План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей средней группы детского сада, тема: «В мире доброты. Конспект интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию в де

16.06.2019

Алматинская область

Карасайский отдел образования

КГКП детский сад «Айголек»

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему «Дорогою добра»

Подготовил: воспитатель Исмаилова О.В

Средняя группа «Сункар»

Каскелен, 2015 год

Конспект интегрированного занятия для детей средней группы детского сада по духовно-нравственному воспитанию « Дорогою добра »

Интеграция: коммуникация, социум, познание, творчество.

Цель: углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.

Задачи:

Образовательные: учить подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении; формировать умение подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме; учить находить слова, близкие по смыслу.

Развивающие: совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность) навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей; добиваться доброжелательной интонационной выразительной речи; развивать логическое мышление, познавательную сферу.

Воспитательные : воспитывать любовь к ближнему, противостоять злу; содействовать улучшению поведения ребенка, смягчению характера;

Материал ы : магнитофон, записи на диске «Барбарики» – Песенка о доброте», Волшебство: Сказочная мелодия, костюм феи, волшебная палочка, волшебная шкатулка с угощениями для детей, мольберт, запись со злым волшебником. белая салфетка, цветок с 3-мя лепестками, ноутбук, свечка.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкальная.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседа «О доброте и жадности», «Вежливые слова», «Добрые отношения – уважение к старшим», обыгрывание ситуаций, разучивание игр, стихотворений, работа с родителями.

Персонажи: добрая Фея, злой волшебник.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети заходят в группу под музыку,

Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, дети. Посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся. Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем. Солнце красному...

Дети: Привет!

Воспитатель: Небу ясному...

Дети: Привет!

Воспитатель: Люди взрослые и малыши...

Дети: Вам привет от всей души!

Дидактическое упражнение «Говорим ласковые слова» Звучит спокойная музыка

Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением.

Ребята, посмотрите, какая у меня волшебная свечка. Мы будем ее передавать друг другу и говорить ласковые слова.

А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. (Берем в руки зажженную (безопасную) свечу и дети передают друг другу свечу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. Садитесь дети, пожалуйста, на стульчики.

Ребята, послушайте, одну песенку и скажите мне, о чем в ней поется? (Включить запись песни «Барбарики» - Доброта).

Беседа о доброте

Воспитатель: О чем поется в песенке?

Дети: в песенке пелось о доброте.

Воспитатель: правильно, сегодня на занятии пойдет разговор о доброте. Удивительное, волшебное слово! А как вы ребята понимаете, что такое доброта? Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, правильно, Ребята, а вы хотите побывать в волшебной стране?

Дети: Да!

Воспитатель: Встаньте возле стульчиков, закройте глаза и произнесите такие слова:

Добрая фея нам помоги, в страну волшебную перенеси.

(Звучит запись «Сказочная мелодия». Дети повторяют слова. В это время воспитатель быстро надевает накидку и берет в руки волшебную палочку)

Воспитатель-фея: Здравствуйте, я – добрая Фея!. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. У меня есть для вас угощение, я их положила в волшебную шкатулку. Ой, ребята, вот беда, шкатулка пропала. Вы ее не видали?

Сюрпризный момент ( на экране проектора появляется злой волшебник).

Волшебник: Ха-ха-ха.

Я волшебник Сулейман. И шкатулку с угощения просто так вам не отдам.

На волшебном я цветке, разноцветном лепестке подготовил я вам заданья.

Скорее в лес идите, и цветочек мой найдите.

Справитесь с заданием – шкатулку вам верну, а не справитесь – себе я всё заберу!

Воспитатель-фея: Ой, ребята, что же делать? Мне одной не справиться, поможете мне выполнить задания злого волшебника?

Дети: Да!

Воспитатель – фея : У меня есть волшебная палочка, она нам поможет найти путь к цветку с заданиями. Следите глазами за волшебной палочкой!

Зрительная гимнастика

Вот стоит красивый лес! В нем много сказок и чудес! (круговые движения палочкой)

Слева – сосны, справа – ели. (движения палочкой вправо – влево)

Дятел сверху тук, да тук! (движения вверх-вниз)

По извилистым тропинкам потихоньку мы прошли (движения палочкой -змейка)

И цветочек наш нашли. (палочкой указывает то место, где находится цветок)

Воспитатель-фея: Посмотрите,(воспитатель открывает занавес на мольберте, и дети видят цветок). Давайте посчитаем, сколько здесь лепестков

Дети: 1, 2, 3 (хоровые и индивидуальные ответы).

Воспитатель-фея: Ребята, под каждым лепестком злой волшебник приготовил задание. Егор, подай мне, пожалуйста, жёлтый лепесток.

1 задание: «Назови ласковые слова»

Воспитатель-фея: Злой волшебник предлагает нам выполнить первое задание – назвать ласково. Есть много разных слов. Вас тоже зовут по-разному: Лена, Саша, Аня. Но можно назвать и ласково: Аня – Анечка и т.д. Я буду называть слово, и кидать одному из вас мяч, а вы, говоря в ответ, ласковое слово, будете мне возвращать мяч мне.

Воспитатель-фея: заяц.

Дети: зайчонок, зайчишка, заюшка.

Воспитатель-фея: бабушка

Дети: бабулечка, бабуля, бабуленька.

Воспитатель-фея: мама

Дети: мамочка, мамуля, маменька.

Воспитатель-фея: лиса.

Дети: лисонька, лисичка.

Воспитатель-фея: ребята, вам понравилось называть ласковые слова? Да, ласковые слова душу согревают.

Воспитатель-фея: Настя, подай мне зеленый лепесток.

2 задание: «Что такое хорошо, и что такое плохо»

Воспитатель-фея: Злой волшебник спутал хорошие и плохие поступки. Давайте, все подойдем к столу и по моему сигналу вы должны выбрать картинки с хорошими поступками и показать мне, а картинки с плохими поступками оставить на столе.

(дети выполняют задание).

Воспитатель-фея: Молодцы, ребята! Злой волшебник, мы справились с твоим вторым заданием. А сейчас немного отдохнем.

Физминутка

Живут мальчики – весёлые пальчики (движения пальцами рук)

Озорные ножки ходят по дорожке (ходьба на месте)

Шея крутит головою. Повторяй скорей за мною. (повороты головой влево-вправо )

Вправо-влево оборотик, (повороты туловища влево-вправа)

Покажи мне, где животик. (наклоны назад)

Наше тело подтянулось (встать на носочки, потянуться вверх)

И вперед слегка нагнулось. (наклоны вперед)

Как березонька стройна стала ровною спина (выпрямиться).

А теперь все повернулись и друг другу улыбнулись. (дети садятся на стульчики).

Воспитатель-фея: Молодцы, но у нас остался еще один лепесток. Камила, подай мне его – синий лепесток.

3 задание – дидактическое упражнение «Доскажи словечко».

Воспитатель-фея: Я начну, а вы заканчивайте, хором дружно отвечайте.

Мишка зайчику сосед, скажет он ему…Привет.

А его сосед ушастый отвечает: «Мишка.. здравствуй!»

Если наступил на ножку, хоть случайно, хоть немножко,

Сразу говорите:…Простите!

Или лучше…Извините.

Кошечка чихнула снова, скажем мы ей… Будь здорова!

Трясогузка с бережка уронила червячка

И за угощенье рыба ей пробулькала…Спасибо!

Другу уходить пора – скажем мы ему…Пока!

Каждый скажет на прощанье, уходя всем…До свиданья!

Воспитатель-фея: Молодцы, с этим заданием вы тоже справились!

Злой волшебник: Ваши добрые дела изменили и меня,

Солнце лучиком пригрело, и совсем я подобрел.

Я теперь совсем другой, я хороший, а не злой.

Воспитатель-фея: Ребята, вот какие чудеса творят добрые дела. Даже злой волшебник стал добрым!

1,2,3, 4,5 – будут чудеса опять. (воспитатель достает из-под салфетки шкатулку)

Ребята, посмотрите, волшебник нас не обманул и вернул нам шкатулку с угощением.Но, к сожалению, нам пора возвращаться обратно в детский сад, а шкатулку возьмем с собой в группу, где каждый из вас получит угощение. Встаньте возле стульчика, закройте глаза и произнесите волшебные слова:

Добрая фея нам помоги, в детский сад нас перенеси.

В ладоши мы хлопнем, ногою притопнем.

1,2,3, 4,5 - можно глазки открывать.

(Звучит запись «Сказочная мелодия». Дети повторяют слова. В это время воспитатель быстро снимает накидку)

Закрепление материала

Воспитатель: Ребята, давайте закрепим наши знания. Вот картинки на столе. Выберите картинку с хорошим поступком и расскажите о нем. Почему вы именно эту картинку выбрали?

Ответы детей.

Итог занятия

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Кто вам встретился в волшебной стране? О чем мы сегодня разговаривали?

Воспитатель: Правильно, добрые дела и вежливые слова творят чудеса. Они делают всех добрее, чище, лучше. Вы меня сегодня очень порадовали, так как справились со всеми заданиями.

Екатерина Купчикова
Конспект занятия в средней группе по духовно-нравственному воспитанию «Страна Доброцветиков»

Конспект занятия в средней группе по духовно-нравственному воспитанию «Страна Доброцветиков»

Цель: Учить быть сдержанными и доброжелательными, развивать связную речь, работать над выразительностью речи; определение понятия добра в процессе общения, усваивать нравственные понятия через игровую деятельность.

Вызвать эмоциональную реакцию детей, пробудить мир чувств каждого ребёнка, включая их в мыслительный процесс думанья.

Углублять представление воспитанников о доброте – как о ценном качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других людей).

Материал: Волшебный сундучок с письмом, ключики для замка, мяч, волшебный мешочек, листы чёрной бумаги, цветок, чашка (испачканная, фломастер и лист белой бумаги, сломанная игрушка, порванная книжка, фланелеграф, цветок с шестью лепестками, журнальный столик.

Ход занятия:

Воспитатель: - Давайте поздороваемся с гостями.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

Доброе утро, - нам шепчут цветки,

Доброе утро, журчат ручейки,

Ла-о-а…ла-о-а…

Доброе утро, нам птица поёт,

Вить, вить…

Доброе утро, скажет нам кот,

Доброе утро, - жужжит нам пчела,

З-з-з-з-з…

Доброе утро. Как ваши дела?

Доброе утро, - лягушка сказала

Ква-ква, ква-ква,

Доброе утро, нам мышь пропищала

Пи-пи-пи, пи-пи-пи.

Даже ползущий пятнистый питон:

Доброе утро, - вымолвил он,

Ш-ш-ш, ш-ш-ш….

Доброе утро, - шумят тополя,

Ля-ля-ля-ля…

Доброе утро, родная земля,

Доброе утро солнцу…

…. и пти-и-и-цам,

Доброе утро улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым,

Доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспит: Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. Возьмемся мы все за руки, закроем глаза и передадим друг другу свою доброту, что живет в нашем сердце. Почувствуйте как по вашим рукам, из ладошки в ладошку передается ваша теплота и доброта. А теперь открыли все глаза, улыбнулись и тихонечко сели на стульчик.

Воспитатель берет в руки сундучок, подходит к детям.

Что за странный сундучок

И закрыт он на замок!

Ребята, посмотрите, как интересно, что же там спрятано? Вам интересно посмотреть? Как можно открыть?

Педагог обращает внимание на замок. Дети замечают «ключики». Педагог предлагает подобрать «ключик». Дети методом подбора выбирают ключик, открывают сундучок.

В замочке есть отверстие геометрической фигуры (мал. прямоугольник). Дети выбирают подходящий по размеру «ключик».

Вот молодцы! Давайте посмотрим, что же там лежит?

Здесь письмо, давайте я вам его прочту.

«Уважаемые дети планеты Земля»! Мы жители страны «Доброцветик», в нашей стране мы выращиваем цветы добра. Но вот однажды колдун по имени «Злобикус» заколдовал наш цветок! Его лепестки опали и под каждым лепестком Злобикус приготовил задание. Чтобы цветок не погиб, эти задания нужно выполнить. Мы знаем, что вы очень дружные и добрые ребята. Помогите нам, пожалуйста!

Доброцветики просят помочь спасти и расколдовать цветок.

Поможем?

Да (заглядывают в шкатулку)

И правда все лепестки опали, посмотрите….

Давайте посчитаем, сколько здесь всего лепестков….

А сейчас присаживайтесь на стульчики.

Богдан, подай мне пожалуйста лепесток, у которого название цвета начинается со звука «К» …. спасибо.

1 задание: Игра «Доскажи словечко»

Я прочту стихи сейчас, я начну, а вы добавьте строчки волшебных слов.

Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день)

Когда нас ругают за шалости, говорим (прости, пожалуйста)

Ты чихнул? Без лишних слов, мы желаем….(будь здоров)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо)

Ребёнок вежливый и развитый, говорит при встрече (здравствуйте)

Как одним словом назвать эти слова.? Если человек говорит вежливые слова, он какой?.

Вежливые слова – ключик к сердцу человека, без них доброта может пропасть. Назовём этот лепесток «Лепесток добрых слов».

Наташа, подай мне, пожалуйста лепесток, у которого название цвета начинается со звука «Сь» …. спасибо.

Второе задание: «Пирамидка добрых дел»

Восп. Сейчас мы с вами задумаем доброе дело, для кого вы хотите - для близких, родных или друзей. А помогут нам наши ладошки. Давайте, начну я!

Дети с воспитателем строят пирамидку из ладошек, кладя одну на другую, называют доброе дело (приберу свои вещи, испеку торт, подарю цветок, вымою посуду, помогу маме и т. д.)

Восп. Высокая пирамидка получилась? Почему? (мы задумали много добрых дел).

Давайте никогда не будем забывать делать добры дела.

Этот лепесток, мы назовём «Лепесток добрых дел»

Настя, подай мне, пожалуйста лепесток, у которого название цвета начинается со звука «Б» …. спасибо.

3 задание: Игра «Добрый дождик»

Дети встают в круг. Все они добрые дождинки, в середине круга стоит - мама туча. Воспитатель стоит с чашечкой волшебной водой доброты. Включается веселая музыка, и все дождинки танцуют и кружатся вокруг мамы тучи. Когда музыка обрывается, все дождинки останавливаются, а мама туча по очереди брызгает водой из чашечки на каждого в круге и спрашивает у дождинок, кому они помогли. Каждая дождинка должна придумать ответ.

Я увидела цветок, который завял, и полила его.

Я грязную машину, и помыла её.

Я увидела испачканную одежду, и постирала её.

Я увидела грязную посуду, и помыла её.

Я увидела испачканные руки, и помыла их.

Я увидела грустных ребятишек, и развеселила их.

Вот какие капельки у меня помощники. Вы сделали много добрых дел. А ещё вода помогает нашему здоровью, давайте попьём воды, чтобы быть здоровыми и продолжать делать добро.

Этот лепесток мы назовём «Добрый дождик»!

Артём, подай мне, пожалуйста лепесток, у которого название цвета начинается со звука «О» …. спасибо.

4 задание «Добрые поступки»

Ведущий: Видите, как много здесь разных предметов: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер. Посмотрите на эти предметы. С их помощью можно совершить добрый поступок. Скажите какой?

Дети: зернышками накормить птиц, цветок подарить, полить; игрушку отремонтировать, книжку подклеить, чашку вымыть, на листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку.

Ведущий: доброта – это важное человеческое качество.

Этот лепесток мы назовём «Лепесток добрых поступков»!

Соня, подай мне, пожалуйста лепесток, у которого название цвета начинается со звука «Зь» …. спасибо.

5 задание: «Дружба»

Давайте теперь покажем, какие мы дружные:

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

Мы с тобой подружим, маленькие пальчики (одноименное касание обеих рук пальцев)

1, 2, 3, 4, 5 (поочерёдное касание одноимённых пальцев, начиная с мизинцев)

Ребята! Вы такие дружные, что посмотрите… появилась

Радуга над нами (нарисовать над головой полукруг)

Над деревьями (руки вверх, пальцы разомкнуть)

Домами (руки сложить над головой домиком)

И над морем, над волной (нарисовать волну)

И немножко надо мной (дотронуться до головы).

Молодцы! Когда человек делает добро, всё вокруг становится добрее и красивее.

Этот лепесток, мы назовём «Лепесток дружбы»!

Полина, подай мне, пожалуйста лепесток, у которого название цвета начинается со звука «Ж» …. спасибо.

6 задание: «Волшебный мешочек»

Воспитатель: Ребята, вам приходилось когда-нибудь в жизни злиться? (Ответы детей)

Как научиться, злым не быть, как справиться со злостью?

Хотите, научу?

Предложить детям по 1 листу черной бумаги, скомкать его руками, при этом сделать мимику злого человека: нахмурить брови, с силой смять листочек и можно немного потопать. В мешочек воспитатель предлагает сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев. И после, в конце занятия, эти бумажки превращаются в конфеты, угощение от доброцветиков.

Посмотрите, мешочек действительно волшебный, вместо плохих эмоций, появились маленькие цветочки доброты, и цветок доброцветиков ожил. Значит, мы правильно выполнили все задания. Пусть этот цветок доброты останется у нас в группе. Спасибо Вам ребята! Вы молодцы!

Тема: «В мире доброты и вежливости»

Цель:

Углублять представление детей о доброте,и вежливости как о ценном, неотъемлемом качестве человека.

Задачи :

Расширять представления о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность.
- совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность)

Обогащать навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету.

Побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей.
- Добиваться доброжелательной, интонационной выразительности речи.

Материалы:

Зернышки, семечки, сломанная игрушка, порванная книга, листы бумаги, фломастеры, лавочка, музыкальные записи, игрушка-машинка, книга, видео запись разговора Незнайки.

Ход занятия:

(Дети заходят в группу под музыку «Дружба»).

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей.
Давайте с ними поздороваемся. Подойдём и протянем свои ладоши.
(Дети идут к гостям и протягивая к ним ладошки здороваются под музыку - "Соната")

- Ребята, у гостей ладошки теплые? (да)
- Да, наши гости добрые и поделились своим теплом с вами.

Сегодня я приготовила вам сюрприз. Приглашаю всех на праздник доброты и вежливости. Но прежде предлагаю поиграть в новую игру «Пора вставать». Для этого вам нужно присесть на корточки, закрыть глаза и представить, что вы спите. А я иду по кругу, глажу каждого по голове и говорю:

Мои детки, мои детки

Мои детки крепко спят.

Мои детки, мои детки

Потихонечку сопят.

(Дети, закрыв глаза, делают шумный вдох носом и выдох через рот).

- Солнце встало! Хватит спать!

(Дети «просыпаются» и, встав на носочки, и подняв руки вверх, делают вдох, затем опустив руки вдоль туловища и опустившись на всю ступню, делают выдох).

Проснулись! Улыбнулись!

- Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поворачивая голову к рядом стоящему другу, глядя прямо ему в глаза, ласково скажите: «Саша, не сердись, улыбнись».

- Я желаю, чтобы сегодня у нас с вами было все по-доброму, замечательно и приглашаю вас на праздник доброты и вежливости. А поедим мы на праздник на машинах. Заводим машины и поехали. (звучит музыка езды машины «Бибика» и дети имитируют движение машины. Останавливаемся возле стульчиков)

- Сели, пожалуйста, поудобнее на стульчики. Пусть вам будет тепло, хорошо и уютно.

- Сегодня мы поговорим о доброте. Это удивительное, волшебное слово! Послушайте стихотворение о доброте:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

- Ребята, о чём говорится в стихотворении? (о доброте)

- В давние времена, это слово произносили мягко - доброта.

- Давайте хором произнесём это слово и вслушаемся в него. (доброта).

- А как вы ребята понимаете, что такое доброта ?( - это умение сочувствовать и сострадать людям. Доброта - это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому либо)

- Ребята подумайте и скажите, о ком или о чем можно сказать «добрый»?

(О человеке, поступке, пути, встрече, вечере и т.д.)

- Какие слова мы можем подобрать, если говорим о добром человеке. Какой он?

(Внимательный, заботливый, не жадный, ласковый).

- Когда человек совершает добрые дела и поступки, какое у него лицо бывает в эту минуту? (Незлое, приятное, с добрыми глазами, с улыбкой).

- Сейчас подарите друг другу добро, улыбнитесь, посмотрите друг на друга ласковым взглядом. (Обратить внимание детей на демонстрационный материал).

- Какие слова мы можем подобрать, если говорим о злом человеке. Какой он?

(грубый, жадный).

- Как вы думаете, доброту можно потрогать, есть ли у нее запах, вкус? (Нет).

- Ребята доброту можно увидеть, увидеть в поступках, чувствах человека. Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки и расскажите нам. (уступил место девочке, поделился конфетой, заступился за девочку, помог маме убрать мусор…)
- Легко ли быть добрым? (нет).

- А сейчас я попрошу вас послушать стихотворение, которое называется «Доброта» и с помощью стихотворения мы узнаем - легко ли быть добрым? (Ксюша Л. читает стихотворение)

Добрым быть совсем непросто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет
И от холода согреет
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть.

А теперь нам расскажет Артем Л., как проявляется это удивительное качество в другом стихотворении.

Я слабым помогать готов
Попавшим вдруг в беду.
Всегда приветлив и здоров
И правду говорю.
Не жадничаю никогда
Жалею я других,
Ошибки всем прощу всегда,
Забуду я о них.
Я дружбой верной дорожу,
Люблю я всех ребят.
(посылает воздушный поцелуй всем ребятам)

Молодцы ребятки! Теперь немного поиграем.

-игра называется: «Всем, кто вежливым растет». Все дети встают в круг. Один идет за кругом. Все вместе говорим.

- Всем, кто вежливым растет

мимо друга не пройдет!

Даже в самой жуткой спешке

«Здравствуй» он произнесет.

Тот, за чьей спиной остановился ведущий, выходит из круга. Они бегут в разные стороны при встрече быстро здороваются за руку и говорят «здравствуй». (когда дети бугут звучит музыка)

Молодцы, проходите на стульчики.

Сейчас я вам прочитаю текст, если текст учит вежливости и добру, вы хором отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья» . А если загадка не по душе - промолчите.

    Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?

    Кто из вас, проснувшись бодро, с добрым утром скажет твердо?

    У кого из вас в порядке книжки, ручки и тетрадки?

    Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место?

    Кто из вас молчит как рыба вместо доброго «спасибо»?

    Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?

Молодцы! Я рада, что вы ни разу не ошиблись.

- Слышали ли вы когда-нибудь о вежливости? Кого можно назвать вежливым человеком? (ответы) Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

- Чтобы стать вежливым, надо знать вежливые слова и уметь ими пользоваться. От этих слов становится теплее и радостнее всем окружающим. Доброе слово может подбодрить в трудную минуту, рассеять плохое настроение. В народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Как вы это понимаете? (хорошое слово может поднять настроение, а плохое может расстроить человека и он будет переживать)

Поэтому, прежде чем что-то сказать нужно подумать: не обидят ли ваши слова?

-А какие вы знаете пословицы о добре и вежливости?:

1. Добрые дела красят человека.

2. Сделаешь добро - добро найдешь.

3. Добрый человек - несет мир.

4. Кто со злом не повстречался, тот добра не понимает.

5. Жизнь дана на добрые дела.

6. На добрый привет – добрый ответ.

7. Доброе дело лечит- злое калечит.

9. Доброе дело дороже - богатства.

10.В добре жить хорошо.

- Ребята, а чему учат все эти пословицы?

(Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые поступки).

- Ребята, пришёл к нам сегодня в гости Незнайка и принёс электронное письмо. Давайте его послушаем.

«Добрые слова не лень повторять мне целый день.
Ребята, пришёл к вам в гости. Слышу вы разговариваете о доброте и вежливости. Мне нужна ваша помощь. В школе нам задали домашнее задание, но я с ним не как не могу разобраться. Вы поможите мне. (да) Нужно выбрать добрых героев из сказок и злых….

- Спасибо вам ребята за помощь, до свидания.

- Ребята, послушайте, нужно закончить предложение :

    Зазеленеет старый пень, когда услышит... Добрый день .

    Растает даже ледяная глыба от слова теплого... Спасибо.

    Если тебя бранят за шалости, надо сказать... Прости пожалуйста.

    Где бы ни были, на прощание мы говорим... До свидания.

    Ребенок вежливый и развитый, говорит встречаясь... Здравствуйте.

- Молодцы, а я вас хочу научить очень интересной игре, которая называется «Мы с тобой одна семья»

(Дети встают в круг, держась за руки, воспитатель предлагает повторять всем вместе текст и движения к нему).

Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Потрогай нос соседа,
Мы с тобой - друзья!

Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Обними соседа справа,
Мы с тобой друзья!

Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Поцелуй соседа справа,
Мы с тобой друзья!

(Дети проходят на стульчики)

Ребята, а за что нужно извиняться?

(За плохой поступок, за обидные грубые слова).

Да, ребята, нужно извиняться и просить прощения, чтобы тебя простили, не обижались. Надо помириться и тогда веселее будет играть.

Сейчас посмотрим, как наши герои выйдут из непростых ситуаций.
«Пошли погулять мальчик и девочка в сад. Ж- пи-бип-ж …(Мальчик играл с игрушкой, а девочка сидела на скамейке рассматривала книгу. Мальчик, увидев девочку тоже захотелось посмотреть книгу. И он решил подойти к ней поближе. Начал девочку дергать за косички).

- Ай-ай - (заплакала девочка) .

На крик прибежала девочкина мать. Почему ты обижаешь мою дочь? (Она посмотрела сурова).

- Простите меня! - шепнул мальчик виновато.

- Ступай ! - улыбнулась. «Прощаю тебя!»

- «Простите!» Ура!- воскликнул мальчик радостно. «Простите» - «Какое интересное слово» - подумал мальчик.

Давай помиримся - сказал мальчик.

Мальчик с девочкой помирились

Мирись, мирись,
И больше не дерись.
А если будешь драться,
Я буду кусаться.
А кусаться нам нельзя,
Потому что мы друзья. (дети обнимаются)

Ребята, смотрите, как много здесь разных предметов - зернышки, сломанная игрушка, порванная книга, листы бумаги, фломастеры.

Скажите, какой добрый поступок можно совершить с их помощью?

(Зернышками накормить птичек, книгу подклеить, игрушку отремонтировать, на бумаге нарисовать фламастирами цветы и подарить их гостям).

Давайте подойдём к столам и нарисуем цветы для наших гостей, а я пока заклею книгу. (Звучит музыка. Во время рисования, когда ребёнок нарисовал рисунок он проходит и дарит его гостям и говорит: «Возьмите, пожалуйста!»)

Молодцы ребята! Доброта это важное человеческое качество

Итог занятия:

Ребята наш праздник доброты и вежливости подошёл к концу. С какими человеческими качествами мы сегодня с вами познакомились? (доброта и вежливость). Как мы будем себя вести? (вежливо) Какими волшебными словами будем пользоваться? (спасибо, пожалуйста, здравствуйте, добрый день, до свиданья, добро пожаловать). А как их надо произносить? (ласково, негромко, глядя в глаза человеку, которому их говоришь)

Давайте крепко возьмемся за руки и подарим друг другу добро, улыбнемся и с поклоном всем гостям скажим волшебное, доброе слово «Спасибо, до следующей встречи!» (звучит музыка)

Елена Семенова
Конспект НОД по нравственному воспитанию в средней группе «Дружбой надо дорожить»

Программное содержание :

Образовательная область «Социально –коммуникативное развитие» :

Формировать доброжелательные отношения между детьми, обращать внимание на хорошие поступки друг друга;

Учить правилам добрых взаимоотношений;

Развивать умение эмоционально реагировать на литературное произведение, сопереживать героям рассказа.

- Воспитывать чувство взаимопомощи, сочувствия, одобрения.

Образовательная область «Речевое развитие» :

Совершенствовать диалогическую речь, развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями;

Учить оценивать поступки литературных героев с нравственной точки зрения ;

Активизировать словарный запас детей новыми словами, различать жанры литературных произведений.

«Игра» :

Способствовать формированию дружеских взаимоотношений в играх;

Развивать умение детей разыгрывать несложные представления по знакомому произведению и с помощью мимики, жестов создавать выразительные образы.

Словарная работа : отзывчивость, дружба , стыд, настоящие друзья, поступок.

Материал и оборудование : ТСО, иллюстрации из цикла «Правила этикета» , иллюстрации к сказкам «Гуси –лебеди» , «Под грибком» , М. Пляцковского «Урок дружбы » , книга В. Степанова, элементы костюмов : зайца, белки, медведя, ежика, листья.

Методы и приемы : игровая мотивация, наглядный, игровой, словесный, вопросы, поощрения, показ, практические действия, объяснение, поощрение, напоминание, Т. С. О, художественное слово.

Предварительная работа с детьми : беседы о нравственных качествах человека , чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций; разучивание игр, стихов, пословиц.

Индивидуальная работа : вызвать желание у Веры Б, Лики В. – участвовать в беседе, играть в игры.

Ход НОД.

Придумано кем- то просто и мудро

При встрече здороваться :

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера.

Ребята, вы целый день находитесь в детском саду, общаетесь друг с другом, делаете много разных дел в группе . Но дела бывают добрые и недобрые.

А вы знаете, какие дела бывают недобрые? Да, недобрые дела – это те, которые приносят вред, расстраивают, могут сделать больно кому – то, портят настроение.

А добрые дела приносят всем радость, поднимают настроение.

У нас в группе есть «Дерево добрых дел» . Расскажите, какие добрые дела вы уже научились делать.

Когда мы поливаем цветы, кому мы делаем добро? (Цветку, ведь без нашей заботы он не будет расти и цвести) .

Когда мы вытираем пыль, кому мы делаем добро? (Младшему воспитателю , так как у него много работы, и детям, так как не будут дышать пылью, микробами) .

Когда мы завязываем друг другу шнурки, застегиваем пуговицы, кому мы делаем доброе дело? (Другу, так как он не умеет сам завязать шнурки. Воспитателю , так как она не успеет всем быстро помочь) .

Ребята, а вам приятно делать добрые дела?

Но можно было бы пройти и ничего не заметить. Что вам подсказывает обратить внимание на трудную ситуацию и сделать доброе дело? (Сердце подсказывает) .

Значит, у вас доброе сердце. Как вы думаете, если мы будем каждый день добрые дела делать, изменится ли наше сердце? Каким оно станет? (Ласковым, добрым, внимательным, заботливым, хорошим, чудесным, прекрасным) .

Как вы думаете, где можно увидеть доброту? (В поступках людей) .

Ребята, легко ли быть добрым? Давайте поиграем в игру. Я начинаю предложение, а вы заканчиваете.

Зеленеет старый пень, когда услышит…. (добрый день)

Растает даже снежная глыба от слова теплого…. (спасибо)

Если тебя бранят за шалость, надо сказать… . (простите пожалуйста)

Ребята, когда сердце совершает доброе дело, в нем расцветает прекрасный цветочек. Сердце становится таким замечательным.

Давайте рассмотрим с вами иллюстрации, прочитаем стихи о добрых делах и поступках.

«За помощь и поддержку всегда благодарим.

И, получив подарок «Спасибо!» говорим!»

«Здравствуйте!» - при встречи говорим

Всем друзьям, знакомым и родным.

А когда уходим : «До свидания!»

Пусть коротким будет расставание.

Ребята, вы знаете много пословиц о дружбе , давайте их вспомним. Я буду произносить начало пословицы, а вы их продолжение.

Друга ищи, а найдешь, (береги)

Друзья познаются (в беде)

Крепкую дружбу (и топором не разрубишь)

Старый друг (лучше новых двух)

Не имей сто рублей, а имей (сто друзей)

Человек без друзей, что дерево (без корней)

- Дружба не гриб , в лесу (не найдешь) .

Показ иллюстрации к сказке «Гуси лебеди» .

(Девочка помогла печке, а печка её спрятала от лебедей) .

Пословица : «За добро, добром платят» .

А какая пословица отражает главную мысль в сказке В. Сутеева «Под грибком» («В тесноте, да не в обиде» ). Что помогло героям сказки (дружба , отзывчивость) .Чему учит нас автор сказки В. Сутеев? (Быть добрыми, помогать, выручать друг друга) .

Главная дружба начинается в семье . Именно в семье мамы читают вам первые сказки, рассказы о дружбе . О дружбе , каких героев вы знаете, мы проверим?

Игра «Кто с кем дружит » .

1. Доверчивый Буратино и (Мальвина) .

2. Смешной мишка Винни – Пух и (Пятачок) .

3. Собрались однажды четыре музыканта, подружились . Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили – не тужили. Назовите этих друзей – музыкантов (Бременские музыканты : петух, кот, пёс и осёл) .

4. Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда) .

5. Зелёный крокодил Гена и (Чебурашка) .

Молодцы, вы замечательно справились со всеми заданиями.

Ребята, сегодня вы только учитесь дружить . А чтобы дружба была крепкой , нужно соблюдать основные законы дружбы :

Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

Радуйтесь вместе с друзьями.

Берегите друзей. Ведь друга потерять легко.

Разминка «Миримся мизинцами» .

Больше ссориться не нужно (сцепились мизинцами)

Мир и дружба , мир и дружба (обнимаются)

Будем мы с тобой дружить (пожимают руки)

Нашей дружбой дорожить (подносят руки к сердцу)

Мир, мир – навсегда (сцепились мизинцами)

Ссора, ссора – никогда! (сцепились мизинцами)

Эта разминка хороша и для тех кто поссорился, для того чтобы помириться.

Сегодня мы вспомним рассказ М. Пляцковского «Урок дружбы » (показ иллюстраций) .

1. Назовите главных героев рассказа? (Чик и Чирик)

2. Кто получил посылку от бабушки? (Чик)

3. Что прислала бабушка? (Пшено)

4. Как поступил Чик с пшеном? («Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется» , - подумал он. Так и склевал все зёрнышки один)

5. Что можно сказать про Чирика? Какой он? (Нашёл зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику. Добрый, заботливый.)

6. Какое чувство испытывает Чик в рассказе? Почему? (Стыд)

7. Как выглядит человек, которому стыдно (показ детьми, отвернута голова, глаза опущены)

8. Как вы думайте, понял ли Чик свою ошибку?

9. Почему рассказ называется урок дружбы ?

Ребята, я предлагаю вам отправиться в осенний лес.

И вспомнить знакомую сказку «Заботливый ежик или лесные звезды» В. Степанова.

Дети, что можно сказать о героях этой сказки (ответы детей) .

Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем добрые слова друг другу.

Все мы дружные ребята .

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло.

Рефлексия.

Чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали?

Что вам понравилось ? Какое у вас настроение?

Конспект занятия средняя группа (4-5 лет)
Тема: «В мире добра»

Цель: Формировать и закреплять представление детей о дружбе, о друге. Побуждать детей совершать добрые поступки по отношению к другу, близким, соседям, товарищам. Продолжать совершенствовать социально-коммуникативные навыки (выслушивать товарищей, умение отвечать на поставленный вопрос, проявлять доброжелательность). Упражнять в умении аккуратно закрашивать рисунки, проявлять фантазию, любознательность, мышление в процессе рисования. Доводить начатое дело до завершенного конца.

Задачи:
Продолжить закреплять умение рисовать дом, его составные части;
Закреплять навыки и приемы работы с карандашом (умение правильно держать карандаш, направление закрашивания).
Развитие координации глаз и рук, владение кистью руки;
Развивать воображение, самостоятельность, инициативность.
Вызвать положительные эмоции от проделанной работы;
Развивать творческие способности, работать самостоятельно.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие (в соответствии с ФГОС).

Методы и приёмы:
Наглядные: Рассматривание фотоальбомов, иллюстраций, наблюдение, использование ИКТ.
Словесные: чтение художественной литературы, беседы, объяснение и обсуждение хода работы, подбор стихотворений, загадок.
Практические: совместная и индивидуальная работа детей и воспитателя, обобщение, сюрпризные моменты, анализирование рисунков.

Материал и оборудование:
мяч, компьютер (или интерактивная доска), альбомный лист (на каждого ребенка), цветные карандаши.

Также интересное занятие по нравственному воспитанию:

Предварительная работа:
Прочтение сказки «Заюшкина избушка», «Федорино горе». Дидактическая игра «Хорошо и плохо», «Подбери словечко», «Угадай слово».

Ход занятия:
На экране компьютера (интерактивная доска) заставка «Путешествие в город добра».
Дети полукругом сидят на ковре.
Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие, здравствуйте, мои пригожие. Как я рада вас видеть здоровыми, улыбающимися и это значит, что у вас хорошее настроение. Послушайте меня внимательно и вы узнаете, что нас сегодня ждет. Друзья, а сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, в самое необычное. Все любят путешествовать? (дети отвечают – да!)

Воспитатель: Отправляемся туда, где всегда звучит смех, на лицах сияет улыбка и радость, и во круг так тихо и спокойно, и это волшебный город добра. (дети встают, звучит музыка) Приготовились:
Покружились, покружились
В волшебном городе добра мы очутились.

Воспитатель: Ах, как здесь красиво, тихо и спокойно. А жители волшебного города с какими лучезарными улыбками. А, чтобы и на наших лицах сияла улыбка, предлагаю вам поиграем в игру «Улыбнись другу». Дети встают в круг и передают друг другу мяч. Каждый должен назвать ласковое слово рядом стоящему (по часовой стрелке) и улыбнуться (игра) А кто мне скажет: Трудно или просто говорить приятные, добрые слова другим людям? (дети отвечают)

Воспитатель: Конечно! А теперь возьмемся все за руки, почувствуем тепло и силу рук наших товарищей. Читает стихотворение (воспитатель):
Дружит с птичкой ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с пчелкою цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам поделить мы рады!
Только ссориться друзьям —
Никогда не надо!

Воспитатель: обращается к детям — О чем говорится в этом стихотворении? (дети отвечают — О друге, дружбе)

Воспитатель: Правильно, друзья! И нам никогда не надо ссориться с друзьями. А вот Вам такое задание, кто мне скажет: (задает вопросы детям) :
Что такое дружба?
Нужны ли нам друзья и почему?
Кто такой друг?
А, что ты сделаешь для своего друга? (дети отвечают)

Воспитатель : Вы справились и с этим заданием, какие же вы молодцы! Люди на земле издавна уважали и любили друзей, ценили дружбу. А может, кто знает пословицы и поговорки о друге? (ответы детей):
«Друг познается в беде»;
«Верный друг лучше сотни слуг»;
«Нет друга — ищи, а нашёл – береги»
«Друг за друга держаться — ничего не бояться».
На экране компьютера (интерактивной доске) слайд из сказки «Заюшкина избушка».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран: Жители волшебного города прислали нам задание. Кто вспомнил название этой сказки? Что плохого случилось в этой сказке? И как же нам помочь бедному зайчику? (дети отвечают)

Воспитатель: Правильно, мы нарисуем ему новый, большой домик. Но прежде, чем приступить к заданию, проведем физминутку :
Стали дети ровно в круг,
А затем присели вдруг.
Дружно сделали прыжок,
Над головкою - хлопок.
А теперь все дружно
Перепрыгнем лужу!
А сейчас идем по кругу,
Улыбаемся друг другу. (Движения по тексту.)

Воспитатель: Ну, а теперь вы можете занять свои рабочие места. (дети присаживаются за столы).
На экране компьютера (интерактивной доске) изображен дом.
— А теперь посмотрите на экран и подумайте, с чего мы начнём рисовать дом (ответы детей — фундамент)
— Конечно, сначала нарисуем фундамент — это та часть, на чём стоит корпус дома. А какую геометрическую фигуру он вам напоминает? (ответы детей — Прямоугольник)
— Правильно, за тем рисуем корпус дома, т. е дом без крыши. А какую геометрическую фигуру напоминает вам корпус дома? (ответы детей — Квадрат)
— Все верно. А теперь надо нарисовать крышу. А крыша у дома, какой формы (ответы детей — Треугольной).
— Ну и в конце, нарисуем дверь и окно, чтобы зайчику было светло и уютно в доме.
— У вас на столе лежит альбомный лист и цветные карандаши, можете приступать к работе, но не забывайте самого главного — Как нужно держать карандаш?
По ходу занятия подсказываю, помогаю детям. В конце занятия надо похвалить детей, которые внесли в рисунок дополнительные элементы. Пример: «Около дома нарисовали луг с цветами, выросло дерево, трава. Взошло солнышко или нависла туча, а может, пошел дождь или появилась радуга» и т. п.

Воспитатель: По завершению работы ребята показывают свои рисунки, рассматривают их. Вместе с детьми анализируем.
— Дети, вы на славу постарались, нарисовали замечательные домики. Теперь у зайчика есть свой светлый и уютный дом. Вы на славу потрудились, молодцы!

Воспитатель:
Целый час мы занимались
И немножко подустали,
А теперь детвора
Отдыхать и вам пора!
На экране компьютера (интерактивной доске) волшебный (сказочный) город с жителями.
Жители города, очень остались довольны вашими знаниями о доброте, о друге, о дружбе и вашим творчеством. И хотят подарить вам мультфильм: «Самый большой друг», но его мы просмотрим как проводим наших дорогих гостей. (показ мультфильма)

Название: Конспект занятия по ИЗО и нравственному воспитанию в средней группе ДОУ «В мире добра»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, изобразительная деятельность +нравственное воспитание, 4-5 лет (средний возраст)

Должность: старший воспитатель
Место работы: МБДОУ №5 «Звездочка»
Месторасположение: город Зверево, Ростовская область