Опыт работы с детьми по обж. Опыт работы по формированию обж в условиях фгос. этап – заключительный

03.03.2020


Виноградова Ольга Юрьевна
Воспитатель МДОУ «Эммаусский детский сад общеразвивающего вида»;
Педагогический стаж 14 лет;
1 квалификационная категория.
Описание опыта работы по теме:
«Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности в условиях ФГОС».
Актуальность:
Одной из приоритетнейших и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В.Ломоносова, В.А.Левицкого, И.М.Сеченова, Вернадского и др. Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всем мире все больше внимания уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения. Идёт интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни. Реалии современного мира, техногенные катастрофы, экологические катаклизмы, рост преступности, экономическая нестабильность и т.д. подтверждает бесспорную актуальность данной темы.
Условия возникновения опыта: дошкольных учреждений, общественности, родителей. В связи с этим остро встает вопрос о социальном развитии ребенка-процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Мы учим его жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становиться социально компетентным. К сожалению наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни, поэтому, «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети осознали, что нужно беречь и защищать свою жизнь. Я обратила внимание на данную проблему и пришла к выводу, что нельзя оставить ее без внимания, и решила вести работу по основам безопасности жизнедеятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Ведущая педагогическая идея:
Чтобы прожить жизнь так или иначе, сначала ее надо сохранить, основы безопасности жизнедеятельности – сумма знаний об общепринятых человеком нормах поведения и умение действовать в сложной опасной ситуации. Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для формирования у дошкольников знаний, устойчивых навыков по основам безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.
Цели и задачи:
Задачи в работе с детьми:
-формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
-формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
-расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
-расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
-формировать знания детей о правилах поведения при пожаре,о правилах дорожного движения;
-развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
-развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию;
Задачи в рабате с родителями:
-знакомить родителей с работой МДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
-повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
-воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;
Теоретическая база опыта:
В своей работе я ориентируюсь на программу «Из детства – в отрочество» Т.Н. Доронова и др., Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Г.Б. «Безопасность». Старцева О.Ю. «Школа дорожных наук», Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8лет»
Технологический аспект:
Свою работу по ознакомлению детей с основами безопасности жизнедеятельности я начала с создания предметно-развивающей среды. В первую очередь необходимо было пополнить среду разнообразными дидактическими играми и наглядным материалом. Совместно с родителями мной была создана богатая картотека, куда вошли разнообразные игры по основам безопасности. В мой план работы вошли также различные экскурсии, беседы, развлечения.
Результативность: - знания детей значительно пополнились; - дети усвоили правила поведения в лесу, у водоема, различают съедобные и несъедобные грибы и ягоды и т.д. - сформированы знания о правилах пожарной безопасности и ПДД; - дети усвоили знания о здоровом образе жизни; - систематизированы знания детей о контактах с незнакомыми людьми дома и на улице; - многие родители стали внимательнее относится к вопросу формирования у детей основ безопасности;
Направленность:
Данный опыт может быть использован воспитателями старшей и подготовительной группы.


Приложенные файлы

Все мы педагоги, пытаемся ответить на вопрос:

”Как обеспечить безопасность

и здоровый образ жизни наших детей?

Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент. Все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, но и умение правильно себя вести в различных ситуациях, в которых ребёнок может просто растеряться.

Работа по формированию основ безопасного поведения в нашем детском саду реализуется в рамках программы Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Целями моей работы являются:

 обучение детей правилам безопасного поведения на улицах и формированию у них необходимых навыков;

 взаимодействие с ГИБДД и другими организациями.

 развитие внимания родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах.

Положительные результаты появляются только при решении нескольких задач:

Дать детям первоначальные знания о правилах безопасного поведения на улице, в транспорте, Научить адекватно, осознано действовать в той или иной обстановке.

Учить ребенка самостоятельности и ответственности.

Мною выделены основные направления в работе по формированию основ безопасного поведения детей на улице:

работа с педагогическим коллективом,

работа с детьми,

работа с родителями.

Работа с педагогами.

В нашем МДОУ реализуются такие формы работы:

изучение инструкций,

консультации,

практические занятия,

организационные собрания,

консультации по подготовке и проведению развлечений,

конкурсы на лучший конспект занятия, дидактическую игру.

