Консультация «Роль отца в воспитании ребёнка дошкольного возраста. Роль и обязанности отца в воспитании ребенка

16.06.2019

Роль отца в воспитании ребёнка дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребенок становится менее зависим от матери и активно сближается с отцом. В этот период отец помогает ребенку-дошкольнику овладевать новыми умениями ходить, говорить, самостоятельно есть. Малыш уже может удержать в сознании образ любимой мамы и поэтому позволяет отцу ухаживать за собой, играть и ходить на прогулки. Ему уже приятно сделать что-то «специально для папы» -принести газету, подать ложку или полотенце.

В дошкольном возрасте малыш бурно выражает свои чувства по отношению к матери, и любовь чередуется со злостью и обидой. Если отец не выступает в роли «второй мамы», то его отношения с ребенком более спокойны. Это позволит ребенку в будущем сформировать гармоничные отношения с окружающими.

Общение с отцом расширяет внутренний мир дошкольника. В дошкольный период развития ребенка между ним и отцом устанавливается качественно новая, более тесная связь. Обычно она не основывается на удовлетворении телесных потребностей малыша, как это происходит в случае связи с матерью.

Общение с отцом доставляет ребенку незнакомое ранее удовольствие. Оно также может быть прекрасным «антрактом» в постоянном времяпрепровождении с матерью.

Заниматься с ребенком дошкольного возраста во многом труднее, чем ухаживать за младенцем. Женщине необходимо некоторое время для психологической и физической разгрузки, поэтому муж доставит ей большое удовольствие, если погуляет или поиграет с малышом, пока она готовит обед или делает прическу.

Отец очень поможет матери, если оценит ее старания в глазах ребенка: «Мама приготовила великолепный обед!» или «Мне нравятся твои новые туфли. Как хорошо, что мама их купила». Хороший отец всегда поддержит мать в воспитании ребенка; «Мама сказала, что уже пора спать, значит, нам нужно закончить игру». Он никогда не позволит себе воспользоваться случаем, чтобы доказать, что «папа лучше, чем мама»: «Если мама сказала, что тебе нельзя есть конфеты, то и я не могу разрешить».

Участие отца в развитии ребенка очень важно, но чтобы выполнять свою роль хорошо, нужно приложить немало усилий. Когда ребенок непослушен и капризен, очень просто критиковать маму, преуменьшать ее старания и заботы или на несколько минут заняться малышом, чтобы показать, «как надо». Очень часто отцы увлекают ребенка слишком активными играми, а потом, возбужденного, передают его заботам матери. Чтобы дать выход чрезмерным эмоциям, малыш начинает капризничать и дразнить маму. Хороший отец в таком случае постарается найти другие формы развлечений, подходящие для возраста малыша.

Отчим или приемный отец может прекрасно справляться с отцовскими функциями. Потребности ребенка в дополнительном общении в силах удовлетворить и другие члены семьи - старшие братья и сестры, бабушки и дедушки. Очень часто отчим или приемный отец способен целиком посвятить себя родительской заботе о ребенке и полюбить его как своего собственного. Это возможно потому, что связь ребенка с отцом скорее психологическая, чем физическая. К сожалению, часто случается и другое -родной отец не может установить контакт со своими детьми.

Роль отца в воспитании ребенка дошкольного возраста имеет и другой, не менее важный аспект - поддержка и помощь матери. С этим также может прекрасно справиться приемный отец, но для него эта задача более трудная. Если по каким-то причинам она окажется невыполнимой, психологический удар, нанесенный матери, безусловно, отразится на ребенке.

Роль отца в воспитании детей

Мальчику необходимы дружба и одобрение отца. И мальчики, и девочки нуждаются в обществе отца, в его любви. Хорошо, если дети имеют возможность проводить много времени с отцом, ощущать его ласку и по возможности помогать ему. К несчастью, отец, придя домой с работы, больше всего на свете хочет лечь и читать газету. Но, если бы он понимал, как ценно его общество для ребенка, то почувствовал бы большее желание преодолеть свою усталость. Однако, ни отец, ни мать не должны заставлять себя сверх всякой меры. Лучше поиграть с ребенком минут 15, а потом сказать: "А теперь я почитаю газету", чем провести в зоопарке целый день, проклиная все на свете.

Иногда отец стремится во что бы то ни стало сделать своего сына идеальным во всех отношениях, и это мешает отцу и сыну просто приятно проводить время вместе. Например, отец хочет воспитать из сына спортсмена. Он может еще в раннем возрасте начать учить его играть в футбол. Но у ребенка не получается.

Если отец все время критикует его, даже по-дружески, ребенку становится не по себе, и он перестает получать удовольствие от игры. Кроме того, ему начинает казаться, что он ни на что не годен и что отец его тоже так думает. В свое время мальчик полюбит занятия спортом, если он вообще уверен в своих силах и жизнерадостен. Одобрение отца важнее для него, чем его указания и поправки. Игра в футбол - прекрасное занятие, если она была предложена сыном и если они с отцом играют для развлечения.

Мальчик не становится мужчиной по духу только потому, что он родился с мужским телом. Он начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин и старших мальчиков, к которым он чувствует дружеское расположение. Он не может брать пример с человека, который ему не нравится. Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к ребенку, мальчик будет испытывать неловкость не только в его обществе, но и среди других мужчин и мальчиков. Такой мальчик потянется ближе к матери и воспримет ее манеры и интересы.

