В первый год своей жизни каждый ребенок постепенно осваивает много навыков. Полностью беспомощный малыш сначала учится поднимать и удерживать голову, хватать ручками игрушки, переворачиваться на животик и обратно. После освоения таких умений приходит время учиться сидеть.
Раньше было распространено мнение, что присаживать девочек нужно намного позже, чем мальчиков. Это объясняли возможным вредом для костей таза и формирования женских половых органов. Сейчас педиатры считают, что особого вреда для ребенка женского пола в раннем сидении нет, при условии, что девочка начала пытаться сидеть самостоятельно. По словам специалистов, пол никак не влияет на возраст, в котором ребенок начинает садиться сам.
Педиатры отмечают, что нормой развития навыка сидения для деток любого пола является диапазон от 6 до 9 месяцев. В среднем малыши учатся сидеть без поддержки к 7-месячному возрасту. Некоторые дети осваивают такой навык на месяц раньше сверстников, а у кого-то сидеть самостоятельно получается лишь к 8-9 месяцам – это тоже варианты нормы.
Каждый малыш развивается индивидуально, и если ваша кроха самостоятельно сядет ближе к 9 месяцам, это будет нормой
Развитие навыков самостоятельного сидения у малышей происходит постепенно, примерно за 2 месяца, после первых попыток, ребенок садится уверенно
Педиатры считают вертикальную позицию позвоночника в возрасте меньше 6 месяцев вредной для формирования скелета ребенка. При усаживании родители способны навредить здоровью своего чада, при этом проблемы с позвоночником могут проявиться позже, например, в школьном возрасте. Сначала у ребенка должны достаточно укрепиться мышцы спины, и лишь после этого позвоночник сможет выдерживать нагрузку от сидячего положения. Если малютка округляет спинку или заваливается в сторону, сидеть ему пока рано.
Если малыш еще не научился сидеть самостоятельно, родителям не следует:
Если ребенок пока ещё не может самостоятельно сидеть, не стоит это делать принудительно
Известный педиатр советует врачам не ориентироваться на нормы развития, тем более, что их диапазон достаточно большой, а помнить, что каждый ребенок развивается в своем темпе.
Если малыш здоров, то, по мнению Комаровского, родителям просто нужно создать благоприятные условия для его физического развития, и ребенок научится сидеть сам по себе.
Кроме того, популярный врач акцентирует внимание родителей на том, что сидеть для маленького ребенка вовсе не полезно. И чем позже малыш освоит данный навык, тем ровнее будет у него спинка и тем лучше для его позвоночника. Поэтому доктор Комаровский советует не помогать малышу садиться, а поощрять обучение ползанию.
Ниже смотрите короткое видео с советами доктора Комаровского.
Когда ребенок сидит правильно:
При другом положении малыш будет сильно уставать, а формирование естественных изгибов позвоночного столба нарушится.
Строго следите за положением крохи сидя, дабы убереч его от возможных проблем с позвоночником
Правильному физическому развитию малыша способствует ежедневная гимнастика, плавание в ванной (отлично, если можно дополнительно посещать бассейн) и массаж. Эти действия укрепляют мускулатуру.
С 4 месяцев можно начать выполнять такие упражнения:
Помните, что безопаснее всего для ребенка сесть из положения на четвереньках. Так позвоночник будет наименее нагружен.
Рассчитайте календарь прививок
В наши дни необычайно популярно раннее развитие детей. Каждая мамочка хочет продемонстрировать подругам при встрече всё новые навыки своего малыша. Например, один уже с ползунков может отличить красный от синего, а другой с месячного возраста изучает английский или еще пару иностранных языков.
Конечно, раннее развитие никто не отменял, но в погоне за ним мамочки совершенно забывают, что малыш должен естественным путем пройти все этапы развития, в том числе такой важный, как ползание.
Почему-то к этому способу передвижения малютки родители относятся с безразличием. Они почти не фотографируют эти моменты, не запоминают дату, когда это случилось впервые. Просто они не до конца осознают, какой на самом деле важный шаг в своей жизни совершает кроха, начиная ползать.
Для того чтобы ползать, малыш должен уже осознанно передвигать поочередно руками и ногами, что значительно развивает его мышление.
Благодаря ползанию кроха учится определять себя в пространстве, ощущать собственное тело, уметь им управлять, поворачивать, понимать расстояния до объектов.
Разве это не важнейший этап осознания действительности и себя в ней? Однако мамы упорно игнорируют этот способ передвижения, стараясь не акцентировать на нем внимание родственников и друзей, которым они обычно демонстрируют навыки и умения ребенка.
Да и вся производимая продукция для детей нацелена на скорейшее становление ребенка на ноги: это манежики, ходунки и прочие модели приспособлений, опираясь на которые ребенок начинает ходить при поддержке родителей.
Однако молодым родителям нужно усвоить, что ползание в младенческом возрасте способствует формированию в будущем в сознании малыша понятий о сторонах света, о том, где право, а где лево, учит ориентироваться по компасу и часам, определяя расстояние, направление и время. Малыши, которые не были лишены возможности ползать по полу, быстрее развиваются, вырастая, они обычно умеют хорошо чертить, рисовать, держать равновесие.
Без этого процесса ребенок может в будущем плохо ориентироваться на местности, путать направления движения, не уметь определять расстояния до предметов, из-за чего будет натыкаться на дверные проемы и стены. В школе при изучении грамматики русского языка ребенку сложно будет разобраться в падежных формах и он будет путать значения пространственных понятий «наверх», «снизу», «позади», «к», «на», «при», «перед» и др.
Ползание развивает не только пространственно-временные представления ребенка, но и тактильные ощущения: малыш часто прикасается руками и ногами к твердым поверхностям; изучает окружающее на гладкость, шершавость, скольжение; учится сминать предметы, которые попадаются ему на пути и не дают продвинуться.
Ученые отмечают прямую связь между ползанием младенца и его спортивным будущим. Умея хорошо чувствовать свое тело в пространстве, в школьном возрасте ребенок легко сможет поймать мяч, устоять на одной ноге, перелезть через объекты; ему будет легко прыгать, скакать, бегать, вести мяч по полю ногами или забрасывать его в корзину.
Ползание важно для малыша и в психологическом плане, ведь, давая ему возможность двигаться столь сбалансированным способом, мама формирует в нем ощущение свободного пространства, благодаря чему в будущем ребенок становится более уравновешенным, смелым и физически активным.
Для того чтобы стимулировать кроху к познанию мира подобным младенческим способом, чаще доставайте его из кроватки или манежа, где возможности ползать нет, и отправляйте на пол изучать окружающее пространство. При этом уберите с пола опасные и травмирующие предметы, а для того чтобы уберечь малыша от переохлаждения, расстелите на пол флисовое одеяло или теплый плед.
Если провода находятся на таком расстоянии, что кроха может до них дотянуться,уберите их, а розетки закройте специальными резиновыми накладками.
Поверьте: малышу доставит большое удовольствие путешествие по своему дому!
Если ребенок не проявляет активности, необходимо его стимулировать. Возможно, это происходит потому, что малыша окружают чрезмерной заботой и приносят всё, что ему захочется, не давая возможности самостоятельно до этого дотянуться.
Следует поставить на пол специальную корзину, ящик или тазик с игрушками и интересными, безопасными вещами для малютки, к которой он может дотянуться сам. Пусть изучает свои игрушки самостоятельно! Это принесет куда большую пользу его развитию, нежели постоянное нахождение в коляске, на руках или в кроватке.
Если ребенок в полгода не умеет ползать, то зачастую это означает только то, что никто ему этого не показал. Помните, ведь малыши буквально схватывают на лету и стараются подражать поведению взрослого, отдаленно осознавая его как принятую модель поведения. Дети склонны к поглощению и трансформации новой информации и обучению.
Покажите ребенку, как можно передвигаться на коленках и ручках, и все время после этого следите за его прогулками, чтобы малыш не поставил занозы, не испачкал руки, не совал их в рот. И, конечно же, следите за гигиеной в доме.
Помимо всего перечисленного, ползание полезно для развития опорно-двигательной, дыхательной и кровеносной систем. Ведь ползание для младенца - своего рода гимнастика, которая повышает тонус сосудов, формирует вестибулярный аппарат, заставляет ребенка чаще и глубже дышать, развивает суставы и связки. Обмен веществ ребенка при этом улучшается, срыгивание происходит реже, повышается аппетит, а вместе с ним и любознательность.
Исходя из этого стоит сделать однозначный вывод: пусть кроха ползает, пока не научился ходить, столько, сколько ему хочется!
Когда ребенок должен уметь сидеть, ползать, ходить?
Каждая мама переживает за своего ребенка. Переживаний так много, как ее малыш развивается, не отстает ли от других детей, нормально ли его физическое и умственное развитие.
В этой статье, мы поможем Вам правильно ориентироваться в самых значимых достижениях ребенка первого года жизни. Укажем самый ранний и самый поздний срок навыков, которые ребенок должен приобрести.
Итак, представляем Вашему вниманию примерный график двигательного развития деток:
Первый месяц жизни. Кроха удерживает на несколько секунд головку в вертикальном положении. Лежа на животике, может приподнимать головку. Некоторые детки уже могут уверенно держать головку в вертикальном положении, но, далеко не все.
Второй месяц жизни. Малыш, лежа на животике, поднимает голову на 5-7 см от поверхности и на минуту другую может ее удерживать. Некоторые детки удерживают головку всего на несколько секунд, другие достаточно долго могут ее держать. И то и то является нормой.
Третий месяц жизни. Ребенок начинает проявлять особый интерес к игрушкам, пытается достать понравившуюся вещь, но ухватить еще не может. К концу месяца лежа на животе должен хорошо удерживать головку. Уверенно держит голову в вертикальном положении.
Четвертый месяц жизни. Ребеночек умеет поворачиваться на бок, некоторые переворачиваются на животик. Лежа на животе с удовольствием играет. Последний навык ребенок может не иметь, если родители не выкладывали малыша на живот. Обязательно выкладывайте кроху по 4-5 раз в день. Пусть привыкает лежать на пузе.
Пятый месяц жизни. Ребенок хватает предметы, подтягивает их к себе. Должен самостоятельно переворачиваться со спинки на животик. Некоторые умеют крутиться и в обратную сторону. Если заметили, что ребенок активно переворачивается, ни на секунду не оставляйте кроху одного на постели, иначе шишки не миновать!
Шестой месяц жизни. Ребенок самостоятельно сидит, если его посадить. Лежа на животике дотягивается до игрушек. Некоторые детки к концу месяца начинают ползать.
Седьмой месяц жизни. Малыш уже должен уметь сидеть без поддержки, если его посадили. Старается сесть самостоятельно.
Восьмой месяц жизни. Всеми возможными способами пытается добраться до игрушки, если не ползком, то различными перекатываниями. Может самостоятельно садиться (не все дети). Ползает (не все дети). Стоит держать за что-то.
Девятый месяц жизни. Большинство детей, к этому возрасту, начинает ползать и самостоятельно садиться. Но есть лентяи, которые все еще не хотят этого делать. Стоит и ходит вдоль кроватки держать за поручень.
Десятый месяц жизни. Ребенок обязательно должен самостоятельно садиться. Если ребенок не ползает, не бейте тревогу, некоторые детки вообще не ползают, а сразу начинают ходить. Малыш умеет самостоятельно вставать, опираясь на что-то. Некоторые начинают ходить.
Одиннадцатый месяц жизни. Кроха может стоять, без поддержки взрослого, сначала пару секунд, потом дольше и дольше. С интересом играет в игрушки, особенно любит что-то складываться в баночку или тарелочку, а потом доставать от туда.
Двенадцатый месяц жизни. Малыш может ходить уже достаточно уверенно. Но многие детки празднуют свой День Рождения, так и не начав ходить. Но малыш может с удовольствием топать, держась за одну ручку мамы или за окружающие его предметы (мебель, стену и т.п.)
Помните, что все детки развиваются по-разному. Одни детки начинают ходить в 10 месяцев, другие только к полутора годам. Бить тревогу следует, если малышу уже исполнился год, а он все еще не умеет самостоятельно садиться, переворачиваться со спины на живот. Если ребенок не начал ходить к полутора годам. В таком случае нужно бегом бежать к врачу и выяснять причины такого отставания. Но, как правило, врач замечает недостатки развития в течении первого года жизни. Ведь весь год ребенок находится под контролем врача, которого Вы ежемесячно должны посещать!
«А что, ваш ребенок еще не сидит?» – этот вопрос иногда
сбивает с толку молодых родителей, вызывая сомнения и беспокойство. Но эти
волнения совершенно напрасны, если ребенок здоров. Физические упражнения и
активное общение с малышом помогут ему освоить новое движение.
За первый год своей жизни младенец делает существенный скачок в развитии. Он осваивает пространство вокруг себя, переходя из горизонтального состояния в вертикальное, передвигаясь и манипулируя предметами. Родители радуются каждому новому достижению малыша. Момент, когда ребенок садится самостоятельно, тоже является одним из важных этапов развития.
Формирование двигательных навыков происходит у ребенка естественно и постепенно, по мере укрепления костной и мышечной ткани. Направленные движения координируются структурами головного мозга, которые тоже находятся в процессе своего развития.
Ирина Руженкова, врач-педиатр, кандидат медицинских наук, отмечает, что мышцы ребенка созревают «сверху вниз»: начиная от фиксации взгляда в период новорожденности до управления нижними конечностями к концу первого года жизни.
Умение сидеть – один из показателей физического развития ребенка. Возрастные нормы для формирования этой динамической функции не имеют четкой границы. Общепринятым среди специалистов считается, что ребенок должен садиться самостоятельно в 8-9 месяцев.
Как происходит формирование этого двигательного навыка, в каком возрасте ребенок начинает делать попытки сидеть самостоятельно, описывает профессор Людмилой Лубышевой, специалист в области социологии физической культуры и спорта:
Лубышева подчеркивает: «Нельзя успешно обучать движению, если организм или какая-то отдельная система не созрела для этого».
Скелет ребенка еще долго будет мягким и слабым, поэтому не стоит обучать движениям, к которым ребенок еще не готов.
Некоторые родители начинают бить тревогу, считая, что в шесть месяцев малыш должен сидеть сам. Если ребенок не садится самостоятельно после шести месяцев страхи становятся еще больше. Существует множество причин, по которым в положенный срок ребенок не умеет и даже не пробует садиться сам. Но нельзя рассматривать какую-то одну, ведь развитие ребенка оценивается в комплексе, в соотношении всех физиологических функций.
При посещении педиатра каждый раз ребенка измеряют и взвешивают. И, безусловно, вы точно знаете вердикт, вынесенный конкретно вашему малышу. Если показатели роста и веса в норме или ниже нормы, это свидетельствует о том, что малыш сядет в положенный нормами срок или даже раньше. Поэтому беспокоиться не о чем.
Катя, мама Арины 1 год: «Аришка родилась крошечной, 2,6 кг и рост 48 см. У нас все в семье по маминой линии миниатюрные. Педиатр, оценив мой рос (152 см) сказала, что у малышки все в норме. Переворачиваться на живот моя пушинка стала в 3,5 месяца, а села в 6,5. Она опередила всех своих ровесников!».
Избыточный вес ребенка затормозят его двигательную активность, ведь мышечная масса у всех детей примерно одинаковая (23% от общего веса), а количество «лишних» килограммов поднять становится тяжелее. Стоит проконсультироваться с педиатром, что делать в этом случае: сажать ли ребенка «на диету» или активно заниматься спортом. Врач подберет тактику исходя их индивидуальных особенностей здоровья вашего малыша.
Малыш может родиться с травмой или приобрести какое-либо заболевание, ухудшающее состояние его здоровья. Даже просто часто болеющие ОРВИ детки физически слабее более здоровых сверстников. Естественно, это сказывается на двигательной активности малыша, вызывая апатию и сонливость. Рекомендации как помочь вашему крохе не отставать в физическом развитии и укрепить иммунитет может дать только педиатр.
Не стоит скидывать со счетов и врожденные психологические характеристики личности. Холерики и сангвиники будут активнее в своих движениях и стремлении познавать окружающий мир, чем флегматики и меланхолики. Гендерные особенности тоже накладывают свой отпечаток – девочки начинают овладевать движениями быстрее, чем мальчики.
Как помочь ребенку научиться садиться? Для этого нельзя обойтись без тренировки. Чтобы правильно научить ребенка садиться, стоит воспользоваться советом профессора Валерии Сергеевны Мухиной. В своем учебнике по детской психологии она обращает внимание на два типа движения у младенцев – прогрессивные и тупиковые. Прогрессивные движения помогают получить новые впечатления и опыт, а тупиковые отгораживают его от внешнего мира. Это значит, что родителям нужно помогать малышу и учить его вместе с ним, а не вместо него. Нельзя взять ребенка за ручки, посадить и ждать, что он повторит движение сам – это тупиковый путь.
Виктория, мама Игната: «Чтобы научить Игнатика сидеть, мы повесили новую погремушку на край кроватки. Из положения лежа он никак не мог дотянуться. Он заинтересовался, захныкал, тянулся к игрушке. Мы слегка подталкнули его к повороту через бочок. Он сел и дотянулся. И так несколько раз. Через несколько дней я захожу в детскую, а он сидит и тянет на себя погремушку».
Взрослым, которые окружают ребенка, важно побуждать малыша к прогрессивным движениям. Когда у малыша есть цель, он активнее будет совершать движения, которые помогут ему сесть. За этим последует не только формирование соответствующих двигательных навыков, но и успешное психическое развитие.
Для того, чтобы сесть из положения лежа, организм задействует мышцы живота, спины. Малыш должен уметь владеть своей рукой, чтобы опереться на нее и помочь себе удержаться сидя. Поэтому важно начиная с рождения делать ребенку массаж и проводить комплексы физических упражнений. Эти меры избавят мышцы от гипертонуса и укрепят мышцы.
Ребенок лежит на приподнятой поверхности. Взрослый показывает игрушку и побуждает малыша ухватить ее рукой. В то время, когда малыш пробует взять игрушку, взрослый плавно отодвигает ее, чтобы ребенок потянулся. После двух-трех попыток, игрушка должна оказаться у ребенка в руках.
Взрослый берет две ручки ребенка и, разводя их в стороны, присаживает малыша на несколько секунд. После двух-трех присаживаний, взрослый протягивает свои руки ребенку и побуждает ухватить их. Медленно потягивая малыша, взрослый передает ему инициативу в том, чтобы самому подняться и сесть. Достаточно двух-трех повторений.
Родителям важно различать два момента в развитии двигательного навыка: ребенок «сидит, когда его посадили» или «садится сам». Взрослые часто стремятся опередить естественное развитие ребенка, и усаживают малыша принудительно.
Наталья одна воспитывает дочь. Помочь по хозяйству ей некому. В 5 месяцев она стала усаживать девочку перед телевизором и фиксировать ее диванными подушками. Мать включала видео и оставляла ребенка до тех пор, пока не переделает все свои домашние дела.
Что происходит, когда ребенка начинают усаживать принудительно? Слабый мышечный корсет не защищает позвоночник младенца, который испытывает несвойственные возрасту нагрузки. Раннее усаживание ребенка «в подушки» ведет к нарушению осанки и приобретению кифоза (сутулости). Кроме того, долгое нахождение в одной позе нарушает кровообращение. В таком положении ребенок неактивен, а значит, теряются возможности для интеллектуального развития.
Важно с первых дней жизни побуждать малыша к активности и «исследовательской» деятельности. Общение с взрослым становится потребностью, а изучение окружающего мира – мотивом для перемещения в пространстве. Если ребенок еще не умеет сам садиться, а маме необходимо заняться домашними делами, есть отличный выход из ситуации: посадить ребенка в манеж. Бывают небольшие по габаритам манежи, которые можно разместить в любой комнате, даже на кухне. Ребенок рядом с мамой, а его осанке ничего не угрожает.
Наблюдения за младенцами в московском детском нейропсихологическом центре «Добрые руки» позволило специалистам сделать вывод о том, что современные дети часто пропускают период ползания, рано садятся, а затем начинают сразу стоять и ходить. Это приводит к нарушению зрительно-пространственной ориентировки, а потом, как следствие, к проблемам в освоении чтения и письма.
Поэтому мамам и папам, которые тревожатся по поводу того, когда ребенок сядет самостоятельно, лучше активно заниматься с малышом обучению ползания. Очень часто дети начинают садиться из положения «стоя на четвереньках».
С каждым днем малыш становится все активнее. Ему уже не хочется неподвижно лежать в своей кроватке. Кроха развивается и стремится к изучению окружающего мира. В 4-5 месяцев он активно вертит головою во все стороны, переворачивается на животик и обратно, пытается приподняться. Создается впечатление, что малыш готов сесть, а маму так и тянет помочь ему занять вертикальное положение. Но не надо спешить. Для начала стоит разобраться, в каком возрасте ребенок начинает сидеть, и не принесет ли ему вреда форсирование событий?
С какого возраста мальчики и девочки начинают садиться сами? Детские врачи говорят о том, что это событие происходит не раньше, чем в 6-9 месяцев. Так распорядилась природа, заложив в организм маленького человека особенную программу.
Только к полугодовалому возрасту:
Умение сидеть формируется у младенца не сразу, а проходит несколько этапов в своем развитии:
Известный педиатр Комаровский акцентирует внимание родителей на том, что указанные возрастные нормы являются средними показателями, выведенными на основе долгого наблюдения за детьми. Некоторые отклонения могут быть обусловлены индивидуальными особенностями малыша. Например, подвижные и худенькие дети овладевают новым умением гораздо быстрее своих флегматичных и пухлых сверстников, а мальчики слегка опережают девочек.
Многие мамы, плохо знакомые с анатомией и физиологией детского организма пытаются посадить малыша в 4 или 5 месяцев. Отдельные моменты двигательной активности ребенка, вроде приподнимания верхней части туловища, они ошибочно расценивают, как готовность принять вертикальное положение. Усаживая ребенка в рюкзачок или к себе на колени, обкладывая его подушками на диване, в коляске или манеже, родители, не задумываясь, наносят большой ущерб здоровью крохи.
Ведь из-за непомерной нагрузки на слабый опорно-двигательный и мышечный аппарат:
Если ребенок сидит, выгнув дугой спинку, или заваливается на бочок, значит, вы поторопили события, и организм крохи пока не созрел для серьезных перемен. Придется отложить эксперименты и терпеливо ждать, не вмешиваясь в процесс, задуманный самой природой: малыш должен сесть без посторонней помощи.
Малыш пока не может рассказать о своих желаниях и ощущениях, но для любящей мамы информативны каждое движение, каждый взгляд, каждый вздох крохи. Удивительно, но опытная мама может точно определить, скоро ли сядет младенец.
Раскроем секрет — предвестниками радостного события станут умения ребенка:
Эти действия малыша являются для мамы сигналом к тому, что позвоночник и мышцы спины, брюшного пресса, рук, плечевого корпуса и шеи готовы к тому, чтобы тело крохи приняло вертикальное положение.
Случается так, что ребенок никак не сидит сам. Как в таком случае реагировать родителям? До 9 месяцев не стоит беспокоиться: вполне возможно, что организм малыша еще не совсем готов к новым нагрузкам. Но и сидеть, сложа руки, родители тоже не должны. Как же научить ребенка садиться? Помогут активные занятия с грудничком, направленные на укрепление мышечного корсета, координацию движений и крупную моторику:
Первый раз нужно сделать по 2-3 подхода каждого упражнения, затем увеличить до 5-8 повторений. Перед выполнением зарядки нужно хорошенько разогреть тело малыша при помощи обычного массажа, выполняя поглаживания, растирания, пощипывания, сгибания – разгибания ручек и ножек.
Если малыш во время занятий капризничает, злится или, наоборот, становится апатичным, нужно немедленно прекратить занятия и разобраться в причине такого состояния.
Когда кроха пытается сесть, но никак не поймет, что нужно сделать, в первый раз стоит помочь ему:
Такая подсказка запустит в действие мышечную память, и в следующий раз кроха проделает всю последовательность действий самостоятельно.
Если малышу уже 10 месяцев, а он до сих пор не сидит, тогда потребуется консультация врача – невролога. Быть может, причина – в задержке психомоторного развития, и ситуацию нужно срочно исправлять под контролем специалистов.
Помните, что организм малыша подобен бабочке, вылупившейся из кокона: трудности только закаляют его и добавляют жизненных сил. Поэтому не пытайтесь помогать, наберитесь терпения и ждите: ваш ребенок обязательно сядет и испытает неописуемый восторг, увидев мир в другом ракурсе.