Крашение шелка натуральными красителями. Как и чем покрасить ткань в черный цвет в домашних условиях

29.06.2019

Я могу подсказать специалистов кто красит на заказ натуральными красителями. сама я не рискну, уж очень ответственность велика:)

Про закрепители. в каждом отдельном случае они разные. например, для окраски индиго закрепители уже в самом кубе содержатся.

А для крашения мареной обязательно используются квасцовые закрепители - протравы называются. в зависимости от желаемого цвета - используются алюмокалиевые квасцы, хромкалиевые или другие. все они придают ализарину - красящему элементу марены - разный оттенок. есть хорошо описанная отработанная методика. крушина также при разных квасцах дает разный цвет - желтый или зеленый. при крашении черникой закрепители - лимонная кислота или мыло (щелочь) - смотря в какой цвет вы хотите чтобы антоциановый краситель обратился - малиновый или синий.

Раньше квасцы получали из глины, из мочи, из болотной воды, красильщики короче говоря имели дело со всякой дрянью. У нас есть чистые химические вещества, порадуемся!

Для всяких травок - чтобы получить зеленый цвет можно закреплять цвет содой, при крашении луковой шелухой закрепляют солью и содой. При крашении травками или дубовой корой, грецкой корой или коркой граната - без всего получается коричневый цвет, с протравой железным купоросом - черный в сизый и серый. Краситель - таннин.

Шелк наиболее хорошо красится, иногда ему даже не надо закрепителя. Для мягких способов крашения шелка закрепитель - молочная обезжиренная сыворотка.

Шелк перед крашением надо простирать, потом уже не трогать руками. Часто в краситель опускаем сухой шелк.

Часто после крашения вынимаю ткань и после отжмки лишь слегка споласкиваю холодной водой, не прополаскивая нормально - вешаю "созреть" - тщательно расправив, даю высохнуть. тогда уже закрепляю и стираю без фанатизма.

Куркумой или натуральным шафраном получается стойкий потрясающий золотистый цвет - закрепитель - спирт.

Золотистый цвет также дает акация, крушина, пижма, ромашка (все разные оттенки).

Как краситель можно использовать конский щавель, чернику, ежевику, черноплодную рябину, крапиву, тысячелистник, пеларгонию (лишайник).

На шелке красивый оттенок можно получить с помощью луковой шелухи.

Шерсть по способности впитывать краситель стоит на втором месте. На третьем - хлопок, на четвертом - лен. Лен труднее всего покрасить в интенсивный цвет.

Если охота покрасить шелк и шерсть вместе - сначала красьте шелк,а потом уже шерсть - шерсть из раствора весть краситель забирает.

При крашении можно красить в одном растворе шелковые тряпочки по очереди - получится разные оттенки, от ярких к бледным.

Классические алюмокалиевые квасцы (не путать со жжеными аптечными) во первых ядовиты, во вторых пары их летучи и ядовиты.

Так что перчатки, проветривание, не попадало чтобы лишний раз на кожу, все хорошо перестирывать, ванну и баки мыть после всего хорошо.

Растительного сырья надо столько же по весу, сколько сухой ткани.

квасцы - обычно рассчеты по весу 2-3 %

соды и соли не больше 10 %

квасцевание бывает предварительное, одновременное и последующее. то есть Вы можете замочить шелк перед крашением в растворе квасцов. и не давая ткани высохнуть, тут же бухнуть в горячий раствор отцеженного растительного отвара.

Вы можете сразу в прокипевший отвар бухнуть квасцы и начать варить там ткань.

а можете сначала отварить в отваре ткань, а потом ее не прополаскивая бухнуть в горячий раствор квасцов.

суть квасцов в том, что они заставляют краситель садиться на волокна ткани.

то есть ализарин марены, например, окрашивает прекрасно ткань и без квасцов, но он менее стоек, кроме того квасцы вляют на молекулу красителя, и краситель становится из краснофиолетового алым в рыжий (алюмокалиевые) или синефиолетовым (хромкалиевые).

