Когда и как приучить ребенка к горшку: советы невролога. Дочь не ходит на горшок в садике

17.06.2019
Мечты о том, когда же ребенок станет писать и какать на горшок, будоражат умы не одного поколения родителей. Неужели ему нравится ходить мокрым? Ребенок подрастает, а вместе с ним и ваше нетерпение. Хочу вас успокоить: это обязательно случится, но не всегда это происходит в нужные для вас сроки. Как говорится, терпение и труд все перетрут. А терпения вам понадобится много. Конечно, бывают аккуратисты с пеленок, но все же основная масса детей не напрягается от того, что ходит под себя несколько раз в день.

Одним из этапов взросления ребенка является умение контролировать естественные потребности. К примеру, самостоятельно ходить на горшок. Все родители задаются вопросом: как приучить ребенка ходить на горшок и какой возраст наиболее благоприятный для этого. На этот счет существует много мнений, но мы рассмотрим лишь несколько популярных теорий.

Ранее высаживание ребенка на горшок

Как правило, многие родители являются сторонниками этого метода и начинают высаживать ребенка уже в первые дни жизни. Правда, малыш еще не сидит и справляет нужду над тазиком, ванной и другими емкостями. А примерно с 6 месяцев детей высаживают на горшок. Родители стимулируют процесс мочеиспускания звуками пись - пись или открывают воду. Высаживания ребенка происходит после сна, кормления, прогулки. Наиболее наблюдательные родители уже знают когда ребенок хочет на горшок. Стоит отметить, что этот метод имеет ряд достоинств:
  • экономит деньги на подгузники;
  • укрепляет эмоциональную связь между матерью и ребенком, так как мама постоянно прислушивается к своему малышу, тем самым учится его понимать;
  • а также закаливает малыша, так как ему часто снимают штаны.
Однако следует подчеркнуть, что ребенок в таком маленьком возрасте не может контролировать процессы мочеиспускания. Но благодаря постоянным повторением пись-пись у ребенка срабатывает условный рефлекс.
Следует еще подождать до года или до трех.
Каждый ребенок индивидуален и мочевой пузырь с кишечником функционирует у них по-разному. Большинство малышей начинают контролировать выделительные процессы после года и позже. Как правило интервал составляет от 1 года до 3. Достоинств у этого метода много, но самое главное ребенок после года умеет:
  • доносить родителям то, что он хочет;
  • знает свои части тела и как называются предметы одежды;
  • понимает значение слов какать и писать;
  • умеет сам раздеваться;
  • подражает родителям, а также старшим детям.
  • Именно поэтому в этом возрасте путь к горшку ведется осознанно.

Приучаем к горшку, правила

  • Снимите с ребенка подгузник. Он должен понимать, что когда он пописает его штаны станут мокрые. А это многим детям не нравится и сначала ребенок показывает лишь мокрые штаны и не стоит его за это ругать. Следует просто доходчиво объяснить, что нужно справлять нужду в горшок, а не в штаны.
  • Высаживайте ребенка на горшок после сна, прогулки, купания. И не заставляйте его сидеть на нем более 5 минут.
  • Следует хвалить малыша за каждую победу, тогда у него будет стимул, что бы радовать маму снова и снова!
  • Задействуйте всех членов семьи. Пусть отец и старшие дети покажут для чего нужен туалет. В качестве примера посадите игрушку на горшок.
  • Не стоит развлекать малыша на горшке игрушками. Он должен четко понимать для каких нужд горшок и не путать его с забавами.
  • Если ребенок сидит на горшке нехотя не стоит его насильно заставлять, так как вы вызовете только его вред и негативное отношение.
  • Не стоит ругать ребенка за мокрые штанишки.
  • Стоит отметить, что срок обучение ребенка к горшку индивидуальный. Как правило, стремление ходить на горшок возникает с 18-24 месяц, когда ребенок может открыто говорить о своих потребностях. Но, абсолютно все дети этому учатся и не стоит раньше времени переживать по этому поводу.
  • Вот такие несложные советы, как приучить ходить на горшок своего малыша, всем мамам. Весь сложный период приобщения к гигиене пройдут быстро.

Выбираем время для приучения ребенка к горшку

Ваши подруги хвастаются, что высаживали своих детей над ванной с рождения, и с тех пор в день пачкается лишь одна пеленка. А у знакомых малыш стал ходить на горшок с 8 месяцев. Не переживайте, если у вас нет таких достижений. Это не супер качество, развитое у этих малышей, просто родители хорошо изучили привычки детей, и они знают, когда примерно их ребенок хочет в туалет. Они его сажают в это благоприятное время - и (о чудо!!!) малыш делает свои дела. Со временем время "походы" в туалет смещается, потому что ребенок растет, и случайностей становится все больше. Получается, что это взрослые научились пользоваться горшком, а не сам их отпрыск.

Как только ребенок начал уверенно сидеть (некоторые мальчики сидят уже чуть ли не в 5 месяцев, девочек сажать НЕЛЬЗЯ, даже если они очень хотят, до 6-7 месяцев), можно начать знакомство с горшком. Не стоит помечать красным фломастером дату, к который вы обязуетесь приучить ребенка к горшку. Так вы только измотаете себе нервы и испортите жизнь своему малышу. После такого "учения" карапуз может просто возненавидеть сей символ чистоты и гигиены. Все зависит от ребенка, и когда он будет физически и эмоционально готов, он сам легко и непринужденно сядет на горшок.

Когда начинать приучать ребенка к горшку

Психологи и детские педиатры отмечают, что осмысленно малыши начинают пользоваться горшком примерно с двух лет, некоторые немного раньше, а есть дети, которым эта наука дается лишь к 4 годам. До этого времени испражнения происходят сами по себе. Есть признаки, по которым можно определить готовность ребенка писать и какать именно на горшок, а не в штанишки.
  • Малыш в "опасный" момент бежит в сторонку, приседает и кряхтит.
  • Несколько часов подряд трусики или подгузник остается сухим.
  • После дневного сна ребенок просыпается сухим. Хотя многие дети, даже когда уже научились пользоваться горшком, писают во время сна: дневного и ночного,
  • Ребенок ходит в туалет регулярно.
  • Малыш показывает на содержимое памперса, демонстрируя, что там случилась авария.
  • Ребенок может сказать, что хочет в туалет, или, что он уже сходил в штанишки.
  • Малыш дает вам чистый памперс.

Могут быть еще другие привычки, все происходит строго индивидуально, поэтому не стоит паниковать, если вы не отметили ни один из вышеперечисленных признаков.

Революция происходит в умах!
Вообще для начала рекомендую просто поговорить с ребенком о том, что надо писать и какать на горшок, для наглядности можно сводить его с собой во взрослый туалет и показать, что же там такого интересного делают его родители. Надо приучать к мысли о необходимости пользоваться горшком постепенно, любя. Вы же не видели здоровых взрослых людей, которые вдруг ни с того, ни с сего писались на совещаниях в офисе, хотя случаи бывают разные. Все это, конечно, шутки. На самом деле время сделает свое дело, и ребенок поймет, что именно от него хотят.

Как правильно?

Прежде чем посадить ребенка на горшок, предварительно согрейте сей предмет для того, чтобы на нем ребенку было комфортно сидеть. Можно просто сполоснуть "ночную вазу" горячей водой и тщательно вытереть насухо. Вот и все. Предмет готов к употреблению. Не паникуйте, если сидеть на горшке ребенку не понравится, при малейшем недовольстве со стороны вашего чада, процедуру следует прекратить.
  • Сажать ребенка на горшок надо в определенное время, когда вероятность благоприятного исхода велика. Например, сразу после сна или когда малыш пьет сок.
  • Не надо чертить графики отправления естественных потребностей, на то они и естественные. Просто следите за мимикой ребенка, мамочки обычно знают, как их дети сигнализируют о приближающемся "потопе".
  • Время от времени предлагайте ему горшок, спрашивайте, хочет ли он сходить в туалет. Выполняйте советы регулярно и без напора, и у вас с ребенком все получится!

И вот малыш делает свои дела на горшок к удовольствию любимых родителей. Вас всех можно похвалить, но не забывайте, что автоматически ходить в туалет он будет еще не скоро. Так что, напоминайте малышу о горшке в благоприятное для всяких "грязных делишек" время. Это ведь так здорово: чистый, опрятный малыш и в десятки раз уменьшившаяся кучка грязного белья в ванной.