Итак, если отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной, он не должен набрасываться на ребенка, когда тот плачет, стыдить его, когда он играет в игры для девочек, заставлять его заниматься только спортом. Отец должен с удовольствием проводить время со своим сыном, давая ему почувствовать, что он "свой парень". Отец с сыном должны иногда отправляться вдвоем на прогулки или экскурсии. У отца с сыном должны быть свои, общие секреты.

Девочке тоже нужны дружеские отношения с отцом - Мальчику нужен отец как образец для подражания, однако многие люди не понимают, что в развитии девочки отец играет другую, не менее важную роль. Девочка не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенность в себе. Отец может похвалить красивое платье дочки или ее прическу, или что-то, что она сделает своими руками. Когда девочка станет старше, отец должен показать ей, что он ценит ее мнение, и иногда советоваться с ней относительно своих дел. А когда девочка совсем вырастет, и у нее появятся друзья-мальчики, очень важно, чтобы отец хорошо к ним отнесся, даже если он считает, что они не подходят для его дочери.

Учась ценить в отце те качества, которые делают его настоящим мужчиной, девочка готовится выйти в большой мир, наполовину состоящим из мужчин. Тип юношей и мужчин, с которыми она будет дружить, став девушкой, и особенно тот, кого она полюбит, ее замужняя жизнь будут во многом определяться теми отношениями, которые в детстве были у нее с отцом.

Бурные игры. Отцы обычно любят бурные игры с детьми, и детям они тоже нравятся. Но дети легко возбуждаются от таких игр, что иногда приводит к ночным кошмарам. Необходимо всегда помнить, что в возрасте от 2 до 4 лет дети легко теряют контроль над своими чувствами, такими, как любовь, ненависть, страх. Маленькие дети не очень четко отличают реальное от нереального. Если отец играет медведя, то ребенок в этот момент и в самом деле считает его медведем. Это слишком сильное переживание для такого малыша. Поэтому бурные игры должны быть добродушными и недолгими, даже если ребенок просит еще. Очень важно, чтобы бурные игры были не преследованиями или драками, а просто акробатикой. Но немедленно прекратите, если ребенок слишком возбудится.

Советы отцам

Нам всем знакомо выражение «хороший отец». В этой статье мы постараемся рассказать вам, что такое активный отец, т.е. отец, который принимает активное участие в жизни ребенка.

Нет и не может быть более жизненно важного дела, чем воспитание детей; ни при каких обстоятельствах вы не должны забывать о ваших детях, так как обязанности по отношению к ним так же святы, как и обязанности по отношению к работе.

Будьте более инициативными

Если папы не будут пытаться взять на себя инициативу, то так и не начнут принимать участие в воспитании ребенка. Поэтому вместо того, чтобы позволить маме утешать плачущего ребенка, не сдавайтесь сразу и скажите: «Я думаю, что могу сам с этим справиться» или «Позволь мне попытаться все сделать самому, мне также нужен опыт». Не бойтесь спрашивать друг у друга совета, так как никто из вас не может знать все наверняка.

Больше практикуйтесь

Пусть вас не пугает тот факт, что, как вам кажется, женщина знает лучше, как обращаться с детьми. На самом деле это не так. Все, чему она научилась, она научилась на практике. Поэтому чаще участвуйте в занятиях с ребенком, в играх, прогулках и т.д. Не бойтесь предлагать свою помощь, даже если чувствуете себя несколько неподготовленным.

Цените то, чему ребенка можете научить только вы

Обычно мужчины и женщины взаимодействуют с детьми на разных уровнях: женщины - на социальном и эмоциональном, мужчины - на физическом и активно деятельном. Не обращайте внимания на тех, кто будет пытаться говорить, что ваши игры в футбол, бег, прыжки на кровати и другие мужские шалости менее важны, чем, скажем, вышивание «крестиком». Занимаясь активной деятельностью, дети познают совершенно новые эмоции. Дети, у которых активные папы, обычно более популярны и успешны среди других детей.

Будьте эмоционально доступными для ваших детей

Физическое взаимодействие - важная часть отношений отец-ребенок, но не надо забывать и об эмоциональной стороне. Мужчина не должен запрещать себе испытывать эмоции, он должен также осознавать, какие эмоции испытывает, чтобы быть способным чувствовать то же, что чувствует ребенок.

Будьте не только помощником, но и партнером

Такая модель, когда отец только помощник, а основную роль в воспитании ребенка играет мать, уже устарела и на сегодняшний день не актуальна. Если вы действительно хотите на равных участвовать в воспитании детей, вам необходимо взять на себя ровно половину обязанностей. Вы должны участвовать в принятии каких-либо решений, касающихся ребенка. Если вы все решения предоставляете принимать жене, то вы упускаете маленькие, но вместе с тем значимые отрезки в жизни ребенка. Не принимая участия в каждодневных действиях, из которых состоит жизнь ребенка, отец не может утверждать, что достиг с ребенком полного взаимопонимания и знает его хорошо.

Уважайте труд своей жены

Быть хорошим отцом - значит уважать свою жену, ее труд по поддержанию порядка в доме и ее решения, принятые в ваше отсутствие. В связи с этим неплохо было бы планировать вместе с женой ваши семейные мероприятия, а когда ребенок подрастет, привлекать и его к участию в этом.