марена. купить реально в аптеке. это аптечное растение. так же как и крушина.

аптечная марена несколько хуже чем индийская, шелк замечательно красит, а вот шерсть и лен очень плохо. для таких тканей мы покупаем индийскую у реализаторов. можно у них же купить готовые наборы для крашения натуральным индиго, кору и цветы акации, кору ореха грецкого и гранатовую кожуру. из солнечного Узбекистана. у них же можно купить уже готовые окрашенные натурально узбекские и индийские шелка нужной толщины и скрутки - в мотках и бобинах.

индиго. очень стоек. цвет от темно синего до голубого. сам краситель экономичен - его надо всего то несколько процентов от веса ткани, но он зато дорогой. если марена стоит 80 р 100 г, то индиго стоит 3000 р. сто грамм.

самые стойкие и дорогие красители - это кошениль и кермес. все - красные.

кармин стоит 10000 р сто грамм. их тоже можно заказать.

Перед покраской обязательно постирайте ткань. Лучше это сделать вручную. Растворите в ведре воды 250 г высококачественного мыла. Можно воспользоваться и стиральной машиной, если у нее есть режим «Деликатная стирка». В этом случае используйте специальные моющие средства, предназначенные для стирки изделий. Тщательно прополоскайте и отожмите ткань.

Окрашивать лучше всего специальными красками для батика. Продаются они обычно в магазинах товаров для художников, однако иногда встречаются и в крупных хозяйственных. Можно их приобрести и через интернет-магазин. К набору красок обычно прилагается инструкция, и отступать от нее не стоит. Разведите краску в эмалированной или пластмассовой посуде.

Опустите в емкость с красителем изделие. Время зависит от желаемой интенсивности. Светлую ткань, которой вы хотите придать не очень густой оттенок, можно просто опустить в раствор. В других случаях подержите изделие подольше. Следите, чтобы оно полностью погрузилось в краску.

Прополоскайте изделие. Разложите его на горизонтальной поверхности, можно даже на пол, постелив ненужную простыню. Вешать не рекомендуется, поскольку образуются некрасивые потеки.

Если вам не очень нравится однотонное изделие, и вы хотели бы получить причудливые узоры, используйте один из следующих способов. Например, перед погружением в раствор завяжите изделие узлами в нескольких местах. Участки, находящиеся внутри узлов, не окрасятся. Можно расписать изделие в технике батик.

Перед тем как , шелк лучше прополоскать не в обычной, а в соленой воде. Вам понадобится еще рама, в магазинах художественных товаров продаются специальные, но в принципе подходит любая, на которую можно натянуть ткань, в том числе и достаточно большие пяльцы. Использовать можно как живописные приемы, так и роспись с помощью трафарета. Последний способ хорош для не очень опытных художников – излишки краски останутся на картоне. Для того чтобы краски лучше держались, после окрашивания прогладьте ткань.

Вне зависимости от того, окрашиваете ли вы ткань в один цвет или наносите роспись, ее потребуется второй раз прополоскать. Сделайте это после того, как она высохнет. В воду добавьте немного уксуса. Это сделает окраску более стойкой.

Несмотря на большой выбор красок в магазинах, естественные красители не теряют популярности. Однотонное и к тому же сильно выцветшее изделие можно обновить с помощью черники, черноплодной рябины, аира, луковой кожуры, крепкого чая или даже марганцовки. Но учтите, что чай дает бежевый оттенок. Для ткани более темных тонов применять его не имеет смысла. То же самое касается аира - он дает розоватый оттенок, довольно светлый. Наиболее надежна черника, дающая глубокий сине-фиолетовый цвет.