В помощь педагогам в методическом кабинете имеются разработанные памятки, тематические планы по возрастам, подобрана методическая и детская художественная литература, разработаны примерные конспекты занятий, бесе. Для наглядности в работе с детьми картины, макеты, фотоальбомы, аудио- и видеозаписи. Со временем мною был накоплен опыт и проведена большая работа среди сотрудников, анкетирование воспитателей по теме « Безопасность на дороге», выступления на заседании педсоветов по темам «Безопасность и здоровье наших детей».

Таким образом, безопасный образ жизни дошкольников возможен лишь при постоянном общении взрослого с ребенком: искать выход из трудного положения, вместе обсуждать проблемы, вести диалоги, познавать, делать открытия, удивляться. Я надеюсь, что творческий подход к решению проблемы безопасного поведения ребенка на улице, поможет предвидеть и по возможности избегать встречи с опасностью на улицах города.

Работа с детьми.

Работа с детьми по обучению правилам безопасного поведения на дорогах осуществляется через:

тематические занятия и беседы. Проведение комплексных занятий по темам: «Правила уличного движения».

Использование на занятиях дидактических и развивающих игр: «Дорожные знаки», «Азбука пешехода», а также демонстрационного материала в виде карточек «дорожные знаки».

Знакомство детей с художественными произведениями по безопасности в результате формируют у детей творческое воображение и они сами могут разыгрывать инсценировки, организовывать сюжетно-ролевые игры и театрализованные представления.

На данном этапе закрепляются приобретённые знания детей о безопасности дорожного движения:

запрещающие и разрешающие знаки,

знаки сервиса,

сигналы светофора и их соответствие движениям регулировщика,

опасный перекрёсток и островок безопасности на нём,

место игр на улице и их виды,

правила поведения в общественном транспорте

и многое другое.

В результате полученных знаний у детей по безопасному поведению на улице, которые совершенствуются на практических занятиях и развлечениях (“Красный, жёлтый, зелёный”, “Путешествие в страну дорожных знаков”), в виде соревнований.

Я считаю, что необходимым условием успешного обучения дошкольников правилам дорожного движения является создание соответствующей материальной базы уголка по обучению детей правилам дорожного движения. Создавая эти уголки, необходимо творчески и с фантазией отнестись к этой работе.

В течение трех лет приоритетным направлением моей деятельности является формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Взрослые должны не только оберегать и защищать ребенка, но и подготавливать его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь - то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье - каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Исходя из выше изложенного, основным содержанием деятельности является:

  • Формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами, и применение их на практике;
  • Формирование представлений о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
  • Развитие основ экологической культуры ребенка и становление у него ценности бережного отношения к природе;
  • Формирование ценностей здорового образа жизни;
  • Знакомство с правилами безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте, в лесу;
  • Знакомство с правилами дорожного движения (данное направление является особенно актуальным, так как, наблюдая за родителями, мы видим, что многие из них вместе со своими детьми ходят по проезжей части, совершенно не соблюдают правила дорожного движения, тем самым подают отрицательный пример детям).

Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов, при этом взрослые люди не замечают, как часто они повторяют "Нельзя", "Не трогай", "Отойди". Если запретов будет слишком много, ребенок не сможет выполнить их в полной мере. Что же делать? Можно посоветовать взрослому, самому себе ответить на следующие вопросы:

Может быть, я действовал только путем запрета и ребенок не понял значения данного правила?

Может быть, у ребенка не было достаточно времени, чтобы усвоить это правило?

Может быть, я недостаточно стимулировал выполнение им правил, не поощрял его?

Последовательно ли мое собственное поведение, придерживаюсь ли я сам этих правил?

Не слишком ли много я требую от ребенка (выполнения правил и запретов)?

Воспитание безопасности невозможно без сотрудничества с родителями, но для этого их необходимо научить. Обучение и просвещение родителей осуществляю через различные формы работы: родительские собрания в нетрадиционной форме с привлечением работников ГИБДД, беседы о безопасном поведении взрослых и детей, активизирую внимание родителей к данной проблеме через сообщение статистики (сколько ежегодно гибнет детей на дорогах, от насилия взрослых, в лесу и т.д.) Особое внимание уделяю наглядности для родителей при оформлении информационных стендов в раздевалке, стараюсь, чтобы она всегда была красочной, яркой, запоминающейся, привлекала к себе внимание.