Важно уметь общаться

Не оставляйте своих обязанностей по отношению к детям даже после ухода из семьи

Обычно после разводов или разрывов общение с предыдущей семьей ограничивается у мужчин выплатой алиментов и редкими прогулками с ребенком по воскресеньям. Однако даже после развода существует много способов продолжить общение с ребенком и играть важную роль в его воспитании. Самый основной из них - это постоянно оставаться на связи, через телефон, и лично. Второй - это сделать минуты личного общения с ребенком значимыми для него. Вот здесь вам придется серьезно поразмышлять, так как это не должны быть скучные нравоучения типа, что он должен делать, а чего не должен. Также ни в коем случае не используйте ребенка в качестве орудия при разрешении споров с бывшей женой.


Все знают, какое важное значение отводится матери в жизни ребенка, ведь именно этот человек способствует правильному формированию характера и личности малыша. Однако не стоит недооценивать и роль отца в воспитании ребенка, особенно в семье, где растет мальчик. Правда, по словам психологов, в любви отца одинаково нуждаются и мальчики, и девочки. Очень хорошо, если дети имеют возможность много времени проводить со своим отцом, ощущать на себе его заботу, любовь и ласку.

Значение участия отца в воспитании ребенка

Значение отца в воспитании ребенка, его развитии и жизни очень большое. При этом чтобы передать своему сыну или дочке собственные жизненные ценности, общаться с малышом нужно с первых дней его появления на свет. Мужчина должен ежедневно уделять достаточно времени для малыша, чтобы тот ощущал его присутствие и физически, и эмоционально.

Каждый мальчик или девочка должны быть уверены в том, что отец в любую минуту сможет отодвинуть на второй план все свои дела и провести время с дочкой или сыном. При таком поведении мужчины в семье дети всегда будут обращаться к нему с любой проблемой.

Чувство отцовства приходит гораздо позже, чем ощущение роли материнства. Участие отца в воспитании ребенка во многом зависит от поведения женщины, ее задача – привлечь своего мужа к уходу и воспитанию малыша. Для этого достаточно попросить мужа посидеть с крохой и присмотреть за ним, пока мама будет заниматься домашними делами. Одни мужчины сами проявляют желание помочь своей супруге, других – нужно хорошо попросить.

Функции отца в воспитании ребенка: создание модели отношений

Роль отца в воспитании детей в семье многими людьми недооценивается, однако, сами психологи утверждают, что ребенок, который вырос в полноценной семье, существенно отличается от воспитанного в неполной семье. Дело в том, что мама и папа создают для своего ребенка модель для подражания, именно поэтому так часто дети наследуют поведение своих родителей.

Для благополучного развития личности ребенка очень важно создать идеальную модель межличностных отношений в семье, где нет насилия и жесткости, а царит любовь, верность и взаимопонимание. Мама у девочки и мальчика должна ассоциироваться с заботой, лаской и нежностью, а папа – олицетворять защиту, силу, твердость характера. Непременно все эмоции, которые малыш пропустил через себя в детском возрасте, он применит их в своей взрослой жизни. Папа для ребенка является наглядным примером того, как должен вести себя настоящий мужчина.

Человек, который с рождения не ощущал двух разных миров – мужского и женского в лице папы и мамы, становится достаточно ограниченным в своих возможностях. Таким людям гораздо сложнее ориентироваться в окружающей среде, чем тем, которые выросли в полноценной семье, где воспитанием наравне занимались оба родителя. Общение малыша с папой и мамой закладывает правильные основы в его характере.

Психология воспитания детей: роль и авторитет отца для сына

Какое участие принимает отец в воспитании ребенка, в частности мальчика, максимально точно ответят только специалисты. Мальчику, начиная с раннего возраста, необходима дружба и одобрение со стороны отца относительно его поступков. Авторитет отца в воспитании детей гораздо выше, чем мамы, так заложено самой природой. Большинство мужчин, придя с работы, желают прилечь и расслабиться, даже не догадываясь о том, насколько их сыновья нуждаются в общении с папой. Чтобы ребенок не ощущал себя брошенным и ненужным, можно уделить ему всего лишь 15 минут. Этого времени достаточно для того, чтобы ваш сын убедился в сильной отцовской любви.

Многие мужчины в общении с сыновьями допускают одни и те же ошибки: они стараются сделать мальчиков идеальными во всех отношениях, что мешает их приятному и непринужденному времяпрепровождению. Если мужчина увлекается одним из видов спорта, практически всегда он старается привлечь к этому занятию и своего сына, даже не спросив, интересно ли это малышу. Мальчики не становятся мужчинами по духу только потому, что они являются представителями мужского пола, этому способствует положительный пример, который они берут от своих отцов.

Категорически запрещено ругать мальчиков за их, как кажется иногда отцам, немужское поведение, например, когда сын начинает плакать или расстраивается из-за мелочей. Психологи настоятельно рекомендуют родителям не стыдить мальчиков в таких ситуациях. Функции отца в воспитании ребенка не сводятся к тому, чтобы мужчина наказывал мальчика. Важно правильно выстроить отношения, чтобы они были доверительными и дружескими весь период развития ребенка.

Какое участие принимает отец в воспитании ребенка-девочки

Роль отца в воспитании дочери тоже велика, ведь от этого зависят отношения девушки с мужчинами в будущем. Девочка нуждается в том, чтобы отец говорил ей комплименты, поддерживал ее, а если надо – давал полезные советы. Общеизвестным является факт, что девочки в будущем выбирают себе мужчин, напоминающих отца. Психологи утверждают, что практически каждая девушка на подсознательном уровне ищет себе мужчину, сильно похожего на своего отца. В подростковом периоде любое, грубо или нетактично сказанное слово в адрес дочери, может нанести ей глубокую душевную травму. Именно поэтому крайне важно, чтобы отец у девушки ассоциировался с добротой, поддержкой, любовью и уважением.