Процесс окрашивания естественными красителями мало чем отличается от обработки шелка специальными красками. Изделие точно так же нужно выстирать, прополоскать и сушить на горизонтальной поверхности. Главное – раствор. Заварите 200 г чая в ведре воды. Дайте остыть до температуры 55-60°С, после чего погрузите ткань в раствор на несколько минут.

Из черники сделайте настой. Соотношение ягод и воды примерно 200 г на 1 л. Залейте ягоды кипятком, дайте постоять, пока вода приобретет темно-синий оттенок. Тщательно сцедите чернику. Опустите ткань в настой.

Луковой шелухи потребуется много. Ее предварительно сушат, затем варят и сцеживают. Отвар остудите и погрузите в него ткань. Дальше поступайте так, как и при любом другом способе. Естественные красители хороши еще и тем, что после них в уксусной кислоте полоскать не обязательно.

Существует предание, будто однажды молодая девушка Лей-Цзу, будучи женой третьего китайского императора Хуан-Ди, решила попить чай в роскошном императорском саду под одним из тутовых деревьев. На дереве висели коконы гусениц тутового шелкопряда, которые Лей-Цзу приняла за диковинные плоды.
Сорвав из любопытства такой «плод», она случайно уронила его в горячий чай. И каково же было ее изумление, когда кокон начал превращаться в тончайшую нить! Не растерявшись, Лей-Цзу быстро собрала коконы и соткала первый в мире шелковый халат.
Так появился шелк, а спустя немного времени стала популярной и роспись по нему.

Подготовка материалов

Прежде чем приступить к росписи, определитесь с выбором техники и подготовьте все, что понадобится в работе. Сам шелк для усадки нужно выстирать в теплом (не выше 30°С) мыльном растворе и просушить. Затем прогладить утюгом, немного увлажнить и натянуть на рамку.

Из тканей можно использовать фуляр, шифон, эксельсиор, крепдешин, туаль или любой другой натуральный шелк. Тонкие шелка расписывать легче, обычно они более гладкие, быстрее высыхают и впитывают краски. По тем же причинам исправить на них какие-то ошибки практически невозможно.

Краски бывают двух типов: на водной и спиртовой основе. Спирт высыхает мгновенно - это вариант для тех, кто красит быстро, поэтому новичку лучше использовать краски, разводящиеся водой.
Чтобы надолго сохранить яркость красок, используйте дистиллированную воду, водопроводная со временем может испортить цвета.

Техники росписи по шелку. Горячий батик

Понадобятся:

  1. кисти для краски (акварельные вполне подойдут);
  2. чантинг или тонкие кисти из щетины - для воска;
  3. вода (2 емкости для чистки кистей и смачивания шелка);
  4. краски для батика;
  5. большая кисть для нанесения воды на шелк;
  6. палитра или белое блюдце;
  7. ватные шарики для удаления избытка влаги;
  8. небольшая электроплита, на которой будет греться воск;
  9. исчезающий маркер для ткани;
  10. воск или парафин.


Натяните шелк на рамку. Если вы отлично рисуете, то набросок будущего рисунка можно сделать сразу на материи. Если же нет, распечатайте любой понравившийся рисунок, обведите контур фломастером и положите его под шелк. Просвечивающийся сквозь тонкую ткань контур хорошо различим, останется только аккуратно скопировать его на ткань исчезающим маркером.

Теперь щетинистой кистью или чантингом нанесите тонкие линии парафина или воска поверх исчезающего маркера. После того как воск застыл, можно приступать к покраске. Быстро смочите ткань и нанесите самые светлые краски вашей картины. Затем сделайте еще один слой воска по старым линиям, захватывая новые участки ткани, и после его высыхания смочите шелк водой и нанесите более темные краски.

Повторив такую очередность несколько раз, вы получите множество оттенков. После просушки последнего слоя краски уложите шелк между старыми газетами и прогладьте утюгом, меняя верхний слой до тех пор, пока воск не перестанет пачкаться.

