Концептуальные положения педагогики ш а амонашвили. Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили. Уроки постижения красоты

23.06.2020

Следует подчеркнуть, что в адаптивной школе учитель занимает новую, не привычную для него пока профессиональную позицию - одновременно и педагога и психолога, умеющего осуществлять комплексное наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального (возрастного) развития, личностного становления.

Подбирая дидактический материал, педагог обязан не только учитывать его объективную сложность, но и индивидуальные предпочтения каждого ученика. На подбор такого материала следует гибко использовать в процессе занятия, без этого он не станет личностно-ориентированным в подлинном смысле этого слова. При подготовке к занятию надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учащимися.

Проведение наблюдений за школьниками.

Продуманное чередование видов работ, типов заданий, что уменьшает утомляемость учащихся.

Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к занятию.

Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.

Организация обмена мыслями, мнениями,оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.

Продумывание педагогом возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.

Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на занятии.

Использование субъектного опыта и опора на интуицию каждого ученика. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как области приложения знаний.

В системе личностно-ориентированного обучения педагог и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разного, но необходимого опыта. Профессиональная позиция педагога состоит в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы.

Педагог должен продумать не только то, какой материал сообщать, но и предугадать, что из этого материала имеется в субъектном опыте учащихся, как результат их предшествующего обучения и собственной жизнедеятельности. При этом обсуждать детские «версии» не в жестко оценочной ситуации (правильно -неправильно), а в равноправном диалоге, обобщать эти «версии», выделять и поддерживать соответствующие теме урока, задачам и целям обучения.

В таких условиях ученики стремятся быть услышанными, активно высказываются по обсуждаемой теме, предлагают, не боясь ошибиться, свои варианты.Педагогу остается способствовать выражению учениками своих индивидуальных точек зрения. Обсуждая их на занятии, педагог формирует коллективное знание, а не просто добивается от группы воспроизведения готовых образцов, подготовленных им для усвоения.



Межличностное взаимодействие в процессе урока обеспечивается:

- использованием различных форм общения;

Учетом личностных особенностей, требований к межгрупповому взаимодействию (распределение по группам, парам и т.п.);

-предвосхищением возможных изменении в организации коллективной работы группы, коррекциях по ходу занятия.

Результативность занятия определяется обобщением полученных знаний и умений, оценкой их усвоения; анализом результатов групповой и индивидуальной работы; особым вниманием к процессу выполнения заданий, а не только к конечному результату; обсуждения в конце урока того, что «мы узнали», сколько того, что понравилось (не понравилось) и почему.

Главная цель дополнительного образования – персонифицировать стандартизированную государством и обществом образовательную деятельность, придать ей личностный смысл.

10. Педагогика сотрудничества: концептуал. основы, дидакт-й активизирующий и развивающие комплексы.

Пед-ку сотрудничества надо рассматривать как особого типа "проникающую" технологию, явл-ся воплощением нового педаг-го мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педаг-е технологии как их составная часть.

Педагогика сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:

· по уровню применения - общепедагогическая технология;

· по философской основе - гуманистическая;

· по основному фактору развития - комплексная биосоцио- и психогенная;

· по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная поэтапная интериоризация;

· по ориентации на личностные структуры - всесто ое й гармоничная;

· по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;

· по типу управления: система малых групп;

· по организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная;

· по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;

· по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;

· переход от педагогики требовании к педагогике отношений;

· гуманно-личностный подход к ребенку;

· единство обучения и воспитания.

В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:

Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр школьной образовательной системы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности.

· новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;

· гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

· отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

· новую трактовку индивидуального подхода;

· формирование положительной Я-концепции, т. Е. системы осознанных и неосознанных представлений личности о самом себе, на основе которых она строит свое поведение.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов "чему" и "как" учить детей; содерж. обучения рассматр. как средство развития личности; обучение ведется обобщенным ЗУН и способам мышления; интеграция, вариативность;

Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов.

· Концепция воспитания. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современной школе:

· превращение школы Знания в школу Воспитания;

· постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

· гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

· развитие творческих способностей ребенка;

· возрождение русских национальных и культурных традиций;

· сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

· постановка трудной цели.

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение. Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияние на общественные и государственные институты защиты детства.

Амонашвили Шалва Александрович – академик Российской Академии Образования, учёный-практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучению языку и математике. Является автором гуманно-личностной технологии, которая по своему характеру является обучающей и воспитательной.

По своей организационной форме – это традиционная классно-урочная технология с элементами дифференциации и индивидуализации. Основные методы – объяснительно-иллюстративные, игровые с элементами проблемности, творчества. Концептуальными положениями гуманно-личностной технологии являются положения личностного подхода педагогики сотрудничества, которая трактуется как идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Выделим основные целевые ориентации технологии:

· Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств.

· Облагораживание души и сердца ребёнка.

· Развитие и становление познавательных сил ребёнка.

· Обеспечение условий для расширенного и углублённого объёма знаний и умений.

· Идеал воспитания – самовоспитание.

Амонашвили Ш. А. категорически выступает против отметок. «Отметки – это костыли хромой педагогики или жезл, олицетворяющий императивную власть педагога». Вместо количественной оценки предлагает качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

Амонашвили Ш. А. говорит о воспитании гуманных чувств у детей, которое связывает с развитием способности к сопереживанию и переживанию вообще. «Да, я хочу, чтобы мои дети время от времени оказывались под сильными впечатлениями…

Средством, которое активно воздействует на чувства и разум ребёнка, является литература. На уроках чтения ведётся непринуждённый разговор о книгах, о поступках людей, об отношениях между ними, о добре и зле. Он не навязывает детям своих оценок, просто «наравне» с ними размышляет вслух, что ему нравится, что не нравится, почему. Даёт возможность детям поспорить с ним, размышлять.

Автор подчёркивает важную мысль: «Для того чтобы ребёнок перестроил своё поведение, ему нужны не только прочные знания нравственно-этических правил, сколько потребность жить и общаться с людьми, живущими по этим правилам. Автор считает, что детей нужно приучать к спору, притом аргументированному, логичному. Чем раньше ребёнок осознает своё право не соглашаться даже с педагогом ради установления истины, утверждения своей точки зрения, чем более искусно будут созданы педагогические условия для того, чтобы ребёнок мог смело пользоваться этим правом, тем плодотворнее будут в детях развиваться творческая, критическая, самостоятельная мысль.

Для формирования самооценки, развития самокритичности, самовоспитания Амонашвили Ш. А. вводит «письменную речь» - не что иное, как сочинение. Но не просто сочинение, а «сочинения, способствующие тому, чтобы ребёнок через умение письменно передавать свои переживания, впечатления, познавал свою личность».

Гуманистическая позиция педагога заключается в том, чтобы принять ребёнка таким, какой он есть, включить в содержание своего общения и отношений с ним его жизнь во всех её проявлениях и стать её соучастником.

Таким образом, выделим основные установки в гуманно-личностной технологии Амонашвили Ш. А.:

· Отношение добра, отзывчивости, сопереживания, дружбы, взаимопомощи, уважения к личности – основа совместной работы учителя и детей.

· Вера в возможности каждого ученика, поощрение детей.

· Радоваться вместе с детьми, проявлять интерес к их жизни, учитывать их мнение.

· Учить этике общения, искусству спора, добиваться от детей обдуманных решений.

· Создавать ситуации морального выбора, использовать на практике приобретённые морально-этические знания и нравственные убеждения.

· Законы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.

· Принципы: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка.

· Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.

· Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.

· Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность

«В школе на уроке ребёнок должен находиться в гуще жизни, радоваться участию в коллективной познавательной деятельности, видеть, с каким внимание прислушиваются к его соображениям, как коллектив нуждается в нём, какое уважение проявляет к его личности. Ему должны приносить радость общения с педагогом и товарищами, их успехи, в которых он увидит результат своего участия и свои перспективы». Ребёнку, как общественному существу, присуще стремление к познанию, общению, самоутверждению, самоотдаче. Задача педагога – создавать условия, способствующие всестороннему проявлению этих стремлений.



Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

  • Кратко об авторе

  • Классификационные параметры технологии Ш. А. Амонашвили

  • Целевые ориентации

  • Концептуальные положения

  • Особенности содержания

  • Особенности методики:

Основной цикл образовательных курсов начальных классов «Школы Жизни»
  • Заключение

  • Литература



Амонашвили Шалва Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог - ученый и практик . Разработал и воплотил в своей эксперт ментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеолог ей его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного принципах гуманно-личностной педагогики».


Классификационные параметры технологии Ш. А. Амонашвили:

  • По уровню применения : общепедагогическая.

  • По философской основе : гуманистическая + религиозная.

  • По основному фактору развития : социогенная + биогенная.

  • По концепции усвоения : ассоциативно-рефлекторная.

  • По ориентации на личностные структуры : эмоционально-нравственная.


По характеру содержания :

  • По характеру содержания : обучающая + воспитательная, светская с элементами религиозной культуры, гуманитарная, общеобразовательная, человек ориентированная.

  • По типу управления : система малых групп.

  • По организационным формам : традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации.

  • По подходу к ребенку : гуманно-личностная, педагогика сотрудничества.

  • По преобладающему методу : объяснительно-иллюстративная, игровая с элементами проблемности, творчества.

  • По категории обучаемых : массовая и продвинутая на основе личностного подхода к детям


Целевые ориентации:

Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.

Облагораживание души и сердца ребенка.

Развитие и становление познавательных сил ребенка.

Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.

Идеал воспитания - самовоспитание.


Концептуальные положения:

  • Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества .

  • Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию , которой он должен служить.

  • Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.

  • Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.


Особенности содержания:

  • Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки:

  • познавательное чтение;

  • письменно-речевая деятельность;

  • лингвистическое чутье;

  • математическое воображение;

  • осмысление высоких математических понятий;

  • постижение прекрасного;

  • планирование деятельности;

  • смелость и выносливость;

  • общение;

  • иноязычная речь;

  • шахматы;

  • духовная жизнь;

  • осмысление высоких духовных материй и ценностей;

  • постижение красоты всего окружающего.


Особенности методики:

  • Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых :

  • - гуманизм : искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

  • - индивидуальный подход : изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

  • - мастерство общения : закон взаимности, гласность, его величество - вопрос, атмосфера романтики;

  • - резервы семейной педагогики : родительские субботы, геронтогогика, культ родителей;

  • - учебная деятельность : квази чтение и квази письмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.


Гуманно-личностная педагогика, реализованная в «Школе Жизни» Ш.А. Амонашвили, исходя из реальных условий российской действительности не отрицает предметного обучения, классно-урочной системы, но стремится обогатить учебную деятельность «Светом духовности и знаний» , превратить урок в саму «Жизнь детей». Отсюда и соответствующие акценты:


Основной цикл образовательных курсов начальных классов «Школы Жизни»:

  • 1 . Уроки познавательного чтения .

  • 2 . Уроки письменно-речевой деятельности .

  • 3 . Уроки родного языка .

  • 4 . Уроки математических воображений .

  • 5 . Уроки духовной жизни .

  • 6 . Уроки постижения красоты .

  • 7 . Уроки планирования и деятельности .

  • 8 . Уроки смелости и выносливости .

  • 9 . Уроки о природе .

  • 10 . Уроки о мире наук .

  • 11 . Уроки общения .

  • 12 . Уроки иностранной речи .

  • 13 . Уроки игры в шахматы .

  • 14 . Уроки компьютерной грамотности .


Заключение

Очевидно, что гуманно-личностный подход к детям в общеобразовательном процессе, изложенный как система академиком РАО Ш.А. Амонашвили в трактате «Школа Жизни», есть один из возможных вариантов реализации гуманного педагогического мышления в практике школы XXI века.

Библиотека
материалов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖНТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лекция

на тему:

«Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили»

Подготовил магистрант

факультета психологии

и педагогического образования

группы МНО-16

Бекмамбетовой Зульфие

2017 г.

Слайд 2

План лекции

Введение

2. Основные идеи гуманно-личностной педагогики.

3.

4. Педагогические приемы Ш. А. Амонашвили, используемые в образовательном процессе

Выводы

Слайд 3

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.., 2000.

    Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2001.

    Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? - М., 1977.

    Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия//Советская педагогика. -№9, 1991.

    Бухвалов В.А. Методики и технологии образования. - Рига,1994.

    Вентцель К.Н.: Антология гуманной педагогики. - М., 1999. с. 195-196.

    Вернадский: Антология гуманной педагогики. - М., 2001. с. 5.

    Выготский А.С.: Антология гуманной педагогики. - М., 1996. с. 19. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. - М., 1985.

Слайд 4

Введение

«Школа должна любить ребёнка, тогда он полюбит школу»

В.А. Сухомлинский

Слайд 5

    Знаете ли Вы, что такое педагогическая технология?

    Как Вы понимаете гуманно-личностную технологию?

    Что Вы знаете о педагоге Ш.А. Амонашвили?

Основой педагогической деятельности является владение педагогическими технологиями способов и средств, направленных на изучение и активизацию учебно-воспитательной деятельности каждого ученика.

Любая учебная деятельность состоит из множества учебных процессов. От знания и понимания учителем, как школьник способен участвовать в учебном процессе и умеет практически применять полученные знания и приобретенные умения, и навыки зависит результат обучения. Учебный процесс повторяется снова и снова. На этом основано повторение и закрепление теоретических знаний и практических умений и навыков. На смену отдельным формам и методам обучения приходят системные педагогические технологии. Педагогические технологии должны быть направлены на разработку каждым педагогом индивидуальных условий, основанных на изучении учебных возможностей каждого школьника и на этой основе создания системы гуманных педагогических взаимоотношений обучающих и обучающихся, направленных на активизацию учебно-воспитательной деятельности, посредством введения адекватного педагогического и методического сопровождения, позволяющего раскрыть учебные двигатели человеческого сознания и духовные.

Педагогическая технология – это продуманная система, позволяющая раскрыть возможности достижения положительных результатов в образовательной деятельности.

В педагогике существует большое количество авторов занимающихся разработкой педагогических технологий: Амоношвили Ш.А., Беспалько В.П., Селевко Г.К., Шаталов В.Ф., Щуркова Н.Е., Якиманская И.С. и др.

Слайд 6

1. Ш.А. Амонашвили. Краткая биография

Ш.А. Амонашвили - известный советский, российский педагог и психолог, исследователь и новатор в области педагогической психологии. Он работает с детьми по системе гуманно-личностного подхода, которая создана на синтезе философии, основ бытия и педагогики сотрудничества. Его методики воспитания и обучения направлены на личностное развитие ребенка, построение уважительных доверительных отношений между детьми, учителями и родителями. Они дают мощный толчок к знаниям и духовному развитию ребенка.

