Что входит в нравственное воспитание. Основные понятия нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Что должно быть привито школьникам в плане нравственности

19.04.2019

Мы подробно рассмотрим эту тему, а также поговорим о ключевых средствах и методах.

О чем идет речь?

Для начала заметим, что нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста - это обширное понятие, которое включает в себя целый комплекс воспитательных методик, обучающих ребенка моральным ценностям. Но ребенок и до этого постепенно повышает свой уровень воспитанности, включается в определённую социальную среду, начинает взаимодействовать с другими людьми и осваивать самовоспитание. Поэтому немаловажно и нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста, о котором мы тоже будем говорить, ведь как раз в этот период происходят значительные изменения в личности.

С давних времен философов, ученых, родителей, писателей и педагогов интересовал вопрос нравственного воспитания будущего поколения. Не будем скрывать, что каждое старое поколение отмечает падение молодежи. Регулярно разрабатываются все новые и новые рекомендации, цель которых заключается в повышении уровня морали.

Большое влияние на этот процесс оказывает государство, которое фактически и формирует определенный набор необходимых качеств человека. Для примера рассмотрим времена коммунизма, когда больше всего почестей имели труженики. Превозносились люди, которые были готовы в любой момент прийти на помощь и четко исполнить приказ руководства. В некотором смысле личность угнеталась, в то время как коллективисты ценились больше всего. Когда вышли капиталистические отношения на первый план, ключевыми стали такие черты человека, как умение искать нестандартные решения, креативность, инициативность, предприимчивость. Естественно, всё это отразилось на воспитании детей.

Для чего нужно нравственное воспитание детей дошкольного возраста?

Многие ученые по-разному отвечают на этот вопрос, но в любом случае ответ неоднозначный. Большинство исследователей всё же сходится на том, что воспитать такие качества у ребенка невозможно, можно лишь попытаться привить их. Точно сказать, от чего зависит индивидуальное восприятие каждого ребенка, довольно сложно. Скорее всего, это идет от семьи. Если ребёнок растёт в спокойной приятной обстановке, то «разбудить» эти качества в нём будет проще. Логично, что ребенок, который живёт в атмосфере насилия и постоянных стрессов, будет хуже поддаваться попыткам воспитателя. Также многие психологи говорят и том, что проблема кроется в несоответствии воспитания, которое ребёнок получает дома и в коллективе. Такое противоречие может со временем вылиться во внутренний конфликт.

Для примера приведем случай, когда родители пытаются взрастить у ребёнка чувство собственности и агрессии, а воспитатели - привить такие качества, как доброжелательность, дружелюбность и щедрость. Из-за этого ребёнок может испытывать некоторые трудности в формировании своего собственного мнения на счёт той или иной ситуации. Именно поэтому очень важно маленьких детей учить высшим ценностям, таким как добро, честность, справедливость, независимо от того, какими принципами на данный момент руководствуются его родители. Благодаря этому ребёнок будет понимать, что есть некий идеальный вариант, и будет уметь составлять своё собственное мнение.

Основные понятия нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Первое, что надо понимать - это то, что обучение должно быть комплексным. Однако в современном мире мы всё чаще наблюдаем ситуацию, когда ребёнок, переходя от одного воспитателя к другому, впитывает совершенно противоположные ценности. В таком случае нормальный процесс обучения невозможен, он будет иметь хаотичный характер. На данный момент детей дошкольного возраста заключается в полноценном развитии как качеств коллективиста, так и отдельной личности.

Очень часто воспитатели используют личностно-ориентированную теорию, благодаря которой ребёнок учится открыто выражать своё мнение и отстаивать свою позицию, не вступая в конфликт. Таким образом формируется самооценка и значимость.

Однако чтобы добиться максимальных результатов, методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста должны подбираться обдуманно и целенаправленно.

Подходы

Есть несколько подходов, которые используются для формирования нравственных качеств. Они реализуются через игру, труд, творчество, литературные произведения (сказки), личный пример. При этом любой подход нравственного воспитания оказывает влияние на целых комплекс его форм. Перечислим их:

  • патриотически чувства;
  • отношение к власти;
  • личностные качества;
  • отношения в коллективе;
  • негласные правила этикета.

Если воспитатели хотя бы немного работают в каждом из этих направлений, то они уже создают прекрасную базу. Если бы вся система воспитания и образования действовала по одной схеме, навыки и знания, наслаиваясь друг на друга, формировали бы цельный комплекс качеств.

Проблемы

Проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключаются в том, что ребёнок колеблется между двумя авторитетами. С одной стороны - это воспитатели, а с другой - родители. Но и в этом вопросе есть положительная сторона. Учреждения дошкольного образования и родители, действуя сообща, могут добиться отличных результатов. Но, с другой стороны, несформировавшуюся личность ребёнка можно сильно запутать. При этом давайте не забывать, что дети на подсознательном уровне копируют поведение и реакции того человека, которого считают своим наставником.

Пик такого поведения приходится на первые школьные годы. Если в советское время все недостатки и ошибки каждого ребенка выносились на всеобщее обозрение, то в современном мире подобные проблемы обсуждаются за закрытой дверью. Более того, ученые давно доказали, что воспитание и обучение, строящиеся на критике, не могут быть эффективны.