Холодный батик (техника «Гутта»)

Понадобятся:

  1. резерв - специальный резиновый клей, продается в небольшом флаконе с тонким носиком;
  2. кисти;
  3. краски;
  4. вода (2 емкости);
  5. исчезающий маркер.

Эта техника похожа на предыдущую, но гораздо легче в исполнении. После закрепления шелка на него маркером наносится рисунок. Затем контур обводится резервом, а после его высыхания шелк увлажняют, и можно приступать к покраске. Важно, чтобы рисунок был замкнутым, иначе краска растечется.

Акварельная техника

Натянутый шелк надо хорошо смочить водой и размашистыми штрихами быстро нарисовать какую-то картину. В акварельной технике нет никаких ограничителей для красок, поэтому они будут растекаться, смешиваться и образовывать новые цвета. Для этой техники хорошо подходят природные мотивы или причудливая абстракция.

Узелковая техника

Кусочек шелка, обычно это шарфик или платок, в произвольном порядке перевязывают нитками, создавая петельки и неровные выступы. Затем набирают краску в шприц и вливают ее в узелки, вкалывая туда иглу. Краски обычно берут контрастных цветов или нескольких оттенков одного цвета. После просушки нитки развязывают и закрепляют краски согласно инструкции.

Техника «Шибори»

Очень разнообразная по исполнению техника, немного похожа на «узелковую» и иногда выполняется только в одном цвете.

Первый способ. В шелк заворачивают небольшие предметы (например, камешки или большие пуговицы) затем каждый камешек туго перевязывают нитью или резинкой, шелк смачивают и опускают в краску. Если в узоре будет несколько цветов, то красят кистью. Как только заготовка высохнет, нитки можно снимать. Полотно будет закрашено, а места под нитками и складочками останутся белыми.

Второй способ. Влажную ткань складывают в выбранном порядке, например «гармошкой», зажимают между тонких досочек и вместе с ними туго связывают резинками. Красить можно как кистью, так и погружением в краску.

Третий способ. На уголок влажного шелка положите скалку или кусок трубы. Аккуратно по диагонали обмотайте шелк вокруг трубы, попутно равномерно укладывая складки ткани. Для лучшего прилегания туго перемотайте шелк ниткой по всей длине. Теперь сдвиньте оба края к центру (складки шелка должны крепко прилегать друг к другу), и начинайте красить. После просушивания и удаления ниток рисунок будет походить на водную рябь.

Четвертый способ. Спираль. В середину окрашиваемого шелка вертикально поставьте тонкую трубочку или карандаш. Теперь поворачивайте карандаш вокруг своей оси так, чтобы на него наворачивался шелк. Получившуюся «улитку» аккуратно перевяжите нитками, чтобы она не потеряла своей круглой формы. Теперь можно перейти к покраске. Визуально разбейте круг на части и красьте каждую, промачивая кистью, одним и тем же цветом с трех сторон (сверху, снизу и сбоку). После того как «улитка» высохнет, удалите нитки.

Солевая техника

На только что покрашенный участок любой из перечисленных техник насыпается немного соли. Соль притягивает к себе воду, а вместе с ней и краску, и на выбранном участке появляются ярко выраженные крапины и узоры. Точно так же работают и крупицы мочевины, но узоры от них немного отличаются, особенно если на крупинку капнуть воды или контрастной краски. После высыхания красок соль удаляют. Единственный минус такой техники - после нее практически невозможно закрасить ткань заново.

Закрепление красок

После любого из перечисленных способов окрашивания краски нужно закрепить согласно инструкции, обычно это утюжка или пропаривание. Постирать в теплой и в холодной воде, чтобы удалить излишки краски, а затем просушить и отгладить.

Как пропаривать?

