Вариативность программ. Анализ примерной основной образовательной программы дошкольного образования (пооп). Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы

11.10.2019

Программа состоит из двух частей.

Первая часть включает в себя пояснительную записку, а также разделы, изложенные по возрастным подпериодам дошкольного детства (3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет) в целях оптимизации построения образовательного процесса:

«Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования»,

«Возрастные особенности детей»,

«Планируемые результаты освоения Программы».

Вторая часть - «Примерная циклограмма образовательной деятельности» - представляет собой технологию (систематизированную последовательность) работы педагогов по реализации Программы.

В Пояснительной записке раскрываются основные концептуальные положения Программы, в том числе основные задачи психолого-педагогической работы по реализации каждой области Программы и возможности ее интегрирования с другими областями. Решение задач психолого-педагогической работы по развитию личностной сферы (личностных качеств) детей является приоритетным и осуществляется параллельно с решением основных задач, отражающих специфику областей Программы.

Программа разграничена на 3 части и охватывает 3 возрастных периода развития ребёнка: младший, средний, старший дошкольный возраст.

В каждом периоде программы даётся характеристика возрастных особенностей психического, физического развития детей, определены задачи воспитания и развития детей конкретного возраста и предусмотрены формирование представлений, навыков, умений и отношений в процессе обучения и их развития в повседневной жизни. В конце каждого раздела программы отмечены уровни освоения программы детьми.

В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня.

Выделены разделы: «Планируемые результаты освоения содержания программы»; «Интегративные качества выпускника д/с»; «Детский сад и семья. Программа «Детство» в практике взаимодействия педагогов и родителей»; «Методический комплект программы «Детство».

В программе выделен новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание).

Все содержание программы условно объединяется вокруг четырех основных блоков:«Познание» (помощь дошкольникам в освоении разнообразных доступных способов познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.), развитии их познавательной активности, познавательных интересов);«Гуманное отношение» (ориентация детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, развитие гуманных чувств и отношения к окружающему миру);«Созидание» (блок творчества: развитие самостоятельности как высшего проявления творчества);«Здоровый образ жизни» (воспитание двигательной культуры, привычки вести здоровый образ жизни).

Дополнительная часть(региональный компонент) включает разделы: «Ребёнок в поликультурной и полиэтнической среде»; «Ребёнок изучает английский язык».

В программе выделены следующие возрастные этапы: раннее детство - младенчество (до одного года); ранний возраст (от одного года до трех лет); дошкольное детство; младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший (от пяти до семи лет). Такая возрастная периодизация, по мнению авторов, позволяет видеть как наиболее общие тенденции, так и индивидуальную перспективу развития каждого ребенка. Для каждого возрастного этапа в программе выделены четыре ведущие линии развития: социальное, познавательное, эстетическое и физическое; раскрываются особенности развития этих линий в младенческом, раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте; задается иерархия основных видов деятельности (общение, предметная деятельность, игра). Игровой деятельности, как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в программе отводится особое место. Игра пронизывает все структурные компоненты программы и ее содержание в целом. В программе "Истоки" выделено базовое и вариативное содержание образования. Базисную часть программы каждого возраста составляют следующие компоненты:

  1. Характеристики возрастных возможностей психического развития ребёнка и его личности(обозначены знаком «солнышко»);
  2. Задачи развития(цветок);
  3. Показатели развития (яблоко»);
  4. Базисные характер – ки личности (детское личико»).

К базису т.ж. относится раздел «Общие условия реализации программы» (знак «лейка»).

Вариативные подходы к реализации программы раскрыты в разделе "Содержание и условия педагогической работы". Они предусматривают возможность корректировки содержания педагогического процесса с учетом конкретных условии работы детского сада.

В разделе «Общие условия реализации программы» даются рекомендации по организации жизни детей в д/с; принципы организации предметно- развивающей среды; работа с семьёй. Большое внимание уделено комплексно-тематическому планированию.

Коренные политические и экономические измене­ния, которые произошли в нашем обществе, затронули и систему образования РФ. Дошкольная система обу­чения, воспитания и развития детей претерпела также некоторые изменения.

Прежде всего дошкольные учреждения стали на­зываться еще и образовательными.

Здесь главное для педагогических коллективов детских садов помнить, что главная задача этих учреж­дений – социализация маленького человека, воспита­ние, а затем уже подготовка к школе и только после этого «дошкольное образование».

Физиологические возможности детского организ­ма ограничены, и не всякие нагрузки он может выдер­жать без патологических изменений.

Целостность педагогического процесса в дошколь­ном образовательном учреждении обеспечивается спе­циально разработанными и апробированными про­граммами.

В условиях вариативности образования, закреплен­ного в «Законе об образовании РФ», для дошкольных учреждений разработаны и разрабатываются все но­вые и новые программы.

Любая программа, рекомендованная Министер­ством образования РФ к использованию, является госу­дарственным документом, определяющим цели, задачи и содержание учебно-воспитательной деятельности с 134 Детьми дошкольного учреждения.

Первый проект программы для детских садов был создан и выпущен в 1932 г. Совершенствование этого документа продолжалось вплоть до 1962 г. В этом же году единая программа воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду была утверждена и рекомендована к использованию.

