Екатерина Окулова
Организация акций в дошкольном учреждении
Взаимодействия педагога-психолога с родителями во многом определяется теми формами и методами, которые он использует в своей работе. Чем оригинальней они и интересней, тем большее количество мам и пап вовлекается в сотрудничество, тем выше доверие к ДОУ. Одну из таких форм работы, которая позволит объединить всех участников воспитательно- образовательного процесса, предлагаем занести в свою профессиональную
Организация и проведение акций в дошкольном учреждении
Современному детскому саду непременно нужно налаживать взаимодействие с семьей, равно как и искать новые формы такого взаимодействия. Одна из них - акции . Они отлично подходят как дополнение к индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей, консультативной деятельности, привнося «лучик света» в бесконечную череду будней.
Практическая значимость акции как новой формы работы
Основная цель проводимых в детском саду акций - создание благоприятного психологического климата, способствующего эффективному преодолению и профилактике нарушении в речевом и психическом развитии воспитанников, через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, коллегами, родителями.
Акция (лат. - actio) - действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели.
Далеко не каждый родитель способен выделить время на посещение тренинга, особенно если он предполагает несколько встреч по 1,5-2 часа. Родительские собрания, круглые столы формальны, зачастую неинтересны, и большинство родителей стараются их избегать, ссылаясь на загруженность на работе и прочие дела. Акция же , в зависимости от цели, позволяет охватить как всех родителей одной группы, так и детского сада в целом. Это объясняется тем, что акции «отнимают» у родителей совсем немного времени, они просты, увлекательны и дают возможность почти сразу увидеть результат собственного участия. При том, что акция - групповой метод работы, она имеет сугубо индивидуальную направленность. Мероприятия затрагивают непосредственно каждого человека : ребенка, родителя, педагога.
Акция несет в себе большой коррекционный потенциал. Поглощенность мам и пап бесконечными бытовыми делами и материальными проблемами, а также их собственные психологические трудности мешают им понимать ребенка и принимать его таким, какой он есть. Акция способствует сплочению семьи, позволяет родителям стать ближе к своим детям, укрепить отношения с ними, сформировать ценностное отношение к близким людям, а детям - получить позитивную обратную связь от родителей, ощутить любовь и собственную нужность (акции «Дом счастливого ребенка» , «Мамина колыбельная» , «Елочка желаний» , «Письмо маме» и другие).
Для воспитателей, особенно неопытных молодых педагогов, акции - хорошее средство найти общий язык с родителями. При небольшой предварительной подготовке, помощи детей (они сами изготавливают часть атрибутов на занятиях по изобразительной деятельности - «Кораблики Мечты» , «Цветы для мамы» , елочные украшения для «Елочки желаний» и т. д., логопеда, тифлопедагогов (проводят опросы, игры) получается результат, который не может не заинтересовать всех участников акции . Для опытных педагогов акции - безграничное поле для творческого поиска и самовыражения.
Акции организацию времени (некоторые из них включают 1-2 мероприятия - беседу, опрос, игру, тогда как длительность их может составлять от 1 дня (кратковременные акции - «Солнце семейных традиций» , «Елочка желаний» , «Дом счастливого ребенка» ) до 1 месяца. Они действуют по методу погружения, ненавязчиво «сопровождают» детей, родителей и педагогов.
Акции экономичны в плане затрачиваемого на их организацию времени . Длительность их может составлять от 1 дня до 1 месяца.
Общее интересное дело наполняет энергией, сплачивает, дает вдохновение на то, чтобы что-то изменить, улучшить и преобразовать.
Оригинальные приемы поднимают настроение детей, родителей и педагогов, сплачивают коллектив, объединяют семью и детский сад. Так, для оповещения родителей о начале акции и приглашения к сотрудничеству можно использовать яркие
красочные «объявления-завлекалочки» , изготавливаемые и распространяемые детьми специальные агитационные пригласительные буклеты, памятки. Поделки, олицетворяющие пожелания и мечты детей, да и возможность собственного участия (например, в акциях «Ма-мина колыбельная» , «Солнце семейных традиций» , «Дом счастливого ребенка» ) привлекают внимание мам и пап не только к творчеству своего ребенка, но и к работам других детей и родителей, исподволь заставляют их задумываться об отношениях в семье. А общее инте-ресное дело наполняет энергией, сплачивает, дает вдохновение на то, чтобы что-то изменить, улучшить и преобразовать.
Тематика и содержание акций
Акции можно запланировать при составлении перспективного плана работы педагога-психолога на новый учебный год. При этом учитываются пожелания и возможности воспитателей. Как правило, акции приурочивают к какому-либо празднику (8 Марта, Новый год, День защиты детей выпускной вечер в детском саду) . В эту работу активно включаются педагоги. Не скованные чужими инициативами, они определяют проблемы, предлагают решения и реализуют свои идеи вместе с детьми и их родителями.
Алгоритм подготовки и проведения акции :
определение целей и задач;
формирование творческой группы;
отбор литературы, подбор методов и форм проведения;
составление плана акции ;
проведение занятий, бесед, опросов, игр, детско-родительских встреч;
обсуждение итогов проведения акции на совещании творческой группы.
Наглядными итогами проведения акций становятся справки , фотоотчеты и, конечно же, продукт творчества детей, родителей и педагогов. В результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения количества контактов мам и пап с педагогами, формируется положительное отношение родителей к учреждению , растет потребность в организации семейного досуга .
Благодаря использованию такой формы работы, как акция , в ДОУ можно создать единый творческий союз детей, родителей, педагогов, который строится на основе сотрудничества, педагогической компетентности, доверия друг к другу, искренности и доброты.
Акция «Солнце семейных традиций»
Акция проводится во время детско-родительской встречи. К ней привлекаются родители одной группы или групп детей одного возраста (например, старших или подготовительных групп) .
Цели :
Укрепление детско-родительских отношений;
Формирование ценностного отношения к близким людям;
Получение позитивной обратной связи от родителей; сплочение семьи.
Формы и методы проведения :
Беседа с детьми и родителями на тему «Семейные традиции» ;
Представление родителями семейных традиций в виде красиво оформленного письменного рассказа;
Оформление стенда.
Подготовительная работа : изготовление эскиза для стенда в виде большого солнца, а также отдельных картонных «солнечных лучиков» .
Длительность : 1 день.
Беседа с родителями :
«У каждой семьи своя "душа", в которой есть и "цветущий райский сад", и "родники живой воды", и "могучие дерева", уходящие ветвями высоко в небо, а корнями - глубоко в землю. Добрые традиции укрепляют, "животворят" семью.
В каждой семье существуют свои привычки или занятия, которые доставляют радость всем домочадцам. У всех они разные, но служат одной цели - укреплению внутрисемейных отношений. Особенно это действенно для детей : такие занятия дают им ощущение соучастия, в котором они особенно нуждаются.
Семейные традиции демонстрируют миру уникальность семьи. И ребенок учится гордиться своей семьей - ее атмосферой, особым командным духом, поддержкой и взаимовыручкой. Семейная команда - разновозрастная, ее члены - представители разных по-колений. Соблюдая заведенные в семье правила, ритуалы и традиции, дети учатся у старших взаимодействию и взаимоуважению, заботе и умению доставлять радость друг другу.
Замечательные традиции были в семье Льва Николаевича Толстого. К примеру, вместе с Софьей Николаевной дети вырезали картонные фигурки ("скелетцы", которые вешали на елку и на празднике дарили крестьянским детям.
В семье Марины Цветаевой новогодние подарки разыгрывались в веселой лотерее.
У многих есть замечательная традиция - вырезать снежинки и развешивать их на дверные ручки соседей. Приятный новогодний сюрприз.