Уложить ткань на старую газету (свежая оставит отпечатки), свернуть в рулон, а потом закрутить в нетугую «улитку» и связать нитками. В кастрюлю налить воды, около четверти, и поставить на огонь. «Улитку» привязать к палочке и повесить над водой в кастрюле. Внимательно проследите за тем, чтобы газета кроме палочки, на которой висит, ни к чему не прикасалась. Убавьте огонь, чтобы вода не бурлила, и накройте кастрюлю свернутым пледом или одеялом. Через 1-1.5 часа краски закрепятся.
Как видите, техник множество, и все они разнообразны. Несмотря на то, что роспись шелка насчитывает более трех тысяч лет, она по-прежнему остается популярной. Пробуйте, творите, и шелк откроется вам во всей красе!

Вряд ли найдется человек, который ни разу не пробовал перекрашивать свою одежду. С помощью промышленных и натуральных красителей легко обновить старые потертые джинсы или сделать более яркой и выразительной выгоревшую блузку. Процесс окрашивания не вызовет особых затруднений, если аккуратно соблюдать дозировку красителей и учитывать особенности состава материала.

Подготовка к покраске

Перед тем как приступить к работе, надо подготовить все необходимое, а именно:

  • вещи, предназначенные для окрашивания;
  • емкость и приспособления для переворачивания ткани;
  • красители и ополаскиватели.

Как правильно подготовить одежду к покраске

  1. В первую очередь следует хорошенько постирать одежду. Если на ткани остались застаревшие или других трудновыводимых веществ, от них следует непременно избавиться. Иначе ткань в этом месте прокрасится неровно, и останутся хорошо заметные разводы, что сильно испортит внешний вид изделия.
  2. Затем придется удалить фурнитуру - срезать пуговицы и украшения, выпороть металлические молнии, так как поверхность этих деталей может повредиться при окрашивании и в дальнейшем покрыться ржавчиной.
  3. Если решено покрасить новое или , необходимо удалить слой крахмала, которым производитель обычно пропитывает подобные ткани. Для этого готовят мыльный раствор, добавляют немного соды и в течение 25 минут кипятят одежду, после чего тщательно ополаскивают.
  4. При окрашивании шерстяной пряжи нужно следить, чтобы нити не переплетались между собой и не запутались. Для этого ее делят на небольшие части и собирают в рыхлые мотки, которые перевязывают в двух-трех местах бечевкой.

Выбор емкости и приспособлений для окрашивания

После того как одежда подготовлена к покраске, можно приступать к выбору емкости.

  1. Подойдет любая чистая посуда, будь то эмалированный таз или алюминиевая кастрюля. Главное, чтобы на внутренней поверхности металла не было следов накипи или нагара.
  2. На размер емкости следует обратить особое внимание. Кастрюля должна быть такого объема, чтобы окрашиваемая вещь располагалась в растворе свободно, не уминалась и не возвышалась над поверхностью воды.

Окрашивание в большой емкости

Для помешивания и переворачивания изделия во время работы понадобятся деревянные щипцы. Если такого приспособления в хозяйстве не оказалось, можно воспользоваться обычными деревянными палками, предварительно очистив поверхность от сучков и неровностей.

Воду для процедуры лучше взять мягкую, например, дождевую или талую. Если нет такой возможности, то обычную водопроводную воду можно смягчить с помощью пищевой соды, для чего 1 ст. л. порошка растворяют в 10 л воды.

Как самостоятельно покрасить изделие

Краска для текстиля выпускается в виде:

  • аэрозоля,
  • пасты,
  • порошка.

Краска для одежды

Она пригодна для использования при окрашивании ручным способом или в стиральной машине. Выбор красящего средства зависит от состава ткани и личных предпочтений хозяина одежды.

Перед началом работы надо точно определить состав изделия. Если этикетка стерлась или утеряна и достоверную информацию о составе узнать не представляется возможным, можно поджечь ниточку от изделия. Синтетические и натуральные волокна при горении выделяют разные «ароматы»:

  • синтетика пахнет химией;
  • натуральная шерсть или хлопок излучают запах горелого волоса.

