Психологическая помощь — «Хотел помочь женщине начать новую жизнь, а она просто использовала меня…. Что значит "жить правильно"? Для частной жизни

23.06.2020

Пожалуйста, помогите мне, у меня сейчас очень трудная жизненная ситуация. Я замужем за верующим мусульманином, живёт он в другом городе, читает намаз, живёт по Сунне. Мы женаты почти два года, а я живу в Москве.

Очень трудно жить на расстоянии: то он приезжает ко мне, то я к нему, в Москву он не может переехать жить, потому что у него карьера, работа, а в Москве у него ничего нет и никаких связей, чтобы работать здесь. Он скрывает наши отношения от своих родителей, говорит, что они не поймут и не примут меня, так как у меня есть ребёнок от первого брака, я уже была замужем и я другой национальности.

Я приняла Ислам недавно, начала соблюдать все требования религии примерно два года назад, альхамдулиллях, читаю намаз, ношу хиджаб и стараюсь жить по Сунне. Иншааллах, я должна на днях родить ребёнка, а мужа рядом нет; приедет на несколько дней, только чтобы встретить меня из роддома, и потом снова уедет к себе. Говорит, что после Нового года я должна переехать жить к нему. Но я спросила его, как мы будем там жить, если его родители никогда не примут меня, и он ответил, что будет снимать квартиру, что будет обеспечивать меня и ребёнка, но будет продолжать скрывать от родителей наше существование.

Получается, что он будет жить у родителей, а большую часть времени проводить со мной и ребёнком, иногда даже будет ночевать с нами. Мы очень любим друг друга, но я не знаю: что мне делать? Как мне поступить в такой ситуации? Я сказала мужу, чтобы он рассказал всё родителям и принял уже решение, но он говорит, что не готов идти против родителей, говорит, что даже готов страдать и потерять личную жизнь, только чтобы родителям было хорошо. Получается, что его ребёнок и жена должны страдать… Его отец – неверующий, он очень строгий, выбросил все религиозные книги из дома...

Я знаю, что родителей нужно уважать и слушаться их, но как быть, если они идут против религии и не дают жить своим родным сыновьям? Правильно ли мой муж поступает? Что мне делать, как поступить? Я не хочу развода, т. к. очень люблю своего мужа, и он тоже любит меня и мучается. Но и так жить тоже меня не устраивает, я хочу, чтобы мой муж всегда был рядом, в любую минуту.

Пожалуйста, помогите мне, дайте мне совет ради Аллаха, мне так плохо, мне на днях рожать, каждый день плачу, не сплю ночами, очень сильно нервничаю. Чувствую, как мой ребёночек очень страдает внутри. Есть ли какие-нибудь аяты из Корана, хадисы, подтверждающие, что муж должен жить с семьёй, а не с родителями?

Ответ :

С точки зрения религии :

Прежде всего хочу от всей души поздравить Вас с тем, что Вы обратились в Ислам. Согласно хадису Пророка (мир ему и благословение), с принятием Ислама все грехи прощаются, и жизнь, как говорится, начинается с чистого листа.

Ислам как истинная религия, исходящая от Творца всего Сущего, в том числе и всех людей, всех рас и всех национальностей, не разделяет людей ни на расы, ни на национальности, ни по каким-нибудь другим критериям, за исключением уровня их набожности. Об этом Сам Всевышний говорит в Коране (смысл): «Самый достойный и почтенный – самый богобоязненный! » (сура «Аль-Худжурат», аят 13).

إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِنْدَاللَّهِ أَتْقَاكُمْ

Однако некоторых людей всё же одолевают их традиции, обычаи, принципы, а не законы и нормы Ислама. К таким людям, возможно, относятся и родители Вашего супруга. Нежелание родителей принять в невестки девушку другой национальности не греховно – но до тех пор, пока оно не вызвано национализмом, неприязнью к той или иной национальности. Согласно Шариату, дети, какими бы взрослыми они ни были, обязаны слушаться своих родителей, если то, что они говорят, не запрещено религией.

В вопросе же женитьбы на той или иной женщине сын вправе не слушаться родителей, поскольку это его жизнь и ему предстоит жить со своей супругой, а не его родителям. В любом случае Вы обязаны как по Шариату, так и как любящая и уважающая своего мужа супруга слушаться его. В том числе и переехать, если он того пожелает. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится, что «лучший из вас тот, кто лучший для своей семьи, и я – лучший из вас отношением к своей семье » (Сунан Ибн Маджа, № 1967).

خيرُكم خيركم لأهله وأناخيرُكم لأهلي

В том же, что он живёт вместе с родителями, нет ничего предосудительного, запретного. Вы с самого начала знали, на что идёте. Кроме того, когда Вы переедете в город, в котором он живёт, да ещё когда родите от него ребёнка, более чем уверен, что он будет намного больше времени проводить с Вами, а позже, возможно, и полностью переедет к Вам. Просто наберитесь терпения, и всё образуется.

С точки зрения психологии:

К несчастью, ситуация, изложенная Вами, довольно часто встречается. И вся проблема в том, что нет готового решения таких проблем, в каждом отдельном случае надо разбираться персонально. Прежде всего необходимо отделить объективные факторы от всего остального, и тогда уже будет видно, чем можно пожертвовать, а что можно приобрести.

Несомненно, что для Вашего мужа объективной причиной происходящего является его отношение к собственным родителям, – это та сторона проблемы, которая не может быть проигнорирована. Вы должны чётко осознать для себя тот факт, что Ваш муж не пойдёт против них и не пожертвует ими ради собственного благополучия. Хорошо это или плохо, это уже отдельный, нравственный вопрос.

Одно ясно: у человека, который с уважением относится к своим родителям, пусть даже они и неверующие, в принципе доброе сердце и высокая моральная ответственность. Это уже несомненный плюс, поскольку эти моральные качества положительно отразятся и на вашей семье. Вы ж его любите, а это уже говорит о том, что Вы видите в нём положительные стороны. Оцените ситуацию в целом, определите границы, за которые он не пойдёт. Прекрасно понимаю Ваши чувства, то, что Вам хочется видеть его как можно чаще, чтобы ребёнок видел рядом с собой отца (об этом будет ещё сказано отдельно), чувствовать рядом с собой мужское плечо, чувствовать себя увереннее перед окружающими.

Дело в том, что, требуя от него решительных действий, Вы серьёзно рискуете усугубить положение и настроить его против себя. Недопустимо ставить мужа в ситуацию выбора: или Вы или его родители, – потому как выбор в вашем случае очевиден, хотя он и болезненный для обеих сторон.