Министерством просвещения РСФСР в 1978 г. в программу были внесены необходимые исправления и дополнения. Она получила название «Типовая програм­ма» и применяется и в настоящее время.

Типовая программа сыграла свою положительную роль в систематизации содержания, форм и видов деятельности детей дошкольного возраста. С появле­нием этой программы обеспечивалась преемствен­ность в обучении и воспитании дошкольников различ­ных возрастных групп при подготовке к школе.

В настоящее время, когда мы говорим о разносто­роннем развитии ребенка, а главным принципом вос­питания провозглашаем личностно-ориентированное взаимоотношение с ребенком, Типовая программа не может в полной мере отвечать требованиям обучения и воспитания нового поколения детей дошкольного возраста. Она излишне идеологизирована, включает направления деятельности и темы для изучения, недо­ступные жизненному опыту ребенка и его возрастным возможностям, программа не учитывает региональных особенностей, имеющих важное значение для форми­рования личности ребенка. В связи с принятием зако-на РФ «Об образовании» и ориентации дошкольных образовательных учреждений на стандарт дошкольно­го уровня образования целый ряд научных коллекти­вов разработали новые варианты программ по до­школьному обучению, воспитанию и развитию ребенка.

При этом учитывалось, что все вариативные про­граммы должны отвечать определенным психолого-педагогическим требованиям.

Каждая программа должна отражать содержание воспитания и обучения и соответствовать Закону Рос­сийской Федерации «Об образовании». Кроме того, все вариативные современные программы должны быть ориентированы и на новые Типовые положения о раз­личных видах дошкольных образовательных учрежде­ний. Сама программа должна направлять работников дошкольных учреждений на личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми.

Программы должны ориентироваться не только на общечеловеческую культуру, но и на российские куль­турные традиции. Поэтому основное место в их содер­жании занимает развитие речи детей, физическое, по­знавательное и эстетическое развитие. В соответствии с возрастными особенностями детей в содержание про­грамм вводятся элементы трудового воспитания, фор­мирование отношения ребенка к природе, формирова­ние потребности в здоровом образе жизни.

Все новые программы должны быть направлены на развитие способностей ребенка, его любознатель­ности, на формирование творчества детей и умений общаться со взрослыми и сверстниками.

Каждая программа должна предусматривать фор­мы организации жизни детей в период пребывания в детском саду, занятия как специально организованную форму обучения; нерегламентированные виды деятель­ности детей, организацию свободного времени в тече­ние дня.

Современные программы должны сочетать в себе различные виды деятельности детей с учетом возраст­ных возможностей воспитанников и ориентировать воспитателей и педагогов на реализацию индивидуаль­ного подхода к ребенку, на обеспечение оптимальной для ребенка нагрузки и охрану его здоровья.

Программы для дошкольных образовательных уч­реждений могут быть комплексными и парциальными. Комплексная программа включает в себя все основ­ные направления работы с детьми, обеспечивающие разностороннее развитие ребенка. Парциальная про­грамма включает одно или несколько направлений развития ребенка.

Любая программа подвергается экспертной оцен­ке, которая осуществляется специальным экспертным советом. При положительной оценке программа реко­мендуется к использованию дошкольными образова­тельными учреждениями.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» педагогические коллективы образовательных учрежде­ний, в том числе и дошкольных, имеют право самосто­ятельно выбирать программу работы с детьми, а также вносить изменения в программу, методы и формы работы с воспитанниками.

К программам нового поколения (1990-х гг.) от­носятся три программы, рекомендованные Мини­стерством образования РФ к использованию в рабо­те дошкольных образовательных учреждений. Все эти программы построены на принципе личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.

Одной из первых практическим работникам до­школьных учреждений была рекомендована программа «Радуга». Эта программа рассчитана на период до­школьного детства от 2-х до 7-ми лет. «Радуга» пред­ставляет собой пять программ с методическим обеспе­чением, охватывающих следующие возрастные группы детей: 2 – 3 года; 3 – 4 года; 4 – 5 лет; 5 – 6 лет; 6 – 7 лет.

В программе «Радуга» отражена целостная система поступательного развития ребенка. Речь идет о станов­лении его сознания, роли различных видов деятельно­сти в развитии личности. Ведущая роль в этой програм­ме отводится теории психических новообразований в каждой возрастной группе детей.

В структуру программы входит характеристика детей определенного возраста. Приступая к работе, воспитатель, педагоги имеют возможность изучить психологические возможности своих воспитанников, проследить изменения в сознании ребенка опреде­ленного возраста и намечающиеся пути становления личности. Цель программы «Радуга» – обеспечение каждому ребенку радостного и содержательного про­живания периода дошкольного детства.

Во всех пяти программах «Радуга» выделены конк­ретные задачи воспитания и соответствующие им ос­новные направления педагогической работы. Например, для педагогов и воспитателей средней группы детского сада одна из ведущих задач – охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычек к здоровому образу жизни. Для реализации этой задачи предлагают­ся следующие направления деятельности с детьми: со­блюдать санитарные нормы и правила охраны жизни и здоровья детей; создавать атмосферу психологичес­кого комфорта, оберегать нервную систему детей от стрессов и перегрузок; организовать рациональный режим дня; добиваться единства подходов к укреплению здоровья в семье и в детском саду; обращать вни­мание на профилактику нарушений зрения, осанки, возникновения аллергических реакций.

