О том, к чему готовиться пятиклашкам и их родителями, специально для «Летидора» рассказывает Елена Гончарова , педагог-психолог, член Российского психологического общества и Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии.
Елена Гончарова
Переход в пятый класс может стать настоящим стрессом для ребенка. И вот с чем ему приходится сталкиваться:
К школьным психологам родители пятиклассников часто обращаются с одними и теми же проблемами:
ребенок из отличника скатился до троечника, стал замкнутым, хотя в младших классах был очень общителен и прилежен.
Родители не всегда осознают, что переживает их школьник в момент перехода из начального в среднее звено. Рассмотрим, с какими трудностями ему приходится сталкиваться в период адаптации к новым условиям.
Ваш школьник привык быть первым, вести за собой коллектив. А теперь он чувствует, что помимо него в классе еще есть такие же активные, смелые «звезды». У него возрастает уровень конкуренции вместе с конфликтностью. Это большое испытание для самооценки, которая сильно страдает, если ребенок так и не сумел отстоять свою позицию лидера.
Помощь родителей. Расспрашивайте у своего ребенка, кто из нового класса ему нравится, а кто нет и почему. Пусть он вам попробует описать, чем он похож и чем отличается от тех учеников, о которых он рассказал. Какие есть умения и преимущества у вашего ребенка перед новыми «лидерами», а какие преимущества есть у них перед ним.
Задача родителя - объяснить школьнику, что благодаря сходствам или различиям можно подружиться вместо того, чтобы конфликтовать.
Ребенок может плохо отзываться о каких-то учителях, говорить, что они его не любят и специально занижают баллы. Из-за этого пропадает интерес к учебе и ухудшаются оценки.
Помощь родителей. Необходимо разобраться, насколько ребенок адекватно воспринимает происходящее. Стоит пойти в школу и поговорить отдельно с педагогом. Но не предъявляйте претензий, а интересуйтесь мнением учителя - почему, на его взгляд, такое произошло и как можно улучшить успеваемость.
Узнайте, какие сильные стороны видит педагог в вашем ребенке. Если никаких - это сигнал, что педагог не очень профессиональный.
Главное - не оттягивать этот разговор, пока школьник не вступил в открытый конфликт с учителем или, наоборот, не замкнулся в себе.
Именно поэтому многим родителям пятиклашек приходится отказываться от секций и кружков.
Помощь родителей. Как правило, снижение продуктивности сопряжено с физиологическими особенностями этого возраста. Необходимо пройти медицинское обследование, чтобы исключить неврологические заболевания, которые на фоне эмоционального стресса могли проявиться в пятом классе. Если же со здоровьем все в порядке, тогда обратите внимание на организацию режима дня ребенка, попробуйте составить план на каждый день. Попробуйте без фанатизма вписать в него выполнение домашних заданий, прогулки и дополнительные занятия спортом, музыкой или творчеством.
Возможно, какие-то предметы ребенок не понимает, но боится об этом сказать.
Предложите свою помощь в объяснении или обратитесь к репетитору.
Как часто пятиклассники слышат в свой адрес то «ты уже взрослый», то «ты еще мал». Такое отношение к ребенку заставляет его усомниться в их авторитете и вызывает желание вообще перестать кого-либо слушать.
Помощь родителей. Определите вместе с ребенком круг его обязанностей и возможностей. Свои запреты и требования аргументируйте логическими доводами, а не «когда вырастешь - узнаешь».
Договоритесь, какие поощрения и наказания могут повлечь за собой те или иные нарушения договоренностей.
Еще в четвертом классе каждый день он видел одну учительницу - свою «классную маму», которая к каждому ученику имела свой индивидуальный подход. В пятом классе школьники словно «обезличиваются», учителя-предметники нацелены дать знания и проконтролировать их уровень. Классного же руководителя дети видят 2-3 раза в неделю на уроках и классном часе.
Помощь родителей. Объясните ребенку, что за неделю учителя-предметники обучают по 200-300 учеников, поэтому основная их задача - учить. В свою очередь родители допускают ошибку, не помогая делать уроки или решать конфликты, обосновывая это фразой «ты должен учиться самостоятельности».
Ответственность за уроки, собранный рюкзак, выученное стихотворение нужно передавать постепенно еще с начальной школы.
Если первые четыре года вы были помогающим родителем, то в пятом классе резко лишать ребенка помощи нельзя.
Многие родители в связи с переходом в пятый класс покупают сыну или дочке первые собственные компьютеры, дорогие гаджеты, девочкам приобретают дорогую одежду, обувь, бижутерию.
Помощь родителей. Не нужно обесценивать желание вашего ребенка иметь те же вещи, что и у одноклассников. Фразы «Это не главное», «А другим вообще кушать нечего» вряд ли помогут пятикласснику.
Попробуйте честно сказать своему ребенку:
Я понимаю, как тебе хочется иметь дорогой телефон или планшет. Но, к сожалению, мы не можем пока позволить себе эту покупку.
Предложите ему самостоятельно накопить деньги, составить график накопления и определить, из каких ресурсов ему можно начать экономить.
Так бывает, когда в пятый класс ребенок переходит из другой школы и ситуация усложняется переездом: тогда друзей нет не только в классе, но и в параллели.
Если для взрослых так важны высокие баллы, тогда нужно вместе с ребенком искать его персональную мотивацию - зачем ему хорошо учиться в школе. А еще надо понимать: кто-то имеет склонность к точным наукам, кому-то легче даются гуманитарные.
Высокие баллы по всем предметам - это огромный труд, который часто лишает детей прогулок, спорта и любимых кружков. А стоит ли оно того?
Трудности, связанные с переходом в пятый класс, - словно «снежный ком»: нарастают друг на друга и в какой-то момент становятся непосильными для ребенка. От нелюбви к предмету, учителю, одноклассникам он может прийти к пониманию: «Я ненавижу эту школу!». А ведь именно в пятом классе у школьника формируется отношение к учебе вплоть до окончания одиннадцатого класса.
Дети индиго – это одаренные, высокочувствительные и обладающие необыкновенной интуицией миллениалы. Их не стоит путать просто со смышлеными и разумными детьми. Способности детей индиго не могут быть измерены, согласно академическим стандартам, или же стандартами, установленными обществом.
Дети индиго обладают исключительной проницательностью, их способности превосходят обычные человеческие. Они обладают даром ясновидения, гиперчувствительности к чувствам других людей и феноменальной интуицией. Однако именно из-за таких выдающихся качеств, которыми не могут похвастаться большинство людей, они сталкиваются со множеством проблем в периоды детства и юности.
1. Они сомневаются в своем собственном интеллекте.
Дети индиго часто сомневаются в своих способностях мыслить логически. Их разум не способен запоминать сложные алгоритмы решения математических задач. Поколение индиго – это великие художники и провидцы. Они не могут полноценно расти и развиваться в атмосфере, где от них ожидают лишь овладения академическими знаниями.
2. Взросление травмирует их сущность.
Они не могут понять, чего от них хотят окружающие, почему всегда приходится чем-то жертвовать, для чего заводить отношения, и как заставить общество принять себя таковым, каков ты есть.
3. Им нравится быть в одиночестве.
Они привыкли находиться в своей собственной компании и наслаждаться этим временем, хотя окружающие нередко из-за этого насмехаются над ними. Они не идут за толпой, у них есть собственное мнение, и они изо всех сил пытаются сказать «нет» многим социальным активностям.
4. Они легко расстраиваются.
Они слишком чувствительны к ужасным событиям, которые транслируются в новостях. Обладая высоким уровнем эмпатии, они могут ощущать на себе страдания других людей. Дети индиго хотят, чтобы мир изменился к лучшему, но они сомневаются в собственной силе и способности повлиять на социум просто потому, что с самого детства их не воспринимали всерьез.
5. Они склонны чувствовать себя неполноценными.
Дети индиго часто слышат насмешки, когда пытаются высказаться. Над ними даже порой издеваются тогда, когда они хотят сказать то, что идет вразрез с обычными нормами. Они чувствуют себя неполноценными только потому, что их мнения и идеи противоречат устоявшемуся положению вещей.
6. Они ломаются под сильным давлением.
Их естественный режим работы – это состояние полного расслабления. Поэтому, если они работают там, где от них требуют безостановочной производительности и высокой результативности, они будут чувствовать себя разбитыми, напряженными и на грани полного выгорания. Дети индиго развиваются тогда, когда находятся в гармонии со своими желаниями и возможностями. Однако, поскольку большинство рабочих мест сосредоточено на выполнении рутинных действий, они чувствуют себя под сильным давлением.
7. Они видят целостную картину мира.
Многие просто не слушают их, когда дети индиго говорят о том, что знают, какие события произойдут в будущем. Дети индиго могут смотреть в завтрашний день с точки зрения их восприятия целостной картины мира и сильной интуиции. Они боятся автокатастроф, но всякий раз, когда они пытаются предупредить других, то сталкиваются с неверием и насмешками. Окружающие рассматривают их как людей, которых не следует воспринимать всерьез.
8. Они не могут наладить контакт с большинством людей.
Дети индиго часто чувствуют себя недопонятыми другими людьми. Их идеальный образ жизни противоположен тому, как живет большинство. Им нужна цель в их жизни, они нуждаются в длительных периодах самосознания, и они наслаждаются каждым моментом своей жизни.
П атрик Мабилог, христианский писатель, блогер и тренер в сфере лидерства, в своей колонке на Christian Today написал о пяти проблемах, с которыми приходится сталкиваться детям пасторов, сообщает Христианский Мегапортал invictory .com .
«Быть пастором может быть сложно по многим причинам, — написал Патрик Мабилог в самом начале своей статьи. – Одной из наиболее значимых причин этой сложности будет давление, которое служение приносит в семью служителя – конкретно на детей».
Сам в прошлом пасторский ребенок, Мабилог знает не понаслышке о том, насколько серьезным может быть это давление и что его следует принимать всерьез. В своей статье он выделил пять наиболее распространенных проблем, с которыми приходится сталкиваться детям служителей.
1. Нереалистичные ожидания
Некоторые люди забывают, что дети пасторов – это волонтеры, добровольные члены церкви, а не часть команды, получающей зарплату в церкви. Поэтому несправедливо требовать от них особого посвящения, чтобы они как можно больше времени проводили в церкви и делали все наилучшим образом. К детям пасторов нужно относиться так же, как и к любому другому волонтеру в церкви, не больше.
2. Стереотипы
Всегда есть определенное количество прихожан в церкви, которые точно знают, как должны одеваться дети пастора, что они должны делать, как говорить, как себя вести в собрании, в школе, в соцсетях. Это создает дополнительное ненужное давление на детей пастора.
3. Призыв к служению
Не всегда дети служителей становятся профессиональными служителями Царства Божьего. И даже когда кто-то слышит призыв от Бога, бывает трудно на него ответить. Патрик Мабилог рассказал, что когда он услышал Божий призыв к профессиональному служению, его долго преследовала мысль о том, что он будет стоять в тени своего отца, бывшего пастора этой церкви.
4. Проблемы с общением в своей возрастной группе
Детям пасторов часто приходится вместе с родителями посещать много различных мероприятий, посещать дома членов церкви, присутствовать на похоронах. Они становятся частью социальной программы своего отца или матери. На всех этих мероприятиях и встречах, обычно, мало детей их возраста, там им просто не с кем общаться. Это может привести к разочарованию и нежеланию детей участвовать в делах своих родителей.
5. Ужасное расписание
Если пастор занят, то заняты и его дети, которые вовлечены во многие его дела и поездки. Пастора часто приглашают в гости вместе со всей семьей. А это добавляет беспорядок в планы его детей. Их планы постоянно изменяются в соответствие с планами родителей.
Исходя из своего жизненного опыта, Патрик Мабилог отметил, что быть ребенком пастора довольно сложно, хотя многим в церкви так не кажется.
Дети индиго – это одаренные, высокочувствительные и обладающие необыкновенной интуицией миллениалы. Их не стоит путать просто со смышлеными и разумными детьми. Способности детей индиго не могут быть измерены, согласно академическим стандартам, или же стандартами, установленными обществом. Дети индиго обладают исключительной проницательностью, их способности превосходят обычные человеческие. Они обладают даром ясновидения, гиперчувствительности к чувствам других людей и феноменальной интуицией. Однако именно из-за таких выдающихся качеств, которыми не могут похвастаться большинство людей, они сталкиваются со множеством проблем в периоды детства и юности.
Дети индиго часто сомневаются в своих способностях мыслить логически. Их разум не способен запоминать сложные алгоритмы решения математических задач. Поколение индиго – это великие художники и провидцы. Они не могут полноценно расти и развиваться в атмосфере, где от них ожидают лишь овладения академическими знаниями.
Они не могут понять, чего от них хотят окружающие. Недоумевают, почему всегда приходится чем-то жертвовать и для чего заводить отношения. Они задаются вопросом, как заставить общество принять себя таким, какой ты есть.
Они привыкли находиться в своей собственной компании и наслаждаться этим временем, хотя окружающие нередко из-за этого насмехаются над ними. Дети индиго не идут за толпой. У них есть собственное мнение, и они изо всех сил пытаются сказать «нет» многим социальным активностям.
Они слишком чувствительны к ужасным событиям, которые транслируются в новостях. Обладая высоким уровнем эмпатии, они могут ощущать на себе страдания других людей. Дети индиго хотят, чтобы мир изменился к лучшему. Но при этом они сомневаются в собственной силе и способности повлиять на социум просто потому, что с самого детства их не воспринимали всерьез.
Дети индиго часто слышат насмешки, когда пытаются высказаться. Над ними даже порой издеваются тогда, когда они хотят сказать то, что идет вразрез с обычными нормами. Они чувствуют себя неполноценными только потому, что их мнения и идеи противоречат устоявшемуся положению вещей.
Их естественный режим работы – это состояние . Если от них требуют безостановочной производительности и высокой результативности, дети индиго будут чувствовать себя разбитыми и напряженными. В таком случае они рискуют оказаться на грани полного выгорания. Дети индиго развиваются тогда, когда находятся в гармонии со своими желаниями и возможностями. Однако, поскольку большинство рабочих мест сосредоточено на выполнении рутинных действий, они чувствуют себя под сильным давлением.
Многие просто не слушают их, когда дети индиго говорят о том, что знают, какие события произойдут в будущем. Дети индиго могут смотреть в завтрашний день с точки зрения их восприятия целостной картины мира и сильной интуиции. Именно поэтому они боятся автокатастроф. Но всякий раз, когда они пытаются предупредить других, сталкиваются с неверием и насмешками. Окружающие рассматривают их как людей, которых не следует воспринимать всерьез.
Дети индиго часто чувствуют себя недопонятыми другими людьми. Их идеальный образ жизни противоположен тому, как живет большинство. Им нужна цель в их жизни, они нуждаются в длительных периодах самосознания, и они наслаждаются каждым моментом своей жизни.
(выступление на педсовете)
В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении категории детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в первом классе.
И проблема эта по-прежнему актуальна.
роль ученика и является одним из показателей возможности принять вместо игры новый вид деятельности – учебу и подчиняться ее требованиям, необходимым условиям. Далеко не все дети обладают этой способностью, и, несмотря на достаточный объем знаний и хорошую память, такой ребенок с трудом адаптируется к школе.
Если уровень волевого развития мал, то ребенок с трудом адаптируется
в школе.
Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой, умение не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, даже если совсем не хочется.
В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к умению.
Ш.А. Амоношвили. «Сердце отдаю детям» - М «Просвещение», 1983
Журнал «Завуч начальной школы» № 1, 2010 год
М.М. Безруких и С.П. Ефимов. «Ребенок идет в школу» - 4-е изд. – М.: 2000.