Легче всего удается перекрасить вещь из натуральных материалов. Синтетика сложно поддается окраске и быстро теряет вновь приобретенный оттенок.

Общие правила использования универсальной краски для ткани одинаковы независимо от того, каким производителем выпущен продукт. Однако приступая к окраске, нелишним будет изучить инструкцию, прилагаемую к товару, чтобы точно знать дозировку и нюансы применения конкретного красителя.

Важно! Все работы с красящим веществом необходимо проводить в резиновых перчатках.

Если краситель не требует нагревания воды, то проводить работу лучше в ванной комнате, предварительно защитив легко пачкающиеся предметы непромокаемой пленкой. Затем проводят следующие мероприятия:

  • В емкость с теплой водой высыпают краску и тщательно размешивают. Количество воды и красящего вещества определяют заранее в зависимости от веса одежды и дозировки, указанной производителем на упаковке.
  • В раствор опускают изделие и выдерживают полчаса, периодически помешивая и следя, чтобы ткань не морщилась.
  • Как только изделие приобретет интенсивный черный цвет, его можно вынуть из раствора и прополоскать в прохладной воде, добавив 1 ст. л. уксуса.

Важно! Если необходимо покрасить несколько вещей, красить их надо по очереди.

Часто по инструкции требуется нагревание красящего раствора, тогда действовать надо следующим образом:

  • Емкость с растворенной в воде краской ставится на медленный огонь и нагревается до температуры 60 °С.

Важно! При окрашивании шерсти и шелка в раствор добавляют 50 мл 25% уксусной эссенции.

  • Приготовленную к окраске вещь на час погружают в горячий раствор, поддерживая постоянную температуру не более 60 °С и периодически помешивая.
  • По истечении положенного времени изделие стирают в машинке или ручным способом при температуре воды 40 °С и ополаскивают с добавлением уксуса.

В дальнейшем стирать и полоскать вещи, окрашенные в черный цвет, надо отдельно от остальной одежды, и при каждом ополаскивании добавлять уксус.


Окрашивание в стиральной машине

Для окрашивания одежды можно использовать стиральную машину. Современные красящие вещества имеют составы, совершенно безопасные для работы бытовой техники, а сам процесс протекает легче и быстрее, чем вручную.


Эффект очевиден
  • В емкость наливают 0,5 л горячей воды и высыпают одну упаковку красителя. Тщательно перемешивают, стараясь растворить все крупинки порошка и получить однородную смесь.
  • Вещи выворачивают наизнанку и загружают в стиральную машину. При окрашивании не используют стиральный порошок и кондиционер.
  • В машинку выливают красящее вещество. Можно пакетики с краской просто надорвать и положить поверх одежды.
  • При окрашивании шелка или других деликатных тканей необходимо добавить 150 мл 25% уксусной эссенции.
  • Устанавливают режим стирки, при котором температура воды не поднимается выше 60 °С и длительность цикла не более 30 минут, включая полоскание.
  • После окончания окрашивания проводят повторную стирку при температуре 40 °С, которая позволит краске хорошо закрепиться.

Изделия сушат, разложив на горизонтальной поверхности вдали от радиаторов и не допуская попадания прямых солнечных лучей.

Чтобы полностью очистить барабан машины от следов красящего вещества, надо провести один цикл в режиме «полоскание» с использованием хлорсодержащего отбеливателя.

Натуральные красители

Кроме анилиновых и акриловых красок, существуют натуральные красители, в роли которых выступают обычные продукты. Перекрасить изделие в черный цвет можно с помощью кофе, табака или краски для волос:

  • Кофе поможет восстановить интенсивный черный цвет утратившей первоначальный вид ткани. Для окрашивания надо приготовить столько растворимого или вареного кофе, чтобы жидкость смогла покрыть окрашиваемое изделие. Чем крепче напиток, тем ярче будет окрас ткани. Кофе доводят до кипения, снимают с огня, а приготовленную к окраске вещь погружают в кастрюлю на час. Чем больше ткань будет находиться в растворе, тем сильнее окрасятся волокна.
  • Вместо кофе можно взять табак. Для приготовления красящего раствора 15 г табака высыпают в 1 л воды и кипятят, после чего в емкость погружают изделие, предназначенное для покраски.

Для тех людей, которые нечасто занимаются покраской вещей из своего гардероба, полезные советы и хитрости, перечисленные ниже, могут оказаться весьма кстати.

  • Если окрашивать изделие приходится впервые, лучше потренироваться на старой ненужной вещи, которую в случае неудачи не жалко выбросить.
  • Чтобы точно определить нужное количество красителя, текстиль необходимо взвесить.
  • Если перекрашиваемую вещь предполагается перешивать, то ее заранее следует распороть на части.
  • Неравномерный окрас синтетической ткани можно исправить, погрузив изделие в горячий мыльный раствор.
  • Стирать окрашенные в черный цвет изделия необходимо отдельно от другой одежды. Дело в том, что они могут полинять и испортить все остальные вещи, находящиеся в барабане.

Окрашивание любимой одежды в черный цвет, проведенное в домашних условиях, не только вернет изделиям яркий насыщенный цвет, но и позволит сэкономить время и деньги. Главное, покупать краску у проверенных производителей, выполнять требования инструкции и прислушиваться к советам опытных хозяек.


Вещи со временем теряют привлекательный вид. Причиной является несоблюдение правил ухода и воздействие внешних факторов. Непрактично выкидывать хорошую одежду только из-за того, что она стала менее яркой. Достаточно проявить немного фантазии и творческого подхода, чтобы краски засияли по-новому. Химическая промышленность предлагает обширный ассортимент анилиновых красителей. Однако покрасить ткань в домашних условиях возможно и с применением доступных средств.

В первую очередь следует сопоставить реальные возможности и желаемый результат. Не все типы тканей можно самостоятельно покрасить. Легче поддаются обработке натуральные и смешанные полотна: хлопковые, льняные, шерстяные, шелковые. Синтетику невозможно качественно восстановить в домашних условиях. Ее волокна не способны впитывать анилиновые красящие компоненты. Цвет наверняка изменится, но после первой стирки вещь полиняет.

Синтетические волокна красят специальными красителями по особой технологии. Единственный выход из ситуации - обращение в химчистку.

Как выбрать краситель

В свободной продаже выбор красящих составов обширный. Различают порошкообразные, кристаллические, жидкие и в виде пасты. Воздействие химии дает стойкий результат при условии грамотного проведения процедуры. Если есть сомнения в получении положительного результата, лучше пользоваться натуральными красящими средствами. Пусть они менее интенсивны, но экологически чистые и безопасны для здоровья.

Варианты натуральных красок для ткани:

  • Придают коричневый оттенок светлым полотнам: табак, луковая шелуха, слабый кофе или чай, дубовая кора, хна, басма, корица.
  • Зеленый цвет получают с помощью: шпината, черемухи, ягод можжевельника, щавеля, листвы бузины.
  • Хорошо чернит крепкий натуральный кофе.
  • Красный: ягоды бузины, свекла, черника, волчья ягода.
  • Синяя гамма: краснокочанная капуста, ежевика, шалфей, соцветия иван-да-марьи, семя лебеды.
  • Оранжевый: куркума, кора яблони, чистотел, облепиха.
  • Желтый: зира, куркума, полынь, свежая морковь, корни крапивы, тополиные почки, кожура апельсина, кора и листья березы.

Подбирать краситель нужно в зависимости от степени восстановления, первоначального цвета и типа ткани . Материал определяют по отдельно выдернутым и подожженным волокнам. Искусственный шелк, хлопок и лен быстро воспламеняются. Шерсть и натуральный шелк начинает тлеть.

