Туристический поход с детьми старшей группы «Мы-туристы. Туристский поход-прогулка – эффективная форма работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребенка

06.08.2019

Многих неприятностей можно избежать, если начать готовить малыша к походу в детский сад заранее, а в первые, особенно ответственные, дни проследить за тем, чтобы начало общественной жизни не стало для маленького человечка тяжким испытанием.

  1. Зайдите в выбранный вами сад вместе с ребенком. Покажите ему группу, детскую площадку, физкультурный зал.
  2. Первое время ходите в сад вместе. Например, вы могли бы предложить воспитательнице свою помощь во время прогулок и игр с детьми. Спустя некоторое время начинайте отлучаться, но всегда предупреждайте малыша об этом. Постепенно каждый раз старайтесь уходить на более продолжительное время.
  3. Принесите в сад несколько любимых игрушек и книжек вашего малыша.
  4. Забирая ребенка из сада, всегда интересуйтесь, как прошел день, ознакомьтесь с его "творчеством" и не скупитесь на похвалу.
  5. По прошествии двух-трех недель задайте воспитателю следующие вопросы:
    • Приобрел ли ваш ребенок друзей?
    • Плачет ли он и как долго, когда вы уходите?
    • Охотно ли выполняет поручения взрослых?
    • На каких занятиях проявляет инициативу?
    • Спит ли днем?
    • Хорошо ли ест?
  6. Подумайте, оправдывает ли детский сад ваши ожидания? Если нет, то в чем вы можете помочь малышу и воспитателям?
  7. Если ваш ребенок тяжело адаптируется к обстановке детского сада, плохо спит, становится агрессивным, плохо ест, его поведение меняется от бурных истерик до полной отчужденности и апатии, появляются страхи - найдите возможность забрать его из сада и проконсультируйтесь с психологом.

Мария Аралова, детский психолог.


Статья из сентябрьского номера журнала.

Обсуждение

Начали водить девочку в сад в возрасте 2,9 г., в саду очень плохо ест (можно сказать не ест вовсе), каждые две недели теряет в весе 800 гр.,часто болеет.После больничного набирает свой вес и за две недели в саду также худеет на 800 гр.
Вопрос? Это так ребенок проходит адаптацию или еще что то.

Та же проблема, что и у Ольги. Отдали дочку в ясли в 2 года, 3 дня ходила - месяц болела, очень плакала и по вечерам тревожно спрашмвала: "Мама, в садик не пойдем?", на что я ей отвечала уклончиво: "Какой еще садик сейчас - ночь на дворе!" (так и стали эти слова у дочки рефреном: ходит и себя успокаивает: В садик Оленька не пойдет. Каой еще садик - ночь на дворе!"
Наконец мои нервы не выдержали испытания на прочность ежеутренними истериками и ежевечерними вопросами, не пойдем ли мы завтра в садик. "Кстати" и муж потерял работу - сидит теперь с нашей девочкой дома, вкушает "прелести" жизни домохозяйки, а я, волею судьбы, превратилась в добытчицу.
Однако долго так быть не может, и место в садике за нами никто держать не будет - забрали-то мы ребенка на зиму, по медотводу (участковый врач сказала, что у нас, конечно, несадовский ребенок, но что делать, она. конечно, понимает. что, если других вариантов нет, то...)
Сейчас, вобщем, на распутье. Что делать? Девочка моя болезненная, првязанная к маме-папе, а в садике чужие равнодушные тетки... Ужас!

29.03.2004 17:14:06, Марина

помогите найти детский сад!!! У меня переживалистый ребенок, нужен хороший садик с маленькими группами и чуткими педагогами в р-не Преображенской пл. - Подбельского - Черкизовской.
заранее огромное спасибо!

03.11.2003 12:42:42, ольга

Что делать?
Ждать. Через пол-года все наладится. Будет благополучно ходить весь месяц с вечными садиковскими соплями.

01.10.2003 17:27:40, Карамель

Помогите советом!
Девочка, 2 года 9 месяцев
Ходила сентябрь, октябрь в детский сад: 2-3 дня ходит, 2 недели сидит дома болеет.
Что делать?

23.11.2001 12:27:03, Ульяна

Комментировать статью "Чтобы поход в детский сад не превратился в драму…"

первый год в садике я вспоминаю с ужасом >. Я бы не стала готовиться к походу в сад, как к празднику. Это ж будет теперь каждый день. Своего рода работа.

Обсуждение

первый год в садике я вспоминаю с ужасом! Но вы все правильно делаете, только первое время не оставляйте надолго, может до обеда, потом посмотрите, если готова будет оставаться надолго, тогда и оставляйте. Постарайтесь подружить с кем-нибудь, расспросите, кто ей понравился в группе, какие игрушки ей там нравятся.
Конечно, для нее это событие, можно и отметить, но посмотрите по ее настроению в первый день, как акклиматизация пройдет.
По поводу уходить сразу, как отведете или нет, есть разные мнения, кто-то сидит, пока сама не отпустит, а мой только хуже начинал расстраиваться, я отводила, переодевала, и воспитательница его забирала, а потом они в окошко мне махали.
Но имейте в виду, что дети практически сразу успокаиваются, как только родители уходят.

Заведующая сказала приходить после праздников со справкой о здоровье Ника...Вот завтра и пойдет Никитка с бабушкой первый раз в детский сад.. Удачного вам похода и пусть Ник хорошо ходит в садик и не болеет!

Первый поход в дет. сад:). Детсад. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие немного страшновато, несмотря на то, что я к этому готовилась и Варька туда тоже очень хотела. всю дорогу в сад мы повторяли - мальчики, мальчики, садик.

Обсуждение

Я тоже очень волновалась в первый раз. Но сейчас вроде все хорошо(тьфу-тьфу, чтоб не сглазить), ходим уже 3 месяц, нам 2,3 и уже даже есть жених.Одно но, все что плохое быстро учится от других детей, так что приходится проводит профилактические беседы

все будет хорошо! Варюша умница))

Я Вам писала уже ниже про первый поход в сад.Вот мы и сходили уже (нам 3г. и мы не очень общительные, даже скорее капризные).Но Я понимаю, что вам тяжело, но, по-моему, многие дети так бурно реагируют на садик. Я помню, как я первый месяц водила сына в 3 года и...

Обсуждение

Когда мой ребенок был в младшей группе, тоже орал когда приходил в группу. И воспитатели меня выгоняли, после чего ребенок очень быстро успокаивался. И зачем Вы ходите в сад с папой. От одного взрослого уйти в группу гораздо легче.