В структуре программы «Радуга» имеются следу­ющие разделы: «Формируем привычку к здоровому об­разу жизни», «Развитие речи», «Ребенок познает мир», «Математика», «Изобразительная деятельность», «Кон­структивная и практическая продуктивная деятель­ность детей», «Развитие музыкальности».

Программа «Радуга» дает возможность развития имеющихся способностей у ребенка за счет различных видов деятельности и особенно за счет активизации познавательной деятельности детей. В отличие от дру­гих программ в «Радуге» расширено содержание фор­мирования математических представлений ребенка и развития предпосылок логического мышления.

Использование на практике всех программ «Раду­га» требует коренной перестройки сложившейся за многие годы традиционной работы дошкольного учреж­дения по следующим направлениям: гуманизация пе­дагогической деятельности воспитателя и педагогов детского сада, ориентация на создание в коллективе педагогов и воспитанников положительного микрокли­мата, гуманное отношение к ребенку, внимание к воп­росам индивидуального общения с ребенком, что обес­печивает развитие его индивидуальных способностей, интересов и потребностей. В целях гуманизации вос­питательно-образовательного процесса все программ­ные задачи сформулированы и представлены так, что предполагают использование разнообразных методик.

В настоящее время большая часть дошкольных образовательных учреждений активно использует про­грамму «Радуга».

Коллективом сотрудников под руководством изве­стного психолога Л.А. Венгера разработана и рекомен­дована к реализации Министерством образования РФ программа «Развитие». Об особенностях этой програм­мы уже говорит ее название. Авторы постарались уйти от задачи формирования навыков и умений и сосредо­точили свое внимание на целостном развитии ребен­ка. Программа ориентирована на дифференцирован­ный подход к детям с разным уровнем развития.

Авторы подчеркивают, что нельзя переносить в дошкольное детство, в дошкольное учреждение школьные формы обучения и воспитания. Необходимо разрабатывать технологии, отвечающие возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Каждый раздел программы «Развитие» состоит из объяснительной записки, рекомендаций для работы, при­мерных планов занятий. В своих рекомендациях авторы предлагают проведение занятий по подгруппам и в дос­таточно свободной форме: дети могут ходить по группе, работать стоя или сидя за столиками, на ковре и т. п.

В целом программа «Развитие» рассчитана на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.

Научный коллектив РГПУ им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербурга разработал программу развития и воспита­ния детей дошкольного возраста «Детство».

Эта комплексная образовательная программа, в ос­нове которой лежит личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию детей дошкольного возраста. Авторы программы выделяют три возрастные группы – младшую, среднюю и старшую. В основе программ для каждой возрастной группы заложены идеи гуманисти­ческой педагогики. Работникам дошкольных образова­тельных учреждений предлагается в естественных для ребенка условиях, выбирая наиболее значимые для каж­дого возраста виды деятельности, проводить работу по интеллектуальному, эмоционально-нравственному, волевому, эмоциально-личностному развитию.

Во введении к программе дается «Слово к воспи­тателю», в котором отмечается, что «Задача дошколь­ного воспитания состоит не в максимальном ускоре­нии развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в том, чтобы создать каждому дошколь­нику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического воз­растного потенциала». Все содержание программы по трем возрастным группам объединяется в четыре бло­ка: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

Программа состоит из трех частей – каждая часть соответствует одной возрастной группе.

В каждой части дается характеристика возрастных особенностей детей и конкретизируются задачи воспитания и разви­тия дошкольника. Затем дается содержание работы с детьми по следующим направлениям: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», «В игре раз­виваемся, познаем мир, общаемся», «Ребенок в кругу взрослых и сверстников», «Окружающие предметы и ребенок», «Ребенок открывает мир природы», «Ребе­нок в мире изобразительного искусства и музыки», «Первые шаги в математику».

По каждому направлению работы с детьми конк­ретизируются задачи их воспитания и развития. Пос­ле каждого направления приводятся характеристики или показатели уровней усвоения программного мате­риала. При этом выделяется три уровня – низкий, сред­ний, высокий. Имеются в программе и методические советы. Заканчивается программа «Детство» разделом «Скоро в школу».

Программа «Детство» отличается систематичнос­тью, глубоким анализом возрастных возможностей де­тей, конкретизацией задач воспитания и развития по каждому направлению содержания работы с детьми.

Проследим на примере этой программы, как ре­шаются общие и конкретные задачи обучения, воспи­тания и развития детей каждой возрастной группы.

В разделе 1 «Младший дошкольник в детском саду» после характеристики возрастных особенностей детей даются следующие общие задачи воспитания:

1. Способствовать благоприятной адаптации малышей в детском саду, установлению добрых отношений с воспитателем и детьми в группе, устойчивому эмо­ционально-положительному самочувствию и актив­ности каждого ребенка.

2. Обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение ими основными движениями, культурно-гигиеническими навыка­ми, развитием потребности в активной двигатель­ной деятельности.