Когда

Умение самостоятельно ходить в туалет (пользоваться горшком) является непременным доказательством «взрослости». Поэтому вполне понятно, что все родители с нетерпением ждут наступления этого момента в жизни малыша, и желают приблизить его. Острых переживаний добавляют рассказы бабушек, соседок и знакомых о том, как их «маленькие умники» делают свои дела «по-взрослому» уже «аж» с 7 месяцев. Находятся даже такие, которые кичатся, что их малыши «справляют малую нужду» над горшком уже даже в 5 месяцев. Все эти басни разжигают настоящие страсти вокруг горшка и тем самым огорчают родителей менее ловких в этом деле детишек, и тех, у кого проблема «мокрых штанишек» встречается в 4-5, и даже в 6-7 лет. Давайте попробуем разобраться в том, где есть «мифы», а где реальность в истории с горшком, а также в том, почему возникают проблемы после того, как горшечная навык уже сформировалась, и с этим делать.
Безусловный и условный рефлекс.

Новорожденный малыш не контролирует процессы мочеиспускания и дефекации, они подчинены действиям безусловного рефлекса, который не требует участия коры головного мозга. Приучение к горшку - это введение элемента сознательного контроля над этими процессами (задействование коры головного мозга), а следовательно преобразования безусловного рефлекса на условный. Звучит разумно, но что это значит на практике? А это значит, что для того, чтобы ребенок сознательно контролировала свои естественные потребности, она должна достичь определенного уровня развития нервной системы (коры головного мозга), и органов, участвующих в процессах мочеиспускания и дефекации.

В этом плане можно выделить следующие возрастные этапы:

  • от 0 до 6 месяцев. Мочеиспускание у малыша происходит от 15 до 20 раз в день.
Малыш еще совсем способен контролировать этот процесс - мочеиспускание происходит рефлекторно;
  • от 6 месяцев до 1 года. Количество мочеиспусканий сокращается до 10 раз в день.
Малыш начинает чувствовать когда его мочевой пузырь полон. При этом он может начать капризничать или плакать, подавая таким образом маме знаки.
  • от 1 до 3 лет. Мочевой пузырь малыша развивается, он становится достаточно прочным, его емкость увеличивается на 100 ~ 130 ml. У ребенка возникают позывы к мочеиспусканию, он начинает осознавать, что ей нужно в туалет, и уже к 2 годам малыш может контролировать этот процесс. Примерно около 18 месяцев уровень развития ребенка позволяет начать приучение к горшку. Однако каждый ребенок неповторим и развитие каждого протекает по-разному, а значит термины «готовности к горшку» могут колебаться от 12 до 36 месяцев.
  • от 3 - х до 5 лет. Емкость мочевого пузыря увеличивается до 160 ~ 200 ml. Малыш уже более явно чувствует позывы к мочеиспусканию, начинает самостоятельно контролировать и при необходимости сдерживать этот процесс. Это время тренировки условного рефлекса и окончательного закрепления нового умения, а это значит, что на этом пути вполне возможны и «аварии».
  • после 5 лет. До 5-летнего возраста условный рефлекс должен сформироваться уже окончательно, а значит «аварии» после достижения этого возраста связаны либо с инфекционными заболеваниями или с психологическим неблагополучием ребенка.
Что же касается раннего высаживания, то «успехи» в нем достигаются преимущественно двумя способами:
Мама постоянно «ловит моменты» и высаживает малыша на горшок, достигая минимального количества «мокрых штанишек» в день, но это достижение не малыша, а исключительно мамы. Поэтому можно говорить, что к горшку приучена мама, вместо малыша.

Контролируемый стул

Второй путь к «успеху» достигается изнурительными высадками на горшок («жизнь на горшке»), пока мочевой пузырь ребенка не переполнится и рефлекторно НЕ опорожнится. Можно назвать это успехом? Вряд ли. Все это очень часто сопровождается приговариваниями вроде: «пи-пи» или «пись-пись», и «а-а». Условный рефлекс несомненно возникает, но на слова «пи-пи», «пись-пись» или «а-а", не на наполнение мочевого пузыря. Таким образом мотивом, побуждающим к опорожнению становится НЕ физиологический процесс (наполнение пузыря), а звуковой раздражитель.

Таким образом, чем раньше вы начнете приучать малыша к горшку, тем больше усилий потратите. И чем выше уровень физиологического развития ребенка, тем проще, успешнее и безболезненнее пройдет этот процесс.
К тому же каких бы удивительных успехов вы не достигли в приучении малышей, условный рефлекс способен сохраняться в промежуток от 14 до 24 месяцев, а у малыша, которому всего год, даже наработанный рефлекс будет очень неустойчив и быстро потеряется.

Физиологические нормы перехода к контролируемому стулу являются:

  • Естественный переход к контролю над испражнениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.
  • Средний возраст наработки относительно устойчивых навыков колеблется в интервале между 22 и 30 месяцами.
  • Стойкие условные рефлексы формируются у трехлетнего возраста.

Готов ли ребенок?

Мы уже узнали, что «именно то время» наступает после года. Но как понять когда именно это время наступило у вашего ребенка, если у каждого этот процесс индивидуален. Чтобы понять развитие мочевыделительной системы и система пищеварения у малыша, вы можете попробовать вести специальный график. Понаблюдайте за ребенком несколько дней: зафиксируйте характер испражнений, а также их количество и промежутки между ними. Вот признаки, которые вам помогут понять сформировалась у ребенка «готовность к горшку»:
  • промежутки между мочеиспускании составляют 1,5 - 3 часа;
  • малыш ходит «по-большому» регулярно - 1-2 раза в день;
  • может проснуться сухим после дневного сна и потерпеть несколько минут, чтобы добежать до горшка.
  • понимает обращенную к нему речь,
  • знает части тела и называет предметы одежды;
  • пытается подражать взрослым, копируя их действия,
  • проявляет интерес к унитазу или горшке, или даже хочет попробовать как все взрослые самостоятельно сходить в туалет;
  • знает и понимает слова «пописал» и «покакал»;
  • проявляет неприязнь относительно пребывания в грязных подгузниках, требует их снять или заменить;
  • пытается самостоятельно раздеться;
  • может высказывать (в любой способ) желание сходить на горшок;

«Горшечные» уроки!

Лучшее время для приобретения нового навыка - лето!
Приучение к горшку должно быть систематическим, не раз от раза. Поэтому выберите время, когда вы сможете посвятить себя малышу максимально.
С развитием мочевого пузыря, малыш начинает осознавать, что у него возникает желание сходить в туалет и он начинает подавать вам знаки. Будьте внимательны, присматривайтесь к своему малышу: может он говорит одно слово или звук, делает какой жест или знак, сжимает ножки, снимает штанишки и т.д.. Когда вы заметите, что малышу нужно в туалет, попробуйте объяснить ему «что к чему» и расскажите, что должно находиться в горшке после того, как на нем посидит.
Если малыш откажется снимать подгузник, не стоит сильно настаивать, пусть сидит в подгузнике. Использованный подгузник бросьте в горшок. Это поможет ему понять связь между сидением на горшке и нужным результатом.
Перед приучением ребенка к горшку нужно отказаться от подгузников полностью (исключение на первом этапе может быть только ночью). Надо, чтобы малыш почувствовал неудобство пребывания в мокрых штанишках, и понял, от чего это происходит. Почувствовав дискомфорт от влажного белья, ребенок будет стараться звуками или жестами сообщить об этом. Вам только нужно следить за ее поведением.
Как малыш может давать знать о своей потребности справить нужду? - Он может заглохнуть, притаиться, напрячься, покраснеть, потужиться, может уединиться в выбранном им самим месте и т.д..

Важно!!!

  • Ставьте горшок в одно и то же место, желательно в туалете - ребенок должен легко его доставать.
  • Надевайте малышу минимум одежды, чтобы при необходимости его можно было легко и быстро снять.
  • Поддерживайте малыша каждый раз, когда у него появляется желание воспользоваться горшком по назначению. Давайте малышу иногда бегать голышом при условии, что горшок находится в его поле зрения. Объясните малышу, что он может пользоваться им, когда предпочтет, и иногда напоминайте ему о существовании горшка, если он в нем нуждается.
  • Не заставляйте сидеть на горшке! Особенно неугомонных. Если ребенок оказывает сопротивление, кричит, выгибается - процесс обучения теряет смысл, разъяренная ребенок ничего не усвоит.
  • Предлагайте горшок тогда, когда вероятность «процесса» максимальна - после сна, после приема пищи, когда поведение ребенка указывает на то, что пора.
  • Ласково поощряйте, если все получилось как надо, но не переусердствуйте. Не стоит встречать каждую удачную попытку аплодисментами.
  • Не начинайте обучение ребенка, когда он болен, или капризничает.
  • Перед прогулкой и после нее пробуйте посадить малыша на горшок.
  • На прогулке, время от времени предлагайте ребенку сходить «в кустики» (если вы далеко от дома), или в специальный горшок для путешествий; берите с собой запасную одежду.
  • Не ругайте ребенка за «мокрые штанишки».
  • Сосредоточьтесь ребенка не только на самом горшке, но и на действиях, связанных с ним: как получить, открыть горшок, снять штанишки и трусы, надеть их снова, как и куда вылить содержимое горшка, затем поставить его на место. Возможно, сначала малыш может пытаться садиться на горшок и делать все «дела» прямо в одежде - это ничего, это лишь этап, который надо пережить. Следующим этапом может быть раздевание голышом, перед тем как сесть на горшок, а потом уже малыш научится делать это по-взрослому.