Обязанности отца в воспитании ребенка сводятся к тому, чтобы мужчина вместе со своей женой – матерью малыша, дал почувствовать сыну или дочке, что их любят, заботятся и гордятся ими. Такой подход является самым правильным, он способствует развитию хороших взаимоотношений между двумя родными людьми. Чтобы ребенок уважал отца, женщина всеми силами должна поддерживать авторитет своего мужа. Гармоничному развитию ребенка в семье будет способствовать взаимопонимание и взаимоуважение между родителями. Важно, чтобы в воспитании и мама, и папа придерживались одной позиции, иначе у сына или дочки может возникнуть дезориентация. В таких случаях, чаще всего, говорят о «трудном ребенке». Если мама говорит одно, а папа – другое, ребенок не понимает, кого слушать, он становится капризным, раздражительным и агрессивным, а в некоторых случаях, наоборот, замыкается в себе. Этого никогда не случится, если малыш будет расти в любви, тепле и ласке.

Воспитание детей дошкольного возраста: роль отца в патриотическом воспитании ребенка

Роль отца в воспитании детей дошкольного возраста переоценить невозможно, именно в этот период в маленьком человечке закладываются основные черты его характера и отношение к жизни. Отец должен больше времени проводить со своими детьми, дарить им любовь и заботу. Выбор развлечений и способа свободного времяпрепровождение желательно поручить самому малышу, ведь лишь он сам знает, чего действительно хочет.

Поможет самостоятельно разобраться в роли отца в воспитании детей психология взаимоотношений ребенка и родителей. Имея возможность, стоит обратиться за советом или помощью к детскому психологу, чтобы убедиться в правильности своего поведения в семье и если надо, изменить его.

Отец своему ребенку обязан привить не только любовь к жизни, окружающим людям, но и стране, в которой живет его сын или дочка. Роль отца в патриотическом воспитании ребенка в том, что мужчина должен научить своих детей любить землю, на которой они растут. Безусловно, эта задача больше возлагается на педагогов, однако, при желании можно еще в дошкольном возрасте заниматься патриотическим воспитанием подрастающего поколения.

Роль отца и цели воспитания детей зависят еще и от традиций, которые существуют в семье. В большинстве семей соблюдается патриархат, но известны и такие случаи, когда живут согласно принципам матриархата.

Статья прочитана 19 435 раз(a).

Папа в детском садуВсе родители хотят, что бы их дети были умными и здоровыми, были хорошо подготовленными к школе и успешно учились. Чтобы достичь отличных результатов в умственном, творческом, физическом развитии детей, нужно вместе с ними потрудиться. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания.

«Один отец значит больше, чем сто учителей», – гласит пословица в семье детям необходимо как женское, так и мужское воспитание. Мать, как правило, действует на них лаской добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера, а вот формирование у детей целеустремленности, настойчивости, смелости – это забота отца.

Действительно, мужское отношение к миру, к своему долгу, правильное понимание своего места в жизни, наконец «рыцарство» помогает сформировать у мальчика именно отец своим примером, а дочерей побуждает сравнивать своих приятелей с отцами, предъявить к молодым людям высокие требования. За многолетнюю практику работы с детьми я заметила, что в 80е – 90е годы редко можно было увидеть отца который приводил в детский сад своего ребенка, забирал из детского сада, ходил с ребенком в кино, гулял на улице. Они были заняты на работе и своими интересами, считали что воспитывать и заниматься с детьми должна мать, детский сад, школа, а они зарабатывают деньги для благополучия своей семьи. В 21 веке у отцов появилось желания уделять больше времени воспитанию своих детей.

Они стали посещать родительские собрания, интересоваться жизнью своих детей в детском саду, гулять с детьми на детских площадках. Проходя по улице стало приятно видеть, как молодой папа гуляет с коляской. Забирая ребенка из детского сада, интересуется успехами своего ребенка. С удовольствием откликаются на просьбы, помочь детскому саду на субботниках где совместно со своим ребёнком могут трудится, принимают участие на детских утренниках, досугах, соревнованиях, развлечениях. Принимают активное участие в творческих выставках. Чаще стали обращаться за советами и помощью в воспитании своего ребенка. Ведь отцы 21 века – это дети отцов 80х – 90х годов которые не дополучили тепла и воспитания в детстве от своих отцов. Они интуитивно желают вложить в своих детей все то, что недополучили сами в детстве. Тем более что сейчас появилось больше возможностей дать детям все то о чем мечтали сами.

Но, к большому сожалению, стали часто появляться отцы одиночки, которые взвалили на себя роль двоих родителей. Конечно это для ребенка большая травма, так как отцовская любовь, не заменит материнскую. В жизни бывают разные ситуации, но когда отцы по своей прихоти и власти отбирают детей у матери, совершают при этом огромную ошибку, думая что детям с ними будет лучше чем с матерью. Это ошибочное мнение. Как гласит русская пословица «Нет милее дружна, чем родная матушка».

В нашей жизни встречаются отцы с вредными привычками. Но это не значит, что он как отец не может стать воспитателем. Если у вас доброе сердце и порой вы балуете своего сынишку прогулками, подарками и если ваш ребенок принимает вас как такого человека, каким сам хочет стать, то он без особых усилий сможет воспринимать вашу доброту вместе с вашим пристрастием к курению, алкоголю, праздности. Так вот, давайте воспитывать наших детей не столько словами, добрыми впечатлениями и подарками, сколько примером, достойным всяческого подражания.

