Еще с давних времен вещи ручной работы ценились дорого и пользовались повышенным спросом. Каждый стремился обучиться какому-то рукодельному ремеслу для того, чтобы обеспечивать себя и своих родных и близких людей эксклюзивной одеждой, подделками или оригинальными предметами интерьера.
Ручное вязание - один из самых распространенных видов рукоделия. Обладая таким мастерством, можно без особых финансовых затрат выглядеть стильно и модно. Ученые утверждают, что это не единственное его достоинство: во время вязания человек успокаивается, расслабляется и отвлекается от тревожных мыслей.
Данная статья содержит последовательные уроки, в которых подробно описывается, как научиться вязать спицами. Для начинающих рукодельниц она станет настоящим подспорьем.
Для тех, кто только начинает осваивать технику вязания на спицах, необходимо ознакомиться с инструментами, с помощью которых непосредственно осуществляется процесс.
Первое, с чего начинается вязание любого трикотажного изделия - набор петель спицами. Для того чтобы знать, как правильно подобрать их для определенного типа вязки, необходимо разобраться в основных видах.
Стандартные (обычные) спицы
Такой вид применяется при всех видах вязания, кроме кругового. Изготавливают их из легких материалов, таких как пластмасса, металл, алюминий, дерево. Они отличаются толщиной, от 1 мм до 25,5 мм,и длиной. Имеют один рабочий край, на другом установлен наконечник, выступающий в роли ограничителя.
Чулочные спицы
Используются для кругового вязания, в частности носков, так как вязать 2 спицами их не рекомендуется. Они продаются в комплектации 5 штук. Имеют два рабочих края. Процесс вязания производится следующим образом: изделие располагается в равном количестве петель на 4 спицах, а 5-й провязываются последующие ряды.
Спицы для рисунков «коса» и «жгут»
Благодаря изгибу посередине спицы, их применение значительно упрощает процесс перекрещивания петель. Их диаметр может быть 2-4 мм, выбираются в соответствии с толщиной пряжи.
Маркировочная скрепка
С ее помощью контролируют количество петель или отмечают определенное место на изделии.
Круговые спицы
Они представляют собой 2 рабочих наконечника, соединенных металлической или силиконовой леской. Используются они при определенных рисунках, круговом вязании или в том случае, когда полотно имеет достаточно большую ширину.
Булавка
Она применяется для снятия петель, которые на определенном этапе не нужно провязывать. Размеры такого приспособления могут быть разными (10-15 см).
Открывая модные журналы, можно видеть, что одежда, в зависимости от сезонного назначения, связана из разных видов пряжи. Видя такие красивые вещи, каждый второй задается вопросом: «Как научиться вязать спицами?» Для начинающих вязальщиц опубликовано достаточно много информации с подробным пошаговым описанием. Однако для того чтобы создать по-настоящему красивую и оригинальную вещь, понадобится правильно подобрать для нее пряжу.
Шерстяная нить
Относится к натуральным видам. Для ее изготовления используется овечья шерсть. Отличается широким выбором цветовой гаммы. Из нее в основном вяжутся зимние вещи, подходит для любых видов рисунка.
Хлопковая пряжа
Идеально подходит для любого типа вязки. Она приятна на ощупь, не вызывает аллергии. Изделие из такой нити имеет шикарный вид.
Меланжевая пряжа
В ее состав входят в процентном соотношении синтетическая и натуральная нити. Благодаря своей фактурности, изделия получаются пышными и воздушными. Отлично смотрится на объемных рисунках.
Мохер
Предназначен для вязания теплых вещей. Такая нить очень пушистая, поэтому не рекомендуется применять ее для тех вещей, которые непосредственно прилегают к телу. Наиболее актуальны для нее крупные рисунки.
Фасонная пряжа
Изготавливается путем соблюдения определенной технологии, которая заключается в объединении различных по фактуре, цвету и качеству нитей.
Приступая к вязанию любого полотна, понадобится произвести набор петель спицами. Для этого делается петля из пряжи, которая накидывается на большой палец. Один конец нити проходит через указательный, а другой просто опускается вниз. После этого обе нити фиксируются оставшимися тремя пальцами. Закрепив, таким образом, пряжу, с помощью спицы делаются петли, из которых непосредственно будет вывязываться полотно.
1-й шаг
2-й шаг
3-й шаг
4-й шаг
5-й шаг
Научившись набору первого ряда, можно приступать к основному виду вязки - лицевым петлям. Они являются основополагающими любого рисунка. Для того чтобы получилась лицевая петля, спицами провязывают нить определенным способом. Для этого необходимо зацепить петлю за заднюю стенку свободной спицей и протянуть через нее рабочую нить. Если по рисунку указывается способ вязания за переднюю стенку, то производится подобная манипуляция, только спицей захватывается верхняя часть петли.
Следующий этап освоение вязальной техники - изнаночные петли спицами. Они могут провязываться двумя способами - за переднюю и заднюю стенку. Более распространенным видом считается классический. Для этого рабочая нить накидывается над полотном, спицей захватывается передняя часть петли, через которую протягивают нить, которая образует новую изнаночную петлю.
Накид - воздушная петля. Образовывается она с помощью накидывания рабочей нити, придерживается пальцем, последующая лицевая петля спицами вяжется, как обычная. На стороне, где изнаночные петли, спицами провязывают накид не перекручивая, так, чтобы образовалась дырочка. Такая техника вязания применяется для создания изделия с ажурным рисунком.
При вязании любого полотна надо обратить внимание на первую и последнюю петли. Они занимают основное место в изготовлении качественного изделия. Благодаря выполнению определенной техники, полотно имеет ровные и нерастянутые края. Кромочные и краевые петли провязываются в следующем порядке. В начале ряда первая снимается не провязывая, а в конце последняя вывязывается лицевой петлей.
Существует множество различных способов для вязания резинки. Как правило, с нее начинаются практически любые изделия, поэтому очень важно научиться вязать ее правильно и красиво. Главное условие для нее - не растягивать петли, для того чтобы сохранить хорошую плотность.
Итак, как вязать резинку спицами, разберем несложные варианты.
Резинка 1 х 1
Самый простой вид. Первый ряд: чередуются 1 лицевая петля и 1 изнаночная. Последующие ряды провязываются по рисунку.
Резинка 2 х 2
Вяжется, как первый вариант, только ряд состоит из 2 изнаночных петель и 2 лицевых.
Двойная резинка полая
Для того чтобы ее связать, необходимо последовательно чередовать 1 лицевую, 1 петлю снять, не провязывая. Так вязать с обеих сторон изделия.
Английская резинка 1 х 1
Такой вариант более сложный для новичка, однако можно попробовать.
На спицу набирается четное количество петель. Далее вяжется следующим образом.
1-й ряд : 1 лицевая, на следующую петлю накид и снять на рабочую спицу, так чередовать.
2-й ряд : петля с накидом провязывается лицевой, а на следующую делается накид и снимается, повторять до конца.
3 -й ряд : с начала узора.
Изучив азы вязания, пора попробовать свои силы в изготовлении небольшого аксессуара. Уже можно решиться на то, чтобы связать шарфик спицами себе или родным. Такой подарок станет для них самым желанным. Для него подойдут любые узоры спицами. Ширина - величина индивидуальная: если для ребенка, то 10-20 см, для взрослых - от 15 см. Длина может варьироваться от 1 м и более.
Для шарфа можно использовать нитки различной толщины и расцветки, главное, чтобы он гармонировал с остальной одеждой.
В качестве рисунка лучше подойдут те, которые не имеют изнаночной стороны.
Пример несложного шарфика с узором «шахматка» приведен ниже.
Описание:
Количество петель должно быть кратное 5, плюс 2 краевые.
1-й ряд : 5 лиц. п., 5 изн., чередовать до конца ряда, последнюю провязать лицевой.
2-й ряд и все четные : по рисунку.
3-й ряд : чередовать 5 лиц., 5 изн., кромочную лицевой.
5-й ряд : провязывается, как 3-й.
7-й ряд : 5 изн., 5 лиц., копируется до конца ряда, последняя кромочная.
9-й, 11-й ряды : провязать, как 7-й.
13-й ряд : воспроизвести с 1-го ряда.
13 | . | ■ | ■ | ■ | ■ | ■ | □ | □ | □ | □ | □ | . |
11 | . | □ | □ | □ | □ | □ | ■ | ■ | ■ | ■ | ■ | . |
9 | . | □ | □ | □ | □ | □ | ■ | ■ | ■ | ■ | ■ | . |
7 | . | □ | □ | □ | □ | □ | ■ | ■ | ■ | ■ | ■ | . |
5 | . | ■ | ■ | ■ | ■ | ■ | □ | □ | □ | □ | □ | . |
3 | . | ■ | ■ | ■ | ■ | ■ | □ | □ | □ | □ | □ | . |
1 | . | ■ | ■ | ■ | ■ | ■ | □ | □ | □ | □ | □ | . |
Любые узоры спицами могут иметь описание или схему, в которой рассказывается, как именно связать этот рисунок. Из предыдущего урока можно увидеть примеры описания и схемы. Однако, для того чтобы разобраться в написанном, необходимо ознакомиться с условными обозначениями и научиться правильно читать схемы. На первый взгляд они кажутся непонятными, с какими-то квадратиками, ромбиками, стрелочками, треугольниками.
Однако эта сложность обманчива, разобраться со стандартными сокращениями нетрудно. В любом издании журнала или книги всегда есть пункт «Условные обозначения», как правило, в нем расшифровываются все сокращения в тексте и используемые символы.
Например, основные из них:
Разглядывая схему под приглянувшимся узором, необходимо поискать условные обозначения. Они могут быть напечатаны в конце книги или сразу под схемой.
Например, это выглядит так:
.
- кромочная;
□ -
изнаночная петля;
■
- лицевая петля;
▲
- 3 петли вместе;
Ώ
- накид.
Опишем несложные узоры, которые необходимо вязать спицами, схемы расположим рядом для лучшего восприятия. Стараясь связать предложенные рисунки, нужно постараться максимально разобраться в условных обозначениях, так как от этого будет зависеть качество всего изделия.
Узор «Ромбики»
19 | ■ | □ | □ | □ | □ | ■ | □ | □ |
17 | □ | ■ | □ | □ | ■ | □ | □ | □ |
15 | □ | □ | ■ | ■ | □ | □ | □ | □ |
13 | □ | □ | ■ | ■ | □ | □ | □ | □ |
11 | □ | □ | ■ | ■ | □ | □ | □ | □ |
9 | □ | ■ | □ | ■ | ■ | □ | □ | □ |
7 | ■ | □ | □ | □ | □ | ■ | □ | □ |
5 | □ | □ | □ | □ | □ | □ | ■ | ■ |
3 | □ | □ | □ | □ | □ | □ | ■ | ■ |
1 | □ | □ | □ | □ | □ | □ | ■ | ■ |
Описание :
1-й, 3-й, 5-й ряды : 6 изн., 2 лиц.
2-20-й ряды : по рисунку.
7-й ряд : 2 лиц., 4 изн., 2 лиц., 2 изн.
9-й ряд : 2 изн., 1 лиц., 2 изн., 2 лиц., 3 изн.
11-й, 13-й, 15-й ряды : 2 изн., 2 лиц., 4 изн.
17-й ряд : 1 изн., 1 лиц., 2 изн., 1 лиц., 3 изн.
19-й ряд : 1 лиц., 4 изн., 1 лиц., 2 изн.
21-й ряд : повторить с начала.
Условные обозначения к схемам см. в уроке № 10.
Узор «Звездочки»
Описание :
1-й ряд : из 3 петель вывязать 3 лицевые петли*, 1 лиц.
2-й, 4-й ряды : изн.
3-й ряд : 2 лиц., из 3 петель 3 лицевые, 1 лиц.
5-й ряд : как 1-й ряд.
*3 из 3 петель - 1 лиц., накид, 1 лиц.
Узор «Путанка»
3 | □ | ■ | □ | ■ |
2 | ■ | □ | ■ | □ |
1 | □ | ■ | □ | ■ |
Описание :
1-й ряд : 1 изн., 1 лиц., продублировать до конца.
2-й ряд : 1 лиц., 1 изн., чередовать противоположно с предыдущим рядом.
3-й ряд : повторять с 1-го ряда.
Теперь часто задаваемый вопрос «Как научиться вязать спицами?» для начинающих уже не будет таким пугающим и непонятным. Если следовать в точности предоставленным урокам, появится возможность за достаточно короткие сроки научиться создавать оригинальные трикотажные шедевры.
Для начинающих.
Добро пожаловать в волшебный мир вязания! Сегодня мы узнаем немного о том, какие бывают спицы – основной инструмент вязания, а также научимся:
Вязание спицами – это такой вид рукоделия, для которого не нужно каких – либо сложных приспособлений, механизмов и пр. Необходимы спицы и нитки, ну и умение вязальщицы, конечно. Справедливости ради, стоит отметить, что существуют еще кое-какие «штучки», облегчающие вязальщице жизнь, мы о них еще поговорим и научимся пользоваться. А пока кроме спиц и пряжи нам ничего не потребуется.
Они могут различаться:
Номер спиц соответствует их диаметру в миллиметрах. Номера спиц бывают от 1 до10 с интервалом в пол -номера.
Это может быть
Кроме того, спицы бывают соединены между собой (на леске, специальной проволоке или шнуре). Мой совет начинающим: когда только учитесь вязать – выбирайте спицы среднего размера (№ 2,5-3,5), желательно на леске, легкие, но прочные.
Не менее важной составляющей в вязании является пряжа. О том, какой пряжей вязать, как ее правильно выбрать и как ухаживать, мы познакомимся позже. Пока же достаточно выбрать пряжу шерстяную или смешанную, средней толщины, желательно светлого цвета, чтобы хорошо были видны узоры и возможные ошибки ученика. Итак, пряжу и спицы мы подобрали, начинаем вязать.
Набор петель на спицы — это то, с чего начинается вязание. Существует несколько способов набора петель. Если бы писала теоретический трактат, то рассмотрела бы большинство из нескольких десятков существующих способов. Может быть, позже я их и опишу, но сегодня у нас практическое занятие, даю два способа, которыми пользуюсь много лет.
Этот способ подходит для большинства вязаных изделий.
Мы набрали первые две петли. Далее опять набрасываем концы нити на большой и указательный палец левой руки и повторяем пункты 4-6. Так набираем столько петель, сколько нам необходимо, далее концы нити связываем, чтобы все петли были одинакового размера, и начало вязания было ровным.
Применяется реже первого, обычно для оформления фасонного края деталей из тонких ниток. Честно признаюсь, пользуюсь этим способом очень редко. Но иногда этот способ набора петель просто необходим.
Первую и последнюю петлю вязаного полотна называют крайними или кромочными петлями. Они не принимают участия в образовании узора, но их учитывают при наборе петель на спицы.
Для получения ровного края
А вот от того, как мы провяжем последнюю кромочную петлю, зависит, как будет выглядеть полотно по вертикали. Обычно последнюю петлю вяжут изнаночной, получается ровный край «косичкой», количество петель в косичке в два раза меньше количества рядов. Если же мы будем вязать последнюю кромочную петлю лицевой, край будет рубчатый, его можно применять, если не планируем сшивать края вязаного полотна, также этот прием применяют при вязании вертикальных петель для пуговиц. Однако, пока у нас идут уроки вязания спицами для начинающих, крупные вещи сегодня не вяжем, на время учебы — запоминаем, пока не научились уверенно вязать, последнюю кромочную петлю, всегда вяжем изнаночной. А теперь, самое главное – учимся вязать основные виды петель.
Как вязать лицевые петли? Вы, наверно догадались, что есть несколько способов J.
Правая спица вводится с левой стороны в петлю движением от себя и слева направо, захватив нитку, протягиваем ее в петлю и сбрасываем провязанную петлю с левой спицы.
Правая спица вводится в петлю, движением справа налево за заднюю стенку, далее, захватив нитку, протягиваем ее в петлю и сбрасываем провязанную петлю с левой спицы.
Указательным пальцем левой руки размещаем рабочую нить перед вязанием. Правую спицу под ниткой вводим справа налево в петлю на левой спице. Движением спицы по часовой стрелке захватываем рабочую нить и провязываем петлю
Указательным пальцем левой руки размещаем рабочую нить перед вязанием.
Правую спицу под ниткой вводим справа налево в петлю на левой спице. Переводим рабочую нить за петлю на левой спице и протягиваем ее движением слева направо. Провязанную петлю сбрасываем с левой спицы.
Закрытие петель последнего ряда можно тоже делать различными способами, строгих правил нет:
Первая петля снимается без провязывания, вторая провязывается лицевой петлей. Конец левой спицы вводим слева направо в первую петлю (как при вязании лицевой 1-м способом) и протягиваем через нее вторую петлю. На правой спице остается одна петля. Следующую петлю с левой спицы вяжем изнаночной. На правой спице две петли, и опять одну петлю протягиваем через вторую. Так, чередуя лицевые и изнаночные петли, вяжем до конца ряда, пока на правой спице не останется 1 петля. Вытягиваем петлю и продеваем через нее конец рабочей нити. Этот способ закрытия петель применяется в чулочном, платочном вязании, при вязании ажурных узоров. При вязании рельефных узоров закрытие петель делается по рисунку последнего ряда.
Кромочную петлю провязываем вместе со следующей петлей лицевой за заднюю стенку. Полученную петлю возвращаем на левую спицу, считаем ее крайней и опять провязываем две петли вместе и т.д. до конца ряда.
Это так называемый способ закрытия петель без рабочей нити. Применяется он редко, край изделия получается сильно стянутым. Закрытие петель последнего ряда без рабочей нити производим, если эта сама нить закончилась, довязать нечем, а стянутое полотно нас не напрягает. А если серьезно, я применяю это закрытие петель при вязании детских и женских шарфов, у которых на кончиках будет помпон, т.е. стянутый край даже приветствуется, а еще я так заканчивала вязание шарфов из ленточной пряжи. Там вообще, максимально в работе 6-8 петель и край не виден из-за фактуры пряжи. Итак, закрытие петель последнего ряда начинаем со стороны, противоположной той, на которой находится рабочая нить. Снимаем на правую спицу две петли и по принципу способа №1 протягиваем одну через другую. Так закрываем все петли, через последнюю петлю протягиваем конец рабочей нити, наконец- то мы с ней встретились.
Не могу не сказать еще об одном способе окончания вязания. Это даже не совсем закрытие, просто вместо закрытия петель, мы провязываем еще 4-6 рядов другой нитью, обычно более тонкой хлопчатобумажной. Потом отпариваем край. Так мы готовим его для последующего сшивания специальным трикотажным швом. Но об этом способе сегодня, на уроке вязания для начинающих, говорим только для ознакомления, а вот с первыми двумя, рекомендую быть на «ты».
Одним из самых распространенных способов ручного вязания является вязание на спицах. Вязаные изделия актуальны были всегда. Немного терпения – и у вас в гардеробе появится удивительная вещица, которая поможет скрыть все недостатки фигуры и подчеркнуть вашу индивидуальность.
Изначально вязание появилось лишь как необходимость, которая переросла в настоящее искусство. Историю вязания восстановить трудно, т.к. шерстяные нити сохранить довольно сложно. До нас дошли лишь рисунки, на которых были изображены женщины в чулках. Это изображение относится к 1900 году до н. э. Позже были найдены останки детского носка в Египте, время создания которого относится к III веку н. э.
Самые искусные вязальщицы того времени могли создавать фантазийные узоры, надписи на изделиях. В IX веке вязание на спицах начинает довольно быстро распространяться по Европе. Сегодня ручное вязание «захватило» весь мир.
Для того чтобы на спицах, достаточно немного терпения, внимательности, спиц и пряжи. Все сводится к одному единственному правилу: «От простого к сложному».
Весь принцип вязания на спицах основывается на образовании новых петель и их переплетении. Во всем процессе вязания используется лишь одна рабочая нить.
Как научиться вязать спицами
Вязание спицами в наше время набирает все большие обороты популярности. И это не странно, ведь благодаря такому вязанию, можно сделать множество разнообразных и красивых вещей. Это могут быть разного вида , поделки или же одежда для любого времени года. Освоить технику вязания спицами, это совсем не тяжелое задание, главное чтобы у вас было желание и стремление познавать что-то новое.
Перед тем как начинать творить изделия своими руками, необходимо получить ответы на самые главные вопросы для новичков:
Еще очень давно, мастерицы использовали разные инструменты для вязания. С тех пор ничто не изменилось, разве что сами спицы немного модернизировали. Для всех девушек, которые хотят , есть очень много удобных основных и вспомогательных спиц. И вам, необходимо обо всех них узнать подробнее. Давайте рассмотрим все по отдельности:
Типы спиц
Для того чтобы изделия хорошо получались, то необходимо знать, как правильно подобрать нитки и размер спиц, ведь именно этот фактор влияет на будущее полотно.
У каждой спицы в независимости от предназначения есть свой номер. Иногда он обозначается не только на упаковке, но и на самой спице, ведь без него вы можете нечаянно запутаться. Номер спицы равен размеру ее диаметра. Среди спиц есть больше десяти номеров.
Размеры спиц
Как говорят нам правила. Спица должна быть в два раза толще, чем прядь, которую вы выбрали. Но поскольку техника вязания у каждого человека своя, то все это надо выбирать только индивидуально. Для тех девушек, которые вяжут петли своими руками более свободно, отлично подойдут спицы с диаметром в 1.5 раза толще, чем пряжа, а те, кто вяжет плотно, могут купить себе спицы в 2.5 раз больше чем нитки.
Для того чтобы ваша резинка была эластичной и упругой, то тут необходимо брать инструмент с таким же диаметром как пряжа, или же на 1.5 раза толще.
Так что если вы решили вязать ажурные, летние и легкие вещи, то тогда выбирайте тонкие спицы с номерами 1 и 2. Если вещи и сама нитка будут более плотными, и созданы в несколько сложений, то отличный вариант для спиц это диаметр 2.5-3 см. третий номер инструмента и выше, подходит для вещей объемный и плотный, в которых присутствует толстая нитка. Такие спицы подходят для вязания шапок, жакетов, сумок, пуловеров, пальто и курток.
Хлопок . Хлопком можно вязать любой узор, и он даже получается очень красивым.
Мохер сделан из шерсти и выглядит как пушистая пряжа. Из мохера делают зимние теплые вещи.
Фантазийная пряжа . По-другому ее еще называют меланжевой пряжей. Она состоит из искусственных и натуральных волокон. Меланж может иметь разную форму, например шишечки или букле.
Блестящая . В нее входит смесь из любой пряжи и вискозы или акрила.
Фасонная пряжа . В этой нитке смешиваются волокна, которые не только различны по цвету, но еще и по качеству, они делаются по особой технологии.
Шерстяная . Такая пряжа состоит из овечьей шерсти. Ее можно использовать для многоцветных, гладких или рельефных узоров.
Если вы решили научиться вязать спицами и впервые взяли данный инструмент в руки, то тогда вам необходимо знать технику правильного расположения нити и спиц, а так же знать, как правильно набирать начальные петли. Для набора петелек можно воспользоваться одним из ниже перечисленных способов. Первый способ подходит для основного набора, второй способ нужен, когда необходимо удалить полотно или набрать дополнительные петли:
1 основной способ . На две спицы надо набрать петли, это необходимо для того, чтобы петли не сильно стянулись при наборе, и можно было бы спокойно вывязывать дальнейшие петли. В левую руку надо взять спицы, и при этом надо удержать их чуть выше начала тремя пальцами: указательным, большим и средним. На большой и указательный палец левой руки надо накинуть нитку так, чтобы на указательном пальце был ее конец и заходил в ладонь, а другой конец, который отходит от клубка, обматывает большой палец и уходит в ладонь.Другими пальцами руки надо придерживать кончики нитки. Когда вы правильно расположите нитки, то надо проедать спицу под нитку, которая лежит на указательном пальце, а потом конец, который находится на большом пальце. Далее продвигайте к указательному пальцу спицы и цепляйте нитку, которая лежит на нем, при помощи движения сначала направленного вверх, потом вниз, далее продеть в петельку которая образовалась на большом пальце - спицы и нитку. Когда вы сделали первую петлю, нитку надо снять с пальца, а образованная на спице петля подтягивается. Далее расположите нитки на большой и указательном пальце и так же вяжите вторую и остальные петельки. Когда вы связали определенное количество петель, то необходимо вынуть спицу из петельки.
2 способ . Положить спицы в правую руку, так же, как написано в первом способе. Далее накинуть рабочую нитку на указательный палец левой руки и поддеть спицами и снять образованную петлю на пальце. Далее, подтяните нитку, которая находится на клубке до того момента, пока не получится не слишком натянутая и ровная петля.
После того, как вы научились вязать первые петли рядка, то далее вам надо освоить технику вязания спицами основных петель, из которых состоит любой рисунок. Данные петли носят название – лицевая и изнаночная. Вот процесс, по которым вяжутся данные петли:
При помощи выше указанных петель, можно сделать такие вязки:
Так же, если чередовать изнаночные и лицевые петли, то можно выполнять разнообразные узоры, самыми простыми из которых могут быть ромбы и квадраты. Из более сложных вязок можно назвать разные схемы. И если вы их научитесь читать, то можно сделать любую вещицу.
В наше время есть большое количество придуманных разных схем, которые показывают разные приемы вязания. Благодаря этим схемам, вы можете увидеть и понять, каким образом создается изделие. Так же схемы помогают сократить иногда длинные описания словами. В любом журнале по вязанию есть данные схемы. Некоторые сразу пугаются, как только посмотрят на них, но на самом деле здесь нет ничего страшного и сложного. Нужно только посмотреть на расшифровку всех обозначений, которые находятся в схеме. Основные схемы можно и запомнить или прочитать несколько правил для их чтения:
Есть такие обозначения для самых используемых и частых петель:
Когда вы заканчиваете вязание крючком, то в конце работы закрепляется одна петля, со спицами завершить изделие необходимо закрытием всех петель рядка. Делать это надо так:
Начиная с кромочной, первые две петли вяжутся лицевыми, если это лицевая сторона, а если изнаночная, то петли изнаночные.
Далее снова провязать 2 петли вместе и новую петлю перекинуть на левую спицу. Провязывать петли надо до тех пор, пока одна петля не останется на левой спице, далее она закрепляется крючком. Надо продеть в петлю крючок, захватить рабочую нитку и протянуть через последнюю петлю рядка. Далее надо обрезать нитку затянуть в узел полученную петлю.
После того, как вы выучили нужную информацию и узнали основные приемы вязания спицами, а так же купили все нужные материалы, то вы можете смело начинать творить изумительные вещи не только для себя, но и для своих близких и друзей. Ведь своими руками всегда приятно делать разнообразные изделия.
Виды петель и их условная запись в раппорте узора:
Вязание изделия или образца начинают с набора петель начального ряда. Петли набирают на двух спицах, сложенных вместе. Так поступают для того, чтобы петли начального ряда легко растягивались и легче было провязать петли следующего ряда.
Есть множество вариантов набора петель - из одной нити, из двух, утолщённый накид, с бахромой и прочие. Следует подбирать тот вид набора, который больше соответствует узору вязания. Разберём несколько более распространённых способов.
Начиная вязание, необходимо набрать основные петли. Этот набор образуют при помощи двух спиц, соединённых вместе. Отмеряют нить втрое длиннее предполагаемой ширины изделия и помещают её на указательном пальце левой руки так, чтобы нить, идущая от клубка, находилась между указательным и средним пальцами. Конец нити, со стороны ладони, оборачивают вокруг большого пальца.
Нити держат в ладони, а большой и указательный пальцы отводят друг от друга. В правую руку берут две спицы и вводят под петлю большого пальца снизу вверх. Затем захватывают нить на указательном пальце и проделывают её сквозь петлю на большом пальце (рис.202, А).
Петлю с большого пальца сбрасывают и накинутую нить подтягивают к спицам (рис.202, Б). Образована первая основная петля.
Набор продолжают, спицы сначала помещают под петлю на большом пальце, потом захватывают нить на указательном пальце и протягивают её через на большом пальце, нить равномерно затягивают на спицах (рис.202, В).
Этот набор используют главным образом при образовании петель для пуговиц или по краям изделия, продолжая какой-либо выступ.
Вязание со спицей держат в правой руке и указательным пальцем левой руки накидывают петлю на спицу (рис.203). Таким образом набирают необходимое число петель.
Декоративный набор используют в ластиках варежек или в воротниках кофт и джемперов. Его образуют следующим образом: пряжу, предназначенную для набора, складывают вдвое, потом перегибают пополам и в середину помещают спицы. Итак, посредине пряжа четырёхкратна.
Три нити кладут на большой палец, одну нить на указательный палец, спицы остаются в середине (рис.204, А). Петлю набирают в два приёма.
Сначала, как в простом наборе (рис.202), спицы вводят под петлю на большом пальце, захватывают нить на указательном пальце и под нитью на большом пальце спицы с новой петлёй протягивают в исходное положение (рис.204, Б). Во второй раз нить вокруг большого пальца оборачивают со стороны ладони против себя и спицы вводят в эту петлю сверху под нить ладони.
Кончиками спиц нить с указательного пальца протягивают через петлю большого пальца, петлю с большого пальца сбрасывают и нить не слишком туго затягивают (рис.204, В).
Двойное вязание набирают на цветной нитке, которую потом убирают. На конце пряжи образуют петлю, в которую помещают спицу - нить на указательном пальце.
На большом пальце цветная нитка. Спицу помещают под цветную нитку, потом захватывают пряжу с указательного пальца (рис.205, А).
Каждую следующую петлю набирают так - сначала проводят спицу под пряжу на указательном пальце, потом под цветную нитку и из пряжи указательного пальца набирают петлю на спицу (рис.205, Б).
Первый ряд вяжут следующим образом: 1 пелю снимают не провязав (нить за спицей) и 1 петлю вяжут лицевой вязкой (рис.205, В).
В каждом последующем ряду снятые и лицевые петли меняют местами (рис.205, Г).
Дуга вокруг спицы образует петлю (рис.206). Петля имеет переднюю и заднюю стенки, а нижнюю дугу между двумя петлями называют протяжкой. Самыми простыми и основой для других петель являются лицевые и изнаночные петли.
Лицевую петлю можно образовать двумя способами: вывязывая за переднюю или заднюю стенку. Вязание лицевой петли за переднюю стенку принято считать "классическим". Обычно в литературе под лицевой петлёй имеется в виду именно этот способ вязания, конечно, если нет оговорки, что это следует делать иначе.
Лицевую петлю вяжут следующим образом: правую спицу вводят в петлю спереди передней стенки на левой спице, захватывают нить под спицей правой руки и протягивают через петлю. Новая петля остаётся на правой спице (рис.207 А).
Изнаночную петлю , так же как и лицевую, можно вязать разными способами. Правую спицу вводят в петлю справа налево под передней стенкой. Сверху захватывают нить и протягивают через петлю (рис.207, Б), новая изнаночная петля остаётся на правой спице.
Есть и другие способы вязания лицевых и изнаночных петель, но при них хорошо образуется узор только из лицевых и изнаночных петель. При вязке других видов узоров петли ложатся в ином направлении, нежели при "классическом" способе вязания лицевых и изнаночных петель.
Кофты, джемперы, платки, шарфы и др. изделия вяжут на двух спицах, один ряд вяжут справа налево (лицевая сторона изделия), а другой обратно (изнаночная сторона изделия). Поэтому если необходимо получить лицевую гладь, то туда вяжут лицевыми петлями, а обратно - изнаночный - изнаночными петлями.
На рис.208 показаны лицевая и изнаночная стороны вязания.
При вязании носков, варежек, юбок, джемперов на пяти или кольцевых спицах нет обратных рядов. При вязании на пяти спицах сначала набирают на две вместе сложенные спицы такое количество петель, какое предполагается вязать на одной спице, потом одну спицу вытягивают из набора, складывают ещё раз их вместе и набирают для второй спицы. Так же поступают и с третьей и четвёртой спицами. Когда набрано необходимое количество петель на 4 спицы, пятой спицей приступают к вязаниию по кругу.
Лицевая вязка образует односторонний узор. Эту вязку ещё называют чулочной, лицевую её сторону - лицевой гладью, изнаночную - изнаночной гладью.
Если изделие начинают лицевой или изнаночной гладью, то и в том и в другом случаях край заворачивается на лицевую сторону. Поэтому обычно изделие начинают с двухстороннего узора, который не скручивается.
Если изделие предполагается вязать лицевой вязкой, то нижний край вяжут зубчиками или изнаночными петлями.
1 способ: вяжут 5-10 рядов гладью, потом один лицевой ряд вяжут так: 2 петли вместе лицевой петлёй, 1 накид (нить кладут на спицу от себя, (рис.211). Потом вяжут столько же рядов лицевой гладью, сколько было до ажурного ряда. Цепочку набора набирают на дополнительную спицу и изделие подгибают по линии ажура (зубчиков). Перед каждой петлёй на спицу помещают одну петлю цепочки набора и провязывают их вместе лицевой петлёй. Следят, чтобы петли по вертикали совпадали, иначе край изделия будет перекошен. При желании край можно не провязывать, а подшить.
2 способ: вяжут 5-10 рядов лицевой гладью, потом один ряд на лицевой стороне вяжется изнаночными петлями, потом вяжут столько же рядов лицевой гладью, сколько было до изнаночного ряда. По изнаночному ряду вязание перегибают и привязывают или пришивают так же, как в предыдущем случае. Потом продолжают лицевой узор.
Научившись провязывать всего лишь два вида петель (лицевые и изнаночные), можно освоить любые виды вязок. Сначала самые простые, а потом и более сложные узоры вы найдёте в разделе "Узоры".
Краевые петли в раппорте узора не учавствуют. После подсчёта петель для узора независимо от их количества прибавляют ещё две петли, которые служат только для образования края.
Край изделия может быть вывязан ровным (косичкой) и с узелками.
1-й способ . При начале вязания ряда краевую петлю переснимают, рабочая нитка при этом находится перед спицей. Последнюю краевую петлю провязывают лицевой.
2-й способ . При начале вязания ряда краевую петлю переснимают, рабочая нитка при этом находится перед спицей. Последнюю краевую петлю провязывают изнаночной.
При начале вязания ряда краевую петлю переснимают, рабочая нитка при этом находится за спицей. Последнюю краевую петлю провязывают лицевой.
После окончания вязания изделия или образца последний ряд открытых петель закрепляют. Делать это можно двумя способами.
1-й способ - при помощи спицы (рис.210). Краевую первую петлю, как обычно, переснимают на правую спицу непровязанной. Следующую петлю вяжут лицевой, затем концом левой спицы оттягивают предыдущую пелю, а правой спицей протаскивают через лицевую. После этого оттянутую петлю сбрасывают и повторяют всё сначала до конца ряда. Нитку обрывают и продёргивают через последнюю петлю, тем самым закрепляя вязание.
2-й способ - при помощи иглы. Оставляют конец рабочей нитки примерно в три раза длиннее закрываемого полотна и проделывают его в иглу. Иглу пропускают в крайнюю петлю последнего ряда петель с лицевой стороны на изнаночную, затем во 2-ю петлю с изнаночной стороны на лицевую и протягивают через эти три петли рабочую нитку. После этого вводят иглу в 1-ю петлю с лицевой стороны на изнаночную и в 3-ю петлю с изнаночной стороны на лицевую и т. д.
При таком закреплении петель последний ряд растягивается так же хорошо, как и при закреплении петель спицами, только не образуется косички.
Конец правой спицы вводят в петлю на левой спице слева направо от себя, захватывают рабочую нитку за спицей и вытягивают петлю на себя.
В раппорте узора записывают: 1 лицевая.
Лицевая скрещенная петля (рис.3).
Конец правой спицы вводят в петлю на левой спице справа налево от себя, захватывают рабочую нитку за спицей и вытягивают петлю на себя.
В раппорте узора записывают: 1 лицевая скрещенная.
Нитку накидывают на левую спицу. Правую спицу вводят под рабочую нитку и в петлю справа налево, захватывают рабочую нитку перед спицей и вытягивают петлю от себя.
В раппорте узора записывают: 1 Изнаночная.
Нитку накидывают на левую спицу. Правую спицу вводят под рабочую нитку и петлю на левой спице сзади наперёд слева направо от себя, захватывают рабочую нитку перед спицей и вытягивают петлю от себя.
В раппорте узора записывают: 1 Изнаночная скрещенная.
Правую спицу проделывают в две или более петель на левой спице слева направо от себя, захватывают рабочую нитку за спицей и вытягивают петлю на себя.
В раппорте узора записывают: 2 вместе лицевой.
Правую спицу проделывают в две или более петель на левой спице справа налево от себя, захватывают рабочую нитку за спицей и вытягивают петлю на себя.
В раппорте узора записывают: 2 вместе лицевой скрещенной.
Концом правой спицы предварительно поворачивают первую петлю на левой спице, а затем провязывают, как две петли вместе лицевой скрещенной.
В раппорте узора записывают: 2 вместе лицевой, первую поворачивают.
Нитку накидывают на левую спицу. Правую спицу вводят под рабочую нитку в петли на левой спице справа налево, захватывают рабочую нитку перед спицей и вытягивают петлю.
В раппорте узора записывают: 2 вместе изнаночной.
Нитку накидывают на левую спицу. Правую спицу вводят под рабочую нитку в петли на левой спице сзади наперёд слева направо на себя, захватывают рабочую нитку перед спицей и вытягивают петлю.
В раппорте узора записывают: Две вместе изнаночной скрещенной.
При помощи дополнительной спицы вторую и первую петли на левой спице меняют местами так, чтобы вторая стала первой и при провязывании петель вместе закрывала краевые. Провязывают петли как при лицевой скрещенной.
В раппорте узора записывают: 3 вместе, вторую и первую поменять местами.
Концом правой спицы захватывают рабочую нитку сверху справа налево на себя. Наброшенную на спицу петлю придерживают указательным пальцем правой руки, провязывают следующую петлю.
В раппорте узора записывают: накид.
Для образования ажура и прибавления петли в последующем ряду накиды повязывают лицевой или изнаночной петлёй.
При провязывании в последующем ряду накида лицевой скрещенной или изнаночной скрещенной петлёй ажура не образуется, только прибавляется петля.
Правой спицей захватывают рабочую нитку снизу слева направо от себя. Наброшенную на спицу петлю придерживают указательным пальцем правой руки, провязывают следующую петлю.
В раппорте узора записывают: накид обратный.
Для образования ажура последующем ряду накиды провязывают лицевой скрещенной или изнаночной скрещенной петлёй.
При провязывании в последующем ряду накида лицевой или изнаночной петлёй ажура не образуется, только прибавляется петля.
Концом правой спицы делают два накида. Для прибавления петель в последующем ряду правый накид провязывают лицевой, а второй - изнаночной петлёй.
В раппорте узора записывают: 2 накида.
Образуют петлю из рабочей нитки, набрасывают на правую спицу.
В раппорте узора записывают: 1 воздушная петля.
Конец правой спицы вводят в петлю, расположенную на один или несколько рядов ниже вывязываемого, захватывают рабочую нитку и вытягивают петлю. Петли, расположенные над вновь образовавшейся петлёй, в зависимости от рисунка сбрасывают или провязывают.
В раппорте узора записывают: 1 лицевая из петли нижележащего ряда.
Конец правой спицы вводят под горизонтальную нитку между петель нижележащего ряда, захватывают рабочую нитку и вытягивают петлю.
В раппорте узора записывают: 1 лицевая из промежутка между петлями нижележащего ряда.
Петлю на левой спице провязывают два раза - один раз лицевой, а второй -изнаночной петлёй, после чего её сбрасывают со спицы.
Сначала провязывают вторую петлю лицевой скрещенной за вывязываемым узором. Не снимая её с левой спицы, провязывают первую петлю лицевой, затем петли с левой спицы сбрасывают.
В раппорте узора записывают: Сначала вторую петлю за спицей, затем первую.
Сначала провязывают вторую петлю лицевой (или изнаночной) перед вывязываемым узором. Не снимая её с левой спицы, провязывают первую петлю лицевой (или изнаночной), затем петли с левой спицы сбрасывают.
В раппорте узора записывают: Сначала вторую петлю перед спицей, затем первую.
При перемещении нескольких петель изменяется порядок их провязывания. Нужное число петель переснимают на доп. спицу и оставляют её перед вывязываемым узором. Затем провязывают обычным образом несколько петель, после этого провязывают петли с доп. спицы.
В раппорте узора записывают: 2-3 петли снимают на доп. спицу перед узором.
Петли для перемещения переснимают на доп. спицу и оставляют её за вывязываемым узором. Затем вывязывают нужное количество петель с левой спицы, после этого провязывают петли с доп. спицы.
В раппорте узора записывают: 2 петли снимают на доп. спицу за узором.
Если петлю переснять непровязанной с левой спицы на правую, то она займёт два ряда по высоте; если эту петлю и в следующем ряду оставить непровязанной, она ещё увеличится, т. е. вытянется. Рабочая нитка в зависимости от рисунка бедет проходить за вытянутой петлёй или перед ней.
В раппорте узора записывают: 1 петлю переснимают, рабочая нитка за узором (рис.24, а) или:
1 петлю переснимают, рабочая нитка перед узором (рис.24, б).
Если переснимают несколько петель подряд и в нескольких рядах, то образуются отрезки ниток, которые могут служить украшением лицевой стороны изделия. Тогда одну из петель предыдущего ряда провязывают под отрезками ниток (рис.25).
В раппорте узора записывают: 1 лицевая (изнаночная) под отрезками ниток.
Делают накид, а затем петлю переснимают непровязанной с левой спицы на правую. Рабочая нитка находится на спице вместе со снятой петлёй.
В раппорте узора записывают: накид, 1 петлю переснимают (рис.26 а).
В последующих рядах в зависимости от рисунка можно петлю и накид переснимать непровязанными, предварительно сделав накид.
В раппорте узора записывают: 1 накид, накид и петлю переснимают (рис.26 б).
В последующих рядах накид и петлю провязывают.
В раппорте узора записывают: 1 лицевой вместе с накидами (рис. 26, в).
Правую спицу направляют в промежуток между петлями на левой спице (например, между 3-й и 4-й), захватывают рабочую нитку спереди назад и вытягивают длинную петлю. В зависимости от рисунка её провязывают в этом же ряду следующей петлёй или в следующем ряду, сохраняя при этом набранное количество петель.
В раппорте узора записывают: вытягивают длинную петлю из промежутка между 3-й и 4-й петлями.
Правую спицу направляют в петлю и по часовой стрелке делают два и более оборотов (накидов) в зависимости от рисунка, а затем вытягивают петлю.
В раппорте узора записывают: 1 увеличенная лицевая петля с двумя накидами.
В последующем ряду накиды сбрасывают, за счёт этого петля увеличивается.
Правой или левой спицей в зависимости от наклона стежка подхватывают нужную петлю (по узору она может быть увеличенной, вытянутой и т. д.),протягивают в неё рядом расположенные петли и перекидывают её со спицы на петли. Перекинутая петля имеет вид стежка.
В раппорте узора записывают: в 3-ю петлю протягивают две первые.
В описаниях узоров часто повторяется вязание предыдущего ряда.
В раппорте узора записывают: вяжут по рисунку. Это значит, что выполняют вязание не так, как записан раппорт в предыдущем ряду, а как его видят при вывязывании ряда, т. е. если видят вывязываемую петлю лицевой, то и вяжут её лицевой, если изнаночной, то вяжут изнаночной.
Если встречаются накиды, но не указывается, как их вязать, то их провязывают по лицевой стороне - лицевой, по изнаночной - изнаночной петлёй.