Подростковые комплексы и методы борьбы с ними. Особенности и причины возникновения подростковых комплексов

27.07.2019

Аннотация
В данном обзорном реферате рассматривается проблема подростковых комплексов. Описываются особенности подросткового возраста, подросткового кризиса и причины возникновения комплексов у детей в этот жизненный период, а также пути разрешения этих проблем. Обзорный реферат состоит из введения, двух глав с выводами и заключения.
Данный обзорный реферат рекомендован студентам- психологам, психологам – педагогам, а также самим подросткам и их родителям.

Содержание
Введение…………………………………….......… …………4
Глава 1. Характеристика подросткового возраста, его особенности………………………………………………… .6
Выводы к главе 1……...…………………………………...10
Глава 2. Комплексы подросткового возраста…………….11
Выводы к главе 2 ……….………………………………….14
Заключение...………………………………………………15
Список используемой литературы..……………………...17

Введение
Подростковый период – это этап онтогенеза, находящийся между детством и взрослостью. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Этот период называют и самым трудным из возрастов человека. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Происходящие в этом возрасте изменения тела подростка сопровождаются субъективными и объективными трудностями. Изменения, происходящие в образе тела, которые происходят за относительно короткое время, влекут за собой целый ряд сложных проблем как для самого подростка, так и для тех, кто его окружает. Они приводят к закомплексованности, неуверенности в себе, замкнутости, застенчивости.
Подростковый возраст – тот самый период, когда ребенок становится взрослым. Он учится анализировать происходящее вокруг, оценивает свою внешность и поступки, ищет свое положение в обществе. На этом этапе любое несоответствие представляемому идеалу может привести к появлению комплексов. Появляются эти комплексы легко, а избавиться от них очень сложно. Иногда на это уходит целая жизнь. Зная основные причины развития комплексов у подростков, взрослые (родители, педагоги) вполне могут помочь их избежать.
Актуальность этой темы в том, что почти каждый подросток во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя, понять свое место в жизни. Нередко в этот жизненный период возникают различные комплексы: комплекс внешности, комплекс «отличника», комплекс неразделенной любви, комплекс финансов и др. Эти проблемы мучают подростка. Переходный возраст – самый короткий период жизни, но очень важный, так как все проблемы подросткового возраста могут остаться с человеком на всю жизнь, если их не решать. Чтобы помочь подростку успешно развиваться, во многом нужна поддержка взрослых, необходим поиск новых решений подростковых проблем.

Цель данной работы – изучение особенностей подросткового возраста и наиболее распространенных комплексов в этот период жизни.

Задачи данной работы:

    охарактеризовать основные особенности подросткового возраста
    определить понятие «подростковый кризис»;
    изучить наиболее распространенные комплексы подростков, их особенности;
    выяснить пути решения подростковых проблем и избавления от подростковых комплексов.
Объект исследования: подростковый возраст.

Предмет исследования: комплексы подросткового возраста.

Глава 1.Характеристика подросткового возраста, его особенности
Подростковый период – это переходный этап от детского развития к взрослой стадии онтогенеза. Все стороны развития в этот период подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.
Терминология в области взросления несколько запутана, например, в толковом словаре В.И. Даля подросток определяете как «дитя на подросте» – 14-15 лет, Л.С. Выготский определял границы подросткового возраста с 14 до 18 лет, Б.Г.Ананьев – с 11 до 15 лет. В связи с явлением акселерации границы подросткового возраста сдвинулись вниз и в настоящее время этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 15-16 лет. Однако, для каждого организма существуют индивидуальные ритмы и характер их протекания.
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. И.В.Дубровина связывает трудности этого возраста с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений.
Подростковый возраст называют пубертатным периодом, так как он охватывает процесс полового созревания от его первых признаков до полного завершения.
У подростков изменение образа тела, связанное с пубертатными процессами, является важным фактором развития. Ощущение собственной ценности подростком во многом зависит от того, насколько соответствующим норме представляется ему изменение его тела.
Обычно изменениям подросткового периода предшествует увеличение жировых отложений в организме; некоторые дети этого возраста заметно поправляются. Вслед за этим в начале отрочества сильно увеличивается скорость роста. Происходит увеличение размеров костей и мышц. Во время этого скачка роста мальчики обычно теряют большую часть лишнего жира, который они накопили к его началу. Однако у девочек новые жировые отложения, как правило, сохраняются, хотя и перераспределяются по различным участкам тела. В период отрочества разные части тела развиваются с различной скоростью. Обычно к этому времени голова уже перестает увеличиваться в размерах; в основном ее рост завершается в течение первых десяти лет жизни. Вслед за ней достигают взрослых размеров кисти рук и стопы; затем увеличивается длина ног и рук. В результате многие подростки становятся неуклюжими, от чего они испытывают смущение. За ростом конечностей следует рост тела в ширину; в последнюю очередь происходит полное развитие плеч.
Еще одним изменением является увеличение размеров и активности сальных желез кожи, в результате чего лицо подростка часто покрывается угрями. В коже развивается также новый вид потовых желез, что ведет к усилению запаха тела.
Неприятие своего тела может проявляться в мышечной зажатости, неловкости, скованности, неадекватности в поведении.
Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.
Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, – это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выготский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.
Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое "Я", стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростков, по мнению Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной, является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.
Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные прежде всего с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Это центральная точка всего переходного возраста.
Сухомлинский В.А. обобщает главные личностные черты, по его мнению, этими главными личностными чертами подростка являются следующие:
1. Непримиримость к злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни – с другой.
2. Подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу, но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают.
3. Подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтическое, необычное. При наличии потребностей к действию и желания самоутвердиться подросток еще не знает, как этого можно добиться.
4. У подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений.
5. В подростке очень сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Восхищение красотой и хроническое отношение к ней. Он стыдится своих чувств. Такие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью.
Подростковый возраст называют кризисным периодом в жизни человека. Этот кризис значительно отличается от кризисов младших возрастов, он является более острым и длительным. Связано это с воздействием на подростка целого ряда гормональных, психологических и социальных факторов.

Выводы к главе 1
Подростковый возраст является одним из самых важных, существенно влияющим на дальнейшее развитие критическим периодом в жизни человека. Он выступает в роли «переходного мостика» между детством и взрослостью.
Границы подросткового возраста с 10 – 11 до 15 – 16 лет.
Подростковый возраст – это период стремительного физического, полового, психологического и социального развития.
Подростковый возраст называют пубертатным, так как он связан с половым созреванием, изменяется образ тела. С этими изменениями связано психологическое состояние подростка. Многие проблемы связаны с неприятием своего тела подростком.
Важнейшее психологическое новообразование возраста – чувство взрослости представляет собой новый уровень притязаний, предсказывает будущее положение, которого подросток фактически еще не достиг.
Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, – это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность.
Подростки переживают один из самых сложных периодов жизни - пору становления взрослого человека. В это время они учатся анализировать все окружающее - поступки, внешность, общество.
Сухомлинский В.А. выделяет основные личностные черты подростка. Это непримиримость к злу, которая сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни, стремление к идеалу, желание самоутвердиться, противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил, сочетание романтической восторженности и грубых выходок.
Подростковый возраст называют кризисным периодом в жизни человека.

Глава 2. Комплексы подросткового возраста
Подростковый возраст является критическим в отношении становления характера как базиса личности.
Подростковый кризис – переломный момент в психологическом развитии многих детей, который внешне проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т.д. В подростковом периоде личность особенно подвержена заострению негативных черт характера, что нередко становятся причиной социально-психологической дезадаптации. Едва наметившиеся контуры целостной личности подвергаются воздействию изнутри (в период полового созревания) и снаружи (в связи с изменением социального статуса с детского на взрослый). С одной стороны – мощный всплеск выбрасываемых в кровоток гормонов, бурное развитие признаков половой принадлежности, пробудившийся сексуальный интерес при отсутствии привитой культуры любовных отношений, что приводит к уродливым формам поведения в контактах с противоположным полом. С другой стороны – повышенные требования окружающих, ожидание от подростка более взрослых форм поведения.
Внутренняя перестройка самопонимания отстает от тех ожиданий, которые предъявляются окружением. Все это вызывает своеобразные реакции со стороны подростка. Личности тормозимого типа замыкаются в себе, отгораживаются, ведут себя угловато, неуклюже, проявляют негативизм в присутствии особ другого пола, испытывают комплекс неполноценности. Гипертимные, возбудимые личности ведут себя в этой ситуации то нарочито нагло и демонстративно, то агрессивно и запальчиво.
Психологические особенности подросткового возраста в случаях, когда они особенно выражены, получили название «подросткового комплекса» Суть «подросткового комплекса» составляют свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции: реакция эмансипации, реакция группирования со свертниками, реакция увлечения (хобби – реакция).
Подростковый возраст – это период, когда ребенок учится анализировать происходящее вокруг, оценивает свою внешность и поступки, ищет свое положение в обществе. На этом этапе любое несоответствие представляемому идеалу может привести к появлению комплексов. Комплекс – стабильное соединение, сочетание аффекта(чувства) и представления Наиболее распространенные подростковые комплексы:
1) Комплекс внешности. Глядя на себя в зеркало, подросток видит, как правило, множество недостатков. Большой нос, оттопыренные уши, прыщи. Он непременно будет слишком высокий или низкий, худой или толстый. А если к этому добавляются очки, брекеты, крупное родимое пятно или, например, дефект речи, то жизнь может показаться не сложившейся и ненужной. Развитию этого комплекса успешно помогают насмешки сверстников, «подозрительные взгляды» окружающих и разрекламированные топ-фигуры на страницах журналов и экранах телевизоров. Отвлечься от комплекса внешности, а при регулярных занятиях и избавиться от лишнего или недостаточного веса помогут силовые упражнения для подростков, подобранные с учетом особенностей организма в этом возрасте.
2) Комплекс финансов. Среди подростков модно меряться уровнем достатка родителей. У кого круче телефон, кто где отдыхает, какой марки одежда и какая мебель и техника в доме. Подросток, родители которого не в состоянии угнаться за «прогрессом», начинает чувствовать себя ущемленным, обиженным, несостоявшимся. Заниженная самооценка проявляется жалостью к себе и агрессией к родителям. Может этот комплекс проявиться и агрессией к более обеспеченным сверстникам.
3) Комплекс неразделенной любви. Подростковый возраст – время поиска не только себя, но и своей «половинки». Это мы, взрослые, понимаем, что найти свою любовь далеко не всегда удается сразу. А подростку хочется именно так! И когда избранник отказывает, начинаются самокопания: что во мне не так, чем я хуже? Как правило, обнаруживаются либо недостатки во внешности, либо нехватка финансов. Что приводит к формированию вышеназванных комплексов в сочетании с мыслями о неизбежности одиночества.
4) Комплекс «отличника». Как правило, комплек
и т.д.................

Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса» . Он включает в себя перепады настроения - от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Причем достаточных, значимых причин для подобной смены настроения подростка, по существу, просто может и не быть.

Так, зачастую чувствительность подростков к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается у них с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование - с сухим мудрствованием (Личко А. Е., 1983).

Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование, как в этом возрасте. Они могут страстно любить и оборвать эти отношения так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь общества, а с другой - охвачены страстью к одиночеству. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом (Фрейд А., 1993).

3.Развитие социальных эмоций в подростковом возрасте

Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками, как правило, ведут к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний.

Подросток острее испытывает сочувствие при виде горя других людей, ему свойственно стремление бескорыстно отказаться от чего-то для него ценного ради блага другого человека. В подростковом возрасте больше, чем в другом школьном возрасте, отмечается захваченность растущего человека переживаниями, связанными с добром, сочувствием, со способностью жертвовать своими запросами, потребностями ради других людей (Якобсон П.М., 1976).

Кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о которых он даже не подозревал в детстве. Подросток через собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит трудную школу идентификации с самим собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления (Мухина В. С, 1997).

Большинство подростков в ответ на вопрос о том, как они принимают решения в повседневной жизни, утверждают, что испытывают трудности, общаясь с родителями, часто конфликтуют с ними.

Желание снять эмоциональную зависимость от родителей гораздо больше выражено у мальчиков, чем у девочек. При неблагоприятных условиях формирования личности школьника (тяжелая обстановка в семье, конфликты с родителями, неудовлетворительные отношения с товарищами, повышенная самооценка, недостатки учебно-воспитательного процесса в школе и т. д.) в этом возрасте может наблюдаться рост асоциальных чувств. Важным моментом, вызывающим появление обиды, озлобленности подростка, которые могут выразиться в его агрессивной эмоциональной реакции, является пренебрежение взрослых, их недоброжелательное отношение к его запросам, устремлениям, ко всей личности подростка (Якобсон П. М., 1976).

Переходный возраст – самая тяжелая трансформация, как телесная, так и психологическая в жизни человека. Она не идет ни в одно сравнение с возрастными кризисами, с которым человек сталкивается в течение жизни. Те скачки гормонов, которые переносит подросток, идет в малое сравнение с тем, что взрослый человек испытывает во время сильнейшего стресса, сбоя женского цикла или утомляемостью.

Родители не всегда могут принять, что находящийся рядом колючий ёжик все тот же ребенок, который нуждается в любви, заботе и поддержке.

Именно подростковый возраст так «щедр» на образование комплексов. Нестабильность психики, физиологические особенности пубертатного периода, гормоны, общество могут быть в этом не самыми лучшими «помощниками». Подростковые комплексы появляются довольно легко и часто беспочвенно, но вот избавиться, а вернее справиться с ними, очень сложно. И здесь самое главное не искать, кто виноват, а совместными усилиями родителей, а возможно и психологов, выстроить стратегию помощи. А вот как помочь ребенку, который столкнулся с комплексами, разберемся в этой статье.

И как не отдать лавры первенства комплексу неполноценности?!

Итак, комплекс неполноценности – это определенная сумма психологических и/или эмоциональных ощущений человека , что выражается чувством собственной ущербности и противоречивой верой в то, что окружающие люди имеют всепоглощающее превосходство. Причинами возникновения у подростков подобного комплекса могут быть: недовольство внешностью, материальное обеспечение, неразделенная любовь, завышенные требования и ограничения родителей.

Комплекс по поводу внешности базируется на несоответствии внешности общественным стандартам

Ваш мальчик или девочка видит актеров и актрис с идеальной кожей (а у ребенка все лицо в прыщах), с идеальной фигурой (у мальчика не накачаны руки, а у девочки маленькая грудь). И здесь у ребенка появляется противоречие между тем, что он видит в зеркале и между тем, что хотелось бы видеть.

Очень важно, чтобы родители не просто бросали фразу: «Ты у нас самая красивая!», а были готовы помочь ребенку поверить в себя, в свою природную красоту и уникальность. И здесь, пожалуй, пригодится хороший совет психолога: поставить ребенка перед зеркалом и попросить сказать себе о себе как можно больше комплиментов, найти как можно больше достоинств. Сделать это нужно с ежедневной, регулярной практикой.

Первые несколько дней будут переломными и трудными. Но с каждым днем, имея за спиной поддержку близких и возрастающую веру в себя, с помощью данной техники, ребенок научится принимать себя.

Комплекс, касающийся финансов, он чаще всего имеет под собой все тот же грунт сравнения

Например ситуация: родители отдают детей в престижные школы, на которые копили много лет, а дети не соответствуют общепринятым финансовым нормам среди одноклассников. Это влечет за собой появление угнетения, чувства несостоятельности, ущемленности. Ребенок начинает все больше жалеть себя и все агрессивнее относиться к родителям или к обеспеченным ровесникам. Поскольку именно родителей и ровесников, в данной ситуации, подросток видит как причину всех своих бед.

Неразделенная любовь

Эта ситуация, пожалуй, и в представлении не нуждается. Так как почти все прошли через муки неразделенной любви в столь чувствительном возрасте. Поиски причин своего «несчастья» происходят зачастую, на основе тех пунктов, о которых говорили ранее.

Несоответствие тем шаблонам, требованиям и ограничениям, которые диктуют родители

Поначалу ребенок стремится соответствовать всем требованиям. Но, когда становится все труднее добиваться нужного результата, возникает внутренний страх . Страх стать неуспешными и несостоявшимся. А ведь это зачастую то самое, чем чаще всего свое чадо и пытаются напугать родители, для достижения лучшей мотивации.

В таком возрасте, крайне тяжело проанализировать все свои мысли и эмоции, поэтому в голове подростка развивается протест. Ребенок ищет пути самоутверждения, лучшие, на его взгляд, при этом может проявлять агрессию к сверстникам и близким. Как следствие – происходит потеря контроля над ситуацией. Именно по этой причине в жизни подростков появляется алкоголь, наркотики и ранняя половая жизнь.

Советы психологов в данной ситуации – запастись терпением и искренним желанием помочь. Старайтесь выслушивать ребенка и реагировать без ярких эмоций и громкой речи. Ваша бурная реакция может стать причиной возникновения – стены не понимая.

  1. Общее времяпровождения и интересы, совместный отдых или походы по магазинам объединяют. Вызывают состояние покоя и доверия. Вследствие чего ребенку легче открыться.
  2. Не забывайте делиться с ребенком реальными историями из своей жизни или жизни общих знакомых. Живой пример – лучший способ доказать правильность ваших суждений и взглядов. А также именно приводя себя, как пример борьбы с комплексами, вы откроете ребенку новый взгляд на ситуацию.
  3. Найдите ребенку какое-то особенное увлечение, ведь именно занятие чем-то необыкновенным, повышает как самооценку, так и придает уверенности в себе.
  4. И самое главное – фокусируйте внимание ребенка на его достоинства и жизнь в целом.

Если с какой-то конкретной ситуацией вы не можете совладать, а может найти правильный ответ на вопрос, не бойтесь обращаться к психологам. Ведь порой мы не полностью видим ситуацию такой, какая она есть, за нежеланием признавать свои собственные ошибки.

Многие комплексы теряют свою силу в процессе взросления. Со многими люди борются всю жизнь. Но как же важно сохранить любовь и теплоту в отношениях между детьми и родителями. Ведь именно от того, как вы будете выстраивать отношения сейчас, зависит ваши взаимоотношения с ребенком в будущем.

P.S. С уважением администрация сайта.

Подростковые комплексы

Подростковые комплексы

Подростковый возраст недаром называют переходным. Организм взрослеет, изменяются внешность и поведение ребенка. В подростковом возрасте у детей очень часто возникают всевозможные комплексы, от которых потом очень трудно избавиться.

Вообще подростковым называют возраст полового созревания, когда у мальчиков и девочек начинают проявляться характерные мужские и женские черты. Именно на почве изменений внешности базируется большинство подростковых комплексов.

Неуверенные в себе девочки с унынием смотрят в зеркало и приговаривают: «Я некрасивая, толстая, у меня кривые ноги, маленькая грудь, прыщи на лице, мальчики не обращают на меня никакого внимания и т.д.». Они заранее настраиваются на негативное отношение окружающих, замыкаются в себе. Такие комплексы часто являются причиной раннего вступления в половую жизнь девочек-подростков. Они пытаются таким способом доказать свою значимость и привлекательность.

Как избежать подобных комплексов? Нужно как можно раньше объяснить девочке, что на самом деле внешность – далеко не самая важная вещь в жизни. Объясните, что даже самым красивым девушкам тоже приходится в жизни тяжело, часто даже тяжелее, чем остальным. Да и мальчики не всегда предпочитают красивых девочек. Многие популярные у противоположного пола девушки обладают далеко не идеальной внешностью, они покоряют своим умом, чувством юмора, раскованностью (не путать с распущенностью!).

Если проблемы с внешностью у девочки надуманы, то обратитесь за консультацией к психологу, он поможет повысить самооценку Вашей дочери. Если же какие-то изъяны внешности все же имеют место быть, то можно просто подобрать соответствующий стиль в одежде и макияж, который скроет недостатки и поможет подчеркнуть достоинства.

Еще очень часто комплексы по поводу внешности девочкам внушают вездесущие СМИ и интернет. Модели с глянцевых обложек так стройны и загорелы, а на их коже нет одного пятнышка. Объясните дочери-подростку, что на самом деле все эти фотографии – результат умелой цифровой обработки, где все неровности и складки легко можно заретушировать.

Ваша дочь хочет быть такой же стройной как голливудские актрисы и тут же принимается изнурять себя диетами? Расскажите, что диета – это стресс для организма и как только окончится ее срок, все килограммы вернутся да еще с «довеском». Ведь после стресса организм во много раз активнее начинает запасаться жирами на следующий «черный день». Лучше посоветуйте ребенку заняться физкультурой или спортом по душе. Спорт всегда полезен для здоровья.

Кстати комплексами относительно своей внешности страдают не только девочки, но и мальчики. Мальчики в не меньшей, а иногда даже и в большей, степени склонны переживать о развитии своих вторичных половых признаков. Они комплексуют, если отстают в этом плане от сверстников. Помочь мальчику справиться с комплексами может подростковый психолог.

Комплексами подростков награждают и очки или зубные «брекеты». Из-за насмешек сверстников подростки отказываются носить «это уродство», даже в ущерб своему здоровью. Как вариант, можно предложить подростку с проблемами зрения носить контактные линзы вместо очков, благо выбор огромен. И брекеты тоже можно подобрать и установить так, чтобы они были менее заметны. Постарайтесь при этом доказать подростку, что здоровье – прежде всего. Здоровый человек даже выглядит лучше, чем больной, но разодетый и украшенный по последней моде.

Кроме комплексов относительно внешности, подростки также часто страдают комплексами из-за своего материального положения, проще говоря, бедности. Если в школе все дети одеты лучше, имеют мобильные телефоны и компьютеры, а Ваш ребенок – нет, то считайте парочка комплексов у Вас в кармане. Все дети хотят быть не хуже своих сверстников, поэтому иногда даже стесняются признаваться в своей бедности. Объясните Вашему сыну или дочери, что Ваша семья не имеет материального достатка не потому, что Вам этого не хочется, а потому что так уж сложились жизненные обстоятельства. Помните, что если Вы отдаете подростка в привилегированную школу, где учатся дети состоятельных родителей, то и одежда, и аксессуары Вашему ребенку нужны соответствующие, иначе комплексов точно не избежать. Всегда тщательно взвешивайте, сколько пользы и сколько душевных страданий принесет подростку такая школа.

Во что могут вылиться подростковые комплексы? Одни подростки замыкаются в себе, становятся очень стеснительными, а другие, наоборот, хамят всем подряд, навязывают всем свое мнение, пытаются самоутвердиться. Многие подростки, испытывая неуверенность в себе, предпочитают компьютер общению со сверстниками, виртуальный мир полностью заменяет для них реальный.

Подростковые комплексы становятся причиной многих необдуманных поступков. Самоутвердиться подростки пробуют с помощью алкоголя, курения, наркотиков, секса. Как можно раньше начните объяснять подростку, что такие способы самоутверждения – это не выход. Никакого отношения к взрослости распитие алкоголя или курение «травки» не имеют. Да и секс тайком от родителей где-нибудь в сыром подьезде (в лесу, на даче, у друга на квартире – нужное подчеркнуть) не принесет ничего хорошего, а лишь риск инфекции и ранней беременности. Помните, что подросток – это практически взрослый человек, грамотная беседа о половых отношениях не вызовет, как многие опасаются, нездоровый интерес, а поможет подростку разобраться в этом вопросе, отделяя правду от глупых мифов.

Быть подростком нелегко. Всплески гормональной активности, перестройка организма, новые ощущения и постоянная смена настроений – это лишь малая часть того, что переживает подросток во время полового созревания. Поддержите своего ребенка, ведь он по-прежнему нуждается в Вашей любви и заботе, даже если и не хочет этого признавать. Ведь кто сказал, что быть родителями легко?

Комплексы подростков зачастую лишены всякой логики и далеки от здравого смысла. Однако они во многом ограничивают социальное, нравственное развитие подрастающего поколения. Комплексы подростков взрослым людям кажутся смешными и нелепыми. Все потому, что они сами забыли, что значит быть юным, выходить в мир с обнаженной душой и необыкновенными чувствами. В пятнадцать-шестнадцать лет нам всегда представляется, что мы переживаем какую-то уникальную ситуацию, словно до нас ее еще никто не переживал, не испытывал на себе. Вся гамма чувств настолько захлестывает молодого человека или девушку, что в какой-то момент они оказываются в отчаянии, не знают, как правильно поступить.

ПРОЯВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСОВ ПОДРОСТКОВ

Наличие комплексов у подростков, как правило, заметно окружающим невооруженным глазом.Человек делается замкнутым и низко ценит собственную личность. Молодой парень или девушка легко впадают в уныние, переживают из-за того, что окружающие не желают принимать их такими, какие они есть. В чем же заключаются проявления этих комплексов?

Недовольство внешностью

Это обязательный пункт, с которого обычно все и начинается. Больше этим комплексом страдают девочки в силу психологических особенностей. Им кажется, что никто никогда не полюбит их с той внешностью, которая имеется на данный момент времени. У мальчиков тоже имеются подобные переживания, только их комплексы, прежде всего, связаны с наличием мужественности и ее выражением. Вот почему молодые люди иногда становятся агрессивными, нередко выступают против общественного порядка и морали. Ими руководят комплексы, эмоциональная незрелость. Все потому, что хочется доказать окружающим, что они не правы. Возникает желание продемонстрировать собственную изобретательность и находчивость. Проблема в том, что не всегда человек в возрасте пятнадцати-семнадцати лет способен сделать это адекватно.

Негативизм

Комплексы значительно усложняют жизнь. Они мешают выстраивать с окружающими гармоничные и искренние отношения. Многие бунтуют против собственных родителей, считая, что те ограничивают их во всем. Подросшие дети сильно обеспокоены происходящими с ними изменениями. Они сами не замечают того, как обрастают комплексами. Во многих случаях происходит развитие межличностного конфликта с окружающими.

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ КОМПЛЕКСОВ ПОДРОСТКУ

Подростковый возраст сам по себе несет большие возможности для личностного роста. В этот период внутренние перемены происходят очень часто. Любые изменения в сознании отражаются на способе восприятия окружающей действительности. Молодой человек или девушка очень хотят обрести уверенность в себе и часто предпринимают самостоятельные попытки.Как избавиться от комплексов подростку? Рассмотрим подробнее.

Индивидуальное становление

Важно понимать, насколько ценно оставаться самим собой. Действовать, невзирая на внешние обстоятельства, могут позволить себе далеко не все. Будучи сильной личностью, можно добиться значимого успеха. Индивидуальное становление подразумевает осознание собственной уникальности. Люди, которые живут, руководствуясь голосом собственной души, как правило, ощущают себя более счастливыми, нежели те, кто пытается действовать, исходя лишь из чувства долга. Стремление угодить обществу, как правило, приводит к тому, что человек теряет самого себя. Он утрачивает сильную часть своей натуры, оставаясь наедине с собственными страхами и сомнениями. Важно не отступать с самого начала и бороться за сохранение своей индивидуальности.

Развитие способностей

Комплексы мешают выражать себя. У каждого из нас имеются какие-то таланты и дарования. Проблема заключается в том, что не всякий действительно занимается своим развитием, уделяет ему должное внимание. Поднять свою самооценку подростку поможет развитие способностей и талантов. Необходимо осознать, что с комплексами необходимо обязательно бороться. Если этого не делать, можно очень надолго раствориться в недовольстве собой. Молодому человеку или девушке необходимо ощущать свою исключительность. Крайне важно не быть похожими на окружающих, а действительно уделять время своему саморазвитию. В противном случае достичь состояния внутреннего удовлетворения вряд ли удастся.

Эмоциональное равновесие

Это состояние полной гармонии с собой и окружающим миром.Подростку крайне необходимо чувствовать себя востребованным и интересным в кругу сверстников. Поэтому нужно стремиться, чтобы в общении с ними не было ярко выраженных конфликтов. Конечно, мелкие разногласия бывают у всех, они присутствуют в любой компании. Однако важно, чтобы ребенок при этом не чувствовал себя лишним, отвергнутым и одиноким. Эмоционально равновесие как состояние достигается путем постоянной работы над собой. Необходимо избавиться от комплекса «гадкого утенка» и начать выражать свою неповторимую сущность. Для достижения такой цели многие подростки начинают активно действовать: увлекаются каким-либо видом спорта, просят родителей завести домашнего питомца или вовсе пробуют что-то свое. Главное, чтобы деятельность помогала процессу самосовершенствования, учила, как стать лучше себя вчерашнего.

Привычка сравнивать

Необходимо отбросить привычку сравнивать себя с окружающими. К сожалению, этим страдают не только подростки, но и люди, давно вышедшие из пубертатного периода. Благополучно миновав кризис самоопределения, они все же остались зависимыми от общественного мнения. Чтобы такого не случилось с юношей или девушкой, им самим необходимо полностью принять ответственность за собственную судьбу. Нужно научиться быть довольным своей внешностью, развивать таланты, которые даны свыше. Нельзя хотя бы в шутку оскорблять себя или пытаться унизить перед окружающими с целью заслужить одобрение. Ведь как мы относимся к самим себе, так нас и воспринимают люди. Порой даже близкие родственники не могут понять ребенка, ненароком причиняют ему душевную боль. Необходимо выработать собственное позитивное отношение к неоднозначной ситуации.

Таким образом, подростковый возраст – это один из самых конфликтных периодов развития личности. В это время человеку порой приходится преодолевать такие внутренние препятствия, которые никогда после не будут его беспокоить. Только осознав, как избавиться от комплексов, можно постепенно сформировать полную уверенность в себе, стать независимым и счастливым человеком, которому любые преграды по плечу.