Богородская резная игрушка как нарисовать ребенку. Конспект ООД по рисованию на тему: «Богородская игрушка» для детей старшего дошкольного возраста план-конспект занятия по рисованию (старшая группа). Материалы и инструменты

23.06.2020

Привет, друзья! Не секрет, что начальная школа - дополнительный источник творческого вдохновения не только для детей, но и для их родителей (по крайней мере, для тех родителей, которые не прочь помастерить-порукодельничать на досуге). Разнообразные конкурсы и творческие задачи (например, по оформлению класса к празднику) заскучать не дадут. А порой они подталкивают к весьма интересным экспериментам, которым в собственном графике вряд ли нашлось бы место.

Наш сын Володя учится в третьем классе, и сейчас в школе проходит конкурс на тему изготовления славянской игрушки своими руками из любых материалов. Конкурс — для учащихся, но участие родителей подразумевается. :)

Миссия поддержать честь класса в этом конкурсе выпала нам. С темой мы как-то сразу определились — знаменитая богородская игрушка"Кузнецы", та самая, где мужик и медведь кувалдами стучат по наковальне.

Кстати, собирая материал для нашей затеи, заодно почитала про историю богородской игрушки. Так вот, родиной этого народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур является старинное подмосковное село Богородское. В конце XVI века село было передано Троице-Сергиеву монастырю, который являлся одним из крупных центров художественных ремесел Руси.

Считается, что именно благодаря влиянию Троице-Сергиева монастыря зародился и получил развитие Богородский промысел. Игрушке «Кузнецы» насчитывается уже более 300 лет, и она по праву является символом промысла.

Согласно упоминаниям в старинных документах Пётр I дарил «Кузнецов» своему сыну царевичу Алексею. А французский скульптор Огюст Роден, рассматривая эту богородскую игрушку, произнёс: «Народ, который создал эту игрушку, - великий народ.»

При желании Вы найдёте в сети много интересной информации об истории и современном развитии Богородского промысла.

А мы пока пойдём дальше. Конечно, о том, чтобы сделать игрушку «Кузнецы», как положено, из дерева, мы даже не помышляли. А вот выполнить её из более мягкого и податливого материала — гофрокартона — эта идея показалась нам вполне осуществимой.

Как оказалось впоследствии, в своих прогнозах мы не ошиблись, игрушка получилась что надо! Характерную особенность богородской игрушки — подвижность элементов — удалось воплотить на все сто: мужик и медведь весело колотят по наковальне, и звук при этом издаётся, почти как при стуке по дереву.

И вообще изделие вышло достаточно прочным благодаря многослойной конструкции.

Но давайте перейдём к самому процессу изготовления, и вы сами увидите все нюансы.

Мастер-класс: богородская игрушка «Кузнецы» из картона

Материалы и инструменты:

— листы офисной бумаги формата А4 (для печати шаблонов);
— микрогофрокартон;
— деревянные шпажки;
— канцелярский нож;
— ножницы;
— металлическая линейка;
— пробойник и молоток либо шило;
— клей «Момент Кристалл»;
— двусторонний скотч;
— акриловые краски и кисти.

Началось всё вот с этого рисунка игрушки «Кузнецы», найденного в сети.

На его основе были подготовлены шаблоны для вырезания из картона, и дело пошло. Шаблоны можете сразу скачать здесь:

Хочется отдельно остановиться на основном материале для изготовления игрушки. Мы использовали микрогофрокартон (это одна из разновидностей упаковочного гофрокартона). Он трёхслойный (два плоских, один гофрированный), его толщина 1,5-2 мм.

Почему именно микрогофрокартон? Помимо того, что с гофрокартоном у нас вообще давние тёплые отношения, этот материал очень удобен в обработке. Он легко режется, а при склеивании нескольких слоёв получаются довольно плотные и прочные детали.

В принципе в качестве альтернативы можно использовать, к примеру, переплётный картон толщиной 1,5 мм. Но резать его тяжелее. Особенно сложно будет вырезать головы мужика и медведя.

К тому же микрогофрокартон гораздо дешевле. А если использовать б/у коробки, то он вообще обойдётся бесплатно. В коробки из микрогофрокартона обычно упаковывают кондитерские изделия, посуду, косметическую и фармацевтическую продукцию и многое другое.

Найти подходящие коробки не составит труда. А с учётом масштаба деталей, потребуется картона совсем не много.

1. Подготовка деталей игрушки «Кузнецы».

Вырезаем из картона по шаблонам все детали. Для удобства количество шаблонов равно количеству деталей.

Технология проста: вырезаем шаблон или группу шаблонов с небольшими припусками и прикрепляем к изнаночной стороне картона кусочками двустороннего скотча, после чего вырезаем детали. Более подробно и наглядно этот процесс продемонстрирован .

При размещении шаблонов на картоне обратите внимание на рекомендуемые направления волн гофрированного слоя (в файле есть соответствующие обозначения). От этого зависят и внешний вид, и механические характеристики деталей.

Вот вырезаны все детали наковальни:

Две трапециевидные детали (они нужны для заполнения зазоров между частями наковальни и планкой) необходимо сплющить.

Вырезаем детали кувалд. Ну, здесь вообще всё предельно просто.

В качестве рукояток будут отрезки деревянной шпажки длиной 30 мм . В данном случае лучше использовать шпажку потолще.
Далее вырезаем детали планок. Здесь для повышения жёсткости в среднюю деталь каждой планки на всякий случай вставлены кусочки деревянной шпажки (эта шпажка меньшего диаметра, чем шпажка для кувалд).

В принципе это делать не обязательно. Просто детали узкие и длинные, поэтому легко гнутся (особенно с учётом поперечного расположения волн гофрированного слоя). Не хотелось рисковать — на всякий случай укрепили.

Когда склеите слои планок даже без шпажек, прочность и жёсткость их заметно повысится. А поперечные усилия на планки при функционировании готовой игрушки «Кузнецы» прилагаться не должны. Думаю, в любом случае всё должно быть в порядке.

Но если всё же хочется большей надёжности, Вы знаете, как поступить. :)

На внешних деталях нижней планки сразу поставьте кончиком ножа небольшие отметки, где должна быть наковальня.

На всех деталях планок проделываем отверстия. Мы использовали пробойник из набора «Зубр».

Если же такого инструмента нет в наличии, то просто проколите отверстия шилом, а затем расширьте их шпажкой, кусочки которой будете использовать в качестве стержней при сборке игрушки.

Важный момент: шпажка должна свободно вращаться в отверстиях планки.

Переходим к самому сложному и ответственному этапу — вырезанию деталей мужика и медведя.

Здесь по 2 группы деталей в зеркальном отражении. Это сделано для того, чтобы у готовой фигуры с обеих сторон внешние детали располагались лицевым слоем наружу.

Поначалу мы даже прорисовали пальцы на лапах медведя и руках мужика. Но вырезать это слишком уж муторно. Хотя вроде даже получилось.

Итоговые шаблоны в этой части были упрощены, так что Вам будет чуть-чуть полегче. :)

Для тех, кто будет вырезать подобные фигурки из картона впервые, подсказка : сложные мелкие контуры (например, лицо мужика или морду медведя) следует прорезать короткими надавливающими движениями самым кончиком лезвия ножа. Сначала продавите таким образом контур участка, потом уже прорежьте линию на всю толщину картона.

И ещё на некоторых деталях сразу нужно проделать отверстия для стержней, на которых фигурки наших «кузнецов» будут крепиться.

Важный момент: а в этом случае шпажка должна входить в отверстие плотно.

2. Сборка игрушки «Кузнецы».

Склеиваем детали всех элементов игрушки.

В отверстие кувалды капаем чуть-чуть клея (для этого удобно использовать зубочистку) и вставляем рукоятку.

Склеиваем блоками детали наковальни, как показано на фото.

Затем склеиваем блоки. Прижмите рабочую поверхность наковальни к столу, чтобы она получилась ровной.

Склеиваем детали верхней и нижней планок.

Заодно подготовим 4 стержня. Длину определяем в зависимости от количества слоёв и толщины картона.

Наносим клей на трапециевидные детали наковальни и приклеиваем к нижней планке. Верхнюю планку тоже вставьте, чтобы удостовериться, что она двигается свободно.

Склеиваем детали мужика. Здесь соберите всю среднюю часть, приклейте к ней одну собранную сторону. Вторую сторону пока не присоединяйте.

Аналогично подготавливаем части медведя.

Ну вот, осталось только прикрепить наших «кузнецов» к подвижным планкам.

Вставляем в отверстия на ноге медведя и приклеиваем 2 стержня, как показано на фото.

Вставляем стержни в отверстия планок.

Смазываем клеем поверхность средней части медведя, а также отверстия на второй ноге. И приклеиваем оставшуюся часть фигуры так, чтобы стержни попали в отверстия.

Вставляем и приклеиваем кувалду.

Если планируете окрашивать игрушку, то кувалду можно пока не приклеивать. Даже лучше сначала окрасить части игрушки «Кузнецы», а потом уже приступать к сборке.

Аналогичным образом прикрепляем к планкам мужика.

Вот теперь всё. Наша картонная копия богородской игрушки «Кузнецы» готова!

Смешно сказать, но мы сами испытали детский восторг, когда опробовали её в деле. :) Работает ведь! Всё двигается, молоточки стучат — просто чудо))

Что и говорить про наших третьеклассников, которые, когда мы наконец предъявили результат, тоже рады были подвигать планочки и послушать звонкий перестук картонных кувалд.)

Кстати, в процессе подготовки описания появилась мысль, как сделать так, чтобы картонный «окрас» игрушки на торцах был более равномерный. Сейчас, как видите, одна половинка темнее, другая — светлее. Мелочь, конечно, но всё же...

Так вот, можно чередовать зеркальные слои: 1 слой из одной группы деталей, затем слой из второй группы и т.д.

На этом наша работа по созданию русской народной игрушки «Кузнецы» была завершена. Но точку пока ставить рано. Предстояло ещё игрушку раскрасить.

За выполнение этой задачи взялась артель художниц из нашего класса. А Володя взял на себя, скажем так, координационные функции. :)

Окрашивали игрушку акриловыми красками.

Девочки взялись за дело серьёзно, даже изучили образцы народных костюмов.

В итоге получилась вот такая нарядная и весёлая подвижная игрушка с традиционным сюжетом.

Теперь ждём итогов конкурса. :)

Друзья, как вам такое воплощение богородских «Кузнецов»? Мне кажется, такая игрушка вполне достойна того, чтобы использовать её по прямому назначению — для игр малышей.

Ультра-бюджетный вариант. Но это, конечно, не самое главное. Важнее всего то, что вы легко можете сделать игрушку своими руками и даже привлечь к этому занимательному процессу детей. Если в силу возраста вырезать-склеивать картонные детали ещё рановато, то уж для раскрашивания никаких возрастных ограничений нет.

* * *

PS. В преддверии праздника 8 Марта Оля Качуровская разработала новые тематические шаблоны для вырезания в продолжение серии праздничных шоколадниц.

Если Вы ещё не успели скачать бесплатные шаблоны в магазине Картонкино, забирайте наш подарок к празднику прямо сейчас:

С наступающим праздником, дорогие читательницы! Солнечного вам настроения! Пусть наступившая весна наполняет вас свежими силами, энергией, вдохновением! Пусть будет побольше поводов для радостных улыбок! Любви, счастья, семейного благополучия все вам!

До новых встреч на КАРТОНКИНО!

Ваша Инна Пышкина.

Светлана Мезенцева

Тема НОД : «Богородские игрушки »

Мезенцева Светлана Викторовна

Программа : «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Возраст детей : 4 года (средняя группа) .

Тема НОД : «Богородские игрушки » .

Цель : формирование знаний детей о Богородской игрушке .

Задачи :

Образовательные :

Познакомить воспитанников с богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.

Привлечь внимание детей к игрушке , способствовать пониманию ее содержания.

Научить видеть красоту деревянной богородской игрушки , ее занимательность.

Развивающие :

Развивать интерес к народной игрушке , к прошлому.

Развивать умение отличать богородские игрушки .

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к игрушке , интерес к ее изготовлению, к народным умельцам - мастерам - резчикам по дереву.

Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.

Способствовать получению детьми положительных эмоциональных впечатлений от совместной игры с народными игрушками .

Планируемые результаты : дети знакомятся с Богородскими игрушками ; знакомятся с историей промысла (с тем, как народные умельцы их изготавливали, из каких пород дерева) ; получают удовольствие и положительные эмоции от игры с Богородскими игрушками .

Форма организации : групповая.

Форма НОД : совместная деятельность, игровые упражнения, сюжетная игра, игры под музыку, совместное действие.

Предварительная работа : Организация выставки «Русская народная игрушка » , разгадывание загадок об игрушках .

Словарь новых слов : игрушечное ремесло , купец.

Оборудование и материалы :

Демонстрационный дидактический материал

Богородские игрушки : дергунчики Буратино, Петрушка, каталка Бычок, Птичий разговор, свистульки.

Иллюстрации с росписью.

Раздаточный материал :

Богородские игрушки .

Педагог : Здравствуйте, ребята! Посмотрите внимательно, какие игрушки лежат перед вами ?

Дети : Красивые расписные игрушки .

Педагог : Из чего они сделаны?

Дети : Из дерева.

Педагог : Совершенно верно! Эти игрушки сделаны из дерева , с давних времен ремесленники села Богородское ножом вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины. Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку . Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева , а дети прозвали ее Аука. Долго играли ребята с игрушкой , а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, человек который приходит за покупками на ярмарку. Купцу игрушка показалась занятной , и заказал крестьянину сделать много таких игрушек . С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “ игрушечным” ремеслом , то есть изготавливать деревянные игрушки .

Педагог : А что необычного в этих игрушках ?

Дети : Они не такие как наши игрушки , сделаны из дерева.

Педагог : Давайте немного поближе рассмотрим Богородцкие игрушки .

Педагог демонстрирует клюющих курочек.

Встрепенется петушок.

О дощечку стук да стук.

Вместе с курами тук-тук.

Никогда не устают.

Куры зернышки клюют,

А яичек не несут.

Вот какие странные

Куры деревянные!

Дети : рассматривают игрушки .

Педагог : А вот ребята, игрушки – дергунчики . Ручки и ножки у этих игрушек крепятся с помощью веревочек, если за них дернуть, игрушки «оживают» и начинают задорно плясать.

Дети : Очень интересные игрушки .


Педагог : Да ребята, Богородские игрушки добрые , забавные, «живые» .


Педагог : Ребята, давайте вспомним стихотворение Агнии Барто «Бычок» .

Дети : Идет бычок качается, Вздыхает на ходу :

«Ох, доска кончается, Сейчас я упаду» .

Педагог : Посмотрите внимательно на эту Богородскую игрушку . Ее называют – каталка Бычок. Правда похожа на персонажа из стихотворения!

Дети : Очень!


Педагог : Так же народные мастера делали и всеми любимые свистульки.


Педагог : Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Лавка народных игрушек » . Чтобы продавец продал вам какую-нибудь игрушку , нужно описать ее, назвать ее отличительные черты. Ее должен угадать «продавец» . Постарайтесь не только правильно описать словами игрушку , но и быть вежливыми покупателями. Покупатели могут поиграть с Богородскими игрушками .

Дети делятся на две команды : продавцы и покупатели. Покупатели описывают строение игрушки , цвета, которыми игрушка раскрашена , продавцы отгадывают и дают поиграть.


Во время игры звучит мелодия «Русская изба»

(Е. Птичкин - М. Пляцковский) .

Педагог : Ребята, вы такие молодцы. С уважением к друг другу играли в игру . Понравилось вам играть с народными игрушками ?

Дети : Очень!

Педагог : А как называется село, в котором народные мастера изготавливают эти игрушки ?

Дети : Село Богородское .


Педагог : Правильно. А из каких пород дерева изготавливают Богородские игрушки ?

Дети : Из мягких, игрушки вырезают ножом .

Педагог : Наше занятие подошло к концу , а вы ребята можете поиграть Богородскими игрушками .

МБДОУ города Астрахани №52 «Росинка»
Федорова Ольга Павловна воспитатель

Тема: Богородская игрушка и её мастера.
(старшая группа)

Цель: Закрепить знания о разнообразии народной игрушки; продолжать знакомить с народными промыслами. Дать понятие о богородской игрушке, её видах, технологии изготовления. Пробуждать детей к поисковой деятельности, к рассуждению. Формировать интерес и желание самим сделать игрушку по типу богородской.

Активизация словаря: богородская, каргопольская, стамеска.

Материал: богородская игрушка: динамичная – бабушка со спицами, старик в санях, курочки, зайцы рубят капусту, лиса стирает, мужик и медведь, медведица с медвежонком, медведь – дергунчик.

Игрушки: филимоновский котик, дымковский петух, каргопольская – Полкан, лукошко, конверт со схемой, сундучок, иллюстрация богородской игрушки, иллюстрация (последовательность изготовления богородской игрушки), инструменты (топорик, ножик, стамески), кассета видеофильма «Богородская игрушка»; силуэт мужика и медведя из картона, 2 планки, 2 проволоки – на каждого ребенка.

Предварительная работа: знакомство с дымковской, филимоновской, каргопольской игрушками, просмотр кассеты «Тайны птицы Сирин», экскурсия в музей игрушки, рассматривание иллюстраций, альбомов «Народная игрушка».

Ход занятия:

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. А мы гостям всегда рады, какими словами мы встречаем гостей?
Дети: - здравствуйте, добро пожаловать, приятно вас видеть, проходите пожалуйста.
- Как много хороших и добрых слов вы сказали, а в ответ получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. «Чем больше человек делает добро, тем больше он его получает».
(вос-ль с детьми проходят к столу, на котором лежат конверт с цифрой 1, лукошко с цифрой 2 и сундучок с цифрой 3)
- Ребята, посмотрите, а что у нас здесь такое?
- Правильно, это конверт, сундучок и лукошко. А на них, посмотрите, цифры. А чтобы это значило?
- Ребята, а что мы будем открывать в первую очередь?
- Под цифрой 1 у нас конверт, а в нем схема. (дети встают в круг, но за руки не держаться, ведущий говорит пословицу рядом стоящему (слева) и берёт его за руку, дети говорят пословицы и берутся за руки, в конце получается круг)
- Ребята, какие вы молодцы, знаете много пословиц, все такие разные, не повторяются. Молодцы!
- Ребята, посмотрите, что у нас получилось?
- Да, ребята, это круг, а круг – это символ чего? Это символ – солнце. Солнце – это жизнь. Вот нам сегодня на занятии будет помогать солнце.
- Давайте, ребята, посмотрим, а что у нас под цифрой два?
-Под цифрой 2, у нас сундучок. Давайте с вами сядем на стульчики и посмотрим, что у нас в сундучке. (дети садятся)
- Ребята, посмотрите, что это за игрушки, как они называются?
(вос-ль открывает сундучок и выставляет на стол игрушки)
- Правильно, это дымковский петух, посмотрите, как он красочно расписан, а это каргопольская игрушка – Полкан, а это филимоновская игрушка – котик.
Посмотрите, филимоновская игрушка отличается тем, что она вытянутая.
- Молодцы, а подумайте, о чем нам могут рассказать эти игрушки?
Дети: - о названии местности: о мастере, о его характере: о материале, из которого они сделаны.
- Да, ребята, каждая игрушка может поведать нам много интересного, подарить радость, как детям, так и взрослым, потешить их. Многих поэтов народные игрушки вдохновили на сочинение стихотворений. Наши дети выучили стихи, но о тех народных игрушках, которых сейчас у нас нет.
(дети читаю стихотворения)

Дымковский индюк.

Вот индюк нарядный, весь такой он ладный.
У большого индюка все расписаны бока.
Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост, у него совсем не прост-
Точно солнечный цветок, а высокий гребешок
Красной краскою горя, как корона у царя.
Индюк красочно красив, он напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг птица важная - индюк.

Мои игрушки. В. Василенко.

Со старинной сказкой схожи, появились предо мной.
Их рога на ель похожи, цвет их желтый, голубой.
Темно-красный и зеленый. Стройный козлик и олень.
Забавлять меня готовы, быть со мною целый день.
На столе моём охотно отыскали уголок.
За моей следят работой, чтобы я устать не мог.
И рога у них большие. Глаз нельзя от них отвести.
Удивительно живые – не попросят лишь поесть.

- Молодцы. Очень хорошие стихотворения. А ведь действительно эти народные игрушки схожи со сказкой. (вос-ль достает сверсток, раскрывает, показывает детям иллюстрацию Богородской игрушки)
- Ребята, посмотрите на этой иллюстрации незнакомая нам игрушка, а называется она Богородская.
(рассказ воспитателя)
Близ старинного подмосковного города Сергиева Посада, на высокой горе среди лесов и полей, раскинулось село Богородское. По народному преданию давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых деточек. Вырезала она из чурбачка (показ) фигурку и назвала ее «Аука». Дети порадовались, поиграли и закинули «ауку» за печку. Раз муж стал собираться на ярмарку и говорит: Возьму-ка я «ауку» на базар и покажу её торгашам. «Ауку» купили и заказали еще. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском и стала она называться Богородская игрушка.
Режут эту игрушку не из любого дерева, а только из липы, ольхи и осины, потому что эта древесина легко обрабатывается и позволяет воспроизводить мелкие детали. Древесина высыхает в течение, трех лет, чтобы не было трещин. И только потом приступают к работе. Инструменты у мастера нехитрые.
(показ инструментов: топорик, ножик, набор стамесок)
- Ребята, посмотрите, а на этой иллюстрации этап изготовления игрушки.
(показ иллюстрации)
Мастер сначала берет чурку, смотрит на нее внимательно, словно прикидывает что–то. Потом делает зарубку топором, далее обрабатывает стамеской, а затем острым ножом описывает шкурку, открывает глазки, рот и, наконец, мастер даёт название своей игрушке. С помощью игрушек рассказывают сказки. Богородская игрушка по тематике самая разная – это фигурки животных и людей, которые заняты повседневными делами: пилят дрова, куют металл, пьют чай.

Физкультминутка.

Я прошу подняться вас – это раз, повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперед смотри – это три, с силой их к плечам прижать – это пять.
А теперь тихонько сесть – это шесть.

- Ой, ребята, мы с вами так увлеклись, что забыли про лукошко. А какая цифра написана здесь?
- Да, это цифра 3. Ребята три очень часто встречается в сказке – 3 сына, 3 девицы, 3 задания, 3 желания, 3 медведя.
- А лукошко наше волшебное. В нем живет сказка. Я знаю очень много сказок, сегодня я вам сказку хочу не рассказать, а показать сказку о богородской игрушке, а вы мне будете помогать.
(воспитатель достает по одной из лукошка игрушки и рассказывает сказку, предлагая детям по ходу рассказа совершать движения игрушками).

Сказка.
Жили – были дед «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор сам на лошадке» (показ игрушки: дед едет на лошадке) и бабка «Тень-тень-потетень в огороде-то плетень в избе печка топится бабушка торопиться». Бабушка хозяйничала по дому, вязала носки.(показ игрушки: бабушка вяжет носки) И были у бабушки курочки. «На улице 3 курицы с петухом дерутся, кыш-кыш, ха-ха-ха пожалейте петуха» (показ игрушки: курочки клюют зерно). Бабушка очень любила своих курочек, выпускала гулять их, кормила, ухаживала за ними. Жили, дед с бабкой поживали, да вот беда, были они старые и все им было тяжело делать, не было у них помощников. Жили они на опушке леса. Узнали звери, что деду с бабкой помощь нужна, решили они им помочь. Решила бабка испечь пирогов с капустой. Прибежали зайцы, помогли порубить капусту. «Травка-муравка со сна поднялась, птица-синичка за зерно взялась, зайки взялись за капусту» (показ игрушки: зайцы рубят капусту). Пришла лисичка-сестричка, помогла бабке белье постирать. «Сегодня целый день лисичка-сестричка шубу стирает, бабке помогает» (показ игрушки: лисичка стирает белье). Потом пришли три медведя. Михайло Потапыч вместе с дедом в кузнице работал, молотами стучал. «Что за грохот, что за стук? Тук-тук, тук-тук. Серый медведь, старый дед сапог подбирает, дело затевает» (показ игрушки дед с медведем молотами стучат). А Настасья Петровна решила сыночка-медвежонка в баньке попарить. «Водичка-водичка умой мой личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок» (показ игрушки: медведица моет медвежонка). Так, целый день звери были заняты делами, помогали деду с бабкой. Пока звери занимались делами, бабка с Настасьей Петровной напекли пирогов с капустой. Вечером уселись они все за стол. «Ай, качи-качи-качи глянь баранки-калачи, с пылу с жару из печи, все румяны горячи».
Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. Вот какие трудолюбивые звери жили в этом лесу.

- Ребята, интересная сказка? А как вы думаете Михайло Потапыч, он очень сильный? А как вы думаете почему?
(воспитатель достает из лукошко игрушку - «медведь – дергунчик » и показывает, как он занимался физкультурой)
-Давайте покажем, как мы умеем делать зарядку.

Солнце глянуло в кроватку
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку
Надо нам присесть и встать
Руки вытянуть пошире
Раз, два, три, четыре, пять
Наклониться три, четыре
И на месте постоять.
На носок, потом на пятку
Все мы делаем зарядку.

-Ребята, а давайте вспомним какая игрушка, рассказала и показала нам сказку?
- Да, это игрушка называется Богородская. А как вы думаете, что общего и чем похожи эти игрушки? - А чем они отличаются?
- У большей части богородской игрушки есть одна привлекательная особенность-это игрушки «с движением». Остроумное приспособление приводит игрушку в движение, оживляет ее, делает более занимательной.
- Вспомним, как называются эти игрушки?

- Посмотрите. Эти вещи нынче в гости к нам пришли.
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, в мир добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди мастера.

- Русские мастера умели трудиться и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, поэтому изделия получились такими красивыми. Про упорный труд народ сложил пословицы и поговорки.
- Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
(дети говорят пословицы и поговорки о труде)
- А сейчас, ребята, мы с вами посмотрим, как работают настоящие мастера.
(дети смотрят кассету, на которой записана работа мастеров)
- Понравилась вам работа мастеров?
- А вспомните, какую игрушку делали мастера? А хотите сами превратиться в мастеров и сделать свою игрушку, давайте пройдем и сядем за столы.
(дети садятся за столы, на которых лежат вырезанные из картона силуэты медведя и мужика, воспитатель объясняет и показывает, как сделать игрушку, прикрепляя к планке с помощью проволоки силуэты).
- Молодцы. Из вас получились хорошие мастера. (дети показывают как у них двигаются игрушки)
- Но вот, наше занятие подошло к концу. С какой новой игрушкой мы с вами сегодня не только познакомились, но и сами ее сделали.
- Что вам больше всего понравилось?
- Ребята, сегодня вечером, когда вы придете домой, вы расскажите маме с папой, чем мы занимались и покажите свои игрушки.

Программное содержание: формировать знания детей о Богородской игрушке; познакомить с Богородской игрушкой - как произведением русского народного творчества; научить видеть красоту деревянной игрушки, её занимательность; воспитывать бережное отношение к игрушке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по рисованию «Богородская игрушка» в старшей группе

Программное содержание:

1. Формировать знания детей о Богородской игрушке.

2. Познакомить детей с Богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.

3. Научить видеть красоту деревянной Богородской игрушки, ее занимательность.

4. Развивать интерес к народной игрушке.

5. Воспитывать бережное отношение к игрушке, интерес к ее изготовлению, к народным умельцам - мастерам - резчикам по дереву.

Материалы: Листы бумаги формата ½ А 4, простые карандаши, ластики, цветные карандаши, фотоиллюстрации или картинки с изображением Богородской игрушки.

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент. Беседа с детьми.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Мишки, кубики, машинки

И конструкторы большие,

И мячи и безделушки –

Это все мои - …игрушки!

Воспитатель: Правильно, игрушки. Ребята, а у вас есть игрушки? В какие игрушки вы любите играть? (ответы детей)

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением Богородской игрушки и задает вопросы:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а какие игрушки вы видите здесь?

Дети: Красивые расписные игрушки.

Воспитатель: Из чего они сделаны, как вы думаете?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Совершенно верно! Эти игрушки сделаны из дерева, с давних времен ремесленники села Богородское ножом вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины. Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго играли ребята с игрушкой, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, человек который приходит за покупками на ярмарку. Купцу игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину сделать много таких игрушек. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись «игрушечным» ремеслом, то есть изготавливать деревянные игрушки.

Воспитатель: А что необычного в этих игрушках?

Дети: Они не такие как наши игрушки, мягкие, а сделаны из дерева.

Воспитатель: Да ребята, Богородские игрушки добрые, забавные, «живые». Потянешь за верёвочку улыбчивого Мишку - дергунчика, и он, приветствуя нас, раскинет в стороны лапы. Кузнецы Мишка и Мужик - бьют молоточками по наковальне, если поочерёдно двигать планки. Мишка - дровосек крепится на подставке тумбочке, внутрь которой вставлена пружинка, которая приводит фигурку в действие.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, медведь из сказки сильным стал?

Дети: Да

Воспитатель: А как мы можем еще с вами стать сильными?

Дети: Нужно делать зарядку

Воспитатель : Совершенно верно, давайте и мы с вами сделаем зарядку

Физкультминутка.

Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте).

Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать (ходьба), руки поднимать (руки вверх),

Приседать и вставать (приседание 4-6 раз),

Прыгать и скакать (10 прыжков).

2. Рисование Богородской игрушки - медведя

Воспитатель: А теперь давайте попробуем с вами нарисовать деревянную

игрушку. Героем многих композиций является медведь, поэтому его мы и будем учиться сегодня рисовать. Прежде чем начать рисовать мишку, давайте его внимательно рассмотрим.

Показ изображения Богородского медведя.
Воспитатель: Рассмотрим сначала туловище. Какой формы туловище? (овальной). Что еще есть у мишки? (голова). А какой формы голова? (круглой). Не забывайте, если смотреть сбоку, то мордочка у него удлиненная. Где расположена голова? (если дети затрудняются, воспитатель отвечает, что голова расположена впереди (выше) туловища, и соединена с ним мощной короткой шеей). На что похожи лапы у медведя, какой они формы (овальные, но удлиненные)? Где находятся лапы у медведя (внизу туловища)? Сколько лап у медведя (2 передние и 2 задние лапы)? Что есть на голове у мишки (уши)? Какой они формы? (полукруглой). А уши у мишки большие или маленькие? (маленькие). Что еще есть на голове у мишки (глаза, нос)? Рассмотрите внимательно лапы у мишки, что на них есть (когти)?
Ребята, а медведи какого цвета? (коричневого, бурого). Глаза, носик и когти какого цвета? (черного). Молодцы, вы внимательно рассмотрели мишку.

Показ воспитателя. Рисование Богородского медведя простым карандашом.

Воспитатель: Прежде, чем разукрашивать нашего мишку цветными карандашами, давайте разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Кто спит зимой?»
Медведь в берлоге крепко спит, (сжимают пальцы правой руки в кулачок, начиная с большого)
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ёжик и барсук.
Только заиньке не спится - (показывают мизинец, вращая им)
Убегает от лисицы.
Мелькает он среди кустов, (пальцы левой руки изображают клацающую мордочку лисы, догоняющей зайца)
Напетлял и был таков!

Самостоятельная деятельность детей. Разукрашивание Богородского медведя цветными карандашами.

3. Итог. Оформление выставки.

Воспитатель: Ребята, что вам понравилось сегодня?
- А что - нет?
- В чем испытали трудности? (
Ответы детей.)

Воспитатель проводит выставку детских работ.
Дети рассматривают рисунки и делятся впечатлениями, выражают свое мнение.

Конспект занятия «Богородские игрушки » .

Цель : формирование знаний детей о Богородской игрушке .

Задачи :

Образовательные :

Познакомить воспитанников с богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.

Привлечь внимание детей к игрушке , способствовать пониманию ее содержания.

Научить видеть красоту деревянной богородской игрушки , ее занимательность.

Развивающие :

Развивать интерес к народной игрушке , к прошлому.

Развивать умение отличать богородские игрушки .

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к игрушке , интерес к ее изготовлению, к народным умельцам - мастерам - резчикам по дереву.

Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.

Способствовать получению детьми положительных эмоциональных впечатлений от совместной игры с народными игрушками .

Планируемые результаты : дети знакомятся с Богородскими игрушками ; знакомятся с историей промысла (с тем, как народные умельцы их изготавливали, из каких пород дерева) ; получают удовольствие и положительные эмоции от игры с Богородскими игрушками

Словарь новых слов : игрушечное ремесло , купец.

Оборудование и материалы : альбомный лист, простой карандаш, цветные каандаши.

Богородские игрушки : дергунчики курочки клюют пшено, Мишка, свистульки.

Иллюстрации с росписью.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Посмотрите внимательно, какие игрушки лежат перед вами ?

Дети : Красивые расписные игрушки .

Воспитатель : Из чего они сделаны?

Дети : Из дерева.

Воситатель : Совершенно верно! Эти игрушки сделаны из дерева , с давних времен ремесленники села Богородское ножом вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины. Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку . Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева , а дети прозвали ее Аука. Долго играли ребята с игрушкой , а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, человек который приходит за покупками на ярмарку. Купцу игрушка показалась занятной , и заказал крестьянину сделать много таких игрушек . С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “ игрушечным” ремеслом , то есть изготавливать деревянные игрушки .

Воспитатель : А что необычного в этих игрушках ?

Дети : Они не такие как наши игрушки , сделаны из дерева.

Воспитатель : Давайте немного поближе рассмотрим Богородцкие игрушки .

Воспитатель демонстрирует клюющих курочек.

Встрепенется петушок.

О дощечку стук да стук.

Вместе с курами тук-тук.

Никогда не устают.

Куры зернышки клюют,

А яичек не несут.

Вот какие странные

Куры деревянные!

Дети : рассматривают игрушки .!

Воспитатель : Так же народные мастера делали и всеми любимые свистульки.

Воспитатель : Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Лавка народных игрушек » . Чтобы продавец продал вам какую-нибудь игрушку , нужно описать ее, назвать ее отличительные черты. Ее должен угадать «продавец» . Постарайтесь не только правильно описать словами игрушку , но и быть вежливыми покупателями. Покупатели могут поиграть с Богородскими игрушками .

Дети делятся на две команды : продавцы и покупатели. Покупатели описывают строение игрушки , цвета, которыми игрушка раскрашена , продавцы отгадывают и дают поиграть.

Воспитатьль: А теперь давайте попробуем с вами нарисовать, наши деревянные

игрушки. Дети выполняют работу.

Тема. «Богородская игрушка. Рисование медведя».

Цели. Развивать эстетические чувства; закреплять графические умения и
навыки в рисовании сложного объекта.

Оборудование. Матрешки, богородские игрушки.

Ход НОД

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Мы хотя и небольшие,
Но такие славные:
Все цветами расписные,
А одна – за главную.
Есть средь нас и крошки.
Кто же мы?

Дети. Матрешки.

Показ матрешек.

У. Из чего делали матрешек?

Д. Из дерева.

У. А теперь послушайте историю о том, как появились другие
игрушки из дерева.

Случилось это давным-давно, может, двести лет назад, а может, и больше, в селе
Богородском, что под Москвой.

Зимой ночи длинные, темнеет рано. Скучно в крестьянской избе ребятам. И вот
однажды захотела мать порадовать своих детей игрушкой. А купить не на что.
Стала она думать: если из соломы сплести, так живо растреплют. Если из теста
слепить – засохнет и развалится. И взяла она полено из-под печки, топором и
ножиком вырезала куклу.

Дети игрушке были рады. Баюкали, приговаривали: «Ay, ay». И назвали ее Аука. А
выросли – забросили свою Ауку.

Собралась как-то мать на базар, увидела игрушку, взяла с собой и продала.

Раз едет по селу телега, сидит в ней мужик и кричит:

– Кто на базаре деревянную игрушку торговал?

– Я торговала, – говорит женщина, – а тебе зачем?

– А не вырежешь таких еще? Все куплю.

– Ладно, приезжай к празднику.

Сделала баба игрушки и побежала по селу о своей удаче рассказывать, мастерство
свое показывать. Односельчане стали вслед за ней разные игрушки делать и купцам
продавать.

III. Знакомство с новым материалом

У. Лохматые ели, дубы, березы, липы плотным кольцом окружали
село Богородское со всех сторон. В одних соседних селах плели на продажу
кузовки и лапти, в других – делали деревянные ложки и посуду, а богородцы
вырезали игрушки. Они считались лучшими игрушечниками. Привозили они игрушки на
ярмарку не мешками, не корзинами, а целыми возами. Стоили игрушки недорого, но
разве в цене дело? Главное – это радость, которую дарили богородские игрушки и
детям, и взрослым.

Давайте рассмотрим изделия богородских мастеров. Чем эти игрушки отличаются от
остальных?

Д. Они не раскрашены.

У. У мастеров выработалась своя художественная манера, свой
стиль резьбы. Они увидели, что из неокрашенного дерева игрушки могут быть даже
интереснее, и перестали их красить.

Тематика скульптур разнообразна: это крестьяне, охотники, звери и птицы, сценки
из повседневной жизни, сказочные сюжеты.

Каких героев сказок вы узнали?

Д. Богатыря Илью Муромца на коне, Царя Додона и Звездочета из
сказки «Золотой петушок»…

У. В Богородском научились мастерить игрушки с движением.
Потянешь за две планочки – игрушка ожила. Тук-тук – звонко бьют молотом по
наковальне кузнецы: мужик и медведь.

А вот на дощечке стоят куры – дерни за веревочку, и начнут они торопливо
клевать зерна.

Солдаты маршируют, кони лихо скачут, медвежата играют на балалайках. Героем
многих композиций является медведь, поэтому его мы и будем учиться сегодня
рисовать.

IV. Самостоятельная работа

ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ

1. Расположите лист вертикально. Проведите вертикальную линию. Легкими
штрихами наметьте высоту медведя.

2. Отметьте место головы, установив, сколько раз высота головы
укладывается в высоте всей фигуры.

3. Легкими прямыми линиями наметьте положение лап. Обратите внимание на
симметричный характер фигуры.

4. В технике легкого наброска продолжите уточнять положение и величину
лап, туловища.

5. Раскрасьте медведя в коричневый цвет.