Конспект занятия по трудовому воспитанию в средней группе. НОД в средней группе по трудовому воспитанию «Поможем кукле Насте Конспект трудовых поручений в средней группе

03.03.2020

Тема занятия: Дети помогают взрослым

Цели:

— продолжать воспитывать уважение к труду взрослых;

— вызывать желание быть активным помощником;

— закреплять знания о работе помощника воспитателя, предметах и орудиях труда;

— приучать соблюдать порядок и чистоту в группе;

— развивать мышление, фантазию, творческое воображение.

Словарная работа : существительные (работа, раздевалка, ковер, грязь, комната, стулья, место, чай, пылесос, лестница, плафон, паутина, швабра, тряпка, ведро, чистота); прилагательные (неубранные); глаголы (проводить, помочь, вытирать, разбрасывать, убирать, ставить, разливать, наливать, поддерживать, наводить, соблюдать, чистить, мыть, снимать).

Оборудование : аудиозапись «Этюда» А. Гедике, игрушечный пылесос, лестница.

Воспитатель . Ребята, у помощника воспитателя сегодня опять много дел. Вы хотите, чтобы у нее было меньше работы и она могла больше времени проводить вместе с нами?

Дети . Да, хотим.

Воспитатель . Как же нам ей помочь? Давайте вместе подумаем! Пойдемте сначала в раздевалку, посмотрим, что мы там сможем сделать.

Дети с воспитателем идут в раздевалку.

Около двери лежит коврик. Для чего он нужен?

Дети . Вытирать ноги.

Воспитатель . Правильно, если мы все будем тщательно вытирать ноги о коврик, в раздевалке грязи будет меньше и помощнику воспитателя будет легче мыть пол. Ребята, а в групповой комнате чем мы можем ей помочь?

Дети. Не разбрасывать игрушки, убирать их на место, ставить стульчики красиво; не сорить за столом, когда обедаем.

Воспитатель . Ребята, а какие предметы помогают помощнику воспитателя в работе? Отгадайте загадки.

Слоненок на колесиках

Ковер почистит носиком.

(Пылесос.)

Воспитатель показывает игрушечный пылесос.

Дети. Пылесос.

Воспитатель. А для чего нужен пылесос?

Дети . Чистить ковер.

Воспитатель . Послушайте еще загадку.

Что это за дорога?

Кто по ней идет —

Тот хромает.

(Лестница.)

Воспитатель показывает игрушечную лестницу.

Дети. Лестница.

Воспитатель . Для чего нужна лестница помощнику воспитателя?

Дети отвечают.

Еще помощник воспитателя пользуется тряпкой — ею моет посуду, ведром — в него наливает воду, шваброй моет пол. А теперь мы поиграем.

Дети имитируют движения под музыку и повторяют фразы.

1-й ребенок. Мы моем пол.

2-й ребенок. Мы застилаем постель.

3-й ребенок. Мы пылесосим ковры.

4-й ребенок . Мы вытираем пыль.

5-й ребенок. Мы моем посуду.

Воспитатель . Ребята, какие вы молодцы! Вы настоящие помощники взрослых. Посмотрите, у нас в группе везде порядок. Сейчас мы разделимся по пять человек, одна пятерка будет наводить порядок в строительном уголке, другая — в кукольном, третья — в книжном, четвертая — в театральном.

Дети поправляют стулья, находят неубранные игрушки, раскладывают книги.

А теперь я приглашу помощника воспитателя и вы расскажете, как вы будете помогать ей поддерживать и соблюдать чистоту и порядок.

Ирина Григор
Конспект трудовой деятельности в средней группе «Маленькие помощники»

Интеграция образовательных областей :

Труд , познание, художественная литература, социализация, коммуникация.

Цель : формировать положительное отношение к труду , развивать трудовую деятельность детей .

Задачи :

1. Учить детей мыть игрушки; осуществляя трудовой процесс : готовиться к работе, заранее отбирать и рационально располагать оборудование, имея в виду те действия, для которых они потребуются; убирать рабочее место.

2. Формировать специальные трудовые умения , намыливать губку; мыть губкой; споласкивать; ставить сушиться на поднос.

3. Закрепить представления о содержании труда помощника воспитателя и назначении соответствующих орудий труда .

4. Воспитывать в детях чувство уважения к труду помощника воспитателя , вызвать желание оказывать помощь .

Материал :

5 фотографий (18х24) с изображением основных трудовых действий процесса мытья посуды (девочка наливает воду, намыливает губку, трет чашку губкой, споласкивает, ставит чашку на поднос, ведро с теплой водой, ковш.

Тазы, мыло в мыльнице, ведро с теплой водой, ковш, губка, поднос, полотенце для вытирания рук, игрушки (на каждого ребёнка)

Карточки с изображением предметов : ведро, швабра, тряпка, веник, совок, губка, карточки для дидактической игры : «Что лишнее?» .

Организация трудовой деятельности :

Воспитатель : «Ребята, посмотрите, сколько к нам гостей пришло, давайте с ними поздороваемся! Давайте гостям улыбнемся, и подарим им частичку своего тепла.

Помощник воспитателя :

Ах, как за день я устала, все дела, дела, дела.

Мыла, чистила посуду,

Пол я в группе подмела .

И белье я поменяла, ох, устала я, устала.

Воспитатель : Алфия Мусятдиновна, присаживайтесь, пожалуйста, отдохните. Ребята, каждый день, приходя в группу , мы встречаемся с нашей Алфиёй Мусятдиновной. А как вы думаете, зачем Алфия Мусятдиновна каждый день приходит в детский сад?

Дети : Она работает в детском саду.

Воспитатель : Правильно ребята, но давайте спросим об этом у самой Алфии Мусятдиновны.

Помощник воспитателя : Да ребята, детский сад-это моя работа. Здесь у меня очень много дел. Интересно, а вы заметили, что же я делаю весь день на своей работе?

Дети : Вы моете пол, чистите ковры, моете посуду, приносите нам еду, помогаете нам одеваться .

Воспитатель : Правильно ребята, с утра не покладая рук Алфия Мусятдиновна для вас старается и помогает воспитателю , поэтому её профессия так и называется помощник воспитателя .

Помощник воспитателя : Много у меня работы, я бы, наверное, никогда с ней не справилась, если бы не мои верные помощники-предметы .

Хотите я познакомлю вас с некоторыми из них?

Дети : Да

Помощник воспитателя : Я вам сейчас загадаю загадки, отгадав их вы, узнаете, что же это за предметы

1) Целый день он пляшет, пляшет

Рад он по полу плясать

Где попляшет, где помашет,

Не соринки, не сыскать.

(веник)

2) Ходит, бродит по коврам,

Водит носом по углам

Где прошел там пыли нет

Пыль и сор - его обед.

(пылесос)

3) Пыль на шкафчике протрет

И стол в порядок приведет.

(тряпочка)

4) Всю посуду перемоет

И до блеска ототрёт.

(губка)

5) Если есть у вас в хозяйстве

Палка с тряпкой на конце

То и группа чище

И радость на лице.

(швабра)

6) В него воду наливают

В него мусор собирают

И отходы и песок

И все, что хочешь ты дружок.

(ведро)

Помощник воспитателя : Правильно ребята. Все мои предметы служат чистоте и порядку, поэтому сами они тоже любят порядок, и я всегда ставлю их на место, иначе они не будут мне помогать . (Убирает предметы на место) .

Воспитатель : Вот какие помощники у Альфии Мусятдиновны. Давайте сейчас поиграем в игру, которая так и называется «Что нужно для работы помощнику воспитателя

Дидактическая игра «Что нужно для работы помощнику воспитателя

Воспитатель предлагает карточки, на которых изображены предметы, которые нужны для работы помощника воспитателя , найти предметы лишние.

1) лопата (нет)

2) Губка (да - ей моют посуду)

3) Кастрюля (нет)

4) Веник (да – им подметают пол)

5) Резиновые перчатки (да – в них моют пол)

6) Книга (нет)

7) Будильник (нет)

8) Пылесос (да – им чистят, пылесосят ковры)

9) Сумка (нет)

10) Тряпка (да – ей протирают пыль)

11) Телефон (нет)

12) Швабра (да – ей моют пол)

13) Ручка (нет)

14) Тазик (да – в нем моют посуду)

Воспитатель : Молодцы ребята хорошо всё запомнили. Вот видите сколько предметов помощников – предметов у Альфии Мусятдиновны, но и с их помощью у неё все равно много дел и она очень устает после работы.

Помощник воспитателя : Ребята, засиделась я с вами. Мне нужно ещё помыть игрушки.

Воспитатель : А мы вам с ребятами поможем .

Воспитатель : Хорошо, я буду показывать, а дети помогать мне . Как я должна подготовиться к работе?

Дети : Засучить рукава, надеть передник.

Затем воспитатель дает задание отобрать необходимое оборудование и расположить его так, чтобы воспитателю было удобно работать

Воспитатель : Все приготовлено к работе. Что теперь нужно сделать?

Дети : Налить воду.

Воспитатель наливает воду, обращая внимание на её количество.

Воспитатель : Вода налита, что делать дальше?

Дети : Намочить и намылить губку.

Воспитатель : А теперь?

Дети : Тереть игрушку губкой.

Воспитатель выполняет действия, фиксируя внимание детей на том, что мыть надо внутри и снаружи.

её нужно сполоснуть в чистой воде.

Воспитатель споласкивает игрушку и предлагает детям проверить, не осталось ли мыла.

Дети : Поставить игрушку на поднос.

Дети : Чтобы стекла вода.

Воспитатель : Что у нас получилось?

Дети : Чистая игрушка.

Воспитатель предлагает детям сделать пальчиковую гимнастику перед началом работы.

Есть у нас игрушки : (Хлопки) .

Пластмассовые погремушки, (Встряхивают кулачки) .

Мишка мягкий меховой, (Сжимают и разжимают пальцы) .

Мяч резиновый цветной, (Делают шар из пальцев) .

Кубик деревянный,

Солдатик оловянный, .

Шарик легкий надувной, (Руки сложить в круг перед собой) .

Я люблю играть с тобой. (Хлопают в ладоши) .

Воспитатель предлагает подготовиться к работе : надеть фартуки и отобрать необходимое оборудование. Вместе с детьми определяет готовность каждого ребенка. В ходе работы контролирует последовательность выполнения трудовых действий , в случае необходимости обращает внимание ребенка на фотографии трудового процесса , осуществляет показ, даёт советы и указания, учит детей добиваться качественных результатов труда . За 5 минут до окончания работы воспитатель предупреждает об этом, предлагает поставить подносы с вымытыми игрушками на один стол, убрать за собой рабочее место.

Помощник воспитателя : Спасибо вам большое за помощь и за проведённое с вами время, мне пора идти, я с вами уже засиделась, а у меня ещё много дел.

Воспитатель : А как же мы можем ещё помочь ?

1) Что бы лесенка и раздевалка были чистыми - надо ноги вытирать.

2) Что бы меньше подметать пол - не мусорить.

3) А что делает дежурный- дежурный помогает накрывать на стол и относить посуду в раковину.

Воспитатель : Мы сегодня с вами многое узнали о работе помощника воспитателя и познакомились с её помощниками , что вам больше всего понравилось. Что кого заинтересовало и хотелось бы повторить?

ОБЛОЖКА

Конспект организации трудовой деятельности

в ___________ дошкольном возрасте

МКДОУ ЦРР – Д/С№2

Воспитатель:

_______________________________

СТРУКТУРА КОНСПЕКТА

Форма организации трудовой деятельности:

Вид труда:

Цели: образовательная –

развивающая –

воспитательная –

Оборудование:

Словарная работа:

Индивидуальная работа:

Предварительная работа:

Ход трудовой деятельности:

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОГО ТРУДА:

Тема: « Уборка участка от снега”

Возраст: средняя группа

Формировать привычку к трудовому усилию, желание трудиться,

Учить детей правильно держать лопату и очищать пространство от снега,

Развивать воображение, мышление, умение выполнять поручение педагога.

Воспитывать любовь к чистоте.

Развивать умение и желание оказывать посильную помощь товарищу, научить его тому, что умеет сам.

Форма организации трудовой деятельности:

Коллективный труд.

Методы и приёмы:

Показ взрослого, вопросы, совместный труд детей и взрослых, пояснение, разъяснение, игровые, одобрение, поощрение промежуточных результатов, поощрение удачных способов и действий ребёнка, напоминание, художественное слово, косвенный контроль, оценка, привлечение к оценке других взрослых.

Оборудование:

Выносной материал (лопаты, мешки, метелки, вёдра, рукавицы), светофор

Предварительная работа:

Наблюдение за деятельностью дворника, рассказ о его труде, показ иллюстраций, чтение стихотворения С.Барузина “Интересная машина”, Подбор оборудования для трудовой деятельности детей, сюжетно-ролевая игра ‘Путешествие на паровозике”.

Словарная работа:

Снегопад, пути, метель

Индивидуальная работа:

Закрепить у Саши сформированные навыки по работе с лопатой.

Ход трудовой деятельности:

Сообщение о том, что сейчас все на паровозике отправятся в снежную страну и поиграем в новую интересную игру. Машинистом будет тот, кто первый и правильно оденется, следующие 4 человека - его помощниками, которые будут везти ценный груз (оборудование для трудовой деятельности), а остальные пассажирами.

