Рецепторные расстройства, нарушения ориентировки, восприятия, памяти у психически больных. Расстройства ощущений и восприятия — общие сведения

09.08.2019

Рутинная работа, напряжение от общения с большим количеством людей, скрытый стресс от зимы, «пробок» и простуды + вечное противостояние тех, у кого «стакан наполовину пуст» и тех, для кого всегда полны не только стаканы, но и другие стороны жизни — всё это может стать причиной для превращения вас в законченного пессимиста. Если присмотреться, причин для пессимизма и даже депрессии хватает: достаточно только взглянуть на нашу экономику и состояние рынка труда (но не будем вдаваться в эту тему, иначе рискуем от лайфхаков перейти к политике и экономике). Однако есть несколько способов, как настроить себя не только на «фильтрацию» негатива, но и на позитивное восприятие реальности (даже такой непростой, как наша).

В чем кроется настоящий источник оптимизма?

У каждого человека есть свой набор правил и шаблонов для интерпретации тех или иных событий, которые его касаются. Пессимистам гораздо проще найти причины для грусти, а оптимистам — отыскать поводы для радости; и в этом нет ничего странного.

Все дело в первоначальной установке, которую мы применяем даже к самым, казалось бы, элементарным вещам. Понятно, что войны, болезни или смерть не просто огорчают, но и пугают людей, заставляют их переживать не только физические, но и нравственные страдания. Однако почему-то большинство окружающих нас людей предпочитают делать трагедии из того, что они застряли в «пробке» по пути на работу, или радоваться только тогда, когда они в далеком неопределенном будущем накопят денег себе на новую машину. В итоге хроническое ощущение себя «несчастным» занимает у пессимистически настроенного человека большую часть времени.

Оптимисты создают для себя «маленькие правила», благодаря которым они эти же ситуации воспринимают иначе: «любой день, что ты на земле, а не под ней — уже повод для отличного настроения» (как в поговорке).

Создайте для себя «маленькие правила оптимизма»

Чтобы настроить себя на положительное восприятие реальности, вовсе нет нужды прибегать к успокоительным препаратам, нейростимуляторам или зацикливаться на поиске позитива во всем, что бы с вами ни происходило. Достаточно небольших правил поведения и восприятия по отношению к той или иной ситуации в вашей жизни (это — как тренировка, надо приучать себя к ним поначалу, но дальше станет легче):

1. Сядьте и напишите список своих правил

Возьмите ручку и лист бумаги (никаких компьютеров и мониторов) и запишите свои собственные «маленькие правила» в формате следующих утверждений, делящихся на 2-х типа:

  • «Я чувствую себя несчастным, когда происходит следующеее: … (и список в столбик)»
  • «Я чувствую себя счастливым, когда: … (и снова список в столбик)»

Сильно больших списков составлять не надо. Точность и полнота списка здесь менее важна, чем сами ощущения и эмоции, которые передаются через эти «маленькие правила»: важно, что первым приходит вам в голову при формировании понятия «негативная эмоция» и «позитивная эмоция».

2. Обратите внимание на полученные результаты

Составили списки? Теперь сядьте и перечитайте получившиеся результаты так, как будто это писали не вы, а посторонний человек. Какое ощущение возникает? Писал ли это пессимист или оптимист? Такому человеку просто быть счастливым или легче чувствовать себя несчастным?

Доказательством того, что подобный самоанализ работает, служит уже тот факт, что вы добрались до данного этапа. Если бы вы где-то в глубине души не чувствовали, что что-то вас не устраивает в своем отношении к жизни, то не «забрались» бы так далеко в выполнении этого упражнения.

Чаще всего окажется, что часть (или даже значительная часть) ваших ожиданий от жизни существенно занижена, потому что вы уже подсознательно готовы к тому, что ничего не получится, и чтобы не расстраиваться лишний раз, вы просто не делаете никаких шагов по направлению к тому, что вас расстраивает.

3. Переработайте ваши правила в сторону улучшения

А теперь время проявить немного творчества. Возьмите второй лист бумаги, глубоко вдохните и снова спросите себя:

  • Какие повседневные события могут доставить вам ощущения счастья?
  • Какие нестандартные события могут вас заставить вас почувствовать себя несчастным?

Сформулировать ответы на эти вопросы — важная задача. Обдумайте все возможности и дайте ответы на то, что вы хотели бы видеть в своей жизни. На первый вопрос стоит перечислить как можно больше вещей, событий и явлений. А второй список сделайте покороче: включите в него только самые серьезные и действительно грустные события.

Когда закончите составлять списки, свои «правила оптимизма» перепишите в следующем формате:

  • «Я счастлив, когда… [событие]»
  • «Я несчастен только если… [событие]»

Формулировки тут играют важную роль. В итоге у вас получится 2 листа бумаги: на одной «правила пессимиста», по которым вы живете сейчас, на другом — «правила оптимиста», по которым вы бы хотели жить и в которые хотите верить в дальнейшем.

4. А теперь сожгите старые правила

Звучит немного странно и по-детски, но простой «ритуал сожжения» ненужных более правил работает, и вот почему.

За прошедшие более чем 125 тыс лет истории человечества одним из отличительных навыков человека стало умение управляться с огнем. Огонь стал частью ритуалов, религий и обрядов — от туземных идолов и до католических церквей. Важность огня в жизни человека заложена на подсознательном уровне в поколениях людей, и сожжение — это способ перевести нечто материализованное (как слова на бумаге) в нечто нематериальное (сделать так, чтобы всё «ушло и не вернулось»). Сожгите прошлое отношение к жизни — небольшой ритуал, который послужит своего рода эмоциональной разрядкой.

5. Новые правила разместите так, чтобы они попадались вам на глаза ежедневно

Место старых правил должны занять новые. Лист с новыми правилами прикрепите рядом с вашим рабочим столом, возле компьютерного монитора или около зеркала в ванной. Сделайте так, чтобы каждый ваш день начинался с невольного прочтения этих правил, чтобы написанное вами от руки правило вы сами проговаривали / прочитывали каждый день, настраивая свой мозг на восприятие в реальности в первую очередь положительных, а не отрицательных ее сторон.

Ключ к оптимизму, более здоровому образу жизни, новым возможностям в жизни и в работе — в ваших руках, просто попробуйте!

Восприятие – психический процесс отражения предмета или явления в целом, в совокупности его свойств и частей.

При некоторых патологических состояниях, особенно при психи­ческих и нервных заболеваниях, перцептивные процессы могут на­рушаться. Однако существуют и такие отклонения восприятия, кото­рые могут наблюдаться и у вполне здоровых людей (например, иллюзии). Расстройства восприятия условно можно подразделить на три основные группы: иллюзии, галлюцинации и расстройства сен­сорного синтеза (психосенсорные расстройства).

Иллюзии. Иллюзией называют искаженное восприятие реально существующего предмета или явления. Иллюзии классифицируют по органам чувств- зрительные, слуховые, тактильные и другие. В зависимости от основных причин, лежащих в основе искажения вос­приятия, все иллюзии также можно подразделить на физические, физиологические и психические.

Физические иллюзии объясняются объективными физическими законами и не зависят от самого человека. Примером физической иллюзии, которая улавливается и фотоаппаратом, может служить восприятие ложки в стакане воды. Ложка кажется изломанной в силу разных преломляющих свет свойств воды и воздуха.

Физиологические иллюзии находят свое объяснение в особенно­стях устройства и деятельности наших органов чувств. Например, попробуйте надавить сбоку на глазное яблоко, и тотчас предмет, на который мы смотрим, раздвоится. Раздвоение предмета возникает в силу увеличения диспарантности его изображения на сетчатках глаз. Другой пример иллюзии этого типа мы находим у Аристотеля: скре­стите два пальца и начните катать между ними небольшой шарик, и он покажется двойным. Когда предмет сначала соприкасается с ука­зательным пальцем, а затем со средним пальцем, оба соприкоснове­ния происходят в различных привычных для нас точках простран­ства. Прикосновение к указательному пальцу кажется выше, хотя палец на самом деле находится ниже; прикосновение к среднему - ниже, хотя палец в действительности выше. Много такого рода иллю­зий имеется и со стороны вестибулярного аппарата - иллюзии кре­нов, противовращения и другие.

Психические иллюзии связаны как с различными психическими состояниями человека, так и с некоторыми психологическими осо­бенностями нашего восприятия.

При заболеваниях психические иллюзии наблюдаются наиболее часто при состояниях расстроенного сознания, при возбуждении (экзальтация, экстаз) у маниакальных больных или состояниях страха и тревоги при депрессиях. Иллюзии у них почти не коррегируются, и больной склонен считать эти ошибки восприятия реальностью. Вер­бальные иллюзии, когда больной вместо нейтральной речи слышит в свой адрес брань, угрозы и оскорбления, часто встречаются на ранних этапах становления слуховых вербальных (речевых) галлюцина­ций при некоторых психозах. Они отличаются от так называемых функциональных слуховых галлюцинаций тем, что при иллюзиях па­тологически возникший образ поглощает образ реального предмета (больной "слышит вместо..."), при галлюцинациях - патологичес­кий образ с реальным не сливается ("слышит вместе с...").

У здоровых на фоне различных психических состояний (ожида­ние, тревога или страх) также часто возникают психические иллюзии. Например, при входе в комнату ребенок испугается фигуры у окна, но вслед за этим рассмеется, так как увидит, что его испугали пальто и шляпа, висевшие на вешалке. И если в каждом дереве, стоящем у дороги, мы видим человека, которого ждем, то речь тоже идет о пси­хических иллюзиях.

Для того, чтобы процесс интерпретации сенсорной информации достиг уровня сознания, необходимы специальные приемы, и о неко­торых из них уже говорилось ранее (упрощение изображения, прин­ципы группировки, контрасты и другие). К иллюзиям часто приво­дит неоднозначность восприятия, возникающая в силу недостатка существенной информации или избытка несущественных сведений в изображении. Неоднозначность восприятия возникает и в случаях, если из одного и того же изображения можно извлечь несколько зна­чимых образов.

В эксперименте иллюзии используются для изучения различных аспектов организации свойств анализаторной системы. Зрительные иллюзии часто использовались с целью подачи на вход зрительной системы неоднозначной сенсорной информации для выявления тех ошибок, которые делает система и тем самым выявляет некоторые скрытые свои свойства. Описаны многочисленные факты и условия ошибок при восприятии - иллюзии "стрелы", железнодорожных путей, переоценки вертикальных линий, пересечений, концентри­ческих окружностей, "невозможных фигур" и других.

Галлюцинации. Галлюцинации - это расстройства восприятия, когда человек вследствие нарушений психической деятельности видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не существует. Это восприятие, которое, как говорят, не опирается на внешний объект, иначе -это "мнимое, ложное восприятие".

Мы можем наблюдать галлюцинации при психических заболева­ниях, а также у здоровых людей в экспериментах с сенсорной изоля­цией или при применении определенных препаратов (галлюциногенов); галлюцинации также можно внушить человеку, находящемуся в глубоком гипнотическом сне.

Галлюцинации обычно классифицируют по органам чувств: зрительные, слуховые, обонятельные и другие. Большое значение в психиатрической диагностике придается подразделению галлюцина­ций на истинные и ложные (псевдогаллюцинации).

Истинные галлюцинации характеризуются чувственной ясностью, они развертываются в реальном пространственно или иного анализа­тора и "больные не только думают, что они видят и слышат, но и на самом деле видят и слышат" (Э. Крепелин, 1909). Поведение больных обычно соответствует содержанию галлюцинаторных переживаний, и они убеждены, что и окружающие люди видят и слышат то же, что и они.

Псевдогаллюцинации отличаются от истинных галлюцинаций тем, что при них нет полной чувственно-телесной ясности образов, и это сближает их с представлениями. Больные говорят о видимом и слышимом, добавляя "как будто", хотя они при этом и настаивают на реальности своих галлюцинаций. Псевдогаллюцинаторный образ развертывается в представляемом, а точнее - интрапсихическом (субъективном) пространстве того или иного анализатора, поэто­му больные могут сообщать о возможности "видеть" за линию гори­зонта или через непрозрачные преграды, а также сообщают о возни­кающих "внутри головы" звуках и человеческих голосах. Поскольку ложные галлюцинации осознаются как нечто субъективное и весьма отличное от реальных образов, поведение больных почти всегда диссоциировано с содержанием галлюцинаций. Псевдогаллюцинации свидетельствуют о более неблагоприятном течении психического заболевания, часто приобретают затяжной и хронический характер, сопровождаются нарушениями мышления.

У здоровых людей на фоне утомления или истощения иногда при засыпании кратковременно возникают зрительные или слуховые гал­люцинации, похожие на псевдогаллюцинации, которые называют гипногогическшм из-за близости их к сновидениям (гипнопомпические- то же самое, но отмечаются в момент пробуждения).

Зрительные и слуховые галлюцинации часто подразделяют на про­стые (фотопсии - восприятие вспышек света, звездочек, искр; акоазмы-восприятие звуков, шума, треска, свиста, плача) и сложные (вер­бальные - восприятие членораздельной речи).

При рефлекторных галлюцинациях воспринимаемый реальный об­раз тут же сопровождается появлением сходного с ним галлюцинатор­ного (больной слышит фразу - и тут же в голове начинает звучать похожая на нее фраза).

Апперцептивные галлюцинации (слуховые или зрительные) появ­ляются после соответствующего волевого усилия больного, желающе­го их испытать.

Галлюцинации Шарля Бонне (зрительные, реже слуховые) наблюда­ются при повреждении периферического отдела анализатора (у слепых, глухих), а также при сенсорной депривации или изоляции (в тюрьме, иноязычной среде) в поле пораженного или информационно ограничен­ного анализатора. Их следует отличать от гемианоптических галлюци­наций в поле гемианопсии при поражении коркового конца анализатора (опухоль, травма, сосудистое поражение).

Галлюцинации, которые возникают вследствие психической травматизации, называются психогенными. Они подразделяются на следующие разновидности:

доминантные (слуховые и зрительные) с психологически понят­ным содержанием, отражающим психическую травму, и эмоционально насыщенные;

эйдетические (чаще слуховые), которые склонны повторяться по типу клише (например, постоянное галлюцинаторное воспроизведение похоронной музыки и рыданий при похоронах);

галлюцинации воображения Дюпре, где фабула вытекает из исте­рических мечтаний и фантазии;

индуцированные галлюцинации возникают по типу взаимовну­шения и самовнушения на фоне эмоционального напряжения;

внушенные галлюцинации часто встречаются при алкогольном делирии во время "люцидного окна" (дневного прояснения сознания): симптом Рейхардта (внушенное чтение по чистому листу бумаги), сим­птом Ашаффенбурга (внушенный мнимый разговор по отключенно­му телефону), симптом Липмана (внушенные зрительные галлюцина­ции после десятисекундного надавливания на глазные яблоки) и др.

Расстройства сенсорного синтеза. Восприятие является слож­ным процессом интеграции, синтеза образа воспринимаемого объекта из сенсорных сигналов, поступающих через органы чувств от внешней среды и собственного тела. При некоторых состояниях и заболеваниях мы встречаемся с различными нарушениями про­цесса синтеза, интеграции сенсорной информации в ходе восприя­тия. Обычно к психосенсорным расстройствам относят две группы нарушений - дереализацию и расстройства "схемы тела".

Дереализация - нарушение сенсорного синтеза информации, ко­торая поступает из внешнего мира. Из ассоциации сенсорных сигналов, принимающих участие в формировании образа внешней действитель­ности, что-то может "выпадать", изменяться, и в конечном итоге окру­жающий нас мир теряет свою чувственную реальность - искажается.

Человек может утратить восприятие глубины пространства, и тогда все окружающее видится ему в плоскостном, двухмерном изображении. Искажения восприятия могут касаться и определен­ных признаков предмета - формы (метаморфопсия), величины (увеличение - макропсия, уменьшение - микропсия) или других. При порропсиях нарушается оценка расстояния - человеку кажет­ся, что предметы находятся дальше, чем они расположены в действи­тельности; при дисмегалопсии расстройство восприятия касается удлинения, расширения, скошенности или перекрученное вокруг оси окружающих предметов.

Близкими к дереализации являются расстройства, когда обычная, знакомая обстановка воспринимается совершенно новой (феномен "никогда не виденного"- jamais vu), или, наоборот, новая обста­новка (местность, улица, дом) воспринимается хорошо знакомой и известной (феномен "уже виденного " - deja vu). Особенно волну­ют больных искажения времени - его замедление (брадихрония) или ускорение (тахихрония), а также утрата эмоциональных компо­нентов восприятия окружающего - "все застыло, остекленело", а "мир стал подобен декорации". У больных почти всегда сохраняется критическое отношение к этим нарушениям, они чужды личности и субъективно крайне неприятны.

Расстройства "схемы тела" характеризуются различными симптомами нарушений восприятия собственного тела, своеобраз­ных ощущений увеличения или уменьшения веса, размеров всего тела или его частей (рук, ног, головы). Возникают при поражении сенсорных систем верхнетеменной области коры головного мозга. К расстройствам схемы тела относится также нарушения восприятия соотношения между частя­ми тела: больные говорят о неправильном положении ушей, "перекрученности" тела. Указанные изменения больной ощущает только при закрытых глазах, так как под контролем зрения все неправильные представления о своем теле исчезают.

Агнозия неузнавание видимого или слышимого при полной сохранности элементарных функций восприятия, которое возникает при очаговых поражениях мозга.

Зрительные агнозии возникают при локальных поражениях различных участков зрительной зоны коры (преимущественно вторичных и третичных полей) и относятся к нарушениям высшей организации зрительных процессов. При этом больной не узнает предметы по их зрительным образам. Выде­ляют шесть основных разновидностей нарушения зрительного гнозиса: предметную, лицевую, оптико-пространственную, буквенную, цветовую и симультанную агнозии.

Предметная агнозия - левополушарный симптом, но в более гру­бой форме связана с двусторонним поражением нижней части "широкой зрительной сферы". При грубых нарушениях узнавания больные не натыкаются на предметы, однако постоянно ощупывают их и ориенти­руются по звукам.

Лицевая агнозия связана с поражением ниж­незадних отделов "широкой зрительной сферы" правого полушария (у правшей). При этом больной не различает человеческие лица и узнает даже близких людей только по голосу. Степень выраженности может быть разной: от нарушения запоминания лиц в специальных экспериментальных заданиях до неузнавания родных и даже самого себя в зеркале.

Оптико-пространственная агнозия - связана с двусторон­ним поражением верхней части "широкой зрительной сферы". При этом больной плохо ориентируется в пространственных признаках предмета (особенно страдает лево-правая ориентировка). Если преимущественно страдает правое полушарие, то в большей степе­ни у больных нарушается рисунок (не могут в рисунке изобразить дальше-ближе, больше-меньше, слева-справа, вверху-вни­зу), а также нарушен "праксис позы" - больной не может скопиро­вать позу (пробы Хеда), и с этим связаны трудности в бытовых двигательных актах (например апраксия одевания). Сочетание зри­тельно-пространственных и двигательных расстройств называют апрактоагнозией. Оптико-пространственная агнозия может нару­шать навык чтения, так как возникают трудности прочтения букв с лево-правыми признаками (Э-Е).

Буквенная (символическая) агнозия - возникает при односто­роннем поражении нижней части "широкой зрительной сферы" на гра­нице затылочной и височной коры левого полушария (у правшей). При этом больной правильно копирует буквы, но не может их читать. Распад навыка чтения в данном случае называется первичной алексией.

Цветовая агнозия - возможна при поражении 17-го и других полей зрительной коры, особенно правого полушария. При этом больной цве­та различает (нет цветовой слепоты как таковой, различает цвета на кар­точках), но не знает, какие предметы окрашены в данный цвет, не может вспомнить цвета даже хорошо знакомых реальных предметов, не может подбирать одинаковые цвета и оттенки. Таким образом, у больных с цветовой агнозией затруднена категоризация цветовых ощущений.

Симультанная агнозия (англ. Simultaneous - «одновременный») впер­вые описана П. Балинтом (1909) и встречается при двустороннем или правостороннем поражении затылочно-теменных отделов коры. При этом больной с сохранными полями зрения затрудняется в восприятии изображения целиком и видит только отдельные его фрагменты, так как он не может перевести взор и рассмотреть все изображение последовательно. Особенно ему трудно воспринять одновременно два изображения на одном рисунке.

Слуховая агнозия - нарушение музыкальных способностей, имев­шихся у пациента в прошлом - разделяется на моторную амузию, при которой в первую очередь нарушается возможность воспроиз­вести знакомые мелодии, и сенсорную амузию, характеризующуюся нарушением узнавания знакомых мелодий. Кроме этого, пациент при слуховой агнозии может не идентифицировать голоса живот­ных и птиц, не различать разнообразные знакомые ему шумы.

При тактильной агнозии (астереогнозисе) утрачивается способ­ность узнавать предъявляемые предметы на ощупь при отсутствии отчетливых дефектов элементарных видов чувствительности (по­верхностной и глубокой). Расстройства наблюдаются при локальных поражениях сенсорных зон нижнетеменной области коры головного мозга Различают следующие расстройства:

тактильная предметная агнозия, проявляющаяся нарушением узнавания на ощупь с закрытыми глазами величины и формы пред­мета и определении его функционального назначения;

тактильная агнозия текстуры объекта характеризуется неспо­собностью определить путем ощупывания качество материала,особенности поверхности предмета и его плотность;

пальцевая агнозия – больной не узнает пальцы своей руки с закрытыми глазами при прикосновении к ним

Контрольные вопросы

    Перечислите 3 основных вида нарушений восприятия.

    Назовите отличие иллюзии от галлюцинации.

    Каковы характерные черты псевдогаллюцинаций.

    Какие варианты расстройства сенсорного синтеза Вы знаете?

    При каких поражениях мозга имеют место различные виды агнозии?

Физиологической основой восприятия являются органы чувств. Конечный продукт восприятия - образное, чувственное представление о конкретном объекте. Расстройства восприятия представлены такими нарушениями как галлюцинации, аллюзии и психосенсорными расстройствами.

Иллюзии

Такое нарушение восприятия, как иллюзия это нарушение при котором реально существующий предмет воспринимается, как что-то иное. Психологи различают физические , физиологические и психические иллюзии. Физическая иллюзия обусловлена средой, в которой находиться. К примеру, горный массив может восприниматься окрашенным в разные цвета и т.п. Физиологическия иллюзия возникает в связи с условиями функционирования рецепторов. Нарушения их функционирования могут вызывать неправильное восприятие. К примеру, холодная вода после пребывания на морозе воспринимается теплой. и последние, психические иллюзии являются аффективными в связи с эмоциональны состояние страха и тревоги. Например, тревожный человек может слышать несуществующие шаги или звуки. Также парейдолические иллюзии относяться к психическим, являются разновидностью зрительный ошибочных образов.

Вербальные иллюзии появляются на фоне какого-либо аффекта и выражаются в ошибочном восприятии смысла разговоров окружающих людей, когда нейтральная речь воспринимается больным как угроза его жизни, ругательства, оскорбления, обвинения.

Галлюцинации

Галлюцинации это нарушение восприятия при котором несуществующий предмет или явление не воспринимается критически пациентом. Отрицания галлюцинаций не воспринмаются или воспринимаются агрессивно. Все галлюцинации классифицируются по сложности, содержанию, времени возникновения заинтересованности. По сложности галлюцинации разделяют на элементарные, простые, сложные. Простые галлюцинации:

  • фотопсии (пятна, контуры, блики зрительных образов);
  • акоазмы (оклики, неясный шум).

В формировании простых галлюцинаций участвует только какой либо один анализатор. При появлении сложных галлюцинаций участвует несколько анализаторов. Например, пациент может не только видеть мнимого человека, но и слышать его голос, чувствовать его прикосновение, ощущать ароматы. Но чаще всего встречаются зрительные или слуховые галлюцинации. Зрительные галлюцинации как правило представлены единичными или множественными образами, мифическими существами, движущимися и неподвижными фигурами, безопасными или нападающими на больного. Бывают также видения своих двойников, которое врачи называют аутоскопической галлюцинацией.

Слуховые галлюцинации переживаются больными как шум ветра или завывание зверей. Но чаще всего они выражаются в виде вербальных галлюцинаций (голоса незнакомцев). Голоса могут вести разговоры о больном, бранить или угрожать. Но наибольшую опасность представляют собой так называемые императивные галлюцинации , которые носят форму приказов и нередко могут привести к серьезным последствиям (самоубийство, нанесение повреждений себе и окружающим). Как правило, больному сложно контролировать приказы. Также существуют следующие типы галлюцинаций:

  • обонятельные (ощущение неприятных запахов);
  • вкусовые;
  • висцеральные (ощущение червей, лягушек, змей в теле).

Отдельно от других рассматриваются также следующие типы галлюцинаций:

  • Функциональные. Галлюцинации, которые возникают в следствии внешнего раздражителя, воспринимаясь одновременно с ним. Например, в шуме дождя пациент слышит голоса людей.
  • Доминантные. Отражают психические травмы. Больной может видеть фигуру умершего родственника.
  • Гипногогические. Возникают в состоянии перехода от бодрствованию к сну.
  • Псевдогаллюцинации . Расстройство может иметь истинный или ложный характер. Для истинной галлюцинации характерна проекция в окружающую среду. Истинные обманы восприятия обычно влияют на поведение больного, которое становится соответствующим содержанию галлюцинаторных образов.

Истинные галлюцинации чаще встречаются при экзогенных психозах . Псевдогаллюцинации лишены признаков реальности, не вписываются в окружающую среду, воспринимаются как нечто инородное, странное, отличное от прежних ощущений. Псевдогаллюцинации чаще встречаются при эндогенных расстройствах, а именно при шизофрении . О наличии галлюцинаторных переживаний можно узнать не только со слов пациента и его родственников, но и по объективным признакам, которые отражаются в поведении больного.

Психосенсорные расстройства

Психосенсорные расстройства также являются нарушение восприятия, когда реально существующий объект воспринимается пациентом в измененной форме. Различают также дереализацию и деперсонализацию. При дереализации у больного нарушено восприятие мира, это касается искажения форм и веса предметов, объектов, не соответствие цвета реальному. Также может присутствовать микроскопия, когда предмет воспринимается в уменьшенном размере или наоборот (метаморфопсия). К дереализации можно отнести нарушение восприятия времени и пространства. Больные в маниакальном состоянии воспринимают время более быстрым, чем в реальности, в депрессивном - как замедленное.

Деперсонализация может иметь симптомы:

  • соматопсихические;
  • аутопсихические.

Соматопсихическая деперсонализация представлена переживаниями изменения размеров или веса тела. Пациенты могут уверять врача, что они не умещаются в своей постели и т.п. Аутопсихическая деперсонализация выражается у пациента через переживаник чувства измененности своего «я». В таких случаях больные заявляют, что изменились их личностные свойства, что они стали хуже, чем ранее, перестали тепло относиться к родственникам и друзьям и пр. (в состоянии депрессии). Аутопсихическая деперсонализация более свойственна больным с эндогенными заболеваниями. Деперсонализационно-дереализационный синдром может усложняться бредом, депрессией, психическими автоматизмами и другими расстройствами психической деятельности.

Профилактика и лечение

Профилактика заболеваний включает в себя отказ от чрезмерного употребления алкоголя, избегание наркотических и токсических веществ. Также важно наблюдать за своим здоровьем и психическим состоянием, по возможности избегать стрессов. Важен также полноценный отдых и сон. Диагностика нарушения восприятия заключается в тщательном медицинском обсследовании, проверке имеющихся у пациента жалоб, оценке и выявлении нарушений путем несложных тестов. Выявлением признаков заболевания должен знаниматься врач-психиатр. Определенную ответственность несут и родные больного, которые должны знать о возможных потенциально опасных ситуациях при имеющемся нарушении восприятия.

Определения

Восприятие - целостное субъективное психическое отражение предметов и явлений окружающего мира, когда они воздействуют на наши органы чувств. Оно складывается из ощущений, формирования образа, его дополнения представлением и воображением.

Ощущение – такой вид психической деятельности, который, возникая при непосредственном воздействии предметов и явлений окружающего мира на наши органы чувств, отражает лишь отдельные свойства этих предметов и явлений.

Представление – результат оживления образов или явлений, воспринимаемых ранее, в прошлом.

Клинические проявления.

Гиперестезия - нарушение чувствительности, которое выражается в сверхсильном восприятии света, звука, запаха. Характерно для состояний после перенесенных соматических заболеваний, черепно-мозговой травмы. Пациенты могут воспринимать шелест листьев под ветром подобным грохочущему железу, а естественный свет как очень яркий.

Гипостезия - снижение чувствительности к сенсорным стимулам. Окружающее воспринимается блеклым, тусклым, неразличимым. Это явление типично для депрессивных расстройств.

Анестезия - утрата чаще всего тактильной чувствительности, или функциональное выпадение способности к восприятию вкуса, запаха, отдельных предметов, типично для диссоциативных (истерических) расстройств.

Парестезии - ощущение покалывания, жжения, ползания мурашек. Обычно в зонах, соответствующих зонам Захарьина - Геда. Типично для соматоформных психических расстройств и соматических заболеваний. Парестезии обусловлены особенностями кровоснабжения и иннервации, чем отличаются от сенестопатий.

Сенестопатии - неприятно переживаемые ощущения разной интенсивности и длительности со стороны внутренних органов при отсутствии установленной соматической патологии. Они, как и парестезии, трудно вербализуемы больными, и при их описании последние чаще всего используют сравнения. Например: как будто шевелится кишечник, воздух продувает мозг, печень увеличилась в размерах и давит на мочевой пузырь и др.

Основными расстройствами восприятия являются иллюзии и галлюцинации . Об этих явлениях пациенты могут говорить неохотно или их скрывать.

Косвенными признаками расстройств восприятия являются:

Разговор человека с самим собой (в одиночестве или присутствии других),

Необоснованное и внезапное изменение отношения к окружающим,

Возникновение в речи новых слов (неологизмов),

Мимические гримасы,

Склонность к уединению, изменению настроения,

Сокращение жевательных мышц и грудино-ключично сосцевидных мышц,

Напряжение орбитальной области при полуоткрытом рте,

Внезапный взгляд в сторону при беседе,

Диссоциация мимики, позы и жеста,

Нецеленаправленные неожиданные жесты при относительно неподвижной мимике.

Иллюзии - ошибочное восприятие реально существующих предметов и явлений.

Основными характеристиками иллюзий являются:

Наличие объекта или явления, который подвергается искажению, например, визуального, аудиального или другого сенсорного образа,

Сенсорный характер явления, то есть его связь с конкретной модальностью восприятия,

Искаженная оценка объекта,

Оценка искаженного ощущения как реального,

К психопатологическим иллюзиям относят :

    Иллю́зии аффекти́вные (i. affectivae) - иллюзии, возникающие под влиянием страха, тревоги. Тревожно-мнительный человек идущий в позднее время слышит за собой шаги преследователя.

    Иллю́зии верба́льные (i. verbales) - слуховые иллюзии, содержанием которых являются отдельные слова или фразы.

    Иллю́зии парейдоли́ческие (i. pareidolicae; пара + греч. eidōlon изображение) - зрительные иллюзии фантастического содержания, возникающие обычно на основе рисунка обоев или ковра, трещин и пятен на потолке и стенах и т. п. Разворачиваются на плоскости, например, при рассматривании рисунка обоев па стене больному видятся изменчивые, фантастические пейзажи, лица людей, необычных зверей и т.п. Основой иллюзорных образов являются детали действительного рисунка. Часто возникают в инициальном периоде алкогольного делирия.

Галлюцинации - восприятие объекта или сенсорного образа, который возникает без наличия реального объекта, но сопровождается уверенностью в том, что этот объект существует. Термин «галлюцинация» введен впервые J.-E.D. Esquirol в 1838 году.

Истинные галлюцинации:

Наделены всеми свойствами реальных предметов (телесностью, весомостью, ярким звучанием).

Проецируются в реальное пространство , непосредственно окружающее больного.

Существует уверенность в естественном способе получения информации о воображаемых предметах и явлениях через анализаторы.

Больной уверен, что все окружающие воспринимают те же самые предметы точно так же, как он.

Больной поступает с воображаемыми предметами, как с реальными: пытается взять их в руки, убегает от преследователей, нападает на врагов.

Псевдогаллюцинации:

Лишены чувственной живости, естественного тембра, бестелесны, прозрачны, необъемны.

Проецируются в воображаемое пространство, исходят либо из тела больного, либо из областей, недоступных его анализаторам, не соприкасаются с предметами реальной обстановки.

Могут производить впечатление насильственно вызванных, сделанных, вложенных в голову с помощью специальных аппаратов или психологического воздействия.

Больной считает, что образы передаются ему специально и недоступны органам чувств окружающих.

Больной не может убежать от галлюцинаций, поскольку уверен, что они достигнут его на любом расстоянии, зато иногда пытается «экранировать» свое тело от воздействия.

Воспринимаются как попытка психического насилия, стремление поработить волю, заставить поступать против желаний, свести с ума.

Чаще возникают при хронических психозах, довольно резистентны к терапии, не зависят от времени суток, ночью во время сна могут исчезать совсем.

Галлюцинации классифицируются:

1. по органам чувств:

    Слуховые (императивные, угрожающие, комментирующие, антагонистические)

    Зрительные (фотопсии, зоопсии; аутоскопические, экстракампинные, гипнагогические, гипнопомпические)

    Тактильные (термические, гаптические, гигрические)

    Вкусовые

    Обонятельные (мнимое восприятие неприятных запахов)

    Висцеральные, общего чувства (присутсвие в теле каких-то предметов, животных)

2. по степени сложности:

    Элементарные (акоазмы, фотопсии)

    Простые (связаны с 1 анализатором)

    Сложные (обманы со стороны сразу нескольких анализаторов)

    Сценоподобные

Функциональные галлюцинации – возникают на фоне реального раздражителя, действующего на органы чувств, и только в течение его действия.

Внушенные и вызванные галлюцинации:

Симптом Липмана – вызывание зрительных галлюцинаций легким нажатием на глазные яблоки больного.

Симптом чистого листа (Рейхардта) – больному предлагается очень внимательно рассматривать чистый лист белой бумаги и рассказывать, что он там видит.

Симптом Ашаффенбурга – больному предлагают поговорить по выключенному телефону, проверяется готовность к возникновению слуховых галлюцинаций.

Клинический пример:

Больной С., 32 лет перенес психоз с выраженными расстройствами восприятия в виде иллюзий и галлюцинаций. Этот больной, длительное время злоупотреблявший алкоголем, во время поездки в поезде впал в бессонницу, стал испытывать страх и сильное беспокойство. На третий день такого состояния услышал, как колеса вагона «стали отчетливо выговаривать»: «Бойся, бойся», - а спустя какое-то время и в шуме вентилятора в крыше вагона начал различать слова: «не жди пощады». К вечеру этого же дня стал видеть, как по купе летает паутина, почувствовал, как она садилась на его лицо и руки, ощущал ее неприятное, липкое прикосновение.

Среди ночи вдруг отчетливо услышал, как за стеной несколько мужских голосов ведут речь о том, как бы его уничтожить, но никак не могут прийти к соглашению, что для этого лучше использовать – нож или веревку. Понял, что в соседнем купе собрались злоумышленники, которые его сейчас убъют. В сильном страхе выбежал в тамбур и на первом же полустанке, выскочил из вагона. На какое-то время успокоился, затем вдруг увидел, что фонарь на столбе – не фонарь, а какой-то прожектор или же «электронный газ».

Психосенсорные расстройства иногда считаются промежуточными между расстройствами сознания и восприятия. К ним относятся переживания деперсонализации и дереализации, а также особые синдромы, описанные в соответствующем разделе.

Деперсонализация выражается в следующих симптомах:

Психическая:

Изменения «Я», своеобразные ощущения трансформации, чаще негативной, собственной личности, сопровождающиеся страхом сойти с ума, переживанием собственной ненужности, пустоты смысла жизни и утраты желаний. Это состояние характерно для аффективных расстройств и некоторых неврозов.

Расщепление «Я», типичное для шизофрении и диссоциативных расстройств, выражается в чувстве наличия в себе двух и более личностей, каждая из которых имеет собственные намерения, желания.

- отчуждение собственного «Я».

Физическая:

Изменение схемы тела, выражается в аномальном восприятии длины конечностей, укорочении или вытягивании рук и ног, изменениях формы лица, головы. Состояние, наблюдаемое в результате органических расстройств.

Дереализация выражается в изменении:

Цвета, например, при депрессиях мир может казаться серым или с преобладанием синих тонов, что особенно хорошо заметно в творчестве художников, например Э. Мунка, который в периоды депрессий пользовался преимущественно черным, синим и зеленым цветами. Преобладание в окружающем ярких красок отмечают пациенты с маниакальными состояниями. Восприятие красных и желтых тонов или пожара типично для сумеречных эпилептических состояний.

Формы и размеров: окружающее может увеличиваться или уменьшаться (синдром Алисы в Стране чудес), приближаться и удаляться, постоянно трансформироваться. Правую сторону пациент может воспринимать как левую и наоборот (синдром Алисы в Зазеркалье). Состояния такого рода характерны для интоксикаций психоактивными веществами и для органических поражений головного мозга.

Темпа и времени: окружающее может казаться чрезвычайно быстро изменяющимся, подобно кадрам старого кино (синдром кинематографа) или, напротив, кажется затянутым. В одних случаях кажется, что месяцы бегут как мгновения, в других - ночи нет конца. Пациенты могут говорить о том, что замечают один и тот же стереотипно повторяемый сюжет. Все указанные переживания связаны с эмоциональностью, например, при хорошем настроении кажется, что время течет быстрее, а при плохом - медленнее.

Таким образом, можно выделить следующие синдромы.

Галлюциноз - состояние, характеризующееся обилием галлюцинаций в пределах одного какого-то анализатора и не сопровождающееся помрачением сознания, продолжительностью от 1 -2 нед (острый галлюциноз), до 6 месяцев (подострый), до нескольких лет (хронический галлюциноз).

Больной тревожен, беспокоен или, наоборот, заторможен. В поведении и отношении больного к галлюцинациям находит отображение острота состояния. По остроте выделяют острый и хронический галлюциноз, а по содержанию - слуховой, тактильный, зрительный. Слуховой галлюциноз бывает обычно вербальным: слышатся голоса, разговаривающие между собой, спорящие, осуждающие больного, договаривающиеся его уничтожить. Слуховым галлюцинозом определяется клиническая картина одноименного алкогольного психоза; синдром может быть выделен при других интоксикационных психозах, при нейросифилисе, у больных с сосудистым поражением головного мозга. Больные с тактильным галлюцинозом чувствуют ползание насекомых, червей, микробов по коже и под кожей, прикосновение к половым органам; критика к переживаемому обычно отсутствует. Отмечается при психозах позднего возраста, при органическом поражении центральной нервной системы.Зрительный галлюциноз - нередкая форма галлюциноза у стариков и лиц, внезапно утративших зрение, бывает также при соматогенных, сосудистых, интоксикационных и инфекционных психозах. При галлюцинациях Шарля Бонне больные вдруг начинают видеть на стене, в комнате яркие пейзажи, освещенные солнцем лужайки, клумбы с цветами, играющих детей, удивляются этому, хотя сознанйе болезненности переживаний и понимание того, что видеиие вследствие потери зрения невозможно, остаются сохранными. Обычно при галлюцинозе не нарушается ориентировка больного в месте, времени и собственной личности, нет амнезии болезненных переживаний, т.е. отсутствуют признаки помрачения сознания. Однако при остром галлюцинозе с угрожающим жизни больного содержанием резко повышается уровень тревоги, и в этих случаях сознание может быть аффективно суженным.

Галлюцинаторный синдром – наплыв обильных галлюцинаций от разных анализаторов (вербальных, зрительных, тактильных) на фоне ясного сознания. Может сопровождаться аффективными расстройствами (тревога, страх), а также бредовыми идеями. Галлюцинаторный синдром может встречаться при шизофрении, эпилепсии, органических поражениях головного мозга, а в том числе сифилитической этиологии.

Синдром Кандинского – Клерамбо – является частным случаем галлюцинаторно-параноидного синдрома и включает псевдогаллюцинации, явления отчуждения психических актов – психические автоматизмы и бред воздействия. Психические автоматизмы – отчуждение больным его собственных психических актов, чувство, что некоторые процессы в его психике происходят автоматически, помимо воли. Выделяют 3 вида автоматизма:

    Идеаторный (мыслительный) – чувство вкладывания и отнятия мыслей, постороннего вмешательства в их течение, симптом «открытости мыслей», обрывы (шперрунг) и наплывы мыслей (ментизм).

    Сенсорный (чувственный) – состояние, при котором многие неприятные ощущения в теле кажутся «сделанными», специально вызванными.

    Моторный (двигательный) – чувство, что движения больного совершаются помимо его воли, вызваны воздействием со стороны, «движения марионетки».

Наличие всех 3-х вариантов автоматизма – психический панавтоматизм.

Клинический пример: Больной сообщает, что вот уже несколько лет он находится под постоянным воздействием каких-то аппаратов, направляющих на него «лучи атомной энергии». Понимает, что воздействие исходит от каких-то ученых, ставящих эксперимент. «они выбрали меня, потому что у меня всегда было богатырское здоровье». Экспериментаторы «отнимают его мысли», «показывают какие-то образы», которые он видит внутри головы, в голове же «звучит голос» - «тоже их работа». Внезапно во время беседы больной начинает гримасничать, кривить рот, подергивать щекой. На вопрос, зачем он это делает, отвечает: «Это вовсе не я, а они лучами жгут, направляют их на разные органы и ткани».

Возможно развитие и так называемого инверсного варианта синдрома Кандинского-Клерамбо, суть которого заключается в том, что сам больной якобы обладает способностью воздействовать на окружающих, узнавать их мысли, влиять на их настроение, ощущения, поступки. Эти явления обычно сочетаются с идеями переоценки своей личности или бредовыми идеями величия и наблюдаются в картине парафрений.

При некоторых патологических состояниях, особенно при психических и нервных болезнях, бывает возникают нарушения восприятия. Например, нарушение восприятия времени - невозможность ориентироваться в коротких (секунды, минуты, часы) и длинных (дни, месяцы, годы) промежутках времени. Восприятие нарушения пространства - трудности ориентировки во внешнем (зрительном, слуховом) и внутреннем (кожно-кинестетическом) пространстве.

Существуют различные формы нарушения восприятия пространства. 1. Нарушения, связанные с нарушением сознания и проявляющиеся в виде дезориентировки в окружающем пространстве. 2. Невозможность ориентироваться во внешнем зрительном пространстве, в трудностях понимания право-левых и верхне-нижних координат, зрительного пространства (агнозия). 3. Трудности определения направления и удаленности звукового сигнала. 4, Трудность ориентировки во внутреннем пространстве (соматогнозия). 5. Трудности ориентировки в пальцах своей руки. 6. Нарушения, связанные с длительной сенсорной депривацией или искажением сенсорных сигналов.

Агнозия - нарушение различных видов восприятия. Возникает при определенных поражениях мозга. Различают: 1) зрительные агнозии, проявляющиеся в том, что человек при сохранении остроты зрения не может узнавать предметы и их изображения; 2) тактильные агнозии, проявляются в виде расстройств опознания предметов наощупь - астереогнозия, а также в нарушении узнавания частей собственного тела, в нарушении представления о схеме тела - соматоагнозия; 3) слуховые агнозии проявляются в нарушении способности различать звуки речи или знакомые мелодии, звуки, шумы при сохранении слуха.

Агнозии могут возникать при локальных поражениях коры головного мозга в результате сосудистых заболеваний, травм, опухолевого процесса и других патологических состояниях. Например, больные с предметной агнозией (нарушение узнавания предметов) не могут нарисовать на бумаге кувшин, говорят, что это треугольник или какой-нибудь другой предмет. Большие трудности представляют для больных с агнозией узнавание предметов с недостающими деталями. При предметной агнозии на первый план выступает нарушение обобщенного восприятия предметов.

У некоторых больных наблюдаются преимущественно нарушения зрительного индивидуализированного восприятия при относительно сохранном обобщенном восприятии предметов. У таких больных, например, нарушается способность узнавать знакомые лица. При выраженной глубине болезненных расстройств больные плохо различают мимику.

Например, при оптико-пространственной агнозии нарушается восприятие пространственного расположения отдельных предметов - расположение улиц в городе. Больные не могут найти дверь в палату, в свое отделение, койку в палате и т.д.

Больные с нарушениями высших форм осязательного восприятия не могут, ощупывая предмет, например, ключ, ручку, очки и т.д., определить его форму, узнать его, а с открытыми глазами легко узнают предмет.

При слуховой агнозии нарушается узнавание знакомых звуков: шелеста бумаги, шума движущегося поезда, звуков, издаваемых различными животными и т.д.

При органических поражениях головного мозга, реже при интоксикациях и соматических заболеваниях, могут возникать расстройства восприятия типа дереализации. Это сложное патологическое состояние, в основе которого лежит нарушение восприятия, сочетающееся, по-видимому, со своеобразным нарушением сознания. При этом больные узнают окружающую обстановку, но она кажется им «какой-то не такой». Привычные раздражители окружающей среды утрачивают остроту своего воздействия на органы чувств. Это болезненное состояние иногда сочетается с патологией самовосприятия - деперсонализацией.

Нарушение восприятия, при котором окружающее представляется нереальным, называется дереализация. При этом часто внешний мир воспринимается отдаленным, бесцветным. Может сопровождаться нарушениями памяти. Возникает состояние «уже виденного», когда незнакомые явления воспринимаются, как ранее встречающиеся. Возникает переживание воспринимаемого, как неясного, лишенного характера реальности. Дереализация может возникать как при поражениях мозга, так и при просоночных состояниях или при некоторых психических заболеваниях.

Существуют и другие термины, описывающие нарушения восприятия.

Иллюзии - искаженное, ошибочное восприятие реального объекта. Наибольшее число иллюзий наблюдается в области зрения. Часть иллюзий может быть связана со строением глаза, часть с особенностями восприятия предметов, форм и т.д. Кроме того, иллюзии могут наблюдаться у здоровых людей в состоянии тревожного ожидания, страха и т.д. Иллюзии или иллюзорные восприятия, при которых имеются конкретные раздражители. У больного в этом случае формируется искаженное восприятие. Иллюзии разделяются по органам чувств (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и др.). Известна иллюзия тяжести А. Шерпанье - при подъеме одинаковых по весу и внешнему виду, но различных по объему предметов. Меньший по размеру предмет воспринимается, как более тяжелый, возникает контрастная иллюзия.

Иллюзии могут возникать под влиянием непосредственно предшествующих восприятий. Контрастные иллюзии наблюдаются в области температурных и вкусовых ощущений, например, после холодового раздражителя тепловой кажется горячим, после ощущения кислого и соленого усиливается чувствительность к сладкому и т.д.

К сложным иллюзиям относятся парэйдолии. Они могут возникать у больных с невротическими расстройствами и у здоровых людей при утомлении. Например: в рисунке ковра, орнаменте обоев и т.д., человек видит страшные головы, необычные узоры и т.п.

Галлюцинации-восприятие без объекта, ложные восприятия. Они различаются, как и иллюзии, по органам чувств. Больные видят образы, которых нет, слышат речь, слова, чувствуют запахи, которых не существует.

Среди нарушений восприятия выделяют псевдогаллюцинации. Они проецируются не во внешнем пространстве, а во внутреннем, то есть голоса звучат как бы «внутри головы». Больные слышат голоса как бы внутренним ухом, говорят об особых видениях, голосах, но не идентифицируют их с реальными предметами и звуками.

Надо отметить особенности ухода среднего медицинского работника за больными с различными нарушениями восприятий, которые заключаются во внимательном выслушивании их жалоб. Никогда не следует разубеждать больных и спорить с ними. Если эти нарушения впервые выявлены сестрой, об этом необходимо доложить лечащему врачу; если же они наблюдались и раньше, необходимо действовать в соответствии с предписаниями врача. Появление галлюцинаций может быть связано и с развитием психического заболевания.