Сегодняшнюю реакцию, имхо, Вы сами спровоцировали - сказали ребенку, что идете забирать горшок, а потом без предупреждения изменили планы, то есть, обманули ребенка. Естественно, это было для нее неприятной неожиданностью. В такой ситуации и взрослые многие могут бурно отреагировать. Теперь доверие восстанавливать нужно.

В этом сентябре первый раз пошли в садик. Каждый поход туда превращается в пытку. Истерика начинается уже дома, а когда приходим в сад - страшно сказать что происходит.

Обсуждение

Moya mladshaya dochka tozhe snachala otkazalas" hodit" v sad. Tak kak ya tverdo znala, chto sad/vospitateli zamechatel"nye, a rebyonok vse ravno plakal, to posle 2 nedel" my ot pohodov tuda otkazalis". Na paru mesyatcev. Za eto vremya rebyonok kak ni stranno soskuchilsya po sadu (hotya mne kazalos", chto ona tam ni na chto smotret" ne mogla), i soglasilsya nachat" tuda hodit". V itoge snova poshli v sad uzhe normal"no.
Taktika eta byla podskazana zaveduyushei-psichologom. Ona uveryala, chto eto dovol"no tipichnaya situatciya: rebyonok dolzhen "sozret"" dlya sada. Edinstvennaya printcipial"naya raznitca: dochke na moment pervoi popytki bylo men"she 2 s polovinoi let, a v 2 i 7 gde-to my uzhe vernulis" v sadik vtoroi raz.

30.09.2003 21:36:38, irina.

Мне кажется, что если в саду ребенок спокойно играет, а не продолжает плакать, то ничего страшного. Значит, это спектакль, который разыгрывается для вас: чтобы пораньше забрали, чтобы опять приехала бабушка и т.п. Надо твердо стоять на своем, чтобы дочка поняла, что своим плачем она ничего не добьется.

Надеюсь,найдете хороший садик. 16.09.2003 11:10:48, reina. Очень информативный первый поход. Для ме >. А с воспитателями вы говорили? модет другой сад все же поискать? к тому же этот наыверняка не дешевый, раз в группе по 10 чел.

Обсуждение

Вот, ну словно про своего ребенка прочитала! Да, садик, конечно, уродский,но я вот честно, не видела других. У нас педагогика на этом вся здесь построена. Вы в Москве? Я видела разные садики, ИМХО разница только в том, что где-то воспитатели тебе сразу говорят, что ребенка надо ломать, а где то, понимая, что родители все равно не оценят, действуют теми же методами втихаря. Индивидуальности не приветствуются. Вот кто мне скажет, где в Москве есть нормальный гос. садик, или не совсем гос., но с оплатой в пределах 200 долл., где будет нормальный подход к ребенку? Обычно от цены варьируется токлько количество доп. занятий, и качество занавесок в группе, а отношение к ребенку как к личности так и не появляется:-(

16.09.2003 13:53:37, Марта.

Первое посещение детского сада - большой стресс для ребенка и много волнительных моментов для родителей. Что нужно сделать для того, чтобы поход в детский сад не стал трагедией семейного масштаба?

1. Постепенно приучать ребенка к режиму детского сада
Ранний подъем, игровые занятия, обед примерно в то же время, как в садике (около 12:00), дневной сон, полдник, вечером - ложиться спать не позже 21:00. Если ребенок не любит спать днем, попытаться убедить его просто отдохнуть в кроватке: легли, закрыли глазки и не балуемся. Готовьте еду, близкую к той, которую готовят в садике:каши, компот, кисель, омлеты, запеканки.

2. Отучить от подгузников и приучить к горшку
О том, как приучить ребенка к горшку, написаны километры «научных» статей. На этой теме эксперты могли бы сделать не одну докторскую диссертацию, но, как показывает практика, универсального рецепта похода на горшок нет, так же как и нет предела совершенству материнской изобретательности в этом важном вопросе.

3. Прививать навыки самостоятельности
С трех лет дети должны уметь застегивать и расстегивать обувь, справляться с колготками, носками, рубашками, платьями и верхней одеждой. Ребенок должен уметь пользоваться ложкой, пить из чашки, самостоятельно есть. Разумеется, если ребенок не сможет усвоить все «премудрости» до садика, воспитатели будут ему помогать, но, все-таки, лучше, чтобы минимальные навыки самостоятельности были проверены дома.

4. Необходимо пройти диспансеризацию
Каждый ребенок проходит диспансеризацию перед поступлением в детский сад. Надеемся, что вы уже посетили всех врачей и получили на руки медицинскую карту, чтобы подписать результаты диспансеризации для получения заветной справки.

5. Родителям нужно заранее побывать в садике
За несколько дней до похода в детский сад не постесняйтесь пообщаться с будущими воспитателями, познакомьтесь с расписанием в группе и условиями пребывания в саду.

6. Найдите возможность заранее показать территорию сада ребенку
Идеальный вариант - зайти c ребенком в садик в то время, когда у детей из группы начинается прогулка. Пусть ваш малыш пообщается с ними, расскажите ему, что он тоже часто будет здесь гулять и играть, когда пойдет в садик, найдет новых друзей. Познакомьте его с воспитательницей.

7. Постарайтесь, чтобы ребенок общался с ровесниками на детской площадке , с детьми ваших знакомых и друзей
Может быть, кто-то из знакомых детей будет посещать тот же садик и ту же группу. Вашему ребенку будет в таком случае легче адаптироваться в новой среде.

8. Не пугайте ребенка детским садом
«Не хочешь есть? Вот пойдешь в детский сад и там тебя заставят…», «Не слушаешься? В саду тебя накажут!» и т.д

9. Приучайте ребенка к тому, что мама не может быть с ним постоянно
Объясните ребенку, что маме нужно работать. Пробуйте оставлять малыша с родственниками хотя бы на короткий промежуток времени. Но не забывайте говорить ребенку, что вы скоро вернетесь - можно даже конкретно сказать, когда. Малыш должен привыкнуть к тому, что если его на какое-то время оставляют, то это не страшно, мама за ним обязательно придет.

10. Возьмите отпуск на время адаптации ребенка к саду
В первые дни лучше приводить малыша в детский сад на короткое время, например, на час во время прогулки, потом до обеда, и так постепенно, в течение пары недель, увеличивая время пребывания ребенка в садике.