3. Способствовать развитию познавательной активно­сти детей, обогащать их представления об окружаю­щих предметах и явлениях, учить выделять некото­рые особенности предметов на основе сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа.

4. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающим, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей.

5. Развивать интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельностного общения со сверстника­ми и взрослыми, обогащать опыт игрового общения.

6. Способствовать развитию воображения и творче­ства, прививать интерес к художественной дея­тельности с элементами творчества.

Общие задачи воспитания, выделенные в части I «Младший дошкольный возраст», конкретизируются в каждом конкретном блоке. Так, в блоке «Ребенок в кру­гу взрослых и сверстников» указываются следующие задачи социально-нравственного воспитания младших дошкольников:

Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям (взрослым и сверстникам), побуж­дать к проявлению положительного отношения к окружающим (любви к родителям, привязанности к воспитателю и сверстникам);

Пробуждать эмоциональную отзывчивость на со­стояние близких людей, сверстников, героев дет­ских сказок и рассказов и др. (пожалеть, утешить, приласкать, сказать ласковое слово);

Приучать к выполнению элементарных правил культурного поведения и общения, уметь пользо­ваться «вежливыми» словами: «спасибо», «пожа­луйста», «здравствуйте», «спокойной ночи», выра­жать просьбы спокойным тоном;

Воспитывать положительное отношение к усвое­нию культурно-гигиенических навыков, развивать самостоятельность в самообслуживании;

Развивать умение отражать эмоциональное состо­яние в имитационных играх, танцевальных движе­ниях, хороводных и музыкальных играх соответ­ственно музыкальному образу (грустные и веселые зайчики, матрешки, добрый Ваня и т. п.);

Формировать представления детей о людях (взрос­лых, сверстниках), об особенностях их внешнего вида, о ярко выраженных эмоциональных состоя­ниях, о поступках, проявлениях внимания и забо­ты об окружающих.

В части II – «Средний возраст» – задачи воспи­тания и развития уже более компактны и значительно отличаются от тех, что были даны для работы с детьми младшего возраста. Кроме того анализ задач показы­вает преемственность в воспитании и развитии детей разных возрастных групп. Задачи воспитания и разви­тия детей средней возрастной группы:

1. Дальнейшее укрепление здоровья, закаливание и развитие двигательной активности детей.

2. Развитие познавательной активности через обога­щение опыта деятельности и представление об ок­ружающем.

3. Укрепление дружеских отношений между детьми и в совместных занятиях.

4. Воспитание самостоятельности на основе освоения разнообразных способов деятельности и развития стремления к самоутверждению.

5. Развитие творческих проявлений и воображения в художественной, изобразительной и игровой дея­тельности.

В части III – «Старший возраст» – основные за­дачи воспитания ориентируют работников дошколь­ных учреждений на уважение прав ребенка, гуман­но-личностное отношение и индивидуальный подход.

Более конкретные задачи воспитания и развития детей следующие:

1. Укрепление здоровья, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.

2. Развитие гуманистической направленности отно­шений детей к миру, воспитание культуры обще­ния, эмоциональной отзывчивости и доброжела­тельности к людям.

3. Развитие эстетических чувств детей, эмоциональ­но-ценностных ориентации, приобщение детей к художественной культуре.

4. Развитие познавательной активности, познаватель-, , ных интересов интеллектуальных способностей.

5. Развитие у ребенка стремления к школьному обу­чению, интереса к школе, новой социальной пози­ции школьника.

6. Развитие детской самостоятельности и инициати-1Д2 вы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

Таким образом, в программе «Детство» определе­ны основные, познавательные, практические, речевые умения, позволяющие ребенку осознанно приобщать­ся к миру доступных предметов и использовать их в своей деятельности. Серьезное внимание уделено воп­росам освоения ребенком культуры деятельности, со­трудничества, творчества.

Авторский коллектив Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца подготовил базисную программу развития ребенка-дошкольника «Истоки». Как отмечает авторский коллектив – это программа нового типа. Ее цель – разностороннее, полноценное развитие ре­бенка, формирование у него универсальных, в том чис­ле творческих, способностей до уровня соответствую­щего возрастным возможностям и требованиям современного общества. В основу программы положен деятельностный подход к развитию ребенка с учетом возрастных особенностей детей различных возрастных групп дошкольного образовательного учреждения.

Базисная программа строится на основе следующих направлений развития ребенка: социальное развитие; физическое развитие; эстетическое развитие; познава­тельное развитие; природа и человек; история, геогра­фия и культура Родины; грамота; развитие речи и рече­вого общения; овладение вторым языком; здоровье.

В базисной программе развития ребенка-дошколь­ника по сравнению с другими программами хорошо представлены возрастные особенности детей каждой возрастной группы в целом. Кроме того, по каждому из направлений работы с детьми даются обоснованные возрастные возможности, а на их основе конкретизируются задачи воспитания детей.

Впервые программа «Истоки» ввела во все направ­ления работы с детьми раздел «Содержание и условия педагогической работы». Этот раздел программы ори­ентирует педагогов дошкольного учреждения на подбор методов и технологий работы с дошкольниками по каж­дому из направлений развития и воспитания детей.