Как бы тяжело ни было, но лучше сохранить то, что имеете, чем потом сожалеть о потерянном. Представьте для себя самый ужасный сценарий развития событий и сравните с тем, что сейчас есть. Говорю так по той причине, что есть риск всё потерять и ещё больше усугубить положение.

Далее. Жизнь крайне непредсказуема, и делать печальные прогнозы преждевременно. Если дать мужу возможность спокойно всё взвесить, обдумать, то есть вероятность, что он сам найдёт идеальный способ исправить положение. Как вариант, можно обсудить с ним возможность Вашего переезда поближе к нему, необязательно в его родной город, просто поближе. Попробуйте прислушаться к собственному сердцу, что оно Вам подсказывает, куда подталкивает. Иногда разговоры и советы окружающих могут сильно повлиять на Ваше мнение и склонить Вас к решению, которое может всё погубить.

Для Вас сейчас важно сосредоточиться на собственном здоровье. Не омрачайте свою беременность грустными мыслями, думайте о том хорошем, что есть между вами. Ведите с ним переписку, рассказывайте о своих ощущениях – в общем, постарайтесь всё делать так, чтобы и муж чувствовал себя рядом с Вами, знал о том, как протекает Ваша беременность. Это выработает в нём ответственность за ребёнка, осознание своего отцовства. В будущем это положительно отразится на ваших отношениях.

Теперь то, что касается Вашего ребёнка. Как можно чаще говорите с ним об отце, давайте слушать его голос по телефону, показывайте фото и видео. Нельзя допустить, чтобы ребёнок чувствовал себя оторванным от отца, без родительского внимания.

Просто для себя будьте уверены в том, что всё сложится наилучшим образом, и спокойно ждите положительного развития событий. Сейчас многое находится в Ваших руках и в руках Вашего супруга. Не ставьте друг другу условий. Помните о том, что вы любите друг друга, и сохраните то хорошее, что есть у вас.

Мухаммад-Амин Магомедрасулов

Алиасхаб Анатольевич Мурзаев

психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям

Каждая сунна очень важная для нас как для людей, любящих Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Быстрый вопрос для освежения памяти: кем был Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха)? Мы, как мусульмане, считаем, что он был последним Посланником Творца ко всем людям. Его жизнь есть пример для каждого поколения до конца времен как образец чистого и смиренного пути поклонения Аллаху для достижения Его довольства.Слово «сунна» используется для описания жизни и учения Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Сунна – это прекрасное руководство для всех желающих вести полезную и успешную жизнь.

Иногда мы задумываемся о том, почему наша жизнь не складывается так, как нам хотелось бы, в то время как Сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха) представляет собой настоящее сокровище того, как устроить свою жизнь наилучшим образом. Сам

«Тот, кто возродит какую-то мою сунну, тот любит меня. А тот, кто любит меня, будет вместе со мной в Раю» (Тирмизи).

Мы должны стараться воплощать в жизнь Сунну Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не только из личной пользы, но и из любви к нему. Нам следует проявлять активность, изучая жизнь последнего Посланника Аллаха к людям (мир ему и благословение Аллаха). Чем больше мы знаем о жизни какого-либо человека, тем более увеличивается наше уважение к нему. Аналогичным образом, узнавая больше о Пророке (мир ему и благословение Аллаха), мы будем больше любить его.

В этой статье мы обсудим 12 сунн Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые нам следует стремиться возрождать с надеждой на успех в этой жизни и будущей, где мы, иншаАллах, сможем быть в обществе нашего любимого Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

1. Рано ложиться спать и рано просыпаться

Расписание нашего сна играет большую роль в нашей способности эффективно работать в течение дня. Утренние часы после фаджра – одно из самых благословенных периодов времени дня. Если вы начнете день с молитвы, вы весь день будете в правильном настроении и сможете много успеть в течение дня. Однако, чтобы иметь возможность рано встать, нужно ложиться спать рано, чтобы ваш организм имел достаточно времени, чтобы отдохнуть.

Аиша (да будет доволен ей Аллах) говорила об образе жизни Пророка (мир ему и благословение):

«Он обычно ложился спать рано и поднимался в последнюю часть ночи, чтобы совершить тахаджуд, а затем продолжал спать (до утренней молитвы)» (Бухари).

Если вы позволите ежедневным заботам одолеть вас, вы можете попасть в очень плохое положение, когда вы будете поздно ложиться и поздно вставать. Вследствие этого вы каждый день не будете успевать сделать то, что вы себе запланировали, и опять ляжете поздно, и поздно встанете. Разорвите этот порочный круг сегодня же. Ложитесь спать рано и вставайте рано, чтобы у вас были силы для повседневных дел.

2. Старайтесь почаще улыбаться.

Ибн Джаз (да будет доволен им Аллах) сообщает: «Я не видел никого, кто бы улыбался больше, чем Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)» (Тирмизи).

Ученые доказали, что, когда человек улыбается, в его организме повышается содержание естественного антидепрессанта – гормона серотонина, в результате чего человек чувствует себя более довольным. Мы недооцениваем влияние улыбки на нас самих и на окружающих. Эта небольшая деталь играет огромную роль в построении отношений с окружающими вас людьми. Положительный настрой и отношение незаменимы в стремлении быть продуктивным, чтобы добиться ваших целей в жизни. Улыбка - это простое действие, которое поможет поднять ваше настроение и заставит вас чувствовать себя более благодарным, как это делал наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха).

Итак, давайте следовать этой великой сунне. Отметьте, какое ваше обычное выражение лица, ваше нормальное состояние – это удовлетворение, или вы всегда появляетесь перед людьми грустным, недовольным, разочарованным? От вас потребуется совсем немного регулярных усилий, но вы сможете перестать хмуриться, улыбаться чаще и распространять радость и мир вокруг вас, как это делал наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха).

3. Используйте мисвак

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если бы я не боялся затруднить свою общину, я бы велел ей использовать мисвак перед каждой молитвой» (Тирмизи).

Этот хадис указывает на отношение Пророка (мир ему и благословение Аллаха) к использованию мисвака. Палочка мисвак изготавливается из ветвей дерева арак и обладает многими полезными качествами, в том числе удаляет бактерии из полости рта. Недаром Пророк (мир ему и благословение Аллаха ему) хотел, чтобы мы чаще использовали мисвак, поскольку он придавал большое значение гигиене полости рта. Передается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха ему) использовал мисвак после пробуждения. Зубы – это очень деликатный орган, возникновение проблем с ними может привести к сильным болям, так что эта сунна предлагает нам меры предосторожности против проблемы, которая может причинить вам множество неприятностей. Мисвак легко купить, и стоит он относительно дешево, что делает эту сунну легкой в соблюдении. Он помогает держать полость рта чистой и свежей естественно и без особых усилий.