На данный момент публичную огласку каких-либо проблем трактуют как наказание. На сегодняшний день родители могут пожаловаться на воспитателя, если они не удовлетворены его методами работы. Отметим, что в большинстве случаев это вмешательство неадекватно. А ведь при нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста большое значение имеет авторитет воспитателя. Но учителя становятся всё менее активными. Они остаются нейтральными, пытаясь не навредить ребёнку, но таким образом и ничему его не обучая.

Цели

Цели нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста заключаются в:

  • формировании различных привычек, качеств и представлений о чем-либо;
  • воспитании гуманного отношения к природе и окружающим;
  • формировании патриотического чувства и гордости за свою страну;
  • воспитании толерантного отношения к людям другой национальности;
  • формировании коммуникационных навыков, позволяющих продуктивно работать в коллективе;
  • формировании адекватного чувства собственного достоинства.

Средства

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста происходит при использовании определенных средств и приемов, о которых мы поговорим ниже.

Во-первых, это творчество во всех его проявлениях: музыка, литература, изобразительное искусство. Благодаря всему этому ребенок учится воспринимать мир образно и чувствовать его. Кроме того, творчество дает возможность выразить свои собственные чувства и эмоции при помощи слов, музыки или рисунков. Со временем ребенок понимает, что каждый волен реализовывать себя как ему угодно.

Во-вторых, это общение с природой, которое является необходимым фактором формирования здоровой психики. Для начала заметим, что времяпрепровождение на природе всегда наполняет не только ребенка, но и любого человека силами. Наблюдая за окружающим миром, ребенок учится анализировать и понимать законы природы. Таким образом малыш понимает, что многие процессы естественны и не стоит их стесняться.

В-третьих, деятельность, которая проявляется в играх, труде или творчестве. При этом ребенок учится выражать себя, вести и преподносить себя определенным образом, понимать других детей и применять на практике базовые принципы общения. Кроме того, благодаря этому малыш учится общаться.

Немаловажным средством духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является обстановка. Как говорится, в корзине с гнилыми яблоками и здоровое скоро начнет портится. Средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста будут малоэффективны, если в коллективе не будет нужной атмосферы. Переоценить важность окружения невозможно, так как современные учёные доказали, что оно играет огромную роль. Заметим, что даже если человек особо ни к чему не стремится, то при смене среды общения он заметно меняется в лучшую сторону, приобретает цели и желания.

Во время нравственно-патриотичного воспитания детей старшего дошкольного возраста специалисты прибегают к трем основным методикам.

Это для взаимодействия, которое строится на уважении и доверии. При таком общении даже при столкновении интересов начинается не конфликт, а обсуждение проблемы. Второй метод касается мягкого доверительного влияния. Он заключается в том, что воспитатель, имея определённый авторитет, может влиять на умозаключения ребенка и корректировать их, если это необходимо. Третий метод заключается в формировании положительного отношения к конкурсам и соревнованиям. На самом деле, конечно, понимается отношение к конкуренции. Очень важно сформировать у ребенка правильное понимание этого термина. К сожалению, у многих он имеет негативный окрас и ассоциируется с подлостью, хитростью и нечестными действиями в сторону иного человека.

Программы нравственного воспитания детей дошкольного возраста подразумевают развитие гармоничного отношения к себе, окружающим людям и природе. Невозможно развивать у человека мораль только по одному из этих направлений, иначе он будет испытывать сильные внутренние противоречия, и в итоге склонится к конкретной стороне.

Реализация

Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста строится на некоторых базовых понятиях.

В воспитательном учреждении нужно дать ребенку понять, что его здесь любят. Очень важно, чтобы воспитатель мог проявлять свою ласку и нежность, ведь тогда и дети будут учиться этим проявлениям во всем многообразии, наблюдая за поступками родителей и воспитателей.

Не менее важно порицать недоброжелательность и агрессию, но при этом не заставлять ребенка подавлять свои настоящие эмоции. Секрет в том и состоит, чтобы научить его правильно и адекватно выражать как позитивные, так и негативные эмоции.

Основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста строятся на необходимости создавать ситуации успеха и учить детей реагировать на них. Очень важно, чтобы малыш научился правильно воспринимать похвалу и критику. В таком возрасте большое значение имеет наличие взрослого человека, которому можно бы подражать. Часто в детстве создаются неосознаваемые кумиры, которые во взрослой жизни могут оказывать влияние на неконтролируемые поступки и мысли человека.

Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста во многом опирается не только на общение с другими людьми, но и на решение логических задач. Благодаря им ребенок учится понимать себя и смотреть на свои действия со стороны, а также интерпретировать поступки других людей. Конкретная цель, которая стоит перед воспитателями - это развить способность понимания своих эмоций и чужих людей.

Социальная часть воспитания кроется в том, чтобы все этапы ребенок проходил вместе со сверстниками. Он должен видеть их и свои успехи, сопереживать, поддерживать, чувствовать здоровую конкуренцию.

Базовое средство воспитания детей дошкольного возраста строится на наблюдениях воспитателя. Он должен проанализировать поведение ребенка за определённый период, отметить позитивные и негативные тенденции и сообщить об этом родителям. Очень важно делать это в корректной форме.

Проблема духовности

Важная часть нравственного обучения часто теряется, а именно - духовная составляющая. О ней забывают как родители, так и воспитатели. А ведь именно на духовности строится мораль. Ребенка можно научить тому, что такое хорошо и плохо, а можно развивать у него такое внутренние состояние, когда он будет сам понимать, что правильно, а что - нет.

В детских садах религиозной направленности очень часто в детях воспитывают чувство гордости за свою страну. Некоторые родители самостоятельно прививают детям религиозную веру. Нельзя сказать, что ученые поддерживают это, но в некоторых случаях это действительно очень полезно. Однако в большинстве случаев малыши теряются в сложных перипетиях религиозных течений. Если и учить детей этому, то делать это надо очень корректно. Не стоит давать несформировавшемуся человеку какие-то специализированные книги, так как они с легкостью собьют его с пути. Гораздо лучше при помощи образов и сказок рассказать об этой теме.

Гражданский уклон

Во многих детских обучающих заведениях делается уклон на гражданские чувства. Более того, многие воспитатели считают такие чувства синонимом нравственности. В детских садах тех стран, в которых наблюдается резкое классовое неравенство, воспитатели очень часто пытаются привить малышам безусловную любовь к своему государству. При этом полезного в таком нравственном воспитании мало. Неразумно прививать безрассудную любовь, гораздо лучше сначала обучить ребенка истории и помочь ему со временем сформировать собственное отношение. Однако уважение к власти воспитывать надо.

Эстетика

Важной частью воспитания детей является развитие чувства прекрасного. Сформировать его просто так не получится, так как у ребенка должна быть какая-то база из семьи. Она закладывается еще в раннем детстве, когда ребенок наблюдает за своими родителями. Если они любят гулять, посещать театры, слушать хорошую музыку, разбираются в искусстве, то ребенок, не понимая того сам, впитывает это все. У такого малыша будет гораздо проще вызвать чувство прекрасного. Очень важно научить ребенка видеть что-то хорошее во всем, что его окружает. Скажем прямо, что не все взрослые владеют этим.

Благодаря именно таким основам, заложенным с детства, вырастают талантливые дети, которые меняют мир и оставляют свои имена в веках.

Экологическая составляющая

На данный момент экология очень тесно переплетается с воспитанием, так как невероятно важно воспитать поколение, которое будет гуманно и разумно относиться к благам земли. Современные люди запустили эту ситуацию, и вопрос экологии волнует многих. Все прекрасно понимают, чем может обернуться экологическая катастрофа, но на первом месте все равно стоят деньги.

Перед современным образованием и воспитанием детей стоит серьезная задача по взращиванию у детей чувства ответственности за свою землю и экологию. Представить комплексное нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста невозможно без этого аспекта.

Ребенок, который проводит время среди экологически сознательных людей, никогда не станет охотником, никогда не станет разбрасывать мусор на улице и т. д. Он научится с самых ранних лет беречь свое пространство, и передаст это понимаие своим потомкам.

Подводя итоги статьи, скажем о том, что дети - это будущее всего мира. Именно от того, какими будут следующие поколения, зависит то, есть ли вообще будущее у нашей планеты. Воспитание нравственных чувств у ребенка дошкольного возраста - это посильная и благая цель, к которой должны стремиться все воспитатели.

Проблема нравственного воспитания является одной из наиболее острых в современном обществе. Сейчас, когда весь мир пребывает в духовном упадке, очень важно уделять этому особую роль. Нравственное воспитание представляет собой целенаправленное формирование морального сознания, а также комплекс мер по развитию нравственных чувств, а также привычек нравственного поведения. Роль нравственного воспитания сложно приуменьшить – ведь именно оно позволяет видеть нравственно здоровую нацию.

Основы нравственного воспитания

Рассмотрим, что включает в себя концепция нравственного воспитания, какие стороны и качества она должна затрагивать:

  1. Воспитание нравственных чувств: ответственности, гражданственности, долга, совести, веры, патриотизма.
  2. Воспитание нравственного облика: милосердия, кротости, терпения, сочувствия, незлобивости.
  3. Воспитание нравственной позиции: умение различать добро и зло, хорошее и плохое, способность к проявлению любви, готовность к жизненным испытаниям.
  4. Воспитание нравственного поведения: проявления духовной рассудительности, готовности служения обществу и Отечеству, добрая воля.

Нравственное воспитание личности в семье – процесс отнюдь не однобокий. Здесь важно не только то, что говорит воспитатель, родитель, но и ответные действия воспитанника, которые должны быть способны применить воспринятые навыки в жизни. Стоит понимать, что нравственные понятия не сразу становятся руководством к действию, а только тогда, когда человек глубоко осмыслил их и принял как собственные моральные убеждения. Говорить о хорошем социально-нравственном воспитании можно только в том случае, если была достигнута конечная цель, а не просто приняты меры к воспитанию.

Как воспитать нравственность у ребенка?

Самое главное, что нужно понять родителям – дети учатся у жизни, а жизнь в раннем детстве для них – это семья. Вы можете прочитать ребенку сотню книжек о том, что нужно быть дружелюбным, но если в вашей семье постоянно царят скандалы и упреки, ребенок научится агрессии, а не нравственности. Поэтому начинать такое воспитание нужно, прежде всего, со своих отношений с супругом.

Именно ваши личный пример и не что иное позволит ребенку наиболее точно и правильно воспринять все моральные принципы. Ребенок в детстве просто воспринимает, и все, что он видит вокруг себя, кажется ему нормальным и обоснованным. Модели поведения, свойственные его родителям, непременно воплотятся и в его жизни.

Поэтому, если вы хотите развить у ребенка терпение – никогда ни на кого не кричите, относитесь ко всем и всему снисходительно. Если вы хотите, чтобы ребенок был дружелюбным, общительным и гостеприимным – приглашайте в гости его друзей.

Для того, чтобы ребенок умел сопереживать, нужно не шарахаться от больных людей и животных, а уметь сочувствовать, бескорыстно помогать, пожалеть.

Не нужно говорить ребенку, что ему делать, ведь это «неживая» информация, и ее ребенок не воспримет. Нужно просто самим поступать так, как бы вы хотели, чтобы поступал он. Если ребенок с детства видит отца, сидящего с пивом на диване, и загнанную мать, которая постоянно кричит на него – о каком развитии нравственности может идти речь? Выросший ребенок займет или позицию матери, или отца, но вряд ли что-то из этого принесет ему счастье.

Именно поэтому так важно гармонизировать свои отношения в семье, соблюдать дружелюбную атмосферу, чутко относиться к людям и животным, уметь проявить сочувствие и найти компромисс в сложной ситуации, а не закатить скандал. Нравственное воспитание возможно только в той семье, которая сама живет по таким принципам.

В этой главе ставится задача изучить научную литературу по психологии и социологии, дабы понять процесс нравственного воспитания, а также выявить характерные психологические особенности старшего подросткового возраста.

1.1 Понятие нравственного воспитания

Нравственное воспитание - это систематическое воздействие на личность с целью передачи ей существующих в обществе нравственных ценностей, с целью развития ее способности к нравственному совершенствованию. Сущностью нравственного воспитания является совокупность нравственных отношений к живой и неживой природе, к людям вокруг и к самому себе. Причем эти отношения устанавливаются согласно общепринятым в обществе нормам, оцениваемым с позиций добра и зла. Достижения науки, культуры, труда, проявление лучших человеческих качеств, таких как героизм, патриотизм, чувство долга и совести оцениваются в нашем обществе как добро - они имеют общественно - ценный результат. Проявление безнравственности, проступки, правонарушения, негативные качества личности такие как лживость, лицемерие, мещанство, оцениваются с позиций зла, так как несут с собой результат, отрицательный для людей.

Цель нравственного воспитания - формирование у учащихся системы отношений, соответствующих моральным нормам. Центральным является отношение к Человеку как к наивысшей ценности. Нравственное воспитание могло бы быть определено, как целенаправленное формирование у учащихся способности видеть человека в окружающем мире, знать высшую ценность человеческой жизни, сопереживать человеку, содействовать благу человека и человечества через производство материальных и духовных ценностей.

Содержанием нравственного воспитания выступают такие качества личности, как гуманизм, коллективизм, патриотизм. Специфика нравственных отношений придает нравственному воспитанию исключительный характер. Нравственные отношения в самом широком плане отражают отношение к Человеку, как таковому, постольку они пронизывают все социальные отношения личности: политические, правовые, эстетические, научно-познавательные, экологические и др.- все социальные сферы общественной жизни.

Развитие социальной культуры предполагает не просто обогащение знаний во всех сферах жизни и отношений людей, утонченности мыслей и чувств, но главное - развитие в человеке общественных свойств, правильного восприятия высшего смысла человеческой деятельности - активного служения обществу, гуманистическим идеалам, умение строить свое поведение на основе социальных ценностей, высоких устремлений.

Средствами нравственного воспитания являются: обучение: личный пример учителя, убеждение, умелое обращение с учащимися (педагогический такт), меры предупреждения и поощрения и взыскания.

1.2 Понятие старшего подросткового возраста и его характерные особенности

Т.к. мы говорим о старшем подростковом возрасте, то стоит отметить, что подростковый период - период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10-11 до 14-16 лет и является одним из самых нестабильных, но важных периодов в жизни человека. В старшем подростковом возрасте - 14-16 лет - человеку доставляет особое удовольствие погружаться в себя, исследовать свои мысли, чувства, поступки. В таком уединении происходит внутреннее переживание того, с чем подросток сталкивается в реальной действительности, что способствует развитию его эмоциональной сферы, которая во многом предопределяет взросление школьника. Кроме этого, в этом возрасте в связи с половым созреванием у подростка активизируется интерес к противоположному полу, ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. В связи с этим подросток "переориентируется" с общения с близкими взрослыми на общение со значимыми сверстниками, что часто вызывает недовольство и недопонимание со стороны первых. Немало важно, что в этом возрасте окончательно формируется самооценка молодого человека - то, что он думает о себе самом и своем месте среди людей. До этого момента ребенок находился во власти тех суждений, которые высказывали о нем другие люди, прежде всего значимые взрослые. В связи с этим у подростка обостряется потребность чем-то выделиться среди окружающих людей. Самосознание подростка как новообразование возраста способствует более глубокому пониманию других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития.

Формирование самосознания тесно связано с развитием представлений о времени. У подростка формируется представление о прошлом и будущем, что приводит к открытию конечности существования, вызывая тревогу и страх. Однако в последствии ощущение личностной идентичности предполагает среди прочего чувство стабильности и неизменности во времени, снижает тревогу перед различного рода неопределенностью. Идентичность, таким образом, основывается на осознании временной протяженности: «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее, осуществляя значимые выборы среди возможных путей развития личности.

Переходность психики подростка состоит в сосуществовании, одновременном присутствии в ней черт детскости и взрослости. В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста. К ним относят следующие:

1. Реакция отказа. Она выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы и т. д. Причиной чаще всего бывает резкая перемена привычных условий жизни (отрыв от семьи, перемена школы), а почвой, облегчающей возникновение таких реакций, - психическая незрелость, черты невротичности, тормозимости.

2. Реакция оппозиции, протеста. Она проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулах, побегах, кражах и даже нелепых на первый взгляд поступках, совершаемых как протестные.

3. Реакция имитации. Она обычно свойственна детскому возрасту и проявляется в подражании родным и близким. У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, теми или иными качествами импонирующий его идеалам (например, подросток, мечтающий о театре, подражает в манерах любимому актеру). Реакция имитации характерна для личностно незрелых подростков в асоциальной среде.

4. Реакция компенсации. Она выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. Если в качестве компенсаторной реакции избраны асоциальные проявления, то возникают нарушения поведения. Так, неуспевающий подросток может пытаться добиться авторитета у одноклассников грубыми, вызывающими выходками.

5. Реакция гиперкомпенсации. Обусловлена стремлением добиться успеха именно в той области, в которой ребенок или подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность (при физической слабости - настойчивое стремление к спортивным достижениям,

Собственно подростковые психологические реакции возникают при взаимодействии с окружающей средой и нередко формируют характерное поведение в этот период:

1. Реакция эмансипации. Она отражает стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. При неблагоприятных средовых условиях эта реакция может лежать в основе побегов из дома или школы, аффективных вспышек, направленных на родителей, учителей, а также в основе отдельных асоциальных поступков.

2. Реакция «отрицательной имитации». Она проявляется в поведении, контрастном по отношению к неблагоприятному поведению членов семьи, и отражает становление реакции эмансипации, борьбу за независимость.

3. Реакция группирования. Ею объясняется стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений, со своим лидером. В неблагоприятных средовых условиях, при различного рода неполноценности нервной системы подростка склонность к этой реакции может в значительной мере определять его поведение и быть причиной асоциальных поступков.

4. Реакция увлечения (хобби-реакция). Она отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию более характерны для подростков-мальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание (участие в самодеятельности, увлечение экстравагантной одеждой и т.п.), более типичны для девочек. Интеллектуально – эстетические увлечения, отражающие глубокий интерес к какому-либо определенному предмету, явлению (литературе, музыке, изобразительному искусству, технике, природе и т.п.), могут наблюдаться у подростков обоих полов.

5. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь, онанизм и т.д.). Описанные реакции могут быть представлены как в вариантах поведения, нормальных для данного возрастного периода, так и в патологических, не только приводящих к школьной и социальной дезадаптации, но и требующих нередко лечебной коррекции. Критериями патологичности поведенческих реакций считают распространенность этих реакций за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли, присоединение невротических расстройств, нарушения социальной адаптации в целом. Очень важно вовремя дифференцировать патологические и непатологические формы нарушений поведения, поскольку они нуждаются в разных формах педагогической и социальной помощи, а в некоторых случаях требуется и медикаментозная терапия. Важное направление психического развития в подростковом возрасте связано с формированием стратегий или способов преодоления проблем и трудностей. Часть из них складываются еще в детстве для разрешения несложных ситуаций (неудачи, ссоры) и становятся привычными. В подростковом же возрасте они трансформируются, наполняются новым «взрослым смыслом», приобретают черты самостоятельных, собственно личностных решений при столкновении с новыми требованиями. Среди всего многообразия способов поведения человека в трудной для него ситуации можно выделить конструктивные и неконструктивные стратегии. Конструктивные способы решения проблем направлены на активное преобразование ситуации, на преодоление травмирующих обстоятельств, в результате чего возникает чувство роста собственных возможностей, усиление себя как субъекта собственной жизни. Это вовсе не означает отсутствия тревог и сомнений в будущем.

Конструктивные способы:

Достижение цели собственными силами (не отступать, приложить усилия, чтобы добиться намеченного);

Обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем («обращаюсь к родителям», «посоветовалась с подругой»,

«решаем вместе с теми, кого это касается», «мне помогли одноклассники», «я бы обратился к специалисту»);

Тщательное обдумывание проблемы и различных путей ее решения (поразмышлять, поговорить с собой; вести себя обдуманно;

«не делать глупостей»);

Изменение своего отношения к проблемной ситуации (отнестись к происшедшему с юмором);

Изменения в себе самом, в системе собственных установок и привычных стереотипов («нужно искать причины в себе», «пытаюсь измениться сама»).

Неконструктивные стратегии поведения направлены не на причину проблемы, которая «задвигается» на дальний план, а представляют собой различные формы самоуспокоения и выхода негативной энергии, создающие иллюзию относительного благополучия.

Неконструктивные способы:

Формы психологической защиты - вплоть до вытеснения проблемы из сознания («не обращать внимания», «смотреть на все поверхностно», «уйти в себя и никого туда не пускать», «стараюсь избегать проблем», «я и не пытался ничего предпринимать»);

Импульсивное поведение, эмоциональные срывы, экстравагантные поступки, необъяснимые объективными причинами («на всех обижалась», «могу закатить истерику», «хлопаю дверьми», «целый день слоняюсь по улицам»);

Агрессивные реакции.

Сравнительное кросс - культурное исследование российских и немецких подростков показало, что в выборе стратегий поведения между подростками Петербурга и Потсдама существует определенное сходство. И те и другие предпочитают при возникновении проблем обращаться за помощью к родителям или другим взрослым, пытаются самостоятельно обдумать ситуацию и различные варианты ее разрешения, прибегают к советам друзей. Однако обнаружены и существенные различия. Юные петербуржцы значительно чаще, чем их потсдамские сверстники, демонстрируют так называемое избегающее поведение. Они стремятся не думать о возникших проблемах, вытеснить их из своих мыслей, вести себя так, как если бы все было в порядке, в надежде, что проблемы решатся сами собой. Они менее склонны к компромиссам и изменениям в самих себе, к проявлению конструктивной активности в разрешении конфликтов и преодолении проблем. Да и частота использования активных стратегий разрешения проблем у них значительно меньше. Автор исследования Е.В. Алексеева связывает выявленные кросс - культурные различия с воздействием таких внешних факторов, как особенности культурной традиции, последствия тоталитарной идеологии, родительские установки на социальную нормативность и опеку. По мнению известного немецкого психиатра X. Ремшмидта, часто психопатологические симптомы представляют собой неадекватное приспособление, неполноценные стратегии преодоления трудностей, возникающих в жизни подростков.

Поиск личной идентичности – центральная задача периода взросления. Конфликтным фактором в данном случае является трудность согласования собственных переживаний, переживаний окружающих и приспособления к общественным нормам.

Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью заявить, что изучаемый нами возраст крайне сложен и деликатен, в работе с подобными детьми педагогу просто необходимо терпение, аккуратность и знание характерных особенностей школьников старшего подросткового возраста.

Что мы знаем о нравственности? Ну, кроме того, что ее «ах, как не хватает подрастающему поколению», что, кстати, вовсе не правда. Что такое «нравственное воспитание личности»? Почему оно так важно для ее развития и существования в социуме? Кто такой – нравственный человек, а также каковы современные нравственные принципы? Очень важно знать ответы на все эти вопросы, поэтому мы постараемся разобраться со всем по порядку.

Нравственное воспитание начинается с рождения человека , и продолжается всю жизнь в ходе повседневных отношений. Под этим термином мы понимаем систему воздействий на человека, направленную на формирование моральных принципов, качеств, а также поведения, которое общество именует «нравственным». Понятие нравственности зависит от культуры народа, вероисповедания и конкретной эпохи (если рассматривать ее на временном отрезке). Нравственное воспитание является основой в развитии личности.

Что такое нравственность

О ней всегда любили поговорить. Ей уделяли внимание педагоги, психологи, религиозные деятели. Нравственные нормы были и есть основой цивилизации, общества. Это единство душевного и духовного в человеке, то, что обеспечивает его поведения в обществе, его отношение с миром. Наиболее распространенный синоним нравственности – мораль.

Что это для личности? Это ее желание оценивать свои сознательные действия (состояния) на основании принятых им норм поведения. Измерителем собственной нравственности для нас является совесть. Это та самая шкала, которая определяет баланс плохого и хорошего в нашем поведении. Каждый из нас имеет шкалу для измерения нравственности, свои критерии, свои правила, которые он получает с воспитанием в семье, школе, с религиозным учением и во взаимоотношениях с окружающим его обществом.

Если этимологически разобрать этот термин, то сразу выявляется корень «нрав» — характер. Впервые понятие «нравственность» было введено в 1789 году и опубликовано «Словаре Академии Российской».

Нравственное воспитание – от колыбели до седин

Нравственные качества личности зарождаются и формируются в семье. Как бы ни казалось это уделом дипломированных педагогов, но основы морали всегда задают родители. Так было сотни веков назад, так будет всегда. Первые понятие о морали дает малышу его мама, с улыбкой и легкой строгостью поясняя, что есть хорошо, а что плохо. «Плохо – тянуть за волосы сестричку, говорить грубые слова, или показывать язык, но хорошо благодарить за вкусный обед, поздороваться с кем-то или оказать помощь» — это пример, а их можно привести сотнями. Элементы нравственного воспитания прослеживаются в каждом моменте повседневной жизни. Нравственным образцом для ребенка всегда будет родитель, каким бы он ни был. Именно поэтому так важно дать неокрепшей личности правильный пример для подражания.

Формирование личности — процесс сложный, долгий, требующий внимания терпения от родителей и от образовательных учреждений, а также всего общества. Прививая моральные качества, следует учитывать возраст индивида, его возможность (готовность) принять информацию, понять ее и правильно переработать.

Нравственное воспитание включает:

  1. Формирование чувства нравственности;
  2. Культура личности и культура поведения;
  3. Осознанная связь с обществом;
  4. Создание нравственных понятий (принципов);
  5. Формирование поведенческих норм.

. Нравственное воспитание - это воспитательное воздействие школы, семьи, общественности, имеющей целью формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали и практ тической деятельности.

Нравственное воспитание - очень тяжелая работа для учителя, так как не всегда совпадают требования школы и семьи, в обществе происходит много негативного, нелегко составить программу воспитательной работы, все в ни й предусмотреть и выполнить. Кроме того, воспитание имеет внутренние противоречия: не срабатывает сразу обратной связи (результатов воспитательной работы сразу не увидишь), воспитание нужно осуществлять за б агатьма направлениям (умственным, нравственным, трудовым, эстетическим, экологическим, правовым, половым, физическим и т.д.). И все это нужно сделать учителялю.

Методологической основой нравственного воспитания является этика - наука о морали, ее природу, структуру и особенности происхождения. Мораль - это система принципов, норм и правил, регулирующих поведение человека в су успильстви, делают ее правильной. Понятие"моральный","нравственность"используют, когда речь идет о конкретном поступке, практическую сторону отношений. Итак, мораль, этику и нравственность нельзя считать синонимамами.

Содержание нравственного воспитания в национальной школе дается в концепциях национального воспитания (1996 г.), внеклассной воспитательной работы (1994 г), украинской национальной школы-семьи (1994 г), непрерывно й системы национального воспитания (1994 г.) и в других нормативных документах. Он включает в себя формирование национального сознания, воспитание любви к развитию национальной государственности, патриотизм; участие молодежи в практических делах развития нашего государства формирование у учащихся чувства достоинства, гордости за свою. Родину, верности Украине. В укреплении патриотических чувств большую роль играет героическое воспитания - формирование боевого морально-психологического духа, воспитание глубокого понимания гражданского долга, готовности защищать. Родину, овладение военными знаниями, изучении я боевых традиций и героических страниц истории украинского народа, его вооруженных силх сил,

О. Вишневский выделяет три этапа развития национального сознания ребенка

И. Этап этнического самосознания с раннего детства - это формирование культа родного дома, семьи, предков, родного села, города. В процессе етнизации большое значение имеет родной язык, сказки, народные песни и обычаи, обряды, творчествоть.

II этап национально-политического самосознания в подростковом возрасте - это восстановление исторической памяти, формирование чувства национального достоинства

III этап общественно-государственного самосознания - это формирование правильного понимания понятий"патриотизм","национализм","интернационализм", привития чувства национальной, расовой, конфессиональной тол лерантности. Моральные ценности делятся на следующие группы: в общечеловеческие, абсолютно вечные, которые имеют неограниченную область применения (гуманизм, доброта, честность, правда, достоинство, мудрость, справедливой весть, чувство прекрасного и т.д.));

в национальные - значимые для одного народа (патриотизм, чувство национального достоинства, историческая память и т.д.);

в гражданские - это признание прав и свобод человека, долга перед другими людьми, уважения к закону, государственных символов, правительства, к идее социальной гармонии и т.п.;

в семейные - нравственные основы жизни семьи, отношения поколений, законы супружеской верности, заботы о детях старше, память о предках, взаимоуважение в семье;

в ценности личной жизни - девиз, по которому живет человек, ориентиры поведения, цели, стремления. Они определяют черты ее характера, поведение, успехи, стиль личной жизни

Законы рыцарской чести, кодекс рыцарских подвигов раскрывает казацкая педагогика

В системе нравственного воспитания важной подсистемой является экологическое воспитание

. Экологическое воспитание - это систематическое воздействие на учащихся с целью формирования экологической культуры, т.е. накопления экологических знаний, воспитание любви к природе, желание беречь и приумножать ее, формирования умений и на авичок деятельности естественного и географического циклов. Биология и география рисуют детям картину современного мира растений, животных, всего, что нас окружает. Физика и химия дают учащимся комплекс политехнических знаний, научные основы и принципы современного производства. История, правоведение показывают недопустимости варварского отношения к природе. Эстетический цикл предметов раскрывает красоту природы и ее влияние на воспитание человекдини.

К системе нравственного воспитания относится воспитание непримиримого отношения к алкоголю, никотина, наркотиков, воспитания сознательной дисциплины, долга и ответственности. С этой целью ученики должны отр риматы знания о вреде различных видов наркотиков, пагубные последствия их употребления. Нужно формировать у учащихся взгляды на наркотики как на социальное зло, привлекать их к борьбе с ним, а с теми, кто вжи ет наркотики, проводить индивидуальную воспитательную работу. Антинаркотическая пропаганда должна проводиться в процессе изучения учебных дисциплин, во внеурочное время (беседы, лекции, диспуты, конференции), особо иву роль играет собственная позиция учителя в отношении наркотиков, курения, употребления алкоголяолю.

Сознательная дисциплина проявляется в строгом, неуклонном выполнении общественных принципов и норм

. Ответственность - это качество личности, характеризующееся стремлением и умением оценивать свое поведение с точки зрения пользы или вреда для общества, сравнивать свои поступки с господствующими в обществе требованиями, нор рмамы, законами, руководствоваться интересами социального прогресс.

. Обязанность - это осознанная личностью система общественных и моральных ценностей общества

В школе ученики изучают свои права и обязанности, правила поведения в обществе, приучаются к порядку и дисциплине на уроках, соблюдают режим труда и отдыха во внеурочное время, применяют сам моврядування, общественное мнение о дисциплине учащихся, склонных к нарушениям дисциплины или безответственности, анализируют причины недисциплинированности. Эти и другие пути и методы способствуют воспитанию сознательно й дисциплины, чувство долга и ответственности ученикив.

Большое внимание в школе должно уделяться правовому воспитанию - это также подсистема в системе нравственного воспитания. В современной ситуации общества растет детская преступность, и за последние пять лет составляет 13% всех зарегистрированных в Украине преступники ив.

"Деформирование личности проходит следующие этапы: появление пробелов и искажений в нравственно-волевой сфере личности, превращение их в относительно устойчивые взгляды и привычки формирование мотивации поведения, я которая включает антиобщественные цели, правонарушения, систематическое правонарушение, преступление"(Фицула. ММ. Педагогика -. К, 1997 -. С59. С.59).

В задачи правового виховання1 принадлежат вооружение учащихся знаниями законов страны, повышения их юридической осведомленности, формирование правового сознания школьников, воспитание уважения к украинским гос дарства и права, выработки умений и навыков правомерного поведения, воспитание нетерпимости к правонарушениям и преступности, преодоление в сознании некоторых учеников ложных представлений и отрицательных навыков и зови чок поведение.

Правовое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с материалами. Конвенции о правах ребенка, изучение правоведения, истории, литературы, географии; во внеклассной и внешкольной воспитательной работе пи ид время бесед, лекций, диспутов на правовую тематику, встреч с представителями правоохранительных органов, осмотра и обсуждения кинофильмов, на заседаниях клубов типа"Подросток и закон"тощ.

. Половое воспитание - это также составляющая общего процесса воспитательной работы школы и семьи, обеспечивает правильное половое развитие детей и молодежи

Педагоги должны воспитывать у учащихся уважение к себе, мужскую и женскую достоинство, уважение к противоположному полу, особенно к женской. Эта работа особенно интенсивно должна проводиться в подростковом возрасте, когда нужно формировать такие чувства, как стыд, совесть, скромность, которые особенно нужны для правильных отношений между юношами и девушками, сдерживания половых желаний, очистки психики от еротич них представлений. Выработать чувство ответственности у юношей и девушек за свои действия в области половых отношений - это значит добиться осознания ими того, что половые связи без настоящего чувства любви является вульгаризацией половых желаний, сталкивает человека с пути нормального развитияку.

Подготовка молодежи к семейной жизни предполагает, кроме вышеупомянутых качеств, воспитание умения выбирать себе друга (спутника) на всю жизнь, наладить дружеские, бесконфликтные отношения в семье, умение вес сти домашнее хозяйство, распределять между собой обязанности, умение распорядиться бюджетом, воспитывать млад.

Методика полового воспитания и подготовки учащихся к семейной жизни предполагает воспитательное воздействие при изучении школьных дисциплин, во внеурочной воспитательной работе. Специфическими подходами есть разговор отдельно с мальчиками и девочками, примеры не только из художественной литературы и кинофильмов, но и из жизни, налаживание здоровых отношений между ребятами и девушками.

Итак, нравственное воспитание должно триединую задачу: формирование нравственного сознания, воспитания нравственных чувств и главное - формирование нравственного поведения. Первоочередной задачей воспитателя является умение раз зпизнаваты мотивы поступков (без мотивам не делается; может быть несколько мотивов). Нужно наблюдать, как формируются мотивы, распознавать их, потому что даже за хорошим поступком может быть скрыт н егативний мотив. Более важны не поступки, а привычки. К. Д. Ушинский говорил, что моральные привычки - это прекрасный капитал, процент с которого позволяет нам красиво жило жити.

В процессе нравственного воспитания педагог пользуется принципами целеустремленности, связь с жизнью, воспитания через коллектив и в коллективе, уважения к личности в сочетании с требовательностью, опоры на п положительные качества личности, индивидуализации воспитательной работы и учета возрастных особливос.

Отбирая методы для нравственного воспитания детей, нужно исходить из цели (что мы хотим воспитать у ребенка), привлекать детей к деятельности и самодеятельности, учить обдумывать и обобщать свой опыт д жизни и поведения, применять различные методы воспитания . Педагогическая позиция воспитателя должна быть скрытой. Как известно, существуют тысячи методов, приемов и средств воспитания, существует классификация за. Ю. К. Бабанский,. М. И. Болдыревым, специфика различных методов воспитания рассматривается детально в лекции"Методы воспитаниявання".