Помимо перечисленных существуют и другие про­граммы, которые в себя одно или несколько направлении воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Это программа «Одаренный ребенок», разработанная коллективом научных сотрудников Детского центра под руководством Л.А. Венгера; программа «Золотой ключик», созданная коллективом научных работников под руковод­ством Г.Г. Кравцова; программы «Гармония», «Синтез», «Играем в оркестре по слуху».

Наличие различных программ, отражающих раз­ные варианты и подходы к воспитанию и развитию ребенка, требует внимания при отборе их для исполь­зования в практической деятельности воспитателей и педагогов дошкольного образовательного учреждения. Прежде всего, педагогический коллектив должен быть психологически подготовлен к переходу на одну из рекомендованных программ. А для этого программу следует внимательно изучить, подобрать дидактичес­кий и методический материал. Переход на новую про­грамму обязательно надо начинать с младшей дошколь­ной группы. Только в этом случае будет соблюдена определенная преемственность в воспитании, разви­тии и обучении детей, и реализованы основные теоре­тические положения избранной программы.

  1. Программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №44

    Программа

    Образования РФ по разделу «Дошкольное образование». Использование парциальных программ позволяет более полноценно... дошкольного учреждения путем ознакомления родителей с самим дошкольным учреждением , особенностями его работы и педагогами. К ним можно ...

  2. Пояснительная записка стр. 3 Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении стр. 6

    Пояснительная записка

    ... дошкольном учреждении Прием детей, осмотр, игры, утр. гимнастика (на ... можно ... на слух и в произношении все ... Раздел 4. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного ... комплексной и парциальных программ дошкольного ...

  3. Образовательная программа дошкольного образования от рождения до школы

    Образовательная программа

    ... программы можно использовать «Программу воспитания... разделов образовательной программы дошкольного учреждения ... и парциальными нарушениями... все достижения ребенка в овладении родным языком. Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного ...

  4. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Зато северск 2010 г

    Образовательная программа

    И запретами («можно », «нужно», ... основывается на комплексно -тематическом... М.А. Васильевой) и парциальными образовательными программами «Наш дом – ... направления работы дошкольного учреждения , разделы программы воспитания... ответить на все вопросы, ...

  5. Программа обновление гуманитарного образования в россии с. А. Беличева

    Программа

    Также можно разделить на осоз... дошкольном возрасте (стадия ранней социализации) все исследователи указывают на ... детских учреждений , рассчитанных на ... программ . 5. Указывая на комплексный характер воспитательно-профилактических мер, на ... в парциальной задержке...

Воробьева; Основная идея программы предполагает: всестороннее гармоничное развитие ребенка 2 7 лет; сохранение и укрепление физического и психического здоровья; равноценное развитие интеллектуальной эмоциональной и нравственноволевой сфер личности; создание необходимых условий для всемерного раскрытия творческого потенциала ребенка и педагога.Крылова Задачами программы являются: забота о здоровье ребенка и содействие обогащению психического и физического развития каждого ребенка; содействие освоению ребенком разных видов деятельности...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Список вариативных программ дошкольного образования с краткими аннотациями

«Гармония развития» (Д. И.Воробьева);

Основная идея программы предполагает:

Всестороннее, гармоничное развитие ребенка 2—7 лет;

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья;

Равноценное развитие интеллектуальной, эмоциональной и нравственно-волевой сфер личности;

Создание необходимых условий для всемерного раскрытия творческого потенциала ребенка и педагога.

Программа позволяет решать задачи:

Познания мира и себя в нем через открытие свойств (явлений), качеств, признаков предметов и экспериментирование с ними;

Развития способности к сопереживанию, сочувствию, общению с живыми и неживыми объектами;

Восприятия, мышления, памяти, воображения, фантазии, умения целенаправленно включаться в творческий процесс.

Программное содержание разделено на пять блоков.

1. Реальные объекты мира (живая — неживая природа, человек, животные, растения, здания, транспорт).

2. Вторая натура (художественные изображения — живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство).

3. Звучащее искусство (музыка, поэзия, проза, фольклор).

4. Спортивно-двигательная, пластическая и театрализованно-игровая деятельность (пантомима, спортивные и дидактические игры, драматизация).

5. Собственно продуктивная изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка, конструирование).

«Детский сад — дом радости» (Н. М.Крылова),

Задачами программы являются: забота о здоровье ребенка и содействие обогащению психического и физического развития каждого ребенка; содействие освоению ребенком разных видов деятельности на уровне самостоятельности и развитие его творческого потенциала; содействие овладению основами духовной культуры.

Структурно-содержательная характеристика

Авторы предпочитают называть «Детский сад — дом радости» не программой, а научно-методической системой. В традиционном понимании программа входит в эту систему лишь как одна часть. Вторая часть — «Технология», подробно прописанный проект внедрения программы в практику. Третья — то, что мы называем инноватикой, условиями, которые нужно обеспечить для освоения технологии воспитателями.

Особенности организации работы специалистов ДОУ

Авторы программы «Детский сад — дом радости» считают, что наиболее трудным для педагога является установление доверительных контактов с ребенком. Технология (драматургия, авторское произведение и т.п.) освобождает время и открывает возможность для творчества с детьми, позволяет искать свой неповторимый стиль профессиональной деятельности, свой почерк интерпретации предлагаемых событий.