Родился 8 марта 1931 года в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). Окончил Тбилисский государственный университет, факультет востоковедения. Педагогическую деятельность начал пионервожатым в 1952 году, будучи студентом второго курса. В 1958 году закончил аспирантуру при НИИ педагогики им. Я. С. Гогебашвили и защитил кандидатскую диссертацию по педагогике в 1960 году.

Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета, работал в школе, учился в аспирантуре, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. В 60-70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового педагогического направления, которое обрело известность под названием "Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе". В настоящее время живет в Москве (Россия). Его система "Школа Жизни" (гуманно-личностный подход) рекомендована Министерством Образования РФ для применения на практике. По созданной им философской системе – "Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе "Школа Жизни" работают и учатся учителя в разных странах ближнего и дальнего зарубежья.

Сам Шалва Александрович утверждает, что всем принципам гуманно-личностного подхода к ребенку он научился у классиков мировой педагогики – К. Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Януша Корчака, А.С. Макаренко и у многих других. Что, собрав разноцветные кирпичики их опыта, он только объединил их в единое целое. Отдадим дань скромности Шалве Александровичу, но отметим, однако, что для того, чтобы в разрозненной в веках педагогической мозаике увидеть целостную картину, нужно быть не только высокообразованным специалистом, но и обладать уникальным качеством синтеза. Именно благодаря тому, что Ш.А. Амонашвили, как истинный мудрец, обладает редчайшим даром синтетического мышления, ему удалось создать прочный монолитный фундамент, на котором выстроена новая философия педагогики, получившая название гуманной.

Шалва Александрович призывает педагогов постоянно обогащать свое педагогическое мастерство, черпая из чистейшего и богатейшего родника педагогической мудрости. Он утверждает, что "классики – не из прошлого, они пришли к нам из будущего". Это их, гигантов педагогических мыслей, неоднократно цитирует Ш.А. Амонашвили и называет своими учителями. О Шалве Александровиче можно сказать, перефразировав известный афоризм Исаака Ньютона: "Он видит дальше других, потому что стоит на плечах гигантов".

Слайд 7

Несмотря на почтенный возраст, Шалва Александрович ведет активную творческую жизнь: проводит семинары и мастер-классы с учителями России и стран СНГ, Балтии, Украины. Работает со студентами и аспирантами. Он является научным руководителем целого ряда лабораторий и центров в разных странах мира, а также экспериментальных школ Москвы и Санкт-Петербурга; руководит Международным Центром Гуманной Педагогики и Всеукраинским Центром Гуманной Педагогики в Украине. Он является инициатором проведения ежегодных Международных Педагогических Чтений в Москве.

В настоящее время Ш.А. Амонашвили – доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, Лауреат Государственной премии Российской Федерации, иностранный член Украинской академии педагогических наук. Кроме того, он – почетный доктор Софийского университета им. Св. Климента Охридского (Болгария); заслуженный профессор Московского Городского педагогического Университета; почетный профессор ряда университетов разных стран.

Слайд 8

Его перу принадлежат десятки педагогических, психологических и художественных произведений, многие из которых переведены на разные языки. Ш.А. Амонашвили возглавляет одноименный Издательский Дом и совместно с академиком Д.Д. Зуевым издает стотомную "Антологию гуманной педагогики". Несмотря на колоссальную эмоциональную и физическую нагрузку, он предельно внимателен и доброжелателен к людям, никто не видел его раздраженным или грубым. Он олицетворяет собой то творящее терпение, которое является одним из краеугольных камней его педагогической философии.

Труды Ш.А.Амонашвили

    Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. - М., 1980

    Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя/ Предисл. А. В. Петровского. - М., 1983.

    Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? - М., 1986

    Амонашвили Ш. А. Единство цели. - М., 1987

    Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М., 1984

    Амонашвили Ш. А. В школу - с шести лет. - М., 1986

    Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике.- М., 1996

    Амонашвили Ш. А. Школа Жизни.- М.,1996.

    Амонашвили Ш. А. Вера и любовь.- М., 2009.

    Амонашвили Ш. А. Истина Школы.- М.,2006.

    Амонашвили Ш. А. Спешите, дети, будем учиться летать!.- М..2005.

    Амонашвили Ш. А. Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света. - Донецк, 2009.

    Амонашвили Ш. А. Как любить детей (опыт самоанализа). - Донецк, 2010.

    Амонашвили Ш. А. Амона-Ра: Легенда о Камне. - Артемовск, 2010.

Слайд 9

2.

Что такое гуманная педагогика?

«Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность , осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность . Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах».

Амонашвили Ш. А.

Слайд 10

Основные идеи гуманно-личностной педагогики

Основные идеи гуманно-личностной педагогики

1. Воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала, способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.

2. Идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа.

3. Образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе.

Слайд 11

Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах:

1. Гуманное педагогическое мышление не есть открытие современной теории и практики. Оно основано на классическом наследии и находит истоки в ведущих религиозных, философских и педагогических учениях.

2. Педагогика по сути своей есть общечеловеческая форма и культура мышления, тенденции которого заложены в природных функциях человека. Она развивается не только научными достижениями, открытыми наукой закономерностями, сколько уровнем и качеством общечеловеческой культуры, истоками духовности и мотивацией деятельности. В этом благо педагогического мышления, как постоянного источника творчества и созидания. В этом же отличие его от науки в строгом смысле этого слова.

3. Гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала, способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.

4. Гуманно-личностная педагогика принимает идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа.

5. Гуманно-личностный образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе.

6. Суть гуманно-личностного образовательного (педагогического) процесса, гуманно-личностного подхода к ребенку заключается в том, что учитель, являясь творцом этого процесса, основывает его на движении стихийных страстей в ребенке; направляет его на полное развитие сил и способностей, появляющихся в многогранной деятельности ребенка; нацеливает его на выявление и утверждение личности ребенка; насыщает его высшими образами прекрасного в человеческих взаимоотношениях, в научном познании, в жизни (образование).

Гуманно-личностная педагогика, реализованная в «Школе Жизни» Ш.А.Амоношвили, исходя из реальных условий российской действительности не отрицает предметного обучения, классно-урочной системы, но стремится обогатить учебную деятельность «Светом духовности и знаний», превратить урок в саму «Жизнь детей». Отсюда и соответствующие акценты.

Слайд 12

Вот как выглядит основной цикл образовательных курсов начальных классов «Школы Жизни»:

    Уроки познавательного чтения.

    Уроки письменно-речевой деятельности.

    Уроки родного языка.

    Уроки математических воображений.

    Уроки духовной жизни.

    Уроки постижения красоты.

    Уроки планирования и деятельности.

    Уроки смелости и выносливости.

    Уроки о природе.

    Уроки о мире наук.

    Уроки общения.

    Уроки иностранной речи.

    Уроки игры в шахматы.

    Уроки компьютерной грамотности.

Очевидно, что работать в режиме подобного учебного плана может не только верящий в идеи гуманной педагогики, но и целенаправленно подготовленный учитель.

7. Гуманное педагогическое мышление требует адекватных понятий, оно непосредственно связано с убеждениями личности, занимающейся его теоретическим обогащением или практическим осуществлением. Вот почему переориентация учителей от традиционно-авторитарных подходов на гуманное педагогическое мышление есть важнейшая проблема дела развития образования в современных условиях.

8. Гуманно-личностный подход к воспитанию в современной российской школе опирается на глубинную мудрость российского менталитета от Сергия Радонежского до В.И. Вернадского; он питается жизненным источником мировой педагогической мысли от Конфуция и Сократа до Дж. Дьюи и М. де Монтеня, он несет в себе чистоту идей современных мыслителей от Л.С. Выготского и Д.Н. Узнадзе до Я. Корчака и В.А. Сухомлинского.