Название этапа Деятельность воспитателя Деятельность детей
I Организационный Постановка цели Обсуждение вопросов при распределении работы -Все сели в паровозик?! Поехали! -Стоп! Посмотрите, на светофоре красный свет, т.к. дорожки и весь наш участок замело снегом и паровозик не может дальше двигаться и мы не сможем попасть на наш участок и поиграть там. -Что надо сделать, чтобы паровозик тронулся? -Правильно! - Убирает снег, ребята, Дворник наш Иван Петрович. На путях расчистит сор И зажжется светофор! Позовем его скорей, Прибежит он к нам быстрей А ну дружно, а ну вместе: “Иван Петрович ” - А вот и он. Дворник: “Что случилось ребята?” - Ох, ребята, я устал, Весь день дорожки подметал, А снег опять их закидал! - Может мы тебе поможем? -Кто хочет помочь Ивану Петровичу? -Молодцы, я так и знала, что вы все захотите помочь! -Посмотрите, что надо сделать? Если дети затрудняются ответить, воспитатель подсказывает (расчистить дорожки, собрать мусор, подмести веранду) -Давайте договоримся, как мы распределим работу: Машинист и его помощники- складывают снег в ведёрки и относят его в отведённое для этого место, 1 вагончик- расчистить дорожки, 2 вагончик- собрать мусор, 3 вагончик - подмести веранду. Так мы распределили всю работу между собой. Теперь приготовьтесь к ней: возьмите необходимые инструменты, обсудите между собой, в какой последовательности будете выполнять свое задание, и начинайте трудиться. Не за­будьте, что вы работаете вместе. Когда работают вместе - помогают друг другу, не ссорятся, не обижаются на замечания товарищей». -Чу-чу-чу-чу-чу! -Убрать снег! “Иван Петрович ” (Объясняют) Я,Я,Я,Я…. ответы детей
II Основной Указания к руководству процессом труда детей Наблюдая за работой детей первой группы, воспитатель проверяет, как дети сумели распределить обязанности. Наблюдая за работой детей второй группы, если дорожки узкие, детей предупреждает, чтобы все не толпились вместе; лучше распределить работу таким образом, чтобы дети стояли через определённое расстояние. Дворник показывает правильное выполнение. Работа третей группы не требует пристального внимания, но им надо на­помнить о необходимости сбора всего мусора на территории и в специальных рукавицах. Детям четвёртой группы предлагают сначала подмести веранду, а затем снег унести в отведённое для этого место. Обязательно предупредить об осторожном поль­зовании лопатой, учитывая соседство сверстников. Поощряет: “Как замечательно и дружно работает 3 вагон; Дима, у тебя хорошо получается”, Проводит индивидуальную работу: - Саша, посмотри как правильно держать лопату, тебе так будет удобнее и ты сильно не устанешь! Большое внимание уделяет характеру взаимоотношений между сверстниками. На конкретных примерах показывает образцы доброжелательного, гуманного отношения к сверстникам, умения научить, показать, оставаясь при этом вежливым, тактичным. Обращает вни­мание на то, чему уже научились, положительно оценивает эти умения, а также желание показать приемы работы, предупре­дить ошибки других. Трудятся
Посмотрите как изменилась наша площадка! Что изменилось, почему? Аня очень старательно подмела столик. Миша, выполнив свою работу не сел в поезд, а решил помочь Катюше. Особое место в его оценках отводится конкретным поступкам детей в процессе труда, в которых проявились внимание к сверстникам, настойчи­вость, ответственное отношение к порученному делу. В оценке участвует дворник. Молодцы ребята, работали хорошо, потрудились славно, а теперь можно продолжать путь: На путях убрали сор, И зажегся светофор! Все по местам, в путь! Ответы детей Чу-чу-чу-чу

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЖУРСТВА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ:

Задачи по развитию трудовой деятельности:

Задачи нравственного воспитания:

Методы и приёмы:

Оборудование:

Предварительная работа:

Ход дежурства:

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЖУРСТВА:

Задачи по развитию трудовой деятельности:

Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: расставлять хлебницы, тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы. Познакомить с приёмом складывания скатерти.

Формировать ответственное отношение к заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо)

Задачи нравственного воспитания:

Развивать стремление ребёнка доставить своим трудом радость другим детям и помочь товарищу.

Методы и приёмы:

Одобрение, показ, поощрение, напоминание, контроль, оценка.

Оборудование:

Фартуки, колпаки, цветы, салфетки, скатерти.

Предварительная работа:

Определить дежурных (картинки в уголке дежурных)

Ход дежурства:

Название этапа Деятельность воспитателя Деятельность детей
I Организационный Обсуждение вопросов при распределении работы -Дежурные подойдите ко мне, сейчас принесут обед, и мы будем накрывать на стол. -Максим, за каким столом ты будешь дежурить? -А ты Костя, Наташа? Прежде чем начать дежурить не забудьте надеть фартучки. Надевают фартуки и колпаки.
IIОсновной Указания к руководству процессом труда детей Обращает внимание на темп и качество выполнения работы. Одобряет творческие задумки детей: - Давайте подумаем, чем мы сегодня обрадуем детей? Если затрудняются воспитатель или младший воспитатель подсказывает: ”Поставим цветы или разложим новые скатерти” Разъясняет, что работа дежурных очень нужна, товарищи всегда так поступают, заботятся друг о друге и т.д. -Правильно, Наташа сначала все стульчики придвинула к столу. Теперь удобнее будет обойти вокруг стола. -Носим по две тарелки. -Как аккуратно раскладывает ложки Костя, берет по одной, кладёт с правой стороны. -Проверьте, всё ли на месте? -Молодцы ребята, спасибо. Ребята, посмотрите, как удобней сложить скатерть, помоги мне, Костя. Надо взять за концы, сложить ее на столе пополам, а затем еще раз пополам и только потом складывать по длине. Теперь попробуйте самостоятельно. У всех хорошо получилось. Ответы детей расставляют хлебницы, глубокие тарелки, ставят салфетницы, раскладывают столовые приборы. -Всё! -Да! После еды убирают со стола хлеб, салфетки, сметают крошки со стола, складывают скатерти.
III Заключительный Обсуждение результатов работы -Молодцы, ребята, вы все сегодня были настоящими дежурными, обо всех позаботились! -Костя, все помнил сам, ни о чём не забыл. -Максим, работал так же аккуратно и старательно, как няня. - А как маме будет приятно узнать, что Наташа дежурила сегодня, как взрослая. Вот помощница растёт. Снимают фартуки и колпаки.

Цель : формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

Задачи :

  • Закреплять и совершенствовать умения, приобретенные ранее в трудовой деятельности.
  • Содействовать овладению культурой выполнения деятельности (соблюдая три правила труда: костюм чистый, рабочее место чистое, результат труда чистый)
  • Содействовать обогащению развития у ребенка интереса к деятельности взрослых; желание оказывать помощь, создавая в труде положительную атмосферу.

