Изобразительная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей с аутизмом. Изобразительная деятельность как средство эстетического развития дошкольников

28.04.2019

Определение детского творчества одной из первых дала Е.А. Флерина: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому» .

Дальнейшие исследования детского творчества еще более уточнили это определение. Н.П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, т. е. умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого начала .

Изобразительное творчество - это отражение окружающего мира в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет направленность ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и направленность способностей к данному виду деятельности.

В.И. Кириенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно:

Способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут наблюдаться. Например, увидев в окне только голову человека, мы не воспринимаем ее как отдельную от туловища (целостность восприятия);

Способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений;

Способность оценивать степень приближения данного цвета к белому;

Способность оценивать перспективные сокращения.

Однако выделенные способности позволяют сформировать только более или менее точное представление об изображаемом предмете и не дают возможности изобразить его. И тем более способности такого рода не позволяют создать выразительный творческий образ.

Для того, чтобы создать выразительны творческий образ нужна способности к художественному выражению:

Эстетическое восприятие явлений реального мира, т.е. непросто сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него, способность видеть, чувствовать выразительность предмета. Именно это-качество создает основу для выражения в графической форме того, что особенно поразило, удивило, обрадовало и т.п.

Интеллектуальная активность. Проявляется это качество в переработке впечатлений, отборе того, что поразило сознание, чувства, в направленности ребенка на создание нового, оригинального художественно-выразительного образа.

Н.П. Сакулина выделяет и другие свойства специальных способностей к изотворчеству : активность воображения, образность мышления, чувств, восприятия. Необходимое условие этой активности - наличие осознанной цели: стремление создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков. Очень важны для проявления способностей следующие компоненты: экспериментирование (поисковые действия), видение проблемы (образа) в новых связях, отношениях (ассоциативное мышление, воображение), актуализация неосознанного опыта.

В исследованиях Т.О. Комаровой по проблеме сенсорного воспитания дошкольников были изучены взаимосвязи сенсорного воспитания и обучения детей изобразительной деятельности, представлено содержание, доказана возможность развития ряда их сенсорных способностей .

Т.С. Комарова отметила ручную умелость как своеобразную сложную сенсомоторную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте . В структуре этой способности выделяются три компонента:

Техника рисования (способы правильного держания карандаша, кисти и овладение рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна).

Формообразующие движения (движения, направленные на передачу формы предмета).

Регуляция рисовальных движений по ряду качеств (темп, ритм, амплитуда, сила нажима) плавность движений, непрерывность, удержание направления движений по прямой, дуге, окружности, умение изменять направление движения под углом, переход от одного движения к другому, умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине изображений или их частей по величине.

Разработав детальную методику формирования у детей этих сложных способностей, Т.С. Комарова рассматривает их как средство, овладев которыми ребенок сможет выразительно и без особых затруднений создать любое изображение, выразить любой замысел .

Изобразительная деятельность - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Изобразительная деятельность является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так же как игра, она позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты.

По мнению А.В. Запорожца, по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний, идеальный план деятельности, который отсутствует в раннем детстве. Изобразительная деятельность выступает в роли материальной опоры дальнейшей деятельности ребенка дошкольного возраста .

В.С. Мухина отмечает, что изобразительная деятельность, оказывая специфическое влияние на развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть, позволяет ребенку передавать предметный мир вначале по-своему и лишь позже - по принятым изобразительным законам. Использование цвета постепенно начинает влиять на развитие непосредственно восприятия и, что еще более важно, эстетических чувств ребенка.

Таким образом, занятия изобразительной деятельностью способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Условием, необходимым для творчества, является овладение навыками в данном виде искусства, так как иначе художник не сможет воплотить задуманные образы в реальные формы.

Для осуществления творческих замыслов необходимо также трудолюбие. Без него самый прекрасный замысел может оказаться неосуществленным. Все силы человека должны быть мобилизованы и направлены на выполнение поставленной цели. И.Е. Репин писал: «И при гениальном таланте только великие труженики могут достичь в искусстве абсолютного совершенства форм. Эта скромная потребность к труду составляет базу всякого гения» .

К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения.

Все большую роль в деятельности начинает приобретать воображение. Но образы воображения у младшего дошкольника еще неустойчивы, фрагментарны, что сказывается и на его рисунках. С возрастом воображение становится богаче, дети могут самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.

Для дальнейшей изобразительной деятельности и развития творческих начал, этот период играет важную роль, так как ребенок знакомится с тем материалом, с помощью которого он может воплощать свои представления в образах.

Когда он начинает понимать, что оставляемые карандашом следы могут что-то обозначать, и по своему желанию или по предложению взрослого старается нарисовать какой-то предмет, тогда его деятельность приобретает уже изобразительный характер. У ребенка есть замысел, цель, которую он стремится осуществить.

Основополагающая задача изобразительной деятельности состоит не столько в том, чтобы научить детей изображать какие-либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать ее в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям проблем. Она связана с развитием интеллектуальных свойств личности дошкольника.

В процессе занятий изобразительной деятельностью кроме основной задачи решаются ряд специальных взаимосвязанных задач.

1-я задача - воспитание ребенка, направленное на формирование ощущений, восприятия, представлений на основе использования всех сохранных анализаторов и их компенсаторных возможностей.

2-я задача - формирование у детей представлений о воспринятом, сочетание воспринятого со словом, накопление образов (зрительных, двигательных, осязательных), которыми ребенок может оперировать и которые он может выделять по слову.

3-я задача - эстетическое воспитание детей (имеется в виду формирование хорошего вкуса, умения правильно оценить доступное по содержанию произведение искусства, эмоционально отнестись к прекрасному и т. п.)

4-я задача - формирование у детей умений и навыков изобразительной деятельности в той мере, в которой они необходимы для правильного отражения воспринятого.

творческий воображение изобразительный

11. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. 2000.Х» 2. С. 14-18.

12. Никандров И.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000. С. 20-43.

13. Парамонов В. Значение педагогики и психологии в деле пастырского душепопечения юношества // Духовная академия: Сб. 1991.

14. Св. Иоанн Крондштадский. Христианское воспитание детей // Школа духовности. 1999. №5. С. 8-11.

15. Тайчинов М.Г. Религиозная культура и воспитание // Педагогика. 1993. № 2. С. 38.

16. Троицкий В.Ю. Словесность в школе. Книга для преподавателей русской филологии. М., 2000.

17. Филиппов В. Российская система образования на рубеже тысячелетий: обретение духовности // Народное образование. 2000. № 4. С. 8.

Поступила в редакцию 20.03.2003.

ИГРОВАЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Л.А. Пшеничных

Все мы знаем, какую роль в жизни ребенка выполняет игра, захватывая все его мысли и чувства. Игра дошкольника - это независимая деятельность, в которой он может реализовать все свои желания и интересы, в ней отсутствует обязательность и необходимость, требования и запреты. Она позволяет дошкольнику выйти за пределы ограниченного мира и построить свой собственный мир. Мы, взрослые, знаем, как увлеченные игрой дети с трудом переключаются на другие внды деятельности. Но, значение игры не только в том, что это приоритетный вид деятельности ребенка. Игра имеет большое значение для его всестороннего развития. Передавая в игре впечатления об окружающей жизни, дети заново переживают жизненные ситуации, свое отношение к происходящему. Их впечатления углубляются, уточняются и по-новому действуют на них. В этом находится много общего с изобразительной деятельностью. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игровой изобразительной деятельности, дети испытывают не только эстетические и нравственные чувства, но и получают интеллектуальное и творческое развитие.

Изобразительная деятельность является основой для творческого развития детей. В процессе изобразительной деятельности осваивается специфический язык человеческого общения - язык изобразительного искусства. Изобразительная деятельность очень интересна для дошкольника, так как удовле-

творяет его потребность в деятельности. Однако другая значимая потребность ребенка-дошкольника - это потребность в творчестве. В своем творчестве ребенок отражает полученные впечатления от окружающей жизни, выражает свое отношение к увиденному, пережитому. В творческой деятельности возникает другая потребность - познавательная.

Творчество - это специфическая форма познания. Здесь происходит развитие восприятия, памяти, воображения, мышления. Для развития творчества принципиальное значение имеют познавательные операции мышления: анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация и конкретизация. Данные познавательные операции развиваются во всех видах деятельности ребенка. Одной из специфических особенностей изобразительной деятельности является то, что она достаточно полно задействует все познавательные операции. В процессе рисования ребенок анализирует форму предмета, цвет, характер пластики очертаний предмета, пропорции предмета и т. п. В целом, каждый вид изобразительной деятельности требует включения всех познавательных операций мышления. Целенаправленный акцент на ту или иную познавательную операцию возможен при решении конкретной специфической художественной задачи. Очевидно, можно смоделировать систему развития познавательных операций мышления ребенка на основе изобразительных игр и упражнений.

Однако требовать от ребенка систематического выполнения художественных задач или серьезного выполнения развивающих упражнений нецелесообразно. Ни возраст ребенка, ни характер детской изобразительной деятельности не предполагает такого подхода в художественном развитии. Развитие познавательных процессов мышления ребенка в системе изобразительной деятельности должно осуществляться ненавязчиво, без довлеющей роли процесса обучения. Чтобы упростить, сделать интересным освоение изобразительных и выразительных средств в детском возрасте, к этому процессу можно привлечь игровую деятельность ребенка. И на этой основе возникает возможность установления взаимосвязи игры и изобразительной деятельности, которая способствует углублению переживаний детей, расширению их представлений о мире, обогащению творчества, как в игровой, так и в изобразительной деятельности.

Разработанные изобразительные игры направлены на интеллектуально-творческое развитие личности ребенка. Содержание этих игр направленно на закрепление знаний о языке изобразительного искусства, на развитие мыслительных операций мышления, воображения, памяти и на воспитание эстетических чувств. Игры разделены на блоки в соответствии с компонентами языка изобразительного искусства. В каждом блоке игры направлены на развитие мыслительных операций (серии игр). Каждая игра имеет два уровня. На первом уровне игры проводятся с целью получения и закрепления знаний об аспектах изобразительного искусства; на втором уровне происходит усложнение игры за счет самостоятельного выполнения зада-

ния. Графический материал данных игр представлен в виде цветных иллюстраций, в данной статье по техническим причинам этот материал представлен в черно-белом изображении.

1 блок. Художественные материалы.

Серия: анализ и синтез.

Игра «Лукошко».

Цель: закрепить знания детей о художественных материалах (гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры), развивать мыслительные операции: анализ и синтез -умение мысленно разъединять целое на части. а также мысленное соединение отдельных свойств в целое.

Оборудование: рисунок лукошка, рисунки грибов, выполненные различными художественными материалами - гуашь, акварель. цветные карандаши, фломастеры.

Ход И1 ры. Детям предлагают отправиться в лес за грибами. Они берут лукошко и собирают грибы. Выполняя задание, они анализируют, каким художественным материалом нарисован гриб. В конце игры подводится итог.

Серия: сравнение и обобщение.

Игра «Осьмипоэкки».

Цель: закрепить умение детей различать в рисунке художественные материалы: гу ашь и акварель: развивать мыслительные операции: сравнение и обобщение умение мысленно устанавливать сходства и различия предметов и явлений, мысленно объединять сходные по какому-либо признаку.

Оборудование: рисунки, выполненные гуашью и акварель: две мамы и по четыре ребенка-осьминожки разного цвета.

Ход игры: Детям рассказывается история: «Однажды мама - Гуашь и мама - Акварель пошли гулять со своими детьми. Но вдруг на море поднялся сильный шторм. Море взбушевалось и мамы-осьминоги потеряли своих детей. После шторма все в море перепуталось, и маленькие осьминожки не могли найти своих мам». Далее детям предлагают рисунки осьминогов мам и просят показать, где Гуашь, а где Акварель. Далее дети помогают детям-осьминожков найти своих мам. В ходе игры дети выделяют различия между гуашью и акварелью. В конце игры подводится итог.

Серия:систематизация и классификация

Игра «Звездочет».

Цель: закрепить умение дегей различать в рисунке художественные материалы: гуашь, акварель, цветные карандаши, уголь, фломастеры; развивать мыслительные операции: систематизацию и классификацию -умение мысленно разъединять все предметы и явления на группы, находить сходства и рахтичия предметов и явлений.

Оборудование: рисунок Звездочета,

звездочки выполненные гуашью, акварелью, фломастерами, цветными карандашами, углем.

Ход игры: Детям рассказывают историю: «Старый звездочет собрал много звезд, но по своей старости он их все перепутал и не может различить, где какая звезда». Помогите доброму звездочету. Разложите звезды по видам художественных материалов. В конце подводится итог.

2 Блок. Технические приемы.

Серия: анализ и синтез.

Игра «Листопад».

Цель: закрепить знания детей о технических приемах: набрызг. монотипия, гычок, точка, раздувание, графарет, широкая кисть, вертикальный штрих; развивать мыслительные операции - анализ и синтез - умение мысленно разъединять целое на части, а также мысленно соединять отдельные свойства в целое.

Оборудование: рисунок дерева, листочки, нарисованные разными техническими приемами.

Ход игры: «Жило-было деревцо, - начинает рассказ воспитатель. - Но, однажды, поднялся сильный ветер и сорвал с него все листочки. И стало деревцу очень грустно.

Давайте поможем - соберем листочки, и назовем, в какой технике он изображен». В конце игры подводится итог.

Серия: сравнепне и обобщение.

Игра «Старуха Шапокляк».

Цель: закрепить знания детей о технических приемах: набрызг. монотипия, тычок, точка, раздувание, чрафарет, широкая кисть, вертикальный штрих; развивать мыслительные операции - сравнение и обобщение - умение мысленно устанавливать сходства и различия предметов и явлений, мысленно объединять сходные по какому-либо признаку

Оборудование: рисунок старухи Шапокляк. крыски-Лариски. нарисованные разными техническими приемами.

Ход игры: Дети, все вы знаете историю про старуху Шапокляк. У нее была подружка крыска-Лариска. нарисованная в технике монотипия. Но случилась беда, старуха Шапокляк поссорилась со своей подружкой. И ее крыска-Лариска затерялась среди других, которые выполнены в различных техниках. А чтобы им помириться. Шапокляк должна найти свою подружку среди других. Но, к

сожалению, она не знает технических приемов, с помощью которых они нарисованы. Помогите ей, ребята, назовите эти технические приемы, которыми нарисованы крыски, и найдите подругу старухи Шапокляк.

Серия: Систематизация и классификация.

Игра «Курочка Ряба».

Цель: закрепить знания детей о технических приемах: набрызг, монотипия, тычок, точка, раздувание, трафарет, широкая кисть, вертикальный штрих; развивать мыслительные операции - систематизацию и классификацию - умение мысленно разъединять все предметы и явления на группы, находить сходства и различия предметов и явлений.

Оборудование: рисунок курочки Рябы, яйца, нарисованные разными техническими приемами.

Ход игры: Дети вспоминают сказку про курочку Рябу. Снесла курочка Ряба волшебное яичко, нарисованное в технике трафарет. А потом снесла еще много яичек. И совсем забыла, которое из них простое, а какое волшебное. Помогите, ребята, курочке Рябе -назовите, каким техническим приемом они нарисованы, разложите их по техническим приемам. Найдите волшебное. В конце игры подводится итог.

Таким образом, игровая изобразительная деятельность способствует не только формированию изобразительных умений и навыков. и раскрытию творческого потенциала, но и развитию мыслительных операций ребенка.

Поступила в редакцию 20.04.2003.

ЛИИГВО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КАТЕГОРИИ ПАДЕЖА СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

O.A. Руделева

На современном этапе развития методики преподавания русского языка актуальной является проблема установления взаимосвязей между явлениями морфологии и синтаксиса. Падеж с точки зрения содержания научного понятия - явление многомерное. Во-первых, в нем выделяется грамматическая семантика (значение), во-вторых, падежу присуща форма, в-третьих, падеж обладает функцией, которая проявляется в связях слова с окружающими его словами, с контекстом. Эта многомерность понятия диктует необходимость такого подхода к его изучению в школе, когда падежные значения, формы и функции рассматриваются не разрозненно, а в тесном единстве.

Назовем несколько наиболее известных в методике изучения падежей приемов, с помощью которых распознаются падежи. Это падежные вопросы, условные фразы без вопросов, условные фразы с вопросами, падежные окончания, значения падежей. Рассмотрим каждый из названных приемов.

Падежные вопросы (кто? что? и другие), используемые в обучении языку как методи-

ческий прием, к самой науке о языке никакого отношения не имеют, за исключением того, что своим происхождением они обязаны вопросительным местоимениям кто, что. В каких же случаях использовались падежные вопросы? Отметим три момента, когда они нашли свое применение в методике обучения русскому языку:

1) при знакомстве с именем существительным как части речи;

2) при установлении г рамматической зависимости одного слова от другого как в словосочетании, так и в предложении;

3) при распознавании падежей.

Именно способность вопросительных

местоимений изменяться по падежам дапа возможность закрепить последние за каждым падежом и сделать их своего рода индикаторами падежей. Против падежных вопросов выступази такие лингвисты как М.Н. Петерсон, А.М. Пешковский. считая, что они пагубно влияют на усвоение грамматических знаний. В 30-40-е годы падежные вопросы вообще отсутствовали в учебниках русского языка. Другие авторы (Е.А. Адамович,

Воспитание детей средствами разных видов искусства, формирование у них эстетического отношения к окружающему, потребности проявить себя в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игре-драматизации) могут быть эффективными при условии, если будет обеспечено эмоциональное благополучие ребенка, если будут разработаны содержание и методы, которые обеспечивают его здравоохранение (предотвращение перегрузок, переутомления, гиподинамии).

Ст. 2 Закона РФ "Об образовании" устанавливает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье .

В процессе изобразительной деятельности происходит становление процесса художественного развития детей, формирование которого невозможно без обучения детей способам художественно-образного воплощения замысла, передачи предметов, явлений. Такое обучение направлено на создание детьми художественного образа, учитывая при этом развитие индивидуальных способностей к изобразительной деятельности.

Обучение становится основой творчества детей. Необходимо не затягивать процесс обучения, а сразу же на втором, третьем учебном занятии предлагать детям вносить в процесс изображения элементы творчества. Например, по одному и тому же трафарету изобразить фигуры женщин, а с помощью разнообразных красок передать образы Доброй или Злой Феи.

При взаимосвязи обучения и творчества дети должны иметь возможность осваивать разные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации. Воспитателям необходимо постепенно подводить детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, к возможности использовать вариативные приемы. При таком подходе процесс учебы теряет функцию прямого наследования, навязывания готовых способов действий. Дети имеют право выбора, поиска собственного варианта. Они проявляют свое собственное отношение к тому, что предлагает воспитатель. Создание условий, при которых дети эмоционально реагируют на краски, цвета, формы, выбирая их по собственному желанию, является главной необходимостью в организации творческого процесса .

Вместе с этим, необходимо знакомить детей раннего возраста с теми произведениями искусства, которые предусмотрены программами дошкольных заведений. Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве дети имеют возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность. Это способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве.

Кроме того, искусство помогает нам формировать у детей эмоционально-ценностное отношение к миру. Потребность в художественной деятельности связана прежде всего с желанием ребенка выразить себя, утвердить свою личную позицию.

Пока что проведено недостаточно исследований, в которых раскрывается специфика познания ребенком изобразительного искусства. В основном отмечается, что детям раннего дошкольного возраста доступны такие жанры, как пейзаж, натюрморт, скульптура мелкой пластики, портрет, иллюстрации, произведения декоративного искусства .

В результате изменения характера деятельности у детей на первое место выступал процесс - переживание ребенком этой роли, те действия, которые помогают ему получить продукт творческой деятельности. С другой стороны, свободный выбор содержания, средств передачи художественного образа снимает напряжение, усталость, делает процесс радостным, творческим. А потому самые главное условие - это создание обстановки эмоционального благополучия, в условиях которого ребенок может проявить лучше всего свою позицию, свое собственное желание действовать самостоятельно в рисовании, лепке, аппликации или творческом конструировании .

Воплощение собственных замыслов часто происходит путем взаимодействия разных видов деятельности: рисования, игры-драматизации, рассказывания, пения, движений (особенно это характерно у детей раннего возраста). Психологи считают, что такое явление является закономерным, ведь творчество детей синкретическое. В изобразительной деятельности необходимо пытаться стимулировать проявления у детей такого характера.

Необходимо стремиться, чтобы собственная изобразительная деятельность ребенка (при взаимосвязи ее видов) становилась синтетической, потому что ребенок одновременно использует разные способы цветной и пластической выразительности во время создания собственных композиций сюжетного или декоративного характера .

Изображения персонажей в рисунке и лепке часто связаны с сопереживанием, сочувствием, эмоциональным отношением ребенка к изображаемому образу. Именно поэтому широко используется взаимосвязь видов изобразительной деятельности, что предоставляет ребенку возможность выбора наиболее выразительного средства при создании конкретного образа. При взаимосвязи видов художественной деятельности часто происходит изменение видов деятельности. Например, ребенку трудно долго заштриховывать рисунок, он быстро устает, а потому большие формы (дом, крона дерева, тучи) можно предложить малышу вырезать из цветной бумаги и наклеить в соответствующих местах своего рисунка .

Таким образом необходимо давать возможность детям проявить свои способности и реализовать творческие замыслы. Развитию изображающего творчества детей содействует наличие хороших качественных художественных материалов (бумага, краска, сангина, цветные карандаши и фломастеры, пластилин, глина, ножницы, клей и т.п.).

Учитывая важный фактор - здравоохранение ребенка, необходимо отметить, что в период раннего возраста (от рождения до 2,5 лет) необходимо обращать все внимание на создание условий для эмоционального благополучия ребенка, когда он впервые знакомится с художественными материалами (красками, карандашами, бумагой, глиной), их свойствами и учится пользоваться ими. Радость познания, экспериментирования, открытие при создании простых по композиции рисунков, познания и выбор материалов - все это должно проходить без жесткого навязывания взрослым содержания .

В этот период происходят качественные изменения в изобразительном творчестве ребенка. Оно самоопределяется, проявляясь собственно в процессе создания продуктов творчества. Ребенок, рисуя или вылепляя для себя, вкладывает в это собственный опыт и свое виденье предмета или явления. Большинство исследователей считают, что это период изображения детьми отдельных форм и предметов. В этот период для детей главное - выразить свое мироощущение через цвет, форму, композицию, сюжет. У детей появляются любимые цвета, интерес к детализации, выделению характерных признаков персонажа, появляются любимые тематики у мальчиков и девочек. К сожалению, вышесказанное не всегда учитывается в педагогической практике.

Таким образом, основой художественно-творческого развития ребенка средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности мы определили такие:

личностная позиция ребенка, желание самовыразиться;

развитие способностей к изобразительной деятельности (в их структуру входят: эмоциональный отзыв, сенсорика, творческое воображение, ощущение цвета, формы, композиции, умения руки);

создание художественного образа - личностное отношение ребенка, эмоциональный отзыв, самоутверждение, выбор и предоставление преимущества средствам выразительности (живописных, графических, пластичных, декоративно-силуэтных); взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми;

синтез искусств для создания художественного образа, атмосфера эмоционального сопереживания, сотворчества, то есть акцентирование внимания на отдельных видах искусства (доминантах) и моделях синтеза:

) музыка, изобразительное искусство, изобразительная деятельность, художественное слово (трехуровневая модель);

) изобразительное искусство, художественная литература (двухуровневая модель);

) музыка, художественная литература; театрализующая деятельность, изобразительная деятельность (многоуровневая модель);

изменение структуры педагогического процесса и методов педагогического руководства. Это изменение предусматривает роль педагога в качестве помощника, соучастника творчества. Совместная деятельность взрослого и ребенка приобретает характер сотворчества. Позиция ребенка остается главной, ведущей, и педагог должен был принимать ее к сведению.

Образ в рисунке, лепке формируется в процессе активного педагогического руководства: образ от ассоциативного переходит к специальному. Возникают предпосылки развития сюжета, которое носит игровой характер. Образ в рисунке, лепке становится элементарно выразительным, как только дети овладевают средствами изображения, которые носят эстетический характер (ритм штрихов - мазков, контраст цветных пятен, их размещения, соотношения между собой).

Позитивные результаты в формировании образа достигаются при таких условиях: введение в деятельность ребенка ситуаций, которые требуют взаимосвязи учебных и творческих заданий; четкое представление ребенка о тех предметах, которые он будет рисовать, лепить, наклеивать. Это дает возможность ребенку изображать объекты, учитывая их внутренние связи, свойства и признаки.

Успех формирования образа зависит от ряда факторов. А именно: понимание детьми художественного образа, как в произведениях искусства, так и в собственных рисунках; умение эстетически воспринимать и оценивать действительность на основе развития ощущения цвета, воображения и фантазии. Языковое общение между детьми должно носить характер поэтапных словесных указаний и инструкций. Педагог при этом принимает на себя роль соучастника процесса, он является советчиком и помощником.

Накопление детьми в процессе обучения элементарных, конкретных знаний об окружающей действительности, овладение способами ее изображения содействует развитию образного мышления и образного воображения.

Во время анализа рисунков дети отмечают их образный характер: "Дремучий лес", "Веселые березы, как в хороводе". При этом ярче проявлялись индивидуальные особенности ребенка, желания выразить в рисунке замысел так, чтобы его поняли другие.

Раскрытие замысла и передача смысловой связи во время изображения образов в сюжетных рисунках осуществляется двумя способами:

ребенок рисует главные предметы, персонажей, а уже потом заполняет плоскость листа более мелкими деталями. Главные предметы выделяет размером, цветом, изображает их ближе к нижнему краю листа. В рисунках заметно использование таких композиционных приемов, как ритм, равновесие частей рисунка, динамика изображаемых образов, согласованность цветных пятен;

ребенок изображает знакомые предметы, которые для данного сюжета иногда вовсе не имеют существенного значения, а затем уже вносит в рисунок отдельные детали. Таким образом рисуют преимущественно те дети, у которых недостаточно развито воображение, фантазия, слабые технические и изобразительные умения и навыки. А потому приходится постоянно моделировать педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Таким образом последовательность формирования образа следующая: умение представить предмет, явление, осуществить взаимосвязь между ними в процессе замысла рисунка, лепки, аппликации; умение адекватно передать замысел в соответствии с требованиями задания и достаточно аргументировано оценить результаты творчества.

Успех этого процесса зависит от таких факторов: от понимания детьми художественного образа, как в произведениях искусства, так и в собственных произведениях; умение эстетически воспринимать и оценивать предметы и явления действительности; от сформированности изображаемых умений и навыков.

Таким образом, взаимосвязь между учебой и творчеством детей в изобразительной деятельности осуществляется на основе:

формирования у детей способов художественного восприятия произведений изобразительного искусства; нахождение логических связей между эмоциональным состоянием, выраженным в картине, иллюстрации, скульптуре малых форм и содержанием; установление соотношения между художественным образом и выразительными средствами разных видов искусства;

формирования у детей изобразительных умений и навыков при условии самостоятельного выбора детьми художественно-выразительных средств в соответствии с замыслом рисунка, лепки, аппликации для создания художественных образов.

Для развития художественного творчества эффективными являются такие педагогические условия:

опыт художественных впечатлений образов искусства;

определенные доступные детям знания, умения в отрасли разных видов художественной деятельности;

система творческих заданий, направленных на формирование у детей способностей создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства;

создание проблемных ситуаций, которые активизируют творческое воображение ("дорисовывай", "придумай сам", "закончи оформление самостоятельно" и тому подобное);

материально обогащенная среда для занятий художественной деятельностью.

ВЫВОДЫ

Задачи изобразительного искусства и образования - помочь детям реализовать свои творческие задатки. Формирование культуры и творческих способностей в сотрудничестве ребенка и воспитателя находится в прямой зависимости от того, как она организована. Зарегламентованность действий воспитателя вызывает закомплексованность в сознании ребенка и наоборот - чем больше творческой свободы в действиях учителя, тем шире круг фантазий и творческих самостоятельных поисков у ребенка.

Восприятие произведений изобразительного искусства предусматривают активную деятельность зрительных чувств, которая нуждается в соответствующей подготовке ребенка. Ставя задачу развития художественно-эстетического восприятия, мы имеем решающие в учебно-воспитательном процессе следующие задачи:

развитие чувствительности на произведение изобразительного искусства;

развитие способности выражать свое отношение к произведению;

расширение объема знаний и представлений об искусстве (знакомство с национальными традициями и видами декоративно-прикладного искусства).

Эффективность эстетического воспитания существенно зависит, во-первых, от количества произведений, которые отобрал для показа воспитатель, а во-вторых, от развития чувственной сферы ребенка. Если мы не будем учитывать отмеченные условия, то потеряем важнейшую составляющую влияния искусства на ребенка - силу эмоционального влияния.

Рушечникова Оксана Анатольевна
Должность: воспитатель по изодеятельности
Учебное заведение: МАДОУ №228
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: изобразительная деятельность как средство развития восприятия
Дата публикации: 14.09.2016
Раздел: дошкольное образование

1 Кемерово 2010
2
Содержание
Введение...................................................................................................... 3 Глава 1. Теоретические основы развития восприятия у детей дошкольного возраста 1.1. Психолого-педагогическая сущность развития восприятия...........5 1.2. Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте...........8 1.3. Содержание и средства развития восприятия у детей дошкольного возраста..................................................................................................... 10 Глава 2. Изобразительная деятельность как средство развития восприятия 2.1. Реализация индивидуального подхода в организации изобразительной деятельности дошкольников.................................... 15 2.2. Комплексное использование разных видов изобразительной деятельности как средства развития восприятия дошкольников ………..... 19 Заключение............................................................................................... 25 Библиографический список.................................................................... 28 Приложения.............................................................................................. 30
3
Введение
Научно-технический прогресс в нашей стране привел к появлению большого числа профессий, основным содержанием которых является восприятие, опознание зрительных образов, новых визуальных форм. Во многих современных видах деятельности от человека требуется оперативное и точное выполнение перцептивных, мыслительных функций и человеку приходится работать в условиях существенно изменяющих характеристики сенсорных и перцептивных процессов (зрительное восприятие в условиях невесомости и пр.); в условиях информационной перегрузки, требующих быстрого обнаружения сигналов, их точного различения и опознания. Кроме этого сенсорное воспитание в нашей стране рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка, важной составляющей которого является развитие восприятия . И оно тесно взаимосвязано с развитием разных видов деятельности ребенка. Одной из самых интересных для детей дошкольного возраста и благоприятных для сенсорного развития является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность – это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения своих мыслей, переживаний. Прежде чем образы предметов и явлений окружающего мира появятся на бумаге, эти образы складываются в сознании ребёнка в процессе восприятия предметов - дети тщательно обследуют предметы, используя самые различные анализаторы. При этом овладевают способами обследования, умением выделять качества и характерные свойства предметов: форму, величину, пропорции, их цвета, характерные детали. Овладение умением изображать невозможно без активизации восприятия и других познавательных процессов. Вместе с тем и сами познавательные процессы развиваются в этом виде деятельности, поднимая её на новый уровень. Без активизации психических процессов изобразительная деятельность невозможна. Вместе с тем и сами психические процессы развиваются в этом виде деятельности, поднимая её на новый уровень. Проблема развития восприятия уже достаточно изучена. Ей занимались выдающиеся педагоги. Исследования Советских ученых - Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, В.П.Зинченко и др., раскрывают психологический механизм формирования восприятия у дошкольников. Суть его вкратце такова: соотношение видимых свойств предмета с имеющимися знаниями, опытом обеспечивает построение образов восприятия. Полнота и точность их зависят от владения системой эталонов, необходимых для обследования данного содержания, и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами предмета.
4 Р.Г.Казаковой и Н.П.Сакулиной было изучено организованное развитие восприятия предмета или явления природы на занятиях по изобразительной деятельности. В результате которого те действия, которые ребёнок использует при обследовании предмета, он затем воспроизводит самостоятельно в рисовании. Но на сегодняшний день все-таки даже опытными педагогами недооценивается значение изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Воспитатели в дошкольных учреждениях излишне увлекаются различными формами обучения, в которых, как правило, используются школьные технологии, забывая про развивающий эффект изобразительной деятельности. И не достаточно используют этот вид деятельности как средство развития ребёнка.
5
Глава 1 . Теоретические основы развития восприятия у

детей дошкольного возраста

1.1. Психолого-педагогическая сущность развития

восприятия
Проблема развития восприятия рассматривается в психологических, педагогических и физиологических исследованиях. В психологической литературе раскрываются определение, виды, свойства восприятия. Физиологиче ские исследования направлены на и зу ч е н и е физиологических механизмов осуществления разных видов восприятия. В педагогической литературе предлагаются разные методы, средства развития восприятия, условия организации этого процесса. Разные аспекты проблемы развития восприятия исследуются в трудах отечественных псаихологов: А.А.Люблинской, А.В.З апорожца, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера, Л.И.Божовича, Л.С.Выгодского, М.И.Лисиной, С.Л.Рубинштейна и др. В словаре « Семейное воспитание » под редакцией М.И.Кондаковой предлагается следующее определение восприятия: восприятие - отражение в сознании внешних свойств предметов и явлений (цвета, формы, величины, веса и т.п.). В результате отражения свойств возникают целостные образы предметов, в которых свойства выступают в их взаимосвязях и взаимоотношениях . В учебнике по психологии под редакцией Е.Е.Даниловой, И.В.Дубровиной рассматривается процесс восприятия как отражение окружающего мира в целом . Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает через восприятия. В реальной жизни мы видим не просто пятна света или цвет, слышим не просто громкие или тихие звуки, ощущаем запах не сам по себе. Мы видим свет солнца или электрической лампы, слышим мелодии музыкального инструмента или голос человека и пр. Восприятие дает целостные образы предметов или явлений, обладающих рядом свойств. При восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом . В учебнике по психологии Л.Г.Маклакова восприятие характеризуется как сложный, единый процесс и описывается следующим образом. Восприятие включает в себя ощущения и основывается на них. При этом всякий перцептивный образ включает в себя целый ряд ощущений . Было бы ошибочным полагать, что процесс (от относительно простых ощущений - к сложному образу восприятия) является простым суммированием отдельных ощущений. На самом деле восприятие целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Помимо ощущений в процессе
6 восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека . Физиологические основы восприятия описываются в исследованиях И.П.Павлова и И.М.Сеченова. В учебнике Л.Г.Маклакова дана следующая их трактовка. Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация . Физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные (перцептивные) зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира . Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии . В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются и в результате возникают сложные виды восприятия . Основой другого типа классификаций типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения . Изложенное выше позволяет сделать следующее заключение: - восприятие - это весьма сложный, но вместе с тем - единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас - восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга.
1.2. Особенности развития восприятия в дошкольном

возрасте

7 Раскрыв сущность восприятия, более подробно остановимся на особенностях развития восприятия в дошкольном возрасте. Отличается ли восприятие ребенка от восприятия взрослого, и в чем его отличие? Чтобы ответить на этот вопрос мы обратились к учебнику А.Г.Маклакова. Он описывает особенности детского восприятия в сравнении с взрослым человеком. Прежде всего, ребенок совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов. Еще большую трудность представляет для детей восприятие времени. Ребенку дошкольнику очень трудно овладеть такими понятиями, как « завтра », « вчера », « раньше », « позже » . Определенные затруднения возникают у детей при восприятии изображений предметов. Почему же это происходит? Чтобы разобраться в причинах отличий детского восприятия мы обратились к литературе по дошкольной психологии. Восприятие не является врожденной характеристикой. Развиваясь в течении дошкольного возраста, восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Главными линиями развития которого выступают: освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов . В раннем детстве восприятие признаков объекта возникает при выполнении предметной деятельности. У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. Исследование З.М.Богусловской показало, что на протяжении дошкольного в о з р а с т а и г р о в о е м а н и п ул и р о в а н и е с м е н я е т с я с о б с т в е н н о обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности друг с другом. К старшему дошкольному возрасту о б с л е д о в а н и е п р и о б р е т а е т х а р а к т е р э к с п е р и м е н т и р о в а н и я, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ним познавательной задачей . Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что зрительное восприятие становится одним из ведущих . В развитии восприятия у дошкольника важную роль так же играет связь восприятия с мышлением и речью . Обследование свойств предметов в дошкольном возрасте происходит путем их моделирования, замещения идеальными представлениями - сенсорными эталонами. В ходе обследовательской деятельности происходит как бы перевод свойств воспринимаемого объекта на знакомый ребенку язык, каковыми являются системы сенсорных эталонов . Сенсорные эталоны - термин, предложенный А.В.Запорожцем при разработке им теории развития восприятия, формирования перцептивных
8 действий. Сенсорные эталоны - выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве образцов при обследовании объектов и выделении их свойств . Восприятие, становясь управляемым, осмысленным, интеллектуальным процессом, опираясь на использование фиксированных в культуре способов и средств, позволяет глубже проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности. Усложняется восприятие времени и пространства, развивается художественно-эстетическое восприятие литературных произведений, живописи, театра, музыки. Речь способствует освоению таких сложных видов восприятия, как пространство, время . На основании изученного можно сделать вывод: - восприятие не является врожденным, но активно развивается в течении жизни - восприятие ребенка имеет ряд особенностей: недостаточность знаний ребенка; небольшой его практический опыт; недостаточное умение выделить основное в том, что воспринимается; пропуск многих деталей; ограниченность воспринимаемой информации. Со временем эти проблемы устраняются, и к старшему школьному возрасту восприятие ребенка практически не отличается от восприятия взрослого.
1.3. Содержание и средства развития восприятия у

детей дошкольного возраста
Может показаться, что развивать восприятие не нужно. Однако это не так: умение воспринимать само не образуется. Одними из первых об этом говорили Я.Коменский, И.Песталоцци, Ф.Фребель. Последний даже разработал методику развития восприятия у младенца с первых дней его жизни . Поскольку проблемы сенсорного развития в науке решались по- разному, в истории дошкольной педагогики известны различные системы, разработанные педагогами прошлого: О.Декроли, М.Монтессори, Е.Тихеевой и др. . В Советской дошкольной педагогике была разработана принципиально новая система сенсорного воспитания, над определением принципов, методов и содержания которой работали ряд исследователей: Н.А.Ветлугина, А.М.Леушина, Н.П.Сакулина, А.П.Усова и др.. Где само развитие восприятия рассматривается как длительный путь овладения ребенком сенсорными действиями . Прежде всего ребенок осваивает систему перцептивных действий. В процессе индивидуального развития осваивает системы эталонов и научается ими пользоваться как мерками качества для анализа воспринимаемой окружающей действительности и для систематизации своего сенсорного опыта .
9 В методических рекомендациях к « Программе воспитания и обучения в детском саду » пишется о том, что организовывать сенсорное воспитание и руководить им необходимо на протяжении всего дошкольного детства. В процессе рассматривания-обследования детей учат выделять свойства и качества предметов, постепенно расширяя умение детей видеть большее количество свойств предметов. Однако делать это нужно не сразу, а постепенно расширяя круг познаваемых объектов и их качеств. Тогда образы восприятия, формирующиеся на основе перцептивных действий, станут полнее и глубже . В.В.Гербова пишет, что овладев сравнением предметов, выделением их сходства и различий, дети постепенно учатся объединять предметы по сходству, то есть классифицировать их . Т.С.Комарова утверждает, что в процесс восприятия с целью разностороннего познания предмета следует включать движения обеих рук по предмету и его частям. Это позволит лучше запомнить форму основной части и более мелких частей предмета, а затем назвать их и изобразить. По утверждению И.М.Сеченова, любое движение, прежде чем будет произведено во внешнем плане, совершается в голове . Постепенно в результате воспитательно-образовательной работы у детей накапливается сенсорный опыт в разных областях, который становится основой развития всех способностей. Сенсорное воспитание имеет большое значение для всестороннего развития детей. Н.П.Сакулина, подчеркивая роль сенсорного воспитания в успешном осуществлении разнообразных видов деятельности, писала, что включение сенсорных процессов в разные виды деятельности должно быть подчинено общим задачам умственного воспитания детей. Сенсорное воспитание должно широко использоваться в эстетическом, нравственном, трудовом и физическом воспитании . Работа по развитию во сприятия должна о су щ е с т вл я т ь с я систематически, последовательно и включаться во все эт апы жизнедеятельности. Как писала Н.К.Крупская, ребенок очень рано начинает стремиться, самым разнообразным образом, выразить полученные им впечатления. И поэтому изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста . На этих занятиях происходит не простое накопление детьми знаний, умений, навыков, а их творческое применение в различных условиях, как на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, так и в самостоятельной деятельности . А следовательно, и в сенсорном воспитании наиболее удобным средством развития будут являться различные виды изобразительной деятельности. Однако следует помнить: расширение чувственного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей . Ещё Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребёнка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребель, многие
10 русские преподаватели, педагоги и психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что изобразительная деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включать в педагогический процесс детского сада занятия изобразительным искусством. Каждый ребёнок сможет наиболее полно проявить в нем себя без давления со стороны взрослого . Е.А.Флерина указывала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, лепке, аппликации, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому» . А.А.Волкова писала: «Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум, чувство. Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребёнка, для того чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательным - значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своём творчестве виденное ими» . Обратимся к методическому пособию для воспитателей и педагогов под редакцией доктора педагогических наук Т.С.Комаровой. Где она пишет о том, что воспитатель, знакомя детей с предметами и объектами окружающего мира, обращает внимание на их форму, учит их сравнивать предметы по форме, подчеркивает, что предметы одинаковой формы изображаются сходными способами. Поэтому, овладев способом изображения одного из предметов той или иной формы в рисунке, лепке или аппликации и получив знания о взаимосвязи формы предмета и способа его изображения, дети свободно переносят усвоенный способ при рисовании (лепке, аппликации) на другие предметы сходной формы . Овладение способами рисования линий разного характера позволяет ребёнку использовать их при создании образов предметов и явлений по своему усмотрению. Таким образом, приобретая знания и умения в изобразительной деятельности, дети получают возможность свободного творческого их применения . Рассмотрев содержание и средства развития восприятия у детей дошкольного возраста, мы пришли к выводу: восприятие необходимо развивать, опираясь на важнейшие положения о сущности восприятия и его развитии у детей; наиболее удобным средством в сенсорном воспитании будут являться различные виды изобразительной деятельности, которые способствуют разностороннему развитию личности ребёнка; на занятиях по
11 изобразительной деятельности знания и представления об окружающем мире следует формировать целенаправленно, организуя специальные наблюдения, рассматривая предметы и направляя восприятие ребёнка на свойства и качества объектов, включая движения обеих рук по предмету и его частям, используя эпитеты, образные выражения.
12
Глава 2. Изобразительная деятельность как средство

развития восприятия

2.1. Реализация индивидуального подхода в организации

изобразительной деятельности дошкольников
Каждый, кто занимается воспитанием детей, знает, что одинаковых детей не бывает. Особенно ярко детская индивидуальность проявляется в творческой деятельности. Эту индивидуальность нужно внимательно изучать, не для того, чтобы унифицировать манеру изображения, но чтобы эффективно организовывать и направлять работу детей. Хорошо, когда у каждого ребенка складывается свой стиль, проявляется собственный творческий почерк . В чем же проявляются индивидуальные способности детей в изобразительной деятельности? Т.С.Комарова раскрывает этот вопрос в методическом пособии для воспитателей, где пишет, что они проявляются, прежде всего, в характере протекания психических процессов, лежащих в основе творческого труда: восприятия, представления, мышления, воображения. Они связаны также с чертами характера и темпераментом ребёнка, склонностями и направленностью его личности . Одно из наиболее важных условий полноценного всестороннего развития личности ребёнка - индивидуальный подход. Он должен базироваться на знании специфических особенностей каждого малыша . Как отмечает Н.П.Сакулина, особенности восприятия основного показателя сенсорного развития ребёнка зависят от различий в состоянии воспринимающего аппарата: зрения, слуха, тактильных ощущений и др. Индивидуальные различия определяются также способами восприятия, которыми овладел ребёнок. Есть дети, которые, посмотрев на предмет, как бы сразу делают с него снимок, что в дальнейшем помогает им создавать отчетливые изображения. Другие не выносят из краткосрочного восприятия достаточно ярких представлений и испытывают значительные затруднения при воспроизведении объекта, поэтому приходится вторично, а иногда и неоднократно показывать им предмет, дольше наблюдать с ними за различными явлениями . Различия в рисунках, поделках, аппликациях проявляются уже в начале освоения детьми этих видов творческого труда. Все особенности тесно связаны с индивидуальным сенсорным опытом малышей и сказываются на содержании работ . Особенности подхода ребёнка к изобразительному творчеству определяются и тем, какому содержанию он отдает предпочтение, какие предметы стремится отразить в рисунках, лепке, аппликации . По-разному относятся дети и к передаче в рисунке цвета. Одни проявляют к нему большой интерес, используют цвет не только как признак предмета, но и как средство украшения всего рисунка. Для других детей цвет
13 как бы не существует (особенно это характерно для малышей), они всё решают одним тоном . Различается и манера исполнения рисунка: одни дети рисуют достаточно крупно, создают обобщенное изображение, лишённое деталей; у других предметы получаются маленькими, зато прорисовываются характерные особенности. Детали ребята также передают по-разному: одни обозначают их несколькими штрихами, другие стараются тщательно прорисовывать . Индивидуальные различия между детьми обнаруживаются и в том, как они овладевают умениями и навыками. Кто-то осваивает их легко, схватывая правильные приёмы работы с первого показа, но таких детей немного; большинству же требуются определённое время и упражнения . Движения рук ребёнка отличаются различным характером: силой, быстротой, размахом, слитностью или, наоборот, прерывистостью. На рисунках всё это складывается следующим образом: одни стремятся передать предмет точно, другие - нет. Цвет изображений может быть передан локально, без привлечения отделки или, наоборот, с включением разных тонов . Индивидуальные различия проявляются и в самом характере действий ребёнка в процессе рисования, что связано с особенностями развивающейся личности. Одни дети работают смело и уверенно даже тогда, когда их навыки и умения находятся на невысоком уровне. Другие дети требовательны к себе, не отдают рисунки, пока не изобразят задуманное . Выявив различное отношение детей к изобразительной деятельности и разный уровень их требований к своим рисункам, мы определили индивидуальный подход в работе с детьми и выделили два его направления. Первый - предупреждение и устранение пробелов в усвоении детьми содержания, средств и способов деятельности изобразительной и определение оптимального пути «выравнивания» отстающих с теми, кто хорошо освоил деятельность. Данное направление отличает ся демократичностью, так как позволяет уравнивать права детей на овладение тем или иным содержанием, не нивелируя вместе с тем индивидуальные черты их творчества. Второе направление заключается в углублении и расширении возможностей тех детей, которые проявили более высокие способности. Оно ставит целью формирование индивидуальности, своеобразия и тем самым не позволяет уравнивать детей в изобразительной деятельности, придерживая их на неком среднем уровне. Индивидуальные различия определяют и характер наших действий по отношению к тому или иному ребёнку. Продумывая методику работы с детьми, необходимо заботиться об индивидуальном подходе, чтобы каждый ребёнок мог успешно овладевать знаниями, навыками и умениями в изобразительной деятельности, его творческие способности развивались. Так, если изображение, созданное ребёнком, выглядит незаконченным, мы, развивая у малыша стремление
14 выполнить рисунок полнее и лучше, обращаем внимание на недостатки его работы, предлагая пополнить её, чтобы всем было ясно, о чём он хотел здесь рассказать. Возможно, ребёнку не хватает ярких впечатлений, отчетливых представлений, для того чтобы это сделать. В таком случае мы, исходя из содержания изображения, проводим занятия по дополнительному восприятию предмета, подбираем и еще раз рассматриваем с детьми игрушки, иллюстрации в детских книгах, репродукции картин и т.п. Если же, создавая изображение, ребёнок допустил ошибку и огорчён результатом, мы вовремя подсказываем, как исправить рисунок, или предлагаем взять другой лист и сделать работу заново. Об индивидуальном подходе к детям важно помнить при рассматривании и анализе детских работ в конце занятия. Дети, быстро и легко овладевающие изобразительной деятельностью, как правило, выполняют задания на хорошем уровне, творчески решают поставленные задачи. Высокая оценка их работ, частая похвала могут привести к тому, что у ребёнка развивается самоуверенность. И вот уже он говорит, что у него всегда получается лучше, чем у всех, начинает думать о своей исключительности. Поэтому в подобных случаях мы предъявляем к детям более высокие требования, не спешим с похвалой, а находим время и индивидуально обсуждаем с ребёнком, что можно было бы сделать, чтобы его рисунок, лепка были ещё лучше, совершеннее. В других случаях, когда дети овладевают навыками и умениями с большим трудом, они не всегда могут создавать изображение в соответствии с поставленными требованиями. Мы не упрекаем их в присутствии товарищей. Это может вызвать негативное отношение к занятиям изобразительной деятельностью, заронить неуверенность в себе. С этим ребёнком мы разговариваем отдельно. Если у него что-то не получается, недостаточно сформированы какие-то навыки, уделяем ему больше внимания на занятиях, используя дополнительный показ или упражнения. Если этого оказывается недостаточно, занимаемся с ребёнком индивидуально в свободное время. Даже самые маленькие успехи таких детей отмечаем при всех во время просмотра работ. Рассматривая детские рисунки, лепку, аппликацию и готовясь давать им оценку, мы помним, какие усилия вложил в работу тот или иной ребёнок, не спешим хвалить тех, у кого выполнение задания не требовало много сил, кому было легко и просто, а отмечаем детей, которые очень старались и преодолели определенные трудности. При осуществлении индивидуального подхода к детям в процессе их обучения изобразительному искусству, необходимо помнить и о том, что для одних детей достаточно намёка, небольшого напоминания, наводящего вопроса; другие требуют обстоятельного объяснения; в отношении детей, не уверенных в себе, требуется особенно уверенный, поощряющий тон; для детей, излишне уверенных в качестве своей работы, в содержании и в тоне наших замечаний должна сквозить большая требовательность, критичность.
15 При невнимательной работе, при дурном поведении ребёнка наш тон должен быть категоричным и требовательным. Таким образом, мы выявили различное отношение детей к изобразительной деятельности и разный уровень их требований к своим рисункам, что определяет для педагога индивидуальный подход, чтобы каждый ребёнок мог успешно овладевать знаниями, навыками и умениями в изобразительной деятельности, его творческие способности развивались.
2.2. Комплексное использование разных видов

изобразительной деятельности как средства

развития восприятия дошкольников
Представленный выше индивидуальный подход нами реализовывался на занятиях по изобразительной деятельности, которые включают три вида: рисование, лепку, аппликацию. Эти занятия являются специфическим средством познания и отражения предметов и явлений реального мира. Прежде чем появиться на бумаге, в плане эти образы складываются в сознании ребёнка в процессе чувственного познания - восприятия. Так же в процессе этой деятельности осуществляются и другие стороны воспитания - умственное, эстетическое, нравственное, трудовое, подготовка детей к школе. Данные виды деятельности мы использовали как средство развития восприятия. Одним из главных условий успешности этого процесса является их взаимосвязь и комплексное осуществление. На этих занятиях мы решали одни и те же задачи, что обеспечило повторность, формирование у детей прочных навыков и умений. Данные условия мы реализовывали через разработанную нами серию занятий (приложение 1), целью которых было: формирование представлений о свойствах предметов; сенсорных эталонов (объёмных, плоскостных), где форма выступает не только как сенсорный эталон, но и как средство художественной выразительности; обследовательских действий; зрительной координации. Таблица 1 Серия занятий по изобразительной деятельности для детей 3-4 лет тема и вид занятия задачи Планета Кругляндия (лепка) - знакомим детей с формой шара; учим определять внешние признаки предметов и сравнивать предметы по этим признакам - формируем обобщённое представление о предметах сферической формы - учим формообразующему движению - скатыванию округлых форм; устанавливаем связи обследующего и формообразующего движений - развиваем тактильную чувствительность
16 «Оживим» натюрморт (аппликация) - закрепляем умение выделять и группировать предметы по признакам формы, вкуса, цвета, размера - знакомим детей с видоизменениями формы - развиваем сенсорную чувствительность - формируем сенсорную культуру Загадки для клоуна (рисование) - продолжаем учить детей вычленять внешние признаки предметов, сравнивать предметы по этим признакам и обобщать предметы одинаковой формы - приучаем детей сопровождать и контролировать взглядом движения пальчика по форме круга, устанавливать связь между обследующим жестом и линейным контуром окружности - развиваем зрительную координацию - формируем обобщённый способ изображения - знакомим с новым материалом - пастелью, со способами и приёмами работы с ней - учим дорисовывать окружность, рисовать круг, закрашивать его пастелью Порадуем глазки (аппликация) - продолжаем учить детей выделять предметы круглой формы из остальных предметов - развиваем фокусировку зрения - создаём условия для совместных действий со сверстниками, коллективно составляя одну картину - развиваем чувство эстетического вкуса; учим красиво составлять композицию из предметов Королева Кисточка (рисование) - продолжаем формировать обобщённый с п о с о б изображения - учим осваивать линейный контур округлой формы - знакомим детей с приёмами работы кистью и красками Весёлый автобус (аппликация) - развиваем зрительную координацию - побуждаем детей самостоятельно определять форму предметов по новой теме - развиваем у детей умение планировать работу - продолжаем учить детей видоизменять форму предметов; побуждаем к поиску самостоятельного решения - формируем навыки экономичных движений - закрепляем умение пользоваться клеем и кисточкой, аккуратно наклеивать бумагу Каждое занятие состоит из трёх основных этапов: 1) развитие восприятия и сенсомоторной функции, что подразумевает накопление богатого чувственного опыта;
17 2) активизация сенсомоторного развития, что включает обследующее действие предмета и последующее перенесение полученного опыта в изобразительную деятельность; 3) анализ работ и побуждение ребёнка к улучшению изображения. Занятия лепкой для детей 3-4 лет являются первой ступенью, которая поднимает их до изобразительной деятельности. Скатанный кусочек глины уже становится апельсином или яблоком... В течение серии занятий дети осваивают основное формообразующее движение скатывания и применяют его самостоятельно. На занятиях по рисованию дети изображают знакомые интересные для них предметы, продолжая осваивать линию как средство выразительности. После серии занятий мы заметили, что у детей сформировалось обобщённое представление о предметах круглой формы (круглыми могут быть разные предметы). На основе обобщения предметов по признаку формы формируются и обобщённые способы изображения. На аппликации дети овладевали разными видами: создавали декоративные узоры, составляли натюрморты, складывали предметы из нескольких частей. В результате чего у них формируется осознанное отношение к порядку выполнения работы. В ходе занятий мы вместе с детьми на основе анализа конкретного предмета выявляли его внешние особенности. При одинаковой форме предметы имеют разную величину, цвет, фактуру поверхности, запах, вкус. Сначала знакомились с предметом - эталоном. Он первый из группы предметов округлой формы. Затем вычленяли и определяли внешние свойства следующего предмета. При сравнении всех признаков предметов у дошкольников постепенно формируется о них обобщённое представление. Таким образом, мы создали представление у детей не только о сходстве предметов, но и об общности способа их изображения. При таком подходе нет необходимости рисовать (лепить) все предметы. При ознакомлении с ними и изображении нескольких из них дети, освоив обобщённые знания и способы действия, пользуются ими как методами познания относительно самостоятельно. Они переносят знания и способы изображения на другие подобные предметы. Развивая у детей перцептивные способности, мы подводим их к самостоятельному поиску способов изображения. В следствии чего нет необходимости показывать, как лепят шар или рисуют. А когда дети работают самостоятельно, достигается желаемая свобода в реализации замыслов.
18
Заключение
Проведённый нами анализ психолого-педагогической литературы позволяет заключить, что: - восприятие - это отражение в сознании внешних свойств предметов и явлений (цвета, формы, величины, веса и т.п.). В результате отражения свойств возникают целостные образы предметов, в которых свойства выступают в их взаимосвязях и взаимоотношениях; - восприятие - сложный, единый процесс, включающий в себя ряд ощущений, память, мышление; - основными свойствами восприятия являются: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность; - восприятие не является врожденным, но активно развивается в течении жизни; - восприятие ребенка имеет ряд особенностей: недостаточность знаний ребенка; небольшой его практический опыт; недостаточное умение выделить основное в том, что воспринимается; пропуск многих деталей; ограниченность воспринимаемой информации. Со временем эти проблемы устраняются, и к старшему школьному возрасту восприятие ребенка практически не отличается от восприятия взрослого. Проанализировав педагогический опыт по проблеме формирования восприятия дошкольников мы пришли к выводу, что содержание и методы сенсорного воспитания опираются на ряд важнейших положений о сущности восприятия и его развитии у детей: - ощущения и восприятия носят не пассивный характер зеркального отражения качеств предмета или предмета в целом, а рассматриваются как особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей; - развитие восприятия у ребенка рассматривается как процесс усвоения социального сенсорного опыта, как формирование под влиянием взрослых новых, ранее не существовавших сенсорных способностей; - развитие восприятия происходит в процессе содержательных деятельностей: на первом году жизни оно связано с предметной деятельностью ребенка, а в дальнейшем - с более сложными видами деятельности. Развитие разных видов деятельности, их совершенствование обеспечивает и сенсорное развитие. В сенсорном воспитании наиболее удобным средством развития являются различные виды изобразительной деятельности, на которых знания и представления об окружающем мире формируются целенаправленно через: специальные наблюдения, рассматривания предметов во время проведения дидактических и других игр, направление восприятия ребёнка на те или иные свойства и качества объектов.
19 Чтобы дети ярче воспроизводили увиденное ими необходимо формировать такие способности как: умение переносить ранее усвоенные знания в новую ситуацию, видение новой функции предмета (объекта). Так как одинаковых детей не бывает, то и в изобразительной деятельности проявляются индивидуальные способности: в характере протекания психических процессов, лежащих в основе творческого труда (восприятия, представления, мышления, воображения). Они связаны также с чертами характера и темпераментом ребёнка, склонностями и направленностью его личности. Важным условием в изобразительной деятельности является использование индивидуального подхода, который нами реализовывался на занятиях в двух направлениях: - предупреждение и устранение пробелов в усвоении детьми содержания, средств и способов деятельности изобразительной; - углубление и расширение возможностей тех детей, которые проявили более высокие способности. Другим не менее важным условием является комплексное использование разных видов изобразительной деятельности. Они помогают решать следующие задачи: формировать представления о свойствах предметов, сенсорных эталонах (объёмных, плоскостных), где форма выступает не только как сенсорный эталон, но и как средство художественной выразительности, обследовательские действия, зрительную координацию. Таким образом реализация индивидуального подхода в комплексном использовании разных видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) на наш взгляд эффективно помогает решать задачи по развитию восприятия.
20
Библиографический список
1. Волкова, А.А. Развитие творчества [текст] /А.А.Волкова //Дошкольное воспитание.- 1933.- №7.- с. 32-36. 2. Дошкольная педагогика [текст]: учебное пособие для студентов пед. институтов, часть первая (в 2-х частях) / под редакцией В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. - М.: Просвещение, 1988.- 270 с. 3. Дубровина, И.В. Психорлогия [текст]: учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан.- М.: Академия, 2004.- 464 с. 4. Казакова, Т. Развитие восприятия у дошкольников [текст] / Т.Казакова, Г.Вишнева //Дошкольное воспитание.- 1984.- № 6.- с. 46-49. 5. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников [текст].- М.: Педагогика, 1983.- 112 с. 6. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [текст]: методическое пособие для воспитателей и педагогов.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.- 128 с. 7. Комарова, Т.С., Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [текст]: учеб. пособие для учащихся пед. у ч и л и щ / Т. С. Кома р о ва, Н. П. С а кул и н а, Н. Б Х а л е зо ва; п од ред.Т.С.Комаровой.- 3-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1991.-256 с. 8. Крысько, В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах [текст].- М.: Флинта, 2000.- 192 с. 9. Маклаков, А.Г. Общая психология [текст]: учебник для вузов.- М.: Просвещение, 2003.- 453 с. 10. Программа воспитания и обучения в детском саду [текст]: методические рекомендации / под редакцией В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.- М.: Мозаика - Синтез, 2006.- 344 с. 11. Психологический словарь [текст] / под редакцией В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др.- М.: Педагогика, 1983.- 448 с. 12. Семейное воспитание [текст]: Словарь / под редакцией М.И.Кондаковой.- М.: Педагогика, 1972.- 143 с. 13. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [текст]: учебное пособие.- М.: Академия, 2001.- 336 с. 14. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника [текст].- М.: Просвещение, 1961.- 181 с.

Статья в поддержку проекта XIX НК «Золотая Психея» по итогам 2017 года :

Творчество – универсальная функция человека, оно характеризуется продуктивной деятельностью и возможно при условии, если человек как-то владеет средствами той деятельности, в которой собирается творить. Исследователи в области творчества выдвигают на первый план накопление творческого опыта младших школьников как сензитивный период для развития творческого потенциала.

А.Н. Леонтьев ставит искусство на верхнюю ступень в восходящем ряду видов деятельности, изучаемых психологией (Леонтьев А.Н.,2004). Высшая форма – значит и наиболее сложная.

Анализируя взаимосвязь деятельности и сознания, А.Н. Леонтьев писал: «…Психический образ продукта как цели должен существовать как субъект так, чтобы он мог действовать с этим образом - видоизменять его в соответствии с наличными условиями. Такие образы и суть, сознательные образы, сознательные представления – словом, явления сознания».

Изобразительная деятельность стимулирует развитие мышления. Процесс мышления активизируется, когда перед человеком возникает необходимость ответить на тот или иной вопрос, решить конкретную задачу, найти тот или иной способ действия и т.д. Все это имеет место в изобразительной деятельности, характеризующейся направленностью на познание и отображение объектов и явлений действительности».

Современная специальная психология и педагогика все чаще обращается к различным видам искусства, как к средству развития и коррекции. Искусство обладает удивительной способностью всесторонне воздействовать на человека.

Характеризуя детское творчество и те психические процессы, которые включаются в художественную деятельность, А.А. Волкова писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное действие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными».

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенно образующийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков. Представления, как показывает ряд исследователей – психологов и педагогов (А.В. Запорожец, В. П. Зинченко, Л.А. Венгер, Е.И Игнатьев, В.С. Кузин, Н.П. Сакулина и др.), образуются в процессе непосредственного чувственного познания – восприятия. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание на изменчивость форм, величин (ребенок, взрослый), цветов (спелый – неспелый, цвета времен года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, клюет зернышки; рыбки плывут в разном направлении и т.п.).

Изобразительная деятельность имеет значение для интеллектуального развития и в силу того, что эта деятельность, является орудийной, позволяет детям овладевать орудиями и через это познать опыт предметных действий человеческой деятельности. А.Н. Леонтьев в работе «Проблемы развития психики» (М., 1981) отмечал: «Орудие представляет собой продукт материальной культуры, который в наиболее наглядной, вещественной форме несет в себе типические черты человеческих творений. Это не только предмет, имеющий определенную форму и обладающий определенными физическими свойствами. Орудие есть вместе с тем общественный предмет – предмет, в котором воплощены и закреплены исторически выработанные трудовые операции… ».

Занимаясь рисованием, аппликацией, конструированием, дети знакомятся со свойствами, выразительными возможностями материала (бумаги, картона), приобретают навыки работы с ним, узнают орудия человеческой деятельности – карандаш, кисть, ножницы – и усваивают способы действия с ними.

В ходе изобразительной деятельности дети постоянно сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета, явления (часто для этого привлекаются эпитеты, сравнения, стихотворные тексты), в результате у детей развивается яркая выразительная речь, что также связано с умственным развитием детей. По мнению Л.С.Выготского речь является материальной основой мышления, она осуществляет регулирующую функцию в развитии высших психических процессов, сопровождает все виды мышления.Обучение изобразительной деятельности способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

На занятиях по изобразительной деятельности складываются благоприятные условия для развития речи детей, осуществления свободного, естественного речевого общения по поводу деятельности и ее результата, что способствует решению разных задач речевого развития детей: накопления и обогащения их словарного запаса, развития связной речи, правильного произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изображении.

Для изобразительной деятельности подходят все виды художественных материалов. Различия в физических свойствах материалов позволяют разнообразить формы манипуляций с ними.

Специалисты отмечают особую важность понимания специфики и осмысленного применения тех или иных изобразительных средств, материалов в зависимости от ситуации. Каждый изобразительный материал задает определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребенка к различным видам деятельности и до некоторой степени позволяет управлять его активностью.

Выбор методов и приемов определяется: возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями детей; их интересами и склонностями; уровнем подготовки: особенностью и степенью отклонений в их развитии; целями и задачами художественного развития детей; спецификой воздействия каждого из видов искусства; формами организации художественной деятельности; объемом и качеством художественной информации; мастерством педагога; уровнем владения специальными технологиями и технологиями художественного развития.

Сочетание всех методов, форм, технологий приводит к развитию (коррекции) личностных качеств и познавательных процессов.

Учитывая, какое значение имеет изобразительная деятельность во всестороннем воспитании и развитии детей, очень важно не только включение всех видов этой деятельности (рисования, аппликации, конструирования) в содержание образования, но и преемственность всех этапов обучения изобразительному искусству с целью повышения эффективности овладения детьми этой деятельностью и их развития.

Литература

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании/ Е.А.Медведева и др.; под ред. Е.А.Медведевой/ - М., Академия, 2001, 247с.
2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников:Учебное пособие/ - М., Академия, 1998, 270 с.
3. Комарова Т.С. , Зарянова О. Ю.,Иванова Л.И., Корзина Г. И., Милова О.М. Искусство детей в детском саду и школе / - М., Педагогическое общество России, 1999, 151с.
4. Леонтьев А.А Леонтьев Д. А. Соколова Е.Е..Алексей Николаевич Леонтьев, Деятельность, сознание, личность/- М., Смысл, 2005, 431с.
5. Назарова Л. Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин / М., Сфера, 2008, 152с.