Интересные композиции из аппликаций. Коллективные формы работы на уроках изобразительного искусства Декоративно х художественная аппликация

26.09.2019

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, животное, дом, машина, человек и т.д.); сюжетной , отображающей совокупность действий; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Предметная аппликация.

К предметной аппликации относится вырезание изображений симметричного строения из одноцветной бумаги (листья сложной и простой формы, прямые и изогнутые ветки, вазы разных форм, вырезание деревьев, вырезание из бумаги, сложенной несколько раз; вырезание многоцветной аппликации) (рис. 1-2)

Рис. 1

Рис. 2

Декоративная аппликация.

Декоративность (от латинского слова decorare - украшать) - способ создания изображений, отличающихся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью. Цвет может быть реальным и условным. Декоративность особенно выразительна в аппликациях. Красивы декоративные аппликации на сувенирах из бумаги: коробках, познавательных открытках, закладках, адресах. Декоративными аппликациями оформляют альбомы, папки, стенды, стенные газеты. Праздничный вид имеют помещения, оформленные декоративными аппликациями по мотивам национальных орнаментов или дымковской, городецкой, жостовской, хохломской росписей.

Большое значение для декоративной аппликации имеет подбор образцов. Наглядный материал надо постоянно накапливать:

делать вырезки, зарисовки из журналов, книг, где печатаются рисунки, фотографии экспонатов выставок декоративно-прикладного искусства. В аппликациях декоративными могут быть как цвет, так и форма (рис.3)

Рис. 3

Сюжетная аппликация.

Сюжет - это определенное событие, ситуация, явление, изображенное в произведении.

Как отбирать сюжеты для аппликации?

Историческое прошлое страны, города, памятники старины, архитектуры могут служить темами сюжетной аппликации. Много интересных тем для композиции подскажут современная жизнь.

Обширный материал для сюжетной аппликации представляет художественная литература. Требования к подбору художественных произведений определяются возможностью передачи их содержания в аппликации. Отражая в работе главные события, описанные в произведении, надо стремиться к точной передаче сюжета художественного текста, взятого в основу аппликации.

Темами для сюжетной аппликации могут служить изображения на открытках, в журналах, книгах. В таких работах в основном совершенствуется технология выполнения аппликации, но ограничены возможности развития творчества, фантазии.

Так же как и в других видах аппликации, в сюжетной самый разнообразный материал дают зарисовки с натуры. Накапливать их надо постоянно, чтобы в дальнейшем использовать при составлении композиций.

Сюжетные аппликации могут быть несложными по содержанию, композиции и сложными, динамичными по действию, с большим количеством персонажей, предметов, деталей.

Если сюжет несложный, изображение вырезают без предварительной разметки. Так выполняют сюжетную аппликацию (рис.4)

В переводе с латыни слово «аппликация» означает «прикладывание». Чтобы сделать картинку в данной технике, вам нужно вырезать различные фигуры из одного материала и прикрепить их на основу, которая является фоном. Для работы можно использовать бумагу, ткань, крупу и множество других подручных средств. Разберемся более детально, какие бывают виды аппликации и в чем состоят особенности их создания.

Склеивание цветов этим способом называется флористикой. Чтобы изготовить красивый бутон, достаточно собрать немного засушенных листков, плодов, соломы, тополиного пуха. Также пригодятся разные виды ракушек, шишек, семян, косточек, травы и не только. Какой бы материал вы ни выбрали, вам нужно будет во время работы учитывать особенности его текстуры. Он должен хорошо держаться на основе и гармонично вписываться в композицию произведения.

Стандартная классификация

Существует масса типов этого хендмейда, среди которых можно выделить три основных:

Декоративная аппликация (создается по принципу объединения между собой различных элементов украшения);

Предметная (картинки, выполненные в этой технике, состоят из самостоятельных изображений - птиц, деревьев, бабочек и т.д.);

Сюжетная (изображает определенное действие или событие - снегопад, семейную прогулку, игру собаки с мячиком).

Это стандартная классификация данного рукоделия. Помимо перечисленных выше пунктов существует масса других видов таких поделок. Нетрадиционная аппликация может выполняться в следующих техниках.

Ленты и ткань

Ленточная . С помощью этого способа реально создать не одну и не две одинаковых фигурки, а любое их количество. Они могут быть связаны между собой в длинную гирлянду или отделяться друг от друга. Чтобы смастерить такую поделку, нужен большой лист бумаги. Сложите его по принципу гармошки, нарисуйте на верхнем слое контур будущей детали и вырежьте его, захватывая все уровни материала.

Тканевая . Данная аппликация принадлежит к разновидностям вышивки. Процесс работы над ней состоит в прикреплении на тканевой основе элементов из подобного материала. Фиксация деталей выполняется с помощью пришивания или приклеивания. Вязаные аппликации выполняются на таком же базовом материале. Чтобы создать подобную поделку, вы должны обладать некоторыми навыками и сноровкой. В частности, необходимо уметь аккуратно вырезать детали (дело в том, что с тканью работать сложнее, чем с бумагой). Также нужно учитывать, что края деталей могут расслаиваться и осыпаться, что усложняет процесс творчества.

Используем салфетки

Салфеточная . Эта декоративная аппликация может заинтересовать даже самых маленьких детей. Работа с данным материалом не только принесет массу удовольствия, а и сделает свой вклад в развитие ребенка. Фигурки не нужно вырезать ножницами, благодаря чему малыш не сможет травмироваться.

Виды аппликации с использованием такого материала прекрасно развивают рук и тактильное восприятие (особо полезно для этого использовать материалы с разными текстурами). И, естественно, ваше чадо будет разрабатывать фантазию и воплощать идеи в реальность.

Ищем материалы на кухне

Из крупы . Многие виды аппликации предполагают использование нестандартных материалов. К таковым, например, принадлежат крупы и макароны. Работа над поделкой чрезвычайно полезна для мелкой моторики ребенка. Ведь во время перебирания маленьких частиц он разрабатывает свои пальцы и учится делать щипковые движения.

Кроме того, если малышу уже исполнилось больше одного годика, для него очень важно видеть наглядный результат своих трудов. Потому детям очень нравится собирать картинки из крупы. Самые универсальные материалы для данного вида творчества - манка, рис и пшено. Их можно раскрасить гуашью, чтобы сделать детали более яркими и привлекательными. Необычности композиции придадут также макароны в форме спиралек, бантиков, ракушек.

Обращаемся за помощью к природе

Декоративная аппликация, сделанная из соломы . Такие поделки выглядят очень стильно: лучи солнца играют в их линиях, отливающих золотом. Дело в том, что поверхность данного материала глянцевая и идеально ровная, благодаря продольным волокнам, из которых он состоит. Эти микроскопические полоски способны по максимуму отражать свет, если разместить их в правильном положении по отношению к солнцу.

Компонуйте формы своей композиции из деталей, которые лежат под разными углами относительно источника света. В этом случае вы сможете добиться того, что каждый элемент будет красиво блестеть и переливаться. В данной технике можно изготовлять целые картины, а также украшать книжные закладки, различные шкатулки и рамки.

Из гербария. Засушенные цветы, трава и листья - очень популярный материал для создания поделок. Эти детали легко доступны для школьников и маленьких детей. Схемы аппликаций очень простые в выполнении и не требуют много труда. Но, перед тем как приступить непосредственно к процессу создания поделки, нужно прогуляться и собрать необходимые материалы. Это не только интересное и увлекательное занятие, оно также прививает детям любовь и Кроме того, такие прогулки очень полезны, ведь проходят на свежем воздухе.

Творим из обрывков

Еще один интересный вид творчества - обрывная аппликация. Она создается по принципу выкладывания мозаики. В качестве основы лучше всего подойдет картон, а материалом для работы станут листы цветной бумаги разных оттенков. Их необходимо разорвать на множество маленьких кусочков, из которых и будет формироваться картинка.

Прикреплять получившиеся «пазлы» можно клеем или Второй вариант идеально подойдет для маленьких и креативных дошкольников. Дети могут даже заранее не обрывать фрагменты бумаги. Пусть ребенок приложит нужную часть листа к скотчу и прижмет его тупой частью карандаша. Этим способом заполняется вся поверхность будущей картинки и формируется ее цветовая гамма.

Обрывная аппликация существует не только в своем классическом виде, описанном выше. Она эволюционировала, благодаря чему появилось такое ее ответвление, как хандигырим. При работе в данной технике корейцами была создана специальная бумага - ханди, ее изготовляют вручную. А когда приходит время использовать этот материал, его кусочки смачивают и отрывают по очертаниям от листа. Работая с ханди, можно создать картины, которые как будто написаны акварелью или маслом.

Создаем 3D

Например, домик можно сделать из квадрата, который пойдет на стену, треугольника - на крышу, и прямоугольников - на окна и дверь. Для создания цветка, бабочки или гусеницы понадобятся круги. Любое животное можно сложить из овалов разного размера. Простая и милая аппликация-открытка, созданная в этой технике, может стать прекрасным подарком от ребенка для кого-нибудь из родителей или друзей на любой праздник.

Коллективная деятельность на уроках изобразительного искусства достаточно часто используется в школьной практике. Она пользуется популярностью не только среди учителей, но и вызывает интерес к творческому процессу у учащихся. Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. Педагогами коллективная деятельность определяется как равноправное личностное взаимодействие общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализации творческого потенциала и комфортности.

Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников, является средством активизации развития их творческого потенциала, формирования и совершенствования навыков совместной работы, развития потребности в общении и интереса к изобразительной деятельности.

В методике преподавания изобразительного искусства известны три классификации коллективных форм изобразительной деятельности (М.Н.Турро; коллектив учителей-экспериментаторов по программе Б.М.Неменского; Т.С.Комарова и А.И.Савенков).

Более точная и полная систематизация видов коллективной изобразительной деятельности представлена в классификации, разработанной Т.С.Комаровой и А.И.Савенковым. В ее основе лежат три основные формы организации совместной деятельности, выделенные психологами: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая.

Совместно-индивидуальная деятельность предполагает, что каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале урока, на первом этапе при разработке идеи совместной композиции, при планировании дальнейшей работы, и в конце урока, на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция.

Совместно-последовательная деятельность предполагает последовательное выполнение учениками определенной технологической операции, когда результат работы одного ученика становиться предметом деятельности другого. Это процесс-игра, где каждый учащийся уподобляется мастеру, играет роль художника-мастера, работающего на линии конвейера художественного производства. Совместно-последовательная деятельность на уроке представляет собой два основных этапа:

  1. Индивидуальная работа ученика над элементом, частью общего изделия;
  2. Последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определенной технологической операцией последовательного монтажа коллективного изделия.

Совместно-взаимодействующая деятельность предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества, или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности. Эта форма организации коллективной деятельности требует от учителя определенных организаторских способностей, а от учеников – умения общаться в процессе практической деятельности: сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использования материалов и техники исполнения композиции.

Успех любой деятельности зависит от ее организации. Организация коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства требует от педагога особой подготовки. А при выборе темы и методики коллективной изобразительной деятельности необходимо учитывать следующее:

  • Место коллективной деятельности в тематическом плане и в структуре урока;
  • Возрастные особенности учащихся;
  • Посильность задания и доступность изобразительной технологии его выполнения.

Совсем недавно мне в руки попала книга В.И.Колякиной “Методика организации уроков коллективного творчества”. В книге рассматриваются формы коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства, методы и приемы, развивающие коллективное творчество учащихся в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Методические рекомендации включают планы и сценарии уроков, рисунки-схемы, раскрывающие ведение работы над коллективными композициями. Книга уникальна по своему содержанию и по форме подачи информации. Организацией коллективного творчества на уроках изобразительного искусства я занималась и раньше, и у меня к тому времени уже было накоплено достаточно опыта и интересных наработок с детьми. Но эта книга привнесла в мою работу много новых идей, и показала возможности их осуществления. В данной статье я хочу кратко рассказать о том, как я использую на уроках коллективные формы работы, и что у нас с учащимися получается. Коллективные формы деятельности на уроке я использую давно, и должна отметить, что это хоть и самая сложная форма организации учебной деятельности, но и самая интересная. Результат такой работы всегда впечатляющий, яркий и приносит удовлетворение детям от осознания значимости своего творческого труда, умения вместе добиваться результата.

Коллективные работы с учащимися мы начинаем выполнять уже с 1 класса. Правда, это работы относятся к совместно-индивидуальной форме деятельности. Каждый ребенок получает конкретное задание, выполняет его, а в конце урока из детских работ составляется композиция или панно. Знакомясь с основными и дополнительными цветами, учащиеся раскрашивают заранее приготовленные белые формы цветов, из которых в конце урока собирается сказочная цветочная поляна. Предшествует работе сказка о злой колдунье, которая лишила мир красок, оставив только три.

Такая же форма организации коллективной деятельности используется при проведении уроков по теме “Мир полон украшений”. Результатом индивидуальной работы на уроке становиться огромное панно “Этот прекрасный, прекрасный мир” собранное из рисунков нескольких уроков (украшении бабочки, птиц, рыбок, человека). Собирается это панно постепенно и становится прекрасным украшением интерьера или принимает участие в школьной выставке. (Рисунок 1)

Рис. 1

Очень нравится ребятам тема “Украшение сказочного города”, где они, спасая сказочный город, раскрашивают его и украшают различными узорами. Все рисунки объединены общим планом и в конце урока собираются во фризовую композицию.

Это задание может быть выполнено и по-другому: каждый ученик раскрашивает и украшает заранее вырезанное здание, а в конце урока домики собираются на готовый фоновый рисунок. Выполнению задания обязательно предшествует история-сказка. (Рисунок 2, 3)


Рис. 2


Рис. 3

К 3 классу коллективных работ становится намного больше и формы их организации более разнообразные. Тема “Художник и театр” дает огромные возможности для организации коллективной совместной деятельности. В нашем лицее учащиеся начальных классов изучают основы театрального искусства, и каждый класс готовит к показу на школьной сцене свою театральную композицию. Это дает возможность мне интегрироваться и на своих уроках совместно с детьми готовить оформлен ие спектакля. Мы заранее обговариваем перечень необходимых декораций, распределяем их между учащимися, обговариваем форму, цвет, размер, и ведем последовательную работу на каждом уроке. При этом мы последовательно знакомимся с работой театрального художника. Оформлять мы можем не только игровой спектакль, но и кукольный, где учащиеся своими руками готовят не только декорации к спектаклю, но и самих кукол. (Рисунок 4)


Рис. 4

При изучении темы “Художник и город” ребята не только знакомятся с особенностями архитектуры разных стран, но и выполняют различные коллективные работы:

Стилизованные архитектурные постройки в технике объемной аппликации из цветного пластилина. Основой зданий могут служить пластиковые или стеклянные емкости различных форм. Каждый ребенок выполняет свое сооружение, украшая цветным пластилином и используя для этого разные приемы. В конце работы изделия собираются в макет города на горизонтальном планшете, который готовиться заранее отдельной группой ребят; (Рисунок 5).


Рис. 5

Макет города, состоящий из силуэтов различных зданий. Выполняется работа из картона с изображением архитектурных деталей в технике аппликации. В конце работы здания собираются в макет-образ города; (Рисунок 6)

Фризовая композиция, где часть учащихся создает фон для итоговой работы. На выполненный фон затем наклеиваются архитектурные элементы, заготовленные остальными учащимися, составляя то или иное сооружение. При выполнении этой работы очень важно заранее распределить для каждого учащегося объем его работы, составить технологическую карту с указанием последовательности и условий задания.


Рис. 6

Создание города своей мечты, где класс делится на группы, и каждая группа выполняет свой вариант задания – коллективное панно. Перед началом работы важно поработать в группе по согласованию своих действий, оформлению своей идеи в виде эскиза. Выполнить данную работу можно в технике аппликации, коллажа, пластилиновой картины и просто рисунка. Лучше, если в группе будет не больше 4 человек. Все обязанности в группе распределяет руководитель, он же определяет задание для каждого ребенка на урок. После завершения своей работы каждая группа представляет проект, защищая свою идею. Можно предложить учащимся темы городов (“Город будущего”, “Город игрушек”, “Сказочный город”, “Сладкий город” и т.п.); (Рисунок 7,8).


Рис. 7


Рис. 8

Выполнение работы в технике бумажной пластики. (Рисунок 9) Для тех учащихся, которые не знакомы с этой техникой, лучше сначала провести обучающий урок по созданию различных геометрических форм по образцу. Показать приемы работы с бумагой, отработать определенные навыки. Затем предложить задание по созданию макета здания или целого города. Очень важно заранее распределить между учащимися объем работы и последовательность ее выполнения. Можно разбить на группы-мастерские, которые будут выполнять определенную технологическую операцию. Так или иначе, но данная форма требует хорошей предварительной подготовки как детей, так и учителя.


Рис. 9

При изучении блока “Художник и город” параллельным классам можно давать разные задания или техники выполнения.

Детские коллективные работы служат прекрасным материалом для оформления выставок детского творчества на темы: “Мы архитекторы”, “По городам мира”, “Мы строим город будущего” и т.п.

В 4 классе коллективные работы выполняются то же в течение всего года. При изучении культуры своего народа, мы выполняем итоговую коллективную композицию “Праздники казахского народа”, “В казахском ауле”, “Обычаи казахского народа”, которая собирается из отдельных работ, выполненных учащимися в течение нескольких уроков (украшенные юрты, фигуры людей в национальных костюмах и т.п.). Работа может выполняться в парах, в небольших группах или всем классом на большом листе. Фон для коллективного панно выполняет отдельная группа ребят. Все задания для ребят заранее планируются учителем и распределяются на уроке. Готовые работы учащихся служат хорошим иллюстративным материалом для их последующих выступлений по выбранной теме. (Рисунок 10,11,12.)


Рис. 10


Рис. 11


Рис. 12

Изучение тем связанных с культурой русского народа, дает нам возможность выполнять коллективные работы на темы: “Древнерусский город”, “В русской деревне”, “Русские народные праздники”. Техники выполнения можно использовать разные (мелки, гуашь, цветная бумага, коллаж) и формы организации коллективной работы тоже. Детские композиции, выполненные по одной теме, получаются очень разнообразные и не похожие в каждом классе. (Рисунок 13,14,15.)


Рис.13


Рис.14


Рис.15


Рис.16

В 5 классе при знакомстве с народным искусством ребята выполняют работы в парах по созданию макетов казахских юрт и русских изб. Детально познакомив учащихся с конструкцией и украшением этих построек, им предлагается выполнить макет по технологической карте. Оформление своей постройки учащиеся продумывают сами, сохраняя стилевые особенности. В конце работы учащиеся представляют свой проект с объяснением своей идеи и сообщением дополнительной информации по данной теме. (Рисунок16)

Тема “Современное декоративно-прикладное искусство” дает прекрасную возможность организовать работу в группах по созданию фризовой композиции на определенную тему, где каждая группа выполняет только часть работы, но по общему плану. Так по теме “Витраж” учащиеся разрабатывали эскиз для оформления бассейна. Была выбрана тема подводного мира. Каждая группа получила свою часть фриза с общей линией морского дна. После составления каждой группой своей композиции, все листы были собраны вместе и фон рисунка разбит на кусочки для цветового решения. Затем каждая группа продолжила свою работу уже в цвете. По окончании работы все рисунки опять были собраны во фриз. Работа, выполненная подобным образом на различные темы, может прекрасно украсить школу к тому или иному празднику. (Рисунок 17, 18)


Рис.17

В 6 классе выполнение коллективных работ используется по теме “Архитектура”. Учащиеся выполняют работы в группах или в парах по созданию проекта архитектуры будущего в технике аппликации или бумажной пластики. После окончания работы учащиеся защищают свой проект, представляя свою идею остальному классу.


Рис.18

Список использованной литературы:

  1. Б.М.Неменский. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987.
  2. Кузин В.С., Сиротин В.И. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. М.: “Дрофа”. 1999.
  3. Н.Загребельная-Раупова. Учебно-методическое пособие по изобразительному искусству. Алматы. “Энер”. 1997.
  4. В.И.Колякина. Методика организации уроков коллективного творчества. М.: ВЛАДОС. 2004.

Конспект открытого урока труда по теме:

Аппликация «Весенние цветы»

Тип урока : урок закрепления знаний, умений и навыков.

Цели:

образовательные: расширение кругозора школьников, закрепление и развитие умений обучающихся работать в технике аппликации с разными материалами.

Закреплять знания о свойствах бумаги, навыки работы с бумагой, умение выполнять аппликационные работы;

Создать условия для развития умения по вопросам учителя ориентироваться в задании, планировать ближайшую операцию и выполнять ее с опорой на предметную карту;

Вырабатывать умение ориентироваться на плоскости места бумаги при выполнении многодетальной композиции;

воспитательные: воспитание точности, аккуратности; воспитание стремления довести начатое дело до конца; привитие навыков культуры труда, товарищеской взаимопомощи.

Воспитывать интерес к творчеству;

Коррекция памяти, внимания, речи.

Ход урока

    Организационный момент

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Стали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда,

Мы начнём урок труда.

Как много содержит в себе слово труд,

Посуды мытье и шитье, и вязание.

Уроки труда только радость дают,

Нам труд в удовольствие, не в наказание.

II. Эмоциональный настрой

Какое время года сейчас?

Какой месяц? Какой он по счету?

Дети, это самый красивый месяц. Когда пробуждается природа, появляются весенние цветы. А какой замечательный цветок вырастает в это время у нас в степи –Тюльпан. Что вы знаете об этом цветке?

Красная книга (слайд№1)

Сейчас мы посмотрим ролик «Остров тюльпанов», который находится в водах озера Маныч Гудило близ поселка Манычский Яшатинского района республики Калмыкия. Это маленький островок большой красоты, незабываемого аромата и неизгладимых впечатлений

Словарная работа

Один – цветок, много - цветы

Когда несколько цветов собраны вместе - это называется букет.

Сегодня на уроке мы будем составлять весенний букет из тюльпана на поляне.

Ученик читает стих о тюльпане.

Тюльпан

Он стоит в одежке,

Как огонь на ножке.

На полянку вышел друг,

И весной запахло вдруг.

III. Приобретение политехнических знаний.

Скажите, с каким материалом мы будем сегодня работать на уроке?(бумага и губка)с разными материалами.

Перечислите свойства бумаги.

Словарная работа

    Разрезать

    Разрывать

    Сгибать

    Впитывает влагу

IV.Анализ образца изделия

Посмотрите внимательно на образец. Назовите части цветка

(Слайд№2)

стебель
листья
бутон

Какого цвета материал мы используем для изготовления стебля, листьев, бутона?(жесткая и мягкая часть губки)

Обратить внимание учащихся на расположение композиции на листе бумаги.

V.Планирование трудовой деятельности Выполнение аппликации.

Обратите внимание на последовательность выполнения работы. Сначала мы приклеиваем стебельки (из жесткой части губки) Затем вырезаем и приклеиваем листья. Бутоны изготавливаем из мягкой части губки .

Правила работы клеем:

    Клеить нужно на клеенке;

    Клей наносить только на те детали, которые наклеиваются;

    Клей наносится быстро – от середины к краям;

    Подготовленную деталь кладут сверху, промокают салфеткой и тщательно разглаживают.

Сегодня мы будем работать и с разными видами склеивания: обычный клей ПВА, и двусторонняя липкая лента.

Пальчиковая гимнастика «Волшебные дорожки»

VI. Изготовление изделия.

(музыка для релаксации) Самостоятельная работа учащихся.

Физ.минутка

VII Апробация

1 – последовательность выполнения работы 2 – выставка – демонстрация выполненных работ.

Ученик читает стихотворение. Смешной цветок. Смешной цветок поставлен в вазу! Его не полили ни разу, Ему не нужно влаги, Он сделан из бумаги. А почему такой он важный? А потому, что он бумажный!

VIII. Подведение итога урока.

С какими материалами работали на уроке? Какие трудовые операции выполняли? Какие трудности возникли в процессе изготовления предмета? Что нового узнали на уроке? IX. Уборка рабочего места .