Абдуррахман ибн Абу Атик говорил: «Мой отец сказал мне: «Я слышал, как Аиша передавая слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), говорила: «Мисвак – это средство для очищения рта и приятен Господу»» (Сунан ан-Насаи).

4. Смазывание волос маслом.

Джабир ибн Самур спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о седых волосах на голове. Он ответил: «Если смазать голову маслом, они не будут видны» (Ан-Насаи).

Многие не верят, что смазывание волос – это часть Сунны. В этом хадисе говорится об использовании масла, чтобы скрыть седину на голове, тем самым, мы видим, что Сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха) охватывает каждый аспект жизни. Регулярное смазывание волос предотвращает выпадение волос и поседение, укрепляет волосы и делает их сильными и блестящими путем укрепления белка волос, успокаивающим образом действует на нервы и капилляры мозга. Мы стремимся к этой цели, затрачивая много денег на парикмахерские и спа-салоны, но эта простая сунна может сохранить нам много денег, времени и усилий, в то время как мы будем подражать жизни нашего любимого Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

5. Следование правилу «одной трети» в пище

Микдам ибн Мадикариб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) следующее:

«Не наполнял сын Адама сосуда худшего, чем его желудок. В то время как достаточно несколько кусочков, чтобы выпрямить спину. А если так необходимо ему наполнить желудок, пусть наполнит одну треть едой, одну треть водой и одну треть воздухом» (Ибн Маджа).

Многие недооценивают тот факт, что пища имеет огромное значение на производительность нашего тела и мозга. В хадисе подчеркивается, что переедание – это очень предосудительное качество, от которого мы должны держаться подальше. Также важно помнить, что недоедание в равной степени вредно для человека. Чтобы нормально работать, мы должны сбалансированно подходить к нашему питанию. Мы не должны есть до такой степени, когда мы будем чувствовать себя сонными и усталыми, что приводит к лени, от чего мы просим убежище у Аллаха. Таким образом, соблюдать меру в питании очень важно.

6. Говорить благое либо молчать

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и Судный день, говорит благое либо молчит» (Муслим).

Мы часто оказываемся в ситуации, когда мы сидим и говорим о вещах, которые нас не касаются. Мы тратим драгоценные минуты и даже часы, просто обсуждая вопросы, которые не увеличивают наши знания, не улучшают наш характер и не приносят нам пользы. Когда мы плохо отзываемся человеке или ситуации, разговор становится долгим просто из-за желания посплетничать. Красота этой конкретной сунны проявляется в том, что она помогает нам сэкономить время и уменьшает количество энергии, которую мы тратим на обсуждение бесполезных вещей. Эти энергию и время мы сможем потратить на что-то полезное, например, на чтение Корана или зикра, на полезные мирские дела, либо для обсуждения вещей, которые принесут пользу нам и другим в этой и будущей жизни.

7. Совершение хиджамы (кровопускания)

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если есть исцеление в каких-нибудь лекарствах, то оно содержится в хиджаме, употреблении меда и прижигании, но я бы не рекомендовал прижигание» (Бухари).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) регулярно прибегал к хиджаме. Эта форма лечения применялась на протяжении всей истории во многих странах. Преимущества хиджамы огромны: исследования показали, что она полезна для лечения мигреней, болей в суставах, бесплодия. Она снимает стресс и усталость, что помогает человеку чувствовать себя бодрым.

8. Посещение больных

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кормите голодных, навещайте больных и освобождайте пленников» (Бухари).

Через все учение нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) проходит идея заботы о других людях. Среди наших родных и знакомых, наверняка, также есть множество людей, которые испытываются болезнями - и легкими, и серьезными. В посещении их есть два основных преимущества. Показывая внимание и заботу о них, вы укрепляете узы родства или дружбы. И во-вторых, глядя на человека, который испытывает страдания, мы начинаем благодарить за дар здоровья, который многие из нас, к сожалению, принимают как должное. В следующий раз, когда вы узнаете, что кто-то болен, не ограничивайтесь пожеланием им «скорейшего выздоровления», а вспомните забытую сунну – сделайте над собой усилие, чтобы навестить их и поддержать.

9. Сидеть во время еды и питья

Передается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Запретно для человека пить стоя». Его спросили: «И есть (стоя)?» Он ответил: «Это еще хуже» (Тирмизи).

Люди, которые едят и пьют стоя, показывают, что они делают это на ходу, в спешке. Если человек садится для приема пищи, он может съесть меньше, чем обычно, и медленнее прожевывает пищу, что положительно сказывается на его здоровье. Также важно есть не в одиночку, а вместе с родными или друзьями, что является важнейшим способом укрепления братских отношений между людьми.

10. Спать на правой стороне

«Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправлялся спать, он спал всегда на правом боку» (Бухари).

Если человек хочет чувствовать себя хорошо в течение дня и работать продуктивно, ему следует обратить внимание на то, как он спит. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вел самую продуктивную жизнь, и его способ сна очень много помогал ему в этом. Следование его примеру есть ключ к полезной и здоровой жизни.

11. Произнесение слов «салям /бисмиллях» перед входом в дом

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если человек поминает Аллаха при входе в дом или во время еды, шайтан говорит своим помощникам: «Мы не нашли места для ночлега и ужина». Но если человек входит, не поминая Аллаха, шайтан говорит: «У нас есть место для ночлега», и, если он забывает произнести имя Аллаха во время еды, шайтан говорит: «Мы нашли место для ночлега, а также ужин». (Муслим).

Никто из нас не хотел был, чтобы в наш дом вошли шайтаны. Так что очень важно искать прибежище от злых сил. Входя в дом, следует произносить имя Аллаха, чтобы закрыть пути для шайтана. Его цель- сбить нас с пути, ведущего к довольству Аллаха, поэтому старайтесь закрыть все пути, через которые он может проникнуть в вашу жизнь. Не позволяйте врагу взять верх над вами!