Овладение основами гуманного педагогического мышления - непреложная часть формирования учителя третьего тысячелетия.

Слайд 13

3. Шавла Александрович Амонашвили – автор гуманно-личностной технологии

Амонашвили Шалва Александрович – академик Российской Академии Образования, учёный-практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучению языку и математике. Является автором гуманно-личностной технологии, которая по своему характеру является обучающей и воспитательной.

Слайд 14

По своей организационной форме – это традиционная классно-урочная технология с элементами дифференциации и индивидуализации. Основные методы – объяснительно-иллюстративные, игровые с элементами проблемности, творчества. Концептуальными положениями гуманно-личностной технологии являются положения личностного подхода педагогики сотрудничества, которая трактуется как идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Слайд 15

Выделим основные целевые ориентации технологии:

    Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств.

    Облагораживание души и сердца ребёнка.

    Развитие и становление познавательных сил ребёнка.

    Обеспечение условий для расширенного и углублённого объёма знаний и умений.

    Идеал воспитания – самовоспитание.

Для анализа приёмов, используемых автором, обратимся к его основным изданиям «Здравствуйте, дети!», «Как живёте, дети?», «Единство цели».

Слайд 16

Амонашвили Ш. А. категорически выступает против отметок. «Отметки – это костыли хромой педагогики или жезл, олицетворяющий императивную власть педагога». Вместо количественной оценки предлагает качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

Слайд 17

«Детям не нужны отметки, они и без них будут учиться, если учение мы превратим в процесс развития познавательных стремлений» - говорит педагог и создаёт для этого все условия.

Слайд 18

Амонашвили Ш. А. говорит о воспитании гуманных чувств у детей , которое связывает с развитием способности к сопереживанию и переживанию вообще. «Да, я хочу, чтобы мои дети время от времени оказывались под сильными впечатлениями… Духовный мир ребёнка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дворцы своих эмоций, через чувства переживания, радости, гордости…»

Средством, которое активно воздействует на чувства и разум ребёнка, является литература. На уроках чтения ведётся непринуждённый разговор о книгах, о поступках людей, об отношениях между ними, о добре и зле. Он не навязывает детям своих оценок, просто «наравне» с ними размышляет вслух, что ему нравится, что не нравится, почему. Даёт возможность детям поспорить с ним, размышлять. Разговор ведётся в соответствии с нормами общения, используются выражения: «По моему мнению… Мне представляется… Извините, но я думаю иначе… Простите, что перебиваю…» Дети играют в «героя»: в Тома Сойера, в Пеппи, в Маленького принца. Каждый играет героя таким, каким представляет, а все дети ухаживают за ним как за настоящим героем, всё без шуток – таков уговор.

Слайд 19

Урок в данной технологии – это ведущая форма жизни детей, а не только процесса обучения: урок-солнце, урок-радость, урок-дружба, урок-творчество, урок-труд, урок-игра, урок-встреча, урок-жизнь.

На уроке математики педагог вводит «3 минуты поэзии», на письме – «3 минуты музыки», когда «можно опустить голову на парту, углубиться в себя и подумать, как написать интересное сочинение». Жизнь детей в школе и вне её, и это очень важно, должна быть яркой, красочной, насыщенной игрой, романтикой, юмором, чтобы их окружали произведения искусства, музыка… Детский смех, аплодисменты на уроках, даже слёзы, когда дети сопереживают герою, на уроках не воспрещаются. Но сами дети придумали плакаты и повесили их в классе: «Твой смех не должен оскорбить чужое достоинство!», «Нужно плакать от сострадания и сочувствия, а не от того, что у тебя болит зуб!»

Слайд 20

Важнейшие умения и способности и соответствующие им уроки

    Шахматы

    Познавательное чтение

    Постижение прекрасного

    Духовная жизнь

    Письменно-речевая деятельность

Уроки о природе

    Планирование деятельности

    Осмысление высоких духовных материй и ценностей

    Лингвистическое чутье

    Смелость и выносливость

Дух, Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь, Смерть и др.

Уроки родного языка

    Общение

    Математическое воображение

    Постижение красоты всего окружающего

    Иноязычная речь

Музыка, изобразительное искусство, балет, театр и др.

    Осмысление высоких математических понятий

Бесконечность, вечность, мироздание, многообразие и др.

Слайд 21

Автор подчёркивает важную мысль: «Для того чтобы ребёнок перестроил своё поведение, ему нужны не только прочные знания нравственно-этических правил, сколько потребность жить и общаться с людьми, живущими по этим правилам». Если мы хотим, чтобы наши дети были добрыми и отзывчивыми, - должны быть гуманны сами; справедливыми – не должны допускать любой несправедливости в адрес ребёнка, должны добиваться того, чтобы отношения ребят между собой, с учителями были тёплыми, уважительными.

Амонашвили Ш. А. уверен в том, что каждый ребёнок достоин уважения. И автор выражает радость в связи с успехами детей. «Спасибо тебе, что думал! Ты меня очень порадовал! Дай, я пожму твою руку!» - эти слова можно слышать на уроке. «Я говорю ребёнку «Спасибо!», если он проявляет интерес к знаниям, проблески самостоятельности и вдумчивости, храбрости и упорства; надо поощрять любое старание ребёнка, его попытки подняться ещё на одну ступеньку своего развития, становления. Я не нахожу лучшего педагогического способа, чем выражать свою радость и благодарность, своё дружеское отношение к нему». Дети должны чувствовать гордость за педагога, за свой класс, за каждого ученика. Но, выражая радость в отношении отдельного ученика, учитель должен найти такую форму выражения своих чувств, чтобы достижения отдельных учеников были восприняты как радостное событие для всех.

Общение между людьми, считает автор, это не только средство достижения целей, но и самостоятельная ценность человеческой жизни. Поэтому очень важно на уроке создавать процесс не только передачи знаний, но и процесс общение между учителем и детьми. «Не нужны мне уроки передачи знаний, и вообще, не терплю это бездушное понятие. По-моему, оно заранее настраивает педагога на то, чтобы занять в классной комнате видное и возвышенное место. Нужен не процесс передачи и получения знаний, а процесс совместной духовной жизни ученика и наставника» - говорит Амонашвили.

Автор считает, что детей нужно приучать к спору, притом аргументированному, логичному. Чем раньше ребёнок осознает своё право не соглашаться даже с педагогом ради установления истины, утверждения своей точки зрения, чем более искусно будут созданы педагогические условия для того, чтобы ребёнок мог смело пользоваться этим правом, тем плодотворнее будут в детях развиваться творческая, критическая, самостоятельная мысль. Хороший спор становится важным путём самоутверждения ребёнка. Хорошим же его можно считать тогда, когда интеллектуальное противостояние развивается с переменным успехом.

Амонашвили Ш. А. создаёт ситуации, в которых детям необходимо доказывать свою правоту: «Кто же прав? А вы как думаете?» Целью является и отучение детей произносить хором «Да!» без предварительного осмысления того, что требует согласия, тем самым он развивает самостоятельность детей, умение критически оценивать ситуацию, прислушиваться к мнению товарищей.

