Рождественские святки на руси

03.08.2019

Святками на Руси называют двенадцать праздничных дней, которые начинаются на Рождество (7 января) и заканчиваются на Крещение (19 января). В католической религии святки продолжаются двенадцать дней, с 25 декабря по 6 января.

В церковном календаре начальная и конечная даты этих периодов посвящаются памятным событиям рождения Иисуса Христа и его крещения в Иордане, получившее название Богоявление Христово. Эти дни именуются в народе как «святые вечера». Такое название появилось благодаря древнему обычаю, когда православные христиане прекращают свои дневные дела, прославляя память событий Рождества и Крещения Христа, которые свершились в вечернее и ночное время.

С древних времен, эти дни особо почитались и отмечались церковью. Уже в шестом веке в уставе Саввы Освященного написано, что в святочные дни не полагается совершать венчание и класть поклоны. В 567 году вторым Туронским Собором праздничными были названы все дни, начиная с Рождества Христова и до Богоявления Христова.

По старой традиции , в самые первые дни праздника, принято навещать родственников, близких и друзей, дарить небольшие подарки - в честь и в воспоминание о тех дарах, которые приносили волхвы. Также было принято вспоминать про бедных, больных и обездоленных и посещать приюты, тюрьмы, больницы, детские дома и так далее. В свое время даже царствующие особы в святки переодевались в простолюдинов и раздавали милостыню.

Главным моментом торжеств на святки всегда была семейная трапеза. Приготавливались блюда по определенным рецептам. Основным являлась кутья, также приготавливали такие угощения, как: ореховое печенье, шарики из сладких крошек, маковник, сбитень, овсяный кисель и блины . На стол дополнительно выставлялись приборы соответственно числу усопших в прошедшем году членов семьи.

Последние святочные дни посвящались подготовке к другому празднику - Крещению Господнему . Лучшие деревенские плотники вырубали прорубь крестообразной формы в замерзших водоемах, украшалась она деревянными узорами, лентами и кристаллами, сделанными изо льда.

Невзирая на то, что святки являются христианским праздником, с течением времени к нему примешалось большое количество языческих элементов. До того, как Русь приняла христианство, святки считались праздником Святовита (Святовит - одно из имен верховного бога Белбога). Из других источников известно, что слово святки происходит от старославянского значения слова - души предков. В древности святочные обряды имели вид заклинаний на весь год, а также гадания про будущее. Также иногда практиковались обряды с магическим подтекстом.

По ночам и в вечернее время ходили и колядовали ряженые. С древних славянских пор, во время святок, существовала традиция одевать на себя чужие личины. Все эти языческие обряды не потеряли своей силы и влияния с распространением христианства на Руси. Все это, не смотря на то, что церковь воспрещает перед Рождеством Христовым и во время святок ходить по дворам обряженными и петь песни для получения угощения.

Славление или колядование, является особой традицией святочных праздников на Руси. Дети и молодежь с удовольствием ходили по всем дворам и исполняли церковные песнопения, а также колядные песни, которые посвящались Рождеству Христову. Те, кто колядовал, получали от хозяев так называемую обрядовую пищу и желали всего доброго в наступающем году. Было принято считать, что достаток семьи на будущий год зависит напрямую от подарков и угощения колядовавших. Зачастую песнопение сопровождалось некими действиями, как правило, изображающими работы по земледелию.

На святки имелся обычай гадания . Практически каждая деревня или местечко могло похвастаться своими способами гадания и ритуалами. Важное место занимали приметы , при помощи которых христиане пытались угадать каким будет достаток в следующем году и какая будет погода.

Святки заканчиваются 19 января на Крещение Господне. В этот день во всех церквах освящается вода, называют ее крещенской и хранят в течение всего года.

Святочный календарь

Святки - продолжаются две недели, начинаются в сочельник , заканчиваются на Крещение. Святой - считается первая неделя, страшной - вторая. Для привлечения удачи и благополучия на святочной неделе следует ходить не просто во всем чистом, а во всем новом.

6 января - Сочельник (он же кутейник), вечером в канун Рождества, совершали магические обряды и гадали.

8 января - Бабьи каши. Это праздник рожениц и повивальных бабок. Во многих губерниях России, в этот день приходили к повивальным бабкам и преподносили им разные яства. После этого с ними кутили с самого вечера до самого утра. В этот день также просили защиты и помощи у укротителя гнева и музыканта - пророка Давида.

9 января - в этот день было принято нанимать батраков. В народе он получил название - Стефанов день.

10 января - имеет название Рождественский мясоед или домочадцев день. Мясоед не является праздничным днем, а служит началом длительного периода определенной жизни православного христианства. Однако, дни мясоеда, как правило, наполнялись духовным осветлением и праздничной возвышенностью.

11 января - считается днем в память избиенных царем Иродом в Вифлееме младенцев. Начиная с этого дня и вплоть до 19 января, женщинам запрещалась игра в карты, как считалось, иначе «куры поклюют огурцы».

12 января - день носит название - Анисья желудочница. Название обусловлено тем, что в этот день проходило гадание по свиным желудкам, селезенке и печени гусей. Гадали о погоде зимой, если случалось так, что селезенка и печень слишком раздуты, значит, зима будет пасмурной и теплой, с довольно частыми дождиками. Если же требуха имела тонкую, вытянутую форму, то следовало ждать морозной зимы.

13 января - Васильева коляда или день святой Маланьи. До смены стиля этот день приходился на 31 декабря и являлся кануном Нового года. Все члены семьи в этот день занимались приготовлением к встрече Нового года. Под Васильев день ведьмы месяц крадут. Если ночью дует ветер с юга - год будет теплый и благостный, если с запада - то будет изобиловать молоком и рыбой, с востока - стоит ожидать хороший урожай фруктов.

14 января - день носит название Василий Великий - покровитель свиней. День этот приходился на 1 января, то есть на Новый год по старому календарю.

15 января - Сильвестров день. Представляет из себя кулинарный праздник, в этот день не употребляли в пищу яйца и курятину. В курятниках вешали «куриного божка». В районах южной России «куриным божком» называют черный камешек с естественно образованным отверстием посередине. В Московской губернии в роли божка выступал обычный лапоть, его подвешивали в курятнике на стену для того, чтобы урегулировать отношения домового и кур, которые у него не в большом почете. В тот же день делали заговор дочерей Ирода - сестер лихоманок. Считалось, что они насылали на людей всевозможные несчастья.

16 января - день пророка Малахии. Считалось, что в этот день, голодные ведьмы занимаются тем, что задаивают до смерти коров. Нечистая сила в этот день особенно озлоблена и может напасть на человека. Самой старой метлой, обстукивали все углы в снаружи и внутри дома, делалось это для защиты от всевозможной нечисти. Также обращались за помощью к «домовому».

17января - в день этот, равно как и следующий, женщинам воспрещалось шить, считалось, что у нарушительниц ребенок может родиться слепым.

18 января - вечер Крещенский, канун Богоявления Господнего. Второй сочельник является основным днем гаданий на святки. Накануне мелом чертили кресты на стенах, потолках и дверях. Собирался снег для умывания и беления холстов. В полночь ходили на реку по воду, считали, что эта вода долгое время не портиться.

19 января - Богоявление и Крещение. Крещение называли прощанием со святками. Также считалось, что в Богоявленскую ночь открывалось небо.

Федорова Ева

Дни, начиная от Рождественского сочельника (6 января) и заканчиваются праздником Крещение Господне (19 января). называются Святыми Днями. В народе они получили название святок . 25 декабря, в астрономический день зимнего солнцеворота, первый день победы солнца над тьмой, испокон века открывался на Руси самый большой и любимейший праздник года - Святки. Святки, происходят от глагола светить, находятся в тесной связи с воспоминанием о Рождении Спасителя мира.

Рождественские святки – это дни, когда люди поздравляют друг друга с рождением Бога Младенца. Символизируют они события рождества и крещения Спасителя.

Скачать:

Предварительный просмотр:

XIII городские Серафимовские чтения школьников

Название секции: Православие и российская государственность

Реферат на тему:

Обычаи и праздники русского народа. Святки.

Реферат подготовила:

Федорова Ева,

учащаяся 3 класса

ГБОУ ООШ № 12

г.о.Новокуйбышевск

Руководитель:

Шубина Нина Анатольевна,

учитель начальных классов

ГБОУ ООШ № 12

г.о.Новокуйбышевск

г.о. Новокуйбышевск 2012 г.

Введение.

Дни, начиная от Рождественского сочельника (6 января) и заканчиваются праздником Крещение Господне (19 января). называются Святыми Днями. В народе они получили название святок . 25 декабря, в астрономический день зимнего солнцеворота, первый день победы солнца над тьмой, испокон века открывался на Руси самый большой и любимейший праздник года - Святки. Святки, происходят от глагола светить, находятся в тесной связи с воспоминанием о Рождении Спасителя мира.

Рождественские святки – это дни, когда люди поздравляют друг друга с рождением Бога Младенца. Символизируют они события рождества и крещения Спасителя.

В народе эти дни называют святыми вечерами, потому что по древнему обычаю православные христиане прекращают свои дневные дела вечером, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время.

Праздновать их Церковь начала с очень давних времен, ну а подтверждено документально церковным уставом преподобного Саввы Освященного (умер в 530 г.).

Сколько лет святкам?

В какое время появились святки в России? Откуда они перешли к нам? Об этом нет никаких исторических сведений. Изустные рассказы не превышают древности ста лет.

Традиция празднования святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий. Когда князь Владимир сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет пятьсот. И даже когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже немолоды.

С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее, отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.

Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Святки всегда были общенародным праздником, на это время как будто исчезали сословные границы, всех объединяла общая радость.

В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения. Они приходились как раз на то время, когда все земледельческое население, обмолотив хлеб и покончив со всеми работами, придавалось отдыху. Святки на Руси (да и вообще у всех славянских народов) сопровождались с христианскими воспоминаниями о Спасителе мира.
Отмечать особо эти дни Церковь начала с древних времен.

Календарь святочных дней

По церковному календарю крайние даты этого периода посвящены памяти о евангельских событиях рождения Христа и крещения его в Иордане (Богоявление). Перед тем, как выйти Господу нашему Иисусу Христу на Свое служение спасению мира, Богом был послан великий пророк Иоанн Предтеча (то есть предшественник), чтобы приготовить людей к принятию Господа. Господь повелел ему идти в долину реки Иордан и возвестить всем людям о скором явлении в мире Спасителя и о том, чтобы все приготовились к Его встрече через Покаяние и Крещение. В это время Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, и Он тоже пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него Крещение.

Святки.

В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки – в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами.

Хозяйки красиво накрывают столы, готовят лучшие угощения. Также принято вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню.

С самого Сочельника до 1 января ни одна хозяйка не выметала сор из избы, чтобы потом собрать весь его в кучу и сжечь посреди двора. Считалось, что так и беды все из дома выметутся, и урожай будущего года будет защищен (и в саду, и на огороде).

Зимние русские святки всегда были очень интересным, увлекательным и весёлым праздником, где участвовало огромное количество участников и зрителей различного возраста.

Святочные увеселения .

Никакой народ не представляет нам столько забав на Рождественские праздники, как наш русский… Из разнообразных его увеселений, в коих он познается, это - святки, доставляющие всем сословиям истинное наслаждение. Не только дворянство, живущее в городах и деревнях, но даже столичные жители любили предаваться святочным удовольствиям. Разнообразные в своих действиях, они представляли пространное поле для всех родов забав и увеселений. Русское житье - бытье нигде не просвечивалось так ясно, как на святках. Там все радовались и все забывали свое горе. И этот дух до сих пор ощутим в современные святочные празднества. Зимой жизнь, казалось, замедлялась. Все сидели в натопленных домах и без особой надобности не выходили на улицу - холодно, да и снега по пояс. Именно на эту пору приходится шумный и веселый праздник - Рождество Христово со святками. Рождество - второй по величине, по значимости праздник после Пасхи. Но к официальной пышности народ добавил на протяжении веков и немало своих обычаев.

Святки на Руси всегда считались одним из самых веселых праздников. Всю неделю Святок люди старались прожить как-то особенно, отмечая каждый день своеобразными приметами и гаданиями. Особенно внимательно относились к снам, видениям и знамениям, которые приобретали на Святки особое значение. Считалось, что в Сочельник, с 6 на 7 января, обычно снятся вещие сны, особенно при растущей луне, поэтому, для того чтобы запомнить сон, в изголовье кровати ставили свечу и клали сонник, чтобы утром немедленно заглянуть в него и разгадать приснившийся сон.

Во время святок молодежь собиралась в теплых домах и устраивала колядование, игрища ряженых, гадание.

Колядование. Славление.

На Руси, а затем и в Российской империи молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей вроде Иванушки-дурачка и шла колядовать по деревне или городу. Кстати, это одна из немногих святочных традиций, которые выжили в послепетровскую эпоху, несмотря на то, что большая часть населения переместилась в города. Главным персонажем среди колядующих всегда был медведь. Им старались одеть самого толстого парня деревни. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет.

Колядование - хождение по домам, исполнение песнопения, посвященных Рождеству Христову, величание хозяина, хозяйки и их детей. Начинали обычно с церковного песнопения: “Христос рождается, славите” (отсюда и название - “славление”).

Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например, величали не иначе, как «светел месяц», хозяюшку - « красным солнцем», детей их - «чистыми звездами». Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: «Хозяин в дому - как Адам на раю; хозяйка в дому - что оладьи на меду; малы детушки - что виноградье красно-зеленое…» Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Иногда в песнях звучали даже угрозы: «Кто не даст пирога - с ведем корову за рога, кто не даст ветчины - тем расколем чугуны…» Все это, конечно, в шутку. Иногда пели абсолютно, даже нарочито бессмысленные приговорки.

Хозяева подавали колядовщикам печенье, специально выпекавшееся в новогодние дни в каждой семье, оделяли колядующих «кольцами» колбасы, оладьями, орехами или деньгами. В некоторых губерниях половина собранных денег отдавалась на церковь.

Ни один русский праздник не проходил без вездесущей ребятни. В тех из чисто великорусских губерний, где сохранился обычай колядования, он стал исключительным достоянием деревенской детворы, которые с увлечением выполняли его за старших. На святки детвора собиралась ватагами и ходила по домам колядовать. Оставшись под окнами чьего-нибудь дома, ребятишки пели колядки. Содержание их было традиционным - похвала хозяина, пожелание его семье и дому благополучия и процветания. За коляду полагалось вознаграждение – что- нибудь вкусненькое. Иногда в самих колядках содержался намек на это:

Наша-то Коляда

Ни мала, ни велика,

Она в дверь не лезет

И в окно не шлет,

Не ломай, не гибай,

Весь пирог подавай!

После колядования его участники дружно съедали собранные лакомства.

Каждая колядка должна состоять из нескольких частей:

  • Сообщение о том, что идут колядовщики;
  • Славление хозяев дома;
  • Просьба одарить колядовщиков;
  • Поздравления с Колядой и Новолетием.

Для сбора подарков среди колядовщиков были механоши, то есть люди, которые носили глубокий мешок с подарками. Иногда жадные хозяева прогоняли непрошенных гостей. Колядовщики всегда носили с собой один особо важный атрибут - "Солнце" с лучами на шесте, как символ рождения нового Солнца.

В рождественские дни дети занимались также славлением: ходили по домам с вертепом и Вифлеемской звездой и распевали рождественские песенки. Вертеп представлял собой небольшой деревянный ящичек с фигурками, изображавшими сцену Рождества Христова. Как и за колядки, детвора получала вкусные подарки.

И теперь еще можно видеть в ночь перед Рождеством кое-где толпы ребят, которые несут на палке зажженный фонарь в виде звезды, символизирующую звезду, взошедшею над Вифлеемом в момент рождения младенца Иисуса Христа, а все другие бегут за ними на каждый двор, куда только их пускают хозяева.

Игры ряженных .

Рождественские святки не обходились без участия ряженных. Игры ряженных - древняя русская скоморошья забава, сохранившаяся с языческих времен. Гонимая церковью и властью, традиция эта все же пережила века и стала неотделимой частью многих народных праздников.

Костюмы и маски (хари) ряженных готовились заранее, хотя особых премудростей здесь не было. Вывернутая мехом наружу шуба - вот и костюм медведя. Та же шуба с вставленной в рукав кочергой изображала журавля. Парни одевались бабами, девушки - мужиками. И те и другие рядились стариками, цыганами, солдатами, различными животными. Особым успехом пользовались группы ряженных - лошадь с седоком, медведь с вожаком, а при нем деревянная коза. Лошадь обычно изображали два парня, накрытые длинной попоной. Передний держал на вилах соломенную кобылью голову. На лошадь садился мальчик, и вся эта забавная группа под свист и хохот зрителей отправлялась гулять по улицам. Ряженные заходили в дома и веселились, как могли: кувыркались, дурачились, орали не своим голосом, а иногда разыгрывали целые представления. Так, весело и озорно, проходили святки, доставляя много радости и детворе, и взрослым.

???????????

Гадание.

Из всех древнейших славянских обрядов самые известнейшие - гадания.

Гадание на святки было главным девичьим развлечением. Особенно таинственна была рождественская ночь, полная, как считалось, необычных, загадочных явлений. Гаданья сопровождаются иногда пением, а иногда таинственным молчанием. Каждой девушке хотелось узнать, что ее ожидает в будущем, особенно волновали мысли о предстоящем замужестве. Кто станет суженным? - вот главный предмет ночных святочных гаданий.

Девушки приступают к гаданию с душевным волнением, и только в святочные дни они имеют право сидеть подле суженых и гадать при них. Матушки весело рассказывают про старину, грустят о девичьем житье, припоминают прежние счастливые годы, и шепотом просят красных девиц загадать их судьбу. Способов гадания знали множество.

В стихотворении «Светлана» Василий Андреевич Жуковский перечислил самые распространенные гадания, правда, не рождественские, а крещенские:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали,

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном,

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И под чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

А .С. Пушкин в повести «Евгений Онегин» так описал гадание. Татьяна Ларина, верившая приметам, гадала с помощью колец.

Из блюда, полного водой,

Выходят кольца чередою;

И вынулось колечко ей

Под песенку старинных дней:

«Там мужички-то все богаты,

Гребут лопатой серебро;

Кому поём, тому добро

И слава!»…

Святочные гадания - это отнюдь не баловство, они, по сути, ничем не отличаются от гаданий в любое другое время года. А свое отношение к гаданиям и прочей магии Церковь определила еще в первые века христианства.

Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда.

Святки - этот великий праздник, который до сих пор одушевлен народным чувством. Наш народ, верный своей земле, сберег еще обычаи своих предков; он вспоминает о них с неподдельной радостью; он один, среди многих превратностей своей судьбы, сохранил прежнюю свою веселость и наклонность к забавам.

Искрится лунный свет...
На землю сходит ВОЛШЕБСТВО,
Коснётся Божья Благодать
Родных, друзей и близких.

Успей желанье загадать,
Лишь полночь воцарится!

Хор Ангелов поёт в тиши,
Рождение Христа.

И ты на Праздник поспеши!
В мир радости, ДОБРА!

Чтоб было все в порядке,
Отметить надо с честью их,
Прославить в праздниках святых.

Информационные литературные источники.

  1. Полная энциклопедия быта русского народа. Рождество Христово. Коляда и Святки. Иван Панкеев.- М., 1998.
  2. Круглый год: Русский земледельческий календарь. Новый год. Рождественский сочельник (кутейник), канун Рождества. Рождество. Святки. А.Ф. Некрылова.-М., 1991.

Основными праздниками в рамках Святок стали ), Васильев день или ) и Крещение Господне. Вечером в канун этих дней в каждой крестьянской семье проводили торжественные обрядовые трапезы.

Остатки еды после ужина оставляли на ночь на столе для приходящих в этот период душ умерших родственников, а на окно или порог ставили угощения для Мороза. Верили, что покойные предки и природная стихия, отведав обрядовое блюдо, будут способствовать в новом году хорошему урожаю.

Обрядовое кормление умерших «родителей», т.е. всех поколений предков, которые, согласно поверью, уже являются частью природы, приобщало их к нескончаемому движению жизни.

Обряд прославления Христа

Обрядами и ритуалами богат весь святочный период. Популярностью пользовался обряд прославления Христа, в котором участвовали группы детей, девушек и парней, а иногда и взрослые. Во время обряда старались воссоздать приход волхвов по случаю Рождества Иисуса. Крестьяне с рождественской звездой ходили по всем домам деревни и пели песни, в которых славили Христа и поздравляли односельчан с праздником.

В изготовлении главного атрибута шествия – рождественской звезды, символизирующей Вифлеемскую звезду, принимали участи все славильщики. Её делали из бумаги, палок, оберток от конфет, слюды и другого яркого материала. Для основы звезды обычно использовали обруч сита, внутри которого устанавливали палочку с гнездом для свечи. Во время шествия свечу зажигали. Верхнюю часть и отверстие обруча заклеивали промасленной разноцветной бумагой. На получившейся поверхности рисовали изображение на тему Рождения Спасителя и поклонении волхвов. К основе обруча крепили лучи звезды – конусообразные рожки, на концах украшенные бахромой из бумаги.

За пение и поздравления с праздником славильщиков благодарили хозяева домов. Входя в жилище, славильщики сначала читали рождественскую молитву, а потом уже пели народные тексты, в которых отражались события Рождества Иисуса Христа.

Обряд «Посевание»

Посевание – ещё один святочный обряд, направленный на обеспечение хорошего урожая в новом году. Его совершали рано утром в Рождество или в Новый год в каждом доме. Участвовали в нем мальчишки или пастух. Зайдя в избу, посевальщики исполняли песню с поздравлением хозяев и разбрасывали зерна разных культур. Приносили в дом семена в рукавицах и бросали в красный угол.

Посевальщиков одаривали пирогами, а полученные во время обряда зерна берегли до посева, потому что верили, что они обладают плодородной силой.

Обряд «Колядование»

Вечером в Рождественский сочельник или утром в Рождество или в день Нового года по селению ходили колядовщики и исполняли поздравительные песни. Молодежь собиралась в назначенное время, выбирала человека, который будет нести мешок, и отправлялась к краю деревни. Обходчики останавливались под окном у первого дома и звали хозяев, спрашивая у них, можно ли позвать коляду. Получив разрешение, колядовщики начинали петь поздравительные песни, после чего требовали угощения. Хозяева дома подавали обходчикам в окно разную снедь со стола. Гостей одаривали выпечкой, крупой, зерном, маслом, яйцами, чаем, сахаром, пивом и деньгами. Если в доме жила девушка на выданье, то обязательно подавали пирог с мясом и свиную ногу.

Колядовщики в ответ на обильные дары пели хозяевам дома песню, в которой желали благополучия, хорошего приплода скота и урожая. После этого отправлялись к другой избе, потом к третьей и так далее.

Обойдя все дома в селении, молодежь собиралась в избе, выкупленной для святочных игрищ. Из части полученных продуктов готовили еду и все вместе угощались. Незаметно совместная трапеза с шутками и общим весельем переходила в посиделки.

В народе Святки считали молодежным праздником. На третий день после Рождества взрослые возвращались к повседневным заботам и хлопотам, а молодежь целыми днями продолжала развлекаться. Среди любимых развлечений были вертепы – театральные кукольные представления, главной темой которых было Рождество Христово. В сценках часто высмеивали человеческие пороки: жадность, глупость, кичливость.


Гадания на Святки

Ещё в этот период проводили разного рода гадания. Гадали в любой день, но самыми «верными» считались гадания в сочельники (крещенский и рождественский) и под Старый Новый год. В каждой семье гадали об урожае, но самыми популярными были девичьи святочные гадания.

Девушки повсеместно гадали на литье олова, воска, свинца, которые расплавляли и выливали в воду. В воде вещества обретали новую форму. Форму внимательно разглядывали и толковали получившийся силуэт или рисунок. На гадания с помощью литья была похожа ворожба с сжиганием или намачиванием скомканной бумаги, с выливанием в стакан с теплой водой яйца, желтка или белка.

По вытаскиванию жребия гадали о судьбе. Девушки в горшок складывали краюшку хлеба, кусок дерева и женский головной убор, а потом с закрытыми глазами вытаскивали свою судьбу в новом году: продолжение девичества, смерть или замужество.

Большая часть гадания была связана с вопросом – выйдет ли в новом году девушка замуж? Молодухи стучали в окно чужого дома ложкой: если отзовется мужчина – свадьба не за горами, женщина – в девках ещё год сидеть.

Видео: традиции Святок и старинные гадания

Как провести время между самыми радостными зимними праздниками, что такое Святки и как их принято отмечать.

Зимняя череда праздников не оставляет скуке и унынию ни малейшего шанса, весь декабрь проходит в круговерти подготовки и покупок подарков, затем с бокалом шампанского мы весело встречаем смену года, дальше — Рождество, потом — Старый новый год, далее — Крещение, а там и до весны вроде уже не так далеко.

У наших предков существовала целая традиция отмечания особого зимнего периода — Святок. В это время было очень важно чтить память ушедших и узнавать будущее с помощью гадания. Самое интересное и важное о Святках.

Русская традиция Святок

В русской традиции было принято называть словом “Святки” целый месяц — с 19 декабря, когда отмечался Николин день, или празднование Николы зимнего, до 19 января — Крещения. Само значение слова связано в первую очередь с культом Солнца (солнечный день начинает снова прибывать) и культом предков. Борьба холода и тепла, тьмы и света обязательно заканчивалась победой добра и жизни — этому сюжету и посвящались большинство действий периода.

Существует мнение, что в дохристианской Руси Святки были посвящены торжеству Святовита — одной из испостасей верховного бога неба, Белбога. Некоторые исследователи считают, что слово происходит от старославянского “святки” — “души предков”.

Неделя от Рождества до Васильева дня — Старого Нового года — это “святые вечера”, наполненные добром и светом, а вторая половина вплоть до Крещения — “страшные вечера”, когда миром правят разгулявшиеся силы зла.

Церковная традиция праздников

По православным обычаям этот период ощутимо короче — Святкам отводится всего 12 дней между Рождеством и Крещением. В церковном календаре эти дни посвящены евангельским событиям: рождению Христа и его последующему крещению в реке Иордан. В эти дни нельзя венчаться. Праздничными эти дни были официально признаны еще на Втором Туронском Соборе 567 года.

Обычаи Святок

В эти дни было принято совершать множество действий — и веселого, шутливого и даже хулиганского характера, и вполне серьезного, наподобие магических обрядов на благополучие семьи и рода в новом году. Предки знали и как правильно поминать ушедших, и как гадать на богатство, любовь и процветание. Все действия проводились в темное время суток — хотя, учитывая долготу дня, это вполне логично.

Посещение с подарками друзей и нуждающихся

В первые дни праздников всегда было принято посещать друзей и близких, дарить подарки — в память о тех дарах, что принесли Младенцу волхвы. Традиционно считалось правильным проявлять милосердие: вспоминать о бедных и больных, помогать детским домам или приютам, пациентам больниц и заключенным. Даже цари практически во всех христианских странах, переодевшись простолюдинами, посещали тюрьмы, больницы и раздавали милостыню и подарки.

Угощение на Святки

Один из основных и обязательных моментов святочных торжеств — общесемейная трапеза, для которой непременно готовилось нечетное количество блюд. На стол было принято ставить кутью — сладкую кашу из риса или замоченных зерен пшеницы, сбитень, ореховое печенье, блины и овсяный кисель с травами и пряностями. Обязательно ставили и дополнительные приборы для тех членов семьи, которые ушли в мир иной в прошедшем году.

Ряженые и колядки

С древних времен славяне практиковали обычай рядиться, оборачиваться в кого-либо, надевать на себя личины кого-то другого — “окруты”, “скураты”. Распространение христианства не слишком повлияло на эту традицию, несмотря на официальный запрет церкви.

Колядующие в костюмах — “славящие” — пели песни и гимны, переходя в Сочельник — канун Рождества — от дома к дому, а хозяева угощали их обрядовой пищей и сладостями, после чего все обменивались пожеланиями добра. Особенно любили эту замечательную традицию дети и подростки.

Ритуальные песни и игры Святок

Помимо колядок, пелись щедровки — песни с пожеланиями щедрости Бога к хозяевам дома и христославы — из названия понятно, что это религиозные песнопения. Эти песни можно было исполнять только в период Святок. Это светлая сторона праздников.

Темная, оборотническая, заключалась в играх и песнях другого характера. Для этих обрядов использовались совершенно другие костюмы, маски и образы — ряжение считалось делом опасным и греховным, переодетый человек словно бы одалживал свое тело и голос духам предков и древним богам. Поэтому в Крещение нужно было обязательно смыть с себя следы празднования в крещенской воде, которая считается святой.

Молодежь устраивала шумные сборища — часто не самого безобидного характера, порой случались весьма фривольные и во многом циничные игры и шутки, нередкими были и драки по ничтожному поводу, в том числе известные кулачные бои и “стенка на стенку”.

Гадание на Святки

К гаданию можно относиться как угодно — церковная традиция жестко порицает подобные вещи, но наши предки очень охотно использовали некоторые способы заглянуть в будущее. Особенно популярным гадание было среди девушек — узнавали, удастся ли выйти замуж в течение года, будет ли муж богатым и ласковым, каким будет здоровье всех членов семьи.

Гадание на зеркале

Этот способ известен всем по поэме Ивана Жуковского “Светлана”.

В любой день Святок вечером, взяв с собой зеркало, свечу и полотенце, нужно зайти в пустую комнату в одиночестве. Сосредоточившись, поставить все на стол и сесть напротив зеркала со словами “Суженый-ряженый, приди ко мне ужинать”. Дальше нужно просто смотреть пристально в зеркало, стараясь ни о чем не думать. Через какое-то время пламя свечи начнет трепетать, а зеркало слегка потускнеет.

В этот момент нужно будет сразу протереть его полотенцем — жених обязательно покажется за плечом вашего отражения. Его желательно рассмотреть, чтобы признать впоследствии при встрече, а потом крикнуть: “Чур с этого места”. Если хватит духу не сделать этого, то жених, по слухам, усядется за стол и выложит из кармана какую-нибудь ювелирную вещицу. Тут уже без вариантов нужно говорить “чур!” — то есть закрывать гадание словом-ключом, призывающим помощь духов предков. Утверждается, что именно такой подарок вы получите в будущем именно от этого человека. После гадания выходить из комнаты спиной вперед, обязательно умыть лицо и руки в проточной воде.

Гадание на воске

Подходит для всей семьи. Зажечь несколько свечей на столе, по очереди брать одну из них и капать расплавленный воск в тазик с водой. Затем смотреть, что за фигура получается на тени — она-то и предскажет будущее. При трактовании включить фантазию — как правило, лучше всего “дар предсказательства” работает у детей.

Гадание на пепле

Разрезать бумагу на небольшие квадраты. Сжигать над пламенем свечи и разглядывать пепел точно так же, как в предыдущем случае, — что за фигурка будет получаться на тени.

Гадание по словам

В полночь девушки большой компанией выходят на улицу и подслушивают слова прохожих по очереди. Именно они и помогут узнать будущее. Лучше всего проводить обряд, соблюдая молчание, — если вовсю веселиться и разговаривать между собой, можно прослушать что-то важное. Пожелание на эти дни — если вдруг вам встретится стайка молчаливых девушек, скажите что-нибудь приятное и хорошее. Вам ничего не стоит, а у кого-то, возможно, сбудется одно из самых заветных желаний.

Гадание на вещах

Очень популярный способ гадания. Все собравшиеся отдают по одной какой-то вещи — лучше продумать этот вопрос заранее и выбрать предметы с внятной и позитивной символикой. Кольца, серьги, браслеты, маленьких куколок, ленты, пишущие ручки, монеты, маленькие пирожные, бумажки с хорошими пожеланиями — все это складывается под полотенце. Затем наугад вынимают каждый себе по предмету — и по нему определяют свою ближайшую судьбу.

Святки - основной зимний праздник на Руси. Святки, святые дни - две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский Сочельник (6 января) и продолжавшиеся до Крещения (19 января), всегда являлись основным зимним праздником на Руси. В Святки, никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья. По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми.

До принятия христианства Святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба — Белбога). По другим источникам это слово происходит от старославянского «свиатки» - души предков. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем. Отличительной чертой Святок были магические обряды, гадания, приметы. Цель гаданий — узнать о будущем урожае.

Гадания, сопутствовавшие языческим Святкам, сохранились до сих пор

В святочный период проходил Коляда, который был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней) , вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. Молодежь, разодетая в новые рубахи, собравшись, в какой-либо избе, плясала, слушала сказки, перекидывалась загадками, а главное — рядилась. Ряженье служит символом обновления природы. По домам, в вечернее время и по ночам, ходили ряженные — колядующие, специально для того, чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, напрямую зависел от степени одарения колядующих.
Позднее праздник Коляды был замещен великим праздником Рождества Христова. Церковь убедила в греховности многих святочных обрядов, в частности - насколько опасно занятие гаданием для православного. И все же, считается, что в период от Рождества до Крещения гадание перестает быть бесовским действием, а становится просто забавой.

Главные темы святочных игр и представлений – это темы брака и похорон

Основными праздниками в рамках Святок являлись Рождество Христово, Новый год (Васильев день) и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой крестьянской семье совершались торжественные обрядовые трапезы, характеризующиеся наличием ритуальной пищи, остатки которой после ужина оставляли на столе для приходящих в святочное время душ умерших и ставили на окно или порог для угощения мороза. Обрядовое кормление покойных «родителей», то есть всех поколений предков, которые, по народным представлениям, являлись уже частью природы, приобщало также и их к этому нескончаемому движению жизни. Было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» - гадали. Молодежь собиралась поплясать, днем - покататься на санях, поиграть в снежки.

Во время Святок огромное значение имело общее семейное застолье

Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуализованными действами, к которым были причастны все члены деревенской общины. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу, задобрить «родителей» - умерших предков, обезопасить себя от нечистой силы. Так, например, в надежде на увеличение плодовитости скота в сочельник - канун Рождества - выпекали из теста «козульки» («коровки») - печенье в виде фигурок животных и птиц. В надежде на будущую счастливую жизнь ставили сноп в красный угол избы, разбрасывали солому по полу, кормили кутьей куриц, обвязывали лентами фруктовые деревья. Самым ярким обрядовым действием, с которого начинались святки, был обряд колядования, представлявший собой театрализованное зрелище, сопровождавшееся пением песен - пожеланий, величаний хозяевам. Колядовали обычно в ночь на Рождество, на Васильев день, в крещенский сочельник.

Так, в первый день Рождества группы детей, парней и девушек, а иногда и взрослые мужчины совершали обряд славления Христа: они ходили по всем домам деревни с рождественской звездой и пели специальные песни, в которых славили праздник и поздравляли с ним своих односельчан. Рано утром в Рождество и в Новый год маленькие мальчики совершали в каждом доме магический обряд посевания: зайдя в избу, посевальщик разбрасывал зерна разных культур, исполняя при этом песню с поздравлением хозяев с Новым годом. Этот обходный обряд был направлен на обеспечение урожая в новом сельскохозяйственном сезоне. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки… Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым.

Примета: если Рождество выдастся без морозов, то весна будет холодной

Святки отмечались по всей России и считались молодежным праздником. Особенно яркими и веселыми, наполненными музыкой, пением, играми они были в деревнях северных и среднерусских губерний Европейской России, а также в Сибири. В западнорусских и южнорусских губерниях их празднование было более сдержанным и спокойным.

Самые дешевые билеты из Екатеринбурга в Сочи и обратно

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

1 пересадка

2 пересадки

Считали, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой, а у шьющего одежду - скот ослепнет. Тот же, кто занимается в святки изготовлением обручей, коромысел, полозьев для саней, не получит приплода скота. Взрослое население деревни на третий день после Рождества возвращалось к своим повседневным заботам и хлопотам, за исключением тех видов работ, которые, по народным представлениям, нельзя было совершать в Святки. Молодежь же полностью была освобождена от какой-либо трудовой деятельности и все время посвящала разнообразным развлечениям.

Святочный период можно назвать временем активного формирования брачных пар нового года, чему способствовало проведение почти каждый вечер, кроме сочельников, игрищ молодежи. Здесь парни и девушки имели возможность внимательно присмотреться друг к другу. Своеобразным испытанием готовности к браку, было умение и парней, и девушек правильно вести себя при приходе на игрище ряженых. Одетые в самые разнообразные наряды и маски, ряженые вовлекали в свои многочисленные игры всех, без исключения, кто присутствовал на посиделке. Сама молодежь вечерами нередко «машкаровалась» и ходила по деревне, тормоша и веселя хозяев в каждом доме.

Одной из ярких особенностей Святок как переходного периода являлись разного рода гадания. В каждой крестьянской семье или всей общиной накануне главных святочных праздников совершались гадания об урожае. Вечерами подблюдные гадания устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собирались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Девушки и, реже, парни на протяжении всех Святок в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж или жениться.

Если в ночь перед Рождеством загадать желание, то оно непременно сбудется

Водосвятие в крещенский сочельник и в Крещение также рассматривалось как один из способов изгнания нечистой силы из рек, озер, прудов и колодцев.

«С Рождественского сочельника солнце идет на лето, а зима – на мороз»

Название «святые вечера» также пришло из традиции не работать во время Святок

С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.
Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда. Перед Крещением большинство злобствующей нечисти отступало. Дабы окончательно избавиться от неприятностей народ устраивал Проводы святок. Люди с криками били метлами по углам, стучали по заборам, скакали на конях вдоль сила, стреляли в небо во дворах. А в конце кричали: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!».