12. Следуйте способу «развязывания трех узлов»

Встать на фадж для многих из нас – это целая проблема. Однако, как мы уже сказали раньше, утренние часы - это очень благословенное и ценное время для учебы, работы и ибадата. Печальная реальность такова, что многие из нас упускают это время, поскольку не в состоянии встать вовремя на фаджр.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Когда вы спите, сатана завязывает три узла на затылке каждого из вас, и он произносит над каждым узлом следующие слова: «Ночь длинна, так что спи крепко». Если человек просыпается на фаджр и восхваляет Аллаха, развязывается один узел. Когда он совершает омовение, развязывается второй узел, и когда он совершает намаз, все узлы распадаются, и он встает утром бодрым и в хорошем настроении, в противном случае, человек просыпается в плохом настроении и вялым» (Бухари).

Этот хадис предлагает нам план действий для успешной жизни: встать на утренний намаз, восхвалить Аллаха, совершить омовение и прочитать намаз. Быть бодрым и в хорошем настроении – это идеальные составляющие для успешного дня, и вы добьетесь этого, если будете следовать этой сунне, иншаАллах.

Как же мы счастливы, что наша религия предлагает нам все возможности для успешной и благословенной жизни. Альхамдулиллях!

Мой муж в Исламе уже четвертый год, он совершает намазы, держит пост и посещает мечеть. Но почти всегда он пребывает в плохом настроении, находится в таком депрессивном состоянии, что все его раздражает, и дети в том числе. Его постоянное занятие дома - это чтение религиозных книг, ничто другое его не интересует. Он мне рассказывает, как нужно вести себя по отношению к людям, что нужно сдерживать себя, даже если тебе нагрубили, что хорошо, когда гости приходят в дом и т. д. Я со всем этим согласна, я сама мусульманка. Но как же собственная семья, в которой ты живешь? Мы тоже нуждаемся в хорошем настроении, которое у него бывает крайне редко, и в хорошем отношении к нам. Да, конечно, он не гуляет, не пьет, но жить с таким человеком тоже очень не просто. Я не знаю, что с этим делать, что ему можно сказать на это. Могу ли я развестись на этом основании?

Сразу оговорюсь, что разводиться с ним я бы очень даже не советовал. Он, возможно, немного закрылся в себе. Кстати, по статистике мужчинам сложно заниматься домашними вопросами и домашним хозяйством. Поэтому они, приходя домой с работы, обычно смотрят телевизор, читают газеты или просто ложатся спать. По природе своей мужчины обычно выкладываются на работе, а женщины больше любят домашнее хозяйство, стремятся к созданию семейного уюта.

Идеальных людей не бывает, но ваш муж близок к этому (не пьет, не курит, не гуляет и т. п.). В то же время учитывайте относительно себя, что человеку (как мужчине, так и женщине) всегда чего-то не хватает. Найти полную гармонию на работе и в кругу семьи, родственников и друзей очень даже нелегко. Согласитесь, что мы сами придумываем себе проблемы, считая, что должно быть лучше, а потом прилагаем титанические усилия для разрешения этих надуманных проблем.

Вам нужно быть немного психологом. Найти ключик к мужу. Ни в коем случае не упрекать его, исключить поучительный тон в общении с ним. Необходимо немного оживить разные грани ваших внутрисемейных отношений. Не ждите, что результат сразу будет налицо. Наилучшее поклонение Всевышнему - это когда человек делает что-то благое в незначительном количестве, но постоянно .

Искренне советую вам вместе с мужем не торопясь, вдумчиво прочитать эту книгу до конца. Читая ее сообща, вы постепенно и незаметно для себя выстроите «мосты» внутрисемейного взаимопонимания на уровне души, сердца и разума. Аминь (да примет Всевышний эти слова подобно молитве). Именно духовного взаимопонимания и откровенности в общении, как мне кажется, вам и не хватает.

Повторюсь, настоятельно не советую разрушать семью. Найти вторую половину крайне тяжело, а еще тяжелее сжиться с ней, стать единым целым.

Может ли жена мусульманина поехать учиться в университет (вдали от своего мужа на 120 км) на несколько недель. Дональд, 23 года.

С согласия мужа она может поехать учиться, если есть гарантии ее безопасности, если есть, к примеру, родственник, который будет опекать ее там, или знакомые. Но лучший вариант - поехать вместе с мужем, взявшим на этот период отпуск, отгул.

Разрешается ли супругам называть друг друга по именам? Или это нежелательно?

Канонически это никак не регламентировано, а потому человек волен поступать, как хочет.

Я работаю и получаю зарплату. Имеет ли право мой муж спрашивать, сколько я получаю и на что трачу деньги? Когда я говорю, что я не обязана отчитываться ему об этом, он упрекает, что я должна сидеть дома и воспитывать детей. Я с этим не спорю, но когда я стала работать, я хоть могу купить что-то своим родителям, радовать их, своих детей, своего любимого мужа. Посоветуйте, что делать в таких ситуациях: сидеть дома и воспитывать детей в нищете или работать и тратить это на свою семью? Лейла, 25 лет.

Нехватка материнского внимания и должного домашнего воспитания могут обернуться серьезной и дорогостоящей проблемой через 10–15 лет. Живых примеров тому очень много. Советую посвятить себя работе, карьере и покупкам-подаркам лет через 15, когда дети сформируются как личности и будут готовы начать самостоятельную жизнь. Быть мамой - это огромный каждодневный труд, который требует приобретения многих постоянно совершенствуемых навыков. Выбор за вами.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Человек! У тебя есть то, чего тебе достаточно [оглядись, присмотрись, ты многим богат и обеспечен, цени это и развивай]! Ты же требуешь того, что развратит тебя. [Идя на поводу легкомысленных желаний или алчного соперничества, ненасытности, ты начинаешь переходить нормы морали, предаешь свои истинные ценности: теряешь себя, свою обязательность пред Богом и людьми; теряешь ощущение святости семейных взаимоотношений.]

Человек! Ты не доволен малым [что есть у тебя], а большим [сколь бы многочисленным оно ни становилось] не насыщаешься. [Прими это к сведению и измени свое отношение к происходящему, дабы при любых обстоятельствах быть счастливым и благодарным Творцу.]

О сын (дочь) Адама! [О человек!] Если ты встретишь утро [нового дня] (1) в телесном здравии [ты здоров], (2) со спокойной душой (сердцем) [ничто не разрывает твое сердце на части, не беспокоит тебя до глубины души] и (3) у тебя есть пропитание хотя бы на один день, то можешь ничего не бояться! [Все в твоих руках, перед тобой огромные просторы земных возможностей, моли Господа о помощи, последовательно делай от тебя зависящее и никогда и ничего не бойся!]» .