Мальчиков надо приучать писать стоя

Постепенно организуйте встречи с горшком не только тогда, когда ребенку хочется, но и тогда, когда того требует дневное расписание: до и после сна, перед прогулкой и т.д..

Заметьте! Если ребенок оказывает сопротивление и отказывается пользоваться горшком, не заставляйте и на ругайте ее. Попробуйте найти причину ее нежелания садиться на горшок: он может быть холодным, приклеиваться, быть неудобным - слишком большим или слишком маленьким, неустойчивым.

Какие нюансы нужно иметь в виду?

Допустим, ваш ребенок научился пользоваться горшком, а даже сам говорит о том, что хочет в туалет. Тем не менее, испытания пройдены еще не все.
  • Вплоть до 4-5 лет некоторые дети писают в штанишки. В таких случаях педиатры рекомендуют обратиться за помощью к неврологу.
  • Если в вашей семье разлад, ребенок чувствует это, даже если толком еще даже не разговаривает. Малыш может перестать ходить на горшок в стрессовых для него ситуациях. Также "авария" может произойти, если в жизни ребенка что-то поменялось, например, его отдали в детский сад.
  • Возможно, малышу трудно оставаться сухим всю ночь напролет. Если ему еще нет полутора лет, можете одевать ему на ночь памперс. Время от времени вместо памперса одевайте трусики. Некоторые родители потихоньку сажают ребенка на горшок для того, чтобы он сходил в туалет. Этот способ имеет право на жизнь, если малыш после этой процедуры не просыпается окончательно и не начинает плакать.
  • Если утром малыш просыпается мокрым, не злитесь и не расстраивайтесь. Ни в коем случае не стыдите и не обижайте дитя, не надо устраивать скандал по поводу грязного белья. Малыш просто еще не контролирует свой мочевой пузырь, а не писает назло вам из лени.
  • Чтобы увеличить шансы на "сухое" пробуждение, перед сном не давайте ребенку много пить. Нескольких глотков вполне достаточно. Когда придет время отправляться в кровать, надо обязательно посадить ребенка на горшок.

Особое мнение перинатального психолога Жанны
Последние двадцать лет многие родители прислушиваются к советам перинатального психолога, педагога, консультанта по грудному вскармливанию, мамы семерых детей Жанны Владимировны Цареградской. Она считает, что носить круглосуточно памперсы вредно. Приучать малыша к чистоте можно и надо с рождения!

  • В своих работах она пишет, что нам, родителям, только кажется, что до шести месяцев малыш беспорядочно писает и какает в пеленки. А затем плачет из-за дискомфорта. Жанна Владимировна Цареградская советует попробовать прислушаться к позывам малыша. Для этого надо на несколько дней отказаться от памперсов, матерчатых подгузников, позволить ребенку голопопить в одной кофточке. В эти дни надо побольше времени проводить с ребенком на руках, и давать ему грудь. Выяснится, что малыш испражняется или во время кормления, или сразу после него. Многие детки кряхтят, задумываются или плачут, давая понять, что вот-вот случится авария. врачи советуют: когда малыш выражает дискомфорт, надо, цитирую, "повернуть его спинкой к себе, держа под ножки, он сделает свои дела, и успокоится." Почему это происходит? Врач объясняет это первобытным инстинктом: малыш старается не какать и писать на маму, потому что враги могут найти их по запаху.
  • Следующий этап приучения к чистоте занимает два месяца: от шести до 8 месяцев. В это время, по мнению Цареградской, ребенок захочет самостоятельно делать "свои дела". В этом возрасте испражняться ребенок предпочитает наедине: он начинает протестовать против высаживания, в самый ответственный момент старается уединиться.
  • От 8 месяцев до 1 года и 3 месяцев малыш начинает играть с содержимым горшка. Кстати, в это время никто ему этого предмета и не предлагает. Вот что пишет Жанна Цареградская: "Приучаем малыша делать свои дела на газетку (или специальный моющийся коврик), убираем за малышом, но никогда не ругаем". Максимум за три месяца, обещает автор, дети проходят этот этап. Теперь они готовы выражать свое желание сходить в туалет самыми разными способами.
  • К достижению полуторогодовалого возраста ребенок по всем правилам должен начать изъявлять желание сходить на горшок. Малыш к этому возрасту уже установил связь между ощущением дискомфорта переполненного кишечника или мочевого пузыря и последующими отправлениями. У всех это происходит по-разному. Кто-то ведет маму к взрослому туалету, также малыш может демонстрировать сове желание звуками: у нас все поколения детей ассоциируют это занятие громким кряхтением - "А-А-А-А!!!"
  • После полутора лет малыша все больше захватывает окружающий мир, его действия становятся все более организованными. Мама, конечно, нужна, но постепенно ребенок начинает воспринимать себя как индивидуальность, отдельную от матери. Это процесс длится до исполнения малышом 2 лет. Только в это время, по мнению Цареградской, ребенок дорос до горшка. Сначала этот предмет просто появляется в комнате. Если малыш в доме не единственный ребенок, пусть более опытные товарищи продемонстрируют, что же надо делать с горшком. Можно сажать на ночную вазу кукол, мишек ит.д. Момент, когда ребенок сам сядет на горшок - обязательно наступит. Чему и требовалось научить. Кому-то этот способ покажется довольно муторным и долгим. Я точно знаю, что он подойдет не всем деткам. Но лично я знаю крошку, которая после выписки из роддома именно "демонстрировала" маме, что она хочет в туалет. В результате двухнедельная крошка пачкала максимум одну-две пеленка в день. Так что, товарищи родители, все очень и очень индивидуально. Ищите свой метод и, как говорится, обрящете.

Жанна Владимировна в своих прекрасных пособиях для успешного родительства пишет, что малыш во сне просто так никогда даже не пописает. Он обязательно закряхтит, хоть немного попищит, начнет возиться и т.д. Многие детки просто просыпаются и начинают истошно кричать: они хотят в туалет, утверждает педагог. Это наблюдение Цареградской верно: все подруги, в том числе и я сама, подметили эту особенность. Зная о ней, и желая своему ребенку побыстрее разделяться с памерсами, можно уже к годику (кому-то немного попозже) начать одевать на ночь обычные хлопчатобумажные трусики. Кто-то в момент беспокойства ребенка высаживает его тихонько над тазиком, у кого-то малыш не сопротивляется высаживанию на горшочек. Обычно детки быстро принимают новые правила, и аварии случаются очень и очень редко.

Одно очень и очень простое правило для успеха

Вы должны понимать, что в тот момент, когда в решили помочь ребенку стать с горшком "на ты", вы должны сначала хотя бы на дневной период не надевать на малыша памперсы (летом даже на улице). Во-первых, вы таким образом узнаете, когда и сколько раз ходит в туалет ваш малыш. Через несколько дней вы уже сможете "подлавливать" ребенка в опасный период. Во-вторых, и сам ребенок узнает, как у него там все интересно функционирует. Запаситесь терпением и трусами, избежать этого не удавалось никому. Вы женщины, и сами знаете, что ходитьв обычном белье гораздо гигиеничнее и, что там говорить, комфортнее, чем в самых лучших прокладках. Так? Вот и ребенку лучше без памперсов. Вы дали себе немного отдохнуть от стирки и глажки, но хотя бы ближе к году надо потихоньку отказываться от одноразовых подгузников.

Обычно не стесненные в средствах мамочки откладывают проблему приучения к горшку в долгий ящик. У их детей обычные памперсы сменяют памперсы-трусики, которые по заверению производителей, помогают в процессе приучения к горшку. Товарищи взрослые: становитесь уже умными тетями и дядями и научитесь отличать грамотный маркетинг от реальных вещей. Это то же самое, что с экранов телевизор заявить: велотренажеры научат вас быстрее ездить на велосипеде! Многие родители после использования памперсов-трусиков отмечают у детей такое поведение: малыши привыкают писать и какать стоя, у них даже в мыслях нет, что для этого надо хотя бы присесть.

