Многие современные мамы спешат выйти на работу и детский сад для их малышей является неизбежностью. В тех же семьях, где присматривать за ребенком есть кому, вопрос с дошкольным учреждением решается по-разному. Некоторые взрослые помнят собственный негативный опыт и отказываются оформлять своего сына или дочь в детсад, другие же напротив считают, что социализация необходима, а жизнь в коллективе наилучшим образом подготовит малыша к школе.
Какая позиция верна? Надо ли водить ребенка в садик? Стоит разобраться в этих вопросах подробнее. Мы рассмотрим плюсы и минусы обычного детского сада, вопрос подготовки к школе, а также приведем мнения специалистов.
Если у мамы или другого родственника есть возможность быть дома с ребенком, то вопрос садика решается по-разномуЕсть множество аргументов, которые обычно приводят приверженцы садика. Мы перечислим основные из них:
Выше мы перечислили самые очевидные плюсы стандартного детского сада. Есть еще и менее заметные вещи, которые может осознать любой родитель “садиковского” ребенка:
Некоторые мамы твердят: «Не хочу отдавать ребенка в детский сад, боюсь, что там ему не будет уделено достаточно внимания!». Отчасти это так, каждодневное посещение подобного учреждения сопряжено с рядом сложностей и многие видят в нем множество минусов. Мы приведем здесь несколько самых очевидных:
Отдавая дочку или сына в сад, многие не задумываются о том, как это скажется на его здоровье. Здесь речь идет как о физическом, так и психологическом аспектах. Хочется отметить, что минусы значительно перевешивают возможные плюсы:
Что считается грамотной подготовкой к школе? Умение дошкольника читать, писать печатными буквами и считать на палочках? Оказывается, при поступлении в школу эти навыки не будут лишними, однако они не обязательны. Главное на что ориентируются школьные учителя – это умение учиться: слушать, усваивать информацию, а также иметь развитое логическое мышление.
Необходимо задуматься, надо ли водить дошкольника в садик ради качественной подготовки к школе:
Как видите, посещать сад исключительно для подготовки к школе нет нужды. Мама может сама заниматься со своим дошкольником, либо отводить его на занятия пару раз в неделю. В дошкольном учреждении урокам уделяют совсем немного времени и не практикуют индивидуальный подход к каждому дошкольнику.
Родители должны самостоятельно решить, нужен ли детский сад для их сына или дочери – так считает педагог и психолог Безингер Анна. Чтобы решение было взвешенным, желательно здраво оценить все преимущества и недостатки дошкольного учреждения. Тем, кто решил оформлять своего малыша в сад, важно подумать, как облегчить ребенку период адаптации к новым условиям. Прекрасно, если малыш умеет самостоятельно есть, пользоваться горшком, одеваться, может общаться со сверстниками (рекомендуем прочитать: ). Тем семьям, которые переживают развод, недавно переехали, пополнились новорожденным братиком или сестричкой, лучше повременить с детским садом. Ребенок в этот момент переживает период адаптации к новым условиям и садик станет еще одним фактором, который может вызвать стресс.
По мнению известного семейного психолога, писателя, члена Ассоциации семейного устройства «Семья для ребенка» – Людмилы Петрановской, желательно сразу определить для себя статус детского сада. Если воспринимать его всего лишь как место, где можно безбоязненно оставить ребенка, пока родители на работе, сад превращается в нужную, удобную и недорогую услугу. Если же предъявлять к этому учреждению завышенные требования и рассчитывать, что в нем ребенка качественно подготовят к школе и уделят массу внимания его развитию, можно получить негативный результат. Те родители, которым нужно освободить время для работы, в детском саду вполне могут оставить малыша, не беспокоясь о его безопасности и развлечениях. Мамы и папы, готовые быть со своим ребенком, общаться с ним, играть – без детского сада вполне могут обойтись.
Иной позиции придерживается психолог и психотерапевт, кандидат психологических наук Ирина Млодик. У каждого взрослого, который посещал сад в детстве, остались воспоминания о нем – у кого-то приятные, веселые, у кого-то – не очень, считает Ирина. Несмотря на такие противоположные мнения, детский сад – обязательно хороший – необходим ребенку, который достиг 3 лет.
Идеальный вариант – полностью абстрагироваться от впечатлений, которые детский сад оставил у родителей в их детстве. Следует также принимать во внимание склад личности ребенка, его увлечения и наклонности.
Как видите, не все специалисты придерживаются единой точки зрения. Некоторые считают, что домашнее воспитание более равномерное, спокойное и при правильном подходе позволяет выявить и взрастить в ребенке индивидуальность, умение выразить свое мысли. Другие же настоятельно рекомендуют родителям подумать о социализации малыша и обязательно подыскать ему хорошего воспитателя.
Дать четкий и однозначный ответ на вопрос, нужен ли вашему ребенку детский сад, невозможно. Все родители разные и каждый из них имеет собственный опыт посещения сада. Этот опыт обязательно станет одним из весомых аргументов в пользу принятия решения «за» или «против». Однако иногда стоит отказаться от собственных впечатлений, чтобы принять взвешенное решение. В реальности сад – это хороший способ устроить ребенка на то время, пока мама занята. Пока малыш посещает группу, можно не беспокоиться о его досуге, регулярном питании и сне. Если же родители могут присматривать за ребенком своими силами, организовать ему творческие и развивающие занятия можно и дома. Любящие родители способны дать своему малышу достойное воспитание, а также обеспечить ему полноценное и регулярное общение со сверстниками.
Помните – принимая решение, стоит или нет отдавать ребенка в детский сад, важно не только брать во внимание собственные желания и потребности. Хорошо бы еще задуматься о готовности самого ребенка, а также его личностных качествах, которые могут не вписываться в общую программу и возможности детского учреждения.
Вы вовсю заняты подготовкой ребенка к детскому саду, куда ему предстоит пойти уже через несколько недель: синхронизировали режим, продумали адаптацию к детскому саду. Но в душе все еще сомневаетесь: отдавать ли ребенка в детский сад? А если он откажется туда ходить? Психолог Михаил Лабковский - категорический противник яслей, а к детскому саду относится более лояльно. Если вам нужно "еще одно мнение" про необходимость детского сада - вот оно.
В 18 лет я махал метлой в детском садике при КГБ СССР. Были тут и ясли-пятидневка. Сейчас, наверное, не все представляют, что это такое. Это когда ребенка в год-полтора относят в ясли в понедельник с утра, а забирают в пятницу вечером. Неудивительно, что из этого отделения постоянно доносился детский плач.
Дополнительный кошмар ситуации заключался в том, что родители плачущих детей жили прямо в соседнем подъезде. 30 лет прошло, а я еще слышу эти страшные детские крики, и перед глазами всплывает такая сцена: в длинных кожаных пальто работники органов идут к себе домой; увидев во дворе кого-то из родителей, из яслей выбегает нянечка и кричит: "Ну, возьмите хоть искупать!". А люди в кожаных пальто поворачиваются и отвечают: "В субботу заберем, работы много".
Еще одна история. В США в конгресс много лет поступает запрос о выделении средств на создание государственных . И много лет конгрессмены этот запрос отклоняют. Они считают, что, раз уж вы родили ребенка, вся ответственность за него должна лежать на вас, а не на государстве. И что растить детей в казенных условиях - значит вредить им. И в чем-то они, безусловно, правы.
У нас же в стране детские сады появились в качестве "средства раскрепощения трудящейся женщины-матери" и всегда считались благом. Хотя недостатков у пребывания в этих учреждениях много, а достоинство одно - то же самое: они позволяют женщине (у которой нет денег на няню) выйти на работу.
И когда мать тащит ребенка в сад и сдает воспитателю, она иногда-таки чувствует себя злой мачехой, которая бросает падчерицу в лесу на съедение волкам. И неспроста. Садик - не лучшее место для ребенка, особенно если ходить туда он не хочет.
Так что делать, если ребенок не хочет идти в детский сад ? И никакие "хоть на часик", "мама тебя скоро заберет" не действуют. Правильный ответ только один - не водить его в садик.
И на этом повествование можно было бы заканчивать.
Если бы не вопрос: а почему он не хочет идти в садик ? Миллионы детишек бегут туда вприпрыжку, а когда в конце дня за ними приходит мама, они гонят ее прочь со словами "я еще побегаю". И тут именно ваш ребенок садик невзлюбил. Есть повод задуматься и выяснить причину.
Вариантов несколько.
Что с этим делать?
Во-первых, не считать, что вот сегодня дите плачет и не хочет идти в сад, а завтра "стерпится-слюбится" и "все наладится". Не люблю эти выражения. Раз у ребенка есть проблема, раз его психика сопротивляется, значит, решить эту проблему можно либо обратившись к специалисту (к детскому неврологу, психологу, психотерапевту), либо поломав его психику.
И если он уже не плачет, а покорно одевается и плетется в садик - это не значит, что он привык. Это значит, что у него нет сил бороться с обстоятельствами. Он практически в заложниках у родителей и просто потерял способность им противостоять.
Так что настоятельно советую: если заметили один из тревожных симптомов - обратитесь к профессиональному психологу. Некоторые случаи требуют внимания, изучения и лечения. И вполне вероятно, что после вмешательства специалиста, разобравшись со своими проблемами, ребенок с удовольствием будет ходить в сад. Но вам в любом случае надо ему помочь.
Что надо сделать обязательно, если перед первым походом в садик у вас все более-менее нормально, но есть легкое волнение:
И всегда, а не только первые две недели, пожалуйста, помните, что дети воспринимают мир через взрослых и их оценку. И детский сад тут не исключение. Как только вы начинаете дергаться, садик начинает ассоциироваться с вашим напряжением и "нервами".
А если по утрам в доме сущий ад, если вы каждый раз орете что-то вроде: "Опять проспали! Вставай скорее! Опаздываем! Одевайся! Где колготки? Ты можешь побыстрее или ты хочешь, чтоб меня с работы выгнали за опоздания?". В этом случае ребенок, конечно, будет воспринимать садик как что-то проблемное и ужасное.
О том, как важно заранее приготовить одежду и вовремя вставать, думаю, напоминать не стоит.
Но попробуйте к тому же настроиться положительно и, собираясь в садик и по дороге туда, излучать спокойствие и любовь. Расскажите, как вы завидуете тому, что он идет в сад, а вы, как лох, туда пойти не можете, ведь вы уже выросли и поэтому вынуждены идти на работу. (И ни в коем случае не надо говорить, что ходить в садик - это его работа. Никакая это не работа! Это игра, прогулки, песни, танцы и прочее.)
Да, и не забывайте вовремя забрать ребенка из сада. Потому что, даже если он благополучно провел там день, если всех уже забрали, а за ним никак не приходят, он еще подумает, идти ли туда завтра.
Ну, и последнее про причины, по которым дети не хотят идти в садик, и способы разобраться с этим. Если ваш ребенок здоров, весел, любопытен, жизнерадостен, но не хочет идти в сад - оставьте его в покое: он просто не хочет туда идти.
Придумайте что-нибудь. Найдите способ не превращать детство вашего ребенка в постоянный стресс. Ведь если он так сопротивляется, а вы, пользуясь его зависимостью от вас, ломаете его волю и плюете на его желания - вы уже в раннем возрасте формируете у него неполноценную психику.
И более того: закладываете вероятность развития неврозов и психозов, страхов и тревожности, энуреза и астмы, тиков и диатеза.
Хотя, конечно, может, и обойдется. Вы хотите проверить?
Комментировать статью "Отдавать ли ребенка в детский сад"
Расскажите, пожалуйста, а как у вас происходит/происходила адаптация к детскому саду? запихиваете в группу и пусть там орет? или сидите с ребенком в раздевалке, ждете пока привыкнет и сам зайдет? Моя в группу не заходит, зато с удовольствием гуляет с детьми на площадке. Пробовали запихнуть в группу, только хуже получается.
Писала тут некоторое время назад о тяжелой адаптации дочери в детсаду; процесс идет, теперь новый вопрос - к тем, у кого дети сначала ходили в детсад до сна, а потом на полный день. Как вам удалось уговорить ребенка оставаться в саду на тихий час?
Не хочет сын в свои 3г в садик ходить, плакать еще дома начинает когда собираемся.Пробовали и гулять вместе и в группе сидеть, одного оставляли на 1-1,5 ч. Ходим так с 20 июля и пока не каких улучшений. Что не так или не детсадовский ребенок?
Детские сады и дошкольное образование: развитие речи, логопед, воспитатель, подготовка к школе. Внук подрастает и я не знаю, отдавать ли его в детский сад или лучше самой работу оставить и сидеть с ним?
Отдать на подготовительные курсы ребенка сейчас, по словам родителей, не получается. Дело близится к концу. Напишите официальный запрос в свое образование - верно ли вы поняли, что в марте следующего года вашего ребенка выгонят из детского сада.
подскажите, пожалуйста, кто прошел или проходит период адаптации к детскому саду. У кого-то есть похожая реакция на сад: ходим неделю, ребенку 2,5 года. Стал плакать во сне, и часто после просыпания минут по 30 невозможно успокоить, рыдает. не подпускает, слезы/сопли вытирать не дает, еще больше заводиться.
Идти ли в садик в 2,6?. ...затрудняюсь выбрать раздел. Детские сады и дошкольное образование. Вопрос: стоит ли отдавать в 2 и 6 или год переждать? но тогда нет никакой гарантии, что мы вообще попадём в садик... на работу я не собираюсь выходить, зимой...
Детский сад. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и Девочки, с этой записью в детские сады я совсем запуталась - подскажите- спасите:) Дети декабрьские, я их записала в сад на 2013 год.
Дочка (3,5) с удовольствием ходит в садик. Всегда с песнями и вприпрыжку. Сама говорит, что очень нравится, ни разу не плакала при расставании со мной, хотя очень домашний ребенок. Забираю после полдника в 16ч. Естественно не сразу, а постепенно к этому пришли. Так вот в саду она перевозбуждается, а последние 3 ночи вообще невыносимые были: посередине ночи она дико кричит ААААААААААААААА. Причем во сне, похоже, т.к. не плачет потом и ничего не говорит.
Отдавать или нет?. Детский сад. Детские сады и дошкольное образование. Нужно ли вообще отдавать ребенка в детский сад? Конечно речь идет не о тех, кому некуда деваться. А вот если мама не работает (и не собирается), не тяготится воспитанием и ребенок и без того...
Отдавая ребенка в детский сад, мы ускоряем этот процесс, поэтому было бы неправильно Поэтому порой особенно выбирать родителям со скольки лет отдать ребенка в садик не Дали путевку в детский сад. Нежданно-негаданно. Планировали ребенка отдавать в 3 года, не...
Пошли в сад в 3-й раз 1-го сентября. На сегодняшний день были в садике 2 недели. Схема все та же: 5 (уже не 4!) дней в саду - ... Сопли - ларингит/трахеит/отит. Круп чуть было не случился, но я уже опытная мамаша, предотвращаю. Раньше в садик шла со слезами, сейчас ей нравится. Уйти из сада я решу только по очень серьезным причинам, т.к. считаю садик необходимым для дочкиного развития.
Моей дочке 2 года и 4 месяца. Уже месяц дочка ходит в ясельки. Однако каждое утро как мы приходим в детский са, ее во время раздевания начинает рвать!!! По словам воспитателей потом дочка довольно быстро успокаивается, кушает, играет... Когда я ее спрашиваю, она говорит мне что в садике весело, что она еще туда пойдет. Скажите как нам справиться с этой рвотой, не повредит ли такая реакция психическому и физическому здоровью???
Приемные дети - детский сад. Психолого-педагогические аспекты. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в Милые мамочки, настоящие и будущие! Поделитесь соображениями по теме - отдавать или не отдавать приемного ребенка в детсад...
До детского сада сын болел ОРЗ 1 раз. Ему сейчас 2 года и 3мес. Первая неделя в саду закончилась зелеными соплями и кашлем. Посоветуйте Ваши методы профилактики простудных заболеваний. Спасибо.
Детский сад. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями Все так рассуждают, что ребенка нельзя отдавать в детский сад, но по ряду причин - в связи с переездами, мы уже в третьем саду, ребенку 4,4 г...
Адаптация к детскому саду. Детсад. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Как долго Ваши чада привыкали быть без мамы/няни целый день?) Адаптация к детскому саду.
Раздел: (стоит ли отдавать годовалого ребенка в частный детский сад). Если у вас другого выхода нет, то лучше в детсад, где в группах человек по пять, не знаю есть у вас такие. Обычно больных детей в сад не берут, об этом вы тоже должны поговорить!
Можно ли заикающегося ребенка отдавать в сад? Хотели с сентября идти в детский сад, но дочь неожиданно начала заикаться (я уже писала чуть раньше). Заикание. Детский сад. Детские сады и дошкольное образование. мой ребенок заикался в 5 лет, мы именно в...
Прошу откликнуться родителей, педагогов, специалистов по детской психологии, врачей - педиатров по дошкольному возрасту с советом, как лучше адаптировать ребёнка к детскому саду, рассказать о своем опыте. Ребенку 3 года, девочка, начала впервые ходить в садик, проходила три недели и напрочь отказывается его посещать.
Который за 5 писем рассказывает все самое важное про детский сад, подготовку к нему и адаптацию.
Детский сад — первый настоящий выход из зоны комфорта. Гуляя во дворе или танцуя на дискотеке в мини-клубе на отдыхе, ребенок всегда знает, что мама где-то рядом, что она примет его сторону, защитит. Обычно до 4 лет малыш не сталкивается с понятием ответственности, опыта самостоятельной жизни у него еще нет.
Этот пробел может компенсировать детский сад. Здесь малыш учится считаться с мнением точно таких же мальчиков и девочек (а оно может не совпадать с его собственным!).
Но детский сад — не единственное место, где ребенок может социализироваться, не стоит списывать со счетов старые проверенные способы: песочницу во дворе, общение с соседскими детьми на даче и кружки по интересам.
Если под социализацией имеется в виду общение со сверстниками, ролевые игры с ними, то не во всяком детском саду для этого много возможностей. Та же самая игровая комната в ИКЕЕ, дача или ближайший сквер с постоянной компанией гуляющих мам с детьми могут дать вашему ребенку не меньше.
Не случайно режим дня используют как оздоровительную меру все больницы и санатории. Он способствует формированию стабильного психического и физиологического здоровья . А сбитый график приводит к отклонениям в организме и снижению иммунитета. И даже ненавистный тихий час можно воспринимать как урок терпения. Да, сейчас нужно посидеть тихо, но уже через час воспитательница снова позовет играть на улице. Тонкое искусство немножко потерпеть — вот чего действительно не хватает многим детям. Но не стоит воспринимать этот совет буквально. Не все специалисты сходятся во мнении, что ребенку необходим строгий режим дня.
Отступления от режима тренируют организм: время от времени малышу полезно ложиться спать поздно, пропускать завтрак, обед или ужин, переходить на летнее или зимнее время, то есть, создавать встряски, которые ломают налаженный ритм жизни.
Дошкольный возраст — это своеобразное окно возможностей.
Современные детские сады (в особенности частные) предлагают большой спектр дополнительных занятий. Ребенок может учиться читать, заниматься танцами, посещать театральную и художественную студии и даже учить английский. И все это в стенах ОДНОГО родного садика.
Можно развивать ребенка и без сада: заниматься дома, посещать кружки. Но это потребует от родителей много свободного времени и еще больше терпения: ведь все то, что в садике берут на себя воспитатели, придется делать самим.
В среднем ребенок, который ходит в садик, болеет 12 раз в год , а мама вынуждена каждый месяц брать больничный, и это минус. Часто бывает, что болячками, которые ребенок приносит из сада, перебаливают по очереди все домочадцы. Но у марафона детсадовских болезней есть и положительная сторона — укрепление иммунитета.
Вот, как эту ситуацию комментирует доктор Комаровский :
Количество циркулирующих вирусов, а именно с вирусами связаны 99% респираторных инфекций, не бесконечно. Каждое перенесенное ОРЗ заканчивается формированием противовирусного иммунитета, уменьшая вероятность следующего заболевания. Эпидемии, например, гриппа, и вероятность заболеть с самим понятием «детский сад» не очень связаны — не «подхватим» болезнь от детей, так папа «принесет» грипп с работы. Вирусные инфекции, которыми ребенок «недоболеет» в детском саду, обязательно дадут о себе знать в школе.
В группах детского сада встречаются дети из разных семей: благополучных и не очень. Общаясь, они обмениваются опытом и пополняют словарный запас иногда такими словами, от которых родители потом долго отучают своих малышей. Но набраться плохих манер ребенок может и на улице, и из телевизионных передач, и даже сын маминой подруги по секрету расскажет пару особенных слов. И если не в детском саду, то в школе ребенок обязательно начнет употреблять бранные слова, через это проходят все.
А вот приживется новая лексика или нет — зависит от поведения родителей.
Выход один — объединиться с родителями других детей и с педагогами. Можно предложить следующий метод: собрав вместе этих детей, расспросить их, какие оскорбительные выражения они могут вспомнить, и написать все это на бумаге. Потом символически эти слова уничтожить (можно закопать, сжечь, порвать). Таким образом дать понять детям, что все перечисленные бранные слова им никогда больше не следует употреблять.
«Не хочешь есть бутерброд, съешь хотя бы масло» — классический совет по питанию от воспитательницы детского сада. А еще молочная лапша, компоты из сухофруктов и, конечно, манная каша. Это меню в корне отличается от того, к чему ребенок привык дома.
Если в семье не принято заставлять есть, когда не хочется, в садике ребенок сталкивается с совершенно новым и иногда травмирующим подходом к питанию. В то же время привыкать к незнакомым правилам игры — часть воспитательного процесса.
Важно, чтобы родители прислушивались к тому, что ребенок рассказывает о садике, и были готовы вовремя реагировать на неадекватное поведение персонала.
Что делать, чтобы проверить свой детский сад на адекватность?
Подпишитесь на проект и получите бесплатный чек-лист
.
Педагогам подобный вопрос задают с завидной периодичностью. Мнения расходятся, и любая мама может найти информацию как о пользе посещения детского сада с раннего возраста, так и вреде отлучения от мамы раньше трехлетнего возраста. Кто же прав?
Некоторые исследования в разных странах показывают, что до 3-х лет ребёнок очень сильно привязан к матери и не готов на разлуку. Это объясняет несколько факторов:
До трёх лет ребёнок привязан к маме психологически. Американские учёные проводили исследования, и выяснили, что действительно спокойно без мамы ребенок от 1,5 до 3-х лет может провести только совсем непродолжительное время
Физиологически, также, все дети развиты по-разному, и в возрасте 1,5 лет не все могут самостоятельно пользоваться ложкой, одеваться, ходить на горшок, уметь объяснять свои желания и потребности
Социальные навыки у ребёнка до 3-х лет не развиты. Многими мамами, наверняка, было замечено, что вплоть до школьного возраста малыш предпочитает общаться с взрослыми или детьми постарше, и не готов на тесное общение, и уж тем-более дружбу со сверстниками.
Отрываясь от матери, ребёнок будет более самостоятельным, так как он вынужден приспосабливаться к новой среде, и, несомненно, будет обучаться новому быстрее, чем дома. Для примера можно рассмотреть ситуацию у мам в Израиле: отпуск по уходу за ребёнком там составляет всего 26 недель.
Кроме того, современные ясли используют модные методики обучения для детей раннего возраста, которые зачастую неизвестны родителям.
Марина Петрова, юрист по семейному юридической фирмы АТКП, мама двоих детей:
"Я считаю логичным, устанавливать срок декретного отпуска не более чем нужно матери для грудного кормления. Обычно, это ограничивается одним годом. У меня лично был такой опыт: первого ребенка отдали, руководствуясь общим мнением, что надо не раньше 3 лет. Сад был просто замечательный, отличные воспитатели, и с прочими атрибутами, которым и положено быть у дорого сада. Ребенок рыдал каждый день, так как привык уже находится дома. Младшую дочь решили экспериментально отвести в год и шесть, в обычный сад рядом с домом. Ребенок сад обожает, и крайне редко готов согласиться на альтернативу в виде посещения любимой бабушки. А когда дома - постоянно рассматривает фотографию своей детсадовской группы. Вот такой опыт"
Взвешивая все «за» и «против» не стоит забывать, что самой важной и существенной причиной, почему ребенка отдают в сад с 1,5 лет - невозможность мамы или папы сидеть с ребенком дома. Существует множество причин возникновения такой ситуации, но если выхода нет - стоит придерживаться некоторых правил:
1. Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. Сначала сходите вместе в гости, поиграйте в игрушки, познакомьтесь с преподавателем, свыкнитесь с обстановкой
2. Тщательно выбирайте детский сад. Выясните всё до мельчайших подробностей: где и как дети едят, играют, гуляют, отдыхают и т.п.
3. В ваше свободное время старайтесь побольше уделять времени ребёнку, не «скидывайте» малыша на мультфильмы - ничто не заменит ребенку общения с родителями.
Отдавать или не отдавать ребенка в детский сад до 3-х лет - индивидуальный выбор каждого родителя. Психологи имеют противоположные мнения, мировая практика также неоднозначна, одно очевидно - если Вам нужно идти на работу и оставить ребёнка не с кем - он не сможет сидеть дома в одиночестве. Желаем Вам взвесить все «за» и «против» и принять правильное именно для Вашей семьи решение! От него зависит будущее психологическое благополучие и жизненная успешность Вашего ребенка!
«Будете в садик отдавать?». Утвердительный ответ на этот вопрос сегодня вызывает у многих мам чувство вины. И хотя в России 70% малышей от 1 до 6 лет регулярно посещают ДОУ, отношение к детским садам более, чем у четверти родителей «детсадовских детей», негативное. Причины, которые озвучиваются чаще всего: сомнение в психологическом комфорте ребенка вне дома и отсутствие индивидуального подхода. Подтверждаются ли на практике эти страхи, и в чем преимущества детских садов перед сугубо домашним воспитанием, «Матронам» помогли разобраться детский психотерапевт и невролог.
Тема психологической травмы, которая наносится ребенку, впервые попавшему в детский сад, активно начала обсуждаться после широкого распространения теории привязанности. Противники дошкольных учреждений, считают, что, оказываясь в незнакомом окружении без значимого взрослого, ребенок испытывает тотальное чувство беспомощности и отвержение. Позже это может стать причиной системных проблем в отношениях с партнерами и детьми.
Однако, как писал сам автор теории Дж. Боулби, надежная привязанность в диаде «главный взрослый-ребенок» формируется до 3 лет. После у ребенка и родителя начинают выстраиваться качественно иные отношения. Именно в этот период важно, чтобы малыш начал осознавать свою отдельность. «Если привязанность надежная, от посещения сада она не разрушится. Вот если она так называемая небезопасная, то есть ребенок симбиотически привязан к маме, могут возникнуть проблемы - он будет с трудом расставаться с ней по утрам. Потом обычно все налаживается, и ребенок, увлекшись чем-то, быстро забывает, что только что страдал из-за маминого ухода», - отмечает кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МГППУ, детский психиатр, психотерапевт Анна Дробинская.
Когда же ребенок постоянно находится с мамой, процесс сепарации буксует.
Возможности мамы не отделяются малышом от своих. Благодаря персональному взрослому он всемогущ. Поэтому отделить себя от взрослых ребенку трудно - никто не отменял всепрощающую маму или балующую бабушку, отзывающихся на каждое «хочу!». «Детский сад нужен ребенку для формирования отдельного «Я» в коллективе себе подобных. Точка отсчета в осознании своего «Я» - автономное функционирование. Только в саду ребенок начинает чувствовать свои возможности и ограничения, когда сам обеспечивает свои нужды - ходит на горшок, ест, одевается. В саду малыш впервые сам находит себе место среди таких же как он», - подчеркивает детский невролог Елизавета Меланченко.
Вместе с сепарацией, ребенок выстраивает свои границы. Современное семейное воспитание отличается детоцентризмом, когда родители не выстраивают системы требований к ребенку. «Ребенок - царь горы, центр Вселенной, взрослые члены семьи вращаются вокруг него, как планеты вокруг Солнца. А в детском саду развивается то, что невозможно развить вне детской группы: способность ощущать себя не центром Вселенной, а ее частью», - отмечает Анна Дробинская. В практическом выражении ребенок овладевает способностью иметь в фокусе внимания требования и инструкции, обращенные к группе в целом, а не к нему лично («дети, садитесь за столики», «дети, посмотрите сюда…»), подчиняться общим правилам. «Кроме того, когда ребенок подрастает, он учится воспринимать свои достижения в соотнесенности с другими - хорошее лекарство от мании величия, альтернатива восхищению семейного окружения по поводу и без повода. Эгоцентрическая требовательность тоже часто в саду спонтанно увядает, не получая поддержки».
В саду малыш сталкивается с равновеликими «хочу!» и начинает понимать, где его территория, на которой он единовластный правитель, где общая территория переговоров и компромиссов, а когда начинается и чужая.
Для ребенка это болезненное открытие, которое, тем не менее, дает первое понимание своих и чужих границ. А вместе с выполнением своих первых обязанностей и появления ответственности за свои поступки, ребенок узнает о существовании и социальных рамок. «Впервые ребенок сталкивается с правилами, универсальными для всех, и в том числе для него, - продолжает Анна Дробинская. - В детском саду жизнь детей выстроена более разумно: есть обязанности, занятия, требующие прикладывания усилия. Вот это самое усилие в домашних условиях часто не формируется почти никак, в саду для этого создано больше условий».
Вне дома дети быстро осваивают не только регламентированные формы поведения -самообслуживание, соблюдение правил, но и развивают спонтанную коммуникацию и навыки общения, с чем у домашних деток часто (не всегда!) возникают проблемы.
Анна Дробинская отмечает, что в детском саду у детей формируются навыки общения с себе подобными и с субординированными взрослыми, которыми невозможно так легко управлять, как домашними. «Если не бояться высокого штиля - и дружба, и взаимопомощь, и влюбленности, и этические конфликты в саду тоже случаются. В общении формируется игра - ведущая деятельность дошкольного возраста, которая ложится в фундамент развития произвольности - умения управлять своими непосредственными импульсами, подчиняя их цели и плану. Без этого потом в школе никак».
Многие думают, что необязательно отдавать ребенка в сад, если дома есть еще дети. Но, по словам Елизаветы Меланченко, некоторые этапы развития осмысленной речи должны проходить только среди ровесников. «Например, коллективный монолог - самая социальная из эгоцентрических разновидностей языка ребенка, которая формирует навыки диалога, возможна только в группе детей-ровесников. Поэтому даже если в семье 10 детей, какие-то аспекты все равно могут остаться непроработанными».
Совмещение домашнего и качественного внедомашнего воспитания позволяет ребенку лучше развивать свои когнитивные возможности. Например, в одном из исследований было обнаружено, что дети, которые с 2-3 лет посещали качественные ДОУ, оказались более социально компетентными в начальной школе и более уверенными в себе и своих знаниях, чем дети, начавшие посещать детский сад в более позднем возрасте или не посещавшие сад вовсе.
При этом интеллектуальное перенапряжение, что нередко случается в специализированных кружках и секциях, в саду практически исключено. «Программы ДОУ сбалансированы как по режиму, так и по категориям. Количество интеллектуальной деятельности строго ограничено. При этом много места уделяется игровым формам научения, что для детей от 3 до 6 более понятно и органично», - говорит Елизавета Меланченко.
А проведенное крупномасштабное исследование в США с участием более 1000 детей, посещающих десять разных детских садов, показало, что в детских садах малыши достигли больших успехов в овладении речью и развитии мыслительных способностей, чем дети из аналогичной среды, не получающие внедомашнего воспитания.
По наблюдениям Анны Дробинской, конструирование, лепка, рисование, аппликация - так называемая продуктивная деятельность, которая развивает творчество, воображение, моторику, саморегуляцию, интеллект, - входит в ежедневную структуру жизни в саду. «Дома до этого у родителей обычно не доходят руки, там часто лучший друг ребенка - телевизор + какой-нибудь гаджет. И в этом еще один бесспорный плюс сада: там дети не погружаются в гаджеты, а взаимодействуют с реальным миром и друг с другом».
Кому сад во благо:
Единственные дети в семье, окруженные большим количеством взрослых;
Дети очень занятых родителей (они часто имеют мало внимания и много гаджетов);
Дети из дисфункциональных семей (сознание ребенка в садике загружается более адекватным для возраста содержанием, чем внутрисемейные конфликты);
Дети из неблагополучных семей (сад возмещает дефицит ухода, воспитания и развивающего воздействия);
Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.
Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.
Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.
Окончила философский факультет МГУ, защитила диссертацию по политологии и выучилась во ВГИКе на сценариста. Работала научным журналистом в РБК, писала статьи про необычных людей для «Огонька» и социальных проблемах на Православие.ру. После 10 лет работы в журналистике официально призналась в любви к психологии, став студенткой факультета клинической психологии МГППУ. Но журналист всегда остается журналистом. Поэтому на лекциях Екатерина черпает не только новые знания, но и темы для будущих статей. Увлечение клинической психологией полностью разделяют супруг Екатерины и ее дочка, недавно торжественно переименовавшая плюшевого бегемотика Гиппо в Гипоталамус.