Договор о добрососедстве дружбе и сотрудничестве. МИД КНР: Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между КНР и РФ позволит поднять двусторонние отношения на новый уровень развития. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между российск

11.10.2019

В Обществе российско-китайской дружбы

10 лет договору о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой

16 июля 2001 г. Президент РФ В.В. Путин и Председатель КНР Цзянь Цзэминь подписали в Москве «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой», ставший важным событием, исторической и знаковой вехой для российско-китайских отношений в наступившем XXI веке.

Помню, на каком высокоэмоциональном подъеме прошла на следующий день после его подписания, 17 июля 2001 г., встреча Президента РФ В.В. Путина и Председателя КНР Цзян Цзэминя в Актовом зале МГУ с коллективом университета, видными российскими государственными и общественными деятелями, активистами и руководителями Общества российско-китайской дружбы. В своих выступлениях руководители России и Китая назвали подписанный в Москве Договор программным документом, создающим международно-правовую основу отношений равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия обеих стран, в юридической форме закрепившим мирную концепцию «вечной дружбы и отсутствия вражды» между двумя государствами и их народами. Было подчеркнуто, что заключение Договора знаменует начало качественно нового этапа в российско-китайских отношениях, утверждает их долгосрочный стабильный характер на основе добрососедства и дружбы.

Руководители России и Китая призвали народы наших стран быть добрыми соседями, лучшими друзьями и надежными партнерами, а молодое поколение - продолжать и развивать традиции дружбы и сотрудничества, заложенные старшим поколением.

16 июля 2011 г. наши страны торжественно отметили 10-ю годовщину со дня подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем.

Этому знаменательному юбилею было посвящено торжественное собрание общественности Москвы, состоявшееся 14 июня 2011 г. во Дворце культуры Российского государственного социального университета, впервые проведенное Обществом российско-китайской дружбы, Российско-Китайским Комитетом дружбы мира и развития совместно с Обществом китайско-российской дружбы.

Для участия в этом мероприятии из Пекина в Москву прибыла представительная делегация Общества китайско-российской дружбы во главе с постоянным заместителем председателя Общества Лю Шу. В ее состав входили также Ван Фэнсян - посол МИД КНР, Чрезвычайный представитель Китайско-российского Комитета дружбы, мира и развития, другие видные представители китайской общественности.

В торжественном собрании приняли участие представители Государственной Думы, Совет Федерации, МИД РФ, других государственных и общественных организаций.

Участниками торжественного собрания были также сотрудники Посольства КНР в РФ во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом Ли Хуэем, представители китайских и российских СМИ.

С докладом на тему «Надежная основа российско-китайского стратегического партнерства, дружбы и соразвития» на собрании выступил председатель Общества российско-китайской дружбы, директор Института Дальнего Востока РАН академик М.Л. Титаренко.

«В 400-летней истории отношений России с Китаем есть ряд двусторонних документов, которые стали эпохальными вехами в наших добрососедских отношениях.

К числу именно таких документов относится подписанный 16 июля 2001 г. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой», - сказал М.Л. Титаренко в своем докладе.

Подчеркнув, что Договор закрепил важнейшие позитивные изменения, которые произошли в отношениях между Россией и Китаем с начала 90-х годов ХХ в., докладчик подробно рассказал о том, какая длительная и кропотливая работа была проведена политиками, дипломатами и представителями общественности по налаживанию российско-китайских контактов после отчужденности, возникшей в результате противостояния двух стран в 1960-1980-е гг.

Эта работа привела к тому, что шаг за шагом Москва и Пекин пришли к твердому убеждению в том, что недоверие и враждебность наносят огромный ущерб интересам обеих стран, тогда как добрососедство, дружба и сотрудничество не только соответствуют жизненным потребностям, но и способствуют решению масштабных созидательных задач, стоящих перед каждой из стран, укрепляют позиции России и Китая на международной арене, гарантируют их безопасность и территориальную целостность. При этом в качестве важного шага в деле достижения двустороннего партнерства и взаимодействия была названа подписанная в Пекине 25 апреля 1996 г. Президентом России Б.Н. Ельциным и Председателем КНР Цзян Цзэминем Совместная российско-китайская декларация, в которой стороны провозгласили решимость «развивать отношения равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке».

Назвав подписание Договора 2001 г. «принципиально важным новым этапом в развитии российско-китайских отношений», М.Л. Титаренко отметил основные положения Договора, заключающиеся: в обоюдном стремлении сторон всесторонне развивать на долгосрочной основе отношения добрососедства, дружбы, сотрудничества, равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права; в неприменении силы или угрозы силой, разрешении любых разногласий исключительно мирными средствами; в уважении выбора пути политического, экономического, социального и культурного развития, сделанного каждой из сторон в соответствии со своими внутренними условиями; в поддержании политики друг друга в вопросах, касающихся защиты государственного суверенитета и территориальной целостности; в отсутствии взаимных территориальных претензий и решимости превратить границу между ними в границу вечного мира и дружбы; в укреплении доверия в военной области; в развитии сотрудничества в торгово-экономической, научно-технической и других областях; в содействии развитию обменов и сотрудничества в области культуры, образования, здравоохранения, информации, туризма, спорта и т.д.; в твердом намерении прилагать совместные усилия для поддержания международного мира и безопасности.

М.Л. Титаренко напомнил также о том, что вскоре после подписания Договора были разработаны специальные долговременные Планы действий по реализации поло-

жений российско-китайского Договора на 2005-2008 гг., которые были успешно выполнены. Ныне в процессе реализации находится очередной план на период 2009-2012 гг.

Председатель ОРКД М.Л. Титаренко с большим удовлетворением отметил неуклонное поступательное развитие российско-китайских отношений за десять лет, прошедших после подписания Договора, и достигших, по обоюдным оценкам, «наивысшего подъема» за всю 400-летнюю историю двусторонних контактов.

В течение 10 лет Россия и Китай, будучи странами-соседями, не только полностью урегулировали территориальные вопросы, но и укрепили политическое взаимодоверие, стали активно осуществлять прагматическое сотрудничество в различных областях, укреплять контакты и координацию своих действий по региональным и международным вопросам на базе совпадающего или близкого видения сторонами основных тенденций современного мира.

В докладе было подчеркнуто, что для успешного развития двусторонних отношений особую ценность представляют глубоко доверительные и конструктивные отношения между высшими и высокими руководителями двух стран, а также интенсивный и разносторонний политический диалог, охватывающий все сферы сотрудничества - от законодательных органов и основных ведомств двух стран до общественных организаций. «По оценкам МИД РФ, - сказал М. Л. Титаренко, - на сегодняшний день нет ни одной страны, с которой был бы такой плотный график контактов, как с Китаем». Только в 2010 г. состоялось шесть встреч Президента РФ Д. А. Медведева с Председателем КНР Ху Цзиньтао, в ходе которых стороны вновь подтвердили приоритетность дружеских отношений между нашими странами.

В докладе было обращено внимание на огромное значение прошедших по инициативе руководителей двух стран таких крупномасштабных акций, как Год России и Год русского языка в Китае и Год Китая и Год китайского языка в России. Эти мероприятия способствовали росту в обеих странах общественного интереса друг к другу, содействовали укреплению взаимопонимания и доверия между народами.

Говоря о значении национальных годов и национальных языков, М. Л. Титаренко подчеркнул активное участие в их проведении Общества российско-китайской дружбы, по праву ставшего наиболее активным каналом народной дипломатии в российско-китайских отношениях.

«Отмечая 10-ю годовщину Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР, - сказал М.Л. Титаренко, - общественность России четко осознает, что для создания благоприятных внешних условий подъема и модернизации нашей страны наилучший путь - обеспечить устойчивые отношения с нашим великим соседом, продолжать крепить дружественные связи с Китаем, углублять доверие, решительно встать на путь экономического соразвития с КНР; необходимо еще больше укреплять взаимопонимание, доверие, лучше узнавать друг друга, придать нашим связям с КНР характер подлинно всенародных отношений, в которых активно участвуют не только политики и официальные лица, но и широкие круги простых граждан наших стран. Именно на это направлены все усилия активистов Общества российско-китайской дружбы и ученых Института Дальнего Востока РАН, которые считали и продолжают считать одной из своих главных задач распространение объективной информации о Китае и наших двусторонних отношениях, для которых стратегия добрососедства, дружбы и сотрудничества между нашими странами и народами альтернативы не имеет». Этими словами академик М.Л. Титаренко закончил свое выступление, тепло встреченное российскими и китайскими участниками торжественного собрания.

КР от 29 апреля 2003 года № 88 г.Пекин от 24 июня 2002 года ДОГОВОР о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой Кыргызская Республика и Китайская Народная Республика, именуемые в дальнейшем "Договаривающимися Сторонами", опираясь на исторические традиции добрососедства и дружбы между народами двух стран, убежденные в том, что дальнейшее укрепление отношений добрососедства, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества между Кыргызстаном и Китаем отвечает коренным интересам двух стран и их народов, способствует сохранению мира и стабильности в регионе и во всем мире, подтверждая твердую приверженность принципам, зафиксированным в политических документах, подписанных и опубликованных между двумя странами со времени установления дипломатических отношений между ними в 1992 году, а также целям и принципам Устава ООН , стремясь поднять отношения между двумя странами на качественно новый уровень, преисполненные решимости передавать дружбу между своими народами из поколения в поколение, договорились о нижеследующем: Статья 1. Договаривающиеся Стороны на долгосрочной основе всесторонне развивают отношения добрососедства, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, принципами взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования. Статья 2. Договаривающиеся Стороны, взаимно уважая выбор пути политического, экономического, социального и культурного развития, сделанный каждой из них в соответствии со своими внутренними условиями, обеспечивают долговременное и стабильное развитие отношений между двумя государствами. Статья 3. Кыргызская Сторона подтверждает неизменность своей принципиальной позиции по тайваньскому вопросу, изложенной в политических документах, подписанных и принятых главами обоих государств в период с 1992 по 2001 год. Кыргызская Сторона признает, что в мире существует только один Китай, Правительство Китайской Народной Республики является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, а Тайвань является неотъемлемой частью Китая. Кыргызская Сторона выступает против любых попыток создания "двух Китаев" или "одного Китая, одного Тайваня", против "независимости Тайваня" и его участия в каких бы то ни было международных и региональных организациях, участниками которых могут быть только суверенные государства, подтверждает, что она не будет устанавливать с Тайванем официальные отношения и поддерживать с ним официальные контакты в какой бы то ни было форме. Китайская Народная Республика подтверждает, что она будет, как и прежде, поддерживать усилия Кыргызской Республики, направленные на защиту национальной независимости, суверенитета и территориальной целостности, на развитие и укрепление национальной экономики и поддержание стабильности в своей стране. Статья 4. Договаривающиеся Стороны, с удовлетворением отмечая полное урегулирование пограничных вопросов между двумя странами, преисполнены решимости превратить границу между ними в границу вечного мира и дружбы, передаваемой из поколения в поколение, и прилагают для этого активные усилия. Договаривающиеся Стороны неукоснительно соблюдают положения соответствующих соглашений о границе, подписанных между двумя странами. Договаривающиеся Стороны осуществляют меры по укреплению доверия в военной области и взаимному сокращению Вооруженных сил в районе границы на основе действующих соглашений с целью укрепления безопасности каждой из них, упрочения региональной и международной стабильности. Статья 5. Договаривающиеся Стороны не участвуют в каких-либо союзах или блоках, не предпринимают каких-либо действий, включая заключение договоров с третьими государствами, наносящих ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности другой Договаривающейся Стороны. Ни одна из Договаривающихся Сторон не допускает использования своей территории третьими государствами в ущерб государственному суверенитету, безопасности и территориальной целостности другой Договаривающейся Стороны. Ни одна из Договаривающихся Сторон не допускает создания и деятельности на своей территории организаций и групп, наносящих ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности другой Договаривающейся Стороны. Статья 6. Договаривающиеся Стороны на основе равенства и взаимной выгоды развивают сотрудничество в торгово-экономической, военно-технической, научно-технической, энергетической, природоохранной, финансовой областях, в сфере информационных технологий и других сферах, представляющих взаимный интерес, содействуют развитию приграничного и межрегионального торгово-экономического сотрудничества между двумя государствами и в соответствии с национальным законодательством каждой из них создают для этого необходимые благоприятные условия. Статья 7. Договаривающиеся Стороны на основе равенства и взаимной выгоды осуществляют сотрудничество в сфере развития коммуникаций и транзитного транспорта, прилагают усилия для содействия строительству региональной сети транспортной коммуникации, включая на территории своих стран. Статья 8. В целях углубления взаимопонимания и традиционной дружбы между народами двух стран, укрепления кыргызско-китайских отношений добрососедства, дружбы и сотрудничества Договаривающиеся Стороны поощряют контакты и сотрудничество между культурными и просветительными органами двух стран, содействуют развитию сотрудничества в подготовке кадров в различных областях, взаимному обмену студентами, стажерами, преподавателями и учеными. Статья 9. Договаривающиеся Стороны в соответствии со своими международными обязательствами, а также законами и законоположениями, действующими в каждой из них, предпринимают эффективные меры, гарантирующие законные права и интересы юридических и физических лиц одной Договаривающейся Стороны на территории другой Договаривающейся Стороны, а также оказывают друг другу правовую помощь по гражданским и уголовным делам в соответствии с подписанными Сторонами соответствующими договорами. Соответствующие органы Договаривающихся Сторон на основе соответствующих законов рассматривают и решают проблемы и споры, возникающие в ходе сотрудничества и хозяйственной деятельности юридических и физических лиц одной Договаривающейся Стороны на территории другой Договаривающейся Стороны. Статья 10. Договаривающиеся Стороны укрепляют сотрудничество в рамках Организации Объединенных Наций, Шанхайской организации сотрудничества и других международных и региональных организаций. Договаривающиеся Стороны проводят обмен мнениями и консультации для согласования позиций Сторон по региональным и глобальным вопросам, представляющим взаимный интерес Сторон, при рассмотрении их в вышеуказанных организациях, членами которых Договаривающиеся Стороны являются. Статья 11. Договаривающиеся Стороны развивают сотрудничество в международных и региональных финансовых учреждениях, экономических организациях и форумах, а также в соответствии с положениями уставных документов таких учреждений, организаций и форумов способствуют вступлению одной Договаривающейся Стороны в те из них, членом (участницей) которых является другая Договаривающаяся Сторона. Статья 12. Договаривающиеся Стороны в соответствии со своим национальным законодательством и международными обязательствами каждой из них на двусторонней и многосторонней основах развивают сотрудничество по совместной борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а также с организованной преступностью, нелегальной миграцией, незаконным оборотом наркотических средств, оружия и другой преступной деятельностью. Статья 13. Настоящий Договор не затрагивает обязательств Договаривающихся Сторон по другим международным договорам, участницами которых они являются, и не направлен против какого-либо третьего государства. Статья 14. Настоящий Договор подлежит ратификации в соответствии с национальным законодательством каждой из Договаривающихся Сторон и вступит в силу в день обмена ратификационными грамотами, и будет действовать на бессрочный период, пока одна из Договаривающихся Сторон не менее, чем за шесть месяцев, письменно не уведомит другую Договаривающуюся Сторону о намерении прекратить действие настоящего Договора. Статья 15. По взаимному согласию Договаривающихся Сторон в настоящий Договор могут быть внесены изменения и дополнения, оформляемые отдельными протоколами, являющимися неотъемлемой его частью. Договаривающиеся Стороны, при необходимости, будут заключать дополнительные соглашения по вопросам реализации положений настоящего Договора. Статья 16. Настоящий Договор подписан в г.Пекин 24 июня 2002 года в двух экземплярах, каждый на кыргызском, китайском и русском языках, причем все три текста имеют одинаковую силу. За Кыргызскую Республику За Китайскую Народную Республику

14 июля, накануне 10-ой годовщины подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией помощник министра иностранных дел Китая Чэн Гопин дал интервью китайским и российским СМИ, в котором рассказал о важном значении Договора и ситуации развития китайско-российских отношений.

Чэн Гопин напомнил, что 16 июля 2001 года руководители Китая и России, подводя итоги и суммируя опыт развития двусторонних отношений, исходя из коренных и долгосрочных интересов двух государств и народов, с учетом перемен в международной и региональной обстановке на стыке веков, в Москве подписали Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между КНР и РФ. Договор стал программным документом, обеспечивающим долгосрочное, здоровое и стабильное развитие китайско-российских отношений и ознаменовал их вступление в качественно новый этап. В Договоре юридически закреплена мирная концепция вечной дружбы между двумя странами и двумя народами, утверждены равноправные и доверительные отношения стратегического взаимодействия и партнерства в качестве модели китайско-российских отношений, намечен курс по оказанию твердой взаимной поддержки и неуклонному наращиванию многопланового практического сотрудничества. Таким образом, Договор заложил прочную политическую и правовую основы для развития отношений Китая и России в новом веке.

По словам Чэн Гопина, прошедшие после подписания Договора 10 лет -- это годы стремительного развития, годы крупных прорывов в китайско-российских отношениях. Руководствуясь принципами, целями и духом Договора китайско-российские отношения неизменно сохраняют позитивную динамику, достигнут целый ряд знаменательных успехов. Осуществляется интенсивный обмен визитами на высшем и высоком уровне, оказывается твердая взаимная поддержка по вопросам, затрагивающим суверенитет, безопасность, развитие и другие жизненно важные национальные интересы другой страны, углубляется политическое и стратегическое взаимодоверие; развивается по восходящей практическое сотрудничество как по его качеству, так и по масштабу, реализован целый ряд крупных совместных проектов в таких ключевых направлениях, как энергетика, наука и техника, военные технологии, межрегиональные связи, что послужило мощным импульсом для совместного развития и подъема двух стран: в связи с интенсивным развитием культурно-гуманитарных связей и контактов на общественных началах еще глубже вошла в душу двух народов мирная идея о вечной дружбе Китая и России, крепнут общественные основы двусторонних отношений. Идя навстречу новым переменам в международной обстановке, стороны осуществляют тесное взаимодействие и координацию на мировой арене, что служит важным фактором обеспечения общих интересов двух стран и содействия становлению многополярного мира и демократизации международных отношений. Жизнь показывает, что подписание Договора и его претворение в жизнь не только приносят китайскому и российскому народам реальную выгоду, но и вносит большой вклад в укрепление мира, безопасности и стабильности в регионе и в мире в целом.

Чэн Гопин отметил, что в начале второго десятилетия с момента подписания Договора по приглашению президента Медведева недавно председатель Ху Цзиньтао совершил успешный государственный визит в Россию и принял участие в 15-ом Петербургском международном экономическом форуме. Главы двух государств участвовали и выступили с речами на концерте, посвященном 10-ой годовщине подписания Договора. Опубликовано к этому юбилею совместное заявление. Подводя итоги и обобщая опыт развития китайско-российских отношений за последние 10 лет, стороны дали высокую оценку важному историческому значению Договора, обозначили ориентиры, планы развития двусторонних отношений и цели многопланового сотрудничества на последующее десятилетие. Было обусловлено, что и впредь стороны будут руководствоваться основными принципами, целями и духом Договора, прилагать усилия к развитию отношений всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнерства на основе принципов равноправия и доверия, взаимной поддержки, совместного процветания и вечной дружбы. Поставлена задача увеличить к 2015 году объем двусторонней торговли до 100 млрд долларов США, а к 2020 году -- 200 млрд долл США, всесторонне продвинуть сотрудничество в политической, экономической, энергетической, научно-технической, военной, межрегиональной и культурно-гуманитарной сферах. Визит послужил новым толчком к развитию китайско-российских отношений стратегического взаимодействия и партнерства.

Чэн Гопин выразил уверенность в том, что на протяжении следующего десятилетия китайско-российских отношений, а то и в еще более далекой перспективе, Договор, сохраняя свою значимость и актуальность, послужит мощным импульсом для непрерывного развития стратегического партнерства Китая и России на благо двух стран и их народов.

Чэн Гопин также ответил на вопросы китайских и российских СМИ, касающиеся двусторонних отношений. -0-

Договаривающиеся стороны обязались на долгосрочной основе развивать отношения добрососедства, дружбы, сотрудничества, равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия в соответствии с нормами международного права, не применять в своих взаимоотношениях силу или угрозу силой, уважать выбор пути развития друг друга, поддерживать друг друга в вопросах защиты государственного единства и территориальной целостности.

Россия и Китай заявили о готовности укреплять доверие в военной области, способствовать укреплению безопасности каждой из сторон и упрочению региональной и международной стабильности. Стороны договорились не участвовать в союзах и блоках и не предпринимать действий, наносящих ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности партнера. В случае возникновения угрозы миру или угрозы агрессии Москва и Пекин незамедлительно вступают в контакт и проводят консультации в целях устранения возникшей угрозы.

Договор также предусматривает совместные усилия сторон по поддержанию глобального стратегического баланса и координацию их действий на международной арене в предотвращении и урегулировании конфликтов.

Согласно договору, Россия и Китай развивают взаимовыгодное сотрудничество в торгово-экономической, военно-технической, научно-технической, энергетической, транспортной и других областях, стимулируют приграничное и межрегиональное сотрудничество, содействуют культурным обменам. Они активно сотрудничают в борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, организованной преступностью, наркобизнесом и нелегальной миграцией. Выделена важность развития контактов между органами законодательной, исполнительной и судебной властей двух государств.

В 6-й статье договора закреплено отсутствие у сторон взаимных территориальных претензий, Россия и Китай договорились продолжить переговоры для разрешения вопросов о прохождении линии российско-китайской границы на еще не согласованных ее участках. До разрешения этих вопросов они соблюдают статус-кво на еще не согласованных участках границы между ними.

Российская сторона подтвердила неизменность своей принципиальной позиции по тайваньскому вопросу. Российская сторона выступает против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме.

Согласно статье 22, договор не направлен против третьих стран.

В целях выполнения договора стороны заявили о готовности активно содействовать заключению соглашений в конкретных областях, представляющих взаимный интерес.

Договор заключен на 20 лет с автоматическим продлением на последующие пятилетние периоды, если ни одна из договаривающихся сторон менее чем за год до истечения очередного срока действия не заявит о своем намерении прекратить его действие.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

23-24 мая 2008 г. состоялся первый официальный визит Президента Российской Федерации Д.А.Медведева в Китай. Окончательно разрешен пограничный вопрос. Завершено юридическое оформление последних двух участков российско-китайской границы на ее Восточном участке. 21 июля 2008 г. в Пекине в ходе официального визита Министра иностранных дел России С.В.Лаврова был подписан Дополнительный протокол-описание российско-китайской границы и по завершении сторонами внутригосударственных процедурвступил 14 октября 2008 г. в силу.

Между Россией и Китаем установлен механизм консультаций по вопросам стратегической безопасности, который стал важным каналом координации российско-китайского взаимодействия в этой сфере. Третий раунд консультаций состоялся в ноябре 2008 года.

Позиция России по «тайваньскому вопросу» зафиксирована в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве 2001 года и состоит в том, что существует только один Китай, правительство КНР является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, а Тайвань – неотъемлемая часть Китая . КНР не имеет возражений против осуществления Россией неофициальных связей с Тайванем в торгово-экономической, научно-технической, культурной, спортивной и других областях. Россия неизменно признает, что Тибет – неотъемлемая часть Китая. Китайская сторона поддерживает усилия российской стороны в борьбе с террористами и сепаратистами на своей территории.

В 2014 году состоялись встречи В.В.Путина и Си Цзиньпина на «полях» саммита БРИКС и заседания Совета глав государств-членов ШОС (Уфа, июль), а также саммита «Группы двадцати» (Анталья, ноябрь) и 21-й сессии Конференции Сторон Рамочной Конвенции ООН об изменении климата / 11-го Совещания Сторон Киотского протокола (Париж, ноябрь).

В 2015 году в соответствии с договоренностью руководителей двух стран успешно реализован комплекс мероприятий по совместному празднованию 70-летия Победы во Второй мировой войне. В его рамках Председатель КНР Си Цзиньпин посетил Российскую Федерацию и принял участие в майских торжествах в Москве. Президент Российской Федерации В.В.Путин совершил рабочий визит в КНР, где участвовал в мероприятиях по случаю 70-летия Победы китайского народа в войне сопротивления Японии (Пекин, сентябрь). Тем самым было продемонстрировано единство подходов России и Китая к истории военного периода, категорическое неприятие любых попыток ее фальсификации или ревизии итогов.



В акваториях Средиземного (май) и Японского (август) морей в два этапа прошли российско-китайские учения «Морское взаимодействие-2015» . Военная делегация КНР посетила Международный военно-технический форум «АРМИЯ-2015» (август), военнослужащие НОАК приняли участие в организованных на территории России соревнованиях «Армейские международные игры-2015» (август).

Китай сохраняет позиции ведущего торгового партнера России. В минувшем году объем двустороннего товарооборота превысил 60 млрд. долл. США. Предпринимаются целенаправленные шаги по диверсификации структуры взаимной торговли, повышению качественных характеристик взаимодействия в финансовой сфере, наращиванию инвестиций с акцентом на высокотехнологичные отрасли, осуществлению крупных совместных проектов.

Высокими темпами развивается сотрудничество в гуманитарной области. Успешно реализован масштабный межгосударственный проект – Годы дружественных молодежных обменов (2014-2015 гг.). 2016 и 2017 годы объявлены Годами российских и китайских СМИ.

Подходы России и КНР к принципиальным вопросам современного миропорядка и ключевым глобальным и региональным проблемам, включая ситуацию на Корейском полуострове, Ближнем Востоке и в Северной Африке, на Украине, иранскую ядерную программу, совпадают или близки. На этой основе Москва и Пекин поддерживают тесное взаимодействие в международных и региональных делах. На ежегодной основе осуществляются визиты глав внешнеполитических ведомств. Мининдел двух стран регулярно встречаются «на полях» многосторонних мероприятий, в частности, по линии ООН, «Группы двадцати», АТЭС, БРИКС, ШОС, РИК. Отлаженно работает механизм плановых межмидовских консультаций на уровне заместителей министров и директоров департаментов.

Когда из-за украинского кризиса отношения России с Западом резко ухудшились, Москва пересмотрела свой подход к выстраиванию диалога с Поднебесной. Визит российского президента в Шанхай в мае 2014 года принес около 40 соглашений, главным из которых стал контракт между «Газпромом» и CNPC о поставках 38 миллиардов кубометров газа в год в Китай по газопроводу «Сила Сибири». Общий объем этой сделки, рассчитанной на 30 лет, достиг 400 миллиардов долларов.



Взаимодействие с Китаем углублялось в различных сферах, включая финансовую и сельскохозяйственную. Стороны договорились о сотрудничестве в создании инфраструктуры: до 2016 года планируется возвести мост через Амур, идут переговоры о строительстве высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Казань стоимостью в триллион рублей, которая должна стать частью коридора Москва - Пекин. Сохраняется интерес Китая к российскому военно-промышленному комплексу. Достаточно сказать, что именно КНР - первый зарубежный заказчик системы ПВО С-400.

Москва и Пекин взаимодействуют и на международной арене, где Россия выступает в роли «старшего брата». В Совбезе ООН Китай ориентируется на то, как голосует российская делегация.