И в еще одной проблеме винят памперс: дети после использования одноразовых подгузников просто-напросто играют с горшком или вокруг него, при этом свои дела в него делать и не собираются. Психологи не столь категоричны в данном случае к памперсам. Проблема в этом случае не в нем. Просто после года ребенок потихоньку отделается от мамы, он все больше настаивает на своем в самых неожиданных вопросах, а горшок зачастую становится камнем преткновения между очень настойчивым родителем и дитем. Поэтому эту чисто психологическую проблему можно решить временем (отстать от ребенка на пару дней), или заменой горшка.

Памятка для взрослых

Это большое событие в жизни ребенка, когда он начинает осознанно пользоваться горшком. Малыш должен контролировать собственные ощущения, свое тело и быть физически к этому готовым. Не стоит насмехаться над ребенком в этот сложный для него период. Это то же самое, что и учиться ходить, или есть с ложки. Это умение, которое требует тренировок, а значит, времени. Если ребенок сопротивляется и не хочет иметь ничего общего с горшком, прислушайтесь к нему. Только когда малыш САМ удостоит его вниманием, только когда САМ захочет сесть на горшок без принуждения, только тогда вы сможете малышу помочь избавиться от памперсов раз и навсегда.

В каком возрасте приучать ребёнка к горшку?

Мой первый опыт со старшей дочерью был весьма успешен. В 7 месяцев я начала приучать дочку к горшку. Горшок купили самый обычный, круглый, серый в крапинку, без наворотов. Дочь горшок полюбила, садилась на него охотно. С переменным успехом делала дела то в горшок, то куда придется. В полтора года она пошла в ясли, и там мои усилия были приняты по эстафете воспитателями, которые в своих стараниях продвинулись гораздо дальше меня. Ведь воспитатели попались старой закалки, а уж они то знают, как правильно приучать ребенка к горшку! Представьте, что когда ваше чадо позавтракало, его сразу же отправляют сидеть на горшке (памперсы нам запретили приносить почему-то). Теперь посчитайте - если ваш малыш ест быстро, то он уходить сидеть на горшке первым, сидит на нем и ждет, когда подтянется остальная часть детей (это может пройти около получаса). И вот оно торжество - все дети наконец-то уселись на горшки и сидят там дружно положенные полчаса. Таким образом, ребенок, ушедший сидеть на горшок первым, сидит на нем, по меньшей мере, час. И так после каждой трапезы (завтрак, обед, полдник, ужин).

Я не шучу! Никакого юмора. Это действительно так было в наших яслях, которые мы посещали. Иначе воспитателям просто не успеть переодеть всех обсикавшихся детей, коих собралось в группе 20-25 человек. К ужасу своему от медиков слышала истории, когда ребенок, насидевшись таким вот образом на горшке, зарабатывал себе проблемы с прямой кишкой (она попросту вываливалась).

К сожалению, эти страшные истории я узнала уже гораздо позже, когда моя старшая дочурка перешла благополучно в старшую группу, которая явилась для нее вторым домом. Но с тех пор засела мне в голову идея ненасилия в отношении приучения к горшку. Согласна заранее с теми, кто скажет, что на это повлиял лишь мой отрицательный опыт, и возможно в других, хороших ясельных группах, такого нет, потому что там созданные иные условия. Но, как правило, хорошие условия - это удел частных садов, где нет такого сумасшедшего количества полуторагодовалых детей на всего-навсего двух воспитателей, работающих посменно.

Кроме того, к моменту рождения младшей дочери, я стала мудрее и менее эмоциональна (имею в виду то, что эмоции направляю теперь в нужное русло, и меньше страдаю истерией по поводу мелочей). Поэтому мне всё равно, во сколько моя младшая дочь сядет на горшок и сделает туда свои делишки. Это не означает, что я ничего не делаю. Мы просто идем с ней тем путем, который комфортен для нас обеих.

Извините, что приведу такое дикое сравнение. Вспоминаю свою кошку, которая неожиданно для нас стала ходить в унитаз делать свои дела. Как она к этому пришла? Очень просто. Она сначала долго и пристально изучала, как это делают люди. Потом с первой же попытки начала это делать правильно САМА. Причем, даже пыталась смыть за собой. Попытка смыть не удалась по причине технической сложности аппарата, поэтому кошка стала просить сделать это взрослых, бегая вокруг них и мяукая.

В точности таким же образом стала ходить на горшок (а точнее, сразу на унитаз) дочка моих знакомых. Произошло это в ее неполных два года, до этого времени она тщательно изучала процесс вместе с мамой. А потом сразу уселась на унитаз и продемонстрировала свое «мастерство».

Именно этим путем идем сейчас мы с младшей дочерью. И у нас уже есть определенные успехи. Она достаточно долго изучала процесс, и однажды в ее голове какие-то мысли встретились и состыковались. Она скопировала действие взрослого и, присев на корточки, пописала на пол, произнося при этом слово «псс-с-с-с». В срочном порядке поставили в уборную горшок, подаренный нам на годовасие. Теперь дочь с удовольствием садится на этот горшок в виде стульчика и торжественно произносит «псс-с-с-с», правда, при этом ничего не делая в горшок. Сейчас нам год и три месяца. Думаю, что остался заключительный этап, на котором в голове у дочки состыкуются еще несколько мыслишек, и она поймет, куда именно нужно сделать свои «псс-с-с-с».

Все родители рано или поздно задумываются о том, когда их ребенок должен сам начать ходить в туалет и пытаются всяческим образом форсировать этот процесс. Действительно, это очень щепетильный вопрос, который каждый родитель пытается решить по-своему, но который вызывает до сих пор множество споров и дискуссий как между мамами, так и в профессиональной среде врачей и психологов.

Когда ребенок должен сам приучиться к горшку днем? С какого возраста нужно начать беспокоиться и принимать меры, если он писается ночью? Нужно ли помогать ребенку вырабатывать рефлекс осознанного мочеиспускания и дефекации, иными словами, приучать его ходить на горшок в определенное время и если да, то каким образом? Влияют ли памперсы на этот процесс? И помогают ли этому ранние высаживания с рождения и естественное пеленание? Как приучить ребенка к горшку? Об этом мы решили расспросить опытного детского невролога, практикующую в Центре традиционного акушерства и семейной медицины и ведущую психологических семинаров в центре «Волшебный ребенок» Елену Прудник.

Главное правило родителя

«Прежде всего, всем родителям следует усвоить одну простую вещь: нужно расслабиться и отпустить ситуацию до какого-то определенного момента, вместо того, чтобы эмоционально реагировать на каждую лужу и неудачу ребенка, даже если, казалось бы, прогресс был уже налицо. Потому что эта сфера (испражнений и мочеиспускания) целиком и полностью принадлежит вашему ребенку и только ему самому решать, когда переходить от мокрых штанов, постели или подгузников к горшку и туалету. К этому процессу взрослый не должен относиться оценочно: ни в коему случае нельзя ругать ребенка за то, что он не дотерпел до горшка и не стоит быть слишком эмоциональном, стараясь подбадривать малыша всякий раз, когда он «не промахнется»: это может привлечь его внимание и вовлечь его в своеобразную игру с вами, когда ему будет интересно посмотреть на вашу реакцию. Но ненавязчиво похвалить человека за то, что он отконтролировал свой процесс в организме иной раз можно, при этом, вовлекая его в процесс мытья горшка, выливания содержимого в унитаз, спускания воды в туалете или стирки испачканных штанишек.

Весь этот тонкий процесс зависит от зрелости центральной нервной системы. Пока она не созрела, малыш, понимая, что он - мокрый и осознавая факт процесса дефекации, не сможет ловить позывы и терпеть, пока не доберется до горшка. Ему нужно пройти несколько стадий до финальной степени успеха:

  • осознавать сам факт (момент) мочеиспускания и дефекации и различать состояние «мокрый» - «сухой»
  • чувствовать работу сфинктеров и «ловить» момент позыва непосредственно перед тем, как сходить в туалет (но не обязательно еще бежать на горшок в этот момент)
  • подавать знаки взрослому перед туалетом и терпеть до тех пор, пока взрослый не предложит «высадить» ребенка
  • и, наконец, самостоятельно справляться со своими естественными нуждами и днем, и ночью во время сна».