Оставляя ребенка в детском саду, соблюдайте ежедневные простые ритуалы: обязательно поцелуйте, попрощайтесь, скажите, когда за ним вернетесь и сразу уходите, даже если ребенок начинает плакать. Воспитатели, знакомые с таким явлением, умеют переключить внимание ребенка и успокоить его после ухода родителей. Пусть ребенок в первые дни посещения садика берет с собой свою любимую игрушку, ему с ней будет спокойнее, комфортнее, появится чувство защищенности.

С уважением, Ирина Александрова

Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все файлы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Картинки в архивах не помечены водяными знаками.

Туризм детский неразрывно связан с краеведением, имеет целью расширение знаний в области естественных наук, укрепление здоровья, закаливания, является эффективной формой активного отдыха; развивает жизненно необходимые качества. Это приобщение к миру взрослых. Туризм в нашем детском саду занимает значительное место.

Актуальность. Одной из причин медленного улучшения результатов в борьбе за снижение заболеваемости детей является недостаточная педагогическая культура семей. Нарушается режим сна и отдыха в праздничные и выходные дни. Дети много времени проводят у телевизора, компьютера, потребность в движении удовлетворяется не полностью, в современных квартирах не находится места спортивным уголкам. Опыт работы показал, что ребенок показывает более высокое физическое развитие, если семья ведет здоровый образ жизни. Поэтому возникла необходимость поиска эффективных и интересных путей оздоровления детей. Таким средством физического воспитания детей и является туризм. Он несет в себе оздоровительную, образовательную (познавательную) и воспитательную ценность, сочетает в себе элементы морально-нравственного, трудового и эстетического воспитания.

Оздоровительная ценность туристской деятельности.

Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Ходьба с грузом и дозированной нагрузкой укрепляет сердечно - сосудистую систему. Совершенствуются все физические качества – быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, сила; ориентировка в пространстве. Основные виды движений - ходьба, бег, ползание, лазание, прыжки, метание, упражнение в равновесии.

Образовательная (познавательная) ценность туристской деятельности.

Дети получают знания о родном крае, у них формируются обобщенные

представления о временах года, об изменениях в природе, о зависимости изменений живой природы от изменений в неживой природе. Расширяются знания детей о правилах поведения в природе, об охране ее. Развивается мыслительная деятельность. Благодаря постоянному перемещению по местности, умению пользоваться картой и компасом, активному участию в играх и туристических состязаниях развивается пространственная ориентация каждого участника, умение действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности. Дети анализируют и делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.

Воспитательная ценность туристической деятельности.

Поскольку туристическая деятельность проводится большей частью в коллективе, когда один зависит от другого, то дети учатся замечать затруднения окружающих, появляется стремление помочь им. Формируется представление о правдивости, справедливости. Дети учатся быть отзывчивыми к сверстникам, проявляется внимание к ближним, их переживаниям, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи, правильно оценить поступки свои и сверстников.

Решаются задачи и трудового воспитания: у детей формируются навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, учатся экономным приемам работы.

Воспитываются такие качества, как самостоятельность, аккуратность ответственность, инициативность, бережное отношению к снаряжению и спортивному инвентарю.

Также туризм способствует воспитанию любознательности, морально-волевых качеств (выдержки, настойчивости в достижении положительных результатов, организованности, самостоятельности). Походная жизнь развивает наблюдательность.

В связи с этим мы решили организовать работу по детскому туризму. Нами была составлена программа сотрудничества ДОУ и семьи “Здоровый ребенок”, в которую составной частью вошел совместный проект детского сада и семьи по детскому туризму “Гора Здоровья”.

Его цель: объединение усилий детей, родителей, педагогов на пути к здоровому образу жизни. Система туристской работы представляла собой творческое взаимодействие инструктора по физкультуре, туризму с воспитателями групп и их воспитанниками.

Работу по туризму вели по нескольким направлениям

1. Работу с детьми.

Занятия по начальной туристско-краеведческой подготовке проводятся раз в неделю, как часть физкультурного занятия, по плану (см. приложение 1). Дети в группе с воспитателями составляют альбомы о природе, туризме, совместных походах с родителями, “Что возьмём в поход”.

Кружок "Тури - тура - туристы", где дети имеют возможность закрепить полученные знания по туристической технике, приняв участие в краеведческой и туристической викторине, КВН, аукционе КТД, играх на местности, соревнованиях по туристической технике, соревнования по туристическому многоборью, ориентированию, лыжных прогулках.

Культурно-досуговая деятельность: итоги туристиско-краеведческой работы подводятся в ходе проведения туристического слета или туристических праздников, на которых проводятся викторины, конкурсы на лучшую туристическую песню, спортивные состязания, оказание медицинской помощи, игры на привале, конкурс рисунков на спортивную тематику.

Экскурсионная работа: прогулки и экскурсии для знакомства с растительным и животным миром, к местам исторических памятников, исторических событий, жизни и деятельности замечательных людей, туристические походы, поход выходного дня с родителями.

2. Работа с педагогами.

Семинар “Оздоровительный семейный досуг”.

1 занятие - игры в походе.

2 занятие - элементарные формы туризма.

3 занятие - практическая часть, организация работы на туристических этапах: "Навесная переправа", "маятник "параллельные веревки", "переправа через болото", "полоса препятствий на спортивной площадке".

4 занятие – игры у костра (ОБЖ).

Просмотр видеофильма "Идем в поход".

Выступление методиста-инструктора школы детского и юношеского туризма.

Выставка методической литературы о туризме.

3. Работа с родителями.

  1. День сотрудничества (консультирование родителей вместе с ребенком, показ элементов туризма, игры на воде (преодоление водных преград - инструктор по плаванию), спортивные и подвижные игры в лесу - (физинструктор), нетрадиционные способы оздоровления в походе - медсестра.
  2. Информационный стенд "Игры в походе", "Чем заняты туристы”, “Самарская Лука – жемчужина нашей области”.
  3. Подготовка и проведение встречи "За круглым столом" - опыт семейного воспитания по теме "Путешествуем семьей"
  4. Фотоальбомы, стенгазеты, фоторепортажи, спортивные дневники из опыта семейного воспитания "Добрые традиции семьи".
  5. Выпуск газеты “Семейный поход”.
  6. Организация семейных походов по Самарской Луке.

4. Сотрудничество с внешними партнерами.

Большую поддержку оказывает нам центр детского и юношеского туризма "Эдельвейс" (предоставление туристического оборудования, организация судейства на этапах, совместные походы с родителями по плану школы), ТОС 2 (предоставление площадки для проведения внутриквартальных соревнований), Общественный Фонд Тольятти (грант в 2007 году проект "Гора Здоровья").

Этапы работы по детскому туризму

На 1 этапе мы накапливаем знания о туризме (оздоровительная роль туризма, “Как мы путешествуем семьёй”, словарь юного туриста, фото выставки, встречи с туристами школ, экскурсии); от познавательных занятий “Самарская Лука – жемчужина нашей области” (легенды, игры, песни, загадки, стихи), переходим к формированию умений: лазанье по канату, шесту, гимнастической стенке, верёвочной лестнице. Упражнения в висах и упорах; подтягивание. Упражнения в парах, с эспандером, на тренажерах, велосипедах. Переправа по бревну. Метание в цель, даль, с утяжелителями 200 гр - 1 кг. Укладка рюкзака. Компас и карта.

На 2 этапе организуем совместные прогулки с родителями ("Путешествие по белой тропе"), формируем первоначальные туристические навыки: правила поведения туристов в походе; основы безопасности, оказание первой помощи в походе, ориентирование по плану-карте, обозначь на карте-схеме, где ты находишься, обозначь на карте ориентиры, которые прошли, определение расстояния на местности на глаз, “Найди клад”. Лыжная подготовка туриста.

Родословие “Мы в Тольятти родились и на славу удались”, “Древо семьи”, “История моей семьи”; фамилии, имена моего рода, профессии, селения, традиции, реликвии семьи. Земляки. Природа моего края.

Проводим специальные виды упражнений: эстафеты туристические, эстафеты с лазанием, перетягивание каната, вытолкни из круга, челночный бег на подъёме и спуске, подъём и спуск с горы бегом, на лыжах. Быстрая ходьба по 6 человек с переноской “пострадавшего зайца 6 кг” - 10 м.)

На 3 этапе продолжаем формирование туристических навыков. Песни, речёвки, кроссворды, игры по технике туризма. Вязка узлов, виды костра, переноска пострадавшего, обработка ран, наложение повязок; топографическая подготовка туриста, преодоление естественных препятствий в походе, виды переправ. Организация страховки и само страховки. Спуск, подъём, узлы. Ходьба, длительный бег, бег с препятствиями, по пересеченной местности. Круговая тренировка, эстафеты: “К походу готов”, “Туристы на учениях”. Челночный бег с максимальной скоростью. Основы безопасности в природной среде.

На 4 этапе закрепляем полученные туристические навыки: подготовка снаряжения “Что возьмём с собой в поход”, укладка рюкзака, личное снаряжение и уход за ним, установка палатки, разработка маршрутов, план местности, туристические знаки, установка палатки, составление меню. Передвижение с рюкзаком вес 500 г. – 1 кг. по пересечённой местности 2 км. Способы транспортировки пострадавшего. Лазание по верёвочной лестнице, скальной стенке, преодоление навесной переправы, оказание первой помощи в походе. Определение по деревьям, муравейнику, где север, юг. Полоса препятствий туристов. Организация биваков и охрана природы. Виды туристского ориентирования. Горы Самарской области; виды туризма – фото презентации; походы с родителями.

Результативность работы

Как результат нашей работы у детей сформировано осознанное отношение к своему здоровью; дети научились способам оказания доврачебной помощи, ориентирования на местности, бережному отношению к растительному и животному миру. Повысилась экологическая культура.

Что еще немаловажно: в известных нам программах по физическому воспитанию мало уделено внимания такому виду движения, как лазание. Занимаясь туризмом, дети в полной мере освоили разнообразные виды лазания, перелезание, подлезание, ползания по наклонным поверхностям, скальным стенкам, по тренажеру "Паутина", спортивным комплексам на спортивной площадке, по навесной переправе. Все это позволило укрепить все группы мышц, улучшило координацию движений детей, ориентировку в пространстве, силу и выносливость детей.

Родители больше заботятся о здоровом образе жизни, познакомились с элементами детского туризма, как средством совместного здорового семейного отдыха; получили знания о простейших навыках безопасного туризма, получили дополнительные педагогические знания по вопросу физического воспитания дошкольника, научились проводить совместные подвижные и спортивные игры с ребенком. Увеличилась массовость посещения спортивных мероприятий, спортивных секций вне детского сада.

Приложение № 1

“Темы и сюжеты туризма, как части занятия по физкультуре”

  • “Как мы путешествуем семьёй”.
  • Рюкзаки туристы взяли.

Каким должен быть турист.

  • Вдоль по Волге матушке реке.
  • Птицы, звери, рыбы родного края.
  • “Самарская Лука – жемчужина нашей области” (легенды, игры, песни, загадки, стихи).
  • Тропинками туристов. Лекарственные и ядовитые растения.
  • Виды туризма: пешеходный, горный, водный, вело, мото, спелео.
  • Движение группы на маршруте.
  • Карта Самарской области.

Декабрь Горы Самарской области. Молодецкий курган.

  • Самоцветы горы здоровья. Найди клад по карте-схеме.
  • О ценностях здорового образа жизни.
  • Итоговое занятие Путешествие на гору здоровья.
    • Путешествие по белой тропе.
    • Новогодние приключения туристов.
    • Лыжная подготовка туристов.
    • Жизнь леса зимой.
    • Первая помощь в походе: ушиб, порез, обморожение.
    • В поход с Чингачгуком. “Найди клад”.
    • Виды переправ.
    • Правила поведения в походе. Т.Б.
    • Север, юг, восток и запад.
    • Смешарики идут в поход.
    • Сигналы опасности природы (шипы, колючки, яркая окраска).
    • Сколько шагов до дерева. Закаливание, гигиена туриста в походе.
    • “К походу готов”, “Туристы на учениях”.
    • Турслёт. Радуга в горах.
    • Костёр дружбы. Игры туристов. Установка палатки. Укладка рюкзака.
    • “Что возьмём с собой в поход”. (Коллаж из журналов)
    • Походная газета “Путешествуем семьёй”.

    Рис. 1. “Здравствуйте туристы!”

    Рис. 3. Виды костра “Шалаш”

    Рис. 4. Маршрутная карта

    Рис. 5. “Колодец”

    Рис. 6. “Туристский завтрак на траве”

    Рис.7 “Дом туриста – палатка”

    Рис. 8. Этот узелок мы назвали “Барашек”

    Рис. 9. Узел туристический, как восьмёрка

    Рис. 10. “Паутина” - этап подготовки туриста

    Рис. 11 “Мы в Тольятти родились и на славу удались”

    Туристы солнышка восход встречают утром песнями.

    Турист идёт в большой поход дорогами чудесными.

    Цели:

    воспитание у детей ответственного отношения к окружающей среде, умения следовать экологическим правилам; расширение экологически ценных контактов с объектами живой и неживой природы.

    Задачи:

    1. Развивать у детей выносливость и подготовку к длительным динамическим нагрузкам.

    2. Способствовать формированию у детей знаний, умений, навыков по ориентировке и топографии.

    3. Создание психологического настроя на новый вид деятельности.

    Действующие лица:

    1. Командиры команд

    2. Участвуют дети 2 младшей, средней, старшей и подготовительной групп. Команды смешанные, по 20 человек в каждой.

    3. Ведущий

    4. Баба – Яга

    5. Робинзон

    6. Спасатель

    7. Василиса Премудрая

    Оборудование:

    Рюкзаки, карты команд «Комета», «Ракета», «Чебурашки», названия станций: «В гости к сказке», «Болото», «К Бабе-Яге», «Лабиринт», «Служба спасения», «О. Робинзона», «Поляна туристов»,

    Ведущий: Ребята, сегодня мы отправляемся в необычное путешествие – в ПОХОД! А вы знаете, что к походу люди готовятся заранее. Мы должны быть в хорошей спортивной форме; дружные, организованные, смелые. В ваших командах есть маленькие дети, поэтому вы должны быть внимательными, чтобы никто не потерялся на нашей туристической тропе.

    А сейчас мы проверим, как вы умеете дружить с физкультурой:

    Проведем походную разминку:

    1. «Надеваем рюкзак» - круговые движения рук плеча вперед, назад.

    2. «Определим погоду» - поднести руку ко лбу и поворачиваемся то вправо, то влево.

    3. «Собери ветки для костра» - наклоны вправо – влево.

    4. «Завяжи кроссовки» - наклоны то к правой, то к левой ноге.

    5. «Перепрыгни через кочки» - прыжки вправо – назад – влево - вперед.

    6. «Идем в поход» - ходьба на месте.

    Нам необходимо разделиться на 3 команды: подойдите к обручам (столам) и посмотрите, что можно положить в рюкзак, чтобы отправиться в поход. Дети стоят, рассматривают, обсуждают.

    Команды строятся к своим названиям. По команде: «СОБЕРИ РЮКЗАК» - по одному из участников, подбегаем к столу и складываем предметы в рюкзак.

    Ведущий: В ваших рюкзаках есть карта. Найдите ее. Вы видите, что от карты у вас имеется только один клочок, остальное вы должны будете найти на остановках, куда будет указано направление в какую сторону вам идти и что необходимо выполнить на каждой станции. На вашем пути встретятся герои сказок; вы будете отвечать на вопросы и отгадывать загадки. Только после этого вы получите следующий кусочек карты. Капитаны команд, вставайте на свои маршруты и ДОБРОГО ПУТИ. Встречаемся на поляне ТУРИСТА!

    Команда № 1 – Маршрут: команды Ракета

    • В гости к сказке.
    • «Болото»
    • К Бабе - Яге
    • По лабиринту
    • «Служба спасения -112»
    • По участку средней группы переправа через реку

    Команда № 2 – Маршрут: команды Комет

    • Служба спасения -112
    • В гости к сказке
    • «Через болото»
    • К Бабе - Яге
    • По лабиринту
    • Через участок средней группы переправа через реку
    • На поляну туристов (к шалашам)

    Команда № 3 – Маршрут: команды Чебурашка

    • По лабиринту
    • К Бабе-Яге
    • «Через болото»
    • В гости к сказке
    • Служба спасения – 112
    • Вдоль забора старшей и средней групп
    • Переправа через реку
    • На поляну туристов (к шалашам)

    1. «Болото»

    Туристы идут по разным «островкам» , нельзя наступать на землю – засосет болото: доски пенопластовые, деревянные кубики желтые от конструктора, лестницы, доски). В конце маршрута, на дереве висит конверт с частью карты, но необходимо ответить на вопросы:

    Закончи предложение:

    • Заяц зимой белый, а летом….серый
    • Еж спит днем, а охотится …ночью
    • Белка живет в дупле, а еж в …норе
    • Лиса охотится в одиночку, а волк…стаей
    • Зайца от врагов спасают ноги, а ежа…колючки
    • Заяц пушистый, а еж…колючий
    • Лиса живет в норе, а волк в ….логове
    • У белки шубка летом рыжая, а зимой…серая
    • У зайца хвост короткий, а уши…длинные
    • У лисы – лисенок, а у белки - …бельчонок

    Молодцы, вы на все вопросы ответили правильно, а вот и следующая часть нашей карты:

    Дети ползут через тоннели, перелазят через лестницу-стремянку, перепрыгивают через палочки-кузнечики. Подходят к домику Бабы – Яги.

    Баба-Яга:

    Здравствуйте, ребята, зачем пожаловали?

    Нас привела в гости карта. На ней обозначен твой дом «На курьих ножках». А чтобы нам идти дальше, ты должна отдать следующий кусочек карты.

    Б-Я: Хорошо, я его вам отдам, только сначала ответьте мне на несколько вопросов:

    1. Назовите животных, которые залегают в зимнюю спячку (медведь,еж)

    2. Назовите самое длинноногое животное. (жираф)

    3. Какая птица плавает, но не летает? (пингвин)

    4. Что птицам страшнее зимой: голод или холод? (голод)

    5. Назови зверя, который валит деревья зубами без топора. (бобер)

    6. Назови самого хитрого зверька, который встречается во многих русских народных сказках. (лиса)

    7. Назови птиц, которые служили в сказке Бабе-Яге (гуси-лебеди)

    8. Назови животное, которое может носом устроить фонтан из воды. (слон)

    9. Какая птица не высиживает птенцов? (кукушка)

    10. Какая птица поет красивее всех других? (соловей)

    Б-Я: какие вы умные!

    А еще потанцуйте со мной: ТАНЕЦ «БАБА – ЯГА» (по показу)

    Баба - Яга отдает часть карты.

    От Бабы – Яги (или идя к Бабе – Яге) разложено по земле спортивное оборудование: обручи, палки, веревки, выложен «лабиринт» с стойками, направление движения в одну и другую сторону, в обход детского сада, мимо бассейна, спортивного зала и выходим на участки детского сада.

