В подростковом возрасте ведущей является деятельность, в ходе которой происходит полноценное развитие личности. Ведущая деятельность в подростковом возрасте

04.07.2019

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу.

В этом возрасте складываются две системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая – со сверстниками. Отношения со взрослыми оказываются неравноправными. Отношения со сверстниками строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия. Подросток больше времени начинает проводить со сверстниками, так как это общение приносит ему больше пользы, удовлетворяются его актуальные потребности и интересы. Подростки объединяются в группы, которые становятся более устойчивыми, в этих группах действуют определенные правила. Подростков в таких группах привлекает сходство интересов и проблем, возможность говорить и обсуждать их и быть понятыми.

В подростковом возрасте появляется два вида отношений: в начале этого периода – товарищеские, в конце – дружеские. В старшем подростковом возрасте появляется три вида взаимоотношений: внешние – эпизодические «деловые» контакты, служащие для сиюминутного удовлетворения интересов и потребностей; товарищеские, способствующие взаимообмену знаниями, умениями и навыками; дружеские, позволяющие решать вопросы эмоционально-личностного характера.

Во второй половине подросткового возраста общение со сверстниками превращается в самостоятельный вид деятельности. Подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, хочет жить групповой жизнью. Проблемы, возникающие во взаимоотношениях со сверстниками, переживаются очень тяжело. Для привлечения к себе внимания сверстников подросток может пойти на все, даже на нарушение социальных норм или открытый конфликт со взрослыми.

Товарищеские отношения базируются на «кодексе товарищества», включающем в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. В этом возрасте осуждаются такие качества, как эгоистичность, жадность, нарушение данного слова, измена товарищу, зазнайство, нежелание считаться с мнением других. Такое поведение в группе сверстников-подростков не только не приветствуется, но и отвергается. Подростку, продемонстрировавшему подобные качества, могут объявить бойкот, отказать в приеме в компанию, в совместном участии в каких-либо делах.

В подростковой группе обязательно появляется лидер и устанавливаются отношения лидерства. Подростки стараются привлечь к себе внимание лидера и дорожат дружбой с ним. Подростку также интересны друзья, для которых он может быть лидером или выступать равноправным партнером.

Важным фактором дружеского сближения является сходство интересов и дел. Подросток, который дорожит дружбой с товарищем, может проявить интерес к делу, которым тот занимается, в результате чего возникают новые познавательные интересы. Дружба активизирует общение подростков, у них появляется возможность обсуждать события, происходящие в школе, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых.

К концу подросткового возраста очень велика потребность в близком друге. Подросток мечтает, чтобы в его жизни появился человек, который умеет хранить тайны, был отзывчивым, чутким, понимающим. Овладение нравственными нормами – это важнейшее личностное приобретение подросткового возраста.

Учебная деятельность, хотя она и остается преобладающей, отступает на второй план. Оценки перестают быть единственной ценностью, важным становится то, какое место подросток занимает в классе. Все самое интересное, сверхсрочное, неотложное происходит и обсуждается на переменах.

Подростки стремятся участвовать в разнообразных видах деятельности: спортивной, художественной, общественно полезной и др. Таким образом они стараются занять определенное место среди людей, показать свою значимость, взрослость, ощутить себя членом общества, реализовать потребность в принятии и самостоятельности.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Возрастная психология: конспект лекций. Возрастная психология как наука

Возрастная психология конспект лекций.. тема возрастная психология как наука предмет и задачи возрастной психологии возрастная психология это отрасль..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет и задачи возрастной психологии
Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от

Факторы, определяющие развитие возрастной психологии
Детская психология как наука о психическом развитии ребенка зародилась в конце XIX в. Началом этому послужила книга немецкого ученого-дарвиниста В. Прейера «Душа ребенка» (СПб, 1891

Методы исследования в возрастной психологии
Комплекс методов исследования, которыми пользуются в возрастной психологии, состоит из нескольких блоков методик, заимствованных из общей, дифференциальной и социальной психологии.

Биогенетические и социогенетические концепции
Сторонники биогенетической концепции развития полагают, что основные психические свойства личности заложены в самой природе человека (биологическом начале), определяющей его

Теория конвергенции двух факторов детского развития
Теорию конвергенции, или, как ее еще называют, теорию двух факторов, разработал немецкий психолог В. Штерн (1975–1938), который был специалистом в области дифференциальной психологи

Психоаналитические теории детского развития
Психоанализ изначально возник как метод лечения, но вскоре был воспринят как средство получения психологических фактов, которые легли в основу новой психологической системы.

Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона
Возникновению теории личности американского психоаналитика Э. Эриксона (1904–1994) способствовали труды по психоанализу. Эриксон принял структуру личности 3. Фрейда и создал психоан

Стадии жизненного пути личности по Э. Эриксону
Кризисом развития сопровождается формирование всех форм идентичности. По мнению Э. Эриксона, основной кризис идентичности приходится на юношеский возраст. Если процессы развития идут удачно,

Теория социального научения
Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества. Представители этого направления

Проблема развития мышления в ранних работах Жана Пиаже
Задача, которую поставил перед собой выдающийся швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896–1980), состояла в том, чтобы раскрыть психологические механизмы целостных логических структур. Но

Теория когнитивного развития (концепция Ж. Пиаже)
При изучении психологии развивающегося ребенка всегда уделялось большое внимание мышлению и речи, потому что они составляют основу интеллекта. Этой проблемой занимались Л.С. Выготск

Культурно-историческая концепция
Разработкой этой концепции занимался Л.С. Выготский с группой ученых – таких, как А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.И. Божович, А.В. Запорожец и др. Их экспериментальные исследования лег

Концепция психического развития ребенка Д.Б. Эльконина
Существует множество подходов к периодизации психического развития ребенка, но наиболее приемлема периодизация развития, предложенная выдающимся специалистом в области детской и пед

Особенности процесса развития
Развитие представляет собой качественные изменения – появление новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Для них характерны следующие закономерности


Под движущими силами развития личности понимают потребности самого ребенка, его мотивацию, внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые в об

Закономерности психического развития
К закономерностям психического развития относятся неравномерность и гетерохронность, неустойчивость, сен-зитивность, кумулятивность, дивергентность – конверген-тность.

Механизмы развития личности
Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, яв

Самосознание личности
Самосознание – это совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности (И.С. Кон). Самосознание отражает р

Структурные звенья самосознания. Их генезис
Структурными звеньями самосознания являются: 1) идентификация человека со своим телом, именем, т. е. ценностное отношение к телу и имени; что отмечается уже у детей месячно

Подходы к периодизации психического развития в возрастной психологии
Существуют различные точки зрения на процесс развития ребенка в целом. Одни ученые полагают, что этот процесс непрерывный, другие считают его дискретным. Сторонники непр

Понятие возраста
С психологическим развитием детей тесно связано понятие возраста. Р.С. Немов определил возраст как качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого раз

Понятие сензитивности. Критические и кризисные периоды
Сензитивностъ – это характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной трев

Кризис новорожденности
Первый год жизни ребенка можно разделить на два периода: новорожденности и младенчества. Периодом новорожденности называется промежуток времени, когда ребенок отделен от мате

Психическое развитие ребенка в период новорожденности
В этот период ребенок умеет различать соленый, горький, сладкий вкус и реагировать на звуковые раздражители. Однако самым важным моментом в его психическом развитии является возникн

Новообразования периода новорожденности
С первых часов жизни ребенка взрослые являются для него источниками звуковых и слуховых сигналов. Они смотрят на новорожденного, показывают ему разные предметы, разговаривают с ним,

Кризис первого года жизни
В первый год жизни ребенка, в младенчестве (от 1 месяца до года), развиваются зрение, восприятие, речь, память, мышление, происходит становление эмоциональных контактов с окружающим

Ведущий вид деятельности
Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является эмоционально-личностное общение со взрослыми людьми, т. е. с теми, кто в основном ухаживает за малышом: матерью, о

Новообразования младенческого возраста
Новообразованиями младенческого возраста являются хватание, ходьба и первое слово (речь). Рассмотрим каждый акт подробнее. Хватание – это первое организова

Социальная ситуация развития
Раннее детство – это период от 1 года до 3 лет. В этом возрасте происходят изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития. Новоо

Развитие познавательной сферы ребенка
В этом возрасте развиваются восприятие, мышление, память, речь. Этот процесс характеризуется вербализацией познавательных процессов и возникновением их произвольности.

Личностные образования
В раннем детстве наряду с развитием познавательной сферы идет и личностное развитие. В первую очередь происходит личностная социализация ребенка, так как, наблюдая за взрослы

Кризис трех лет
Кризис трех лет характеризуется тем, что личностные изменения, происходящие с ребенком, приводят к изменению его отношений со взрослыми. Этот кризис возникает потому, что ребенок на

Ведущий вид деятельности в раннем детстве
В раннем детстве ведущей становится предметная деятельность, которая влияет как на психическое развитие, так и на общение с взрослыми. В младенчестве деятельность но

Социальная ситуация развития
Дошкольное детство охватывает период с 3 до 6–7 лет. В это время происходит отсоединение ребенка от взрослого, что ведет к изменению социальной ситуации. Ребенок впервые поки

Ведущий вид деятельности
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности

Основные этапы игровой деятельности в дошкольном возрасте
Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно-манипулятивный и конструктивный характер. Во время игры совершенствуются восприятие, память, воображение, мышление и двигательные функци

Психическое развитие дошкольника
Все психические процессы – это особая форма предметных действий. По мнению Л.Ф. Обуховой, в отечественной психологии произошло изменение представлений о психическом развитии благода

Новообразования дошкольного возраста
К новообразованиям дошкольного возраста Д.Б. Эльконин отнес следующие. 1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может

Психологическая готовность к школе
Психологическая готовность – это высокий уровень интеллектуальной, мотивационной и произвольной сфер. Проблемой готовности ребенка к обучению в школе занимались мног

Социальная ситуация развития
Проблемами младшего школьного возраста занимались многие психологи: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдова, Л.И. Айдарова, Ю.А. Полуянов и др. Этот возраст привлекает к себе пристальное внима

Учебная деятельность. Другие виды деятельности
Учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменение старых. Предметы науки и культуры – это особые предметы, с которыми над

Этапы игровой деятельности в младшем школьном возрасте
Учебная деятельность связана и с трудом. В связи с перестройкой школы вопрос связи учебной деятельности с трудом становится особенно важным. Участие детей в трудовой деятельности оказывает с

Новообразования младшего школьного возраста
К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление. Память.В этом возрасте большие изменения происходят в познават

Кризис семи лет
Личностное развитие и появление самосознания в дошкольном возрасте становятся причинами кризиса семи лет. Основные признаки этого кризиса: 1) потеря непосредственности. В м

Проблемы перехода от младшего школьного возраста к подростковому
Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания. Сюда можно отнести и переход учащихся из начальной школы (9-11 лет) в среднее звено. Изм

Социальная ситуация развития
Социальная ситуация развития человека в этом возрасте представляет собой переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослой жизни. Иными словами, подростковый возраст зан

Физиологические изменения
В подростковом возрасте происходят физиологические изменения, которые приводят к изменениям в поведении детей. Сокращается период активности доминирующего центра коры

Психологические изменения
Изменения на психологическом уровне в подростковом возрасте проявляются следующим образом. Высокого уровня развития достигают все познавательные процессы и творческая актив

Кризис подросткового возраста
Подростковый кризис приходится на возраст 12–14 лет. По продолжительности он больше, чем все другие кризисные периоды. Л.И. Божович считает, что это связано с более быстрым темпом ф

Новообразования подросткового возраста
Новообразованиями данного возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, полово

Когнитивные изменения
В юношеском возрасте отмечается философская направленность мышления, которая обусловлена развитием формально-логических операций и эмоциональными особенностями. Юношам боле

Учебно-профессиональная деятельность
В юношеском возрасте происходит личностное и профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение, по И.С. Кону, подразделяется на несколько этапов. 1. Дет

Процесс становления самосознания
Важнейшим психологическим процессом в юношеском возрасте является становление самосознания и устойчивого образа «Я». Психологов давно интересовало, почему именно в этом воз

Взаимоотношения с окружающими
В юношеском возрасте развитие взаимоотношений со сверстниками и взрослыми также идет раздельно. Данные отношения становятся более сложными, юноши и девушки начинают играть множество

Дети с отклонениями в развитии
К данной категории относятся дети с временной задержкой психического развития, с астеническими, реактивными состояниями, конфликтными переживаниями. Причины течения данных нарушений

Психология умственно отсталого ребенка
Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга. Впечатление ум

Психологические особенности одаренных детей
Одаренные дети – это дети, резко выделяющиеся из среды сверстников высоким умственным развитием, которое является следствием как природных задатков, так и благоприятных услов

Тема 12. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ И СИТУАЦИЯХ ДЕПРИВАЦИИ
Развитием личности в экстремальных ситуациях и ситуациях депривации занимается экстремальная психология. Экстремальная психология – это отрасль психологической науки, изуча

Традиционные формы групповой коррекционно-развивающей работы (тренинги)
Основное их содержание составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на целостное психологическое развитие ребенка и решение конкретных задач. Важным элементом занятий

Нетрадиционные формы групповой развивающей работы
Нетрадиционные формы групповой развивающей работы со школьниками отличаются от тренинговой и коррекционно-развивающей работы организацией и содержанием. К таким формам относятся обу

Индивидуальная работа психолога
Индивидуальная работа включает в себя психологическое консультирование и психотерапию. Психологическое консультирование – это особая область практической психологии,

Тема 14. ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА
14.1. Ранняя взрослость (20–40 лет) В этот период познавательные психические процессы развиваются неравномерно. Интеллектуальное раз

Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
В 40–60 лет человек оказывается в условиях, психологически отличающихся от прежних. К этому времени он приобретает богатый жизненный и профессиональный опыт; дети становятся взрослы

Период поздней взрослости (60 лет и старше)
Многие ученые называют период старше 60 лет геронтогенезом, или периодом старения. Изучением этого возраста занимается наука геронтология. Геронтология – это область з


Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.

1) Общение является для подростков очень важным информационным каналом;
2) Общение - специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права.;
3) Общение - специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.

Психологи считают, что общение включает 2 противоречивых потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является конформность - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.

Подросток продолжает оставаться школьником; учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план. Основное противоречие подросткового периода - настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них.

Д.Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками. Именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Главная потребность периода - найти свое место в обществе, быть «значимым» - реализуется в сообществе сверстников.

У подростков возможность широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит» из школы и психологически, и даже буквально. Динамика мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста: желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе (10-11 лет); мотив занять определенное место в коллективе сверстников (12-13 лет); стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности (14-15 лет).

В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на «кодексе товарищества», реализуется стремление к глубокому взаимопониманию. Интимно-личное общение со сверстниками - это деятельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. В ней формируется самосознание как основное новообразование психики.

Часто даже в основе ухудшения успеваемости лежит нарушение общения со сверстниками. В младшем школьном возрасте решение проблемы успеваемости часто вторично приводит и к гармонизации сферы общения со сверстниками, к повышению самооценки и т.д. В подростничестве только наоборот - снятие напряженности в общении, ослабление личностных проблем может повлечь улучшение успеваемости.

Другая точка зрения по поводу характера ведущей деятельности подросткового периода принадлежит Д.И. Фельдштейну. Он считает, что главное значение в психическом развитии подростков имеет общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая, неоплачиваемая деятельность.
Просоциальная деятельность может быть представлена как учебно-познавательная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная или спортивная, но главное - это ощущение подростком реальной значимости этой деятельности. Содержание деятельности - дело, полезное для людей, для общества; структура задается целями взаимоотношений подростков. Мотив общественно полезной деятельности подростка - быть лично ответственным, самостоятельным.

Общественно полезная деятельность имеется и в младшей школе, но она недостаточно развернута. Отношение к общественно полезной деятельности на разных этапах подросткового возраста изменяется. Между 9 и 10 годами у ребенка появляется стремление к самоутверждению и признанию себя в мире взрослых. Главное для 10 -11-летних - получить у других людей оценку своих возможностей. Отсюда их направленность на занятия, похожие на те, которые выполняют взрослые люди, поиск видов деятельности, имеющих реальную пользу и получающих общественную оценку. Накопление опыта в разных видах общественно полезной деятельности активизирует потребность 12 -13-летних в признании их прав, во включении в общество на условиях выполнения определенной, значимой роли. В 14-15 лет подросток стремится проявить свои возможности, занять определенную социальную позицию, что отвечает его потребности в самоопределении. Социально значимую деятельность как ведущий тип деятельности в подростковый период необходимо целенаправленно формировать. Специальная организация, специальное построение общественно полезной деятельности предполагает выход на новый уровень мотивации, реализацию установки подростка на систему «я и общество», развертывание многообразных форм общения, и в том числе высшей формы общения со взрослыми на основе морального сотрудничества.
По мнению Фельдштейна, интимно-личностный и стихийно-групповой характер общения преобладает в том случае, если отсутствуют возможности осуществления социально значимой и социально одобряемой деятельности, упущены возможности педагогической организации общественно полезной деятельности подростков.



Подростковый возраст характеризуется неоднозначностью в определении ведущей деятельности. Наиболее распространенными являются точки зрения, согласно которым ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение (Д.Бы.Эльконин), общественно полезный труд (Д.И.Фельдштейн).

Общение подростка со сверстниками по уровню значимости занимает ведущую позицию. В отличие от младшего школьного возраста, когда взрослый занимает авторитетное положение, подросток имеет сильное стремление к общению со сверстниками. Наибольшее желание подростка - заслужить уважение и признание сверстников, стать авторитетным в группе. Поэтому он должен соответствовать ожиданиям сверстников, а это иногда противоречит моральным нормам.

В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Для этого ему необходимы личная свобода и ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои "кодексы чести". В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Для этого ему необходимы личная свобода и ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои "кодекс чести". Подросток начинает ценить такие качества как принципиальность, добросовестное отношение к делу, общественную активность, искренность, честность, доброту, силу, а также качества, которые относятся к его взаимодействию со сверстниками.

Нормативность в подростковых группах формируется стихийно, контроль за ней осуществляется в максималистских формах. Если подросток подвел, предал, бросил, он может быть избит, ему могут объявить бойкот и оставить в одиночестве. Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы.

При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе. Группа создает чувство "Мы", которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Часто подростки для усиления этого "Мы" используют автономную групповую язык, автономные невербальные знаки.

В неформальных подростковых в " соединениях формируется своеобразный сленг - слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками. Сленг создает впечатление усиления чувства "Мы" тем, что сокращает дистанцию между теми, кто общается, через идентификацию всех членов группы общими знаками общения.

Кроме автономной сленгового языка, которая объединяет подростков в группы, необходимо выделить также площадные жесты и позы-агрессивные, снимающие дистанцию, иногда откровенно циничные. Невербальное общение может вызывать протест со стороны взрослых.

Подростки мало интересуются глубинным смыслом невербальных средств, которые они используют в общении. Конечно, значительную роль в вербальных и невербальных формах общения определяют культурная среда, в которой живет подросток, и его внутренняя позиция по отношению к сленгу и ненормативным жестам вообще.

Для подросткового возраста большое значение имеет обретение друга, который имеет особую ценность. Характерной чертой дружбы в подростковом возрасте является непостоянство, изменяемость отношений и интересов, авторитетов, усиление или ослабление влияния сверстников в группе. Это является проявлением процесса внутреннего осмысления, переживания поступков друзей, соответствие их морали.

Подросток начинает больше времени проводить вне дома, с друзьями. Большое значение приобретает подражание рис высокостатусных, авторитетных сверстников и старших по возрасту подростков или юношей. Появляется дружба, которая основывается на общих интересах и симпатиях. Друзья вместе проводят время, имеют сходство в манере одеваться и вести себя, читают одинаковые книги, слушают одинаковую музыку. Подростки положительно оценивают своих друзей, наделяя их такими качествами как ум, веселость, искренность, а все негативные реплики взрослых по поводу друзей отрицаются и не имеют никакого влияния.

в то же Время для подростка важное значение имеет оценка друзьями его личностных качеств, знаний и умений, способностей и возможностей. Друзья лучше, чем взрослые проявляют сочувствие, адекватное восприятие радостей и невзгод друг друга.

Подростковая дружба, начавшись в 11-12 лет, постепенно переходит в юношескую, уже с другими особенностями взаимной идентификации.

Общение подростка со взрослыми также отводится важная роль. В общении со взрослыми подросток усваивает общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы действий. При этом подросток находится в позиции младшего, подчиненного, а это не всегда способствует усвоению морально-этических норм.

из-За возникновения у подростка чувства взрослости, он стремится выглядеть как взрослый, иметь его права и возможности. Для него характерно подражание взрослого, поэтому в совместной деятельности взрослый имеет возможности влиять на становление личности подростка, его взросления.

Общение с родителями, учителями и другими взрослыми складывается под влиянием чувства взрослости, что возникло. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к требованиям со стороны взрослых, которые раньше выполнял, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, которая отождествляется в их понимании с взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.

Вместе с тем подросток начинает критично оценивать взрослых, их слова, поступки, поведение, отношения, социальную позицию. Однако, требования подростка к взрослому являются категоричными и противоречивыми. С одной стороны, он стремится к самостоятельности, протестует против опеки, контроля, недоверия, с другой испытывает страх и тревогу при необходимости преодолевать проблемы, надеется на помощь и поддержку взрослого, хотя не всегда откровенно признается в этом.

Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Подросток скорее притязает на определенные права, чем стремится к принятию на себя обязанностей. Поэтому для освоения подростком новой системы отношений важна аргументация требований, что исходит от взрослого. Простое навязывание требований, как правило, отрицается.

В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, они выражают протесты в различных формах, проявляют неподчинение с целью изменить сложившиеся отношения. И взрослые постепенно под воздействием притязаний подростков вынуждены переходить к новым формам взаимодействия с ними. Этот процесс не всегда происходит безболезненно, так как на восприятие взрослыми подростков как подчиненных и зависимых от них влияет, ряд факторов, прежде всего, экономический фактор (подросток материально зависит от родителей) и социальный (подросток сохраняет социальное положение ученика). В результате между подростками и взрослыми могут возникать конфликты.

Общение подростка во многом обусловливается изменчивостью его настроений. В течение незначительного промежутка времени оно может меняться на прямо противоположный. Смена настроений ведет к неадекватности реакций подростка. Так, реакция эмансипации, проявляющаяся в стремлении освободиться из-под опеки старших, может принимать под влиянием момента такие крайние формы выражения, как побег из дома.

Характерными для подросткового возраста являются имитации чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем в первую очередь обращается внимание на ее внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка. Сравнительно редко проявляется отрицательная имитация, когда определенный человек выбирается в качестве отрицательного образца. Это бывает кто-то из родителей, что принесли много горя и обид подростку.

Недостаток внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком, поскольку он чувствует себя лишним. В таких случаях подросток начинает жить своей тайной жизнью.

Чрезмерная опека и контроль со стороны родителей, также нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается лишенным возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности, на что взрослые реагируют более жестким контролем, изоляцией подростка от сверстников. Противостояние подростка и родителей лишь возрастает.

При условии привязанности взрослых, подростки способны во многом доверять им. Наличие взрослого друга является важным условием нормального развития личности подростка. Позитивным в отношениях со взрослыми является включение подростка в совместной деятельности, которая организуется на основе единства интересов, увлечений. В ходе выполнения такой деятельности возникают совместные переживания, чувства, настроения, намерения, обусловливающих эмоциональную и духовную близость.

Общение с взрослыми помогает подростку понять особенности взрослой жизни, сопоставлять свои поступки и поступки взрослого. Подросток категорически и критически относится к просчетов и ошибок взрослого, особенно остро реагирует на несправедливость учителя.

Несмотря на важное место, которое занимает общение подростка со взрослыми, все же типичной для этих отношений является наличие конфликтов, проявлений грубости, упрямства, агрессии. Это связано с тем, что подросток чувствует себя взрослым и требует соответствующего отношения к себе, а взрослый все еще продолжает относиться к нему как к ребенку. При условии изменения отношения взрослого к подростку ситуация может нормализоваться и их общение станет более продуктивным.

Таким образом, интимно-личностное общение в подростковом возрасте является ведущей деятельностью, в ходе которой происходит полноценное развитие личности подростка.

Общественно полезная деятельность является не только средством освоения знаний, развития умений и навыков, но и развития личности подростка. В ходе этой деятельности подросток усваивает правила поведения, общественной морали, у него формируются взгляды, убеждения, принципы, идеалы, жизненные цели.

Исследованием общественно полезной деятельности в 60-80-е годы занимался Д. И. Фельдштейн, который считал эту деятельность ведущей в подростковом возрасте. Исходными положениями для исследования были: во-первых, способность подростков осознавать свои растущие возможности, которые дают основы для реализации потребности в самостоятельности, потребности в признании со стороны взрослых его прав и потенциальных возможностей; во-вторых, развитие у подростков ориентирован на нормы человеческих отношений.

Д.Л.Фельдштейн показал, что подростки стремятся утвердить и раскрыть себя в реальных отношениях общественно полезной деятельности. В связи с переустройством государственной системы с 1991 года, потребность в общественно полезной деятельности не исчезла - она является потребностью возраста и прямо не зависит от государственной системы.

Как правило, ученики средних классов охотно берутся за любое общественно полезное дело, их увлекает содержание и форма внеклассной или внешкольной деятельности, романтика, им нравятся походы, путешествия. Эта деятельность обеспечивает условия для самовыражения подростка в общественно значимых делах, что дает возможность занять более весомое положение в системе общественных отношений. Главной положительной чертой здесь является возможность моделирования реальных общественных отношений, что отвечает потребности подростка войти в активную жизнь общества.

Подростковый возраст (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка - половым созреванием. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие - позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Подростковый возраст - трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В самосознании происхо­дят значительные изменения: появляется чувство взрослости - ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразова­ние младшего подросткового возраста. Возникает страстное жела­ние если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. От­стаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации , подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. В отечественной литературе существует по крайней мере три варианта определения ведущей деятельности подростничества . Д.Б. Эльконин выделял интимно-личностное общение, Д.И. Фельдштейн - общественно полезную деятельность, В.В. Давыдов - общественно значимую деятельность.в этот период становится интимно-личностное обще­ние . Появляются подростковая дружба и объединение в нефор­мальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе (Он может переживать отсутствие куртки - такой же, как у всех в его компании, - как трагедию. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в без­опасности, психологи рассматривают как механизм психологи­ческой защиты и называют социальной мимикрией), хотят заслужить уважение и бра­вируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Благо­даря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным само­воспитание. У подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влия­ниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, об­разуя на границе ранней юности «Я-конпепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего периода.Общение со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Подростковая дружба - сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать (а для этого нужно иметь сходные проблемы или такой же взгляд на мир человеческих от­ношений), становится своеобразным психотерапевтом.В этот возрастной период детей так тянет друг к другу, их об­щение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой «реакции группирования». Несмотря на эту общую тенденцию, психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Входить в любую группу, готовую его принять, недостаточно. Для подростка важно иметь референтную группу , цен­ности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех под­ростков принимают в группы, часть из них оказывается изолиро­ванной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе осо­бого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы.


При неудовлетворенности внутригрупповыми отношениями он ищет себе другую группу, более соответ­ствующую его запросам. Подросток может входить одновременно в несколько групп, допустим, в одну из групп класса, в компанию своего или соседнего двора и группу, сложившуюся на занятиях в спорткомплексе. Иногда значительное влияние на личность оказы­вают подростковые группы, образующиеся в летних лагерях.

Введение

Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток - полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, а зрелость еще не наступила. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие, и все виды его деятельности: учебную, трудовую и игровую. В подростковом возрасте очень ярко проявляется стремление к общению с товарищами, к жизни в коллективе сверстников, развивается чувство личной дружбы.
Так, под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности. Субъектами общения являются живые существа, люди.
Данная аттестационная работа посвящена изучению специфики и особенностей общения подростков с взрослыми. Актуальность темы заключается в том, что изучение специфики и особенностей общения подростков очень важна в возрастной психологии.
Общение в подростковом возрасте претерпевает значительный качественный перелом по сравнению с общением младших школьников. Первостепенное значение приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, активно, самостоятельно занимаются самовоспитанием.
С помощью конкретных знаний можно разрешить сложные проблемы и конфликты, которые возникают с детьми подросткового возраста. Углубленное изучение данной темы необходимо для того, чтобы получать новые знания и находить нетрадиционные способы решения конфликтных ситуаций между подростками и взрослыми.
Целью аттестационной работы является охарактеризование ведущей деятельности подростка и рассмотрение различных точек зрения на специфику и особенности общения подростков.
Степень разработанности темы в отечественной психологической науке можно проследить в трудах Д.Б. Эльконина, Т.В.Драгуновой, Л.И.Уманского, а также А.И.Захарова.
Объектом исследования является изучение общения с взрослыми
Предметом исследования являются особенности общения в подростковом возрасте.
Задачи аттестационной работы:
- раскрыть особенности общения подростка с взрослыми;