Использую в своей работе следующую литературу: «Безопасность» - учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», А.В.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина, Санкт-Петербург, Детство-Пресс; «Азбука АУ» - методические рекомендации по обучению детей основам безопасности, О.Р. Жукова, Г.Н.Трушнина, Санкт-Петербург, Детство-Пресс; программа «Светофор», Санкт-Петербург, Детство-Пресс.

В процессе внедрения данных программ и методических пособий были разработаны перспективные планы работы с детьми младшей, средней и старшей группы.

В ходе работы совместно с детьми нами были составлены «Пять НЕ»:

1. Не выходи на улицу один.

2. Не вступай в разговор с незнакомыми людьми на улице и в общественных местах.

3. Не соглашайся никогда идти с незнакомыми и чужими людьми, как бы они тебя не уговаривали, и чтобы они тебе не предлагали.

4. Не верь незнакомцу, если он говорит, что знаком с твоими родителями, или предлагает что-то купить или подарить.

5. Не садись в машину к незнакомцу.

Приближенность нашего населенного пункта к лесной зоне, заставляет обращать внимание детей на правила поведения в лесу, что делать, если ты случайно заблудился. В связи с этим, составляли различные планы местности. В процессе совместной деятельности дети узнали, что нужно брать с собой в лес, какие правила нужно выполнять в лесу, чтобы не навредить себе и обитателям леса.

Особое внимание в ходе работы с детьми уделяла режиму дня, беседовали о том, почему его нужно соблюдать: разыгрывали различные проблемные ситуации, позволяющие понять, что есть здоровая пища и нездоровая; размышляли с детьми о том, как нужно ухаживать за собой, чтобы наш организм не рассердился.

Большое значение уделяется ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности (многие дети проживают в частных домах с печным отоплением), проводим тренировочные занятие по эвакуации детей из здания детского сада, что делать, если случится пожар, организую, посещения Пожарной части, с целью ознакомления с профессией пожарного, рассматривания специального пожарного снаряжения, пожарной машины. В группе создан «Островок безопасности», оснащенный различными наглядными пособиями для детей. Центральное место занимает светофор и 3 нужные цифры 01, 02, 03. В раздевалке оформлена выставка предупреждающих картинок «НЕЛЬЗЯ». Есть плакаты по безопасности. Полученные знания и представления дети отображают посредством сюжетно-ролевых игр («Пожарные», «Спасатели», «МЧС», «Милиционеры»), в продуктивной деятельности (в коридоре детского сада организуется постоянно действующая выставка детских работ «Безопасность нашей жизни»). Обязательным ритуалом нашей группы является ежедневное чтение познавательной и художественной литературы, в том числе и по безопасности (К.Чуковский «Катауси и Мауси», «Кошкин дом», загадки об острых и пожароопасных предметах, С.Куставиков «Я в лесу один остался», С.Михалков «Веселый турист», А.Толстой «Пожарные собаки», С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар» и др.) Регулярно рассматриваю с детьми современный журнал «Путешествие на зеленый свет».

С целью определения результативности работы в данном направлении были выделены следующие критерии:

Уровень представлений детей о действиях при пожаре, при встрече с незнакомыми людьми;

Знание элементарных правил поведения на дороге, в лесу, в общественном транспорте;

Оказание первой медицинской помощи;

Умение общаться с острыми и опасными предметами;

Умение общаться с животными, знание ядовитых растений.

Особенно хочется отметить, что данная работа не прошла бесследно для родителей: они усилили бдительность по отношению к своим детям, по дороге в детский сад, стали соблюдать правила дорожного движения - не передвигаются по проезжей части дороги. Перспективой работы с взрослыми является: усиление внимание родителей на правила перевозки детей в личном транспорте (обеспечение безопасности детей, посредством автомобильных кресел).

Самым главным результатом в работе с детьми стало то, что они осознали, что главным для человека является его жизнь и здоровье, поэтому их нужно беречь!

Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Практически каждый человек хоть раз в жизни оказывается в экстремальной ситуации, которая требует максимального напряжения воли и сил, умения быстро оценить происходящее и выбрать наиболее эффективный способ защиты или спасения. И если взрослый человек может самостоятельно ориентироваться в ситуации, то ребёнок чаще всего оказывается к ней не готов. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском, не подавив при этом у него естественной любознательности, открытости и доверия, не напугать и подготовить к полноценной жизни - обязанность взрослых.

Обучение воспитанников основам безопасности начинали с выявления уровня их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков. Эта работа проводилась в форме бесед, наблюдений, игр-занятий, разбора проблемных ситуаций. В результате было выявлено, что не все дети знают номер телефона служб спасения, место работы родителей, как и к кому обращаться за помощью, как вести себя в опасных ситуациях. Анкетирование родителей позволило сделать вывод, что родители уделяют недостаточно времени обучению детей правилам безопасного поведения, зачастую ограничиваются банальными запретами, сами пренебрегают простейшими правилами, не задумываясь о том, что ребёнок запоминает и копирует их действия. А педагоги подчеркнули недостаточную оснащённость необходимыми средствами обучения.

Работая над обозначенной проблемой важное значение придали созданию предметно - игровой среды. С этой целью провели смотр - конкурс «Уголок безопасности». Воспитатели совместно с родителями обновили макет, моделирующий улицы и дороги, приобрели транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т.д.), наглядно - информационный материал, дидактические, сюжетно - ролевые, настольно - печатные игры, художественную литературу. (Фото. Уголки безопасности.)

Особое внимание уделили пополнению атрибутики по пожарной тематике. Руками педагогов сделаны: макет пожарной каланчи, пожарной машины, стенды: «Огнеопасные предметы», « Средства пожаротушения», пожарные знаки, костюмы для юных спасателей и другое. (Фото. Макет пожарной машины. Макет пожарной каланчи. Огнеопасные предметы. Средства пожаротушения.)

С целью повышения активности и инициативы воспитателей в деле решения поставленной задачи, практиковались разнообразные формы методической работы:

Групповые (семинар-практикум, консультации, открытые просмотры);

Индивидуальные (индивидуальные консультации, анкетирование, самообразование).

В помощь педагогам в методическом кабинете оформили выставку методической литературы по вопросу ознакомления дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности, подготовили картотеку материалов из научно - методического журнала «Пралеска», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Воспитатель ДОУ», «Управление ДОУ».

Формирование основ безопасности жизнедеятельности осуществляем через разнообразные формы работы.

Во время экскурсий по улицам посёлка, в пожарную часть дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, техникой и средствами пожаротушения, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Современная техника, спецодежда для спасателей и многое другое оставили незабываемые впечатления и вызвали у детей интерес.

(Фото. Экскурсия по улицам посёлка. Экскурсия в РОЧС.)

На специально организованных занятиях педагоги знакомят детей с правилами поведения на улицах посёлка, обыгрывают ситуации вступления в контакт с незнакомыми людьми, рассказывают о средствах пожаротушения, о предметах домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей.

(Фото. Занятие «Наша улица». Занятие «Как вести себя с незнакомыми людьми». Занятие «Знакомство с профессиями».)

Дети с удовольствием занимаются изготовлением коллажей, драматизацией произведений, с интересом смотрят видеофильмы, участвуют в праздниках и развлечениях, беседах, наблюдениях.

(Фото коллажей. Фото. Драматизация «Кошкин дом» Развлечение «Пожарная грамота»)

Особое место в системе работы по данной теме занял проектный метод, который способствовал развитию у детей собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулировал развитие самостоятельности и ответственности; воспитывал навыки адекватного поведения в различных неординарных ситуациях. С учётом опыта работы с дошкольниками, а также с учётом интересов сегодняшнего дня были разработаны проекты: «Пожарная безопасность», «Огонь друг, огонь враг», «Правила дорожного движения», «Безопасность на дороге» (воспитатели Касперович Т.В. Решетко Л.С., Мелешко И.Н., Жук О.С.)

Проблемы, связанные с безопасностью ребенка, невозможно решать только в рамках дошкольного учреждения. Поэтому мы поддерживаем тесный контакт с родителями воспитанников. Родители принимают активное участие в обогащении игровой среды, в выпуске стенгазет, выставках.

(Фото. Выставка «Пожарные машины». Выставка «Не играй с огнём» )

Для формирования практических навыков взаимодействия детей и взрослых в различных чрезвычайных ситуациях, в дошкольном учреждении прошёл цикл мероприятий с участием представителей РОВД и РОЧС (беседы, викторины, праздники). (Фото. Встреча с работниками РОВД и РОЧС)

Организация работы по созданию безопасного образовательного пространства позволила достичь следующих результатов:

Дети не только приобрели новые знания об общепринятых нормах поведения, но и применяют их на практике. Они знают основные правила личной безопасности, умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях, знают алгоритм вызова службы безопасности. У детей сформирован интерес к проблеме собственной безопасности, понимание того, что может быть опасным в общении с другими людьми, предметами, они проявляют умение правильно вести себя в различных опасных ситуациях на улице, дома.

Родители понимают, что для полноценного, осмысленного, действенного усвоения правил ребёнок должен не просто их выучить, но обязательно видеть их исполнение, наблюдать правила в реальной жизни. Разные требования, предъявляемые к детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, неопределённость.

Наблюдается рост профессиональной компетентности педагогов в области формирования культуры безопасности.

Мы надеемся, что проводимая нами работа поможет всем детям избежать опасных ситуаций, уберечь их жизнь и здоровье.

Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность жизнедеятельности детей на дороге представляет собой серьезную проблему современности. Дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщим участии и самыми эффективными методами. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем - школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Большое значение в решении данной проблемы имеет формирование культуры поведения на дорогах, которое начинается в самом юном возрасте и продолжается в течение всей жизни.

Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

В нашем детском саду ведется планомерная, целенаправленная, систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Работа строится в четырех направления:

С педагогами

С детьми

С родителями

С организациями социума

Цель: создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.

Задачи:

  • Создать в педагогическом коллективе атмосферы значимости по проблеме «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма».
  • Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
  • Формировать у детей практические навыки поведения в различных ситуациях городского движения и соответствующую модель поведения.
  • Активизировать внимание родительской общественности к решению задач по обучению детей дорожной азбуке.
  • Организовать предметно – развивающую среду в ДОУ по проблеме.
  • Привлечь к взаимодействию органы образования, здравоохранения, организации социума.

Принципы организации образовательного процесса:

  • Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
  • Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
  • Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
  • Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
  • Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
  • Возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
  • Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.

Методы и технологии, применяемые с детьми:

  • Интерактивный метод обучения.
  • Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
  • Личностно-ориентированная технология.
  • Технология игрового обучения.
  • Метод наблюдения и беседы.

Методы активизации родителей и педагогов:

  • Обсуждение разных точек зрения.
  • Решение проблемных задач семейного воспитания.
  • Ролевое проигрывание ситуаций.
  • Анализ родителями и педагогами поведения ребенка.
  • Обращение к опыту родителей.

Работа с детьми строится в рамках реализуемых программ:

Комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой (с учетом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования)

Парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Р.Б.Стеркиной, О.Л.Князевой.

Общий объем знаний по обучению правилам дорожного движения рассчитывается в соответствии с возрастом, реализуемыми программами и включает время, отведенное на:

Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

Самостоятельную деятельность детей;

Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Задачи психолого-педагогической работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма решаются интегрировано в ходе освоения следующих образовательных областей:

Образовательная область

Формы работы с детьми

«Безопасность»

Непосредственно образовательная деятельность

Игры

Беседы

Праздники, развлечения

Экскурсии

Просмотр видеофильмов, слайдов

«Здоровье»

Подвижные игры

Праздники, развлечения

«Социализация»

Сюжетно-ролевая игра

Дидактические игры

«Познание»

Непосредственно-образовательная деятельность

Беседы, рассматривание иллюстраций

Выпуск газет

Игры

Конструктивная деятельность

Просмотр видеофильмов, слайдов

Познавательно-исследовательская деятельность

«Чтение художественной литературы»

Чтение художественной литературы

Беседа о прочитанном произведении

Викторины

«Художественное творчество»

Продуктивная деятельность

Выставки поделок

«Музыка»

Игры

Праздники

Развлечения

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма планируется в соответствии с перспективным планом и в рамках комплексно-тематического планирования. (ежемесячно - неделя безопасности). Приоритетным направлением при организации и проведении недели безопасности является работ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Непосредственно образовательная деятельность по обучению детей правилам дорожного движения планируется 1 раз в месяц. Длительность: вторая младшая - не более 15 минут, средняя группа – не более 20 минут, старшая группа – не более 20 минут, подготовительная к школе группа – не более 30 минут. С детьми старшего дошкольного возраста не реже 1 раза в 2 месяца планируются экскурсии и целевые прогулки. Игры на автотранспортной площадке организуются 2 раза в месяц в соответствии с графиком.

Формы работы с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

    • чтение художественной литературы(«Жила-была зебра», «Дорожная азбука»)
    • праздники, развлечения («В гостях у светофора», «Дорожная азбука»0
    • викторины, («Что? Где? Когда?»)
    • экскурсии к перекрестку, целевые прогулки «Как у наших у ворот дорожный знак живет»
    • решение проблемных ситуаций (моделирование ситуаций на дороге)
    • просмотр видеофильмов, слайдов («Торопыжка», «Азбука города»)
    • дидактические игры в том числе авторские: «Помоги смешарику добраться домой»
    • встреча с инспектором ОГИБДД (беседа о работе инспектора ОГИБДД, моделирование ситуаций на дороге)
    • непосредственно-образовательная деятельность («Прогулка по улице города»)
    • театрализованные постановки, в том числе авторские «Как козлята научили волка правилам дорожного движения»
    • изготовление совместно с родителями маршрута безопасного пути в детский сад

Формы методической работы с педагогами

  • консультации («Организация игр на транспортной площадке»)
  • конкурсы («Уголок безопасности»)
  • открытые мероприятия, обсуждение, анализ
  • семинары («Традиции и инновации в изучении правил дорожного движения»)
  • выставка методической литературы по теме
  • изучение новинок методической литературы по теме
  • педсовет («Пути совершенствования работы по профилактике ДДТТ»)

Формы работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

  • родительские собрания с приглашением инспектора ОГИБДД
  • консультации «Что должен знать ребенок о правилах дорожного движения»)
  • дни открытых дверей («Внимание! Дорога!»)
  • выпуск стенгазеты «Мы вместе», посвященной профилактике ДДТТ
  • совместные праздники, развлечения «Жили-были дорожные знаки»)
  • выставки, конкурсы («Светофор», «Макет города»)
  • выпуск буклетов, памяток (Пристегни самое дорогое», «Очень важен пример взрослых»
  • папки раскладки, стенды

Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с организациями социума

  • Инспектор ОГИБДД: Встречи, беседы с детьми, Выступление на родительских собраниях, Праздники с приглашением инспектора ОГИБДД
  • МОУ ООШ № 108: совместные досуги, совместные игры, взаимопосещения.

Хотелось бы более подробно остановиться на стенгазете «Мы вместе», посвященной профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Цель и задачи данной работы:

  1. 1.Установление широкого круга коммуникаций с родителями, воспитателями, представителями социума, совместная педагогическая деятельность воспитателей и родителей, оказания содействия родителям в воспитании и образовании детей.
  2. 2.Использование нетрадиционной формы работы с целью активизации родителей..

Редколлегия стенгазеты: воспитатели, родители, представители социума.

В рубрике «Дошкольное образования и воспитание» родителям были даны рекомендации, памятки по воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дороге. В рубрике «Социальное партнерство родителей и воспитателей» была показана совместная работа детского сада и семьи: фото совместных праздников, развлечений по профилактике ДДТТ, фото выставок совместного творчества детей и родителей по данной теме. В рубрике «Опыт семейного воспитания» родители делились личным опытом воспитания у детей безопасного поведения на дороге. В рубрике «Творческая мозаика» были представлены интересные идеи по оформлении уголка безопасности совместными усилиями воспитателей и родителей. В стенгазете также была представлена информация о работе детского сада и организаций социума по данной проблеме: фото совместных мероприятий детского сада и школы, фото мероприятий, организованных совместно с инспектором ОГИБДД. Неотъемлемым атрибутом данной стенгазеты являлись буклеты «Пристегни самое дорогое!», «Очень важен пример взрослых».

Итоговым мероприятием в работе с детьми подготовительной к школе группы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма стала игра «Что? Где? Когда?», где были задействованы все участники образовательного пространства. В игре принимали участие две команды детей, вопросы и задания приготовили детям: заведующий, старший воспитатель, старшая медицинская сестра, инспектор ОГИБДД, врач скорой помощи, родители, старшеклассники школы социума. Были использованы видеовопросы, аудивопросы. задание в виде кроссворда, старшеклассники приготовили детям вопрос в виде жестов регулировщика и моделирования ситуаций на дороге. Зрителями и болельщиками стали родители и воспитанники старшей группы.

Данная система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма помогла нам добиться положительных результатов: у педагогов повысился уровень профессиональной компетентности в данной проблеме, активизировано внимание родительской общественности и социума к проблеме воспитания у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге, у воспитанников сформированы практические навыки поведения в различных ситуациях дорожного движения.