Метафорой «Лесенка успеха» обозначена деятельность воспитателя, содействующая обогащению развития ребенка. Четыре ступеньки лесенки соответствуют четырем уровням овладения деятельностью (узнавание, воспроизведение под руководством, самостоятельность, творчество).

Учебно-методическое обеспечение

В программе «Детский сад — дом радости» был реализован замысел обеспечить воспитателя подробным вспомогательным материалом. Технология описана в 34 книгах и включает не только ежедневную, но и почасовую, и даже поминутную организацию всей жизни и деятельности в целом одновозрастной группы от 20—25 детей в течение 10—12-часового режима работы.

«Детство» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и др.);

Цель: обеспечение развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного. Введение, ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.).
В программе Представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня.

В программе выделен новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание). «Детство» — комплексная образовательная программа, разработанная авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно -деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника. Она включает три части в соответствии с тремя ступенями дошкольного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст).
В основу каждой части положены общие идеи, отражающие взгляды авторов на дошкольное детство, его значение в жизни человека, условия эффективного развития в дошкольные годы.

В наиболее близких и естественных для ребенка видах деятельности происходит интеллектуальное, физическое, эмоционально-нравственное, волевое, социально-личностное развитие дошкольника.

Все содержание программы условно объединяется вокруг четырех основных блоков: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни». Например, блок «Гуманное отношение»-ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру; назначение блока «Познание» — помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные способы познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.).

Особый акцент в программе сделан на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам. Программа имеет полный комплект методического обеспечения.

«Золотой ключик» (Г. Г. Кравцов и др.);

Программа «Золотой ключик» — комплексная программа развития детей от 3 до 10 лет, разработанная Г. Г. Кравцовым, Е. Е. Кравцовой, Е. Л. Бережковской и др. Цель П. — достижение органичного единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие, эмоциональное благополучие. П. представляет собой модель непрерывного образования детей, которая предусматривает разновозрастной состав групп (2-4 года, 5-7 лет, 8-10 лет), преобладание индивидуальных форм работы с детьми, формирование системы отношений по типу семейных взаимоотношений, акцент на развитие игровой деятельности и эмоционально-волевой сферы дошкольников.

«Истоки» (под ред. Л. Е. Курнешовой),

Программа «Истоки». В данной программе целостно определены содержание и характер современного педагогического процесса, направленного на развитие базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста. Она реализует важнейший принцип гуманистической педагогики - диалога взрослого и ребенка, детей между собой, педагогов друг с другом, педагога с родителями. Программа "Истоки" отражает непреходящее значение дошкольного детства как исключительно важного, базового периода для последующего развития человека. Основу программы составляют концепция психологического возраста как этапа развития ребенка, имеющего свою структуру и динамику, а также научное положение А.В.Запорожца об амплификации (обогащении) детского развития, взаимосвязи всех его сторон.

Основная цель программы - формирование разносторонне развитой личности в возрасте от рождения до 7 лет, ее универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям ребенка; обеспечение для каждого ребенка равного старта развития; сохранение и укрепление здоровья.

В соответствии с этим подходом в программе выделены следующие возрастные этапы : раннее детство - младенчество (до одного года); ранний возраст (от одного года до трех лет); дошкольное детство: младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший (от пяти до семи лет). Такая возрастная периодизация, по мнению авторов, позволяет видеть как наиболее общие тенденции, так и индивидуальную перспективу развития каждого ребенка.

Программа строится в соответствии с дидактическими принципами воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Для каждого возрастного этапа в программе выделены четыре ведущие линии развития: социальное, познавательное, эстетическое и физическое; раскрываются особенности развития этих линий в младенческом, раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте; задается иерархия основных видов деятельности (общение, предметная деятельность, игра). Игровой деятельности как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста в программе отводится особое место. Игра пронизывает все структурные компоненты программы и ее содержание в целом.

В программе выделены новые, самостоятельные разделы: "Здоровье", "Речь и речевое развитие", "Мир, в котором мы живем", "Природа и ребенок", "Культура быта" и другие, которые ее существенно дополняют и обогащают.

«Кроха» (Г. Г. Григорьева, Е. Г. Кравцова и др.);

Цель программы — комплексное развитие, воспитание и обучение детей в возрасте до трех лет.

Разработана программа в духе идей гуманизации семейного и общественного воспитания маленьких детей. Программа предусматривает разноуровневый, индивидуально-дифференцированный подход к ребенку.

Программы воспитания и развития ребенка представлены в диалектическом единстве и взаимосвязи. При этом подчеркивается ориентировочный характер их содержания и необходимость учета индивидуальных темпов, уровня и направленности развития малыша.

Программа построена на принципах системности и деятельностного подхода, представлена четырьмя блоками: предродовая педагогика; характеристика особенностей физического и психического развития ребенка от рождения до трех лет; развитие и воспитание детей первого года жизни; развитие и воспитание ребенка второго и третьего года жизни.

Программа содержит информационные материалы по всем направлениям развития личности ребенка до трех лет, а также методические рекомендации. В нее включены подборка хрестоматийных материалов (литературных произведений) для чтения и рассказывания их детям, многофункциональные справочные материалы и перечень методической литературы. В приложениях даны таблицы уровней развития и достижения детей в каждом возрастном периоде, а также приводится литературный материал, примерные сценарии семейных праздников.

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева).

Цель: воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение. Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи — воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.

В содержание включено шесть разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города». При реализации этой программы каждое дошкольное учреждение организует обучение с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий городской и сельской местности. Программа имеет учебно-методический комплект: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста и четыре красочно иллюстрированных раздаточных альбома для детей.

«Развитие» (под ред. О. М.Дьяченко).

В основу программы легли идея А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития и концепция Л.А.Венгера о развитии способностей.

Программа требует установления основанных на личностно ориентированной модели воспитания и обучения. Программа составлена для каждого возраста и содержит объяснительную записку и детальную характеристику работы с детьми.

Цели: развитие у детей умственных и художественных способностей детей, а также развитие специфических дошкольных видов деятельности.

Кардинально изменены способы дошкольного обучения – перед детьми ставится система последовательно усложняющихся задач. Основной акцент программы сделан не на то, какой фактический материал дается детям, а на то, как он дается. При разработке программного материала первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми, и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.

В младшей группе основными средствами являются сенсорные эталоны (так называемый «ударный» раздел – развитие сенсорной культуры); в средней – наглядные модели пространственных отношений типа плана или чертежа (формирование пространственных отношений); в старшем дошкольном возрасте центральное место занимают условно-символические наглядные модели, отражающие количественные отношения, отношения звуков в слове, взаимосвязь явлений природы, отношение между содержанием и объемом понятий (математика, грамота, экология, логика).

В структуре воспитательно-образовательного процесса, организуемого по программе «Развитие»:

1. Развитие сенсорных способностей (мл .в озраст).

2. Развитие речи и ознакомление с художественной литературой.

3. Введение в грамоту (мл., ср .г руппы); подготовка к обучению грамоте (со старшей группы).

4. Формирование представлений об окружающем мире о себе (мл .в озраст).

5. Ознакомление с природой (средняя группа).

6. Формирование элементарных экологических представлений.

7. Развитие элементов логического мышления (со ст .г руппы).

8. Формирование элементарных математических представлений (со средней группы).

9. Ознакомление с пространственными отношениями (со средней группы).

10. Конструктивная деятельность.

11. Изобразительная деятельность.

12. Игровая деятельность.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

16572. Успех глазами слушателей программ бизнес-образования 15.09 KB
Бизнес-образование является для его участников одним из механизмов наращивания ресурсов и капиталов. Для структурирования слушателей по целям получения бизнес-образования была построена их типология на основе двух вопросов – о причинах получения бизнес-образования и о влиянии бизнес-образования на ряд параметров. В качестве причины получения бизнес-образования абсолютно все указали получение дополнительных знаний и навыков для профессионального роста. Для большинства важно также усвоение современных практик ведения бизнеса 88 и развития...
10572. Сотрудничества образовательных учреждений по преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГТ и ФГОС 12.8 KB
Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам.
8331. Интегрированные пакеты программ. Пакет офисных программ Microsoft Office 2003, 2007 и 2010. Средства автоматизации разработки документов в MSWord. Инструменты для создания комплексных документов. Вопросы компьютерной безопасности: вирусы и меры борьбы с н 26.36 KB
В состав комплектов Microsoft Office 2003 2010 входят приложения общего назначения: текстовый процессор MS Word; табличный процессор электронные таблицы MS Excel; система управления базами данных MS ccess; средство для подготовки презентаций MS PowerPoint; средство организации групповой работы MS Outlook. По сравнению с предыдущими версиями в нём как и в других приложениях общего назначения пакета MS Office добавлены следующие новые возможности: новый более привлекательный интерфейс; использование в окнах приложений...
2167. Линейный список 31.41 KB
Указатель может перемещаться по списку от начала к концу, в этом случае список называется однонаправленный. Если указателю разрешено перемещаться от начала к концу и от конца к началу списка, список называется двунаправленный.
5004. Особенности взаимодействия учителя иностранного языка с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения 56.84 KB
Организация обучения иностранному языку в дошкольных образовательных учреждениях. Цели обучения иностранному языку. Принципы обучения иностранному языку детей дошкольного возраста. Основные компоненты содержания обучения. Организационные формы обучения. Методы и приемы обучения и воспитания. Кроме того дошкольные образовательные учреждения получили возможность работать по различным программам которые пришли на смену прежде единственной в России универсальной типовой...
16434. Большой двадцатки в Лондоне по результатам которого ОЭСР опубликовала список государств относящихся к бе. 15.6 KB
Под критериями оптимальности абсолютное большинство авторов и экспертов помимо выбора благоприятных условий налогообложения понимают также отсутствие признаков нарушения законодательства или иначе – правомерность действий . Особенно это характерно для России налоговое законодательство которой по некоторым вопросам продолжает содержать неясные и или противоречивые положения которые могут трактоваться налогоплательщиком и налоговыми органами по-разному. Подобные цели могут достигаться путем применения различных инструментов...
10528. Жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. Список лекарственных препаратов по клинической фармакологии 36.67 KB
Нитроглицерин – Nitroglycerin (Нитроминт – nitromint, Изокет - isoket) Изосорбида динитрат – Isosorbide dinitrat (Нитросорбид - nitrosorbid) Изосорбида мононитрат – Isosorbide mononitrat (Пектрол – pektrol, Моночинкве - monocinqe) Молсидомин - Molsidomin (Корватон - corvaton, Сиднофарм - sydnopharm) Пропранолол – Propranolol (Анаприлин - anaprilin, Обзидан - obsidan)...
16356. тема образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. 12.01 KB
ГУ-ВШЭ Санкт-Петербург ОПТИМИЗАЦИЯ ЦЕНЫ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ КАК ПРОГРЕССИВНЫЙ ИСТОЧНИК ВНЕБЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВВЕДЕНИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики но и общества в целом. Существующий механизм финансирования образования не соответствует требованиям современной экономики и требует реструктуризации. Наряду с опережающим повышением объема бюджетного финансирования этой сферы созданием условий...
16425. Список ключевых вопросов при этом включает в себя: Построение программы любого курса начинается с фор. 9.46 KB
Даже у студентов старших курсов излишне формализованный математизированный курс макроэкономики может вызвать определенное отторжение. В такой ситуации студенты пришедшие в экономическую магистратуру из других специальностей могут испытать определенные сложности с излишне формализованным курсом макроэкономики. Важный вопрос в какой степени курс макроэкономики любого уровня сложности должен строиться в соответствии с западными стандартами образования и современным состоянием западной макроэкономической теории и в какой степени курс...
11283. Особенности поликультурного образования как фактора гуманизации образования 5.39 KB
Особенности поликультурного образования как фактора гуманизации образования Поликультурность пространства жизнедеятельности человека стала неотъемлемой чертой современного индустриально развитого мира. Растущее осознание мировой общественностью нарастающего противоречия между повышением уровня полиэтничности социальной среды в которой живет и трудится человек и его неподготовленностью к этим изменениям привело к тому что о поликультурности образования все чаще говорят в последнее время как о его интегральной характеристике...