Слайд 22

Для формирования самооценки, развития самокритичности, самовоспитания Амонашвили Ш. А. вводит «письменную речь» - не что иное, как сочинение. Но не просто сочинение, а «сочинения, способствующие тому, чтобы ребёнок через умение письменно передавать свои переживания, впечатления, познавал свою личность». Отсюда и темы сочинений: «Что меня радует, что огорчает», «Мой представление о счастье», «Каков я и каким могу стать», «Когда я тану большим», «Вежлив ли я». Чтобы стимулировать интерес к письменной речи, дети составляют тома собственных сочинений, выпускают газеты, книги. Во 2 классе у каждого ученика появляется тетрадь «Я среди людей». На специальных уроках дети анализируют свои поступки, размышляют по поводу разных жизненных проблем и обо всём пишут в тетради. Тетради эти никому не показывают, в них хранятся тайные откровения. Принцип, которому придерживается Амонашвили Ш. А.: «Личность рождается в борьбе с самою собою в процессе самопознания и самоопределения; воспитание и обучение должны быть направлены на то, чтобы направить ребёнка на этот путь своего становления и помочь ему одержать победу в этой нелёгкой борьбе».

Слайд 23

Гуманистическая позиция педагога заключается в том, чтобы принять ребёнка таким, какой он есть, включить в содержание своего общения и отношений с ним его жизнь во всех её проявлениях и стать её соучастником. Амонашвили Ш. А проявляет интерес к жизни детей, даже организовывал «приём по личным вопросам». Действуя с такой позиции, педагог имеет возможность узнать детей, увидеть мир их глазами, разобраться в их стремлениях и направить жизнь и учение каждого ребёнка на познание мира и утверждение добра.

Слайд 24

Таким образом, выделим основные установки в гуманно-личностной технологии Амонашвили Ш. А.:

Отношение добра, отзывчивости, сопереживания, дружбы, взаимопомощи, уважения к личности – основа совместной работы учителя и детей.

    Вера в возможности каждого ученика, поощрение детей.

    Радоваться вместе с детьми, проявлять интерес к их жизни, учитывать их мнение.

    Учить этике общения, искусству спора, добиваться от детей обдуманных решений.

    Создавать ситуации морального выбора, использовать на практике приобретённые морально-этические знания и нравственные убеждения.

    Законы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.

    Принципы: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка.

    Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.

    Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.

    Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность

Слайд 25

«В школе на уроке ребёнок должен находиться в гуще жизни, радоваться участию в коллективной познавательной деятельности, видеть, с каким внимание прислушиваются к его соображениям, как коллектив нуждается в нём, какое уважение проявляет к его личности. Ему должны приносить радость общения с педагогом и товарищами, их успехи, в которых он увидит результат своего участия и свои перспективы».

Слайд 26

Основные принципы технологии

Любить ребёнка

Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке.

Очеловечивать среду, в которой живет ребёнок

Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность. Учитель должен внести ясность во все эти сферы, преобразовать их в интересах воспитания ребенка.

Прожит в ребенке своё детство

Глубокое изучение жизни ребенка, движений его души возможно только тогда, когда учитель познает ребенка в самом себе.

Ребёнку, как общественному существу, присуще стремление к познанию, общению, самоутверждению, самоотдаче. Задача педагога – создавать условия, способствующие всестороннему проявлению этих стремлений.

Слайд 27

Основные установки учителя гуманного педагогического процесса

Опоры в ребёнке

Руководящие принципы учителя

    Стремление к развитию;

    стремление к взрослению;

    стремление к свободе

    Принцип очеловечивания среды вокруг ребенка;

    принцип уважения личности ребенка;

    принцип терпения в становлении ребенка

Личностные качества учителя

Заповеди учителя

Доброта, откровенность и искренность, преданность

    Верить в безграничность ребенка;

    верить в свои педагогические способности;

    верить в силу гуманного подхода к ребенку

Законы учителя

Любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.

Основные правила учителя

1. Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям; при необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему «сорадость», сочувствие.

2. Общайтесь с ребенком как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.

3. Делайте день рождения каждого ребенка праздником в классе , высказывайте ему пожелания, давайте ему почувствовать, как его любят, уважают учитель и товарищи, каких успехов они от него ждут.

4. Устанавливайте с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения , вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему.

5. Любите смеяться вместе с детьми , веселитесь, играйте, шалите вместе с ними .

6. Говорите с детьми спокойным, располагающим к себе голосом.

7. Свою раздражительность поведением ребенка выражайте ноткой намека на то, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нем более высокое представление.

8. Выражайте живой интерес к увлечениям (хобби) отдельных детей , участвуйте в них.

Слайд 28

4. Педагогические приемы Ш. А. Амонашвили, используемые в образовательном процессе

Слайд 29

Методы и приёмы стимулирования инициатив детей

1.Приёмы поддержки и помощи детям (жестикулирование, хоровые ответы, разрешение подсказки, одобрительные прикосновения к детям).

2.Приём «Секреты», раскрытия которых нужно ещё подождать.

3.Индивидуальная предварительная работа с детьми заведомо неуспешными.

4.Каждый урок начинать с «таинства общения», с «медитации» учителя и учеников, восхвалять солнце, день, природу.

5.Приём «Нашептывание ответов на ухо».

6. Приём «Опустите головы!». Цель: развить у учеников мышление без опоры на наглядность.

8. «Слова - подарки», слова, которые призывают к чему-то хорошему, доброму, нравственному, человечному, духовному, умному, мудрому.

7.Прием преднамеренной ошибки, когда учитель даёт ученикам возможность сделать ему замечание, помочь учителю, посочувствовать и пожалеть.

Слайд 30

Методы и приёмы стимулирования самостоятельного (творческого) проявления инициативы

1.«Уроки - инсценировки». Самые хорошие «постановки» рекомендуются «зрителями» для показа на «гастролях», то есть в других классах.

2.«Соавторство учебника», когда дети могут вносит поправки своей рукой в учебнике или вкладывать свои правила, задания, стихи, рассказы для учащихся следующих классов.

3.Самостоятельное творческое составление заданий (придумайте сложные задания сами).

4.Микропреподавание (учитель даёт возможность детям самостоятельно провести часть урока - «Кому сегодня быть учителем»).

5. Перенос содержания урока во все внеурочные формы работы с детьми, в том числе и на домашнее обсуждение с родителями.

7. Методы опережающего обучения.

Слайд 31

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию личностно – ориентированной развивающейся модели массовой начальной школы и призван обеспечить среди прочих основных целей выполнение такой цели как ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. Этой цели как нельзя лучше соответствует философская система Ш.А. Амонашвили «Гуманно – личностный подход к детям в образовательном процессе «Школа жизни».

Слайд 32

Выводы

В современной общеобразовательной школе России педагогический процесс осуществляется преимущественно на основе авторитарно-императивной педагогики. Ее антиподом является гуманно-личностная педагогика, получившая мировое признание в конце XIX - XX веке. В России (СССР) у истоков этой педагогики стояли такие выдающиеся деятели, как С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др. Огромный вклад в гуманно-личностную педагогику внес крупный отечественный ученый-психолог и педагог Шалва Александрович Амонашви-ли, чье творчество достигло расцвета в 70-90-е годы XX века и успешно продолжается в наши дни, в начале XXI столетия.

В трудах Ш.А.Амонашвили глубоко обоснована с точки зрения философии, психологии и педагогики целостная концепция нового типа образования и изложены пути его реализации, раскрыты основы искусства гуманистического воспитания. Свою педагогическую концепцию ученый назвал ступенькой гуманной педагогики, ведущей учителя вверх. Его концепция вбирает в себя научные и духовные знания, учительский передовой опыт, обобщенный и систематизированный личный профессионально-педагогический опыт, результаты тридцатилетней научно-исследовательской деятельности. Педагогическая концепция Ш.А.Амонашвили как плод нового, гуманного педагогического мышления включает в себя истины и идеи, открывающие возможности непрерывного обновления педагогического процесса, совершенствования творчества, профессионализма учителя. Ведущим постулатом его концепции является вера в возможности ребенка, раскрытие самобытной природы последнего, уважение и утверждение личности, направление ее на путь служения добру, истине, красоте, справедливости. Данная концепция включает и идею единства материального и духовного, рационального и иррационального, научного и религиозного, земного и космического, вечности духа и устремляет человека к такой земной жизни, которая немыслима без развития и совершенствования духа. Положения этой концепции направлены на облагораживание души и сердца ребенка, а знания рассматриваются как необходимое условие созидания, творения блага. Концепция нацелена на воспитание детей самой жизнью. Суть гуманно-личностной педагогики Ш.А.Амонашвили видит не только в новых целях и задачах образовательного процесса, но и в средствах, с помощью которых они должны быть достигнуты. Основными средствами педагогического процесса в концепции Ш.А.Амонашвили выступают разносторонняя деятельность детей и общение, которые несут им повседневную радость, предоставляют свободный выбор, возможность сотрудничества, творчества (См.: Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000, с.96-97).

Творческая, качественная реализация целей и задач, средств и методов образования, обучения и воспитания, раскрытых в концепции Ш.А.Амонашвили, способствует достижению высокого уровня духовного, нравственного, интеллектуального развития личности каждого ребенка. Это доказано многолетней практикой отечественной школы. Автор концепции свои теоретико-методологические положения, постулаты, принципы и закономерности гуманно-личностной педагогики обобщил и применил к начальному образованию. Однако его концепция в основе своей может быть претворена в жизнь во всех классах средней общеобразовательной школы.

Ш.А.Амонашвили показал, что в гуманно-личностной педагогике цель, задачи, содержание, средства и методы формирования личности реализуются успешно, если учитель воплощает в себе такие высшие общечеловеческие качества, как любовь к детям, уважение личности ребенка, справедливость, доброта, терпение, скромность, мужество, оптимизм, интеллигентность, стремление к творчеству, духовность, мудрость, преданность учительскому делу, понимание своего учительского величия. Творческий поиск учителя должен основываться на воспитании школьников с их же позиции. Как "человек из будущего", учитель глубоко верит в познавательные способности детей, делает их жизнь здоровой и радостной, стремится к тому, чтобы школьники были соучастниками своего воспитания и обучения.

Список использованной литературы

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьника. -М., 1984.

2. Амонашвили Ш.А. Единство цели. - М., 1988.

3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 1988.

4. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? - М., 1988.

5. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.

6. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. - М.: Знание, 1980.

7. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996

8. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. - М., 1982.

9. Амонашвили Ш.А. Школа жизни // Учительская газета. -1996. - №15 - 23.

10.Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. - М., 1987.

11.Уроки Шалвы Амонашвили // Советский Союз. -1987. - №7.

Амонашвили Шалва Александрович – академик Российской Академии Образования, учёный-практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучению языку и математике. Является автором гуманно-личностной технологии, которая по своему характеру является обучающей и воспитательной. Целью данной работы является краткое рассмотрение основных принципов и методических приёмов данной технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литература

  1. Здравствуйте дети! Амонашвили Ш. А.: ,М.,1983;
  2. В школу- с шести лет. Амонашвили Ш. А.:,М.,1986;
  3. Как живете дети? Амонашвили Ш. А.: ,М.,1986;
  4. Единство цели Амонашвили Ш. А.: ,М.,1987;

Предварительный просмотр:

Амонашвили Шалва Александрович – академик Российской Академии Образования, учёный-практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучению языку и математике. Является автором гуманно-личностной технологии, которая по своему характеру является обучающей и воспитательной. Целью данной работы является краткое рассмотрение основных принципов и методических приёмов данной технологии.

По своей организационной форме – это традиционная классно-урочная технология с элементами дифференциации и индивидуализации. Основные методы – объяснительно-иллюстративные, игровые с элементами проблемности, творчества. Концептуальными положениями гуманно-личностной технологии являются положения личностного подхода педагогики сотрудничества, которая трактуется как идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Выделим основные целевые ориентации технологии:

  1. Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств.
  2. Облагораживание души и сердца ребёнка.
  3. Развитие и становление познавательных сил ребёнка.
  4. Обеспечение условий для расширенного и углублённого объёма знаний и умений.
  5. Идеал воспитания – самовоспитание.

Для анализа приёмов, используемых автором, обратимся к его основным изданиям «Здравствуйте, дети!», «Как живёте, дети?», «Единство цели».

Амонашвили Ш. А. категорически выступает против отметок. «Отметки – это костыли хромой педагогики или жезл, олицетворяющий императивную власть педагога». Вместо количественной оценки предлагает качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка. «Детям не нужны отметки, они и без них будут учиться, если учение мы превратим в процесс развития познавательных стремлений» - говорит педагог и создаёт для этого все условия.

Амонашвили Ш. А. говорит о воспитании гуманных чувств у детей , которое связывает с развитием способности к сопереживанию и переживанию вообще. «Да, я хочу, чтобы мои дети время от времени оказывались под сильными впечатлениями… Духовный мир ребёнка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дворцы своих эмоций, через чувства переживания, радости, гордости…»

Средством, которое активно воздействует на чувства и разум ребёнка, является литература. На уроках чтения ведётся непринуждённый разговор о книгах, о поступках людей, об отношениях между ними, о добре и зле. Он не навязывает детям своих оценок, просто «наравне» с ними размышляет вслух, что ему нравится, что не нравится, почему. Даёт возможность детям поспорить с ним, размышлять. Разговор ведётся в соответствии с нормами общения, используются выражения: «По моему мнению… Мне представляется… Извините, но я думаю иначе… Простите, что перебиваю…» Дети играют в «героя»: в Тома Сойера, в Пеппи, в Маленького принца. Каждый играет героя таким, каким представляет, а все дети ухаживают за ним как за настоящим героем, всё без шуток – таков уговор.

Урок в данной технологии – это ведущая форма жизни детей, а не только процесса обучения: урок-солнце, урок-радость, урок-дружба, урок-творчество, урок-труд, урок-игра, урок-встреча, урок-жизнь.

На уроке математики педагог вводит «3 минуты поэзии», на письме – «3 минуты музыки», когда «можно опустить голову на парту, углубиться в себя и подумать, как написать интересное сочинение». Жизнь детей в школе и вне её, и это очень важно, должна быть яркой, красочной, насыщенной игрой, романтикой, юмором, чтобы их окружали произведения искусства, музыка… Детский смех, аплодисменты на уроках, даже слёзы, когда дети сопереживают герою, на уроках не воспрещаются. Но сами дети придумали плакаты и повесили их в классе: «Твой смех не должен оскорбить чужое достоинство!», «Нужно плакать от сострадания и сочувствия, а не от того, что у тебя болит зуб!»

Автор подчёркивает важную мысль: «Для того чтобы ребёнок перестроил своё поведение, ему нужны не только прочные знания нравственно-этических правил, сколько потребность жить и общаться с людьми, живущими по этим правилам». Если мы хотим, чтобы наши дети были добрыми и отзывчивыми, - должны быть гуманны сами; справедливыми – не должны допускать любой несправедливости в адрес ребёнка, должны добиваться того, чтобы отношения ребят между собой, с учителями были тёплыми, уважительными.

Амонашвили Ш. А. уверен в том, что каждый ребёнок достоин уважения. И автор выражает радость в связи с успехами детей. «Спасибо тебе, что думал! Ты меня очень порадовал! Дай, я пожму твою руку!» - эти слова можно слышать на уроке. «Я говорю ребёнку «Спасибо!», если он проявляет интерес к знаниям, проблески самостоятельности и вдумчивости, храбрости и упорства; надо поощрять любое старание ребёнка, его попытки подняться ещё на одну ступеньку своего развития, становления. Я не нахожу лучшего педагогического способа, чем выражать свою радость и благодарность, своё дружеское отношение к нему». Дети должны чувствовать гордость за педагога, за свой класс, за каждого ученика. Но, выражая радость в отношении отдельного ученика, учитель должен найти такую форму выражения своих чувств, чтобы достижения отдельных учеников были восприняты как радостное событие для всех.

Общение между людьми, считает автор, это не только средство достижения целей, но и самостоятельная ценность человеческой жизни. Поэтому очень важно на уроке создавать процесс не только передачи знаний, но и процесс общение между учителем и детьми. «Не нужны мне уроки передачи знаний, и вообще, не терплю это бездушное понятие. По-моему, оно заранее настраивает педагога на то, чтобы занять в классной комнате видное и возвышенное место. Нужен не процесс передачи и получения знаний, а процесс совместной духовной жизни ученика и наставника» - говорит Амонашвили.

Автор считает, что детей нужно приучать к спору, притом аргументированному, логичному. Чем раньше ребёнок осознает своё право не соглашаться даже с педагогом ради установления истины, утверждения своей точки зрения, чем более искусно будут созданы педагогические условия для того, чтобы ребёнок мог смело пользоваться этим правом, тем плодотворнее будут в детях развиваться творческая, критическая, самостоятельная мысль. Хороший спор становится важным путём самоутверждения ребёнка. Хорошим же его можно считать тогда, когда интеллектуальное противостояние развивается с переменным успехом.

Амонашвили Ш. А. создаёт ситуации, в которых детям необходимо доказывать свою правоту: «Кто же прав? А вы как думаете?» Целью является и отучение детей произносить хором «Да!» без предварительного осмысления того, что требует согласия, тем самым он развивает самостоятельность детей, умение критически оценивать ситуацию, прислушиваться к мнению товарищей.

Для формирования самооценки, развития самокритичности, самовоспитания Амонашвили Ш. А. вводит «письменную речь» - не что иное, как сочинение. Но не просто сочинение, а «сочинения, способствующие тому, чтобы ребёнок через умение письменно передавать свои переживания, впечатления, познавал свою личность». Отсюда и темы сочинений: «Что меня радует, что огорчает», «Мой представление о счастье», «Каков я и каким могу стать», «Когда я тану большим», «Вежлив ли я». Чтобы стимулировать интерес к письменной речи, дети составляют тома собственных сочинений, выпускают газеты, книги. Во 2 классе у каждого ученика появляется тетрадь «Я среди людей». На специальных уроках дети анализируют свои поступки, размышляют по поводу разных жизненных проблем и обо всём пишут в тетради. Тетради эти никому не показывают, в них хранятся тайные откровения. Принцип, которому придерживается Амонашвили Ш. А.: «Личность рождается в борьбе с самою собою в процессе самопознания и самоопределения; воспитание и обучение должны быть направлены на то, чтобы направить ребёнка на этот путь своего становления и помочь ему одержать победу в этой нелёгкой борьбе».

Гуманистическая позиция педагога заключается в том, чтобы принять ребёнка таким, какой он есть, включить в содержание своего общения и отношений с ним его жизнь во всех её проявлениях и стать её соучастником. Амонашвили Ш. А проявляет интерес к жизни детей, даже организовывал «приём по личным вопросам». Действуя с такой позиции, педагог имеет возможность узнать детей, увидеть мир их глазами, разобраться в их стремлениях и направить жизнь и учение каждого ребёнка на познание мира и утверждение добра.

Таким образом, выделим основные установки в гуманно-личностной технологии Амонашвили Ш. А.:

  1. Отношение добра, отзывчивости, сопереживания, дружбы, взаимопомощи, уважения к личности – основа совместной работы учителя и детей.
  2. Вера в возможности каждого ученика, поощрение детей.
  3. Радоваться вместе с детьми, проявлять интерес к их жизни, учитывать их мнение.
  4. Учить этике общения, искусству спора, добиваться от детей обдуманных решений.
  5. Создавать ситуации морального выбора, использовать на практике приобретённые морально-этические знания и нравственные убеждения.
  6. Законы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.
  7. Принципы: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка.
  8. Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.
  9. Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.
  10. Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность

«В школе на уроке ребёнок должен находиться в гуще жизни, радоваться участию в коллективной познавательной деятельности, видеть, с каким внимание прислушиваются к его соображениям, как коллектив нуждается в нём, какое уважение проявляет к его личности. Ему должны приносить радость общения с педагогом и товарищами, их успехи, в которых он увидит результат своего участия и свои перспективы». Ребёнку, как общественному существу, присуще стремление к познанию, общению, самоутверждению, самоотдаче. Задача педагога – создавать условия, способствующие всестороннему проявлению этих стремлений.

Литература

  1. Здравствуйте дети! Амонашвили Ш. А.:М.,1983;
  2. В школу- с шести лет. Амонашвили Ш. А.:М.,1986;
  3. Как живете дети? Амонашвили Ш. А.: М.,1986;
  4. Единство цели. Амонашвили Ш. А.: М.,1987;

Аксёнова Надежда Юрьевна, учитель французского языка, первая квалификационная категория.

Выступление на РМО на тему: « Использование приёмов гуманно-личностной технологии при осуществлении контроля на уроках французского языка».

1.Вступление.

21-ый век породил взрыв новой информации. Расширение пространства знаний, объём информации сделали очевидным тот факт, что всё знать и уметь невозможно. Если раньше ученик шёл в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть самоцелью. Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю- не знаю, умею – не умею, владею –не владею, а по схеме ищу – и нахожу, думаю- и узнаю, тренируюсь – и делаю. Общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности. На первый план выходит именно личность ученика, его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, анализу и использованию информации, умение принимать решения.

Иными становятся и задачи учителя – не поучить,а побудить, не оценить,а проанализировать. Учитель перестаёт быть только источником информации, а становится организатором получения информации.

В современной педагогической науке существует множество технологий. Задача каждого педагога использовать те, которые будут давать оптимально положительный эффект в каждом конкретном случае(классе, группе…)

Принципиально важным моментом для понимания сущности любой педагогической технологии является определение позиции ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны педагогов. Любые педагогические инновации, в том числе и технологии развивающего обучения, должны базироваться на принципе: «Главное - не навредить!»

Выделяется несколько типов технологий.

Авторитарные технологии , в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь "объект", "винтик". Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

К сожалению, используемые в нашем образовании технологии в целом ближе к «знания- суммирующим» ,чем к «интеллектразвивающим».И перенос центра тяжести с первых технологий на вторые - насущная задача образования в условиях ФГОС нового поколения.

Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.

Личностно-ориентированные технологии характеризуются:

гуманистической сущностью;

психотерапевтической направленностью;

ставят цель разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

1)- гуманно-личностные технологии;

2)- технологии сотрудничества;

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества.

3) - технологии свободного воспитания;

Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

2.Гуманно-личностная технология.

Остановимся на гуманно-личностной технологии. Академик РАО Амонашвили Ш.А разработал и воплотил такую технологию в своей педагогической деятельности.