Немаловажно учитывать цель домашней реставрации. Сильно застиранные и выгоревшие вещи нуждаются в большей концентрации красящего вещества, нежели белые. В последнем случае достаточно взять натуральный либо химический краситель в малом количестве, чтобы с первого раза все получилось. Иногда следует повторить процедуру повторно. Так, даже белая футболка сразу не станет черной.

Правила окрашивания изделий

Перед началом работы, следует ознакомиться с некоторыми советами по окрашиванию:

  1. Изделия предварительно очищают от стойких пятен. При необходимости используют пятновыводитель, остатки которого устраняют путем стирки и глажки - иначе не получится равномерно прокрасить ткань. Если грязь не поддается, прибегают к темным тонам. Светлые красители не смогут скрыть пятна на поверхности. Пуговицы и металлические украшения убирают.
  2. Перед окрашиванием вещи кипятят в содовой воде. Для шелка добавляют нашатырный спирт — 0,5–0,7 г на один литр воды.
  3. Подходит эмалированная или огнеупорная емкость. Помешивают деревянной или пластиковой длинной палкой.
  4. Рекомендуют до и после покраски поместить ткань в раствор квасцов, чтобы закрепить конечный результат. Подобный прием называют протравой. Идеально подходят: любые квасцы, сернокислая медь или цинк, столовый уксус, рассол квашеной капусты, муравьиная кислота. Рецепт протравы: на литр воды берут 2–10 г вещества. Изделие взвешивают, чтобы понять расход протравы. На каждые 100 г ткани понадобится не менее трех литров раствора. Кипятят не менее 30 минут, после вынимают изделие, и без отжима погружают в краситель.
  5. Длительность окрашивания зависит от типа ткани, желаемой насыщенности цвета, количества добавок в жидком составе и температуры. Шерсть и шелк поддаются быстрее и легче. Раствор интенсивно кипятят на протяжении 50–60 минут, в конце вливают уксус. Для вискозы, льна и хлопка не подходит слишком горячая вода - она замедляет процедуру покраски и увеличивает время. Оптимальная температура - не выше 85 °C. Для закрепления краски в конце добавляют 1–2 ст. ложки поваренной соли.
  6. Цвет распределится равномерно, если соблюдать соотношение веса ткани и красящего раствора в пропорции 1:20. Для окрашивания джинсы и льна в краску сначала всыпают немного кальцинированной соли, а затем растворяют. Яркие разводы на поверхности получают путем скручивания ткани в жгут и фиксации.
  7. Закрепляют краситель уксусом либо солью, чтобы изделия не линяли в дальнейшем. Их добавляют в холодную воду при полоскании в конце процедуры.
  8. После покраски вещи сразу развешивают. В противном случае образуются пятна и потеки.
  9. Важно перед окраской испробовать средство на отдельном куске ткани.
  10. Исключит риск поражения кожи рук использование резиновых перчаток. Перед началом работы открывают окна для проветривания.

Не стоит волноваться, если изделие в мокром состоянии выглядит темнее, чем задумано. После просыхания все придет в норму. Неравномерный окрас выравнивают путем погружения в горячую воду со стиральным порошком. Чтобы одежда не подгорела, на дно рекомендуют разместить деревянную доску. Шерстяные вещи не сушат в подвешенном состоянии, а раскладывают на горизонтальной поверхности. Посуду, в которой красили, в дальнейшем нельзя использовать для приготовления еды.

Как видно, домашний процесс цветовой реставрации сложен. Он требует предельной осторожности и соблюдения точных пропорций. Необходимо учитывать наличие аллергической реакции на используемые натуральные и химические компоненты.

Чтобы окрашенная вещь долго радовала красивым внешним видом, не забывают про дальнейший уход. Недопустимо прямое попадание солнечных лучей во время сушки - это ведет к выгоранию. Первые несколько раз после окрашивания вещи стирают отдельно порошком для цветных тканей, а при полоскании добавляют уксус.