О временных рамках нормы и исключениях из правил

«У здоровых доношенных детей навыки опрятности формируются от 1 года до 2-х лет в зависимости от их степени брезгливости и внимательности и чуткости родителей. Если ребенок физически не выносит мокрой одежды и грязи, уже в год ему может быть настолько неприятно испражняться в штаны, что он сам постепенно перейдет на горшок или начнет подавать явные знаки родителям перед туалетом. То же касается родителей, которые с раннего детства высаживают детей, понимая их секретный язык и «ловя» их знаки позывов. Они могут чаще «попадать» в цель и сажать детей на горшок вовремя. Но и в 2-2,5 года ребенок может вполне еще иметь право писаться в штаны и в кровать. Надо лишь помнить, что рано или поздно примерно в этом возрасте он точно будет хотеть ходить на горшок самостоятельно.

Ночью малыш может писаться до 3-3,5 лет, это вполне нормально для его незрелой нервной системы. Высаживать ночью крепко спящего ребенка не возбраняется, но и особого эффекта не принесет, кроме сухих пеленок в кровати. Когда мозг ребенка окончательно созреет, он сможет просыпаться сам от того, что хочет в туалет.

Важно понимать, что, если родители слишком требовательны к ребенку в этом щепетильном вопросе и настаивают сильно, малыш может отказываться, так какиспражнения – личная зона ребенка. Если мама нервничает, настаивает, даже ругается, ребенок может замкнуться и выработать подсознательно невротическую реакцию с регрессом, на зло будет стремиться к обратному и бежать за шторку, демонстративно делая лужу или кучку в штаны».

О том, как помочь ребенку перейти от луж к горшку

«Чтобы избежать, обратной реакции, нужно показывать детям наглядный пример. Если родители и старшие браться и сестры показывают малышу, куда нужно ходить в туалет, путем подражания рано или поздно он к этому привыкнет.

Настоятельно рекомендуется в год снять ребенку памперс на большую часть времени и дать понять малышу, что у него есть испражнения (моча, кал), как они пахнут и насколько в них ему комфортно находиться. Позыв от мочевого пузыря поступает в мозг, а затем уже – в мышцы брюшной полости и сфинктеры. Ребенок на первом этапе должен сначала увидеть следствие, а потом уже понять, что этому предшествует и что происходит в сам момент мочеиспускания/дефекации. Дома следует менять постоянно трусы, при этом не обязательно постоянно ходить за ним с горшком, и только на улицу в холодное время года можно надевать памперс после 1 года.

Говоря о сторонниках естественного пеленания, нужно отметить, что раннее высаживание и натуральные многоразовые подгузники на процесс созревания нервной системы, к сожалению, не влияют. Как ни стараются ответственные родители высаживать по любому знаку малыша днем и ночью с его рождения и стирать хлопковые подгузники, процесс осознания позыва все равно наступает не раньше года. Итак, главное правило во всем – действовать без фанатизма и уметь доверяться организму ребенка».

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram . Всего 1-2 поста в день.

Многие родители сталкиваются проблемой высаживания ребёнка на горшок. На вопрос: «Как научить детей ходить на горшок?» можно дать целый список ответов, нужных советов. Этому и будет посвящена наша статья.

Причины, по которым малыш не ходит на горшок

  1. Боязнь горшка.
  2. Возраст ребёнка. Часто родители допускают ошибку, когда начинают высаживать ребёнка с полугода. Такие усилия будут безрезультатны.
  3. Неправильное поведение родителей. Если мама или папа начинают ребёнка критиковать или ругать, то такое поведение только усугубит ситуацию, и малыш не захочет ходить на горшок.
  4. Болезнь или стресс. Если ваше чадо болеет, то оно может не проситься на горшок. И это нормальное явление. Либо ребёнок перенёс какой-то стресс, например, разлука с мамой может выбить его из колеи, и он будет писать в трусики.
  5. Дитятко занято другими важными делами. Он может просто заиграться и совсем забыть о том, что хотел сходить облегчиться. В этом случае тоже нельзя его критиковать, нужно только объяснять, чтобы в следующий раз он обязательно попросился.

Причины детской боязни

Существует несколько факторов, при которых ребёнок боится ходить на горшок.

  1. Боязнь чего-то нового и неизвестного. Малыша нужно приучать к этому важному элементу постепенно, а не сразу: посадил - сиди, пока не сходишь. Сами-то взрослые на горшок не ходят, и ребёнку не очень понятно, зачем ему это.
  2. Дискомфорт. Бывают горшки глубокие, без спинки на которых сидеть дискомфортно. Возможно, по этой причине ребёнок не ходит на горшок.
  3. Проблемы со здоровьем. Возможно, ваш ребёнок перестал ходить на горшок по причине возникновения болевых ощущений в момент испражнения. В этом случае обязательно нужно обратиться за помощью к специалисту.

Как увлечь ребёнка, чтобы он перестал бояться горшка?

  1. Заинтриговать и заинтересовать малыша - вот как научить детей ходить на горшок. Например, придумайте, что этот незнакомый предмет - летающий корабль, который скоро будет отлетать на другую планету. По пути он должен забрать одного человека, чтобы показать ему, как красиво и весело на другой планете. Развивайте мысль дальше. Можно придумать свою историю. Пусть ребёнок вас слушает. Вот увидите, как он непроизвольно сядет на горшок и сделает своё дело.
  2. Чтобы научить ребёнка ходить на горшок, обязательно должна быть поддержка и одобрение со стороны родителей после каждого испражнения. Малыш должен знать, что если он сам сходил, да еще за это его и похвалили, значит, он всё сделал правильно, и он большой молодец.
  3. Как научить детей ходить на горшок? Очень просто. Нужно ходить на него с любимой игрушкой. Наверняка у вашего малыша есть любимая кукла или какой-нибудь мультипликационный герой. Пусть вначале игрушка сходит на горшок, а потом посадите ребёнка.
  4. Не стоит ругать малыша, если он не успел и замочил штанишки. Такое поведение родителей, когда они начинают критиковать или даже ругать свою кроху, неверное. Ребёнок вскоре будет думать, что горшок - это плохо, поскольку родители его постоянно ругают.
  5. Оставить наедине. Попробуйте посадить ребёнка на горшок, а сами выйдите. Возможно, он подумает и сделает своё дело без вашей помощи.
  6. Горшок должен всегда находиться в поле зрения малыша. Он должен к нему привыкнуть.

В каком возрасте ребёнок должен самостоятельно проситься на горшок?

Ответить однозначно на вопрос: «Когда ребёнок должен ходить на горшок?» нельзя. Ведь каждый ребёнок индивидуален, у каждого разное воспитание, свои генетические особенности. Сложнее всего приучать активных и эмоциональных малышей, а также мальчиков, поскольку им труднее управлять мышцами для реализации осознанного процесса.

Но сказать конкретно, что ребёнок должен в 1 год проситься и садиться на горшок - неправильно. Некоторые дети, конечно, же садятся в таком возрасте. Но это точно не осознанный процесс, а машинальный. Когда же наступит ваш "звёздный час", зависит от отдельно взятого малыша.

Зачастую детки начинают привыкать к этому неотъемлемому предмету и проситься на него в период 1,5-2 года. Если ваш ребёнок не ходит на горшок в этом возрасте, то это пока не страшно, волноваться не стоит.

С 2 до 3 лет малыш уже сам начинает проситься, поскольку он чувствует в таком возрасте, что мочевой пузырь уже наполнен, а потому пора идти и делать своё дело. Даже если ребёнок, которому исполнилось 4 года, заиграется и намочит штанишки, то это тоже будет являться нормой. К 6 годам дитя уже само должно осознанно проситься и самостоятельно себя обслуживать, без помощи взрослых.

Поэтому точно указывать, в какой период нужно высаживать ребёнка, нет смысла.

Но если вы заметили, что кроха сам начинает показывать на горшок либо спускать трусики, а может, он играл 2 часа, и ни разу не ходил в туалет, то тогда можете смело начинать малыша высаживать. Поскольку его время пришло.

Как научить ребёнка ходить на горшок в ночное время

Если ваш малыш уже осознанно просится на горшок в дневное время, а ночью вы до сих пор кладёте его спать в подгузнике, то пора приучать его к ночному высаживанию. Как научить детей ходить на горшок в ночное время? Об этом написано ниже.

Вначале объясните ребёнку, что вы кладёте его спать в трусиках, и если он захочет писать, то должен разбудить маму и попроситься на горшок. В противном случае он попросту будет спать в мокрой одежде на мокрой кровати.

Когда ребёнок должен ходить на горшок? Детки в возрасте 2-2,5 года уже задерживают мочеиспускание и перестают просыпаться ночью. Но перед сном всё же обязательно следует посадить малыша на горшок. А если он на ночь пил компот или воду, то ночью его нужно разбудить и определить на нужное место.

С каждой неделей вы будете замечать прогресс. И настанет тот день (или та ночь), когда ребёнок самостоятельно слезет с кровати и сядет на свой любимый горшок, или же вовсе будет терпеть до самого утра.

Признаки, по которым можно понять, что ребёнка уже пора высаживать на горшок

  1. Негативные эмоции малыша, связанные с нахождением в мокрых трусиках.
  2. Готовность ребёнка любыми своими действиями, словами или даже жестами показать родителям, что он хочет в туалет.
  3. Кроха начинает самостоятельно снимать низ одежды.
  4. Ребёнок неизменно ходит по-большому приблизительно в одно и то же время.
  5. Дитятко способно оставаться сухим на протяжении 2 часов подряд.
  6. Малыш понимает значение слов «покакать» и «пописать», а также знает, в чём разница.

Выбор детского горшка для вашего малыша

Одной из причин, по которой ребёнок отказывается ходить на горшок, является неудобство самого, так сказать, сосуда. Важно, прежде чем приучать малыша к горшку, выбрать для него подходящую модель.

Отличным вариантом будет горшок из пластмассы. Он лёгкий, удобный, ребёнок сам может его передвигать.

Также горшок должен быть со спинкой, чтобы малышу было удобно сидеть.

Если у вас мальчик, то следует покупать горшок овальной формы с выступом впереди. Для девочки подойдёт обычный горшок круглой формы.

Для ребёнка-егозы отличным вариантом станет горшок с подставками для ног. С него малыш не упадёт и, возможно, ему даже понравится сидеть, поставив ножки на подножку.

Конечно, внешний вид тоже имеет значение. Лучше выбирать красочные яркие варианты, чтобы на них можно было обратить внимание. Сейчас в детских магазинах можно найти большой выбор горшков, начиная от различных зверушек и заканчивая креслами.

  1. Выберите подходящее время, когда ребёнок хочет в туалет. Это может быть после сна (если он проснулся сухим), после улицы или еды.
  2. Помогите ребёнку привыкнуть к горшку. Если дома есть дети постарше, то попросите их сесть на горшок в качестве наглядного примера. Обычно, когда малыши смотрят на своих братиков или сестричек, они вскоре начинают повторять за ними.
  3. Садите мальчика исключительно на горшок. Не нужно предлагать садиться на унитаз. Толку от этого не будет.
  4. Заинтересуйте своего сыночка. Попробуйте наклеить на горшок наклейки с его любимыми героями из мультфильма.
  5. Мальчики понимают, что им нужно сходить на горшок тогда, когда они голенькие. Если температура помещения позволяет, то пусть он походит голышом, а вы время от времени напоминайте ему, что пора садиться.
  6. Чаще сажайте своего сыночка на горшок. Но не переусердствуйте. Через каждый час нет необходимости его высаживать. Всё должно быть чётко в положенное время.
  7. Не торопите сыночка привыкать писать стоя. Пусть вначале научиться делать это в сидячем положении.

Приучаем к горшку девочку

Девочек к горшку приучают немного по-другому, нежели мальчиков. Главное в таком обучении - последующая правильная гигиена половых органов. Маленьким барышням нужно объяснять, что вытирать попу следует спереди назад. Если же девочка ещё мала для такой процедуры, то вытирайте ее сами, но научите её подтираться салфеткой после мочеиспускания.

Нередко, когда девочки привыкают к горшку, у них воспаляется мочевой пузырь. И тогда о каком обучении может идти речь! В этом случае поход к врачу обязателен, а процесс привыкания необходимо отложить на неопределённый срок.

Чтобы начать приучать вашу малышку к горшку, сначала отучите её от подгузников. Надевайте обычные трусики. И когда они станут мокрыми, малышка почувствует дискомфорт и задумается о том, что нужно было садиться на горшок.

Как приучить ребёнка к горшку, если он вообще не понимает, для чего нужен этот предмет?

Чтобы ваш малыш понял, зачем у него в спальне стоит предмет под названием «горшок», вы должны демонстративно и без упущения всех мелочей продемонстрировать ему, для чего предназначен этот инвентарь.

Вначале вы должны рассказать и показать, как его достать, в каком месте открыть. Затем растолковать ребёнку, зачем необходимо снимать трусики, как их потом надевать, что делать с мочой, куда её выливать. Также покажите ему, как и где нужно мыть горшок, расскажите малышу, что горшочек нужно снова поставить на своё место.

На самом деле все эти манипуляции относительно горшка деток очень заинтересовывают. Поэтому берите ситуацию в свои руки и увлекайте малыша.

Теперь вы точно знаете, как научить ребёнка ходить на горшок. Также вы в курсе, как действовать, чтобы ваш малыш самостоятельно начал ходить на горшочек и перестал его бояться. Вы, родители, главные помощники для своих деток. И в таком деликатном деле, как приучение к самостоятельному испражнению, вы должны предпринимать все возможные усилия, чтобы ваш малыш охотно и заинтересованно садился на этот неотъемлемый предмет интерьера детской спальни.

Малыш, который впервые увидел самого себя без подгузника, может очень удивиться тому, что между ног у него течет водичка. Однако, несмотря на восторг и умиление родителей, а также на их уверенность в том, что памперс снят – значит, ребенок скоро сядет на горшок, а там уже и до унитаза недалеко, сам он может быть совершенно противоположного мнения, и продолжать делать свои «дела» совершенно не туда, куда бы так хотелось его родителям.

Как это обычно бывает?

Сегодня в интернете и специализированных журналах для родителей можно найти просто огромное количество информации о том, как правильно приучать ребенка к горшку. Внимательно изучив все, что найдено, мамы уже подготавливаются морально к тому, что их чадо должно «созреть» для осознанного восприятия и понимания горшка к двухлетнему возрасту. И если ранее знакомство с горшком носило лишь эпизодический характер и постоянно откладывалось, то после двух лет мама точно знает о том, что уже пора! Только потому, что так написано на сайтах и в умных журналах.

Конечно, это очень хорошо, если все действительно получается так, как написано – малышу показывают горшок, показывают или объясняют, что в него нужно писать, и он безо всяких пререканий и возражений, допустив, возможно, пару-тройку промахов, принимает то, что какать и писать ему отныне нужно на горшок либо в унитаз.

Вариант немного усложняется, когда у малыша что-то не получается или он просто не понимает, чего же от него хотят. Если родители не лишены творческого мышления, они вполне могут придумать увлекательную игру с подарками и призами, которая будет мотивировать их ребенка ходить на горшок. Может быть куплен интересный горшок, можно попробовать для начала писать в ванну или просто смывать за собой самостоятельно, - все эти действия, как отдельно, так и в комплексе, рано или поздно помогут приучить ребенка ходить в туалет в специально отведенное для этого место.

Однако имеет место быть и третий вариант. Ребенок уже перерос свой двухлетний возраст, но устойчивое желание ходить на горшок или в унитаз никак не посещает его, даже, несмотря на все уговоры, подарки, игры и другие способы. Малыш был не раз отруган, бывал наказан, проводились разного рода разъяснительные беседы, он даже научился сам убирать за собой и стирать испачканные штанишки – но все тщетно. Измученным родителям уже начинает казаться, что за все это время они вполне бы могли научить ходить в туалет даже самое маленькое и самое глупое животное. При этом видно, что сам-то ребенок прекрасно знает и понимает, чего от него так настойчиво требуют родители, и как нужно сделать для того, чтобы они были довольны, но он просто упорно не желает какать и писать в горшок и с тем же упорством отстаивает свое право, даже если и понимает, что такое упрямство вредит ему самому.

Если нежелание ребенка садиться на горшок не воспринимается его родителями, как нечто злое и намеренное, то мама вскоре начинает понимать, для отсутствия сформированного у ребенка условного рефлекса какать и писать в специальное место, существует определенная, но веская причина. Вполне возможно, что это – следствие перенесенного стресса или заболевания, как бы то ни было, причина в жизни ребенка присутствует всегда, а неумение или нежелание делать что-то, чего от него просят, является явно только симптомом какой-то причины. Родителям важно понять самим, что проблема не в ребенке, который не хочет этого делать, а у ребенка, который не может сделать то, что от него просят. Только в этом случае совместными усилиями удастся преодолеть кризис с горшком, который иногда может затянуться очень надолго.

Что делать?

Для начала запомните основное правило – будьте на стороне ребенка. Только так можно преодолеть любые сложности, кризисы и детские проблемы вообще, независимо от возраста или состояния. Без соблюдения этого правила, все остальные приемы и рекомендации просто не работают настолько эффективно, насколько могли бы. На самом деле сказать – я всегда на стороне своего ребенка – гораздо проще, чем сделать это, и не в какой-то один определенный момент, а ежедневно, ежесекундно и на протяжении всей жизни. Если ребенок не слушается, не понимает, о чем его просят, старается все делать по-своему, но совершенно не так, как нужно и можно, если при этом мама устала, на нее накатила раздражительность и злость, только через данное правило в полной мере проявляется безусловная любовь родителей к их чаду.

Быть на стороне ребенка – значит позволять и ребенку и самому себе быть такими, какие вы есть, не совершенными и идеальными, а обычными людьми, со всеми слабостями способностями, слабыми и сильными сторонами личности.

Желательно, чтобы на стороне ребенка была не только мама, но и вся семья. Мама может понимать настоящие причины нежелания малыша ходить на горшок сколько угодно, однако процесс этот может затянуться очень надолго, если маме не удастся перетянуть на свою сторону и всех остальных. Задача мамы – объяснить окружающим, отчего происходит именно так, и научить их грамотно реагировать на несдержанность ребенка, не фиксируя при этом негативное внимание на то, что ребенок не может пока сделать.

Помните, что на вашей проблеме не сошелся свет клином. Расслабьтесь, отпустите, забудьте на время, не переживайте и тогда все может измениться гораздо быстрее, чем вы думаете. В конце-концов, вспомните о том, что каждый, без исключения, ребенок уже умеет писать и какать в унитаз к своей свадьбе.

Возьмите себе на заметку и другие способы, которые могут оказать помощь в преодолении нежелания малыша ходить на горшок:

Привлеките знающих людей. Пусть это будет врач или детский психолог, те самые специалисты, которые действительно способны помочь и ребенку, и его маме разобраться с проблемой и решить ее. Только профессионал способен оценить масштаб трагедии, так как он-то точно понимает, что нежелание ребенка ходить на горшок является только верхушкой айсберга, не причиной, а следствием. Ребенок по сути своей всегда старается быть для своих родителей хорошим, и если что-то он делает плохо, то на это всегда есть самые веские причины. И если специалист поможет родителям разобраться в том, что же скрывается за несдержанностью ребенка, и постарается с этим грамотно поработать, то у малыша само собой отпадет желание ходить в туалет куда попало.

Работайте со своим ребенком совместно со специалистами или самостоятельно. Выбирая такой путь решения вопроса, маме нужно в первую очередь понять, следует ли воспринимать подобное поведение ребенка, как протест против чего-то. Часто взрослые стараются строго регламентировать жизнь своего ребенка, тем самым совсем не оставляя ему места для его «Я», возможности спонтанно выразить и проявить себя в таком качестве, в каком ему хочется. Тем самым маленькому человеку не остается ничего, кроме приема пищи и выделительных функций, которыми он и пытается управлять и даже протестовать против навязанного ему режима жизни. Остановить такое протестное поведение в силах только взрослые, часто при участии детского психолога, путем расширения зоны прав и возможностей маленького человека в семье.

При условии исключения или проработки фактора протеста, существуют еще два совершенно полярных способа, которые могут помочь маме добиться желаемого от малыша:

Запрет. Заставлять ребенка ходить на горшок любыми способами – вот самое плохое, что могут сделать для него родители. Удерживать на горшке силой, делать ребенку клизмы, кричать на него и наказывать за лужи в неположенных местах – такие действия имеют даже свое название в психологии и называются они «война за горшок». А при каких бы то ни было военных действиях, проиграют, в любом случае, все. Такой способ может лишь привести к дополнительным психологическим травмам у малыша, которые уже точно потребуют помощи специалистов. Запрет может формироваться родителями и посредством навязывания ребенку чувства стыда за то, что он не выполняет просьб взрослых, что, в свою очередь, формирует в ребенке «травму мазохиста».

Разрешение. Позволить ребенку писать и какать где и как он сам хочет – вот самое хорошее, что могут сделать для него родители. Но при этом обязательно нужно показывать ему, как это делают остальные. Стремление делать как взрослые и всячески им подражать настолько сильно в любом ребенке, что благодаря этому инстинкту он самостоятельно придет к тому, чтобы ходить в туалет, куда положено. Кроме того, мама всегда может показать ребенку поведением или словами, насколько это неудобно, когда кто-то какает и писает где попало: испачканный ковер нужно стирать, а на лужице можно поскользнуться, упасть и больно удариться.

Позвольте ребенку все!

Если родители позволяют своему ребенку быть уникальным и в плохом смысле тоже, то фиксации на этом «плохом» не происходит, а значит, не появляется и желания манипулировать и управлять взрослыми. Возможно, способ «разрешения» сложен и может быть даже невозможным для того, кто сам рос в семье, которая была построена на системе наказаний и запретов. Кроме того, в этом случае уже у взрослого может возникнуть чувство несправедливости, так как в свое время, его всегда и жестко пресекали за все, что можно, а ребенку все должно разрешаться и прощаться.

Если вы столкнулись с такой деликатной проблемой у своего малыша, и не имеете сил или возможности справиться с этим самостоятельно, преодолейте неловкость и обратитесь за помощью к профессионалам, не оставайтесь наедине с проблемой, которую просто не умеете гармонично разрешить. Но при этом также не забывайте опираться на собственное чутье, любовь к своему ребенку и понимание его, как личности.

Растите здоровыми!

В этой статье:

Приучение к горшку – несложная на первый взгляд задача. Что может быть проще? Купил горшок, познакомил с ним ребенка и готово. Но на деле очень часто не все так радужно. Нередко кроха, ознакомившись с этим предметом, протестует и упорно отказывается пользоваться им. Как быть маме, если ребенок не ходит на горшок?

Прежде всего, следует ответить на три вопроса. Созрел ли малыш для этого? Почему ребенок боится горшка? Как помочь ему победить свой страх?

В каком возрасте нужно приучать ребенка к горшку?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Можно сказать, что это зависит от того, чью точку зрения в таком вопросе займет мама. На сегодняшний день существует три варианта ответа, все они отличаются друг от друга, имеют обоснование и право на существование. В общем, выбор за родителями.

Первую точку зрения излагают сторонники естественного родительства. Они практикуют «высаживание» крохи с первых дней его жизни, и утверждают, что впоследствии проблем с горшком у их малышей не возникает.

Второй вариант, который приветствуют люди старшего поколения, наши мамы и бабушки - классика советского воспитания. Последователи этого течения уверены, что, как только ребенок научится самостоятельно хорошо сидеть, его необходимо знакомить с горшком. При этом возраст малыша составляет немногим более полугода.

Третья группа, самая распространенная на сегодняшний день, включает современных педиатров и детских психологов, считающих, что ребенка следует приучать к горшку в том возрасте, когда он способен контролировать свои выделительные функции. При этом называют довольно-таки «солидный» возраст – не ранее полутора-двух лет.

До тех пор, пока кроха не научится контролировать свою физиологию, приучение к горшку может превратиться в трудоемкий, нервный процесс, результатом которого с высокой долей вероятности может стать боязнь горшка у ребенка.

Как определить, что ребенок готов ходить на горшок?

Малыша легко приучить к горшку, когда он готов к этому. Ребенок не хочет садиться на горшок, потому что не созрел. Готовность к освоению такого навыка приходит индивидуально и не всегда зависит от возраста. Поэтому родителям в этом вопросе не нужно ориентироваться на то, что крохе уже исполнилось полтора года, или что соседский малыш уже давно подружился с горшком. Определить готовность можно только по отдельным признакам.

Приучение к горшку пройдет без проблем, если малыш научился:

  • подниматься, садиться на корточки, наклоняться;
  • легко поднимать мелкие предметы, складывать их;
  • понимать речь;
  • произносить отдельные слова;
  • сообщать о том, что ему надо;
  • просыпаться сухим после дневного сна;
  • испытывать неудобство от нахождения в мокром белье;
  • снимать и надевать подгузник;
  • показывать или говорить о том, что ему пора в туалет;
  • отличать сухое и мокрое.

О готовности ребенка говорят и его подгузники. Если они все дольше остаются сухими, значит, кроха научился контролировать свой мочевой пузырь.

Важным условием успешного освоения будет отсутствие страха перед горшком, поэтому действовать нужно аккуратно, поощряя и хваля малыша. Прежде чем начать, маме желательно изучить опыт других, почитать литературу и услышать мнение современных педиатров. Необходимо выбрать именно тот способ, который окажется эффективным для конкретного малыша.

Нельзя забывать о том, что ребенок – личность, и в воспитании его нужен индивидуальный подход. Самое главное при этом для родителей – сохранять спокойствие. Худшее из того, что можно сделать в процессе приучения к горшку – это ругать кроху за его неудачи и не пытаться понять, почему он отказывается писать в горшок. Терпение – главный помощник.

Чего делать не стоит?

Если коротко обозначить ненужные действия при приучении к горшку, то они будут следующими:

  • несвоевременное начало приучения;
  • формальный, техничный подход к процессу;
  • чрезмерная настойчивость, строгость и наказание;
  • нерегулярность и отсутствие системы.

Для успешного приучения к горшку важно правильно определить время, оптимальное для конкретного малыша. Если мама решила дождаться осознанного подхода к делу, то не стоит начинать раньше, чем ребенок начнет ходить, а еще лучше - не раньше полутора лет.

Если же мама сторонница раннего высаживания, то начинать можно, как только кроха начнет хорошо сидеть. Но в этом случае необходимо отдавать отчет себе в том, что в таком раннем возрасте результат будет проявляться лишь в экономии подгузников, а устойчивых навыков пока добиться невозможно, для этого кроха созреет немного позже.

Часто родители не учитывают кризис одного года и не понимают, почему ребенок, который раньше не сопротивлялся, теперь отказывается ходить на горшок. Такое явление не должно пугать - кризис обязательно закончится, малыш повзрослеет и научится.

Если ребенок ни в какую не садится на горшок, выгибается, плачет, маме лучше не настаивать и отложить процесс приучения на месяц-другой. Чрезмерная настойчивость вместо ожидаемого результата может привести к совершенно противоположным последствиям.

Вернувшись к этому позднее, маме можно попытаться создать у малыша другое настроение, заменив технический процесс на игровой. Стоит показать, как пользоваться горшком на примере куклы или любимой мягкой игрушки. Ну и, конечно, хвалить малыша. Очень важно поощрять его за то, что у него получилось проконтролировать себя и вовремя сказать маме о своих потребностях.

Даже если ребенок совсем не просится на горшок, необходимо в течение дня дать возможность ему побыть без подгузника. Это нужно, чтобы малыш мог заметить, когда происходит опорожнение кишечника и мочеиспускание и какие ощущения сопровождают эти процессы. Поэтому рекомендуется начинать приучение в теплое время года.

С крохой надо говорить, сообщать ему, что с ним произошло. «Ты пописал (покакал)», можно сказать «пи-пи» или «а-а-а», если ребенок еще плохо говорит, чтобы впоследствии он мог обозначить свое желание.

Зачастую ребенок боится садиться на горшок, потому что он пугается увиденного. Очень важно успокоить его, похвалить, сказать, что сделанное им – правильно. Бывает, что малыш хочет потрогать содержимое горшка. Маме нужно объяснить, что этого делать нельзя. Важно при этом не повышать голос.

Если у крохи не получилось, не нужно ругать его и наказывать. Важно реагировать на это в положительном тоне.

В процессе приучения нужно выбрать золотую середину между строгостью и поощрением. Нельзя ругать малыша, иначе ребенок может перестать проситься на горшок. Но и слишком бурно хвалить его и, тем более, дарить подарки тоже не стоит. Это может сформировать устойчивую потребность во внимании и снизить при этом способность самоконтроля. Достаточно спокойной похвалы мамы.

Обучение требует системы. Начиная делать это, мама должна быть твердо уверена, что она готова и сможет уделить процессу необходимое время.

Причины боязни горшка

Как приучить ребенка, который боится горшка? Прежде всего, следует разобраться, что вызвало такую реакцию. Ребенок отказывается сидеть на горшке по различным причинам.

Не следует забывать о таком явлении, как кризис одного года. Распространена ситуация, когда малыш до этого возраста терпеливо выполнял требования мамы, но потом вдруг ребенок перестал проситься на горшок. Многие дети в год протестуют против любых действий родителей, в том числе и против попыток усадить их на горшок.

Другой причиной, по которой ребенок игнорирует горшок, может быть сильное увлечение игрой, в процессе которой он просто не замечает, что ему надо в туалет, и не контролирует свои потребности. В этой ситуации, чтобы ребенок и в дальнейшем не перестал писать в горшок, ругать его ни в коем случае нельзя.

Способность быстро освоить горшок зависит от пола. Девочки обучаются этому легче и быстрее, а вот мамам мальчиков нужно запастись терпением.

Говоря о причинах неудач, вспомним о поспешности и несвоевременности. Часто мама просто спешит, ориентируется не на возможности малыша, а на окружение. То и дело родственники и знакомые рассказывают о том, что в этом возрасте давно пора, а их ребенок не какает в горшок. И тогда в угоду своим амбициям, родители навязывают крохе то, до чего он попросту не дозрел и совершенно не готов принять. Это частая причина того, что ребенок отказывается от горшка.

Ребенок плачет на горшке, если боится. Малышам свойственно опасаться новых предметов. Может быть, горшок куплен недавно, и кроха еще не привык к нему? Причиной боязни может стать агрессивно-настойчивое поведение мамы в процессе приучения. Часто впечатлительный ребенок отказывается какать на горшок, когда его громко ругают, то есть реакция на порицание совершенно противоположная той, которую хотела получить мама.

Причина может быть и физиологической - например, . Твердый кал причиняет болевые ощущения малышу, и тогда горшок будет долго ассоциироваться с болью. В этой ситуации важно вовремя определить, почему ребенок боится горшка, и устранить причину запора. Если этого не сделать, ситуация усугубится, а запор станет психологической проблемой.

Неудачи в этом деле могут преследовать родителей в случае отсутствия тесного эмоционального контакта с ребенком. Упорное высаживание малыша по часам без учета его желания может привести к тому, что ребенок будет отказываться садиться на горшок.

Размышляя о том, что делать, если ребенок боится горшка, маме следует подумать:

  • не поспешила ли она со сроками начала приучения;
  • привык ли малыш к горшку, который только приобрели;
  • нет ли запора у крохи;
  • не слишком ли агрессивны и навязчивы действия мамы при ознакомлении с горшком;
  • не вызывают ли слова и действия старших боязнь и тревожность малыша.

Что делать?

Что же делать родителям, если ребенок стал бояться горшка? Прежде всего, хочется порекомендовать маме не спешить. Не надо создавать себе и крохе дополнительных сложностей. Если очень хочется заниматься приучением к горшку с самого раннего возраста, и есть уверенность в своей правоте и силах, можно попробовать.

Малыша можно высаживать по часам, а также после еды, сна, предугадывая его физиологические потребности. А можно не делать этого до тех пор, когда ему не исполнится полтора-два года. Научить заново будет легче, чем учить после того, когда ребенок из-за неумелых действий родителей перестал ходить на горшок.

Если сложилось так, что ребенок боится какать в горшок и совсем не воспринимает его, лучше просто отпустить на время ситуацию. Малышу так же, как и маме, нужно время, чтобы успокоиться. Не надо давить на него. Настойчивость в этой ситуации может усугубить проблему. Через месяц следует повторить попытку.

Можно порекомендовать родителям действовать наглядно. Ребенок любит подражать. Поэтому объяснить ему, для чего нужен горшок, можно на примере куклы, другой игрушки, старшего брата или сестры, на своем примере. Даже если не заострять внимание малыша на этом и действовать ненавязчиво, природная наблюдательность победит.

Если ребенок перестал какать в горшок, можно попробовать сменить место, в котором произошла неудача. Может помочь перестановка горшка в другую комнату или замена его на детский стульчак для унитаза и подставку для ног.

Можно приучать ребенка, который не сидит на горшке, с помощью игры. Высаживание куклы поможет крохе научиться относиться к этому как к необходимости и обыденности. Можно придумать сказку о том, как стали дружить горшочек и малыш, как часто они скучают друг без друга.

В случае когда причиной нелюбви к горшку является запор, потребуется медицинская помощь. Консультация у гастроэнтеролога поможет наладить питание и стул ребенка. Если же запор перешел в стадию психологического, то поможет психолог. Усилия родителей совместно со специалистом обязательно приведут к нужным результатам.

Воспитание малыша – нелегкий и ответственный труд. Не важно, кроха только родился или уже подрос - относиться к нему всегда нужно как к личности. Об этом необходимо помнить и при вырабатывании навыков пользования горшком. Это станет успешным только в случае готовности малыша. Поэтому не стоит отчаиваться, нервничать и ругать ребенка, который в 2 года боится горшка. Скорее всего, малыш просто не умеет контролировать себя и благодаря маминому терпению, спокойствию и любви совсем скоро научится этому.

Полезное видео о том, как приучить ребенка к горшку