Её целевые ориентации определяются следующим:

Способствование становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств;

Облагораживание души ребёнка;

Развитие познавательных сил ребёнка;

Обеспечение условий для получения расширенного и углубленного объёма знаний;

Самовоспитание.

Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение. И вписываются в рамки нового подхода к обучению по новому Федеральному Стандарту.

Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля - к развитию, от управления - к самоуправлению. Основная установка педагога не на познание "предмета", а на общение, взаимопонимание с учениками, на их "освобождение" для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку необходимы педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования.

Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты.

Целостная психика ребёнка включает 3 страсти : страсть к развитию, к взрослению, к свободе.

Этому способствуют такие важнейшие умения как: познавательное чтение, лингвистическое чутьё, математическое воображение, планирование деятельности, общение, принятие решений, коммуникация,осмысление себя гражданином, знакомство с многообразием мира, постижение красоты всего окружающего. Как мы видим, многое из перечисленного формируется в ребёнке и на уроках иностранного языка с помощью различных методик, приёмов, находок, которые каждый учитель имеет в своей педагогической копилке.

Что хочет от своих учеников учитель? – Конечно послушания, выполнения заданий, активности на занятиях. А чего хотят от нас наши ученики? Чтобы это выяснить, можно им предложить что-то вроде анкеты с 25-ю позициями, касающимися урока и взаимоотношений ученика с педагогом. Пример такой анкеты перед вами (см: приложение 1).

Наиболее часто учащиеся 5 класса отмечают то, что помечено галочкой. Это номера 1,2,4,5,6,7,9, 11,12,13,23. Если суммировать и проанализировать написанное под этими номерами, то получается, что ученики хотят,чтобы им давали право выбора, учитывали их мнение, чтобы их замечали, хвалили, понимали.

3. Контроль в обучении.

Особую роль в технологии Ш.А.Амонашвили играет оценивание деятельности ребёнка. По его мнению,использование отметок ограничено, так как отметка – это «костыли хромой педагогики».Вместо количественной оценки необходимо качественное оценивание : характеристика ошибок, пакет результатов(или портфолио, как сейчас говорят), баллы, само оценка. Традиционной педагогикой разработаны критерии пятибалльной оценки.Требования к оценке: индивидуальный характер, дифференцированный подход, систематичность, разнообразие форм, единство требований, объективность, гласность. Однако, отметка часто становится средством принуждения, орудием власти учителя над учеником, психологического давления на него, сортирует учащихся на «хороших» и « плохих». Название «двоечник» вызывает отрицательные эмоции, вызывает чувство ущербности, приводит к равнодушию к учёбе. Ребёнок сначала делает заключение о неполноценности своих способностей, знаний, а затем и своей личности.

Все мы знаем о функциях контроля в обучении. По мнению Ш.А.Амонашвили в современной педагогике доминировать должна не оценочная функция контроля, а воспитательная и развивающая . Для ребёнка (особенно младшего возраста) необходимым компонентом его учебной деятельности являются действия самооценки, когда он сам видит результаты и осознаёт своё продвижение вперёд. На этом этапе важно создать ситуацию успеха ,которая становится стимулом для дальнейшего продвижения.

Дети любят игру и соревнование. Учитывая этот факт, можно превратить урок контроля в занимательный вид деятельности. Один раз в четверти в начальной школе и 5-6 классах я провожу креативную контрольную работу, а ученики считают это интересным соревнованием.

Креативность – это особое проявление самостоятельности, новое оригинальное проявление себя в различных видах учебной деятельности. Обучение иностранному языку будет происходить наиболее эффективно, если осуществляется через активные творческие формы работы: игры, творческие проекты, контрольную работу, на которую не боязно, а интересно идти, домашние задания, которые ученикам захочется выполнять.

Каковы цели проведения такой работы?

Помощь ребёнку в преодолении психологических барьеров при изучении иностранного языка;

Развитие личности каждого ребёнка с учётом его способностей;

Повышение уровня мотивации учащихся на дальнейшее изучение предмета.

Вот методика проведения такой контрольной работы:

На доске пишутся фамилии и имена учеников в столбик. Вверху горизонтально условные обозначения заданий (например, буквы латинского алфавита. (см: образец)



a

b

c

d

e

f

g

h

i

j

k

l

m

n

Антонова

Иванов

Петров



















В группе 12 учеников, значит, заданий должно быть 14-15, чтобы на столе всегда были свободные задания. Даю установку – попробовать свои силы по возможности во всех заданиях и говорю, что цель – набрать за урок как можно больше баллов. Задания в файлах разложены на столе, ученики подходят и берут по одному. Выполнив его, делают отметку на доске напротив своего имени любым значком и берут другое, а первое кладут на место. Если не справляются, пока ставит прочерк (можно будет вернуться к нему позднее,если останется время в конце урока). На заданиях стоит максимальный балл (5,3,8,10…). Объясняю ребятам, что задания по трудности различаются,поэтому и условная их стоимость разная. Ребята решают сами по какому пути пойти. У них есть выбор: 1.- успеть сделать больше лёгких заданий и 2. - либо меньше по количеству но сложных.Работа идёт весь урок. Разрешаю пользоваться справочным материалом, словарём – это снимает некоторое напряжения перед началом работы. Задания выполняются в той последовательности, в какой ученики смогли взять их со стола. Задания составлены таким образом, что требуется минимум времени на их графическое оформление.

Оценочная функция контроля проявляется здесь в скрытой форме. Поясню: так, если в течение четверти пройдены, например, 2 темы «Школьная жизнь» и « Моё свободное время» и грамматический материал «Будущее простое время» и «Притяжательные прилагательные», то задания, контролирующие этот материал (5-6), конечно, будут включены - как совсем лёгкие(Вставь окончания в глаголах!), так и посложнее (Придумай,что ответит Н. о своему другу о предстоящих каникулах!). Учитель при проверке работ обращает внимание прежде всего именно на эти (назовём их «главные» задания). Но добавляются и другие -творческого и развивающего характера, несложные задания на повторение. Большинство из них снабжены картинками,помогающими сориентироваться для ответа. Такие задания позволяют ученику, которому трудно даётся грамматика, тем не менее набрать баллы и получить удовлетворительную оценку. Максимально возможное количество баллов за 15 заданий, допустим 85, но обычно ученик набирает меньше, и это вовсе не означает, что мы имеем плохой результат. Учитель может сам устанавливать эти уровни – «хорошо», «отлично», «не очень хорошо» в зависимости от индивидуальных особенностей конкретного класса или ученика.

В журнал после проверки работ ставится оценка. А на уроке анализируются наиболее частые типичные ошибки и объявляются баллы. Как правило, «двоек» не бывает после такой креативной контрольной работы, где у учащихся раскрываются их когнитивные способности, компенсаторные умения, формируются основы учебно-познавательной компетенции, вера в собственные силы, воспитываются такие личностные качества как самостоятельность, ответственность.

Можно использовать подобный приём для повторения материала в конце учебного года. Конечно, я использую также и разнообразные тесты,устный опрос и другие разнообразные методы контроля аудирования, чтения, письма и говорения.

4.Заключение

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что в свете требований нового образовательного Стандарта обучение иностранному языку должно быть построено на коммуникативно-когнитивном деятельностном подходе, и быть направлено на овладение ребёнком универсальными учебными действиями,на самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, а задача учителя помочь ему в этом, находить новые способы сотрудничества с учеником, проявляя гуманизм и помня о том, что личность ребёнка формируется на каждом отдельном уроке.