Назначение пенсии государственным и муниципальным служащим связано с особыми условиями труда таких лиц. Служба в государственных и муниципальных органах означает исполнение государственных функций. И оказание государственных и муниципальных услуг. Получают служащие заработную плату из бюджета. И пенсионное обеспечение таких лиц государство осуществляет тоже из бюджета, является государственным обеспечением.
Вопросы государственной и муниципальной службы регламентирует Федеральный закон «О государственной гражданской службе» и «О муниципальной службе в РФ». Именно эти законы устанавливают перечень должностей, условия приема и порядок прохождения службы.
Что касается пенсионного обеспечения, актуальными являются Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». И Закон «О страховых пенсиях» в части и . На госслужащих и муниципальных служащих в полной мере распространяется и право на . А работники силовых структур имеют право на .
Чем отличается страховая пенсия от пенсии государственным и муниципальным служащим? Тем, что включает в себя пенсию по выслуге лет и долю страховой пенсии.
Следует отметить, что в области и иных вопросов пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего. Единственное, что размеры таких пенсий устанавливаются, как правило, законами субъекта РФ.
Условия назначения пенсии за выслугу лет государственным и муниципальным служащим
Для назначения пенсии по выслуге лет установлено несколько оснований:
Нюанс 1: Перед выходом на пенсию такой человек должен не менее 12 полных месяцев перед увольнением состоять в должности государственного служащего.
Нюанс 2: Уволить работодатель такое лицо должен по одному из следующих оснований:
Общее правило – наступление пенсионного возраста, установленного для страховой пенсии по старости, или оформление пенсии по инвалидности. Причем не общего возраста (), а специального для госслужащих.
В РФ в отношении госслужащих утвержден з . Закон начал действовать с 01 января 2017 г. Какие изменения коснулись условий назначения пенсий государственным и муниципальным служащим?
Закон изменил пенсионный возраст для госслужащих следующим образом. Ежегодно он стал увеличиваться в соответствии с приложением № 5 к Федеральному закону “О страховых пенсиях”. С 01 января 2017 г. возраст составил 55,6 лет для женщин и 60,5 лет для мужчин. В 2018 г. им прибавили еще по полгода для достижения условия о пенсионном возрасте. В 2019 г. – 56,5 (жен) и 61,5 (муж). И так, пока возраст назначения страховой пенсии для государственных и муниципальных служащих составит:
Уровень пенсионных выплат напрямую зависит от заработной платы перед увольнением. Причем и для госслужащих, и для муниципальных служащих.
Общая сумма высчитывается исходя из среднего заработка за последние 12 месяцев. Размер пенсии составляет 45 % от средней заработной платы, при этом вычитается страховая пенсия по старости () или инвалидности и фиксированная выплата к страховой пенсии. За каждый полный календарный год свыше 15 лет к пенсии государственным и муниципальным служащим прибавляется 3 %. Но при этом общая сумма пенсии (включая страховую) не может превысить 75 % пенсии государственным и муниципальным служащим.
Определенным категориям работающих жителей Российской Федерации полагается муниципальная пенсия за выслугу лет. И у многих людей часто возникают вопросы касательно условий для ее оформления и требований к стажу. Да и сами размеры выплат интересуют – из чего они складываются, и как самостоятельно их высчитать.
По российским законам, работники определенных профессий наделяются правом получения пенсии за выслугу лет. Рассчитывать на данную льготу могут следующие работники:
Также Указом Президента определено включение в стаж муниципальной службы и иных периодов трудовой деятельности гражданина.
Назначается пенсия муниципальным служащим при выполнении определенных условий. Во-первых, стаж муниципальной службы человека должен составить минимум 15 лет. Во-вторых, при увольнении сотрудника должно быть соблюдено одно из следующих требований:
Для замещавших должности в муниципалитете работников действует правило – они могут подавать бумаги на оформление данного вида пособия, имея перед замещением годовой стаж муниципальной службы на регулярной основе. Отработав в указанной сфере деятельности свыше пятнадцати лет, гражданину положена надбавка к пенсии – она равна трем процентам. Но при этом размер указанной выплаты не должен быть выше 75 процентов от уровня средней заработной платы, получаемой данным гражданином за все время пройденной службы. Даже учитывая все перечисленные моменты, в начислении выплат присутствует еще одна особенность – муниципальная пенсия, назначенная за выслугу лет, ни при каких обстоятельствах не должна быть ниже прожиточного минимума в стране.
Основные условия, на которых сегодня гражданину назначается муниципальная пенсия, определены соответствующим Федеральным законом. В нем перечислены все характеристики и особенности формирования пенсионного обеспечения различных категорий муниципальных служащих. Человек вправе претендовать на данную льготу за выслугу лет, если в его трудовой деятельности были соблюдены следующие условия:
В отдельных регионах Российской Федерации также введены и действуют дополнительные условия, на основании которых формируется пенсионное обеспечение муниципальных служащих. Данные основания не противоречат установленному законодательству, а лишь расширяют перечень граждан, имеющих право на льготы. В том числе, сюда входит и пенсионное обеспечение лиц, замещавших муниципальные должности во время службы в том или ином учреждении.
Отдельным интересующим вопросом остается размер самого пособия при выходе на заслуженный отдых с должности государственного служащего. Каков порядок исчисления общего стажа муниципальной службы и как он влияет на формирование пенсии на цифрах – это те вопросы, которые волнуют современных пенсионеров в первую очередь.
Если служащий соответствует основным критериям для начисления ему данного вида доплаты к пособию, законодательством установлен его размер в 45 процентов от общей средней заработной платы среднестатистического сотрудника данной области. Но за каждый год после отработанных пятнадцати лет человеку начисляется надбавка за службу в размере еще трех процентов от того же среднего заработка. Законом определена и верхняя граница пособия – до 75 процентов от установленного в стране финансового содержания муниципального работника.
Следует понимать, что начисление пенсионной выплаты привязывается не к установленному окладу, а к общему денежному довольствию. Оно же включает оклад, соответствующий должности и присваиваемому чину, поощрения и иные выплаты, а также надбавки за вредные или сложные условия службы.
Лицам, получившим во время службы инвалидность, также положены выплаты при выходе на заслуженный отдых:
Общую формулу пенсии по выслуге лет в муниципальных учреждениях можно представить в следующем виде:
П = Зср х ОК х Пр
Под П понимается сам размер назначаемой пенсии, Зср означает среднемесячную зарплату, ОК подразумевает определенный ограничительный коэффициент, а Пр – это проценты, зависящие от стажа работника.
Данная информация не может точно прояснить момент, как рассчитать пенсию за выслугу лет – пример покажет это более ясно. Для расчета можно взять характеристики муниципального служащего Иванова И.И., вышедшего на заслуженный отдых в соответствии с возрастом, но при этом отработавшим в должности 25 лет. Информация по числам:
Итак, по закону максимальный размер муниципальной пенсии ограничивается 2,8 размерами от оклада. В данном случае, ограничение составляет 7000 х 2,8 = 19600 рублей. При стаже в 15 лет размер выплаты должен составлять 45 процентов от среднемесячного заработка, за каждый последующий год выслуги выплата увеличивается на 3 процента. Потолком является 75 процентов от того же среднего заработка. Определить пенсионный коэффициент несложно – за отслуженные 15 лет положено 45 процентов, за 10 лет свыше – еще 30 процентов. В результате, мы получаем 45 + 30 = 75.
Размер самой пенсии за выслугу лет будет П = 12500 х 75% = 9375 рублей. Учитывая то, что данный вид начисления является дополнительной выплатой к трудовой, то оно имеет ограничения – в сумме две пенсии не должны превышать 75 процентов от среднемесячного заработка работника муниципалитета. Определить этот максимум можно следующим образом: 19600 х 75% = 14700 рублей. Высчитанный ранее размер пенсии в 9375 рублей не превышает установленный максимум. Далее высчитывается доплата, положенная муниципальному служащему: 9375 – 8000 = 1375 рублей. Полученный остаток и является доплатой, полагаемой пенсионеру за выслугу лет.