    4. В гостях у сказки (участок 2 младшей группы)

    Детей на участке встречает Василиса Премудрая

    Здравствуйте, ребята. Вы много знаете сказок? Перечислите… Но самое интересное самим попасть в сказку. Но сначала отгадайте загадки:

    Он в берлоге спит зимой,

    Под большущею сосной,

    А когда придет весна

    Он проснется ото сна. (медведь)

    Кто с высоких толстых сосен,

    В ребятишек шишку бросил,

    А в кусты, через пенек,

    Промелькнул, как огонек. (белка)

    Домовитая хозяйка,

    Полетела над лужайкой,

    Похлопочет над цветком

    Он поделится медком (пчела)

    Мы с вами поиграем в игру «Медведь и пчелы»

    Хорошо поиграли? Дети: Да

    Текст: Дети произносят и показывают:

    Как живем? Вот так! (показывают большой палец)

    Как плывем? Вот так! (имитируют плавание)

    Как идем? Вот так! (ходьба на месте)

    Вдаль глядим! Вот так! (приставляют ладонь ко лбу)

    Машем вслед. Вот так! (машут кистью руки)

    Как шалим? Вот так! (ударяют кулачками по надутым щекам)

    А теперь мы с вами споем:

    Какие вы молодцы. И загадки умеете отгадывать и песни петь и играть. Поэтому получите ваш следующий кусочек карты.

    4. Служба спасения - 112 МЧС

    Дети приходят на участок старшей группы. На столе лежат картинки с цифрами: 01 02 03. Показывают и спрашивают ребят:

    01 – вызов пожарных.

    Воспитатель: Вы узнали? Что за ситуация нарисована на картинке?

    Правильно! Молодцы!

    Где с огнем беспечны люди,

    Там взовьется в небе шар,

    Там всегда грозить нам будет,

    Злой, безжалостный… (пожар)

    Вос-ль: 1,2,3,4 если вдруг пожар в квартире..

    Итак, ваши действия, если в доме что-то загорелось?

    • Быстро уйти из комнаты, квартиры или дома.
    • Рассказать о пожаре соседям, взрослым, попросить позвонить 01,

    Позвонить маме на работу.

    • Хорошо знать и называть свой адрес, рабочий телефон мамы, папы.

    Вос-ль: В квартире много дыма, как поступить, что делать?

    • Прикрыть нос, рот мокрым платком, полотенцем.
    • Нужно лечь на пол или пригнуться.
    • Двигаться к двери или к выходу.

    Вос-ль: Если на тебе загорелась одежда?

    • Упасть на землю.
    • Начать кататься.
    • Сбить огонь.

    Вос-ль: Итак вывод:

    Дым увидел – не зевай

    И пожарных вызывай!

    Помнит, каждый гражданин.

    Это номер – 01.

    02 – телефон полиции.

    Вос-ль: Дома ты один остался

    Кто-то дверь открыть пытался.

    (показать картинку)

    Что будете делать?

    1. 02 набирай, зови полицию.

    2. Хорошо, четко назови домашний адрес, фамилию, имя.

    3. Спокойно расскажи о том, что случилось.

    Выводы: Дома я один остался,

    Кто-то дверь открыть пытался.

    Я тогда 02 набрал

    И полицию позвал

    Не пройдет пяти минут

    Как воришку заберут.

    Скорая помощь – 03

    Вос-ль: показывает картинку: мама больна, ребенок плачет возле мамы.

    Вам знакома эта ситуация?

    Что вы посоветуете этому ребенку? Он не знает что нужно делать?

    Позвонить соседям, родственникам? (значит потеряно время)

    • Набрать номер 03
    • Рассказать что случилось.
    • Назвать адрес, фамилию, имя.

    Выводы :

    Если мама заболеет,

    Не волнуйся и не плачь,

    Набери «03» скорее,

    И приедет к маме врач.

    Если что-нибудь случится,

    Помощь скорая примчится.

    Мы с вам вспомнили самые главные телефоны службы спасения, но есть еще один телефон – кто его знает, телефон МЧС - 112. Где приедут специалисты, которые смогут помочь в чрезвычайных ситуациях: кошку с дерева снимут, вынут голову из металлических прутьев, откроют замок у металлической двери, если вы потеряли ключи…

    За правильные ответы мы получаем следующий кусок карты, который нас ведет…

    Команда идет на участок старшей группы. Там их встречает Робинзон.

    Одежда: лохмотья от юбки, на руках и ногах лохмотья, на голове соломенная шляпа. На досках около домика – зарубки (сколько дней Робинзон провел на острове).

    Робинзон: Здравствуйте, ребята!

    Меня зовут Робинзон, я моряк, который попал в кораблекрушение

    Я очень долго прожил один на необитаемом острове.

    И так рад увидеть столько замечательных ребят.

    Ребята, а вы знаете, как себя вести около воды, чтобы не случилась беда?

    Одному к реке или к озеру не ходить, только с взрослыми.

    В воде не толкаться, не кричать помогите, если этого не требуется.

    Не прыгать в воду, если не знаешь дна под водой, иначе можно удариться или зацепиться за подводные коряги и не выплыть из воды.

    На солнышке всегда ходить в панаме, как Я! Иначе голову напечет и случится тепловой удар или солнечный.

    Робинзон: Ребята, а вы умеете танцевать? Давайте потанцуем танец Робинзонов! (под муз. «Робинзон» дети танцуют по показу).

    В конце Робинзон отдает детям кусочек карты.

    6. Туристическая тропа.

    Она проходит или через участок средней группа или вдоль забора старших групп и средней группы. Нужно встать на веревки, натянутые между деревьев. Держаться за верхнюю, а ногами передвигаться по нижней, приставными ногами. Затем по мостику через «реку» перейти на «поляну туристов», на которой стоят 3 шалаша и разложены по земле одеяла и бревна, на которые садятся дети. Шалаши – домики каркасные, на которые сверху положены ветки.

    На туристической поляне – все туристы складывают кусочки карты в одну целую карту. Дети подходят к столам, на которых стоят кружечки с водой.

    Построение для подведения итогов нашего туристического похода.

    Подъем флага туристов.

    После все дети рассаживаются на одеялах, поют песенки детские под баян.

    Сценарий проведения туристического похода с детьми на территории ДОУ

    Цель: ознакомление детей с основами безопасного поведения на природе.