    Характеристика ведущей деятель ности подростка
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых, сложившихся форм взаимоотношений с людьми. В 4 классе школьники переходят к систематическому изучению основ наук. А это требует от их психической деятельности более высокого уровня: глубоких обобщений и доказательств, понимания более сложных и абстрактных отношений между объектами, формирования отвлеченных понятий. У школьника существенно меняется его общественная позиция, его положение в коллективе. В подростковом возрасте существенно перестраивается характер учебной деятельности. Причем не только усложняется сама учебная деятельность: увеличивается количество учебных предметов, вместо одного учителя с классом работают 5-6 учителей, у которых разные требования, разный стиль ведения урока, разное отношение к учащимся. Главное, постепенно нарастающая взрослость подростка делает неприемлемыми для него привычные младшему школьнику старые формы и методы обучения. Если ученик еще недавно охотно слушал подробные объяснения учителя, то теперь подобная форма знакомства с новым материалом часто вызывает у учащегося скуку, равнодушие, тяготит его. Склонный раннее к дословному воспроизведению учебного материала, он стремится теперь излагать материал своими словами и протестует, когда учитель требует точного воспроизведения (формулы, законы, определения). Расширение связей с окружающим миром, широкое всепоглощающее общение со сверстниками, личные интересы и увлечения также часто снижают непосредственный интерес подростков к учению. Сознательно-положительное отношение ребят к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают ля них определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни. Однако здесь порой наблюдается расхождение: стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным или даже отрицательным отношением к школьному учению. Это может быть своеобразной реакцией на те или иные неудачи в учении, на конфликт с учителем. Подросток обычно остро переживает, учебные неудачи и из-за самолюбия иногда маскирует подлинное отношение к этим неудачам: делает вид, что к успехам в учении он совершенно безразличен и равнодушен. Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения подростков к учению играют идейно-научная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение подростков рациональными приемами учебной работы, являющимися предпосылкой для достижения успеха.
Самый важный факт физического развития подростков- половое созревание, начало функционирования половых желез. Начало полового созревания в большой степени зависит от национально-этнографических и климатических факторов, а так же от особенностей индивидуальной жизни. Естественно и нормально появление у подростков в связи с половым созреванием половое влечение и соответствующих мыслей, чувств, переживаний, специфического интереса к противоположному полу, к соответствующему содержанию книг и кинофильмов. Надо добиваться того, чтобы этот интерес не приобретал нездорового характера, не был связан с нежелательными психологическими проявлениями. Здесь очень важно соблюдать правильный распорядок жизни подростка, строгий режим его труда, сна, отдыха и питания, регулярно проводить занятия физкультурой и спортом. Важно переключить внимание подростков, направить их на иную, интересную и занимательную для них деятельность.
    Общение подростка с взрослыми
В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Советские психологи вслед за Л.С. Выготским единодушно считают важнейшим психологическим новообразованием подросткового возраста специфическое чувство взрослости, толкающее его на утверждение своей самостоятельности. Эта взрослость для подростка первоначально вырисовывается в отрицательном плане как требования свободы от зависимости и ограничений, свойственных положению ребенка. Отсюда бурная и порой драматическая «переоценка ценностей» и, прежде всего перестройка отношений с родителями .
Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.
Несмотря на внимание противодействия проявляемых по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.
В связи с легкой ранимостью подростка для взрослого очень важно найти формы налаживания и поддерживания этих контактов. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение.
Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Сам он больше притязает на определенные права, чем стремится к принятию на себя обязанностей. Если подросток почувствует, что от него многого ожидают, он может пытаться уклониться от выполнения обязанностей под прикрытием наиболее «доброго» взрослого. Поэтому для освоения новой подростковой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослого. Простое навязывание требований, как правило, отвергается.
В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, они выражают протесты в различных формах, проявляют неподчинение с целью изменить сложившиеся ранее отношения. И взрослые постепенно под воздействием притязаний подростков вынуждены переходить к новым формам взаимодействия с ними. Этот процесс далеко не всегда проходит безболезненно, так как на восприятие взрослыми подростков как подчиненных и зависимых от них влияет множество факторов. Среди них необходимо выделить экономический фактор (подросток материально зависит от родителей) и социальный (подросток сохраняет социальное положение ученика). В результате между подростками и взрослыми могут возникать конфликты.
Общение подростка во многом обуславливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямо противоположное. Изменчивость настроений ведет к неадекватности реакций подростка. Например, реакция эмансипации, проявляющаяся в стремлении высвободится из-под опеки старших, может принимать под влиянием момента такие крайние формы выражения, как побеги из дома.
Неустойчивость подростка, неумение оказать сопротивление давлению со стороны взрослых зачастую ведут к «уходам» из ситуации. Поведение подростка также в определенной степени характеризуется детскими реакциями. При чрезмерных ожиданиях от подростка, связанных с непосильными для него нагрузками, или при уменьшении внимания со стороны близких может следовать реакция оппозиции, характеризующаяся тем, что он разными способами пытается вернуть внимание, переключить его с кого-то другого на себя.
Характерными для подросткового возраста являются имитация чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем в первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка. Сравнительно редко проявляется у подростков отрицательная имитация, когда определенный человек выбирается в качестве отрицательного образца. Зачастую это бывает кто-либо из родителей, причинивших много горя и обид подростку.
Слабость и неудачливость в какой-либо одной области подросток стремится компенсировать успехами в другой. Причем сравнительно часто встречаются формы гиперкомпенсации, когда для самореализации выбирается область деятельности, представляющая наибольшие трудности.
В ряде случаев позиции взрослых по отношению к подростку неблагоприятны для его развития. Например, авторитарная позиция по отношению к подростку может стать условием, искажающим его психическое и социальное развитие.
Руслан (13 лет) воспитывается авторитарной матерью. Отчим общается доброжелательно и лояльно. В отношениях с сыном мать жестко доминирует во всем, не давая никакой инициативы Руслану. Мать занимается бизнесом и может обеспечить сыну престижный лицей, обучение языкам, музыке. Но при этом жестко общается и контролирует сына. Руслан обнаруживает социальный инфантилизм и потенциальную готовность к жесткой авторитарности. Авторитарный стиль отношения к сыну матери приводит к тому, что подросток в качестве защиты себя от агрессии пользуется ложью в объяснении своих поступков и мотивов. Со сверстниками у него проблемы в общении, друзей нет. .
Из данного примера можно сделать вывод, что тяготы авторитарного стиля – это не только проблема отношений детей и родителей. За этим стоит формирующийся стиль отношений подростка к другим людям. Где, как ему кажется, он ненаказуем, подросток из авторитарной семьи обычно жестко общается со сверстниками, выражает неуважение к взрослым, явно демонстрирует свою свободу, нарушая нормы поведения в общественных местах. С посторонними людьми такой подросток или беспомощно застенчив (говорит тихим голосом, опускает глаза), или расхлябано, дурашлив неуважителен. В то же время в семье с благополучными отношениями подросток уже способен соответствовать общественным ожиданиям в сфере общения и быть достаточно прогнозируемым.
Недостаток внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует себя лишним, ибо является источником обременяющих хлопот. Подросток в подобных случаях обычно начинает жить своей тайной жизнью.
Чрезмерная опека и контроль, необходимый, по мнению родителей, также нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается лишенным возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности. Взрослые же нередко реагируют на это ужесточением контроля, изоляцией своего чада от сверстников. В результате противостояние подростка и родителей лишь возрастает.
Чрезмерное покровительство, стремление освободить подростка от трудностей и неприятных обязанностей приводят к дезориентации, неспособности к объективной рефлексии. Ребенок, привыкший к всеобщему вниманию, рано или поздно попадает в кризисную ситуацию. Неадекватно высокий уровень притязаний и жажда внимания не сочетаются с малым опытом преодоления сложных ситуаций.
Вместе с тем многие подростки стремятся избегать конфликтов, пытаясь скрыть недозволенные поступки. Стремление к явным конфликтам с родителями проявляется сравнительно редко. Скорее используются внешние формы отстаивания своей независимости, такие, например как дерзость в общении. Подростка может привлекать ореол дерзости как символ его личной свободы. Однако подросток в действительности сензитивен к культурным ожиданиям
и т.д.................