Если коэффициент возрастет – размер муниципальной пенсии также увеличится. При индексации трудовой пенсии возможны изменения – при увеличении пособия по старости доплата может быть уменьшена. В случае, если размер трудовой пенсии превышает муниципальную, гражданину выплачивается лишь трудовая.
В последние годы порядок начисления пенсии претерпел существенные изменения. Вместе с повышением возраста для ухода на заслуженный отдых изменились и правила формирования доплат за муниципальную выслугу лет. Так, отныне для получения подобных выплат у государственных служащих выход на пенсию должен осуществляться с 65 лет, независимо от пола. Кроме увеличения пенсионного возраста, повысились и требования к стажу – теперь для назначения данного вида доплаты нужно отработать 20 лет, а не 15.
Имея минимальный стаж труда в муниципалитете и выйдя на трудовую пенсию, человек вправе обратиться за положенной ему доплатой. Для этого в кадровый отдел учреждения, где работник проходил службу до увольнения, ему требуется подать документы:
Подготавливая документы и их копии, позаботьтесь о проставлении даты удостоверения. Все копированные страницы должны быть удостоверены и прошиты, на последней – поставлена печать. После рассмотрения заявления специальной комиссией Пенсионного Фонда принимается индивидуальное решение в отношении данного заявителя. Если заключение принято в пользу обратившегося, назначенная выплата будет осуществляться со дня обращения служащего.
С января 2017 г. вступили в действия многочисленные изменения пенсионного законодательства. Коснулись они и обычных граждан, и чиновников. Хотя с момента введения изменений прошло более полугода, по поводу них все еще ведутся оживленные дискуссии. Особое внимание граждане уделяют положениям о муниципальной пенсии. Рассмотрим далее особенности нового порядка.
В ходе дискуссий часто муниципальных служащих относят к категории госслужащих. Это неверно, поскольку законодательство четко разграничивает эти группы.
В административном плане правовое положение государственных и местных чиновников существенно различается. Первые относятся к исполнительным, судебным и законодательным структурам федерального уровня. Основным предназначением муниципального чиновника является служба в местных органах власти. Они заняты решением повседневных вопросов, организацией обеспечения жизнедеятельности муниципалитета. Кроме того, они реализуют распоряжения государственной власти.
В рамках трудового права статус местного чиновника предполагает:
В региональных нормативных актах устанавливаются перечни должностей, классификации и штатные расписания. При этом предусмотрен следующий порядок формирования реестров:
Не относятся к муниципальным служащим лица, отвечающие за техническое обеспечение территориальных органов власти.
Правила приема на работу, квалификационные требования, ограничения, и пенсии за выслугу лет у муниципальных служащих и государственных чиновников практически одинаковые. Однако, согласно законодательству, пенсионное обеспечение первых не может быть выше, чем суммы, предусмотренные для вторых.
На муниципальных служащих распространяются положения нескольких нормативных актов:
Кроме того, вопросы пенсионного обеспечения местных чиновников регулируются постановлениями Минтруда и приказами Минздравсоцразвития.
В связи с тем, что финансирование муниципальных пенсий осуществляется из местного бюджета, на местах принимаются отдельные нормативные акты, уточняющие общий порядок. В ФЗ № 166 предусмотрено несколько видов обеспечения. Среди них муниципальные пенсии:
Первая формируется при наличии стажа, соответствующего установленным в законе нормам. Муниципальная пенсия по старости начисляется после достижения общего пенсионного возраста.
В 19-й статье ФЗ № 400 предусмотрена возможность одновременного назначения двух выплат. Допускается начисление муниципальным за выслугу лет и части страхового обеспечения.
До начала 2017 г. страховая часть муниципальной пенсии рассчитывалась по правилам, действовавшим для всех граждан страны. Чтобы получить выплату, нужно было отработать женщинам до 55, а мужчинам - до 60 лет. С января 2017 г. эти показатели будут увеличиваться.
При этом суть обеспечения не изменилась. Чиновник, достигнув установленного возраста, может подать заявление о начислении ему муниципальной пенсии за выслугу и по старости либо по одному из указанных оснований по собственному усмотрению.
Чиновники местных органов раньше могли не спешить с заявлением на выплату муниципальной пенсии. В 2016 г. 60-летнего служащего, по общим правилам, провожали на заслуженный отдых. Однако у него была возможность продолжить трудовую деятельность до 65 лет.
С заявлением о начислении пенсии муниципальный служащий может обратиться в любое удобное время. Законодательство не содержит никаких ограничений по этому поводу.
Как и любой другой гражданин, местный чиновник вправе обратиться в ПФР с заявлением о назначении ему пенсии по инвалидности. При этом законодательство допускает возможность продолжения лицом его трудовой деятельности. Безусловно, реализуется это право только в том случае, если состояние здоровья служащего позволяет продолжить работу.
Стоит отметить, при утрате трудоспособности лицо может выбрать только один из способов обеспечения: выплаты за выслугу или по инвалидности.
Этот вид обеспечения считается на сегодняшний день основным. Право получить такую пенсию муниципальные служащие приобретают при наличии одновременно нескольких условий:
В законе установлено несколько оснований для прекращения трудовых правоотношений с чиновником:
Увольнение допускается не ранее чем через год после принятия на службу.
Размер муниципальной пенсии определяется в соответствии с заработком, который чиновник получал в течение предшествовавших увольнению 12 месяцев. Общая величина выплаты должна составить не менее 45 % от среднегодовой з/п. При расчете не учитываются пенсия по инвалидности и старости и базовая часть страхового обеспечения.
В отдельных регионах могут устанавливаться другие показатели. При этом они не должны быть меньше тех, которые предусмотрены федеральным законодательством. К примеру, в муниципалитетах столичного региона расчет осуществляется по 55 % коэффициенту. Однако это, скорее, можно считать исключением, чем правилом.
За каждый дополнительный год службы сверх установленной 15-летней нормы предусмотрена доплата. К муниципальной пенсии прибавляется еще по 3 %.
Максимальная общая величина обеспечения с учетом страховой части и суммы за выслугу не должна быть больше 75 % от среднегодового заработка.
Муниципальным служащим при выходе на пенсию выплачивается единовременное пособие. Его размер будет зависеть от величины оклада чиновника, стажа и климатических условий. К примеру, служащим, работавшим на Крайнем Севере и регионах, к нему приравненных, предусмотрены повышающие коэффициенты.
Кроме того, как и пенсии других граждан, обеспечение лиц, являвшихся муниципальными служащими, ежегодно индексируется. Увеличение размера выплаты осуществляется первого февраля на показатель фактической инфляции за прошлый год.
Повышение пенсии может быть также связано с увеличением стоимости индивидуального коэффициента. Перерасчет, в соответствии с законодательством, осуществляется 1 апреля ежегодно. На 2017 г. составляет 78,58 руб.
Как говорилось в начале статьи, с 2017 г. введены изменения пенсионного законодательства. В первую очередь они коснулись пенсионного возраста. Его предполагается повысить. Сначала изменения будут распространяться только на служащих (государственных и муниципальных). Впоследствии предполагается повысить пенсионный возраст и для остальных граждан.
Эти нововведения вызвали широкий резонанс в обществе. Учитывая недовольство населения, правительство решило реализовывать меры постепенно.
По новым правилам, для выхода на пенсию необходимо достичь женщинам 63 лет, мужчинам - 65. С учетом решения о постепенном увеличении возраста, в 2017 г. возраст будет повышен до 55,5 и 60,5 лет для женщин и мужчин соответственно.
Максимальный возраст пребывания на службе остался прежним - 65 лет. Этот показатель одинаков и для мужчин, и для женщин.
Еще одно нововведение связано с изменением срока действия контрактов чиновников. Все договора, заключенные на конкретный период, с 1 января 2017 г. признаются бессрочными.
Согласно изменениям законодательства, к 2026 году продолжительность выслуги должна составить 20 лет. Повышение длительности стажа также будет осуществляться постепенно.
В 2017 г. для выхода чиновника на пенсию ему нужно отслужить в местных органах не меньше 15,5 лет.
Стоит сказать, что нововведения коснутся не всех муниципальных служащих. В 2017 г. оформить пенсию по действовавшим ранее правилам могут граждане:
Для назначения пенсии гражданину следует обратиться в кадровую службу органа, в котором он осуществлял трудовую деятельность. Написать заявление при том он вправе в любой момент.
Для получения страховой пенсии следует обращаться в территориальный отдел ПФР. Пакет документов при этом включает в себя:
Принятие решения о начислении выплаты осуществляется в десятидневный срок.
Выплата муниципальной пенсии осуществляется одним из следующих способов:
Оно осуществляется по следующим правилам:
Величина обеспечения определяется по формуле:
Доплата за стаж рассчитывается следующим образом:
В приведенных уравнениях:
Величина расчетных единиц и коэффициентов в разных регионах может различаться. Так, в Санкт-Петербурге С1 для граждан, уволенных до 01.01.2017 г., составляет 100 %. Для субъектов, вышедших на пенсию после указанной даты, коэффициент устанавливается в соответствии с Приложением 2 Закона СПб, регламентирующего пенсионное обеспечение служащих муниципальных органов. Исключение составляют лица, которые на 31.12.2016 г. достигли возраста, установленного федеральным законодательством для назначения страховой пенсии. Для этих граждан С1 равен 100 %.
Расчетная единица составляет:
В законодательстве установлены следующие случаи прекращения отчисления пенсий:
В первом случае выплаты прекращаются с даты смерти гражданина или со дня вступления судебного постановления, согласно которому гражданин признается умершим или отсутствующим, в силу.
Последнее основание имеет место, если гражданин при обращении в уполномоченный орган за назначением пенсии предоставил недостоверные сведения, а впоследствии были получены документы, опровергающие их.
В начале любых преобразований всегда возникает вопрос об их целесообразности. Если говорить об изменении пенсионного законодательства, то ключевая цель проведенной реформы состоит в стремлении правительства сэкономить бюджетные средства. В настоящее время существует дефицит средств, восполнение которого происходит довольно медленно.
Как отмечают аналитики, за первый год действия нововведений государство сможет сохранить порядка 600 млрд рублей. Впоследствии эта цифра может только увеличиться.
От 27.05.2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» государственные служащие делятся на:
Сами должности гражданской службы определены указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574, а их пенсионное обеспечение - законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» .
Для государственных служащих, согласно статье 7 Федерального закона №166-ФЗ от 15.12.2001 г. предусмотрены пенсионные выплаты как за выслугу лет , так и страховая пенсия (в соответствии с законом N 400-ФЗ от 28.12.2013 г.), если выполняются условия для ее начисления.
Пенсия за выслугу лет назначается только одновременно со страховой пенсии по возрасту (или в связи с инвалидностью).
Для того чтобы была назначена пенсия за выслугу лет, должно соблюдаться несколько условий:
Возможно получение пенсии раньше наступления пенсионного возраста, в этом случае стаж государственной службы должен быть не менее 25 лет и непрерывный стаж работы на государственной службе должен составлять не менее 7 лет . Так же при ликвидации государственной организации или сокращения в штате организации возможно получение пенсии без выполнения условия по отработке 12 месяцев.
При наличии трудового стажа на государственной службе не менее 15 лет работник может рассчитывать на пенсионную выплату в размере 45% от среднемесячного заработка за вычетом страховой пенсии.
За каждый год трудового стажа свыше 15 лет, выплата увеличивается на 3%, но суммарно общая выплата не может превышать 75% от среднего заработка служащего.
Право на долю страховой (трудовой) пенсии имеют федеральные государственные гражданские служащие соответственно статье 19 закона «О страховых пенсиях» при сроке страхового стажа 15 лет, в которые включается срок государственной службы, при наличии необходимого количества баллов и достижении пенсионного возраста .
В страховой стаж включаются следующие периоды:
Страховое пенсионное обеспечение рассчитывается исходя из накопленной величины пенсионных баллов, умноженной на их стоимость в году назначения (с 1.01.2018 года 81,49 рублей). Для госслужащих такая пенсия выплачивается без учета фиксированной выплаты .
Если гражданин продолжает трудовую деятельность после выхода на пенсию , за которую и дальше будут уплачиваться взносы в ПФР , то его пенсионное обеспечение будет подлежать перерасчету . Таким образом, перерасчету подлежит доля страховой пенсии по старости по данным индивидуального учета при увеличении суммы коэффициентов, которая зависит от размера страховых взносов, не учтенных при начислении страховой пенсии при ее назначении. Перерасчет происходит ежегодно с 1 августа без подачи заявления пенсионером.
11 мая 2016 года был принят, предложенный единоросом Валерием Трапезниковым, закон, на основании которого будет произведено постепенное увеличение пенсионного возраста госслужащих для женщин до 63 лет, и до 65 для мужчин.
Действие закона от 23.05.2016 года №143-ФЗ вступает в силу с 1 января 2017 года и будет предполагать увеличение пенсионного возраста на шесть месяцев ежегодно , пока не достигнет установленного уровня. Для мужчин это произойдет к 2026 году, а женщин к 2032.
Так же изменился срок выслуги для получения пенсии: если ранее он составлял 15 лет, то теперь госслужащим необходимо будет отработать 20 лет . Минимальный стаж по выслуге лет, как и пенсионный возраст, так же будет повышаться постепенно и достигнет окончательного повышения к 2026 году.
Данный закон увеличивает и срок исполнения обязанностей для депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации для начисления надбавки по выслуге лет, теперь он составит 5 лет вместо ранее установленного года.
Расчет величины государственной пенсионной выплаты за выслугу лет для федеральных государственных служащих зависит от среднемесячной заработной платы стажа и величины начисленной пенсии по старости (инвалидности), и рассчитывается по формуле:
П = (45% СЗ - СП) + 3%СЗ × Ст,
При расчете не учитываются суммы повышений фиксированных выплат к страховой пенсии и размер доли страховой пенсии.
Так же закон устанавливает ограничения по размеру максимальной выплаты пенсии. Так сумма пенсии за выслугу и страховая пенсия не может превышать 75% среднемесячной зарплаты федерального государственного гражданского служащего.
Размер пенсии за выслугу лет зависит от среднемесячного заработка за последний год (12 месяцев) службы, предшествующих выходу на пенсию. Для определения суммы этого заработка учитываются следующие выплаты гражданским служащим:
При расчете среднемесячного заработка из расчета исключаются периоды (начисленные суммы пособий за это время не учитываются):
Размер среднемесячного заработка вычисляется делением общей суммы выплат на 12. Если в расчетном периоде зафиксированы отпуска или больничные, то общая сумма заработка делится на количество фактически отработанных дней и умножается на 21 (среднее число рабочих дней в году).
Размер среднего заработка не может превышать 2,8 должностного оклада или 0,8 денежного вознаграждения, установленного служащему в расчетном периоде.
Ежегодна пенсия за выслугу лет может подлежать увеличению путем индексации. В соответствии с Постановлением от 31 мая 2005 года N 346 , она проводится:
Повышение размера выплат также происходит в следующих случаях:
Индексация трудовых пенсии по старости производится ежегодно 1 февраля на уровень инфляции прошлого года. Однако такое положение законодательства было приостановлено до 2017 года и в текущем 2016 году величина повышения составила всего 4%. После такой низкой индексации правительство приняло решение выплатить дополнительно по 5000 рублей всем пенсионерам в качестве компенсации (1 января 2017 года).
Помимо индексации пенсионного обеспечения, согласно статье 14 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», предусмотрено увеличение размера выплат в следующих случаях:
Гражданин имеет право подать заявление о назначении пенсионного обеспечения после возникновения на него права на имя председателя Правления ПФР , в любой момент без ограничения во времени. Заявление необходимо подать в Пенсионный фонд или Многофункциональный центр как самостоятельно, так и через законного представителя, либо по почте. При отправке заявления через почтовое отделение днем обращения будет считаться дата, указанная на штампе с места отправления.
Рассмотрение заявление происходит в течение 10 дней со дня подачи заявления или предоставления недостающих документов.
К заявлению необходимо приложить следующие документы :
Выплата пенсии по государственному обеспечению устанавливают с 1 числа месяца , в котором гражданин обратился за ней, но не раньше для возникновения права на нее.
Перечисление пособия происходит ежемесячно через организацию, выбранную госслужащим. В качестве получателя гражданин так же может использовать доверенное лицо, в этом случае для получения пособия необходимо оформить доверенность .
Возможные способы доставки пенсионного пособия:
Для утверждения способа доставки необходимо предоставить заявление в ПФР, в котором оформлялось пенсионное пособие.
Пенсионные выплаты по выслуге лет могут приостановиться в следующих случаях:
Выплата страховой пенсии не прекращается в период осуществления работы.
Чем отличается пенсия муниципальным служащим от обычной? Как рассчитывается её размер? Кто и на каких условиях может получать? Такие или подобные вопросы интересуют как граждан, которые состоят на службе в местных органах самоуправления, так и обычных людей, работающих в других сферах. В статье будут рассмотрены данные вопросы в свете последних изменений в законодательстве.
Госслужащие и работники муниципалитетов принадлежат разным структурам и имеют несколько отличающиеся функции, вместе с тем всё сказанное в статье о критериях формирования пенсии в равной степени относится к обеим категориям.
Муниципальными служащими являются люди, трудовая деятельность которых соответствует критериям:
Исключением являются сотрудники, которые работают в вышеперечисленных органах в штате служб материально-технического обеспечения (электрики, завхозы и др.).
Согласно Федеральному Закону №143, с 01.01.2017 были изменены условия и критерии выхода на заслуженный отдых чиновников федерального и местного уровней.
Муниципальные служащие, выход которых на пенсию ещё не состоялся, в текущем и последующие годы попадают под действие данного закона.
Введены следующие изменения:
Однако это не произойдёт одномоментно – введено поэтапное увеличение возраста для возможности получения «государственного» пособия. Каждый год будет прибавляться по 6 месяцев. То есть если в 2017 г. возраст выхода на пенсию составлял 60 ½ и 55 ½ соответственно, то в 2018 году – 61 и 56. Завершится рост этих цифр в 2027 г. для мужчин, в 2032 г. для женщин.
Все произошедшие перемены направлены на повышение качества работы чиновников, что обусловлено продлением срока службы сотрудников с большим стажем и передачей ими своего уникального опыта молодым кадрам. Также предполагается, что благодаря этим мероприятиям будет сэкономлен бюджет, что позволит повысить размеры пенсий по старости остальным гражданам.
Вышеперечисленные изменения комплексно представлены в Таблице 1.
Таблица 1. Назначение выплат муниципальным служащим в 2018 г. в связи с выходом на заслуженный отдых
Формирование размеров выплат по выходу на заслуженный отдых чиновников местного и федерального уровней происходит по другой схеме, нежели обычным гражданам.
Возможны следующие их виды:
Основная часть – это выплаты за выслугу лет, которые могут быть применены только в случае наличия стажа в структуре муниципальных органов не менее установленного минимума (в 2018 г. 16 лет, в 2026 г. – 20 лет). Размер их составляет 45% от среднемесячной зарплаты работника. Изменения, установленные законодательством, не коснулись расчёта данных сумм, и в дальнейшем они останутся прежними. Однако, в разных регионах местные органы власти могут утвердить более высокий процент.
При назначении пенсии чиновник может выбрать более выгодный вариант. Вместе с тем, если у него был стаж, не связанный с этой структурой, будет назначена надбавка в виде страховой части по старости. Общая сумма не должна превышать 75% от среднемесячной ЗП.
Не могут быть назначены одновременно основная часть и выплаты по инвалидности.
Может быть назначена доплата к пенсии муниципальным служащим за:
Процент надбавок по последнему пункту остался прежним – сумма будет увеличиваться на 3% от среднемесячной ЗП за данный период (максимальное значение не более 75%) (см. Табл. 1).
Изменён список причин, по которым может уволиться чиновник с правом назначения ему «государственного» пособия за выслугу лет:
Льготы: