23 сентября
наши предки отмечали день Петра и Павла рябинников. К этому дню в средней полосе созревала рябина, а ночами уже бывали заморозки, от которых яркие ягоды рябины теряли свою горечь. Это еще один праздник для рубрики "Необычные праздники".
В народе говорили, что когда ягоды становятся сладкими, рябина отмечает свои именины. В ее честь в этот день пучки веток, усыпанные алыми ягодами, прикрепляли под крышами домов и на наличники окон, хозяйки пекли вкусные пироги с мясом, капустой, брусникой.
В старину в некоторых областях России, Украины и Белоруссии рябиновые праздники происходили четыре раза в год — по одному разу в сезон. Все рябиновые праздники сопровождались особым колокольным звоном, который в народе прозвали "рябиновым».
Рябина была в почете не только у славян. Она была посвящена громовержцам Тору (у скандинавов), Перуну (у славян), кельты считали ее пищей богов, сравнивая ягоды с греческой амброзией.
Существует ирландское сказание, где рассказывается о чудесных ягодах волшебной рябины, которые стережет дракон. Эти ягоды могли заменить девять трапез, а еще заживляли раны и дарили людям лишние годы жизни.
С рябиной была связана и богиня любви и красоты Асгарда — Фрейя, она носила рябиновое ожерелье, которое было ее оберегом от сглаза и порчи.
Наши прабабушки тоже знали эту способность рябины и делали себе такие бусы. В деревнях женщины носили самодельную «бижутерию» весь год, пока не появятся новые ягоды. Затем делалось новое украшение, а отслужившее ожерелье сжигалось.
Древесину и ягоды рябины использовали в магических ритуалах еще друиды. Известно также, что в течение многих веков рябиновые бревна закладывались для магической защиты при строительстве жилых домов и культовых сооружений, а рябиновыми досками обшивались иногда к форштевни судов...
В одной из старинных английских легенд рассказывается об одном юноше, который ушел в дальнее плавание, но вернуться домой все никак не мог, потому что ему мешала злая колдунья, захватившая его замок. Она посылала навстречу кораблю героя легенды бури и ветра. Юноша смог победить колдунью и вернуться домой только тогда, когда по совету одного мудреца заменил дубовый киль корабля на рябиновый.
С тех пор прошло немало веков, а рябина по-прежнему верно служит людям. Любые поделки из ее коры и древесины дарят человеку удачу и успех, защищают от зла. Например, чтобы ускорить выздоровление больного, положите у его постели веточку рябины. А положенная на ночь у постели здорового человека такая же веточка отгонит неприятные сны.
В качестве талисмана можно использовать ягоды, цветы и даже листья этого замечательного дерева. Чтобы оберег имел бОльшую силу, рекомендуют изготовить его своими руками. Только не забудьте обязательно от всего сердца поблагодарить красавицу-рябину, когда берете у нее материал для оберега.
Еще к рябине можно обращаться с просьбами. Лучше всего это делать с 10 часов утра до 2 часов ночи, самое лучшее, активное время — с 12 до 4 часов дня.
Как просить помощи у рябины. Прислонитесь к стволу спиной и выпрямите позвоночник, обхватите дерево руками. Начните сеанс общения с 5−10 минут, не больше, потому что рябина обладает очень сильной энергетикой. Даже во время короткого (особенно первого) сеанса возможно небольшое повышение температуры тела или артериального давления.
Каждый следующий сеанс можно постепенно увеличивать на 2 — 3 минуты. Но смотрите по самочувствию. Возможно, вам хватит и 10 минут. Передозировка скажется тошнотой и головокружением.
Учтите также, что наиболее сильное благоприятное влияние рябина оказывает на Овнов и Скорпионов и знаки Зодиака, относящиеся к стихии Земли.
Биополе рябины наиболее активно бывает когда она цветет (в июне), в конце сентября (к своим именинам) и в октябре (когда ягоды уже полностью созрели).
В художественном творчестве рябина, как и береза, является поэтическим символом России. Сколько стихов о ней написано, сколько песен сложено!
поэтому давайте отпразднуем этот день — вот этими двумя клипами на песни о рябине.
В народе 23 сентября называли именинами рябины или днем Петра и Павла - рябинников. Вообще, на Руси два дня Петра и Павла - большой да малый, летний да осенний. Разрешалось с Петрова дня летнего есть землянику и другую ягоду, а с осеннего Петра-Павла рвать рябину, делающуюся с этого дня менее горькою из-за первых утренников - заморозков.
На осеннего Петра-Павла срывали ягоды рябины и кистями вешали под крышу, чтобы провяла, сахару понабрала. Часть рябины предусмотрительно оставляли на кусте - дроздам-рябинникам, снегирям-краснозобам и всякой другой птице. Про сбор рябины у народа и песенка сложена была: "Выдем на долинку, сядем под рябинку - хорошо цветет!".
Еще приметили: "Если рябины в лесу много - осень дождливая, если же мало - сухая". Много ягод на рябине предвещает строгую зиму, посему и заготавливали тогда рябинный квас, слабительный и прохладительный, предсказывая на зиму воспалительные болезни, неразлучные со строгою зимою.
Было и такое поверье: коли тебя нечисть мучит, сна не дает, к груди подступает, душит, то возьми ветку рябины, очерти ею вкруг себя - и сгинет нечисть. Потому окна на зиму украшали рябиновыми гроздьями. А принесенными с мороза ягодами рябины головные боли успокаивали.
Исследования сока рябины показали, что он очень полезен при туберкулезе легких. Врачи Древнего Востока отмечали свойство рябины "удерживать питательные вещества в организме". Это означает, что рябина способна экономить силы организма, сберегать его энергию. Свежая недозрелая ягода прекращает понос. Доза разового потребления - до 50 плодов. При пониженной кислотности желудочного сока рекомендуется за 30 минут до еды принимать по 1 чайной ложке рябинового сока. Из плодов рябины готовят витаминный сироп, компот, варенье, пастилу, наливку, ликеры. Благодаря высокому содержанию витаминов плоды рябины используют при истощении и малокровии.
Рябина сушеная пригодна для длительного хранения: ее сладкие сорта едят в свежем виде, из нее варят варенье; она находит широкое применение в кондитерском производстве для изготовления повидла, начинок для конфет, желе, пастилы, в ликероводочном производстве - для ликеров, наливок, настоек. Особенно известны настойки на Невежинской рябине - "Рябина на коньяке", а также водочные настойки, изготовленные на натуральных рябиновых соках.
На Руси она всегда была символом женского счастья, любви и красоты. А какие песни ей посвящали: "Ах эта красная рябина...", "Ой, рябина кудрявая...", "Что стоишь качаясь..." И поверьте, не "за красивые глазки", то бишь плоды. Волчьи ягодки тоже глаз радуют... Рябина завершала собой урожайный год. Из нее варили варенье, ее сушили, вялили, готовили вкусную пастилу, делали лечебные настойки и знаменитую рябиновку. За домашними хлопотами не забывали женщины и о себе: свежевыжатым соком протирали лицо, кашицу из перетертых ягод, прихваченных легким утренним морозцем, втирали в корни волос, чтоб они были густыми да длинными. Чем мы-то хуже: все, на что способны, - срезать рябиновые ветки с яркими живописными гроздьями и украсить ими свой дом. Хотя и это неплохо. Наши предки украшали ветками рябины обеденный стол. Считалось, что они благоприятствуют аппетиту.
Вы можете мне сказать, а как же употреблять эти ягоды, если они горькие. А вы попробуйте эти ягоды, когда они будут "схвачены" первым морозом. Но кроме этого, в последние годы, особенно два десятилетия селекционеры опять обратили на эту культуру внимания, и один за другим на свет появились сорта: Ангри, Бурка, Бусинка, Титан - с красными и очень сладкими ягодами, которые вполне можно есть свежими. Вот такой сорт можно использовать для приготовления рябины в тесте, что мы и предлагаем вам сделать:
Рябина в тесте
16 веток рябины
1/2 стакана светлого пива
1 литр масла
4 ст. л. сахара
2 ч. л. корицы
Просеять муку. Разделить яйцо на белок и желток. Смешать желток с мукой и добавить столько пива, чтобы получилось густое тесто. Дать тесту постоять 30 минут. Взбить белок с солью. Разогреть масло до 180 градусов. Окунуть ветку рябины в тесто, а затем опустить в горячее масло. Каждую ветку обжаривать 4-6 минут, потом положить на пергамент. Готовую рябину держать в духовке, подогретой до 100 градусов. Смешать сахар с корицей и посыпать готовую рябину.
23 сентября наступает народный праздник под названием Рябинник, или день Осеннего Петра-Павла. В это время принято было проводить обряды и ритуалы, известные с древности и посвященные рябине. А приметами, связанными с этим замечательным деревцем, люди пользуются и по сей день.
Одним из чудесных свойств этого деревца, по мнению старцев, было избавление от бессонницы. Несложный обряд с рябиновой веткой помогает хорошо засыпать: необходимо просто отломить ее и нарисовать вокруг себя круг. Считается, что рябина изгоняет злых духов, поэтому она поможет избавиться от тех, кто не даёт вам спать по ночам.
Сохранилось очень много народных примет, связанных с рябиной. К примеру, считалось, что на Рябинник можно определить, какими будут следующие месяцы. Большой урожай ягод указывал на то, что осень будет слякотной и сырой, а зима суровой.
Если кора на рябине сухая и отслаивается, это значило, что зима окажется сырой, а морозов можно и не ждать. Всегда обращали внимание на плоды рябины: по ним можно было понять, какая погода ожидает осенью, и чего ждать от зимы. Бывало, что ягоды мелкие — значит, и осень будет засушливая, дождей прольется мало, и грибной урожай не порадует. А вот если ягоды крупные, сочные — можно готовиться к урожайной осени.
Рябинник — старинный праздник, уходящий корнями в древнейшие времена и принёсший нам много полезного. Знания о традициях и приметах передавались из поколения в поколение, от родителей к детям. Многие традиции не дошли до наших дней. Но те, что сохранились, мы поддерживаем и передаем своим потомкам. Отмечайте этот народный праздник и не забывайте нажимать на кнопки и
23.09.2015 00:40
Сочельником называют канун Крещения, одного из самых главных праздников в православии. 18 января соблюдают обычаи, ...
Разработка урока в 1 классе по новым ФГОС
образовательная программа «Перспектива»
«В сентябре у рябины именины»
Подготовила учитель изобразительного искусства
АОУ Лицея № 19 г. Королёва М.о.
Камонина Светлана Ивановна
«В сентябре у рябины – именины»
1 класс
Цель урока: формировать умение передавать характерные особенности веточки рябины и оценивать свою работу.
Задачи:
Образовательные: учить изображать веточку рябины в определённой последовательности, познакомить с жанром «натюрморт» и «пейзаж», учить использовать научную литературу.
Развивающие: научить видеть красоту природы; развивать у детей потребность в творчестве; развивать психические процессы: воображение, эмоции, внимание, память; формировать умение анализировать.
Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, эстетический вкус; бережное отношение к природе; формирование эстетических чувств; формирование аккуратности в процессе работы, укрепление межпредметных связей (литература, естествознание, музыка).
Тип урока: комбинированный
Оснащение урока: презентация, дидактические таблицы, р. н. песня «Что стоишь, качаясь…» (Н.Кадышева), «Рябиновые бусы» (минусовка) (И.Понаровская), иллюстрации с изображением кочующих птиц, педагогический рисунок.
Используемые педагогические технологии : проблемного изложения; игровая; личностно-ориентированная; ИКТ-технология; система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств (И.П.Волкова, И.П.Иванова).
Планируемые результаты:
Предметные
Узнают значения слов (художник, краски, палитра, композиция, форма, размер, пятно), о том, как представлен образ рябины в произведениях поэтов, художников, композиторов, как называют рябину в народе, какое строение и форму имеют ствол, ветви, листья ягоды рябины, элементарные правила смешения цветов; научатся различать технические приемы (мазок, точка, пятно), основные и смешанные цвета, выразительные средства изобразительного искусства; отбирать художественные материалы, необходимые для реализации своего замысла в рисунке. Умеют работать с художественными материалами, соблюдая правила личной гигиены; объяснять особенности изображения рябины, основные средства выразительности (цвет, форма, композиция) для создания художественного образа осенней рябины.
УУД
Познавательные: постановка и решение проблемы - формулирование учебной задачи (промежуточной и основной); самостоятельное создание способов и условий создания творческого продукта своей деятельности; общеучебные - выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий, как житейских, так и искусствоведческих, объяснение значения термина (понятия); размышление о воспроизведении художественного образа рябины в различных видах искусства (изобразительное, декоративное, музыка, литература); овладение новыми приемами художественного изображения кистевой росписи: точка, мазок, пятно; вариативность и импровизация в выборе композиции своего рисунка и в воплощении своего художественного замысла; формулирование полных ответов на вопросы учителя; логические - осуществление анализа объекта произведений, выполненных разными авторами, в различных техниках изобразительного искусства разных жанров; составление советов и рекомендаций партнерам; анализирование признаков жанра произведения изобразительного искусства, предлагаемого к рассмотрению.
Регулятивные: контролировать выполнение собственных элементов и приемов изображения с образцом; опираться в игровых приемах на художественно-дидактические таблицы; принимать и сохранять учебно-практическую задачу при выполнении учебных действий; выделять и осознавать то, что уже усвоено и, что еще нужно усвоить; оценивать свои действия и содержательно обосновывать правильность результата, соотнося его со схемой (алгоритмом) действия; самостоятельно или с помощью учителя адекватно оценивать свои возможности в изображении.
Коммуникативные : уметь принимать на слух речь учителя, одноклассников; осознанно строить речевое высказывание, использовать речь для регуляции своих действий; формулировать свое мнение; комментировать соответствие содержания ответа одноклассника заданию и исполнению им практического задания; слушать и учитывать мнения одноклассников; принимать и удерживать роль экскурсовода на выставке творческих работ одноклассников.
Личностные: самоопределение - оценивают произведения искусства и выражают собственное мнение о них при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества на основе приобретенных знаний; смыслообразование -имеют желание и учебную мотивацию обогащать личный опыт восприятия произведений изобразительного искусства; стремятся к самоизменению - приобретению новых знаний и умений, имеют интерес к экспериментированию в художественно-творческой деятельности, потребность в социально значимой и эстетической деятельности; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, в практической работе, связывая успехи с усилиями, трудолюбием и мастерством.
Деятельность учащихся: Рассматривание (восприятие) красоты рябиновых веток в природе и произведениях художника и народного мастера (коллективное, индивидуальное). Художественно-творческая индивидуальная работа по освоению новых приемов (выполнение задания - с помощью точки, пятна получить художественное изображение). Рисование с натуры по памяти или по наблюдению ветки рябины (индивидуальная изобразительная деятельность). Диалог между «художником» и «зрителями» в парах (в группах). Описание строения растения (дерево, ветки, листочки, ягодки рябины) (коллективное).Чтение стихотворений о рябине(индивидуальное), слушание (подпевание)музыкальных произведений (задушевных, мелодичных, лирико-напевных песен и мелодий) для воспроизведения образа (образа- символа) рябины (коллективное). Экспериментирование с элементами художественного изображения, с цветом, помогающее превратить пятно, точку в художественное изображение натюрморта (пейзажа) (индивидуальное).
Понятия: Значения слов: художник, народный мастер, краски, палитра, линия, пятно. Рябина - что известно о растении? Почему рябину называют «рябинушкой», «кудрявою», «тонкою»? Произведения искусства о рябине (поэзия, фольклор, музыка). Красота рябиновых веток в природе и произведениях художника и народного мастера. Продолжаем погружаться в мир красоты нарядной осени. Многоликий мир искусства предстает во всей магической силе и прелести художественного образа рябины («Бусы алые на рябине горят», «Ой, рябина кудрявая», «Листья и ветви рябины ажурные» и др.). Отношение к природе мастера, переживающего неповторимость выбранного момента: как оно чувствуется (выражается) в картинах художников? Почему создается впечатление, будто мы сами только что увидели красоту и духовную значимость опоэтизированного образа русской стройной рябинки? Сходство пейзажей с изображением рябины с декоративными приемами народной росписи. Произведения поэтов и музыкантов в роли помощников для возникновения целостного образа пейзажа с рябиной. Правила планирования и выбора цвета, элементарные правила их смешения. Основы изобразительного языка живописи. Правила планирования и организации изобразительной деятельности.
Ход урока:
На перемене:
Перед началом урока звучит музыка (минусовка песни «Рябиновые бусы»), на слайде презентации - птица на веточке рябины у окошка, в окне девочка с котёнком (сл.1). Учащиеся готовятся к уроку.
Начало урока:
Активизация познавательной деятельности учащихся, подготовка к усвоению нового материала – загадки:
Цветки – пчёлам и шмелям, плоды – сойкам и дроздам, а кудрявой ветке – место у беседки.
Из лесочка
деревцо пришло к дому под крыльцо,
С
доброю славой, с головой кудрявой,
С
красными кистями, с пернатыми гостями
(сл.2).
Сообщение темы урока: «В сентябре у рябины – именины» (сл.3) Учитель зачитывает стихотворение Е.Русакова «Стали утренники чаще…»
Сообщение нового материала:
Почему дерево рябина имеет такое название? (сл.4) Какая бывает рябина (сл.5).
Рассказ о происхождении праздника рябины (сл.6):
23 сентября наши предки отмечали день Петра и Павла рябинников. К этому дню в средней полосе созревала рябина, а ночами уже бывали заморозки, от которых яркие ягоды рябины теряли свою горечь.
В народе говорили, что когда ягоды становятся сладкими, рябина отмечает свои именины. В ее честь в этот день пучки веток, усыпанные алыми ягодами, прикрепляли под крышами домов и на наличники окон, хозяйки пекли вкусные пироги с мясом, капустой, брусникой.
В старину в некоторых областях России, Украины и Белоруссии рябиновые праздники происходили четыре раза в год - по одному разу в сезон. Все рябиновые праздники сопровождались особым колокольным звоном, который в народе прозвали "рябиновым».
(сл.7) Наши прабабушки считали рябину оберегом от сглаза и порчи и делали себе рябиновые бусы. В деревнях женщины носили самодельную «бижутерию» весь год, пока не появятся новые ягоды. Затем делалось новое украшение, а отслужившее ожерелье сжигалось.
Древесину и ягоды рябины использовали в магических ритуалах еще друиды. Известно также, что в течение многих веков рябиновые бревна закладывались для магической защиты при строительстве жилых домов, культовых сооружений, судов...
(сл. 8) С тех пор прошло немало веков, а рябина по-прежнему верно служит людям. Любые поделки из ее коры и древесины дарят человеку удачу и успех, защищают от зла. Например, чтобы ускорить выздоровление больного, положите у его постели веточку рябины. А положенная на ночь у постели здорового человека такая же веточка отгонит неприятные сны.
А какие ещё загадки народ сочинил про рябину? (сл.9,10,11,12)
В художественном творчестве рябина, как и береза, является символом России. Сколько стихов о ней написано, сколько песен сложено.
Давайте посмотрим, как рябину изображают мастера декоративного и художественного искусства (сл.13) (сл.14,15,16,17). (Во время просмотра обратить внимание на то, как разные мастера изображают рябину).
Физкультминутка (сл.18):
Руки подняли и покачали –
Это рябина в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо сядут покажем –
Крылья сложим назад.
Мотивация творческой деятельности:
Ребята, давайте к нам на урок позовём птиц. (Учитель вывешивает картинки с птицами: снегирь, синица, сойка, клёст, свиристель).
Вы знаете как называются эти птицы? Где можно встретить этих птиц зимой? Почему они прилетают к нам?
Давайте угостим наших пернатых гостей ягодами, сами попробуем нарисовать веточку рябины.
Перед началом рисования: Обсудить с учениками форму листьев и грозди рябины? Какие цвета нам понадобятся для изображения веточки рябины? Какие краски мы будем использовать для получения нужных цветов? (сл.19,20,21,22).
Педагогический рисунок (изображение веточки рябины учителем с поэтапным комментированием).
Творческая практическая деятельность учащихся.
Во время работы создание романтического настроения с помощью музыки (русская народная песня «Что стоишь, качаясь…»)
Выставка работ (Рисунки вывешиваются на доске рядом с птицами).
Рефлексия.
Продолжи:
Сегодня я узнал…
Я научился…
Я понял, что…
Было трудно…
Мне захотелось…
Я попробую…
Спасибо за урок (сл.23).
Приложение (можно использовать в начале следующего урока, как повторение пройденного материала; можно, по желанию, попросить ребят подобрать дома приметы о рябине).
Народные приметы, связанные с рябиной:
Рябина зацветает - пора сеять лен.
Рябина цветет рясно - много овса будет.
Хорошо рябина цветет - к урожаю льна.
Поздний расцвет рябины - к долгой осени.
Если уродится рябина - рожь будет хороша.
В лесу много рябины - осень будет дождливой, если мало - сухо.
Легенда о рябине
Однажды дочь богатого купца полюбила простого парня, но её отец и слышать не хотел о таком бедном женихе. Чтобы избавить семью от позора он решил прибегнуть к помощи колдуна. Его дочь случайно узнала об этом и решила убежать из родного дома. Темной и дождливой ночью поспешила она на берег реки к месту встречи со своим любимым. В тот же час вышел из дома и колдун. Но парень заметил колдуна. Для того чтобы увести опасность от девушки, храбрый юноша бросился в воду. Колдун дождался, пока он переплывет реку, и взмахнул волшебным посохом, когда молодой человек уже выбирался на берег. Тут сверкнула молния, ударил гром, и парень превратился в дуб. Все это случилось на глазах у девушки, из-за дождя чуть опоздавшей к месту встречи. И девушка тоже осталась стоять на берегу. Ее тонкий стан стал стволом рябины, а руки – ветви протянулись в сторону любимого. Весной она надевает белый наряд, а осенью роняет в воду красные слезы, печалясь о том, что «широка река, не перешагнуть, глубока река, а не утонуть». Так и стоят на разных берегах два любящих друг друга одиноких дерева. И «нельзя рябине к дубу перебраться, видно, сиротине век одной качаться».
Камонина С.И. АОУ Лицей №19
23 сентября 2017 года отмечается праздник Петр и Павел Рябинники: что нужно сделать в этот день, обряды, приметы, традиции . Этот народный праздник является Днем рождения рябины. Православные же в этот день вспоминают Святителей Петра и Павла, епископов Никейских.
В день Петра и Павла Рябинников 23 сентября нужно развешать веточки рябины под крышей дома. Считается, что этот обряд поможет защитить дом и его хозяев от нечистой силы, а сами ягоды приобретут сладкий вкус. Однако не нужно собирать все ягоды. Непременно нужно оставить часть на ветках для птиц.
По традиции с этого дня начинают варить рябиновый квас. Он всегда был одним из любимых напитков наших предков. По вкусу он очень многим и сейчас. Также в этот день делают настойку на рябине.
Однако использовать ягоды рябины можно не только для приготовления напитков. Если человек страдает бессонницей, у него болит грудь или он мучается от нехватки воздуха, рябина также может оказаться полезной. В этих случаях нужно взять веточку рябины и очертить ею круг вокруг себя. Это обряд придаст вам сил и избавит от недугов.
Православное люди в этот день непременно молятся Святым, прося их о помощи и защите.
Считается, что много ягод рябины сулят дождливую осень и холодную зиму. А вот если урожай рябины не очень хорош, то осень будет сухой.
Если, собирая рябину, не оставить ягод на дереве, быть беде.