    Задачи:

      обучение правилам поведения на природе и в экстремальных ситуациях;

      развитие ловкости, координации движений, выносливости, умения ориентироваться по карте, пространственного мышления;

      воспитание любознательности, положительного отношения детей к прогулкам и ответственного отношения к действиям на природе.

    Предварительная работа:

    • беседа с детьми о туристах;

      создание карт-маршрутов для каждой группы;

      рисование знаков – правил поведения на природе;

      сообщение родителям о предстоящем походе и необходимой экипировке детей.

    Организация : на территории детского сада на значительном расстоянии друг от друга отмечаются точки туристического маршрута. На каждой детей будет ждать знакомый им персонаж с определенным заданием. Для старших групп оформляются маршрутные листы, схематично изображающие территорию и направление движения от пункта к пункту. Маршруты движения младших групп контролируют воспитатели. В организации и проведении мероприятия по возможности должны принимать участие специалисты ДОУ и родители воспитанников.

    Оборудование:

      карты территории детского сада с нанесенными точками – станциями для старших групп (для каждой своя нумерация станций);

      спортивная экипировка детей (удобная обувь, головные уборы, рюкзаки с бутылочкой воды и едой);

      спортивное оборудование для пункта "Переправа";

      туристическая лопатка, поленца дров;

      палатка, легкая в сборке;

      картинки лекарственных растений (лужайка или грядка с растениями);

      знаки поведения на природе;

      костюмы Пирата, Лесной Феи, Доктора Айболита, Лешего, Старичка-Лесовичка, Спасателя.

    Ход мероприятия:

    Ведущий : Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в туристический поход. Вы все одеты как настоящие туристы: удобная одежда и обувь, головные уборы, у вас есть даже рюкзаки с провизией. На пути нас ждет много интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными, чтобы не потеряться в дороге и суметь определить путь по карте. Желаю вам удачи и интересных приключений!

    (Каждая группа получает свою карту. Дети вместе с воспитателем определяют, куда они должны направиться. По дороге все поют весёлые детские песни.)

    Пункт маршрута "Переправа"

    Пункт организован в рощице, где заранее выкладываются кочки, между двумя деревьями ставится мостик. Из длинной веревки плетется паутина. К прочному суку подвешивается канат, под ним расстилается страховочный мат (лучше синего цвета – имитация воды). К стволам или нижним веткам двух деревьев привязывается перекладина – имитация бревна.

    Пират: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что поход без трудностей не обходится. Нужно уметь справляться с ними так, чтобы не нанести вреда себе, другим и окружающей природе. Вы пришли на переправу – это очень сложный участок маршрута. Здесь нужно быть внимательным, осторожным и не спешить.

    (Пират показывает, как преодолевать полосу препятствий, затем вместе с воспитателем подстраховывает дошкольников. Они по очереди прыгают по кочкам, проходят по низкому мостику, пролезают сквозь паутину, держась за канат, перепрыгивают "болото", подлезают под бревно. После того как все дети выполнят задание, Пират желает им счастливого пути.)

    Пункт маршрута "У Лесной Феи"

    Данный пункт организован на полянке, окруженной кустами, деревьями. В руках у Лесной Феи знаки, обозначающие правила поведения на природе.

    Лесная Фея: Здравствуйте, ребята! Мои друзья – растения и животные – не могут говорить и защищать себя. Когда люди идут в лес, они не хотят наносить никому вреда, но, сами того не желая, причиняют боль природе. Чтобы этого не произошло, нужно знать, что в лесу можно делать, а чего нельзя. Как вы думаете, что можно делать в лесу?

    Дети: Гулять, любоваться красотой, слушать пение птиц, собирать дары природы, если это никому не повредит.

    Лесная Фея: А чего делать не следует?

    (Предположения детей.)

    Лесная Фея: Для туристов есть специальные знаки, попробуйте догадаться, что они означают.

    (Лесная Фея показывает знаки. После догадок детей читает стихотворение, посвященное каждому знаку.)

    Лесная Фея:
    На природе отдыхали,
    Много ели и играли.
    Мусор весь мы соберем
    И с собой его возьмем.
    Ведь полянка – чей-то дом –
    Пусть порядок будет в нем!

    (Показывает следующий знак.)

    Лесная Фея:
    И лягушку, и жучка,
    В паутинке паучка,
    Бабочку и муравья
    Не обидим ты и я!

    (Показывает следующий знак.)

    Лесная Фея:
    Деревце, цветок и куст
    Радуют всегда нас пусть!
    Не сорвем и не сломаем, –
    Что они живые, знаем!

    Лесная Фея: Какие бы вы еще нарисовали знаки для людей, которые не знают, как нужно вести себя на природе?

    (Предложения детей.)

    Лесная Фея: Помните эти правила, и тогда природа будет всегда вам рада. Счастливого пути!

    Пункт маршрута "Костровая"

    Этот пункт организован на площадке с невысокой травой. Леший встречает детей со связкой поленцев.

    Леший: Доброго дня вам, путники! Скажите, вы природы любители

    или губители? А костры, наверное, с родителями в лесу разжигаете? Из-за костра часто случается беда – лесной пожар, вся природа в этом месте погибает. Даже если костер хорошо потушить, на его месте девять лет ни одной травинки взойти не сможет, так долго земля свои ожоги залечивает. Поэтому ради забавы жечь костер в лесу нельзя. Но есть такие туристы, которые без костра не могут обойтись, потому что в походе они бывают не один, а много дней, им нужно согреться, пищу приготовить. Разводят они его по особым правилам, если хотите, я их вам сейчас расскажу. Помните, что костер – надежный друг человека лишь при умелом и осторожном обращении с огнем. Но он может стать и хищным разбойником, если относиться к нему пренебрежительно.

    Правила разведения костра:

    • костер всегда разводит только взрослый;

      нельзя жечь костер в ветреную погоду, на сухой траве, камнях, вблизи хвойных деревьев;

      чтобы подготовить место для костра, лопатой снимают верхний слой почвы с насекомыми и корнями растений;

      для дров никогда не ломают живые деревья, а берут сухие ветки, лежащие на земле;

      перед уходом хорошо заливают костер водой, чтобы он остыл, и снятым слоем земли накрывают яму.

    (Леший проверяет, запомнили ли дети правила, разыгрывая вместе с ними ситуацию разведения костра.)