Курс «Теоретические основы содержания и организации дошкольного образования».

Вопрос №1. Программа по дошкольному образованию как документ. Переход к вариативности программного обеспечения работы дошкольных учреждений как требование современного образования .

Программа – документ, определяющий содержание, задачи и формы работы с детьми дошкольного возраста.

Последние годы в России возникли новые воспитательно-образовательные учреждения для детей с разнообразными педагогическими услугами. Тек же наряду с государственными существуют негосударственные.

Большинство детских учреждений решают задачи общего развития детей, но многие ставят целью раннее развитие способностей дошкольников или интегрируют воспитание здоровых детей и детей с проблемами физического развития..

Причина возникновения таких учреждений заключается в следующем:

· С одной стороны, родители желают поднять общий уровень развития детей, раскрыть у них способности, подготовить к обучению в определённой школе.

· С другой стороны – это изменения в школьном образовании.

Выше названные причины повлияли на разработку новых альтернативных программ и переход к вариативному дошкольному образованию.

Документы, нацеливающие на вариативное образование:

1. Концепция дошкольного воспитания. 1989 г. – наметила новые общие подходы к дошкольному образованию; нацелила на личностно-ориентированную модель построения педагогической работы с детьми; нацелила на разработку и внедрение новых форм и методов воспитания и обучения, обеспечивающих индивидуальный подход к детям и всестороннее их развитие.

2. Временное положение о дошкольном учреждении. 1991 г. – давало возможность каждому дошкольному учреждению выбирать из имеющихся программу, вносить в неё собственные дополнения, создавать авторские программы, использовать разнообразные формы работы.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании». 1991 г. – предусматривает право родителей выбирать формы обучения и образовательные учреждения, а так же право учреждений использовать различные методики, технологии, программы на выбор.

4. Типовое положение о дошкольном учреждении. 1995 г. – закрепилось право дошкольного образовательного учреждения самостоятельно выбирать программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, вносить изменения в них и разрабатывать собственные программы в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

5. В 1995 г. было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных учреждений Российской Федерации», в котором указывалось, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми.

Таким образом, произошёл постепенный переход к вариативности программного обеспечения работы всех дошкольных учреждений.

Вопрос №2. Обзор вариативных программ дошкольного образования. Их место в современном дошкольном образовании. Комплексные вариативные программы.

План ответа:

1. Определение вариативности и вариативного образования.

2. Виды программ (комплексные и парциальные), определения.

3. Обзор комплексных программ дошкольного образования.

4. Обзор парциальных программ дошкольного образования.

5. Анализ одной из комплексных программ: название, авторы, концептуальные основы (цели, задачи, какие идеи, взгляды лежат в основе), структура программы – разделы, условия реализации (что необходимо для её внедрения), отличительные особенности программы, положительные и отрицательные стороны, её место в современном дошкольном образовании (для какого типа дошкольного учреждения рекомендуется).

Методика экологического образования .