Загадки про безопасность дорожного движения. Загадки про пдд, светофор, регулировщика, зебру, пешеходный. Жёлтый глаз глядит на нас

21.09.2019

"Если я начну писать про то, чего не знаю, – это вот будут подлинные враки" , – говорил он. И писал о том, что знал: о дальних странах, о честных моряках, о работящих слонах и храбрых мангустах, о том, как люди летают на Северный полюс и строят электростанции. Житков сумел написать настоящую энциклопедию для четырёхлетних малышей – книгу "Что я видел" , где рассказывается и о метро, и о семафоре, и об огороде, и о зверях в зоологическом саду.

Житков закончил естественное отделение Новороссийского университета, служил моряком, штурманом на парусном корабле, был капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища, путешественником. Учился на кораблестроителя.

"Он мог ответить на все вопросы: о скрипках, кораблях, математике, – вспоминал о Житкове писатель Борис Ивантер , – языках, литературе, оружии, живописи, привычках зверей, сопротивлении материалов, плаванье, аэродинамике. С карандашом в руке он доказывал вам законы остойчивости корабля и "дальнобойности" скрипки, строил композиции обложки или иллюстраций и объяснял, почему горы не могут быть высотой в 50 километров".

Самуил Маршак восторгался фразой Житкова "Воздух словно звоном набит". Это описание ночной тишины. Таков был его язык – парадоксальный, контрастный, динамичный. И очень сжатый. "В Аравии солнце до того яркое, что тень кажется ямой". "Во время тайфуна в Тихом океане пальмы на острове ложатся, как трава, воздух становится твёрдым, словно доска, держит, если ты обопрешься на него".

В день рождения писателя "Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку интересных фактов из его биографии.

1. Житков учился в одном классе одесской гимназии с мальчиком по имени Коля Корнейчуков. Боря, отличник, племянник адмирала, сидел на первой парте. Коля, безотцовщина, хулиган, сын прачки, обитал на "камчатке" и страшно ему завидовал. "Нам он казался надменным. Но мне нравилось в нем всё, даже эта надменность", – вспоминал Коля спустя много лет, когда уже стал знаменитым писателем Корнеем Ивановичем Чуковским .

2. Коля мечтал свести с Борей знакомство, но робел. Помог случай. Услышав от учителя русского языка, что слово "отнюдь" скоро отомрёт, Коля и его друзья с "камчатки" решили спасти его – употреблять как можно чаще, вставлять в ответы на все вопросы. За это Колю наказали – заставили два часа после уроков сидеть в классе, без обеда. Потом Коля побрел домой, и на улице встретил Борю. Мальчики молча шли рядом, и вдруг Боря ни с того ни с сего спросил: "Грести умеешь?". "Отнюдь... То есть нет, не умею...", – пролепетал Коля. "А править рулём?.. А гербарий собираешь?". Коля даже не знал, что такое гербарий. "А какой сейчас дует ветер? Норд? Или вест? Или ост?". Видимо, дерзость хулигана с "камчатки" привлекала Борю, с этого дня началась их дружба. Житков стал учить Колю морскому делу, гребле, гальванопластике, французскому языку, причем обращался с ним деспотично и сурово.

3. Весной 1897 года 15-летний Борис предложил Коле совершить пеший поход из Одессы в Киев, где жила его сестра Вера Степановна. Перед отправлением Коле пришлось подписать контракт с обещанием беспрекословно подчиняться Житкову как командиру. На пыльной жаркой дороге Коля потерял самообладание и, не дожидаясь очередного привала, улегся отдыхать в канаву. Житков ушёл вперёд один. Коля бросился его догонять, и на телеграфном столбе у поворота заметил бумажное объявление, приклеенное воском от свечки: "БОЛЬШЕ МЫ С ВАМИ НЕ ЗНАКОМЫ". В Киеве Коля и Боря встретились. "Он заговорил со мной как ни в чем не бывало, очень дружелюбно, без тени обиды (…). Но едва мы очутились наедине и я вздумал продолжать разговор, как вдруг, к моему ужасу, услыхал от Бориса: "Я разговариваю с вами только там, за столом, так как не хочу унижать вас перед Верой Степановной, но вообще – я уже заявил вам об этом – мы больше не знакомы".

4. Во время революции 1905 года Борис, студент Новороссийского университета, вместе с боевым отрядом защищал еврейский квартал от погромщиков. Его поразил знакомый еврейский юноша Лёва – слабый и трусливый в обычное время, в бою он оказался храбрее всех. Потом Борис узнал, что погромщики зверски убили его сестру – забросили её в горящий дом. "У него в ушах стоял крик сестры", "Это стояло сзади, и на это опирался его дух", – написал много лет спустя Житков в рассказе "Храбрость". Погромам 1905 года посвящён и его роман "Виктор Вавич" .

5. Житков отличался великолепной способностью к языкам. Помимо европейских, которые изучались в гимназии, он знал новогреческий, арабский, румынский, польский, татарский, датский, турецкий. Он быстро схватывал особенности местного произношения. Однажды в Лондоне он зашёл в лавочку, где часто покупал папиросы. Хозяин спросил: "Что-то вас долго не было видно, сэр... А-а, вы были в Дерби!". "Как вы узнали об этом?", – спросил Житков. "Родной говор услышал, сэр. Я ведь сам из Дерби".

6. В 1923 году Житков приехал в Петроград, больной и без денег. У него украли документы, нужные для поступления на работу. В отчаянии он явился к своему школьному другу Чуковскому. Целый вечер развлекал его детей рассказами о своих путешествиях и морских приключениях. Чуковский предложил ему написать на этой основе рассказ. И через несколько дней Житков принес ему тетрадку с новеллой "Шквал" . "Каждая страница была сложена вдвое, текст занимал лишь одну половину, другая оставалась свободной, именно для того, чтобы я, как "профессиональный писатель", имел наибольший простор для внесения нужных поправок (…) Я (…) с удивлением убедился, что редакторскому карандашу здесь решительно нечего делать, что тот, кого я считал дилетантом, есть (…) законченный мастер, с изощрённой манерой письма, с безошибочным чувством стиля, с огромными языковыми ресурсами". В 1924 году в петроградском издательстве "Время" вышла первая книга Житкова "Злое море" .

7. Евгений Шварц вспоминал, что Житков любил загадывать приходящим в редакцию журнала "Воробей" научные загадки. Например, "какая фигура получится, если угол комнаты и потолок пересечь плоскостью?". "Ответить надо было быстро, не глядя в потолок".

8. После развода с женой Житков поселился у Шварца. "В новом своем обиталище завел он корабельную чистоту, варил настойки и наливки по особым, своим собственным рецептам и рисовал на них акварелью этикетки". Однажды жена Шварца пожаловалась, что ни в одном магазине не может найти сахарных щипцов. "Утром на другой день принесли от Бориса письмо и свёрток. Он писал Катерине Ивановне, что нашел в комиссионном магазине щипцы, к сожалению, мельхиоровые, которые просит принять временно, пока он их не заменит серебряными.

9. В характере Житкова методичность и терпение сочетались с одержимостью. В конце 1920-х годов он увлекся игрой на скрипке (хотя, по воспоминаниям Чуковского, обучался ей и в детстве, ещё в гимназические годы). "Я играю по 4 часа в день, – писал он Чуковскому 18 марта 1927 года. – …С китайским терпеньем я прохожу этот курс. И я твердо знаю, что я не музыкант. И вот подите – страсть и наважденье". Из-за усиленных занятий он даже отказывался от интересных поездок по стране. По словам Шварца, "на скрипке Борис учился играть потому, что ноту надо было на этом инструменте находить своими силами. По его мнению, клавиши рояля действовали на ученика развращающе, изнеживающе. В сочетании уже существующих тонов имелась кем-то найденная правильность, (…) чего не могла допустить свободолюбивая душа Бориса".

10. Такая же страстность проявилась и в работе над романом "Виктор Вавич", которая шла с 1926 по 1931 год. Однажды Житков позвал в гости знаменитого детского поэта Николая Олейникова , чтобы тот послушал очередную главу. Встретил его у трамвайной остановки, сунул рукопись и приказал: "Читай! Я поведу тебя под руку!".

Борис Степанович Житков родился 11 сентября 1882 года, недалеко от Новгорода, в деревушке на берегу Волхова, где родители снимали дачу. Семья Житковых жила в то время в Новгороде. Отец Бориса был учителем математики. Очень хорошим учителем. По учебникам, написанным им, учились арифметике и геометрии несколько поколений. «Отец отличался общительностью, его любили, и он умел объединить вокруг себя людей, – вспоминала сестра писателя. – Он не терпел никакой небрежности ни в чём». Но из-за твёрдого клейма «неблагонадёжного» он вынужден был менять одно место работы за другим.

Семье пришлось поколесить по России, пока не осели в Одессе, где отцу удалось устроиться кассиром в пароходстве. Мать Бориса была отличной пианисткой, она боготворила музыку. В юности даже брала уроки у великого Антона Рубинштейна. Музыка наполняла их дом, неслась из открытых окон на улицу. «Под звуки музыки, – вспоминала сестра Житкова, – мы привыкли засыпать».

Бориса отдали во вторую одесскую гимназию. В том же классе, что и Житков, сидел высокий, худой, очень вертлявый гимназист, будущий писатель Корней Чуковский. Однажды Борис уговорил Колю Корнейчукова отправиться в Киев пешком! А это 400 км. Вышли на рассвете. У каждого заплечный мешок. Но шли недолго. Борис был властным, непреклонным командиром, а Коля оказался строптивым подчинённым.
Борис был необычным гимназистом. Его увлечения не знали границ. Казалось, он интересовался всем: то часами играл на скрипке, то изучал фотографию. Надо сказать, что изучатель он был дотошный. И результатов часто добивался отличных. Например, увлёкшись спортом, не только в гонках призы получал, но вместе с товарищами построил небольшой парусный бот с каютой.

Житков Борис изучал математику и химию в Новороссийском университете. Летом 1905 года, когда началась первая русская революция, а на броненосце «Потёмкин» взвился красный флаг, студент Житков ночью на паруснике, притушив огни, перевозил оружие восставшим матросам и портовым рабочим. За участие в «беспорядках» его исключили из университета. Пытался перевестись в Петербургский университет и, конечно, получил решительный отказ.
Бориса Степановича манили вольные ветры и морские просторы.

Сдал экстерном экзамен на штурмана. Летом нанимался на парусники, ходил по Чёрному морю и к дальним берегам: в Турцию, Болгарию. Плавал и по Средиземному морю, и по Красному. И где только он не побывал!
В 1909 году Борис Житков отправился в ихтиологическую экспедицию по Енисею. Его отец писал: «Борис доволен, что, наконец, на дело попадает. Мне кажется, это хорошо, что он не в канцелярию и даже не в лабораторию попадает, а в экспедицию, в подвижное, живое дело».

Научное путешествие завершилось успешно. Экспедиция благополучно возвратилась в Красноярск, и здесь Житков принял важное решение. Судостроение давно привлекало его. Он решил стать инженером-кораблестроителем, поступить в Петербургский политехнический институт.
В сентябре 1909 года Житков – в Петербурге. Он – снова студент. Минул год. Житков едет на практику в Данию. Там он работает на машиностроительном заводе простым рабочим. Осенью опять за книги. Ходит на лекции, в лаборатории, чертит, рассчитывает. Учиться ему радостно. «Так, знаешь ли, интересно, что рад бы позаняться больше, да некогда, вот беда», – жалуется он племяннику.

А летом – снова в море. В 1912 году Житков отправился на учебно-грузовом судне в кругосветное плавание. Начал он это плавание юнгой, затем стал кочегаром и к концу путешествия уже был помощником капитана. Был в Индии, на Цейлоне, в Китае, в Японии. Житков не знал, что станет писателем, однако он навсегда запомнил и умных индийских слонов, и аромат зноя, и чёрную худую спину сингалеза-рикши.
Россия накануне революции. В стране неразбериха, на биржах труда толпились безработные. Даже такому опытному и знающему человеку, как Житков, нелегко было найти работу инженера. Ему приходилось голодать, скитаться, скрываться.

Было среди увлечений Бориса Степановича одно, которое упорно «вело» к той калитке в заборе, что «открыла» Житкова-писателя. Можно сказать, его рука с детства тянулась к перу, «перо к бумаге». Он выпускал рукописные журналы. Всю жизнь вёл дневники. Его письма, порой, – целые рассказы. Однажды для племянника Борис Степанович придумал длиннющую повесть в письмах с продолжением. Писал он и стихи: их у него накопилась целая тетрадь.
И вот, со страстью, с которой мальчишкой водил яхту по Чёрному морю, он – человек немолодой, бросился в литературную работу. Для Житкова началась новая жизнь, и он с жаром набросился на дело, о котором давно смутно мечтал и которое было его истинным призванием. Писательский талант у Житкова раскрылся в нём как-то сразу и разгорелся быстро и ярко.

Когда Житков взялся за перо, новый смысл приобрела вся его прежняя жизнь, она стала материалом для творчества. Вот, оказывается, для чего изучал он корабельное дело, и плавал на кораблях и подводных лодках по морям и океанам, и летал на аэроплане, и был в Индии, в Японии, в Африке; вот зачем провёл всю свою жизнь в тесном общении с рабочим людом – матросами, плотниками, охотниками-поморами, рабочими судостроительных верфей; вот зачем жадно вслушивался в народную речь, вот почему постоянно интересовался природой искусства.

Один за другим стали появляться рассказы о необычайных приключениях мужественных моряков и лётчиков и о смелых русских революционерах. Героями произведений Бориса Житкова были люди ярких, резких характеров: таких он не раз встречал в своей полной событий жизни. Он точно сорок лет ждал того момента, когда сможет рассказать обо всём, что видел, пережил, и наконец, дождался.

Любил Житков рассказывать в своих книгах и про птиц, и про животных, жизнь и повадки которых он отлично знал. В Индии он видел слонов в лесу, на работе, наблюдал, как они таскают брёвна, как нянчат детей; видел, как маленький зверёк мангуста воюет со страшной змеёй; как умны, шаловливы и надоедливы обезьянки вроде Яшки. А рассказы «Про слона», «Беспризорная кошка» мог написать человек не только любивший животных, но и понимавший их. Как тут не вспомнить, что были у Бориса Житкова и дрессированный волк, и кот, умевший «становиться обезьяном».

Перу Бориса Житкова принадлежат талантливые романы, пьесы, статьи, написанные для взрослых. За 15 лет литературной работы (а точнее, четырнадцать с половиной) им написано 192 произведения, в том числе: 74 очерка, 59 повестей и рассказов, 7 крупных произведений, 14 статей. Но, пожалуй, «своё, житковское, новое слово сказал он именно в детской литературе».

За годы работы в детской литературе Житков успел перепробовать все жанры, все виды книги для детей и изобрёл и подсказал немало новых: он –кому один из создателей научно-художественного жанра; он затеял еженедельный журнал-картинку для детей, ещё не умеющих читать; он придумывал разные виды книжек-игрушек; он принимал участие в создании специального календаря для детей. Он постоянно затевал новые отделы в детских журналах – в «Пионере», «Чиже», «Юном натуралисте». Он написал 38 маленьких рассказов для дошкольников. Это сказки «Кружечка под ёлочкой», «Девочка Катя», это рассказы «Пудя», «Наводнение», «Красный командир». Писатель в очерке рассказал детям о том, «Как советские лётчики завоевали Северный полюс»; к столетию со дня смерти А. С. Пушкина подготовил в «Чиже» статью и был очень озабочен тем, чтобы рассказать детям доходчиво и ясно о великом поэте. «О Пушкине… это самое трудное, – сообщал он в письме. – Тут нужно найти сердце, и дыхание, и подъём, и жар».
Он поведал своим юным слушателям-читателям и о подвиге челюскинцев, и о жизни детей за рубежом, и о новых советских морских судах, и о большевике С. М. Кирове, и о событиях в Испании, и о дружбе советских людей. Его маленькие рассказы, как, например, «Пожар», «Как подняли пароход со дна», «Почта – это целая энциклопедия профессий о труде пожарных, водолазов, почтальонов, это рассказы о советском человеке – труженике, коллективисте.

Как и в детстве, Житков «жаждал учить, наставлять, объяснять, растолковывать». И подчас героями его произведений становились… топор и пароход. Как автору хотелось, «чтобы руки и мозги зачесались» от чтения этих книг. Для этого он непрестанно и усердствовал выдумкой.
Пригодились тут и разнообразные знания Житкова. Недаром о них ходила громкая слава. Он мог домашней хозяйке объяснять, как лучше солить капусту, а писателю К. Федину – как делают бочки. Да так объяснять, что тот «слышал стук и гул работы… и готов был … немножко построгать вместе с замечательным бондарем – Житковым».

Вершиной научно-художественного мастерства Житкова и ярчайшим образом его творческой изобретательности является очерк о том, как делаются книги, – «Про эту книгу». Писатель принял до гениальности простое решение – рассказать об этом на примере той самой книги, которую он пишет. И так прямо и начинает: «Вот я написал «Про эту книгу», а книги-то пока нет никакой. Книга ещё будет. Это я надеюсь, что пока я буду писать, как эту книгу сделать, – гляди, уж целую книгу напишу…»

В этой книге Житкова максимально использован принцип наглядности. На первой странице напечатано факсимиле рукописи, потом показаны набор, вёрстка, корректура, правка редактора. Читатели видят, какие несуразности получаются, если пропустить хоть одну операцию.
Автор умело показывает неразрывное единство между руками мастера, печатника, делающего книгу, и машиной, облегчающей труд. Книга словно создаётся на глазах читателя, который убеждается, что, как бы далеко ни ушла техника, рождение книги всегда остаётся чудом.

Отчаянный интерес к жизни не давал писателю Житкову покоя. То он брался сделать фильм о микробах, то взахлёб рисовал («Не могу отстать от рисования, будь оно трижды проклято!»), то возвращался к скрипке. «Я в плену, я влюблён и у ног в восхищеньи» – это о новом инструменте, с нежным «женским» голосом.
Каждый его рассказ, каждая книга – это опыт, поиск. Виталий Бианки назвал Бориса Житкова «Вечным Колумбом», то есть вечным искателем. А какой же Колумб без открытий! В 1936 году Житков взялся за небывалую книгу – «энциклопедию для четырёхлетних граждан». Он назвал её «Почемучкой». Это было новаторское произведение, потому что ничего похожего ни в России, ни на Западе до тех пор не было. Первым слушателем и критиком отдельных глав стал реальный, настоящий почемучка – сосед старшей сестры Бориса Житкова – Алёша, с которым Борис Степанович довольно часто встречался и беседовал.

Острая память детства помогла Житкову понять особенности маленьких детей, своеобразие восприятия ими жизненных явлений, перевоплотиться в своего героя – «носителя чувств четырёхлетнего человека». Житков писал: «Я вспоминаю пароходный трап по тому, как я на нём расшиб себе голень, вспоминаю индюка по тому, как он меня больно клюнул, когда я совал ему зёрна, а лошадь по тому, как она меня не укусила, когда я ей давал на ладони сахар. А я этого как раз ждал и боялся. А она бархатными губами затянула сахар, мягко и осторожно, а могла бы откусить мне руку по локоть».

Житков в книге «Что я видел» сумел создать такого героя, с которым все дети себя полностью отождествляли и отождествляют; он дал возможность своему Алёше Почемучке совершить замечательное путешествие, повстречаться с такими людьми, которые в ответ на его вопросы рассказывают и показывают много интересного. Это и «дядя военный», который знал в лесу все деревья и грибы, умел найти дорогу по солнцу; это и матрос Гриша, который показывал Алёше всё на пароходе; и капитан, главнее которого на пароходе не было. Все персонажи – и Матвей Иванов с его рассказами о колхозном саде, и старый дедушка в шалаше на колхозном баштане, и Маруся, которая водит Алёшу в колхозный сад и угощает его сливами, и многие другие заняты своим делом. Но каждый из них оставляет в сердце мальчика заметный след.

Герой Житкова – настоящий, живой, непосредственный мальчик, со своим характером, поступками, капризами. Путешествие Алёши помогает объединить все события, в которых участвует герой, сделать книгу сюжетной. Поддерживают интерес к рассказу то драматические, то комические ситуации, в которые попадает герой, и очень непосредственная, эмоциональная реакция мальчика.

Здесь нет ограничений ребёнку, а идёт воспитание его для познания. Поэтому Б. Житков считал: «… Пусть день за днём, по приключениям, впитывает «читатель» новые сведения, и пусть по этим этапам они укладываются в его воображении, как если бы они случились в его жизни». Отсюда понятно, почему книгу «Что я видел» называли и называют «учебником жизни», а её автора – талантливым педагогом.
Зимой 1937 года Борис Степанович заболел. Один литератор посоветовал Житкову лечиться голодом. И он начал голодать. Нетрудно представить, какой огромной воли требовал этот, по выражению Бориса Степановича, «факирский» метод лечения.

«Голодаю вот уже 21 день, – писал Житков знакомому художнику. – Вообразите, что голодовка нисколько не повлияла на мою работоспособность».
И в самом деле он не прекращал литературную работу. К нему приходили писатели, редакторы. До глубокой ночи диктовал он жене, Вере Михайловне Арнольд, книгу «Что я видел» о путешествии и приключениях Алёши Почемучки.
Первого августа Житков с удовлетворением записал в дневнике: «Этой ночью к пяти часам утра я кончил «Почемучку». Итого – год работы». Книга для «маломерных читателей» под названием «Что я видел» вышла в 1939 году. Она стала последней для Бориса Житкова.

Увы, лечение голодом Житкову не помогло. Чувствовал он себя плохо, но мысль его была по-прежнему напряжена. Ещё работая над книгой «Что я видел», Житков задумал другую книжку для малышей – сборник рассказов о том, как с помощью техники советские люди борются со стихийными силами: наводнением, пожаром, метелью. Эту книжку Житков назвал «Помощь идёт».

И ещё одну книжку для дошкольников написал он в это время – «Что бывало» – сборник коротких рассказов о разных случаях, смешных и серьёзных. «Вы не понимаете, – писал Житков писательнице Н. Л. Дилакторской, – какой исключительной трудности эта задача – писать эту хрестоматию».
Не все книги, которые Б. Житков задумал, были им написаны. Собирался он написать и увлекательную книгу об истории корабля. Но не успел.

Не успел Житков создать и принципиально новый учебник для школьников, хотя тоже мечтал об этом. «Я думаю, что надо наконец начать кому-нибудь писать настоящие учебники, – сообщал он литератору И. И. Халтурину. – Учебники для детей. Это ведь тоже, выходит, детская книжка. И, скажите мне на милость, почему с беллетриста такой спрос: если на первой полустранице «ничего не начинается», то всякий вправе захлопнуть книжку и обругаться. А с «руководства» – никакого спросу, лишь бы вмещал курс».

Сам Житков признавал, что иные из его книг – «форменные учебники». Названий он не привёл, но угадать их нетрудно: в то время он работал в основном над книгами о технике и близкими к ним: «Кино в коробке», «Паровоз», «Плотник», «Про эту книгу», «Свет без огня», «Телеграмма»… Не упрощая дела с технической стороны, он написал эти книги живо, увлекательно, вдохновенно, в полную мощь богатого и непринуждённого житковского языка.

И хотя у разных школьных предметов своя специфика есть (об истории или литературе Житков не стал бы писать так же, как о математике и физике), сам принцип создания новых учебников тут уже ясен. Есть что за образец взять.
И стоит ли удивляться, что именно из уст Бориса Житкова однажды вырвались знаменитые слова, сохраняющие свою свежесть и сегодня: «Невозможно, чтоб было трудно учиться: надо, чтоб учиться было радостно, трепетно и победно».

19 октября 1938 года Борис Степанович Житков умер. Он прожил всего пятьдесят шесть лет, а писательская жизнь его была совсем короткой – около пятнадцати лет. Но успел написать он так много и так талантливо, как редко кому удавалось.

БОРИС СТЕПАНОВИЧ ЖИТКОВ

Даты жизни : 30 августа 1882 – 19 октября 1938
Место рождения : город Новгород
Русский, прозаик, путешественник и исследователь
Известные произведения : «Серая шейка», «Как я ловил человечка», «Морские истории», «Рассказы о животных»

Не всякому человеку, согласитесь, посвящают стихи знаменитые поэты. И уж тем более не всякий человек становится прототипом героя художественного фильма. И то, и другое происходило с известным писателем Борисом Житковым, и уже по этим фактам можно сказать, что он был интересным и необычным человеком. Но этого слишком мало, чтобы охарактеризовать его. Если попытаться сделать это кратко, то можно сказать, что это был человек - приключение, с необыкновенными талантами и способностями и с необыкновенной судьбой.
Многие в детстве читали стихотворение известного поэта С. Маршака «Почта», которое целиком написано про Бориса Житкова. В нем есть такие строки:
- Заказное из Ростова
Д ля товарища Житкова!
- Заказное для Житкова?
Извините, нет такого!
- В Лондон вылетел вчера
В семь четырнадцать утра...
И еще:
Житков за границу
По воздуху мчится -
Земля зеленеет внизу.
А вслед за Житковым
В вагоне почтовом
Письмо заказное везут.
Борис Житков стал прототипом одного из главных героев художественного фильма «На миг оглянуться», фильм был поставлен на Одесской киностудии в 1984 году режиссером Вячеславом Колегаевым, Бориса Житкова в фильме сыграл артист Виктор Проскурин, а его друга, знаменитого детского писателя Корнея Чуковского, - известный актер Олег Ефремов.
Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 года. Его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать - пианисткой, боготворившей музыку, в юности она брала уроки у самого великого Антона Рубинштейна.
Родился он поблизости от Новгорода, в деревушке на берегу реки Волхов, где родители в то время снимали дачу. У него было три сестры, так что семья была немаленькой. Из-за «неблагонадежности» отца семья вынуждена была колесить по России в поисках работы для отца.
Наконец они осели в Одессе, где отцу удалось устроиться кассиром в пароходстве. В Одессе Борис впервые пошел в школу: частную, французскую, затем поступил в гимназию. Ученик он был необычный, его увлечения не знали границ, казалось, он интересовался всем на свете: то часами играл на скрипке, то изучал фотографию. Он был очень подвижный, спортивный мальчик; увлекшись спортом, он не только получал призы в гонках, но и вместе с товарищами построил настоящую яхту. В гимназии Борис Житков подружился с Корнеем Чуковским, и эта дружба продолжалась всю жизнь.
Вместе с тем его влекло к перу и бумаге, он всю свою жизнь вел дневники, выпускал рукописные журналы, письма его нередко содержали целые рассказы, и однажды он даже придумал длиннющую повесть в письмах с продолжением. К тому же он писал стихи, которых у него в юности уже накопилась целая тетрадь. Он был еще и великолепным рассказчиком, и рассказать ему всегда было о чем, поскольку после окончания гимназии и естественного отделения Новороссийского университета в 1906 году его жизнь представляла собой калейдоскоп событий и приключений, путешествий и самых разнообразных занятий, необычных профессий...
Он изучал математику и химию в Новороссийском университете и кораблестроительное дело в Петербургском политехническом институте. После университета он сделал карьеру моряка и освоил несколько других профессий. Работал штурманом на парусном судне, был капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем в Одесском порту, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища, путешественником. Он руководил ихтиологической экспедицией по Енисею, работал на заводах Копенгагена и Николаева. Ходил на парусниках в Болгарию и Турцию. Сдав экстерном экзамен на штурмана дальнего плавания, отправился через три океана из Одессы во Владивосток штурманом на грузовом пароходе. В революцию 1905 года изготовлял взрывчатку для бомб и помогал печатать листовки. А в годы Первой мировой войны принимал в Англии моторы для русских самолетов. Работал в школе, преподавал математику и черчение. Ему приходилось голодать, скитаться, скрываться. В 1923 году Борис Житков переехал в Петроград.
Однажды по просьбе К.И. Чуковского Житков записал один из своих рассказов. Это стало началом его писательской работы. Первый рассказ сорокадвухлетнего Бориса Житкова «Над морем» в 1924 году опубликовал журнал «Воробей». В том же году вышел сборник рассказов «Злое море». Вскоре в журналах появились веселые истории Житкова для детей: «Про слона», «Про обезьяну», «Мангуста», «Компас», «Гривенник» и другие.
В своих рассказах для детей Житков стремился сообщить детям массу полезных сведений и рассказать о множестве интересных вещей. Он писал о дружбе и товариществе, о настоящей храбрости и мужестве в самых критических ситуациях, в которые нередко попадают его герои, как, например, в рассказах циклов «На воде», «Над водой», «Под водой», «Механик Салерно» и других. Он писал о разных профессиях, но неиссякаемым источником его вдохновения была его любовь к морю, к путешествиям и приключениям.
Произведения Житкова всегда насыщены действием, он ведет откровенный, доверительный разговор со своими читателями, образно и ясно показывает привлекательность знаний. Он как бы звал ребят к умению многое делать, строить, создавать самостоятельно, он мог показать на деле своему маленькому читателю, как сделать звонок, шалаш, лук, модель парусного судна, буера, планера, аэроплана, как смастерить воздушный змей и еще тысячу других интересных вещей.
Рассказы Бориса Житкова раскрывают достоинства и преимущества таких человеческих качеств, как честность, порядочность, компетентность, чувство ответственности за свой труд, свое дело, уважение к людям и любовь к животным и природе. Ему хотелось, чтобы «чтобы руки и мозги зачесались» от чтения его книг. Дети сразу полюбили его рассказы.
«Рассказы о животных» Бориса Житкова, собранные в один сборник, впервые были изданы книжкой в 1935 году. Полные ярких описаний рассказы «Про слона», «Беспризорная кошка» говорят читателю, прежде всего, о том, как важно не просто любить животных и любоваться ими, но и понимать их, и уметь с ними общаться, ухаживать за ними и нести за них ответственность.
У самого Бориса Степановича был дрессированный волк и кот, умевший «становиться обезьяной». В рассказе «Беспризорная кошка» читателя сразу начинает волновать, привыкнет ли одичавшая кошка к человеку и подружится ли она с собакой... Ведь охотник долго и терпеливо приручал ее. И однажды услышал возле дома собачий лай своего Рябчика, пса, который оповестил хозяина о том, что к дому шла та самая серая кошка. На этот раз при виде охотника она не убежала, как раньше. С этого дня она постоянно приходила к охотнику в гости... И таких правдивых и в то же время удивительных и трогательных историй о милосердии человека к «братьям нашим меньшим» Борис Житков рассказал читателям немало...
Многие поколения российских ребятишек выросли, по-настоящему подружившись с книгами Бориса Житкова. Эти книги и сегодня продолжают открывать мир маленьким читателям.
Более ста произведений для детей создал Житков за 15 лет. Передавая маленьким читателям поистине энциклопедические знания и делясь жизненным опытом, писатель наполнял свои произведения высоким нравственным содержанием. Его рассказы посвящены человеческой храбрости, мужеству, доброте, передают романтическую увлеченность делом.
Вопрос о мужестве, о самой его природе особенно занимал Житкова. «Я о нем много думал. Особенно в детстве. Хорошо быть храбрым: все уважают, а другие боятся. А главное, думал я, никогда нет этого паскудного трепета в душе, когда ноги сами тянутся бежать... И я не столько боялся самой опасности, сколько самого страха, из-за которого столько подлостей на свете делается. Сколько друзей, товарищей, сколько самой бесценной правды предано из-за трусости: не хватило воздуху сказать!» Это было написано в 1927 году, а незадолго до смерти - в 1937-м - он пишет статью под названием «Храбрость». В ней писатель опирается на примеры из собственной жизни, и достоверность рассказанного придает особую убедительность выводу: именно трусость - источник всяческой подлости. А храбрый человек - не тот, кто совершает смелый поступок из тщеславия или боясь прослыть трусом, а тот, кто знает, ради чего он идет на подвиг, преодолевая естественный страх.
Уже в первом своем рассказе, «Шквал» (другое название - «На воде»), писатель рисует мужественного человека, спасшего экипаж парусника. Матросу Ковалеву с трудом удается выбраться из-под перевернувшегося судна на поверхность и наконец вздохнуть полной грудью. Однако он совершает обратный мучительный путь, чтобы спасти оставшихся. Недаром девочке Насте он кажется «самым главным» на борту: со свойственной детям проницательностью она отмечает незаурядного по нравственным достоинствам человека. Рассказ этот открывает книгу Житкова «Морские истории». В каждом его произведении - пример человеческой смелости, преодоления страха, бескорыстной помощи, благородного поступка.
Храбрость - пробный камень для героев Житкова. Экстремальные обстоятельства проявляют в человеке скрытые качества его натуры. Так, неудачливый тореро, когда-то испугавшийся быка и теперь работающий угольщиком на корабле, беспаспортный бродяга, достойно ведет себя во время крушения и готов вздуть капитана, виновника этой беды. Он решил для себя: «Я теперь всю жизнь ничего не смею пугаться» («Погибель»).
Принцип обрисовки действующих лиц у Житкова - выделять главные их черты, проявляющиеся в поступках. До предела собран, сосредоточен капитан судна в рассказе «Механик Солерно». Он знает, что корабль его каждую минуту может погибнуть, потому что в трюме начался пожар, и героически борется за жизнь людей. Когда ему удается спасти всех, то оказывается, что человека, по чьей вине произошла катастрофа, среди них нет. Механик Солерно еще раньше признался капитану, что это он за деньги поместил в трюм опасный груз. И вот теперь он исчез, т.е. погиб. Его признание - тоже определенный акт мужества, и читатель уже жалеет механика.
Рассказы первых сборников - «Злое море» и «Морские истории» - вводят читателя в мир, с которым автор хорошо знаком. Помимо жизненной достоверности они захватывают острым драматизмом, увлекательными сюжетами. Ведь человек в море зависим от капризной стихии, предельно напряжен и готов мужественно встретить любую неожиданность.
Много внимания уделял Житков научно-познавательной литературе для детей. Он написал немало книг и очерков по истории науки и техники. В журнале «Воробей» писатель вел отделы «Как люди работают», «Бродячий фотограф», «Мастеровой». Эти публикации вошли в состав первых его познавательных книг: «Сквозь дым и пламя», «Кино в коробке», «Телеграмма». Из них дети узнали о том, как трудятся люди разных профессий, как самому смастерить ту или иную вещь. Житков рассказывал, что такое телеграф, радио, электричество...
Увлечь юных читателей самим процессом научного и технического поиска, показать романтику преодоления трудностей, взлет мысли - вот что воодушевляло писателя при создании таких произведений. «Я нисколько не сомневаюсь, - говорил он, - что к самым радикальным вопросам, вплоть до Эйнштейновой теории, можно в упор подвести ребят, и хорошо, если от этого у них закружится голова...» В центре его научно-художественных произведений всегда стоит творец науки и техники - человек. И читателя своего Житков заставлял проходить вместе с исследователем или изобретателем весь их путь к неизведанному, показывая, сколь трудна дорога к вершинам человеческой мысли.
Большинство своих познавательных книг писатель создавал для детей младшего возраста. Его все больше захватывала идея написать произведение энциклопедического характера для совсем маленьких читателей - от трех до шести лет. В результате появилась знаменитая книга «Что я видел?» («Почемучка»), на которой выросло не одно поколение детей. Тонкий знаток детской психологии, Житков решил, что для усвоения и запоминания различных сведений лучше всего вести рассказ от лица сверстника читателя. Четырехлетний Алеша, названный «Почемучкой», не просто повествует о чем-то, а еще и сообщает свои впечатления о вещах и событиях. Благодаря этому огромный познавательный материал не подавляет малыша, а возбуждает его любопытство: ведь рассказывает сверстник. «Его чувства, причины, их породившие, ближе всего, понятнее будут маленькому читателю», - был уверен автор.
Чтобы рассказать о вещах незнакомых, Алеше приходится объяснять увиденное при помощи уже освоенных им понятий. Так в «Почемучке» осуществляется известный дидактический принцип «от простого к сложному». «Лошадки везли печку на колесах. У ней труба тоненькая. И дядя военный сказал, что это кухня едет»; «Якорь очень большой и железный. И он сделан из больших крючков» - так подаются первые «научные» сведения. И не только знания о вещах получает малыш из этой книги - ему даются и уроки общения с людьми. Кроме Алеши здесь действуют такие персонажи, как дядя военный, мама, бабушка, друзья. Каждый из них индивидуален, у каждого свои действия, и главный герой постепенно начинает понимать, что именно ему нужно воспитывать в себе.
Житков создал для детей младшего возраста еще несколько десятков новелл, собранных в книги «Что бывало» и «Про животных». В первом из этих сборников писатель преследует ту же цель, что и в произведениях о морских приключениях: он испытывает нравственность и мужество своих героев перед лицом опасности. Сюжеты тут разворачиваются более лаконично: в них одно событие, одна жизненная ситуация. Внимание маленького читателя удерживается внезапным, неожиданным поворотом сюжета. Вот, к примеру, рассказ «Метель»: «Мы с отцом на полу сидели. Отец чинил кадушку, а я держал. Клёпки рассыпались, отец ругал меня, чертыхался: досадно ему, а у меня рук не хватает. Вдруг входит учительница Марья Петровна - свезти ее в Ульяновку: пять верст, дорога хорошая, катаная, - дело на Святки было». Далее мальчик, герой произведения, везет учительницу и ее сынишку, и лишь благодаря смекалке и самообладанию героя все они не погибли в снежной круговерти. Напряжение создается описаниями борьбы со стихией, причем передано это через рассказ мальчика, через его впечатления и переживания.
Житков вообще часто поручал в своих произведениях повествование детям. В рассказе «Пуд» драматические обстоятельства возникают из взволнованного детского их пересказа. Этот же прием помогает писателю показать, как воображение ребенка начинает работать, разбуженное эстетическим переживанием. Мальчик Боря восхищен пароходиком, стоящим на полке: «Я такого никогда не видел. Он был совсем настоящий, только маленький... И блестел перед рулем винт, как медная розочка. На носу два якоря. Ах, какие замечательные! Если бы хоть один у меня такой был!» («Как я ловил человечков»). Мечтательный герой населяет суденышко крохотными человечками и в страстном желании их увидеть в конце концов ломает игрушку. Он горько плачет, потому что у него доброе сердце, и он не хотел огорчать бабушку, для которой пароходик дорог как память.
В каждом создаваемом им персонаже Житков неизменно подчеркивает наличие или отсутствие доброты. Для него это качество не менее важно, чем храбрость. Даже при изображении животного писатель находит в его поведении черты, свидетельствующие о проявлениях доброты, мужества, самопожертвования в человеческом понимании. Помогает ему в этом доскональное знание жизни и повадок животных. «Братья наши меньшие» за заботу о них платят человеку преданностью, привязанностью («Про волка», «Про слона», «Беспризорная кошка»). Иногда самопожертвование животного кажется даже осознанным, например, в рассказе «Как слон спас хозяина от тигра». Слон, несмотря ни на какие понукания и удары, не идет в лес, потому что знает: там притаился тигр.
Изображенное писателем животное всегда хорошо запоминается, так как наделено индивидуальными чертами, отражающими его видовые признаки. Почти ручные мангусты свирепо набрасываются на заползшую в корабль змею, потому что таково их природное назначение; в данном случае оно совпало с желанием людей («Мангуста»). Живущий в квартире рассказчика и уже вроде бы одомашнившийся волк ночью вдруг завыл: «Он сидел посреди комнаты, подняв к потолку морду. Он не оглянулся на свет, а выводил ноту, и такую лесную звериную тоску выводил он голосом на весь дом, что делалось жутко». Как ни пытается рассказчик, боясь упреков соседей, выдать своего питомца за собаку, ему это не удается: зверь остается таким, каким бывает именно волк. Он, например, «умел смотреть назад, совсем свернув голову к хвосту, и бежать в то же время вперед».
Исследователи творчества Житкова отмечают близость его рассказов о животных к произведениям о них Льва Толстого: здесь то же уважение к живому существу, реализм и доброта.

БОРИС СТЕПАНОВИЧ ЖИТКОВ
(1882-1938)

Помните знаменитое стихотворение Маршака про письмо, которое "само никуда не пойдет", но благодаря почтальонам разных стран, совершает едва ли не кругосветное путешествие и доходит до адресата? Адресатом был писатель Борис Житков.
Он был одним из создателей новой литературы для детей. В 1924 году в журнале "Воробей", который редактировал Маршак, появились первые рассказы Житкова. Его интересная, полная событий и приключений жизнь, путешествия, встречи с замечательными людьми - мастерами своего дела, редкая наблюдательность и безудержная фантазия дали ему возможность создать такие книги, которых до него в литературе не было. Иногда их называют рассказами бывалого человека.
Впрочем, так оно и есть: две главные книги Житкова, "Что бывало" и "Что я видел" ("Почемучка"), целиком основаны на правдивых историях и собственном жизненном опыте.
Когда читаешь рассказ "Обвал", веришь, что автор сам управляет насосом-гидротараном, который помогает размыть обвал на дороге. Дорога освобождается, и доктор вовремя успевает на помощь девочке Вале, подавившейся косточкой. А не сам ли автор был в самолете, который сбрасывает мешок с едой людям, унесенным на льдине?
Много повидал Житков. Его биография - сама как увлекательная книга. Сколько дорог он прошел, сколько профессий переменил!
Родился он в Новгороде в семье преподавателя математики. Гимназию окончил в Одессе, учился на естественном отделении Новороссийского университета. В студенческие годы, нанимаясь на торговые суда, плавал по Черному и Средиземному морям, умудрился одновременно окончить мореходку и получить звание штурмана дальнего плавания. Поэтому у него много рассказов об отважных, благородных, умелых моряках, с них начинался и его литературный путь: две первые книги - "Злое море" (1924) и "Морские истории" (1925). После окончания университета Житков преподавал химию и физику на вечерних курсах для рабочих в Петербурге, в качестве командира судна и ихтиолога отправился в научную экспедицию на Енисей.
А в 1909-м он снова стал студентом: на этот раз Петербургского политехнического института. После его окончания он призывается на военную службу и отправляется в Англию, чтобы получить там военное оборудование. В 1917-м Житков снова в Одессе. Работал инженером порта, заведовал техническими училищами, преподавал на рабфаке. В 1923-м вернулся в Петроград, и вот тут-то встретился с Маршаком...
Непоседа, разносторонняя личность, Житков был уверен, что детскую любознательность надо удовлетворять как можно полнее, что дети способны понять суть самых сложных явлений, что надо окрылять детей жаждой знаний. "Я нисколько не сомневаюсь, что к самым радикальным вопросам, вплоть до Эйнштейновой теории, можно в упор подвести ребят, и хорошо, если от этого у них закружится голова", -считал он. Он и рассказывал ребятам о разных явлениях природы, о науках, технических достижениях, изобретениях: о кино и радио, о телеграфе и электричестве. Он рассказывал об истории монеты в книжке "Гривенник", в книжке "Самоделка" - как построить индийское судно (тогда, как и при Колумбе, индейцев называли индийцами), а в книжке "Каменная печать" - об искусстве литографии.
Всего Борис Житков написал более ста произведений, большая часть которых - познавательные книги для "почемучек" разного возраста, от трехлетних малышей до младших школьников.
Он писал и об ученых: прекрасные примеры для подражания дают их судьбы, их увлеченность поисками ответов на казалось бы неразрешимые задачи. У Житкова есть небольшая книжечка "Чудаки. Развитие техники и изобретательства". В ней он ярко и заразительно рассказывает о красоте научного поиска.
Замечательно писал Житков о природе и животных. Каждого персонажа он наделял яркими чертами, чем придавал сходство с человеком. В его рассказах животные всегда помогают человеку, они умны, сообразительны, готовы к самопожертвованию, верны хозяину. Среди этих рассказов: " Беспризорная кошка", "Про обезьянку", "Мангуста", "Про слона", "Про волка". Житков заставлял ребенка испытывать сильные чувства любви и жалости к животным, потому что хорошо знал, что никакие знания не сделают из него человека, а только доброе сердце и умение сострадать.

Корф, О.Б. Детям о писателях. ХХ век. От А до Я /О.Б. Корф.- М.: Стрелец, 2006.- С.28-29., ил.

БОРИС СТЕПАНОВИЧ ЖИТКОВ
(1882-1938)

«Что же это за детский писатель, если он даже гвоздя в стену вбить не умеет?» - говорил Житков. Сам писатель рассказывал только о том, что видел и знал, а знал и повидал он немало. Житков пробовал разные профессии, любил путешествовать, мастерить, стал организатором теневого театра и специальной серии книг для малограмотных, печатался в детских газетах и журналах «Новый Робинзон», «Чиж», «Еж», «Юный натуралист», написал множество рассказов и сказок для детей и роман для взрослых.
Богатство жизненных наблюдений и неистощимая фантазия помогли писателю создать уникальную книгу «Что я видел», которая стала настольной энциклопедией для многих поколений детей. В ней рассказывается о путешествии, во время которого четырехлетний мальчик Алеша- «Почемучка» узнает множество самых разнообразных вещей: как работают железная дорога, метро и аэропорт, какие звери живут в зоопарке, на скотном дворе и какие у них повадки, чем отличается жизнь в деревне от жизни в городе, как устроен детский сад, как правильно общаться со сверстниками и взрослыми и многое, многое другое. Полезные знания писатель всегда облекает в интересную форму. Язык его произведений ясный и красивый, события разворачиваются быстро и не дают юному читателю заскучать. По некоторым рассказам из этой книги позднее сняли мультфильмы: «Кнопочки и человечки», «Почему слоны?», «Пудя».
Рассказы Житкова о животных - это трогательные истории об отношениях человека и братьев наших меньших. На примере таких отношений писатель говорит об уважении к чужому труду («Про слона»), заботе «о тех, кого приручили» («Про обезьянку», «Бездомная кошка»), преданности и смелости животных («Как слон спас хозяина от тигра»). Искренняя любовь к окружающему миру и интерес к его загадкам, умение удивляться его красоте, будить сострадание ко всему живому сделали творчество Житкова о зверях и природе любимым детским чтением наряду с произведениями В.В. Бианки и Е.И. Чарушина.
Писатель был уверен, что литература для детей ни в коем случае не должна становиться простым дополнением к литературе взрослой. Те знания, которые дети приобретают из книг, так же ценны, как и реальный опыт. Поэтому книга должна стать для ребенка учебником жизни, считал Житков. Его можно назвать создателем научно-художественной детской литературы. Множество полезных и занимательных сведений, простое и четкое объяснение добра и зла, вера в торжество справедливости сделали произведения Житкова особенными в русской детской литературе. Его творчество серьезно повлияло на многих детских писателей XX в.

Русские детские писатели: комплект наглядных пособий «Великая литература»/ авт. проекта Т.В. Цветкова.- М.:ТЦ Сфера, 2015.- 12 с., ил.

Русский и советский писатель, прозаик, педагог, путешественник и исследователь . Автор популярных приключенческих рассказов и повестей, произведений о животных и романа о революции 1905 г.

Биография Борис Житков родился в 1882 году в Новгороде. Отец его был очень хорошим учителем математики, а мать – отличной пианисткой. Борису было шесть лет, когда семья переехала в деревню к бабушке. Вскоре семья перебирается в Одессу. Новый, сверкающий мир открылся перед мальчиком: море, порт, пароходы, белоснежные парусники. Они жили прямо в гавани, и мимо их окон проходили корабли.

О.Ладыгин «Утро на море»

Из воспоминаний К. Чуковского(друга дества): «Мы были однолетки, учились в одном классе Одесской второй гимназии. Мне импонировал его важность, ибо я сам был очень вертляв и болтлив и во мне не было ни тени солидности. Он учил меня всему: французскому языку, завязыванию морских узлов, распознаванию насекомых и птиц, плаванию, ловле тарантулов…

Корней Иванович Чуковский

…И был очень обрадован, когда через двадцать шесть лет после разлуки он появился на пороге. Борис пробыл у меня целый день. Он рассказывал детям разные морские истории. Когда собрался уходить, я сказал: -Слушай, Борис, а почему бы не сделаться тебе литератором? Попробуй опиши приключения,о которых ты сейчас говорил, выйдет неплохая книжка! Через несколько дней он принёс школьную тетрадку и вскоре убедился, что редакторскому карандашу нечего делать. Радость моя была безгранична: литература для детей и подростков пробрела в лице этого сорокалетнего морехода, кораблестроителя, математика, физика надёжную силу.» …И был очень обрадован, когда через двадцать шесть лет после разлуки он появился на пороге. Борис пробыл у меня целый день. Он рассказывал детям разные морские истории. Когда собрался уходить, я сказал: -Слушай, Борис, а почему бы не сделаться тебе литератором? Попробуй опиши приключения,о которых ты сейчас говорил, выйдет неплохая книжка! Через несколько дней он принёс школьную тетрадку и вскоре убедился, что редакторскому карандашу нечего делать. Радость моя была безгранична: литература для детей и подростков пробрела в лице этого сорокалетнего морехода, кораблестроителя, математика, физика надёжную силу.» К. И.Чуковский Юношество В 1900 году будущий писатель поступил в Новороссийский университет - с подачи отца - на математическое отделение, в 1901 - перевелся всё-таки на естественное. Вскоре многообещающий студент сделался членом яхт-клуба, водил яхты, дубки и специфически одесский весельно-парусный транспорт под названием "чертопхайка". В годы студенчества Житков побывал со своей командой в Варне, в Марселе, в Яффе, в Констанце и сдал экзамен на штурмана дальнего плавания. Когда началась революция 1905 года, Борис Житков вместе с боевым студенческим отрядом успешно оборонял еврейский квартал от погромщиков. Дома студент приготовлял нитроглицерин для бомб втайне от отца с матерью. Этими бомбами вооружались не только для устрашения черносотенцев, но и для столкновений с полицией. Когда началась революция 1905 года, Борис Житков вместе с боевым студенческим отрядом успешно оборонял еврейский квартал от погромщиков. Дома студент приготовлял нитроглицерин для бомб втайне от отца с матерью. Этими бомбами вооружались не только для устрашения черносотенцев, но и для столкновений с полицией. В 1906 году на фоне революционной деятельности Борис окончил Новороссийский университет, а в 1909 сделался студентом снова: поступил на кораблестроительное отделение Политехнического института в Петербурге. Летом 1912 года, во время морской практики, Житков совершил кругосветное плавание на учебно-грузовом судне Сделавшись же взрослым, он стал штурманом дальнего плавания, инженером-кораблестроителем и специалистом по авиамоторам. Моряком, химиком, зоологом; в 1909 году руководил экспедицией, изучавшей фауну Енисея и исследовавшей его течение до самого устья; в 1914 работал на кораблестроительном заводе в Николаеве; в 1915 году проверял исправность судов перед их выходом в море в Архангельске; в 1916 принимал авиамоторы для русских самолетов, изготовлявшиеся в Англии; после революции преподавал на рабфаке в Одессе математику и черчение, заведовал техническим училищем... Произведения о Житкове

  • Геннадий Черненко. «Две жизни Бориса Житкова»
  • Чуковский К.И. «Борис Житков»
  • Чуковская Л. «Борис Житков"
  • Черненко Г. Т. Вечный Колумб: Биографический очерк (О Б. С. Житкове)
«Я… был очень обрадован, когда ко мне на Кирочную в 1923 году, поздней осенью, то есть более чем через 30 лет после нашей размолвки, вдруг пришёл он сам, кумир моего детства, Житков. Но какой был у него измождённый, измызганный вид! Жёлтые, впалые щеки, обвислая, истрёпанная, худая одежда, и в глазах безмерная усталость… Кажется, его обокрали и в числе прочих вещей похитили те документы, какие были необходимы ему для поступления на службу… он разговорился с моими детьми и… стал рассказывать им о разных морских приключениях… Они…, когда он заканчивал свой рассказ, … кричали: «Ещё!»…. когда он собрался уходить, я сказал: – Слушай, Борис, а почему бы не сделаться «Я… был очень обрадован, когда ко мне на Кирочную в 1923 году, поздней осенью, то есть более чем через 30 лет после нашей размолвки, вдруг пришёл он сам, кумир моего детства, Житков. Но какой был у него измождённый, измызганный вид! Жёлтые, впалые щеки, обвислая, истрёпанная, худая одежда, и в глазах безмерная усталость… Кажется, его обокрали и в числе прочих вещей похитили те документы, какие были необходимы ему для поступления на службу… он разговорился с моими детьми и… стал рассказывать им о разных морских приключениях… Они…, когда он заканчивал свой рассказ, … кричали: «Ещё!»…. когда он собрался уходить, я сказал: – Слушай, Борис, а почему бы не сделаться тебе литератором? Попробуй, опиши приключения, о которых ты сейчас говорил, и, право, выйдет неплохая книжка!»

К.И. Чуковский

С. Маршак «Почта» - Заказное из Ростова Для товарища Житкова! - Заказное для Житкова? Извините, нет такого! В Лондон вылетел вчера В семь четырнадцать утра. … Заказное для Житкова. - Для Житкова? Эй, Борис, Получи и распишись! Мой сосед вскочил с постели: - Вот так чудо в самом деле. Погляди, письмо за мной Облетело шар земной, Мчалось по морю вдогонку, Понеслось на Амазонку. Больше всего на свете он любил море и его тружеников - матросов, рыбаков, кочегаров, портовых рабочих, механиков, капитанов малых и больших кораблей.Именно здесь,на море, лицом к лицу с природой, наиболее полно раскрываются и хорошие и дурные стороны человека. Больше всего на свете он любил море и его тружеников - матросов, рыбаков, кочегаров, портовых рабочих, механиков, капитанов малых и больших кораблей.Именно здесь,на море, лицом к лицу с природой, наиболее полно раскрываются и хорошие и дурные стороны человека. Всю жизнь Житкова интересовал вопрос: что такое храбрость? Всю жизнь Житкова интересовал вопрос: что такое храбрость? Только тот по настоящему храбр, кто пренебрегает опасностью, чтобы защитить и спасти то, что дороже жизни, рискует всем ради других. О храбрости и трусости написаны «Морские истории» Житков – мастер слова. Человека, умело, творчески выполняющего своё дело, называют мастером. Мастером называем мы Бориса Степановича Житкова. Читая его книги, мы попадаем в мастерскую, богатую, изящную, талантливую мастерскую слова. Житков – мастер слова. Человека, умело, творчески выполняющего своё дело, называют мастером. Мастером называем мы Бориса Степановича Житкова. Читая его книги, мы попадаем в мастерскую, богатую, изящную, талантливую мастерскую слова. Что я видел « Эта книга - о вещах. Писал я её, имея в виду возраст от трёх до шести лет. Книжки этой должно хватить на год. Пусть читатель живёт в ней и вырастает. Ещё раз предупреждаю: не читайте помногу! Лучше снова прочесть сначала». А рассказы «Про слона» или «Беспризорная кошка» мог написать человек, не только любивший животных, но и понимавший их. Как тут не вспомнить, что были у Бориса Житкова и дрессированный волк, и кот, умевший «становиться обезьяном» . Дрессированный пудель выделывал всякие выкрутасы и понимал (как утверждал Житков) двести слов. Снял Житков отдельную комнатку, где поселился со своими четвероногими друзьями: собакой, кошкой и маленьким волчонком, которого решил приручить. А рассказы «Про слона» или «Беспризорная кошка» мог написать человек, не только любивший животных, но и понимавший их. Как тут не вспомнить, что были у Бориса Житкова и дрессированный волк, и кот, умевший «становиться обезьяном» . Дрессированный пудель выделывал всякие выкрутасы и понимал (как утверждал Житков) двести слов. Снял Житков отдельную комнатку, где поселился со своими четвероногими друзьями: собакой, кошкой и маленьким волчонком, которого решил приручить. А там, в клетке, мишка ходил мимо решётки и на всех глядел. Он на собаку похож. Только он толстый. А глазки совсем маленькие, черненькие». А там, в клетке, мишка ходил мимо решётки и на всех глядел. Он на собаку похож. Только он толстый. А глазки совсем маленькие, черненькие». Из рассказа «Зоосад»

«Я увидел большую клетку, а в ней ходит зверь, и у него волосы были до половины.

А сзади коротенькая шерсть. Только он очень большой

и жёлтый, а не чёрный. И он очень сердито смотрел…

Это книга для тех, кто любит далёкие путешествия и хочет стать героем. Ведь что получается: Робинзон был взрослый, капитан Немо был взрослый, пятнадцатилетний капитан Дик Сэнд был почти взрослый. Но дети тоже хотят путешествовать и ещё как! И вот Борис Житков написал книгу о ребёнке, который отправился в путь по огромной стране, и рассказал, что он видел. А видел он и льва в зоопарке, и Красную армию на учениях, и медведя в лесу, и таинственную дзыгу на верёвочке. Недаром книга называется "Всё о приключениях больших и маленьких" Это книга для тех, кто любит далёкие путешествия и хочет стать героем. Ведь что получается: Робинзон был взрослый, капитан Немо был взрослый, пятнадцатилетний капитан Дик Сэнд был почти взрослый. Но дети тоже хотят путешествовать и ещё как! И вот Борис Житков написал книгу о ребёнке, который отправился в путь по огромной стране, и рассказал, что он видел. А видел он и льва в зоопарке, и Красную армию на учениях, и медведя в лесу, и таинственную дзыгу на верёвочке. Недаром книга называется "Всё о приключениях больших и маленьких" Незадолго до смерти Борис Житков начал работать над книгой «для четырехлетних граждан» - энциклопедией «Что я видел», опубликована которая была лишь посмертно. Цель этого произведения писатель сам определил как попытку ответить на многочисленные детские «почему» и помочь «почемучкам».Она построена как путешествие, а повествование ведётся от имени четырехлетнего любознательного мальчугана Алёши. Книги Житкова намного пережили своего автора, а гуманизм их, будем надеяться, и сегодня не вытиснится Незадолго до смерти Борис Житков начал работать над книгой «для четырехлетних граждан» - энциклопедией «Что я видел», опубликована которая была лишь посмертно. Цель этого произведения писатель сам определил как попытку ответить на многочисленные детские «почему» и помочь «почемучкам».Она построена как путешествие, а повествование ведётся от имени четырехлетнего любознательного мальчугана Алёши. Книги Житкова намного пережили своего автора, а гуманизм их, будем надеяться, и сегодня не вытиснится «модной» литературой, в которой, помимо «экшн», ничего большего не просматривается. Борис Житков скончался в Москве 19 октября 1938 года. Интернет-ресурсы

  • ru.wikipedia.org/wiki/Житков,_Борис_Степанович
  • http://www.chukfamily.ru/Kornei/Prosa/Zhitkov.htm
  • http://www.ruscenter.ru/612.html
  • http://www.bookmate.com/books/vMvJb9dj