    Леший: А вы знаете, что костры бывают разные? Например, если туристам нужно ночью освещение, они разжигают костер "шалаш": поленья укладывают шалашиком (показывает). Такой костер очень хорошо освещает площадку лагеря. На нем можно и пищу приготовить. Но чаще всего туристы готовят на костре, который называется "колодец". По внешнему виду он напоминает колодезный сруб. Еще его используют для обогрева участников похода, сушки вещей. Есть и другие костры – звездный, таежный, экран, нодья. Настоящий турист никогда не будет жечь костер понапрасну, ведь никому не хочется из любителя природы превратиться в ее губителя. Берегите природу! Удачи вам!

    Пункт маршрута "Зеленая аптека"

    Этот пункт организуется на лужайке. Здесь детей встречает Доктор Айболит. У него в руках картинки с изображением подорожника, чистотела, одуванчика, ромашки лекарственной, мяты (или сами растения).

    Доктор Айболит: Приветствую вас, друзья-туристы! Часто бывает, что в походе случается неприятность – царапина, ушиб или укус какого-нибудь насекомого, а врача рядом нет. Что же делать? У природы есть своя аптека, растет она под ногами. Растения помогут вам, если вы будете знать, как их правильно использовать. Подорожник нужен, если вы порезались, – приложите чистый листочек к ранке и подержите – кровь остановится. Существует легенда о том, как были открыты ранозаживляющие свойства этого растения. Однажды две змеи, расположившись на дороге, грелись на солнце. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти в безопасное место, а другая задержалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника, которым исцелила пострадавшую. Этот случай как будто бы и натолкнул людей на мысль о возможности использования подорожника для лечения ран. Еще одно растение – одуванчик лекарственное, в медицине применяются все его части – от корня до цветка. Оно съедобно – входит в состав салатов, из него готовят даже одуванчиковое варенье. Одуванчик поможет при укусе насекомого – осы, пчелы или овода. Просто сорвите желтый цветок и смажьте его млечным соком место укуса. Чистотел растение ядовитое – есть его нельзя. Но вот если вы натерли в дороге мозоль, сорвите листочек и выступившим из него желтым соком смажьте мозоль. А еще чистотел поможет вывести бородавку, если ее регулярно смазывать соком этого растения. Полевая ромашка маленькая, а ее листочки похожи на веточки укропа. Если взять несколько цветков ромашки и листочков мяты, то можно приготовить настоящий лесной чай, который придаст вам сил, успокоит и не позволит простудиться даже в холодную погоду. Вам очень понравится этот вкусный лесной аромат. Но применять растения можно лишь те, которые растут в лесу, далеко от дорог. Ну что, запомнили, какие растения и в какой ситуации вам помогут? Давайте проверим.

    Игра "Какое растение выручит?"

    Картинки с изображением растений раскладываются на полянке далеко одна от другой. Ведущий называет ситуацию (царапина, укус, мозоль, простуда и др.), а дети должны подбежать к растению, сказать его название и пояснить, как оно может им помочь.

    Пункт маршрута "Палаточная"

    На открытой площадке около палатки детей встречает Старичок-Лесовичок.

    Старичок-Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Если поход длится несколько дней – без палатки не обойтись! Она станет вашим временным домом в лесу, защитит от насекомых и согреет. Настоящий турист умеет правильно собирать и разбирать палатку, знает, что ставить ее нужно на возвышенности, обязательно на сухом месте. Если неподалеку есть сухая трава – нужно положить ее на место, где будет стоять палатка, чтобы было теплее и мягче спать. А как вы думаете, что должно находиться внутри палатки? Там должны быть туристические пенки (коврики) и спальные мешки. Когда туристы ночуют в прохладную погоду, теплее всего они укутывают ноги, иногда даже надевают на них рюкзак, поскольку считается, что если ноги будут в тепле, все тело не замерзнет.

    Игра-эстафета "Что в походе пригодится?"

    Дети стоят в двух колоннах. В нескольких метрах от них на пледе разложены различные предметы – как необходимые в походе, так и совершенно не нужные: свисток, фонарь, компас, бутылка с водой, кружка, ложка, чашка, фотоаппарат, продукты, карта, спальный мешок, пенка, спортивные гантели, конструктор и др. Дети по очереди подбегают к ним, выбирают необходимый для похода предмет, возвращаясь с ним, передают эстафету следующему. По окончании игры Старичок-Лесовичок вместе с воспитателем проверяют правильность выполненного задания, уточняют, для чего нужен тот или иной предмет.

    Пункт маршрута "Спасательная"

    В данной точке маршрута детей встречает взрослый в костюме спасателя: в форме защитного цвета, с биноклем на груди.

    Спасатель: Здравствуйте, ребята! В походе может случиться непредвиденная ситуация, например, когда один из туристов случайно заблудится в лесу. Как вы думаете, как надо вести себя в таком случае? Прежде всего не следует бояться. Страх – плохой помощник. Нужно дать о себе знать, но постоянно и долго кричать не надо – быстро устанешь. Поэтому в поход нужно брать с собой свисток. Свистеть намного проще, чем кричать "ау!". С его помощью можно дать взрослым знать о своем местонахождении. Если обнять понравившееся дерево – оно поможет успокоиться. Хорошо, если дерево будет стоять на поляне, а не в чаще леса. Ведь так взрослым проще увидеть того, кто потерялся. Нужно, чтобы тебя было видно и слышно. Для этого следует оставлять стрелки из веток, выкладывать на поляне большой крест, чтобы его было видно с вертолета. Если увидели в небе вертолет, нужно бегать по поляне – двигающуюся фигуру легче заметить. Чтобы не замерзнуть, нужно набрать сухой травы, нарвать еловых веток. На них можно сидеть и лежать. Главное – помнить, что потерявшегося будут искать, пока не найдут. В такой ситуации не надо бояться чужих людей, возможно, они помогают вас искать, нужно подойти к ним и сказать, что потерялись. Все запомнили? Проверим.

    (Спасатель предлагает детям представить, что они потерялись, и показать свои действия.)

    Спасатель: Молодцы! А самое главное в походе – быть внимательным, не отвлекаться и не отставать от группы, и тогда точно не потеряешься! Вы сегодня никого из своих друзей не потеряли, пока ко мне шли? Проверьте, посмотрите друг на друга. (Дети смотрят.) Ну, раз все на месте и спасать никого не надо, тогда – привал!

    (Дети устраиваются на привал неподалеку от последней станции, едят, пьют воду, делятся впечатлениям, поют песни,затем возвращаются «домой»)