В одной семье приняты совместные занятия спортом, в другой - воскресные семейные прогулки. Казалось бы, какая же это семейная традиция? Обычная прогулка выходного дня! Однако дети с нетерпением ждут субботы или воскресенья, чтобы папа, работающий с утра до позднего вечера, провел с ними свободное время.
Пока они всей семьей гуляют по парку, малыши без устали делятся с родителями всем тем интересным, что с ними произошло за неделю. А для маленького человечка любое событие важно, каким бы незначительным ни казалось оно взрослым.
(Перед родителями выставляется эскиз стенда и "солнечные лучики".)
У каждой семьи есть своя сокровищница традиций. Традиции, как солнечные лучи, согревают каждого члена семьи. Пожалуйста, опишите традиции своей семьи на солнечном лучике.
«А теперь давайте по очереди приклеим лучики к нашему солнышку. Посмотрите, как оно засияло».
Экологические акции в детском саду.
«Истинное воспитание состоит
не только в правилах,
сколько в упражнениях»
Наше дошкольное учреждение представляет опыт работы с детьми в области экологического воспитания, а так же нетрадиционную форму работы с родительской общественностью, где проведение экологических акций рассматриваются как социально-значимое мероприятие. Яркой формой выражения отношения экологической культуры, является, деятельность ребёнка, а так же всех участников экологического процесса. Присутствие в содержании деятельности, элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, людям, себе. Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности ребёнка. Взрослый, и прежде всего семья, для ребёнка и партнёр по игре, и образец для подражания, и эксперт по оценке знаний, умений, поведения и отношения. Нельзя иметь в виду то, что детский сад - первый в жизни ребёнка социальный институт. Первое соприкосновение ребёнка с социокультурной средой происходит в семье. Именно там ребёнок приобретает нормы поведения, отношения. Формирование экологической культуры зависит, насколько качественным будет процесс усвоения социальных правил, действий, отношений. Акция - это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие. Имеет протяженность во времени. В нашем дошкольном учреждении экологические акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют. Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции. Цель проведения экологических акций: формирование основ экологической культуры, сознания и мировоззрения дошкольников.
Задачи: формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое отношение к природе, эстетическую и практическую отзывчивость, привитие трудовых навыков. Алгоритм проведение акций:
цель (каждая акция имеет свою цель); задачи (выполняются общие и конкретные); объект (на что направлено - птицы, деревья…); участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители); этапы: 1. Подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала, смета расходов); 2. Организационно-практический (т.е. деятельностный, выполнение плана деятельности); 3. Аналитический (подведение итогов, рефлексия. Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.).
ВИДЫ АКЦИЙ:
Осень:
1. «Семечко и зёрнышко про запас!» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, семеня для подкормки птиц); 2. «Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц. В группе стоит ёмкость, куда дети и родители приносят корм для птиц. В «Панораме добрых дел» воспитатели отмечают благодарность активным семьям).
Зима:
1. «Ёлочка - зелёная иголочка» (в защиту ёлочки дети изготавливают плакаты, несут домой. По пути могут повесить в общественном месте. Заключительный этап может выйти в форму конкурса и выставки - «Ёлочка - зелёная иголочка»); 2. «Витамины на подоконнике» (выращивание лука, наблюдение за ростом лука в разных условиях, ведение календаря наблюдения общего и индивидуального).
Весна:
1. «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!»
(22 марта - Международный день воды». Акция может начаться раньше, а закончиться праздником «Волшебница вода». Плакаты, экспериментальная деятельность - вожжа живительная сила).
2. «Любимый - чистый город!» (это городская акция «Чистый город» проходит традиционно, а мы активно подключаемся, родители + дети + сотрудники: убираем территорию, благоустраиваем и озеленяем). 3. «Каждому певцу по дворцу!» (совместно с родителями изготовление и прикрепление скворечников. Можно разместить во дворе своего дома, на даче). 4. Весной начинает старт экологическая акция «Украсим планету цветами» (начало акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети сеют семена цветов).
Лето:
1. «Украсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками). 2. «Берегите лес и его жителей от пожара!» (призыв, как вести себя в лесу, осторожное обращение с огнём в лесу. Пожар наносит неизгладимый вред природе, его жителям, людям).
Все экологические мероприятия и акции проходят под общим девизом: «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!». «Давайте друзья, везде, где живём, Деревья посадим, сады разведём. Давайте будем к тому стремиться, Чтоб нас любили и зверь и птица, И доверяли повсюду нам, Как самым лучшим своим друзьям!
Галина Лакеева
Социально-значимые акции в практике ДОУ
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в перестройке экономики и смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о добре, великодушии, справедливости.
Сегодня как никогда необходимо совершенствовать способы и методы обогащения нравственного опыта ребенка в процессе вхождения его в мир людей. В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный разнообразными источниками воздействия, как позитивного, так и негативного, которые влияют на его формирующую нравственную сферу. Поэтому одним из направлений воспитательной работы детского сада является вовлечение детей в социально-значимую деятельность, формирование активной жизненной позиции. Социальные инициативы позволяют формировать у ребят такие ценности как милосердие, доброту, ответственность, активность, коллективизм, организованность. Именно готовность приносить пользу, выбор и направленность инициативы определяет ценностное самосознание дошкольника как гражданина и общественного деятеля.
АКЦИЯ – это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие, действия для достижения какой-либо цели.
Основная цель акций:
Привлечение внимания всех участников образовательных отношений детского сада к проблеме, консолидация усилий и формирование положительных взаимоотношений между коллективом ДОО и родителями.
Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).
Алгоритм проведения акций:
Цель (каждая акция имеет свою цель);
Задачи (выполняются общие и конкретные);
Объект (на что направлено – птицы, деревья);
Участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);
1. Подготовительный (мотивация, разработка плана по достижению цели, сбор информации, накопление материала, смета расходов);
2. Организационно-практический (т. е. деятельностный, выполнение плана деятельности);
3. Аналитически – завершающий (подведение итогов, рефлексия); Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т. д.).
Принципы социальных акций:
Системность, последовательность - обязательная черта акций.
Согласованность. Акции должны проводиться на законных основаниях, следует заранее подумать о том, кого нужно поставить в известность (администрация). Причем сделать это можно вместе с детьми, предоставив им определенные полномочия. Дети сами могут рассказать об идее акции, передать план акций в администрацию.
Мероприятие оформляются документально, особенно если оно связано с выходом за пределы детского сада.
Отсутствие духа соревнования. Участники должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получения лучшего места в рейтинге.
Безопасность. Нельзя, например, убирать битое стекло или шприцы детьми.
Акция «Украсим планету цветами»
Цель: Создание качественной внешней среды для воспитанников, их семей и педагогического коллектива, наполненной экологически полноценными и эстетически выразительными объектами.
Разработка и внедрение мероприятий по преобразованию и оформлению участка детского сада.
Формирование командного духа среди родителей детей разных групп.
Консолидация усилий работников детского сада и родителей по благоустройству территории детского сада.
Формирование положительных взаимоотношений между коллективом ДОО и родителями
Этапы реализации акции:
1 этап (Подготовительный)
1. Творческая деятельность: генерирование идей, составление планов-чертежей ландшафтных фитокомпозиций, определение партнеров, расчет бюджетной сметы;
2. Сбор информации о рынках сбыта семенной продукции, выбор видов цветов с учетом климатических условий.
3. Принятие решения о приобретении семян, грунта, ящиков для рассады;
4. Приобретение удобрения;
2 этап (Практический)
1. Посадка семян для рассады
2. Уход за рассадой
3. Высадка на клумбы
3 этап (Завершающий)
1. Подведение итогов акции организационным комитетом.
Итоги акции: В результате нашей акции мы получили целую аллею цветущих клумб, сформировали командный дух среди родителей и добились продуктивного развития взаимоотношений между педагогическим и родительским составами.
В дошкольном учреждении акции могут, проходит в течение всего учебного года.
1 «Наш дом – земля».Цель: Проведение экологического субботника.
2 «Птичья столовая».Цель: Воспитание экологической культуры, накопление социального опыта, укрепление семейных традиций
3 «Театр и дети».Цель: Создание условий для развития творческого потенциала детей и совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
4 «Наш новогодний детский сад».Цель: Создание новогоднего интерьера в группах и помещениях ДОУ с привлечением родительской общественности и совместное проживание Нового года в стенах ДОУ.
5 «Аллея выпускников».Цель: Возрождение и укрепление традиций ДОУ в озеленении территории силами выпускников, родителей и педагогов.
6 «Развеселое лето».Цель: Придание эстетического вида летним участкам, путем консолидации усилий работников детского сада и родителей
Для формирования продуктивного сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив детского сада как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь которой интересна, если организована совместная деятельность взрослых и детей.
Публикации по теме:
Конспект занятия по ознакомлению с родным городом в подготовительной группе «С днем рождения, любимый Ангарск!» Конспект занятия по ознакомлению с родным городом в подготовительной группе. Тема: «С днем рождения, любимый Ангарск!» Цель: Развивать.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк». Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической.
Использование ИКТ в логопедической практике В последние годы наблюдается увеличение числа детей с различными видами речевой патологии. Основной целью логопедической службы образовательного.
Использование здоровьесберегающих технологии в логопедической практике Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике становится важным условием коррекционно-развивающей работы с детьми,.
Конкурс «Воспитатель года» Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Музей безопасности» Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Музей безопасности». Составила:.
Конспект совместной образовательной деятельности Чукавиной Екатерины Юрьевны, воспитатель МБДОУ №90 г. Ижевск Образовательная деятельность во второй младшей группе. Цель: Совершенствование умения произносить звук Ф Ход занятия Воспитатель: Дети,.
План экологического проекта «Спасем леса от пожаров» МБДОУ №90 г. Ижевск Чукавина Екатерина Юрьевна, воспитатель СОЦИАЛЬНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ МБДОУ № 90 ПРОЕКТ «СПАСЕМ ЛЕСА ОТ ПАЖАРОВ» для детей старшего дошкольного возраста
Профессионально-значимые качества воспитателя дошкольной общеобразовательной организации В конце XIX века в исследованиях П. Ф. Каптерева, выдающего русского педагога и психолога, доказано, что одним из важнейших факторов успешности.
Акция в ДОУ, как эффективная форма взаимодействия с родителями.
Педагог-психолог МБДОУ
«Детский сад №15»
Г.Петропавловск-Камчатский
Изотова Раиса Викторовна
Взаимодействие с семьей - одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в ДОУ. Чтобы оно было эффективнее, необходимо использовать новые оригинальные формы работы. Чем интереснее организовано взаимодействие с родителями, тем выше их активность в жизни ДОУ, выше доверие к педагогам, специалистам и учреждению в целом. А значит, снижается количество конфликтов между ДОУ и родителями, а результаты воспитания детей - улучшаются. Одна их таких форм взаимодействия с родителями - акция.
Об Акции в ДОУ
Акция позволяет объединить всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ: детей, родителей и педагогов. Акция это групповой метод работы, который носит профилактический и просветительский характер, и часто, имеет коррекционный эффект.
Основная цель акций - создание благоприятного психологического климата в ДОУ; профилактика нарушений в детско-родительских отношениях; оптимизация эффективных форм общения педагогов, родителей и детей. Акции позволяют сплотить семьи, сблизить родителей с детьми, укрепить добрые отношения с ними, сформировать ценностное отношение к близким, а детям - получить позитивную обратную связь от родителей, ощутить их любовь и свою нужность.
Как показывает практика, не каждый родитель может выделить 1-2 часа своего вечернего времени, чтобы посетить родительское собрание (в какой бы форме оно не проводилось: тренинги, круглые столы, гостинные и т.п.). Акции отнимают у родителей мало времени, они просты, увлекательны и дают возможность сразу увидеть результат своего участия.
Виды акций
Акции всегда являются тематическими. То есть все мероприятия в рамках акции связаны одной темой, направлены на одну идею. Акции могут разделяться по продолжительности:
Красткосрочные (1 день) включают в себя 1-3 мероприятия в течение дня
Среднесрочные (длятся до 1 недели) приурочены к какой-то дате, празднику, теме
Долгосрочные (до 1 месяца) в основном посвящены какой-то теме
Мероприятия в рамках одной акции могут быть различной направленности: тематические беседы с детьми в группе, выставки рисунков и поделок, совместное творчество родителей и детей, экспресс-опросы, игры, действия - ритуалы, письма детей и письма родителей к детям, буклеты для родителей, шуточные тесты, анкетирование по итогам (отзывы) и т.д. В рамках акции могут проводиться в ДОУ конкурсы, концерты, развлечения и др.
Алгоритм организации Акции
Определение темы, цели и задач Акции
Формирование творческой группы (ответственные за организацию и проведение Акции)
Подбор методов и форм проведения
Определение сроков проведения (краткосрочная или долгосрочная акция)
Составление плана проведения Акции (план мероприятий)
Проведение мероприятий Акции
Подведение итогов в творческой группе
Результаты Акций
Все результаты мероприятий в ходе Акции должны быть открыты для родителей. Наглядными итогами акции могут быть: справки - графики (диаграммы), фотоотчеты, выставки продуктов творчества и т.п. Их удобно разместить в раздевалке. Подобная демонстрация помогает включить в общую деятельность и малоактивных родителей.
Немаловажным является мнение родителей об Акции. Поэтому обязательно используем различные формы обратной связи (анонимные). Это могут быть:
мини-анкеты (Что нового вы узнали о себе и о своем ребенке? Что понравилось / не понравилось? И т.п.),
экраны - сектора. Лист А3 делится на три части: «Понравилось. Интересно», «Трудно сказать», «Не понравилось». Каждый родитель должен отметить свое отношение к мероприятию любым значком в соответствующем секторе. Результат виден сразу
цветное голосование. Необходимы фишки трех цветов и ящик - копилка для голосования. Вывешивается цветовые значения ответов (красный - «интересно и полезно провели время всей семьей»; желтый - «было интересно, есть над чем задуматься»; синий - «мог бы провести время с большей пользой в другом месте»). Родитель голосует соответствующей фишкой.
Книга отзывов (2-3 альбомных листа, оформленных «книгой»). Родители в свободной форме выражают свои впечатления на страницах книги.
По завершению акции родителям, которые приняли участие во всех мероприятиях, администрация ДОУ может вручить Благодарственные письма
Акция «Моя семья - мое богатство»
Место проведения : МБДОУ «Детский сад № 15» г. Петропавловск-Камчатский
Сроки: Акция долгосрочная, длительностью 1 месяц: с 8 апреля по 8 мая
Участники: родители и воспитанники старших и подготовительных групп (5-7 лет)
Ответственные: педагог-психолог (или зам.зав.по ВМР), воспитатели групп
Цель акции: укрепление детско-родительских отношений; формирование ценностного отношения к близким людям; расширение знаний детей о своей семье; воспитание патриотизма
План мероприятий:
1-я неделя.
Объявление для родителей о начале акции «Моя семья - мое богатство». Приглашение к участию.
Беседы с детьми о семье (в группе)
Мини опрос для родителей (на небольших разноцветных листочках). Листики подписать (ФИ ребенка). Родителям предлагается закончить предложения:
Наша семья…
Самое главное для нашей семьи…
Самый главный член семьи…
Рисунок семьи (дети). Воспитатель подписывает изображенных членов семьи. Записывает на рисунке ответ ребенка «Самый главный - …»
Выставка для родителей «Моя семья» (в раздевалке). К рисунку ребенка прикрепляется листик родителя с мини-опросом
Оценочный экран «Ваше мнение. Как видят семью дети и родители». Лист А3, разделенный на 3 сектора: «Отлично. Наше мнение совпадает», «Интересно, но результат неожиданный», «У нас разные взгляды». Родитель оценивает рисунок своего ребенка и свои ответы, и ставит любой значок в соответствующем секторе
2-я неделя.
Совместная работа родителей и детей «Наше семейное древо» (по типу генеалогического древа, формат А4). На древе могут быть фотографии, картинки сказочных героев или животных (ассоциации с членами семьи). Имена и родство подписать. Алгоритм:
Я (ребенок) + братья, сестры
Родители + тети, дяди
Бабушки, дедушки
Родители должны коротко рассказать детям о своих профессиях, кем работали бабушки и дедушки
Рассказ каждого ребенка в группе о своем «Семейном древе» и о своих родных (в течение недели по мере выполнения работ)
Опрос детей «Когда я вырасту, я хочу быть как…» (проводят педагоги в группе)
Выставка для родителей «Семейное древо». К работе прикрепляется ответ ребенка «Я хочу быть как…»
Интересно ли было ребенку узнавать и своих близких и о семейных связях? (если «ДА» - фишка красного цвета)
Нужно ли ребенку знать о своем семейном древе и о профессиях своих родных? (если «ДА» - фишка синего цвета)
Вам лично понравилось участвовать в мероприятии «Наше семейное древо»? (если «ДА» - фишка жёлтого цвета)
3-я неделя.
Коллаж на тему «Достоинства нашей семьи» или «Традиции нашей семьи» (на выбор). Это совместная работа родителей и детей (формат А4)
Рассказ каждого ребенка в группе о своей семье по теме коллажа (в течение недели по мере выполнения работ)
Рисунок или поделка «Мой подарок…(одному из членов семьи)». Дети выполняют работу в группе с педагогами. Работы подписываются: ФИ ребенка, название подарка, кому подарок адресован.
Выставка для родителей коллажей и «подарков» детей (работы скреплены коллаж + подарок)
Экспресс-опрос родителей (форма на выбор):
Важно ли ребенку знать о достоинствах или традициях вашей семьи?
Понравился ли подарок ребенка адресату?
4-я неделя (в преддверии Дня Победы). Завершающий этап
Лента памяти «Я помню! Я горжусь!» (в рамках всероссийской акции «Бессмертный полк»).
« Уважаемые родители! Нашу акцию «Моя семья - мое богатство» завершает мероприятие, посвященное Дню Победы. В каждой семье есть родственники, которые воевали или работали в тылу в годы Великой Отечественной Войны. Каждый из них внёс свой вклад в Великую Победу.
Расскажите о своем ветеране, о дорогом для Вас человеке. Даже если Вы не видели своего солдата, а Вам про него рассказали родители или родственники.
Форма участия. На листе А4 разместите сведения о ветеране: ФИО родственника, Годы жизни, Фото (если есть), Коротко о его боевом пути или о работе в тылу. Фото наград (если есть), военной книжки, трофеев. Внизу указать степень родства (например, правнук Иванов Иван,2009 года рождения)
Расскажите своему ребенку о Вашем герое, и он расскажет нам, а потом - своим детям.
Акцию начинают педагоги группы, оформив сведения о своем родственнике - ветеране (на листе А4), как пример оформления для родителей.
Рассказы детей о своих ветеранах семьи (в течение недели). Можно принести в группу награды и другие памятные вещи своего ветерана, и показать другим детям.
Пополнение Ленты памяти «Я помню! Я горжусь!» (в раздевалке)
Тематические беседы, занятия (в течение недели)
Участие в тематическом празднике. Дети вместе с родителями, держа в руках памятные листы (портреты) своих ветеранов проходят круг почета и выстаивают Минуту молчания.
Объявление о завершении Акции «Моя семья-мое богатство». Благодарность всем родителям и детям, учувствовавшим в акции. Вручение Благодарственных писем родителям, которые приняли участие во всех мероприятиях акции.
Итоговый опрос мнений родителей в «Книге отзывов». Родителям предлагается выразить свои впечатления об Акции:
Что Вам больше всего понравилось (какое мероприятие, момент и т.д.)?
Что больше всего понравилось ребенку?
Что вызвало трудности?
Было ли что-то для вас неожиданным?
Нужны ли подобные мероприятия для родителей и детей?
Педагог-психолог Изотова Раиса Викторовна
Номинация «Работа с родителями» (в ДОУ)
Работая психологом в детском саду, все чаще задумываюсь о том, как загружен распорядок дня ребят: детский сад, бассейн, кружки, секции. Поэтому я стала искать новые эффективные формы работы, которые привносили бы в бесконечную череду занятий лучик света, тепла, заботы. С этой задачей прекрасно справляются акции.
Особенности акции
Акция охватывает всех родителей группы/детского сада, ведь далеко не все из них способны выделить 1,5-2 часа на посещение тренинга, тем более состоящего из нескольких встреч, из-за объективных и необъективных причин.
Акция имеет сугубо индивидуальную направленность. Мероприятия затрагивают непосредственно каждого ребенка, родителя и педагога.
Акция экономична по времени проведения (длительность до 2 недель), действует по методу погружения, ненавязчиво сопровождает в процессе воспитания и обучения, поднимает настроение детей, родителей и педагогов, сплачивает коллектив, объединяет семью и детский сад.
Цели акции:
Формы и методы проведения:
Подготовительная работа:
Перед новогодними утренниками с каждым ребенком индивидуально проводится беседа.
Ты знаешь, какой скоро праздник? Правильно, Новый год! Праздник исполнения желаний и подарков. Самый главный волшебник - Дед Мороз. Что бы ты попросил у Деда Мороза? А для мамы? Для папы? Для своих близких и друзей? (ответы ребенка записываются) Спасибо. При встрече с дедом Морозом я обязательно передам ему твои пожелания.
Ответы ребят записываются на обратные стороны елочных шаров. Шары крепятся к елочке так, чтобы прочитав имя ребенка, можно было перевернуть и узнать его пожелания. Стенд с елочкой и объявлением для родителей помещается на видное место.
Конечно, многие дети хотят, чтобы им подарили на Новый год игрушки (машинки, куклу, конструктор). Но есть и такие ответы: «Хочу, чтобы мама с папой не ругались. И папа снова жил с нами», «Хочу, чтобы мама нашла работу и больше не переживала». Они вызывают у родителей ответную реакцию: кто-то плачет, кто-то задумывается…
Вместо елочки можно с ребятами смастерить бумажную гирлянду пожеланий или мешок с подарками от деда Мороза.
Цель акции: Создание положительного эмоционального фона в детском саду.
Формы и методы проведения: Стенд в виде домика с окошками - кармашками и вывеской «Аптечка для души».
Подготовительная работа:
Улыбнись и весь мир улыбнется тебе.
Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего её заслуживает.
Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью.
Лучшее, что отец может сделать для своих детей - это любить их мать.
Все золото мира не имеет никакой ценности; вечны лишь те милосердные деяния, которые мы способны сотворить ради ближних.
Святая наука - расслушивать друг друга.
«Аптечку для души» можно использовать самостоятельно и как вступительную часть перед семинаром, тренингом, групповой консультацией, круглым столом.
Цели акции:
Формы и методы проведения:
Родителям и детям, пришедшим утром в детский сад, предлагается определить, какое у них сейчас настроение, и завязать из соответствующей ленточки бантик на косичке солнышка. Красному цвету соответствует веселое, бодрое настроение, зеленому - спокойное, уравновешенное, синему - грустное, желтому - сердитое, раздраженное. Данный прием помогает родителям понять свое настроение и эмоциональное состояние ребенка.
Попробуйте провести акцию в вашем детском саду, вы увидите её позитивное действие и сами получите удовольствие.