Я замужем за мусульманином, приняла Ислам, молюсь и держу пост. Мой муж состоявшийся человек, бизнесмен. Я - художница, пишу натюрморты и продаю их в магазины. Муж не разрешает мне самой забирать деньги из магазина, забирает сам и не отдает. Говорит, что ему срочно надо, то на одно, то на другое. Может отдать, если только я сильно буду просить. Он говорит, что это наши общие деньги и я его оскорбляю тем, что прошу отдать их мне. Сам он денег на меня и на нашего ребенка не дает. Только еду покупает. Все время обещает и ничего не выполняет.

И еще. Моя мама оставила мне большую сумму денег, так он и это забрал. Я ни копейки не видела. Скажите, он правильно делает или это грех? Эльнара.

Он поступает очень неправильно. По мусульманским канонам муж не может забирать имущество жены и пользоваться заработанными ею деньгами . Вам следует получить с него расписку о том, что все перечисленные суммы (деньги родителей и заработанное вами на продаже картин) взяты у вас в долг и будут возвращены в определенный срок. Переговорите с магазином, чтобы не передавали ваши деньги кому-либо, кроме вас.

Мне интересно, какая вы у него по счету жена и есть ли у вас официальная регистрация. Поведение вашего мужа больше похоже на поведение афериста, повесившего на себя табличку «бизнесмен».

Я приняла Ислам, замужем два года. У нас маленький ребенок. Я родилась в Москве, муж живет в Москве уже давно, его семья на родине. Они меня приняли хорошо, и с этим никаких проблем нет. Я часто бываю на его родине, его родственники тоже к нам заезжают.

Мой муж очень любит нашего сына, души в нем не чает. Но проблема вот в чем. Я вышла замуж сразу после того, как закончила институт. Потом забеременела и сидела дома, мы жили в квартире его дяди. Я не работала, за квартиру не надо было платить. Муж зарабатывал только на самое необходимое, то есть на питание. Потом на восемь месяцев надо было съехать с квартиры, и я поехала жить к родителям, а он к своей тете.

Затем я родила, надо было жить вместе, снимать квартиру. Денег было только на месяц аренды. На третий месяц после родов я вышла на работу, чтобы оплачивать за квартиру. И уже в течение года я оплачиваю квартиру, верчусь, как только могу, чтоб заработать деньги. И с ребенком по дому успеваю. Но мне тяжело. А муж часто повторяет: «Ты не видела, как пашут наши женщины в селе». Он считает, что я ничего не делаю.

Я не хочу казаться меркантильной, но, насколько я знаю, муж должен стараться обеспечивать семью. А получается все наоборот. Я очень устала, что делать - не знаю. Посещают разные мысли. Но расходиться с ним не хочу, сыну нужен отец. Подскажите, как мне быть?

Реплика. У меня такая же проблема, муж не может содержать семью. Он учитель, и этим все сказано. Но у него еще тяжелый порок сердца, он не может работать ночью или на тяжелой физической работе. А ваш муж? Может быть, стоит отбросить амбиции и заняться погрузкой-разгрузкой (можно ему на это намекнуть). Если же выгодно, чтобы работали вы, значит пусть возьмет заботу о ребенке в свои руки. Ислам ведь этого не запрещает.

Выскажите ему свои переживания о том, что терпение может подойти к концу, что в состоянии перегруженности и нервозности вам сложно будет уделять должное внимание сыну. А для себя учтите, что депрессия и хроническая усталость способны нанести глубокую психологическую травму, за которой могут последовать тяжелые физические заболевания, а вам ведь необходимо воспитывать сына, а также тех детей, которые еще родятся (с Божьего на то благословения). Обсудите все это с мужем без претензий, стараясь понять происходящее. Если он проигнорирует все ваши доводы, тогда (1) парню нужен отрезвляющий удар по голове, который поможет взглянуть на происходящее по-новому, с учетом чувств и переживаний других, (2) а вам - отдых и, как минимум, переход на полставки.

Мы с мужем женаты пять лет, но живем в разных квартирах. Допустимо ли это по шариату и по Сунне? Хавва, 27 лет.

Если каждый из вас выполняет свои супружеские обязанности, тогда - на ваше усмотрение.

Имеет ли муж право заставлять жену работать? Если не соглашаешься на это, то начинаются упреки в отношении денег, которые, кстати, тратятся на его же питание и проживание. Дильназ, 30 лет.

Он не имеет такого права, так как тем, кто должен обеспечивать семью материально, является именно муж. Хотя при обоюдном согласии жена также может устроиться на работу.

1. Муж и жена студенты, муж перешел на второй курс, а жена - на пятый. Муж не работает, так как у него дневная форма обучения. А жена учится и работает на нескольких работах, устает. Может ли она жаловаться мужу, что устает работать за двоих, и просить, чтобы он скорее нашел работу? Или надо работать и зарабатывать молча, не предъявляя претензий супругу?

2. Не грех ли ей жаловаться мужу и упрекать его, если он тратит деньги на лишнее?

3. Читала, что жена имеет право по своему усмотрению распоряжаться своим заработком.

4. Какой привести довод мусульманину, чтобы оторвать его от компьютерной игры, дабы он помог по хозяйству или занялся чем-то полезным?

5. Муж учится в серьезном вузе, поступил туда благодаря милости Всевышнего (повезло на экзаменах, знаний было очень мало), но вследствие нехватки простейших учебных знаний (даже квадратное уравнение с большим трудом научился решать) не может своим умом сдавать экзамены. В школе в своей стране он изучал только Коран и арабский язык. Если не будет использовать шпаргалку или подсказку кого-либо, то завалит все экзамены и будет отчислен, вследствие чего он и его супруга потеряют жилье - студенческое общежитие от вуза. Своего жилья нет. Что сделать: заваливать экзамены, быть отчисленным, потерять жилье или использовать нечестные методы сдачи экзаменов? Простит ли Всевышний его шпаргалки? Ирада, 21 год.

1. Стоит не претензии предъявлять, а обсуждать проблему вместе. Полезны совместные размышления и анализ происходящего, а также будущего.

2. Нет греха, если реплики с ее стороны вежливы, сдержанны и благоразумны.

3. Она имеет на это полное право.

4. Ничего не говорить. Совесть рано или поздно у него проснется. То, что человек мусульманин, еще не избавляет его от лени и желания бездельничать.

5. Работать над собою, а не играть в компьютерные игры. Работать денно и нощно.

Если знаний мало, то с большой вероятностью можно сказать, что и шпаргалки ему не помогут. Преподаватель, задав дополнительные вопросы, легко выведет его на чистую воду. Выход - пока не поздно, взяться за ум и учебники, восстановив пробелы (или пусть даже большие дыры) в знаниях. Если проявить силу воли и духа, то можно преуспеть в любом деле. Для человека нет такого, чего он не мог бы добиться. Если же он утверждает подобное, то, скорее всего, просто не хочет добиваться, стараться. И в этом случае стоит задуматься о цели получения выбранного образования: нужно ли оно вообще? Представьте себе врача, которому доверили здоровье пациента, а он может поставить диагноз лишь наугад, «по шпаргалке»…

Каково положение человека, которому предложили уехать из родного дома ради призыва других людей к Исламу, а он отказался, так как не хотел покидать свою семью (родителей, сестер, братьев), желая в духовном и материальном плане помогать своей семье? Считается ли, что он поступил эгоистично и пренебрег этим путем ради своего личного блага?

На мусульманине не лежит обязанность быть миссионером. Но лежит обязанность материально обеспечивать семью и помогать близким, соблюдая при этом повседневную духовную и религиозную практику. Этому человеку следует преодолевать, достигать, созидать, и он сам себе докажет, на что способен. Не стоит тратить время на размышления о прошлом. Многое следует успеть в настоящем.

В идеале - нельзя. Лучше не выносить сор из избы. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, в наихудшем положении пред Богом в Судный День окажутся те муж или жена, кто разглашал внутрисемейные тайны (секреты), переданные (раскрытые) одним из них другому [особенно это касается секретов интимного характера]» .

Неразглашение интимной стороны внутрисемейной жизни является обязанностью мужа перед женою, как и наоборот. Разглашение же - один из больших грехов .

Делитесь своими мыслями и переживаниями со своей мамой, например, или с кем-то из родственников, кто может внимательно выслушать и дать мудрый совет. Обсуждая внутрисемейные вопросы, а тем более грехи вашего мужа (побил, оскорбил) с подругой или кем-либо иным, вы совершаете грех. В вашем случае, когда вы не можете самостоятельно найти выход из сложившегося в голове эмоционального тупика, возможно краткое, без подробностей обсуждение происходящего с наиболее близким вам человеком, дабы найти выход и верно сформулировать свое отношение к происходящему.

Кстати, если муж бьет свою жену, это ненормально. Следует предпринимать меры, дабы психическое «недомогание» не переросло в большую проблему. Думаю, в этом вам поможет продуманное и ненавязчивое общение с любимым в подходящий для этого момент, а также чтение соответствующей литературы по семейной психологии. Жизнь - экзамен, а потому всегда актуально учиться, работать над собой и думать головой.

Я замужем за мусульманином, сама тоже практикующая мусульманка. У моего супруга есть друзья, которые читают намаз, но их супруги не читают.

Насколько я знаю, в Исламе женщинам не положено сидеть с немахрам мужчинами за одним столом. Порой его друзья приглашают нас в гости, где все сидят за одним столом. С точки зрения шариата, как вы считаете: нужно оставаться дома или идти в гости? Айсулу.

Можно идти в гости, главное - чтобы у вас был прикрыт аурат.

1. Если жене предложили работу, при выполнении которой ей придется находиться рядом с посторонним мужчиной наедине, в одном кабинете, как быть? Запретить? По милости Всевышнего нет острой необходимости супруге выходить на работу, так как моего заработка хватает, но она добровольно изъявила желание работать, аргументируя тем, что не хочет засиживаться дома, хочет развиваться, общаться с людьми и т. д. Супруга пока не начала соблюдать религиозную практику. Наши дети (дочке 4 года, сыну 2,5) ходят в садик. Что можете посоветовать?

2. Нужно ли детям ходить в детский сад или лучше самим ими заниматься дома? Лично я сторонник того, чтобы супруга занималась детьми и была дома, так как никто лучше нее не знает, что хорошо для наших детей. Но ей не хочется целый день проводить дома, она часто жалуется на это, устает от двоих детей. Я ее понимаю. Можно пригласить помощницу, чтобы она помогала ей по дому. Я не хочу на нее сильно давить и запрещать ей все. Подскажите, пожалуйста, с религиозной точки зрения и из собственного опыта, как нам быть?

3. Возможно, вы знаете, что у казахов есть такая традиция: единственный или младший сын должен остаться жить со своими родителями. Это мой случай, я - единственный сын. Мы с женой и детьми живем вместе с моими родителями. Хотя возможность жить отдельно от них у нас есть. Отцу до пенсии еще десять лет, и родители хорошо обеспечены.

Я полтора года назад стал религиозно-практикующим и стараюсь по возможности приобщать жену, детей к следованию канонам, но мои родители категорически против этого. Дочь и сын пару раз видели меня молящимся, и дочка спросила, что и зачем я делаю. Я постарался ей объяснить, и она начала за мной повторять. В один прекрасный день она достала свое полотенце, расстелила на полу перед моими родителями и, приняв соответствующею позу, начала объяснять своему младшему братику, как надо молиться. Родители, мягко говоря, были не в себе. Мама на меня конкретно наехала после этого. Мол, детям голову не забивай. Даже настояла на том, чтобы я поставил защелку на дверь и закрывался во время намаза. Пока не хватает опыта, не знаю, как все устроить. Если уйти и жить отдельно, родители обидятся. А так хочется открыто говорить, объяснять своим детям об Исламе, потихоньку закладывать основу. С родителями на эту тему пару раз пытался заговорить, но они категорически не желают слушать. Говорят, что я не развиваюсь, а наоборот - возвращаюсь в Средневековье. Они не отрицают Бога, верят, но не видят необходимым практиковать религию, даже Коран в руки брать не хотят.

1. Советую активно заниматься развитием детей. Когда им исполнится по 13–15 лет и они благополучно будут обучаться в хорошем лицее или, например, перейдут в то образовательное учреждение, которое откроет им перспективы получения образования за границей, и дети будут уже сформированными личностями со своей системой ценностей и авторитетов, а также каждодневной дисциплиной, тогда вы, родители, можете отпустить их в свободное плавание, которое активизирует их рост и развитие в том направлении, которое было задано в семье, в первую очередь - вашей супругой. Активно развивая детей, используя при этом умные книги, тренинги и технологии, жена возымеет перспективу и собственного серьезного интеллектуального и эмоционального развития. Это - тяжелый труд, но он окупится сторицей и в земной обители, и в вечной. Развивая детей духовно, она и сама вырастет духовно, побуждая малышей к физическому развитию, дисциплинирует и себя в вопросах каждодневных физических нагрузок, являя собой тем самым живой пример всестороннего развития.

Желание устроиться на работу на данном этапе в ее случае - это желание тусоваться и наряжаться для кого-то. Через несколько лет она поймет, что это было серьезной ошибкой, а возможность наверстать упущенное уже более не представится.

До момента, когда детей можно пустить в свободное плавание, предстоит работа с ними. Десять лет интенсивных вложений дадут серьезные дивиденды (с Божественного на то благословения). Затем, уже имея серьезный опыт развития и становления личности, можно включаться в процесс карьерного роста, устраиваться на работу либо организовывать собственное дело.

2. Детский сад важен для развития ребенка. Но не нужно ограничиваться лишь им, вечером и в выходные развитие продолжается уже в домашних условиях. Днем супруга может спокойно заниматься решением бытовых и хозяйственных вопросов, а также должна вовремя отдыхать и всесторонне развиваться, дабы вечером быть эмоционально сдержанной и мудрой во взаимоотношениях с мужем и детьми.

3. Для вашей семьи будет правильным жить отдельно, например неподалеку. Будете навещать родителей по праздникам и в выходные дни. Говорю я это больше не из-за их мнения о религии, я скорее имею в виду создание долгосрочных и гармоничных отношений в вашей семье. Родители, вы и ваши дети - три разных поколения, а этапы развития сегодня исчисляются уже не веками, а 5–10 годами. Учитывайте это. Следует уважать родителей и почитать, но быть на привязи у кого-либо не стоит.

Таков смысл слов, проговоренных пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует).

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Байхакы и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 1. С. 42; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 10, хадис № 65, «сахих».

Исключение - когда она лично и без принуждения одобряет это и согласна с этим.

Кстати сказать, ваш муж, являясь состоявшимся и обеспеченным, надеюсь, подарил вам щедрый свадебный подарок?

Хадис от Абу Са‘ида; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 570, хадисы № 123–(1437) и 124–(1437); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 150, хадис № 2491, «сахих».

Бывают внутрисемейные темы или вопросы, касающиеся, например, здоровья, интимных отношений, деловых качеств и т. п., которыми делятся друг с другом муж и жена и которые должны оставаться только между ними. Так вот, если муж или жена сделают достоянием других такого рода сведения, то это расценивается как весьма пагубный грех, с которым человек предстанет в Судный День пред Богом далеко не в лучшем виде. Исключением являются медицинские или иные консультации.

См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 486, хадис № 1/685 и пояснение к нему.

Сунна в моем понимании - это те поступки и слова, мысли и поведение, одним словом, тот образ жизни, который был присущ посланнику Аллаха Мухаммаду (мир ему и благословение).

Что такое сунна

Многие мусульмане до сих пор не понимают значения сунны и ограничивают ее лишь только делами пророка. Жить по сунне - значит, следовать всему тому, чему следовал пророк Мухаммад (мир ему и благословение).

Настоящий, верующий мусульманин живет только по сунне. Надо понимать, что сунна - это ислам, а ислам - это сунна, и эти два понятия нельзя разделить.

Сегодня можно делать по сунне всё, начиная от ритуалов сна и заканчивая приемом пищи. И в каждом действии, в каждом слове есть определенные правила, соблюдая которые, можно сказать, что человек живет по сунне.

Ислам и течения

Но почему же, если все мусульмане должны жить по сунне, сегодня существует столько течений у мусульман:

  1. Суннизм.
  2. Шиизм.
  3. Хариджизм.
  4. Ваххабизм.
  5. Мюридизм и прочее.

Всего в исламе 73 течения. Только вдумайтесь в эту цифру. Представители каждого из них считают, что они живут по сунне. Есть мнение, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение) перед своей смертью сказал, что представители только одного течения попадут в рай.


Просто некоторые из них признают сунной лишь поступки и высказывания пророка, другие - традиции и обряды, которым следовал пророк. Отсюда и множество войн, суть которых заключалась в том, чтобы доказать свою правоту.

Как жить по сунне

Одним из главных правил является ношение бороды. Пророк приказал мусульманам ее оставить. Оставить - значит позволить расти. У моего мужа очень красивая борода. Мне она у мужчин очень нравится. Мне кажется, борода - это признак мужественности.


Если взять прием пищи, то сунной является мытье рук перед едой. Многие мусульмане забывают, что это не только гигиена, но и сунна. Перед непосредственным приемом пищи следует сказать бисмилля́х - слова, с которых должно начинаться любое действие мусульманина. Эти и многие другие действия являются сунной.

Живите по сунне и будет вам награда от Аллаха в следующей жизни.

Несмотря на то, что значительная доля усилий мусульман на сегодняшний день направлена друг против друга, ислам распространяется. Девушка в хиджабе и парень с бородой на улицах города ассоциируются уже не столько с отсталостью, сколько с надёжностью, чёткой жизненной позицией и даже целеустремлённостью. Ислам, как образ жизни, мало-помалу привлекает людей всех категорий.

И всё же окружающие продолжают сторониться религии Аллаха. Они продолжают видеть в ней бесконечные разборки вокруг неактуальных вопросов. Они продолжают оставаться в неведении от того, что ислам тончайшим образом регулирует человеческую жизнь во всех её проявлениях. Они продолжают считать ислам множеством обрядов, которые носят лишь культурную ценность.

Невежество и предрассудки населения – один из главных тормозов исламского призыва. В этой статье мы хотели бы немного рассказать об исламском праве и его уникальной природе.

Определение и возникновение

В языковом значении арабское слово «фикх » означает «понимание». Аллах говорит в Коране: «Что же произошло с этими людьми, что они едва понимают то, что им говорят?» (сура «Женщины», аят 78). В шариатской терминологии «фикх » – это совокупность правовых норм. Так, например, говорят: «я преподаю фикх» или «я изучаю фикх», имея в виду правовые нормы, выведенные из Корана, Сунны, иджмы (единогласного мнения учёныхправоведов), кияса (суждения по аналогии) и других источников права.

Исламское право как наука не было известно сподвижникам Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Во времена, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ещё шагал по этой земле, в фикхе, как и в других шариатских дисциплинах, не было необходимости. Ответы на возникавшие у мусульман вопросы они находили в продолжавшихся ниспосылаться аятах Книги Аллаха и на устах Его Посланника.

Со смертью Пророка (мир ему и благословение Аллаха) прекратилось и ниспослание Корана. Священного текста, которым, с научной точки зрения, ограничивается религия Аллаха, осталось строго ограниченное количество. Вместе с этим расширение границ исламского государства, формирование и развитие новых принципов социальной и экономической жизни, принятие ислама миллионами самых разных людей и другие подобные факторы наваливали на мусульман горы новых вопросов, требовавших незамедлительных ответов. Появилась острая необходимость систематизации и классификации правовых норм на основе двух важнейших источников исламского права: Корана и Сунны, для чего была разработана общая методология выведения правовых норм из источников шариата. Так, на свет появились различные правовые школы и огромное количество предельно детализированных трудов исламских учёных, подробно описывавших все разделы исламского права.

Связь с единобожием

Особенностью исламского права является его прочная связь с верой во Всевышнего Аллаха и столпами исламского вероубеждения, особенно верой в Судный день. Следование шариату – это поклонение Аллаху, которое вместе с познанием Всевышнего является сутью единобожия и непременным следствием веры в Создателя. Аллах говорит: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (сура «Рассеивающие», аят 56).

Во многих аятах Корана Всевышний Аллах подчёркивает связь следования шариату (подчинение исламским правовым нормам) с верой в Него; связь шариата и вероубеждения, права и веры.

Всевышний Аллах упоминает молитву и закят, связав их между собой и верой в вечную жизнь: «…которые совершают намаз, выплачивают закят и убеждены в Последней жизни» (сура «Муравьи», аят 3).

Всевышний Аллах повелевает хорошо относиться к женщине, и связывает это повеление с верой в Него: «О те, которые уверовали! <…> Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чём Аллах заложил много добра» (сура «Женщины», аят 19).

Всевышний Аллах призывает мусульман к активной деятельности, напоминая им о Своём непрерывном наблюдении, взращивая в них тем самым чувство ответственности:«Скажи: »Трудитесь, и увидят ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие. Вы предстанете перед Ведающим сокровенное и явное, и Он поведает вам о том, что вы совершали»» (сура «Покаяние», аят 105).

Всевышний Аллах приказал женщине соблюдать хиджаб и связал исполнение этого приказа с её верой в Него: «Скажи верующим женщинам <…> Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди» (сура «Свет», аят 31).

Из божественной природы исламского права исходит ряд его других важнейших особенностей, среди которых – соответствие естеству человека. Всевышний Аллах, создавший окружающий нас мир, обладает абсолютным знанием обо всех явлениях, процессах и элементах, из которых этот мир состоит. Человеческая жизнь – не исключение, а исламское право – наглядное тому доказательство.

Человеку свойственно ошибаться. Он не умеет заглядывать в будущее, не способен точно распределять приоритеты между частным и общим, между интересами индивида и общества, гражданина и государства. Порой он даже не способен определить, что плохо, а что – хорошо. Самое «точное» из того, чем он обладает, – наука – зачастую основана на практике; основана на пробах и ошибках, предположениях и допущениях.

Исламские науки – самые точные из всех наук, ибо основаны на абсолютном знании Всевышнего Аллаха. Знании того, что для человека благо, а что – зло. Знании того, как достичь пользы и как устранить вред. Знании точной границы столкновения приоритетов личной выгоды и общественной пользы. Знании природы социальных процессов и их последствий, какой бы промежуток времени их не разделял.

Такие, казалось бы, разные внешне, но одинаковые по своей природе явления, как прелюбодеяние и экономическая сделка с элементами ростовщичества, – это примеры того, как за личным интересом человек не способен увидеть общественный вред. Аллах его видит. Именно Он создал причинноследственные связи, и только Его повеления и запреты, на которых строится исламская правовая система, отражают реальную картину человеческой жизни.

В исламе нет затруднений

«Жить по исламу невозможно» – известное среди людей заблуждение. При этом они как бы верят в Аллаха, Который неоднократно опровергает их заблуждение в Своей Книге: «…и не сделал для вас никакого затруднения в религии» (сура «Хадж», аят 78); «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (сура «Корова», аят 185).

Ислам – это путь справедливости и человеческого счастья, а исламское законодательство призвано его обеспечить, поэтому «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (сура «Корова», аят 286). В шариате предусмотрены различные виды облегчений обязанностей мусульман в различных ситуациях, такие, как, например, сокращение и перенос молитвы в пути. А формула «необходимость делает запретное дозволенным» является одним из важнейших правил фикха и охватывает собой практически все правовые нормы.

На самом деле соблюдать ислам очень легко. Правда, с одним условием – когда знаешь, для чего. Ведь люди, как правило, не жалуются на то, как трудно чистить по утрам зубы, ждать зелёного сигнала светофора или не воровать у соседа песок. Потому что они знают последствия совершения или оставления указанных действий. С исламом дело обстоит примерно так же. Действительно, трудно соблюдать хиджаб, не понимая, для чего. Как и, отвлекаясь от повседневности, пять лишних раз в день умываться и совершать непонятные тело движения. Однако, когда человек осознанно приходит к молитве или хиджабу, ему бывает гораздо труднее от них отказаться.

И всё-таки для чего?

Обязательность руководства фикхом

В следовании шариату человек нуждается гораздо больше, чем в чистке зубов или сигналах светофора. Польза от следования шариату не ограничивается этим миром. Более того, главной целью мусульманина, подчиняющего свою жизнь велениям и запретам Всевышнего Аллаха, является Его Довольство и Рай.

Аллах обязал мусульман твёрдо держаться норм шариата во всех сферах и проявлениях их жизни. Все исламские правовые нормы опираются на Коран и Сунну, и их оставление означает забвение Корана и Сунны, оставление веры в Аллаха, Который утвердил их в качестве источников исламского закона. Сама суть ислама заключается в следовании всему, с чем пришёл Посланник Аллаха от своего Господа. Нормы шариата установлены до Судного дня и не могут быть изменены с течением времени или заменены какимто другим законом. Мусульмане обязаны руководствоваться ими во все времена.

Всевышний Аллах сказал: «Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа» (сура «Преграды», аят 3); «Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (сура «Женщины», аят 65); «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (сура «Собрание», аят 7).

Как ясно следует из этих аятов, мусульмане обязаны руководствоваться Кораном и Сунной во всех своих действиях и видах взаимоотношений, и «для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (сура «Сонмы», аят 35).

Заключение

Неграмотность мусульман, их неведение о том, как ислам регулирует те или иные стороны человеческой жизни, их неспособность отстоять позиции ислама в общении с людьми… – это, пожалуй, главные причины слабости исламского да’вата на фоне безыдейности молодёжи и полной деградации общественных отношений. Братья и сёстры, получайте знания и распространяйте их на пути Аллаха! Действуйте, и увидят ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие.