Декрет о расторжении брака 1917. Декрет «о расторжении брака. Декрет о расторжении брака

02.07.2020

Сегодня в сообществе была затронута тем брака в СССР в которой путали большевиков с анархистами.
Вот декрет подписанный тов Лениным 19 декабря 1917 года.


Декрет о расторжении брака.

1. Брак расторгается вследствие просьбы о том обоих супругов или, хотя бы, одного из них.

2. Означенная просьба подается, согласно правилам о местной подсудности, в местный суд.

Примечание . Заявление о расторжении брака по обоюдному соглашению может быть подано и непосредственно в отдел записей браков, в котором хранится запись о заключении данного брака, каковой отдел заносит в книгу запись о расторжении брака и выдает о том свидетельство.

3. В назначенный для рассмотрения просьбы о расторжении брака день, местный судья вызывает обоих супругов или их поверенных.

4. Если место жительства супруга, подлежащего вызову, неизвестно, то подача просьбы о расторжении брака допускается по последнему известному просителю месту жительства отсутствующего супруга или по месту жительства просителя с указанием однако суду последнего известного ему месту жительства ответчика.

5. Если место жительства супруга, подлежащего вызову, неизвестно, то день заседания по делу назначается не ранее истечения двух месяцев со дня напечатания публикации о вызове в местной правительственной газете, а повестка посылается по указанному просителем последнему известному местожительства ответчика.

6. Убедившись в том, что просьба о расторжении брака исходит действительно от обоих супругов или одного из них, судья единолично постановляет определение о расторжении брака, в чем и выдает супругам свидетельство. Одновременно с этим судья сообщает копию своего определения в отдел записей браков, где расторгнутый брак был совершен и где хранится относящаяся к сему браку книга записей браков.

7. При расторжения брака по взаимному согласию, супруги обязаны в поданном заявлении указать, какие фамилии будут впредь носить бракоразводные супруги и их дети. При расторжении же брака по заявлению одного из супругов и при отсутствии между супругами по сему предмету соглашения, бракоразводные супруги сохраняют свою добрачную фамилию, фамилию же детей определяет судья, а в случае спора сторон — местный суд.

8. В случае соглашения о том супругов, судья, одновременно е постановлением о расторжении брака, определяет, у кого из родителей остаются несовершеннолетние дети, прижитые в браке, и кто из супругов и в какой мере должен нести издержки по содержанию и воспитанию детей, равно так и о том, обязан ли муж и в каком размере доставлять пропитание и содержание бракоразведенной своей жене.

9. Если же соглашение достигнуто не будет, то участие мужа в доставлении бракоразведенной жене своей пропитания и содержания, при неимении или недостаточности у нее собственных средств и при неспособности ее к труду, а также вопрос о том, у кого должны оставаться дети, решаются общеисковым порядком в местном суде, независимо от суммы иска. Судья, незамедлительно постановив единоличное определение о расторжении брака, определяет временно, до решения спора, судьбу детей, а равно решает вопрос о временном содержании как детей, так и жены, если она в том нуждается.

10. Дела о признании браков незаконными или недействительными подлежат впредь ведению местного суда.

11. Действие этого закона распространяется на всех граждан Российской Республики, вне зависимости от принадлежности их к тому или иному вероисповедному культу.

12. Все ныне производящиеся в духовных консисториях ведомства православного и пр. исповеданий, в правительствующем синоде и всяких учреждениях иных христианских и иноверных исповеданий и у должностных лиц по управлению духовных дел всяких исповеданий дела о расторжении браков, по коим не постановлено решений, или постановленные решения еще не вступили в законную силу, признаются, силою сего закона, уничтоженными и подлежащими, со всеми архивами, находящимися в производстве вышеназванных учреждений и лиц бракоразводных дел, немедленной передаче для хранения в местные окружные суды. Сторонам же предоставляется право, не выжидая прекращения прежнего дела, заявить новую просьбу о расторжении брака по настоящему декрету, причем относительно отсутствующих новая публикация (п. 4 и 5) не обязательна, если таковая была уже произведена в прежнем порядке.

КонсультантПлюс: примечание.

Ввиду того, что технически невозможно полностью отобразить правописание источника публикации данного документа, буква "ять" в тексте заменена на букву "е", а буква "фита" заменена на букву "ф".

ВСЕРОССIЙСКIЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТЪ

СОВЕТЪ НАРОДНЫХЪ КОМИССАРОВЪ РСФСР

ДЕКРЕТЪ

О РАСТОРЖЕНIИ БРАКА

1. Бракъ расторгается вследствiе просьбы о томъ обоихъ супруговъ или хотя бы одного изъ нихъ.

2. Означенная просьба подается, согласно правиламъ о местной подсудности, въ местный судъ.

Примечанiе. Заявленiе о расторженiи брака по обоюдному соглашенiю можетъ быть подано и непосредственно въ отделъ записей браковъ, въ которомъ хранится запись о заключенiи даннаго брака, каковой отделъ заноситъ въ книгу запись о расторженiи брака и выдаетъ о томъ свидетельство.

3. Въ назначенный для разсмотренiя просьбы о расторженiи брака день, местный судья вызываетъ обоихъ супруговъ или ихъ поверенныхъ.

4. Если место жительства супруга, подлежащаго вызову, неизвестно, то подача просьбы о расторженiи брака допускается по последнему известному просителю месту жительства отсутствующаго супруга или по месту жительства просителя съ указанiемъ, однако, суду последняго известнаго ему места жительства ответчика.

5. Если место жительства супруга, подлежащаго вызову, неизвестно, то день заседанiя по делу назначается не ранее истеченiя двухъ месяцевъ со дня напечатанiя публикацiи о вызове въ местной правительственной газете, а повестка посылается по указанному просителемъ последнему известному месту жительства ответчика.

6. Убедившись въ томъ, что просьба о расторженiи брака исходитъ действительно отъ обоихъ супруговъ или одного изъ нихъ, судья единолично постановляетъ определенiе о расторженiи брака, въ чемъ и выдаетъ супругамъ свидетельство. Одновременно съ этимъ судья сообщаетъ копiю своего определенiя въ отделъ записей браковъ, где расторгнутый бракъ былъ совершенъ и где хранится относящаяся къ сему браку книга записей браковъ.

7. При расторженiи брака по взаимному согласiю, супруги обязаны въ поданномъ заявленiи указать, какiя фамилiи будутъ впредь носить бракоразводные супруги и ихъ дети. При расторженiи же брака по заявленiю одного изъ супруговъ и при отсутствiи между супругами по сему предмету соглашенiя, бракоразводные супруги сохраняютъ свою добрачную фамилiю, фамилiю же детей определяетъ судья, а въ случае спора сторонъ - местный судъ.

