело, какое им бы хотелось подготовить на следующий день.

Ещё на первом общелагерном собрании мы выбираем редколлегию, как правило, в неё входят по одному человеку от бригады. Задача редколлегии - выпускать интересную, яркую, весёлую газету, в которой освещается вся наша жизнь: и работа, и развлечения, и многое-многое другое.

Мы расскажем вам о самом интересном, о творческих делах. Проводятся они во второй половине дня, после тихого часа, когда все отдохнут после утренних подвигов на полях.

Творчество
Творческие дела - это наша гордость. Наша гимназия вообще богата традициями, по сути, весь учебный год ребята и учителя к чему-нибудь готовятся и что-то репетируют: то концерт к Дню учителя, то Новогоднюю сказку, то КВН… Поэтому летом наша жизнь тоже насыщена всевозможными конкурсами, праздниками, соревнованиями и прочими весёлыми вещами. Это наш стиль, образ жизни, если хотите. Вот и получается, что у нас нет дня совершенно свободного. Все творческие дела в лагере можно разделить на три группы: традиционные (как правило, это объёмные, требующие серьёзной подготовки), «лёгкие» (на них уходит не так уж много времени) и спортивные, которые тоже, в свою очередь, можно разделить на большие и не очень.

Творческие дела
Приведём приблизительный перечень творческих дел летнего лагеря и сценарий праздника. Если вы заинтересуетесь и решите что-то использовать, мы будем только рады.

Традиционные творческие дела
- Праздник Ивана Купалы . Этот праздник - подарок воспитателей ребятам. Проводится он на рассвете, и это, как вы понимаете, добавляет ощущение романтики и очарования.
- День именинника . Участвует весь лагерь. Ребята и воспитатели готовят к торжественному празднеству свои оригинальные подарки. Здесь приветствуются юмор, задор, музыкальность, пластичность. Подарком может быть и хороший эстрадный номер, и лиричная песня, и букет полевых цветов, и маленькие живые утята, с которыми, к сожалению, всё равно придётся расстаться перед отъездом.
Сам праздник начинается ещё рано утром, минут за двадцать до подъёма. Бригада именинника готовит для всех праздничное настроение: это и море воздушных шариков, и свежие полевые цветы - словом, всё то, что может порадовать проснувшегося новорождённого. Ну, а подъём в этот день особенный: «Внимание, лагерь, человек родился!!!» Что, как вы понимаете, тоже создаёт особое настроение.
- Конкурсы «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, мы!». В этих конкурсах всё зависит от фантазии воспитателей и тех, кто отвечает за подготовку, поэтому сценария как такового не существует, разве что в голове.
- День Водолея . Уже по названию можно судить о содержании. Нам просто повезло, потому что в том месте, где вот уже несколько лет располагается наш лагерь, есть большой замечательный пруд. Как же хорошо в нём купаться в жару! А уж как дети любят плескаться! Поэтому и был ими придуман водный праздник, на котором представлены все мыслимые и немыслимые аттракционы, хоть как-то связанные с водой. Однако это совсем не значит, что День Водолея нужно проводить обязательно вблизи водоёма, забавные водные аттракционы прекрасно смотрятся около корпуса (это даже, если честно, гораздо смешнее).
- Праздник туризма немного напоминает школьный туристический слёт, только заданий и состязаний здесь хотя и немножко меньше, но зато веселей и, можно сказать, камернее.

Небольшие творческие дела
- Праздник авторской песни . Один из самых любимых. У большого вечернего Костра собираются и взрослые, и дети. Каждая бригада представляет на суд друзей одну неизвестную авторскую песню, которую и разучивает со всеми. Знаете, какое удовольствие получают маленькие ребята! Особенно когда на школьном туристическом слёте они поют у костра вместе со взрослыми, зная и узнавая знакомые песни.
- Вечер аттракционов готовят старшеклассники. Здесь тоже не бывает готовых сценариев. Каждый год прибавляются всё новые и новые конкурсы и задания, подчас оригинальнее и интереснее прошлых.
- Конкурс «С песней по жизни » делится на два тура. Первый - отборочный. Сами ребята выбирают тех, кто, на их взгляд, лучше поёт под караоке. Второй тур проходит по варианту передачи «Угадай мелодию». Побеждает самый музыкальный и сладкоголосый.
- Конкурс «Пойми меня ».
- «Радионяня ». Это одно из немногих дел, за которые отвечают воспитатели. Каждый вечер, за 5–10 минут до отбоя, начинает работать радионяня. Ласковый голос эфира пожелает ребятам спокойной ночи, расскажет сказку, споёт песню. Понятно, что всё это делается с юмором, весело. Иногда ребята пишут радионяне письма с просьбами и пожеланиями. А она им отвечает…

Спортивные игры
- Олимпийские игры . Самая зрелищная и красивая игра. Открытие Олимпийских игр проходит ночью, в окружении горящих факелов и с зажиганием традиционного олимпийского огня. Олимпийские игры проводят и готовят воспитатели. Чаще всего они (на открытии и закрытии игр) превращаются в суровых и неподкупных Богов Олимпа и одновременно - в объективных судей и страстных болельщиков.
- Открытые старты . Это игра традиционная и проводится по всем законам жанра.
- Конкурс «Играй, город » проводится обычно на первой неделе, потому что её суть - в массовости. Идея заключается в том, чтобы научить ребят играть в коллективные игры, что они с успехом и делают всё оставшееся время.
- Чемпионат лагеря по футболу .
- Чемпионат лагеря по теннису .

К сожалению, перечислить и подробно рассказать о всех творческих делах летнего лагеря, а тем более напечатать все сценарии невозможно. Но, наверное, вы и так увидели, как весело и здорово мы живём в лагере, и, может быть, мы сумели убедить вас организовать для своих ребят такой лагерь. А чтобы ребята могли и суровой зимой вспомнить чудесное лето, не забудьте наградить их, желательно каждого, ведь мы-то знаем с вами, что похвалить можно всегда, ведь каждый из них внёс свою лепту в жизнь лагеря, оставил в нём частичку своего детства… И конечно же, нельзя забывать про родителей, которые мужественно отправили свое чадо в лагерь труда и отдыха и доверили его вам!

БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО

Коллектив воспитателей «ЛТО - 2001» благодарит родителей

За храбрость и мужество в борьбе со здоровым родительским эгоизмом - отправить или не отправить;
- за щедрость, материальное вложение в экипировку «бойца ЛТО» (трусы, носки, резиновые сапоги и т.д.);
- за творческий подход к питанию и развитию мышечной массы будущего бойца на пути следования «Москва - Лебедянь» в виде продовольственного пайка, представленного: 3 горячими блюдами, 4 закусками, 7 десертами и 3 видами напитков, помноженное на количество всех бойцов ЛТО.

Благодаря такой подготовке за трудовой семестр боец собрал:

земляники …, чёрной смородины …, малины …

Начальник ЛТО …

Начальник СХПК …

Старший воспитатель …

(Кротова К. Горбачева М., Кутнаев М. Летний отдых: мифы и реальность // . – 2004. - №3. – С.168-173)

Говоря о значении общественно полезного труда детей в лагере, мы имеем в виду два аспекта. Первый состоит в пользе труда, т. е. в получении конкретного предметного результата произведенной детьми работы. Второй связан с воспитанием и его целью - формированием всесторонней, гармонично развитой личности.

Труд, точнее сказать, воспитание трудом является важным средством для осуществления этой цели. Именно поэтому мы говорим о трудовом воспитании и его задачах. Рассмотрим важнейшие из них.

Необходимо воспитывать в ребенке убеждение, что труд на благо общества является единственной морально оправданной формой существования человека, и одновременно развивать в нем потребность трудиться.

Говоря о роли труда в гармоничном развитии человека, нельзя останавливаться лишь на моральных аспектах, поскольку труд влияет и на умственное развитие личности. Именно в труде человек имеет возможность на практике использовать теоретические знания, всесторонне проверить их. После физического труда появляются здоровая усталость, аппетит, хороший сон, т. е. труд является средством восстановления нервной системы.

Дети, проводящие много времени за партами, нуждаются в физическом труде, чтобы отдохнуть от занятий. Поэтому пребывание в лагере должно быть для детей временем отдыха, который, в сущности, представляет собой чередование физического и умственного труда. При этом следует учитывать возраст детей, их физическое развитие, состояние здоровья, предыдущую физическую подготовку и в зависимости от этого давать посильные задания, которые они действительно способны выполнить.

Надо стремиться создать в лагере такие условия, чтобы дети всегда имели возможность очень хорошо выполнять свою работу, а воспитатели - повод похвалить их.

Очень важно, чтобы ребята делали полезные и нужные вещи, так как сознание необходимости своего труда способствует повышению интереса к работе, помогает преодолевать трудность, усталость, лень. Кроме того, сознание полезности труда развивает здоровое честолюбие ребенка. Это особенно относится к детям, хуже усваивающим теоретические знания, так как дает им возможность доказать на практике, на что они способны.

Желательно, чтобы дети принимали участие в организации и благоустройстве лагеря, поддержании чистоты и порядка в нем. Только тогда они будут считать лагерь своим, научатся уважать труд других, бережно относиться к общественной собственности, а именно в этом и состоит огромное значение участия детей в создании материальных условий лагерей.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ И БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

Первые дни пребывания в лагере заполнены волнениями и работой. Все советуются, делятся мыслями, предложениями, и лагерь под руками ребят на глазах преображается. Расчищаются площадки, дорожки, подновляются прогнившие ступеньки, ставятся перила, строятся мостики через ручьи и канавки, делаются новые ящики и подставки для цветов. Как грибы после дождя, всюду вырастают новые дополнительные постройки, символизирующие лагерь: флагшток, арка над входом, наблюдательная вышка, сторожевая будка, навесы для дров и инструмента; оформляются стенд пожарной охраны и стенд с образцами узлов, ориентировочная карта лагеря и окружающей местности, стенные газеты, уголок лагерной символики, площадка для костра; навешиваются почтовые ящики; украшается помещение столовой, делаются подсобные приспособления для нее: незамысловатые сушилки, разделочные доски и т. п.; выбирается подходящее место для летнего кино или театра с естественными сценой и кулисами. Какой простор для фантазии и смекалки!

Создаются спортивные площадки, беговые дорожки, площадка для прыгунов из песка или опилок, тир для стрельбы из пневматического ружья, мишени для стрельбы из лука; устанавливаются лагерные термометр, барометр, солнечные или водяные часы. Необходимо также привести в порядок пляжи для купания: расчистить вход в воду, сделать буйки, отремонтировать паром и лодочную пристань, построить водяную горку и вышку для прыжков в воду, плот и др.

В лагерях стационарного типа трудовую деятельность рекомендуется ориентировать на постройки многолетнего пользования. Никогда не давайте рабочее задание детям в форме приказа, без предварительного объяснения. Каждое задание сначала обсудите со всем отрядом, дайте ребятам возможность обдумать детали, поддержите интерес и инициативу детей, создайте впечатление, что они сами решают, как организовать работу и руководить ею.

Только сделанное собственным трудом приносит чувство радости и удовлетворения. Дети могут принимать участие и в более крупном строительстве в лагере, но основная часть работы при этом ложится на вожатого, который организует работу и отвечает за безопасность детей.