План конспект урока история возникновения кукол. Конспект занятия кружка в начальной школе. Кукла - Берегиня. Возникновение народной тряпичной куклы

20.10.2019

Тема: «Обереговая кукла «Колокольчик»»

Методическая разработка занятия по ФГОС по изготовлению куклы-оберега «Кукла-колокольчик». Конспект адресован для воспитателей школ, классных руководителей, педагогов дополнительного образования.

Тема занятия: « Обереговая кукла «Колокольчик»».

Концепция занятия:

Формирование УУД на занятиях внеурочной деятельности:

Умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения возникшей проблемы;

Умения ставить цели, планировать, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Умения быть готовым конструировать и осуществлять замысел, обеспечивая успешность.

Цель занятия:

Формирование метапредметных результатов на занятиях внеурочной деятельности через развитие нравственно-эстетических ценностей, приобщение к миру русской культуры, к творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни.

Задачи: способствовать -

✓ воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и развитие национальных традиций;

✓ бережному отношению к творчеству народных мастеров и духовной культуры русского народа;

✓ расширению знаний о видах декоративно-прикладного творчества, по истории народной художественной культуры;

✓ развитию эстетического и художественного вкуса;

✓ развитию индивидуальных задатков и творческих способностей.

Планируемые результаты

Личностными результатами является формирование следующих умений:

Объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий народного творчества, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

Самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека.

Метапредметными результатами занятия является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно;

Учиться совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

Учиться планировать практическую деятельность на занятии;

С помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

Работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты),

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом;

Познавательные УУД

Умение выбирать эффективные способы изготовления изделия;

Развивать творческие способности при работе;

Коммуникативные УУД

Умение выражать свои мысли;

Слушать и понимать речь других;

Вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно - творческой деятельности.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Тип занятия: комбинированный.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - демонстрация образцов кукол и приемов работы, просмотр презентации; практические; репродуктивный, игровой.

Оборудование и материалы:

1. Три лоскутка разноцветной ткани круглой формы диаметром 25 см, 21 см, 18 см.

2. Лоскуток белой ткани размером 28 на 18 см для головы и рук.

3. Лоскуток треугольной формы для платка.

4. Кусочек ваты или другой наполнитель.

6. Ножницы.

7. Тесьма для украшения (по желанию).

8. Мультимедиа.

9. Презентация кукол.

10. Иллюстрации народных кукол.

11. Сундучок с обереговыми куклами.

Вступительное слово педагога:

На Руси существовало поверье: «Чем дольше женщина играет в куклы, тем счастливее и моложе она будет».

Кукла имеет многовековую историю. Появившись в далеком прошлом, тряпичная кукла сохранила отголоски древнейших представлений и верований. В ней отразились народные представления о мире, добре, красоте. Тряпичная они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь большому урожаю. Так и появились первые куколки-обереги. Кукла была бережнёй, берегиней, хранительницей доброго духа. Бергиня - от слова «беречь», «оберег». Человек брал такую куклу-берегиню, три раза оборачивался против часовой стрелки и приговаривал: «Отвернись злом, повернись добром».

Малышей с пяти лет учили самих делать таких кукол, передавая им опыт и представления о жизни предков. В наряде куклы всегда должен был присутствовать красный цвет - цвет солнца, тепла, здоровья и радости. Еще древние считали, что красный цвет обладает охранительным действием, оберегает от сглаза и травм.

Изготовить простейшую куклу-берегиню «Колокольчик», не сложно, потребуются лишь лоскутки-остатки тканей, вата и нитки. Берегиня «Колокольчик» оберегает дом от дурных вестей, помогает поддерживать хорошее настроение.

Согласно народным традициям, по изготовлению любой обереговой куклы нельзя пользоваться ножницами и иглой. Также нельзя было рисовать кукле лицо (наши предки верили, что через глаза в куклу может вселиться злой дух).

Ход работы: пошаговый процесс изготовления куклы

1) Сейчас мы с вами изготовим голову куклы. Для этого возьмите вату и скатайте из неё шарик. Положите шарик на середину большого лоскутка круглой формы.

2) Набивку обтягиваем центром лоскутка и туго перевязываем ниткой.

3) В середину лоскутка поменьше кладем то, что получилось и опять обтягиваем и перевязываем ниткой.

4) Также поступаем и с третьим лоскутком ткани.

5) У нас получилась юбка из трёх слоёв ткани и голова. Теперь берем белый лоскуток прямоугольной формы. В середину его кладем то, что получилось ранее. Обтягиваем белой тканью голову куклы и туго перевязываем.

6) Теперь делаем руки. Для этого свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук. Немного ткани подворачиваем внутрь рукава. С краю отмеряем размеры ладошки и манжеты рукава и перетягиваем ниткой.

7) На голову кукле повязываем платок.

8) Всё, кукла готова. Можно оформить рукава, пояс декоративной тесьмой.

Куклу-берегиню нужно создавать с добрыми мыслями и любовью.

А теперь давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.

Вот все куколки подружки.

Не похожи друг на дружку.

В сарафанах распрекрасных

Эти куклы наши!

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, «Просвещение» 2011

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков. В. Ю. Тишков, «Просвещение» 2011.

3. Д. В. Григорьева, П. В. Степанов, «Внеурочная деятельность школьников», «Просвещение»2011.

4. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением.М.,1989.

5. Дайн Г. Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. - М: Культура и традиции, 2007;

6. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - СПб: Паритет, 2006;

7. Федотов Г. Я. Дарите людям красоту: Из практики народных художественных ремесел, - М.; Просвещение.2006;

Куклы-закрутки

Закрутка — это то же самое, что и столбушка. В основе куклы плотно закрученный лоскут ткани или берестяная трубочка.

Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. Как и многих других куколок.

Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже.

Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц.

Для изготовления туловища куклы берем небольшую плотную ткань размером примерно 20х20 см. Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, делаем плотную скрутку-рулик. Это будет тулово нашей куклы. Там, где край ткани подогнут, будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.

Теперь примерно на уровне шеи и пояса перевязываем нашу скрутку ниткой или веревочкой.

Далее делаем голову и руки. Берем такой же квадратик ткани, желательно белой, чтобы наша красавица была белолицей. Накрываем скрутку по центру белой тканью и формируем голову. Внутрь можно положить вату или маленький кусочек ткани, чтобы голова получилась круглой, и завязываем ниткой на уровне шеи. Теперь нужно расправить ткань, определить, где будет перед куклы, и убрать лишние складочки назад, округлив голову.

Сейчас делаем руки. Противоположные, свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук и лишнюю ткань сворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину. С края отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой. Вот и руки готовы.

Оставшиеся уголки ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе. В зависимости от натяжения ткани, определяем направление рук. Они могут быть и широко раскинуты, и слегка опущены.

Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были безликими. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства. Пусть у нашей куклы всегда будет светлое лицо!

Основа нашей куклы готова. Теперь самая интересная и творческая работа: мы будем свою куклу рядить. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. В доме часто остается много лоскутков и обрезков от тканей, которые можно использовать для костюма нашей куклы. Это может быть и широкая юбка-солнце, и цветной сарафан, и душегрея, и понева.

Волосы и косы можно сделать из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, отмерив нужную длину и количество нитей. Закрепить их на голове можно с помощью ленты или платка. Остальные детали одежды и украшения куклы — дело вкуса хозяйки!

Последовательность выполнения работы:

Заготовить 4 квадрата размером 16*16 см:
1 из однотонной ткани,
3 штуки из разноцветной ткани,
1 деталь треугольной формы с размером катета 13 см (косынка).
Кусочки ватина или синтепона.

Взять квадрат из однотонной ткани положить в центр детали синтепон и сделав шарик закрутить нитками. Из противоположных углов квадрата оформить ручки.

Сделать два шарика из разноцветной тканиэто грудь куклы.

Приложить грудь к заготовленной детали и скрутить нитками.

Оставшуюся деталь сложить в виде треугольника или квадрата и, приложив к спинке куклы закрутить нитками.

Переходим к украшению куклы: на голову повязать косынку, на талию завязать передник (можно использовать тесьму, атласную ленту, кружево бисер, бусинки).

Кукла готова!

Столбушка

Береза — одно из наиболее почитаемых на Руси деревьев. В традиционных свадебных обрядовых песнях девушка-невеста выводится в образе белой березоньки. В России березой символизируется только женское начало. В Центральной России у девушек существовала традиция 14 февраля (1 февраля по старому стилю) «загадывать на жениха» с помощью берестяной куколки. На бересте писали заветное имя суженого.

Поэтому не случайно столь старательно и аккуратно во владимирских деревнях накручивали на берестяные трубочки скромные, но такие милые куколки Столбушки. По-видимому, это название присвоили кукле за схожесть ее основной детали со столбиком. Но, может быть, существуют и другие, более глубокие корни появления таких кукол.

Исследователи описывают много игр деревенской молодежи, которые называли Столбушками. В некоторых из них непременными атрибутами были вещи или поделки, сделанные девушками во время посиделок перед Рождеством. В основе Владимирской Столбушки — кусок бересты, в основе Курской и Архангелогородской — плотно скрученная столбиком грубая ткань.

Тряпичная кукла-закрутка

Простую тряпичную куклу-«закрутку» можно сделать с детьми, еще не владеющими навыками шитья. Для ее изготовления понадобятся только кусочки ткани и нитки.

Основание куклы — свернутый и скрученный трубочкой кусок любой ткани. Для устойчивости будущей фигурки можно сделать подгиб в нижней части свертка.

Накрыв заготовку сверху квадратом белой ткани, перевязываем ниткой по линии шеи и получаем голову. Чтобы она была покруглее, можно подложить под ткань немного ваты.

Ручки-рукава получатся, если перетянуть нитками противоположные углы квадрата ткани. При этом лучше вначале подогнуть наизнанку край угла ткани, а потом туго перевязать ниткой — получится кисть руки или манжета пышного рукава. Рукам можно придать любое направление.

Оставшиеся два угла квадрата ткани надо расправить и подвязать ниткой на талии. Получится кофточка.

Волосы и косу можно сделать из ниток или эластичного материала (трикотажа). Для этого необходимо обернуть полоской трикотажа кукольную головку, затем свисающие концы разрезать на три ленты и заплести в косу. Прическу на голове можно закрепить ленточкой-повязкой.

Нарядить куклу можно по-разному — в в юбочку или сарафан. Сделать юбку можно, не используя швейную иглу. Для этого надо вырезать ткань в виде круга с отверстием посередине — получится юбка-солнце. Юбку также можно сделать запашной, заложив в складочки полоску ткани и затянув ниткой на талии. В обоих случаях верх юбки надо покрыть широким поясом (тесьма, лента и пр.).

Дополнить костюм могут передник, платок, бусы — все, что подскажет ваша фантазия. Подобную куклу можно одеть в народный костюм своей местности — это особенно интересно!

Принципы изготовления народной игрушки — лоскутной куклы:

Использовать простейшие конструкции кукол.
Употреблять в дело любой имеющийся под рукой лоскут.
Строго следить за правилами экономии материала.
В работе применять прямые и косые кусочки ткани, извлекая красоту из обычных, казалось бы, бросовых обрезков, кромок, обшивок материи.

Начинали делать куклу с того, что свертывали в трубочку-«скалку» лоскут льняной ткани. Это основа куклы. Куском белой ткани обтягивали лицо, перевязывали ниткой - и кукла готова. А потом ей пришивали косу из ниток или льняной кудели, а иногда даже из настоящих человеческих волос. Некоторые из вас, наверное, замечали, как ваша бабушка, причесавшись, не выбрасывает с расчески волосы, а складывает в пакет или мешочек; это отголосок древнего обычая - прятать волосы за зеркальцем или в укромном месте кукле на «косу». Итак, кукла наша с косой. Теперь ее можно наряжать. Из самых красивых и ярких лоскутов ситца, яркого кумача, ткани-китайки шили настоящую одежду, походившую на одежду взрослых. И головной убор кукла носила такой, какой бытовал в этом регионе: кокошник, повойник, кику или повязанный по-особому платок, украшенный лентами, блестками, бусинами.

Если вы рассматривали в музее тряпичные куклы, вы наверняка задавали себе вопрос: «А почему у куклы нет лица?» Безликой (то есть без лика, без лица) кукла долгое время оставалась потому, что люди боялись полностью уподобить ее человеку, поскольку считали, что кукла с «лицом» как бы обретала душу и могла навредить ребенку. Позже этот магический смысл забылся, и кукле стали рисовать или вышивать глаза, нос, рот.

Конечно, как бы ни хороша была тряпичная кукла, все же с настоящей куклой ее не сравнить. Какая девочка не смотрела завороженно у прилавка магазина на пластмассовую или резиновую (словно живую) красавицу куклу с мигающими глазками, чудесными локонами, одетую в пышный шелковый или кружевной наряд. Сейчас куклы «научились» ходить и говорить, их можно мыть, причесывать им волосы, одевать, раздевать, шить и вязать им одежду. Но любовь к лоскутной кукле в народе не прошла — их до сих пор с удовольствием делают многие мамочки, и дети с удовольствием ими играют, поскольку, в отличие от покупной, она одна-единственная и неповторимая на всём белом свете.

Кукла от тряпичной куклы-закрутки до современной претерпела немало превращений. Лицо и руки ей делали из дерева, лепили из бумажной массы - папье-маше, изготавливали из фарфора, глины, пластмассы, пока, наконец, не появилась мягкая, прочная резина. И все-таки доставьте себе маленькую радость, по пробуйте сделать для себя куклу-закрутку.

Досуг: «Из истории возникновения куклы»

Мастер класс: «Куклы-зерновки»

Провели: Шмакова Л. И.

Заволокина Н. Е.

План проведения мероприятия.

Дети входят в музей, осматриваются.

Воспитатель-экскурсовод начинает рассказ о куклах, плавно подводя детей к экспозиции «Куклы своими руками»

Во время экскурсии дети читают стихотворения, поют колыбельные песенки, рассказывают потешки.

Изготовление детьми кукол-зерновок.

Игры детей с куклами в игровой комнате.

Ребята, мы с вами пришли в какую-то загадочную комнату. Кто знает, как она называется? (Музей кукол). Правильно, это-музей кукол. Здесь живут куклы, приехавшие к нам из разных уголков нашей необъятной планеты. А вот ребята, наша любимая кукла, Даша. С ней мы встречаемся каждый день и с радостью играем. Давайте вспомним стихотворение о кукле.

Дети читают стихотворение «Кукла» Г. Бойко .

Этой куклы кто не знает?

Лучше куклы не найдешь.

Сразу глазки открывает,

Только на руки берешь.

И хоть слез у куклы нету, Я надену кукле бусы,

Плачет девочка моя: Платье новое сошью.

«Мама, мама! Где ты? Где ты?» Не вести же мне к бабусе

Ну, а мама-это я. В старом куколку мою.

Сейчас мы в магазине можем купить любую куклу, а вот давным-давно, когда люди жили еще в пещерах, у детишек вообще не было игрушек. Они играли камешками, веточками, травинками и другими природными вещами. Дети наблюдали за жизнью взрослых и пытались перенести все увиденное в игру. Мальчики делали орудия труда, а девочки, подражая мамам, качали на руках самодельных кукол.

Но все же первая кукла появилась не как игрушка, а как оберег. Люди веровали, что она убережет жилище от всего дурного. У кукол не было лица, а порой и рук, но люди очень ими дорожили. Мамы для своих дочек мастерили кукол буквально из всего: из кусочков меха, ткани, теста, из веточек, соломы, сена. Куклы, сделанные своими руками, немного волшебные и иногда могут исполнять ваши желания. В них люди вкладывали свою любовь, энергетику.

Девочки с радостью играли своими куклами, подражая мамам. Они кормили их, укладывали спать и пели песенки. ( Как называются такие песенки?) Правильно, они называются - колыбельные.

Дети рассказывают и поют колыбельные песни.

Колыбельная кукле. П. Образцова.

На постель - перинку,

Белую простынку постилаю я.

Спит уже Иринка – куколка моя.

Ты, сверчок, потише стрекочи в углу.

Тише, тише, тише, не скребитесь, мыши, в кухне на полу.

Куклу все тревожит,

Не мешайте спать,

Да и вам уж тоже, время отдыхать.

Колыбельные песенки.

Баю – баю – баиньки… Зайки травушку едят, 1.

В огороде заиньки. Соне спатеньки велят.

Люли – люли – люлиньки, Стали гули ворковать, 2.

Прилетели гуленьки. Стал Ванюша засыпать.

Ай, люли – люли – люли, Они сели на ворота, 3.

Прилетели журавли. А ворота скрип – скрип,

Журавли – то мохноноги, Не будите у нас Машу,

План – конспект урока технологии 6 класс
Тема: Народная тряпичная кукла. Кукла – оберег «Колокольчик»
Класс: шестой
Тип урока: освоения новых знаний.
Цель урока: Развитие художественной творческой активности обучающихся посредством
освоения технологии изготовления куклы Колокольчик.
Задачи:
­ познакомить с историей и изготовлением русской тряпичной куклы Колокольчик;
­ расширять знания о видах декоративно­прикладного творчества, по истории народной
художественной культуры;
­способствовать развитию эстетического и художественного вкуса,
­развитию индивидуальных и творческих способностей детей, посредством освоения технологии
изготовления куклы Колокольчик;
­способствовать воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение
народного творчества, сохранение, возрождение и уважение к традициям духовной культуры
русского народа;
Планируемые образовательные результаты:
­ учащиеся создадут куколку – оберег из ткани;
­ научатся планировать работу, совместно оценивать результат работы;
Формирование УУД:
Личностные
­ мотивация учебной деятельности (социальная, учебно­познавательная и внешняя).
­ умение понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
­ умение устанавливать связи между целью и результатом своей деятельности;
­ умение применять полученные знания и умения в практической деятельности
Метапредметные:
Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем (изготовить куколку­оберег из
ткани), используя технологическую карту в работе; выбирать действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач; в сотрудничестве с
учителем формулировать тему урока и цель своей деятельности;
Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие (предлагать помощь и
сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности).
Оборудование:
 ПК;

 мультимедийная презентация к уроку;
интерактивная доска;
Структура урока:
1. Организационный этап. Актуализация знаний.
2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Определение темы урока. Целеполагание.
3. Мотивация. Этап усвоения новых знаний и способов действий
4. Изучение нового материала
5. Физкультминутка.
6. Практическая работа
7. Этап закрепления знаний.
8. Этап рефлексии.
9. Этап подведения итогов урока.
Ход занятия.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята!хотелось бы урок начать со стихотворения Л. Рубальской
1.Организационный этап
Фея знала свое дело
И летая в небесах
Днем и ночью то и дело
Совершала чудеса.
Фея кукол создавала,
Мастерила, колдовала.
Все, чего она касалась
Оживало, просыпалось.
И в ее руках послушных
Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям Фея.
Потому что это­средство
Чтобы вечно помнить детство.
2. Актуализация знаний
(В руках учителя появляется народная кукла колокольчик)
Учитель: Девочки, что у меня в руках? (Ответы детей)
(Появляется современная кукла.) А сейчас?
Учитель: Что вы можете сказать об этих куклах?
Учитель. Вам интересно узнать, как появилась кукла?
Слайд 3. (Учебный видеоролик Кукла, кто она? Откуда родом? Время ­ 4:09 мин. Скачать
видеоролик можно здесь ­> http://www.youtube.com/watch?v=H2MaAXBBfAg)
Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Трудно сказать точно, но кукла
как детская игрушка появилась у славян около 1000 лет назад – это подтверждают раскопки под
Новгородом. В Британском музее хранится тряпичная кукла, которая принадлежит маленькому
римлянину, жившему за 3000 лет до нашей эры.
Кукла – знак человека, его игровой образ, символ, который фокусирует время, историю
культуры, страны и традиции своего народа, отражая их движение и развитие. Условная
человекоподобная фигурка когда­то выполняла магическую роль, служила оберегом; являлась
символом счастья, добра, благополучия и продолжения рода. Она участвовала в обрядах и
праздниках, в ритуальных событиях круга жизни, сопровождая рождение, свадьбу, уход к предкам.
Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут,
украшение – все эти её значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию – духовную
функцию общения. В русских семьях к куклам относились бережно, передавали их по наследству.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах,
запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в
приданое.
Тряпичные куклы, выполненные в народных традициях, это куклы, которых делали с
использованием старинных техник и технологий. С давних времён кукол делали из травы, веточек и
лоскутиков, и они символизировали то тайное, волшебное, что есть в человеческой душе.
Матерчатая кукла ­ простейшее изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в "скалку",
тщательно обтянутое льняной, белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков,
волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.
Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось
белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него
злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для нас.

Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору. «Белолика, грудаста, и коса
есть непременно, и упряжена хоть куда» ­ образный перепев, «потешный» эталон «Бабьей красы»,
близкий по сути своей фольклорному образу «девицы – красавицы». Так что литературный образ
становится почти иллюстративным:
Красна девица идёт,
Словно павушка плывёт,
На ней платье голубое,
Лента алая в косе.
Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами – великолепный образец
для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно – прикладному и
текстильному дизайну.
Учитель: Какую роль выполняет кукла в вашей жизни?
(Идёт диалог, сравнение современной куклы и народной)
В наш век куклы ­ это, чаще всего, детские игрушки.
С куклами играли все, как девочки, так и мальчики.
Считалось, чем дольше играет ребёнок в куклы, тем богаче будет его семья.
В кукле отразились народные представления о жизни предков, о мире, добре,
красоте.
Условная человекоподобная фигурка когда­то выполняла магическую роль, служила
оберегом для дома и семьи, являлась символом счастья, добра, благополучия и
продолжения рода, защитой от бед, несчастий, сглаза.
Учитель: В каждой семье находилось около 100 видов кукол – оберегов.
Учитель: Девочки, что значит слово ОБЕРЕГ?
Где мы можем найти значение этого слова?
(Выслушиваются ответы детей)
(На доске слова ОБЕРЕГ – ТАЛИСМАН)
Значение слова зачитывают дети.
(Приложение)
Дети: Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее, человека от
различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и
который носят на теле в качестве талисмана.
Учитель: В оберегах – целая философия, мудрость, веками накопленная нашим
народом.
Учитель: Куклу давали сыну, который отправлялся на службу в армию,
мужу - в дорогу, на войну.
Учитель: Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает ему о доме, очаге.
Учитель: Чем же являлась кукла для наших предков?
От чего мог защитить семью оберег?
Постепенно менялся взгляд человека на события, происходящие вокруг.
Менялись быт, утварь, жильё и другие аспекты жизни.
Но неизменённым осталось свойственное людям стремление уберечь свой дом и
свою семью от невзгод.
3. Мотивация учащихся. Целеполагание.
Учитель: Девочки, зачем мы говорим о куклах­оберегах,
Девочки, попробуйте сформулировать тему урока,

(Ученики высказывают свои предположения. Пытаются определить тему
урока.)
Учитель: Ваши предположения подтвердились,
тема занятия Народная тряпичная кукла. Кукла – оберег «Колокольчик»
иначе её называют кукла Добрых вестей.
Учитель. Какова цель урока? (Ответы учащихся)
Учитель: научиться изготавливать куклу «Колокольчик»
Учитель: Откройте тетради. Запишите дату ­ сегодня 21апреля и тему урока
Народная тряпичная кукла. Кукла – оберег «Колокольчик».
4. Изучение нового материала
Слайд 4. Виды традиционных тряпичных кукол по назначению:
Слайд 4. Игровые: Малышок – голышок, кукла с косой.
Слайд 5. Обрядовые: Масленица, Свадебная.
Слайд 6. Обереговые: Вепсская (Кормилка), Колокольчик.
Колокольчик
С давних времён люди умели защитить себя и свой дом от бед, несчастий сглаза.
Они умели делать обереги.
Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных
опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на
теле в качестве талисмана.
Колокольчик – куколка добрых вестей. Её родина – Валдай. Оттуда и пошли
валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных
болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик
имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.
У куколки три юбки. У человека тоже три царства: медное, серебряное и
золотое. И счастье складывается тоже из трёх частей. Если телу хорошо, душе
радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка весёлая, задорная,
приносит в дом радость и веселье – оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик,
человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в
нём радостное и весёлое настроение.
5. Физминутка
(Любопытная Варвара):
Любопытная Варвара
(поднимают и опускают плечи)
Смотрит влево,
(Поворачивают корпус влево)
Смотрит вправо,
(Поворачивают корпус вправо)
Смотрит вверх,
(Поднимают голову вверх)
Смотрит вниз,
(Опускают голову вниз)
Чуть присела на карниз,
(Выполняют легкие полуприседания)
А с него свалилась вниз!
(Резко приседают)

6. Практическая работа
Цель этапа: изготовить куклу своими руками. Учиться работать с инструкционной
картой. Самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.
Текущий инструктаж:
Проверка организации рабочих мест учащихся; проверка соблюдения правил техники
безопасности при выполнении задания; инструктирование по выполнению задания в
соответствии с инструкционной картой; оказание помощи слабо подготовленным учащимся.
Раздать дидактический материал: инструкционные карты, лекала 3­х кругов (~ 25х25 см;
20х20 см; 15х15 см), прямоугольника (~20х7 см).
Технологическая карта изготовления куклы колокольчика.
1.
Слайд 7. Для изготовления куклы вам понадобится: лекало, кусочек ваты,
карандаш, ножницы, нитки, цветные лоскутики.
Слайд 8. Вырезать из разноцветных кусочков ткани три круга разных диаметров.
Слайд 9. В центр самого большого круга вложить вату или синтепон, привязать
Слайд 10. Получившийся свёрток обернуть лоскутком меньшего диаметра и также
2.
3.
4.
колокольчик, и туго обмотать ниточкой.
плотно перевязать ниточкой.
Слайд 11. Вырезать из белой ткани небольшой прямоугольник для лица и ручек.
Таким же образом обернуть куколку самым маленьким лоскутком.
5.
Туго перевязать шейку.
Края белого лоскута завернуть на 1 см внутрь и перетянуть ниточкой, как манжеты.
6.
Слайд 12. Вырезать и повязать нарядный платочек и куколка – Колокольчик
готова.
7. Закрепление знаний
Что вы сегодня узнали нового?
Какое предназначение имели куклы в жизни человека?
Почему обереговые куклы были безликими?
1.
2.
3.

Откуда родом и какую функцию выполняет кукла – оберег Колокольчик?
Девочки, давайте вернемся к теме и цели урока. Как вы думаете, цель урока
4.
5.
достигнута?
8. Рефлексия
Учитель: на столах лежат наборы бусин, украсьте свою куклу зелеными
бусинкой, если у вас все получилось, желтой – вы испытывали небольшие
трудности, красной – урок не понравился.
Выставление оценок
Домашнее задание: Пофантазируйте и напишите рассказ «Жизнь оберега»
Любого, какой вам больше нравится, и на следующем уроке мы вас
послушаем.
Учитель: девочки, спасибо за урок, вы прекрасные мастерицы.
Используемые ресурсы:
пособие) 2011г. – 176с.
1.
2.
Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла (учебное методическое
http://clubs.ya.ru/4611686018427417901/replies.xml?item_no=17 История
тряпичной куклы
3.
Видеоролик (слайд – шоу) «Кукла, кто она? Откуда родом?» автор:
Ишина Н.Н. http://www.youtube.com/watch?v=H2MaAXBBfAg
4.
Школа физминуток. /Авт.­сост. В.И. Ковалько. – 2­е изд., перераб. –
М.:ВАКО, 2013. – 234 с. – (Мастерская учителя)

(В старшей группе)

Цель: приобщение детей к русской народной культуре.

Задачи:

Обобщить представление детей о русской народной кукле, о декоративно-прикладном искусстве России.

Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание. Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Воспитывать нравственно- эмоциональные качества (воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности).

Развивать физические навыки, остроту зрения, мускулатуру кисти руки, координацию рук под контролем глаз.

Продолжать формировать умение работать малыми группами (элемент кооперации).

Ожидаемые результаты:

Усвоение знаний о традициях русского народа;

Умение различать обрядовых кукол от игровых и кукол – оберегов;

Умение изготавливать тряпичных кукол из подручного материала.

Оборудование и методическое оснащение:

Презентация на тему «Народная кукла»;

Выставка «Тряпичная кукла»;

Инструменты и материалы для практической работы (ткани, нитки, шерстяная пряжа и пр.);

Запись с русской народной музыкой;

Образец куклы (изготовленной педагогом ранее).

План занятия:

  1. Организационный момент;
  2. Сообщение темы, целей урока. Актуализация знаний;
  3. Новый материал;
  4. Физ. минутка;
  5. Практическая работа;
  6. Закрепление изученного материала;
  7. Анализ и оценка работ, итог урока.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети рассаживаются на ковре полукругом возле воспитателя.

Приветствие:

Добрый день и добрый час,

Я очень рада видеть вас!

Здравствуйте, ребята.

2. Сообщение темы, целей урока. Актуализация знаний.

Отгадайте загадку:

Расскажу ей сказку -

Она закроет глазки,

Поиграем - будем спать,

Уложу ее в кровать.

Что за милая игрушка:

Утром - дочка, днем - подружка?

Дети: Кукла.

Сегодня мы с вами поговорим о русских куклах.

Хотите послушать сказку про Алёнушку и Иванушку? Тогда слушайте.

Жила-была в одной деревне девица красавица. Красны щёчки, алые губки, волос к волосу, одним словом неописанной красоты девица. Но не было у неё жениха в этой деревне. Много ли времени прошло, не зная, а нашёлся ей жених из далёких краёв, как раз под стать ей, здоровый, красивый. Как увидели они друг друга, так и сели глаз не отведут, наглядеться не могут. Сваты в это время договаривались о свадьбе, а жених взял невесту под локоток и повёл к упряжке с лошадьми, уж больно прокатится ему захотелось, да и говорит:

«Да, красива ты, а что же ты делать умеешь? Рубашку мне сошьёшь?»

А Алёнушка ему отвечает: «Я всё делать умею, только шить не могу».

Иван говорит: «Ладно, а блины испечёшь?»

Алёнушка ему в ответ: «Я всё делать умею, только блины испечь не могу».

«Ладно» - усмехнулся жених, « а мешок сошьёшь?»

Алёнушка опять за своё: «Я всё делать умею, только мешок сшить не могу».

Иван удивился: «Ну а плясать ты умеешь, да песни петь?»

Обрадовалась невеста: «Умею, умею!»

Остановил тут жених лошадей и просит её спеть и сплясать.

Красавица спрыгнула на землю и пустилась в пляс.

А жених в это время стегнул лошадей и умчался в свои края.

Ребята, о чём эта сказка?

Дети: Эта сказка о ленивой девушке.

Почему так поступил жених?

Дети: Ему не нужна была ленивая жена.

Что умела делать невеста?

Дети: Ничего, кроме как плясать и танцевать.

Продолжим нашу беседу. Подумайте и скажите, как может девушка всему научится, и шить, и готовить, и ткать, прясть?

Дети : Её кто-нибудь научит.

Правильно. Ей показывает примером мама.

А ещё были помощницы - куклы, на них девушка оттачивала своё мастерство шить, вышивать.

В приготовлении пищи, ей помогала кукла «Крупеничка», почему она так называлась? Демонстрация куклы «Крупеничка».

Дети: у нее внутри крупа.

Посмотрите, потрогайте, как вы думаете, какая крупа содержится в мешочке?

Дети: гречка.

По запаху можно определить, что это гречка. Потрогайте, как пересыпается крупа, сколько её: много или мало?

У неё туловище шьётся мешочком и заполняется крупой, потом пришиваются руки и ноги и изготавливается сарафан. Кукла была с размер горшка, в котором обычно готовилась каша, потому, что крупы насыпали по пояс кукле, воды доливали по шею, а когда кукла была готова, то каша поднималась по голову. А чтобы узнать, когда можно было ставить горшочек с крупой в печь, то вначале туда помещали куклу, когда она становилась тёплой, то можно было ставить и горшок с крупой. Вот такие помощники были у девочек.

3. Новый материал.

Ребята! Посмотрите сколько много самых разных и удивительных кукол (показ современных кукол). Этими куклами мы играем в настоящее время. Посмотрите, какие они все красивые, не похожие друг на друга.

Показать тряпичные куклы. А что вы можете сказать об этих куклах?

Дети: Этими куклами играли наши предки, прабабушки и прадедушки. Куклы сделанные своими руками.

Знаете ли вы, что, первая и главная роль куклы в древности была призвана помогать человеку, оберегать его. Куклы изготавливали не только для игры. Еще до рождения ребенка шили куклу, чтобы он рос здоровым. Кукла служила символом, оберегом, каждая кукла имела своё предназначение.

А сейчас я хочу вас познакомить с новыми куклами.

Показ слайдов.

На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.

Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.

А кто знает, что символизирует, означает красный цвет?

Дети: Красный – цвет крови, заката, красоты и т.п.

Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет?

Дети: У кукол нет лица.

Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.

Народные куклы делились на три группы:

  • Куклы-обереги;
  • Обрядовые куклы;
  • Игровые куклы.

Кто может объяснить значение этих кукол? А хотите подробнее узнать об этих куклах?

Дети: Куклы – обереги берегли людей, игровыми играли дети, обрядовые – нужны были для ритуалов.

Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.

Кукла на счастье.

Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.

Пеленашка.

Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша.

«Кубышка-травница» .

Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни.

Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.

Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.

Неразлучники

Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было.

Сёмик и Семичиха

Народные обрядовые куклы, олицетворяли собой хозяйственность, гостеприимство, порядочность. На праздник Троицы их вручали самым гостеприимным хозяевам.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок.

4. Физ. минутка

Гимнастика для глаз : А теперь наши глазки пусть немного отдохнут. Посмотрим на наших кукол сначала слева направо потом справа налево. Закроем наши глазки, а теперь широко-широко откроем. Какая кукла по счёту одета в зелёную юбку? В белую юбку? …

А сейчас все по-порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Оглянулись-

Через левое плечо,

Через правое ещё,

Дружно присели,

Пяточки задели.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

5. Практическая работа.

Во время работы звучат русские народные песни.

А сейчас я приглашаю вас за стол, мы с вами изготовим куклу.

Дети садятся за столы .

Ход работы:

1. Нарезать лоскутки: один цветной 10х10 см, два из белой ткани 10х20 см и 10х5 см

2. Берем большой белый лоскут и сворачиваем его в трубочку. Затем сгибаем его пополам.

3. Оформляем голову куклы. Для этого из пряжи нарезаем нитки длинной 15-20 см, если хотите сделать длинные волосы для куклы или 10 см, если прическа будет из коротких волос.

Продеваем пучок ниток через белую трубочку крест-накрест, берем белые нитки и затягиваем покрепче, получается голова. Нитку не отрезать.

4. Оформляем руки и туловище. Из оставшегося белого лоскутка так же сворачиваем трубочку, завязываем на концах белыми нитками (это кисти ручек). Прикрепляем руки к туловищу оставшейся ниткой от головы.

5. Наряжаем нашу куклу-девочку. Для этого берем цветной лоскуток, сворачиваем его по диагонали и посередине делаем небольшой надрез для головы, и 2 маленьких для рук. Платьице удобнее надевать через низ.

6. Платье подвязать пояском, заплести косы. Кукла готова. Осталось придумать имя.

6. Закрепление изученного материала.

1. Когда возникли первые игрушки?

Дети: В глубокой древности.

2. Из чего их делали?

Дети: Делали их из сена, ткани, нитей, крупы, лечебных трав.

3. Почему на самодельных тряпичных куклах не рисовали лицо?

Дети: Считали, что кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребёнку, а куклы без лица оберегают дом и очаг.

4. Названия каких кукол вы запомнили?

5. Как называется кукла, которую мы сегодня научились изготавливать?

6. Для чего она служила, какое было её назначение?

Дети: Она оберегала от болезней.

Рассмотрите экспонаты нашей выставки и укажите, какие относятся к обрядовым, а какие к игровым и оберегам.

При подготовке были использованы материалы:

Конспект комплексной деятельности