День военного автомобилиста в россии. День военного автомобилиста вооруженных сил россии

30.06.2019

Каждый год 29 мая в России отмечают День военного автомобилиста ВС РФ. Данная памятная дата была учреждена приказом №100 министра обороны Российской Федерации в 2000 году. Необходимо отметить, что это не только праздник военнослужащих Автомобильных войск РФ, но и всех военных, которым по долгу службы приходится управлять различными транспортными средствами.

Дата для праздника, как это обычно и бывает, была выбрана не случайно. Именно в этот день, 29 мая, в 1910 году в Санкт-Петербурге была создана первая учебная автомобильная рота. Главной задачей данной роты стала подготовка специалистов для зарождавшихся автомобильных частей нашей армии. За достаточно сжатые сроки данная рота стала практически центром всего автотехнического обеспечения войск российской императорской армии. Именно она стала прообразом всей будущей организации автомобильной службы и системы автотехнического обеспечения ВС РФ. И вот, спустя 90 лет, 24 февраля 2000 года, тогдашний министр обороны России Игорь Дмитриевич Сергеев издал приказ, согласно которому дата 29 мая стала Днем военного автомобилиста в честь первой в нашей стране автомобильной роты.


Таким образом, впервые автомобильная техника в российских войсках стала появляться только перед Первой мировой войной. В те годы численность автомобилей в армии была очень незначительной, а по качеству они были очень далеки от современных автомобилей, однако маневренность и эффективность данной техники впечатляли уже в начале XX века. Несмотря на свою малочисленность, автомобили уже в годы Первой мировой войны были признаны перспективным средством перевозки грузов и войск. Из той войны русская армия выходила, имея уже 22-е отдельные автомобильные роты, а общий парк используемых в армии автомобилей всех «мастей» достиг примерно 10 тысяч единиц. Смена власти в стране не изменила наметившейся тенденции. Напротив, проведенная индустриализация, создание полноценной собственной автомобильной промышленности позволили Советскому Союзу перед началом Второй мировой войны выпустить огромное количество автомобильной техники. К началу войны на вооружении Красной Армии находилось уже более 270 тысяч автомобилей всех типов.

Именно в годы Великой Отечественной войны автомобильная техника раскрыла свои возможности в полном объеме. Автомобили широко применялись для буксировки артиллерийских систем разного калибра, подвоза боеприпасов и продовольствия, оперативных и тактических перевозок, монтажа и передвижения систем реактивной артиллерии. Именно автомобили стали основным видом транспорта почти во всех оперативных звеньях. В годы войны роль автомобильного транспорта определялась не только одними лишь гигантскими объемами перевозки грузов и людей, но и тем, что машины доставляли горючее, боеприпасы, продовольствие непосредственно на поле боя. При этом доставка грузов на передовую шла в очень сложной боевой обстановке, не прекращаясь ни днем, ни ночью, в тяжелых условиях снежных заносов и в распутицу. При этом воины-автомобилисты повсеместно проявляли массовый героизм и огромное мужество.

Неслучайно самая известная и героическая страница в истории автомобильных войск связана с Великой Отечественной войной. Речь идет о «Дороге жизни», которая стала единственной транспортной магистралью, связывающей блокадный Ленинград с большой землей. Эта трасса, проложенная по льду Ладожского озера, функционировала с сентября 1941 по март 1943 года. Поздней осенью и зимой, когда на озере вставал лед, военные автомобилисты прорывались в блокадный город ценой неимоверных усилий и беспредельного риска. Случалось машины уходили в полыньи, образовавшиеся после бомбежки. Но машины все равно шли в блокадный город, спасая жизни сотен тысяч людей. Дорога жизни стала маршрутом эвакуации городского населения, спасла значительную часть ленинградской промышленности, но самое главное - по этой дороге в страдающий от голода и лишений город грузовики везли продовольствие.

Сегодня на 85-м километре Мурманского шоссе возле деревни Дусьево все желающие могут увидеть памятную стелу, на которой хорошо различима надпись: «Военным автомобилистам Дороги Жизни проходившей здесь в 1941-1943». Именно здесь в те годы был начальный участок той самой Дороги жизни, которая начиналась на большой земле и заканчивалась в осажденном врагом городе. Сегодня здесь установлен массивный бетонный памятник. На нем проезжие и туристы могут заметить заснеженную полуторку, которая несется сквозь ледяные торосы, вздыбленные разрывами снарядов и бомб. Недалеко от памятника расположен каменный обелиск, на котором нанесена надпись: «Неизвестному шоферу, отдавшему жизнь за Родину в Великой Отечественной войне».

После войны перед военными автомобилистами встала друга задача - обеспечение подвижности создаваемого в стране ракетно-ядерного . Данная задача была успешно решена советскими конструкторами, которые создали специальные колесные шасси для размещения массивных комплексов РВСН, многие из которых до сих пор не имеют аналогов. При этом процесс развития автомобильной техники и вооружений шел непрерывно. Вместе с этим рос и уровень моторизации войск, а сама военная автомобильная техника стала неотъемлемой частью всех видов и родов войск, залогом их подвижности.

Автомобили из средств подвоза боеприпасов, оружия, продовольствия, снаряжения стали полноценными носителями различных вооружений. При этом сегодня специальность «военный автомобилист» является наиболее распространенной в ВС РФ. Без автомобилей сегодня просто невозможно себе представить ни одно подразделение. Военная автотехника находится на вооружении всех видов и родов войск вооруженных сил России, а также различных специальных служб, являясь важным составным звеном в системе вооружений и военной техники. Помимо этого, автомобильная техника продолжает оставаться самым распространенным средством для монтажа, транспортировки и буксировки военной техники и транспортировки грузов военного назначения.

Только в годы Великой Отечественной войны автомобилями было перевезено более 101 миллиона тонн разнообразных грузов. Не утратили свою актуальность автомобили и в Афганистане, где так называемые «нитки» шли через перевалы к советским гарнизонам. Да и во время осуществления военных операций на территории Чечни на плечи военных автомобилистов легла основная нагрузка по обеспечению снабжения и перевозки военнослужащих. Сегодня День военного автомобилиста - это дань историческим традициям нашей страны, заслугам военных шоферов в военное и мирное время, их большому вкладу в повышение и укрепление оборонного потенциала страны. В наши дни этот род войск входит в состав соединений, объединений тыла армии и флота ВС РФ.

Деятельность военных автомобилистов напрямую связана с эвакуацией больных и раненых, а также доставкой материальных средств и имущества, перевозкой личного состава. Практически треть автомобильной техники каждый день выходит для совершения плановых рейсов. По этой причине большое количество военных шоферов встречает свой профессиональный праздник, находясь в дороге.

По материалам из открытых источников

Перемещение людей и грузов возлагается на наземный транспорт. Он имеет исключительную важность и часто является незаменимым в войсках. От его применения зависит успешность операций, скорость снабжения: доставка личного состава, боеприпасов, провианта. Специалистам, занятым в подобной сфере, посвящён профессиональный праздник.

Когда отмечают

День военного автомобилиста отмечается ежегодно 29 мая. Он не является общегосударственным выходным и закреплен на официальном уровне Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 февраля 2000 г. № 100 «Об учреждении Дня военного автомобилиста». Документ подписан И. Сергеевым.

Кто празднует

К торжествам в России причастны все служащие, имеющие отношение к автомобильному транспорту, вне зависимости от звания и занимаемой должности. В их числе механики, водители, обслуживающий, ремонтный персонал, инженеры, конструкторы автозаводов, сотрудники фабрик, изготавливающие соответствующую продукцию, запасные части и комплектующие.

К мероприятиям имеют отношение их родственники, знакомые, друзья, близкие люди. День автомобильных войск считают своим преподаватели, студенты, выпускники профильных учебных заведений.

История и традиции праздника

Событие берёт начало 24 февраля 2000 года. Министр обороны РФ Игорь Сергеев издал приказ об учреждении праздника. Выбранная дата имеет символическое значение: она приурочена к созданию в 1910 г. учебной автомобильной роты, ставшей первой в Российской империи. На неё возлагались функции обучения персонала для парка боевых соединений. Впоследствии учреждение стало играть важную роль в развитии данного вида транспорта в рамках армии.

Чествования военных автомобилистов подразумевают застолья в кругу офицеров, их друзей, родственников, знакомых, близких людей. В адрес виновников торжества собравшиеся произносят поздравления, пожелания здоровья и успеха в ответственном труде. Звучат тосты, сопровождаемые традиционными пожеланиями «ни гвоздя, ни жезла». Коллеги обмениваются подарками, обсуждают рабочие вопросы, делятся воспоминаниям и накопленным опытом.

В средствах массовой информации публикуются материалы, посвящённые памятной дате. Главными героями интервью становятся солдаты, командование частей, рассказывающие о своей жизни, истории из будней. День военного автомобилиста 2019 года знаменуется вручением из рук начальства почётных грамот, дипломов лучшим служащим. Проходят повышения в званиях и должностях. В личные дела вносятся благодарственные записи.

Событие имеет особое значение для жителей городов, в которых производится колёсная техника. Мероприятия в таких населённых пунктах приобретают широкий масштаб, вне зависимости от отношения к отрасли.

О профессии

Специалисты занимаются перевозкой людей и грузов, поддерживают исправность подвижного состава, ведут его ремонт и обслуживание. Они могут работать на легковом, грузовом транспорте.

Путь в профессию начинается с призыва в ряды Вооружённых сил, где получаются права на управление автомобилем. Ему предшествует обучение, включающее дневные и ночные марши протяжённостью несколько сотен километров в составе колонны. Осваивается материальная часть, устройство узлов и агрегатов.

После сдачи экзаменов водитель получает соответствующую категорию. Деятельность связана с постоянной концентрацией внимания и относится к категории опасных для здоровья и жизни.

Офицерский состав руководит процессом перевозки, снабжения вверенных подразделений, обеспечивая и контролируя выполнение заявок на горюче-смазочные материалы, комплектующие, проведение регламентных работ. Военные автомобилисты востребованы в гражданской сфере, где им предлагают аналогичный труд.

В 2010 году российским автомобильным войскам исполнилось ровно 100 лет со дня, когда на территории России впервые появилась новая учебная автомобильная рота. В это же время к железнодорожным российским батальонам были добавлены пятые автоподразделения.

Прежде чем внимательно рассмотреть фото автомобильных войск, размещенных в статье, стоит знать, что механические экипажи использовались в царской России еще задолго до 1910 года. Впервые их пустили в ход во время Курских маневров (1902 год). В день создания автомобильных войск в армии насчитывалось около 25 автомобилей, половина из которых использовались еще во время Русско-японской войны. Остальные транспортные средства были выпущены с автомобильного завода в 1909 году. На содержание недавно созданных войск из государственного бюджета выделяли около 15 тысяч царских рублей в год, именно такая сумма была утверждена Военным советом в конце 1910 года.

Необходимость появления нового вида войск

В начале 20-го века многие генералы и чиновники были твердо убеждены, что современная армия без автомобилей обходиться не может. Во многих странах уже давно используют автомобильные войска для решения множества задач (Франция, Германия, Англия и т. д.). Дипломаты и шпионы постоянно докладывали военному представительству в Санкт-Петербурге о военных успехах потенциальных противников Российской империи, связанных с модернизацией военной мощи.

Появление мобильных войск

Впервые автомобильные бригады в России появились в 1906 году, правда, относились они к инженерным войскам. Спустя 4 года, 29 мая 1910 года правительство создало в городе на Неве первую учебную часть, где юношей обучали вождению и ремонту автомобилей. Сегодня эту дату в нашей стране празднуют, как День автомобильных войск. В том же 1910 году было создано специальное отделение для доставки военных сообщений из генерального штаба на автомобилях.

В середине 1911 года была сформирована первая автомобильная рота. В этом же году состоялся первый автопробег грузовиков по российским дорогам. Вся техника затем была передана во владение русской армии. В следующем году подобный автопробег совершили военные водители уже на легковых автомобилях.

Значение авторот во время Первой мировой

В преддверии Первой мировой в российской армии насчитывалось целых пять авторот, которые обслуживали около 420 грузовиков и 260 легковых единиц автотранспорта.

Несмотря на свою малочисленность, отсутствие или отвратительное состояние дорог, автомобильные войска России сыграли огромную роль во время войны с Германией. Именно благодаря этой кровопролитной войне они доказали свою значимость и незаменимость. В первую очередь военный транспорт использовали для перевозки грузов, людей, военной техники (артиллерийские пушки, тяжелые пулеметы, снаряды), а также для подвоза на фронт продовольствия, воды и медикаментов. В ходе активных боевых действий возникла необходимость защиты автотранспорта от вражеского огня и осколков снарядов, для этого решили экипировать военные машины броней.

За долгие годы войны с Германией российской армии было поставлено более 4 сотен бронированных автомобилей. В автомобильные войска России набирали множество новобранцев, в результате чего стало возможным создать пятьдесят специализированных отрядов, которые с успехом отражали вражеские атаки.

Во время начала Октябрьской революции в армии России насчитывалось более 20 автомобильных рот и около 100 тысяч автомобилей различного назначения.

Судьба автомобильных войск в СССР

Этот вид подразделений был очень популярен. Во время гражданской войны обе враждующие стороны активно использовали военно-автомобильные войска. Летом 1918 года народные комиссары приняли решение, согласно которому половина всех автомобилей в России должна быть передана Красной Армии в безвозмездное пользование. Благодаря такому указу автомобильные войска, воевавшие на стороне большевиков, насчитывали более 4 тысяч машин к концу 1918 года. Через 2 года количество военного автотранспорта увеличилось вдвое, при этом автопарк пополнялся за счет трофейной техники.

Главная задача автомобильных войск по-прежнему заключалась в перевозке грузов военного назначения на дальние расстояния. Также их использовали для повышения мобильности сухопутных войск. Со временем инженеры научились оснащать автотранспорт тяжелым вооружением, например, пулеметами или крупнокалиберными пушками. Также автозаводы выпускали специализированные автомобили - санитарные, штабные, а также оснащенные радиоаппаратурой.

Когда Гражданская война завершилась, в армии началась реформа, которая также затронула и автомобильные войска. В частности, она позволила заменить устаревший и потрепанный военный транспорт на новый и современный. В войсковые части начали поступать первые отечественные грузовики, которые назывались АМО Ф-15.

В 1933 году был сформирован специальный механизированный корпус. Он известен тем, что это первое в мире подвижное соединение, где вся техника и оружие имели только механическую тягу. В нем было около 200 единиц техники. Спустя 3 года количество таких корпусов увеличилось до четырех.

Новые достижения в автомобилестроении

Когда к власти пришел Сталин, страна начала переживать период активной индустриализации, в результате чего строились новые и реконструировались старые автозаводы.

В 30-х годах прошлого века конструкторы создали большой трехтонный грузовик ЗИС-5, а также легендарную полуторку ГАЗ-АА, которые не раз выручали наших соотечественников в годы ВОВ.

Одновременно с обновлением техники реформе подверглось и управление автомобильных войск. Со дня создания мобильные части подчинялись военно-инженерному управления.

С начала 1924 года управление подверглось масштабной реконструкции, в результате которой было создано управление для снабжения Красной Армии. Спустя пять лет у данного рода войск сменилось руководство на организацию под названием «Управление механизации и моторизации».

В 1935 году автомобильные войска вновь подверглись переорганизации. На этот раз правительство страны создало Автобронетанковое управление, которое проработало не более 4 лет, в дальнейшем его переименовали в Главное автобронетанковое управление.

Автобронетанковые войска во время ВОВ

Во многом благодаря кровавой ВОВ автомобильные войска СССР получили толчок для своего развития. Молниеносное изменение обстановки, а также нарастающий динамизм во время боев заставил задуматься генералов о возможности быстрой переброски живой силы и оружия на короткие дистанции. Для осуществления этой идеи потребовалось расширение автомобильного парка в подразделениях. Для более эффективной работы было создано новое Автодорожное управление, которое подчинялось тылу Красной Армии.

На момент начала войны в Советской армии насчитывалось более 270 тысяч единиц различной автомобильной техники. В первую очередь это были грузовики, выпущенные Горьковским заводом, а также производством, названным в честь Сталина.

За первые несколько месяцев боев с немцами автомобильные войска понесли существенные потери как в живой силе, так и технике. В результате трагических событий военным комиссарам приходилось набирать в армию людей, далеких от военного искусства. В войска, оснащенные автомобилями, призывали добровольцев из числа мужчин, которые работали на сельхозтехнике.

Когда немцы оккупировали западную часть СССР, начались перебои с поставкой в армию транспортных средств. Частично этот недостаток компенсировали страны-союзники, которые по морю поставляли новые грузовики в СССР. Всего таким путем было переправлено более 660 тысяч иномарок. Также автопарк РККА пополнялся за счет трофеев, отбитых у врага.

Во время войны несколько десятков солдат-водителей были удостоены почетных государственных наград, некоторые отличившиеся воины, служившие в автомобильных дивизиях, получили звания Героя СССР.

Судьба военных автомобилистов после ВОВ

После победы над фашистами перед правительством СССР остро встал вопрос о переоснащении войск автомобилями, имеющими полный привод. Также военные грузовики требовалось обновить, поскольку находящаяся на вооружении техника оказалась безнадежно устаревшей. Инженеры завода имени Сталина не заставили себя долго ждать, и спустя несколько лет после завершения Второй мировой войны уже создали и запустили в производство новейший автомобиль - ЗИС-151. Примечателен он тем, что все три оси машины являлись ведущими.

В 1953 году советская промышленность активно выпускала крупными партиями новинки в виде грузовиков ЗИЛ-157, ЗИЛ-164, а также ГАЗ-53. Также в результате проведенных реформ форму автомобильных войск заменили на более современную и качественную.

Ускоренное переоснащение армии

В период с 1960 по 1970 годы работы, связанные с оснащением Советской армии новым видом колесной техники, велись в полную силу. Солдаты учатся ремонтировать и управлять такими современными для того времени машинами, как ЗИЛ серии 131, ГАЗ модели № 66. Уральский завод начал выпуск грузовика № 375. В качестве легковых автомобилей для перевозки офицеров младшего и среднего звена Ульяновский автомобильный завод начал выпускать легковые внедорожники (знаменитые «уазики»).

В 1975 году правительство нашей страны создало специальную армейскую автомобильную службу, которая впоследствии стала называться автобат. В это же время для военных целей Камский автозавод собрал свой первый проходимый и надежный грузовик КаМАЗ-5310.

Значение авторот в Афганской войне

С началом войны в Афганистане появилась острая необходимость в быстрой доставке материальных средств войскам, находящимся на передовой. Эту задачу с успехом выполняли тринадцать батальонов автомобильных войск. В основном перевозку осуществляли большими колоннами, в состав которых входили около 50 грузовиков, 10 автомобилей обеспечения, а также с базы передвигались колонны рефрижераторных установок. В качестве охраны технику военного назначения сопровождали легкие танки (БМП, БТР и прочее).

Согласно официальной статистике, благодаря автобатам во время афганского конфликта было перевезено порядка 10 миллионов тонн грузов различного назначения.

Начиная с 1987 года, автомобильные войска подчинялись Центральному министерству обороны. Отныне соединения данного ряда войск разделились на подразделения, которые обеспечивали личный состав продовольствием, медикаментами и вещами первой необходимости. Для выполнения стратегических и оперативных целей создали бригады, оснащенные специализированными автомобилями. Все военные, служащие в нем, находились в центральном и фронтовом подчинении.

День военного автомобилиста

В 2000 году министр обороны учредил День автомобильных войск, который каждый год отмечается 29 мая. Данный праздник относится ко всем российским автобатам. Его празднуют во многих городах России. Люди знают песни автомобильных войск, с удовольствием их поют. В этот знаменательный день солдаты получают от своих командиров поздравления. Военнослужащие, выполняющие воинские обязанности, 29 мая получают поздравления также от своих родных и близких. В этот день поздравляют ветеранов и офицеров, которые находятся в запасе. Принимают поздравления автомобильные войска и с 23 февраля, в канун праздника Дня защитника Отечества.

Как уже говорилось, в 2010 году данный род войск отпраздновал столетие со дня основания. В честь знаменательной даты была организована выставка в городе Бронницы. На ней были представлены самые современные военные автомобили, которые только собираются внедрять в войска. Многие посетители, побывавшие на этом праздничном мероприятия, узнали, как выглядит знак автомобильных войск (на знаке изображена передняя ось автомобиля с рулем, также к конструкции прикреплены крупные крылья).

В наши дни огромное количество молодых людей призывного возраста мечтают попасть на срочную службу в ряды военных водителей и механиков, поскольку она считается более легкой, чем в других родах войск. Это мнение ошибочно, ведь служба в автобате подразумевает не только комфортное пребывание в кабине грузового автомобиля. Молодые ребята, попавшие в армию, обязаны уметь маршировать в строю, ремонтировать тяжелую технику, знать ее характеристики. Кроме того, маршевые походы автоколонн на далекие расстояния выдерживает не каждый призывник. Солдаты инженерных войск обязаны уметь наводить понтонные переправы через реки, что является тяжелым трудом.

Стоит заметить, что специализированных училищ для подготовки молодых специалистов, готовых служить в автомобильных войсках, не существует в России. Большинство офицеров, служащих в этом роде войск, заканчивали военно-инженерные училища, либо обучались в гражданских вузах, где есть военная кафедра.

Многие граждане задаются вопросом - какой флаг у автомобильных войск. У данного рода войск знамя черного цвета. На его фоне размещена круглая эмблема автомобильных войск, а также девиз: «Всегда готовы к броску».

Большой автопробег

Самое известное и крупное мероприятие, устроенное силами учебной военной автороты - это испытание грузовых автомобилей, проведенное в 1912 году. В этом соревновании приняло участие множество команд со всего земного шара.

Грандиозное по своему масштабу событие началось в середине сентября 1912 года в Петербурге. Поучаствовать в гонках прибыли, помимо русских офицеров, французские, немецкие, английские и даже итальянские военнослужащие, которые способны умело водить грузовики.

Гонка 54 грузовиков стартовала на Марсовом поле, участникам предстояло преодолеть около 2,5 тысяч верст. За ними ехали несколько десятков машин сопровождения, которые готовы были при необходимости заправить соревнующийся автомобиль, устранить непредвиденную поломку, оказать помощь экипажу в случае аварии.

Участие в мероприятии приняло 70 военнослужащих высших чинов, 17 членов, входящих в судебную комиссию, 50 военных офицеров, следящих за возможными нарушениями, несколько журналистов, 25 инженеров, представляющих автозаводы, а также более 125 гонщиков и персонала, который обслуживал и готовил автомобили.

Автопробег завершился спустя 24 дня, это было тяжелое испытание для гонщиков, ведь дороги в то время были далеко не лучшего качества. Все прибывшие автомобили, участвовавшие в гонке, отправились на осмотр комиссией.

Песни военнослужащих автобата

За долгие годы существования данного рода войск было написано множество песен, прославляющих бравых солдат и офицеров, любой ценой выполняющих свой долг перед Родиной. К примеру, песня, сочиненная молодыми солдатами, рассказывает слушателям о первых днях службы в армии. Она называется «Шумит листва». Также военнослужащие часто поют песню «Не страшна нам бомбежка любая», посвященную бойцам автобата, которые сражались с немцами в годы ВОВ. На столетие автомобильных войск был выпущен гимн, повествующий о нелегкой службе военного водителя.

29 мая в России ежегодно отмечается День военного автомобилиста. Это профессиональный праздник всех военнослужащих и гражданского персонала автомобильных войск Российской Федерации, а также всех военнослужащих и военнообязанных, которым по долгу своей службы приходится управлять различными транспортными средствами. Хотя автомобильные войска существуют в нашей стране с 1910 года, сам праздник был утвержден сравнительно недавно: дата 29 мая была утверждена приказом министра обороны страны от 24 февраля 2000 года.

Автомобильные войска Вооруженных сил России (АВ ВС России) - это объединение (специальные войска) в составе Вооруженных сил России, которое предназначено для перевозки личного состава, горючего, боеприпасов, продовольствия и иных материальных средств, которые необходимы для ведения боевых действий, а также для эвакуации раненых, больных и поврежденной техники в боевых условиях. Помимо всего прочего, автомобильные войска могут перевозить войска, не имеющие собственного автомобильного транспорта.


АВ ВС России организационно состоят из автомобильных (автотранспортных) подразделений, соединений и частей, учреждений и управления и могут организационно входить в состав общевойсковых частей и соединений, а также частей и соединений видов вооруженных сил и родов войск, или же составлять отдельные автомобильные соединения и части. В России автомобильные войска существуют, начиная с 1910 года. Таким образом, российские автомобильные войска приняли участие во всех крупных войнах и конфликтах XX века.

Дата 29 мая для праздника была выбрана неслучайно. Именно в этот день в 1910 году в Санкт-Петербурге была образована первая Учебная автомобильная рота, которая и заложила основы автомобильного дела в русской армии и стала прообразом будущей организации автомобильной службы и всей системы автотехнического обеспечения ВС России. Создателем автомобильных войск России принято считать Петра Секретова, который в чине капитана возглавил в мае 1910 года первую Учебную автороту, затем военную автомобильную школу. Дослужившись до генерал-майора, он в 1917 году возглавлял все автомобильные части русской армии.

Стоит отметить, что в Первую мировую войну Россия вступила, имея в своем составе всего 5 отдельных автомобильных рот. Несмотря на свою малочисленность, автомобильная техника уже в годы Первой мировой войны была признана эффективным, маневренным и очень перспективным средством перевозки войск и грузов. В ходе дальнейших боевых действий автомобильным подразделениям регулярной армии пришлось решать многочисленные задачи по перевозке личного состава и грузов, а также мобилизационные и снабженческие задачи. Россия заканчивала Первую мировую войну уже с 22 автомобильными подразделениями, общий парк которых составлял порядка 10 тысяч автомобилей разной грузоподъемности.

В годы гражданской войны в России автомобильный транспорт использовали и красные, и белые, причем обе стороны конфликта испытывали существенные трудности с обеспечением своих автомобильных подразделений горюче-смазочными материалами и запасными частями. В 1920 году парк молодой Красной Армии насчитывал порядка 7,5 тысяч автомобилей (главным образом иностранного производства).


В конце 1920-х годов в стране началось формирование отдельных автомобильных батальонов окружного подчинения, которые комплектовались новыми отечественными автомобилями. К середине 1930-х годов в составе РККА насчитывалось уже 40 тысяч автомобилей. При этом советские военные теоретики начали рассматривать автомобиль как основное средство моторизации пехоты, которая должна была следовать за бронетанковым кулаком во время проведения глубокой наступательной операции.

К началу Великой Отечественной войны в составе РККА имелось уже более 272 тысяч автомобилей всех типов, основу автопарка составляли тогда знаменитые «полуторки» ГАЗ-АА, «трехтонки» ЗИС-5 и легковые «эмки» ГАЗ-М1. В первые месяцы войны автотранспортные части Красной Армии понесли катастрофические потери в технике, которые частично удалось перекрыть мобилизацией автомобильной техники из народного хозяйства страны и выпуском новых автомобилей. При этом производство автомобилей в СССР в ходе войны существенно сократилось, составляя в среднем 51,2 тысячи машин в год. Снижением объемов производства произошло главным образом из-за переключения части автомобильных цехов и заводов на выпуск боевой техники, особенно танков и САУ. Сказывались и трудности с обеспечением заводов металлом и другими дефицитными материалами.

До конца Великой Отечественной войны советская автомобильная промышленность так и не вышла на показатели 1941 года. Важную роль в годы войны в формировании автотранспортных частей и подразделений Красной Армии сыграли поставки автотранспорта иностранного производства по программе ленд-лиза. За годы войны в Советский Союз было отправлено 375 883 грузовых автомобиля и 51 503 вездехода и джипа, а также 3 миллиона 786 тысяч автомобильных шин. Другим достаточно важным источником пополнения автотранспортного парка Красной Армии была трофейная автомобильная техника. Только за период с ноября 1942 года по март 1943 года советские войска захватили 123 тысячи немецких автомобилей разных типов. Все это позволило существенно нарастить объемы военных автомобильных перевозок. В 1943 году их удалось удвоить по сравнению с 1941 годом, а в 1944 году - утроить.


Всего за годы войны автотранспортными подразделениями и частями Красной Армии было перевезено более 145 миллионов тонн разных грузов. К середине 1945 года советские войска располагали 664,5 тысячами автомобилей разных типов, 32,8% из них приходилось на технику, поставленную по программе ленд-лиза, 9,1% - на трофейные автомобили. За образцовое выполнение заданий командования 14 автомобильных частей и соединений получили почетные наименования, 94 были награждены орденами Красного знамени, Красной Звезды, Александра Невского и Кутузова. За самоотверженный труд и подвиги в годы войны 21 тысяча военных автомобилистов была награждена различными орденами и медалями, а 11 из них стали Героями Советского Союза.

Опыт Великой Отечественной войны подтолкнул военных к оснащению автотранспортных частей грузовыми автомобилями с полным приводом. Уже в конце 1940-х годов в стране было развернуто производство армейского ЗИС-151, позднее появились ЗИЛ-164 и ГАЗ-53. В 1970-е годы их сменили ГАЗ-66, Урал-375 и ЗИЛ-131, начался выпуск дизельных КамАЗов, а также вездеходов УАЗ-469, который на долгие годы превратился в главный отечественный внедорожник.

Также в 1950-е годы перед советскими автостроителями встала новая задача - обеспечить подвижность создаваемого в стране ракетно-ядерного вооружения. Данная задача была успешно решена, в СССР были созданы специальные колесные шасси, предназначенные для размещения ракетных комплексов, многие из них до сих пор не имеют аналогов. С развитием автомобильной техники и вооружений непрерывно рос и уровень моторизации войск, военная автомобильная техника (ВАТ) стала материальной основой подвижности войск. При этом автомобиль из простого средства перевозки людей и грузов стал носителем различных вооружений, в том числе самых разрушительных.

Так в Афганистане именно военным автомобилистам была отведена решающая роль в обеспечении ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА) всеми видами материальных средств: от патронов до продовольствия. При этом советские автомобильные части выполняли перевозку различных грузов не только в интересах военных, но и в интересах мирного населения Афганистана. Большой вклад в снабжении советского контингента всем необходимым внесли 58-я отдельная автомобильная бригада (58 оавтбр) и 59-я армейская бригада материального обеспечения (59 абрмо).

Структурно Автомобильные войска сегодня включают автомобильные бригады, полки, батальоны и роты материального обеспечения, которые входят в состав войсковых объединений и соединений, а также тыловых структур. В настоящее время за танкотехническое и автотехническое обеспечение Вооруженных сил Российской Федерации отвечает Главное автобронетанковое управление МО РФ. Строительством и развитием службы военных сообщений, автотранспортных служб видов ВС РФ, военных округов и флотов, родов войск и объединений ведает Департамент транспортного обеспечения МО РФ.

Сегодня общий парк военной автомобильной техники в ВС России составляет более 410 тысяч машин различного назначения. При этом ежегодно в стране проводятся испытания новых образцов автомобильной техники. К примеру, только в 2014 году на базе Научно-исследовательского испытательного центра автомобильной техники 3-го ЦНИИ Министерства обороны России состоялись испытания 37 образцов военной автомобильной техники, созданных в интересах российской армии.


В День военного автомобилиста «Военное обозрение» поздравляет всех действующих солдат и офицеров автомобильных войск, ветеранов, а также всех тех, кому ранее доводилось, находясь на службе, управлять различной автомобильной техникой, с их профессиональным праздником.

По материалам из открытых источников

    День военного автомобилиста в России - 29 мая в Вооруженных силах Российской Федерации отмечается День военного автомобилиста, учрежденный по приказу министра обороны от 24 февраля 2000 года. Как отмечено в приказе, 29 мая 1910 года в Санкт Петербурге была образована первая Учебная… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    - «День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта» Тип профессиональный праздник Установлен Указ Президента Российской Федерации Отмечается … Википедия

    - «День автомобилиста и дорожника» Киев Тип проф … Википедия

    Нарукавный знак по роду войск: Танковые войска ВС СССР. День танкиста российский и советский профессиональный праздник танкистов и танкостроителей, отмеч … Википедия

    Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/16 июня 2012. Дата постановки к улучшению 16 июня 2012 … Википедия

    Имени генерала армии В. П. Дубынина РВАИ … Википедия

    В Викисловаре есть статья «автомобилист» Автомобилист: Автомобилист российский мужской волейбольный клуб из Санкт Петербурга. Основан в 1935 году. Автомобилист женский волейбольный клуб из Ташкента. Автомобилист команда по хоккею с шайбой из… … Википедия

    Праздник (сравните со словом «праздность») это запланированное событие, разрывающее повседневную практику и порождающее хорошее настроение. Социальное время можно разбить на три вида: повседневность (будни), выходные и праздники. Повседневность … Википедия

    Праздник (сравните со словом «праздность») это запланированное событие, разрывающее повседневную практику и порождающее хорошее настроение. Социальное время можно разбить на три вида: повседневность (будни), выходные и праздники. Повседневность … Википедия