Материалы: грязные игрушки, мешок, тазы, столы, скамейка, мыльницы с мылом, губки, салфетки, ведра с водой; персонаж Мишка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель : - Ребята, послушайте, я вам прочитаю стихотворение:
Хороши у нас игрушки:
Куклы, мишки и хлопушки,
С ними весело играть,
Но не надо забывать:
Игрушки – не люди,
Но все понимают
И очень не любят,
Когда их ломают.
Пусть игрушки дружат с нами,
Обижать мы их не станем,
Поиграем и потом
Все на место уберем.

Воспитатель : - А скажите, какие игрушки вам нравятся? Вы любите играть с нашими игрушками?

Ой ребята посмотрите, а кто это к нам пришёл?

(В группу входит Мишка с мешком, через него видно, что в мешке игрушки. Дети встают вокруг Мишки).

Воспитатель : - Здравствуй, Мишка?! Мишка, мы хотели поиграть, а ты наши игрушки в мешок положил?

Мишка : — Нет, я не брал. Здесь у меня игрушки, но они медвежат. Медвежата почему-то не хотят с ними играть. Я вам принес, не пойму, чего им не нравится?

(Воспитатель достает игрушку из мешка, ставит на поднос, брезгливо).

Воспитатель : - Конечно, кто же с такой грязнулей захочет играть? Как помочь медвежатам, ведь скучно им без игрушек? А мы то сами поиграть хотели! Что же будем делать? Играть или для медвежат добро сделаем?
- Да, медвежата маленькие, неуклюжие. А мы выросли, уже почти старшие, мы можем с игрой подождать!

Физминутка
(Имитация движений).

Стираем, стираем, стираем целый день. Смотрите, ручки, ножки, устали ли они? И снова на работу готовы, ли идти?
Полощем, полощем, полощем целый день. Смотрите, ручки, ножки, устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?
Отжимаем, отжимаем, отжимаем целый день. Смотрите, ручки, ножки, устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?
Развешиваем, развешиваем, развешиваем целый день. Смотрите, ручки, ножки, устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?

Воспитатель : - Что же мы решили с вами сделать? (Вымыть игрушки для медвежат).

Мишка : - Да, я тоже догадался, что надо вымыть, даже таз уже приготовил. (Достает из мешка). Наливайте воду и мойте! Сделайте быстренько и будете в свои игры играть!

Воспитатель : - Мишка, ты не торопись. Одного таза мало, игрушек то у тебя много! Итак, мы задумали вымыть игрушки. Покажите на своем лице, что с радостью будете делать добро медвежатам. Мы сейчас все приготовим, я уверена, что каждый из вас справится с этим делом!
-Иди, Вероника, выстави все тазы, пожалуйста на скамейку, чтобы ребятам было удобно брать. Ксюша и Глеб, положите на стол мыльницы с мылом. Настя, иди, разложи губки. А Евгения Георгиевна нам нальет в ведра воды.
- Посмотрите на себя, готовы руки работать? А голова готова?
- Идите, готовьте свои места, потом подходите к Мишке, он даст вам игрушку. А вы сделаете ее чистой и поставите на салфетку сушиться.

(Дети готовят места, помощник воспитателя наливает воду в тазы, тем, кто организовал рабочее место).

Самостоятельный процесс труда.

Воспитатель : - Кто закончил, убирайте все, чистые игрушки поставьте на салфетку рядом с Мишкой, пусть он посмотрит на ваше старание!

— А мы с вами, ребята, поиграем в игру «Мой весёлый, звонкий мяч»

Воспитатель : - Послушайте ребята стихотворение о дружбе.

ПОДРУЖКИ

А. Кузнецова

Мы поссорились с подружкой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без дружки!

Помириться нужно нам.

Я её не обижала –

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!».

Я пойду и помирюсь,

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!».

Воспитатель : - Интересное стихотворение? А почему поссорились подружки? Должны ли так поступать настоящие друзья? Как вы думаете помирятся ли подружки?

А сейчас подойдём к Мишке. Посмотрите на игрушки, какие они стали? Приятно медвежатам будет с ними играть? Катя, получилась у тебя игрушка чистой? Вероника, расскажи, как ты сделала игрушку чистой?

Воспитатель : - Ну вот, Мишка, мы обещали тебе помочь, мы сделали, пусть твои медвежата с радостью играют в чистые игрушки.

Мишка — Спасибо вам! Теперь мои медвежата с удовольствием будут играть этими игрушками! А за вашу помощь я угощу вас всех конфетами! До свидания ребята, мне пора, меня ждут. (уходит)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГБОУ СПО ПК №13 ИМ. С.Я. МАРШАКА

Конспект

проведения трудовой деятельности

(возрастная группа)

Вид труда _______________

(хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание, ручной труд, труд в природе)

на тему: « »

ГБОУ детский сад (компенсирующего или комбинированного вида, если есть)

Проводит:

Студентка группы ___

(Ф.И.О.)

Проверил преподаватель:

Марачинская Н.А.

Оценка .

Оценка за проведение конспекта

Оценка .

Дата проведения: (число, месяц, год)

Цель:

Задачи:

Образовательные задачи:

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

Оборудование:

Демонстрационный материал–

Раздаточный материал –

Вид детского труда: (нужное написать) (самообслуживание не брать!)

Труд в природе

Хозяйственно-бытовой труд

Ручной и художественный труд

Форма организации трудовой деятельности: (нужное написать)

- общий труд

- совместный труд

- коллективный труд

Ход трудовой деятельности

I Вводная часть ( мин.)

– мотивация к трудовой деятельности, надевание фартуков и закатывание рукавов

Воспитатель:

Воспитатель:

II Основная часть ( мин .)

обсуждение с детьми формы организации трудовой деятельности (образец трудовых операций, распределение обязанностей, раздача оборудования, обсуждение содержания каждой трудовой операции в соответствии с выбранной трудовой операцией, обсуждение критериев качества выполнения труда (результат труда), руководство и промежуточный контроль со стороны педагога)



Воспитатель:

Воспитатель:

III Заключительная часть ( мин .)

итоговый контроль,дифференцированная оценка (кроме младшей возрастной группы), уборка рабочего места, снятие фартуков, мытье рук

Воспитатель:

Воспитатель:

ОБРАЗЕЦ Конспекта проведения трудовой деятельности в младшей возрастной группе

Цель: учить детей выполнять трудовые поручения по уходу за комнатными растениями.

Задачи:

Образовательные задачи:

1.дать знания о значении воды (количество воды зависит от размера горшка растения) и света (пыль на листьях задерживает свет) в жизни комнатных растений;

2.познакомить с лейкой, правилами полива цветов, вытирания пыли с листков цветка.

Развивающие задачи:

1.развиать внимание, диалогическую речь;

2.формировать навыки по уходу за растениями (полив, вытирание пыли).

Воспитательные задачи:

1.воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями;

2.учить видеть красоту растений и их пользу эстетическую для группы.

Оборудование:

Фартучки по количеству детей, два тазика, тряпочки и лейки по количеству детей, два стакана, комнатные цветы.

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, все вы любите пить, растения тоже живые и им необходима вода. Для этого их надо поливать, чтобы они не завяли, не засохли. Перед вами два одинаковых растения – фикусы. Посмотрите, чем они отличаются друг от друга? (у фикуса, который растет в правом горшке, листочки высохшие, а у другого фикуса листики свежие, зеленые).

Воспитатель: правильно, ребята, наш фикус заболел. Почему у фикуса листики высохшие? (растение давно не поливали)

Воспитатель: Аня, подойди и полей фикус (ребенок поливает, разливая по подоконнику воду)

Воспитатель: Ребята, правильно ли Аня поливает цветок? Давайте я вас всех научу, как правильно это надо делать.

Основная часть:

I поручение.

Стаканчик с водой держат у края горшка и, наклонив стакан медленно, поливают растение с трех сторон. Как вы думаете, почему не с одной стороны, а с трех сторон надо поливать растение? (чтобы вода попала на всю землю горшка)

II поручение.

Воспитатель: Ребята, перед вами цветок большого размера растет в большом горшке, а цветок маленького размера – в маленьком горшке. Как вы думаете, для какого растения я подготовила стаканчик до краев наполненный водой? (для большого цветка). Правильно, значит стаканчик с небольшим количеством воды мы для какого растения подготовили? (для растения в маленьком горшке). Полейте аккуратно и как я вас учила (у края горшка стакан наклонять, поливать с трех сторон) оба наших растения. Вы знаете, у нас остались цветы еще не политые. Их мы польем из лейки. Посмотрите, какая она интересная – у нее длинный носик, на конце которого есть дырочки. Вода из них льется как дождик (воспитатель показывает во время полива цветка). Еще у лейки есть удобная ручка. Кто хочет полить оставшиеся цветы на подоконниках из лейки. Поливать надо так, как я вас учила. Кто вспомнит, как надо поливать цветы? (у края горшка лейку наклонять, поливать с трех сторон).

Воспитатель: Какие вы все молодцы, как хорошо вы поливаете наши цветочки. Теперь наши растения не заболеют, ведь мы знаем, как их надо поливать. Ребята, после полива цветов обязательно надо набрать воду в лейку, чтобы для следующего раза вода была готова к поливу и успела отстояться. Возьмите все лейки и наберите воды из-под крана, не забыв засучить рукава.

III поручение.

Воспитатель: Саша, давай вместе со мной ты проведешь пальчиком по всей поверхности листа. Почему у тебя и у меня пальчик стал грязным? (листики цветов грязные, пыльные). Ребята, вы знаете, цветам очень сложно согреваться на солнышке, если их листики в пыли. Давайте протрем все цветы влажными тряпочками. Посмотрите, как это буду делать я. Сперва я закатываю рукава, опускаю тряпочку в воду и сильно ее отжимаю. Кладу на левую ладошку листик цветка, а правой рукой начинаю протирать листочек от самого ствола к концу листа. Протираю аккуратно, чтобы листик не повредить. Давайте все вместе протрем от пыли листочки наших цветов.

Воспитатель: Поглядите вода в тазике, в котором мы полоскали тряпочки, изменилась. Чем она отличается от воды в тазике, которую я только что набрала из-под крана? (в нашем тазике вода грязная). Воспитатель: Верно, где же теперь та пыль, которую мы смывали с листиков цветов? (она плавает в тазу, а наши цветы стали чистыми).

Заключительная часть:

Воспитатель: Для чего мы вытирали пыль с листочков? (чистые листочки лучше принимают свет от солнышка, цветам легче согреваться стало).

Воспитатель: Какие вы молодцы, как здорово вы помогли нашим цветам: полили их, протерли пыль с листочков. Теперь все цветы будут здоровыми и сильными. А в нашей группе станет еще красивее от яркой зелени комнатных цветов.

ОБРАЗЕЦ Конспекта проведения трудовой деятельности в средней возрастной группе

на тему: «Уход за комнатными растениями»

Цель: учить выполнять несколько трудовых поручений при организации совместного труда.

Задачи:

Образовательные задачи:

1.дать знания о зависимости растений от тепла, воды, рыхления почвы;

2.дать знания о разных вариантах протирания пыли с листьев растений в зависимости от поверхности листа.

Развивающие задачи:

1.развивать внимание, диалогическую речь;

2.формировать навыки рыхления почвы, протирания пыли с листьев разными способами, полива растений в зависимости от вида корней цветов.

Воспитательные задачи:

1.воспитытвать интерес к растениям и желание за ними ухаживать;

2.воспитывать чувство прекрасного по отношению к комнатным растениям.

Оборудование:

Фартучки, лейки, рыхлители, тряпочки, пульверизаторы, кисточки по количеству детей.

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня в руках две репчатые луковицы. Чем они отличаются друг от друга? (в правой руке луковица загнила)

Воспитатель: Почему одна из луковиц загнила? В каком месте ее держали, в сухом или влажном? (во влажном месте)

Воспитатель: обратите внимания, луковица лежала во влажном, сыром месте, поэтому она загнила. У некоторых наших цветов тоже есть луковицы и клубни (гузмания). Как вы думаете, можно ли поливать эти растения так, чтобы вода попадала в землю у поверхности горшка? (нет, у этих растений луковицы, как и у лука. Растения загниют.)

Воспитатель: Значит растения, у которых есть луковицы и клубни надо поливать иначе. Воду необходимо выливать в поддон.

Основная часть:

I поручение.

Кто хочет мне помочь полить гузманию? Как правильно надо поливать? (у края поддона лейку наклонять)

II поручение.

Воспитатель: Посмотрите в окно, на улице какое время года? (осень) На деревьях и кустарниках есть цветочки? (нет) Почему? (на улице холодно) А наша гузмания цветет? (да) Почему? (в группе тепло)

Воспитатель: Кто мне скажет, что необходимо для растения, чтобы оно зацвело? (нужно тепло) Правильно, как вы думаете, хватит ли растению количество воды, которое мы всегда набирали для гузмании? Ведь у нее появился большой красивый цветок? (не хватит воды, надо большим количеством воды полить растение).

Воспитатель: Верно, если растение цветет или у него распускаются новые листочки – ему необходимо больше воды, чем всегда. Ведь растение увеличилось в размерах, значит, прежнего количества воды не хватит ему.

III поручение.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, какую пользу приносят земляные черви в природе? (они ползают под землей, рыхлят землю). В наших горшках цветочных живут такие черви? (нет). Кто же может рыхлить почву нашим цветам? (люди).

Воспитатель: Давайте, сравним, в землю какого цветка быстрее будет просачиваться вода из лейки? У меня растение с рыхлой почвой и не рыхлой (воспитатель поливает оба горшка из двух леек одновременно).

Воспитатель: Кто был наблюдательным, какой цветок быстрее получил влагу? (вода быстрее прошла сквозь землю у цветка, в котором вы прорыхлили землю)

Воспитатель: Для чего надо рыхлить землю? (чтобы вода быстрее попадала к корням цветка)

Воспитатель: Сейчас я вам покажу, как правильно надо рыхлить почву в цветочном горшке. Нужно взять в правую руку рыхлитель (палочка с цветной пометкой внизу) как столовую вилку (указательный палец сверху). Опустить палку до цветной пометки в землю около ствола растения. Медленными и аккуратными движениями рыхлить землю от ствола растения до края горшка так, чтобы не повредить корни. Рыхлитель высоко не поднимать, чтобы не рассыпать землю из горшка.

Воспитатель: Кто у нас самый внимательный, скажите, откуда надо рыхлить землю? (от ствола растения до края горшка)

Воспитатель: Зачем у рыхлителя на конце цветная пометка? (глубже пометки палочку опускать в землю нельзя, корни можно повредить)

Воспитатель: Кто хочет рыхлить землю в остальных горшках наших цветов? (дети начинают рыхлить землю в горшках под руководством воспитателя)

IV поручение.

Воспитатель: Мы с вами полили растения, прорыхлили им почву, что же мы еще не сделали с вами? (не протерли пыль с листьев)

Воспитатель: Верно, зачем надо протирать пыль с листьев цветов? (чтобы свет лучше попадал на растения)

Воспитатель: Посмотрите, перед вами аспарагус. Можно ли его протереть влажной тряпочкой? (нет)

Воспитатель: Аспарагус надо обрызгивать из пуалевизатора, потому что его листики редуцированы. Посмотрите, как это делаю я.

Воспитатель: Перед вами бегония, можно ли его протирать тряпочкой, как сансевьеру? (нет)

Воспитатель: Надо протирать бегонию и другие цветы, у которых листочки покрыты маленькими волосками, кисточкой влажной. Посмотрите, как это делаю я.

Воспитатель: Давайте теперь я с вами поиграю в игру «Как протирать пыль?». Я показываю растение, а вы выбираете из оборудования то, которым можно протирать пыль.

После игры дети приступают к протеранию пыли с листьев растений группы.

Заключительная часть:

Воспитатель: Какие вы молодцы. Как мы помогли сегодня нашим цветам? Что мы сделали? (полили цветы, у которых луковицы и клубни, прорыхлили почву, протерли листья от пыли).

Воспитатель: Для чего мы это сделали? (чтобы цветы себя лучше чувствовали, не болели, украшали нашу группу своими яркими цветками и свежей зеленью).

ОБРАЗЕЦ Конспекта проведения трудовой деятельности в старшей возрастной группе

(или в подготовительной к школе группе)

на тему: «Уход за комнатными растениями»

Цель: учить выполнять серию трудовых поручений при организации коллективного труда.

Задачи:

Образовательные задачи:

1.систематизировать знания о потребностях растений во влаге, свете и температуре;

2.закрепить навыки ухода за растениями (полив, рыхление почвы, протирание листьев с разной поверхностью от пыли);

3.научить экономно тратить время в процессе полива;

4.научить правильной последовательности мытья поддонов.

Развивающие задачи:

1.развивать внимание, логическое мышление:

2.развивать организаторские способности (распределение обязанностей, подготовка оборудования, уборка рабочего места).

Воспитательные задачи:

1.воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности в процессе работы;

2.воспитытвать желание ухаживать за растениями, осознанно-правильное отношение к природе.

Оборудование:

Фартучки по количеству детей в группе, тряпочки, лейки, кисточки, пульверизаторы, рыхлители, тазики с водой.

Вводная часть:

Воспитатель: Дети, сегодня мы будим ухаживать за комнатными растениями. Вспомните, в чем нуждаются наши цветы? Для этого проведите пальчиком по поверхности листа растения. Что стало с вашем пальцем? (он стал грязным, в пыли).

Воспитатель: В чем же нуждаются растения? (в чистоте, заботе).

Основная часть:

I поручение.

Воспитатель: Расскажите, как правильно нужно вытирать пыль с листьев? (гладкие листья протирают влажной тряпочкой, на левую ладонь кладут лист, правой рукой протирают лист от ствола до самого конца аккуратно, чтобы не повредить лист).

Воспитатель: Дима, покажи всем ребятам, как надо протирать гладкие листья (ребенок показывает на пуансетии, сциндапсусе).

Воспитатель: Если листья у цветов редуцированы, как следует удалять пыль? (надо опрыскивать листья пульверизатором).

Воспитатель: Таня, продемонстрируй нам работу с пульверизатором. Какой цветок ты бы хотела избавить от пыли? (аспарагус, кипарис, алоэ, кактус, циперус - ребенок опрыскивает растение).

Воспитатель: Про какую поверхность листа мы еще не рассказали? (если у цветов листочки покрыты ворсинками, необходимо протирать их мокрой кисточкой или губкой, чтобы ворсинки не повредить. Протирать следует так же, как и гладкие листья – левой ладошкой придерживать снизу листочек, правой рукой протирать кисточкой листок).

Воспитатель: Найдите среди наших растений те, у которых листочки покрыты ворсинками (дети находят бегонию, фиалку, гинуру, колерию, колеус).

II поручение.

Воспитатель: Посмотрите в окно, какие на улице деревья? (с желтыми листиками, есть деревья без листьев)

Воспитатель: Почему деревья сбрасывают листву? (на улице холодно, осень)

Воспитатель: Почему наши цветы не желтеют, не сбрасывают листву? (в группе тепло)

Воспитатель: Обратите внимание, у герани появились розовые цветки. На улице вы видите, чтобы у деревьев распускались бутоны? (нет, на улице холодно)

Воспитатель: Если у цветов распущены бутоны, как надо поливать их, обильно или умеренно? (обильно).

Воспитатель: Найдите цветы, у которых распустились бутоны (дети находят, воспитатель отставляет их на отдельный стол).

Воспитатель: Вспомните правила полива почвы у цветов (лейку держать за ручку, носик лейки прислонить к краю горшка, медленно наклонять, лейку высоко не поднимать, поливать цветок с трех сторон подальше от ствола, чтоб вся земля пропиталась, и корни не открылись).

III поручение.

Воспитатель: На улице землю рыхлят земляные черви, зачем это надо? (рыхлая почва лучше пропускает воздух к корням, вода быстрее проходит к корням растений)

Воспитатель: Кто рыхлит землю для комнатных цветов? (люди, мы)

Воспитатель: Расскажите, как правильно следует рыхлить землю у комнатных растений? (рыхлитель имеет пометку, ниже которой нельзя опускать палочку в землю, чтоб не повредить корни. Рыхлить следует от ствола растения к горшку аккуратно, не повредив корни).

Воспитатель: Маша, покажи, как следует рыхлить почву? (ребенок показывает)

Воспитатель: Дима, полей растение, почву которого Маша прорыхлила, а Настя польет цветок, почву которого мы не рыхлили (дети поливают)

Воспитатель: Ребята, кто увидел разницу во впитывании воды в землю? (вода впитывается легче и быстрее там, где рыхлая почва)

Воспитатель: Чтобы сэкономить свое время во время ухода за комнатными растениями надо не только рыхлить почву, но и подливать воду в почву сразу у трех цветов. Пока вы поливаете третий цветок, вода в первом горшке успеет пройти к корням. Значит можно снова начать поливать первый цветок, второй и так, пока все цветы не напьются.

IV поручение.

После полива через 1-2 часа лишнюю воду следует вылить из поддона.

Воспитатель: Как вы думаете, поддоны во время ухода за цветами оставляем грязными или их следует тоже помыть? (поддоны надо мыть)

Воспитатель: Верно, поддоны поются как блюдца – с двух сторон. Посмотрите, как это делаю я. Беру поддон, придерживаю его левой рукой, а правой рукой протираю над тазиком обе стороны посуды. Затем беру сухую тряпочку и протирая с обеих сторон поддон насухо. Возвращаю поддон под горшок цветка, из-под которого забрала его.

Воспитатель: Все ли цветы надо поливать сверху, попадая в землю? (нет, если у растения корневище в луковицы, воду наливают в поддон, чтоб луковица не сгнила в воде, если листья собраны в розетку, то воду подливают не только в поддон, но и не много в розетку).

V поручение.

Воспитатель: Найдите среди всех растений те цветы, которым надо наливать воду в поддон (дети находят цветы, воспитатель их переносит на отдельный стол: с розеткой – гузмания, вриезия).

Воспитатель: Как вы думаете, что сначала необходимо сделать с цветами, у которых имеются розетки и луковицы? Полить цветы или помыть поддон этих растений? (помыть поддон, затем полить цветок).

Воспитатель: Когда можно считать работу законченной? (когда вымоем все растения, польем их, прорыхлим почву, помоем поддоны и аккуратно сложим оборудование на столах. Какие столы должны быть во время ухода за цветами и в конце труда? (чистыми, сухими).

VI поручение.

Воспитатель: разделитесь на четыре подгруппы. Первая подгруппа будет протирать пыль с листьев растений, вторая подгруппа будет рыхлить почву и поливать цветы, третья подгруппа будет мыть поддоны, а четвертая подгруппа будет следить за чистотой столов, пола.

Воспитатель: распределите в своих подгруппах оборудование, и обязанности. Обсудите, кто где будет стоять, чтобы не мешать своим партнерам. Работы выполняйте совместно, сговаривайтесь, подсказывайте и помогайте друг другу, если это будет необходимо. Приступайте к уходу за комнатными растениями.

Воспитатель контролирует работу подгрупп, подсказывает, направляет детей, советует что и как лучше делать в первую очередь. Следит за дисциплиной в группе.

Заключительная часть:

В конце трудовой деятельности воспитатель оценивает результаты работы каждой подгруппы (пальцем проводит по поверхности листьев при поиске пыли, трогает пальцем поверхность почвы в каждом горшке, проверяет, чтобы во всех поддонах была вода (должна пройти через всю почву растений), в розетках должно быть небольшое количество воды, поддоны чистые, столы и пол вымытые и сухие, оборудование промыто, протерто насухо, разложено на рабочих местах.

Памятка 6

«Особенности организации трудовой деятельности дошкольников»

В процессе организации трудовой деятельности дошкольников следует учитывать следующие моменты:

1.Мотивация детей к содержанию труда (наблюдение, поливка, рыхление, кормление, уборка и мытье оборудования).

2.Отношение детей к деятельности (проявление интереса, ответственности или их отсутствие).

3. Своевременное корректирование трудовых умений и навыков у дошкольников (умение понять задачу, действовать рационально, результативно, проявлять чувство коллективизма)

4. Организовывать взаимодействие детей в процессе деятельности (совместное планирование, проявление взаимопомощи, взаимная оценка).

5.Продумывание взрослым планирования трудовой деятельности:

Сам планирует

Распределяет обязанности между детьми

Совместно с детьми планирует

Дети самостоятельно планируют деятельность и распределяют обязанности, проводят контроль

6.Созоание условий успешной организации труд:

Обеспечение систематического участия в труде каждого ребенка;

Обеспечение объема труда;

Учет нагруз­ки;

Обеспечение оборудованием;

Создание положительной эмоциональной атмосферы;

Учет индивидуальных интересов;

Соблюдение гигиенических требований.

В процессе наблюдения за одним из дошкольников следует обратить внимание на следующее:

1. Особенности формирования навыков (умение понять задачу, самостоятельно выбрать необходимое оборудование, действовать рационально, результативно, стремится к контакту с окружающими сверстниками и взрослым)

2.Особенности отношения ребенка к деятельности (проявляет интерес, ответственность или нет).

3.Особенности взаимодействия ребенка с окружающими сверстниками и взрослым в процессе деятельности (совместное планирование, проявление взаимопомощи, взаимная оценка).

5.Какие мотивы труда у ребенка присутствуют:

Получить положительную оценку от взрослого (повышение самооценки);

Самоутвердится (проявление лидерских способностей);

Стремление к сотрудничеству со взрослым (любит младшего воспитателя);

Стремление принести пользу обществу (не оставить голодным младшего брата, порадовать малышей подарками - поделками).

6.Особенности планирования ребенком собственной трудовой деятельности:

Организовывать рабочее место;

Исполнять трудовые этапы;

Контролировать собственные действия и оценивать отдельные этапы труда;

Оценивать результаты общего труда;

Видит влияние качества результата собственного труда на качество результата других детей.

7.На основании отмеченных при наблюдении трудовых умений и навыков, присущих ребенку, сделать вывод, какая форма труда доступна ребенку? (общий труд, совместный труд, коллективный труд, бригадный труд)(См. таблицу внизу)

Таблица «Характеристика трудовых умений и навыков дошкольников в разных возрастных группах при наблюдении за трудом ребенка»

Младшая возрастная группа Средняя возрастная группа Старшая возрастная и Подготовительная к школе группы Подготовительная к школе группа
Общий труд Совместный труд Коллективный труд Бригадный труд
-общая цель, но дети не осознают этого; -общие трудовые действия; -нет взаимоконтроля и взаимооценки; -в конце труда «все молодцы». -общая цель, но дети этого не осознают; -трудовые действия даются на одну подгруппу, у другой подгруппы другие трудовые действия; -качество результата одного ребенка не влияет на качество результата др. ребенка; -нет взаимоконтроля и взаимооценки; - конечный результат оценивается у каждой подгруппы (дифференцированная оценка). -общая цель, дети это осознают; -в каждой подгруппе есть все трудовые действия; -результат одного ребенка влияет на качество результата др. ребенка; -нравственные качества – взаимопомощь, взаимоподдержка, пример для подражания; -присутствует взаимоконтроль и взаимооценка (дифференцированная оценка). - присутствуют все признаки коллективного труда; -бригадный труд длится несколько дней.
Например: 1.все убирают игрушки в группе перед одеванием на прогулку; 2.все собирают песок в песочницу; 3.все собирают веточки и шишки для поделок. Например: 1 подгруппа моет игрушки; 2 подгруппа протирает пыль на полках; 3 подгруппа носит игрушки с полки, на полку. Например: в одной подгруппе 1 ребенок протирает листья; 2 – рыхлит почву; 3 – поливает цветок; 4 – следит за чистотой поддона горшка и стола. Например: в одной подгруппе 1 ребенок измеряет расстояние между лунками и опускает в них семена (на протяжении недели измеряет рост укропа); 2 – поливает семена укропа; 3 – убирает сорняки в процессе роста укропа.

Памятка 8

«Вопросы к анализу и самоанализу организации трудовой деятельности детей в разных возрастных группах»

I. Организация:

1. Подготовка воспитателя к трудовой деятельности дошкольников (разработка конспекта, подписание его, приход заблаговременно).

2. Подготовка оборудования:

· Наглядный демонстрационный материал;

· Раздаточный материал.

3. Подготовка рабочего места:

· Расположение столов;

· Подготовка раздаточного и демонстрационного материала одного воспитателя или совместно с детьми.

II. Вводная часть:

1. Как воспитатель мотивировал детей к труду? Убрали ли дети игровой материал?

2. Какой педагогический подход (игровой, проблемный или авторитарный) был использован, чтобы вызвать у детей интерес к предстоящему труду, привлечь их внимание?

3. Как четко сформулировал воспитатель цель трудовой деятельности детей? Чем будут заниматься дети? Как?

4. Как воспитатель объяснил задание? (Четкость, краткость, доступность, многословие, многоступенчатость «объяснения»).

5. Время, затраченное на первую часть.

III. Основная часть:

1. Как дети приступили к выполнению задания? (Сразу, затруднялись).

2. Какую помощь оказывал воспитатель? (Напоминал задания сам, с помощью детей, предлагал детям самим справляться с трудностями).

3. Сколько частей в занятии? Как дети работали в каждой из частей (заинтересованность, взаимообмен знаниями и опытом, взаимопомощь, качество)?

4. Какую индивидуальную работу вел воспитатель? (Делал за ребенка, вместе с ребенком, помогал словесно, обращался за помощью к другим детям – пример сверстника).

5. Усложнял ли воспитатель задания более способным детям?

IV. Заключительная часть:

1. Какой метод подведения итогов использовал воспитатель?

2. Выполнили ли дети все задания по трудовой деятельности, справились ли с ними?

3. Испытывали ли дети и воспитатель удовольствие от трудовой деятельности?

V. Педагогическое мастерство:

1. Речь воспитателя.

2. Эмоциональность воспитателя.

3. Общая продолжительность трудовой деятельности (суммирование вводной, основной и заключительной частей).

Памятка 9

Виды и формы трудовой деятельности детей;

Значение труда в жизни ребенка;

Сотрудничества взрослого и ребенка при организации трудовой деятельности;

Учет физической нагрузки и сложности выполнения трудовых операций.

1. Разрабатывается план-конспект проведения режимных моментов для 1-ой половины дня, с формулированием цели и задач воспитания, обучения и развития. Если необходимо специальное оборудование (например, для введения новой игры), то его следует указать.

2. В конспекте освещаются все режимные процессы (утренний прием детей, утренняя гимнастика, культурно-гигиенические процедуры, подготовка к завтраку и завтрак, самостоятельная деятельность детей, подготовка к прогулке и прогулка, подготовка к обеду и обед, подготовка ко сну).

3. В конспекте следует часто использовать литературное слово (фольклор, стихи, песни).

4. Игровая деятельность и игровые моменты должны присутствовать постоянно.

Вопросы для наблюдения и анализа организации режимных процессов воспитателем в 1-ой половине дня:

1. Как воспитатель встречает детей? Какие приветственные слова говорит, на что обращает внимание? (Внешний вид, настроение).

2. Предлагает ли какое-либо занятие или дети предоставлены сами себе?

3. Какие виды деятельности организует воспитатель? (Игры, наблюдение, труд, развлечения, гимнастические упражнения).

4. В котором часу воспитатель начинает сбор детей на гимнастику, какие приемы при этом использует?

5. Как организовывается переход от гимнастики к умыванию? Есть ли пауза, готовит ли воспитатель детей к умыванию, в чем это выражается?

6. Успевает ли воспитатель одновременно готовить детей к умыванию и к завтраку? (Внимание к сервировке стола, к участию детей в этом).

7. На что обращает внимание воспитатель во время умывания? Использует ли этот режимный момент для расширения кругозора детей? Какие приемы использует, чтобы умывание прошло быстро, организованно, правильно?

8. Точно ли по режиму сели дети завтракать? Сколько времени длился завтрак? Соответствует ли это время установленному режиму? Почему дети не успели вовремя закончить завтрак?

9. На что обращает внимание воспитатель во время завтрака, какие моменты упускает? Есть ли в работе воспитателя интересные приемы?

10. Что делают дети после завтрака? Организует ли воспитатель детей, подсказывает ли игры, занятия, какие? Сколько времени длится перерыв между завтраком и непосредственной образовательной деятельности детей? Соответствует ли это время установленному режиму дня?

11. В котором часу началась непосредственная образовательная деятельность детей? Сколько времени длилась? Соответствует ли это время установленному режиму дня?

12. Интересно ли организована самостоятельная детская деятельность? Обеспечивает ли она детям отдых: да, нет, почему?

13. В каком часу дети выходят одеваться на прогулку? Соответствует ли это установленному режиму дня?

14. Созданы ли удобные условия для одевания детей? Какие? Чего не хватает?

15. На что, в первую очередь, обращает внимание воспитатель во время одевания? Про что забывает? Какие приемы в работе с детьми, кроме напоминания и замечания, Вы заметили? Какие можно было бы применить приемы?

16. Сколько времени длилось одевание? Правильное ли это время или оно должно быть короче, длиннее?

17. Каким было содержание работы с детьми во время прогулки? Организовывалось ли разнообразная деятельность детей, какая? (игровая, трудовая, продуктивная, общение)

18. Какую пользу они получили для своего всестороннего развития? Был ли воспитатель активен в руководстве детьми или пассивно за ними надзирал? Какие моменты во время прогулки Вам особенно понравились, не понравились, почему?

19. Сколько времени длилась прогулка? Соответствует ли это время установленному режиму дня?

20. Какие приемы использует воспитатель для сбора детей в помещение? Удачны ли они: да, нет, почему?

Примечание: проведение воспитателем раздевание анализируется аналогично проведению одевания, проведение подготовки к обеду, обед анализируется аналогично проведению завтрака.