8. Въ случае соглашенiя о томъ супруговъ, судья, одновременно съ постановленiемъ о расторженiи брака, определяетъ, у кого изъ родителей остаются несовершеннолетнiя дети, прижитыя въ браке, и кто изъ супруговъ и въ какой мере долженъ вести издержки по содержанiю и воспитанiю детей, равно какъ и о томъ, обязанъ ли мужъ и въ какомъ размере доставлять пропитанiе и содержанiе бракоразведенной своей жене.

9. Если же соглашенiе достигнуто не будетъ, то участiе мужа въ доставленiи бракоразведенной жене своей пропитанiя и содержанiя, при неименiи или недостаточности у нея собственныхъ средствъ и при неспособности ея къ труду, а также вопросъ о томъ, у кого должны оставаться дети, решаются общеисковымъ порядкомъ въ местномъ суде, независимо отъ суммы иска. Судья, незамедлительно постановивъ единоличное определенiе о расторженiи брака, определяетъ временно, до решенiя спора, судьбу детей, а равно решаетъ вопросъ о временномъ содержанiи какъ детей, такъ и жены, если она въ томъ нуждается.

10. Дела о признанiи браковъ незаконными или недействительными подлежатъ впредь веденiю местнаго суда.

11. Действiе этого закона распространяется на всехъ гражданъ Россiйской Республики, вне зависимости отъ принадлежности ихъ къ тому или иному вероисповедному культу.

12. Все ныне производящiяся въ духовныхъ консисторiяхъ ведомства православнаго и пр. исповеданiй, въ правительствующемъ синоде и всякихъ учрежденiяхъ иныхъ христiанскихъ и иноверныхъ исповеданiй и у должностныхъ лицъ по управленiю духовныхъ делъ всякихъ исповеданiй дела о расторженiи браковъ, по коимъ не постановлено решенiй, или постановленныя решенiя еще не вступили въ законную силу, признаются, силою сего закона, уничтоженными и подлежащими, со всеми архивами, находящимися въ производстве вышеназванныхъ учрежденiй и лицъ бракоразводныхъ делъ, немедленной передаче для храненiя въ местные окружные суды. Сторонамъ же предоставляется право, не выжидая прекращенiя прежняго дела, заявить новую просьбу о расторженiи брака по настоящему декрету, причемъ относительно отсутствующихъ новая публикацiя

ВСЕРОССI ЙСКIЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТЪ

СОВЕТЪ НАРОДНЫХЪ КОМИССАРОВЪ РСФСР

О РАСТОРЖЕНI И БРАКА

1. Бракъ расторгается вследствi е просьбы о томъ обоихъ супруговъ или хотя бы одного изъ нихъ.

2. Означенная просьба подается, согласно правиламъ о местной подсудности, въ местный судъ.

Примечанi е. Заявленiе о расторженiи брака по обоюдному соглашенiю можетъ быть подано и непосредственно въ отделъ записей браковъ, въ которомъ хранится запись о заключенiи даннаго брака, каковой отделъ заноситъ въ книгу запись о расторженiи брака и выдаетъ о томъ свидетельство.

3. Въ назначенный для разсмотренi я просьбы о расторженiи брака день, местный судья вызываетъ обоихъ супруговъ или ихъ поверенныхъ.

4. Если место жительства супруга, подлежащаго вызову, неизвестно, то подача просьбы о расторженi и брака допускается по последнему известному просителю месту жительства отсутствующаго супруга или по месту жительства просителя съ указанiемъ, однако, суду последняго известнаго ему места жительства ответчика.

5. Если место жительства супруга, подлежащаго вызову, неизвестно, то день заседанi я по делу назначается не ранее истеченiя двухъ месяцевъ со дня напечатанiя публикацiи о вызове въ местной правительственной газете, а повестка посылается по указанному просителемъ последнему известному месту жительства ответчика.

6. Убедившись въ томъ, что просьба о расторженi и брака исходитъ действительно отъ обоихъ супруговъ или одного изъ нихъ, судья единолично постановляетъ определенiе о расторженiи брака, въ чемъ и выдаетъ супругамъ свидетельство. Одновременно съ этимъ судья сообщаетъ копi ю своего определенiя въ отделъ записей браковъ, где расторгнутый бракъ былъ совершенъ и где хранится относящаяся къ сему браку книга записей браковъ.

7. При расторженiи брака по взаимному согласiю, супруги обязаны въ поданномъ заявленiи указать, какiя фамилiи будутъ впредь носить бракоразводные супруги и ихъ дети. При расторженi и же брака по заявленiю одного изъ супруговъ и при отсутствiи между супругами по сему предмету соглашенiя, бракоразводные супруги сохраняютъ свою добрачную фамилiю, фамилiю же детей определяетъ судья, а въ случае спора сторонъ - местный судъ.

8. Въ случае соглашенiя о томъ супруговъ, судья, одновременно съ постановленiемъ о расторженiи брака, определяетъ, у кого изъ родителей остаются несовершеннолетнiя дети, прижитыя въ браке, и кто изъ супруговъ и въ какой мере долженъ вести издержки по содержанiю и воспитанiю детей, равно какъ и о томъ, обязанъ ли мужъ и въ какомъ размере доставлять пропитанiе и содержанiе бракоразведенной своей жене.

9. Если же соглашенiе достигнуто не будетъ, то участiе мужа въ доставленiи бракоразведенной жене своей пропитанiя и содержанiя, при неименiи или недостаточности у нея собственныхъ средствъ и при неспособности ея къ труду, а также вопросъ о томъ, у кого должны оставаться дети, решаются общеисковымъ порядкомъ въ местномъ суде, независимо отъ суммы иска. Судья, незамедлительно постановивъ единоличное определенiе о расторженiи брака, определяетъ временно, до решенiя спора, судьбу детей, а равно решаетъ вопросъ о временномъ содержанiи какъ детей, такъ и жены, если она въ томъ нуждается.

10. Дела о признанiи браковъ незаконными или недействительными подлежатъ впредь веденiю местнаго суда.

11. Действi е этого закона распространяется на всехъ гражданъ Россiйской Республики, вне зависимости отъ принадлежности ихъ къ тому или иному вероисповедному культу.

12. Все ныне производящiяся въ духовныхъ консисторiяхъ ведомства православнаго и пр. исповеданiй, въ правительствующемъ синоде и всякихъ учрежденiяхъ иныхъ христiанскихъ и иноверныхъ исповеданiй и у должностныхъ лицъ по управленiю духовныхъ делъ всякихъ исповеданiй дела о расторженiи браковъ, по коимъ не постановлено решенiй, или постановленныя решенiя еще не вступили въ законную силу, признаются, силою сего закона, уничтоженными и подлежащими, со всеми архивами , находящимися въ производстве вышеназванныхъ учрежденiй и лицъ бракоразводныхъ делъ, немедленной передаче для храненiя въ местные окружные суды. Сторонамъ же предоставляется право, не выжидая прекращенi я прежняго дела, заявить новую просьбу о расторженiи брака по настоящему декрету, причемъ относительно отсутствующихъ новая публикацiя (п. 4 и 5) не обязательна, если таковая была уже произведена въ прежнемъ порядке.

Председатель Ц.И.К.

Сов. Р. С. и Кр. Депут.

Я.СВЕРДЛОВЪ

Председатель С.Н.К.

В.УЛЬЯНОВЪ (ЛЕНИНЪ)

Упр. Д. С.Н.К.

БОНЧЪ - БРУЕВИЧЪ

Секретарь

Н.ГОРБУНОВЪ

Наши почвенники, твердо отстаивающие семейные устои (в чем я их полностью, конечно, поддерживаю) иногда говорят о том, что большевики в том, что касается разрушения семьи, ничем не отличаются от западных ювенальщиков.

Что ж, давайте спокойно разберемся в том, какой была семья до революции, в чем состоит советский опыт построения семьи и т. д. Не будем уподобляться либералам, которые по любому поводу говорят «как известно…». Вчитаемся повнимательнее в документы, постараемся вжиться в то, что происходило тогда, и уже после этого перейдем к оценкам и принципам, на которых должно быть построено беспокоящее всех нас семейное будущее.

Да, советская власть и впрямь начала свою политику в отношении семьи с либерального семейного законодательства, которое по своей радикальности превосходило все, что предлагало западное семейное законодательство того времени.

Прежде всего, уже в декабре 1917 г. советская власть, провозгласив принцип отделения церкви от государства, присвоила себе единственное право регистрации рождений и браков. Единственной формой брака стал гражданский (то есть светский) брак вместо прежнего — религиозного, церковного (не путать с сегодняшним термином, когда под «гражданским браком» понимается сожительство, «фактический брак». В настоящее время понятия «гражданский брак» в законодательстве РФ, в том числе в Семейном кодексе, нет).

А между тем, брак в России много веков освещался церковью. И еще на рубеже XIX и XX веков брачность в России была почти всеобщей. Перепись населения 1897 г. показала, что к возрасту 50 лет в браке состояли практически все мужчины и женщины, и доля населения, никогда не состоявшего в браке, в возрастной группе 45-49 лет была существенно ниже, чем в странах Западной Европы.

Дореволюционная Россия почти не знала разводов, брачный союз заключался на всю жизнь и практически не мог быть расторгнут. Развод рассматривался церковью как тягчайший грех

и разрешался в исключительных случаях (при «безвестном отсутствии» или «лишении всех прав состояния» одного из супругов). И хотя в предреволюционное время взгляды на ценности супружества и отношение к разводу менялись, эти изменения затрагивали в основном элитарные слои населения, хотя и там официальные разводы были большой редкостью. В 1913 г. на 98,5 млн православных в России был расторгнут всего лишь 3791 брак.

Сегодня, когда в России (и не только в России) расторгается более 60 % зарегистрированных браков, такое положение даже трудно представить.

С другой стороны, хотя в XIX веке идеи женского равноправия не были широко популярны в России и воспринимались как чуждые русской традиции и культуре, они достаточно широко обсуждались в обществе, начиная со второй половины XIX века. В разных частях общества, в том числе и в женской среде, шли яростные споры о браке.

В ходе этих споров высказывались и самые радикальные идеи. Так, в прокламации П. Г. Заичневского «Молодая Россия» (1862 г.), наряду с требованием полного освобождения женщины и предоставления ей политического и гражданского равноправия с мужчиной, предлагалось уничтожение брака вообще «как явления в высшей степени безнравственного и немыслимого при полном равенстве полов» , а заодно и семьи, якобы мешающей развитию человека. «Катехизис революционера» С. Г. Нечаева также отрицал брак и семью.

Но в этот период и некоторые просвещенные женщины перестали признавать церковный брак, предполагавший часто насилие, неравенство, подчинение женщины мужчине. Хотя в женской среде даже такие обсуждения не ограничивались лишь отрицанием церковного брака, а сопровождались поиском новых отношений и духовных связей в семье.

Д. И. Писарев в статье «Реалисты» (1864 г.) писал о семье новых людей и месте в ней женщины: «Мне нравится наружность моей жены, но я бы никогда не решился сделаться ее мужем, если бы я не был вполне убежден в том, что она во всех отношениях способна быть для меня самым лучшим другом... мы ведем труд наш общими силами. Она понимает, чего я хочу, и я тоже понимаю, чего она хочет, потому что мы оба хотим одного и того же, хотим того, чего хотят и будут хотеть все честные люди на свете... Все силы ее ума и ее начитанности постоянно находятся в моем распоряжении, когда я нуждаюсь в ее содействии; все силы моего ума и моей начитанности постоянно подоспевают к ней на помощь, когда она чем-нибудь затрудняется... А тут еще присоединяется ощущение любви... тут еще дети, как новая живая связь между мною и ею... Одна и та же личность является для меня товарищем по работе, другом, женой, страдалицей, матерью и воспитательницей моих детей, — и вдруг выдумывают, что я не способен любить эту личность! И вдруг произносят тут слова: охлаждение, разочарование, супружеская ревность или супружеская неверность. Черт знает, что за чепуха!»

Борьба шла за предоставление женщинам равных с мужчинами прав на получение высшего образования, работу по избранной профессии, участие в общественной жизни. Со второй половины ХIХ века в России наметилось три течения в женском движении: феминистское, которое сосредоточилось именно на освобождении женщин, нигилистское, которое сосредоточилось на очень специфическом понимаемом освобождении личности и не зацикливалось, в отличие от феминисток, на собственно женской теме, и радикальное, для которого освобождение женщины было возможно только при освобождении народа. Наиболее популярен в России стал третий тип женского движения. А на Западе — первый тип, собственно феминистский. При этом специфика женского движения в России была в том, что оно не сосредоточивалось на узко понимаемой только женской тематике. Даже российский феминизм и тот не был, в отличие от западного, агрессивно мужененавистническим. Русские женщины, воспитанные на великой русской литературе (Тургенев, Чернышевский, Некрасов и др.), шли в народ, боролись за просвещение народа, за его освобождение. И считали, что женская доля изменится вместе с долей народной.

Если в эпоху декабристов русские женщины еще стояли на позиции тихого, так сказать, семейного протеста (который, конечно же, уже тогда был существенно политическим), то с конца 1860-х годов в России не было ни одной крупной революционной организации, в которой бы не принимали участие женщины. Среди 29 членов Исполнительного комитета «Народной воли» было 10 женщин. Поскольку деятельность этой организации строилась на принципе равенства, то женщины участвовали в террористических актах наравне с мужчинами.

С 1905 года — после Манифеста 17 октября 1905 года, по которому мужчины наделялись избирательными правами, — началась активная борьба женщин за предоставление и им избирательных прав. Возникает «пролетарское женское движение», которое стало ареной борьбы между либеральными феминистками и сторонницами социалистического, марксистского течения. 19 марта 1917 года российские женщины получили избирательные права (одни из первых в мире).

Ленин считал «женский вопрос» вторичным, по его мнению, он должен был разрешиться «сам собою» после социалистической революции. После выхода брошюры Н. К. Крупской (1901 г.) «Женщина-работница», где женский вопрос в России получил марксистское обоснование, в программу РСДРП было включено требование полного юридического и политического равенства мужчин и женщин.

Партия стремилась повысить политическое сознание женщин, вовлечь их в революционное движение, сделать союзником, понимая, что без массового участия женщин в революционной борьбе невозможно ни завоевание власти, ни строительство нового общества. Не случайно Маркс писал: «Каждый, кто сколько-нибудь знаком с историей, знает также, что великие общественные перевороты невозможны без женского фермента».

То есть параллельно с существованием патриархальной, освященной церковью семьи в России на протяжении более чем полувека создавалась в обществе база для введения законодательства, освобождающего закрепощенную и обществом, и семьей женщину.

Первые Декреты советской власти о браке и семье были разработаны с непосредственным участием В. И. Ленина и подписаны им. 18 декабря 1918 г. был издан Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов гражданского состояния», а 19 декабря 1917 г. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О расторжении брака». Последним предусматривалась полная свобода развода по обоюдному согласию супругов или даже по заявлению (письменному или устному) одного из них.

Сегодня даже трудно себе представить, насколько резким был переход от доминировавшей в России патриархальной семьи к семье нового типа, создаваемой сообразно этому новому советскому законодательству. Такой резкий переход породил очень и очень многое. И сопротивление нововведениям. И революционные перегибы.

В первые послереволюционные годы отрицалась не только патриархальная семья как отжившая форма семьи и принципов семейных отношений, но и сам институт семьи как таковой. Согласно логике «революционного перегиба» любая семья является «ячейкой и опорой старого строя». Идеологи-перегибщики утверждали, что «в коммунистическом обществе вместе с окончательным исчезновением частной собственности и угнетения женщины исчезнут и проституция, и семья» (Н. Бухарин), что «место семьи как замкнутого мелкого предприятия должна занять законченная система общественного ухода и обслуживания» (Л. Троцкий).

Необходимо подчеркнуть, что глава советского государства В. И. Ленин не разделял теорию и практику свободной любви. Что он придавал большое значение обобществлению материальной стороны быта, созданию общественных столовых, яслей, детских садов, которые он называл «образчиками ростков коммунизма».Ленин справедливо утверждал, что именно такие меры являются простыми, будничными средствами,«которые на деле способны освободить женщину, на деле способны уменьшить и уничтожить ее неравенство с мужчиной по ее роли в общественном производстве и общественной жизни».

Осуждая перегибщиков того времени, мы одновременно должны понимать, насколько беспрецедентны были задачи по преодолению недостатков патриархальной семьи, действительно формировавших достаточно бесправную и внутренне закрепощенную женщину. Ведь и впрямь было необходимо избавляться от худших слагаемых наследства той эпохи и ускоренно превращать доминирующий в ту эпоху тип женщины в советскую женщину, являющуюся полноправным членом общества и не считающую себя профессионалкой по ведению домашнего хозяйства.

Уважая досоветский тип российской семьи, признаем, что в пределах этого типа семьи новых проблем решить было нельзя. Что женщины в досоветский период были существенно ущемлены в том, что касается доступа к образованию и получению квалификации. Что они не могли на равных с мужчинами участвовать в политической и даже культурной жизни.

Глубокоуважаемые русские почвенники! Я не меньше вас восхищаюсь дореволюционной русской семьей. Мне глубоко чужды либеральные издевательства над русской семьей равно как и восхищение революционными перегибами. Но давайте не будем жертвовать фактами в угоду идеологии. Тем более что факты вещь очень и очень упрямая. И игнорируя их полностью, можно оказаться в неловком, а то и в смешном положении. Согласно уже упомянутой мною переписи населения 1897 г. (которую ну уж никак нельзя назвать «большевистским наветом»!), 55 % женщин, занятых наемным трудом, работали прислугой, 25 % батрачили, 13 % работали на предприятиях, 4 % — в учреждениях просвещения и здравоохранения. Лишь 17  % женщин были грамотными. За одинаковый с мужчинами труд женщины получали в полтора-два раза меньше. Рабочий день на предприятиях длился 13-14 часов и более. Средняя продолжительность жизни женщин была 33 года.

И что нужно было делать большевикам? Оставлять все это без изменения? И при этом проводить форсированную индустриализацию? К сказанному выше можно добавить следующее. В дореволюционной семье жена не имела даже своего паспорта. Ее имя вписывалось в паспорт мужа. Главой и распорядителем судеб детей был муж. Закон предписывал жене повиноваться мужу как главе семейства...

Менять такое положение дел — причем в кратчайшие сроки — без перегибов, наверное, могут ангелы. Но не живые люди.

Вера Сорокина, "Суть Времени".

уФП МЕФ ОБЪБД, Ч ОБЮБМЕ СОЧБТС 1918 ЗПДБ (Б РП УФБТПНХ УФЙМА 19 ДЕЛБВТС) Ч РЕЮБФЙ РПСЧЙМУС РТЙОСФЩК уПЧЕФУЛЙН РТБЧЙФЕМШУФЧПН "дЕЛТЕФ П ТБУФПТЦЕОЙЙ ВТБЛБ". "оЕМШЪС ВЩФШ ДЕНПЛТБФПН Й УПГЙБМЙУФПН, — ТЕЫЙФЕМШОП РЙУБМ мЕОЙО, — ОЕ ФТЕВХС УЕКЮБУ ЦЕ РПМОПК УЧПВПДЩ ТБЪЧПДБ, ЙВП ПФУХФУФЧЙЕ ЬФПК УЧПВПДЩ ЕУФШ УЧЕТИРТЙФЕУОЕОЙЕ ХЗОЕФЈООПЗП РПМБ, ЦЕОЭЙОЩ". рЕТЧБС УФБФШС ДЕЛТЕФБ ЗМБУЙМБ: "вТБЛ ТБУФПТЗБЕФУС ЧУМЕДУФЧЙЕ РТПУШВЩ П ФПН ПВПЙИ УХРТХЗПЧ ЙМЙ, ИПФС ВЩ, ПДОПЗП ЙЪ ОЙИ". дМС ФПЗП ЧТЕНЕОЙ ФБЛПЕ ТЕЫЕОЙЕ ВЩМП ТЕЧПМАГЙПООЩН, ИПФС Й ЧРПМОЕ ХЛМБДЩЧБЧЫЙНУС Ч ТБНЛЙ ДЕНПЛТБФЙЮЕУЛПК (Б ОЕ УПГЙБМЙУФЙЮЕУЛПК) ТЕЧПМАГЙЙ. оП "ЖПЛХУ" ЪБЛМАЮБМУС ЛБЛ ТБЪ Ч ФПН, ЮФП Х МЙВЕТБМПЧ Й ТХУУЛПК ВХТЦХБЪЙЙ "ОЕ ИЧБФЙМП РПТПИБ" ОБ УБНЩЕ ПЮЕЧЙДОЩЕ Й ОБЪТЕЧЫЙЕ ВХТЦХБЪОП-ДЕНПЛТБФЙЮЕУЛЙЕ РТЕПВТБЪПЧБОЙС. й РТПЧПДЙФШ ЙИ РТЙЫМПУШ ЛТБУОЩН, УПГЙБМЙУФБН, ФП ЕУФШ ВПМШЫЕЧЙЛБН Й МЕЧЩН ЬУЕТБН, УПУФБЧМСЧЫЙН ФПЗДБ уПЧЕФУЛПЕ РТБЧЙФЕМШУФЧП.

б ЛБЛПЕ ПФОПЫЕОЙЕ Л УХРТХЦЕУЛПК ЧЕТОПУФЙ Й "ТБУФПТЦЕОЙА ВТБЛБ" УХЭЕУФЧПЧБМП Ч ДПТЕЧПМАГЙПООПК тПУУЙЙ, ДП 1917 ЗПДБ? нЩ ЪОБЕН ПВ ЬФПН РП "зТПЪЕ" пУФТПЧУЛПЗП (ЛПФПТБС РПЛБ ЛБЛ ВХДФП ОЕ ЙУЛМАЮЕОБ ЙЪ ЫЛПМШОПЗП ЛХТУБ, ИПФС Й ДЕМБМЙУШ РПРЩФЛЙ УДЕМБФШ "лБВБОЙИХ" Й фЙФБ фЙФЩЮБ ЗМБЧОЩН РПМПЦЙФЕМШОЩН РЕТУПОБЦЕН РТПЙЪЧЕДЕОЙС) Й РП "бООЕ лБТЕОЙОПК" фПМУФПЗП. б Ч ЛТЕУФШСОУЛПК ФПМЭЕ У ПФОПЫЕОЙЕН Л "ЦЈОБН-ЙЪНЕОЭЙГБН" ЧУЈ ПВУФПСМП ЕЭЈ РТПЭЕ. у ОЙНЙ РТПЧПДЙМУС "ЧЩЧПД".

нБЛУЙН зПТШЛЙК Ч 1895 ЗПДХ ПРЙУЩЧБМ УЕК ВМБЗПЮЕУФЙЧЩК ТЙФХБМ, УЧЙДЕФЕМЕН ЛПФПТПЗП ПО УБН УФБМ, ФБЛ: "рП ДЕТЕЧЕОУЛПК ХМЙГЕ, УТЕДЙ ВЕМЩИ НБЪБОПЛ, У ДЙЛЙН ЧПЕН ДЧЙЗБЕФУС УФТБООБС РТПГЕУУЙС. йДЈФ ФПМРБ ОБТПДБ, ЙДЈФ ЗХУФП, НЕДМЕООП Й ЫХНОП, — ДЧЙЦЕФУС, ЛБЛ ВПМШЫБС ЧПМОБ, Б ЧРЕТЕДЙ ЕЈ ЫБЗБЕФ ЫЕТПИПЧБФБС МПЫБДЈОЛБ, РПОХТП ПРХУФЙЧЫБС ЗПМПЧХ... л РЕТЕДЛХ ФЕМЕЗЙ РТЙЧСЪБОБ ЧЕТЈЧЛПК ЪБ ТХЛЙ НБМЕОШЛБС, УПЧЕТЫЕООП ОБЗБС ЦЕОЭЙОБ, РПЮФЙ ДЕЧПЮЛБ. пОБ ЙДЈФ ЛБЛ-ФП УФТБООП — ВПЛПН, ОПЗЙ ЕЈ ДТПЦБФ, РПДЗЙВБАФУС, ЕЈ ЗПМПЧБ, Ч ТБУФТЈРБООЩИ ФЈНОП-ТХУЩИ ЧПМПУБИ, РПДОСФБ ЛЧЕТИХ Й ОЕНОПЗП ПФЛЙОХФБ ОБЪБД, ЗМБЪБ ЫЙТПЛП ПФЛТЩФЩ, УНПФТСФ ЧДБМШ ФХРЩН ЧЪЗМСДПН, Ч ЛПФПТПН ОЕФ ОЙЮЕЗП ЮЕМПЧЕЮЕУЛПЗП. чУЈ ФЕМП ЕЈ Ч УЙОЙИ Й ВБЗТПЧЩИ РСФОБИ, ЛТХЗМЩИ Й РТПДПМЗПЧБФЩИ, МЕЧБС ХРТХЗБС, ДЕЧЙЮЕУЛБС ЗТХДШ ТБУУЕЮЕОБ, Й ЙЪ ОЕЈ УПЮЙФУС ЛТПЧШ. пОБ ПВТБЪПЧБМБ ЛТБУОХА РПМПУХ ОБ ЦЙЧПФЕ Й ОЙЦЕ РП МЕЧПК ОПЗЕ ДП ЛПМЕОБ, Б ОБ ЗПМЕОЙ ЕЈ УЛТЩЧБЕФ ЛПТЙЮОЕЧБС ЛПТПУФБ РЩМЙ. лБЦЕФУС, ЮФП У ФЕМБ ЬФПК ЦЕОЭЙОЩ УПДТБОБ ХЪЛБС Й ДМЙООБС МЕОФБ ЛПЦЙ. й, ДПМЦОП ВЩФШ, РП ЦЙЧПФХ ЦЕОЭЙОЩ ДПМЗП ВЙМЙ РПМЕОПН, Б НПЦЕФ, ФПРФБМЙ ЕЗП ОПЗБНЙ Ч УБРПЗБИ — ЦЙЧПФ ЮХДПЧЙЭОП ЧУРХИ Й УФТБЫОП РПУЙОЕМ. оПЗЙ ЦЕОЭЙОЩ, УФТПКОЩЕ Й НБМЕОШЛЙЕ, ЕМЕ УФХРБАФ РП УЕТПК РЩМЙ, ЧЕУШ ЛПТРХУ ЙЪЗЙВБЕФУС, Й ОЕМШЪС РПОСФШ, РПЮЕНХ ЦЕОЭЙОБ ЕЭЈ ДЕТЦЙФУС ОБ ЬФЙИ ОПЗБИ, УРМПЫШ, ЛБЛ Й ЧУЈ ЕЈ ФЕМП, РПЛТЩФЩИ УЙОСЛБНЙ, РПЮЕНХ ПОБ ОЕ РБДБЕФ ОБ ЪЕНМА Й, ЧЙУС ОБ ТХЛБИ, ОЕ ЧПМПЮЙФУС ЪБ ФЕМЕЗПК РП ФЈРМПК ЪЕНМЕ… б ОБ ФЕМЕЗЕ УФПЙФ ЧЩУПЛЙК НХЦЙЛ, Ч ВЕМПК ТХВБИЕ, Ч ЮЈТОПК УНХЫЛПЧПК ЫБРЛЕ, ЙЪ-РПД ЛПФПТПК, РЕТЕТЕЪЩЧБС ЕНХ МПВ, УЧЕУЙМБУШ РТСДШ СТЛП-ТЩЦЙИ ЧПМПУ; Ч ПДОПК ТХЛЕ ПО ДЕТЦЙФ ЧПЦЦЙ, Ч ДТХЗПК — ЛОХФ Й НЕФПДЙЮЕУЛЙ ИМЕЭЕФ ЙН ТБЪ РП УРЙОЕ МПЫБДЙ Й ТБЪ РП ФЕМХ НБМЕОШЛПК ЦЕОЭЙОЩ, Й ВЕЪ ФПЗП ХЦЕ ДПВЙФПК ДП ХФТБФЩ ЮЕМПЧЕЮЕУЛПЗП ПВТБЪБ."

зПТШЛЙК РПСУОСМ: "фБЛ ОБЛБЪЩЧБАФ НХЦШС ЦЈО ЪБ ЙЪНЕОХ; ЬФП ВЩФПЧБС ЛБТФЙОБ, ПВЩЮБК, Й ЬФП С ЧЙДЕМ Ч 1891 ЗПДХ, 15 ЙАМС, Ч ДЕТЕЧОЕ лБОДЩВПЧЛЕ, иЕТУПОУЛПК ЗХВЕТОЙЙ, оЙЛПМБЕЧУЛПЗП ХЕЪДБ. с ЪОБМ, ЮФП ЪБ ЙЪНЕОХ Х ОБУ, Ч ъБЧПМЦШЕ, ЦЕОЭЙО ПВОБЦБАФ, НБЦХФ ДЈЗФЕН, ПУЩРБАФ ЛХТЙОЩНЙ РЕТШСНЙ Й ФБЛ ЧПДСФ РП ХМЙГЕ. ъОБМ, ЮФП ЙОПЗДБ ЪБФЕКМЙЧЩЕ НХЦШС ЙМЙ УЧЈЛТЩ Ч МЕФОЕЕ ЧТЕНС НБЦХФ «ЙЪНЕООЙГ» РБФПЛПК Й РТЙЧСЪЩЧБАФ Л ДЕТЕЧХ ОБ УЯЕДЕОЙЕ ОБУЕЛПНЩН. уМЩЫБМ, ЮФП ЙЪТЕДЛБ ЙЪНЕООЙГ, УЧСЪБООЩИ, УБЦБАФ ОБ НХТБЧШЙОЩЕ ЛХЮЙ."

еУФШ Й ЦЙЧПРЙУОБС ЛБТФЙОБ ИХДПЦОЙЛБ бМЕЛУБОДТБ вХЮЛХТЙ (1870-1942) "чЩЧПД", ОБРЙУБООБС Ч 1905 ЗПДХ. пОБ НПЦЕФ УМХЦЙФШ СТЛПК ЙММАУФТБГЙЕК Л ПРЙУБОЙА зПТШЛПЗП...

оХ, Б Ч "ЧЕТИБИ" ПВЭЕУФЧБ ДМС ТБЪЧПДБ ФТЕВПЧБМПУШ УПЗМБУЙЕ ГЕТЛЧЙ, РПУЛПМШЛХ ВТБЛЙ ЪБЛМАЮБМБ ФПМШЛП ГЕТЛПЧШ. дПВЙФШУС ЪБЛПООПЗП ТБЪЧПДБ ЮЕТЕЪ ДХИПЧОХА ЛПОУЙУФПТЙА ВЩМП ОЕЧЕТПСФОП УМПЦОП.

хЦЕ жЕЧТБМШ 1917 ЗПДБ РПРЩФБМУС ПВМЕЗЮЙФШ ЬФХ РТПГЕДХТХ. оБ УБФЙТЙЮЕУЛЙИ ТЙУХОЛБИ ФЕИ ДОЕК ГЕТЛПЧОЩК ВТБЛ ЙЪПВТБЦБМЙ Ч ЧЙДЕ ФСЦЛЙИ ГЕРЕК, ОБНЕТФЧП УЛПЧБЧЫЙИ ОЕУЮБУФОЩИ УХРТХЗПЧ. тБЪХНЕЕФУС, ХРТПЭЕОЙЕ ТБЪЧПДБ ЧУФТЕЮБМП ТЕЪЛПЕ РТПФЙЧПДЕКУФЧЙЕ УП УФПТПОЩ РТБЧПУМБЧОПК ГЕТЛЧЙ. оБ ПДОПК ЙЪ ЛБТЙЛБФХТ ОБЪОБЮЕООЩК ТЕЧПМАГЙЕК ОПЧЩК ПВЕТ-РТПЛХТПТ уЧСФЕКЫЕЗП УЙОПДБ УЕТДЙФП ЗТПЪЙМУС ГЕТЛПЧОЙЛБН: "чБЫЙ РТЕПУЧСЭЕОУФЧБ! еЭЈ ДЧБ УМПЧБ РТПФЙЧ ТБЪЧПДБ Й С ЪБУФБЧМА ЧБУ ТБЪЧЕУФЙ ДБЦЕ фТПЙГЛЙК НПУФ!.."

пДОБЛП ФПМШЛП Х ЛТБУОЩИ ИЧБФЙМП ТЕЫЙНПУФЙ, ЮФПВЩ ТБЪТХВЙФШ ЗПТДЙЕЧ ХЪЕМ РТЕЦОЙИ ВТБЮОЩИ ПФОПЫЕОЙК. чЪБНЕО ГЕТЛПЧОПЗП ЧЧПДЙМУС ЗТБЦДБОУЛЙК ВТБЛ, Й ЕЗП ТБУФПТЦЕОЙЕ ВЩМП УФПЛТБФОП ПВМЕЗЮЕОП. пРРПЪЙГЙПООБС "рЕФТПЗТБДУЛБС ЗБЪЕФБ" Ч 1918 ЗПДХ УППВЭБМБ П РПУМЕДУФЧЙСИ ЬФПЗП ДЕЛТЕФБ: "чЕТПСФОП, ОЕНОПЗЙЕ ЙЪ РЕФТПЗТБДГЕЧ ЪОБАФ, ЮФП УФБТБС ЧПМПЛЙФБ ВТБЛПТБЪЧПДОПЗП ДЕМБ ПФПЫМБ "Ч ЙУФПТЙА"... у ОЕРТЙЧЩЮЛЙ Л ОПЧПК УХДЕВОПК РТПГЕДХТЕ ФСЦХЭЙЕУС ВХЛЧБМШОП ЛБНЕОЕАФ ПФ ЙЪХНМЕОЙС, ЛПЗДБ УМЩЫБФ РТЙЗПЧПТ П ТБЪЧПДЕ.

— хЦЕ?! — У ОЕРЕТЕДБЧБЕНЩН ТБЪПЮБТПЧБОЙЕН ТБЪДБАФУС ОЕ ТБЪ ЧПУЛМЙГБОЙС НХЦЕК Й ЦЕО, УТБЪХ ПУЧПВПЦДБЕНЩИ ПФ УФБЧЫЙИ ЙН Ч ФСЗПУФШ ГЕРЕК зЙНЕОЕС".

дТХЗБС РЕФТПЗТБДУЛБС ЗБЪЕФБ "ьТБ" Ч ЙАМЕ 1918 ЗПДБ РЕТЕДБЧБМБ ТБЪЗПЧПТЩ Ч ЛПТЙДПТБИ ОБТПДОПЗП УХДБ. чПФ УХД НПНЕОФБМШОП ТБЪЧЕМ ЛБЛХА-ФП НПМПДХА ЦЕОЭЙОХ, Й ДБЦЕ РТЙУХДЙМ ЕК ДЕОШЗЙ ОБ ТЕВЈОЛБ. "мЙГП ЦЕОЭЙОЩ УЙСЕФ ПФ ХДПЧПМШУФЧЙС.

— лБЛ МАВЕЪОП. с ДБЦЕ ОЕ РТПУЙМБ ДЕОЕЗ! — ЧЕУЕМП ЗПЧПТЙФ ПОБ...

— йЫШ, ЛБЛ УЛПТП! тБЪ-ДЧБ, Й ТБЪЧЕДЕОЩ!..

— мЕЗЮЕ, ЮЕН Ч ФТБНЧБК ЧМЕЪФШ!

— ъДЕУШ, ВТБФ, Ч ПДОХ НЙОХФХ ТБЪЦЕОСФ!

— дПМЗП МЙ ХНЕАЮЙ.

— б ТБОШЫЕ, РП-ЧБЫЕНХ, МХЮЫЕ, ЮФП МЙ, ВЩМП? — ЗПТСЮП ЧУФХРБЕФУС ЛБЛБС-ФП ЦЕОЭЙОБ Ч ВЕМПК ЛПУЩОЛЕ, У ОЕНПМПДЩН ВПМЕЪОЕООП-ВМЕДОЩН МЙГПН. — рТЕЦДЕ МЕФ УЕНШ ОБДП ВЩМП РП ЛПОУЙУФПТЙСН ЫМСФШУС ДБ УЛПМШЛП ДЕОЕЗ ЙЪЧПДЙФШ. б ОЩОЮЕ...".

лБЛ ОЙ УФТБООП (Б НПЦЕФ ВЩФШ, УПЧУЕН ОЕ УФТБООП), ОП УБНЙ ТЕДБЛФПТЩ МЙВЕТБМШОПК ЗБЪЕФЩ ЧПЧУЕ ОЕ ПДПВТСМЙ ОПЧЩИ РПТСДЛПЧ Ч ПВМБУФЙ ВТБЛБ. чППВЭЕ, МЙВЕТБМШОБС РЕЮБФШ Ч 1918 ЗПДХ ВЩМБ ВХЛЧБМШОП ЪБРПМОЕОБ ОБУНЕЫЛБНЙ ОБД ВТБЮОЩН ДЕЛТЕФПН ВПМШЫЕЧЙЛПЧ. фБЛ, ЗБЪЕФБ "юЈТФПЧБ РЕТЕЮОЙГБ" МЕФПН 1918 ЗПДБ РЕЮБФБМБ РБТПДЙА ОБ ПВЩЮОПЕ БДЧПЛБФУЛПЕ ПВЯСЧМЕОЙЕ: "рП ВТБЛПТБЪЧПДОЩН ДЕМБН ОЕЮЕЗП ИПДЙФШ РП БДЧПЛБФБН. уФХРБКФЕ Ч ЛПМВБУОХА Й ТБЪЧПДЙФЕУШ". дТХЗБС ЫХФЛБ ЙЪ РЕЮБФЙ ФПЗП ЧТЕНЕОЙ: "ъБРТЕЭЕОП ЧУФХРБФШ Ч ЗТБЦДБОУЛЙК ВТБЛ ВПМЕЕ 17 ТБЪ Ч ДЕОШ"...

б МЙВЕТБМШОЩК ЦХТОБМ "оПЧЩК уБФЙТЙЛПО" ЙЪМБЗБМ ИЙФТПХНОЩК "УРПУПВ" ЙЪВБЧЙФШУС ПФ ОБДПЕЧЫЕК ЛХИБТЛЙ. рТПУФП ХЧПМЙФШ ОЕЗПДОХА РТЙУМХЗХ УФБМП РПУМЕ ТЕЧПМАГЙЙ РПЮФЙ ОЕЧПЪНПЦОП — ЕЈ РТБЧБ ОБДЈЦОП ЪБЭЙЭБМБ ОПЧБС ЧМБУФШ. ъБФП НПЦОП ВЩМП ЧУФХРЙФШ У ЛХИБТЛПК Ч ЪБЛПООЩК ВТБЛ, Б РПФПН НЗОПЧЕООП ТБЪЧЕУФЙУШ Й УТБЪХ ЧЩУФБЧЙФШ ЕЈ ЧПО — ЧЕДШ ТБЪПКФЙУШ У ЦЕОПК ФЕРЕТШ ОЙЮЕЗП ОЕ УФПЙМП...

лПЕ-ЗДЕ Ч ДЕТЕЧОСИ РЩФБМЙУШ ОПЧПНХ УЧЕФУЛПНХ ТБЪЧПДХ РТЙДБФШ ЮЕТФЩ... УФБТПЗП "ЧЩЧПДБ". лБЛ УППВЭБМБ ЗБЪЕФБ "чУЈ!" Ч БЧЗХУФЕ 1918 ЗПДБ, Ч ПДОПН УЕМЕ РПД гБТЙГЩОПН ЛТЕУФШСОЕ РПФТЕВПЧБМЙ ПФ УЧСЭЕООЙЛБ ЪБЛТЕРЙФШ УЧЕФУЛЙК ТБЪЧПД Ч ГЕТЛЧЙ. уЧСЭЕООЙЛ ПФЛБЪБМУС: "пВТСДБ ТБЪЧПДБ ОЕФ". фПЗДБ ЛТЕУФШСОЕ РТЙДХНБМЙ РП-УЧПЕНХ: "чЙОПЧБФХА ЦЕОХ ПДЕМЙ Ч ТПЗПЦЙ, Ч ТХЛЙ ДБМЙ УФБТЩК ЧЕОЙЛ, ЗПМПЧХ ХЛТБУЙМЙ ЛТБРЙЧПК, ОБ ЗТХДЙ Й ОБ УРЙОЕ РПЧЕУЙМЙ ВПМШЫЙЕ РМБЛБФЩ У ОБДРЙУСНЙ: "С ТБЪЧЕДЈООБС ЦЕОБ", Й РПД ТХЛХ У ФПТЦЕУФЧХАЭЙН НХЦЕН, РПД ЪЧПО ФБЪПЧ Й УЛПЧПТПД, У УЧЙУФПН Й ЗЙЛБОШЕН РТПЧЕМЙ ЮЕТЕЪ ЧУЕ УЕМП Ч ДПН ЕЈ ТПДЙФЕМЕК". (ьФП ПФОПЫЕОЙЕ Л ЦЕОЭЙОБН, ЛПОЕЮОП, ДПМЗПЕ ЧТЕНС ЕЭЈ УПИТБОСМПУШ РПДУРХДОП, Й Ч 1941 ЗПДХ ЧЩРМЕУОХМПУШ, ИПФС Й РП ДТХЗПНХ РПЧПДХ, Ч ЙЪЧЕУФОЩИ РПЗТПНБИ ЧП мШЧПЧЕ. лФП ИПЮЕФ РТЕДУФБЧЙФШ УЕВЕ, ЛБЛ ЧЩЗМСДЕМ ДПТЕЧПМАГЙПООЩК "ЧЩЧПД", НПЦЕФ РПУНПФТЕФШ ОБ ЖПФПЗТБЖЙЙ ЙЪВЙЕОЙС ЧЕУЈМПК ФПМРПК ПВОБЦЈООЩИ "ВПМШЫЕЧЙЮЕЛ" Й "ЕЧТЕЕЛ" МЕФПН 1941-ЗП ЗПДБ Ч ЪБОСФПН ОБГЙУФБНЙ Й ХЛТБЙОУЛЙНЙ ОБГЙПОБМЙУФБНЙ мШЧПЧЕ).

ч 20-Е ЗПДЩ Ч УПЧЕФУЛПН ПВЭЕУФЧЕ ЫЙТПЛП ТБУРТПУФТБОЙМЙУШ ЧТЕНЕООЩЕ, ОЕДПМЗЙЕ ВТБЛЙ. цХТОБМ "дПМПК ВПЗПЧ" Ч 1923 ЗПДХ РЙУБМ: "ъБ РПУМЕДОЕЕ ЧТЕНС Х ОБУ ГБТЙФ ЬРЙДЕНЙС "ТБЪЧПДПЧ". юЕН ПОБ ПВЯСУОСЕФУС? рТЕЦДЕ ЧУЕЗП ФЕН, ЮФП ФЕРЕТШ ОЕЪБЮЕН ФБКЛПН ЙЪНЕОСФШ ОЕМАВЙНПК ЦЕОЕ ЙМЙ ОЕОБЧЙУФОПНХ НХЦХ. нПЦОП ТБЪЧЕУФЙУШ ПФЛТЩФП... ъБФЕН, ФЕРЕТШ НЕОШЫЕ УФБМП ПИПФОЙГ ВЕУРТЕЛПУМПЧОП ЧЩОПУЙФШ РПВПЙ УЧПЕЗП РШСОПЗП НХЦБ"... мЕЧ фТПГЛЙК ПВЯСУОСМ РТПЙУИПДСЭЕЕ ФБЛ: "хЦЕ ПДОП ЧЧЕДЕОЙЕ ЙОУФЙФХФБ ЗТБЦДБОУЛПЗП ВТБЛБ ОЕ НПЗМП ОЕ ОБОЕУФЙ ЦЕУФПЛЙК ХДБТ УФБТПК, ПУЧСЭЕООПК, РПЛБЪОПК УЕНШЕ. юЕН НЕОШЫЕ Ч УФБТПН ВТБЛЕ ВЩМП МЙЮОПК УЧСЪЙ, ФЕН Ч ВПМШЫЕК НЕТЕ ТПМШ УЛТЕРЩ ЙЗТБМБ ЧОЕЫОСС, ВЩФПЧБС, Ч ЮБУФОПУФЙ ПВТСДПЧБС, ГЕТЛПЧОБС УФПТПОБ. хДБТ РП ЬФПК РПУМЕДОЕК ПЛБЪБМУС ФЕН УБНЩН ХДБТПН РП УЕНШЕ... чПФ РПЮЕНХ УЕНШС ЫБФБЕФУС, ТБУРБДБЕФУС, ТБЪЧБМЙЧБЕФУС, ЧПЪОЙЛБЕФ Й УОПЧБ ТХЫЙФУС... йУФПТЙС ТХВЙФ УФБТЩК МЕУ — ЭЕРЛЙ МЕФСФ".

б П ФПН, ЛБЛПЕ ПФОПЫЕОЙЕ Л ТБУФПТЦЕОЙА ВТБЛБ ХУФБОПЧЙМПУШ Ч ПВЭЕУФЧЕ УРХУФС 10 МЕФ РПУМЕ ТЕЧПМАГЙЙ, НЕЦДХ РТПЮЙН, НПЦЕФ УЧЙДЕФЕМШУФЧПЧБФШ МАВПРЩФОБС ТЕЛМБНЛБ Ч ЧЙДЕ ЛБТЙЛБФХТЩ ЙЪ ДЕФУЛПЗП ЦХТОБМБ "нХТЪЙМЛБ" ЪБ 1927 ЗПД. оБ ОЕЈ МЩУПЧБФЩК УХДШС УРТБЫЙЧБЕФ Х НБМШЮПОЛЙ, ЛПФПТЩК РТЙЫЈМ Ч УХД ЧНЕУФЕ У ТБЪЧПДСЭЙНЙУС ТПДЙФЕМСНЙ:

У ЛЕН ЦЕ ФЩ, НБМЩЫ, ИПЮЕЫШ ПУФБФШУС, У ПФГПН ЙМЙ У НБФЕТША?

пЛФСВТЈОПЛ ЗПТДП ПФЧЕЮБЕФ УХДШЕ:

ЬФП ЪБЧЙУЙФ ПФ ФПЗП, ЛФП ЙЪ ОЙИ УПЗМБУЙФУС ЧЩРЙУБФШ ПВБ ЙЪДБОЙС "нХТЪЙМЛЙ" ОБ 1927 ЗПД.

уТБЧОЙН ЬФП У ФЕН ПФОПЫЕОЙЕН Л ЦЕОЭЙОЕ Й "ОБТХЫЕОЙА УХРТХЦЕУЛПК ЧЕТОПУФЙ", ЛПФПТПЕ ЧЙДОП ЙЪ РТЙЧЕДЈООПЗП ЧЩЫЕ ПРЙУБОЙС зПТШЛПЗП, Й ПФНЕФЙН ПЗТПНОЩК, РТПУФП ЖБОФБУФЙЮЕУЛЙК РТПЗТЕУУ РП ЮБУФЙ ПУЧПВПЦДЕОЙС ПВЭЕУФЧБ, ЛПФПТЩК РТПЫМБ УПЧЕФУЛБС УФТБОБ ЪБ ДЕУСФЙМЕФЙЕ тЕЧПМАГЙЙ...