Я знаю, во многих семьях дети все больше и больше, ощущают нехватку отцовской заботы, духовного общения с отцом.

Приведу пример. Папа занят на работе, возвращается поздно, а ребенок ждет: «Вот скоро папа придет», слышит он, – и засыпает, так и не увидев отца. И если так пройдет неделя, месяц, так пройдут годы, то возникает парадокс: хотя все семья живет в одной квартире, под одной крышей, тем не менее отец и дети не знают друг друга хорошо, папа даже не заметил, как выросли дети. Хорошо ли это? Нет, очень даже плохо. Потому, что время зарождения настоящей сердечной дружбы между отцом и сыном (дочкой) прошло. Прошло время, когда отец смог войти в жизнь своих детей как свой человек, старший друг, наставник.

Давайте рассмотрим следующую ситуацию часто возникающую в бытовой обстановке общении отцов с детьми.

Ситуация:

«Куда прешься весь в снегу, дрянь? Мать только вымыла пол… Вернись говорю!» – кричит на сына отец. Сын обиделся. Он и сам теперь увидел лужи на чистом полу, но он так торопился к родителям, хотел рассказать, какую они снежную горку построили во дворе.

Надо ли так грубо кричать на ребенка?

Во многих семьях есть свой «Борька», топающий в грязной обуви на кухню. Но один ребенок поймет свою ошибку, если вы возьмете его за руку, молча выведите из кухни, что бы снять грязную обувь.

Другому спокойным тоном сделаете замечание, иного вы поучите в шутливой форме, выбрав для него подходящего минуту: покажете, как запыхавшись, в грязной обуви он бежит на кухню, оставляя за собой грязные следы, кому-то Четвертый надо…… Впрочем, на каждый случай, учитывая индивидуальность ребенка, вы должны выбрать соответствующий прием, но исключить грубость, резкие жесты, приказной тон. Иначе это все вызовет протест и ответную реакцию грубость.

Чтобы стать для своих детей своим человеком, недостаточно быть для них отцом. Нужно чтобы они – папа, мама с детьми – жили вместе, как друзья.

Знайте: гордость за своих родителей – это материальный фундамент для взлета личности ребенка. Стыд за своих родителей – это тяжесть на сердце, не разрешающая ребенку взлетать до полной высоты. И хочу закончить свою статью стихотворением.

Себастьяна Брандта

«Родителям о воспитании»

Ребенок учится тому

Что видит у себя в дому,

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит.

Там, где аббат не враг вина,

Вся братия пьяным – пьяна.

Не волк возглавил овец,

Походку раку дал отец.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

В настоящее время при изучении детско-родительских отношений больше внимания уделяется исследованию материнско-детских отношений, несмотря на то, что роль отца в воспитании ребёнка сильно возросла и имеет всё большее признание в мире. В связи с этим, необходимо рассмотреть отцовско-детские отношения, а именно какие аспекты роли отца представляют большое поле деятельности для социального педагога.

Отцовство - это отношение к ребёнку, основанное на факте его происхождения от данного мужчины и выражающееся в заботе о его жизни, здоровье, воспитании и образовании.

Юридически отцовство удостоверяется записью в органах Загса о рождении. Происхождение ребенка от отца, состоящего в браке с матерью ребенка на момент зачатия и (или) рождения ребенка, устанавливается на основании записи акта о заключении брака. Отцом ребенка, рожденного в браке, является муж матери ребенка. Отцом ребенка, рожденного в течение десяти месяцев со дня прекращения брака или признания его недействительным, признается бывший муж матери ребенка. Факт отцовства может быть установлен и в судебном порядке. С заявлением в суд вправе обратиться каждый из родителей ребёнка, его опекун или попечитель, если родитель не достиг совершеннолетия. При установлении отцовства суд принимает во внимание доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от предполагаемого отца, или признание предполагаемым отцом ребенка. Суд может также принять во внимание совместное воспитание или содержание ребенка матерью и предполагаемым отцом ребенка, совместное проживание и ведение общего хозяйства матерью и предполагаемым отцом ребенка до рождения ребенка .

Исследования неопровержимо показывают, что рождение ребенка - является не только трудным и ответственным, но и очень важным этапом в жизни мужчины. И преодоление этого кризиса выводит его на новый, более высокий уровень личностного развития. Доказано, что большинство мужчин, которые длительное время не имеют детей в браке, испытывает депрессию и чувство вины независимо от того, каковы истинные причины их отсутствия.

Сегодня роль отца в воспитании возросла в связи с тем, что перестало существовать жестокое разделение труда между мужчинами и женщинами. Мера участия отцов в воспитании детей значима и из-за возрастания социального статуса человека, отражая равенство отцов и матерей на более высоком уровне. Но, несмотря на большие возможности, до сих пор большинство отцов не берут на себя ответственность в уходе за ребёнком.

С биологической точки зрения вклад отца в появление ребёнка ограничивается моментом зачатия, а выхаживание, воспитание младенца осуществляется без его участия. Отцовство является сложным социально - историческим феноменом. Роль отца неодинакова в различных культах и зависит от ряда факторов:

1. Число жён и детей.

2. Степень власти над детьми.

3. Количество и качество контактов с женой и детьми.

4. Включенность в уход, воспитание и обучение детей.

5. Включенность в ритуалы, связанные с детьми.

6. Степень его участия в жизнеобеспечении и защите семьи.

Современное отцовство характеризуется следующими тенденциями:

Незначительность контактов отцов с детьми;

Педагогическая некомпетентность отцов;

Рост безотцовщины или частое отсутствие отца в семье.

С точки зрения демографии современная семья становится преимущественно материнской. Мужчины по особенностям своей психологии стремиться, что бы окружающие его поощряли. Поэтому женщина всячески вынуждена поощрять общение мужчины с ребёнком, каким бы это общение не было с её женской точки зрения неправильным.

Существует множество различных классификаций типов отцов, по различным особенностям.

Первая классификация распределяет мужчин по их отношению к детям на следующие типы:

1. Первый тип - это мужчина, который жаждет опекать, заботится. Для таких мужчин отцовства хватает в первые годы жизни ребёнка, когда он слаб, беспомощен, беззащитен, а его крик и плач просит прийти на помощь. Когда же он становится более взрослым и самостоятельным, то такой отец отстраняет себя от заботы и опеки над таким ребёнком.

2. Второй тип - это отцы, у которых существует потребность учить

ребёнка, передавать знания и умения, воспитывать в своём ребёнке будущего наследника. Они опекают своих детей на протяжении всей жизни, наказывая их за ошибки, потому что в ребёнке они видят себя, продолжателя своих дел.

Следующая классификация делит отцов на четыре типа:

1. Отец «Большой друг». Главное место в его жизни занимают игры с ребёнком, а все другие дела уходят на второй план, которые являются не существенными для такого отца и они предоставляют решение этих проблем жене.

2. Отец «Предводитель семейства». Этот тип является наиболее традиционным. В своей тарелке, он чувствует себя только тогда, когда занимается чисто мужским делом. Его присутствие даёт ребёнку чувство безопасности, он учит его всем необходимым навыкам, подготавливает к выходу в большую жизнь.

3. «Исключительный папа». Такой папа иногда лучше мамы разбирается в её обязанностях, тем самым, рискуя стать маминым конкурентом. Если папа будет выполнять мамины обязанности, то чем же будет заниматься мама и кто будет папой ребёнку?

4. Четвёртый тип - это вечно молодой папа. Такой папа обожает ребёнка и всегда готов помогать супруге. Особенность такого папы состоит в том, что он не может отказаться от своих юношеских забот. Для него на главном месте стоят друзья, а семья и дети потом .

Одним из важнейших условий, обеспечивающих влияние отца на ребенка, на их будущую взаимную привязанность, является как можно более раннее начало их общения. Решающими могут быть первые два - три дня (или даже первые часы) после рождения, так как именно в это время в мозгу новорожденного запечатлеваются первые следы внешних событий, звуков.

Отметим, что отцовские чувства не инстинктивны, а социальны. Муж, любящий свою жену через неё любит и своих детей. Мужчины, всегда, первопроходцы, ищущие новые пути во всём. В семье отец, прежде всего стратег, решающий главные вопросы, в том числе и экономические. Для мужчины характерна ориентация на результат, именно поэтому ему очень важны успехи сына или дочери в учёбе, спорте. Отцам хочется иметь основание гордиться своими детьми. Мужское мышление ориентировано, как правило, на логические аргументы. Поэтому отец всегда анализируют ситуацию, и детей приучает к логике своих высказываний и поступков. Желательно чтобы именно отец учил своих детей зарабатывать деньги и как правильно их тратить, как строить семейный бюджет.

Так же ответственна роль отца в профориентации детей. Давно известна присказка: «Яблоко от яблони недалеко падает». Однако в наше время потомственных профессий становиться всё меньше.

Необходимо отметить роль отца и в организации досуга. По исследованиям Л.Я. Верб, доцента Санкт-Петербургского Университета культуры и искусства, только одна треть отцов постоянно заботится о досуге: это и спорт, и любительские занятия, и туризм, и приобщение к искусству.

Отметим, что у тех, детей, чьи отцы принимают активное участие в их воспитании, реже наблюдаются вспышки ярости, такие дети лучше владеют собой и адаптируются в обществе. По результатам различных исследований можно сделать вывод, что дети, чьи отцы принимали активное участие в их воспитании, показывают более высокие результаты по тестам психомоторного и умственного развития. Однако это можно говорить в том случае, когда отец «хороший», так как в воспитании ребёнка важно, когда отец является примером для подражания в различных отношениях, когда он даёт детям возможность гордиться за него. Поэтому большой бедой Беларуси являются отцы-пьяницы. В таких семьях неизбежны ссоры между родителями, поведение отца, безусловно, травмирует морально и детей и мать. В такой ситуации дети ищут духовной близости с другими родственниками или сверстниками.

Нередки случаи, когда отцы сосредоточены на добыче денег и ценностей, которые, казалось бы, должны укреплять семью, однако если отец будет сильно увлекаться этой деятельностью, он скорее будет разрушать семью.

Считаем необходимым уделить внимание проблеме неправильного использования такого метода воспитания как наказание, которое часто приводит к отчуждению между детьми и отцами, озлобляет их отношение. Физические, психические наказания, унижающие человеческое достоинство, не должны иметь место. Обида и боль на долго запоминаются ребёнком и препятствуют духовной близости между отцами и ставшими взрослыми детьми. В случае, если отец груб, кричит, если его голос враждебно звучит, ребёнок может заболеть, иногда повышается температура. Детские психологи утверждают, что ребенок, живущий в постоянном страхе перед отцовским наказанием, вряд ли вырастет более мужественным, чем тот мальчик, чей папа был заботливым и нежным. Скорее, наоборот - из-за страха перед наказанием и подавления отцовской излишней строгостью, ребенок может вырасти неуверенным в себе робким человеком .

Тем не менее, каким бы не был отец, его отсутствие делает семью не полной, что на сегодняшний день является огромной проблемой нашей страны. В последнее время в Беларуси увеличивается количество матерей-одиночек, которые при наличии живого отца вынуждены воспитывать ребёнка одни.

Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:

1. нарушений развития интеллектуальной сферы (страдают аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных);

2. недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;

3. затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

4. формирования избыточной, патологической привязанности к матери .

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек. Например, математические способности - едва ли не самый чувствительный «орган» по отношению к дефициту мужского воспитания. Недоразвитость этих способностей напрямую связана с отсутствием той интеллектуальной среды, которую создает мужчина в семье. Особое значение в развитии интеллектуальных способностей ребенка имеют первые три года жизни. В связи с чем, очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности испытывать на себе влияние обоих родителей, которые являются для него первыми источниками необходимого жизненного опыта .

Наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отметим, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учиться, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец будет вызывать у сына стремление соответствовать этому образу. Тем не менее, мнение отца относительно значимости академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе.

Так же отцы могут научить ребенка говорить быстрее и правильнее, чем мамы и бабушки. Это связано это с тем, что папы, в отличие от мам, не коверкают слова и не «сюсюкают», стараясь «подстроиться» под ребёнка. Как правило, мужчины лучше обучают детей манипуляциям с предметами (особенно с конструкторами, головоломками); взаимодействие с отцом расширяет кругозор детей, способствует формированию у них более широкого поля интересов .

Важно отметить, что первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика. В семье именно отец является носителем мужских стереотипов применяемых в обществе, что является значимым как для мальчиков, так и девочек. При отсутствии отца в семье стереотип мужского поведения формируется под влиянием других значимых взрослых, старших друзей или же списывается с мужской составляющей матери, которая вынуждена сочетать социальные роли обоих родителей. Необходимо помнить, что нравственные принципы отца, его модель социального поведения, привычки, манеры - все это является примером для подражания. Сын с малых лет пытается копировать отца во всем. Поэтому для того, чтобы привить ребенку мужскую линию поведения, отец должен тщательно следить за своими поступками, словами, жестами и интонациями.

Важна роль отца в таком аспекте воспитания ребенка, как его половая самоидентификация. Наиболее успешно дети усваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте (мальчики в 5-7 лет). Под влиянием родителей к 3-6 годам у ребенка складывается представление о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины. Мальчики, глядя на отца, формируют определенную поведенческую модель, которой впоследствии будут придерживаться. У мальчиков, которые воспитанных одной матерью, зачастую наблюдается развитие «женских» черт характера: большая зависимость, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно «мужского» поведения с зависимым характером, часто наблюдаемое у молодых преступников.

Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки .

Социальная роль отца трудна тем, что ее очевидность создает множество ловушек при ее освоении. Г.С. Абрамова, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии Брестского государственного пединститута, выделяет некоторые из них:

Ловушка простой цели - отказ от осознания экзистенциальной цели в роли отца («Кормлю, пою, одеваю, что еще надо?»);

Ловушка ожидаемого долженствования («Я тебе отец, поэтому ты должен меня любить и уважать»);

Ловушка нормальности, или «все как у людей» - отказ от понимания и принятие уникальности своей жизни и жизней членов своей семьи;

Ловушка правоты силы, или «против лома нет приема» - ориентация на силовые способы разрешения конфликтов, связанных с демонстрацией силы;

Ловушка возраста («Я еще молодой, погулять хочется», «Он еще ребенок, пусть с ним возится мама»);

Ловушка подарка («Я ему все покупаю, что захочет») - игнорирование личностного общения;

Ловушка социальной ценности пола («Меня любая подберет», «Мужчина везде нужен») приводит к отказу от глубинных переживаний;

Очень важно, чтобы отцы не устранялись от воспитания детей. Они должны считать своей первейшей обязанностью уделять внимание детям и в соответствии со своими возможностями принимать участие в их воспитании и обучении.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что дошкольный возраст - это период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом - от 3 до 7 лет. Отметим, что именно в данный период происходит интенсивное развитие психической, физической и личностной организации ребенка: развиваются внутренние органы, увеличивается мышечная масса, вес мозга, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий, что это создает необходимые условия для психического и личностного развития.

Так же у ребенка развивается зрительная, слуховая, кожно-двигательная чувствительность, формируется элементарная наблюдательность, когда он обдуманно изучает предметы, выделяя их основные признаки. К концу дошкольного возраста дети в значительной степени осваивают родную речь, грамматические формы языка и активно увеличивают словарный запас.

Параллельно в это же время стремительно расширяются рамки семьи ребёнка: раздвигаются до пределов улицы, города, страны. И он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, стремится к самостоятельности.

К основным психологическим особенностям мальчиков дошкольного возраста можно отнести формирование эмоциональной реакции на похвалу, переход мышления от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода - к словесному. Особенностью данного периода считаем то, что восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Оно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов.

Изучив роль отца в воспитании детей, отцовство можно определить как отношение к ребёнку, основанное на факте его происхождения от данного мужчины и выражающееся в заботе о его жизни, здоровье, воспитании и образовании.

На сегодняшний день существует множество различных классификаций типов отцов, по различным особенностям. Наиболее интересной для нашего исследования явилась классификация, распределяющая мужчин по их отношению к детям. Это мужчина, который жаждет опекать, заботится и мужчина, у которого существует потребность учить ребёнка, передавать знания и умения, а так же отец «Большой друг», отец «Предводитель семейства», «Исключительный папа» и «Вечно молодой папа».

Отметим, что большой бедой Беларуси являются отцы-пьяницы. В таких семьях неизбежны ссоры между родителями, поведение отца безусловно травмирует морально и детей, и мать. В такой ситуации дети ищут духовной близости с другими родственниками или сверстниками.

Так же не осталась без внимания проблема неправильного использования такого метода воспитания как наказание, так как оно часто приводит к отчуждению между детьми и отцами, озлобляет их отношения.

Таким образом, первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика. И именно отец является носителем мужских стереотипов применяемых в обществе, что является значимым как для мальчиков, так и девочек. Социальная роль отца трудна тем, что ее очевидность создает множество ловушек при ее освоении. Очень важно, чтобы отцы не устранялись от воспитания детей. Они должны считать своей первейшей обязанностью, уделять внимание детям и в соответствии со своими возможностями принимать участие в их воспитании и обучении.

В дошкольном возрасте ребенок становится менее зависим от матери и активно сближается с отцом. В этот период отец помогает ребенку-дошкольнику овладевать новыми умениями - ходить, говорить, самостоятельно есть. Малыш уже может удержать в сознании образ любимой мамы и поэтому позволяет отцу ухаживать за собой, играть и ходить на прогулки. Ему уже приятно сделать что-то «специально для папы» - принести газету, подать ложку или полотенце.

В дошкольном возрасте малыш бурно выражает свои чувства по отношению к матери, и любовь чередуется со злостью и обидой. Если отец не выступает в роли «второй мамы», то его отношения с ребенком более спокойны. Это позволит ребенку в будущем сформировать гармоничные отношения с окружающими.

Общение с отцом расширяет внутренний мир дошкольника .

В дошкольный период развития ребенка между ним и отцом устанавливается качественно новая, более тесная связь. Обычно она не

основывается на удовлетворении телесных потребностей малыша, как это происходит в случае связи с матерью.

Общение с отцом доставляет ребенку незнакомое ранее удовольствие .

Оно также может быть прекрасным «антрактом» в постоянном времяпрепровождении с матерью.

Заниматься с ребенком дошкольного возраста во многом труднее, чем ухаживать за младенцем. Женщине необходимо некоторое время для психологической и физической разгрузки, поэтому муж доставит ей большое удовольствие, если погуляет или поиграет с малышом, пока она готовит обед или делает прическу.

Отец очень поможет матери, если оценит ее старания в глазах ребенка: «Мама приготовила великолепный обед!» или «Мне нравятся твои новые туфли. Как хорошо, что мама их купила». Хороший отец всегда поддержит мать в воспитании ребенка; «Мама сказала, что уже пора спать, значит, нам нужно закончить игру». Он никогда не позволит себе воспользоваться случаем, чтобы доказать, что «папа лучше, чем мама»: «Если мама сказала, что тебе нельзя есть конфеты, то и я не могу разрешить».

Участие отца в развитии ребенка очень важно, но чтобы выполнять свою роль хорошо, нужно приложить немало усилий.

Когда ребенок непослушен и капризен, очень просто критиковать маму, преуменьшать ее старания и заботы или на несколько минут заняться малышом, чтобы показать, «как надо». Очень часто отцы увлекают ребенка слишком активными играми, а потом, возбужденного, передают его заботам матери. Чтобы дать выход чрезмерным эмоциям, малыш начинает капризничать и дразнить маму. Хороший отец в таком случае постарается найти другие формы развлечений, подходящие для возраста малыша.

Отчим или приемный отец может прекрасно справляться с отцовскими функциями. Потребности ребенка в дополнительном общении в силах удовлетворить и другие члены семьи - старшие братья и сестры, бабушки и дедушки. Очень часто отчим или приемный отец способен целиком посвятить себя родительской заботе о ребенке и полюбить его как своего собственного. Это возможно потому, что связь ребенка с отцом скорее психологическая, чем физическая. К сожалению, часто случается и другое - родной отец не может установить контакт со своими детьми.

Роль отца в воспитании ребенка дошкольного возраста имеет и другой, не менее важный аспект - поддержка и помощь матери . С этим также может прекрасно справиться приемный отец, но для него эта задача более трудная. Если по каким-то причинам она окажется невыполнимой, психологический удар, нанесенный матери, безусловно, отразится на ребенке.

Влияние отца на психическое развитие ребенка

Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами, как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ним, ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка. Сравнение «включеных отцов» и «включенных матерей», т.е. активно участвующих в воспитании, позволило сделать вывод о том, что такие отцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери.

Для нашей культуры нехарактерно внешнее проявление любви, нежности отца к ребенку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном — чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как будто папа просто сопровождает ребенка. Обнять, посадить на колени, похвалить, расспросить, что видел на прогулке, в детском саду, удивиться, восхититься сооружением из кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказывать стихотворение — все это несвойственно для большинства современных отцов. Необходимо не забывать о том, что папа не просто кормилец — он человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе.